Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право (Международно-правовые аспекты защиты объектов авторского права)

Содержание:

Введение

В современном мире интеллектуальные авторские права нарушаются довольно часто и поэтому нуждаются защите. Чаще всего авторские прав защищаются способами, которые предусматриваются гражданским законодательством. Традиционно защита авторских прав проходит в судебных органах. Проблема совершенствования законодательства в сфере защиты авторских прав — одна из актуальных проблем, стоящих перед современным российским законодательством. Обусловлена она тем, что в связи с резким развитием информационных и коммуникационных технологий у недобросовестных пользователей появляется возможность размещать фрагменты чужих произведений на своих сайтах без ссылки на автора и источник заимствования, без раскрытия информации о владельцах сайта.

Цель работы – исследование понятия авторского права.

Задачи работы:

  1. Изучение особенностей функционирования авторского права в России и за рубежом;
  2. Исследование способов нарушения авторского права и методов разрешения конфликтов;
  3. Изучение особенностей защиты авторского права в сети интернет.

В социальном плане авторское право является весьма конфликтной сферой права. На этом институте сфокусированы противоположные интересы авторов произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и компьютерных программ, обычных граждан, ежедневно использующих эти продукты, и компаний, зарабатывающих на творчестве. Авторско-правовым регулированием затрагиваются интересы общественные – интересы культуры, просвещения, доступа к информации, так как наличие права на конкретное произведение означает ограничение возможностей свободного использования последнего.

Глава 1. Теоретические понятия авторского права

1.1 Международно-правовые аспекты защиты объектов авторского права

Изучение теоретических и практических вопросов международной охраны интеллектуальной собственности имеет очень важную роль. В современном мире экономического развития общества, постепенно происходит движение от материального производства к обработке информации. Усиливается борьба стран за лидирующие позиции в создании и экспорте продукта интеллектуальной деятельности. Интернационализация предпринимательской деятельности, высокая конкуренция на мировом рынке, легкий доступ к информационным ресурсам, заставляют оценивать жизнеспособность и реальную ценность этих объектов с учетом возможности их коммерциализации на международном уровне.

В современный период особого внимания заслуживает такой международный документ как Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (далее – Соглашение ТРИПС), который изменил подход к проблемам защиты интеллектуальной собственности в мире. Соглашение ТРИПС является составной частью Соглашения COT (ВТО), которая вступила в силу с 1 января 1995 Государства – участники Соглашения ТРИПС, обязаны соблюдать ее положения и применять режим, предусмотренный ею к лицам других государств - участников, которых в Соглашении принято называть «граждане». Этим термином обозначаются физические и юридические лица.

Основным принципом настоящего Соглашения является также принцип национального режима и принцип наибольшего благоприятствования, который устанавливает, что любые преимущества, льготы, привилегии или иммунитет, предоставляемые страной – членом Соглашения гражданам любой другой страны (независимо от членства), предоставляются безотлагательно и безусловно гражданам всех стран - членов возможными отдельными исключениями. Хотя Соглашение ТРИПС предоставляет минимальные материально - правовые гарантии соблюдения прав авторов и других правообладателей, существенные различия законодательства в государствах - членах ЕС не позволяют субъектам прав интеллектуальной собственности пользоваться одинаковым уровнем охраны на территории всего сообщества. Прежде всего, это касается процедур прекращения деятельности, связанной с пиратством или контрафакцией. В качестве одной из примечательных особенностей законодательства ЕС можно выделить процесс сближения национальных систем правового регулирования. Общие тенденции развития правового регулирования в этой области особенно заметны на примере директив ЕС. К основным нормативно - правовым документам Европейского сообщества в области охраны авторского права следует отнести: Директиву европейского парламента и Совета ЕС от 14 мая 1991 года о правовой охране компьютерных программ [4] Директиву Европейского парламента и Совета ЕС от 11 марта 1996 года о правовой охране баз данных, Директиву Европейского парламента Совета ЕС от 27 сентября 2001 года о праве следования в пользу авторов оригинального произведения искусств. В апреле 2004 года была принята последняя директива Европейского парламента и Совета ЕС об обеспечении соблюдения прав интеллектуальной собственности.

Законодательное регулирование данной сферы и судебная защита прав нарушенных посредством использования Интернета, усложняется их анонимностью и технической сложностью, что и создает возможности для избежания ответственности за нарушение авторского права. Дискуссионным вопросом остается проблема защиты авторского права в сети Интернет в сфере мировой музыкальной индустрии права и музыкального пиратства в сети Интернет. Этот вопрос актуален и для отечественного музыкального шоу - бизнеса. Свободное использование в сети Интернет звукозаписей в формате МРЗ и других подобных форматах существенно уменьшает доходы компаний звукозаписи, ведь потребители часто предпочитают бесплатному получению желаемой звукозаписи из сети Интернет перед покупкой целого альбома музыкальных произведений, где их, как правило, интересует одно или несколько произведений. Исследование охраны авторского и смежных прав на музыкальные произведения, исполнения и фонограммы в сети Интернет предполагает необходимость определения объективной формы выражения этих объектов. Впрочем, для целей авторско - правовой охраны важнее сам процесс предоставления произведения (объекта смежных прав) цифровой формы (оцифровки).

По утверждению французского исследователя А. Керевера, оцифровкой является выраженный электронными средствами перевод на бинарном языке, использует двоичные знаки 0 и l, любого оповещения в форме текстов, слов, звуков, статических или движущихся изображений. Эти оцифрованные оповещения хранятся в памяти компьютеров, передают в любое другое место, а потом превращаются в формы, доступные для восприятия человека.

Поэтому сразу возникает вопрос другие квалификации процесса оцифровки с позиций авторского права, и прежде всего, можно ли перевод произведения или объекта смежных прав в цифровую форму относить к субправомочности переработки, ведь попутно меняется объективная форма выражения произведения (объекта смежных прав). По данному вопросу разворачиваются большие дискуссии. Современные исследователи преимущественно рассматривают перевод объекта авторского права (смежных прав) в цифровую форму как воспроизведение (А. Пастухов, B.C. Дробязко и Р. Дробязко, А.П. Сергеев, Д. Липцик). В.А. Калятин выделяет даже отдельный вид воспроизведения – «цифровое воспроизведение», что, в отличие от «аналогового воспроизведения», «резко увеличивает возможности воспроизведения произведения». Поэтому «не случайно во многих публикациях сегодня перевод произведения в цифровую форму рассматривается как самостоятельное действие». Акты международного частного авторского права, разработанные, в частности, на базе «Зеленого документа», связали оцифровки скорее с воспроизведением, чем с переработкой.

В частности, об этом говорится в согласованных заявлениях по ст. 1 (4) Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности об авторском праве ст. 16 и ст. 7, 11 и 16 Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам. С тех же позиций выходит отечественный Закон. Однако исчерпывающего ответа на вопрос определения авторской субправомочности по оцифровке до сих пор не получено, поскольку не исключается возможность параллельного отнесения процесса оцифровки как к воспроизводству, так и к переработке.

Таким образом, права охрана авторского права, прежде всего, является одним из способов стимулирования творческой деятельности, обогащения и распространения национального культурного наследия. Согласно Бернской конвенции, чем выше смежных уровень охраны авторского права, тем больше стимул для авторов, а чем больше количество интеллектуальных произведений в стране, тем выше авторитет этой страны. Вполне объективно можно судить о том, что каждый участник интеллектуальной деятельности, кроме получения вознаграждения (за продукт своей деятельности), хочет быть полностью защищенным от посягательств на его авторские права. Поэтому каждое государство устанавливает нормы авторского права в соответствии с целями, которые он ставит перед собой в этой сфере. Однако, несмотря на различия, существующие между законодательствами разных стран, это не исключает возможности сотрудничества между ними и взаимной охраны авторских прав их граждан.

