Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы не вызывает сомнений. Становление новой России, которая предпочла позволить рыночным силам определять направление и скорость развития своей экономики, показало острую необходимость реформы правового фундамента общественных отношений, связанных с использованием результатов интеллектуальной деятельности. В результате работы учёных и законодателей в настоящее время мы имеем добротную юридическую базу. Во-первых, в соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гарантирована свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Во-вторых, была завершена реформа законодательства об охране интеллектуальной собственности, что выразилось в принятии ряда весьма важных законов, в том числе четвёртой части Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу 1 января 2008 г.

Бурное развитие на рубеже XX-XXI веков новых технологий ставит перед авторским правом новые проблемы, нуждающиеся в специальном регулировании. С другой стороны нарушения авторских прав и проблемы «пиратства» в России возрастают уже в масштабах национального бедствия. Поэтому в условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают особо важное теоретическое и практическое значение, что и обусловило выбор темы дипломной работы.

К проблемам авторского права в различных его аспектах многократно обращались отечественные правоведы дореволюционного, советского и современного периода. В дореволюционный период данные вопросы были освещены в трудах К. Анненкова, С.А. Беляцкина, М.Г. Днканского, Я.Л. Канторовича, А.А. Пиленко, К.П. Победоносцева, В.Д. Спасовича, И.Г. Табашникова, И.Л. Фойницкого, Г.Ф. Шершеневича и др. В советский и современный периоды глубокие теоретические исследования рассматриваемого института либо его отдельных аспектов проводились Б.С. Антимоновым, М.М. Богуславским, Э.П. Гавриловым, М.В. Гордоном, В.П. Грибановым, И.А. Грингольцем, В.А. Дозорцевым, И.А. Зениным, ВЛ. Ионасом, О.С. Иоффе, В.А. Кабатовым, В.И. Корецким, Л.А. Красавчиковым, Л.А. Лунцем, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеевым, В.И. Серебровским, М.А. Федотовым, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой и другими. Анализ авторских отношений приводится также в работах И.А. Близнеца, Л.Ю. Богатовой, С.П. Гришаева, Б.Д. Завидова, В.О. Калятина, Е.И. Каминской, Н.Л. Клык, Б.С. Мартынова, Ю.Г. Матвеева, Л.И. Подшибихина, И.В. Поповой, Л.С. Симкина и многих других авторов.

Цель работы состоит в том, чтобы на основе изучения законодательства, научной литературы и судебной практики комплексно исследовать понятие и источники авторского права. Для достижения указанной цели поставлены задачи: изучить историю развития законодательства об авторском праве; уточнить правовую природу и сущность авторских прав; исследовать гражданско-правовое регулирование авторских прав; сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства об авторских правах.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере реализации авторских прав и их защиты. Предмет исследования – это нормы действующего законодательства; теоретические воззрения на разрабатываемые проблемы; судебная практика.

Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез. Для иллюстрации теоретических выводов использована судебная практика.

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ПРАВА РОССИИ И ЕГО ИСТОЧНИКОВ

1.1. История становления авторского права в России

Для анализа генезиса института авторского права представляется необходимым выделить исторические этапы его развития. Историю становления авторского права в России можно разделить на три этапа: 1) дореволюционный этап (1564-1917 гг.); 2) советский этап (1917-1991 гг.); 3) современный этап (1991 г. по настоящее время), закончившийся кодификацией авторского права.

В 1564 году в России была отпечатана первая книга «Деяния Апостолов и послания соборные и святого Апостола Павла послания». Россия, в отличии от стран Европы, узнала книгопечатание лишь спустя сто лет после его изобретения, что без сомнения затормозило процесс правовой регламентации рассматриваемых отношений.

Лишь при Петре I начинают возникать частные типографии и книгопечатание происходит гражданским шрифтом, но при этом запрещалось печатать книги на русском языке. В этот период появляются первые привилегии, которые являлись скорее издательскими, чем авторскими. Первой стала привилегия 1698 года выданная Тессингу и Копиевскому на право печатать книги, карты и чертежи для России. В результате Тессинг получил исключительное право привозить для продажи в Россию книги, напечатанные в его типографии. Кроме него другие издатели уже не могли привозить книги на русском, латинском или голландском языках и торговать ими в пределах России, под угрозой конфискации товара и штрафа[1].

В связи с запоздалым развитием достижений промышленной революции и существованием длительное время государственной монополии на книгоиздательское дело, к началу XIX века в России сложилась ситуация, при которой наряду со значительным количеством казенных предприятий фактически вообще не существовало частных типографий. В таких условиях не было особого смысла в государственном регулировании отношений в области охраны результатов интеллектуальной деятельности, а возможностей системы привилегий должно было быть вполне достаточно для поощрения создателей произведений и изобретений.

Только в XIX веке Россия вступила на путь нормотворчества в области авторского права. 22 апреля 1828 году принят Цензурный устав, в который впервые помещены 5 статей о сочинителях и издателях книг. В виде приложения к Уставу утверждено Высочайше утвержденное Положение о правах сочинителей, которым за сочинителем и или переводчиком книги было закреплено «исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и продажей оного по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». Срок авторского права был установлен равным 25 годам со дня смерти автора, после чего произведение «становилось собственностью публики»[2].

8 января 1830 года было принято Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета «О правах сочинителей, переводчиков и издателей». Развитие авторского права в дальнейшем пошло по пути постепенного расширения числа охраняемых произведений и признаваемых законом авторских правомочий. В 1845 г. было признано право на музыкальные, а 1848 г. - на художественные произведения. В 1875 году срок охраны авторского нрава был увеличен до 50 лет, что опережало соответствующие законодательные нормы ряда стран Европы[3]. Указанные нормативные акты по охране литературной собственности сохраняли силу вплоть до начала XX века.

В дальнейшем длительное время нормы авторского права только периодически меняли свое место в системе Свода Законов дореволюционной России. Нормы авторского права были выделены из уголовного и перенесены в гражданское право. За авторами официально было признано наличие определенных гражданских прав. При этом законодатель того времени придерживается так называемой проприетарной теории, в основе которой лежит принцип рассмотрения авторских прав, как разновидности права собственности[4].

Заключительным этапом в развитии авторского права дореволюционной России стало принятие на заседании Государственного совета 11 марта 1911 года нового Закона об авторском праве, действовавшего до 1917 года. Важнейшей новеллой закона стало введение понятия «произведение» в качестве объекта авторского права. Законодатель дал примерный печень объектов авторских прав, выделив отдельные виды произведений: литературные, музыкальные, в области художества, в области фотографии.

Заслугой Закона 1911 г. являлось закрепление абсолютного характера авторских прав: автору принадлежат исключительное право пользования и распоряжения своим произведением, и случаев свободного использования произведения; третьим лицам предоставляется возможность в определенных пределах свободного заимствовать и пользоваться чужими произведениями. Закон не содержал деления авторских прав на личные и имущественные, презюмировались лишь имущественные права, объединенные единым понятием: исключительное право всеми возможными способами воспроизводить, опубликовать и распространять свое произведение (ст. 2 Закона). В других статьях это право было разложено на правомочия: исключительное право публичного изложения содержания неопубликованного произведения, право переделки повествовательного произведения в драматическую форму или драматического произведения в повествовательную форму, исключительное право автора делать перевод своего сочинения на другие языки, при условии заявления его на заглавном листе или в предисловии о сохранении им за собой этого права и другие[5].

