Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как метод обучения ( Сущность игровой деятельности ее виды и функции.)

Содержание:

Введение

В настоящее время можно с уверенностью констатировать возрастание интереса к игре в процессе обучения детей дошкольного возраста. С одной стороны это продиктовано развитием педагогической теории игровой деятельности, а с другой – обусловлено социальными потребностями формирования. Трудно преувеличить роль игры в жизни ребенка. Для дошкольников она является ведущей деятельностью, отражение действительности. Игра - это мостик, который помогает психологически связать жизнь ребенка до школы жизнью в школе, перевести его в более взрослый период жизни, установление таких преемственных связей обеспечивает непрерывность и эффективность воспитательного и учебного воздействия.

Выдающийся педагог, Н.А.Крупская, подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее»

«Для дошкольников игра – это учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

В начале детей интересует сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого невозможно участвовать вы игре, игра ставит детей в условия поиска. Пробуждает интерес к победе, а от сюда они стремятся быть быстрыми, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания соблюдать правила игры.

«А. С. Макаренко подчеркивал, что игра имеет важное значение в жизни ребенка, она является подготовкой к труду и должна постепенно заменяться трудом».

Включение в занятие игр и игровых моментов делает процесс более интересным и занимательным, создает у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Разнообразные игровые действия. При помощи, которых решается та или иная умственная задача. Поддерживают и усиливают интерес детей к знаниям, к познанию мира. Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи-шутки. Моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. Дидактические игры помогают более тесно увязать знания, полученные на занятиях с жизнью, сделать процесс изучения нового материала или повторения пройденного более разнообразным, воспитать потребность узнать, спросить, рассуждать.

Таким образом, включение в учебный процесс игры, создание на занятиях игровой ситуации приводят к тому, что дети, увлеченные игрой, незаметно для себя и без особого вырвался вперед или его заставили вырваться, он в чем- то может безнадежно отстать. Поэтому игра сейчас встает в напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.

Интеллектуальная, нравственная, практическая, эмоциональная и другие сферы деятельности детей формируются не одновременно. Но находятся во взаимодействии. И если ребенок в чем-то сильно строй самых жгучих проблемах человечества. Без нее невозможно развитие мозга и тела. Не играющий ребенок - это проблема. Дети, лишенные игр теряю те или иные качества мышления попросту, не развиваются.

С. Т. Шацкий писал: « Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая то аромат. Ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработки жизненного материала».

А. В. Запорожец, оценивая роль игры, указывал: « необходимо добиваться того, что бы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

В связи с этим была выбрана тема дипломной работы « Дидактические игры, как средство обучения старших дошкольников».

Объект исследования - изобразительная деятельность дошкольников.

Предмет исследования - роль дидактической игры в изобразительной деятельности дошкольников.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой воспитание дошкольников будет происходить эффективно при целенаправленном, использовании воспитателем специально разработанных дидактических игр как средство обучения в изобразительной деятельности.

Цель: выявить влияние дидактической игры на развитие изобразительной деятельности дошкольника.

Цель реализована при помощи решения следующих задач:

- определить особенности дидактической игры и дать ей характеристику;

- изучить научно-педагогическую литературу о дидактических играх, способствующих развитию изобразительных способностей у дошкольника;

- раскрыть основные функции и свойства дидактической игры;

- показать влияние дидактической игры на изобразительную деятельность дошкольников в процессе воспитания.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение информации по проблеме исследования представленной в психолого-педагогической, методической литературе. Наблюдение, тестирование дошкольников, изучение продуктов деятельности, игры и задания в соответствии с особенностями детей.

Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении раскрывается актуальность темы, объект, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и методы исследования.

В первом разделе «Характеристика игры, как педагогического явления», даются определения основных понятий исследования, раскрываются их сущность, рассматриваются научные, организационные, программно методические аспекты дидактических игр.

Второй раздел посвящен описанию хода и результатов практической работы по организации использования дидактических игр на интеллектуальное развитие ребенка.

Практическая работа проводилась на базе: МДОУ № «155». Ленинского района, г. Саратова.

В заключение приводятся выводы, сделанные в ходе исследования.

Список использованной литературы включает 25 наименований.

1. Теоретические основы дидактической игры как метода обучения дошкольников.

1.1. Исторический аспект теории игры.

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей — восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Но можно проследить и нечто общее, свойственное всем дидактическим играм и игрушкам независимо от того, в каком уголке земного шара они возникли. В них отчетливо прослеживается сложившийся в представлениях разных народов взгляд на ребенка, как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в познании окружающего мира, радостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих раскрыться, проявить себя. С полным основанием можно считать народные дидактические игры воплощением гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребенка.

Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных физиологических особенностей ребенка.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями. которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания.

Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Так непреднамеренное обучение получило название автодидактизма. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности — отличительная особенность дидактических игр. Для народных дидактических игр характерно четко выраженное обучающее эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действий. Содержание игры событийно, т.е. отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающее определенный эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт.

Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры, как <Сорока - белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки», «Фанты», «Барыня», «Краски>.> и многие другие. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений, формирования представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из ярких цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки). В содержании и конструкции дидактических игрушек нашло выражение свойственное русской народной педагогике представление о воспитании у детей самостоятельности, как важнейшей черты национального характера. Во многих игрушках заложена возможность самообучения ребенка через игровые действия, их повторность, поиск правильного решения задачи, достижение успешного результата. Способ игрового действия часто подсказывается самой конструкцией народной дидактической игрушки, что отвечает задаче воспитания самостоятельности в игре. В русской народной педагогике имеются дидактические игры и игрушки, предназначенные для детей разных возрастов: от раннего до школьного. Они входят в жизнь ребенка очень рано — на первом году жизни. Мать, играя с ребенком 7-9 месяцев от роду, привлекает его внимание к окружающим предметам, учит первым игровым действиям. Так, слушая «Сороку - белобоку», малыш перебирает пальчики своей руки, трясет мизинчик, которому не досталось каши за то, что он «мякинку не принес», «за водицей не ходил, дров не носил, кашу не варил», поднимает ручки к голове при словах «Шу, шу! На головку села!». А двухлетний малыш, охотно включаясь в игру- перекличку, учится говорить, участвовать в диалоге, приобретает первые конкретные представления о нормах поведения. Простые рифмованные тексты, которые вызывают у слушающих желание их проговаривать, стимулируют несложные игровые действия, создают у малыша радостное настроение, удовлетворяют потребность в активном познании окружающего мира.

Для детей постарше русская народная педагогика предназначает дидактические игры, в которых заложена возможность развития активности, сноровки, инициативы, смекалки. Здесь находит выражение присущая дошкольникам потребность в движении, в общении со сверстниками, заключается обильная пища для работы ума, воображения. Выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер — отличительные особенности русских народных игр. Они приучают ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Так, игра «Барыню», в которой много запрещающих правил («да» и «нет» не говорить, не смеяться, не улыбаться, черное и белое не выбирать), ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудку; развивает память, гибкость мышления.

С течением времени народные игры подвергаются изменениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Варианты игр творят педагоги-практики. Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученые создают новые дидактические игры, предлагают целые системы таких игр.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место.
Неоднозначную оценку получила всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. Игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияние на развитие ребенка. Для обучающих игр-занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Последнее, по мнению Монтессори, составляет основу обучения ребенка старшего дошкольного возраста. Материалы должны быть устроены так, что ребенок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, упражняя свою активность.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова и до.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, Напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно — дидактическими.

Игра это исторически возникший вид деятельности. С ее помощью обеспечивается познание и усвоение предмета и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное развитие личности ребенка. Игра - термин, обозначающий широкий круг деятельности человека, противопоставленный, обычно, утилитарно-практической деятельности. Рожденная в сфере человеческого быта, игра является самым распространенным явлением детской жизни, с помощью которого осуществляется переход от простейшего удовлетворения детских желаний и источника радости к выполнению социальной функции взрослых членов общества.

Из исторического анализа следует, что игра является производной от трудовой, военной и других видов деятельности, может рассматриваться как основной источник и высшее проявление человеческой культуры. Игра - разновидность общественной практики, состоящая в действительном воспроизводстве жизненных явлений вне реальной практической установки. Социальная значимость игры на равных ступенях раз вития общества, заключается в коллективизирующей и тренировочной деятельности, синкретически - художественной деятельности членов общества. При подготовке молодого поколения к жизни в обществе исторически возникали различные цепочки педагогических технологий: ИГРА - ТРУД; ИГРА- УЧЕНИЕ - ТРУД- это усложняющиеся ступени жизнедеятельности, по мнению Б. Г Ананьева. Это подтверждает вывод о том, что генетически все три названные вида деятельности родственны и преемственны, что важно с педагогической точки зрения. Насколько разнообразна деятельность, настолько разнообразна и игра.

Обучающие и воспитывающие возможности игровых форм деятельности издавна привлекали внимание философов и педагогов. Каждый, из которых внес свое представление понимание не только о природе игры, но и о ее социально-педагогических функциях. А в античной философии мы встречаемся с определением игры, данным в виде методологического постулата. Трудам Сократа, Платона, Аристотеля, Марка Фабия Квинтилиана свойственен функционально- целевой подход к игре. Философы прошлого размышляли над значением, ролью игры в развитии личности. Толкование игры в разных памятниках философского творчества - заключалось в том, чтобы создать образ деятельного, энергичного, эвристического сознания, а описание сферы ее проявлений - это описание экспериментального, предваряющего свое собственное развитие отношений к миру.

Платон считал игру важным способом воспитания в детях гармонии. Философ рекомендовал использовать те игры, которые подготавливают детей к жизни, где сообщаются отдельные знания и умения, развивается вдумчивость и выдержка.

«Надо жить, играя» - фундаментальная идея Платона: человеческая жизнь уподобляется кукольному театру, игре теней в тесном подземелье. В теории игры Платона были заданы все основные смысловые парадигмы, развитием которых с переменным успехом займутся мыслители последующих эпох. Основатель действующей поныне парадигмы школы Я.А. Каменский, включивший игру в распорядок своей Пансофической школы, призывал в «Великой дидактике» вести дошкольников к вершинам науки: «Без окриков, побоев и скуки, как бы играя и шутя». Характерно, что еще современники Я.А. Каменского постигали трудности, по игровым занимательным задачника Леонардо Фибоначчи (1228 г.), Баше де Мазирака (1312 г.) детской природе должно отвечать приятное обучение: «Мудрость должна являться к ребенку не иначе, как с веселым лицом». Игра - средство. Связывающее обучение с окружающей обстановкой детей, как способность поведения детей к полной самостоятельности. Мотивы, стремления, настроения, радость от полученных переживаний - вот что дает игра. И это немаловажный фактор, на основе которого могут сложиться принципиально новые отношения между воспитателем и ребенком, эффективнее идет развитие личности ребенка.

