Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право»

Содержание:

Введение

На сегодняшний день во многих стран мира сложилась групповая отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Появление данной сферы общественного производства обусловлено массовостью и коммерциализацией предметов авторского права и смежных прав.

В соответствии со ст.1259 Гражданского Кодекса - это произведения науки, литературы и искусства вне зависимости от плюсов и направления работы, а кроме того от метода его формулировки.

Часть работы (в том числе наименование произведения либо его действующее лицо), в случае если согласно собственному характеру оно может быть признано независимым итогом творческого труда создателя и сформулировано в беспристрастной форме кроме того считается предметом авторского права.

Субъектами авторского права считаются соответственно создатели творений науки, литературы и художества, исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного либо кабельного вещания. К ним относятся также компьютерные программы, кинофильмы, базы данных, видеофильмы и аудио произведения, полиграфическая продукция Изменение функции знания и культуры в цивилизации конца 20 века привело к резкому увеличению масштабов

применения результатов умственной работы. Творения человеческого разума приобрели значение одного из важнейших видов объектов экономического оборота.

Единичные компоненты авторского права возникли весьма давно. Допускается вполне аргументированно заявлять, что общественное, моральное и общественно-политическое роль творений науки и художества признавались в течении всей осознанной истории человечества. Уже в Древней Греции были принципы о сохранении текстов трагедий с целью реализации контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому произведению. Творения Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться до публики в неискаженном виде. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву. Однако в целом «экономической стороне» авторского права долгое время не придавалось особого значения.

Произведения Эсхила, Софокла и Еврипида должны были доводиться вплоть до общества в неискаженном варианте. Вознаграждение равно как форма оплаты творческого труда, характерные черты права собственности на произведения художества были ведомы ещё римскому праву. Тем не менее в целом, финансовой стороне авторского права длительное время никак не давалось особенного значения. С открытием печатного станка в 1448 г., изобретением для людей «галактики Гуттенберга» возникла возможность запустить «романы и поэмы» в финансовый оборот, возможность обширно вести торговлю ими. Благодаря печатному станку и мануфактурам всевозможные рукописи, а впоследствии и другие вещественные носители творений имели возможность оперативно и относительно недорого размножены. Публикация книжек постоянно требовало расходов наибольших средств и стараний от того, кто именно совершал это первым. Ему ведь приходилось выплачивать и деятельность создателя. Конкуренты никак не несли затрат, связанных с предварительной стадией, и имели возможность порекомендовать публике этот же товар по наиболее низким расценкам. В следствии ни автор работы, ни публикатор, оплачивавший его деятельность, зачастую никак не приобретали практически никаких финансовых выгод от собственной работы. Подобное состояние мешало популяризации культурных ценностей. Очень важно было достичь, чтобы любое заинтересованное лицо могло осуществить собственные материальные интересы через рыночный механизм и то же самое время «ни один человек не собирал урожая там, в каком месте ничего не посеял». Появилась настойчивая необходимость в исполнении государством стабилизирующей, координирующей, законодательной функций в этой сфере, в обеспечивании внутригосударственной охраны и интернационально-правовой защиты авторских прав и т.д.

Формирование и применение предметов авторского права повергло к развитию и формированию новейшей сферы социального создания - авторского права. Представление данной особенности финансового формирования РФ дает возможность оценить особенную значимость этой единой сферы общественного производства и осуществить мероприятия с целью её приоритетного формирования, равно как это ранее сделано в большинстве государств мира. Как только мысли воплощаются в произведения, появляется авторско-правовая защита их формы - в значении расположения слов, нот и символов. Авторское право защищает полномочия создателей художественных творений от тех, кто именно их копирует, т.е. от тех, кто именно применяет формы, являющиеся уникальным созданием автора. Фактическая значимость закона находится в зависимости в первую очередь от того, в какой степени результативно он исполняется. Таким образом авторам иногда очень нелегко без помощи других реализовать собственные права, в таком случае крайне распространённым считается формирование специализированных организаций авторов, которые от их имени распоряжаются определёнными авторскими правами. В частности, подобные организации могут выдавать разрешения на копирование произведений и на этом основании приобретать для создателей гонорары. Вся концепция защиты авторских прав станет лишена смысла, в случае если творческая работа никак не станет поощряться и поддерживаться. С точки зрения создателя оберегаемого произведения, охрана авторских прав обладает значением в то время, если от результата собственной работы он получает прибыль, однако это нереально минуя опубликования и распространения работы. Сущность авторско-правовой защиты сводится в окончательном итоге к поиску равновесия среди увлечений творческой личности и общества. Создатель работы имеет право приобретать соответственное вознаграждение, а объем данного вознаграждения никак не обязан противоречить социальным интересам и потребностям. Одной из задач курсовой работы является изучение проблемы о необыкновенной натуре авторских прав, непосредственно сопряженного с единым рядом актуальных вопросов, обладающих огромным фактическим значением.

Более значимой проблемой было точное определение того, что принадлежит одной личности, а что к другой. Кто именно обладает правом. Разрешение данной проблемы могло гарантировать только лишь государство. Реализация законного регулирования, формирование законов, ориентиров для человеческого поведения, предложение легитимных методов свершения правомерных целей – и последующее подчинение человеческого поведения руководству данных законов, реализация защиты отвечающих их требованиям общественных взаимоотношений считаются ключевыми вопросами любого цивилизованного государства. Моя курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложения. Первая глава посвящена общему понятию авторского права и делится на два параграфа. Первый рассказывает нам о субъектах авторского права, а второй об объектах. Во второй главе я рассмотрел

законодательную базу охраны авторских прав. Третья глава сообщит о способах охраны авторских и патентных прав. Авторское и патентное право в своей основе считается юридическим формулированием осознания государством значимости сбережения культуры с целью сбережения и формирования общества. Помощь и охрана творчества, защита итогов умственной деятельности напрямую связано с охраной независимости личности, прав человека. Это определяет актуальность данной работы.

Глава 1. Понятие авторского права и сфера его регулирования

Авторское право в беспристрастном значении предполагает собой комплекс норм гражданского права, стабилизирующих взаимоотношения согласно признанию авторства и охране произведений науки, литературы и художества, установлению порядка их применения, наделению их создателей неимущественными и материальными правами, охране прав авторов и иных правообладателей (см. Приложение 1).

Термин авторское право подразумевает два значения:

а) в объективном значении авторское право - это комплекс правовых норм, стабилизирующих взаимоотношения, образующиеся в связи с формированием и использованием произведений литературы, науки и искусства;

б) в субъективном значении под авторским правом подразумевается комплекс субъективных прав, образующихся у создателя в связи с Авторские и смежные права согласно собственной натуре, считаются исключительными абсолютными правами. Они предоставляют возможность их владельцам использовать итоги своей творческой деятельности и управлять ими согласно своему усмотрению и запрещать осуществлять указанные действия всем иным лицам.

Как и любой иной правовой институт, авторское право основывается в ряде основ:

а) первое правило свободы творчества (ст.44 Конституции Российской Федерации);

б) второе правило сочетания индивидуальных заинтересованностей автора с интересами общества;

в) третье правило неотчуждаемости индивидуальных неимущественных прав автора;

г) четвертое правило свободы авторского договора.