1.2 Особенности функционирования авторского права в Российской Федерации

Для создания благоприятных условий для наращивания интеллектуального потенциала, Конституция РФ говорит о свободах литературного, научного, технического и других видов творчества [5]. Стоит отметить, что правовой режим различных результатов умственного труда в общем не зависит от национальной и территориальной принадлежности человека, то правовое регулирование интеллектуальной собственности относится к ведению РФ. Законодательство РФ в таком случае закрепляет некую презумпцию творчества, в частности и ее основные принципы, которые прописаны в гражданском кодексе РФ [2]. В нем говорится, что лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения считается автором, если не доказано иное. В случае незаконного копирования результата интеллектуальной деятельности, судебные органы могут назначить экспертизу, результаты которой могут предоставить следующие заключения либо о полном, либо о частичном заимствовании его у другого автора. В случае частичного заимствования произведение не признается объектом авторского права, поэтому будут приняты меры по защите истинного автора [2].

Авторское право Российской Федерации на распространяется на идеи, концепции, принципы и методы, процессы, системы, способы решения технических и иных задач, открытия, языки программирования [2]. Произведения, которые охраняются авторским правом не обладают новизной, они неповторимы и обладают уникальными свойствами. Именно по таким причинам для возникновения и осуществления авторских прав не нужна регистрация произведения.

Гражданский кодекс РФ закрепляет основные личные неимущественные права автора: право авторства, право на имя и иные права. Право авторства – это право, основанное на законе, дающее основания считать себя автором (создателем) результата творческой деятельности. Право на имя – право обнародовать произведение под собственным или вымышленным именем или анонимно. Такие права, согласно гражданскому кодексу, не могут отчуждаться или передаваться каким-либо путем, а любой отказ от прав считается ничтожным.

Так как авторские права не обладают материальных характером, они охраняются без ограничения срока. После смерти автора от его имени могут осуществлять действия любые заинтересованные лица.

Существует понятие соавторства – создание результат интеллектуальной деятельности в совместном творческом труде двух и более лиц. После такого создания, права принадлежат всем причастным авторам совместно. Порядок совместного создания принимается по соглашению сторон – и при раздельном и нераздельном соавторстве [28, c. 103-105].

Стоит подробнее остановиться на содержании исключительного интеллектуального права, чтобы более многогранно исследовать понятие авторского права, ведь право интеллектуальной собственности – это совокупность авторских, смежных и патентных прав.

Исключительное право воспринимается как принадлежность объекта (результата творческой деятельности) на которое возникает право только одному субъекту. Также само понятие исключительности говорит о том, что перед нам явление не похожее на другие, а с другой стороны говорит о высоком уровне качества явления – неважно положительного или отрицательного [12]. В содержание исключительного права входят правомочия правообладателя на собственные действия с охраняемым объектом: правомочия на распоряжение и запрет распоряжения им третьим лицам.

Конечно, правообладатель имеет право пользоваться объектом интеллектуальной деятельности любыми способами, которые не противоречат законодательству: в предпринимательской или иной деятельности. Имеет право: производить отчуждение исключительного права по договору третьему лицу, также предоставлять право использовать результат интеллектуальной деятельности по договору неограниченному количеству лиц [27, c. 54-57]. Также правообладатель имеет право запрещать по своему усмотрению пользоваться объектами интеллектуальной деятельности. третьи лица не имеют права использовать объект интеллектуальной деятельности без согласия под страхом имущественной ответственности. Исключения предусматриваются только на законодательном уровне.

В условиях рыночной экономики существует необходимость отчуждения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в квази-товарно-денежной форме. Такая форма отличается от простой товарно-денежной формы тем, что цена на исключительное право определяется отношением спроса и предложения на обладание таким право [28].

Авторское право и смежные права авторов – это в общем совокупности норм гражданского права, что регулируют отношения по охране произведений науки, искусства и литературы, а также фонограмм и исполнений.

Авторское права в объективном отношении – это совокупность норм гражданского права, которые регулируют отношения в признании авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, а также устанавливаю режим их пользования, наделяют автора правами в отношении имущества, защите прав авторов и других правообладателей.

Важно отметить, что такое произведение – это любая отвечающая требованиям закона идеальная система научно-технических категорий, литературных и художественных образов.

Рассмотрим функции, которые выполняет авторское право:

  1. Признает авторство, охраняет произведения искусства и литературы. Авторское право устанавливает правовую охрану произведений в соответствии с законодательством РФ со времени их создания.
  2. Устанавливается режим использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях могут использовать охраняемое произведение.
  3. Авторы наделяются комплексом личных, имущественных и интеллектуальных прав.
  4. Отражают защиту личных, имущественных и интеллектуальных прав авторов.

Законодательство Российской Федерации в области авторского права строится на основе международных договоров, а также регулируется гл. 70 ГК РФ «Авторское право», а также некоторыми статьями гл. 69 ГК РФ, и иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, и другими актами, которые осуществляют нормативное правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности[1].

Как и всякая наука, авторское право обладает объектом и субъектом,, который целесообразно определить. Так, главный субъект авторского права – это конечно автор произведения. Автор результата интеллектуальной деятельности – это признанное физическое лицо, его творческий труд и создает охраняемое произведение. А субъектами являются произведения науки, литературы и искусства.

В число объектов авторского права в соответствии с ГК РФ входят литературные, драматургические, аудиовизуальные произведения, графики, комиксы, произведения декоративно-прикладного искусства, сценографические искусства и т.п. Также стоит отметить, что правовой режим на программы ЭВМ особой, они причисляются к литературным произведениям.

Также многие творческие, вполне самостоятельные произведения, могут быть связаны с другими и выражаться к их новой форме. Сюда относятся переводы, обработки, рефераты, аннотации, аранжировки и т.п. Данные произведения считаются производными, то есть являются переработкой другого произведения как объекта авторских прав.

Результатом творческого труда по подбору или распространению материалов считаются составные произведения. Сюда входят энциклопедии, отнологии и базы данных.

Режим авторских прав распространяется на обнародованные, также и на необнародованные произведения. Но также ГК РФ устанавливает примерный перечень объективных форм выражения произведений. Здесь может быть форма:

  • Письменная (это рукописи, машинопись, нотные записи и т.п.);
  • Устная (публичные произведения, исполнение);
  • Изображения;
  • Звуковая и видеозапись (механическая, магнитная, цифровая, оптическая и т.п.);
  • Объемно-пространственная (скульптура, модель, макеты и сооружения).

В сравнении с патентным законодательством для возникновения авторских прав не требуется регистрация или соблюдение каких-то других формальностей. Только факт создания произведения умственным трудом, выраженного в объективной форме является фактом возникновения, осуществления и защиты авторских прав. При этом не имеет значение в какой форме сделано произведение – это может быть клочок бумаги с рисунком. Главное, чтобы существовала возможность установить автора произведения. Хотя в отношении ЭВМ и баз данных возможна регистрация, хотя этот факт носит факультативный характер и производится по желанию автора.

В соответствии с ГК РФ объектами авторских прав не являются: идеи, методы, процессы, системы, способы решения технических, организационных или иных задач, концепции, принципы, открытия, факты, языки программирования, официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований (городских и сельских поселений), а также их официальные переводы, государственные символы и знаки.

1.3 Способы нарушения авторских прав

В случае если охраняемые авторским правом результаты интеллектуальной деятельности используются умышленно, не получив на это разрешение авторов или правообладателей, либо в результате нарушаются условия договора об использовании таких произведений, что наносит вред личности и обществу, то можно говорить о нарушении авторского права. По мнению С.П. Гришаева, нарушение имущественных авторских прав в сети Интернет является правонарушением, состоящим в копировании и распространении произведений науки, литературы, искусства, которые находятся под охраной авторского права, без соответствующего согласия авторов (правообладателей) третьим лицам, с коммерческой целью [8, с. 126].