Современные специалисты в области права интеллектуальной собственности оценивают принятый в 1911 году закон как значительный шаг в развитии авторского права России, отмечая его прогрессивный характер и высокий уровень юридической техники[6].

Следующим этапом развития авторского права является советский период, длившийся с 1917 года по 1991 год. После Октябрьской революции были отменены многие правовые институты и упразднено прежнее гражданское законодательство. Вся правовая система, включая и авторское право, стали создаваться с нуля. Важнейшим нормативным актом того времени становится Декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 года «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием», в соответствии с которым Наркомпросу предоставлено право признавать достоянием РСФСР всякие как опубликованные, так и не опубликованные произведения, в чьих бы руках они ни находились. При этом если произведение автора, находящегося в живых, будет объявлено достоянием государства, то государственные издательские организации обязаны выплатить автору гонорар по установленным ставкам.

28 апреля 1918 года был издан Декрет СНК от 28 апреля 1918 года «Об отмене наследования», аннулировавший права наследников умерших авторов. Декрет СНК от 10 октября 1919 года «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства» признавал недействительными договоры между авторами и издательствами, по которым литературные, музыкальные или художественные работы авторов перешли в полную собственность последних[7].

Таким образом, Советское государство фактически закрепляло государственную монополию на издание, распространение и публичное исполнение произведений. Была создана идеологическая и правовая основа для национализации государством авторского права.

Закон об авторском праве РСФСР от 11 октября 1926 года предоставил авторам возможность бессрочно уступать исключительные права на издание своего произведения социалистическим организациям: государственным, профессиональным, партийным и кооперативным издательствам. Применительно к издательскому договору Закон 1926 года содержал регламентацию его условий, предусматривалась письменная форма договора за исключением произведений, печатаемых в периодических изданиях, сборниках, энциклопедических словарях и т.д. Статья 15 определяла срок издательского договора на литературные произведения не свыше пяти лет, в то время как в отношении музыкальных и музыкально-драматических произведений таких ограничений не существовало[8].

Обновление российского законодательства об авторском праве произошло в 1928 году, когда вслед за принятием новых союзных Основ авторского права 1928 года начал действовать Закон РСФСР от 8 октября 1928 г. «Об авторском праве». Исключительное право авторов на созданное им произведение теперь охранялось пожизненно, предусматривался переход авторских прав к наследникам на период 15 лет после смерти автора. Вместе с тем новые Основы 1928 г. сохранили как и прежде весьма широкий перечень случаев свободного использования произведений.

Действовавшее на протяжении более четверти века российское законодательство об авторском праве существенно изменилось в связи с кодификацией гражданского законодательства в 60-х годах XX века. Было решено включить нормы авторского права в виде самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года и в Гражданский кодекс РСФСР 1964 года. Основы гражданского законодательства содержали положения по вопросам определения произведения как правоохраняемого объекта, права субъектов авторского права, правовые вопросы использования результатов научного и художественного творчества, срок действия авторского права, выкуп авторского права государством.

В 1973 году СССР присоединился к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве, что повлекло внесение изменений в его внутреннее законодательство. В частности впервые было закреплено право авторства на перевод произведения, срок действия авторского права после смерти автора был увеличен до 25 лет, расширен круг субъектов авторского права. Важным итогом присоединения к Женевской конвенции стало предоставление национального режима защиты авторских прав гражданам государств - участников конвенции. Советский Союз впервые пошел на сближение внутреннего законодательства с международными нормами авторского права.

Существенные изменения в законодательстве об авторском праве произошли лишь в начале 90-х годов прошлого века и были обусловлены политической перестройкой государства. Сближение советского авторского права с международными принципами охраны авторских и смежных прав осуществилось в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года. Указанный нормативный акт содержал в себе специальный раздел IV «Авторское право». В Российской Федерации Основы вступили в силу 3 августа 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 года «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы». Несмотря на то, что Основы были приняты лишь спустя два десятилетия после присоединения СССР к Женевской конвенции и сравнительно не долгий срок их действия, они сыграли значительную роль в развитии гражданского законодательства и ознаменовали новый этап в развитии авторского права в России.

Благодаря принятию указанного нормативного акта был расширен перечень объектов авторского права путем включения в него сценографии, дизайна, программ для ЭВМ и баз данных (при этом перечень объектов не являлся исчерпывающим); срок действия авторского права теперь составлял 50 лет после смерти автора; за автором было закреплено право авторства и права автора на использование его произведения в иностранном государстве; презюмирован принцип бессрочной охраны личных прав и т.д. Расширение круга объектов авторского права, в частности за счет включения в него программ для ЭВМ и баз данных, повлекло принятие Закона РФ от 23.09.1992 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных». В законе подтверждены основные принципы авторского права и содержатся нормы, регламентирующие особенности использования данного объекта авторских прав.

Закономерным итогом обновления законодательства в области авторского права стало принятие специального закона, а именно Закона РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»[9] (далее, Закон об авторском праве), после принятия которого, раздел Основ гражданского законодательства, посвященный авторскому праву, перестал применяться. Закон об авторском праве позволил изменить ситуацию в корне, так как был построен с учетом международных достижении в авторском праве.

Закон об авторском праве был принят в эпоху бурных экономических преобразований, связанных с переходом России к рыночной экономике. Это не могло не отразиться на его положениях, которые в целом носят рыночную направленность. Прежде всего, это проявляется в изменившемся подходе законодателя к институту имущественных прав авторов, рассматриваемых в законе в качестве товара, который может свободно отчуждаться и переходить от одного лица к другому. Одновременно в законе сместились акценты по поводу обеспечения дополнительных гарантий авторам, которые раньше были призваны ограждать права создателей творческих произведений. В частности, в соответствии с общими принципами гражданского права нормы типовых авторских договоров стали носить для сторон рекомендательный характер.

Новый, современный этап развития авторского права России связан с его кодификацией. Президент РФ 18 декабря 2006 подписал Федеральный закон № 231-ФЗ, который с 1 января 2008 года ввел в действие новую четвертую часть Гражданского кодекса «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». В ней урегулированы все вопросы, связанные с обеспечением прав интеллектуальной собственности.

Отныне защитить права на интеллектуальную собственность предпринимателям станет значительно легче. Им больше не придется путаться в регулирующих эту сферу многочисленных законах и нормативных актах, которые разбросаны по различным отраслям права. Четвертая часть гражданского кодекса призвана объединить все действующие в настоящее время законодательные акты, которые регулируют традиционные права на объекты интеллектуальной собственности. Это, к примеру, Патентный закон, а также Законы «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и т. д. Разработчики документа особо подчеркивают, что, помимо традиционных, только что принятая четвертая часть ГК РФ будет регулировать сравнительно новые институты интеллектуальной собственности. Среди них право на секреты производства и право на фирменное наименование, которые до сих пор не имели единого законодательного регулирования.

1.2. Понятие и правовая природа авторских и смежных прав

Авторское право является самостоятельным институтом гражданского права, предметом которого являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. К основополагающим принципами авторского права относятся свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ); сочетание личных интересов автора с интересами общества; неотчуждаемость личных неимущественных прав автора; свобода авторского договора.

