Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Абстрактная композиция и начало проектирования

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Абстракционизм (лат. abstractio «удаление, отвлечение») или нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Выдающиеся деятели: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. [Ил. 1-2].

1. Без названия (Первая абстрактная акварель). Василий Кандинский. 1910

2. Современная абстрактная живопись. Наталья Плахта Фернандес

Первая абстрактная картина была написана Василием Кандинским в 1910 году. Его «Картина с кругом» появилась во время работы над текстом «О духовном в искусстве» (1911. НМГ). К этому времени относится его рассуждение: «<...> только та форма правильна, которая <...> материализует соответственно содержание. Всякие побочные соображения, и среди них соответствие формы так называемой “природе”, т.е. природе внешней, несущественны и вредны, так как они отвлекают от единственной задачи формы – воплощения содержания. Форма есть материальное выражение абстрактного содержания» (Содержание и форма. 1910 // Кандинский 2001. Т. 1. С.84).В настоящее время она находится в Национальном музее Грузии - таким образом, В. Кандинский открыл новую страницу в мировой живописи.

В основу эстетической концепции первых абстракционистов был положен отказ от реальной формы, выражения чистого эмоционального посыла. Как максимум предполагалось, что творчество отражает закономерности мироздания, скрытые за внешними явлениями действительности. Эти закономерности, интуитивно постигаемые художником, выражались через соотношение абстрактных форм (цветовых пятен, линий, объёмов, геометрических фигур).[Ил. 3-5].

Понятие абстрактного искусства менялось со временем. До 1910-х этот термин использовали в отношении живописи, где формы изображались обобщённо и упрощённо. Но уже с 1910-х «абстрактными» называют произведения, где форма или композиция изображается под таким углом, что первоначальный предмет меняется почти до неузнаваемости. Понятие смысла в абстрактном искусстве (в обоих его значениях – раннем и более позднем) – сложный вопрос, который постоянно обсуждается.

Абстракционизм в живописи — это прежде всего свобода создания новой реальности, неограниченная свобода высказывания. Во многом именно поэтому в более поздние годы советской власти абстракционизм попал под запрет. Расцвет абстракционизма же пришелся на момент разлома. Когда люди и их умы были свободны, когда общество было наполнено бунтарским духом… 


3. «Первая Мировая Война» В.В. Кандинский 

 
4. «Серое дерево» П.К. Модриан 

 
5. «Точильщик» К.С. Малевич

Важным компонентом современной абстракции стал белый цвет. Для Марины Кастальской, Андрея Красулина, Валерия Орлова, Леонида Пелиха пространство белого — высшего напряжения цвета вообще наполнено бесконечными вариативными возможностями, позволяющими использовать и метафизические представления о духовном, и оптические законы отражения света.

В современном абстракционизме развивается сюжетное направление (Геннадий Рыбалко). При сохранении беспредметности абстрактное изображение строится так, что вызывает конкретные ассоциации — разного уровня абстрагирования: от предметной ситуации до философского уровня. С другой стороны, изображение может выглядеть как картина фантастического мира — абстрактный сюрреализм.

Теперь живопись ориентируется исключительно на выразительные ассоциативные свойства цвета, представленного в виде спонтанных брызг и пятен краски на картинах Джексона Поллока, или в виде огромных монохромных плоскостей Марка Ротко. В итоге, сводя картину к физическому присутствию краски на холсте, их абстракции показывают нам условность деления искусства на фигуративное и нефигуративное.

Абстрактная композиция на основе абстрактного понятия

Абстрактные - это понятия, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков свойство, отношение предмета, взятый отдельно от самого предмета. Например, «белизна», «несправедливость», «честность». В действительности существуют белые одежды, несправедливые действия, честные люди.

Цель данной главы описать принципы, по которым в абстрактной композиции выявляются человеческие ощущения, а вместе с тем объяснить выражение в композиции жизненных ощущений.

Для выражения статики в композиции характерны:

Тяжелый низ и лёгкий верх – привычка ощущать под ногами надёжную опору, а над головой лёгкое светлое небо. Композиционный центр лучше закладывать чуть ниже геометрического центра листа дабы усилить низ, притянуть композицию к подразумеваемой платформе.  В связи с жизненным опытом нахождения равновесных устойчивых состояний необходимо подчёркивать вертикали и горизонтали в качестве композиционного ключа или доминирующего принципа в композиции. Ничего не стоит ставить на угол. Даже  треугольники в композиции, которые привносят диагонали своими сторонами надо ставить на широкое основание, стремится к равнобедренным и прямоугольным треугольникам.

Для выражения динамики в композиции характерны:

Композиционный центр в динамичных композициях лучше закладывать чуть выше геометрического центра листа с целью сместить акцент для зрителя как бы «в небо». Рискнём предположить, что тёмные объекты и крупные, которые ассоциативно связываются с тяжестью кажутся падающими, а лёгкие и светлые, по аналогии с пухом, снегом, паром и т.д., кажутся летящими. Площади опоры в нижнем крае листа абсолютно не нужна. [Ил. 6].

