Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена одним из главных показателей цивилизованности общества было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию культуры, техники и науки. В свою очередь наука, техника и культура могут динамично развиваться при условиях, включая необходимые правовые предпосылки. К их числу можно отнести законодательное закрепление нормативных правил, которые адекватны складывающимся в обществе товарно-денежным отношениям.

Авторское право - одна из основополагающих категорий цивилизации. Сущность авторского права в его различных правовых системах выражают термины «авторского права», «права автора».

Авторское право представляет собой часть гражданского права, в которой регулируются и охраняются права создателей произведений науки, литературы, искусства[[1]] . Авторское право рассматривается как институт гражданского права России. Этим институтом охраняются имущественные интересы авторов и их права, интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения.

Наше время - это период развивающейся интеллектуальной собственности во всех сферах человеческой жизни. А любая деятельность (тем более успешно развивающаяся) приносит свои доходы. В результате появляются люди, выдающие чужие произведения или их часть за свои или занимающиеся распространением контрафактной продукции, что приносит очень большой доход. 

Установить объект авторского права через категорию «интеллектуальных произведений»[[2]] означает выйти за пределы авторского права, хотя и в рамках гражданско-правовой системы.

В России к настоящему времени в основном завершена реформа законодательства об охране интеллектуальной собственности. В 1992—1993 гг. в Российской Федерации приняты законы по охране интеллектуальной собственности, в их числе Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г., Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. Положения указанных законов получили развитие в целом ряде подзаконных актов, принятых президентом РФ, правительством РФ, Патентным ведомством РФ и некоторыми другими органами государственного управления.

Сейчас не следует делать выводы о том, что в рассматриваемой области решены все основные проблемы. Вопросов, которые еще только предстоит решить, более чем достаточно. И главным из них является задача по воплощению в реальную жизнь тех закрепленных российскими законами об охране интеллектуальной собственности предписаний, которые будут соответствовать требованиям цивилизованного общества. Одной из причин такого положения является плохое знание своих прав авторами, изобретателями, патентообладателями и иными лицами, создающими и использующими объекты интеллектуальной собственности[[3]]. Юристы плохо освоены о новом российском законодательстве об охране интеллектуальной собственности, и поэтому обычно не берутся за ведение сложных дел данной категории.

В последние годы, по данным статистики, наблюдается значительный рост числа нарушений авторских и смежных прав, и это несмотря на совершенствование законодательства и усиление работы правоохранительных органов в борьбе с нарушителями. Таким образом, нарушаются права гражданские и, как результат, авторские и смежные; права самих создателей продуктов интеллектуальной собственности; права государства, которое не получает огромных налоговых поступлений в бюджет.

Структура курсовой работы состоит из двух глав. Задачами данной работы в первой главе являются общие положения авторского права: понятия и функции, исторические этапы развития, субъекты и объекты. Во второй главе раскрываем содержание авторских прав: личные неимущественные, имущественные и иные авторские права на произведения.

Объектом исследования является авторское право.

Цель работы – анализ авторского права

Предметом исследования является установление сущности авторского права, авторских правомочий.

Основными методологическими методами курсовой работы составляют методы исследования: исторический и описательный. Общенаучными методами: анализ, синтез и сравнение.

Нормативная основа курсовой работы включает в себя Конституцию Российской Федерации, нормативно-правовые акты гражданского законодательства.

Теоретическую основу курсовой работы составляют труды ученых-юристов: Иванова В.И., Гаврилова Э.П., Свечникова И.В., Белова В.А., Камышанского В.П., Моргунова Е.А., Дозорцева В.А., Коршунова Н.М.

1.ПОНЯТИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

1.1.Понятие и функции авторского права.

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

Термин "авторское право" понимается в двух значениях:

а) в объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства;

б) в субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов:

а) принцип свободы творчества (ст.44 Конституции РФ);

б) принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества;

в) принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора;

г) принцип свободы авторского договора.

А так же имеет определенные функции:

Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения (ст.1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания.

Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст.1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст.1273 - 1280).

Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами).

Интеллектуальные права включают в себя:

- исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст.1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст.1270 ГК РФ);

- личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст.1255 ГК РФ);

иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей.

Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п.1 ст.1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.

Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст.12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.

Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны - интересы общества в целом, предоставляя доступ к сокровищам мировой культуры.

1.2.ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА В РОССИИ.

Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.

