Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Анализ методов исследования креативности

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. Креативность понимается как относительно устойчивая характеристика личности, способной к творчеству. Проявление творчества в любой деятельности становится социальной потребностью общества, решающим условием его эффективности и прогресса. В число особо приоритетных качеств личности включается инновационный стиль мышления, постоянный поиск нестандартных способов решений, высокого качества и новизны в любой деятельности.

С рождения нам присущи определенные потребности. Одни – физиологические, потребность в безопасности, в принадлежности - необходимы человеку для выживания, другие возникают дополнительно в случае насыщения первых. Креативность помогает объединить эти потребности и решить проблему их удовлетворения. Способность к творчеству находится не на первом месте в списке необходимых для выживания умений. Однако, в современных условиях, человек, имеющий всё необходимое и живущий в относительно безопасных условиях, среди признающих его людей, имеет гораздо больший потенциал развития.

Увеличивающееся количество информации в сети Интернет требует от человека умения быстро перерабатывать её, выбирать самое главное и находить нестандартные решения. Креативность – это наиболее продуктивный способ познания мира. Следовательно, оно является источником прогресса для общества и отдельного человека.

Проблеме креативности посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей: А. Осборн, У. Дж. Гордон, П. Торренс, Д. Папалья и С. Оулдс, Р. Крачфилд, Э. де Боно, М. Леви, Н.А. Бердяев, Я. А. Пономарёв, Н. В. Кондратьева, И. А. Евин, А.В. Большаков, Э. А. Соснин и Б. Н. Пойзнер, Б. И. Кононенко, В.Н. Дружинин, Т. А. Барышева, Ю. В. Величко, А. Н. Лук. Однако, среди ученых нет согласия по поводу того, какие именно способности можно считать ведущими, чтобы назвать личность креативной. В тоже время возможности развития творческих способностей не остаются неизменными и с возрастом угасают, слабеют и, чем старше становится человек, тем быстрее его мозг теряет гибкость и пластичность, соответственно, труднее обнаруживать и развивать его творческие способности. Поэтому актуальным является анализ методов исследования креативности.

Цель исследования - провести анализ методов исследования креативности.

Объект исследования – креативность.

Предмет исследования – методы исследования креативности.

Гипотеза исследования: предполагается, что виды и формы креативности, диагностируемые разными методиками взаимосвязаны между собой.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме креативности.

2. Организовать и провести эмпирическое исследование анализа методов исследования креативности.

3. Выявить взаимосвязь видов и форм креативности, диагностируемых разными методиками.

В качестве методов исследования использовались: теоретический анализ научной литературы, тестирование, опрос, математико - статистический анализ.

Методики исследования:

1. Тест невербальной креативности Е. Торранса "Закончи рисунок".

2. Тест вербальной креативности С.Медника (RAT).

3. Тесту креативности Н.В. Вишняковой.

4. Методика самооценки творческих характеристик личности Ф. Вильямса.

Выборка исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие студенты в количестве 20 человек в возрасте 18 - 22 лет, из них 15 девушек и 5 юношей.

Глава I. Теоретическое исследование креативности

Креативность - это, с одной стороны, творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности; с другой - это процесс преодоления косности в мышлении, чувствах, общении. Креативные качества личности присущи каждому человеку но, как правило, теряются большинством под воздействием среды, в случае отсутствия целенаправленного воздействия, способствующего их развитию.

Креативность - это готовность человека к конструктивному и нестандартному мышлению при реализации задач в рамках динамики социальных и культурных условий в интересах личности и общества, позволяющих в процессе ее выполнять изменение предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.

В современной науке не существует однозначной интерпретации понятий креативности и творчества и единой типологии этих понятий. Большинство отечественных авторов приравнивают понятия «творчество» и «креативность». Однако, следует отметить, что концептуальность креативности ориентирована на личность, а концептуальность творчества – на деятельность личности и ее результат. Креативность предполагает выведение мышления с заурядного сознания на создание небывалой ситуации, в которой соединяются несоединимые поля реальности. Суть творчества заключается в изобретении и создании чего-то оригинального, ранее не существовавшего, исключительного, имеющего смысл, ценность и приносящего пользу [26].

В условиях информационного общества синтез творчества и креативности стал не только возможен, но и неизбежен, так как актуальным и необходимым становится развитие в человеке особого рода способностей порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

В педагогической, психологической и социологической теории креативность рассматривается с различных точек зрения:

- как особый вид способностей, проявляемых в успешности творческой деятельности [1];

- как сотворение, создание [7];

- как творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении и деятельности;

- как процесс дивергентного мышления;

- как один из показателей развития творчества и др. [10].

Существует два подхода к определению понятия «креативность». Представители первого подхода ставят его в один ряд с понятием «творчество», другие – полностью отрицают это утверждение. Их отрицание строится на том, что творческий процесс основывается на вдохновении автора, его способностях, традициях, которым он следует. Главной же составляющей креативного процесса является прагматический элемент, то есть изначальное понимание сути и предназначения креативного продукта.

Креативность вне творчества просто невозможна, так как она является технологией организации творческого процесса, которая бесплодна сама по себе, какие бы задачи перед ней не ставились.