Произведения являются объектами авторского права, первоначальным носителем которых является создатель произведения - автор. Остальные объекты (фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания) охватываются правами, смежными с авторским: правами артистов-исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций[10]. Важно отметить, что нормы законодательства об авторских правах не регулируют непосредственно процесс создания указанных объектов - творческую деятельность. Как отмечается в литературе, «право на творчество - неотъемлемое право человека, на него не могут быть установлены никакие границы закона. В противном случае закон будет противоречить смыслу права и будет неправовым»[11].

Авторское право, являясь самостоятельным гражданско-правовым институтом, одновременно входит в качестве составного элемента в часть гражданского права, которая именуется «Право интеллектуальной собственности»[12]. Рассмотрим этот аспект подробнее. Статья 128 ГК РФ в числе объектов гражданских прав в качестве самостоятельного объекта выделяет «охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность)».

Унификация правового регулирования указанных объектов интеллектуальной собственности является новеллой российского законодательства. Поэтому глава 69 ГК РФ, регламентирующая общие положения в правовом регулировании результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (интеллектуальной собственности), является новой и заслуживает отдельного рассмотрения.

Самое общее представление о понятии «интеллектуальная собственность» в содержится в ст. 1225 ГК РФ: «Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения»[13].

Наиболее полно понятие интеллектуальной собственности определяется в пункте VIII статьи 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 года), где, однако, оно раскрывается путем простого перечисления прав, составляющих интеллектуальную собственность. Основываясь на приведенных нормативных правовых актах, понятие «интеллектуальная собственность» в общем виде можно сформулировать как совокупность закрепленных законом имущественных и личных неимущественных (моральных) прав на результаты интеллектуальной деятельности и другие приравненные к ним объекты в промышленной, литературной, художественной и научной областях.

Понятие «интеллектуальная собственность» практически с момента его появления вызывало неоднозначные оценки как в отечественной юриспруденции, так и в зарубежной юридической науке[14]. Изначально права создателей творческих результатов в той или иной степени приравнивались к праву собственности, а иногда и прямо относились к движимому имуществу. Данный подход основывался во многом на теории естественного права, признающей за творцом произведения или технического решения право собственности на достигнутый творческий результат и получил наименование проприетарного.

Возникновение проприетарного подхода к правовой природе интеллектуальной собственности имеет глубокие исторические корни и, прежде всего, связано с тем, что конструкция исключительного права не была известна римскому праву, в связи с чем римские юристы долгое время пыталась определить исключительное право через право собственности. Наибольшая популярность теории авторского права, как разновидности права собственности относится к XVIII -XIX веку. Она нашла своих приверженцев во всех развитых странах. Например, во Франции данная теория получила развитие во время Великой французской революции и даже была закреплена законодательно. Закон 1793 года, впервые после революции регулировавший права авторов и издателей на литературные произведения, ввел термин «propriete litterdire»[15].

Проприетарная концепция, основанная на теории естественного права, была создана в конце XVIII в. усилиями французских философов-просветителей, в число которых входили такие известные ученые, как Вольтер, Дидро, Гельвеций, Гольбах, Руссо. Согласно данной концепции право собственности на созданный результат творческой деятельности принадлежит автору, а не издателю, промышленнику или торговцу. Право собственности на такой результат действует отдельно от его признания государством. За использование созданного творческим трудом литературного и художественного произведения, технического новшества автор вправе получить полагающееся ему материальное вознаграждение. В XIX в. проприетарная концепция авторского и патентного права получила широкое признание во Франции, США, Англии, Германии, а также других странах мира и нашла свое отражение в законодательстве указанных стран[16].

Рассматриваемая концепция не была чужда российскому законодательству и юридической доктрине. В 1911 г. известный российский правовед профессор Г.Ф. Шершеневич писал, что «наше законодательство, следуя господствующему в прежнее время взгляду, признает все подобные правоотношения (имеются в виду правоотношения, связанные с правом интеллектуальной собственности) не самостоятельными, а стоящими рядом с правом собственности, как два вида, считает их просто особым видом права собственности»[17].

Следует отметить, что подход к авторскому праву с проприетарных позиций можно встретить в юридической литературе и в настоящее время[18]. Некоторые специалисты предлагают рассматривать интеллектуальную собственность как объективно выраженный результат интеллектуальной деятельности. При таком понимании предлагается достаточным считать, что каждый вновь созданный материальный объект, содержащий охраняемый результат интеллектуальной деятельности, признается «принадлежащим» первоначальному правообладателю, а каждый вид использования передаваемого объекта должен быть согласован с ним либо разрешен законом (так называемая конструкция «материальной интеллектуальной собственности»), что, в свою очередь, исключает необходимость введения особой категории «исключительных прав»[19].

Проприетарная концепция авторского и патентного права соединила неотчуждаемое личное неимущественное право человека на результаты его творческой деятельности с происходящим от него правом на получение достойного вознаграждения за использование созданного результата.

Противники подобного подхода к пониманию интеллектуальной собственности указывают, что нельзя отождествлять правовой режим материальных вещей и нематериальных объектов, каковыми являются авторские произведения и различные технические решения; что в отличие от права собственности, имеющего бессрочный характер и экстерриториальное действие, права авторов, изобретателей изначально ограничены во времени и в пространстве; что объекты авторского (патентного) права и объекты права собственности имеют различные средства правовой охраны; что право на творческий результат (в отличие от вещи) неразрывно связано с личностью его создателя; что такие понятия вещного права, как «владение» и «пользование» не могут быть применены к нематериальным объектам и т.п.[20] Таким образом, сформировалась господствующая в настоящее время теория исключительных авторских прав.

Исходным в данной концепции является положение о необходимости разграничения единого субъективного права интеллектуальной собственности на два вида субъективных прав, в определенной степени существующих независимо друг от друга. Это – личные неимущественные права, неотделимые и неотчуждаемые от автора, и имущественные права, отделимые от личности автора и тем самым обладающие свойством передаваемости другим лицам и возможностью выступления в качестве самостоятельного объекта торгового оборота. По своему происхождению и природе имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, получившие название исключительных прав, основаны на законе, устанавливаемом государством. Таким образом, они не связаны с естественными правами человека.

Концепция исключительных прав заняла доминирующие позиции в XIX в. во всех развитых странах мира. Современное понимание исключительного характера авторских прав состоит в том, что они, будучи исключительными абсолютными правами, обеспечивают их обладателю легальную монополию на совершение различных действий (по использованию результатов их творчества и распоряжения ими) с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия[21]. Известный автор А.П. Сергеев определил исключительность, как «признание того, что только сам обладатель авторского права (т.е. автор или его правопреемник) может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, особенно правомочий, связанных с использованием произведения»[22]. Фактически речь идет о своеобразной монополии на произведение, где воля правообладателя, а не охранная функция права, имеет решающее значение. Э.П. Гаврилов определяет исключительность, как использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации третьими лицами только с согласия правообладателя[23].

Е.В. Халипова отмечает принципиальное отличие в направлении развития законодательства об авторских правах стран общей системы права и континентального права. Система общего права рассматривает авторские права как форму собственности, которая может быть создана индивидуальным или коллективным автором. Исключительные права в этом случае направлены на удовлетворение экономических потребностей. Для континентального права характерно признание за авторскими правами помимо экономического потенциала, также и выражение личности создателя произведения, нематериальный аспект. Для этих стран с кодифицированным гражданским законодательством свойственно деление авторских прав на личные и имущественные[24].