В отличии от статики структура динамичной композиции — это чаще всего диагональ. Может быть и спираль, но при спирали впечатление постоянного удаления и полёта надо «дожимать» ритмом и масштабом. Иными словами, изображенные объекты должны казаться летящими (брошенными с силой) к конкретной цели. Такие статичные формы как различные прямоугольники надо ставить на угол, по диагонали. Основное средство выразительности — ритм. Меняя расстояние от одного нарисованного объекта к другому, художник может создавать ощущение разгона или замедления.

6. Примеры изображения статики и динамики в геометрической абстрактной композиции

Для выражения массивного в композиции характерно:

Для выражения тяжести в листе композиционный центр лучше закладывать чуть ниже геометрического. Формат удачнее выбрать горизонтальный, как бы «приземленный». В частных случаях для массивности площадь опоры должна быть, причем чем больше, тем лучше в связи с тем, что тяжелая масса сильнее притягивается к земле. Необходимо прижать изображение к нижнему краю листа. Однако могут встречаться различные художественные задачи, при которых массивное не должно быть связано с землей, тогда стоит ограничится лишь большим масштабом в листе и тёмным тоном. Ярко выраженной структуры для создания массивных композиций, наверное, нет, однако интересно усиливать ощущение тяжести, духоты и давления за счет того, что графически можно зажать или придавить мелкий объект крупными, по аналогии с завалами.  Стараться изображать объекты плотно, без видимых между ними просветов. Для весовых ощущений намного большее значение влияет тон: светлый или тёмный, — нежели цвет. Так для выявления ощущения массивности на помощь должны прийти тёмные тона. Это связано опять же с жизненным опытом, который ассоциативно связывает тяжелые тона с ожидаемой  до опыта (априори) тяжестью. В том числе, образно темнота связывается с тяжелыми эмоциональными состояниями человека. К каждому цвету можно подобрать соответствующий по силе тон, то естественно для массивного подходят тёмные цвета коричневые, синие, фиолетовые, тёмно-зеленые, тёмно-бардовые цвета и иные тёмные оттенки цветов. Основное средство выразительности – масштаб. Это связано опять же с жизненным опытом, который ассоциативно связывает огромный размер с ожидаемой тяжестью объекта.[Ил. 7].

Для создания ощущения лёгкости в композиции характерно:

Для лёгкого композиционный центр лучше проектировать чуть выше геометрического центра листа чтобы связать самое главное в композиции с чем-то парящим, возвышенным. Даже формат скорее всего следует выбирать вертикальный. В частных случаях, связанных со статикой или устойчивостью, точки опоры будут нужны, но для большего выражения лёгких конструкций они должны быть точечные (не сплошные), визуально тонкие опоры, вне зависимости от площади опоры. Однако могут встречаться различные художественные задачи, динамического характера. Тогда стоит ограничится лишь выражением идеи с помощью масштаба и светлого тона. Ярко выраженную структуру композиции выделять здесь бессмысленно, однако интересно усиливать ощущение лёгкости обилием «воздуха» между объектами в изображении. Вместе с тем отличным художественным приёмом для подчёркивания лёгкости станет так называемое «рисование насквозь» или «сквозь предмет», создавая впечатление прозрачности изображенных объектов. Также хорошо изображать объекты полыми, ассоциативно облегчая их массу. Для выявления ощущения лёгкости по аналогии с жизненными реалиями подходят светлые тона, по аналогии с пухом, снегом, паром и т.д. К каждому цвету можно подобрать соответствующий по силе тон, то естественно лёгкое связано со светлыми оттенками цветов: желтые, розовые, оранжевые, голубые, светло-зеленые. Основное средство выразительности – масштаб. Это связано опять же с жизненным опытом, который ассоциативно связывает маленький размер с заведомо известной лёгкостью объекта.

Примеры изображения массивного и легкого в геометрической абстрактной композиции

Для создания ощущения устойчивости и неустойчивости в композиции важно:

Эти две темы неразрывно связаны с человеческим представлением о плоскости земли, пола, подиума, опоры. Конечно не обязательно эти плоскости должны быть нарисованы, но они могут подразумеваться и подчёркиваться концентрацией линий. Устойчивое будет отличаться от статики лишь ощущением того, что статичное простоит века, а устойчивость явление мимолётное. Если статику, как мы понимаем, порушить сложно, то устойчивое разрушается при небольшом усилии. Чтобы безапелляционно присутствовало ощущение устойчивости в графической конструкции площадь опоры (в том числе и суммарная нескольких объектов) может быть и не большой, однако суммарная проекция композиционного центра всей конструкции на плоскость предполагаемого «пола» должна попадать в площадь опоры. Наоборот, если проекция центра тяжести выходит за площадь опоры, то возникает ощущение развала, падения, разрушения. [Ил. 8].