Для анализа генезиса института авторского права представляется необходимым выделить исторические этапы его развития. Историю становления авторского права в России можно разделить на 3 этапа: 1) дореволюционный этап (1564-1917 гг.); 2)советский этап (1917-1991 гг.): 3)современный этап (1991- по настоящее время) [[4]].

Первый закон по авторскому праву был принят в Англии, 1710 году и назывался «Статут королевы Анны». Он закреплял за собой личное право автора на охрану опубликованного произведения сроком на 14 лет, который мог быть продлен еще на 14 лет при жизни автора.

В 1564 году в России была отпечатана первая книга « Деяния апостолов и послания соборные». Россия, в отличие от стран Европы, узнала книгопечатание лишь спустя сто лет после его изобретения, что без сомнения затормозило процесс правовой регламентации осматриваемых отношений.

Лишь при Петре I начинают возникать частные типографии и книгопечатание происходит гражданским шрифтом, но при этом запрещалось печатать книги на русском языке. В этот период появляются первые привилегии, которые являлись скорее издательскими, чем авторскими.

Заключительным этапом в развитии авторского права дореволюционной России стало принятие на заседании Государственного совета 11 марта 1911 года нового Закона об авторском праве, действовавшего до 1917 года. Важнейшей новеллой закона стало введение понятия « произведение» в качестве объекта авторского права. Законодатель дал примерный перечень объектов авторских прав, выделив отдельные виды произведений: литературные, музыкальные, в области художества, в области фотографии. 

Следующим этапом развития авторского права является советский период, длившийся с 1917 года по 1991 год. После Октябрьской революции были отменены многие правовые институты и упразднено прежнее гражданское законодательство.  

Важнейшим нормативным актом того времени становится Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 года «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием», в соответствии с которым предоставлялось право признавать достоянием всякие как опубликованные, так и не опубликованные произведения, в чьих руках они бы ни находились.

Обновление российского законодательства об авторском праве произошло в 1928 году, когда вслед за принятием новых союзных Основ авторского права начал действовать Закон РСФСР от 8 октября 1928 года «Об авторском праве». Исключительное право авторов на созданное произведение теперь охранялось пожизненно, предусматривался переход авторских прав к наследникам на период 15 лет после смерти автора[[5]].

В 60-х годах XX века было решено включить нормы авторского права в виде самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик 1961 года и Гражданский Кодекс РСФСР 1964 года. В 1973 году СССР присоединился к Всемирной Женевской конвенции об авторском праве, что повлекло внесение изменений в его внутреннее законодательство. В частности впервые было закреплено право авторства на перевод произведения, срок действия авторского права после смерти автора был увеличен до 25 лет, расширен круг субъектов авторского права. 

Существенные изменения в законодательстве об авторском праве произошли лишь в начале 90-х годов прошлого века и были обусловлены политической перестройкой государства. Сближение советского авторского права с международными принципами охраны авторских и смежных прав осуществилось в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным советом ССР 31 мая 1991 года. Указанный нормативный акт содержал в себе специальный раздел IV «Авторское право».

Закономерным итогом обновления законодательства в области авторского права стало принятие специального Закона, а именно Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее, Закон об авторском праве), после принятия которого, раздел Основ гражданского законодательства, посвященный авторскому праву, перестал применяться. 

Новый, современный этап развития авторского права в России связан с его кодификацией. Президент РФ 18 декабря 2006 года подписал Федеральный Закон №231-ФЗ, который с 1 января 2008 года ввел в действие новую четвертую часть Гражданского Кодекса «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Это стало итогом его исторического развития, данный процесс характеризовался как преемственностью, так и новациями на основных этапах его модернизации[[6]].

В ней урегулированы все вопросы, связанные с обеспечением прав интеллектуальной собственности.

Отныне защитить права на интеллектуальную собственность предпринимателям станет значительно легче. Им больше не придется путаться в регулирующих эту сферу многочисленных законах и нормативных актах, которые разбросаны по различным отраслям права. Четвертая часть Гражданского Кодекса призвана объединить все действующие в настоящее время законодательные акты, которые регулируют традиционные права на объекты интеллектуальной собственности[[7]].

1.3.СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА.

В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами участвует большое число субъектов, которыми могут быть как граждане, так и юридические лица.

Субъектами авторского права могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору.

Важнейшим субъектом авторского права[[8]]являются авторы произведений.

Автором признается гражданин, творческим трудом которого произведение создано. Согласно ст. 18 ГК РФ возможность иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства входит в состав правоспособности гражданина, которая возникает в момент его рождения и прекращается смертью. 

За малолетних и полностью недееспособных граждан авторские права осуществляют их родители и опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаются своими авторскими правами самостоятельно.