Дж. Гилфорд первым ввел понятие креативного мышления как релятивного, интуитивного и целостного. Креативное мышление базируется на воображении и предполагает наличие нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос [7].

Е.П. Торранс под креативностью называл способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях и др. [30]. Он разработал для креативности батарею тестов, которые помогают определить субъективную креативность деятельности личности безотносительно к объективной новизне и значимости ее результатов.

А. Н. Лук выделил следующие компоненты творческих способностей [16]:

- Способность созидание дилеммы в той сфере, где остальным её не видно.

- Способность свернуть мыслительные операции: замена нескольких слов одним, использование ёмких в информационном отношении знаки.

- Способность применять знания, умения и навыки из одной области при решении задач из другой области.

- Реализм.

- Способность просто ассоциировать отдалённые понятия.

- Способность памяти выдавать подходящую информацию в подходящую минуту.

- Способность выбора альтернативы решения трудностей.

- Способность включать новые сведения уже в имеющиеся знания.

- Легкая генерация идеи.

- Творческое воображение.

- Способность дорабатывать детали для совершенствования начального плана [16].

К.Г. Юнг связывает креативность с пониманием коллективного бессознательного и теми архетипами, которые, по его мнению, заложены в каждом из нас, определяют наши способности и поведение. По утверждению автора, доступ к этому неисчерпаемому фонду есть у всех людей, но активируется в жизни каждого весьма ограниченный набор архетипов. Креативность как раз и является творческим потенциалом человека, способностью обнаружить в себе «пусковые механизмы» все новых «программ», позволяющих нестандартно и эффективно решать личностные и профессиональные задачи [27].

Немного иную трактовку креативности дает А. Маслоу, который называет креативных людей самоактуализированными, а креативность рассматривает как фундаментальнейшую характеристику человеческой природы, потенциал, данный каждому человеку от рождения. По мере социализации большинство из нас утрачивает способность к невинному и наивному восприятию жизни, очень немногие люди выносят ее из детства или, уже повзрослев, вновь обретают ее [20].

В.Т. Кудрявцевым, В.Б. Синельниковым были выделены универсальные креативные способности, в основе которых историкокультурные факторы: реализм воображения; созидание целого из частей; надситуативность; экспериментирование [4].

Системный подход, предложенный Т.А. Барышевой и А.Ю. Жигаловым трактует креативность как многомерное психическое образование, состоящее из «семи симптомокомплексов: мотивационный, эмоциональный, экзистенциальный, коммуникативный, компетентностный, интеллектуальный, эстетический. В каждый симптомокомплекс включены несколько психологических параметров [3].

Таким образом, креативность - творческие способности, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении и характеризовать как личность в целом, так и продукт деятельности этой личности.

Творческие способности определяются с точки зрения качеств личности: как свойство личности, основанное на его духовных или материальных потребностях, как основная особенность личности, ее динамическая тенденция, обусловленная мотивами человеческой деятельности, которые сами в свою очередь определяются ее целями и задачами [13].

Н.Д. Левитов, описывая деятельностную сторону творческих способностей, указывает, что способность обозначает организующее начало, которое влияет на поступки, взгляды и деятельность человека. Отсутствие способностей создает вакуум и вызывает «интеллектуальный, эстетический, творческий голод [15].

Дж. Гилфордом и Э. Торрансом были описаны следующие критерии творческих способностей:

- беглость (легкость, продуктивность). Данный критерий представляет собой скорость творческого мышления, которая измеряется общим числом правильных ответов на конкретный вопрос или вариантов ответов при размышлении;

- гибкость. Критерий характеризуется способностью к быстрому переключению и определяется числом групп данных ответов;

- оригинальность. Критерий отражает своеобразность творческого мышления, неординарностью подхода к проблеме; определяется числом редких ответов, оригинальностью структуры ответа;

- точность. Критерий является показателем стройности, логичности творческого мышления, адекватности поставленной цели;

- склонность к риску. Критерий демонстрирует способность применения необычных материалов, цветов, образов, путей решения проблемы, возможно несвойственных данной проблеме [23].

Д.Л. Прокопьев утверждает, что творческие способности являются одной из подсистем динамической структуры личности, в структуре которой проявляются, и врожденные задатки (как свойство личности), и индивидуально преломленное отражение общественного сознания (как качество личности) [22].

Ю. В. Величко среди обязательных компонентов творческих способностей выделяет творческое воображение и творческое мышление.

Под творческим воображением автор понимает создание новых образов, представлений, воплощающихся в виде оригинальных и ценных продуктах деятельности. Творческое мышление, по словам автора, мышление, связанное с преодолением сложившихся стереотипов, устоявшихся представлений, в результате которого создаётся уникальный оригинальный интеллектуальный продукт.

Творческое мышление как продуктивное, противопоставляется репродуктивному мышлению, использующему готовые образцы. Творческое мышление синонимично эвристическому мышлению, характерному для решения нестандартных задач.

Глава II. Эмпирический анализ методов исследования креативности

2.1. Организация исследования

Цель эмпирического исследования - провести анализ методов исследования креативности.