Идею понимания игры как формы развивающего обучения разрабатывали ученые эпохи Просвещения. Именно ими был сделан шаг вперед в разработке научной основы игры.

И. Кант в «Критике способности суждения» говорит о независимости от конечной цели в игре, свободе выбора и проявления действий, отсутствие принуждения. Мысли И. Канта о дозировке, мере сочетания игры и серьезного учения ценны и современны, ибо та мера еще не найдена, научно не определено соотношение игры и учебы, ведь благодаря игре ребенок приучается к беспрерывному занятию. Воспитательный потенциал игры заключается и в другом: «хороший человек может выйти из веселого (играющего) мальчугана, или из умничающего, обдумывающего свои поступки джентльмена». Идеи ученого о стратегии и тактике использования игры в учебном процессе еще ждут своего исследования.

Важное место в истории игры занимают труды Фридриха Фребеля и педагогическая деятельность Марии Монтессори. Рассматривая связь и преемственность между работой с детьми в детском саду и школе, исследователи уделили основное внимание психологии игры. Занятия - игры, начатые в детских садах, должны получить, по мнению ученых, свое развитие и в школе. Проблемы, поднятые Фребелем, Монтессори, становятся популярными среди родителей в наши дни.

Основоположником подхода к игре как комплексному явлению считается русский педагог К.Д. Ушинский. В своих трудах он обращает внимание на значение игры в развитии нравственно-волевых сторон личности, выявляет диагностический и прогностический характер игр, впервые ставит вопрос о вооружении педагогических кадров в России теорией и практикой игр. Вопросы самоуправления в игре, позиция воспитателя, отношение воспитателя и дошкольника в условиях игры рассматривались в трудах и книгах А.С. Макаренко, В.Н. Терского.
Рассмотрению вопросов учебного содержания игр, влияние этого содержания на творческое развитие личности уделял много внимания в своих трудах В.А. Сухомлинский. «Игра заслуживает большого уважения за те колоссальные воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные», - такой коллективный вывод сделан нашими современными педагогами, воспитателями, практиками С.А. Шмаковым, В.М. Григорьевым, О.С. Газманом, Н.П. Аникеевой.
Многие современные ученые-исследователи игр, пытались
классифицировать игры. О.С. Газман и Н.Е. Харитонова различают:
- сюжетно-ролевые Игры;

- игру-труд;

- дидактические и подвижные ИГРЫ;

- игры-забавы и развлечения;

- комплексные игровые праздники.

Т.К. Жикалкина высказывает мнение об эволюции игр от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим.

Некоторые специалисты различают игры функциональные, ролевые и конструктивные. Они полная и развернутая классификация игр представлена С.А. Шмаковым.

Однако, всевозможные разграничения игр по видам весьма условны. Игры - это сложное и многоплановое педагогическое явление,
которое является:

- методом обучения старшего дошкольников;

- формой обучения и воспитания;

- деятельностью детей;

- средством всестороннего развития личности;

- методическим приемом в решении какой-либо частной задачи.

1.2 Сущность игровой деятельности ее виды и функции.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Игра - это осмысленная деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Ее суть в способности преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. Мотивы игры заключаются не в утилитарном Эффекте и вещном результате, а в многообразии переживающих, значимых для ребенка, вообще для играющих. Игровые действия являются скорее выразительными и семантическими актами, чем оперативными проблемами. Эти особенности игры обусловливаются возможностью ее перехода в воображаемую ситуацию. Но воображаемые только условия, в которые ребенок себя мысленно ставит, чувства же, которые он в этих воображаемых условиях испытывает, являются подлинными.

Игра всегда вступает одновременно в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению назревших актуальных потребностей. С другой, игра направлена в будущее, так как в ней либо моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояние, умение, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, а так же для физической закалки развивающегося человека. Надо осознать: игра для ребенка есть система положительных ДОКАЗАТЕЛЬСТВ самому себе. Укрепившиеся интересы в добрых, полезных играх переходят в систему укрепившиеся ИДЕЙ, приобретенных в забавах. А это уже не проходящая духовная ценность.
Все вышеперечисленные философско-психологические теоретические основания подкрепляют наше обращение к сложному и сегодня очень актуальному вопросу, обращение к игровой деятельности, как средству повышения эффективности процесса обучения старших дошкольников. Именно в игре ребенку предоставляется возможность ощутить себя субъектом, проявить, развить свою личность.

Подражание в игре тесно связано с воображением. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Усвоить все хорошее помогают ребенку правила честной игры, которые надо соблюдать в любой игре. Игровая форма организации занятия помогает детям легко включится в познавательную деятельность. Игровые формы организации учебно-воспитательного процесса дают возможность многогранного раскрытия личности, сплачивают детей на основе общих замыслов и интересов.