8. Примеры изображения устойчивого и неустойчивого в абстрактной композиции

Для выражения вкусовых ощущений кислого для композиции важно:

На взгляд автора для выражения вкусовых ощущений огромную роль играет цвет. С кислым из жизни ассоциативно связываются яркие цвета лимона, лайма, ананаса, грейпфрута и др. Поэтому нам подходят все холодноватые оттенки желтого, зеленого, изумрудный, голубой, синий, фиолетовый. Естественно, перечисленных цветов может не хватать для задумки автора-композитора. В то же время не следует обеднять свою композицию перечисленными цветами. Следует запомнить только одно правило – 75% процентов холодных кислых цветов и 25% иных. Следует чётко понимать, чем больше вы вносите в композицию элементов из противоположных ощущений, тем больше у вас появляется посторонних ассоциаций, что противоречит принципам цельности композиции, когда каждый элемент должен работать на выражение генеральной идеи автора. Формообразование в композиции происходит опять же за счет образов реальной жизни. Вспомните свои ощущения от поедания лимона. Ротовую полость словно режет, колет, щиплет, поэтому и формы в композиции следует использовать колкие, игольчатые, острые, ершистые.

Для выражения вкусовых ощущений сладкого для композиции важно:

Ассоциативно из жизни со сладким связаны тёплые оттенки жёлтого, зелёного, вместе с тем оранжевый, красный, коричневый. По поводу иных цветов действует точно такое же правило: 75% процентов, ассоциирующихся со сладким вкусом и 25% иных цветов. Для образования формы объектов в композиции вспомните свои ощущения от поедания сладкого, вплоть до приторно-сладкого. Сразу на ум приходят мягкие лекальные кривые, тягучие, каплеобразные формы, могут возникать ассоциации с выдавливающимися джемами, со стекающими кремовыми прослойками между многослойными коржами. Просто надо начать анализировать и преобразовывать собственные воспоминания в отвлеченные от предметов линии и цвета.[Ил.9].

9. Примеры выражения в абстрактной лирической композиции кислых и сладких ощущений (а- в черно-белой графике, б – в цвете)

Как выразить радость и грусть в композиции

Грусть в рисунке — это темные, густые ахроматические или стремящиеся к ахроматическим краски, некая обезличенность или скука выраженная однообразными формами и одинаковыми расстояниями между ними, вертикальные ритмы, лекальные кривые, создание эффекта «дымки», туманности специальными приёмами, например пуантелью. Радость – это динамичная композиция, ассиметричная, ритмы постоянно меняются, как и масштабы. Все элементы выполняют свою работу: средние формы по отношению к формату, как правило, несут основную смысловую нагрузку и создают основное действие, у крупных элементов в композиции есть свойство объединять средние в систему, соподчинять разрозненные элементы, мелкие являются «изюмом» каждой композиции. Продуманными пластическими фразами они украшают композицию, подобно маленьким украшением в гардеробе. Опять же вспоминайте атрибуты праздника и компонуйте линии точки похожие на фейерверк, дождик, конфетти, ленты, хлопки, вспышки и т.д. Цвета соответственно должны быть открытые яркие.[Ил.10].

Для меня стиль абстракционизм это прежде всего противостояние логике цивилизации. Вся история цивилизации последнего века построена на формулах, алгоритмах, принципах, уравнениях и правилах. Однако, человеку свойственно стремление к равновесию и гармонии. В связи с чем на заре века научно-технической революции появляется такое вот арт течение, которое не подчиняется классическим канонам рисования, а наоборот, служит своей целью дать свободу неосознанному и хаотичному, на первый взгляд лишенному смысла, но тем самым давая человеку возможность освободиться от влияния норм и догматов и сохранить внутреннюю гармонию.

10. Примеры изображения в абстрактной композиции различных ощущений

Абстрактная композиция. Проектная работа

В залах, где висят полотна эпохи Возрождения, сориентируется даже не очень подготовленный зритель: по крайней мере, он сможет легко назвать, что изображено на картине — люди, фрукты или море, какие эмоции испытывают герои. Перед полотнами Ротко, Поллока или Малевича мы чувствуем себя не так уверенно — на них нет объекта, чтобы, как в школе, выяснить, «что хотел сказать автор». В этом и состоит главное отличие абстрактной, или беспредметной, живописи от более привычной нам фигуративной: художник-абстракционист вообще не стремится изобразить окружающий мир, он не ставит перед собой такую задачу.

Если внимательно посмотреть на последние два века истории западного искусства, становится понятно, что отказ от предмета в живописи — закономерный этап развития. В XIX веке появилась фотография и исчезла необходимость скрупулёзно копировать то, что мы видим, чтобы сохранить это в памяти.

