Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право (Авторское право и сфера его действия)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире в условиях, когда на первый план выходит интеллектуальная собственность, необходимость эффективной защиты авторских и смежных прав становится всё более актуальной. Всё чаще граждане и организации обращаются в суд за защитой нарушенных авторских прав, некоторые из них приобретают резонансный характер. Данная область в юриспруденции является относительно новой, поправки к законодательству вводятся почти ежегодно, учитывая то что защита авторских и смежных прав – это сложный комплекс мероприятий, который просто не под силу несведующему человеку. Для начала важно понимать всю концепцию и довольно обширную характеристику всего авторского права. История его построения и постоянного изменения вносило за собой новые законы на патент. Творческая деятельность человека всегда имело место быть защищённой от посторонних посягательств. В ином же случае, когда эти права были нарушены, то есть украдены, то у человека… будь то он певец или актёр всегда страдала его репутация, а значит и возникала угроза его творческой жизни. Всё это перерастало в немалые финансовые убытки людей плавно перетекающих во всеобщий скандал и провокацию. Поэтому по данной теме выбран обширный материал о функции и создании авторского права, о предусмотренном наказании в случае его же нарушения. Как социально политические положения влияли на патентный закон в России и в остальном мире включительно. Как новшества патентного закона сказывались на предпринимательскую деятельность. Какова популярность защиты авторского права и способы её использования не нарушая закон правообладателя. Влияние авторского права на международный бизнес и СМИ.

Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА.

1.1. Авторское право и сфера его действия

Авторское право в объективном смысле – это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите права авторов и других правообладателей.

Конституция Российской Федерации признает право на свободу во всех сферах творческой деятельности, как неотъемлемое право человека, гарантированное общепризнанными нормами международного права. При этом Конституция Российской Федерации и принятые на ее основании законодательные акты не только гарантирует свободу творчества, но и охраняет права на его результаты. Признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Интеллектуальная собственность фиксирует права на нематериальные объекты и непосредственно не связана с правом собственности на материальный объект, в котором они выражены.

Авторское право распространяется на отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Смежные с авторскими права распространяются на права исполнителей – на исполнения и постановки (исполнительские права), права производителей фонограмм – на фонограммы (фонограммные права), права организаций эфирного вещания – на их передачи в эфир, права организаций кабельного вещания – на их передачи для всеобщего сведения.

За нарушение авторских и смежных прав может наступать гражданская, уголовная и административная ответственность. Обладатели исключительных авторских и смежных прав (авторы, исполнители и т.п.) вправе требовать от нарушителя: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; возмещения убытков, включая упущенную выгоду; взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков; выплаты компенсации.

Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.

Комментируемая статья определяет три критерия охраны произведений. Первый исходит из гражданства автора произведения, так называемый критерий гражданства и в основе второго лежит определение места первого обнародования произведения, то есть критерий места первого обнародования. Немного обособлено стоит критерий, основанный на признании и охране авторского права, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Для наиболее полного понимания данной статьи необходимо обратиться к ст. 8 и 27 Закона. По сути дела данные статьи закрепляют срок, в течение которого охраняется авторское право. Закон закрепляет положение, в соответствии с которым авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, кроме случаев, предусмотренных настоящей статьей. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Автор вправе в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно. При отсутствии таких указаний охрана права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора после его смерти осуществляется его наследниками или специально уполномоченным органом Российской Федерации, который осуществляет такую охрану, если наследников нет или их авторское право прекратилось. Авторское право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска. В случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года. Исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.

Истечение срока действия авторского права на произведение означает их переход в общественное достояние, то есть с этого момента произведение переходит в разряд неохраняемых. Это означает, что произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора настоящего Закона. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории Российской Федерации произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

1.2. История становления и развития авторского права и смежных прав

С древних времен человечество стремится защитить и сохранить то, что является необычным, оригинальным и исключительным. Поэтому понятие интеллектуальной собственности появилось достаточно давно. Более 200 лет назад в европейских странах возникло право на нематериальные результаты интеллектуальной деятельности (произведения литературы, искусства, изобретения и др.). Оно было сконструировано по аналогии с правом собственности на материальные объекты.

Первый «авторский» закон появился в 1710 г. В Англии. Он известен под названием «Статут королевы Анны». Законом был закреплен один из важнейших принципов авторского права – принцип «копирайт», предоставлявший автору право на охрану опубликованного произведения и запрещавший тиражирование произведения без его согласия. Закон устанавливал право издателя на опубликованное произведение в течение 14 лет с момента его опубликования, а также давал возможность продлить этот срок еще на 14 лет при жизни автора.

Во Франции в Декрете Учредительного собрания 1789 г. Было провозглашено: «Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью». Однако чуть позже были приняты два закона (1791 и 1793 гг.), которые впервые в истории гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического, музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда методами.

Вслед за Англией и Францией положения авторского права были восприняты и другими европейскими странами.

В 1886 г. Была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, а затем и другие международные договоры (конвенции), регулирующие сферу интеллектуальной собственности.

В XIX в. Французский опыт правового регулирования авторских отношений стал основой для Всеобщей декларации прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.), ст. 27 которой гласит: «Каждый имеет право на защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

В 1936 г. Австрия и в 1941 г. Италия предоставили исполнителям и производителям звукозаписи смежные права. Поскольку уже тогда была очевидна непосредственная взаимосвязь прав исполнителей, производителей фонограмм и вещателей, была высказана идея об объединении их в одном институте. Эта идея нашла свое отражение в Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), заключенной в 1961 г.

Становление и развитие авторского права в России отличаются определенными особенностями.

В России авторское право появилось лишь в 1828 г. Изначально права авторов результатов творческой деятельности в той или иной степени приравнивались к праву собственности, а иногда и прямо относились к движимому имуществу. Такой подход основывался во многом на теории естественного права, которая признавала за создателем произведения право собственности на достигнутый творческий результат .

Поскольку на всем протяжении истории в России господствовала цензура, не удивительно, что именно царский Устав о цензуре и печати, утвержденный 22 апреля 1828 г., содержал отдельную главу «О сочинителях и издателях книг». Эта глава включала в себя 5 статей и дополнялась Положением о правах сочинителей, которое было приложением к Цензурному уставу. В соответствии с § 1 Положения, касавшегося только литературных произведений, сочинитель или переводчик книги имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». При этом срок авторского права был установлен в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение «становилось собственностью публики» (§ 137 Цензурного устава). Защита авторского права зависела от соблюдения цензурных правил, поскольку «напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную».

В 1830 г. Было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д.