Гипотеза исследования: предполагается, что виды и формы креативности, диагностируемые разными методиками взаимосвязаны между собой.

Выборка исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие студенты в количестве 20 человек в возрасте 18 - 22 лет, из них 10 девушек и 10 юношей.

Использовались следующие методики исследования:

1. Тест невербальной креативности Е. Торранса "Закончи рисунок".

2. Тест вербальной креативности С. Медника (RAT).

3. Тест креативности Н.В. Вишняковой.

4. Методика самооценки творческих характеристик личности Ф. Вильямса.

Характеристика методик

1. Тест невербальной креативности Е. Торранса "Закончи рисунок" представляет собой набор нарисованных незавершенных фигур, которые испытуемый должен завершить таким образом, чтобы из каждой фигуры получилась осмысленная картинка. Испытуемому также требуется сопроводить каждый ответ письменным комментарием того, что он изобразил.

Обработка теста проводится по пяти показателям:

1.Беглость, или продуктивность - общее количество адекватных рисунков.

2. Гибкость. Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому.

3. Оригинальность - характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных.

4. Разработанность - начисляется 1 балл за каждую существенную деталь, цвет, штриховку.

Баллы по оригинальности и разработанности переводятся в Т-баллы. Значения по Т-шкале 50±10 соответствуют норме [24].

2. Тест вербальной креативности С. Медника (RAT) предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс перекомбинирования элементов ситуации. В данном случае испытуемым предлагаются словесные триады (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким образом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание.

Взрослый вариант методики, адаптированный А. Н. Ворониным представляет собой групповой сокращенный вариант, состоящий из 20 триад.

Оригинальность ответов подсчитывается по формуле:

https://studfile.net/html/2706/1073/html_mKiTMWLM4w.81ao/img-EEmd3B.png,

Где: Or - оригинальность данного типа ответа; x - количество ответов данного типа; Х max - максимальное количество ответов в типе.

При этом под типом ответа подразумевались однокоренные слова, несущие примерно одинаковую смысловую нагрузку.

Индекс оригинальности подсчитывается как среднее оригинальностей всех ответов и равен количеству уникальных ответов. Используя процентильную шкалу, можно определить место конкретного испытуемого относительно предлагаемой выборки сделать выводы о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности [10].

3. Тест креативности Н.В. Вишняковой позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа «Я - реальный» и представление об образе «Я-идеальный». Сравнение двух образов креативности позволяет определять креативный резерв и творческий потенциал личности.

Опросник состоит из 80 утверждений, испытуемому необходимо согласиться или не согласиться с каждым.

При обработке количество баллов по каждому индексу креативности определяется по ключу теста при суммировании полученных баллов.

Оцениваются следующие показатели креативности:

- творческое мышление;

- любознательность;

- оригинальность;

- воображение;

- интуиция;

- эмоциональность, эмпатия;

- чувство юмора;

- творческое отношение к профессии.

Разброс баллов по каждой шкале от 0 до 10 [10].

4. Методика самооценки творческих характеристик личности Ф. Вильямса позволяет выяснить, насколько творческой личностью считает себя человек. Среди 50 коротких предложений испытуемому необходимо оценить уровень согласия с каждым по 3-х балльной шкале: от «в основном верно» до «в основном неверно». Те утверждения, относительно которых человек не может придти к решению, помечаются знаком в колонке «Не могу решить».

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают:

- Любознательность (Л) - умение найти выход в приводящих в замешательство ситуациях; проявление интереса к загадкам, головоломкам.

- Воображение (В) - способность визуализировать и строить мысленные образы, воображать то, чего никогда не было, переходить за границы реального мира.

- Сложность (С) - способность видеть разницу между тем, что есть, и тем, что могло бы быть, умение привести в порядок неупорядоченное, разбираться в сложных проблемах, сомневаться в единственно верном решении.

- Склонность к риску (Р) - способность конструктивно воспринимать критику, предполагать возможность неудачи, умение строить предположения, делать догадки, действовать в неструктурированных условиях.

Также высчитывается общий суммарный показатель.

Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 - к воображению, 13 - к способности идти на риск, 13 утверждений к фактору сложность.

Чем выше сырая оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах он является;.

Оценка отдельного фактора и суммарный сырой балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы:

- ниже 40 Т - пониженный показатель;

- 40 Т - 60 Т - средний показатель;

- выше 60 Т - повышенный показатель [24].

Методы обработки данных предполагали использование математико - статистического анализа. Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистического пакета программы STATISTIKA 10.0. Вычислялись:

1. Среднее арифметическое (М) – мера центральной тенденции, отражающее наиболее ожидаемое значение из ряда.

Среднее арифметическое рассчитывается по формуле:

M = ∑V/n,

где M – среднее арифметическое, ∑ - знак суммы, V – варианта, n – количество наблюдений.

2. Стандартное отклонение (σ) – показатель нормального распределения, являющийся стандартизированным средним арифметическим отклонений каждого значения из ряда от среднего. Рассчитывается по формуле:

σ = √[(∑(x-xср)2)/n],

где хср – среднее арифметическое, ∑ - знак суммы, х – варианта, n – количество наблюдений.

