Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Абстрактная композиция и начало проектирования

Содержание:

Введение

«...Абстракция устраняет из теории все несущественное. Если вы вводите абстракцию умело и ведомы своим чутьем (интуицией, если угодно), то вы отбрасываете несущественные отношения» (Ж. Дьедонне).

Абстрактное искусство является концептуально новым и вызывающим большой интерес художественным языком, который представляет актуальную и перспективную сферу для создания иной системы эстетических представлений и нового понимания художественной ценности.

Тенденция к абстрагированию действовала в истории искусства всегда. Характерно, что уже в каменном веке существовало искусство предельно геометризированных символов, геометрическая орнаментация орудий и человеческого тела. Эта общая закономерность формообразования, присущая всем видам изобразительного искусства –преображение изображения в конструкцию, конкретного в абстрактное. Художественные приёмы, созданные мастерами абстрактной живописи, оказались чрезвычайно интересными и плодотворными для современной художественной культуры. Сегодня эти методы активно используются в декоративно-прикладном искусстве, дизайне, фотографии, компьютерной графике и других видах творческой деятельности человека. Как человек творческий я не могла не заинтересоваться темой Абстрактная композиция и начало проектирования.

Целью моей курсовой работы является формирование понимания неразрывной связи между абстрактной композицией и таким многогранным творческим процессом как проектирование и особенно дизайн- проектирование.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1.Проанализировать источники по теме

2.Проследить историю становления абстракционизма

3.Определить термины композиция, абстрагирование, абстракция

4.Рассмотреть понятия проект, проектирование, виды и методы

5.Установить влияние законов композиции на формирование объекта проектирования

6.Сделать логические заключения.

Глава 1

1.1 Возникновение и развитие абстрактной живописи

Абстрактная живопись представляет собой направление, отказавшееся от изображения в работах форм реальной действительности. Тенденция к абстрагированию была присуща в истории искусства всегда.

Зарождение абстрактной живописи связывают с тем, что художники стали «высвобождать» заложенные в самой природе живописи такие выразительные средства, как фактура, цвет, линия, пятно, выдвигая на первый план такой аспект, как зрительная конструкция – архитектоника произведения. До начала 20 века в изобразительному искусстве главную роль занимала классическая (академическая) живопись, но в самом конце 19 века в некоторых Европейских странах, в первую очередь во Франции и Германии, а потом уже и в России начали образовываться новые художественные течения, получившие название – модернизм[1](от лат. «modern» - новый, современный). Направления, течения и школы модернистского изобразительного искусства возникали не зависимо друг от друга в разных странах. Они имели кроме многих различий одно общее – уход от академизма, реализма. Началом рождения абстракционизма многие считают 1910 г. когда В. В. Кандинский в Германии в Мюнхене выставил свое первое в истории искусства абстрактное произведение (акварель) и выпустил трактат «О духовном искусстве». В этом трактате он обосновывал свой инновационный метод открытий и науки того времени. Абстракционизм становится новым мощным движением, в рамках которого возникают разные направления. Часть художников перестаёт изображать реальные предметы, их перестаёт вдохновлять реальный мир. Большую роль в этом также сыграло бурное развитие фото искусства способное передать все нюансы модели намного лучше любого художника. Исходя из этого, мастера кисти были освобождены от некоторых задач, с которыми могла успешно справиться фотография. Художники абстракционисты строили свои композиции при помощи формальных элементов: линия, цветовое пятно и отвлеченная конфигурация формы. В течение десятилетий после первой работы В. В. Кандинского абстракционизма претерпевал разные изменения, активно внедрялись другие авангардные направления. В рамках абстракционизма были созданы не только картины, но и скульптуры и всевозможные инсталляции. Яркими представителями абстракционизма считаются: Кандинский, Малевич, Мондриан. Со времени у них появилось много последователей, каждый из которых вносил свою лепту в возникновение абстракционизма. Применялись новые техники нанесения красок, новые принципы создания композиций. Кандинский, обосновывая свои собственные художественные творения, обращался к теософским трудам Блаватской. Мондриан активно использовал в своих произведениях чистые линии и цвета. Малевич был создателем и ярым последователей теории супрематизма. В основе их метода рисования лежало стремление к «гармонизации», поиску определённых цветовых сочетаний и геометрические форм, целью которых было вызвать у зрителя разнообразные ассоциации. Супрематизм[2] мыслится Малевичем как философия космологического порядка, способная проникнуть в тайны мироздания. Вместе с тем в стремлении создать культуру «единого человечества» Малевич уделяет внимание вопросу участия искусства в оформлении вещей при их чисто утилитарном происхождении. Эта обращенность как к «надличностному», так и к вещному миру определили две стороны концепции: одна сторона - это стремление понять предельные основы мира, а также некоторая прагматичность. Другая сторона обусловлена стремлением познать универсальные законы мира посредством творческой интуиции. Беспредметное искусство рассматривается в качестве метода «чистого познания», освобожденного от идеологического, религиозного или образного диктата и возведенного в онтологический статус духовной энергии «знаков-форм». Второй полюс предопределен интересом к жизненным реалиям и связан с поиском универсального способа гармонизации мира через его переустройство. Исходя из представления, что мир, сотворенный человеком, аналогичен миру природы, Малевич[3] обращается к природе как образцу рационального устройства и источнику вселенского творческого начала.

После начала второй мировой войны центром абстракционизма стал США (Дж. Поллок, А. Горкин, В. Кунин, Фр. Клейн, М. Тоби, М. Ротко). Из Парижа в Нью-Йорк переехали многие художники. Важную роль в искусстве США сыграли художники из России. Можно сказать, что это период очередного переломного момента в искусстве, когда содержание, или концепция, стало важнее, чем само изображение на холсте, и положило начало новой эры в искусстве — постмодернизму. В 1960 году начался новый виток расцвета абстракционизма. Это направление в искусстве и сегодня остаётся востребованным и актуальным.

1.2 Направления в абстрактной живописи

В абстракционизме можно разграничить два четких течения - это геометрическая Абстракция, основанная на чётко очерченных конфигурациях, к нему можно отнести К. С. Малевича ,П. Мондриан и отчасти Р. Делоне и лирическая абстракция в которой композиция формируется из свободных, текущих форм, это работы Кандинского и мастеров объединения «Синий всадник». А также в абстракционизме[4] можно выделить некоторые самостоятельные течения, такие как кубизм, лучизм, неопластицизм, орфизм, супрематизма, ташизм.

Первым художником в России, который осознанно и последовательно отказался от предметных изображений в живописи был В. В. Кандинский. Он стал родоначальником беспредметной живописи, предпочитая абстрактную живопись академизму.

Супрематизм – это отказ от изображения оболочки и использование простейших форм. Основоположником супрематизма был К.С. Малевич. Новый метод мастер назвал супрематизмом (от лат. Supremus – наивысший). Программным его произведением можно без раздумий назвать знаменитый «Чёрный квадрат».

«Дупло прошлого не может вместить гигантские постройки и бег нашей жизни. Как в нашей технической жизни мы не можем пользоваться теми кораблями, на которых ездили сарацины – так и в искусстве мы должны использовать формы, отвечающие современной жизни».

К.С.Малевич.

Стремление уйти от реальности привело его к увлечению космосом (он был одним из авторов известного спектакля «Победа над солнцем»). Космические композиции художник называл «планитами» и «архитектонами». Они, по мнению художника, символизировали идею всемирного динамизма.

Значение для всемирного искусства К. С. Малевича не ограничивается только картинами, как и многие его современники, он был ещё и философствующим художником.

В Голландии в 1912 году рождается одно из направлений абстрактной живописи–неопластицизм. Основоположники неопластицизма были: П. К. Мондриан и Т. Ван Дусбург. Группа «Де Стейл» была основана в 1917 году и под тем же именем журнал, выпускавшийся до1922 года. Участники этой группы полностью изгоняли «человеческое начало» из своего искусстваи создавали полотна с расчерченными сетками линий и поверхностно изображали прямоугольные ячейки, которые заполнялись чистым однородным цветом. По мнению П.К. Мондриан – это выражало идею чистой пластической красоты. Его цель была создать живопись «лишенную индивидуальности» и в силу этого, обладающую мировым значением.

В России в 1918-20 годах возник основанный на идеях супрематизма конструктивизм, объединивший графиков Эль Лисицкого, А. М. Родченко и скульпторов К. С. Мельников, А. А. Веснина и других. Концепцию направления изложил А. А. Веснин: «Вещи, создаваемые современным художником, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности». Одну из важных ролей в становлении конструктивизма сыграл «Баухауз»- художественное объединение, которое было основано в 1919 году в Германии архитектором В.Гроплусом (П. Клее, В. В. Кандинский, Эль Лисицкий и др.).