А также имеет определенные функции:

А кроме того обладает конкретными функции:

Первой функцией авторского права считается принятие авторства и защита произведений науки, литературы и искусства. Равно как и прежде действовавшее право, Гражданского Кодекса Российской Федерации фиксирует возможность авторства - возможность признаваться создателем произведения (статья 1265) и определяет охрану произведений с момента их формирования. При этом, равно как и в первую очередь, отсутствует легальное определение произведения. Предоставляются только определения отдельных видов произведений. К примеру, понятие служебного произведения зафиксировано в статье 1295 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Статья 1263 Гражданского Кодекса Российской Федерации включает понятие аудиовизуального произведения - это произведение, состоящее из зафиксированной серии сопряженных между собою изображений (с сопровождением либо без сопровождения звуком) и специализированное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия, с поддержкой определенных технических устройств. Аудиовизуальными считаются кинематограф, а кроме того, все работы, выраженные средствами, подобными кинематографическим (теле и видео фильмы и прочие аналогичные произведения). При данном способе их начальной или дальнейшей фиксации, значения никак не имеет.

Второй функцией авторского права необходимо считать установление порядка использования произведений (кто именно и на каких условиях имеет право использовать охраняемое произведение). В соответствии со статьей 1229 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданин либо юридическое лицо, владеющие исключительным правом на результат умственной деятельности (правообладатель), имеет право применять его согласно собственному усмотрению различным способом, никак не противоречащим закону.

Правообладатель в силах, согласно собственному, усмотрению разрешать либо запрещать использование произведения иным лицам. При этом, недостаток запрета никак не считается согласием, то есть разрешением.

Другие лица никак не могут использовать произведение в отсутствии согласия правообладателя, за исключением случаев, предустановленных Гражданским Кодексом Российской Федерации (статьи 1273 - 1280).

Третью функцию авторского права составляет наделение создателей интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и художества, то есть авторскими правами.

Интеллектуальные права содержат в себе:

  1. исключительное право на произведение, являющееся материальным и имущественным правом и дозволяющее создателю произведения либо другому правообладателю применять произведение в соответствии со статьей 1229 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в любой форме и различным способом, никак не противоречащим закону. Правообладатель способен управлять исключительным правом на произведение (статья 1270 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
  2. личные неимущественные права: право авторства, право создателя на название, возможность на неприкосновенность работы, возможность на обнародование работы (статья 1255 Гражданского Кодекса Российской Федерации);
  3. иные права (возможность на поощрение за использование должностного произведения, возможность на отзыв, возможность следования, возможность доступа к произведениям изобразительного искусства и прочие).

Четвертой функцией авторского права считается защита прав авторов и иных правообладателей.

Необходимость свободного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты зафиксирована пунктом 1 статьи 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации и считается одним из ключевых условий реализации гражданами и юридическими лицами собственных прав.

Авторские и смежные права согласно собственной натуре, являются субъективными гражданскими правами, и их защита исполняется методами, которые используются при защите различных субъективных гражданских прав (статья 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Тем не менее авторские и смежные права неоднородны по своей натуре, что обуславливает наличие специализированных методов защиты.

Для охраны авторских прав никак не нужно регистрировать произведения или соблюдения каких-либо других формальностей.

Основной проблемой авторского права считается, с одной стороны обеспечение интересов создателей и их правопреемников, а с иной стороны - круг интересов общества в целом, предоставляя доступ к драгоценностям мировой культуры.

На авторско-правовые взаимоотношения распространяют собственное влияние положения гражданского права, регулирующие права и прямые обязанности сторон при заключении договоров, в применение охраняемых авторским правом произведений. В частности, данные нормы права регулируют подобные вопросы, равно как, права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, грядущую в случае несоблюдения договора и так далее. Обычными считаются также условия о размере правомочий на применение произведений, территория применения, период применения.

В соответствии с общепризнанными мерками действующего законодательства использование оберегаемых авторским правом произведений как на территории Российской Федерации, так и в иных государствах, способен реализоваться только лишь с согласия автора либо его правопреемников (помимо ситуации, непосредственно отмеченных в законе).

Такое согласие предоставляется в форме договора, который заключается среди создателя(правопреемника), с одной стороны, и организацией, допускающей использовать созданное им произведение, с другой стороны. При заключении аналогичных договоров совершается уступка конкретных авторских правомочий от автора к иным лицам. Данные правомочия имеют все шансы рассматриваться как товар особого рода и считаются предметом заключаемых договоров. При этом необходимо понимать, то что в случае, если произведение станет применяться на территории Российской Федерации, то такое применение будет регулироваться общепризнанными мерками отечественного авторского права, характерной чертой которого, считается то, что льгота авторских прав постоянно ограничена конкретным методом использования и конкретным сроком использования. По истечении этого срока, все без исключения, полномочия вернутся к автору.

Понимание основополагающих положений авторского права, равно как, совокупности правовых норм немаловажно не только лишь для конкретных создателей произведений литературы, науки и искусства, однако и для существенной части персон, занятых предпринимательской деятельностью. В первую очередь это затрагивает бизнесменов, занятых использованием произведений литературы, науки и художества, а кроме того вывозных и ввозных материальных носителей данных произведений (издательские, концертные, звукозаписывающие компании, организации, исполняющие посреднические функции при вывозе-ввозе прав).

Немаловажным является знание авторского права для учреждений, занятых формированием и распространением программного обеспечения для персональных компьютеров. На сегодняшний день повсюду программное обеспечение, которое содержит в себе не только лишь алгоритмы и программы, но кроме того и накопленные микросхемы, охраняется авторским правом. И в конечном итоге, знание общих положений авторского права имеет роль для этих компаний, которые занимаются созданием наукоемкой продукции. Нередки случаи, когда сотрудники подобных учреждений применяют результаты общего научного труда, в том числе окончательные работы научных органов для формирования как новейших независимых работ, так и любого рода компиляций.

В соответствии с положениями международных соглашений об авторском праве, членом которых является Российская Федерация, к оберегаемым на основе этих положений, произведениям используются нормы авторского права государства использования произведения. Авторское право устанавливает, какие работы и как долго охраняются, а также детально регламентирует права авторов и иных правообладателей произведения. Следовательно, нормы авторского права являются характеризующими в правовом смысле в отношении того, необходимо или не требуется заключать договор на получение прав. При этом использование произведений отечественных авторов за границами Российской Федерации осуществляется на основании надлежащего иностранного законодательства. Так как авторское право подавляющего числа государств, участвующих в международной концепции защиты авторских прав, различается с авторско-правовых норм, установленных в нашей державе, разнообразен и характер использования произведений в Российской Федерации и за её границами.

Термин авторское право никак не следует понимать в буквальном смысле слова. Согласно законодательству, многих государств автор способен пойти на компромисс либо отдельные права на созданное им творение. По этой причине в практике используется подобное понятие, как правообладатель на произведение, которым способен являться, как юридическое, так и физическое лицо. При издании работы установить правообладателя на произведение возможно с помощью надписи, произведенной рядом с символом защиты авторского права на титульном листе продукта.

1.1. Субъекты авторского права

Субъекты авторского права могут представлены двумя группами: авторы и другие правообладатели. Субъектами авторского полномочия считаются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения. Владельцами субъективного авторского права имеют все шансы являться русские граждане, жители других стран, личности без гражданства, их преемники и другие правопреемники. Право на творение для любой категории субъектов появляется в связи с разными юридическими прецедентами - формированием произведения, переходом авторских прав по наследству, авторскому договору и так далее.