Что касается российской правовой науки, то в настоящее время позиция сторонников проприетарной теории не находит поддержки ни в доктрине гражданского права, ни в законодательстве, формулирующих правовую охрану объектов авторского и патентного права через категорию исключительных, а не вещных прав, в связи с чем в построении конструкции «материальной интеллектуальной собственности», как представляется, нет особой практической необходимости. Вместе с тем, теория проприетарной собственности оказала большое влияние на формирование современной доктрины авторского права. Даже само название подотрасли гражданского права - «интеллектуальная собственность», куда входит и авторское право, отсылает нас к проприетарной теории. Конечно, данный термин сейчас уже имеет другое значение. Под ним понимается совокупность прав на результаты творческой деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

В конце XIX - начале XX в. начал развиваться процесс сближения указанных концепций субъективных прав на результаты интеллектуальной деятельности путем объединения понятий права интеллектуальной собственности и исключительных прав. Объединенное понятие рассматриваемых прав стало именоваться интеллектуальной собственностью. Под этим названием оно употребляется в Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., Стокгольмской конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967 г. и национальном законодательстве многих стран мира, включая ст. 44 Конституции РФ, ст. 128 и 138 ГК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2008 г.

Так, согласно п. viii ст. 2 Стокгольмской конвенции "интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио-, телевизионным передачам; изобретениям во всех сферах человеческой деятельности, научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции; а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной собственности в производственной, научной, литературной и художественной деятельности».

Аналогичным образом необходимо толковать и норму ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, закрепляющую охрану интеллектуальной собственности. Понятие интеллектуальной собственности включает в себя как личные неимущественные права, неотделимые от автора, так и имущественные права на использование результата интеллектуальной деятельности.

Термин «интеллектуальная собственность» широко используется в законодательстве многих стран и международном праве в силу в большей степени исторических традиций и, безусловно, не предполагает распространения на результаты интеллектуальной деятельности правового режима права собственности. Являясь собирательным понятием, интеллектуальная собственность охватывает, прежде всего, «литературную и художественную собственность», охраняемую авторским правом, и «промышленную собственность», включающую патентное право и законодательство об охране средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Двумя приведенными составляющими институт интеллектуальной собственности, безусловно, не исчерпывается, поскольку охватывает также охрану топологий интегральных микросхем, научных открытий, «ноу-хау», селекционных достижений и ряда других объектов[25].

В научной литературе авторское право рассматривается в объективном и субъективном смыслах. Под авторским правом в объективном смысле понимается совокупность норм, регламентирующих общественные отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право охватывает имущественные и личные неимущественные права авторов произведений (иных правообладателей)[26]. В последнем случае названные права именуются также «авторскими правами».

В соответствии со ст. 1255 части четвертой ГК РФ авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. К ним относятся: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, автору могут принадлежать и другие права, в том числе на вознаграждение за использование служебного произведения, на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Так, ст. 1298 ГК предусматривает исключительное право автора на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному либо муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд. Исключения составляют случаи, когда государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что это право принадлежит РФ, субъекту Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает заказчик, либо совместно исполнителю и РФ (субъекту Федерации, муниципальному образованию).

Вновь принятое законодательство более детально регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). В отношении данных объектов признаются интеллектуальные права, которые включают:

- исключительное право, являющееся имущественным правом;

- личные неимущественные права в случаях, предусмотренных ГК РФ;

- иные права (право следования, право доступа и другие).

Согласно ст. 1226 ГК РФ под интеллектуальными правами понимаются исключительные права, являющиеся имущественными правами, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.). Суть исключительного (имущественного права) по новому законодательству состоит, прежде всего, в том, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом отсутствие запрета не считается разрешением. Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением предусмотренных законом случаев. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если оно осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) может принадлежать одному лицу или нескольким лицам совместно.

Хочется специально подчеркнуть, что основу приведенного выше понятия интеллектуальных прав составляют имущественные права. Из 30 статей главы 69 ГК РФ на долю личных неимущественных прав приходится всего две статьи: ст. 1228 (об авторе результата интеллектуальной деятельности) и ст. 1251 (о защите личных неимущественных прав, которая в отличие от ст. 1252 изложена в предельно ограниченном варианте своего содержания, который включает упоминание некоторых способов защиты оспариваемых и нарушенных прав авторов, а также отсылочные нормы права, относящиеся к периферийным положениям закона о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). В главе 69 ГК РФ не содержится ни общего понятия личных неимущественных прав авторов (создателей) духовных ценностей, ни других основных положений, касающихся юридической природы, видов и механизма осуществления данных прав[27].

По нашему мнению, в понятии права, регулирующего отношения по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, на первом месте должны находиться личные неимущественные права авторов (создателей), трудом которых создается соответствующий результат деятельности. Соответственно, и по времени возникновения личные неимущественные права авторов предшествуют появлению имущественных прав. К тому же в авторском праве необходимость в осуществлении автором имущественного права после обнародования произведения может отсутствовать. Поэтому, на наш взгляд, неимущественные права авторов оказались «обделены» вниманием законодателя, что представляется неверным с концептуальных позиций.

В части 4 ГК РФ глава 71 посвящена правам, смежным с авторскими (смежным правам). Смежные права (neighboring rights, droit voisins) - разновидность интеллектуальных прав, включающих исключительные права и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК). Эти права близки к авторскому праву (отсюда и название) и производны от него, однако полностью не совпадают с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права[28].

Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако первые могут существовать независимо от последних. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен либо произведение может вообще не охраняться авторским правом (например, срок охраны может истечь, исполняться будет произведение фольклора и т.д.). Вместе с тем смежные права существуют по общему правилу только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания и т.д. Необходимость правовой охраны смежных прав обусловлена в первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и распространения произведений науки, литературы, искусства, позволяющих коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т.д. [29]

Однако если ранее в литературе подчеркивалась производность смежных от авторских прав как их самая важная черта[30], то нельзя не обратить внимания на то, что в ст. 1225 ГК четыре из пяти объектов смежных прав (базы данных, исполнения, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач) указаны в перечне охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, который в том числе включает произведения науки, литературы и искусства. Указание на смежные права наряду с произведениями, охраняемыми авторским правом, подчеркивает независимость первых от последних. В указанный перечень не вошли объекты, на которые распространяются права публикатора (§ 6 гл. 71 ГК). Это обусловлено тем, что объектами прав публикатора являются произведения науки, литературы, искусства, однако права публикатора не являются авторскими. Именно они в наибольшей степени подходят под название «смежные».

Согласно ст. 1304 ГК (п. 1) объектами смежных прав являются: 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств; 2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение; 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией; 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений[31].

По сравнению с ранее действовавшим законодательством (Закон об авторском праве) перечень объектов смежных прав дополнен указанием на права на содержание баз данных, а также на права на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений (ст. 1338 ГК). Соответственно расширился и круг субъектов этих прав. В частности, к их числу относятся исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания, изготовители баз данных, а также публикаторы.

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ АВТОРСКОГО ПРАВА РОССИИ

2.1. Часть четвертая Гражданского кодекса РФ: новеллы правового регулирования авторских и смежных прав

Совокупность источников современного авторского права России образует сложную, иерархически организованную систему нормативных актов, международных договоров и других источников, главное место среди которых занимает Конституция РФ, провозглашающая свободу творчества (ч. 2 ст. 26). Кроме того, нормы Конституции РФ (п. «о» ст. 71) также определяют, что правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, акты субъектов РФ и органов местного самоуправления не могут содержать нормы об интеллектуальной собственности, в том числе об авторском праве и смежных правах[32].

