Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Анализ методов исследования ценностных ориентаций личности (Ценностные ориентации и методы их исследования)

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что ценностные ориентации являются важнейшей составляющей структуры личности. Ценностные ориентации включают мотивационные, коммуникационные, когнитивные, эмоциональные и оценочные элементы. Данная структура личности наиболее гибкая, предполагает свободный выбор, с учетом индивидуальных интересов и потребностей личности, личных и социальных отношений, социальных институтов, культуры и менталитета.

Проблема исследования заключается в том, что ценностные ориентации личности позволяют определять направление профессиональной деятельности, придавать ценность смыслу жизни, занимать определенную позицию и регулировать свое поведение, формируют основы и способы самоактуализации личности.

Ценностная ориентация личности, жизненные перспективы и планы отражают духовную жизнь общества и определяются влиянием социальных факторов и определяются семьей, системой школьного образования и обучения, а также структурой определенных социальных отношений. Ценностно-ценностная ориентация в психологии рассматривается как осознанный и общепринятый смысл жизни человека, а личностный смысл индивидуально отражает реальность, отражая отношение личности к объекту, в котором развиваются деятельность и общение.

Объектом исследования являются ценностные ориентации личности.

Предмет исследования - методы психодиагностики ценностных ориентаций.

Цель исследования - изучить методы исследования ценностных ориентация личности.

Гипотеза. Мы предполагаем, что психодиагностические методики исследования ценностных ориентаций личности являются взаимозаменяемыми: методику «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина вполне допустимо не включать в программу исследования, если используется более полная и содержательная по шкалам методика «Опросник терминальных ценностей» (ОТеЦ) И.Г. Сенина.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть особенности ценностных ориентаций как объекта исследования в психологии;
  2. Проанализировать методы исследования ценностных ориентаций личности
  3. Провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций студентов.
  4. Представить интерпретацию результатов проведенного исследования

Теоретические основы исследования. Проблема ценностных ориентаций изучалась в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии таким исследователями, как К.А. Абульханова-Славская, Г.М. Андреева, А.Я. Анцупов, С.С. Бубнова, А.А. Деркач, Б.И. Додонов, Д.А. Леонтьев, которые рассматривали проблему ценностей в связи с источниками активности человека - потребностями, предметами этой активности - мотивами и механизмами регуляции активности. В настоящее же время изучением ценностных ориентаций занимаются ведущие социологи и психологи И.И. Докучаев, Н.А. Журавлева, С.М. Карашпай, М.В. Лисаускене, А.А. Синтюрина, при этом проблема изучения остается актуальной.

В представленном исследовании используются следующие методики:

- «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ» И.Г. Сенина);

- «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина.

Практическое значение полученных результатов состоит в изучении методов исследования ценностных ориентаций, выявлении взаимосвязи между показателями шкал методик и изучении возможности их взаимозаменяемости.

Структура работы включает введение, две главы – теоретическую и эмпирическую, заключение, список используемой литературы и приложения.

Глава 1. Ценностные ориентации и методы их исследования

1.1 Ценностные ориентации как объект исследования в психологии

В зависимости от актуального интереса каждого конкретного исследования, ценностные ориентации могут быть рассмотрены в зеркале философии, психологии, социологии, экономики, а также ряда других общественных наук.

Д.А. Леонтьев подробным образом освещает проблему ценностей как проблему междисциплинарного характера. Автор выделяет три формы существования ценностей:

1. Общественные идеалы как обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни.

2. Предметно-воплощенные ценности как произведения материальной и духовной культуры человечества.

3. Личностные ценности. Автор конкретизирует также современные методологические подходы анализа понятия «ценности», а именно: феноменологический, социологический, экзистенциалистический, синергетический, позитивистский, персоналистический онтологизм, социокультурный подход, прагматический, бихевиористский, социально-психологический, постмодернистский[1].

Становление ценностей как научной категории происходило, прежде всего, в русле философских наук, открывая тем самым аксиологическое направление изучения внешней реальности и внутреннего мира человека. Высказывания о различных видах ценностей можно встретить уже у античных философов, а также средневековых мистиков и философов эпохи Просвещения (Сократ, Аристотель, Платон, Фома Аквинский, Н. Макиавелли, Р. Декарт и др.).

Понятие «ценностных ориентаций» впервые входит в науку в работе У. Томаса и Ф. Занецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918- 1920). В данной работе и методологических заметках к ней авторы рассматривают взаимозависимость индивида и социальной организации культуры, приходя к выводу о том, что любая деятельность индивида детерминирована, с одной стороны, социальной ценностью объекта деятельности для группы, и, с другой стороны, субъективными характеристиками самого субъекта деятельности[2].

Такой подход соответствует теории Т. Парсонса о деятельностной ориентации в системе общественных и культурных традиций. Каждая ситуация предлагает индивиду выбор действовать в том или ином направлении. Выбор альтернативы продиктован, с одной стороны, мотивационными ориентациями (т.е. ожидание индивидом какой-либо выгоды, удовлетворения от своего действия, «оценочное измерение»), а, с другой стороны, ценностными ориентациями в смысле самого «содержания селективных стандартов» («моральное измерение»)[3].

Информационное содержание социализирующих факторов вступает во взаимодействие с «целостным личностным модусом» человека в составе его сознательно-психических и идеологических свойств, процессов и отношений. Эксплицированная в ходе этого процесса ценностные ориентации представляют собой «персонифицированный феномен» как некое личное отношение к общественной системе ценностей.

Понятие ценностной ориентации входит в социальную психологию в виде альтернативы философскому понятию «ценность» как более практикоориентированное. Согласно этому подходу, «Ценностная ориентация – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров». В контексте настоящего исследования мы обращаем особое внимание на ценностные ориентации как психологическую категорию. В русле психологической науки понятие ценностных ориентаций претерпело многократное переосмысление параллельно с развитием различных направлений.

В отечественной и зарубежной психологии существует несколько подходов к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности.

В отечественной психологии ценностные ориентации преимущественно рассматривались в качестве внутриличностных образований - личностных смыслов (Зейгарник Б.В., Асмолов А.Г., Братусь Б.С.), а также направленности личности (Ломов Б.Ф.).

В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности исследовались Э.Шпрангером, Дж. Холандом, М. Рокичем, В. Франклом и другими.

В частности, Э. Шпрангер рассматривает ценностную ориентацию как «познавательную форму мира» или «форму жизни» как чисто духовный принцип и продукт культурного состояния человечества. Теоретическая концепция В. Франкла основана на признании смысла жизни как базового компонента, определяющего действия и установки человека, и проявляется в форме системы ценностей (творчество, опыт, отношение).

Что касается природы ценностей, ролей и важности для различных аспектов человеческой жизни и поведения, психологическая наука имеет разные направления исследований и точки зрения.

Согласно точке зрения М. Рокича, «...ценности давно являются центром пересечения исследовательских интере­сов многих дисциплин — философии, общественных наук, эконо­мики, а также психологии и социологии. Все эти дисциплины ха­рактеризуются общим интересом к ценностям, последствиям орга­низации и изменения ценностей»[4]. Обычно подчеркивается изучение аспектов концепции «ценность», которая больше соответствует интересам определенной научной концепции, но эти интересы часто пересекаются. В случае социальной психологии особенно важны вопрос о положении и роли ценностей в происхождении индивида, процесс овладения социальной ценностью индивидом, роль ценности в познании социального мира индивида и процесс корректировки ценности социальных действий.

Под ценностями в социальной психологии, как правило, понимаются своего рода идеальные цели для общества, социальных групп или отдельных лиц. Кроме того, значение представляет собой конкретную отправную точку при оценке конкретного события[5]. Таким образом, ценность используется в качестве стандарта для определения направления действий и мыслей людей, а также для оценки и сравнения того, что нужно.