Наиважнейшим субъектом авторского права считаются авторы произведений. Создатель - это физическое лицо, творческим трудом которого основано произведение. Создателем произведения способно являться каждое физическое лицо вне зависимости от возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторские права у творца произведения появляются мгновенно, равно как, только приобретенный творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие иными людьми. При этом закон никак не определяет ограничительных критерий для субъектов авторского права, к примеру достижения конкретного возраста, работоспособности, обнародования произведения и тому подобное (см. Приложение 3).

Возможность граждан владеть авторскими правами вступает в сущность гражданской правоспособности, а заключительная никак не зависит ни от возраста, ни от состояния здоровья человека. С целью превращения этой теоретической в конкретное субъективное право нужен юридический факт. Роль такого прецедента осуществляет формирование произведения, то есть юридический поступок, а никак не сделка. Однако поскольку юридические поступки имеют все шансы реализовываться и недееспособными личностями, определенные субъективные авторские права появляются вне зависимости от возраста и состояния дееспособности.

Согласно иному, однако, обстоит дело с реализацией авторских прав несовершеннолетними и недееспособными. Из-за малолетних и полностью недееспособных людей авторские права реализовывают их отец с матерью и опекуны. Не достигшие совершеннолетия в возрасте с 14 вплоть до 18 лет распоряжаются собственными авторскими правами без помощи других.

В соответствии с нынешним законодательством авторами творений признаются только лишь физические лица. Юридические лица имеют все шансы приобретать конкретные авторские права только в порядке правопреемства - на основании закона либо договора. Однако становиться авторами произведений юридические лица никак не могут, ни при тот или иной причине. Отклонение законодателя от системы авторства юридических лиц на отдельные виды творений (сборники, кинофильмы, периодические издания и т.д.) - одно из основных изменений, случившихся в русском авторском законодательстве. Полномочия этих юридических лиц, какие появились вплоть до 1993 года, или автоматически преобразовались в смежные права (компании эфирного вещания), или будут охраняться вплоть до истечения пятидесяти летнего срока с момента их появления.

Соавторство предполагает собою авторское право на произведение, образованное общим творческим трудом двух либо более лиц. Разработчикам создания совместно принадлежит возможность соавторства вне зависимости от того, сформирует ли произведение единое либо складывается из элементов, каждая из которых обладает независимое значение.

Возникновение соавторства концепция и судебная практическая деятельность объединяют с рядом обстоятельств, которые вводятся с действующего законодательства. В первую очередь, в соавторстве возможно говорить только в том случае, если в следствии совместных креативных усилий некоторых лиц основано общее коллективное произведение. Никак не вызывает колебаний, то что подобное коллективная работа формируется в тех случаях, если творение сформирует одно единое целое (к примеру, книга, созданная некоторыми личностями). Труднее обстоит проблема, если любая доля работы имеет независимое значение и может быть применена вне зависимости от других элементов данного произведения (к примеру, стихотворение и музыка в песне, главы учебника, прописанного коллективом авторов, и тому подобное). Понятно, то что общественное произведение никак не являться основанным в следствии обычного механического соединения творений единичных авторов. Нужна подобная взаимная увязка их внутренней формы и содержания, для того чтобы они оценивались как общая работа. Другими словами, конфискация или же изменение той или иной доли группового произведения обязано обуславливать за собою надлежащее изменение иных частей или неосуществимость применения работы как единого целого. К примеру, допускается без затруднений изъять из книги иллюстрации мастера, однако невозможно выпустить учебник по гражданскому праву в отсутствии главы о юридических лицах либо сделках.

Вторым незаменимым условием появления соавторства считается формирование произведения общим творческим трудом нескольких лиц. При этом под общим нравом работы подразумевается, безусловно, никак не коллективный процесс работы, а совместно приобретенный результат. Соавторы имеют все шансы работать над творениями совместно от начала вплоть до конца; любой из них способен сформировать какую-либо изолированную долю работы; единственный способен доработать результат иного и тому подобное. Немаловажно не то, в какой форме работали над творением его разработчики, а то, что творение возникло результатом их общих стараний.

Важнейшим обстоятельством соавторства является то, что вложение лиц, рассчитывающих на соавторство обязано носить творческий вид. Никак не дает оснований для признания соавторства предоставление создателю промышленной помощи (выбор использованных материалов, прочерчивание схем, графиков и тому подобное), реализация организационного управления и так далее.

Наконец, обстоятельством признания тех или иных лиц соавторами работы считается наличие договора о возникновении соавторства. При этом под договором необходимо осознавать обоюдное желание авторов, нацеленное в общую творческую работу над произведением. Оно может являться сформулировано в любой форме и на любой стадии деятельности над произведением. Более этого, объектом договора может являться доработка ранее завершенной работы, в случае если появляется потребность внести в неё перемены и дополнения творческого нрава. Немаловажно, чтобы соавторство существовало добровольным и никак не отступало не от чьих -либо оберегаемых законодательством авторских прав.

Соглашение о соавторстве не следует понимать, как вероятность появления соавторства без коллективной творческой деятельность над произведением. В силу лишь одного только договора, соавторство возникнуть никак не способно.

Авторское право в коллективное произведение принадлежит абсолютно всем соавторам совместно, вне зависимости от уровня творческого вклада любого из соавторов и характера работы. С этого момента следует значимый практический вывод: проблемы использования коллективного произведения находят решение в абсолютно всех вариантах всеми соавторами сообща, основываясь на единогласии, а не по большему числу голосов. В случае если соавторы никак не смогут достичь в данном вопросе согласия, то конфликт переходит в решение суда.

Принцип общего распоряжения произведением никак не препятствует, но, соавторам заключить между собою договор, устанавливающий другой порядок реализации авторских прав. К примеру, соавторы имеют все шансы доверить осуществление авторских прав одному из авторов, имеют все шансы прийти к соглашению о принципах распределения авторского гонорара, о режиме обозначения имен соавторов и так далее.

Закон акцентирует два вида коллективных произведении и в соответствии с этим два типа соавторства - нераздельное и раздельное. При нераздельном соавторстве произведение, образованное двумя и более соавторами, предполагает собою единое целое, доли которого никак не обладают независимым значением. При раздельном соавторстве коллективное произведение считается единым, но оно состоит из элементов, обладающих самостоятельным значением, и при этом известно кем из соавторов сформированы эти части.

Практическое значение указанного деления заключается в том, что в случае если соавторство считается раздельным, любой из соавторов хранит за собой возможность без помощи других управлять сделанной им частью произведения.

От раздельного соавторства следует отличать совместное использование произведений, которые сформированы вне зависимости друг от друга и несмотря на то взаимосвязаны, однако не до такой степени, чтобы сформировать общее творение, к примеру книжка с иллюстрациями художника.

Нет соавторства и в тех случаях, если в итоге объединения произведений, сформированных разыми создателями, возникает новый объект авторского права. К примеру, энциклопедия, справочник, журнал, общенаучный сборник и так далее. Предполагает собой новейшее произведение равно как итог творческой деятельности, по подборке и систематизации использованного материала. Тем не менее авторы произведений, объединенных в сборник либо в журнал, никак не признаются соавторами, так как новое творческое произведение выходит в свет в следствии творческих стараний иных лиц, иными словами составителей.