Особенно радикальным направлением абстрактного искусства был ташизм (от фр. Tache – пятно). Ташисты не использовали в своей живописи кисти. Они разбрызгивали, выплескивали краски на холст и затем растирали их по поверхности. Яркими представителями ташизма можно назвать: Вольфганг Шульце, Жорж Матьё ,Ханс Хартунг, Пьер Сулаж, Жан Базен, Антонио Саура, Эмилио Ведова, Асгер ,Пьер Алешинский, Анатолий Зверев, Евгений Михнов-Войтенко, Серж Поляков, Андрей Михайлович Ланской, Лидия Мастеркова.

    Жорж Матьё был знаменитым представителем ташизма в Европе, приблизивший технику ташизма к спектаклю. Он проводил сеансы живописи в присутствии публики, на их глазах он писал на холстах закорючки, запятые и точки. Во время своих шоу он был облачён в средневековый костюм, что вызывало некоторую театральность его сеансам живописи.

Кубизм (от Фр. Cubusme) – это одно из модернистского направления в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи. Цель кубистов – разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и на холсте изобразить его в двухмерном пространстве. Работы кубистов всегда легко узнать благодаря их плоскостному решению с визуальным анализом цветовой среды и простейшей линейной перспективой. В этом направлении одним из самых значимых художников является Ж. Брак. Он изображали в своих работах один и тот же предмет с нескольких ракурсов одновременно. «Я не художник – революционер. Я не ищу исступления. Прорыва мне достаточно. Я люблю правило, которое умеряет эмоцию» - утверждал Ж. Брак.

Орфизм[5] (франц. Orphisme от Orphee Орфей) – течение в западноевропейской живописи, основанное в 1910 году близкое к кубизму и футуризму. Орфисты (Р. Делоне, Ф. Купка, Ф. Пикабия, М. Дюшан) стремились выразить динамику и музыкальность ритма пересечением плоскостей. Черты характерные орфизму – концентрические круги и диски контрастный цветов создающий у зрителя ощущение движения и ритма. Название этому виду живописи было дано в 1912 г. Аполлинером. Орфизм связан с кубизмом, но вместе с тем обнаружил близость и к другим модернистским течениям - футуризму и экспрессионизму. Термин «орфизм» был изобретен Аполлинером (орфизм как культ Орфея) и впервые в октябре 1912 года публично заявлен во время лекции посвященной современной живописи.
Аполлинер и сам не мог понять возникшего нового направления. Всё произошло из-за путаницы, царящей и поныне, произошло это из-за того, что Аполлинер неосознанно спутал две взаимосвязанные проблемы. Ему следовало выявить их различия, прежде чем пытаться соединить их. С одной стороны создание Делоне живописных средств было полностью основано на цвете Термин "орфизм" впервые появилось в статье Аполлинера "Die moderne Malerei» в журнале Der Sturm в феврале 1913. Это и было начало путаницы. В начале своей статьи Аполлинер подчёркивает то, что две новые живописные тенденции, показавшиеся ему наиболее важными, это с одной стороны кубизм Пикассо, а с другой - орфизм Делоне. Это эстетическое суждение может казаться спорным, но оно и в сегодняшней реальности остается совершенно резонным и обоснованным. К сожалению, Аполлинер после этого приводит список художников испытавших на себе влияние этих двух мастеров Пикассо и Делоне. Путаница наблюдалась и в дальнейшем тоже и в списке последователей Пикассо (Брак Метсенже, ГлезГрис и Мари Лорансен) и в списке последователей Делоне - это плод чистой фантазии, поскольку в него включены одновременно Леже Пикабиа, Мари Лорансен, Марсель Дюшан и в Германии - Кандинский,[6] Марк Мейднер, МаккеЯвленский, Мюнтер и Фрейндлих не говоря уже об итальянских футуристах, оказавшихся последователями художника, которого они резко отвергали. В книге "Художники-кубисты" (Париж 1913 г.) он окончательно и бесповоротно уже причисляет к орфистам Пикассо, Делоне, Леже, Пикабиа, Дюшана, а также Пьера Дюмона и Анри Валанси. В ноябре 1913 г., подводя итоги первого Осеннего салона в Берлине ("Soireesde Paris") он говорит в заключение о Делоне и его жене, затем воздает должное ,Леже Метсенже Пикабиаи итальянским футуристам и заканчивает таким неожиданным образом: "...это историческая выставка и если орфизм впервые появился в Салоне независимых, то здесь мы стали свидетелями первого Салона орфизма". 
На самом деле этот термин, обозначавший сначала только живопись Делоне распространился, благодаря Аполлинеру на весь авангард, кроме ортодоксального кубизма Пикассо. Потому-то все и воспринимали Делоне как лидера этого нового направления.

 Лучизм – представляет собой одну из первых систем беспредметной живописи в практике мирового художественного авангарда, разработанных М.Ф.Ларионовым. Первые произведения Ларионова были созданы в 1912 и в конце года показаны на экспозициях «Мира искусства» в Москве и Петербурге. Лучистская живопись в последствие оказалась самым важным экспонатом на организованных выставках Ларионова «Мишень» весной 1913 и «Номер 4. Выставка картин. Футуристы, лучисты, примитив» весной 1914.

В ранних своих работах художник так называемого «реалистического лучизма» ещё сохранял фигуративное изображение – «Стекло» (1912. Музей Соломона Р.Гуггенхайма, Нью-Йорк), «Лучистая колбаса и скумбрия» (1912. Музей Людвига, Кёльн). Важной особенностью «реалистического лучизма» можно назвать наличие в нём анималистических сюжетов: «Петух» (1912. ГТГ), лучисто-кубистическая «Голова быка» (1912. ГТГ), «Лучизм» (1912–1913. Коллекция Е.Б. и А.Ф.Чудновских, Санкт-Петербург) Ларионова; «Кошки» (1913. Музей Соломона Р.Гуггенхайма, Нью-Йорк) Н.С.Гончаровой и другие. В 1912 Ларионовым были созданы и первые беспредметные лучистские композиции, геометрия картины которых больше не связывалась с изображением какой-то определённой формы. Другой сюжет в лучистском творчестве Ларионова представляют гораздо более свободные по живописному исполнению «Коричнево-жёлтый лучизм» (1912–1913. Частная коллекция, Париж), «Лучистская композиция. Преобладание красного» (1913–1914. МоМА). Суть лучизма была изложена в 1913 году в одноимённом трактате Ларионова. В том же году Ларионов объявил о начале новой стадии в развитии лучизма . В пневмолучистскихпроизведениях 1913 – начала 1914 содержатся весьма интересные и продуктивные попытки обогащения живописной практики. В композиции «Солнечный день» (1913–1914. Центр Помпиду) яркая, цветная живопись сочетается с наклейками на холсте из папье-маше, эта спонтанность воплощения замысла с большой силой проявилась в построенной на хаотическом перекрещивании густых красочных мазков «Лучистой композиции. Преобладание красного». В ряде произведений художника  – «Пляж» (1913–1914. Музей Людвига, Кёльн), «Лучизм» (1913–1914, БГХМ) – Ларионов пытается обогатить живопись путём введения в картину знаков (чёрных нот или же крестов), получающих в картине новую структурообразующую роль. В дальнейшем развитии часто знаки были использованы в беспредметной живописи. Художник разработал теорию лучизма, основывающее всем предшествующим развитием искусства, напоминая о существовании множества равнозначных стилей – от египетского и ассирийского до новейших кубизма, футуризма, орфизма.

Замысел лучизм – это связь в единой гармонии и видимого материального мира и мира духовных проявлений. Ларионов обосновывал свою теорию достижениями современной науки, пытаясь найти для неё опору в таких различных источниках, как физическая теория радиоактивности, и также математические и мистико-философские идеи П.Д.Успенского о «четвёртом измерении». Лучизм[7] оказывался на практике различным образом связан с современными ему художественными поисками в живописи и поэзии авангарда; также можно проследить в лучизме и определённые параллели с эстетическими идеями русских символистов. Одной из самых интересных была идея художника, что в живописи «копии не существует», то есть о возможности создать лучистское произведение, используя как источник вдохновения другое произведение искусства. Ларионов частично применял этот метод в своей практике: так, пневмолучистские «пляжи» 1913–1914 в какой-то степени навеяны его же более ранними тираспольскими и одесскими пейзажами, а в «Венере на бульваре» (1913–1914. Центр Помпиду, Париж) с некой иронией он переосмысливает опыт художников итальянского футуризму.

Как видим из данной главы, направления абстрактной живописи очень разнообразны и инновационные, но их всех объединяет одно главное – это уход от реализма в новую креативную и неизведанную творческую реальность, которая даёт возможности для поиска новых и неожиданных направлений и тенденций, как в художественном искусстве, так и за рамками его, находя все новые креативные еще неизведанные возможности для реализации творческого потенциала.