3. Для корреляционного анализа использовалась статистическая непараметрическая методика коэффициент корреляции Спирмена. При его применении определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента. Коэффициент корреляции рангов определяется по формуле:

http://www.infamed.com/images/s05_1.gif,

где http://www.infamed.com/images/s05_2.gif- сумма квадратов разностей рангов, а http://www.infamed.com/images/s05_3.gif- число парных наблюдений.

Таким образом, выбранные методы математико-статической обработки данных позволяют более качественно представить результаты эмпирического исследования.

Эмпирическое исследование проходило в три этапа.

На первом этапе была сформирована выборка исследования, определены методики исследования, были подготовлены бланки, определены время и место исследования.

На втором этапе проводилась диагностика креативности испытуемых в соответствии с выбранными методиками.

На третьем этапе проводилась количественная и качественная обработка полученных результатов, их интерпретация, статистический анализ данных, делались выводы по исследованию.

2.2. Результаты исследования

Результаты диагностики по тесту креативности Е. Торранса "Закончи рисунок" представлены в таблице 1 в Приложении.

По результатам диагностики можно сказать, что уровень креативности в группе испытуемых соответствует норме.

У испытуемых достаточная творческая продуктивность, они заканчивают в среднем 9 фигур. Несколько ниже среднего у респондентов гибкость, они не отличаются большим разнообразием идей и стратегий, способностью переходить от одного аспекта к другому.

Рисунки испытуемых достаточно уникальны, они способны выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных или твердо установленных. Также у них хороша разработанность, их рисунки отличаются разнообразием деталей.

Соотношение испытуемых с разным уровнем развития креативности представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение испытуемых с разным уровнем развития невербальной креативности.

По результатам соотношения видно, что у большинства испытуемых (65%) нормальный средний уровень креативности. У 20% респондентов низкий уровень развития креативности, им характерна ригидность мышления, ограниченность творческого потенциала. 15% испытуемых имеют высокий уровень невербальной креативности. Их рисунки оригинальны, детально разработаны, отличаются разнообразием.

Результаты диагностики по тесту вербальной креативности С. Медника (RAT) представлены в таблице 2 в Приложении.

Результаты показали, что в среднем у испытуемых нормальный уровень развития вербальной креативности, присущий большинству людей.

Соотношение испытуемых с разным уровнем развития вербальной креативности представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Соотношение испытуемых с разным уровнем развития вербальной креативности.

По результатам соотношения видно, что у большинства испытуемых (45%) средний уровень развития вербальной креативности, характерный для большинства людей.

У 30% респондентов высокий уровень развития вербальной креативности, у них хорошо развит процесс перекомбинирования элементов ситуации. Они с легкостью могут создать новый оригинальный речевой продукт в любой его вербальной форме (устной, письменной, прозаической, поэтической, монологической, диалогической и т.д.).

25% испытуемых имеют низкий уровень вербальной креативности. Их ответы типичны.

Результаты диагностики по тесту креативности Н.В. Вишняковой представлены в таблице 3 в Приложении.

Креативные профили в среднем по группе в компонентах образа Я - реальный и Я - идеальный представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Креативные профили в среднем по группе в компонентах образа Я - реальный и Я - идеальный.

Результаты диагностики показали, что испытуемые оценивают свою креативность, творческие способности на среднем уровне. Выше всего (уровень несколько выше среднего) они оцениваю свое чувство юмора и любознательность. Несколько ниже они оценивают свои способности к интуиции, эмоциональность, эмпатические способности и оригинальность. На среднем уровне развито воображение респондентов. Ниже всего они оценивают свое творческое мышление и творческое отношение к профессии.

Показатели Я - идеального по всем процессам творческой личности выше показателей Я - реального, то есть у испытуемых отмечается хороший творческий потенциал. Больше всего испытуемые хотят иметь хорошую интуицию и чувство юмора. Также они хотят хорошо развитое воображение и любознательность. Несколько меньше они притязают на хорошо развитое творческое мышление, оригинальность и эмоциональность. Меньше всего испытуемые стремятся к творческому отношению к профессии.

Завышенные притязания у испытуемых отмечаются по шкалам интуиции, воображения и творческого мышления. Разрыв составляет 2 - 3 балла. Достаточно высоки притязания на хорошо развитое чувство юмора, любознательность и оригинальность. Разрыв составляет 1 - 2 балла. Вполне реалистичные притязания отмечаются по эмоциональности, эмпатии и по творческому отношению к профессии. Разрыв составляет менее 1 балла.

Результаты диагностики по методике самооценки творческих характеристик личности Ф. Вильямса представлены в таблице 4 в Приложении.

Результаты диагностики показали, что в группе испытуемых средний уровень креативности. Лучше всего у испытуемых развила сложность и воображение. То есть они имеют хорошую способность видеть разницу между тем, что есть, и тем, что могло бы быть, умение привести в порядок неупорядоченное, разбираться в сложных проблемах, способность визуализировать и строить мысленные образы, воображать то, чего никогда не было, переходить за границы реального мира. Несколько ниже у респондентов склонность к риску, способность конструктивно воспринимать критику, предполагать возможность неудачи, действовать в неструктурированных условиях. Ниже всего у испытуемых оценки любознательности (проявление интереса к загадкам, головоломкам).