Следовательно, нарушение авторских прав в сети Интернет – это незаконное использование или присвоение авторства оцифрованного материала, защищенного авторским правом, такого как программное обеспечение, музыкальные композиции, фильмы, книги, компьютерные игры. Среди основных способов нарушения авторских прав в сети Интернет основное место отводится созданию копий авторского произведения и продаже данных копий, передаче их третьим лицам либо перепродаже приобретенной копии. Однако существует такая точка зрения, что современный подход к защите интеллектуальной собственности в сети Интернет должен основываться на свободном использовании объектов авторского права, при отсутствии заявления правообладателя об ином. Одним из нарушений авторских прав является контрафакция или пиратство.

Следует отметить, что понятие контрафактного экземпляра не совсем удачно применять в отношении цифровой среды. По общему правилу, формой контрафактного экземпляра является материальный носитель (сервер или жесткий диск), содержащий также и законную информацию. Поэтому арестовывать контрафактные экземпляры в данном случае неуместно, поскольку при аресте накопителей информации будут нарушаться права третьих лиц, не совершивших незаконные действия. По этой причине рассмотрим более широкий подход к определению контрафактного экземпляра в цифровой среде.

Авторские права в цифровой среде нарушаются посредством совершения следующих видов интернет-пиратства: видеопиратства; аудиопиратства; нелегального использования программного обеспечения, нелегального использования литературных, научных произведений, текстов, графиков, рисунков и др. Видеопиратство представляется в виде нелегального распространения копий фильмов, телепередач в сети Интернет, главной целью чего является получение прибыли. Для фильмов как объектов авторского права в сети Интернет характерны некоторые особенности, не раз упоминавшиеся многими аналитиками [5, с. 99]. Главной особенностью видеопродукции является возможность принесения прибыли в первые дни после выхода в прокат. Для того чтобы авторские права не были нарушены, в данный период не должны быть распространены в сети Интернет нелегальные копии. Учитывая данный факт, законодатель предложил оперативно блокировать интернет-ресурс, незаконно разместивший нелегальные копии видеопродукции. Согласно утверждениям многих экспертов, защита других видов произведений не зависит от времени появления нелегальной копии произведения [13, с. 33].

Учеными были высказаны предложения о направлении перед блокированием лицами, разместившими информацию, своих возражений интернет-провайдеру [23, с. 14]. Посредством данной меры учитывались бы все интересы, однако увеличивался бы срок наложения обеспечительных мер. Нелегальное копирование музыкальных произведений в сети Интернет может осуществляться путем копирования, распространения и продажи музыкальных альбомов третьим лицам. В свою очередь, распространение музыкальных произведений возможно не только в сети Интернет, но и посредством компакт-дисков. Аудиопиратством является и использование нелегальных копий музыкальных произведений радиостанциями и пиринговыми сетями.

Литературным произведениям уделяется главное место среди объектов правонарушений в сети Интернет. Одним из таких нарушений является предоставление электронными библиотеками бесплатного доступа к копиям произведений без разрешения авторов и правообладателей. Незаконное использование программного обеспечения также осуществляется в больших объемах. Ассоциация производителей программного обеспечения провела исследования, в соответствии с которыми нелицензионное программное обеспечение в нашей стране используется в 63% случаев. В Японии данный показатель достигает 21%, в США – 19%.

Чтобы нелегально распространять программное обеспечение, необходимо снять разнообразные программные защиты с помощью специальных инструментов, к которым относятся редакторы, отладчики, распаковщики. Однако бывают случаи, когда правообладатели поощряют нелегальное распространение программы. В частности, разработчики программы Майкрософт еще в 2007 году распространяли свободное использование программы, в том числе нелегальное, ссылаясь на то, что пользователи, привыкнув пользоваться программой, будут вынуждены покупать ее.

Нелегальному распространению компьютерных игр также свойственна своя специфика, заключающаяся в специфических видах защиты, привязывающих копию игры к носителю (CD или DVD-диску). Однако эксперты утверждают, что защитой от копирования, установленной на CD/DVD-дисках, нарушается законодательство большинства стран, в том числе и Республики Беларусь, поскольку законодательством не запрещено изготавливать резервную копию CD/DVD-диска, который был легально приобретен. Однако издателями, устанавливающими защиту, технические копии не предоставляются пользователям [9, с. 234]. Проблеме интернет-пиратства присваивается международный характер. Каждое государство придерживается своих правовых способов борьбы с нарушением авторских прав в сети Интернет.

К примеру, США применяет к иностранным гражданам, нарушающим авторские права, экстрадицию, состоящую в выдворении за пределы государства без права на возврат, причем не важно, где размещаются серверы правонарушителей. Интернет-пиратство в Республике Беларусь не настолько впечатляет, как в других странах. Лидерами в нелегальном использовании объектов авторского права в сети Интернет являются Англия, США и Италия.

Исходя из анализа основных видов пиратства в сети Интернет и тенденций развития нарушений в сфере авторского права в данной среде, многие исследователи предупреждают, что может нарушиться существующий баланс между интересами потребителей и применением правовых мер воздействия на нарушителя. При заключении нарушителем договора возмездного оказания услуг с провайдером, он получает услугу в меньшем объеме или не получает вообще. Таким образом, основными способами нарушения авторских прав в сети Интернет являются создание копий авторского произведения, продажа данных копий, передача их третьим лицам, перепродажа приобретенной копии и контрафакция (интернет-пиратство).

Современный подход к защите авторских прав в сети Интернет должен основываться на свободном использовании объектов авторского права при отсутствии заявления правообладателя об ином. Кроме того, законодательные меры должны играть главную роль в борьбе с нарушением авторских прав в сети Интернет.

1.4 Методы правовой защиты интеллектуальной защиты ответственности в РФ

Защита прав интеллектуальной собственности сегодня может осуществляться следующими методами: гражданское, административное и уголовное наказание.

1. Гражданский иск. В случае использования этого средства для защиты прав интеллектуальной собственности, если необходимо оправиться от ошибочных или спорных прав. Право на признание. Наиболее распространенные меры защиты. Если автор признан, это означает, что один человек получает интеллектуальные права исключительного права и может ими пользоваться. Стоит отметить, что не имеет значения, что любое материальное средство массовой информации является результатом интеллектуальной деятельности, потому что (РИД), законно получивший его, может иметь много граждан. Если РИД должен зарегистрировать этот тип защиты, такой как право на признание, таким образом, предоставляя право на регистрацию интеллектуального труда для этого результата. Не признайте, что никакие другие меры не будут приняты для защиты прав интеллектуальной собственности. Ситуация после выздоровления является актом нарушения прав.

Поскольку права на результат интеллектуальной деятельности являются нематериальными активами, для защиты могут использоваться следующие меры:

  • Восстановление положения (например, может потребоваться восстановить исходный вид РИД);
  • Действия по предотвращению нарушения или предупреждения действий, которые могут привести к этим нарушениям. К ним относятся незаконные продукты, без указания правообладателей. Другой способ - восстановить ситуацию. Это только иногда уничтожается правообладателями, которые незаконно выпускают или называют имена, не упомянутые РИД. Кроме того, могут удаляться данные о правообладателях на экземплярах РИД. Возмести убытки. Это распространенная форма защиты. Требование к нарушителю возмещение убытков или выплата компенсации нанесенного ущерба может подать в случае, если(в соответствии со статьей 1301 ГК РФ): • если автор информации удален или изменен, но не дает на это согласия правообладателя;
  • если результатом интеллектуальной деятельности является перепечатка импорта (т. Е. Публикации), и правообладатель удаляет или изменяет информацию, он не допускает ее и согласия автора. Компенсация морального вреда. Если человек получает право людей права на результаты интеллектуальной деятельности (в том числе защиты и прав), использование этих Рид является законным, и авторы не могут быть компенсированы. Если граждане были переданы авторского права не защитить их, если владелец может требовать компенсации морального вреда. Прекращение или изменение правоотношения. Другой создание несоблюдения его положений в случае прав на интеллектуальную собственность или клиент может потребовать расторжения договора. При разработке договора можно отметить, что авторское право на него, в любом случае, его состояние может изменить запрос любой из сторон. Публикация нарушения судебного преследования.