1.3 Композиция как основа средства выразительности в искусстве

Композиция[8](от лат. Compositio–составление, связывание) – это построение художественного произведения, которое обусловлено его содержанием, характерами во многом определяющие его восприятие. Композиция представляет собой важнейший организующий элемент любой художественной формы, которая придаёт произведению единство и целостность, соподчиняющую все компоненты друг другу и в целом.

Можно сказать, что навыки и знания законов композиции помогает более интенсивно и плотно раскрыть творческий потенциал личности и реализовать поставленные цели.

В композиции существует два непременных условия композиции: первое - равновесие и второе – единство и соподчинение. Это её основные законы.

Рассмотрим, что представляет собой равновесие в композиции. Композиционное равновесие – это такое состояние композиции, при котором существует баланс всех элементов между собой. Чтобы выполнить гармоничную композицию из некоторого количества элементов,

принципиально важно, чтобы композиция была едина. Это выявляетсяв единстве пластичного решения, смыслового и образного раскрытия темы, а также в единстве формообразования, фактурном и колористическом единстве композиционного решения. Единство можно достичь путем соподчинения. Прежде чем начать разбираться в различных вариантах соподчинения, надо обратить в первую очередь внимание на композиционный центр, соподчинение происходит в основном между центром и прочими элементами композиции. Композиционный центр несёт смысловую нагрузку и является выразителем художественного образа. Если же между частями нет ничего общего, тогда и целое они образовать не смогут. Но не существует таких частей (или вещей), которые могли бы быть абсолютно различны, потому что все вещи одной и той же природы и, значит, содержат общее. Различие между вещами относительно. Поэтому, нужно понимать гармонию целого, как гармонию Вселенной. Подытожим вышеизложенное: определение и познание гармонии напрямую зависит от определения и познания, связи между частным и общим. Когда мы ставим задачу организации гармоничной композиции из некоторого количества элементов, необходимо следить, чтобы она (композиция) была едина. Единства композиции можно добиться путем соподчинения её элементов. Но прежде чем разбираться в различных вариантах соподчинения, следует обратить внимание на организацию композиционного центра, потому, что соподчинение происходит в основном

между центром и прочими элементами. Композиционный центр является выразителем художественного образа и несёт смысловую нагрузку. Познакомимся с таким понятием как Абстракция (от лат. Abstractio–отвлечение) - это мысленное отвлечение в процессе познания от тех или иных свойств а также связей предмета или явлений для того чтобы выделить их существенныепризнаки.Абстрагирование – это один из основных процессов умственной деятельности человека, который опирается на знаковые преобразования и позволяет превратить в объект восприятия разные свойства предметов. Коротко можно сформулировать так, Абстракция и абстрагирование – это упрощение реальности.

Абстрактная (формальная) композиция[9] - ограниченное место взаимного расположения составных элементов (объектов) картины (линий, форм, цвета, фона). В творчестве этот способ и путь показать мысли и идеи именно таков, каковым его художник осознанно или подсознательно чувствует или ощущает. Абстрактная композиция[10]состоит из первоэлементов - точки и линии и несёт в себе законы композиции, принципы и средства гармонизации художественной формы. Абстрактная композиция имеет доминанту, динамичный, структурно встроенный, но достаточно уравновешенный центр и имеет единство стиля через нюанс, ритм, тождество. Принципы организации и характер восприятия Абстрактной композиции отличаются от композиции[11] тем, что в ее основе лежит не повествование и не констатация факта, а сам процесс становления, порождения, происхождения качества художественности и оппозиционности визуальной формы в единстве с ее собственным эмоционально-чувственным содержанием. Можно сказать, что композиционный процесс подчиняется не логике сюжетного повествования об отношениях внешних для зрителя персонажей (за жизнью которых он наблюдает со стороны, как в первом случае), и не законом контрастного противопоставления некоторого визуального факта его воспринимающему как во втором случае, где зритель сам выступает в роли персонажа, действующего сообразно с характером активности данного визуального факта, а именно принципу тождества, предельного соответствия внутреннего, чувственного переживания человека самой природе художественности и композиционной с воплощением этих чувств в визуальной форме. Если сюжетная композиция строится как визуальное отображение чувства гармонии, то абстрактная композиция строится как визуальное воплощение гармонии самого художественно-композиционного чувства. В абстрактной композиции мы не увидим что-либо узнаваемое из реального мира. Она способствует тому, что зритель входит в мир чувств, чтобы внутренние эмоции откликнулись только на цвет, фактуру, палитру, движения линий.

Вывод.

В первой главе мы ознакомились с возникновение и развитием абстракционизма, его направлениями, а также такими понятиями как абстрагирование, Абстракция и абстрактная композиция.

К данной главе было выполнено практическое задание: абстрактная композиция на основе понятия «радость». Композиция была выполнена в пяти разных вариантах, с использованием таких материалов:

  • скульптурная масса
  • проволока
  • пряжа
  • папье-маше
  • бумажные салфетки

В связи с тем, что я делаю только первые шаги в работе с абстрактной композицией, для меня, как для новичка, очень сложно отойти от обычных форм к абстрактным.

Из практического задания можно сделать вывод, что для выполнения абстрактной композиции требуются навыки, которые появляются только в процессе практики.

Из этого материала можно сделать логическое заключение том, что понятия абстракционизм, абстрагирование и абстрактная композиция имеют нечто общее присущее всем вышеперечисленным понятиям – это более полное и глубокое выделение, понимание сущности объектов и явлений, отбрасывание всего ненужного и второстепенного для того чтобы сконцентрироваться на главном.

Примеры абстрагирования в нашей жизни встречаются довольно часто и помогают нам определять и достигать цели.

Можно сказать, что умения и выполнение абстрактных композиций помогает развивать навыки абстрактного мышления. Это важно не только для художников и дизайнеров, но и необходимо в таких профессиях:

- врачи;

- профессора в высших учебных заведениях;

- научные работники;

- инженеры-электрики;

- адвокаты;

- IT- специалисты и разработчики;

- инженеры и конструктора;

- менеджеры по продажам;

- финансисты и аналитики;

- специалисты по недвижимости.

Как видим занятие абстрактной живописью не только развивают художественные навыки и открывают мир красоты, но и помогают развивать абстрактное мышление, ставить и достигать новые цели и добиваться успеха в жизни, а также приносить пользу обществу.

Глава 2

2.1 Проект

В связи с актуальностью внедрения компьютерных систем обработки информации в нашу повседневную жизнь, растут масштабы и сложности в деятельности предприятий, особенно в условиях жесткой конкуренции и это способствует тому, что все большее и большее число компаний развивает и использует методы управления проектами. В наше время даже и малые фирмы, осуществляющие относительно небольшие проекты[12] и чаще начинают систематически подходить к подготовке, а также планированию и контролю осуществления проектов с использованием методов и средств управления проектами. Роль компаний, которые специализируется на разработке и планированию проектов сильно возросла. Можно сказать, что на сегодняшний день управление проектами – это одна из самых быстроразвивающихся управленческих дисциплин.

Рассмотрим поближе понятие проекта. Проектом называют ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, необходимые составные проекта это установленные требованиями сроки, результаты, рамки расходования средств и ресурсов, и организационная структура. Формулировки понятий проекта не претендуют на единственность и полноту охвата всех признаков вводимого понятия. Основными отличительными признаками проекта являются:

− признак изменений (целенаправленный перевод из существующего в некоторое желаемое состояние, описываемое в терминах целей проекта);

− признак ограниченной конечной цели;

− признак ограниченной продолжительности;

− признак ограниченности бюджета;

− признак ограниченности требуемых ресурсов;

− признак новизны для предприятия, которое реализует проект и для

рынка предполагаемого спроса на создаваемый в проекте продукт (услугу);

− признак «комплексности» (большое число факторов прямо или косвенно влияющих на прогресс и результаты проекта);

− признак правового и организационного обеспечения (специфическая организационная структура на время реализации проекта);

− признак разграничения с другими проектами предприятия.

Проекты сильно различаются по сфере приложений, по составу, попредметней области и масштабам, длительности, составу участников, степени сложности, влиянию результатов и т. п. Существует много разнообразных проектов, и они могут быть классифицированы по различным признакам.

Классификационные признаки проектов:

− класс проекта – по составу и структуре проекта: монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований) и включающий в свой состав ряд моно- и мультипроектов;

− тип проекта – по основным сферам деятельности, где осуществляется проект: технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;

− вид проекта – по характеру и области проекта: инвестиционный (создание или реновация основных фондов, требующих инвестиций); инновационный (разработка и применение новых технологий, других нововведений, обеспечивающих развитие систем); научно-исследовательский; учебно-образовательный; смешанный;

− длительность проекта – по продолжительности осуществления проекта: краткосрочные (до двух лет), среднесрочные (до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

− масштаб проекта – по размерам бюджета, количеству участников истепени влияния на окружающий мир: мелкие, малые, средние, крупные(можно масштабы проектов рассматривать в более конкретной форме межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные,

проекты одного предприятия).