Наряду с понятием «ценность» существует много похожих понятий, которые каким-то образом подчеркивают определенные аспекты или функции, выполняемые ценностями. Прежде всего, выделяются социальные и личностные ценности, и ценностные ориентации в целом.

Дефиниции «социальные ценности» и «личностные ценности» отражают принадлежность некоторой общ­ности (всему обществу, социальной группе) или самой личности. В принципе, эти два понятия считаются тесно связанными друг с другом или противоположными друг другу. Поэтому рассмотрение социальных и личных ценностей в рамках антисоциальной парадигмы основывалось на противодействии ранним конфликтным взаимодействиям.

В рам­ках пансоциальной парадигмы личности, характерной психологии советского периода, происходило факти­ческое отождествление социальных и личностных ценностей[6]. В новой парадигме в рамках «культурно-исторической психологии» культура и обще­ство, а следовательно, и социальные ценности стали рассматриваться в качестве матери­ала индивидуального развития, которое заключается в их при­своении, превращении в собственное достояние, в элементы внутренней организации личности[7].

Социальные ценности представляют некоторые социальные идеалы, выработанные массовым сознанием, в социальные ценности, личные ценности, которые, по-видимому, усваиваются индивидами в процессе социализации и образуют ценностную структуру личности, то есть ценностную структуру личности. Можно сказать, что структура личных ценностей и важность каждой ценности для индивида в определенной степени отражает структуру социальных ценностей. Масштаб и степень вероятности зависят от многих «внешних» - социальных причин и «внутренних» - индивидуальных психологических и личностных факторов.

Д. А. Леонтьев выделяет четыре типа развития в соотношении с личными и социальными ценностями по отношению к степени их совпадения. Этот тип соотношения личностных и социальных ценностей коррелирует с различными вариантами личной социализации.

1. Конформное развитие (максимальное совпадение ценностного ядра и общей структуры ценностей, ядра ценности и периферии индивидуальной структуры ценностей в этом обществе).

2. Вариативное развитие (преобладающее совпадение ядер индивидуаль­ных и общественных ценностных структур при расхождении их пери­ферий).

3. Маргинальное развитие (незначительные совпадения ядра структуры личностных и социальных ценностей и сильные разногласия периферий).

4. Девиантное развитие (незначительное совпадение периферий индивидуальных и социальных ценностей индивида и полное несовпадение ценностных ядер)[8].

В процессе социализации формирование личностных ценностных структур - это процесс одновременного познания социального мира людьми. Ценность индивида в конечном итоге представляет его образ мира как основу (категорию) для построения его «я» и определяет основные и относительно постоянные отношения с другими и с самим собой. В то же время социальные ценности реализуются через призму социальных ценностей. В этом случае возникает проблема с соотношением социальных ценностей, культуры и личных ценностей. Следовательно, ценность считается одним из элементов «социальной составляющей» процесса социального осознания[9].

Практически тождественным понятию личностной ценности является понятие «ценностная ориентация», которое используется обычно при отнесении ценностей к мотивационно-потребностной сфере (т.е. связанной непосредствено с регулированием социаль­ного поведения), тогда как «личностные ценности» рассматриваются в большей степени при отнесении их к смысловой сфере личности[10].

Ценностные ориентации понимаются как система фиксированных установок, характеризующихся избирательным отношением человека к ценностям. В то же время ценностная ориентация личности характеризуется восприятием, устойчивостью и позитивной эмоциональной окраской.

Важнейшей функцией ценностных ориентаций является регулирование социального поведения человека. Ценностные ориентации выполняют функцию поведенческой мотивации, диктуют и изменяют процесс постановки целей человека. Различные авторы также называются ценностно-ориентированными функциями, такими как демонстрация и защита идеалов человека, определение цели жизни и выявление принципов жизни. Кроме того, ценностная ориентация может быть критерием, который действует как лицо, принимающее решения, делая выбор и принимая решения среди альтернативных методов действий.

С точки зрения В. Г. Алексеевой, ценностная ориентация является специфической формой включения социальных ценностей в механизмы действия и поведения личности. По ее словам, ценностно-ориентированная система является «основным каналом усвоения духовной культуры общества и превращения культурных ценностей в мотивы и мотивации реальных действий людей»[11].

Итак, ценностные ориентации является элементом когнитивной структуры личности и элементом мотивационной сферы, тем самым ценность выполняет двойную функцию. По словам А. Шерковина, двойственная природа системы ценностей определяется одновременно личным и социальным опытом: «Во-первых, ценности являются основой для формирования и сохранения установок в умах людей, которые помогают людям занять определенную позицию, выражать и оценивать их взгляды. Поэтому они становятся частью сознания. Во-вторых, ценность выступает в качестве трансформированной формы мотивации деятельности и действий, поскольку намерения и желания мира по достижению конкретных целей неизбежно связаны с ценностями, содержащимися в личных структурах»[12].

Выделенное «двойственное» положение и функционирование ценнос­тей может быть объяснено семантическими характеристиками. Это основа для познания мира, направления и активизации человеческой деятельности. Этот взгляд на сущность ценности является своего рода активным взаимодействием между человеком и обществом, человеком и миром, которое может быть определено отношением человека к миру и всему, что его составляет. К примеру С.Л. Рубинштейн определял ценность, как значимость для человека чего-либо в мире. Эта значи­мость представляет необходимое производное от соотношения мира и чело­века... Диалектика ценностей как выражение небезразличия челове­ка по отношению к миру, возникающего из значимости разных сто­рон, аспектов мира для человека, для его жизни»[13].

С точки зрения В. Франкла, в его концепции логотерапии, ценности выполняют роль смысла жизни человека. В. Франкл утверждает, что смысл не может быть «придуман» человеком — он должен быть «найден». Но смысл не может быть и дан «извне». Следовательно, с одной стороны, жизнь - это выбор цели, которую человек может понять, а с другой стороны, понимание определенной ситуации означает осознанный выбор человека. Сле­довательно, смыслы рождаются в точках пересечения «внутреннего и внешнего». Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Таким образом, ценности можно определить как универсалии смысла, кристаллизующиеся в типичных ситуациях, с которыми сталкива­ется общество или даже все человечество[14].

Г. Олпорт также рассматривал ценности как смысловые обра­зования. Он считал, что стремление каждого человека найти порядок и смысл в жизни определяется ценностями. «Ценность в моем по­нимании — это некий личностный смысл. Ребенок осознает цен­ность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность. Ценность — это «категория значимости», а не «катего­рия знания»[15].

В российской психологии вся линия изучения сферы смысла личности выросла из концепции сознания Л. С. Выготского и концепции ощущения как структурного элемента личностного значения А. Н. Леонтьева.

Ценность, которая является семантической формацией, «объединяет» познавательные и мотивирующие сферы и связывает их в единую семантическую сферу, придавая личности определенную целостность.

Ценности личности организуются в определенные системы (иерархии). Сложное иерархическое строение системы ценностей в целом «определяется многообразием общественных условий разви­тия и жизнедеятельности личности»[16]. При этом критерии ранжирования индивидуальных ориентаций ценностной ориентации неоднозначны. Их предпочтение может быть связано с его идеей об абсолютной значимости для общества и субъективной реальной значимости для личности.

Существуют теоретические подходы к рассмотрению иерархической структуры личностных ценностей. Например, А. И. Донцов выделяеттакие системы ценностей, как:

1) система самых устойчивых и обобщенных («стержневых») ценностных эталонов личности;

2) система эталонов более частных, опосредующих программу поведения индивида по отношению к окружающей действитель­ности и себе самому в отдельных сферах его социальной деятель­ности — это ценностные ориентации личности;

3) совокупность эталонов, опосредующих в наиболее сложных случаях лишь жестко фиксированный план отдельных действий, реализующихся в строго однотипных условиях[17].