В соответствии с современным российским законодательством авторами произведений признаются только физические лица. Юридические лица могут приобретать определенные авторские права лишь в порядке правопреемства - на основании закона или  договора. Но становиться авторами произведений юридические лица не могут, ни при каких условиях. Права тех юридических лиц, которые возникли до 1993 г., либо автоматически преобразовались в смежные права (организации эфирного вещания), либо будут охраняться до истечения 50-летнего срока с момента их возникновения.

Соавторство представляет собой авторское право[[9]]на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц. Создателям произведения совместно принадлежит право соавторства независимо от того, образует ли произведение единое целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Возникновение соавторства доктрина и судебная практика связывают с рядом условий, которые выводятся из действующего законодательства. Прежде всего, в соавторстве можно говорить лишь в том случае, если в результате совместных творческих усилий нескольких лиц создано единое коллективное произведение. Не вызывает сомнений, что такое коллективное произведение создается в тех случаях, когда произведение образует одно неразрывное целое (например, роман, написанный несколькими лицами). Сложнее обстоит дело, когда каждая часть произведения имеет самостоятельное значение и может быть использована независимо от других частей этого произведения (например, стихи и музыка в песне, главы учебника, написанного коллективом авторов, и т.п.). Ясно, что коллективное произведение не может быть создано в результате простого механического соединения произведений отдельных авторов. Необходима такая взаимная увязка их внутренней формы и содержания, чтобы они воспринимались  как единое произведение. Иными словами, изъятие или изменение какой-либо части коллективного произведения должно влечь за собой соответствующее изменение других частей или невозможность использования произведения как единого целого [[10]].

Вторым непременным условием возникновения соавторства является создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц. При этом под совместным характером труда понимается, конечно, не совместный процесс труда, а совместно достигнутый результат. Соавторы могут работать над произведениями сообща от начала до конца; каждый из них может создать какую-либо обособленную часть произведения; один может доработать результат другого и т.п. Важно не то как, в какой форме трудились над произведением его создатели, а то, что произведение явилось результатом их совместных усилий.

Важнейшим условием соавторства является то, что вклад лиц, претендующих на соавторство должен носить творческий характер. Не дает оснований для признания соавторства оказание автору технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, графиков и т.п.), осуществление организационного руководства и т.п.

Наконец, условием признания тех или иных лиц соавторами произведения является наличие соглашения о возникновении соавторства.

Соглашение о соавторстве не следует, однако, понимать как возможность возникновения соавторства без совместной творческой работы над произведением. В силу одного только соглашения соавторство возникнуть не может.

Авторское право[[11]]1 на коллективное произведение принадлежит всем соавторам сообща независимо от степени творческого вклада каждого из соавторов и характера произведения. Отсюда следует важный практический вывод: вопросы использования коллективного произведения решаются во всех случаях всеми соавторами сообща, на основе единогласия, а не по большинству голосов. Если соавторы не могут достичь в этом вопросе согласия, спор передается на разрешение суда.

Принцип совместного распоряжения произведением не препятствует, однако, соавторам заключить между собой соглашение, устанавливающее иной порядок осуществления авторских прав.

Закон выделяет два вида коллективных произведении и соответственно два вида соавторства - нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумя и более соавторами, представляет собой неразрывное целое, части которого не имеют самостоятельного значения. При раздельном соавторстве коллективное произведение является единым, однако оно состоит из частей, имеющих самостоятельное значение, и при этом известно, кем из соавторов созданы эти части.

Практическое значение указанного деления состоит в том, что если соавторство является раздельным, каждый из соавторов сохраняет за собой право самостоятельно распоряжаться созданной им частью произведения.

От раздельного соавторства необходимо отличать совместное использование произведений, которые созданы независимо друг от друга и хотя в взаимосвязаны, но не настолько, чтобы составить единое произведение, например книга с иллюстрациями художника.

Нет соавторства и в тех случаях, когда в результате соединения произведений, созданных разыми авторами, появляется новый объект авторского права[[12]]. Например, энциклопедия, журнал, научный сборник и т.д. представляет собой новое произведение как результата творческой работы по подборке и систематизации материала. Однако авторы произведений, соединенных в сборнике или журнале, не признаются соавторами, так как новое творческое произведение[[13]] выходит в свет в результате творческих усилий других лиц (составителей).

Субъектами авторского права после смерти автора становятся наследники. Наследование авторских прав может происходить как по закону, так и по завещанию. Особенности наследования авторских прав следующие.