Рассмотрим виды ИГРЫ.

Преимущественно познавательную нагрузку функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры.
Дидактическая игра ценное средство умственной активности детей, она активизирует психические процессы, не менее важно то, что игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение; создает радостное учебное настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Эти игры специально создаются педагогикой (в том числе и народные) в учебно-воспитательных целях.

По характеру используемого материала дидактические игры подразделяются на:

• предметные - в основном это дидактические игрушки и материалы;

• настольно-печатные и логические типа «Трудное путешествие», «Лабиринт», к логическим играм также относятся всевозможные ребусы, кроссворды, шарады, чайнворды;

• словесные игры-загадки, задачи, предположения, игры-путешествия и др.
Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить и расширить знания, умения и навыки. Однако эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы самую сущность игры. Здесь воспитателю надо проявлять величайший такт и осторожность.

Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других - только отдельные элементы: действие или правило или и то и другое. Поэтому по игре дидактические игры делятся на.•
• сюжетно-ролевые
и игры- упразднения, включающие только отдельные элементы игры.

В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. Это игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений, самостоятельно или с помощью взрослых творчески воспроизводятся детьми социальные отношения или объекты. В играх - упражнениях она явно выражена. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей 5 летнего возраста. В них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных дошкольников. В начале они проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого дидактическая игра невозможна. Постепенно у детей пробуждается интерес и к учебному предмету.
Для успешного обучения в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие школьника, так и модели изучаемого материала. Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального или материализованного действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образцы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практически действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие дошкольника с познавательным материалом. Так осуществляется связь между материальной и внешне речевой формами действия.

Таким образом, материальная форма является исходной, внешне-речевая предполагает рассуждение, умственная форма - действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у дошкольников уже сформированы представления или понятия. Эти три формы действия влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. При изучении раздела необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия.

Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строиться в соответствии с закономерностями обучения, сформированных педагогами (В. В. Краевский, И.Я. Лернер): «Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой. Учитывая эти закономерности, разрабатывают и отбирают игры с учетом разнообразных видов деятельности детей.

По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам:

- игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу: («Кто внимательнее»);

- игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большое число игр. («Лучший летчик», «Продолжи закономерность»);
- игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся. («Ромашка»);

- игры, с помощью которых дети осуществляют преобразуемую деятельность. («Ребусы»);

- Игры, включающие элементы поисковой деятельности. («Загадка»).
Серьезное значение познавательных игр отмечал когда-то знаменитый французский физик Лун де Бройль, сказан: «Все игры, даже самые простые в проблемах, которые они ставят, имеют общие элементы с деятельностью ученого при его исследованиях».

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что сама игра, направляет дошкольника на овладение знаниями и умениями. дидактические игры лежат в основе конкурсов веселых и находчивых, известного состязания «Что? Где? Когда?» «Поле Чудес» и др., которые мы с удовольствием смотрим по телевизору, часто проверяя себя, свои познания, свою смекалку. А многие воспитатели «раскусили» и взяли на вооружение эти конкурсы и теперь с успехом проводят их в ДОУ как развлечение. Кому из ребят не понравиться быть участником телеигры?
Творческие и развивающие игры — это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
- каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью азбуки, карточек, квадратов из картона, деталей из конструктора или с помощью образов;

- задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, репродукции художников, иллюстрации к сказкам, письменные или устные инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации;

- задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному;
- задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-З-х летнему малышу до непосильных среднему Возрасту. Поэтому развивающие игры могут возбуждать интерес в течении многих лет (до взрослости)

- постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно и развивать свои творческие способности, в отличие от собственно обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке;

- решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме, в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставить наглядно «задачи» и самому проверять точность выполнения их;

- большинство развивающихся игр не исчерпываются предлагаемым, а позволяют детям и учителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые творческие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка;

- творческие игры позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет более успешно. В развивающих играх — в этом заключается главная особенность — удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до предела своих возможностей. Этот союз позволяет решить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей;

- развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;

- их задания — ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;

- творческие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, и, кроме того, как любые игры, они терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

- играя в эти игры с детьми, воспитатель незаметно для себя приобретают очень важное умение сдержаться, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам. Эти пункты соответствуют основным условиям развития способностей. Именно благодаря этому, развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих способностей и сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества:

- внимание, память, особенно зрительную («Кто внимательнее», «Прочитай считалку», «Мозаика»);

- способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, частей, предметов («Цифры в ссоре»);

- умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий («Нелепицы»);
- умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал («Продолжи числовой ряд», «Продолжи закономерность»).
В совокупности эти качества видимо составляют то, что называется сообразительностью, творческим складом мышления.

Функции игры

Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это одно из продуктивных направлений включения детей в учебную работу. Из всего многообразия функций игровой деятельности наиболее важным и нам представляются следующие:

- дидактическая;

- развивающая;

- воспитательная;

- коммуникативная,

- организаторская.

Умственное развитие - важнейшее направление в формировании психики детей младшего возраста. Мы учимся всю жизнь, причем обучение идет двумя путями: прямым и косвенным.