Художники в совершенстве освоили законы перспективы и композиции, научились изображать людей и животных с необыкновенной точностью, обзавелись подходящими материалами, но результат выглядел всё менее убедительно. Мир начал стремительно меняться, города становились больше, началась индустриализация — на этом фоне реалистичные изображения полей, батальных сцен и обнажённых натурщиц показались устаревшими, оторванными от сложных переживаний современного человека.

Импрессионисты, постимпрессионисты, фовисты и кубисты — художники, которые не побоялись снова поставить вопрос о том, что важно в искусстве: каждое из этих направлений использовало опыт предыдущего поколения, экспериментируя с цветом и формой. В итоге некоторые художники пришли к тому, что контакт между автором и зрителем происходит через линии, пятна и мазки краски. Так зритель мог ощутить в полной мере радость от взаимодействия с цветом, формой, линиями и текстурой. Всё это отлично сочеталось с новыми философскими и религиозными учениями.

В любой непонятной ситуации используйте формальный анализ. Представьте, что вы стоите перед восхитительной, как написано в путеводителе, авангардной картиной и не чувствуете ровным счётом ничего, потому что вы вообще не понимаете, что здесь нарисовано и куда нужно смотреть. В такой ситуации на помощь спешит формальный анализ, с которого стоит начинать знакомство с любым произведением искусства. Выдохните и попробуйте ответить на несколько детских вопросов: что я вижу перед собой — картину или скульптуру, графику или живопись? С помощью каких материалов и когда это было создано? Как можно описать эти формы и линии? Как они взаимодействуют? Двигаются они или статичны? Есть ли здесь глубина — какие элементы изображения находятся на первом плане, а какие на втором?

Следующий этап тоже довольно простой: прислушайтесь к себе и попробуйте определить, какие эмоции у вас вызывает то, что вы видите. Весёлые эти красные треугольники или тревожные? Ощущаю ли я себя спокойно или картина давит на меня? Контрольный вопрос: пытаюсь ли я понять, на что это похоже, или позволяю своему разуму свободно взаимодействовать с цветом и формой?

Многие абстракционисты имеют классическое образование и отличные навыки академического рисунка. Они выбирают визуальный опыт, не обременённый предметностью: художники как бы облегчают задачу зрителю, не давая ему отвлечься на объекты, изображённые на картине, и помогают сразу погрузиться в эмоциональное переживание.

В 2011 году исследователи решили проверить, действительно ли полотна в жанре абстрактного экспрессионизма (к этому направлению абстрактного искусства возникает больше всего вопросов) неотличимы от рисунков маленьких детей, а также художеств шимпанзе и слонов. Испытуемым предлагали посмотреть на пары картинок и определить, какие из них сделаны профессиональными художниками — в 60–70 % случаев респонденты выбирали «настоящие» произведения искусства. Перевес небольшой, но статистически значимый — видимо, в работах абстракционистов действительно есть что-то такое, что отличает их от рисунков умного шимпанзе.

Импрессионисты, в чьей компетентности мы сегодня не сомневаемся, были абстракционистами своего времени: Моне, Дега, Ренуара и их друзей обвиняли в том, что они отказались от реалистичного изображения в пользу передачи ощущений. «Небрежные» мазки, заметные невооружённым глазом, «странная» композиция и другие прогрессивные приёмы казались публике того времени кощунственными. В конце XIX века импрессионистов всерьёз обвиняли в «неумении рисовать», вульгарности и цинизме.

Лучший способ прочувствовать произведение абстрактного искусства — встать перед ним и смотреть, смотреть и смотреть. Некоторые работы могут погрузить зрителя в глубокие экзистенциальные переживания или экстатический транс. Хотя эмоциональный контакт важнее всего, отказываться от знакомства с историческим контекстом не стоит: название не поможет вам понять «смысл» произведения, но может натолкнуть на интересные мысли.

История создания работы тоже важна: если вы узнаете, когда и при каких обстоятельствах было создано произведение, вы разглядите в нём что-то новое. Тот же «Чёрный квадрат» производит совсем другое впечатление, если вы что-то знаете о философских течениях и искусстве начала XX века.

 Абстрактные техники чаще других используют в арт-терапии: они помогают выразить сложные ощущения, для которых трудно подобрать слова. Для многих художников, страдающих от внутренних противоречий и собственной несовместимости с внешним миром, абстракция стала чуть ли не единственным способом примирения с действительностью. Абстрактные работы можно создавать с помощью любых художественных материалов — от акварели до дубовой коры.