Наконец, никак не возникает соавторство в случае дозволения использования постороннего опубликованного произведения с целью формирования нового, творчески независимого произведения (к примеру, формирования сценария на основе повести).

Субъектами авторского права уже после кончины автора становятся наследники. Наследование авторских прав способно осуществляться согласно закону и по завещанию.

Прежде всего, согласно наследству, к наследникам передаются не все авторские права, а только лишь их доля. В законе указывается, что по наследству никак не передаётся право авторства, право на авторское имя и возможность на защиту репутации создателя.

Но и в отношении этих прав к преемникам переходят права на защиту вышеназванных прав от нарушений со стороны третьих лиц, в случае если только специальное лицо для этих целей не назначил сам автор.

Различие от прав в произведения самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников урезаны установленным законом сроком. Авторские права наследников функционируют в течение пятидесяти лет после кончины автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти.

Из этого общего правила имеются несколько исключений:

  1. в случае если произведение основано в соавторстве, в таком случае пятидесяти летний срок вычисляется уже после кончины последнего автора;
  2. в случае если произведение в первый раз выпущено в свет после кончины создателя, в таком случае авторское право действует в течение пятидесяти лет после выпуска его в свет;
  3. в случае если автор работы был репрессирован и реабилитировав посмертно, то произведение охраняется пятьдесят лет после реабилитации если автор воевал либо трудился во время Великой Отечественной войны, то период охраны увеличивается на четыре года.

Важной характерной чертой наследования авторских прав считается то, что авторские права передаются к наследникам в бездолевом порядке равно как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Данное означает, что управлять перешедшими по наследству авторскими правами преемники обязаны совместно и по обоюдному согласию, а в случае спора - согласно решению суда.

Авторы производных произведений. Под производными произведениями понимаются в соответствии с пунктом 3 статьи 7 "Закона об авторском праве" переработки произведений науки, литературы и искусства. К ним относятся переводы, рефераты, резюме, обработки, обзоры, аннотации и другие.

Перевод - это переложение письменного либо устного произведения на язык, отличный от оригинала. Перевод обязан передавать произведение в четком соответствии с его содержанием и жанрово-стилистической особенностью, нередко с соблюдением размера строфического звучания. Творческий аспект переводчиков гарантирует им признание авторского права. При этом права создателя переводимого произведения никак не могут быть ущемлены. Переводчику необходимо соответствующее разрешение. А право на перевод считается одним из авторских прав.

Аннотация считается необходимым атрибутом аппарата издания. В ней коротко характеризуется содержание произведения, его назначение. Цель автора аннотации заключается в том, чтобы в пределах узкого объема обозначить цель, которой предназначается его произведение.

Резюме — это сокращенное описание того или иного произведения.

Обработка - представляет под собой источник произведения, которое формируется на основе оригинала посредством его преобразования в соответствии с творческой задачей. Таким образом, на основе драматического произведения знаменитого автора киносценарист создает новое произведение, адаптированное к сценическому чтению. При этом он обязательно показывает имя создателя и название оригинального произведения в титульном листе перед заглавием. Имя обработчика указывается в сведениях о ответственности.

Аннотация считается необходимым атрибутом аппарата издания. В ней коротко характеризуется содержание произведения, его назначение. Цель автора аннотации заключается в том, чтобы в пределах узкого объема обозначить цель, которой предназначается его произведение.

Обзор является информативной публикацией, включающее анализ и обобщение тех или иных источников, осмысленных тематически в контексте исторического развития и заслуг разработчиков этих источников - авторов творений.

К количеству субъектов авторского права относятся также компании, управляющие имущественными правами авторов на общественной основе. Подобного рода организации имеют все шансы создаваться напрямую обладателями авторских и смежных прав в целях обеспечения данных прав в случаях, когда их фактическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено (публичное исполнение, передача по радио и телевидению, воспроизведение посредством записи и другие). Коллективное управление авторскими правами - новация для отечественного авторского права юридическое явление. Прежде функционировавшее законодательство никак не подразумевало создания аналогичных учреждений. Функции по регистрации публично исполняемых произведений, сбору и выплате гонорара за их применение выполнялись Всесоюзным агентством согласно авторским правам, а в дальнейшем - Российским агентством интеллектуальной собственности.

Указом Президента Российской Федерации «О государственной политике в области охраны авторских и смежных прав» с 07 октября 1993 г. Российское агентство интеллектуальной собственности было упразднено и одобрено формирование авторами, имевшими договоры с агентством, Российского авторского общества (РАО). Российское авторское общество стадо правопреемником РАИС в отношении собственности и финансовых средств, а кроме того (с согласия сторон) - по абсолютно всем ранее заключенным соглашениям. Это существовало вполне правомерным шагом.

Наряду с РАО в Российской Федерации и её отдельных регионах функционируют и другие компании, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Разрешается формирование или отдельных учреждений по разным правам и разным категориям владельцев прав, или учреждений, управляющих различными правами в интересах различных категорий обладателей прав, или одной организации, в то же время распоряжающейся авторскими и смежными правами.

Зарубежный опыт демонстрирует, то что обычно в государстве функционирует несколько довольно больших учреждений подобного рода, область работы которых разграничивается либо предметно, либо территориально.

1.2. Объекты авторского права

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняется как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме (см. Приложение 2).

В юридической литературе предложено немало научных определении произведения как объекта авторского права, однако наибольшее распространение получило определение, сформулированное в 1956 г. В.И. Серебровским: «Произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения».

В этом и иных определениях подчеркивается, что произведение есть, прежде всего, благо нематериальное, как реально существующее явление окружающего мира оно выступает в виде комплекса идей и образов. В связи с этим важно всегда различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, т.е. ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения (например, рукопись, рисунок, нотная запись и т.д.). При этом связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной. Так, картина и скульптура как результат труда художника настолько тесно связаны с формой, в которую они облечены, что составляют с ней одно неразделимое целое. Но, несмотря на единство, картина и скульптура выступают одновременно как объекты авторского права и как объекты права собственности.

Материальные носители произведений могут быть уникальны, но авторское право охраняет произведение как систему идей, мыслей, и образов именно в связи с возможностью его воспроизведения. Поэтому авторское право на произведение сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Конечно, практическое значение это имеет лишь тогда, когда, например, сохранялась копия или репродукция утраченного произведения искусства, когда литературное или музыкальное произведение могло быть кем-либо воспроизведено по памяти и т.д.

Однако не всякое произведение как результата мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

В самом законе признак творчества не раскрывается, в связи, с чем в литературе дается немало его определений. Чаще всего творчество определяется как деятельность человека, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью.

Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т.п.

Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор, пока мысли и образы авторов не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми, и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.

Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен, воплощен в какой-либо объективной форме - письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), изображения (рисунок, чертеж и др.). Именно словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное значение.

Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. Относительно характера данной связи в российской юридической литературе существуют две позиции. По мнению одних ученых, объективная форма и воспроизводимость произведения составляют единый признак охраноспособного произведения. Иными словами, само наличие у произведений объективной формы свидетельствует о возможности его воспроизведения. Так, музыку можно воспроизвести с того момента, так она прозвучала, хотя бы автор не прибегнул к записи. Точно так же можно воспроизвести новую научную мысль, если она выражена устно.