В. А. Ядовым разработана теория иерархической системы дис­позиций. Самый низкий уровень — это фиксированная установка, которая формируется в соответствии с важными требованиями в простых ситуациях. Второй уровень - система социального отношения. Третий уровень относится к общему направлению личных интересов в конкретной области социальной активности - базовое социальное отношение. Наконец, верхний уровень представляет собой систему ценностей, ориентированную на жизненные цели деятельности и средства для достижения этих целей, определяемые общими условиями жизни данного человека[18].

М. Рокич выделяет иерархию ценностей как структуру пред­почтений индивидом каждой из ценностей, путем определения и сравнения значимости ценностей для личности. При этом М. Рокич считает цен­ности «устойчивыми убеждениями в том, что определенный спо­соб поведения или конечная цель существования предпочтитель­нее с личной или социальной точки зрения, чем противополож­ный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования»[19].

Интерес представля­ет структура ценностей, предлагаемая Ш. Шварцем и У. Билски в «теории универсаль­ного содержания и структуры ценностей».

Теория Ш. Шварца и В. Бильского является попыткой обосновать единую структуру ценностей личности (мотивационных типов).

Создание теории изначально было связано с разработкой проекта по изучению универсальных ценностей в различных культурах. Исследовались ценности людей более 46 стран Европы, США, Латинской Америки Азии и Африки. Ценности в этой концепции рассматривались как цели, которые служат основным руководящим принципом в жизни человека. Они являются некоторыми критериями для выбора и оценки людьми своих действий, а также оценки других людей и событий. Следовательно, ценности служат основой для формирования у человека отношения к миру, в том числе к себе (самоотношение). Концептуальное определение ценностей, выдвинутое Ш. Шварцем и У. Билски, включает пять формальных признаков: превосходящие специфические ситуации; управляющие выбором или оценкой поведения и событий; упорядоченные по относительной важности. Также учеными выделен содержательный признак: основным аспектом ценностного содержания является тип цели или мотивационное отношение, которое оно представляет. Все ценности как осознаваемые цели направлены на удовлетворение трех универсальных потребностей человека: биологические, социальные и потребности, связанные с выживанием и благосостоянием социальных групп.

Отношения между ценностями определяют некото­рую схему поведения человека и в конечном счете стратегию его поведения. На основе всех этих рассуждений была выделена следую­щая типология противоречий между ценностями:

1) ценности сохранения (консерватизм) — (безопасность, кон­формность, традиции) противоположны ценностям изменения (сти­мулирование, саморегуляция);

2) ценности самопреодоления (универсализм, благосклонность) противоположны ценностям самовозвышения (власть, достижение, гедонизм)[20].

Саморегуляция и стимулирование противоречат конформности, традициям и безопасности, поскольку существует некоторая оппо­зиция между сохранением собственных независимых взглядов и дей­ствий индивида и сохранением традиций, защитой стабильности и неизменности общества. Универсализм и благосклонность противо­речат власти и достижению, так как принятие других людей как равных и благожелательное отношение к их благосостоянию плохо сочетаются с преследованием собственных целей и доминировани­ем. Гедонизм противоречит конформности и традициям, выражая конфликт между потворствованием себе и сдерживанием собствен­ных потребностей, принятием социальных ограничений.

Таким образом, ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни».

1.2 Анализ методов изучения ценностных ориентаций личности

Исследование ценностных ориентаций в современной психологии осуществляется с применением опросников, которые можно разделить на следующие группы:

- опросники с готовым списком ценностей;

- опросники, предполагающие полноту представления всех аспектов какой-либо группы или блока ценностей;

- опросники для подробного анализа одной ценностных ориентаций;

- опросники для выявления логической связи ценностных ориентаций и других конструктов испытуемого, выработанные в рамках когнитивного направления.

Также вспомогательными методами изучения ценностных ориентаций являются психометрические методы и проективные техники.

Проведем анализ наиболее известных методик исследования ценностных ориентаций.

Представитель «понимающей психологии» Э. Шпрангер отводил ценностным ориентациям роль ведущей составляющей личности, через которую человек познает мир. Уже сам факт познавательной активности сигнализирует о наделенности объекта элементами ценностных ориентаций для познающего.

В своей методике исследования ценностных ориентаций Э. Шпрангер выделяет 6 шкал ценностей: правда, красота, необходимость, власть, любовь и религия. Каждой из шкал соответствуют различные способы проявления ценностей, характерные как для отдельных личностей, так и для некоей культуры и некоего общества в целом[21].

Один из основателей семиотики, Ч. Моррис, предлагает 3 шкалы ценностей, сводимые к трем основным «способам жизни», сопряженными с определенными этическими и религиозными нормами:

- «дионисийский»: высвобождение и индульгенция гедонистических потребностей;

- «прометейский»: активное стремление к изменению мира;

- «буддийский»: саморегуляция и контроль[22].

Данная теория находит продолжение в классификации «типов направленности личности», предложенной И.Ю. Кулагиной и В.Н. Колюцким. Исследователи предлагают такие типы как:

- «гедонистическая» (доминируют мотивы получения удовольствий);

- «эгоистическая» (в списке доминирующих мотивов поведения - карьерный рост, власть, престиж, материальные блага);

- «духовно-нравственная» (доминирует «сущностный» мотив, «просто быть»);

- «сущностная» (ведущий мотив – единение с миром, трансцендентность)[23].

Интерес в данном контексте представляет теория «предпочитаемых переживаний» Б.И. Додонова. Согласно автору, каждый индивид имеет склонность к каким-либо конкретным переживаниям, и данная склонность становится личностной характеристикой. Предпочитаемые переживания диагностируют доминирующие потребности индивида, а именно: биологические, социальные или познавательные[24].

Американские антропологи Ф. Клакхон и Ф. Стродбек применили для анализа ценностных ориентаций логико-семантический принцип, а именно: идентификацию словаря ценностей в языке той или иной этнической группы, контекстуальный анализ содержания ценности при помощи антропологического наблюдения, в ходе которого носителям языка было предложено самостоятельно вербализовать содержание той или иной ценности. Данная методика представляет собой скорее качественное исследование ценностных ориентаций с применением эксперимента и интервью.

Наиболее популярную методику изучения ценностных ориентаций представляет собой опросник М. Рокича. В его представлении система ценностей суть их ранжирование в континууме относительной значимости, делающей возможным применение шкалирования.

По мнению М. Рокича, человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

— истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности;

— влияние ценностей прослеживается практически во всех со­циальных феноменах, заслуживающих изучения;

— общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

— все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

— ценности организованы в системы[25].

М. Рокич разделяет ценности, исходя из традиционного в психологии деятельности противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Автором разделены ценности на два класса:

терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования, с личной или общественной точки зрения, стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные ценности — убеждения в том, что в любой ситуации определенный способ действий предпочтителен с личной и общественной точки зрения.

На основании проведенной операционализации ценностных систем Рокич предлагает сравнительное исследование 18-ти терминальных и 18-ти инструментальных ценностей с учетом таких переменных как: уровень интеллектуального развития, степень интеграции культурных и институциональных ценностей, этническая и религиозная принадлежность, политические воззрения и др.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межин­дивидуальная вариативность.

С помощью ме­тодики М. Рокича, созданной на основе его теории, было проведено огромное число самых разнообразных исследований, в которых было показано, что действия человека определяются приоритетностью его ценностей. Так, например, люди, которые придают наибольшее зна­чение «спасению души», регулярно ходят в церковь; люди, высоко оценившие «здоровье», ведут, как правило, здоровый образ жизни. Большое число исследований было посвящено изучению приоритетов ценностей в связи с политичес­кими ориентациями респондентов, а также изучению приоритетов национальных ценностей[26].