Если под рукой есть дети — обязательно привлеките их к процессу: практика показывает, что дошкольники гораздо быстрее улавливают суть абстракции, чем скептически настроенные взрослые. При создании собственных абстрактных работ, и при знакомстве с признанными мастерами главное — присутствовать в моменте и ощущать радость от собственных интеллектуальных усилий. Абстракция настолько субъективна, что утончённые знатоки искусства и случайные зрители оказываются перед ней на равных. Нет «правильного» и  «неправильного» способа прочувствовать абстрактное произведение — а значит, можно не бояться ошибиться.[Ил.11-23].

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-01.jpg

11. Абстракция работа «Любовь». Чистое и белое постепенно заполняется человеческими чувствами, как младенец, который понимает, что такое страх

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-02.jpg

12. Абстракция работа «Любовь». Взаимодействие реальности и мечты, компьютерная стабильность, порождающая скачки отчаяния

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-03.jpg

13. Абстракция работа «Любовь». Депрессия, необходимость пересмотрения жизненных устоев

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-04.jpg

14. Абстракция работа «Любовь». Открытие миру своей души, возможно встретив что-то, что добавляет яркости

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-05.jpg

15. Абстракция работа «Любовь». Свежее чувство, как вздохнуть воздух после дождя, почувствовать зеленую траву летом босыми ногами, раздвижение рамок

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-06.jpg

16. Абстракция работа «Любовь». Страсть, остатки депрессии, сломанные рамки, вихрь эмоций их жирность и полнота ощущений, тяжесть

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-07.jpg

17. Абстракция работа «Любовь». Борьба между рациональностью и страстью

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-08.jpg

18. Абстракция работа «Любовь». Четкое следование правилам

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-09.jpg

19. Абстракция работа «Любовь». И снова любовь вихрем, заставляет разрывать пространство своим мазком краски

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-10.jpg

20. Абстракция работа «Любовь». Притупление, старение чувств

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-11.jpg

21. Абстракция работа «Любовь». Опавшая роза

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-12.jpg

22. Абстракция работа «Любовь». Последние попытки чувств, стирающиеся из памяти и сердца

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-13.jpg

23. Абстракция работа «Любовь». Линия жизни

Абстракционизм в интерьере

Абстракционизм как стилистической направление в оформлении интерьера характеризуется хаотичностью форм и цветовых сочетаний. Этот хаос, по замыслу его создателей, призван вызывать в сознании людей подсознательные ассоциации.

Абстрактный стиль в оформлении интерьера позволяет освободить воображение человека, позволяя ему увидеть привычные предметы в хаотичном нагромождении линий.

Предметы декора интерьера, выполненные в стиле абстракционизма, визуально вызывают противоречивые ассоциации: некоторым они нравятся и пробуждают фантазию и воображение, а у других — абстракцонизм вызывает лишь недоумение, потому что они не находят в этом стиле не малейшей красоты и гармонии.

Абстракционизм как стиль оформления интерьера более всего подойдет креативным личностям, натурам творческим и глубоко чувствующим внутреннюю красоту и гармонию мира. На сегодняшний день абстрактный стиль вновь восходит к пику своей популярности, и многие дизайнеры широко используют в своем творчестве методы и приемы абстрактного оформления интерьера.

Для абстрактного стиля в оформлении интерьера характерен минимализм в использовании деталей, абстрактных рисунков, предметов декора и аксессуаров. В основных своих чертах абстракционизм имеет близость к стилю модерн, и многие его деталей сходны с этим стилем.[Ил.24].

Абстрактные элементы не обязательно должны иметь резкий контраст. Напротив, они могут быть выполнены в цветовой гамме пастельных тонов, но все же должны притягивать взгляд своей формой.

24. Пример абстракции в интерьере

Цветовая и оттеночная палитра оформления интерьера в абстрактном стиле может быть весьма разнообразной.

При этом броские цветовые акценты можно использовать только в виде отдельных элементов, потому что обилие ярких, насыщенных цветов создаст слишком тяжелый и утомительный для визуального восприятия интерьер. [Ил.25-].

25. Пример абстракции в интерьере

26. Пример абстракции в интерьере

27. Пример абстракции в интерьере

Первым архитектором, связавшим слова «современный» и «архитектура» в печати, стал Отто Вагнер из Вены. Он составил название книги, опубликованной в 1896 году и основанной на вступительной лекции Вагнера в качестве профессора архитектуры в городской Академии изящных искусств. Утверждая, что архитектура должна отражать тот факт, что «новые задачи человечества требовали изменения или воссоздания существующих форм», он призывал к созданию светлых, хорошо проветриваемых домов с простой обстановкой, гармонирующих с «клетчатыми бриджами» и прочей одеждой для отдыха в современном городе, и выступал за использование тонких плит каменной облицовки, как «средства выражения новых форм строительства, использующих каркасные конструкции».