Далее положения авторского права были закреплены в 1845 г. В Правилах о музыкальной собственности, в 1846 г. – в Положении о художественной собственности.

В 70-е годы XIX века в России началось формирование системы авторских обществ – 29 ноября 1870 г. Было учреждено «Собрание русских драматических писателей».

К концу XIX века стало очевидно, что законодательное закрепление отдельных правил, касающихся авторского права, не отвечает потребностям времени. Поэтому с 1887 года все нормы авторского права были объединены в Своде законов Российской империи, а 20 марта 1911 года был принят Закон Российской империи, который назывался «Положение об авторском праве». Общая часть Закона закрепляла основные понятия авторского права: охраняемые объекты, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и способы защиты и т.п. Отдельные главы были посвящены авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. Для дальнейшего развития авторского права многие положения Закона имели весьма существенное значение.

Так, авторские права наравне с русскими подданными признавались за иностранцами; понятие «литературная и художественная собственность» было заменено понятием «исключительные права». Впервые было законодательно закреплено право авторов на перевод их произведений. Это право действовало в течение 10 лет со дня издания произведения при условии подготовки автором перевода в течение 5 лет со дня издания оригинала.

Указывалось, что договоры об отчуждении авторского права относительно будущих произведений автора сохраняют силу на срок не свыше 5 лет, хотя бы в договоре была установлена большая его продолжительность или бессрочность.

В целом это был прогрессивный закон, который учитывал международный опыт регулирования авторских отношений.

Закон действовал вплоть до его отмены в 1917 г., когда был принят целый ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства. Так, например, Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. «О государственном издательстве» закрепил право объявлять государственную монополию сроком не более чем на пять лет на сочинения, подлежащие изданию.

26 ноября 1918 г. Был издан Декрет СНК «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием». Он сделал возможным признание достоянием РСФСР любых произведений: литературных, музыкальных, научных, опубликованных и неопубликованных и т.д. За авторами произведений, не объявленных достоянием государства, сохранялись все права по распоряжению ими.

Постановлением Народного Комиссариата Просвещения от 16 августа 1919 г. «О национализации музыкальных произведений некоторых авторов» были признаны достоянием РСФСР все произведения 17 русских авторов, в том числе П. Чайковского, М. Мусоргского, П. Римского-Корсакова.

С середины 20-х годов отношения в области авторского права регулировались декретами и постановлениями СНК, изданными в 1925 (Декрет СНК от 30 января 1925 года «Об основах авторского права») и 1928 (Декрет СНК от 16 мая 1928 года «Основы авторского права Союза ССР») годах, а также постановлением СНК союзных республик. За всеми авторами признавалось исключительное право на созданные ими произведения, которое по Закону 1925 г. Имело силу в течение 25 лет с момента первого издания или первого публичного исполнения произведения. С 1928 г. Срок действия авторского права стал пожизненным. Использование произведений допускалось только на основе договоров с авторами, условия которых детально регулировались законом.

В 30-е годы XX века в СССР стали образовываться творческие союзы, учредившие управления, каждое из которых занималось своей сферой охраны авторских прав.

В 1961 г. Законом СССР от 8 декабря 1961 г. «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года. Авторскому праву был посвящен раздел IV.

Согласно ст. 96 Основ, авторское право распространялось на произведения науки, литературы или искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения. Автору принадлежали право на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдоним) или без обозначения имени (анонимно); право на неприкосновенность произведения; право на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев, указанных в законе.

Исходя из Основ был принят Гражданский кодекс РСФСР (далее – ГК РСФСР 1964 года), который введен в действие с 1 октября 1964 г. Статья 492 ГК РСФСР 1964 года допускала свободное бесплатное использование на радио и телевидении любых опубликованных произведений, что существенно снижало уровень охраны авторских прав в Советском Союзе.

Срок действия авторского права составлял 15 лет после смерти автора. Этот срок был увеличен до 25 лет в связи с тем, что в 1973 г. Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.).

С 3 августа 1992 г. Были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (утверждены ВС СССР 31 мая 1991 г. N 2211-1), которые впервые признали смежные права. До этого времени смежные права законодательством не охранялись. В соответствии с Основами они включались в понятие авторского права.

Основы увеличили срок действия авторского права до 50 лет и исключили содержащиеся в прежнем законодательстве многие случаи использования произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения.

Спустя год, 3 августа 1993 г., раздел IV Основ, посвященный авторскому праву, был признан недействующим в связи с принятием Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее – ЗоАП). Вступление в силу ЗоАП и Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года N 3523-1 стало новым этапом в развитии российского авторского права.

Объектом правового регулирования ЗоАП были два вида правоотношений. Первую группу составляли отношения, связанные с созданием произведений литературы, науки и искусства (авторское право). Во вторую группу вошли правоотношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

ЗоАП (ст. 44) впервые к числу субъектов авторского права отнес организации, управляющие имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе. Такие организации должны были создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действовали в пределах полученных от них полномочий на основе устава, который утверждался в установленном законом порядке. Допускалось создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами.

Впервые были четко обозначены авторские правомочия, в совокупности составляющие субъективное авторское право: личные неимущественные права и имущественные права. Ранее действовавшее законодательство (ст. 479 ГК РСФСР 1964 года и ст. 135 Основ 1991 года) не знало такого деления авторских прав, в связи с чем в науке авторского права по этому вопросу шла дискуссия, а практика оказывалась противоречивой.

На тот период законодательство об интеллектуальной собственности было достаточно разрозненным: продолжали применяться некоторые нормы ГК РСФСР 1964 г., общие положения об интеллектуальной собственности были закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (далее – ГК РФ, Кодекс), отдельные объекты регулировались специальными законами (см. Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»). Отсутствие единой системы норм делало применение законодательства об интеллектуальной собственности крайне неудобным и неэффективным. Назрела необходимость решения целого ряда насущных вопросов: о соотношении норм об интеллектуальной собственности с общими положениями гражданского законодательства (о субъектах, сделках, исковой давности, представительстве, договорах и др.); устранение расхождений и противоречий между действующими нормами разных законов; усиление защиты обладателей исключительных прав и т.д.

Кроме того, все большую остроту стали приобретать вопросы международной охраны авторских и смежных прав. С 9 марта 1995 г. Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве и к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 24 июля 1971 года – с 13 марта 1995 г. Поэтому нормы авторского права должны были соответствовать Бернской и Всемирной (Женевской) конвенциям, Конвенции по охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г.

Россия продолжает вести работу по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). В соответствии со ст. XVI Соглашения об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г. Неотъемлемым условием присоединения государства к этой международной организации является приведение национального законодательства в соответствие с требованиями ВТО.

