Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Анализ живописного произведения Клода Моне «Стога сена в Живерни» 1895г.

Содержание:

Введение

Тема моей курсовой работы «Анализ живописного произведения Клода Моне «Стог сена в Живерни».

Объект исследования - описание репродукции картины

Предмет исследования - анализ произведения картины Клода Моне «Стог сена в Живерни».

Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Темой по моей курсовой работе будет картина Клода Моне «Стог сена в Живерни». Так как меня впечатляет техника данного художника и то, как он умело изображает свет. Выполняя эту работу, я рассчитываю на то, что, хотя бы на малую долю процента смогу понять, как Клод Моне рисует солнце.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Краткий анализ творчества Клода Моне в контексте эпохи.

Оскар Клод Моне (1840-1926) – один из лучших представителей французского импрессионизма, который помимо следования течению способствовал его процветанию основывая теории. Живописная манера Моне послужила многим импрессионистам примером за счет чего его техника стала классической. Она отличалась письмом раздельными мазками чистого цвета. Данная техника позволяла создавать богатые световые эффекты и передавать особенности световоздушной среды.

Клода Моне всегда интересовал и привлекал свет, если обратить внимание на его работы, то можно будет заметить наличие огромного количества однотипных работ, нарисованных в разное время суток. На самом деле, эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать её красоту в своей живописи. Этот художник оттачивал своё мастерство, даже когда был в отпуске и отдыхал с семьёй. Таким образом, в 1895 году мир получил серию очередных работ Клода Моне «Стога сена в Живерни». На мой взгляд, именно в этой серии Оскар К. М. смог добиться совершенства в плане передачи игры света и теней.

Далее предлагаю провести анализ основных параметров живописного произведения. Посмотрев на картины из серии работ «Стога сена в Живерни» мы не испытываем эффекта «Вау!», на них изображён обычный сельский пейзаж французской глубинки. Однако, если присмотреться, то можно будет увидеть едва уловимые лучи света на небе и его отражение от земли и сена.

Горизонтально картину можно разделить на несколько планов: темно-зелёная затененная трава на переднем плане является как бы обрамлением, смысловым ограничением полотна, там же стоят люди. На втором плане мы видим часть поля, с которого уже собрали урожай. Этот план представляет собой яркую область, залитую солнечным светом, трава из темно-зелёной становится ярко-салатовой, с жёлтым отливом. Художник чётко изобразил границу света и тени. Расположил он её немного под углом, что добавляет в изображение немного динамики. На этом же плане изображён главный герой картины – стог сена, который привлекает внимание. На нем художник подробнее изобразил то, как свет падает на объект. Меня искренне поразило то, на сколько умело Клод Моне смог показать структуру сена используя свет и тени, продолжая нарочито оставлять его неидеальным с целью усилить реализм изображения.

Третий план картины – это ряд деревьев, которые благодаря техники Клода Моне кажутся легкими и невесомыми делая таким же весь пейзаж.

Год написания картины: 1885;

Размеры: 65 см х 81 см;

Материал: холст;

Техника написания: масло;

Жанр: пейзаж;

Стиль: импрессионизм;

Галерея: частная коллекция;

Копия этой картины подходит для интерьера в стиле: эклектика, деревенский стиль.

1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей.

Как я уже говорила ранее, Моне привлекла идея изобразить свет на холсте, в итоге это превратилось в одержимость и вылилось в многолетние эксперименты, целью которых было зафиксировать на холсте мимолетные, ускользающие оттенки природы.

С опытом, Клод Моне узнал о том, что, рисуя на открытом воздухе, можно уловить больше цвета и света, и соответственно успеть зарисовать их. Картины, написанные на природе, обладают уникальной свежестью и жизненностью, которых невозможно достичь, работая в мастерской, в которой художник заранее представляет себе то произведение, которое он собирается создать. Совет, данный Моне художникам, четко раскрывает его собственный подход к картине: «Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, - о дереве, доме, о поле, о чем угодно. Просто думайте, что в этом месте - маленький синий квадрат, там - продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами». Таким образом, впечатление представляет собой зрительный импульс, создаваемый увиденным в данный конкретный момент.