Прославление возможностей новых методов строительства стало основным смыслом для выражения новизны в архитектуре, в такой степени, что Вагнер переименовал последнее издание своей книги Die Baukunst unserer Zeit («Искусство строительства нашего времени»), чтобы соответствовать прогрессивным направлениям. Полноценное проявление новизны в архитектуре, подобно другим изобразительным искусствам, заключалось в возникновении ряда эстетических и технических инноваций. Абстракция была средством избавления от устаревших стилистических форм и приведения здания к языку «чистой» формы. Разделение пространства на слои в кубизме нашло отражение в свободных планах Вилл Ле Корбюзье, созданных в 1920-х годах. Большие листы стекла обеспечивали как прозрачность, позволявшую создавать пространственную целостность, так и выразительность структуры, а также обманчивую игру отражений, которые могли завладеть мимолётными и случайными качествами современного города, определённого Бодлером – в двух его проектах Стеклянных башен 1919 и 1923 годов.

Мис ван дер Роэ пытался использовать отражения для, соответственно, многогранного и волнообразного плана. В конечном итоге, формы конструкций смогли использовать более динамичные и продвинутые технологии, например, технологии создания океанских лайнеров и автомобилей. Башня Эйнштейна Эриха Мендельсона была, возможно, первым зданием, выглядевшим таким образом, как будто оно двигалось через пространство, а не просто занимало его, а дома Ле Корбюзье, такие как Марсельская жилая единица, следуя его произведению «Пять отправных точек современной архитектуры», были слегка приподняты на столбах, из-за чего казалось, что они лишь частично установлены на землю, тогда как сады на их крышах напоминали палубу корабля.

Bildwerker – фотограф, который специализируется на абстрактной архитектурной фотографии. Его студия располагается на юго-западе Германии, во Фрайбурге.

Большая часть работ Bildwerker – черно-белые фотографии. Внушительное портфолио автора включает многочисленные высотные сооружения и интерьеры. Фотограф уделяет особое внимание линиям и структуре зданий, с которыми он работает.[Ил. 28-40].

28. Bildwerker

29. Bildwerker

30. Bildwerker

31. Bildwerker

32. Bildwerker

33. Bildwerker

34. Bildwerker

35. Bildwerker

36. Bildwerker

37. Bildwerker

38. Bildwerker

39. Bildwerker

40. Bildwerker

Схема процесса решения задачи проектирования

Процесс разработки изделий складывается из следующих этапов:

  1. Предпроектное исследование
  2. Дизайнерский поиск (предварительное эскизирование)
  3. Разработка эскизного проекта
  4. Составление проектной документации
  5. Изготовление

Предпроектное исследование:

На данном этапе проводится сбор и анализ всей информации, относящейся к разрабатываемому типу изделий. Выявляются требования к нему. Работа начинается с уяснения темы и дизайнерской задачи, сформулированных в задании. Задача состоит в том, чтобы собрать максимальное количество информации об объекте.

Дизайнерский поиск (предварительное эскизирование):

Этот этап заключается в выработке и воплощении первоначальных творческих идей в эскизной графической форме. На данном этапе особое значение приобретает применение метода макетирования

Разработка эскизного проекта:

Эскизный проект - окончательное творческое предложение дизайнера, полно определяющее все характеристики изделия.

Составление проектной документации:

На данном этапе изготовляется документация, т.е. рабочие эскизы, наброски, чертежи, необходимые для создания изделия или печатной продукции.

Изготовление изделия - последний этап проектирования:

В организации художественно - оформительской и дизайнерской практики существенную роль играет учет психологических особенностей восприятия ее произведений потенциальными зрителями. [Схема 1].

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\схема.jpg
Схема 1. Процесс решения задачи проектирования

Проект облагораживания территории

Благоустройство территории — это придание участку, прилегающему к отелю или гостиничному комплексу привлекательного внешнего вида, соответствующего экологическим и санитарно-гигиеническим нормам. Работы по благоустройству территории, ландшафтному дизайну требуют усилий целой команды профессионалов, таких как ландшафтный дизайнер, опытные садовники, специалисты по геодезии и по инженерным сетям. [Ил. 41].

Работы по благоустройству и озеленению проводятся в несколько этапов:

1. Ландшафтное проектирование

Ландшафтное проектирование при благоустройстве и озеленении территории - это комплекс специальных мероприятий и решений, направленный на изменение внешнего вида территории путем активного использования природных компонентов, отвечающих всем необходимым требованиям. Ландшафтный дизайн при благоустройстве способен сделать пространство рядом с МГК красивым и, самое главное, оригинальным и неповторимым.

2. Подготовка рельефа благоустраиваемой местности

На следующем этапе выполняется подготовка рельефа благоустраиваемой местности к дизайнерским работам.

3. Этап благоустройства и декора

После того как объект технически подготовлен, наступает очередь его озеленения, благоустройства. В заранее подготовленную, удобренную почву высаживают кустарники, деревья, какие-то декоративные или, может быть даже, экзотические растения, разбивают клумбы, обустраивают газоны. Далее наступает очередь декора. Плетеные изгороди, скульптуры, декоративные постройки, альпийские горки, отделка некоторых участков природным камнем, все это облагораживает и придает неповторимый образ благоустраиваемой территории.