Прежде всего, по наследству к наследникам переходят не все авторские права, а только их часть. В законе указывается, что по наследству не переходят право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации автора.

Однако и в отношении этих прав к наследникам переходят права на защиту названных прав от нарушений со стороны третьих лиц, если только автор не назначил для этих целей специальное лицо.

В отличие от прав на произведения самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены установленным законом сроком. Авторские права наследников действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

Из этого общего правила существуют ряд исключений: 1) если произведение создано в соавторстве, то 50-летний срок исчисляется после смерти последнего автора; 2) если произведение впервые выпущено в свет после смерти автора, то авторское право действует в течение 50 лет после выпуска его в свет; 3) если автор произведения был репрессирован и реабилитировав посмертно, то произведение охраняется 50 лет после реабилитации; 4) если автор воевал или работал во время Великой Отечественной войны, то срок охраны увеличивается на четыре года и т.д.

Важной особенностью наследования авторских прав[[14]]1 является то, что авторские права переходят к наследникам в бездолевом порядке как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Это означает, что распоряжаться перешедшими по наследству авторскими правами наследники должны совместно и по взаимному согласию, а в случае спора - по решению суда.

Авторы производных произведений. Под производными произведениями понимаются согласно п. 3 ст. 7 Закона об авторском праве переработки произведений науки, литературы и искусства. К ним относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры и др.

Перевод - это переложение письменного или устного произведения на язык, отличный от оригинала. Перевод должен передавать произведение в точном соответствии с его содержанием и жанрово-стилистической спецификой, нередко с соблюдением размера строфического звучания и т.п. Творческий подход переводчиков гарантирует им признание авторского права[[15]] При этом права автора переводимого произведения не могут быть ущемлены. Переводчику требуется соответствующее разрешение. А право на перевод является одним из авторских прав.

Обработка - представляет собой производное произведение, которое создается на основе оригинала путем его преобразования в соответствии с творческой задачей. Так, на основе драматического произведения известного автора сценарист создает новой произведение, приспособленное к сценическому прочтению. При этом он непременно указывает имя автора и название оригинального произведения на титульном листе перед заглавием. Имя обработчика указывается в сведениях об ответственности.

Аннотация является неотъемлемым атрибутом аппарата издания. В ней кратко характеризуется тематическое содержание произведения, его назначение. Задача автора аннотации состоит в том, чтобы в пределах ограниченного объема обозначить цель, которой служит его произведение.

Под рефератом имеется в виду фактическая основа произведения, раскрывающая пользователю произведения целесообразность обращения к нему.

Резюме — это краткое изложение того или иного произведения. В отличие от реферата здесь акцентным является итоговые соображения: выводы о новизне произведения.

Обзор представляет собой информационное издание, содержащее анализ и обобщение тех или иных источников, осмысленных тематически в контексте исторического развития и заслуг создателей этих источников - авторов произведений.

Аранжировкой называют приведение музыкального произведения в соответствие с требованиями оркестра или музыкального инструмента или с диапазоном голоса певца.

К числу субъектов авторского права[[16]]1 относятся также организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Такого рода организации могут создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения этих прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, передача по радио и телевидению, воспроизведение путем записи и др.).

Коллективное управление авторскими правами - новое для российского авторского права юридическое явление. Ранее действовавшее законодательство не предполагало создания подобных организаций. Функции по регистрации публично исполняемых произведений, сбору и выплате гонорара за их использование выполнялись Всесоюзным агентством по авторским правам (ВААЛ), а в последующем - Российским агентством интеллектуальной собственности (РАИС).

Указом Президента РФ «О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав» от 07 октября 1993 г. РАИС было упразднено и одобрено создание авторами, имевшими договоры с РАИС, Российского авторского общества (РАО). РАО стадо правопреемником РАИС в отношении имущества и финансовых средств, а также (с согласия сторон) - по всем ранее заключенным договорам. Это было вполне оправданным шагом.

Наряду с РАО в Российской Федерации и ее отдельных регионах действуют и другие организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Допускается создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами[[17]].

Зарубежный опыт показывает, что обычно в стране действует несколько достаточно крупных организаций такого рода, сфера деятельности которых разграничивается либо предметно, либо территориально.

1.4.ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА.

Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских считаются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. В Кодексе не дается четкого определения понятия «произведения», однако закрепляется открытый перечень произведений, которые следует считать объектами авторского права: планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; чертежей, изображений и макетов; графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; аудиовизуальные произведения; произведения живописи; литературные произведения; музыкальные произведения с текстом или без текста; скульптуры, произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов фотографические произведения и другие произведения.