Для всех импрессионистов, и для Моне в особенности, основной целью искусства было запечатлеть ускользающее, мимолетное впечатление. В то время такая мысль казалась революционной и шокировала не меньше, чем неприкрытый реализм Курбе в его картине «Каменотесы» или авангардные работы Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия». Сам Моне стал знаменем импрессионистов благодаря своей любви ко всему современному и свежей манере письма.

Для достижения поставленных целей художнику требовались новые технические приемы письма. Моне, в частности, выработал собственную технику письма, нанося на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи. Моне одновременно работал над всем пространством картины, веря, как он позже говорил, что «первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен».

Совершенно по-новому, революционно, Моне использовал цвет, вдохновленный, без сомнения, открытиями Эжена Шевреля о способе зрительного восприятия. Шеврёль доказал, что соседствующие основные цвета цветового круга друг друга смягчают, а наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов. Другим важным его открытием было то, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов. Цвет — это просто способ, которым смешивается свет, отражаясь от поверхности предмета. Как и его товарищи-импрессионисты, Моне обычно пользовался ограниченной палитрой, предпочитая чистые, не смешанные цвета и рисуя на холстах, предварительно покрытых белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче.

Другим важным открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках того времени движущиеся предметы воспринимаются как размытые пятна, а четкие очертания имеют только неподвижные предметы. Этот эффект явно отразился в силуэтах людей, которых мы видим на картинах Моне.

Вывод к главе 1:

В заключении могу сказать то, что Клод Моне несомненно сумел добиться успехов среди импрессионистов. Ему удалось не только создать свою уникальную технику, которую вскоре возжелали освоить начинающие художники, вдохновленные его трудами, но также увидеть и запечатлеть свет с помощью чистых красок, чего увы не удалось сделать мне.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ

2.1 Общий колорит

Композиционная схема и ее функции: Представленная картина в данной курсовой работе является пейзажем, в котором за основу взят стог сена. Размер данного художественного произведения составляет – 65*81 см. Так же могу сказать, что здесь присутствует соотношение изображения и формата. В этой картине есть геометрические схемы и трёхходовое удаление взгляда по всей картины.

Основные композиционные линии в картине: В данном художественном произведении перспектива является горизонтальной.

Анализ композиции картины: на картине «Стог сена в Живерни» изображено поле, на котором располагаются стога сена, однако выделяется только одно из них, благодаря своим размерам. Далее на втором плане расположены люди, которые прогуливаются в тени деревьев. На третьем плане находятся деревья.

В данной картине явного горизонта не видно, и центр картины визуально смещается вправо - здесь стог сена четко и выразительно прописан, а также увеличен в размерах, в то время как слева нарисованы размытые силуэты людей, а в глубине сено и деревья размыты и отдалены. Скопление деревьев сзади уравновешивается участком голой, земли по центру.

Яркие оранжево-желтые цвета прекрасно сочетаются с бледным, прохладным небом. Таким образом художник показывает нам то, как солнце освещает не только участки земли, но и сам воздух, конкретнее небо.

Композиционный узел: в данной картине — это стог сена. Он является основной частью картины. Внимание и постоянное возвращение взгляда на него обосновывается тем, что Клод Моне именно этого и хотел. Что бы люди смотрели на то, как лучи падают на сено, создавая прекрасные тени. К слову, тут открытая композиция.

В этом художественном произведении я заметила динамичность. Она проявляется в том, что все листья деревьев, трава и стог сена устремляются к левому краю, однако, всё это сочетается со статичностью.

Глубина пространства: в этой картине заметна глубина пространства, она передана с помощью уходящих вглубь стогов сена и деревьев на третьем плане, за которыми можно заметить еле заметный горизонт.

В картине Клода Моне «Стог сена в Живерни» можно заметить, что объекты доминируют над пространством, таким образом с помощью них пространство становиться более объемным.

Пространство и его функции: так как линия имеет особенное свойство и может быть использована как средство передачи пространства, то получается, что, если несколько плоскостных на которые наложены более темные цвета, они будут создавать объёмность за счет теней в определённом участке. На картине «Стог сена в Живерни» это заметно с первого взгляда. Однако, тени больше на переднем плане, после него начинает доминировать свет.

Из всего сказанного получается, чем ближе объект, тем насыщеннее тень, чем дальше объект, тем больше света. В картине «Стог сена в Живерни» Клода Моне, есть ещё одна интересная особенность, принято считать, что объекты расположенные вверху картины ассоциативно воспринимаются дальними, так и на картине вверху мы можем увидеть кромки деревьев.