Под косвенным обучением подразумевается приобретение знаний. Это относится ко всему, что мы усваиваем в процессе просмотра телепрограммы, посещения культурных мероприятий или занятий. В то же время навыки легче всего постигаются на практике. Ребенок не может перейти к косвенному обучению с помощью родителей и учителей, прежде чем не усвоит сам простые, жизненно необходимые вещи. Игра - это почти единственный путь обучения, который доступен в детском возрасте.
Формированию и развитию основных структур мышления детей может способствовать адекватная постановка вопросов воспитателя, включая как содержание, так и методы обучения, то есть правильное определение чему и как учить. Родители, как правило, заинтересованы в том, чтобы их дети как можно быстрее усвоили большой объем знаний. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли ускорение познания? Отвечаем на этот вопрос утвердительно - да! Но достичь этого нельзя вбиванием из вне в головы детей больших порций учебного материала, держащихся на одной памяти. Известный психолог Л.С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли». Поэтому, единственно правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение старших дошкольников, основанное на использовании специальных обучающих игр, относится к таким методам.

Каждая игра несет в себе определенный запас знаний. играя, дети знакомятся с окружающим миром, проникают в сложную систему различных наук. К том же игры помогают воспитателю не только преподносить материал в интересной и доступной форме, но и проверять, как дети усвоили уже изученное. Большое количество игр предназначены именно для контроля знаний. И все же главная заслуга игр в обучении заключается в том, что играя, дети учатся легко, незаметно и гораздо продуктивнее, плодотворнее, с увлечением. Так можно сохранить свежесть их восприятия и радость познания на долгие годы.

Переходя к развивающей функции, нужно начать с того, что игра - это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать такие важные психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, то есть те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Все игры можно разделить на относительно самостоятельные группы по развивающей цели. Это игры, развивающие: восприятие, внимание, память, мышление, творческие способности.

Игры, например, на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как форма, цвет и величина.
Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Игры формируют у ребенка умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Основные свойства внимания: устойчивость, переключение и распределение. В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредотачиваться на заданиях, даже если оно не очень интересно.
Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной.

Далее рассмотрим группу игр, направленных на развитие мышления. Развитие мышления ребенка происходит при условии владения им основными формами мышления: наглядно - действенным, наглядно - образным и логическим. Наглядно - действенное мышление развивается у детей в процессе действий с различными предметами. Наглядно-образное,
- то есть такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей, И логическое мышление - умение рассуждать, делать умозаключения, соответствующие законам логики.

Воспитательная функция игры способствует самовоспитанию.

Самовоспитание - сложная, целенаправленная, систематическая работа над собой. Чтобы подняться до такого уровня внутренней активности, уже в старшем дошкольном возрасте у детей необходимо формировать определенные субьективно-психологические предпосылки - навыки само регуляции, относительно высокое развитие волевой сферы. Необходимы и внешние предпосылки самовоспитания - умелая педагогическая организация процесса воспитания детей в коллективе, специальная подготовка детей к работе над собой со стороны воспитателя и родителей.

Именно игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Подражание в игре тесно связано с воображением. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Материалы педагогических наблюдений показывают, что в младшем школьном возрасте ребенок еще не может выделять качества своей личности из внешнего мира, из единства с поступками, осознавать их как причины своих достижений и неудач. Вместе с тем дети способны объяснить свои поступки соответствую щи ми свойствами личности.

Элементы самовоспитания развиваются по мере установления связи между поступками и качествами человека в процессе осознания своей личности. Путь установления этой связи лежит через качественную характеристику детьми своих поступков и качеств как причины этих поступков. Чем больше человек знакомится с окружающим Миром, тем больше и глубже он познает себя. Оценка товарищей, самооценка помогают познанию того, что хорошо, что плохо. Усвоить все хорошее помогают ребенку правила честной игры, которые надо соблюдать в любой игре. Поэтому вовлекать ребенка в учебный процесс надо с помощью знакомой и интересной для него деятельности, то есть с помощью игры.

Говоря о коммуникативной функции, нужно отметить, что каждая игра - это общение с взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится радоваться успеху сверстника и спокойно переносить свои неудачи. Игра рождает потребность общения, значит, совмещает с другими детьми. Совместимость основана на дружеских связях, взаимоотношениях и урегулирования конфликтов.

Игра - лучшая сфера общения, ее процесс всегда удовольствие, даже если игра и построена на неизбежных конфликтах. Умение их преодолевать - тоже задачи общения.

Важная функция игры - организаторская. Игровая форма организации урока (воображаемое путешествие, разгадывание загадок и шарад и др.) помогает детям легко включиться в познавательную деятельность. Игровые формы организации перемены и внеурочного времени («Что? Где? Когда?» «Царство Математики» и др.) дают возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивают детей на основе общих замыслов и интересов. Чтобы понять, как может помочь педагогу ввести ребенка в систематическую учебную деятельность, надо ответить на вопросы: что понимается под готовностью детей к обучению? неготовностью? Большинство психологов сюда относят: желание учиться, способность обладать волей, понимание своего общественного долга дошкольника, готовность жить в коллективе и активно работать вместе с товарищами и помогать им.

Обучающая функция - развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие информации различной модальности;
Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение занятия из скучного мероприятия в увлекательное приключение.


Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для освоения объемов информации. Установлено что неготовность ребенка к школьному обучению определяют три группы показателей:
• неспособность понимать особую профессиональную роль воспитателя;
• неспособность детей к сотрудничеству и общению со сверстниками; • неадекватность отношения к себе и неумение оценивать причины своих неудач.
Воспитателю важно правильно и своевременно определить наличие трудностей у детей в сфере отношений к взрослому, к сверстникам, к самому себе и оказывать помощь таким ребятам. Важнейшая задача учителя - суметь мобилизовать все силы ребенка на учебу. Это возможно, если к организации педагогического процесса учитель подходит с позиции ребенка и кладет в основу учебной деятельности мотивы самодеятельности и самоутверждения. Представляемая старшим дошкольникам в игре самостоятельность имеет огромное значение. Но, начиная игру, дети часто испытывают затруднения в организации игры. Здесь - то и нужна им поддержка волей, опытом старшего педагога.

1.3 Структура дидактической ИГРЫ и правила проведения.

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты.

Обучающая (дидактическая,) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре («Узнай предмет по звуку» обучающая задача такова: развивать слуховые восприятия, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку; отмечать фишками правильные ответы. Таким образом, в игровой задаче раскрывается «программа» игровых действий. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры. В игре преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т.д.
Итак, в зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому воспитатель (как и родители) должен всегда следовать при организации дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если воспитатель, проводя дидактическую игру, действует сам (расставляет предметы, меняет их местами; называет, что делают игрушки и т.п.), а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, ее воспитательно-образовательная ценность пропадает.

Выделяется следующая структура дидактической игры:
1. Дидактическая задача

2.Игровая задача

3. Правила игры

4. Игровой сюжет

В настоящее время существует много классификаций дидактических игр:

1.По мыслительным операциям (анализ, индукция, дедукция, сравнение, обобщение).

2. В зависимости от дидактической задачи

- новый материал

- повторение

- обобщение

- контроль за умениями и навыками.

3. По характеру познавательной деятельности

- игры, требующие исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети
выполняют воспроизводящую деятельность. Это самая большая группа игр чаще всего на закрепление материала.

- Игры, с помощью которых осуществляют преобразующую деятельность.

- Игра, в которой запрограммирована контролирующая деятельность.
- Игры, в которые включены элементы поисковой деятельности.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. другие правила ограничивают меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи (закрыть глаза, пока воспитатель переставляет игрушки; при игре в бильбоке держать игрушку только в правой или только в левой руке). В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-то действия и предусматривающие наказание (пропуск хода, фанты). Запрещающие правила усиливают контроль ребенка за своим поведением, что повышает произвольность последнего (в игре «Молчанка», запрещается говорить, в игре «Скажи наоборот» бросать мяч, пока не сказано слово).

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Подлинная игра основана на самостоятельности и самоорганизации детей. Наличие готового содержания и фиксированных правил облегчает объединение в игре. Этому же служат и считалки, с помощью которых дети настраиваются на игру, выбирают водящего, учатся быть справедливыми.
При проведении дидактических игр нужно придерживаться следующих правил:
1. Правила игры должны быть простыми и четко сформулированными. Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности.
2. дидактический материал должен быть удобен в использовании и занимать мало времени в изготовлении.

З. Если в игре проводится соревнование, то учет результатов должен быть открытым, гласным с справедливым.

4. Каждый ребенок должен быть активным участником игры, не должно быть длительного ожидания своей очереди.

5. Если на уроке несколько игр, они должны быть разными по характеру деятельности.

2.Роль дидактических игр в изобразительной деятельности дошкольников.

2.1 Свойства дидактической игры, ее значение в изобразительной деятельности дошкольника.

Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой. Игра, а так же связанные с ней виды деятельности, в том числе и изобразительная, являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников, которые очень часто преобразуют познавательную задачу в игровую или практическую, имеющую для них личностный смысл.

Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребёнка.

Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, армии, профессии, трудовой деятельности.

Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так, ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем- с машинами, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом производства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскрывают перед детьми значение любого вида труда.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

В процессе игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. В игре "Угадай, что мы задумали" необходимо уметь ставить вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами "да" или "нет".

Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно- гигиенических навыков.

Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи - воспитание нравственных чувств и отношений.

Трудовое воспитание. Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре "Кто построил этот дом" дети узнают о том, что прежде чем построить дом архитекторы работают над чертежом и т.д.

Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении материала для дидактических игр.

Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.

Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это сказывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобразительной деятельности, т.е. к обучению в школе.

Все игры в изобразительной деятельности носят эстетический характер и сочетаются с серьезным напряженным трудом, но не отвлекают от обучения, а наоборот - способствуют интенсификации деятельности. Использование этих игр позволяет в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, композицию) и различные материалы - карандаши, краски, мелки, глину, пластилин, бумагу и др.

В игровой форме детей учат овладевать инструментами, чувствовать материал, развивать память и легкость руки, формировать изобразительные навыки, художественный вкус, учат обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат.

Не стоит усложнять игры излишней атрибутикой и игровыми действиями. Чтобы избежать этого, следует четко выделить дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации.