Все это подчеркивало важность масштабной кодификации всего законодательства в сфере интеллектуальной собственности и делало очевидной необходимость приведения его в соответствие с теми международными договорами, участником которых Россия является в настоящее время и может стать в ближайшем будущем.

Решить указанные вопросы призвана часть четвертая Гражданского кодекса РФ, которая регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.

Часть четвертая ГК РФ была введена в действие 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 ноября 2006 года N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Федеральный закон N 231-ФЗ признал утратившими силу некоторые законы Российской Федерации и РСФСР, среди них Гражданский кодекс РСФСР; Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3517-1; Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года N 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» и др.

1.3. Понятия и функции авторского права

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей.

В субъективном смысле авторское право – те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства.

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет определенные функции.

Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства – право признаваться автором произведения (ст. 1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в ст. 1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ содержит понятие аудиовизуального произведения – это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальными являются кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения). При этом способ их первоначальной или последующей фиксации значения не имеет.

Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст. 1273 – 1280).

Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами).

Интеллектуальные права включают в себя:

- исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст. 1270 ГК РФ);

- личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст. 1255 ГК РФ);

- иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей.

Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п. 1 ст. 1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.

Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.

Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

1.4. Источники авторского права

Для российского гражданского права характерно расположение законов и подзаконных нормативных актов в строго определенной иерархической системе по мере убывания их юридической силы.

Поэтому первым и основополагающим источником авторского права является Конституция РФ. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство, которое состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с выделением общих положений (Общей части) и основных правил соответствующей сферы (Особенной части), что предопределяет его основное, «цементирующее» значение в общей системе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.

Часть четвертая ГК РФ введена в действие с 1 января 2008 г. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». Она применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.

По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК РФ, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК РФ.

Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.

Большое значение имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Например, отдельные нормы, касающиеся авторского права, содержатся в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе», Федеральном законе от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и др.

Подзаконные нормативные акты и иные правовые акты, содержащие нормы авторского права, принимаются в целях формирования механизма реализации принятых федеральных законов.

Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ (см., например, Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения»).

Они могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 3 ГК РФ (см., например, Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»)).

В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону, применяется ГК РФ или соответствующий закон.

Федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы авторского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Для рассматриваемой сферы правоотношений наибольшее значение имеют акты Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере интеллектуальной собственности.

В данной главе была рассмотрена общая структура понимания авторского права, история её становления, а также основы характеристики на законодательном уровне. Также были рассмотрены федеральные законы и отдельные правовые нормы, которые непосредственно влияли на функции авторского права.

Глава 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАТЕНТНОГО ЗАКОНА.

C:\Users\User\Desktop\Курсовая\5c81c11196a5143916e45f1112f915d0.jpg

2.1 Основные положения и принятия патентного закона

О Первоначально Патентный закон России был принят Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1992 г. (далее – Закон).

Однако в предписанный срок в действие он введен не был. Дело в том, что в результате изменения Конституции правовое регулирование интеллектуальной собственности было отнесено к совместной компетенции Федерации и республик, входящих в состав России, что ни в Законе, ни в постановлении о введении его в действие учтено не было. Закон был возвращен на доработку в Верховный Совет. Он вновь рассматривался и был принят повторно на пятой сессии Верховного Совета России 23 сентября 1992 г. Вышеуказанные противоречия были устранены.

В статье 1 говорится, что настоящим Законом и принимаемыми на его основе законодательными актами республик в составе Российской Федерации регулируются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

Ключевым в вышеуказанной норме является словосочетание «принимаемыми на его основе законодательными актами республик». Данная запись означает, что законодательные акты республик, регулирующие патентные правоотношения, могут развивать и детализировать положения Федерального закона и не должны ему противоречить. Так, указанные в статье 2 Патентного закона функции (в частности, осуществление единой политики в области промышленной собственности, экспертиза заявок на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, государственная регистрация, выдача патентов, публикация официальных сведений, издание подзаконных нормативных актов и разъяснений) отнесены к ведению федеральных органов исполнительной власти в лице Государственного патентного ведомства Российской Федерации (далее – Патентное ведомство. Иными словами, толкование нормы о совместной компетенции приводило к выводу о невозможности образования отдельных патентных ведомств республик в составе Российской Федерации и издания республиканских патентных законов. В компетенцию органов государственной власти республик могло входить, например, издание нормативных актов в сфере развития изобретательской деятельности, стимулирования предприятий, установления льгот для изобретателей.

Анализ мирового опыта в данной области показывает, что в большинстве государств, имеющих федеративное устройство, законодательство в области интеллектуальной собственности и патентные службы построены на принципе строгой централизации. И это естественно, иначе и не может быть, поскольку трудно даже представить себе, какие национальные или региональные особенности могут стать причиной различного регулирования правоотношений в сфере интеллектуальной собственности на территории различных субъектов федерации. Без единообразной и направляемой центром политики развития творческой деятельности невозможно оптимально стимулировать технический, экономический и социальный прогресс в стране.

С принятием новой Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Злободневность данного вопроса отпала, поскольку в статье 71 о) правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации.

Патентный закон России введен в действие с момента его опубликования – 14 октября 1992 г. В целом он прогрессивен и призван работать на углубление экономической реформы в стране. Это ключевой закон в сфере охраны промышленной собственности, который способствует решению ряда узловых проблем в развитии научно-технического прогресса.

В своей основе многие положения Патентного закона сходны с соответствующими положениями союзного Закона об изобретениях (единая форма правовой охраны изобретений – патент, критерий патентоспособности и др.). Вместе с тем имеется ряд принципиальных отличий, соответствующих происходящим в стране социально-экономическим преобразованиям. Так, в российском Законе отсутствуют конкретные положения, относящиеся к государственному стимулированию использования изобретений, финансированию изобретательской деятельности, защите трудовых и иных прав и льгот изобретателей. В отношении данных вопросов здесь имеется только одна статья – статья 34, которая носит отсылочный характер. В ней декларируется, что государство стимулирует создание и использование объектов промышленной собственности, устанавливает авторам и хозяйствующим субъектам, использующим указанные объекты, льготные условия налогообложения и кредитования, предоставляет им иные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предполагается, что ряд этих важных правоотношений будет урегулирован в специальных законах.

В отличие от союзного Закона Патентный закон предусматривает правовое регулирование трех объектов промышленной собственности – изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Идентичное решение было принято в Китае в 1984 г.

Правовая охрана полезных моделей вводится в России впервые. В иерархии технических решений данный объект занял место между изобретениями и рационализаторскими предложениями.