Право на публикацию и деятельность может представлять угрозу была нарушена. В то же время публикации авторского права платит независимо от того, является ли он виновен. Если применимого нарушение авторского прав и другие положения о защите интеллектуальной собственности в соответствии с действующим законодательством. Там также может привести к нарушителю о возмещении ущерба может компенсировать ущерб, он будет билет. Его ставка в размере 10 % от суммы суд постановил, что права истца были нарушены Рид. Штрафы, уплаченные в денежной форме, существует законодательство в соответствующих положениях бюджета.

2. Правовые и административные меры. Реализация этих мер достаточно проста в короткие сроки. Административная защита необходима, потому что в кодексе административное преступление (PROP) обеспечивает внушительный набор поведений в области интеллектуальной собственности. Штраф за правонарушения может составлять от 1500 до 2000 рублей для граждан, от 10 000 до 20 000 рублей для должностных лиц, от 30 000 до 40 000 рублей для юридических лиц. У юридических лиц в дополнение могут изъять контрафактные экземпляры, а также оборудование, устройства и материалы, которые были использованы для совершения правонарушения. 3. Меры уголовной ответственности. Почти все права на интеллектуальную собственность защищены Уголовным законом: авторское право и смежные права (ст. 146 УК) и патенты на изобретения (ст. 147 УК); товарные знаки и знаки обслуживания (ст. 180 УК) Точная информация о правах потребителей (ст. 182 УК ).

Наказание за следующие деяния по ст. 146 УК РФ нарушает авторские и смежные права. Плагиат (присвоение авторства), причинивший серьезный ущерб правообладателю, гражданин должен уплатить максимальный штраф или заработную плату в размере 200 000 рублей (прочие доходы) за период работы до 18 месяцев. Альтернативное наказание – обязательные работы на срок времени от 180 до 240 часов или арестов на срок от 3 до 6 месяцев. Незаконное юридическое лицо, которое покупает, хранит, перемещает произведение или звукозапись с целью наложения (то есть незаконного использования) предусматривается штраф в размере до 200 000 рублей. Штрафы могут быть равны размеру заработной платы (или другому доходу) гр - на в течение 18 месяцев.

Кроме того, обязательные работы могут быть назначены на срок с 180 до 240 часов. Еще один способ наказания - приговорить к 2 годам лишения свободы. Если данные нарушения были были осуществлены группой лиц по заранее спланированному сговору или группе организаций или отдельных лиц, применяющих 185 служебное место, то в этом случае тюремное заключение составляет 5 лет. Суду также может потребоваться выплатить штраф и до 500 000 рублей заработной платы (или другого дохода) нарушителя за период до 3 лет.

Глава 2. Особенности защиты авторских прав в сети интернет

2.1 Защита авторских прав в сети интернет

Одна из актуальных современных проблем, с которыми встречается российская правовая система – это проблема защиты авторских прав, и конечно в сети интернет. Данный вопрос освещает немало научных работ, хотя проблема все еще остается. Суть такой проблемы заключается в том, что в сети интернет существует целый ряд сайтов, которые публикуют материалы, защищенные авторским правом, где часто не указываются ссылки на автора, источники заимствования без разрешения правообладателя.

Проблемы защиты авторских прав в интернете

Тогда возникает вопрос: как же граждане могут защищать свои авторские права так, чтобы во время проведения его научных исследований человека не обвиняли в плагиате, а также не отказывали в публикации статей под предлогом того, что статьи не оригинальные и могут содержать неправомерные заимствования из чужого текста. Несмотря на то, что очень часто тексты не содержат неправомерных заимствований из чужого текста, а являются переработкой произведений, что допускается ст. 12 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979), а также ст. 1270 ГК РФ3. Итак, в соответствии с пунктом 1 ст. 1251 ГК РФ в случае нарушения личных неимущественных прав автора защита осуществляется путем следующих действий:

  • Признание права;
  • Восстановление положения, которое существовало до факта нарушения права;
  • Пресечение действий, которые нарушают право или создают угрозу нарушения;
  • Компенсация морального ущерба;
  • Официальная публикация решения суда о нарушении.

Действующее законодательство РФ обращает внимание на то, что гражданин в случае нарушения прав может обратиться в суд с иском к нарушителю авторского права. Так, возможен целый ряд ситуаций, которые связаны с особенностями защиты авторских прав в интернете:

  1. Известно имя нарушителя, а также его местонахождение. Также известен автор и права, которые он нарушил. Такая ситуация является очень благоприятной, поскольку появляется потенциальная возможность предъявить иск нарушителю авторского права.
  2. Известен нарушитель, но он проживает в другой стране, которая враждебно относится к государству автора, чьи права нарушены. В таком случае ситуация несколько сложнее первой, однако, если автор предполагает кто потенциальный нарушитель, то можно обратиться в суд РФ с иском о защите авторского права по последнему известному месту жительства в РФ согласно ст. 29 ГПК РФ.
  3. Нарушитель неизвестен. Такая ситуация является самой неблагоприятной для автора, ведь по сути не остается возможности для обращения в суд с иском о защите авторских прав.

Итак, дело в том, что существующее гражданско-процессуальное законодательство требует, чтобы исковое заявление должно содержать в себе следующую информацию:

  • Название суда, в который подается заявление.
  • Имя истца, его место жительства или местонахождение его организации.
  • Имя ответчика, его место жительства.
  • Описание нарушения, которое произошло, либо угрозы нарушения прав и свобод истца, его требования и т.п.
  • Способы заполнения сведений, что предусмотрено п.3 и ст. 131 ГПК РФ, если неизвестны данные нарушителя прав.

Часть 3 ст. 26 ГПК РФ российские суды рассматривают в суде первой инстанции гражданские дела, которые связаны с защитой авторских или смежных прав, однако сюда не входят права на фотографические произведения, а также произведения, полученные способами, подобными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет».

Однако суд не рассматривает дела о защите авторских прав, если неясно кто нарушил авторские права гражданина, а также тот, к кому предъявляется иск. Единственная доступная мера для защиты авторских прав – это применение предварительных мер для обеспечения будущего иска. Сюда так же относится блокировка сайта, где обнаружен противоправный контент. В суды по подобным делам обращаются около 1500 заявлений в год в одной только Москве, при это решения практически не выносятся, потому как сайты в большинстве случаев анонимны.

В это же время ч. 7 статьи 144.1 ГПК РФ гласит, что если заявитель не подал исковое заявление в установленные сроки о предварительном обеспечении защиты авторских или смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», предварительное обеспечение отменяется тем же судом. Для отмены предварительного обеспечения выносится определение. На основе всего вышеизложенного можно определить неэффективность законодательного регулирования защиты авторских прав в интернете. В общем такая проблема может быть решения ведением конструкции публично-правового иска. Такой иск означает, что лицо с нарушенными правами распространением его произведения в интернете, должно предоставить публично-правовой иск к России о запрете распространения на территории РФ контента, который противоправен и нарушает авторские и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. В таком случае представителем РФ выступает Федеральная служба надзора в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Судебное разбирательство должно установить тот факт, что авторские права нарушены и невозможно установить место нахождение ответчика, также выносится решение для удовлетворения заявленных требований.