К объектам авторских прав Гражданский кодекс РФ относит программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Кроме того, к объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, представляют собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, представляют собой по подбору или расположение материалов, как результат творческого труда.

Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные.

Произведение признается объектом авторского права, если оно выражено в какой-либо объективной форме. В п. 3 ст. 1259 ГК РФ предусмотрены общие требования к форме произведения: письменная, устная форма (публичное произнесение, публичное исполнение и иная подобная форма), изображение, звуко- или видеозапись, объемно-пространственная форма.

Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, то есть если они по своему характеру могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным п.3 ст.1259 ГК РФ.

Идут споры о том, что именно является объектом авторско-правовой охраны — форма или содержание произведения. Одни полагают, что авторское право призвано защищать созданное произведение в целом форму и содержание. [[18]] Другие считают, что суть авторского права заключается в охране формы произведения, а не его содержания[[19]].

В пункте 21 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» [[20]], установлено: «Правовой охране в качестве объекта авторского права подлежит произведение, выраженное в объективной форме, а не его содержание».

В соответствии с п. 5 ст. 1259 ГК РФ авторские права не распространяются на методы, концепции, принципы, идеи, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Из этого следует, что авторское право распространяется лишь на форму изложения содержания произведения.

Не являются объектами авторских прав:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Обобщая, отметим, что авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности — произведений науки, литературы и искусства. Отсутствие законодательного закрепления понятия произведения является существенным недостатком законодательства РФ. Произведение должно отвечать двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме. Необходимо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены.

2.СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

2.1.ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ АВТОРСКИЕ ПРАВА.

 Личные неимущественные права могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер[[21]].

В статье 1255 ГК РФ указано, что автору произведения принадлежат следующие права: 

Право авторства - это право признаваться, считаться автором произведения. Право авторства является закреплением и правовым отражением фактической работы автора по созданию произведения. Считается одним из самых главных прав авторства, на основании которого возникают все остальные личные неимущественные и имущественные права.  Определение права авторства дается лишь в п. 1 ст. 1265 ГК РФ применительно к авторским произведениям как «право признаваться автором произведения».

В. А. Хохлов считает, что право авторства все же включает в свое содержание возможность активных действий самого обладателя данного права. Они выражаются в возможности предопределять юридическую судьбу произведения, заключать договоры авторского заказа, в том числе и тогда, когда произведение еще не создано, отзывать произведение и прочее[[22]].

Право на имя - есть право на выбор способа указания имени автора при использовании произведения.

Право авторства тесно взаимосвязано с правом автора на имя. Права автора можно использовать или разрешать использовать произведение под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно.

Согласно статье 1265 ГК РФ при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве. Другими словами, право на имя — это право на способ указания имени автора при использовании произведения.

Право на неприкосновенность произведения - пассивное право запрета, как обязанность, налагаемая на третьих лиц. Только сам автор может вносить в свое произведение различные (любые) изменения, сокращения и дополнения, право снабжать произведение при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием или иными пояснениями. 

В соответствии с п. 1 ст. 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Важно подчеркнуть, что после смерти автора правообладатель вправе разрешить внести в произведение автора различного рода изменения.

Кроме того, в п. 2 ст. 1266 ГК РФ предусмотрено, что извращение, искажение или иное изменение произведения, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора, а также посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ.

Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ было добавлено следующее положение: в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 1233 и п. 2 ст. 1286.1 ГК РФ, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

Право на обнародование произведения - доведение произведения до всеобщего сведения. 
В отличие от других личных неимущественных авторских прав, право на обнародование произведения имеет разовый характер: оно реализуется только один раз, после чего это право прекращает свое существование. 

Перечень авторских прав дан без выделения личных неимущественных прав в явной форме, что может создавать проблемы применения законодательства об их защите. Кроме того, сегодня часть прав, традиционно определяемых как личные неимущественные, все чаще становится предметом оборота. Например, передается, и на возмездных основаниях в том числе, право на обнародование произведения[[23]].

Если автор передает другой стороне по договору произведение для использования, то считается, что автор согласился на опубликование произведения.

Право на обнародование не переходит по наследству. Данное право возникает в силу закона у лица, обладающего исключительным правом на произведение. Согласно п. 3 ст. 1268 ГК РФ произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме.

2.2.ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Законодатель употреблял в прежней редакции ГК РФ категорию «исключительное право» в качестве синонима интеллектуальной собственности (ст. 128 и 138 ГК РФ). Поэтому исходили из того, что категория «интеллектуальной собственности» характеризует лишь объекты рассматриваемых отношений, но не права их субъектов. 