К разряду нововведений относится также учреждение отсроченной системы экспертизы для изобретений.

Иначе, чем в союзном Законе, регулируется вопрос о служебных изобретениях: теперь право на служебное изобретение закреплено за работодателем. Вместе с тем по договору между сторонами право на получение патента может перейти к служащему.

Высшим органом по рассмотрению определенной категории патентных споров, по российскому Закону, является не Патентный суд, а Высшая патентная палата. Менее принципиальные новшества будут рассмотрены далее в соответствующих разделах.

2.2. Новизна патентного закона

Согласно пункту 1 статьи 4 Патентного закона изобретение считается новым, если оно не известно из уровня техники. При этом уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета заявки.

Понятие общедоступности приведено в пункте 22.3 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение 1993 г. (далее – Правила): при определении уровня техники общедоступными считаются сведения, содержащиеся в источнике информации, с которым любое лицо может ознакомиться само либо о содержании которого ему может быть законным путем сообщено.

При определении даты, с которой изобретению могут противопоставляться общедоступные сведения, имеющиеся в различных источниках информации, применяются следующие положения:

- опубликованные описания к охранным документам – с указанной на них датой опубликования;

- отечественные печатные издания и печатные издания СССР – с указанной на них датой подписания в печать;

- печатные издания, на которых не указана дата подписания в печать, а также для иных печатных изданий – с даты выпуска их в свет, а при отсутствии возможности ее установления последний день месяца или 31 декабря указанного в издании года;

- депонированные рукописи статей, обзоров, монографий и других материалов – с даты их депонирования;

- отчеты о научно-исследовательских работах, пояснительные записки к опытно-конструкторским работам и другой конструкторской, технологической и проектной документации, находящейся в органах НТИ, - с даты их поступления в эти органы;

- нормативно-техническая документация – с даты ее регистрации в уполномоченном на это органе;

- материалы диссертаций и авторефератов диссертаций, изданных на правах рукописи, - с даты поступления в библиотеку;

- принятые на конкурс работы – с даты их выкладки для ознакомления;

- визуально воспринимаемые источники информации (плакаты, модели, изделия и т.п.) – с документально подтвержденной даты, с которой стало возможно их обозрение;

- экспонаты, помещенные на выставке, - с документально подтвержденной даты начала их показа;

- устные доклады, лекции, выступления – с даты доклада, лекции, выступления, если они зафиксированы аппаратурой звуковой записи или стенографически;

- сообщения по радио, телевидению, кино – с даты такого сообщения, если оно зафиксировано на соответствующем носителе;

- сведения о техническом средстве, ставшие известными в результате его использования.

Следует особо отметить, что при исследовании новизны изобретения в уровень техники включаются и некоторые сведения, еще не ставшие общедоступными до даты приоритета изобретения. Так, в процессе экспертизы изобретения на новизну в уровень техники включаются запатентованные в России изобретения и полезные модели, а также все поданные другими лицами заявки на изобретения и полезные модели, кроме отозванных, при условии их более раннего приоритета. Как следует из вышеизложенного, в уровень техники могут включаться и неопубликованные заявки. Вместе с тем заявителю не может быть противопоставлена его же заявка, в которой раскрыто изобретение, являющееся предметом второй рассматриваемой заявки. Однако данное положение не распространяется на ситуацию, когда уже выдан патент на изобретение (свидетельство на идентичную изобретению полезную модель) одного и того же заявителя. Сделано это в целях устранения двойного патентования, т.е. выдачи двух патентов на одно изобретение.

Следует учесть, что заявка включается в уровень техники в отношении содержащихся в ней описания и формулы на дату, на которую поступили заявление, описание, формула и чертежи (для заявок на изобретение – только при наличии в описании ссылок на них).

Запатентованные в России изобретения и полезные модели включаются в уровень техники только в отношении формулы, с которой имела место их регистрация в соответствующем Госреестре.

Согласно подпункту (1) пункта 19.5.2 Правил проверка новизны изобретения проводится в отношении всей совокупности признаков, содержащихся в независимом пункте формулы изобретения.

В практике экспертизы на новизну допускается сравнение заявленного изобретения только с одним отдельно взятым объектом, содержащимся, как правило, в одном источнике информации. Вместе с тем необходимо отметить, что данное положение прямо не закреплено в российском патентном законодательстве.

Законодателем предусмотрена также так называемая льгота по новизне: не порочит новизну изобретения такое раскрытие информации, относящееся к изобретению, автором, заявителем или любым лицом, получившим от него прямо или косвенно эту информацию, при котором сведения о сущности изобретения стали общедоступными, если заявка подана в Патентное ведомство не позднее шести месяцев с даты раскрытия информации.

При этом бремя доказывания факта, обусловливающего возможность применения льготы по новизне, лежит на заявителе.

Кроме того, необходимо учитывать то, что льготный шестимесячный срок отсчитывается от даты подачи заявки, а не от даты приоритета. Льгота по новизне по российскому законодательству предоставляется только авторам, заявителям или лицам, получившим от них прямо или косвенно информацию об изобретении. Иными словами, речь идет о добросовестном раскрытии такой информации либо самим автором (заявителем), либо с его согласия. В отношении фактов недобросовестного раскрытия информации об изобретении третьими лицами (например, в результате подкупа служащего заявителя) льгота по новизне не предусматривается.

В этом плане упомянутое выше положение отличается от нормы о льготе по новизне, закрепленной в патентных законодательствах большинства промышленно развитых стран, а также в Европейской патентной конвенции 1973 г., в соответствии с которой данная льгота предоставляется (кроме льготы, связанной с экспонированием изобретения на выставке) и в случаях очевидного злоупотребления, совершенного в отношении заявителя или его правопредшественника.

Наконец, если экспертизой установлено несоответствие изобретения условию новизны, проверка изобретательского уровня не проводится (подпункт 8 пункта 19.5.2 Правил).

2.3 Изобретательский уровень

Согласно третьему абзацу пункта 1 статьи 4 Патентного закона изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники.

В законодательствах промышленно развитых стран и в патентных законах иных стран, которые пошли по этому пути, для оценки творческого характера деятельности изобретателя, т.е. в целях отграничения от обычной инженерной деятельности, предусмотрен критерий неочевидности. Его эквивалент – изобретательская деятельность, изобретательский шаг. Так, в статье 56 Европейской патентной конвенции указывается, что изобретение считается основанным на изобретательской деятельности, если оно не вытекает для специалиста очевидным образом из уровня техники.

Ключевым в данном определении является понятие специалиста.