Игры и упражнения могут проводиться однократно и многократно с усложнением форм организации. Обычно, роль ведущего в игре педагог берет на себя. Его активность выражается не в подсказывании способов решения детям, и тем более, не в выполнении заданий за них, а в тактичном управлении деятельностью детей, в умении не подавлять их инициативы и творчества, в умении вовремя заметить, в чем они затрудняются, выделить причину, найти способ, как помочь, сохранить детскую самостоятельность, поддержать в ребенке интерес, эмоциональную активность. При этом нужно стараться, чтобы включение элементов игры не нарушало естественного хода изодеятельности.

Игра в изобразительной деятельности в силу своей специфичности требует и особых приемов руководства ею. Поэтому в руководстве игрой в изодеятельности выделяют три этапа:

· Появление художественного замысла в игре;

· Его реализация (исполнительская часть деятельности);

·Воплощение игрового замысла (создание художественно-изобразительного образа).

В детском рисунке и игре есть общее - это игровой процесс, в результате которого возникает некая модель реальности, созданная воображением ребенка и преломленная через его индивидуальность. В нем сосуществует действительность и вымысел, условность и безусловность, волшебство перевоплощения. Но зачастую сталкиваюсь с тем, что ребенку трудно проанализировать свои чувства, а затем перевести их в зримые образы. Это происходит в том случае, если ребенок имеет какие- либо проблемы в эмоциональной сфере.

Чтобы помочь ребенку поверить в свои силы, развить его творческие способности, я веду работу в нескольких направлениях, представленных в виде следующих блоков игр, направленных на создание эмоционального благополучия:

Первый блок игр, направлен на создание ситуации успеха, поэтому главная его задача - помочь ребенку поверить в собственные силы, снять недоверие к своей руке; а также развивать творческое воображение, оказывать помощь в открытии своего "Я" и формировать различные изобразительные приемы

В рамках этого блока используются игры типа "Дорисуй предмет", "Рисование по опорным точкам", "Монотипия", "Штриховка", "Фроттаж" и др.

В изодеятельности существуют игры, формирующие нравственные представления детей, помогающие снять эмоциональное напряжение; игры, способствующие развитию умений раскрывать образ героя с помощью цвета. В игре "Рисуем музыку" детям предлагается, закрыв глаза, проводить линии, затем найти в этих линиях образы и закрасить; предлагается раскрашивание образов или предметов, противоположных по характеру, например, "добрый волшебник - злой колдун", "веселый сон - страшный сон". Все эти игры способствуют гармонизации личности, они учат соотносить цветовую гамму с образом, его эмоциональным состоянием и особенностями.

Использование игр с основами моделирования, таких как "Пиктография", "Опорные сигналы", "Игры в художников", а также "Кляксография", "Пальцевая живопись", способствуют развитию чувства уверенности, самостоятельности, умения общаться друг с другом и взрослыми. Они объединены в блок игр поснятию неуверенности. Эти игры учат детей самостоятельно создавать образ, обозначать предметы символами, значками, снимают напряжение.

Формированию стремления к самосовершенствованию, эмоциональному осознанию и регулированию поведения ребенка помогают игры, включенные в блок «Снятие враждебности». Здесь предлагают детям изобразить увиденное в окружающей жизни ("Красивое и безобразное", "Удивительное рядом") и передавать свои эмоции в цвете: черный цвет - боль, злость; желтый - радость; серый - грусть. Предлагаю детям нарисовать самого себя: "Какой ты сейчас", "Каким тебя хотят увидеть родители", "Каким ты хочешь стать".

Для снятия тревожности у детей применяют игры, развивающие уверенность в себе, снимающие эмоциональную напряженность, страхи и негативные переживания. В таких играх, как "Пластилиновая живопись", "Превращение завитков", "Рисование спиралеобразных линий", "Соединение единой линией двух предметов", "Изображение своего настроения", совершенствуются движения руки, формируется активная личностная позиция.

Все вышеперечисленные игры используют, по рекомендации психолога, в индивидуальной и подгрупповой работе вне занятий. Кроме того, используют другие игры, направленные на решение конкретных образовательных задач на занятиях, и на создание условий для эмоционального благополучия воспитанников. Эти игры также рекомендуют использовать воспитателям в совместной изобразительной деятельности с детьми, при обучении способам изображения предметов, явлений, передачи формы, пропорций, выразительности образа и т.д. Эти игры объединяют в следующие группы:

Основная группа - это дидактические игры. В них ребенок может максимально проявить свою эмоциональную, познавательную и психомоторную активность. Они оказывают воспитательное и развивающее влияние на ребенка.

Дидактические игры я подразделяют на:

· Игры - путешествия.

· Игры - поручения.

· Игры предположения.

· Игры - загадки.

· Игры - сказки.

Например, "В далеком космосе", "Научи кисточку рисовать", "Хоровод красок".

В развитии социальных эмоций (сочувствие, сопереживание, радость общения, доверие); в умении распознавать состояние и чувства других людей; в сплочении детского коллектива и создании групповой поддержки, а также в развитии воображения, фантазии, эстетического восприятия мы применяем творческие игры: развивающие, игры по типу режиссерских, с использованием ролевого поведения детей и взрослого. В них создается сюжетно-игровая ситуация, и игра развертывается вокруг предметов и игрушек ("Королева Кисточка", "Веселый карандаш"), а также дети и взрослые выступают в той или иной роли: "Зайчик", "Волшебники", "Народные мастера".