Можно увидеть некоторые особенности, которые отличают виды проектов друг от друга:

− инвестиционные проекты – проекты, для которых определены и фиксированы цель, расходы, срок завершения и продолжительность; требуемые ресурсы и фактическая стоимость проекта зависят в первую очередь от хода выполнения работ и прогресса каждого проекта; необходимые мощности должны предоставляться в соответствии с графиком и сроком готовности этапов и завершения проекта;

− научно-исследовательские и инновационные проекты – проекты по

разработке нового продукта или услуг, проведению научных исследований –

характеризуются следующими особенностями:

− главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны

уточняться по мере достижения частных результатов;

− срок завершения и продолжительность проекта определены заранее, желательно их точное соблюдение; однако они должны также корректироваться в зависимости от полученных промежуточных результатов и общего прогресса проекта ,планирование расходов на проект часто зависит от выделенных ассигнований реже от прогресса проекта;

− основные ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов). Как правило, именно мощности определяют расходы на проект и срок его готовности;

− организационные проекты – проекты по реформированию предприятия, реализации концепции управления, созданию новой организации или проведению форума, характеризуются следующим:

− цели проекта заранее определены, однако, результаты проекта количественно и качественно труднее определить, чем в первых двух случаях, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением системы;

− срок и продолжительность задаются предварительно;

− ресурсы предоставляются по мере возможности;

− расходы на проект фиксируются, подвергаются контролю на экономичность и требуют корректировок по мере прогресса проекта;

− экономические проекты (приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов и т. п.) обладают следующими особенностями:

− их целью является улучшение экономических показателей функционирования системы, поэтому оценить проекты значительно труднее,

чем в ранее рассмотренных случаях; главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта;

− то же самое относится и к срокам проекта;

− ресурсы для проекта предоставляются по мере необходимости в рамках

возможного;

− расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере прогресса проекта. Это означает, что экономические результаты должны быть достигнуты в фиксированные сроки при установленных расходах, а ресурсы предоставляются по потребности;

− социальные проекты (реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слое населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений) обладают наибольшей неопределенностью и имеют свою специфику:

− цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная их оценка существенно затруднена;

− сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению;

− расходы на проект[13], как правило, зависят от бюджетных ассигнований;

− ресурсы выделяются по мере потребности, в рамках возможного.

Управление проектами на сегодняшний день стало признанный во всем мире профессиональной деятельностью. Средства управления проектами и методология проектов широко используются во всех сферах проектно- ориентированной деятельности. Невозможно назвать хотя бы одну известную в мире компанию, которая бы не использовала проектную деятельность.

2.2 Сущность проектной деятельности

Проектирование(от лат. Projects - брошенный вперёд) – это универсальный и самостоятельный в социально – культурном отношении, а также интеллектуальный вид деятельности, имеющий конечным результатом создание объектов с заданными функциональными, технически –экономическими, а также потребительскими качествами. Проектирование тесно связанно с многими факторами научно-технического прогресса, и проявляется на разных уровнях жизнедеятельности общества. Благодаря процессу проектирования наука становится непосредственно жизнестроительной и производственной силой общества. Проектная деятельность представляет собой полифункциональная деятельность. Выделим главные функции проектной деятельности – исследовательская, прогностическая, преобразующая и нормирующая, аналитическая. Также для проектирования характерна конструктивность и нацеленность на получение практически значимого, а также определённого результата. Целью проектной деятельности является желаемый результат, который должен быть достигнут в определённые установленные временные рамки. Очень важно, чтобы цель была достижима в определённые сроки, измерима, конкретна. Образ цели предстоящей деятельности помогает сохранять целостность начального представления о результатах, которые должны быть получены. «Размытость» цели или её отсутствие являются частой причиной неудач и нереализованного замысла. Рождаемый смутный образ требует словесного обозначения. Аристотель говорил, что чем точнее цель проекта сформулирована, тем адекватнее её форма, а также наоборот, вербальная неточность говорит о недостаточно активной работе проектного мышления и как следствие, небольших шансах на её завершение и предметную реализацию и успех.

Понятие «проектная деятельность» тесно связано с такими научными категориями «проект», «деятельность», «творчество», и представляет разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.
Важно заметить что, «Проектная деятельность» находится на стыке двух основополагающих гуманитарных дисциплин – педагогической и психологической науки. Обучение проектной деятельности представляет собой процесс изучения основных закономерностей педагогического процесса, а также психологического содержания.

Принципы проектной деятельности таковы:

Принцип пошаговой–постепенный переход от проектного замысла к формированию цели образа;

Принцип прогностичности – ориентация на будущее;

Принцип обратной связи –напоминает о необходимости после осуществления каждого шага получать информацию о результате и корректировать действия;

Принцип нормирования – обязательное прохождение всех этапов создания проекта.

Рассмотрим классификацию типов проектов. Проекты различаются по разным критериям и уровню, масштабам изменений, широте охвата требованиям к качеству и способам его обеспечения совокупности проектов, уровню участников, характеру целевой задачи объекта инвестиционной деятельности, главной причине возникновения проекта.

Проекты различаются в зависимости от:

  • отрасли экономики и социальной сферы (промышленность, строительство, транспорт, здравоохранение, туризм и т.д.);
  • срока реализации, объема необходимых инвестиций (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные);
  • степени охвата этапов инновационного процесса (полные инновационные проекты, включающий НИР, ОКР, освоение новшества и его коммерциализацию, неполные инновационные проекты, включающие отдельные этапы инновационного).  Монопроект – представляет собой отдельный проект различного типа, вида и масштаба. Мультипроект – это комплексный проект или программа, состоящая из ряда монопроектов и требующая применения мультипроектного управления. Мегапроекты – это целевые программы, которые содержат множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью и выделенными ресурсами отпущенным на их выполнение временем. Программы могут быть международными, а также государственными, национальными, региональными межотраслевыми, отраслевыми и смешанными. Программы поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном, республиканском, областном, муниципальном.

  Малые проекты – это небольшие по масштабу, простые и ограниченные объёмами проекты.  В американской практике это  проекты, имеющие капиталовложения: до $10—15 млн.; трудозатраты: до 40—50 тыс. человеко-часов.

  Сложные проекты - это проекты которые подразумевают наличие технических, организационных или ресурсных задач, решение которых предполагает нетрадиционные  подходы и повышенные затраты на их решение. Встречаются вари­анты сложных проектов с преобладающим влиянием какого-либо из перечисленных видов сложности - использование нетрадиционных технологий строительства, значительное число участников проекта, сложные схемы финансирования и др.

  Краткосрочные проекты   часто реализуются на предприяти­ях по производству нововведений различного рода и опытных установ­ках, а также на восстановительных работах. Бездефектные проекты в качестве доминирующего фактора часто используют повышенное качество.

  Международные проекты часто выделяются значительной сложностью и стоимостью. Они отличаются важной ролью в эко­номике и политике тех стран, для которых они разрабатываются. Эти проекты основывается на взаимодополняющих отно­шениях и возможностях партнеров.

В научной литературе можно увидеть также инновационные проекты. Абсолютное большинство инвестиционных проектов содержат в той или иной степени инновационную составляющую, и поэтому можно утверждать, что разделение проектов на инвестиционные и инновационные достаточно условно. Проекты, которые обеспечивают разработку новых изделий или технологий и предполагают вложения в нематериальные активы, больше претендуют на классификацию их как инновационных.

Существует определённые трудности отнесения проектов к тому или иному виду, увеличение в них доли работ, направленных на создание инноваций, меняет характеристики проектов.

Рассмотрим подробнее инновационные проекты. Инновационный проект отличается от инвестиционного следующим критериями:

  • более высокой степенью неопределенности (технической, коммерческой) параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, предстоящих затрат, будущих доходов), которая уменьшает достоверность предварительной финансово-экономической оценки и предполагает использование на практике дополнительных процедур оценки и отбора проектов;
  • вовлечением в реализацию проектов уникальных ресурсов (специалистов высокой квалификации, лиц творческого труда, материалов, приборов и т.д.);
  • высокой вероятностью получения в рамках проекта неожиданных, но представляющих самостоятельную коммерческую ценность промежуточных или конечных результатов, что предъявляет дополнительные требования к гибкости управления инновационным процессом, к способности быстрого вхождения в новые сферы бизнеса, отрасли, технологии, товарные рынки и т.д.    

Как мы видим, классификация проектов позволяет достаточно четко ранжировать перспективные и реализуемые проекты, и как следствие, ставить выполнимые цели, задавать реальные сроки достижения целей, а также привлекать оптимально необходимые ресурсы для их успешной реализации.