В гражданском праве данный вопрос является дискуссионным. И. А. Зенин к исключительным относит только имущественные права. [[24]] В. И. Дозорцев определяет исключительное право как имущественное, однако отмечает, что «принято выделять две группы правомочий по исключительным правам — личные неимущественные и имущественные» [[25]]. В.А. Белов также считает исключительные права имущественными по своей природе[[26]].  А. П. Сергеев указывает на исключительные права как личного, так и имущественного характера[[27]].

Данные права являются разнородными по своей юридической природе и в силу этого разделяются на личные неимущественные (неотчуждаемые), исключительные (имущественные и потому в принципе отчуждаемые, т.е. способные оформлять оборот «интеллектуальной собственности») и иные (например, известное «право следования», имеющее как личные, так и имущественные элементы)».

Имущественным является исключительное право потому, что независимо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные выгоды. В ст. 1270 ГК РФ понятие исключительного права — право автора или иного правообладателя использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону.

Разберем важнейшие имущественные права.

Автор пользуется имущественным правом воспроизведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме.

Воспроизведение будет иметь место в том числе, если изготовлен всего один экземпляр произведения.

Распространение произведения будет представлять собой введение его в гражданский оборот путем продажи или иного отчуждения. Распространение будет иметь место во всех случаях, связанных с переходом оригинала или экземпляра произведения от одного лица в собственность другого лица, в частности при мене, дарении.

Публичный показ произведения - другой вид использования, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Очень хочется выделить способ использования, как прокат оригинала или экземпляра произведения. С введением в действие части четвертой ГК РФ он рассматривается как самостоятельный способ использования. Право проката означает право предоставлять экземпляр произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной выгоды.

Публичное исполнение определяется законодателем, как представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

К видам использования относится перевод или другая переработка произведения. Под переработкой произведения понимается создание производного произведения.

Право на перевод литературных и художественных произведений регламентируется Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений, в которых участвует Российская Федерация.

Исключительное право автора на перевод и разрешение перевода своего произведения указывается в ст. V Всемирной (Женевской) конвенции и ст. 8 Бернской конвенции.

Во Всемирной (Женевской) конвенции оговариваются положения, защищающие права автора, в частности принятие соответствующих мер, обеспечивающих обладателю права перевода правильность перевода произведения и получение справедливого вознаграждения в соответствии с международной практикой, а также выплату и перевод сумм этого вознаграждения за рубеж.

Срок действия права на произведение закреплен в статье 1281 ГК РФ. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

Согласно ст. 1283 ГК РФ исключительное право на произведение переходит по наследству. В случаях, указанных в ст. 1151 ГК РФ, исключительное право на произведение, входящее в состав наследства, прекращается, и произведение переходит в общественное достояние.

Выделяются основные имущественные права авторов творческих произведений, достаточно разнообразны и охраняют имущественные интересы создателей произведений. Вместе с тем права авторов произведений не безграничны. Имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Носителем исключительных имущественных прав может быть сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.

2.3.ИНЫЕ ПРАВА НА ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Автору произведения принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства в соответствии со ст. 1255 ГК РФ.

За использование служебного произведения- право на вознаграждение.

 Авторские права на произведение литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Служебное произведение может обнародовать работодатель, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Право на отзыв — право автора до фактического обнародования произведения отказаться от ранее принятого решения о его обнародовании. При этом автор должен возместить лицу причиненные таким решением убытки.

Относительно перехода данного правомочия по наследству вопрос однозначно не решен. Право на отзыв связано с правом на обнародование произведения и может быть реализовано наследниками, если к ним перешло право на обнародование произведения. Право на отзыв не может быть осуществлено его наследниками, если автор реализовал при жизни право на обнародование произведения.

Право следования является самостоятельным правом, распространяющимся преимущественно на авторов произведений изобразительного искусства. Согласно п. 1 ст. 1293 ГК РФ в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Авторы пользуются правом следования и в отношении авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Право следования переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Позволяет автору произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения- право доступа. Право доступа может принадлежать только автору, потому что связано с его личностью, его внутренним миром. Оно действует исключительно в течение жизни автора и является неотчуждаемым и непередаваемым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Защита авторских прав принадлежит к проблеме, имеющую непреходящую научную и практическую значимость.

Авторское право — один из институтов гражданского права. Авторским регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнении, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Объединение в едином институте, который в дальнейшем для краткости будет именоваться просто авторским правом, двух указанных групп норм объясняется теснейшей зависимостью возникновения и осуществления смежных прав от прав авторов творческих произведений и урегулированностью соответствующих отношений единым законом.

Авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности — произведений науки, литературы и искусства. Отсутствие законодательного закрепления понятия произведения является существенным недостатком законодательства РФ. Произведение должно отвечать двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме. Необходимо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены.

К числу личных неимущественных прав относится право автора на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Имущественные права авторов творческих произведений достаточно разнообразны и охраняют имущественные интересы создателей произведений. Вместе с тем права авторов в отношении созданных ими произведений не безграничны. В отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.

В юридической литературе в качестве основных задач (функций) авторского права есть две задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. Авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав[[28]] на использование созданных ими произведений и получение доходов. С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества(повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 29 января. – № 5. – Ст. 410.
  2. Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г, «Об авторском праве и смежных правах» // В ред. Федерального закона от 19 июля 1995 г. №110-ФЗ.
  3. Конституция Российской Федерации. М., 1993
  4. Конституция Федерации: Коммент. Конституц. Суда РФ, офиц. текст, и в силу к РФ.- М.: Норма, 2015.- 160 с.
  5. Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Российская газета, 2006, №12.
  6. Собрание актов Президента и Правительства РФ 1993 г.

Литература:

  1. Авторское право : учеб. пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с. С.124
  2. Авторское право. Сборник нормативных актов. М., 1985.
  3. Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Авторское право. М., 1957
  4. Вешневский Л.М. и др. Формула приоритета : Возникновение и развитие авторского и патентного права. : Наука. 1990
  5. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. - 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с. С.20
  6. Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2016. С. 575.
  7. Гаврилов Э. П. Советское авторское право: Основные положения. Тенденции развития. - М., Наука, 1984. - С. 75
  8. Гаврилов Э.П. Авторское право. Издательские договоры. Авторский гонорар. - М., Юрид.лит.,1988.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69 - 71 / Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2014. С. 98
  10. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению “Юриспруденция” / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 751 с. – (Серия «Юриспруденция для бакалавров»). С.514
  11. Гражданское право. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2014. С. 658.
  12. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3.— 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
  13. Гражданское право: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное / под ред. Е.А. Суханова. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – С. 246
  14. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.: «Статут», 2013. С.47.
  15. Дозорцев В.А. Новая эра в охране исключительных прав // Право и экономика. 1995. №15-16.
  16. Дозорцев В.А. Авторские дела в суде. Научно-практический комментарий. М., 1985.
  17. Интеллектуальная собственность. М., 1992. №1-6.
  18. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972.
  19.  Иоффе О.С. Основы авторского права. Учебное пособие. М., 1969.
  20. Как защищать интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование. Справочное пособие / Под ред. А.Д. Корчагина. М., 1972.
  21. Калинин А. В. Возникновение и основные этапы развития авторского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000 - С. 37
  22. Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М., Волтерс Клувер, 2007 - С.12
  23.  Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права. Свердловск. 1982.
  24. Красавчиков О.А. Творческая деятельность и гражданское право // Советское гражданское право. Учебник для вузов. Т.2. М., 1985
  25. Красавчнкова Л. О. Понятие и система личных, не связанных с имущественными нрав граждан (физических лиц) в гражданском нраве Российской Федерации: дисс.... д.ю.н. Екатеринбург, 1994. 435 с.
  26. Красавчикова Л.О. Авторское право и право гражданина на собственное изображение // Проблемы современного авторского права. Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск. 1981.
  27. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». М., 1996.
  28. Клык Н.Л. Охрана интересов по авторскому договору. Красноярск, 1987.
  29. Левинсон Д. Некоторые вопросы соавторства: судебная практика // Советская юстиция. 1981.
  30. Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. М., 1978.
  31. Макагонова Н.В. Авторское право: Учеб. пособие / Под ред. Э.П. Гаврилова.-М.: Юрид. лит., 2000.
  32.  Международные конвенции об авторском праве. Комментарий / Под ред. Э.П. Гаврилова. М., 1982.
  33. Нохрина М. Л. Гражданско-правовое регулирование личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными. СПб.: Юридический центр «Пресс». 2014. 372 с.
  34. Сергеев А.П. Авторское право России. М., 1994.
  35. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2014. С. 19.
  36. Толстой В. С. Личные неимущественные правоотношения. М.: Изд-во Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки. 2009. 216 с.
  37. Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика, 2015, № 4, С 34.
  38. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. Казань, 1891.