Являясь юридической фикцией, абстрактная фигура специалиста служит объективным масштабом для оценки как неочевидности изобретения, так и творческого характера деятельности конкретного изобретателя. В этом отношении фигура специалиста сходна с идентичным по своей функции понятием bonus pater familias, которое является мерилом для оценки поведения и усилий должника в обязательственном праве. Гипотетическая фигура специалиста в большой степени зависит от той области техники, к которой относится изобретение. В маломеханизированных сферах производства к нему предъявляются сравнительно небольшие требования. В таких же отраслях, как химия, электроника, самолето- и ракетостроение, уровень специалиста предполагается весьма высоким.

Определенные разъяснения относительно понятия специалиста приводятся в Директиве по проведению экспертизы в Европейском патентном ведомстве. Так, согласно этой Директиве (С-IV, 9.6) специалистом в определенной области техники может считаться специалист-практик средней квалификации, обладающий общеизвестными сведениями в области техники и, кроме того, имеющий доступ к полному уровню техники. Этот же пункт предписывает, что для некоторых областей техники в качестве специалиста может выступать группа специалистов.

Что касается понятия очевидности, то оно также раскрывается в упомянутой выше Директиве (С-IVБ, 9.3). Так, термин «очевидно» означает нечто, что не выходит за пределы нормального прогресса в технологии, а как само собой разумеющееся или же как логическое следствие вытекает из уровня техники; это есть нечто, что не предполагает использования мастерства или же изобретательского таланта, который выходил бы за пределы предполагаемого специалиста в определенной области техники.

Следует отметить, что в практике патентных ведомств ряда зарубежных стран, использующих условие патентоспособности «изобретательская деятельность» (или идентичное условие), выявлен ряд вспомогательных признаков, на основании которых возможно сделать окончательный вывод о наличии или отсутствии изобретательской деятельности. К ним можно отнести, в частности, неожиданный эффект (или непредвиденный результат), который дает изобретение, удовлетворение давно ощущавшейся потребности (решение технической проблемы, существующей в течение длительного времени).

Иной подход закреплен в российском патентном законодательстве, согласно которому устанавливается творческий характер самого изобретения (изобретение имеет изобретательский уровень…).

В этой связи становится понятным, почему в Правилах не раскрыты одни из основополагающих понятий для оценки качественного уровня изобретения – понятия специалиста и очевидности (…явным образом не следует из уровня техники). В этом нет необходимости, поскольку проверка изобретательского уровня в соответствии с подпунктом (1) пункта 19.5.3 проводится в отношении изобретения, охарактеризованного в независимом пункте формулы, и включает:

- определение наиболее близкого аналога;

- выявление признаков, которыми отличается заявленное изобретение от наиболее близкого аналога (отличительных признаков);

- выявление из уровня техники решений, имеющих признаки, совпадающие с отличительными признаками рассматриваемого изобретения.

При этом согласно подпункту (2) данного пункта изобретение признается соответствующим условию изобретательского уровня, если не выявлены решения, имеющие признаки, совпадающие с его отличительными признаками, или такие решения выявлены, но не подтверждена известность влияния отличительных признаков на указанный заявителем технический результат.

Упомянутые выше положения составляют общее определение условия патентоспособности изобретения «изобретательский уровень».

Кроме общего определения в Правилах закреплены два примерных перечня дополнительных критериев, наличие которых свидетельствует либо о несоответствии заявленного изобретения условию изобретательского уровня (негативные критерии), либо о его соответствии этому условию (позитивные критерии). Так, согласно подпункту (3) данного пункта не признаются соответствующими условию изобретательского уровня изобретения, основанные, в частности, на дополнении известного средства какой-либо известной частью (частями), присоединяемой (присоединяемыми) к нему по известным правилам, для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно таких дополнений. Далее следует перечень еще семи негативных критериев.

В соответствии с подпунктом (4) данного пункта условию изобретательского уровня соответствуют, в частности, способы получения новых индивидуальных соединений (класса, группы) с установленной структурой. В этом подпункте предусмотрено еще три положительных критерия.

В отличие от ситуации с установлением новизны количество объектов для сравнения может быть любым, они могут относиться к любой отрасли техники, и во внимание принимается любое количество источников информации. Иными словами, при оценке изобретательского уровня используется целый объем теоретических и практических познаний, накопленных в какой-либо отрасли техники.

Кроме того, при проверке изобретательского уровня не принимаются во внимание сведения, не ставшие общедоступными до даты приоритета изобретения, в том числе более ранние заявки, сведения о которых до упомянутой выше даты не опубликованы.

Следует отметить, что упомянутое выше положение вытекает из толкования статьи 4 Патентного закона и правоприменительной практики, поскольку оно нигде прямо не закреплено в российском патентном законодательстве.

Седьмой абзац пункта 1 статьи 4 Патентного закона сформулирован таким образом, что его положения распространяются и на изобретательский уровень, а не только на новизну, т.е. при исследовании изобретательского уровня должен учитываться льготный шестимесячный срок для раскрытия информации об изобретении автором, заявителем или с их согласия.

Следует отметить, что в законодательствах большинства зарубежных стран упомянутый выше льготный срок относится только к новизне.

2.4 Промышленная применимость

Третьим условием патентоспособности изобретения является промышленная применимость. В шестом абзаце пункта 1 статьи 4 Патентного закона указывается, что изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.

Содержание данного условия патентоспособности изобретения раскрывается в пункте 19.5.1 Правил. Согласно подпункту (2) данного пункта при исследовании промышленной применимости проверяется:

- содержат ли материалы заявки указание назначения заявленного объекта изобретения;

- описаны ли в первичных материалах заявки средства и методы, с помощью которых возможно осуществление изобретения в том виде, как оно охарактеризовано в независимом пункте формулы изобретения с возможностью реализации указанного заявителем назначения.

Следовательно, при определении патентоспособности изобретения должна быть подтверждена возможность его осуществления с указанным назначением. При этом оба упомянутые выше условия должны быть соблюдены на дату приоритета изобретения.

Таким образом, условие промышленной применимости следует отличать от других сходных условий патентоспособности, закрепленных в законодательствах некоторых стран, таких, как полезность, техническая прогрессивность, в том числе положительный эффект, применявшийся ранее до принятия союзного Закона об изобретениях. При таком подходе учитывается лишь принципиальная возможность использования изобретения и не принимаются во внимание целесообразность, качество или результат такого использования, поскольку предполагается, что эти факторы должны проявляться на рынке в условиях конкурентной борьбы, а не в предварительных оценках административных органов.