Определение проекта согласно PMBoK 5:

Проектом можно назвать временное предприятие, которое направлено на создание уникального продукта, услуги или результата. Временный характер проектов означает, что они имеют определенное начало и окончание. Окончание проекта наступает, когда цели проекта достигнуты или когда проект прекращается в связи с тем, что его цели не будут или не могут быть достигнуты, или когда в проекте больше нет необходимости. Проект также может быть закончен, если клиент (заказчик, спонсор или ответственное лицо) желает прекратить проект. «Временный» не обязательно означает, что это будет краткая длительность проекта. Это относится к вовлеченности в проект и длительности проекта. «Временный», как правило, не относится к создаваемому в ходе проекта продукту или услуге и результату. Большее количество проектов предпринимается для достижения устойчивого и длительного результата. К примеру, проект по возведению памятника государственного значения создаст результат, который останется на века. Проекты также могут приводить к воздействиям на социальную, экономическую и окружающую среду, которые будут превышать длительность самого проекта.

Любой проект приводит к созданию уникального продукта, услуги или результата. Конечный результат проекта будет осязаемым или неосязаемым. Даже то, что в некоторых операциях и поставляемых результатах проекта могут присутствовать повторяющиеся элементы, их наличие не нарушает принципиальной уникальности работ по проекту. К примеру, офисные здания могут строиться из одинаковых материалов или одной и той же строительной бригадой, но каждый такой строительный проект будет уникальным ввиду разного местоположения, отличий в архитектуре, обстоятельствах, ситуациях, разных заинтересованных сторон и т. д.

Текущая деятельность, представляет собой постоянно повторяющийся процесс, который выполняется в соответствии с существующими в организации процедурами. А также наоборот, в виду причины уникального характера проектов, возможны неопределенности или различия в отношении продуктов, услуг или результатов, создаваемых в ходе проекта. Операции проводимого проекта могут быть новыми для членов команды проекта и это обусловливает необходимость более тщательного планирования, в отличие от рутинных работ. Также проекты предпринимаются на всех уровнях организации. В проекте может участвовать как один или несколько человек, так и одно структурное подразделение организации или несколько структурных подразделений различных организаций.

Проект создает:

  • продукт, представляющий собой компонент другого изделия, улучшение изделия или конечное изделие;
  • услугу или способность предоставлять услугу (например, бизнес-функция, поддерживающая производство или дистрибуцию);
  • улучшение существующей линейки продуктов или услуг (например, проект по методике «шести сигм» предпринятый для уменьшения дефектов);
  • результат, такой как конечный результат или документ (например, исследовательский проект приносит новые знания, которые можно использовать для определения наличия тенденции или пользы какого-либо нового процесса для общества).
    • разработка нового продукта, услуги или результата;
    • осуществление изменений в структуре, процессах, персонале или стиле организации;
    • разработка или приобретение новой или усовершенствованной информационной системы (оборудование или программное обеспечение);
    • проведение исследования, результат которого будет надлежащим образом зафиксирован;
    • строительство здания, промышленного предприятия или сооружения;
    • внедрение, улучшение или усовершенствование существующих бизнес-процессов и процедур.

2.3 Методология проектирования

Рассмотрим такое понятие как методология проектирования[14]. Процесс проектирования имеет основу, которую составляют: методы и инструментальные средства проектирования, методология и технология. Методология создаёт принципы проектирования, которые определяет общие подходы (концептуальную модель) к оценке и выбору варианта системы, а также последовательность стадий и этапов выполнения проектирования и в конечном итоге позволяет выбрать метод проектирования.

Методология как наука реализуется через конкретные технологии и поддерживающие их стандарты, методы, методики и инструментальные средства, обеспечивающие выполнение необходимых процессов жизненного цикла информационных систем.

Важно отметить, что методология заключается в организации процесса и построения информационной системы, а также обеспечении управления этим процессом, чтобы гарантировать выполнение требований как к самой системе, так и к характеристикам процесса разработки.

Главные принципы, используемые в методологии:

- принцип культурной аналогии – адекватность результатов проектирования определённым культурным образом, формирование собственного взгляда на достижения человечества;

- принцип продуктивности – прагматичность проектной деятельности, ориентация на получение результата, имеющее прикладное значение;

- принцип саморазвития касается как субъекта проектирования, так и участников в результате реализации поставленной цели.

- принцип обоснованности предлагаемых рекомендаций, использования при их разработке современных достижений экономической науки, методов инновационного, инвестиционного, финансового менеджмента, управления персоналом, логического и экономико-математического моделирования, способствующих достижению общей цели проекта и решению поставленных частных задач;

- принцип историзма, означающий использование накопленного в России и зарубежных странах практического опыта управления проектами, разрешения противоречий в данной сфере деятельности и распространения лучших результатов;

- принцип системности, обусловливающий подход

к проекту как к сложной системе, находящейся под воздействием факторов внешней среды, обладающей значительным разнообразием внутренних отношений и таким отличительным признаком, как единство структуры, а также синергией. Следовательно, необходимо ориентироваться на организацию такого взаимодействия элементов системы, которое позволит повысить эффективность управления проектами;

-принцип комплексности, предопределяющий учет всех внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на механизмы передачи технологий в условиях российской инновационной системы;

- принцип классификации, означающий выделение в системе однородных элементов по определенным классификационным признакам с целью повышения ее управляемости и эффективности функционирования;

-принцип эффективности, предполагающий направленность методов управления проектами на достижение позитивных результатов, как для участников проекта, так и для системы более высокого уровня, в которой осуществляется этот проект (предприятие, регион). Позитивные результаты выражаются как количественно в виде показателей экономической эффективности проекта или предприятия, так и качественно в повышении конкурентоспособности предприятий-участников, росте их инновационной активности и др. Существует много методов управления проектами.

К ним можно отнести, как общие методы менеджмента (методы планирования, оценки эффективности), так и специфические методы, собственно и положившие начало управлению проектами[15] как отдельной дисциплине и области науки. К последним относятся методы сетевого планирования, а также управления, которые включают метод анализа системы более высокого уровня, в которой осуществляется этот проект (предприятие, регион). Позитивные результаты могут выражаться как количественно в виде показателей экономической эффективности проекта [16]или предприятия, так и качественно в повышении конкурентоспособности предприятий-участников, а также в росте их инновационной активности и др.

Спектр методов управления проектами очень широк. К ним можно отнести как общие методы менеджмента (методы планирования, оценки эффективности), так и специфические методы, собственно и положившие начало управлению проектами как отдельной дисциплине.

2.4 Методы планирования в дизайне

«Знания нужны каждому дизайнеру, желающему не только практически действовать, но также сознавать смысл, значение и ценность своей деятельности с общечеловеческой точки зрения. Это первый и необходимый элемент дизайнерского самосознания и дизайнерской идеологии» - Г. П. Щедровицкий, основатель современной школы методологии и занимавшийся теоретическими исследованиями дизайна.

Уже достаточно долго методы современного дизайнерского проектирования [17] находятся в сфере внимания философов, теоретиков и практиков дизайна[18]. И интерес к проблемам методов дизайн ‒ деятельности неуклонно растет, в связи с востребованностью дизайна, как культурной универсальной или, технологической возможности зафиксировать новые культурные смыслы проектного творчества. Смысл и метод дизай­на состоит в возможности моделирования целостного социально-культурного и индивидуального мира личности, а также в единстве его объективной реальности и субъективно переживае­мых человеком ценностей. Значение проблематики метода в теоретическом, практическом аспектах определяется тем, что дизайн-деятельность может отвечать параметрам успешности, а также продуктивности при использовании универсальных методов как способа проектирования объектов дизайна. Дизайнер осуществляет моделирование социально-эстетической пространственной среды с помощью методик дизайна, включающих в себя методы которые применяются в различных областях науки и искусства, а именно: инженерии, эргономи­ке, физиологии, социальной психологии, архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, театре, кинематографе. Обращение к философским теориям помогает нам понять и структурировать методы дизайна[19] для осмысления универсальных констант ценностей бытия, а также их воплощенных в предметные формы массового и индивидуального потребления. 

Анализируя специфику философского метода, мы выяснили, что метод, как универсальный путь познания присущ научной методологии, состоящей из  общенаучной методологической концепции, метода специальных наук, методик и техник научного исследования. Таким образом, метод (от греч. méthodos - путь исследования или познания, теория, учение) это - совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых оптимальному решению конкретной задачи в достижении искомого результата деятельности. Безусловно, использование метода не может быть механистическим, необходимо учитывать ряд социальных факторов, развитие науки и технологий, аксиологических оснований использования метода и др.