Поскольку авторское право традиционно относится к институтам гражданского права, его правовые основы закрепляются в главном нормативном акте гражданского права - Гражданском кодексе. Часть четвертая ГК РФ, вступившая в силу с 1 января 2008 года, подробно регламентирует отношения в сфере интеллектуальной собственности, в том числе и авторском праве. В частности, как уже отмечалось выше, авторские права отнесены к объектам гражданских прав и вошли в состав понятия «интеллектуальная собственность».

Принятие новой части ГК РФ предполагает систематизацию и замену всех ныне действующих законов об интеллектуальной собственности (Закон об авторском праве, Патентный закон, Закон о товарных знаках и пр.[33]). Таким образом, по сравнению с ранее действовавшими нормативными правовыми актами законодатель стремится к приданию единообразия в правовом регулировании объектов интеллектуальной собственности.

Впервые к существовавшему перечню объектов интеллектуальной собственности причисляют коммерческие обозначения и ноу-хау. Нововведения предусматривают и государственную аккредитацию коллективных управляющих правами, и охрану исключительных прав изготовителей баз данных. Правительством РФ утверждено Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами[34].

Основные законодательные нововведения в сфере авторских и смежных прав, закрепленные в части четвертой ГК РФ, как представляется, могут быть условно объединены в следующие группы: 1) изменение правового регулирования договорных отношений в сфере авторского права; 2) существенная модификация положений о коллективном управлении авторскими и смежными правами; 3) совершенствование правовой охраны ряда новых видов объектов авторских прав и введение правовой охраны новых объектов смежных прав; 4) усиление ответственности за нарушения авторских и смежных прав; 5) введение ряда новых положений, соблюдение которых на практике может оказаться весьма проблематичным[35].

Глава 70 ГК РФ посвящена правовому регулированию авторского права. Согласно статье 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Таким образом, в Кодексе дается несколько иное понятие соавторства. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения. Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

В новом Законе четко определен перечень произведений, не являющихся объектами авторского права. В соответствии со ст. 1259 ГК РФ к ним относятся: сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств, официальные документы международных организаций и т.п.

К числу важнейших нововведений относится, в частности, распространение на сферу авторского права возможности заключения договора о полном отчуждении всех принадлежащих авторам исключительных прав (ст. 1234 и 1285 ГК РФ). До сих пор законодательство требовало указывать в авторском договоре конкретные виды прав, способы использования, сроки, территорию, возможность дальнейшей передачи прав и т.д. Если из договора прямо не следовало, что переданы исключительные права, то предполагалось, что автор предоставил пользователю возможность использования его прав только на неисключительной основе. Теперь все эти требования сохранены лишь для так называемых лицензионных договоров (ст. ст. 1235 и 1286 ГК РФ), которые приходят на смену ставшим уже привычными авторским договорами о предоставлении прав на исключительной или неисключительной основе. Подобная новая правовая регламентация договорных отношений, как представляется, способна, особенно на первоначальном этапе, привести к возникновению сложностей в отношениях авторов и издателей, разрушить возникшую судебную практику.

Как положительный момент здесь следует отметить норму о том, что, если в договоре не определен размер вознаграждения или порядок его исчисления, подобный договор будет считаться незаключенным (ст. ст. 1234 и 1235 ГК РФ). Следовательно, использование произведений по такому договору будет признано незаконным и у автора появится возможность взыскания компенсации за нарушения его прав.

Несоблюдение письменной формы договора, как теперь специально указано в ст. ст. 1234 и 1235 ГК РФ, повлечет признание договора недействительным, за исключением случаев, когда сам Кодекс допускает возможность заключения договоров без соблюдения письменной формы, как это установлено, например, для договора о предоставлении права использования произведения в периодической печати, который может быть заключен устно (п. 2 ст. 1286 ГК РФ), и для лицензионного договора о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных, при заключении которого допускается использование условий договора присоединения, изложенных на приобретаемом экземпляре такой программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра, причем начало использования такой программы или базы данных пользователем будет рассматриваться как его согласие на заключение договора.

Очевидно, что разработчики ГК РФ стремились обеспечить дополнительные правовые гарантии выплаты авторам причитающегося им вознаграждения. Так, предусматривается, что при нарушении условий о выплате вознаграждения за предоставление прав на использование произведения правообладатель вправе в одностороннем порядке отказаться от такого договора и потребовать возмещения причиненных ему убытков (ст. 1237 ГК РФ), определить размер которых на практике будет непросто. Кроме того, ст. 1286 ГК РФ предусматривает, что Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений.

Законодательно закрепляется право автора требовать исполнения обязательства по использованию произведения, что, во-первых, возможно в случаях, специально предусмотренных договором, а во-вторых, также специально оговорено в случае заключения издательского лицензионного договора (ст. 1287 ГК РФ). Таким образом, в отличие от других пользователей издательские организации будут нести обязанность по использованию произведений, права на которые им были предоставлены.

Применение данных правовых положений дополнительно осложняется отсутствием в ст. 1287 ГК РФ критериев для определения срока, в течение которого должно быть начато использование произведения, поскольку, например, указание на "срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования", вряд ли может гарантировать однозначность его толкования обеими сторонами договора, что может создать предпосылки для использования на практике самых различных подходов.

Новшества коснулись и прав на проекты официальных документов. Согласно ст. 1264 ГК РФ право авторства на такой проект, в том числе на проект официального перевода подобного документа, а также на проект официального символа или знака, принадлежит разработчику. Ему еще предоставляется право обнародовать проект, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых проект разработан[36].

Важный шаг сделан законодателем в области упорядочивания правового регулирования коллективного управления правами. В частности, теперь прямо указывается, что организации по коллективному управлению: 1) должны основываться на членстве (ст. 1242 ГК РФ); 2) проходить государственную аккредитацию в случае, если они хотят действовать от имени всех правообладателей; 3) обязаны, если они претендуют на получение государственной аккредитации, принимать всех желающих правообладателей в свои члены (ст. 1244 ГК РФ).

К числу интересных нововведений следует отнести упоминание «персонажа»в качестве одной из охраняемых частей произведения, если в силу своего характера такой персонаж может быть признан «самостоятельным результатом творческого труда автора» (ст. 1259 ГК РФ).

В ГК РФ предусматриваются также особые положения, относящиеся к так называемым сложным объектам (ст. 1240 ГК), которые рассмотрены далее.

Значительному расширению подвергся перечень охраняемых объектов смежных прав за счет введения охраны «нетворческих» баз данных и прав публикатора. Введение охраны «нетворческих» баз данных представляет собой попытку заимствования зарубежного опыта, прежде всего опыта стран - членов Европейского союза. Исходя из того что создание баз данных в ряде случаев требует значительных финансовых затрат и организационных усилий, но при этом такие базы данных далеко не всегда по своему составу и расположению могут рассматриваться как оригинальный результат творческой деятельности, а зачастую состоят из неохраняемых авторскими правами элементов, следовательно, не могут быть в таком случае защищены средствами авторского права, разработчики проекта ГК РФ сочли необходимым закрепить особые смежные права изготовителей баз данных, которые должны позволить им защищаться от несанкционированного полного или частичного заимствования базы данных и последующего использования без согласия лица, организовавшего ее создание.