Другие ученые полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения или, что, то же самое, закон охраняет только такие произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия самого автора. Они признают, что произнесенные речи и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устно стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься людьми.

Закон об авторском праве, разрешая этот многолетний спор, ограничивается указанием на необходимость придания произведению объективной формы и не упоминает при этом о том, что данная форма должна позволить воспроизводить результат творческой деятельности автора. Иными словами, законодатель однозначно признал, что авторским правом охраняются любые выраженные вовне произведения, в том числе и те, объективная форма которых не связана с материальным носителем. Конечно, защита подобных произведений, например, публично произнесенных, но нигде не зафиксированных речей, докладов, особенно защита их от искажения, представляется более сложной, чем защита произведений, связанных с каким-либо материальным носителем.

В юридической литературе было высказано мнение, что одним из критериев охраноспособности произведения должна считаться его общественная полезность. Однако эта позиция не получила поддержки ни в юридической науке, ни в законодательстве. Более того, ст. 8 Закона об авторском праве прямо подчеркивал, что авторское право распространяется на все произведения независимо от их назначения и достоинств. Это означает, что авторским правом в равной степени охраняются как высокохудожественные произведения, так и те произведения, художественные достоинства, которые невысоки.

Круг охраняемых законом произведений достаточно широк и многообразен. Произведения различаются по объективной форме, способам их воспроизведения, степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других оснований.

Прежде всего, заслуживает внимания вопрос о делении охраняемых законом произведений на произведения науки, литературы и искусства. Его актуальность определяется тем, что нередко утверждается, что авторским правом охраняются результаты не всякой творческой деятельности, а лишь те, которые непосредственно относятся к области науки, литературы и искусства.

Закрепленный законом перечень охраняемых произведений носит примерный, ориентировочный характер. Его значение состоит в том, чтобы указать в относительно упорядоченном виде наиболее распространенные виды охраняемых произведений, оказать, в каких формах чаще, других могут выражаться творческие произведения, и тем самым исключить споры относительно охраноспособности большинства из них.

Однако нужно учитывать, что даже если тот или иной результат творческой деятельности не подпадает ни под один из перечисленных в законе видов произведений, но отвечает всем требуемым по закону условиям, он признается произведением и пользуется такой же охраной, как и прямо названные в законе объекты авторского права.

Важнейшее значение имеет деление произведений на обнародованные и необнародованные, а также близкое к нему, но не совпадающее с ним деление произведений на опубликованные и неопубликованные. Авторским правом охраняются и те, и другие произведения. Однако если необнародованные произведения неприкосновенны и ни при каких условиях не могут быть использованы без согласия их авторов, то обнародованные произведение в исключительных, прямо предусмотренных законом случаях могут быть использованы заинтересованными лицами без согласия авторов и даже вопреки их возражениям. Аналогичные различия существуют между опубликованными и неопубликованными произведениями.

Далее, произведения подразделяются на оригинальные и производные. Практическое значение данной классификации заключается в том, что если оригинальные произведения используются их авторами исключительно по их собственному усмотрению, то для создания и использования производных произведений требуется получить разрешение обладателей авторских прав на те произведения, на основе которых они созданы.

Глава 2. Законодательная основа защиты авторских прав

Теоретические предпосылки авторского права базируются на необходимости для человечества иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности и вытекающей отсюда обязательности вознаграждать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений. В широком значении, под авторским правом понимается совокупность личных (неимущественных) прав, которые не связаны с получением прибыли и вознаграждения, а служат непосредственно для защиты интересов автора, и имущественных прав автора; в узком – это имущественные права автора, которые он вправе передавать другим лицам путем заключения авторского договора.

В России к настоящему времени создана в основном правовая база для охраны авторских и смежных прав. В то же время отсутствие полноценной систематизации приводит к «усложненности» действующего законодательства, содержащего очень сложные по своей структуре нормы, закрепляющие сразу целый комплекс исключительных прав, исключений из них, а в ряде случаев еще и исключения из этих исключений.

В первую очередь авторские права охраняет Конституция РФ. Согласно Конституции каждый имеет право на свободное использование своих способностей, в том числе и интеллектуальных для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности1. Ст. 35 гласит, что право частной собственности (в том числе и интеллектуальной) охраняется законом.

Гражданский Кодекс РФ признает исключительное право (интеллектуальную собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуальные юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания).

Согласно ГК РФ использование результатов интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Гражданско-процессуальный кодекс закрепляет освобождение от уплаты государственной пошлины истцов, защищающих в суде свои авторские права,

Авторские права защищает уголовное право. Согласно УК РФ за нарушение авторских и смежных прав, грозит, в том числе, лишение свободы на срок до двух лет3. Согласно диспозиции данной статьи преступным и уголовно наказуемым деянием является незаконное воспроизведение, распространение произведений науки, литературы, искусства, компьютерных программ и баз данных, а равно незаконное воспроизведение, распространение исполнений фонограмм и программ вещания, их незаконное тиражирование и распространение на аудио- и видеокассетах, дискетах, иных носителях информации, а также иное использование чужих произведений, компьютерных программ и баз данных, объектов смежных прав без разрешения лиц, имеющих авторское право или смежные права.

Квалифицированный состав данного преступления образуют те же действия, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

В Российской Федерации действует Федеральный Закон от 20 июля 2004 года №72-ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». Рассмотрим его поподробнее.

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Под автором закон понимает физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Согласно ст. 7 данного Закона объектами авторского права являются:

    1. литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
    2. драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
    3. хореографические произведения и пантомимы;
    4. музыкальные произведения с текстом или без текста;
    5. аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения).
    6. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства; фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
    7. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
    8. другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

    1. производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
    2. сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные
    3. произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Законом вводятся следующие определения разновидностей интеллектуальной собственности и действий с ней:

аудиовизуальное произведение – произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации;

база данных – объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и так далее), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ);

воспроизведение произведения – изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях – одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением;

воспроизведение фонограммы – изготовление одного или более экземпляров фонограммы или ее части на любом материальном носителе;

запись – фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

обнародование произведения – осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом;

опубликование (выпуск в свет) – выпуск в обращение экземпляров произведения, фонограммы с согласия автора произведения, производителя фонограммы в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения, фонограммы;

передача в эфир – сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой;

передача организации эфирного или кабельного вещания – передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

показ произведения – демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности;

последующая передача в эфир – последующая передача в эфир ранее переданных в эфир произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

программа для ЭВМ – объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения;

произведение декоративно-прикладного искусства – двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом;

публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения – любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания;

репродуцирование (репрографическое воспроизведение) – факсимильное воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем издание; репрографическое воспроизведение не включает в себя хранение или воспроизведение указанных копий в электронной (включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме;

сдавать в прокат (внаем) – предоставлять экземпляр произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды;

сообщать – показывать, исполнять, передавать в эфир или совершать иное действие (за исключением распространения экземпляров произведения или фонограммы), посредством которого произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания становятся доступными для слухового и (или) зрительного восприятия, независимо от их фактического восприятия публикой;

сообщать для всеобщего сведения по кабелю – сообщать произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения посредством кабеля, провода, оптического волокна или с помощью аналогичных средств; фонограмма – любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков;

экземпляр произведения – копия произведения, изготовленная в любой материальной форме;

экземпляр фонограммы – копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме.