В своем исследовании, мы пришли к выводу о необходимости использования метода в дизайне как регулятора деятельности, позволяющего добиться искомой цели наилучшим способом и наикратчайшим путем. Для этого мы будем использовать те философские методы, которые позволят наиболее точно и полно отразить специфику дизайн-деятельности, ее структуру. Исходя из того, что философские методы представляют собой предельно возможную степень общности, то в сфере наших интересов будут присутствовать такие общенаучные принципы и подходы как: диалектический, системный, структурно-функциональный, моделирование, формализация. К общенаучным понятиям, используемых нами, отнесем следующие: "система", "структура", "функция", "информация", "модель", "элемент". К частнонаучным методам, методам дизайна, мы отнесем те, которые будут нами определены, исходя из теоретических положений и концептуальных подходов к предмету нашего исследования.

Несмотря на различие в понимании сущности метода, мы допускаем «...необходимость поиска происхождения метода не в головах людей, не в сознании, а в материальной действительности», т.е. одномоментность объективного и субъективного в методе, представляется важным условием для поиска универсальных констант нашего исследования. По мнению философа и математика XX века А. Уайтхеда, появление конкретного метода обусловлено теорией. Поэтому, согласно Уайтхеду, каждый метод представляет собой удачное упрощение, однако «...с помощью любого данного метода можно открывать истины только определенного, подходящего для него типа и формулировать их в терминах, навязываемых данным методом», а не каким либо методом «вообще».

Отмечая важность философской науки в раскрытии сущности метода, мы будем опираться на методологический опыт решения конкретных проектных задач в практике дизайна. Методология нашего исследования опирается на диалектический метод, позволивший раскрыть важнейшие принципы методологии дизайнак которым относим: объективность, основанная на анализе чувственно-предметной практической деятельности во всем ее объеме и развитии; активность субъекта в проектной деятельности; внутреннее единство предмета (объекта) проектирования как формообразующая основа; конструктивная критика; всесторонность – многоаспектное рассмотрение различных сторон дизайн - деятельности в их всеобщей связи, с одновременным изучением каждой из сторон предмета (объекта), определение его сущностной основы; конкретное в дизайн - деятельности позволяет рассматривать единичное в общем, учитывая обстоятельства среды, пространства, назначения предмета (объекта) и др.; историзм – проектирование, как процесс связывающий прошлое, настоящее и будущее в едином контексте традиций и инноваций; прогнозирование тенденций дальнейшего существования предмета (объекта); противоречия - рассмотрение предмета (объекта) как единства противоположностей функциональной и гуманистической составляющей, красоты и пользы, традиций и технологий, реального и сакрального. Таким образом, основными характерными признаками метода дизайн - деятельности будем считать: объективность, всесторонность, конкретность, историчность,  воспроиводимость и эвристичность.

Классифицируя методы дизайна с точки зрения философии, рассмотрим их с позиции классических методов дизайна как проектной деятельности, которые обусловлены спецификой и видами самого дизайна. Архитектор, дизайнер Г.Б. Минервин, определяет суть дизайнерской деятельности как самодостаточный метод, подлежащий закреплению и воспроизводству. В чем же заключается смысл такого утверждения?  По мнению автора,  комплекс специальных знаний и умений и есть сам метод, требующий воспроизводства. С другой стороны, смысл мировоззренческой позиции дизайнера должен быть обусловлен единством функции и эстетики предмета при вторичности формы. Далеко не бесспорное утверждение, поскольку в данном контексте теряется смысл самого понятия метод дизайна[20], что заставляет нас обратиться к истории становления методологических основ дизайна, для раскрытия сущности и специфики его методов. Понимание методических основ дизайна дает нам генезис проектной деятельности,  возникший в противовес каноническо­му, то есть ремесленному воспроизводству, основанному на культурных образцах. Рассмотрим эволюцию проектирования в генезисе развития, что позволит нам выявить специфические методы дизайна. Однойиз важных составляющих работы дизайнера является художественное мышление. Характеристики художественного мышления:

- эмоциональная выразительность. Создаваемое художественной произведение передают внутренний мир художника, переживания, представления, эмоции;

- образность. Произведение должно отображать не только заложенные в него идеи, но и мировоззрения художника;

- неутилитарность. В первую очередь эстетическая функция;

- ассоциативность. Создание различных связей между представлениями, идеями, ощущениями у потребителя;

- индивидуальность. Благодаря индивидуальности обеспечивается свобода дизайнера в работе над композицией и в выборе средств выразительности. Потребность в творчестве дизайнера обусловливается общественной необходимостью создания конкретного продукта. Основным механизмом поиска новых идей, как в искусстве, так и в дизайне является воображение творческой личности, формирующееся в практической деятельности.

Вывод.

Ознакомившись со второй главой, мы узнали, что такое проектирование, проект, сущность проектной деятельности, виды и методы проектирования, а также особенности проектирования в дизайне.

Ко второй главе было выполнено практическое задание: «Проект облагораживания территории городского пляжа». Для выполнения проекта был взят речной пляж в городской зоне.

Были выполнены следующие работы:

  • лежаки, шезлонги, кабинки для переодевания и душевые кабины
  • причал с летними верандами и местом для швартовки водных транспортных средств
  • водные аттракционы для детей
  • ресторан с летней площадкой, расположенной у воды
  • велосипедные дорожки вдоль территории городского пляжа

Благодаря проделанной работе, городские жители имеют возможность:

  • отдыхать на благоустроенном пляже
  • использовать водные аттракционы
  • посещать летние веранды и ресторан
  • пользоваться речными катерами, скутерами, катамаранами для активного отдыха
  • активно оздоравливаться на спортивных площадках для тенниса и заниматься велоспортом

Исходя из выше изложенного материала можно увидеть, что трудно в сегодняшнее время найти область, в которой можно обойтись без проектной деятельности. Проектная деятельность находит широкое применение в промышленности и экономике, в политике, дизайне, сфере образования, культуре, социальной, правовой и других областях. Сформулируем основные навыки необходимые для проектирования:

- целеполагание (сформулировать цель деятельности);

- планирование;

- проблематизация (умение после рассмотрения какой – либо ситуации формулировать проблему)

- анализ результатов и рефлексия;

- презентация и защита проекта.

В дизайн – проектировании также важным навыком является художественное мышление.

Потребность творческой деятельности в дизайне обусловлена общественной необходимостью в конкретном новом продукте. В основе поиска новых идей лежит воображение, творчество художника.

Вывод из всего вышеизложенного – в любой из областей проектирования одной из важных составляющих является цель, целеполагание, визуализация конечного результата проектирования.

Глава 3

3.1 Композиция в формирование объекта проектирования

Создание любого объекта предметно-пространственной среды (ювелирное изделие, костюм, интерьер, машина и т.д.) – это всегда работа с формой. Ход такой работы представляет собой сложный, а также неразрывный процесс формообразования, из которого можно лишь условно выделить стадию исключительно художественного формообразования или построения формальной композиции. Эффективное прохождение этого процесса определяется как достижением сдержанности в построении композиции или логически обоснованным выбором композиционных средств. Эти средства очень разнообразны. Каждое из средств обладает специфическими композиционными свойствами или художественными возможностями для гармонизации композиции. Организация формы происходит по законами принципам формообразования средствам композиции.[21]Из этого можно сказать, что с учётом разработок системно изложивших теоретические основы композиции и предложивших методики практического обучения, можно раскрыть сложившуюся и постоянно развивающуюся систему, найти закономерности её формирования, а также выявить её особенности и впоследствии выстроить все систему взаимосвязей.

Рассмотрим закон Доминанты. Он выражается в выявление композиционного центра. В графическом дизайне это главный смысловой элемент плаката, бренда. В промышленном дизайне - это главный функциональный элемент технического средства. В дизайне архитектурной среды доминантой является «лидер», который организует все пространство, в основном это центральное здание на площади, входная группа в здание и т.д. В интерьере жилища в старину доминантой часто был «красный угол», сейчас это может быть какой-либо другой элемент, все зависит от функциональных назначений интерьера, выраженный через композиционную структуру[22] и пропорциональную соразмерность.

Закон целостности создаёт структурную упорядоченность объектам проектирования, создавая иерархию по степени значимости элементов, соподчиняя их между собой, а также органически связывает их в единое композиционное целое. Целостность формы возникает при соподчинении элементов целому, и при соответствии формы и содержания, формы и функции. В графическом дизайне это выражается в виде смысловой канвы брэндинга посредством визуализации и выразительности символической структуры бренда и его элементов, существующих и работающих как целостная система. В промышленном дизайне - это органичная взаимосвязь между деталями технического изделия и выражается в целостности и конструктивности строения, а также функционального назначения изделия, что обеспечивает его прочность и качество работы. В средовом дизайне – это общая организация пространства, которая создаёт его целесообразность, эстетичность и целостность.