С 1 января 2008 г. любое лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов («изготовители базы данных», ст. 1333 ГК РФ), признается обладателем «исключительного права извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование» (ст. 1334 ГК РФ). Такое право возникает только в случае, если создание базы данных потребовало «существенных затрат». Разумеется, подобный расплывчатый критерий будет вызывать немалые сложности на практике. ГК РФ в качестве условного ориентира приводит правило о том, что «при отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существенных затрат, признается база данных, содержащая не менее 10000 самостоятельных информационных элементов». Срок действия смежных прав на подобные "нетворческие" базы данных составляет 15 лет. Мало того, ст. 1335 ГК РФ предусмотрено правило о возобновлении охраны каждый раз на такой же срок при каждом обновлении базы данных.

Введение с 1 января 2008 г. охраны прав публикаторов представляет собой заимствование положений, действующих в Европейском союзе, правда, в несколько измененном виде. Публикатором признается гражданин, который обеспечил обнародование какого-либо произведения, ранее не обнародованного и находящегося в общественном достоянии (ст. 1337 ГК РФ). Предполагается, что предоставление особых действующих в течение 25 лет смежных прав публикаторам должно способствовать росту заинтересованности в доведении до широкой публики редких, ранее не публиковавшихся произведений. Следует учитывать, однако, что права публикаторов не возникают в случае обнародования произведений, хранящихся в государственных и муниципальных архивах.

Статьей 1266 ГК РФ предусмотрено закрепление за авторами особого "права на неприкосновенность произведения", согласно которому не допускается без письменного согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Ранее личное неимущественное право на защиту репутации автора подлежало применению только в случае внесения таких изменений, которые могли нанести ущерб чести и достоинству автора[37].

Предусмотренная ст. 1267 ГК РФ возможность охраны авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти самого автора любыми заинтересованными лицами создает предпосылки, при которых такие любые лица могут предъявлять претензии и инициировать судебные разбирательства. Порядок определения "заинтересованности" и случаи предъявления требований законодательством подробно не регламентированы.

Довольно сложным представляется новое исключение из авторских прав, введенное п. 3 ст. 1274 ГК РФ, согласно которому допускается свободное "создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии и карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и его использование допускается без согласия автора или иного обладателя исключительного права на такое оригинальное произведение и без выплаты вознаграждения".

Особый подход предлагается ст. 1284 ГК РФ в отношении обращения взыскания на авторские права: обращение взыскания на принадлежащее автору исключительное право на произведение не допускается, однако права требования автора к другим лицам по договорам об отчуждении исключительного права на произведение и по лицензионным договорам, а также доходы, полученные от использования произведения, могут быть предметом взыскания. Данное ограничение в обращении взыскания сделано только для автора, у других лиц, в том числе у издательств, принадлежащие им исключительные права могут "изыматься" в счет причитающегося с них долга, а автору в таких случаях предоставляется право самому выкупить у своих лицензиатов переданное им ранее право, чтобы оно не перешло к совершенно незнакомым ему личностям[38].

В отношении произведений изобразительного искусства ст. 1291 ГК РФ устанавливает, что даже в том случае, если автор при передаче оригинала такого произведения не предполагал передавать его приобретателю какие-либо авторские права, такой приобретатель все равно может уже без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Согласно ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение, т.е. произведение, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей, принадлежит работодателю. Правда, при этом вводятся особые нормы относительно возникновения прав у работника в тех случаях, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне. Кроме того, работник вправе при использовании его служебного произведения претендовать на получение вознаграждения за такое использование, порядок исчисления которого в проекте, как и в действующем законодательстве, не установлен.

Стоит отметить также особое правовое регулирование, предусмотренное ст. 1240 ГК РФ для случаев "использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта". К числу таких объектов отнесены, в частности, кинофильмы и иные аудиовизуальные произведения, телевизионные передачи, театрально-зрелищные представления, мультимедийные продукты, единые технологии и другие подобные объекты, требующие использования различных охраняемых результатов интеллектуальной деятельности.

Разработчики ГК РФ заботились о том, чтобы отдельные авторы не могли парализовать использование таких сложных объектов. Так, согласно упомянутой ст. 1240 ГК РФ, при участии в создании таких проектов презюмируется переход исключительных прав от авторов, если иное не будет специально предусмотрено соглашением сторон, и даже в случае заключения лицензионного договора вместо договора отчуждения прав предполагается, что такой договор заключен на весь срок и в отношении всей территории действия исключительного права. В ст. 1263 ГК РФ специально указывается на применимость данных положений в отношении "изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего изготовление такого произведения (продюсера) [39].

Исходя из имеющихся формулировок и наличия у авторов, в частности, "права на неприкосновенность произведения", на практике возможна неопределенность относительно принадлежности прав. Как представляется, в частности, издательства, заинтересованные в использовании произведений, вошедших в аудиовизуальные произведения, теперь будут вынуждены весьма непростым образом строить свои отношения как с производителями таких аудиовизуальных произведений, так и с авторами вошедших в них произведений, причем кинопродюсеры и иные лица, обладающие правами на сложные объекты, могут считать себя вправе без согласия автора осуществлять и разрешать любое использование любых вошедших в такие сложные объекты произведений, в том числе их использование отдельно от фильма или иного аудиовизуального произведения, например при выпуске литературной версии кинематографического произведения и т.д., однако реализация соответствующих проектов может быть парализована, если не решены вопросы с авторами соответствующих произведений, в частности, в силу наличия у них права на неприкосновенность созданных ими произведений.

В части IV ГК РФ основные нормы, относящиеся к защите авторских и смежных прав, размещены в главе 69 "Общие положения" и касаются защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности в целом. В статьях 1251 и 1252 перечислены способы защиты с их распределением по основаниям применения: способы, предназначенные для защиты личных неимущественных авторских и смежных прав, с одной стороны, и предназначенные для защиты исключительных прав - с другой. Содержание указанных оснований применения способов защиты не раскрывается. Данные способы являются общими для защиты абсолютных авторских и смежных прав. Они образуют самостоятельный блок, отличный от круга способов защиты относительных прав, принадлежащих авторам и субъектам смежных прав[40].

К числу нововведений, заслуживающих, на наш взгляд, особого упоминания, относятся, во-первых, возможность предъявления требования о публикации решения суда о допущенном нарушении прав, причем даже при отсутствии вины нарушителя (ст. 1250 ГК РФ), а во-вторых, возможность ликвидации юридического лица по требованию прокурора при неоднократном или грубом нарушении исключительных прав (ст. 1253 ГК РФ). Ужесточение ответственности в виде возможности ликвидации по требованию прокурора в судебном порядке юридических лиц, неоднократно или грубо нарушивших исключительные права (ст. 1253 ГК РФ), может создать новые условия в работе российских пользователей, осуществляющих массовое использование авторских произведений и других объектов интеллектуальных прав.

В то же время в ГК РФ устранена предоставленная авторам в 2004 г. возможность взыскания компенсации морального вреда при нарушении не только личных неимущественных, но также и любых имущественных прав авторов. Согласно ст. 1251 ГК РФ авторы вправе настаивать на компенсации морального вреда только при нарушении их личных неимущественных прав, следовательно, при нарушении исключительных прав или иных имущественных прав автора автор уже не сможет требовать выплаты подобной компенсации.