Для решения такого вопроса важно внести изменения или дополнения в гражданско-процессуальный кодекс РФ, а сохранение уже сложившегося порядка вещей кажется довольно опасным, так как сегодняшние технические средства не могут обеспечить защиту авторских прав от незаконного пользования другими лицами.

Необходимо вводить блокировку сайтов по обращениям граждан, чьи права нарушаются, что конечно снизит рекламный доход таким сайтам. В пользу блокировки сайтов можно привести следующие аргументы. Для существования сайта и его актуальной поддержки состояния необходимо постоянное финансирование. Источником являются деньги, которые сайт получает благодаря рекламе, либо деньги от спонсоров и благотворительных организаций, либо от государства. Но конечно владелец в первую очередь заинтересован в том, чтобы сайт просматривали как можно больше людей. Если сайт заблокируют за нарушение авторских прав, что количество пользователей значительно снизится, следовательно, сократится финансирование. С позиции экономического анализа нелегальный контент приводит к быстрому получению дохода в краткосрочном периоде, а также если компания готова на блокировку сайта в долгосрочном периоде. Также долгая блокировка сайта окажет серьезное психологическое воздействие на владельцев и пользователей данного сайта.

Как известно, любая информация оказывает на человека определенное воздействие: как информационное, так и ценностно-мотивационное. Под влиянием той или иной информации индивидуум принимает те или иные правовые решения, определяет стратегию поведения в правовой сфере [15] . При этом распространение определенного контента без ссылки на автора и источник заимствования повлияет на рядового пользователя и автора произведения. Рядовой пользователь сможет использовать данное произведение в своих целях также без указания автора и источника заимствования либо с указанием только того сайта, откуда он взял это произведение, но, естественно, также без ссылок на автора и источник заимствования.

Автор же произведения, узнав о том, что его произведение используется без ссылок на него и источник заимствования, будет вначале очень возмущен этим обстоятельством и почувствует все бессилие в деле защиты своих авторских прав. То есть автор будет пребывать в стрессовом состоянии, если узнает о подобного рода фактах, и будет испытывать определенные нравственные страдания от того, что его право авторства нарушено, то есть ему будет причинен моральный вред [17]. Как отмечается в постановлении Пленума Верховного суда РФ, «под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина» [21].

При этом «моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий…» [22]. Понятно, что потребовать компенсацию морального вреда в случае распространения информации, которая нарушает авторские права, будет невозможно, но бессрочное блокирование информационного ресурса, нарушающего авторское право, будет возможно, что, несомненно, будет эквивалентной альтернативной компенсацией морального вреда, ибо человеческая психика обычно является подвижной и, как правило, забывает обиды, нанесенные другими людьми или обстоятельствами, если эти обиды прекратили наноситься этому человеку.

Особенно это характерно для русской правовой ментальности, основанной на православии. Блокировка сайта, распространяющего противоправный контент, или его удаление позволят владельцу авторских прав почувствовать себя в определенной мере защищенным от нарушений, владельцев сайта заставит задуматься о возможных последствиях размещения противоправного контента, а пользователи сайта будут информированы о нарушениях авторских прав, что будет способствовать повышению уровня правосознания пользователей сети «Интернет».

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что существующая система защиты авторских прав в сети «Интернет» объективно нуждается в совершенствовании, что отмечается в специальной литературе. Представляется, что подобного рода защита может быть осуществлена путем использования института бессрочного блокирования информационного ресурса, на котором размещен противоправный контент, в судебном порядке, о котором говорилось выше.

Данная проблема возникла в результате участившихся случаев нарушения авторских прав в сети Интернет. На данный момент существует колоссальное количество дел по этому поводу и я попробую проанализировать несколько из них.

Одним из наиболее ярким примером является судебное разбирательство между социальной сетью «ВКонтакте» и звукозаписывающей компанией Gala Records. Компания Gala Records в третий раз выиграла иск в суде у социальной «ВКонтакте» за незаконное использование фонограмм певицы МакSim на этот раз в кассационной инстанции[2]. Уже в третий раз Gala Records получает компенсацию в соответствии с судебным решением от социальной сети за неправомерное распространение там пиратских аудиозаписей. А это значит, что звукозаписывающая компания действительно терпела убытки из-за подобного явления, потому что спрос на продаваемую продукцию резко упал, ведь пользователи могли с легкостью прослушать легкодоступные файлы не выходя из социальной сети.

Не смотря на то, что социальная сеть пыталась оправдать себя в том, что пользователи сами закачивают нелегальный контент и за них они не несут ответственность. Но социальная сеть, создавая возможность на своих просторах распространять аудиозаписи, обязана контролировать правомерность этого процесса и пресекать попытки загрузки пиратского контента. Но подобный контроль не входит в интересы социальных сетей, поскольку, в таком случае спрос пользователей будет сокращен. Социальная сеть могла и должна была пресечь действия пользователей по загрузке нелегального контента, поэтмоу и поплатилась взысканием компенсации в пользу Gala Records целых 3 раза.

Нельзя не заметить, что на данный момент в социальной сети «ВКонтакте» проходит масштабная политика по сокращению нелегального контента. Скорее всего, именно судебные разбирательства повлияли на это. Совсем недавно компания «Амедиа» выступила в Мосгорсуде с требованием о блокировке некоторой части сайта LostFilm в связи с тем, что на этом сайте распространяются зарубежные сериалы с любительской озвучкой, право транслировать которые в России принадлежит компании «Амедиа». И Мосгорсуд действительно заблокировал доступ к этим сериалам в российском Интернете. Безусловно, компания «Амедия» теряет значительную прибыль изза свободного доступа к этим популярным сериалам в озвучке LostFilm в Интернете. Но LostFilm гораздо популярнее среди поклонников сериалов. Они сами озвучивают и предоставляют зрителям бесплатный доступ к сериалам, не имея при этом никакой прибыли, кроме спонсорской поддержки и некоторого количества рекламы на их сайте.

Но российский зритель в праве сам выбирать, в какой озвучке посмотреть тот или иной сериал. И почему LostFilm не может озвучивать зарубежные сериалы, ведь можно сказать, что эта его деятельность является некоммерческой, а «Амедиа» сама эти сериалы не снимает, но озвучивает их исключительно в коммерческих целях. Также, Интернет является не только сферой масштабного нарушения авторского права, с помощью него можно узнать, что твои авторские права были нарушены в принципе. Как, например, произошло с одним из преподавателей нашего университета – доцентом кафедры источниковедения истории России, кандидатом исторических наук Н. Г. Рогулиным. Проректор Полярной академии С. В. Литвиненко в своей докторской диссертации скопировал работу Н. Г. Рогулина, который увидел её на просторах Интернета.

Благодаря младшему научному сотруднику кафедры гражданского права СПбГУ Д. Н. Салмину и ведущему юристу Юридической конторы Гессена Г. С. Мелкову, аспиранту кафедры гражданского процесса СПбГУ, Рогулину удалось защитить свое авторское право и С. В. Литвиненко был обязан оплатить ему компенсацию. Данный пример подтверждает то, что Интернет охватывает практически все сферы нашей жизнедеятельности, процесс развития цифрового обеспечения приводит к тому, что вся информация так или иначе проходит через Интернет.

2.2 Способы борьбы с нарушениями авторских прав в сети Интернет

Безусловно, когда существует проблема, с ней нужно бороться. А проблема распространения нелегальных файлов достаточно широка. И я могу предложить несколько способов для решения данной проблемы.