В целом такой подход соответствует мировой патентной практике, в том числе положениям международных договоров в данной области, например Европейской патентной конвенции. Вместе с тем можно отметить некоторые отличия, проявляющиеся при оценке промышленной применимости в Российской Федерации. Так, требование пункта 2 статьи 16 Патентного закона к описанию изобретения (достаточность раскрытия описания для его осуществления) учитывается при оценке возможности использования изобретения в рамках исследования условия патентоспособности изобретения «промышленная применимость». В законодательствах большинства зарубежных стран, а также в международных соглашениях, в том числе в Европейской патентной конвенции (статья 138), недостаточность описания является основанием для аннулирования патента.

2.5 Исключения из правовой охраны

В пункте 3 статьи 4 Патентного закона закреплен исчерпывающий перечень изобретений, которые не признаются патентоспособными, а именно:

- научные теории и математические методы;

- методы организации и управления хозяйством;

- условные обозначения, расписания, правила;

- методы выполнения умственных операций;

- алгоритмы и программы для вычислительных машин;

- проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;

- решения, касающиеся только внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей (т.е. промышленные образцы);

- топологии интегральных микросхем;

- сорта растений и породы животных;

- решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Следует отметить, что в законодательствах большинства зарубежных стран нормы об исключениях из патентной охраны сформулированы более корректно. Обычно различают решения, которые изначально не считаются изобретениями (например, программы для ЭВМ и т.п.), и решения, на которые по тем или иным соображениям патенты не выдаются, но которые по формальным основаниям могут быть патентоспособными.

В последнем случае это, как правило, решения, противоречащие общественному порядку и морали, и сорта растений или породы животных, а также преимущественно биологические способы выведения растений или животных.

Согласно пункту 5 статьи 3 Патентного закона правовая охрана не предоставляется объектам промышленной собственности, признанным государством секретными. В отношении их будет принято специальное законодательство.

Вопрос о сортах растений и породах животных также урегулирован специальным законодательством. В 1993 г. В Российской Федерации принят Закон «О селекционных достижениях».

2.6 Объекты изобретения

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Патентного закона объектами изобретения могут являться: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных, а также применение известного ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению.

Данный перечень объектов изобретения является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Сходные перечни объектов изобретения присутствовали в ранее действующем законодательстве (Положение об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях 1973 г., Закон об изобретениях 1991 г.).

Такая жесткая правовая конструкция в отношении перечисленных объектов изобретения, в условиях динамичного развития науки и техники в мире, может привести к такой ситуации, когда новые объекты, особенно в области генной инженерии, не будут охватываться упомянутым перечнем. В таких случаях для исправления положения необходимо время от времени вносить соответствующие изменения в Патентный закон, что является непростой задачей.

Уместно отметить, что в законодательствах зарубежных стран, кроме государств СНГ, указанные перечни практически отсутствуют, что придает им необходимую гибкость в случаях появления новых научно-технических достижений. Такие перечни объектов изобретения, и то в форме примерных перечней, используют только для характеристики групп изобретений, что влечет за собой совершенно иные правовые последствия.

В пункте 2.1 Правил дается характеристика объектам изобретения, упомянутым в Патентном законе. Так, к устройствам относятся конструкции и изделия. Способы – это процессы выполнения действий над материальным объектом с помощью материальных объектов. К веществам относятся: индивидуальные химические соединения, в том числе условно высокомолекулярные соединения и объекты генной инженерии; композиции (составы, смеси); продукты ядерного превращения. К штаммам микроорганизма, культуры клеток растений и животных относятся как индивидуальные штаммы, культуры клеток растений и животных, так и консорциумы микроорганизмов, культур клеток растений и животных. Применение известных ранее устройства, способа, вещества, штамма по новому назначению – это их использование с иной предназначенностью. К применению по новому назначению приравнивается первое применение известных веществ (природных и искусственно полученных) для удовлетворения общественных потребностей.

Патентный закон сыграл немаловажную роль в истории авторского права. Приобретение патента давало надёжную защиту и служило неоспоримым доказательством в случае судебных дел. История патента является основой его взаимодействия с творческой жизнью человека, начиная от аудио звукозаписи и заканчивая промышленными разработками. Поэтому обязательным шагом на защиту своей деятельности будет заранее запатентовать свою идею или же творческий проект.

ГЛАВА 3 АВТОРСКОЕ ПРАВО В ИЗДАТЕЛЬСКОМ БИЗНЕСЕ И СМИC:\Users\User\Desktop\Курсовая\7074926.jpg

3.1 Интеллектуальная собственность как объект правовой охраны

Под авторским правом в объективном смысле слова понимают совокупность правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие в результате создания произведения (научного, художественного, в области искусства и др.). Произведения науки, литературы и искусства в соответствии со ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) являются интеллектуальной собственностью. В Российской Федерации, так же как и в других государствах, термин «интеллектуальная собственность» является собирательным. Как отмечает А.П. Сергеев, право интеллектуальной собственности исторически возникло как специфическое средство правовой охраны интересов инвесторов (издателей, книготорговцев, владельцев мануфактур и др.), которые в условиях рыночной экономики всегда оставались главными партнерами создателей художественных произведений и технических решений. Он также отмечает, что происхождение термина «интеллектуальная собственность» связано с французским законодательством конца XVIII в. Интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М.: Проспект, 2001. С. 10.

Что касается международных документов, то впервые упоминание об интеллектуальной собственности встречается в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) (Стокгольм, 14 июля 1967 г.), которая определяла целый перечень прав, подлежащих включению в это понятие, в том числе и права на литературные, художественные и научные произведения. В России долгое время термин «интеллектуальная собственность» не использовался, а в научных трудах часто высказывались мнения о том, что права авторов на результаты интеллектуальной деятельности необходимо относить к праву собственности. Чаще всего можно было встретить термин «исключительное право», который, по сути, отождествлялся с термином «интеллектуальная собственность». Однако впоследствии вышеуказанный термин все-таки стал использоваться в российском законодательстве. Впервые он появился в российском законодательстве в 1990 г. С принятием Закона «О собственности в СССР», а впоследствии – в одноименном Законе РСФСР, которые содержали положения об объектах интеллектуальной собственности. Затем термин «интеллектуальная собственность» появился в Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. После этого произошло включение вышеуказанного термина в ГК РФ. В частности, в ст. 128 ГК РФ, которая в качестве объектов гражданских прав, т.е. материальных или духовных благ, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения, указываются и результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность). В настоящее время произошло уточнение термина «интеллектуальная собственность», который в соответствии со ст. 1225 ГК РФ включает в себя: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронно-вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы;10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау); 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименование мест происхождения товара; 16) коммерческие обозначения. Кроме того, новеллой является ст. 1226 ГК РФ, которая вводит определение «интеллектуальные права», ранее неизвестное гражданскому законодательству. Так, интеллектуальные права включают в себя: 1) исключительное право, являющееся имущественным правом; 2) личные неимущественные права; 3) иные права (право следования, право доступа и др.). Интеллектуальные права не зависят от права собственности на материальный носитель (вещь), в котором выражен результат интеллектуальной деятельности (ст. 1227 ГК РФ). Если право собственности на вещь переходит другому лицу, это не влечет переход или предоставление этому лицу интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности, выраженный в этой вещи. Исключением является случай, предусмотренный п. 2 ст. 1291 ГК РФ. Речь идет об оригинале произведения, который отчуждает его собственник, обладающий исключительным правом на произведение, но не являющийся автором произведения. В этом случае исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не установлено иное. Необходимо отметить, что к объектам авторских прав относят также производные и составные произведения. Составные произведения – это произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (ст. 1259 ГК РФ). Производное произведение представляет собой переработку другого произведения. На охрану произведения не влияет факт того, было обнародовано произведение или нет. Главным условием охраноспособности является творческий характер произведения и выражение его в какой-либо объективной форме. Например, письменной, устной, в форме изображения, звуко- или видеозаписи и т.п. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения в каких-либо органах или соблюдения каких-либо формальностей.