ПРИЛОЖЕНИЯ

[1] Гражданское право в 2-х томах /Под ред. Е.А.Суханова. М., 1993. Т.1. С.318

[2] Интеллектуальная собственность. Основные материалы /Отв.ред. П.Б.Гальперин. В 2-х т. Новосибирск, 1993. Т.2. С.199

[3] Авторское право /Под ред. Е.А.Суханова. М., 1993. Т.1. С.318

[4] Калинин А. В. Возникновение и основные этапы развития авторского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000 - С. 37

[5] Гаврилов Э. П. Советское авторское право: Основные положения. Тенденции развития. - М., Наука, 1984. - С. 75

[6] Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М., Волтерс Клувер, 2007 - С.16

[7] Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М., Волтерс Клувер, 2007 - С.12

[8] Авторское право /Под ред. Е.А.Суханова. М., 1993. Т.1. С.318

[9] Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права. Свердловск. 1982.

[10] Произведения творчества в гражданском праве.  Ионас В.Я. М., 1972

[11] Авторское право. Сборник нормативных актов. М., 1985

[12] Авторское право. Сборник нормативных актов. М., 1985.

[13] Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972.

Правовое и экономическое регулирование. Справочное пособие / Под ред. А.Д. Корчагина. М., 1972

[14] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996.

[15]Авторское право. Сборник нормативных актов. М., 1985.

[16]Комментарий к Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». М., 1996.

[17] Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69 - 71 / Б.М.

[18] Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2014. С. 98

[19] Авторское право : учеб. пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с. С.124

[20] Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Российская газета, 2006, №12.

[21] Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3.— 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015.- 784 с. С.174

[22] Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика, 2015, № 4, С 34.

[23] Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению “Юриспруденция” / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 751 с. – (Серия “Юриспруденция для бакалавров”). С.514

[24] Гражданское право. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2014. С. 658.

[25] Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.: «Статут», 2016. С.47.

[26] Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2016. С. 575.

[27] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2014. С. 19.

[28] Красавчиков О.А. Творческая деятельность и гражданское право // Советское гражданское право. Учебник для вузов. Т.2. М., 1985.

  1.  Гражданское право в 2-х томах /Под ред. Е.А.Суханова. М., 1993. Т.1. С.318

  2. Интеллектуальная собственность. Основные материалы /Отв.ред. П.Б.Гальперин. В 2-х т. Новосибирск, 1993. Т.2. С.199

  3. Авторское право /Под ред. Е.А.Суханова. М., 1993. Т.1. С.318

  4. Калинин А. В. Возникновение и основные этапы развития авторского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000 - С. 37

  5. Гаврилов Э. П. Советское авторское право: Основные положения. Тенденции развития. - М., Наука, 1984. - С. 75

  6. Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М., Волтерс Клувер, 2007 - С.16

  7. Кастальский В.Н. Основные новеллы Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М., Волтерс Клувер, 2007 - С.12

  8. Авторское право /Под ред. Е.А.Суханова. М., 1993. Т.1. С.318

  9. Кириллова М.Я. Развитие советского авторского права. Свердловск. 1982.

  10. Произведения творчества в гражданском праве.  Ионас В.Я. М., 1972

  11. Авторское право. Сборник нормативных актов. М., 1985

  12. Авторское право. Сборник нормативных актов. М., 1985.

  13. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. М., 1972.

  14. Правовое и экономическое регулирование. Справочное пособие / Под ред. А.Д. Корчагина. М., 1972

  15. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996.

  16. Авторское право. Сборник нормативных актов. М., 1985.

  17. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». М., 1996.

  18. Гражданский кодекс Российской Федерации. Авторское право. Права, смежные с авторскими. Постатейный комментарий к главам 69 - 71 / Б.М. Гонгало, В.О. Калятин, М.Я. Кириллова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2014. С. 98

  19. Авторское право : учеб. пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с. С.124

  20. Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 года № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Российская газета, 2006, №12.

  21.  Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3.— 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015.- 784 с. С.174

  22. Хохлов В.А. О праве авторства // Законы России: опыт, анализ, практика, 2015, № 4, С 34.

  23. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению “Юриспруденция” / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 751 с. – (Серия “Юриспруденция для бакалавров”). С.514

  24.  Гражданское право. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2014. С. 658.

  25. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.: «Статут», 2016. С.47.

  26. Белов В.А. Гражданское право: Общая и особенная части: Учебник. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2016. С. 575.

  27.  Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2014. С. 19.

  28. Красавчиков О.А. Творческая деятельность и гражданское право // Советское гражданское право. Учебник для вузов. Т.2. М., 1985.