  1. Правовые способы. В первую очередь, конечно же, это доработка законодательства с учетом мнения общества и, самое главное, мнения Интернет ориентированных компаний ( ВКонтакте, Яндекс, майл.ру и т.д.). Я считаю, что идеальным примером является закон США Digital Millennium Copyright Act, который переводится, как Закон о защите авторских прав в цифровую эпоху.
  2. Информационно-технологические способы. Я считаю, что нужно популяризировать такие сайты, на которых пользователь вполне легально может просматривать фильмы и прослушивать музыку за определенную абонентскую плату. А эти сайты уже отдают должное правообладателям. Опять же, к примеру, в США данный вид пользования довольно популярен, что так же сказывается на меньшем количестве пользования «пиратскими» файлами.
  3. Организационные способы. Администраторы социальных сетей должны доступно и в полной мере информировать своих пользователей в правовым смысле. Так же, что бы не ущемлять свои авторские права, вы должны быть предельно внимательны, когда регистрируетесь в какой-то определенной социальной сети и обязательно прочитать правила пользования. Например, Instagram получает от вас разрешение на использование ваших фотографий, в том числе вне сервиса.
  4. Воспитательные способы. Для того, чтобы уменьшить уровень нелегализованного пользования коннектом, необходимо развивать правовую культуру и правосознание с раннего возраста. Ведь человек, уважающий закон будет придерживаться правомерного поведения. Для этого можно воздействовать на людей с помощью СМИ (различных реклам в пользу правомерного пользования Интернетом), или, допустим, ввести в школах урок правовой культуры, чтобы у детей было сформировано хорошее правосознание.
  5. Международные способы. На самом деле, сфера Интернет, а тем более социальные сети плохо регулируемы. В правоохранительных органах не существует специализированного отделения по борьбе с преступностью в данной сфере. Поэтому развитие структуры в правоохранительных органах, а так же создание такой организации, которая смогла бы регулировать данный вопрос по всему миру и искать способы борьбы с этой проблемой, значительно помогло бы в устранении правонарушений в этой области. Но, с другой стороны, если всё-таки в результате противодействия проблеме доступ к нелегальным файлам будет закрыт, то это, конечно же приведет к повышению уровня дохода правообладателей, но возможна такая ситуация, что культурное развитие населения будет регрессировать в связи с невозможностью некоторых просвещаться в культурном плане из-за материальных соображений. Возможно с помощью государства, а особенно нашего, которое согласно Конституции РФ является социальным, оставить свободный и бесплатный доступ к тем файлам, которые представляют собой особое значение для культурного развития населения, чтобы все смогли ознакомиться с ними абсолютно легально.

Можно сделать вывод, что авторские правоотношения и правонарушения в сети Интернет распространяются и развиваются в ускоренном темпе. Необходимо, особенно в правовом государстве, чтобы этих правонарушений становилось гораздо меньше, поэтому с ними нужно бороться всеми возможными способами, в особенности совершенствованием законодательной базы, которая бы регулировала авторские правоотношения в сети Интернет, так же пресечением самих причин возникновения подобного рода правонарушений. Интернет – теперь неотъемлемая сфера нашей жизни, и мы должны действовать в ней точно так же, как действовали бы и в реальной жизни. Нам необходимо осознавать то, что каждое произведение (аудио, видео, текстуальное и иное) является результатом чьей-то интеллектуальной деятельности, которая заслуживает должного отношения к ней. Если не придавать значения пиратству на просторах сети Интернет и не бороться с ним, то это может привести к невозможности распространения продукта интеллектуальной деятельности на отечественном и зарубежном рынке, а так же к прекращению инвестирования с целью поощрения создания новых работ.

В результате чего перестанут появляться новые произведения, и процесс развития искусства, каких-то творческих работ и иных резутатов интеллектуальной деятельности будет прекращаться. Нельзя допустить, чтобы институт интеллектуальной деятельности прекратил свое существование, поэтому нам необходимо уже на ранних этапах решать быстро развивающуюся проблему нарушения авторских прав в сети Интернет.

2.3 Блокировка пиратского контента

В современных реалиях проблема плагиата произведений различного характера стоит довольно остро. В СМИ периодически появляются сообщения о спорах, возникших на основе нарушения авторского права. В Конституции Российской Федерации прямо говорится, что «интеллектуальная деятельность охраняется законом». Постановка задачи. Попробуем разобраться, что же мешает грамотному функционированию законов об авторском праве, какие изменения могли бы улучшить систему и что могут сделать простые граждане для поддержания законного существования своего творчества. Если углубиться в историю Российского законодательства, можно заметить, что Закон «Об авторском праве и смежных правах» был принят в 1993 году, что по меркам существования авторского права в мире совсем малый срок. За это время могла не до конца сформироваться система управления авторскими правами, санкции при их нарушении [25]. Остаётся под вопросом мера допустимого использования авторского объекта в качестве исходника для собственных наработок, отдельных фрагментов, создания аналогии с уже существующим, законно признанным творением. Кроме того, интернет расширяет рамки доступа пользователей к произведению автора, при этом граница дозволенных действий остаётся размытой [7]. Одной из главных особенностей произведения является его оригинальность. Но что именно подразумевается под этим словом в контексте авторства? Важно отделить патентное право, в котором действует принцип новизны. Он подразумевает наличие абсолютно новых характеристик, не присущих аналогичным объектам ранее, либо изобретение совершенно нового объекта. В то же время принцип оригинальности ставит на главенствующую позицию уникальность подачи объекта. Говоря обобщённо, манера создания произведения отличает одно от другого. Выясняется оригинальность путём сравнения с остальными произведениями [10, c.50]. Так как работа посвящена нарушению авторских прав, дадим определение основного понятия.

Нарушением авторских прав признается использование произведений науки, искусства, литературы, которые охраняются законодательством, без согласия автора или правообладателей либо с нарушением условий договора об использовании результатов интеллектуальной деятельности. Происходит несанкционированное распространение материалов различной направленности, от музыкальных произведений до программного обеспечения. Создание контрафактных копий, их передача кому-либо или перепродажа другим лицам – основные виды нарушений. Очевидно, что все они направлены на получение прибыли за счёт кражи интеллектуальной собственности граждан [16].

Разберём ответственность, наступающую за нарушение авторских прав. Насчитывается три вида санкций, применяемых для нарушителей данного вида прав. Их выбор осуществляется в зависимости от сущности правонарушения, последствий. Первый вид – гражданско-правовая ответственность. Нарушения здесь регулируются согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Гражданско-правовая ответственность нацелена на восстановление потерь автора в результате нарушения. Она наступает исключительно по претензии автора или правообладателя и действует в целях защиты его частных интересов. Второй вид ответственности – административная. Она наступает за нарушение авторских прав, предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях. Наказуемо незаконное использование произведений, если информация об авторе искажена, ложна или объект интеллектуальной деятельности является контрафактным; выставление произведений с целью получения дохода. Полагается административный штраф в размере от 1500 до 45000 рублей с изъятием контрафактных изделий. И самое строгое из предусмотренных наказаний – уголовная ответственность. Уголовная ответственность грозит за плагиат, наносящий ущерб автору. Обязательные работы, штраф или исправительные работы сроком до года назначаются за нарушение неимущественного права автора на имя: правонарушитель выдаёт чужое произведение за своё или не указывает соавтора.