3.2 Субъекты авторских прав

Автором произведения считается гражданин, творческим трудом которого было создано данное произведение. Согласно положениям ГК РФ в качестве субъектов можно выделить граждан Российской Федерации, иностранных граждан, а также лиц без гражданства. Закон не ограничивает создателей произведений какими-то возрастными рамками. Поэтому правовой охраной пользуются не только произведения совершеннолетних граждан, но также малолетних и несовершеннолетних лиц. За малолетних в соответствии со ст. 28 ГК РФ авторские права осуществляют их законные представители (родители или лица, их заменяющие). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют свое авторское право самостоятельно (ст. 26 ГК РФ). В отношении недееспособных или ограниченно дееспособных граждан права осуществляются опекунами и попечителями. Юридические лица не могут быть авторами произведений, но могут являться приобретателями имущественного авторского права. Однако личные неимущественные права даже в случае передачи имущественного права всегда сохраняются за автором произведения. В качестве субъекта авторского права могут выступать издатели, под которыми в соответствии со ст. 1287 ГК РФ понимают лицо, на которое согласно договору возлагается обязанность издать произведение. Однако правовое положение издательств недостаточно четко определено в гражданском законодательстве. В качестве субъектов авторского права могут выступать и такие коллективные образования, как государство, государственные органы, субъекты РФ. Например, в отношениях, связанных с выморочным имуществом, переходящим по наследству, в качестве субъектов авторского права выступают и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами (например, РАО).

3.3. Основные международные документы в области авторского права

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры и соглашения Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Они обладают более высокой юридической силой по отношению к федеральным законам, поэтому в случае возникновения противоречия между международным документом и национальным законодательством должны применяться положения международного документа. Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства правопреемника СССР. В качестве источников авторского права выступают как двусторонние, так и многосторонние договоры и соглашения начиная с 1968 г., когда СССР вступил во Всемирную организацию интеллектуальной собственности. Согласно п. «а» ст. 2 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Международные договоры Российской Федерации могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), Правительства Российской Федерации

(межправительственные договоры) и федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры). Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст. 6 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (путем подписания договора, обмена документами, его образующими, ратификации договора, утверждения договора, принятия договора, присоединения к договору, любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации. В качестве источников авторского права могут выступать общепризнанные нормы и принципы международного права. Однако, как справедливо отмечает О.В. Костькова, Конституция РФ не содержит определения общепризнанных принципов и норм международного права, в связи с чем следует иметь в виду, что эти принципы и нормы должны быть признаны таковыми Российской Федерацией; без подобного признания они не могут считаться частью ее правовой системы, порождающей для государства в целом, его органов и должностных лиц юридические обязательства . Постатейный комментарий к ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» // СПС Гарант, 2005. Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относится принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Например, ст. 38 Статута международного суда ООН не проводит различия между общепризнанными нормами и принципами международного права и выделяет следующие источники международного права: 1) международные конвенции (как общие, так и специальные); 2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; 3) общие принципы права, признанные цивилизованными народами. Следует более подробно рассмотреть основные международные документы в области авторского права. 1. Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967 г. Данная Конвенция была принята в Стокгольме и изменена 2 октября 1979 г., она провозглашала создание Всемирной организации интеллектуальной собственности, целью которой должно было стать содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире, взаимодействие в данной области с международными организациями и государствами, обеспечение международного сотрудничества государств. Большое значение данной Конвенции заключалось в том, что она давала определение интеллектуальной собственности путем перечисления прав, подлежащих включению в это понятие. 2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (9 сентября 1886 г.). Этот документ по праву можно назвать старейшим международным документом в области авторского права. С момента принятия данный документ много раз пересматривался. Конвенция в последней редакции 1971 г. Состоит из 47 статей и содержит дополнительный раздел, касающийся развивающихся стран. Он состоит из 6 статей. В настоящее время к данному документу присоединились 150 стран. Россия присоединилась к данной Конвенции 13 марта 1995 г. Конвенция предполагала создание Бернского союза для охраны прав авторов на их литературные и художественные произведения. Согласно Бернской конвенции правовая охрана предоставляется литературным и художественным произведениям, как созданным одним автором, так и созданным в соавторстве.

3.4 Порядок доставки обязательного экземпляра. Ответственность за нарушение порядка предоставления обязательного экземпляра документов

Требование о предоставлении обязательных экземпляров изданий в соответствующие организации в целях комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов». Кроме того, в указанной сфере действует изданное в соответствии с ним Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. N 859 «Об обязательном экземпляре изданий». Согласно п. 1 ст. 5 ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» к видам документов, входящих в состав обязательного экземпляра, в частности, относятся текстовые издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные и имеющие выходные сведения. Следует указать, кто выступает производителем документов, а также их получателем. Данные понятия раскрываются в уже упомянутом ФЗ «Об обязательном экземпляре документов». Под производителем документов понимают юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, занимающееся