2.2. Международно-правовые и иные источники авторского права

Особое место в регулировании авторского права занимают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. Конституция РФ закрепляет принцип приоритета международных договоров по отношению к российскому законодательству. В числе важнейших международных договоров в области авторского права, участником которых в настоящее время является Россия, необходимо выделить следующие: Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирную конвенцию об авторском праве 1952 г., Конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967 г., Брюссельскую конвенцию о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г.[41]

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. является правовой основой Бернского союза, созданного для охраны прав авторов. Административно-секретариатские функции Союза возложены на ВОИС. В Союзе участвует около 130 государств. В рамках Бернского союза создано, по существу, общее правовое поле защиты авторских прав на литературные и художественные произведения. Граждане стран-членов Союза пользуются на условиях взаимности как в своей стране, так и в других странах-членах правами охраны своих опубликованных в стране Союза (а с 1971 г. и не в стране Союза), а также неопубликованных произведений в соответствии с национальным законодательством стран-членов, обеспечивающим охрану (включая судебную защиту) для собственных граждан, плюс защитой в соответствии с дополнительными правами, предоставляемыми авторам в силу Бернской конвенции. Охрана предоставляется и гражданам стран - нечленов Союза в отношении произведений, опубликованных впервые в одной из стран Союза или одновременно в стране Союза и в стране - нечлене Союза. Таким образом, на пространстве Союза применяется территориальный принцип в сочетании с национальным правовым режимом.

Российская Федерация является также участником ряда двухсторонних межправительственных соглашений, затрагивающих различные аспекты интеллектуальной собственности, (например, с Австрией, Арменией, Венгрией, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией и др.)[42]. В рамках Содружества Независимых Государств было подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. и Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности от 6 марта 1998 г.

Актуальными на сегодняшний день являются вопросы о присоединении Российской Федерации к Договорам ВОИС об авторском праве (сокращенное наименование - ДАП) и об исполнениях и фонограммах (ДИФ), а также к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS)[43].

Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, предусматривают правовую охрану авторского права и смежных прав на территории РФ для определенных категорий иностранных владельцев этих прав. При этом объем предоставляемых прав может быть различным[44]. Как указывает Э.П. Гаврилов, иностранным владельцам прав по международному договору может быть предоставлен весь объем прав, предусмотренных Законом (и тогда говорится о предоставлении «национального режима»), либо только некоторые из этих прав. Иностранным владельцам прав на основе международного договора в некоторых случаях может быть предоставлен более льготный режим, чем тот, который предоставляется российским владельцам, охраняемым по российскому национальному законодательству[45].

Значительную роль в регулировании авторского права и смежных прав играет судебная практика по соответствующим вопросам.

С точки зрения правоприменения наиболее важными являются постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, поскольку содержащиеся в них положения являются обязательными для нижестоящих судов. Тем не менее, указанными высшими органами судебной власти до настоящего времени не принято специальных постановлений пленумов по вопросам обобщения судебной практики по делам, вытекающим из авторских правоотношений, хотя в настоящее время определенная работа в данном направлении ведется. В этой связи суды общей юрисдикции продолжают применять в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18.04.1986 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений»[46].

Широкое использование результатов творческой деятельности в силу различных причин сопровождается негативными последствиями, представляющими серьезную угрозу для общества в связи с высоким уровнем незаконного использования этих результатов[47]. В связи с этим возникла объективная потребность в обобщении судебной практики и подготовке руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по этим вопросам. В первом полугодии 2004 г. Верховный Суд РФ обобщил практику рассмотрения гражданских дел в сфере защиты интеллектуальной собственности[48].

Арбитражные суды, в свою очередь, до сих пор руководствуются информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.09.1999 № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»[49].

Кроме того, следует назвать и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знак»[50].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования сделаны выводы:

Авторское право, являясь самостоятельным гражданско-правовым институтом, одновременно входит в качестве составного элемента в часть гражданского права, которая именуется «Право интеллектуальной собственности». Авторское право рассматривается в объективном и субъективном смыслах. Под авторским правом в объективном смысле понимается совокупность норм, регламентирующих общественные отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право охватывает имущественные и личные неимущественные права авторов произведений (иных правообладателей.

Понятие интеллектуальной собственности включает в себя как личные неимущественные права, неотделимые от автора, так и имущественные права на использование результата интеллектуальной деятельности.

Вновь принятое законодательство более детально регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). В отношении данных объектов признаются интеллектуальные права, которые включают: исключительное право, являющееся имущественным правом; личные неимущественные права в случаях, предусмотренных ГК РФ; иные права (право следования, право доступа и другие).

В соответствии со ст. 1255 части четвертой ГК РФ авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. К ним относятся: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, автору могут принадлежать и другие права, в том числе на вознаграждение за использование служебного произведения, на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Смежные права (neighboring rights, droit voisins) - разновидность интеллектуальных прав, включающих исключительные права и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК). Эти права близки к авторскому праву (отсюда и название) и производны от него, однако полностью не совпадают с ним. Согласно ст. 1304 ГК (п. 1) объектами смежных прав являются: 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств; 2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение; 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией; 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Основные законодательные нововведения в сфере авторских и смежных прав могут быть условно объединены в следующие группы: 1) изменение правового регулирования договорных отношений в сфере авторского права; 2) существенная модификация положений о коллективном управлении авторскими и смежными правами; 3) совершенствование правовой охраны ряда новых видов объектов авторских прав и введение правовой охраны новых объектов смежных прав; 4) усиление ответственности за нарушения авторских и смежных прав; 5) введение ряда новых положений, соблюдение которых на практике может оказаться весьма проблематичным.

Актуальными на сегодняшний день являются вопросы о присоединении Российской Федерации к Договорам ВОИС об авторском праве (ДАП) и об исполнениях и фонограммах (ДИФ), а также к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Международно-правовые акты

  1. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (редакция 1971 года) // Собрание Постановлений Правительства СССР. 1973. № 24. Ст. 139;
  2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 год) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1993. Ст. 500;
  3. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав стран СНГ от 24.09.1993 // Вестник ВАС РФ. 1994. № 2;
  4. Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 01.01.1995 // Авторское право и смежные права. Закон, конвенции,
    договоры и соглашения / Сост. С.А. Судариков. Минск, 1998. С. 160;

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть четвертая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.12.2007). // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Указ Президента РФ от 05.12.1998 № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» // СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 6016;
  4. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительными протоколами 1 и 2 Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» // СЗ РФ. 1994. № 26. Ст. 3046;
  5. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 2. ст. 114.