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Закон также выделяет объекты, на которых не распространяется авторское право. К таковым относятся:

    1. официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты
    2. законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;
    3. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);
    4. произведения народного творчества;
    5. сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

В авторском праве существует понятие презумпции авторства. Автору произведения не надо совершать какие-либо действия для его возникновения. Согласно ст. 9 Закона авторское право возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Права автора и патентообладателя делятся на имущественные и неимущественные. К неимущественным правам относятся:

    1. право признаваться автором произведения (право авторства);
    2. право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
    3. право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
    4. право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Имущественные права включают в себя право осуществлять или разрешать следующие действия:

    1. воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
    2. распространять экземпляры произведения любым способом: продавать,
    3. сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
    4. импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
    5. публично показывать произведение (право на публичный показ);
    6. публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
    7. сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
    8. сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
    9. переводить произведение (право на перевод);
    10. переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
    11. сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Основное отличие неимущественных прав от имущественных заключается в том, что неимущественные права сохраняются у автора вне зависимости от того, принадлежит ли ему созданное им произведение или же автор уступил исключительные права на его использование. Имущественные права могут передаваться только посредством авторского договора.

Авторский договор должен предусматривать:

    1. способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);
    2. срок и территорию, на которые передается право;
    3. размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;
    4. а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.

Авторское произведение допустимо использовать без согласия автора, но только в личных, некоммерческих целях без извлечения прибыли и с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Закон об охране авторских прав в РФ вступил в силу в 1995 году. 28 июля 2004 года вступили в силу поправки к нему.

Пересмотру и изменению подверглись важнейшие положения Закона. Поскольку Закон был разработан до принятия Конституции РФ, некоторые его положения противоречили Конституции. Введены понятия «технических средств защиты авторских и смежных прав» (ст. 48-1 Закона) и «информации об авторских и смежных правах» (ст. 48-2 Закона).

Среди наиболее важных поправок, внесённых в Закон, необходимо отметить введение в Закон нового права авторов/ исполнителей и производителей фонограмм – права на «доведение до всеобщего сведения», затрагивающего использование произведений, исполнений и фонограмм в цифровых сетях, в частности, сети Интернет. Поправки, относящиеся к праву на доведение до всеобщего сведения, вступили в силу с 1 сентября 2006 года.

Кроме того, следует отметить, что теперь в России вместо прежнего 50-летнего устанавливается 70-летний срок охраны авторских прав (после смерти автора).

Изменились положения, применяемые при нарушениях авторских и смежных прав. Изменения коснулись, прежде всего, сумм компенсаций, которые правообладатели могут требовать с нарушителей, даже без доказывания размера причиненных убытков. Теперь авторы и обладатели смежных прав вправе требовать от правонарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 10 тыс. до 5 млн. рублей.

Кроме того, предусмотрено, что организации по коллективному управлению правами теперь вправе обращаться от своего имени с заявлением в защиту нарушенных прав своих членов даже без предъявления специальной доверенности на ведение судебного дела от их имени.

РФ признаны важнейшие международные правовые акты в области авторского права. Согласно Конституции РФ и ст. 3 Закона об авторских правах, если международным договором, в котором участвует Российская Федерация, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в российском законодательстве, то применяются правила международного договора.

К важнейшим международно-правовым актам в этой области относятся:

    1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971г.).
    2. Всемирная Конвенция Об Авторском Праве (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года).
    3. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.
    4. Международная конвенция об охране интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций подписана в Стокгольме 14 июля 1967 года.
    5. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 года.
    6. Договор ВОИС по авторскому праву.
    7. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам.
    8. Мадридское соглашение.
    9. Мадридский протокол.
    10. Парижская конвенция по охране промышленной собственности.

В заключение перечислим важнейшие подзаконные акты российского законодательства, посвященному авторскому праву. К ним относятся:

    1. Постановление Правительства РФ № 1224 от 3 ноября 1994 года «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм».
    2. Постановление Правительства РФ № 614 от 17 мая 1996 года «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)».
    3. Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».
    4. Постановление Правительства за №355 от 28.05.92 года «О порядке определение расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждения физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторам открытий, изобретений и промышленным образцов».
    5. ПМС – Правительства РФ №153 от 22.02.93г. «О порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников».
    6. Указ Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1607 «О Государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав».
    7. Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 1998 года № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения».
    8. Распоряжение Президента РФ № 152-рп от 25 марта 1994 года «Вопросы присоединения Российской Федерации к ряду Международной конвенции в области охраны авторских прав».
    9. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. № 5352-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
    10. Письмо Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19 октября 1993 г. № С-13/ОСЗ-317 «В связи с принятием Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
    11. Указ президента РФ от 5 декабря 1998 года № 1471 о мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения
    12. Постановление правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 о минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.
    13. Приказ Российского агентства по патентам и товарным знакам от 4 ноября 2000 г. № 212 о программе сотрудничества между Российской Федерацией и ВОИС.

Глава 3. Методы защиты авторских и патентных прав

За нарушения авторских и патентных прав к лицам, виновным в их совершении, могут применятся различные виды юридической ответственности: административная, гражданская., уголовная.

Наиболее опасные посягательства на субъективные авторские права рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовную ответственность. Уголовная ответственность в отличие от других видов ответственности устанавливается только законом, а полномочиями привлечения к уголовной ответственности обладает только суд. Никакие иные нормативные акты не могут определять опасные посягательства на субъективные авторские права как преступления, никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом (см. Приложение 4).

Как уже отмечалось выше, в Уголовном кодексе Российской Федерации лишь статья 146 предусматривает уголовная ответственность за посягательство на авторские и смежные права граждан. Законодатель не дает исчерпывающего перечня способов этих посягательств, он лишь говорит о том, что нарушение авторских прав и смежных прав может быть выражено в незаконном использовании объектов авторского права, а равно в присвоении авторства. Под незаконным использованием объектов авторского права или смежных прав следует понимать, например, «переработку» чужого произведения, которая не придает новому произведению художественной или научной самостоятельности, принудительное соавторство (принуждение автора к включению в соавторы лиц, не имеющих отношения к созданию произведения), незаконное воспроизведение чужого произведения (переиздание без ведома автора его произведения, изъятие части произведения, включение в произведение комментария, пояснительного текста). Это и незаконное распространение чужого произведения (реализация, публичное исполнение, представление) вопреки воле автора.

Присвоение авторства – это выпуск в полном объеме или части чужого произведения под своим именем; издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их фамилий.

Адвокату в делах по защите нарушенного авторского или патентного права может (если не должен) рассматривать наступление уголовной ответственности за нарушение авторских и смежных прав лишь в случае причинения крупного ущерба потерпевшему. Ущерб от данного преступления может быть материальным, а также может заключаться в нарушении конституционных прав граждан. Материальный ущерб может быть в виде реального ущерба собственности и в виде упущенной выгоды (недополучение, например, определенной суммы денег, которую мог бы получить автор на законных основаниях).

К критериям крупного ущерба относятся:

    1. степень нарушения конституционных прав гражданина,
    2. характер и размер понесенного им материального ущерба,
    3. число потерпевших граждан,
    4. тяжесть причиненного им морального вреда.