93

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра. В качестве производителя могут выступать: 1) издатель; 2) редакция средства массовой информации; 3) производитель фонограммы; 4) производитель аудиовизуальной продукции; 5) организация по производству телерадиопродукции и телерадиовещательная организация; 6) организации, осуществляющие научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы; 7) иные лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра. Получателем документов является юридическое лицо, наделенное правом получения, хранения и общественного использования обязательного экземпляра на безвозмездной основе. Производители документов, к которым относятся и редакции средств массовой информации, обязаны передавать обязательный экземпляр получателям документов безвозмездно (п. 1 ст. 6 ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»). При этом затраты на подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (доставку) обязательных экземпляров относятся на себестоимость документов, входящих в состав обязательного экземпляра. Согласно действующему законодательству производители документов доставляют через полиграфические организации в федеральный орган исполнительной власти в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций по одному обязательному федеральному экземпляру всех видов печатных изданий в день выхода в свет первой партии тиража (ст. 7 ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»). Одновременно производители документов в целях последующего распределения изданий между крупнейшими библиотечно-информационными организациями доставляют в Российскую книжную палату: 1) 16 обязательных экземпляров книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий на русском языке; 2) 7 обязательных экземпляров изданий, нотных изданий, географических карт и атласов на русском языке; 3) 9 обязательных экземпляров центральных газет и газет субъектов Российской Федерации на русском языке; 4) 3 обязательных экземпляра многотиражных газет муниципальных образований и рекламных изданий на русском языке; 5) 4 обязательных экземпляра книг и брошюр, журналов и продолжающихся изданий, изоизданий, географических карт и атласов на языках народов Российской Федерации (за исключением русского) и на иностранных языках; 6) 3 обязательных экземпляра газет на языках народов Российской Федерации (за исключением русского) и иностранных языках; 7) 4 обязательных экземпляра текстовых листовых изданий; 8) 9 обязательных экземпляров авторефератов диссертаций и диссертаций в виде научных докладов; 9) 10 обязательных экземпляров стандартов. Производители документов доставляют через полиграфические организации по три обязательных экземпляра субъекта Российской Федерации всех видов печатных изданий в соответствующие книжные палаты и (или) библиотеки субъектов Российской Федерации в день выхода в свет первой партии тиража. Производители документов доставляют через полиграфические организации по два обязательных экземпляра муниципального образования всех видов печатных изданий в соответствующие библиотеки муниципальных образований в день выхода в свет первой партии тиража. Таким образом, Российская книжная палата самостоятельно производит распределение полученных экземпляров между библиотеками в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ «Об обязательном экземпляре изданий». Законодатель предусмотрел ответственность за нарушение порядка доставки обязательного экземпляра. Так, согласно ст. 23 ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» за несвоевременную и неполную доставку обязательного экземпляра производители документов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Статья 13.23 КоАП РФ предусматривает, что нарушение установленного законом порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов редакций или заменяющих их договоров, а равно порядка хранения материалов теле- и радиопередач влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 200 до 500 руб.; на должностных лиц – от 1 тыс. руб.; на юридических лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Бизнес играет важную роль в жизни каждого делового человека, который в этом заинтересован. Любая предпринимательская жилка начинается с идеи, то есть с интеллектуальной собственности человека. Развитие сферы в его бизнесе во многом зависит от финансовых затрат на достижение нужного результата. Финансовые же затраты вливаются в эту идею – это может быть строительный проект, проект творческой деятельности, либо торговля и т.д. Поэтому важно знать и понимать все моменты авторского права в сфере бизнеса, особенно если он создаётся на международном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе поставленных целей и задач можно придти к выводу, что авторское право является частью финансового, гражданского, административного, а также трудового права. Основным отличием от смежных прав является то, что объектом авторского права является только произведения науки, культуры и искусства. Смежные права охватывают права исполнителя, публикатора и иные права, тесно связанные с авторским. Как авторское право, так и патентное право по существу призвано предоставлять охрану результатам интеллектуальной, творческой деятельности человека. Но в отличии от авторского права патентное право относится только к научно-технической сфере человеческого творчества. При этом продукты научной деятельности могут стать объектами патентного права только в тех случаях, когда они касаются прикладных аспектов использования результатов научных исследований. Если говорить об объектах правовой охраны, то авторское и патентное право – это соприкасающиеся, а порой пересекающиеся области. Если авторским правом защищается форма произведения, то патентом защищается результат технического решения, выраженный его сущностными характеристиками. Практически любой бизнес-план начинается с воплощения идеи. И поэтому в зависимости от характера воплощённой идеи выбирается и способ её защиты. Поэтому государственном уровне предусмотрены необходимые статьи по защите авторских прав, например такие защита как «Интеллектуальных прав». И в соответствии с законодательными нормами защищаются воплощённые идеи произведений (стихотворений, романов, статей и т.д) проекты, разработки, рукописи, средства индивидуализации и прочие объеты интеллектуальной собственности. Зарегистрировать авторское право на проект можно ещё до изготовления промышленного образца или полезной модели. Это позволит более с самого начала защищать результаты своего творческого труда вплоть до реализации изобретения.

Библиография

  1. Костькова О.В Постатейный комментарий к ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» - Новая правовая культура, 2005г
  2. Еременко В.И Сборник «Комментарий к законодательству об охране интеллектуальной собственности»
  3. Владимир Козырев, Константин Леонтьев «Авторское право. Вводный курс» Учебное пособие.
  4. Терехов А.В, Рак И.П «Информационное право»
  5. Невская М.А, Сухарев Е.Е, Тарасова Е.Н «Авторское право в издательском бизнесе и СМИ»
  6. Свечникова И.В «Аторское право» Учебное пособие.

Приложение.

Таблица 1

Авторское право

Общие характеристики патентного закона

Общие положения авторского права

Сфера действия авторского права

Понятия и функции авторского права

Источники авторского права

Основные положения патентного закона

Объекты изобретений

Новизна патентного закона

Авторское право в издательском бизнесе и СМИ

Субъекты авторских прав

Основная международная документация

Ответственность за нарушения

Интеллектуальная собственность

Приложения

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА

1.1. Авторское право и сфера его действия

1.2. История становления и развития авторского права и смежных прав

1.3. Понятия и функции авторского права

1.4. Источники авторского права

Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАТЕНТНОГО ЗАКОНА

2.1. Основные положения и принятия патентного закона

2.2. Новизна патентного закона

2.3. Изобретательский уровень

2.4. Промышленная применимость

2.5. Исключения из правовой охраны

2.6. Объекты изобретения

Глава 3. АВТОРСКОЕ ПРАВО В ИЗДАТЕЛЬСКОМ БИЗНЕСЕ И СМИ

3.1. Интеллектуальная собственность как объект правовой охраны

3.2. Субъекты авторских прав

3.3. Основные международные документы в области авторского права

3.4. Порядок доставки обязательного экземпляра. Ответственность за нарушение порядка предоставления обязательного экземпляра документов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ (схема курсовой работы)