Вслед за М. Рокичем Ш. Шварц и У. Билски разделяют терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности - это некое конечное состояние, конечная цель личной деятельности, к ним относятся «верная дружба», «богатство», «мир на земле» и так далее. Инструментальные ценности - это принцип поведения человека, модель и способ поведения. Примерами инструментальных ценностей являются «желание прощать», «уважать старших» и «самоопределение целей».

Все ценности были разделены Ш. Шварцем и У. Билски на дополнительные две большие группы:

1) ценности, выражающие интересы индивида. Эти ценности объе­диняются в следующие ценностные (мотивационные) блоки: власть, достижения, гедонизм, стимулирование, саморегуляция;

2) ценности, выражающие интересы группы. Они принадлежат таким ценностным (мотивационным) типам, как благосклонность, традиции, конформность.

Для проверки теоретических выводов Ш. Шварцем были пред­приняты эмпирические исследования, проведенные в различных странах, в целом подтвердившие правильность положений «теории универсального содержания и структуры ценностей»[27].

На основе теории универсального содержания и структуры ценностей Ш. Шварцем была создана опросная методика - «Ценностный опросник» (ЦО). Она ис­пользовалась для изучения различных кросс-культурных проблем; проблем социа­лизации; зависимости ценностей от условий жизни людей, демографических характеристик, религиозной принадлежности, структуры общества, тендерных различий. Ряд исследований был с целью изучения выборов и пред­почтений (политических, религиозных, потребительских и т.п.), которые делают люди на основе приоритетов их личностных цен­ностей.

Опросник Ш. Шварца, основанный на аналогичном опроснике М.Рокича, содержит 56 ценностей, разбиваемых на 10-11 мотивационных типов ценностных категорий, связанных с одной общей целью.

Э. Олдмейер, исследуя отношения человека с объектами его «горизонтальных» и «вертикальных» отношений, выделил следующие основные направления, в которых функционируют ценности:

1. Ценности в области межличностных отношений («я – ты», «мы – вы»).

2. Ценности в области отношений «человек-природа» («я – оно», «мы – оно»).

3. Ценности в области отношений с самим собой («я – я», «я – мы»).

4. Ценности, направленные на высшие смысловые инстанции («я – сверхя» и «мы – сверх-мы»)[28].

Автор теста культурно-ценностных ориентаций Дж. Таусенд предложил концепцию прямой зависимости ценностей от типа культуры. Исследователь выделил такие типы культуры как:

1. Традиционная культура с преобладанием ценностей, направленных на сохранение традиций, интерес к истории, приверженность к авторитетам и т.п.

2. Современная культура, характеризующаяся интересом к настоящему, актуальным событиям.

3. Динамично развивающаяся культура с интересом к инновациям, результату и т.п.

Среди отечественных методик интерес представляет работа С.С. Бубновой, предложившей многомерное шкалирование с определением четырех уровней исследования системы ценностных ориентаций:

1. Абстрактный анализ, в ходе которого выявляется три типа ценностей: материальные, социальные и духовные.

2. Рассмотрение компонентов трех типов абстрактных ценностей (так, духовные ценности состоят из нравственного, познавательного, религиозного и др. компонент).

3. Изучение конкретной ценности как качества, свойства личности.

4. Анализ конкретных ситуаций как проявлений той или иной ценности[29].

Далее, методика М.Рокича послужила отправной точкой для возникновения личностного опросника И.Г. Сенина «ОТеЦ», позволяющей оценить выраженность каждой из 8-ми терминальных ценностей, таких как:

1. собственный престиж;

2. высокое материальное положение;

3. креативность;

4. активные социальные контакты;

5. саморазвитие;

6. достижения;

7. духовное удовлетворение;

8. сохранение собственной индивидуальности.

Важной является представленность этих ценностей в таких сферах жизни как профессиональная жизнь, образование, семейная жизнь, увлечения и общественная жизнь.

Теоретический и эмпирический материалы позволяют выделить следующие ключевые моменты в исследовании ценностей и ценностных ориентаций:

- в психологической науке выделяют два понятия: «ценности» и «ценностные ориентации». Ценности существуют в культуре и являются составной частью социальной жизни общества. Некоторые ценности принимаются людьми и становятся их личными ценностями. Ценностные ориентации представляет собой субъективное отношение к определенной ценности, то есть отражает ориентацию человека на ту или иную цель. В психологии существуют концепции, согласно которым «ценности» и «ценностные ориентации» являются взаимозаменяемыми;

- ценностные ориентации являются интегральным образованием и определяют отношение человека к миру и себе. Ценность является единственной мерой сопоставления мотивов и служит основой для выбора;

- ценности имеют когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Подводя итог рассмотрению проблемы ценнос­тных ориентаций личности в психологии и методов их исследования, можно сделать следующие выводы:

- ценностные ориентации формируют действительность человека, в которой он существует;

- ценностные ориентации позволяют личности построить собственный образ социального мира, поскольку построение собственной структуры, системы ценностей происходит на основе того, что существует и что актуально для общества и культуры, в которой эта личность формируется;

- ценностные ориентации позволяют человеку регулировать свое поведение, исходя из его представлений о социуме и о себе;

- анализ методов исследования ценностных ориентаций показал, что методика М.Рокича послужила отправной точкой для возникновения других методик исследования личностных ориентаций, в том числе личностного опросника И.Г. Сенина «ОТеЦ» и методики «Экспресс-диагностики социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина.

В ходе эмпирического исследования предпринимается попытка установить возможность взаимозаменяемости методик исследования ценностных ориентаций личности.

Глава 2. Практическое применение методик изучения ценностных ориентаций

2.1 Организация эмпирического исследования ценностных ориентаций

С целью изучения методов исследования ценностных ориентация личности было проведено эмпирическое исследование.

Объектом эмпирического исследования являются ценностные ориентации личности студентов.

Предмет эмпирического исследования - методы психодиагностики ценностных ориентаций.

Гипотеза исследования - психодиагностические методики исследования ценностных ориентаций личности являются взаимозаменяемыми.

Выборка исследования включала 30 студентов факультета психологии МФПУ «Университет»: 15 студентов 2 курса и 15 студентов 1 курса, юноши и девушки в возрасте от 18 до 22 лет.

Для исследования были выбраны студенты психологического факультета, так как исследование ценностных ориентаций будущих помогающих практиков представляет большой интерес для исследования.

В представленном исследовании использовались следующие методики:

- «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ» И.Г. Сенина);

- «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина.

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью непараметрических критериев – коэффициента ранговой корреляции Спирмена (rs).

Исследование включало три этапа.

На первом этапе исследования была проведена психодиагностика ценностных ориентаций студентов с помощью отобранных методик.

На втором этапе исследования проводился анализ и интерпретация полученных в ходе психодиагностики данных.

На третьем этапе исследования проводился статистический анализ взаимосвязи полученных показателей, делался ввод о подтверждении гипотезы исследования.

Охарактеризуем методики исследования.

Опросник терминальных ценностей («ОТеЦ»)

Опросник разработан И.Г. Сениным в 1991 г. Методика разрабатывалась на основе на теоретической позиции М. Рокича о структуре человеческих ценностей.

Цель проведения – диагностика жизненных целей человека (конечных ценностей).

Инструкция: «Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое из утверждений опросника по 5-бальной шкале следующим образом:

«1» — если лично для Вас то, что написано в утверждении, не имеет никакого значения;

«2» — если для Вас это имеет небольшое значение;

«3» — если для Вас это имеет определенное значение;

«4» — если для Вас это важно

«5» — если для Вас это очень важно.

Структура методики.

Методика предполагает оценивание 8 терминальных ценностей:

1. собственный престиж,

2. высокое материальное положение,

3. креативность,

4. активные социальные контакты,

5. развитие себя,

6. достижения,

7. духовное удовлетворение,

8. сохранение собственной индивидуальности.