В последние годы судебная практика признает под крупным ущербом ущерб, который превышает десятикратный минимальный размер зарплаты, установленный законодательством РФ.

Уголовная ответственность за нарушение авторских и патентных прав наступает при условии, если вредные последствия в виде крупного ущерба находятся в причинной связи с незаконным использованием объектов авторского права или смежных прав, а равно с присвоением авторства.

С субъективной стороны данное преступление характеризуется умыслом. Виновный осознает, что он незаконно использует объекты авторского права или смежных прав, либо что присваивает авторство и предвидит возможность причинения крупного ущерба, и желает или допускает эти последствия. Мотив и цель не являются обязательными признаками субъективной стороны (ими можете быть тщеславие, корысть, зависть, ненависть и т.д.).

Субъектом преступления может быть частное лицо, достигшее 16-летнего возраста. Должностные лица, нарушившие авторские права граждан из корыстной или иной личной заинтересованности, должны отвечать за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285) либо по ст. 201 УК за злоупотребление полномочиями.

Таким образом, уголовно-правовой способ защиты авторских прав будет заключаться в возбуждении против нарушителя авторских прав уголовного дела с применением к такому нарушителю мер уголовного наказания. Адвокат, исполняющий поручение потерпевшего, вправе и обязан активно участвовать на предварительном следствии и дознании в ходе исследования обстоятельств дела, а также в суде. При этом, нельзя забывать, что в основе процессуальной формы уголовной ответственности всегда лежит презумпция невиновности.

Доказательством авторства в суде могут служить:

    1. свидетельские показания;
    2. письменные доказательства, к которым, как указано в ст. 71 Гражданско-процессуального кодекса РФ, относятся акты приемки – сдачи работ, договоры, справки, деловая корреспонденция, документы об участии в выставках, конкурсах с данным произведением истца, дипломы, призы или иные награждения за создание произведения;
    3. экземпляры свидетельств о депонировании и регистрации произведений в Российском авторском обществе – РАО, экземпляры свидетельств Библиотеки Конгресса США и т.д., свидетельства Роспатента на промышленный образец и т.д.

Административная ответственность наступает за совершение административных проступков, предусмотренных. Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, эта ответственность может определяться указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Так Кодекс устанавливает административную ответственность за продажу, сдачу в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений. При этом, законодатель уточняет случаи, когда продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование в коммерческих целях экземпляров произведений влечет наложение штрафа на граждан и должностных лиц с конфискацией контрафактных экземпляров произведений. Такие случаи будут иметь место, если:

    1. экземпляры произведений являются контрафактными в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах
    2. на экземплярах произведений указана ложная информация об их изготовителях и о местах производства, а также иная информация, которая может ввести в заблуждение потребителей
    3. на экземплярах произведений уничтожен либо изменен знак охраны авторского нрава или знак охраны смежных прав, проставленные обладателем авторских или смежных прав.

Мерой административного принуждения является наложение штрафа на граждан и на должностных лиц в размере с конфискацией контрафактных экземпляров произведений. Конфискованные экземпляры произведений подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе.

Таким образом, административно-правовой способ защиты авторских прав состоит в рассмотрении жалоб авторов (их представителей, адвокатов) и других заинтересованных лиц, а также протестов прокуроров организациям, вышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов – министерствам, государственным комитетам и другим ведомствам. Эти организации осуществляют защиту прав авторов и по собственной инициативе в случаях обнаружения фактов их нарушения.

Адвокат, наделенный полномочиями лицом, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред, вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении. Адвокат вправе знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Как показывает судебно-арбитражная практика, основным способом защиты авторских нрав является Гражданско-правовой способ, и это неудивительно. Авторское право входит в состав гражданского права, т.к. отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, являются имущественным и основаны на общих принципах гражданских правоотношений: равенство участников этих отношений, свободы договора и т. д. Поэтому для восстановления, нарушенного или оспариваемого авторского права управомоченного лица применяются общие нормы о защите гражданских прав (статьи 11-16 ГК РФ), нормы, возникающие из возможного причинения управомоченному лицу морального вреда (статьи 150, 151, 1099-1101 ГК РФ), об ответственности за нарушение обязательств (статьи 393-406 ГК РФ) и нормы общих положений о возмещении вреда (1044-1083 ГК РФ).

Защита личных неимущественных прав автора осуществляется независимо от вины их нарушителя и независимо от нарушения имущественных интересов автора. Исковая давность по спорам о нарушении личных неимущественных прав не применяется.

Требования об устранении допущенных нарушений личных неимущественных прав могут быть предъявлены автором (его представителем, адвокатом), а после его смерти – наследниками. Следует отметить, что автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо (только физическое и не обязательно родственника), на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации автора после смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний в соответствии с п. 2 ст. 27 Закона охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органов Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось (в настоящее время такая организация в России отсутствует).

Важным вопросом является защита авторских прав в деловой жизни. Многие компании в своей практике сталкиваются с творческими произведениями – научными и художественными текстами, дизайнерскими решениями, разного рода композициями и пр.

Ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» говорит о том, что исключительные авторские права на использование авторских произведений, созданных работником по заданию работодателя, принадлежат непосредственно работодателю.

За автором (работником) сохраняются только личные неимущественные (в международных конвенциях – моральные) права – то есть право считаться автором данного произведения, право на то, чтобы произведение было издано (опубликовано) под его собственным именем, псевдонимом или не будет подписано вовсе. За автором (работником) также сохраняется право на защиту своего произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству.

Самая распространенная ошибка работодателей – неправильно составленные трудовые договоры или их полное отсутствие. Если трудовой договор не заключен или неверно составлен, то работник может заявить, что создание произведения не входило в его служебные обязанности и что он создал произведение в обеденный перерыв или иное нерабочее время. В этом случае защитой является правильное определение должности работника и должностная инструкция с четко прописанными обязанностями. Придет на помощь и письменный приказ на выполнение работ, с которым работник был ознакомлен, о чем делается соответствующая запись.

Заказ рекламы рекламному агентству – очень распространенное явление. И в этом случае обязательно нужно составлять договор о передаче исключительных (эксклюзивных) прав на использование не только готового продукта, но и его рабочих версий.

В договоре с контрагентом необходимо предусматривать и его ответственность, в случае предъявления претензий от авторов, чьи произведения были использованы при выполнении заказа предприятия.

При использовании любых результатов творческой деятельности необходимо заключить авторский договор с обладателем авторского права и выплатить ему гонорар, в случае, если не истек срок авторского права.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что от нарушителя авторских прав можно требовать:

1) признания прав, т.е. публичного признания прав автора произведения;

2) восстановление положения, существовавшего до нарушения прав, то есть, например, уничтожения контрафактных экземпляров, указание имени при использовании произведения (если, например, не указали имя в журнале или каталоге, где напечатали произведение);

3) прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, т. е. запрет продажи контрафактной продукции, ее рекламы и т.д.;

4) возмещение убытков, включая упущенную выгоду.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под «убытками» понимаются расходы, которые лицо, чье право было нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права на было нарушено (упущенная выгода).

При этом убытками можно считать, например, затраты на юриста, покупку контрафактной продукции (для доказательства нарушения) и т.д.

5) взыскание компенсации морального вреда.