Время суток и источник света: в данном художественном произведении Клода Моне «Стог сена в Живерни» изображен день, так как солнечный свет, который падает сверху на стога сена, освещает их и пространство с левой стороны. Возможно, это позднее утро.

Анализ светотени: Типом освящения в картине Клода Моне «Стог сена в Живерни», является естественный дневной свет, который явно изобразил художник в художественном произведении. Светотень на картине является условной, так как при написании с натуры присутствует много нюансов попадания света на отдельные участки объектов, поэтому сложно передать точно все до каждой детали. Функция светотени в данном произведении направлена на создание объемов объектов, а также можно утверждать, что светотень здесь является средством передачи эмоционального отношения к картине, что дает нам воспринимать написанное как реально существующее.

2.2 Анализ колористических решений

Колорит картины: Колорит — это соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.

Контрастные цвета — это цвета, которые находятся на противоположных сторонах цветового круга или отстоят друг от друга на 180 градусов и образуют белый цвет при их смешении.

Цветовой круг — это схема, которая показывает переход одного цвета в другой. В основе - цвета радуги.

Таким образом, мы можем найти несколько контрастных моментов в картине. Например, стога сена рыже-жёлтые, а платья на девочках синее или голубое. Чтобы убедиться в их комплементарности, мы можем посмотреть на цветовой круг Иттена

Благодаря тому, что цвета этих фрагментов в картине являются комплементарными, получается поддержанная, гармоничная, уравновешенная композиция.

Основные цвета: моими основными цветами в картине являются: светлая охра, золотистый, оранжевый, зелёный, тёмно-зелёный (Рис.2.2)

Рис.2.2

Хотя по большей части, важную рол в его работах, играет свет. Соответственно, первые три цвета являются по большей части доминантными.

Тепло-холодность: Тёплыми цветами в этой картине являются: золотистый, оранжевый и зелёный.

Холодными цветами в этой картине являются: светлая охра, тёмно-зелёный, голубой.

Нейтральными цветами в этой картине являются: белый.

2.3. Цветовая и тональная организация

Цветовая и тональная организация: В картине Клода Моне, конечно же, присутствует тональность. Все цвета довольно гармонично смотрятся и дополняют друг друга. Они аккуратно переходят от одного к другому, за исключением выраженных тональных контрастов. Тональность — можно сразу заметить, что поле и стога сена хорошо расположены. В этой картине все написано по тону и по контрасту. Чем дальше фон, тем темнее, чем выше, тем светлее. Эта картина очень яркая, это особенно можно заметить на черно-белой копии картины. (Рис.2.3, Рис.2.4)

Ахроматические цвета — цвета, в которых нет цветовых контрастов, мы можем увидеть только отличие по тону ароматичности.

Ахроматический диапазон на этой картине не очень большой

Его мазки, движение, контур даже тут сильно выделяются. Если посмотреть остальные картины художника, то можно заметить, что одни имеют сильно выраженный контраст, а вторые наоборот.

Так как колорит решает полное впечатление, которое производит эта картина. Также в этой картине колорит выражен цветами относительно близкими друг другу.

Рис.2.3 Рис.2.4

Ахроматический эффект Ахроматическая палитра

Особенности картины: на некоторых участках можно заметить, что Клод Моне наносил краску не толстым слоем, к примеру на небе, чтобы придать ему большею невесомость и прозрачность. (Рис.2.6)

Рис.2.6

Небо с тонким слоем краски с еле заметной текстурой

Вывод по главе 2:

Подводя итоги по второй главе, можно выделить некоторые характеристики цветовой и тональной организации:

Перспектива данного художественного изображения – горизонтальная. В этом художественном произведении объекты соединяются цветом, которые хорошо гармонируют между собой. Ещё можно полагать, что объекты соединяются размером, каждый размер рассчитан под определенную часть композиции и идеально туда вписывается. Также, как и у большинства картин присутствует разделение картины на три плана.

В этом художественном произведении присутствует динамичность и это явно отображается в деревьях и траве. Из-за точной передачи цвета художником, композиция как бы задействует внешние связи, поэтому картина кажется реальной. Художественные функции написания данной картины соблюдены гармонично друг к другу.