А также и их представленность в различных сферах жизни человека:

1. сфера профессиональной жизни,

2. сфера обучения и образования,

3. сфера семейной жизни,

4. сфера общественной жизни,

5. сфера увлечений.

Опросник состоит из 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале (1 — не имеет никакого значения, 2- небольшое значение, 3 — определенное значение, 4 — важно, 5 -очень важно). Полученные оценки в баллах по таблицам норм переводятся в стены (см. Приложение 1). Результаты представляются в форме индивидуального профиля, отдельно для шкал терминальных ценностей и жизненных сфер.

Шкала измерения – ранговая.

Экспресс-диагностика социальных ценностей личности

Методика разработана Н.П. Фетискиным для диагностики персонала при найме на работу и впервые опубликована в сборнике «Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп» в 2002 году.

Цель измерения - выявление личных, профессиональных и социально-психологических ориентаций и предпочтений.

Инструкция: «Вам предлагается 16 утверждений. Оцените для себя значимость каждого из них в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30, 40 … 100 (очень важно)».

Структура методики.

Тест включает 16 утверждений, которые оцениваются в баллах по схеме: 10 (неважно), 20, 30, 40 … 100 (очень важно).

Чем выше итоговое количество баллов по каждой шкале, тем большую ценность представляет данное направление. При этом чем ближе друг к другу значения во всех восьми разделах, тем более разносторонним человеком является испытуемый.

Методика включает следующие шкалы – ценности: профессиональные, финансовые, семейные, социальные, общественные, духовные, физические, интеллектуальные.

Шкала измерения – ранговая.

2.2 Интерпретация результатов исследования

В ходе эмпирического исследования была проведена психодиагностика испытуемых с помощью методик «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ» И.Г. Сенина) и «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина.

Проведем анализ и интерпретацию данных, полученных по методике «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ» И.Г. Сенина).

Полученные результаты показали, что в группе испытуемых оценка терминальных ценностей у большинства студентом соответствует среднему уроню и не выходит за пределы 4-7 стенов (рис. 1).

Сравнение результатов исследования по шкалам методики позволяет выявить, что наиболее высокие оценки в группе студентов были получены по шкале «Достижения», студенты высоко оценивали важность данной ценностной ориентации в своей жизни, у 14 студентов (46,7%) были выявлены оценки выше 7 стенов, что свидетельствует о высокой важности исследуемого признака для этих испытуемых.

Высокие баллы также были получены по шкалам «духовное удовлетворение», «развитие себя», «индивидуальность» и «социальные контакты».

Рисунок 1 – Средние показатели исследования терминальных ценностей

Более низкие оценки в группе испытуемых студентов получили такие терминальные ценности как «креативность», «духовное удовлетворение» и «материальное положение», оценки по данным шкалам находятся в пределах 4-6 стенах и соответствуют среднему уровню.

Полученные результаты свидетельствуют, что для студентов-психологов наиболее важными являются ценности, связанные с достижениями и проявлением индивидуальности, а также социальными контактами, что характерно для данной возрастной группы и будущего помогающего практика.

Далее рассмотрим результаты исследования жизненных сфер по методике ОТеЦ.

Полученные результаты показали, что у большинства студентов значимость жизненных оценивается на среднем уровне, в пределах 4-6 стенов (рис. 2).

Рисунок 2 – Средние показатели исследования сфер жизни

Более высокую значимость у студентов-психологов занимает сфера «увлечения», что характерно для данной возрастной и социальной категории. У 4 студентов (13,3%) выявлен высокий уровень значимости обучения.

По шкале «обучение и образование» выявлены высокие показатели у 7 студентов (23,3%). Средний показатель по шкале 7,5 баллов.

По шкале «общественная жизнь» наблюдаются средние показатели, только у 2 студентов (6,7%) данная сфера жизни оценивается выше 8 стенов. Что также характерно для социальной группы – студентов, имеющих активные социальные позиции, многие студенты – участники волонтерских проектов.

Оценка по шкалам «семейная жизнь» и «профессиональная жизнь» у всех студентов находится на среднем уровне и не превышает 7 стенов.

Таким образом, результаты исследования по методике «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ» И.Г. Сенина) показали, что для студентов психологов в большей степени характерны такие терминальные ценности как «духовное удовлетворение», «развитие себя», «индивидуальность» и «социальные контакты» и сферы жизни: «обучение и образование» и «увлечения». Данные показатели соответствуют возрастной и социальной категории испытуемых, а также их направленности обучения.

Далее, проведем интерпретацию результатов исследования, полученных по методике «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина.

Рисунок 2 – Средние показатели исследования социальных ценностей личности

Было выявлено, что студенты наиболее высоко оценивают такие социальные ценности, как социальная реализация, финансовые, семейные и интеллектуальные.

Меньшее количество баллов было получено по шкалам профессиональные и физические ценности. Тем не менее, оценка у большинства студентов по всем группам социальных ценностей находится на среднем уровне.

У 3 студентов (10%) выявлены высокие показатели по шкале «профессиональные ценности», 11 студентов (36,7%) высоко оценивают значимость финансовых ценностей в их жизни, 7 студентов (23,3%) указывают на высокую значимость семейных ценностей, также для 7 студентов очень значима социальная реализация, 4 студента (13,3%) высоко оценивают значимость общественных ценностей, духовные ценности имеют высокую значимость для 6 испытуемых (20%), 2 студента высоко оценивают важность физических ценностей и 7 студентов (23,3%) высоко оценили важность интеллектуальных ценностей.

Полученные результаты позволили выявить наиболее значимые ценностные ориентации для студентов-психологов и жизненные сферы, которые представляют для студентов наибольшую важность.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования был проведен корреляционный анализ данных (табл. 1). Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью непараметрических критериев – коэффициента ранговой корреляции Спирмена (rs) в программе IBM SPSS Statistics (Приложение 3).

Таблица 1 – Результаты корреляционного анализа данных

Профессиональные

Финансовые

Семейные

Социальные

Общественные

Духовные

Физические

Интеллектуальные

Престиж

Материальное положение

,492**

Креативность

,398*

Социальные контакты

Развитие себя

Достижения

,482**

Духовное удовлетворение

,457*

Индивидуальность

Профессиональная сфера

,408*

,459*

Обучение

Семейная жизнь

Общественная жизнь

Увлечения

rs =0,39 (p≤0,05)*

rs = 0,48 (p≤0,01)**

Результаты корреляционного анализа позволили выявить прямые взаимосвязи между показателями шкал методик:

- «Материальное положение» методика ОТеЦ и «финансовые ценности» методики «Экспресс-диагностика СЦЛ»: корреляция положительная 0,49 подтверждается на уровне достоверной значимости p≤0,01;

- «Креативность» методика ОТеЦ и «интеллектуальные ценности» методики «Экспресс-диагностика СЦЛ»: корреляция положительная 0,39 подтверждается на уровне доверительной значимости p≤0,05;

- «Достижения» методика ОТеЦ и «общественные ценности» методики «Экспресс-диагностика СЦЛ»: корреляция положительная 0,48 подтверждается на уровне достоверной значимости p≤0,01;

- «Духовное удовлетворение» методика ОТеЦ и «духовные ценности» методики «Экспресс-диагностика СЦЛ»: корреляция положительная 0,46 подтверждается на уровне доверительной значимости p≤0,05;

-«Профессиональная сфера» методика ОТеЦ и «профессиональные ценности» методики «Экспресс-диагностика СЦЛ»: корреляция положительная 0,41 подтверждается на уровне доверительной значимости p≤0,05;

-«Профессиональная сфера» методика ОТеЦ и «финансовые ценности» методики «Экспресс-диагностика СЦЛ»: корреляция положительная 0,46 подтверждается на уровне доверительной значимости p≤0,05.