Компенсация морального вреда, в соответствии со ст. 1101 ГК РФ осуществляется в денежной форме. Размер компенсации определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также вины нарушителя.

Заключение

Сделав анализ глав предоставленной курсовой работы можно допустить соответствующие выводы:

Кажется, что совершенно не так давно понятие авторское право задевало относительно незначительное количество людей в обществе. В основном писателей, композиторов, художников, издателей. Однако согласно мере формирования научного и художественного творчества, бурного роста духовной жизни народов появлялись всё новейшие и новейшие правообладатели, появлялись разнообразные тенденции применения произведений. Всё наиболее интенсивными потребителями произведений литературы и художества стали радиовещание, телевещание, драмтеатр, кинематограф, концертные залы и многие другие.

Теперь сейчас более сотни тыс. людей в многочисленных областях применения произведений каждый день соприкасаются с проблемами авторского права. Во многих государств мира, кроме того и в нашем государстве, имеется национальное право, оберегающее права создателя. Созданы международные конвенционные нормы авторского права, сориентировались основные законные требование обмена творениями литературы и искусства. Работа согласно охране морально - нравственных и материально - вещественных прав создателя непосредственно сопряжена с формированием международного цивилизованного партнерства. Самостоятельно жизнедеятельность поставила в один ряд определения авторское право и культурные ценности. Основной закон Российской федерации определяет авторское право в один ряд с ключевыми правами и свободами граждан, провозглашёнными и оберегаемыми государством.

Так же допускается отметить, что все без исключения индивидуальные авторские права в силу самой их натуры считаются редкими. Другими словами, критерий исключительности подлежит каждому индивидуальному авторскому праву и высказывает одну из основных присущих им качеств, а непосредственно особенность этого права только лишь его владельцу и ни одному человеку больше.

Защита произведений с помощью авторского права и соседних прав считается интернационально и отечественно общепризнанным активно развивающимся правовым институтом. Законодательная роль государства дает возможность гарантировать формирование нормативно-правовой основы, вызванной служить верной «юридической оболочкой» с целью определенных взаимоотношений. Правовыми общепризнанными мерками, составляющими институт авторского права и соседних прав, регулируются взаимоотношения, возникающие во взаимосвязи с формированием и применением произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач учреждений эфирного и кабельного вещания (смежные права). Совокупность в общем законном вузе 2-ух отмеченных групп норм разъясняется зависимостью появления и реализации смежных прав с прав авторов творческих произведений, а кроме того урегулирование определенных взаимоотношений общим законодательством.

К главным типам охраны авторских и патентных справедливо причисляют уголовно-правовой, административно-правовой и гражданско-правовые методы. В Российской федерации к данному моменту сделана законная основа с целью защиты авторских прав. Авторские права защищаются Конституцией Российской Федерации и отраслевым законодательством: Гражданским Кодексом Российской Федерации, Уголовным Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об авторском праве и смежных правах» и т.д.

В тот же период недостаток полноценной систематизации приводит к усложнению действующего законодательства, включающего весьма непростые по собственной структуре нормы, фиксирующие одновременно полный комплекс исключительных прав, их исключений, а в ряде случаев ещё и исключения из данных исключений. Комплексная регламентация различных видов интеллектуальной собственности учитывается в соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Так и должна двигаться по этому "пути" Российская федерация.

Однако, в первую очередь нежели осуществлять слияние правовой регламентации абсолютно всех разновидностей интеллектуальной собственности в рамках общего кодифицированного действия, следует создать концепцию, включающую в себя подобные основы, применяя минимальное количество исключений из которых допускается изложить максимальное число эмпирических явлений, непохожих на себя и в некоторых случаях себе противоречащих.

В различных законодательствах охват обещанных страной перспектив называются то авторским правом в целом, то авторскими правами, то отдельными авторскими правомочиями. Авторы творений имеют общим авторским правом, которое, аналогично праву собственности, считается трудным согласно составу и заключается с отдельных авторских правомочий.

В системе авторского права общепринято разделялись права в материальные - имущественные и индивидуальные - личные неимущественные. Гражданский Кодекс Российской Федерации никак не принимает подобное деление, однако и показывает какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие обладают имущественным содержанием.

Только непосредственно сам владелец авторского права на творение имеет возможность разрешать проблемы о реализации собственных авторских правомочий. Владелец авторских прав способен применять произведение согласно своему усмотрению, однако с учетом юридически общепризнанных прав и заинтересованностей иных персон, а кроме того способен воспрещать иным применять произведение в отсутствии его согласия.

Настоящее законодательство фиксирует за создателем исключительные права в применение созданного им произведения. Это говорит о том, что создатель никак не решает проблему об обнародовании произведения, однако устанавливает, с какого момента, и в каких объемах и границах станет раскрыт доступ к произведению для неопределенного круга персон. Исключительные права автора на эксплуатацию работы обозначают возможность реализовывать, либо решать соответствующие воздействия: воспроизводить произведение; распространять экземпляры произведения различным методом; импортировать экземпляры произведения в целях распространения; официально демонстрировать произведение; публично исполнять произведение; сообщать произведение для общего сведения посредством передачи в эфир и дальнейшей передачи в эфир; сообщать произведение для общего сведения по кабелю, проводам либо с поддержкой других подобных средств; переводить произведение; изменять, аранжировать либо иным способом перерабатывать произведение.

Библиографический список

Нормативно правовые акты:

  1. Конституция РФ. Ст.34.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ст. 138, 206
  3. Гражданско-процессуальный Кодекс РФ. Ст.89.
  4. Уголовный Кодекс РФ. Ст. 146.
  5. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ. Ст. 13
  6. Федеральный Закон от 20 июля 2004 года №72-ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». Ст. 4, 8, 15, 16, 30, 49.
  7. Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 299 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам".
  8. Глава 7 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"
  9. Международные конвенции об авторском праве. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений. Комментарий К. Мазуйе. М.: Прогресс, 1982. С. 105.
  10. Комментарий к Уголовному Кодексу РФ. Под ред. 10. И. Скуратова, В.М. Лебедева. – Издательская группа ИНФРА М - НОРМА, 1997.

Учебные пособия:

  1. Белов В., Денисов Г. Из мирового опыта защиты интеллектуальной собственности // Российский экономический журнал. 2003. №3.
  2. Близнец И.А. Применение в России международно-правовых способов защиты интеллектуальной собственности // Российская юстиция. 2002. № 1.
  3. Гражданское право. Часть 1. Издание 2-е / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М., 1997.
  4. Хаметов Р. Корпоративная борьба с нарушениями авторских и смежных прав // Хозяйство и право. 2002. №4.
  5. Гражданское право: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. Том I. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 64.
  6. Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1976. С. 31 - 45.
  7. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, 2004. С. 19.
  8. Гражданское право: Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. Том I. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 658.
  9. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. М.: Статут, 2003. С. 47.
  10. Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части: Учебник. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2003. С. 575.
  11. Маковский А.Л. О кодификации законодательства об интеллектуальной собственности // Закон. 2007. N 10. С. 8.

Электронный ресурс:

  1. «Гарант»
  2. «КонсультантПлюс»

Приложение

Приложение 1. Таблица видов Авторского права

Приложение 2. Объекты авторского права

Приложение 3. Субъекты авторского права

Приложение 4. Основные способы защиты авторских прав