Соотношение испытуемых с разным уровнем развития креативности и ее компонентов представлено на рисунке 4.

По результатам соотношения видно, что у большинства испытуемых (по 35%) высокий и средний уровень любознательности, они умеют найти выход в приводящих в замешательство ситуациях, проявляют интерес к загадкам, головоломкам. 30% респондентов не любознательны.

Рис. 4. Соотношение испытуемых с разным уровнем развития креативности и ее компонентов.

У половины испытуемых (50%) средний уровень воображения, у многих (40%) высокий уровень развития воображения, они способны визуализировать и строить мысленные образы, воображать то, чего никогда не было, переходить за границы реального мира. У 10% респондентов воображение развито плохо.

У половины испытуемых (50%) высокий уровень сложности, они способны видеть разницу между тем, что есть, и тем, что могло бы быть, умеют привести в порядок неупорядоченное, разбираться в сложных проблемах, сомневаться в единственно верном решении. У остальных средний или низкий уровень сложности (по 25%).

У большинства испытуемых (45%) высокий уровень склонности к риску, они способны конструктивно воспринимать критику, предполагать возможность неудачи, умеют строить предположения, делать догадки, действовать в неструктурированных условиях. У 35% средний уровень склонности к риску, а 20% респондентов не склонны к риску.

По общему баллу у большинства испытуемых (55%) средний уровень креативности, 35% респондентов имеют высокий уровень креативности, 10% испытуемых считают себя не креативными.

Результаты корреляционного анализа шкал всех методик представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты корреляционного анализа (r Спирмена)

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

,42

,36

,34

,21

,23

,43

,21

,14

,21

-,12

-,03

,10

,37

,13

,43

,39

,47

2

1,0

,22

-,01

,28

,34

,25

,43

,22

,37

-,25

-,10

-,05

,28

,23

-,06

,80

,45

3

,22

1,0

,73

,79

,83

,51

,68

,61

,40

,56

,21

,76

,48

,53

,69

,29

,67

4

-,01

,73

1,0

,56

,54

,26

,28

,58

,25

,62

,40

,54

,34

,56

,85

,06

,65

5

,28

,79

,56

1,0

,94

,32

,62

,55

,42

,55

-,01

,61

,38

,38

,45

,29

,50

6

,34

,83

,54

,94

1,0

,39

,64

,59

,39

,61

,14

,66

,47

,47

,40

,40

,60

7

,25

,51

,26

,32

,39

1,0

,17

,44

,01

,15

,18

,37

,85

,35

,41

,46

,73

8

,43

,68

,28

,62

,64

,17

1,0

,16

,48

,27

,20

,38

,12

-,01

,20

,36

,25

9

,22

,61

,58

,55

,59

,44

,16

1,0

,04

,50

,15

,53

,35

,71

,55

,14

,65

10

,37

,40

,25

,42

,39

,01

,48

,04

1,0

,11

-,07

,13

-,07

,18

,26

,23

,18

11

-,25

,56

,62

,55

,61

,15

,27

,50

,11

1,0

,51

,42

,27

,50

,50

-,22

,36

12

-,10

,21

,40

-,01

,14

,18

,20

,15

-,07

,51

1,0

,23

,21

,08

,17

-,14

,17

13

-,05

,76

,54

,61

,66

,37

,38

,53

,13

,42

,23

1,0

,36

,33

,41

,07

,36

14

,28

,48

,34

,38

,47

,85

,12

,35

-,07

,27

,21

,36

1,0

,40

,41

,52

,80

15

,23

,53

,56

,38

,47

,35

-,01

,71

,18

,50

,08

,33

,40

1,0

,51

,24

,72

16

-,06

,69

,85

,45

,40

,41

,20

,55

,26

,50

,17

,41

,41

,51

1,0

-,01

,67

17

,80

,29

,06

,29

,40

,46

,36

,14

,23

-,22

-,14

,07

,52

,24

-,01

1,0

,63

1 - Беглость;

2 - Гибкость;

3 - Оригинальность;

4 - Разработанность;

5 - Индекс оригинальности;

6 - Творческое мышление;

7 - Любознательность;

8 - Оригинальность;

9 - Воображение;

10 - Интуиция;

11 - Эмоциональность, эмпатия;

12 - Чувство юмора;

13 - Творческое отношение к профессии;

14 - Любознательность;

15 - Воображение;

16 - Сложность;

17 - Склонность к риску;

18 - Общий балл.

Результаты корреляционного анализа показали множественные значимые положительные взаимосвязи между шкалами всех методик.

Беглость по невербальному тесту креативности связана с самооценкой общего уровня креативности испытуемых (р≤0,05).

Гибкость по невербальному тесту креативности связана со склонностью к риску (р≤0,01) и с самооценкой общего уровня креативности испытуемых (р≤0,05).