Таким образом статистический анализ данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (rs) позволяет сделать следующие выводы:

- между показателями методик «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина и «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина выявлены значимые корреляции шкал: материальные ценности – финансовая сфера; креативность – интеллектуальные ценности; достижения – общественные ценности; духовное удовлетворение – духовные ценности; профессиональная сфера – профессиональные ценности и финансовые ценности;

- количество связанных друг с другом шкал значительное, следовательно анализируемые методики могут быть частично заменяемые. Так, методику «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина вполне допустимо не включать в программу исследования, если используется более полная и содержательная по шкалам методика «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина.

Подводя итог проведенного исследования, можно сделать следующие вводы:

1. Было проведено эмпирическое исследование ценностных ориентаций студентов-психологов, выборка составляла 30 человек.

2. Выбранные методики частично повторяли сферы ценностных ориентаций личности.

3. Были получены результаты, которые соответствуют возрастным и социальным особенностям испытуемых студенты наиболее высоко оценивают такие социальные ценности, как социальная реализация, финансовые, семейные и интеллектуальные.

4. Результаты корреляционного анализа полученных данных показали, что между показателями методик «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина и «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина выявлены значимые корреляции по 5 шкалам из 8. Был сделан вывод, что методики могут быть частично заменяемые. Гипотеза исследования подтверждена на достоверном уровне.

Заключение

В представленной курсовой работе было проедено изучение ценностных ориентаций как объекта исследования психологии и анализ методов диагностики данной сферы личности.

Цель курсовой работы заключалась в анализе методов психодиагностики ценностных ориентаций личности.

Для проведения исследования были выбраны методики «Опросник терминальных ценностей» («ОТеЦ» И.Г. Сенина) и «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина.

Гипотеза исследования состояла в том, что данные психодиагностические методики исследования ценностных ориентаций личности являются взаимозаменяемыми.

Был проведен анализ теоретических положений особенностей ценностных ориентаций как объекта исследования в психологии и методов их исследования.

Проведено эмпирическое исследование ценностных ориентаций личности. Выборка исследования включала 30 студентов факультета психологии МФПУ «Университет» в возрасте от 18 до 22 лет.

Было проведено сравнение средних показателей по шкалам методик исследования и корреляционный анализ полученных данных.

Результаты позволили выявить наиболее значимые ценностные ориентации для студентов-психологов и жизненные сферы, которые представляют для студентов наибольшую важность: социальная реализация, финансовые, семейные и интеллектуальные. Полученные результаты соответствуют возрастным и социальным особенностям испытуемых.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы исследования был проведен корреляционный анализ данных. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью непараметрических критериев – коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Между показателями методик «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина и «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина выявлены значимые положительные корреляции на уровне достоверной значимости p≤0,01 и доверительной значимости p≤0,05 шкал: материальные ценности – финансовая сфера; креативность – интеллектуальные ценности; достижения – общественные ценности; духовное удовлетворение – духовные ценности; профессиональная сфера – профессиональные ценности и финансовые ценности. Таким образом, были выявлены значимые корреляции по 5 шкалам из 8. Был сделан вывод, что методики могут быть частично заменяемые, что подтверждает гипотезу исследования.

По результатам исследования были даны рекомендации: методику «Экспресс-диагностика социальных ценностей личности» Н.П. Фетискина вполне допустимо не включать в программу исследования, если используется более полная и содержательная по шкалам методика «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Акмеология: учебник. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 422 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 2011 – 328 с.
  3. Анцупов А.Я. Акмеологическая диагностика: учеб. пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 271 с.
  4. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. – 1999. – № 5. – С. 38-44.
  5. Деркач А.А. Акмеология: Учебник. - 2-е изд., перераб. – М.: Изд-во РАГС, 2006. – 650 с.
  6. Деркач А.А. Методы акмеологических исследований. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 164 с.
  7. Деркач А.А. Самореализация - основание акмеологического развития. - М.: МПСИ; Воронеж МОДЭК, 2010. – 224 с.
  8. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978. – 272 с.
  9. Докучаев И.И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. – М.: Наука, 2009. – 595 с.
  10. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2006. – С. 22.
  11. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
  12. Карашпай С.М. Основные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности // Социальные нормы в условиях современных рисков: Сборник статей II-ой Международной научно-практической конференции. 2018. С. 29-33.
  13. Килоева Ф.М. Нравственная ориентация как ценностная ориентация личности // Инновационная наука. 2015. № 12-3. С. 202-203.
  14. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблемы потребностей // Психологический журнал. – 2005. – Т. 13. – № 2 – С. 107-117.
  15. Лисаускене М. В Поколение NEXT - прагматичные перфекционисты или романтики потребления //Социологические исследования. – 2006. – № 4. – С. 111.
  16. Махрова Е.И. Ценности и ценностные ориентации в современной научной литературе //Вестник ОГУ – №2 (121) /февраль`– 2011. – http://vestnik.osu.ru/2011_2/37.pdf
  17. Полковникова Н.Б. Методология изучения ценностных ориентаций личности студента // Психология обучения. 2016. № 3. С. 32-40.
  18. Синтюрина А.А. Нравственные ориентации как ценностные ориентации личности // Современная наука и технический прогресс: Материалы международной научно-практической конференции. / Отв. ред. Зарайский А.А. 2018. С. 110-112.
  19. Тарасевич И.В. Ценностные ориентации современного студенчества //Образование и наука. – 2012. – № 2 (91). – http://www.edscience.ru/jour/article/viewFile/26/23
  20. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 — 362 с.
  21. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Логос, 2000. – 480 с.
  22. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.

Приложения

Приложение 1

Результаты исследования терминальных ценностей по опроснику ОТеЦ (баллы)

пол

Престиж

Материальное положение

Креативность

Социальные контакты

Развитие себя

Достижения

Духовное удовлетворение

Индивидуальность

1

Ж

34

36

27

31

34

42

35

34

2

Ж

34

28

24

34

36

38

29

28

3

Ж

29

24

40

38

38

44

42

42

4

М

26

27

26

36

39

37

38

36

5

Ж

35

38

30

29

36

39

36

33

6

М

30

32

28

35

37

34

34

35

7

М

32

29

34

38

38

40

35

36

8

Ж

27

34

38

29

37

32

38

36

9

Ж

34

37

25

37

34

36

36

38

10

Ж

28

35

27

38

29

27

34

34

11

Ж

36

36

38

31

28

42

38

36

12

М

35

38

25

29

35

41

35

34

13

Ж

36

28

24

37

33

38

29

28

14

Ж

28

22

36

35

36

42

28

36

15

Ж

26

29

40

37

38

37

36

42

16

Ж

31

25

21

38

34

36

42

27

17

М

38

29

38

28

28

35

32

28

18

М

42

27

34

42

32

29

34

33

19

Ж

27

25

29

26

35

39

28

38

20

Ж

32

27

27

28

34

28

29

39

21

Ж

36

23

25

38

35

36

36

33

22

Ж

33

25

22

36

27

39

38

35

23

Ж

29

24

18

32

29

27

40

38

24

М

26

36

23

34

38

29

45

29

25

Ж

33

38

28

29

38

32

42

27

26

Ж

35

28

20

31

36

38

29

25

27

Ж

40

31

22

34

28

33

27

42

28

М

35

26

28

29

34

26

28

39

29

Ж

38

23

24

38

36

39

36

36

30

М

27

25

22

36

32

37

42

27

Средний балл

32,4

29,5

28,1

33,8

34,1

35,7

35,0

34,1

Результаты исследования жизненных сфер по опроснику ОТеЦ (баллы)