Глубина пространства здесь создается с помощью теней и света, так же можно предполагать, что глубина создается здесь за счет движения изображенных объектов и их удаления вглубь картины посредством затемнения.

Также, можно отметить, что объекты доминируют над пространством, так как с помощью них создается объемность изображения. Судя по композиции и изображению предметов свободными, здесь присутствует разрежённость объектов, что подчеркивает полное богатство живописи. Так же в этой картине есть локальный и тональный колорит, но более преобладает локальный колорит, так как является более насыщенным.

Свет в этой картине естественный и играет много значительных функций. Фактура в этой картине передана с точностью реального состояния объекта. Композиция — это составление различных частей или отдельных элементов в единое целое. Композиция может быть закрытой и открытой.

Закрытая композиция замкнута, все детали находятся внутри определенной границы (фона, основы) и даже в воображении никуда не стремится. В открытой же композиции детали выходят за пределы заданного пространства (реального или в воображении). В композиции всегда есть главные и второстепенные части. Главные - обычно крупнее прочих, находятся на переднем плане или в центре, но это не обязательно. Однако, «Стог сена в Живерни» считается открытой композицией.

Источником света на картине является солнце, так как предположительно эта картина была написана днём. В этом художественном произведении присутствует как тональный, так и локальный колорит, но больше здесь присутствие тонального колорита по степени насыщенности и яркости объектов. Для общего определения характера колорита очень важно соотношение и присутствие в картине холодных и теплых тонов. В этом художественном произведении присутствуют теплые тона, они заметны на плоскости земли, сене, небе и деревьях.

Присутствуют и холодные тона, они заметны в изображении горизонта и людей, листвы на деревьях и луге на первом плане. Также в этой картине есть нейтральные тона, они заметны в единственном белом топе от платья и обрамлении зонта. Основными цветовыми пятнами являются изображения стогов, поля, деревьев, их отношение проявляется в создании объема пейзажной композиции. Воздействие цвета, так же сказывается на эмоциональной основе восприятия человека, на этой картине цвет весьма спокоен, что не оказывает тяжелого и нагнетающего воздействия, а наоборот создаёт чувство спокойности и умиротворённости.

Художественное произведение Клода Моне «Стог сена в Живерни», создает впечатление единого и цельного представления изображения, такого эффекта художник смог добиться с помощью четко спланированной композиции, а также все детали и окружающие объекты укрепляют художественный образ и единство композиции. Создающие фактуру мазки художника, придают картине единство и движение художественных образов, детали композиции не отвлекают внимание, а наоборот дополняют композицию картины.

Лаконичность цвета, соблюдение форм и неясность силуэтов, делают картину более простой и спокойной.

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ

Для написания копии картины, мне понадобились: кисти: щетина 10 плоская, щетина 5 круглая, щетина 3 круглая, пони 6 круглая, гуашь «Сонет» (Рис.3.1).

Рис.3.1

Типы красок и кистей

Перед началом копирования, был распечатан оригинал картины, который я разметила на 20 равных частей. После этого, ватман ждала та же участь. В процессе работы мне удалось достаточно быстро перенести эскиз на ватман. (ПРИЛ.2, Рис. 1).

Написание своей картины, Клод Моне начинал с заполнения всего пространства, что я и делала. Я начала идти с верху в низ картины, то есть с неба. (ПРИЛ.2, Рис.2). Следом я рисовала деревья тёмно-зелёным цветом, чтобы сразу заполнить все зеленые пространства. Далее, используя в обильных количествах зелёный цвет, я заполнила пространство лужайки. Потом я начала рисовать стога сена и поле.

После полного заполнения картины, я перешла к добавлению текстуры. За счёт данного действия сено и деревья с полем стали более реалестичными. Также я добавила свет и тень там, где это необходимо (ПРИЛ.2, Рис.4). Наконец, я дошла до завершающего этапа в картине и добавила оставшуюся часть теней и света, а также закрасила силуэты людей (ПРИЛ.2, Рис.5).

Конечный результат. Получилось гораздо хуже оригинала, но если присмотреться, то можно рассмотреть просветы солнечных лучей на небе (ПРИЛ.2, Рис.6).