Оригинальность по невербальному тесту креативности связана с разработанностью (р≤0,01) индексом вербальной оригинальности (р≤0,05), творческим мышлением (р≤0,01), любознательностью (р≤0,05), самооценкой оригинальности (р≤0,01), воображением (р≤0,01), эмоциональностью, эмпатией (р≤0,05), творческим отношением к профессии (р≤0,01), любознательностью (р≤0,05), самооценкой воображения (р≤0,05), сложностью (р≤0,01) и с самооценкой общего уровня креативности испытуемых (р≤0,01).

Разработанность по невербальному тесту креативности связана с индексом вербальной оригинальности (р≤0,05), творческим мышлением (р≤0,05), воображением (р≤0,01), эмоциональностью, эмпатией (р≤0,01), творческим отношением к профессии (р≤0,05), самооценкой воображения (р≤0,05), сложностью (р≤0,01) и с самооценкой общего уровня креативности испытуемых (р≤0,01).

Индекс вербальной оригинальности связан с творческим мышлением (р≤0,01), самооценкой оригинальности (р≤0,01), воображением (р≤0,05), эмоциональностью, эмпатией (р≤0,05), творческим отношением к профессии (р≤0,01), сложностью (р≤0,05) и с самооценкой общего уровня креативности испытуемых (р≤0,05).

Творческое мышление связано с самооценкой оригинальности (р≤0,01), воображением (р≤0,01), эмоциональностью, эмпатией (р≤0,01), творческим отношением к профессии (р≤0,01), любознательностью (р≤0,05), самооценкой воображения (р≤0,05) и с самооценкой общего уровня креативности испытуемых (р≤0,01).

Любознательность связана с самооценкой любознательности (р≤0,01), склонностью к риску (р≤0,05), и с самооценкой общего уровня креативности испытуемых (р≤0,01).

Оригинальность связана с интуицией (р≤0,05).

Воображение связано с эмоциональностью, эмпатией (р≤0,05), творческим отношением к профессии (р≤0,05), самооценкой воображения (р≤0,01), со сложностью (р≤0,05) и с самооценкой общего уровня креативности испытуемых (р≤0,01).

Эмоциональность, эмпатия связана с чувством юмора (р≤0,05), самооценкой воображения (р≤0,05) и со сложностью (р≤0,05).

Самооценка любознательности связана со склонностью к риску (р≤0,05), и с самооценкой общего уровня креативности испытуемых (р≤0,01).

Самооценка воображения связана со сложностью (р≤0,05), и с самооценкой общего уровня креативности испытуемых (р≤0,01).

Сложность связана с самооценкой общего уровня креативности испытуемых (р≤0,01).

Склонность к риску связана с самооценкой общего уровня креативности испытуемых (р≤0,01).

Таким образом, виды и формы креативности, диагностируемые разными методиками тесно взаимосвязаны между собой.

Заключение

Данное исследование было организовано с целью анализа методов исследования креативности. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.

При анализе научной литературы было подчеркнуто, что креативность может рассматриваться как человеческая способность, как фактор одаренности или же как совокупность некоторых факторов и качеств индивидуума. Дж. Гилфорд и Э. Торренс включали в это понятие оригинальность, как способность предлагать нестандартные решения, чувствительность к окружающему миру и интеграцию, как умение учитывать или объединять несколько противоположных условий, предпосылок или принципов, дивергентность и гибкость мышления.

Отличительными чертами творческой деятельности являются неповторимость, оригинальность и общественно-историческая уникальность. В творчестве выражается глубокое личное начало, без которого немыслим предмет творчества.

Анализируя и обобщая проведенные исследования, можно определить важные качества креативной личности: склонность и способность к труду, продуктивность, активность, настойчивость в достижении цели, умение видеть больше того, что видят окружающие, решимость не останавливаться на полдороге, мужество идти против течения, наличие продуктивного (творческого) мышления.

Результаты эмпирического исследования показали, что у большинства испытуемых (65%) нормальный средний уровень невербальной креативности. У 45% средний уровень развития вербальной креативности, характерный для большинства людей.

Испытуемые оценивают свою креативность, творческие способности на среднем уровне. Выше всего (уровень несколько выше среднего) они оцениваю свое чувство юмора и любознательность. Несколько ниже они оценивают свои способности к интуиции, эмоциональность, эмпатические способности и оригинальность. На среднем уровне развито воображение респондентов. Ниже всего они оценивают свое творческое мышление и творческое отношение к профессии.

Показатели Я - идеального по всем процессам творческой личности выше показателей Я - реального, то есть у испытуемых отмечается хороший творческий потенциал. Завышенные притязания у испытуемых отмечаются по шкалам интуиции, воображения и творческого мышления. Достаточно высоки притязания на хорошо развитое чувство юмора, любознательность и оригинальность. Вполне реалистичные притязания отмечаются по эмоциональности, эмпатии и по творческому отношению к профессии.

В группе испытуемых средний уровень креативности. Лучше всего у испытуемых развила сложность и воображение. То есть они имеют хорошую способность видеть разницу между тем, что есть, и тем, что могло бы быть, умение привести в порядок неупорядоченное, разбираться в сложных проблемах, способность визуализировать и строить мысленные образы, воображать то, чего никогда не было, переходить за границы реального мира. Несколько ниже у респондентов склонность к риску, способность конструктивно воспринимать критику, предполагать возможность неудачи, действовать в неструктурированных условиях. Ниже всего у испытуемых оценки любознательности (проявление интереса к загадкам, головоломкам).

