Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Пути и проблемы повышения социальной ответственности российских компаний

Большую роль в развитии КСО играют общественные и некоммерческие организации, ряд крупных бизнес-объединений. Можно сказать, что для крупного, а иногда и среднего бизнеса становится привычной практикой разработка и публикация социальных отчетов, создание специализированных разделов на своих сайтах, размещение сообщений о деятельности в области корпоративной социальной ответственности в информационных материалах и рекламных объявлениях.

Тем не менее подавляющее большинство участников этого процесса, включая признанных иностранных экспертов в области КСО, признают, что существующие международные стандарты и подходы к развитию КСО с огромным трудом приживаются на почве российского бизнеса.

По оценкам отечественных специалистов, КСО (в его международном понимании) занимаются в России от силы 100 компаний, и то только те, которые так или иначе работают за границей.

Если в части подготовки нефинансовой отчетности наши компании достигли определенных успехов, то в части внедрения международных стандартов особо похвастаться нечем. Многие предприниматели и менеджеры, отвечающие за КСО в крупных компаниях, отмечают, что процесс внедрения концепций корпоративной социальной ответственности в формате международных стандартов остается формальностью.

Это касается и планирования мероприятий по КСО, и процесса принятия решений в части финансирования и выбора тех или иных программ, осуществляемых в рамках КСО. При этом как исследователи, так и практики отмечают, что большая доля различных благотворительных и социальных проектов реализуется собственниками и руководителями бизнеса вне каких-либо концепций или корпоративных программ. И значительная часть таких инициатив, включая внутрикорпоративные волонтерские благотворительные инициативы, остается вне информационного поля.

Почему западные стандарты корпоративной социальной ответственности так сложно приживаются в России?

Сложность внедрения международных принципов и практики КСО было бы легко объяснить недоразвитостью нашего рынка (надо сказать, таких попыток сегодня предостаточно), если бы не огромная социальная и благотворительная активность российских предпринимателей.

Опрос, который в рамках реализации медиапроекта проводился более чем в 80 региональных отделениях крупнейшего бизнесобъединения Всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" - "ОПОРА-Созидание", показал, что индивидуальная и коллективная благотворительность, реализация предпринимателями различных социальных проектов имеет место во всех регионах без исключения. Однако лишь половина из этих предпринимателей готовы так или иначе публично делиться информацией о своих достижениях в этой области.

Очевидно, что структура социальной активности предпринимательства и подходы к ее реализации в России иные, чем на Западе. Подтверждает это и история российского предпринимательства. Несмотря на семь десятилетий строительства социализма, до наших дней сохранились храмы и больницы, театры и музеи, построенные на деньги российских предпринимателей. Надо заметить, что эти и многие иные добрые дела - результат деятельности конкретных предпринимателей и предпринимательских фамилий, но никак не результат корпоративной активности.

В то же время в США и Европе многие благотворительные и социальные проекты еще в ХIХ в. стали реализовываться именно в корпоративном формате, а это значит, что причину различий в подходах к социальной активности предпринимательства надо искать вовсе не в "отставании" российского рынка или "недоразвитости" нашей корпоративной культуры. Причины в различном отношении российского и западного человека к тому, что такое "хорошо", а что такое "плохо", во взгляде на заботу о ближнем или на совершение добрых дел. Наконец, в представлениях о том, что есть грех и каковы пути личного спасения человека.

Второй характерной чертой нашего общества является очень высокая роль государства и государственных чиновников. Компании практически ежедневно так или иначе сталкиваются с давлением со стороны государства или его служащих. Во многом именно решения государства или местной власти диктуют российским компаниям необходимость и характер их активности в области КСО. Немудрено, что при этом любая такая деятельность воспринимается предпринимательским сообществом как попытка обложения дополнительными податями. Здесь кроется и причина низкой эффективности подобных мероприятий. Если под давлением власти складывается отношение к корпоративной социально направленной деятельности как к дополнительному "налогу", то основной задачей предпринимателя становится минимизация этих дополнительных расходов. При этом ряд исследований, в частности исследование "2011 Cone/ Echo Global CR Opportunity Study", проведенное компаниями Cone Communications и Echo Research в десяти странах мира и посвященное изучению уровня социальной ответственности бизнеса и отношению населения этих стран к ее проявлениям, указывают на то, что большой объем благотворительной и социальной деятельности осуществляется российскими предпринимателями не в рамках своих компаний по корпоративной социальной ответственности, а самостоятельно, вне корпоративной жизни. Чаще всего такая деятельность не афишируется. Причиной этого, как видится, является также следование духовным и культурным традициям. Наше общество веками воспитывалось и формировалось в православной традиции. И хотя 70-летний период советской власти оказал пагубное влияние на несколько поколений, тысячелетнюю историю православия на Руси невозможно вычеркнуть.

Цель православного христианина - это не просто спасение души, это личное обожение, то есть спасение не через внешнее обустройство или юридически зафиксированное количество добрых дел. В выполнении своей социальной миссии человек, рожденный в православной традиции, обращает больше внимания на действия, которые способны дать ему прежде всего внутренний духовный результат, внутреннее духовное удовлетворение, а не внешнее признание за внешнее обустройство. Неудивительно, что развитие КСО в России не может идти и не идет по западному сценарию. В исследовании "Из России с любовью. Национальный вклад в глобальный контекст КСО", выпущенном в 2008 г. по инициативе компании "РусАл", упоминаются слова Брука Горовица, исполнительного директора The International Business Leaders Forum (IBLF) в России: "Ни одна из базовых концепций корпоративной социальной ответственности, как мы ее понимаем на Западе, где есть давление со стороны населения, прессы, гражданского общества, акционеров и других заинтересованных сторон, - ничего из перечисленного не срабатывало в России и, похоже, не работает и сейчас..." Вывод очевиден. В России налицо иная мотивация, иная природа социально направленных действий предпринимательства. При этом для российского предпринимателя часто становится важной реализация личностной социальной или благотворительной миссии. И на осуществление такой миссии многие российские предприниматели готовы тратить значительные средства, размер которых часто не имеет отношения к каким-либо объективным корпоративным финансовым показателям. Не вызывает удивления также тот факт, что социальная и благотворительная деятельность российских предпринимателей носит достаточно "хаотичный" характер, а социальные проекты российских компаний или имеют значительный перевес благотворительности, или направлены "внутрь" компаний - на собственных сотрудников и их семьи (обучение, поддержка и пр.). Конечно, сегодня на российском рынке есть множество примеров реализации программ корпоративной социальной ответственности, построенных с учетом бизнес-интересов, возможностей использования мероприятий КСО для формирования положительного имиджа, продвижения своих продуктов и услуг, а также для установления и поддержки связей с властью. Однако это или крупные компании, структура акционерной собственности которых размыта, или компании, активно работающие на западных рынках, или компании, принадлежащие западному капиталу и вынужденные соответствовать единым стандартам, которых придерживаются их владельцы.

Есть ли выход? Видится, что аналогом сегодняшней ситуации в КСО может служить история 15- летней давности, когда началась дискуссия о сосуществовании российской и международной систем финансовой отчетности. Как известно, при сохранении обеих форм компромиссным решением тогда стало развитие системы оценки финансовой надежности компаний, в частности развитие рейтинговых агентств.

Именно развитие национальной системы оценки реализации социальной ответственности бизнеса может стать тем решением, которое не только сделает возможным бесконфликтное сосуществование различных подходов к КСО, но и придаст новый стимул развитию социально ответственного бизнеса.