Незаконное использование произведений автора используется непосредственно для получения прибыли в крупных и особо крупных размерах. Самое строгое наказание за данное деяние – лишение свободы сроком до 6 лет. В судебной практике не редки случаи, когда правообладатель требует уголовной ответственности для нарушителя, а затем обращается за взысканием компенсации, что относится к гражданско-правовой ответственности. Рассмотрим тему, касающуюся каждого пользователя интернета. Как же в данной сфере проходит регулировка и соблюдение авторских прав? Можно долго рассуждать на тему того, сколько времени проводят в сети люди, как это влияет на всех, но всё же не это нам нужно. В сеть «залито» огромное количество произведений, защищённых авторским правом. В данное время по статистическим данным количественная характеристика материалов в сети неуклонно растёт, а их разнообразие остаётся на прежнем уровне. Отсюда следует логический вывод, что одна и та же информация перетекает с одного сайта на другой (порой в абсолютно таком же виде, форме, записи).

Перенимая информацию с какого-либо ресурса, обладатель другого ресурса может неосознанно нарушать нормы авторского права. Кто-то, наоборот, делает это специально. То есть информация для нашего с вами пользования множится с нарушением прав авторов, причём ее качество оставляет желать лучшего [26] . Защита авторских прав в интернете с 1 мая 2015 г. стала проводиться на основе Федерального закона от 12.03.2014 35-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». В повседневной жизни его сокращённо называют антипиратским законом. Данный закон расширил поле действия, взяв под контроль все объекты авторских и смежных прав. Исключением стали фотографии.

Принятие Федерального закона сразу же вызвало ряд негативных оценок, что объясняется, прежде всего, тем, что так называемый «информационный посредник» – лицо несколько размытое. Так, статья 1253.1, что вошла после поправок в ГК РФ, гласит: «Лицо, осуществляющее передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети «Интернет», лицо, предоставляющее возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети, лицо, предоставляющее возможность доступа к материалу в этой сети, – информационный посредник – несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав в информационнотелекоммуникационной сети на общих основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом» [20].

Таким образом, этим лицом, нарушающим право на материалы, может стать случайный человек, вплоть до создателя поисковых сервисов. Еще одна немаловажная проблема, возникающая на стыке интересов правообладателей и пользователей сети – это неоправданное применение закона во всевозможных сферах: ‒ использование IP-блокировки интернет-ресурсов путем создания страницы в сети с «пиратским» содержимым с абсолютно совпадающим IPадресом; ‒ и, соответственно, размещение ссылок на «пиратский» контент на сайте порядочного обладателя.

Кроме того, отсутствует регулировка исполнения закона по отношению к фотографиям, товарным знакам. Как же быть обладателям авторских прав на указанные категории произведений? Получается, любой случайный человек может беспрепятственно использовать результаты интеллектуальной деятельности? Остается надеяться, что данные аспекты в ближайшее время примут к рассмотрению [19] .

Есть недоработки и в судебном вмешательстве при нарушении прав. Они касаются постоянной блокировки сайта. На данный момент система устроена по принципу подачи множества исков на один сайт, но за разные объекты. По сути один и тот же ресурс рассматривают гораздо дольше, чем могли бы. Да и нет запрета создания новых сайтов для обладателей уже заблокированных ресурсов, что может повлечь умножение дел о нарушении авторских или смежных прав. Отметим, что данная проблема довольно распространена в существующей реальности. Возникают новые виды запрещенного контента и пользователи, желающие извлечь максимум выгоды от своих незаконных действий. Всё это может наложить отпечаток на репутацию законопослушных авторов сайтов и страниц в сети Интернет. Особое внимание следует обратить на нарушения в этой области и внимательно отнестись к рассмотрению дел. Несовершенно и законодательство на уровне работы с иностранными гражданами. Если обладателем «пиратского» сайта является лицо, не имеющее российского гражданства, встает вопрос о наказании и его исполнении. Но в данной ситуации мало кто будет разбираться, чем именно недоволен Роскомнадзор, что, вероятно, приведет к игнорированию требований. Воспользовавшись пробелами в нашем законодательстве по данному вопросу, недобросовестные граждане могут воспользоваться переносом сайта на иностранный хостинг [11].

Данный Федеральный закон, безусловно, направлен на защиту интересов авторов, но при его исполнении могут пострадать добросовестные владельцы сайтов, что скажется на их репутации и дальнейшей деятельности; нет чёткого представления о регулировании авторских прав с иностранными гражданами. Материалы и методы решения задачи Во-первых, в тексте статей, описывающих авторское право, определения некоторых терминов не раскрываются вовсе, что даёт повод трактовать суть определения, да и всего текста с некой неопределенностью, допускаются разночтения. Самое простое, что здесь можно предложить, – чётко описать все термины, требующие особого внимания.

Во-вторых, относительно категорий, по каким-либо причинам, не внесённым в список регулирования нарушений, можно сказать одно: авторские права защищаются в области музыки, литературы, живописи и т.д., стоит расширить границы и внести все результаты интеллектуальной деятельности под защиту государства.

И в-третьих, сайты с пиратским контентом должны быть тщательно проверены во избежание повторных заявлений на обладателя данного источника информации и лишней траты времени на изучение одного и того же объекта. Возможен временный запрет для постоянных нарушителей на создание сайтов и постоянное отстранение от данного вида деятельности при повторных нарушениях. Что касается блокировки сайтов, можно предложить простейший алгоритм, учитывающий особенности нарушения. Он поможет устранить существующие недостатки системы. Алгоритм представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Алгоритм блокировки контента

Для государства важно соблюдение авторских прав, для автора сайта немалое значение имеет его репутация, беспрерывное функционирование сайта весомо и для администрации сайта и для пользователей. На основании этих связей построена таблица. Выводы В заключение хотелось бы отметить, что все недостатки исправимы. Но на это нужно время. На данный момент можно пересмотреть правовое регулирование авторских прав относительно иностранных граждан, внести поправки, учитывающие такие результаты интеллектуальной деятельности, как фотографии и товарные знаки; при наличии блокировки хотя бы одного сайта, должен быть наложен запрет на создание новых сайтов для этого же автора.

Кроме того, необходимо упрощение процесса постоянной блокировки сайта. Можно сказать, что интеллектуальная собственность государства – это его репутация на мировой арене, да и уровень научного образования внутри страны. Такая важная система защиты интеллектуальной собственности должна работать бесперебойно, не допуская лазеек для злоумышленников. А самим гражданам следует грамотно оформлять свое авторство, чтобы не возникало ненужных споров из-за невнимательности или неосмотрительности.

2.4 Профилактика нарушений авторского права в интернете

Нарушение авторских прав в глобальной сети Интернет — крупная проблема международного характера. С развитием современных технологий коммуникации общество довольно быстро столкнулось с нелегальным распространение контента в невиданных ранее масштабах. Ряд объектов авторского права обладает наибольшей уязвимостью к нелегальному распространению в сети Интернет:

1. Текстовая информация. В частности, книги, статьи, журналы и т.п. Самая уязвимая к распространению группа в силу легкости компьютерного копирования и передачи текстовой информации. По этим же причинам самая сложная для защиты.

2. Аудио - и видео - информация. Выражается в нелегальном копировании и распространении фильмов, сериалов, телепередач, музыкальных альбомов и композиций.

3. Программное обеспечение. Обход проверки лицензий программного обеспечения, взлом средств защиты от нелегального копирования, использование участков программного кода в собственных разработках без разрешения авторов и правообладателей. Соответственно, для каждой группы объектов средства и методы защиты могут быть подобраны индивидуально. Тем не менее есть и универсальные способы. В первую очередь для урегулирования подобных отношений в сети Интернет, необходимо принимать соответствующие нормативно - правовые акты, действительно способные регулировать данную сферу со всей ее спецификой. Законопроекты последнего времени, в основном, направлены на блокировку различных распространителей нелегального контента.

По этой причине сложилась практика, что контент, который был выложен в сеть без разрешения правообладателя, удаляется только лишь по его требованию, а говорить о подобном, как о полной защите авторского права, просто невозможно. Фактически, не существует способов профилактики и предупреждения нарушений авторского права в сети Интернет, что для это сферы необходимо. Повсеместные нарушение прав авторов и правообладателей в сети — огромные недостатки современной концепции авторского права, оно не адаптировано для современных технологий распространения контента.

