Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Религии древнего востока

Что такое религия? Как и когда она возникла? В чём её смысл и сущность?

Религия - один из самых ярких феноменов истории человечества. Многие достижения и поражения, взлеты и падения, подвиги и преступления рода человеческого в целом, так и отдельных его представителей так или иначе были связаны с религией. Большую часть времени исторического существования человечества - религия постоянно присутствовала в жизни человек. В значительной мере она сохраняет свое влияние и сегодня. В век компьютерных технологий, также как и тысячи лет назад, значительная часть людей исповедуют ту или иную религию, относят себя к той или иной религиозной общине.

С античного времени и по сей день человечество ищет причины возникновения религии. Много лет назад появилась наука- религиоведение, основанная на научном, философском и теологическом подходах в исследовании религии. Задача религиоведения – привлечь внимание к религии как таковой, осветить ее роль в жизни общества и отдельного человека, сориентировать в разнообразии религий и религиозных конфессий, их происхождении, истории, современном состоянии и взаимоотношениях, особенно в вопросах религиозного опыта собственного народа и исторически связанных с ним религий.

Религия является закономерным результатом развития культуры, ее необходимой составной частью на всех этапах развития человечества. Различные вероисповедания аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной мере являются хранителями культурного наследия народов и государств. Поэтому люди должны признавать права на существование и равноценность иного мировоззрения, иного типа мышления, проявлять терпимость, уважать взгляды и позиции друг друга и, конечно, отказаться от любых видов силового давления.

Как точно появилась религия неизвестно. Известно, что она помогает найти утешение человеку, показывает другую сторону человеческой жизни, помогает избежать воздействия от злых сил. В религии люди ищут путь к спасению от несовершенства земного существования, к избавлению от страданий, к бессмертию, к вечной жизни на небесах.

Основная часть

В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Религиозные представления развивались в соответствии с эволюцией человеческого общества. Если в древнейший период существовали примитивные религиозные представления, то с развитием человеческой цивилизации религии становились все более развитыми и сложными. Религиозные идеи воплощались в мифах. Для почитания богов строились многочисленные храмы, которые обслуживали жрецы.

Рассмотрим, какие существовали религии в странах Древнего Востока – Древнем Египте, Древней Месопотамии, Палестине, Ближнем Востоке, Древней Индии, Древнем Китае, Иране.

В Древнем Египте и Месопотамии господствовал политеизм (многобожие). В Древнем Египте боги еще представлялись людям в виде животных. Впоследствии богов стали изображать с человеческим телом, но с головой животного. Традиция представлять богов в таком виде сохранялась на протяжении всего существования древнеегипетской цивилизации.

Египтяне почитали Солнце, связывая с ним идею существования мира и вселенской справедливости. Наиболее почитаемым божеством Солнца был бог Амон-Ра, которого представляли в человеческом образе.

Фараон считался божеством, сыном бога Солнца Амона-Ра, его почитали как символ благосостояния и процветания страны, носителя высшей божественной силы. Во время важнейшего ритуала фараон бросал в Нил свиток папируса с приказом разливаться, таким образом олицетворяя собой силы плодородия страны. Религиозное представление о фараоне как о высшем божестве было важной чертой государственных культов Древнего Египта. Грандиозные усыпальницы фараонов — пирамиды — воплотили идею религиозного величия власти фараонов.

В Месопотамии начало развития религиозных систем связано с шумерскими городами-государствами. Именно здесь возник пантеон богов, ставший основой местного политеизма.

В Древней Месопотамии считалось, что каждый город имел своего бога-покровителя. Здесь часто менялись политические лидеры, возвышались новые державы: шумерские города-государства, Аккад, Вавилония, Ассирия. Политические изменения вызывали и изменения в пантеоне богов. Побеждавший город навязывал всей стране своего бога, ставил его во главе пантеона.

Около VI в. до н. э. в Индии начал формироваться буддизм. Основателя этого учения прозвали Буддой (пробужденным), так как он утверждал, что постиг путь, который поможет человеку обрести спасение. Будда говорил, что вся земная жизнь — это страдания, порожденные неудовлетворенными желаниями. Путь спасения человека — избавление от желаний и выход души из сансары, круга перерождений, в нирвану — состояние душевного покоя и растворения в окружающем мире. По закону кармы (воздаяния за поступки, совершённые при жизни) можно переродиться либо в высшее существо (даже в божество), либо в низшее (например, в животное).

В Древнем Китае в V в. до н. э. начали складываться два религиозных течения — даосизм и конфуцианство, в которых большую роль играло философское осмысление окружающего мира. В истории Китая это был период кризиса политического могущества и морали в обществе. Основателем даосизма считается Лао-цзы. Согласно учению даосизма, в мире господствует дао, которое непознаваемо для человека. Поэтому человеку не надо преобразовывать мир или бороться с ним, а надо наблюдать, как он устроен, и жить с ним в гармонии. Тот, кому это удается, достигает совершенства, растворяется в дао и, по утверждению даосов, этим достигает бессмертия.