пол

Профессио-нальная

Обучение

Семейная жизнь

Обществен-ная жизнь

Увлечения

1

Ж

62

69

56

57

52

2

Ж

48

64

55

58

57

3

Ж

52

68

58

48

63

4

М

48

66

46

47

44

5

Ж

59

62

49

56

48

6

М

47

56

52

49

49

7

М

50

58

48

48

53

8

Ж

54

54

56

54

56

9

Ж

42

52

58

48

51

10

Ж

44

56

62

56

48

11

Ж

60

69

54

55

50

12

М

48

65

56

58

57

13

Ж

42

55

49

49

56

14

Ж

46

57

58

48

48

15

Ж

54

58

57

49

64

16

Ж

49

64

62

54

37

17

М

47

64

61

56

52

18

М

56

58

54

48

49

19

Ж

50

58

46

47

54

20

Ж

57

59

48

56

48

21

Ж

64

56

46

62

58

22

Ж

64

52

53

47

62

23

Ж

58

48

48

53

60

24

М

52

56

59

64

54

25

Ж

56

60

63

59

55

26

Ж

55

68

62

50

62

27

Ж

39

69

51

49

65

28

М

58

59

45

47

54

29

Ж

57

61

47

56

46

30

М

62

54

49

61

59

Средний балл

52,7

59,8

53,6

53,0

53,7

Перевод в стены

Стены сфер жизни для мужчин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Профессиональная жизнь

42 и ниже

43-45

46-49

50-52

53-56

57-59

60-63

64-66

67-70

71 и выше

Обучение и образование

43 и ниже

44-46

47-49

50-52

53-55

56-58

59-61

62-64

65-67

68 и выше

Семейная жизнь

34 и ниже

35-37

38-41

42-44

45-48

49-51

52-55

56-58

59-62

63 и выше

Общественная жизнь

23 и ниже

24-27

28-32

33-36

37-41

42-45

46-50

51-54

55-59

60 и выше

Увлечения

36 и ниже

37-39

40-43

44-46

47-50

51-53

54-57

58-60

61-64

65 и выше

Стены сфер жизни для женщин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Професиональная жизнь

42 и ниже

43-45

46-48

49-51

52-54

55-57

58-60

61-63

64-66

67 и выше

Обучение и образование

40 и ниже

41-43

44-46

47-49

50-52

53-55

56-58

59-61

62-64

65 и выше

Семейная жизнь

40 и ниже

41-43

44-46

47-49

50-52

53-55

56-58

59-61

62-64

65 и выше

Общественная жизнь

27 и ниже

28-31

32-36

37-40

41-45

46-49

50-54

55-58

59-63

64 и выше

Увлечения

29 и ниже

30-33

34-37

38-41

42-45

46-49

50-53

54-57

58-61

62 и выше

Стены терминальных ценностей для мужчин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Собственный престиж

17 и ниже

18-20

21-23

24-26

27-29

30-32

33-35

36-38

39-41

42 и выше

Высокое материальное положение

17 и ниже

18-20

21-24

25-27

28-31

32-34

35-38

39-41

42-45

46 и выше

Креативность

22 и ниже

23-24

25-27

28-29

30-32

33-34

35-37

38-39

40-42

43 и выше

Активные социальные контакты

20 и ниже

21-22

23-25

26-27

28-30

31-32

33-35

36-37

38-40

41 и выше

Развитие себя

23 и ниже

24-25

26-28

29-30

31-33

34-35

36-38

39-40

41-43

44 и выше

Достижения

21 и ниже

22-23

24-26

27-28

29-31

32-33

34-36

37-38

39-41

42 и выше

Духовное удовлетворение

27 и ниже

28-29

30-31

32-33

34-35

36-37

38-39

40-41

42-43

44 и выше

Сохранение собственной индивидуальности

23 и ниже

24-25

26-27

28-29

30-31

32-33

34-35

36-37

38-39

40 и выше

Стены терминальных ценностей для женщин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Собственный престиж

23 и ниже

24-25

26-27

28-29

30-31

32-33

34-35

36-37

38-39

40 и выше

Высокое материальное положение

15 и ниже

16-18

19-21

22-25

26-28

29-32

33-35

36-39

40-42

43 и выше

Креативность

18 и ниже

19-21

22-24

25-27

28-30

31-33

34-36

37-39

40-42

43 и выше

Активные социальные контакты

22 и ниже

23-24

25-27

28-29

30-32

33-34

35-37

38-39

40-42

43 и выше

Развитие себя

19 и ниже

20-22

23-25

26-28

29-31

32-34

35-37

38-40

41-43

44 и выше

Достижения

19 и ниже

20-21

22-24

25-26

27-29

30-31

32-34

35-36

37-39

40 и выше

Духовное удовлетворение

26 и ниже

27-28

29-31

32-33

34-36

37-38

39-41

42-43

44-46

47 и выше

Сохранение собственной индивидуальности

22 и ниже

23-24

25-26

27-28

29-30

31-32

33-34

35-36

37-38

39 и выше

Результаты исследования терминальных ценностей по опроснику ОТеЦ (стены)

пол

Престиж

Материальное положение

Креативность

Социальные контакты

Развитие себя

Достижения

Духовное удовлетворение

Индивидуальность

1

Ж

7

8

4

5

6

10

6

7

2

Ж

7

5

3

6

7

9

4

4

3

Ж

4

4

9

8

8

10

8

9

4

М

4

5

4

8

8

8

7

8

5

Ж

7

8

5

4

7

9

6

7

6

М

6

7

5

7

7

7

5

7

7

М

6

6

7

9

7

9

5

8

8

Ж

4

7

8

4

7

7

6

8

9

Ж

7

8

4

7

6

8

5

9

10

Ж

4

7

4

8

5

5

5

7

11

Ж

8

8

8

5

5

10

6

8

12

М

7

8

4

5

6

9

5

7

13

Ж

8

5

4

7

6

9

3

4

14

Ж

4

4

7

7

7

10

2

8

15

Ж

3

6

9

7

8

9

5

10

16

Ж

5

4

3

8

6

8

8

4

17

М

8

6

7

5

3

7

4

4

18

М

10

5

6

10

6

5

5

7

19

Ж

3

4

5

3

7

9

3

8

20

Ж

6

5

4

3

6

5

3

9

21

Ж

8

4

4

8

7

8

5

7

22

Ж

6

4

3

7

4

9

6

8

23

Ж

4

4

1

5

5

5

7

9

24

М

4

8

4

7

7

5

10

7

25

Ж

6

8

5

4

8

7

8

4

26

Ж

6

5

2

5

7

9

3

3

27

Ж

10

6

3

6

4

7

2

10

28

М

7

5

5

5

6

3

4

9

29

Ж

9

4

3

8

7

9

5

8

30

М

5

5

3

8

5

8

9

3

Средний балл

6,1

5,8

4,8

6,3

6,3

7,8

5,3

7,0

Результаты исследования жизненных сфер по опроснику ОТеЦ (стены)