Результаты корреляционного анализа показали множественные значимые положительные взаимосвязи между шкалами всех методик.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: виды и формы креативности, диагностируемые разными методиками тесно взаимосвязаны между собой.

Список литературы

  1. Акимова М.К. Психологическая диагностика (основные понятия); как уровень творческой одаренности, способности к творчеству (Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост. Л.А. Карпенко, под общ. ред. А.В. Петровского. - М. :ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.
  2. Барышева Т. А. Креативность. Опыт самопознания - технология рефлексивной самоорганизации студентов в информационной образовательной среде // Известия РГПУ имени А. И. Герцена. - СПб. - 2013. - №158. - С. 26 - 36.
  3. Барышева Т.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб, 2006. –С. 28.
  4. Беляева Е. Н. Развитие креативности в сензитивный период/ Е. Н. Беляева // Казанский педагогический журнал. - 2009. - № 4. - C. 65 - 71.
  5. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. - М.: МИОО, 2005. - 176 с.
  6. Большаков А. В. Проблема определения творчества // Журнал Аналитика культурологии. – 2007. – №2 (8).
  7. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 1034 с.
  8. Величко Ю. В. О соотношении понятий «Креативность», «Творческие способности», «Творческое воображение», «Творческое мышление» в исследованиях отечественных и зарубежных психологов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 16. – 2014. – №2(3). – С. 631.
  9. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. - М.: Издательство Прогресс. - 1965. - 244 с.
  10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Издательство «Питер», 2014.-368с.
  11. Катханова, Ю. Ф. Творческие способности и их развитие в графической деятельности: монография / Ю. Ф. Катханова. – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. – 140 с.
  12. Киреев М.Н., Киреева Н.В., Бараниченко Н.В. Формирование креативных качеств специалиста как социально значимого феномена и характеристики личности // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. - 2015. - №2. - С. 220 - 224.
  13. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 328 с.
  14. Кушнаренко О.Н. Творческое мышление: развитие креативности. В сборнике: Современная психология: теория и практика материалы XVI международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". - 2015. - С. 186-194.
  15. Левитов Н. Д. Психология труда. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 323 с.
  16. Лук А. Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 128 с.
  17. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2009. - 592.
  18. Малахова И.А. Развитие личности: способность к творчеству, одаренность, талант. - Мн. 2002. - 157 с.
  19. Малахова И.А. Индивидуально-психологические параметры творческой личности // Репозиторий БГУКИ. 2006. №4. С. 74 - 78.
  20. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: пер. с англ. – СПб.: Евразия, 1999. – 432 с.
  21. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 304с.
  22. Психология. Словарь / Под ред. Петровского А. В., Ярошевского М. Г. - М.: Просвещение, 1990. - 249 с.
  23. Сидоренко М. В. Развитие креативного мышления обучающихся на уроках материаловедения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016.
  24. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. - СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. - 44 с.
  25. Чиксентмихайи М. Креативность. Поток и психология открытий и изобретений. - М., 2013. - 528с.
  26. Ширшова О.А. Креативность как характеристика личности будущего педагога // Омский научный вестник. - 2007. - №4 (58). - С. 115 - 117.
  27. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного. - М.: Когито-Центр, 2010. - 352 с.
  28. Barron F. X., Montuori A., Barron A. Creators on creating. N.Y.: Penguin. 1997. 120р.
  29. Gomes J. J. M. Using a Creativity-Focused Science Program to Foster General Creativity in Young. Children: A Teacher Action Research Study/ J. J. M. Gomes; Fielding Graduate University. - 2005. - 197 p.
  30. Torrance E. P. Understanding creativity: where to start? // Psychological inquiry. - 1993. - vol. 4 - № 3 - P. 232 - 234.

Приложение

Таблица 1

Результаты по тесту креативности Е. Торранса "Закончи рисунок"

Ф.И.

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Оригинальность

(Т-баллы)

Разработанность

(Т-баллы)

1

А.А.

8

4

7

19

40

46

2

А.Л.

10

7

11

27

53

56

3

Б.И.

10

8

9

9

45

34

4

В.Г.

8

7

12

32

55

61

5

Е.Г.

10

9

6

7

35

32

6

И.Л.

9

6

13

27

60

56

7

И.П.

10

7

10

26

50

55

8

И.Ф.

9

5

11

19

53

46

9

К.Б.

7

5

5

20

33

47

10

К.Д.

9

9

12

20

55

47

11

Л.С

8

5

4

8

30

33

12

Л.Ш.

10

8

15

41

65

71

13

М.Б.

8

4

13

26

60

55

14

М.М.

10

8

11

26

53

55

15

О.Н.

9

7

13

25

60

54

16

С. В.

10

8

16

43

70

73

17

Т.К.

7

9

11

15

53

41

18

Ф.Л.

7

6

3

16

27

42

19

Э.У.