Основатель конфуцианства — Кун-цзы (Конфуций) — был чиновником и утверждал, что зло происходит из-за неправильно организованного управления обществом, из-за того, что люди забыли древние традиции и не исполняют их. По мнению Конфуция, страна должна строиться как семья с правителем-отцом и детьми-подданными. Для достижения порядка в стране Конфуций требовал правильного исполнения ритуалов разными социальными группами. Каждый человек должен сознательно и самостоятельно выполнять свои задачи. Это обязан делать и император, и каждый чиновник. Конфуцианство со временем стало официальной идеологией китайского государства. На основе конфуцианства и даосизма в Китае и во всех соседних странах сформировались представления об устройстве мира

Важный шаг в развитии религиозных идей был сделан древними евреями, которые проживали в Палестине на Ближнем Востоке. Они сформировали представление о едином и всемогущем божестве — Яхве. Этот бог не имеет какого-либо конкретного воплощения, а проявляется в жизни людей через чудесные события или в виде атмосферных явлений: грозы, туч, сильного ветра и т. д. Такая религиозная идея получила название монотеизм, или единобожие — почитание только одного Бога.

Религию евреев называют иудаизм. Термин происходит от названия еврейского племени Иуды, которое являлось самым многочисленным. О происхождении этой религии повествуется в Ветхом Завете Библии. Иудаизм сформировался в XVII в., его становление связано с именем пророка Моисея. Евреи считали, что пророки говорят непосредственно со слов Бога Яхве. Согласно Ветхому Завету, Бог приказал Моисею вывести евреев из египетского рабства. После этого евреи расселились в земле, которая была им обещана Богом, — в Палестине.

Все основные идеи иудаизма изложены в Ветхом Завете. В иудаизме первые пять книг Ветхого Завета носят название Тора (Учение) и до сих пор почитаются иудаистами, так как считается, что их автором был сам Моисей. Их иногда называют еще Пятикнижием Моисея. Здесь изложены основные 10 заповедей иудаизма, которые, по преданию, были переданы Богом через Моисея. Заповеди содержат как религиозные предписания, так и моральные нормы. Поэтому в широком смысле иудаизм — это комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев.

Зороастризм возник около VII–VI вв. до н. э. среди иранских племен. Он получил распространение в Персидской державе, объединившей Иран, Месопотамию, Ближний Восток, Египет. Под его влиянием в гигантских масштабах началось слияние ближневосточных культур. Предание называет основателем религии пророка Заратуштру (по-гречески Зороастра), учившего, что в мире постоянно идет борьба добра и зла. Для спасения от зла необходимо очиститься от него в мыслях, словах и делах, тогда после смерти душа человека будет взята в рай. Если же на «весах правосудия» перевесят злые мысли и поступки, душу ждут страдания и мрак. Священной книгой зороастризма является «Авеста». Многие идеи этой религии были восприняты христианскими и мусульманскими мыслителями.

Христианство – наиболее распространённая и одна из самых развитых религиозных систем мира. Это, прежде всего, религия Запада. Но христианство тесно связано с Древним Востоком и его культурой. Оно многими корнями уходит в культуру Древнего Востока, откуда оно черпало свой богатый поэтический и ритуальный потенциал.

Как религия появилась сравнительно поздно, в условиях уже развитого общества с острыми социальными, экономическими и политическими противоречиями.

Основная идея христианства – идея греха и спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает их всех.

В целом христианство в лице различных церквей и сект является, не едва ли наиболее распространённой мировой религией, доминирующеый в Европе и Америке,а также в ряде регионов Азии. Однако именно в Азии, то есть на Востоке, христианство распространено слабее всего.

Ислам – третья из развитых монотеистических религий. Она также возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм. Эта религиозная система сложилась на базе двух её предшественников. Священной книгой мусульман является Коран.

Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, части населения Африки. Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии.

Краеугольным камнем религиозной теории мусульман, основным кредо ислама является широко известная фраза: “Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его”. Здесь только один Аллах – Бог единственный и безликий, высший и всемогущий, творец всего сущего и его верховный судья. Роль Мухаммеда в возникновении ислама трудно переоценить. Именно он был основателем новой религии, определил её основные параметры, сформулировал суть её принципов и придал ей её неповторимую специфику.

Заключение

В первоначальных религиях Древнего Востока отчетливо видны черты анимизма – веры в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевлённых предметов, приписывание им разума и сверхъестественного могущества. Однако зарождавшиеся государства нуждались в единой религиозной системе, поэтому появились пантеоны — признанные государством храмы богов с официальным культом. Таким путем возникли многие политеистические (политеизм – многобожие) религии. Во всех государствах сформировались сплоченные сословия жрецов, которые занимались осуществлением религиозного культа. Одновременно храмы становились центрами зарождавшихся научных знаний: астрономии, математики, геометрии, медицины. Первая монотеистическая религия появилась у древних евреев. Буддизм, первая мировая религия, возник в Индии и оттуда распространился на Дальний Восток.