Важно понимать, из чего складывается проектирование жилых домов.

Этап 1: архитектурно-строительное проектирование

От проектирования зависит, как будет выглядеть сооружение изнутри и снаружи, насколько прочным и безопасным оно получится и как долго простоит. Также благодаря проекту вы расчитаете расходы и материалы.

Проектирование состоит из нескольких этапов: Предпроектные работы — обязательная часть строительного проектирования, их задача — выяснить, возможно ли воплотить проект в жизнь. Для этого специалисты изучают территорию, проводят геологические исследования, составляют план рельефа местности. На этом же этапе подготавливают ряд документов. Необходимо убедиться в том, что при строительстве не будут нарушены нормативы, а также в том, что проект оправдан с экономической точки зрения.

Эскизный проект. На этом этапе заказчик получает представление о внешнем облике будущего дома. Эскиз — это еще не готовый проект, а лишь набросок. Разработка эскизного проекта — это также не обязательный компонент проектирования зданий и сооружений. Потому и четких требований к нему нет. Тем не менее без эскиза вряд ли возможно построить чертежи и схемы для рабочей и проектной документации. Для заказчика же важно увидеть результат воплощения идеи до начала строительства.

Рабочий проект. Он включает всю техническую информацию, необходимую для строительства: чертежи, графики, схемы, описания работ. В рабочем проекте подробно объясняется каждая деталь будущего сооружения. Графическим и текстовым описаниям предшествуют тщательные расчеты. Рабочий проект содержит также спецификацию стройматериалов. Параллельно рабочему проекту готовится проектная документация. Это обширный пакет текстовых и графических материалов, состав и содержание которых регламентируются законодательством. Один из обязательных разделов проектной документации — «Архитектурные решения». Архитектурная часть проектной документации — это выражение авторского замысла. Именно в ней воплощается уникальность индивидуального проекта дома.

Этап 2: ландшафтный дизайн

Один из главных плюсов жизни в частном доме — наличие собственного участка земли. Владельцы по-разному решают задачу благоустройства придомовой территории, но, пожалуй, самый привлекательный вариант — это использование приемов ландшафтного дизайна. Уютный зеленый уголок с тенистыми беседками, аккуратными дорожками, живописными водоемами подарит возможность отдохнуть и расслабиться после рабочего дня, провести время на природе, не покидая дома. Даже на небольшом участке при умелом проектировании можно найти место для декоративных посадок, зоны отдыха, детской площадки, бассейна или пруда. А многообразие стилей и малых архитектурных форм позволит создать уникальную садово-парковую композицию на любой вкус.

Ландшафтный дизайн — это и искусство, и наука. Для гармоничной организации пространства необходимы знания и опыт профессионалов. Другими словами, благоустройство придомовой территории, как и строительство дома, требует грамотного проектирования. Работы по ландшафтному дизайну также проводятся поэтапно. Создание проекта. Это совместная работа ландшафтных дизайнеров, инженеров и архитекторов.

Этап 3: индивидуальное строительство

Строительством малоэтажных домов занимаются многие компании. Разумнее всего доверить задачу той же организации, которая выполняла проектирование: тогда цикл будет непрерывным, и вы избежите лишних временных и денежных затрат.

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\облагораживание территории работа.jpg

41. Коллаж. Проект облагораживания территории

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, в начале 21 века, стало окончательно ясно, что дизайн, долгое время считавшийся чем-то вроде умения «оформлять» предметно-пространственное оснащение нашей жизни - это искусство. Дизайн, как явление общественной жизни, буквально пронизал все сферы человеческого творчества, перерастая сегодня в еще более общую категорию - «проектная культура». До его внедрения проектирование вещей называлось «художественным конструированием», а теория создания вещей «технической эстетикой». Слово «дизайн» породило и производные понятия: «дизайнер» - художник-конструктор, «дизайн-форма» - внешняя форма предмета и т.д. Дизайн есть в известном смысле результат безграничного расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе.