Вывод по главе 3:

Проделав такую большую работу над копированием репродукции картины Клода Моне, я поняла, как работает свет и тени при накладывании в несколько слоёв холодных и теплых оттенков тщательно подбирая тон подбирать тон.

Заключение

В заключение могу сказать, что анализ картины — это достаточно муторный, но увлекательный процесс. Было интересно узнать что-то новое о когда-то существовавшем деятеле искусств и перенять его технику пытаясь применить её в процессе копирования живописного произведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие. / И. В., Смекалов, С. Г.Шлеюк; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: учебное пособие / Е.В. Омельяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2010. – 183 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Шиков, М.Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель: учеб. пособие / М.Г. Шиков, Л.Ю. Дубовская. 2-е изд., стер. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 167 с., илл. http://biblioclub.ru/
  4. Клод Моне (биография) - https://legacy-time.ru/blog/klod-mone-stil-i-texnika/
  5. Картина «Стог сена в Живерни- https://www.wm-painting.ru/MasterPieces/p19_sectionid/8/p19_imageid/3186

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Конечный результат копирования картины Клода Моне

«Стог сена в Живерни»

Приложение 2.

Этапы выполнения графической части КР

Рис.1.

На этом этапе выполнения картины я перенесла все основные детали при помощи карандаша.

Рис. 2

Закрашивание началось с неба, я завершила его лучами солнца.

Рис. 3

На этом этапе я полностью закончила заполнять пространство неба и деревьев и перешла к заполнению горизонта. Он стоит на пути к следующему этапу, поэтому я решила поскорее покончить с ним.

Рис. 4

Так как в палитре оставалось слишком много зелёного цвета, я решила сразу перейти к лужайке, а потом уже приступить к сену и полю.

Рис. 5

На этом этапе я закончила с заполнением пустого пространства и уже начала рисовать тени и свет.

Рис. 6

На этих фотографиях вы уже можете увидеть мой конечный результат.

Приложение 3.

Репродукция картины

Оригинал картины. Сравните и поймите на сколько всё убого. Спасибо за внимание.

Приложение 4.

Список используемых терминов

Ахроматические цвета — цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета).

Колориметрия — наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемой данной цветной поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета).

Колорит — это соотношение красок в картине по тону, насыщенности цвета.

Контраст цветов — изменение цветов под влиянием других, окружающих их цветов (одновременный контраст) или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся (последовательный контраст).

Контрастные цвета — цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов (несколько отличаются от дополнительных).

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; степень цветности.

Независимые (бесфактурные) цвета — цвета, не локализующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа.

Объемные цвета, пространственные цвета — цвета, воспринимаемые в трех измерениях.

Основные свойства цветов — светлота (англ. Brightness), цветовой тон (англ. Hue) и насыщенность (англ. Saturation).

Основные цвета (цвета первого порядка) — три цвета (киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий), которые нельзя получить путём смешивания. Но, путем оптического смешения этих основных цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Оттенок — градация цветового тона в пределах одного цвета.

Поверхностные цвета — цвета, выявляющие фактуру и рельеф поверхности.

Полутень — промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.

Пространственное смешение цветов — один из видов оптического смешения цветов; слияние различных мелких цветовых образов на расстоянии, с образованием суммарного (общего) цвета.

Светлота (англ. Brightness) — качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из оттенков ахроматической (бело-серо-чёрной) шкалы; относительная яркость.

Светлотные (яркостные) отношения — относительные отличия цветов по светлоте (по яркости).

Светотень — распределение яркостей по поверхности освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.

Теплые цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, оранжевые желто-оранжевые, желто-зеленые цвета спектра.

Тон (в терминологии художников) — термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, то есть цветового тона.

Тональность — подчиненность всех цветов композиции условиям единства среды.

Текстура — видимое строение (структура) поверхности.

Холодные цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие, сине-фиолетовые.

Хроматические цвета — цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета, кроме ахроматических (белых, серых и черных).

Цветовой круг (спектр) — расположение всех цветовых тонов по окружностям: замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого, через пурпурные цвета.

Цветовой тон (англ. Hue) — качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.; качество, определяющее место цвета в цветовом круге.

Цветовые отношения (отношения цветов) — относительные отличия цветов, в основном по цветовому тону.

Приложение 5.

Справка об антиплагиате