Специальная литература

  1. Авдонин Р.В. Содержание авторских прав в российском гражданском праве: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.
  2. Алферов А.Л. Авторское право на литературные произведения в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М, 2001.
  3. Антимонов Б.С, Флейшиц Е.А. Авторское право. М.: Госюритлат, 1957.
  4. Бердашкевич А. Особенности прав собственности на результаты научной деятельности в вузах // Интеллектуальная собственность. М., 2000. № 12;
  5. Близнец И., К. Леонтьев. Интеллектуальная собственность и исключительные права. // ИС. Авторское право и смежные права. М, 2002. № 6.
  6. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав // Закон. 2007. N 10.
  7. Близнец И.А., Наринян В.М. Право на самовыражение. Развитие национального законодательства в Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности. Опыт монографического исследования. М., 2001.
  8. Гаврилов Э. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. 2005. № 1.
  9. Гаврилов Э.П. Исключительные права на нематериальные объекты // Патенты и лицензии. 2001. № 3.
  10. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М.: Изд-во «Экзамен», 2005.
  11. Гальперин Л.Б., Михайлова Л.А. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа // Право промышленной и интеллектуальной собственности. Сборник научных трудов. Новосибирск, 1992;
  12. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004.
  13. Захарьина А.В. Изменения в правовом регулировании и защите авторских прав // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. N 7.
  14. Зенин И.А. Гражданское и торговое право капиталистических стран. М., 1992.
  15. Кайль А.Н. Комментарий к части четвертой ГК РФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007.
  16. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность. М., 2000.
  17. Милицин А. Объект авторского права: понятие и признаки // ИС. Авторское право и смежные права. М., 2003. № 5.
  18. Минков A.M. Международная охрана интеллектуальной собственности. СПб, 2001.
  19. Мозолин В.П. О концепции интеллектуальных прав // Журнал российского права. 2007. N 12.
  20. Моргунова Е.А., Рузакова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. М.: Изд-во «Право и закон», 2004.
  21. Новосельцев О.В. Интеллектуальная собственность в уставном капитале // Хозяйство и право. М., 1997. № 3;
  22. Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (постатейный). М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.
  23. Поленова С.Н. Законодательное регулирование авторских прав как объектов бухгалтерского учета интеллектуальной собственности // Бухгалтер и закон. 2007. N 8.
  24. Рузакова О.А. Комментарий к части четвертой ГК РФ. М.: Экзамен, 2007.
  25. Савельева И., Гусев О. Становление и развитие авторского права в России // Авторское право и смежные права. 2000. № 4.
  26. Сенников Н.Л. Источники права интеллектуальной промышленной собственности (методические рекомендации) // Юридическое образование и наука. 2007. N 3.
  27. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2003.
  28. Федоскина Н.И. Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды // Журнал российского права. 2007. N 11.
  29. Чернышева С. А. Авторский договор в гражданском праве России. М.: Гардарика, 1996.
  30. Чупова М.Д. История авторского права в России XIX века. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2000.
  31. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001.

Судебная практика

  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знак» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 7.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 7.
  3. Информ. письмо Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник ВАС РФ. 1999. № 11.
  1. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературное произведение. Казань, 1891. С. 121.

  2. Сергеев А.Л. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2003. С. 35.

  3. Савельева И., Гусев О. Становление и развитие авторского права в России // Авторское право и смежные права. 2000. № 4. С.63.

  4. Чупова М.Д. История авторского права в России XIX века. Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 9.

  5. Алферов А.Л. Авторское право на литературные произведения в России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М, 2001. С. 17.

  6. Сергеев А.Л. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2003. С. 36.

  7. Чернышева С. А. Авторский договор в гражданском праве России. М.: Гардарика, 1996. С. 3.

  8. Антимонов Б.С, Флейшиц Е.А. Авторское право. М.: Госюритлат, 1957. С. 32.

  9. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242.

  10. См.: Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (постатейный). М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. С.43.

  11. Моргунова Е.А., Рузакова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. М.: Изд-во «Право и закон», 2004. С.22.

  12. Гаврилов Э. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. 2005. № 1. С.37.

  13. Кайль А.Н. Комментарий к части четвертой ГК РФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. С.43.

  14. Зенин И.А. Гражданское и торговое право капиталистических стран. М., 1992. С. 128-130.

  15. См.: Авдонин Р.В. Содержание авторских прав в российском гражданском праве: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. С. 33.

  16. Мозолин В.П. О концепции интеллектуальных прав // Журнал российского права. 2007. N 12. С.23.

  17. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001. С. 333.

  18. См., например: Бердашкевич А. Особенности прав собственности на результаты научной деятельности в вузах // Интеллектуальная собственность. М., 2000. № 12. С.36; Гальперин Л.Б., Михайлова Л.А. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа // Право промышленной и интеллектуальной собственности. Сборник научных трудов. Новосибирск, 1992. С. 7-37; Новосельцев О.В. Интеллектуальная собственность в уставном капитале // Хозяйство и право. М., 1997. № 3. С.150-157; Милицин А. Объект авторского права: понятие и признаки // ИС. Авторское право и смежные права. М., 2003, № 5. С. 7-16 и др.

  19. Близнец И.А., Наринян В.М. Право на самовыражение. Развитие национального законодательства в Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности. Опыт монографического исследования. М., 2001. С. 33-47.

  20. Подробнее об этом см.: Близнец И., К. Леонтьев. Интеллектуальная собственность и исключительные права. // ИС. Авторское право и смежные права. М, 2002. № 6. С. 2-18.

  21. Суханов Е.А. Гражданское право: В 2 т. Том I: Учебник. М., 2005. С. 629.

  22. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. М., 2003. С. 191.

  23. Гаврилов Э.П. Исключительные права на нематериальные объекты // Патенты и лицензии. 2001. № 3. С. 13.

  24. Халипова Е.В. Интеллектуальная собственность и проблемы ее формирования и развитие в России: социологический аспект: Дис. … док. юрид. наук. М, 1995. С. 63-64.

  25. См.: Мирзоян С.М. Указ. соч., С. 13.

  26. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004. С.101.

  27. См., например: Рузакова О.А. Комментарий к части четвертой ГК РФ. М.: Экзамен, 2007. С. 173.

  28. Рузакова О.А. Комментарий к части четвертой ГК РФ. М.: Экзамен, 2007.

  29. Кайль А.Н. Комментарий к части четвертой ГК РФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. С.43.

  30. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность. М., 2000. С. 199.

  31. Сенников Н.Л. Источники права интеллектуальной промышленной собственности (методические рекомендации) // Юридическое образование и наука. 2007. N 3. С.40.

  32. Поленова С.Н. Законодательное регулирование авторских прав как объектов бухгалтерского учета интеллектуальной собственности // Бухгалтер и закон. 2007. N 8. С.27.

  33. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3517-1, Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (утратили силу).

  34. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 2. ст. 114.

  35. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав // Закон. 2007. N 10.

  36. Захарьина А.В. Изменения в правовом регулировании и защите авторских прав // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. N 7. С.42.

  37. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав // Закон. 2007. N 10.

  38. Рузакова О.А. Комментарий к части четвертой ГК РФ. М.: Экзамен, 2007. С. 173.

  39. Гришаев С.П. Смежные права // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007.

  40. Федоскина Н.И. Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды // Журнал российского права. 2007. N 11. С.34.

  41. Подробнее об этом см.: Минков A.M. Международная охрана интеллектуальной собственности. СПб, 2001. С. 123-136; Матвеев Ю.Г. К вопросу о присоединении СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. // Проблемы современного авторского права. Свердловск, 1980; Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. М., 1978. С. 139; Международное частное право. Учебник / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2001. С. 301-305.

  42. Богуславский М.М. Международное частное право. Учебник. М., 1999. С. 269-271.

  43. Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (постатейный). М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.

  44. Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (постатейный). М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.

  45. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М.: Изд-во «Экзамен», 2005.

  46. Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 3. С. 23

  47. См.: Дорошков В.В. Вопросы применения законодательства об авторском праве и смежных правах в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации» // Информационное право. 2006. N 3.

  48. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 7.

  49. Вестник ВАС РФ. 1999. № 11.

  50. Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 7.