Закон равновесия выражается через разнообразные средства композиции состояние формы, при которой все элементы сбалансированы между собой. Распределение масс, а также наличие центра тяжести, оси симметрии, пропорциональности и статичности в композиции продукта проектирования, все это придает устойчивость и тектоничность, прочность и упорядоченность объекту. Ассиметричные и динамичные формы, а также элементы и объекты тоже могут быть уравновешены через равномерное распределение масс. В графическом дизайне закон равновесия используют для придания внутренней эмоциональной силы, значимости и состоятельности проектируемых объектов. В промышленном дизайне – это выражается через надёжность конструкции изделия и через гармоничность и сбалансированность предметно-пространственной системы. В архитектуре закон равновесия чаще всего выражен во взаимосвязях несущих и несомых элементов сооружения, обеспечивающих его конструктивную устойчивость. Для закона типизации - это выраженность через сходство элементов композиции. Типичность, нюансировка и повтор тождественных элементов отражают все стилевое единство и характер функциональных процессов объектов проектирования. В графическом дизайне[23]это выражает корпоративную идентификацию элементов фирменного стиля. В промышленном дизайне типизация чаще всего связана с принадлежностью элементов к данной конструкции изделия. В дизайне архитектурной среды это достигать через стилевое единство множества компонентов. Закон контраста  выражается через всевозможные контрасты, резкое различие, противоположности, которые не нарушают целостности композиции. Единство противоположностей способствует усилению выразительности композиции за счёт возникновения акцентов. В графическом дизайне этот закон усиливает эмоциональную значимость и смысловую выразительность продукта дизайна[24], например, в константах фирменного стиля и т. д. В промышленном дизайне контрасты придают выразительность конструкции изделия, что делает его заметным, выделяя опасные в использовании детали, обеспечивают его эргономичность и безопасность. В дизайне архитектурной среды контрасты внутри объёмно-пространственной структуры часто такие задачи как эргономика, например «большой – маленький» – это контраст, который помогает ориентироваться в пространстве и т.д. Как мы видим законы и средства композиции, оказывают важное влияние на художественное проектирование и образуют с ним принципиальные взаимосвязи, которые обладают универсальностью, так как в равной степени воздействуют на все виды художественного проектирования. Пропедевтика, являясь наукой о композиционных основах, показывает нам влияние законов и средств композиции на проектирование в различных видах дизайна и архитектуры и выявляет основные принципы взаимосвязей, охватывая в целом всю предметную среду. В современном мире требования к предметно-пространственной среде – это обладать комплексностью эстетичностью функциональностью, эргономичностью и социальностью. В настоящее время изменяются требования к решению проектных задач, которые отражены в появлении новых возможностей и форм выполнения проектов[25], при сохранении теоретических основ композиции с учётом более углублённых теоретических разработок. При этом всем видим, что средства построения композиции: точка – линия – плоскость – объём – пространство остаются прежними. Средства гармонизации художественной формы и принципы композиционно-художественного формообразования постоянно обогащаются новыми взглядами, так как сегодняшнее время диктует нам поиск новых методов и приёмов обучения, разрабатываются новые методики. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что Формальные композиции из первоэлементов – точки и линии, которые несут в себе законы композиции[26] и определяют принципы плоскостного формообразования и средства гармонизации художественной формы, имеют доминату, целостны, структурно выстроены, динамичны, но достаточно уравновешены, имеют единство стиля, через тождество, нюанс и ритм, так и композиции на моделирование объёмной формы. Можно сделать вывод, что Композиционные упражнения способствуют формированию культуры мышления и графического чутья, выявляют характер взаимодействия с графическим дизайном через понятия: структура, морфология.

Вывод.

В третьей главе курсовой работы мы узнали о влиянии средств композиции на формирование объекта проектирования, о том, как влияют композиционные законы на гармонизации объекта проектирования.

Грамотно созданные композиции эмоционально воздействует на человека, вызывая определённые ассоциации. Очень сложно создать законченное изделие не придав гармонии и общей целостности всем его компонентам. Любой продукт творческой деятельности человека обобщенно есть не что иное как гармоничное сочетание элементов – пятен, звуков, линий, объёмных форм и т. д. Без знания и учёта законов композиции невозможно выйти на высший уровень творческой деятельности.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что знание и умение применять законы композиции на практике напрямую влияет на конечный результат создаваемого объекта проектирования.

Заключение

В курсовой работе были рассмотрены такие темы, как: абстракция, проектирование и влияние композиции на формирование объекта проектирования.

Из первой главы был сделан вывод, что навыки выполнения абстрактной композиции помогают не только развивать эстетический вкус, но и формируют абстрактное мышление, что на сегодняшний день востребовано во многих сферах жизни.

Во второй главе был сделан вывод о том, что проектная деятельность находит широкое применение во многих сферах деятельности человека. Одной из самых важных составляющих проектирования является поиск идеи, цель и видение конечного результата. В основе поиска новых идей лежит воображение и творчество.

В третьей главе мы рассмотрели влияние средств композиции на формирование объекта проектирования, и пришли к выводу, что навыки основ композиционной организации напрямую влияют на процесс проектирования. Любой продукт творческой деятельности человека есть не что иное, как гармонично построенная композиция.

Высшая школа строительства и художественного конструирования Баухаус использовала в своем курсе основы абстрактной композиции. Иоганнес Иттен теоретик дизайна и выдающийся педагог внес величайший вклад а разработку и развитие пропедевтического курса. Он создал форкурсы на основе абстрактного композиционного моделирования. В абстрактных композициях студенты часто использовали такие материалы, как куски железа, кожи, ткани, древесной коры, гвозди, металлические прутья, деревянные бруски и другое.

Делая вывод из проделанной работы можно сказать, что занятия абстрактной композицией формируют творческое, креативное, абстрактное мышление и может не только быть использовано для людей творческих профессий, но и занять одно из главных мест в формировании абстрактного мышления у детей. Этот навык поможет легче адаптироваться в социуме, быстрее находить неожиданные решения, отгадки и видеть необычные выходы из возникшей ситуации. Абстрактное мышление предоставляет возможности шагнуть за рубежи предписанных норм и сводов правил, что ведет к свершению новых открытий.

СПИСКИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Балашов А. И. Рогова Е. М. Тихонов М. В. Ткаченко Е. А. Управление проектами: учебник для бакалавров. Под общей редакцией Роговой Е. М. М. :Изд- во Юрайт 2014. – 383 с.
  2. Бабенко А.В. Хоружая Н. В. Основы композиции в изобразительному искусстве: Томск 2011 – 116 ст. URL:https:www.science-education. ru/ru/ article/ view? Id=16212 (Дата обращения: 28.06.19).
  3. Богданова Е. Ю. / Развитие креативности будущего архитектора на пропедевтических уровне профессионального обучения. /2010г. 4 с. URL:https//cyberlinka.ru/article/v/razvitie-kreativnosti-buduschego - arhitektora-na-propedevticheskom-urovne-professionalnogo-obucheniya.(Дата обращения:28.06.19).
  4. Боронина Л. Н. Сенчук З. В. Основы управления проектами. Екатеринбург :Из-во Урал 2015.- 112ст.
  5. Быстрова Т. Ю. Философия дизайна:учебно – методическое пособие. Екатеринбург :Изд – во Урал. Ун- та 2012. –80 с.
  6. Бэгьюли Ф. Управление проектами. М.: Гранд ФАИР- Пресс, 202.- 202ст.
  7. Веселова Ю. В. Семёнов О. Г. Графический дизайн рекламы плаката. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012 – 104 ст.
  8. Власова И. М. Бердник Т. О. Универсальные методы в дизайн—образовании. Архаика и современность. 2014. № 6
  9. Гильмутдинов С. Р. Рыбкина Е. А. Управление проектами: область, методология, система. 2014, №1 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-proektami-oblast-metodologiya- sistema (Дата обращения: 28.06.19).
  10. Гоголева Н. А. Формирование профессионального мышления у дизайнеров по интерьеру в процессе обучения основам композиции. Известия КГАСУ, 2012 № 2. 20с.
  11. Голенок М. П. Философия супрематизма Казимир Малевича. 2015. -4c. URL:https//cyberleninka.ru/article/v/filosofiya-suprematizma-kazimira-malevicha. (Дата обращения :28.06.19).
  12. Голубева О. Л. Основы композиции. М. : Искусство, 2004 – 120 ст.
  13. Грашин А. А. Методология – дизайн проектирования элементов предметной среды. Учеб. Пос. М.:Архитектура – С, 2004.- 232 ст.
  14. Грошкова А. А. Махова А. И. Свойства композиции в графическом дизайне. 2017. -2c. URL: https://cyberleninka.ru. ru/article/v/svoystva- compozitsii-v-grafichescom-dizayne (Дата обращения: 28.06.19).
  15. Даглиян К. Т. Поливода Б. А. Абстрактная композиция. М.:ВЛАДОС, 2008. –208 ст.
  16. Дизайн и методологии: история, теория, образование и бизнес. Материалы научно-практической конференции 27 –28 октября 2016 г. Часть 1СПб:ВШТЭ СПб ГУПТД 2016 –95 с. Акимов О. Н. Взаимопроникновение творчества и художественного проектирования. 3с.
  17. Жердев Е. В. Чепурова О. Б. Шлеюк С. Г. Мазурина Т. А. Формальная композиция. Оренбург, ООО ИПК «Университет» 2014.- 255 ст.
  18. Ивасенко А. Г. Никонова Я. И. Сизова А.О. Управление проектами. Новосибирск: Феникс, 2009.- 220 ст.
  19. Иньшаков А. Н. / Лучизм/ URL: http//rusavangard.ru/online/history/luchizm. (Дата обращения:28.06.19).
  20. Иовлева В. И. Архитектурной – художественная композиция. Екатеринбург: Архитектон, 2012 – 204 ст.
  21. Кандинский В. В. О духовном искусстве. М.:Рипол классик 2016. – 253 ст.
  22. Касавин И. Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Какон», РООИ «Реабилитация», 2009. –1248 ст.
  23. Койнова Н.В. 2011. Роль ВХУТЕМАСа и Баухауза в становлении образования в области промышленного дизайна.URL:https//cyberleninka.ru/article/n/rol-vhutemasa-i-bauhauza-v-stanovlenii-obrazovaniya-v-oblasti-promyshlennogo-dizayna
  24. Лоншакова М. М. /Пропедевтика как универсальное средство и основа в системе художественного проектирования. 5с. URL: https//studopedia.org/13-108762.html (Дата обращения:28.0619).
  25. Малевич К. С. Чёрный квадрат. Москва – Берлин. 2016. –257 ст.
  26. Овчинникова Р. Ю. Методологические основы дизайн—исследования. 2013.- 4с.URL:htpps://cyberleninka.ru./article/v/metodologicheskie - ocnovy-dizayn-issledovaniya (Дата обращения: 28.06.19).
  27. Орфизм. История культуры/URL: https//www.hisour.com/ru? Amp=1&s=Орфизм (Дата обращения: 28.06.19).
  28. Розенсон И. А. Основы теории дизайна. Учебник для Вузов. Питер Санкт-Петербург 2007.–216 ст.
  29. Тарасова О. П. Организация проектной деятельности дизайнера. Оренбург :ОГУ, 2013. – 133 с.
  30. Титов Н. В. Титова С. А. К вопросу о разнообразии видов проектов. 2015. - 7с. URL:https//cyberleninka.ru/article/v/k-voprocu-o–raznoobrazii-vidov- proektov (Дата обращения: 28.06.19).
  31. Трефимова С. Об абстрактной живописи 2015. URL:http//www.unification.com.ua/articles/2898/(Дата обращения: 28.06.19).
  32. Чернышов О. В. Формальная композиция. Мн.:Харвест, 1991. – 312 с.

Приложения

1.Абстрактная композиция на основе абстрактного понятия «радость», выполненная в материале проволока

  1. Абстрактная композиция на основе абстрактного понятия «радость», выполненная в материале папье-маше
  2. Абстрактная композиция на основе абстрактного понятия «радость», выполненная в материале проволока

65848662_1645460712255371_7979050144970571776_n.jpg

  1. Абстрактная композиция на основе абстрактного понятия «радость», выполненная в материале пряжа

66076865_392992867998734_2458029347076833280_n.jpg

  1. Абстрактная композиция на основе абстрактного понятия «радость», выполненная в материале бумажные салфетки
  2. Речной пляж в городской зоне
  3. Проект облагораживания городского пляжа
  1. Голенок М. П. Философия супрематизма Казимир Малевича. 2015. -4c. URL:https//cyberleninka.ru/article/v/filosofiya-suprematizma-kazimira-malevicha. (Дата обращения:28.06.19).

  2. Касавин И. Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Какон», РООИ «Реабилитация», 2009. –23 ст.

  3. Малевич К. С. Чёрный квадрат. Москва – Берлин. 2016. –57 ст.

  4. Трефимова С. Об абстрактной живописи 2015. URL:http//www.unification.com.ua/articles/2898/(Дата обращения: 28.06.19).

  5. Орфизм. История культуры/URL: https//www.hisour.com/ru? Amp=1&s=Орфизм (Дата обращения: 28.06.19).

  6. Кандинский В. В. О духовном искусстве. М.:Рипол классик 2016. – 18 ст.

  7. Иньшаков А. Н. / Лучизм/ URL: http//rusavangard.ru/online/history/luchizm. (Дата обращения:28.06.19).

  8. Бабенко А.В. Хоружая Н. В. Основы композиции в изобразительному искусстве: Томск 2011 – 16 ст. URL:https:www.science- education. ru/ru/ article/ view? Id=16212 (Дата обращения: 28.06.19).

  9. Грошкова А. А. Махова А. И. Свойства композиции в графическом дизайне. 2017. -2c. URL: https://cyberleninka.ru. ru/article/v/svoystva- compozitsii-v-grafichescom-dizayne (Дата обращения: 28.06.19).

  10. Жердев Е. В. Чепурова О. Б. Шлеюк С. Г. Мазурина Т. А. Формальная композиция. Оренбург, ООО ИПК «Университет» 2014.- 57 ст.

  11. Иовлева В. И. Архитектурной – художественная композиция. Екатеринбург: Архитектон, 2012 – 20 ст.

  12. Гильмутдинов С. Р. Рыбкина Е. А. Управление проектами: область, методология, система. 2014, №1 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/upravlenie-proektami-oblast-metodologiya- sistema (Дата обращения: 28.06.19).

  13. Боронина Л. Н. Сенчук З. В. Основы управления проектами. Екатеринбург : Из-во Урал 2015.- 10ст.

    Бэгьюли Ф. Управление проектами. М.: Гранд ФАИР - Пресс, 2002.- 68ст.

  14. Титов Н. В. Титова С. А. К вопросу о разнообразии видов проектов. 2015. - 7с. URL:https//cyberleninka.ru/article/v/k-voprocu-o–raznoobrazii-vidov- proektov (Дата обращения: 28.06.19).

  15. Ивасенко А. Г. Никонова Я. И. Сизова А.О. Управление проектами. Новосибирск: Феникс, 2009.- 31 ст.

  16. Грашин А. А. Методология – дизайн проектирования элементов предметной среды. Учеб. Пос. М.:Архитектура – С, 2004.- 87 ст.

    Дизайн и методологии: история, теория, образование и бизнес. Материалы научно-практической конференции 27 –28 октября 2016 г. Часть 1СПб:ВШТЭ СПб ГУПТД 2016 –95 с. Акимов О. Н. Взаимопроникновение творчества и художественного проектирования. 3с.

  17. Быстрова Т. Ю. Философия дизайна: учебно – методическое пособие. Екатеринбург :Изд – во Урал. Ун- та 2012. –35 с.

  18. Веселова Ю. В. Семёнов О. Г. Графический дизайн рекламы плаката. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012 – 78 ст.

    Власова И. М. Бердник Т. О. Универсальные методы в дизайн —образовании. Архаика и современность. 2014. № 6

  19. Дизайн и методологии: история, теория, образование и бизнес. Материалы научно-практической конференции 27 –28 октября 2016 г. Часть 1СПб:ВШТЭ СПб ГУПТД 2016 –16 с. Акимов О. Н. Взаимопроникновение творчества и художественного проектирования. 3с.

  20. Лоншакова М. М. /Пропедевтика как универсальное средство и основа в системе художественного проектирования. 5с. URL: https//studopedia.org/13-108762.html (Дата обращения:28.0619).

  21. Гоголева Н. А. Формирование профессионального мышления у дизайнеров по интерьеру в процессе обучения основам композиции. Известия КГАСУ, 2012 № 2. 15с.

  22. Овчинникова Р. Ю. Методологические основы дизайн — исследования. 2013.- 4с.URL:htpps://cyberleninka.ru./article/v/metodologicheskie - ocnovy-dizayn-issledovaniya (Дата обращения: 28.06.19).

  23. Розенсон И. А. Основы теории дизайна. Учебник для Вузов. Питер Санкт-Петербург 2007.–127 ст.

  24. Тарасова О. П. Организация проектной деятельности дизайнера. Оренбург :ОГУ, 2013. – 93 с.

  25. Койнова Н.В. 2011. Роль ВХУТЕМАСа и Баухауза в становлении образования в области промышленного дизайна. URL:https//cyberleninka.ru/article/n/rol-vhutemasa-i-bauhauza-v-stanovlenii-obrazovaniya-v-oblasti-promyshlennogo-dizayna