пол

Профессио-нальная

Обучение

Семейная жизнь

Обществен-ная жизнь

Увлечения

1

Ж

8

10

7

8

7

2

Ж

3

9

7

8

8

3

Ж

5

10

7

6

9

4

М

3

10

5

7

3

5

Ж

7

9

4

8

6

6

М

3

6

7

7

6

7

М

4

6

6

7

7

8

Ж

5

6

8

7

8

9

Ж

1

5

8

6

7

10

Ж

2

7

9

8

6

11

Ж

7

10

7

8

50

12

М

3

9

8

9

7

13

Ж

1

6

6

6

8

14

Ж

3

7

8

6

6

15

Ж

5

7

8

6

10

16

Ж

4

9

9

8

3

17

М

3

9

9

9

6

18

М

5

6

7

9

5

19

Ж

4

7

4

6

8

20

Ж

6

8

4

8

6

21

Ж

9

7

4

9

9

22

Ж

9

5

6

6

9

23

Ж

7

4

4

7

9

24

М

5

6

9

10

7

25

Ж

6

8

9

9

8

26

Ж

6

10

9

7

9

27

Ж

1

10

5

6

10

28

М

7

7

3

7

7

29

Ж

6

8

4

8

6

30

М

8

5

4

10

8

Средний балл

4,9

7,5

4,5

7,5

8,6

Приложение 2

Результаты экспресс-диагностики социальных ценностей личности

Профессиональные

Финансовые

Семейные

Социальные

Общественные

Духовные

Физические

Интеллектуальные

1

140

169

168

172

151

148

153

164

2

135

151

149

152

169

135

172

184

3

157

172

162

164

173

154

148

145

4

131

144

178

184

132

163

156

163

5

137

156

154

145

164

182

162

169

6

139

162

166

163

153

175

169

167

7

155

169

158

169

168

148

158

156

8

148

158

163

167

162

156

137

154

9

151

137

152

156

148

152

166

162

10

169

166

158

154

135

163

184

184

11

173

184

173

162

154

174

159

169

12

132

149

165

154

163

179

135

152

13

164

152

174

182

182

168

164

163

14

153

163

164

163

175

158

153

174

15

168

174

176

169

144

164

168

179

16

162

179

181

162

156

139

162

168

17

148

168

173

164

162

166

148

158

18

135

158

163

156

169

158

135

162

19

154

164

152

158

158

163

154

169

20

163

139

185

176

137

152

145

158

21

182

166

168

183

166

158

163

137

22

175

184

137

176

184

173

169

166

23

158

176

148

168

149

165

167

184

24

169

186

163

162

152

174

156

149

25

177

172

159

164

168

164

168

152

26

165

178

162

176

158

152

158

163

27

141

164

165

160

164

163

164

165

28

154

165

157

158

139

148

149

159

29

169

186

172

189

166

169

166

174

30

178

189

184

192

173

166

168

175

Средний балл

156,1

166,0

164,3

166,6

159,1

161,0

158,5

164,1

Приложение 3

Результаты корреляционного анализа данных

Профессион

Финанс

Семейн

Социал

Обществ

Духовн

Физическ

Интеллект

Престиж

Pearson Correlation

,171

,110

-,050

,111

,308

,006

,171

,173

Sig. (2-tailed)

,365

,562

,792

,561

,098

,975

,367

,360

N

30

30

30

30

30

30

30

30

МП

Pearson Correlation

,224

,492**

-,113

,213

,227

-,317

-,006

-,131

Sig. (2-tailed)

,235

,006

,551

,260

,228

,088

,976

,489

N

30

30

30

30

30

30

30

30

Креатив

Pearson Correlation

,120

,066

,135

-,245

,040

,027

,172

,398*

Sig. (2-tailed)

,527

,730

,477

,192

,836

,888

,363

,029

N

30

30

30

30

30

30

30

30

СоцК

Pearson Correlation

,151

,137

,094

,249

,204

-,153

,314

,095

Sig. (2-tailed)

,427

,470

,620

,185

,280

,420

,091

,619

N

30

30

30

30

30

30

30

30

Развитие

Pearson Correlation

,156

,201

,137

,055

-,084

-,185

-,175

,310

Sig. (2-tailed)

,409

,287

,471

,773

,660

,328

,355

,096

N

30

30

30

30

30

30

30

30

Достиж

Pearson Correlation

,079

,103

,047

,142

,482**

,057

,037

,051

Sig. (2-tailed)

,677

,588

,805

,454

,007

,764

,845

,790

N

30

30

30

30

30

30

30

30

ДуховУд

Pearson Correlation

,333

,223

,078

,158

,023

,457*

,106

,198

Sig. (2-tailed)

,072

,236

,683

,405

,903

,011

,575

,294

N

30

30

30

30

30

30

30

30

Индивид

Pearson Correlation

,177

,216

,127

,131

,307

,048

,145

,024

Sig. (2-tailed)

,350

,252

,504

,491

,099

,803

,444

,899

N

30

30

30

30

30

30

30

30

Професс

Pearson Correlation

,408*

,459*

-,026

,347

,076

,091

,086

,125

Sig. (2-tailed)

,025

,011

,894

,061

,688

,631

,653

,512

N

30

30

30

30

30

30

30

30

Обучение

Pearson Correlation

,324

,007

,305

,130

,069

,155

,239

,151

Sig. (2-tailed)

,080

,969

,102

,492

,715

,414

,203

,426

N

30

30

30

30

30

30

30

30

Семья

Pearson Correlation

,084

,165

,029

,348

,038

,134

,043

,014

Sig. (2-tailed)

,661

,385

,878

,060

,843

,479

,822

,943

N

30

30

30

30

30

30

30

30

Обществен

Pearson Correlation

,299

,241

,245

,089

,005

,145

,101

,148

Sig. (2-tailed)

,108

,199

,192

,641

,979

,445

,596

,436

N

30

30

30

30

30

30

30

30

Увлечения

Pearson Correlation

,193

,205

,323

,110

,325

,098

,058

,120

Sig. (2-tailed)

,307

,276

,082

,562

,079

,608

,761

,528

N

30

30

30

30

30

30

30

30

Список источников

  1. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблемы потребностей // Психологический журнал. – 2005. – Т. 13. – № 2 – С. 107

  2. Деркач А.А. Методы акмеологических исследований. – М.: Изд-во РАГС, 2010. С. 72

  3. Карашпай С.М. Основные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности // Социальные нормы в условиях современных рисков: Сборник статей II-ой Международной научно-практической конференции. 2018. С. 29

  4. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. С. 107

  5. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 2011. С. 93

  6. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблемы потребностей // Психологический журнал. – 2005. – Т. 13. – № 2. С. 109

  7. Махрова Е.И. Ценности и ценностные ориентации в современной научной литературе //Вестник ОГУ – №2 (121) /февраль`– 2011. – http://vestnik.osu.ru/2011_2/37.pdf

  8. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблемы потребностей // Психологический журнал. – 2005. – Т. 13. – № 2 – С. 112

  9. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Наука, 2011. С. 128

  10. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. С. 62

  11. Килоева Ф.М. Нравственная ориентация как ценностная ориентация личности // Инновационная наука. 2015. № 12-3. С. 202

  12. Синтюрина А.А. Нравственные ориентации как ценностные ориентации личности // Современная наука и технический прогресс: Материалы международной научно-практической конференции. / Отв. ред. Зарайский А.А. 2018. С. 110

  13. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблемы потребностей // Психологический журнал. – 2005. – Т. 13. – № 2 – С. 115

  14. Карашпай С.М. Основные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности // Социальные нормы в условиях современных рисков: Сборник статей II-ой Международной научно-практической конференции. 2018. С. 30

  15. Там же

  16. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1978. С. 69

  17. Там же. С. 70

  18. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Логос, 2000. С. 55

  19. Карашпай С.М. Основные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности // Социальные нормы в условиях современных рисков: Сборник статей II-ой Международной научно-практической конференции. 2018. С. 29

  20. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. С. 49

  21. Анцупов А.Я. Акмеологическая диагностика: учеб. пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 79

  22. Полковникова Н.Б. Методология изучения ценностных ориентаций личности студента // Психология обучения. 2016. № 3. С. 32

  23. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Институт психологии РАН, 2006. – С. 22.

  24. Махрова Е.И. Ценности и ценностные ориентации в современной научной литературе //Вестник ОГУ – №2 (121) /февраль`– 2011. – http://vestnik.osu.ru/2011_2/37.pdf

  25. Карашпай С.М. Основные подходы к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности // Социальные нормы в условиях современных рисков: Сборник статей II-ой Международной научно-практической конференции. 2018. С. 32

  26. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. С. 125

  27. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. С. 51

  28. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. С. 81

  29. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. – 1999. – № 5. С. 40