9

8

17

26

73

55

20

Ю.Б.

8

8

6

21

35

48

М

8,8

6,9

10,3

22,7

50,3

50,4

σ

1,1

1,6

4,0

9,5

13,2

11,1

Таблица 2

Результаты диагностики по тесту вербальной креативности С. Медника (RAT)

Ф.И.

Пол

Возраст

Индекс оригинальности

Ф.И.

Пол

Возраст

Индекс оригинальности

1

А.А.

Ж

21

0,61

11

Л.С

Ж

20

0,56

2

А.Л.

М

18

0,71

12

Л.Ш.

Ж

22

0,93

3

Б.И.

М

19

0,63

13

М.Б.

Ж

18

0,69

4

В.Г.

Ж

20

0,78

14

М.М.

М

20

0,53

5

Е.Г.

М

22

0,64

15

О.Н.

М

21

0,92

6

И.Л.

Ж

18

0,82

16

С. В.

Ж

18

0,96

7

И.П.

Ж

21

0,58

17

Т.К.

М

18

0,66

8

И.Ф.

М

22

0,77

18

Ф.Л.

Ж

20

0,66

9

К.Б.

М

19

0,46

19

Э.У.

М

20

0,88

10

К.Д.

М

19

0,86

20

Ю.Б.

Ж

22

0,76

Среднее значение, М

0,72

Стандартное отклонение, σ

0,14

Таблица 3

Результаты диагностики по тесту креативности Н.В. Вишняковой

Творческое мышление

Любознательность

Оригинальность

Воображение

Интуиция

Эмоциональность, эмпатия

Чувство юмора

Творческое отношение к профессии

Я - реальное

1

3

5

3

2

5

3

4

6

2

4

5

5

5

8

5

5

5

3

5

6

6

3

7

5

7

4

4

7

6

5

7

5

9

9

7

5

4

8

3

6

4

3

4

4

6

7

6

5

7

7

8

6

7

7

3

7

5

4

5

4

9

4

8

6

6

7

2

6

6

6

4

9

2

6

2

5

6

7

8

2

10

7

8

6

8

8

4

5

5

11

3

5

5

4

2

4

6

4

12

8

6

7

8

5

9

8

7

13

6

7

6

8

5

9

8

9

14

3

5

6

6

6

4

6

3

15

7

5

8

6

8

7

6

6

16

7

9

9

7

7

6

7

8

17

5

5

9

4

7

4

7

6

18

3

4

4

6

3

5

5

3

19

7

8

8

6

6

7

5

5

20

6

4

6

4

7

6

6

2

М

5,2

6,1

5,8

5,4

5,9

5,8

6,4

5,1

σ

1,9

1,4

1,9

1,9

1,6

2,0

1,5

1,9

Я - идеальное

1

7

6

7

5

6

4

9

8

2

7

5

7

10

9

4

6

5

3

8

9

5

10

10

5

8

6

4

7

8

5

8

7

6

10

5

5

9

10

9

8

8

10

10

4

6

7

5

4

7

9

6

7

7

7

8

9

5

6

8

5

9

4

8

9

10

7

8

10

6

8

7

9

7

10

9

8

8

7

9

3

10

7

8

6

9

10

10

10

6

11

4

8

6

7

6

5

8

6

12

9

6

7

7

8

8

8

7

13

7

8

6

8

10

7

10

6

14

4

9

6

10

7

4

7

8

15

8

5

8

6

10

8

6

6

16

10

10

10

8

8

7

9

7

17

8

7

9

9

9

4

9

6

18

7

8

7

8

5

9

6

6

19

7

6

9

7

10

9

5

5

20

6

5

8

6

8

8

8

5

М

7,3

7,6

7,0

7,8

8,3

6,6

8,1

5,9

σ

1,5

1,8

1,7

1,4

1,5

2,0

1,5

1,3

Таблица 4

Результаты диагностики по методике самооценки творческих характеристик личности Ф. Вильямса

Ф.И.

Любознательность

Воображение

Сложность

Склонность к риску

Общий балл

1

А.А.

13

18

13

19

63

2

А.Л.

14

19

28

15

76

3

Б.И.

20

16

12

25

73

4

В.Г.

23

25

24

21

93

5

Е.Г.

27

23

15

26

91

6

И.Л.

25

28

30

17

100

7

И.П.

24

15

25

19

83

8

И.Ф.

22

14

20

15

71

9

К.Б.

18

26

20

13

77

10

К.Д.

22

24

20

29

95

11

Л.С

13

14

14

15

56

12

Л.Ш.

23

27

22

23

95

13

М.Б.

22

20

26

14

82

14

М.М.

12

24

26

22

84

15

О.Н.

10

21

23

11

65

16

С. В.

24

21

30

26

101

17

Т.К.

17

17

11

23

68

18

Ф.Л.

10

16

14

10

50

19

Э.У.

28

25

27

28

108

20

Ю.Б.

15

18

19

26

78

М

19,1

20,6

21,0

19,9

80,5

σ

5,7

4,5

6,1

5,5

15,7

Т-баллы

52,3

58,2

59,0

55,8

57,6