В пример удачных попыток урегулировать данную сферу правоотношений можно привести закон “Об авторском праве” в Нидерландах. Главной его особенностью можно назвать большую лояльность к конечному пользователю, который и выступает наиболее часто нарушителем авторского права. Так, в Нидерландах разрешено загружать в сеть объекты, находящиеся под защитой авторского права, например, аудиовизуальные произведения, но с условием, что они не будут использованы в коммерческих целях. Тем не менее нелегальные копии программного обеспечения или средства для обхода защиты от копирования все так же будут считаться незаконными, а пользователя может ожидать предупреждение, а в случае системности нарушений — штраф.

Подобным образом устроена и система защиты авторского права во Франции. Нарушитель сперва получает уведомление от провайдера сети Интернет, который по закону обязан охранять авторское право на объекты, выложенные в сеть посредством его услуг. В случае повторения нарушения в течение полугода нарушитель получает уже письменное уведомление и уже только на третий раз штраф. В целом, эти довольно простые методы и средства позволяют сократить огромное количество нарушений авторского права в сети Интернет, так, например, по отчету агентства MUSO Франция занимает лишь 7 место в мире по объему нелегального контента в своем сегменте глобальной сети Интернет, а Нидерланды не входят и в десятку.

Для сравнения страны с преимущественно запретительным методом регулирования правоотношений в сфере нарушений авторского права в сети Интернет, такие как Соединенные Штаты Америки и Российская Федерация, занимают в данном исследование первую и вторую строчки соответственно. Таким образом, не только идет профилактика нарушений, но и воспитание правовой культуры пользователей. В конечном итоге, пользователь должен понимать, что, по сути, нарушение авторского права — это точно такое же воровство, но воровство интеллектуальной собственности автора.

Заключение

Защита авторских прав принадлежит к числу наиболее сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость. В настоящей дипломной работе, исследованы лишь некоторые вопросы авторского права. Структура работы построена таким образом, чтобы раскрыть основные положения, концепции авторского права и одновременно обозначить параллельно существующие практические и теоретические проблемы. В основе работы - анализ Закона Российской Федерации «Об авторских и смежных правах»1, а также новейшее законодательство, фундаментальные исследования дореволюционных авторов и современные научные изыскания в этой области.

В основе работы лежит основы авторского права, а также отдельные авторские правомочия. Авторским регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнении, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Объединение в едином институте, который в дальнейшем для краткости будет именоваться просто авторским правом, двух указанных групп норм объясняется теснейшей зависимостью возникновения и осуществления смежных прав от прав авторов творческих произведений, а также урегулированностью соответствующих отношений единым законом.

В качестве основных задач (функций) авторского права чаще всего в юридической литературе называют две следующие задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав1 на использование созданных ими произведений и получение доходов и т.д. С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.

Список литературы

  1. Всемирная конвенция об авторском праве (Заключена в Женеве 6 сентября 1952 г.) // СП СССР. 1973. № 24. Ст. 139.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. IV) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496. Ст. 1247. Ст. 1259. Ст. 1256.
  3. Директива Совета 91 / 250 / ЕЕС от 14 мая 1991 г. [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru (дата обращения 23.09.2019)
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  5. Бабкин, С. А. Интеллектуальная собственность в Интернет / С.А. Бабкин. – М. : Центр ЮрИнфоР, 2005. – 215 c.
  6. Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Добрынин О.В. Право интеллектуальной собственности: Учебник. М.: Проспект, 2010.
  7. Болдырев С.И. Авторские права в современном информационно-телекоммуникационном пространстве Российской Федерации: гражданско-правовое регулирование и защита. URL: https://www.twirpx.com/file/2368447/.
  8. Гришаев, С.П. Защита авторских прав. Интеллектуальная собственность : учеб. пособие / С.П. Гришаев. – М. : Юрист, 2004. – 238 с.
  9. Дашян, М.С. Авторское право: абсурд и гениальность / М.С. Дашян. – М. : Wolters Kluwer Russia, 2011. – 632 с. 
  10. Добрица В.П., Спеваков А.Г., Губарев А.А. Алгоритм исключающего преобразования данных // Известия Юго-Западного государственного университета. 2010. №1(30). С. 49-54.
  11. Евсеева А.А., Калуцкий И.В., Спеваков А.Г. Сравнительный анализ российского и китайского законодательства в области обработки и защиты персональных данных// Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. №7. С.78-84.
  12. Зенин И.А. Гражданское право: Учебник для вузов. 16-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014.
  13. Исаенко, В.Н. Правовые проблемы борьбы с пиратством в России / В.Н. Исаенко, Б.Д. Завидов // Право и экономика. – 2000. – № 4. – С. 72–89. 
  14. Калуцкий И.В., Спеваков А.Г. Программно-аппаратные средства защиты информационных систем. Курск, 2014. 182 с
  15. Лазарев В. В. Социально-психологический механизм правоприменения. — Казань, 1982. — 144 с.
  16. Моделирование защищенных телекоммуникационных систем в дистанционном обучении / А.Г. Спеваков, И.С. Надеина, О.В Емельянова., И.С. Надеина // Интеллектуальные системы в промышленности и образовании: материалы IV Междунар. науч.- практ. конф. Сумы, 2013. С. 107-108
  17. Никитин К. Защита авторских прав в интернет-среде // ЭЖ-Юрист. — 2016. — № 50. — С. 14.
  18. Новостной интернет-портал «Интермедия» URL: http://www.intermedia.ru/news/243991
  19. Обезличивание персональных данных при обработке в автоматизированных информационных системах / А.Г. Спеваков, И.В. Калуцкий, Д.А. Никулин, В.Э. Шумайлова // Телекоммуникации. 2016. №10. С. 16-20
  20. Обзор подходов к определению актуальных угроз информации телекоммуникационным системам и предложения по их совершенствованию / М.А. Ефремов, И.В. Калуцкий, М.О. Таныгин, А.Г. Фрундин // Телекоммуникации. 2017. № 5. С. 27-33.
  21. Осипов М. Ю. О российской правовой ментальности в свете социоестественной истории и коммуникативной концепции права // Журнал российского права. — 2017. — № 6 (246). — С. 18—25.
  22. Петренко Е. Г., Новикова О. В. Международно-правовая защита авторских прав в сети Интернет // Ленинградский юридический журнал. — 2016. — № 3. — С. 108—116
  23. Симкин, Л. Как остановить компьютерное пиратство? / Л. Симкин // Российская юстиция. – 1996. – № 10. – С. 37–39.
  24. Спеваков А.Г., Таныгин М.О., Панищев В.С. Информационная безопасность. Курск, 2017.
  25. Спеваков А.Г., Фисун А.П. Основы правового обеспечения информационной безопасности. Курск, 2013.
  26. Чеснокова А.А., Калуцкий И.В., Спеваков А.Г. Электронный документооборот: безопасность на этапах внедрения и эксплуатации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2017. Т. 7. № 4 (25). С. 13-23
  27. Щербачева Л.В. Коллективное управление авторскими и смежными правами. В сб.: Роль психологии и педагогики в развитии общества: Сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. / Отв. ред. А.А. Сукиасян. Уфа: Научный центр «Аэтерна», 2014.
  28. Щербачева Л.В. Концепция развития авторских и смежных прав // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 3.
  1. Всемирная конвенция об авторском праве (Заключена в Женеве 6 сентября 1952 г.) // СП СССР. 1973. № 24. Ст. 139.

  2. Новостной интернет-портал «Интермедия» URL: http://www.intermedia.ru/news/243991