Содержание задач современного дизайна наиболее полно иллюстрируются теорией и практикой трех видов дизайнерской деятельности - графического дизайна, промышленного дизайна и дизайна среды. Каждый из них имеет свой спектр проблем и решений, свою цель и направление работы. Одно, «графическое», призвано «украсить» окружающую нас действительность, сделать ее ярче, выразительнее. Второе, «промышленное», стремится «оборудовать» ее, оснастить каждый жизненный процесс, каждый вид деятельности нужными для этого приборами и вещами. Третье - «средовое» - должно «устроить» мир, преобразовать его в предметно-пространственное целое, где было бы комфортно и удобно жить, работать, размышлять и развлекаться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аронов В. Художник и предметное творчество. Проблемы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. - М.: Советский художник., 1987 -203 с., ил.;
  2. Воронов Н. Производственное искусство -предшественник дизайна.;
  3. Горский Д. П. Вопросы абстракции и образование понятий. М., 1961;
  4. Дизайн, выпуск П.- М.: НИИ PAX, 1993;
  5. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986.4.;
  6. Дизайн: очерк теории системного проектирования. Сборник статей, М., 1993;
  7. Крючкова В. А. Абстракционизм // Большая российская энциклопедия / С. Л. Кравец. — М: Большая Российская энциклопедия, 2005. — Т. 1. — С. 42-43. — 768 с. — 65 000 экз. — ISBN 5-85270-329-X.;
  8. Кандинский. Содержание и форма. 1910 // 2001. Т. 1. С.84.;
  9. Л. Тондл, И. Пейша, Методологические аспекты системного проектирования. "Вопросы философии", 1982, №10, с. 87;
  10. Лазарев Φ. В. Абстракция и реальность. — «Вестник МГУ», 1974; № 5;
  11. Мировоззренческие и методологические проблемы научной абстракции. М., 1960;
  12. Розенсон И.А. основы теории дизайна. Учебник для ВУЗов. Питер. Санкт-Петербург, 2005;
  13. Саруханян А. П. К соотношению понятий «модернизм» и «авангардизм» // Авангард в культуре ХХ века (1900—1930 гг.): Теория. История.Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 1. — С. 23.;
  14. Logic and abstraction. Göteborg, 1986;
  15. Pollard St. What is abstraction? — «Nous», 1987, vol. 21, N 2;
  16. Roeper P. Principles of abstraction for events and processes. — «J. of philos. Logic», 1987, vol. 16, N 3.;
  17. Отто Вагнер Die Baukunst unserer Zeit  «Искусство строительства нашего времени»;
  18. © Библиофонд https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=725067

Приложения

1. Без названия (Первая абстрактная акварель). Василий Кандинский. 1910

2. Современная абстрактная живопись. Наталья Плахта Фернандес


3. «Первая Мировая Война» В.В. Кандинский 

 
4. «Серое дерево» П.К. Модриан 

 
5. «Точильщик» К.С. Малевич

6. Примеры изображения статики и динамики в геометрической абстрактной композиции

7. Примеры изображения массивного и легкого в геометрической абстрактной композиции

8. Примеры изображения устойчивого и неустойчивого в абстрактной композиции

9. Примеры выражения в абстрактной лирической композиции кислых и сладких ощущений (а- в черно-белой графике, б – в цвете)

10. Примеры изображения в абстрактной композиции различных ощущений

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-01.jpg

11. Абстракция работа «Любовь». Чистое и белое постепенно заполняется человеческими чувствами, как младенец, который понимает, что такое страх

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-02.jpg

12. Абстракция работа «Любовь». Взаимодействие реальности и мечты, компьютерная стабильность, порождающая скачки отчаяния

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-03.jpg

13. Абстракция работа «Любовь». Депрессия, необходимость пересмотрения жизненных устоев

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-04.jpg

14. Абстракция работа «Любовь». Открытие миру своей души, возможно встретив что-то, что добавляет яркости

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-05.jpg

15. Абстракция работа «Любовь». Свежее чувство, как вздохнуть воздух после дождя, почувствовать зеленую траву летом босыми ногами, раздвижение рамок

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-06.jpg

16. Абстракция работа «Любовь». Страсть, остатки депрессии, сломанные рамки, вихрь эмоций их жирность и полнота ощущений, тяжесть

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-07.jpg

17. Абстракция работа «Любовь». Борьба между рациональностью и страстью

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-08.jpg

18. Абстракция работа «Любовь». Четкое следование правилам

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-09.jpg

19. Абстракция работа «Любовь». И снова любовь вихрем, заставляет разрывать пространство своим мазком краски

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-10.jpg

20. Абстракция работа «Любовь». Притупление, старение чувств

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-11.jpg

21. Абстракция работа «Любовь». Опавшая роза

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-12.jpg

22. Абстракция работа «Любовь». Последние попытки чувств, стирающиеся из памяти и сердца

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\абстракция работа-13.jpg

23. Абстракция работа «Любовь». Линия жизни

24. Пример абстракции в интерьере

25. Пример абстракции в интерьере

26. Пример абстракции в интерьере

27. Пример абстракции в интерьере

28. Bildwerker

29. Bildwerker

30. Bildwerker

31. Bildwerker

32. Bildwerker

33. Bildwerker

34. Bildwerker

35. Bildwerker

36. Bildwerker

37. Bildwerker

38. Bildwerker

39. Bildwerker

40. Bildwerker

C:\Users\VKapustinscaya\Documents\институт\облагораживание территории работа.jpg

41. Коллаж. Проект облагораживания территории