В играх по ознакомлению с искусством даются задания: "Кто больше заметит и назовет", "Узнай художников", "Составь узор".

Очень хорошо помогают снятию психического перенапряжения; повышению общей работоспособности; эмоциональной регуляции и произвольности тех движений и действий ребенка, формирование которых осуществляется на данном занятии, пластические или двигательно-оздоровительные игры. К ним относятся всем известные физминутки и пальчиковые игры. При их проведении мною активно используются метод отождествления себя с тем, что рисуют дети. Здесь уместно привести высказывание древнего китайского художника: "Чтобы написать дерево, надо почувствовать себя деревом". Хорошие результаты дает и расслабление, приятное контролируемое фантазирование, то есть релаксация. После упражнений на расслабление дети могут свободно и непринужденно фантазировать, воображать, неординарно мыслить и творить.

Игры с неоформленным материалом учат детей экспериментировать, исследовать мир, что помогает ребенку, не умеющему словесно выразить свои чувства и ощущения, погружаться в мир красок, линий, форм и создавать новые образы. Это игры с красками , карандашами мелками, глиной и пластилином, бумагой, природным материалом, с различными бросовыми материалами, с камешками. Детям даются творческие задания, типа: "Выложи из собранных листьев картинку", "Раскрась красиво перышки для картинки "Сказочная птица"" и др.

Развивающий эффект игры помогает:

· Повышать интерес к изобразительной деятельности

· Сделать осмысленным выполнение детьми учебных заданий

· Вызвать у детей желание овладеть предполагаемым учебным содержанием

· Разнообразить использование различных изобразительных материалов для реализации творческого процесса

Как показывают наблюдения, целенаправленное использование игр в изодеятельности значительно способствует созданию условий для духовного развития и душевного комфорта ребенка, которые лежат в основе психического здоровья, как неотделимого компонента здоровья вообще, наряду с социальным и физическим.

2.2. Роль игровой деятельности в обучении старших дошкольников.

Педагогика не отождествляет и не противопоставляет дидактическую игру и занятие, а широко использует их взаимосвязь в воспитательном и обучающем воздействии на детей.

Общим в дидактических играх и занятиях является направленность их содержания на ознакомление детей с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни, на формирование правильного отношения к ним детей, способности их противостоять отрицательным фактам и явлениям. Общим является и направленность игр и занятий на осуществление задач умственного воспитания: усвоение знаний, формирование способов умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей. Умственное воспитание – целенаправленное воздействие на развитие разнообразной активной, творческой мыслительной деятельности детей происходит и в дидактических играх, и на занятиях.

Умственное воспитание как целенаправленное воздействие педагога и как познавательная деятельность детей осуществляется во всех разделах работы с детьми. Умственная деятельность – универсальна.

Основой умственного воспитания является обучение – систематический, целенаправленный процесс ознакомления детей с окружающей жизнью, формирования элементарных знаний, умений, навыков, отношений к явлениям окружающего мира.

Основными формами обучения детей дошкольного возраста являются занятия и дидактическая игра. И на занятиях, и в играх развитие знаний, умений, навыков, отношений, мотивов учения имеет зону актуального и зону ближайшего развития.

Обучению на занятиях принадлежит ведущая роль. Обусловлено это тем, что именно на занятиях целенаправленно и последовательно выполняются требования « Программы воспитания в детском саду». Обучение на занятиях обеспечивает сообщение всем детям знаний, их последовательное расширение, углубление и систематизацию, развитие познавательных процессов, мыслительной активности детей. Обучение на занятиях проводиться с учетом дидактических принципов, разнообразными методами, обеспечивающими успешность учения. Знания и умения не усваиваются и не могут быть усвоены «с ходу». Их усвоение требует времени и разнообразных форм деятельности педагога и детей.

Неотъемлемой частью обучения являются упражнения. Они входят в процесс обучения на занятиях и содействуют тому, что знания, передаваемые детям педагогом, «присваиваются» детьми, становятся знаниями самих детей.

Обучение на занятиях осуществляются как учебный процесс. Занятия имеют четкое программное содержание по тому или иному разделу знаний, постоянно действующее расписание по дням недели. Отличительной особенностью занятия является его структура: краткая беседа, объяснение, включающее задание, выполнение заданием детьми, проверка правильности выполнения, оценка.

Обучение на занятиях обеспечивает формирование учебной деятельности детей: умение слушать воспитателя, его указания, воспринимать задания и способы творческого его выполнения, развитие самоконтроля. В учебную деятельность входит умение работать в коллективе, не мешать друг другу, способность продолжать работу товарища, проявлять доброжелательное отношение к успехам товарищей и готовность оказать помощь.

Дидактическая игра так же осуществляет задачи обучения, но имеет свои особенности. Одна из них – обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра – «поиск и открытие», и всегда игра – радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально – познавательным содержанием – особенность дидактической игры.

Дидактическая игра объединяет разный состав детей по количеству и интересам. Игра по методам обучения имеет некоторое сходство и вместе с тем существенное различие с занятиями, например, экскурсии как форма занятий и «путешествие» как форма игры.

Заключение.

Дидактическая игра является средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки»

В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и понимают факты, явления. Но дети даже старшего дошкольного возраста воспринимают лишь внешние стороны и в меньшей степени могут усвоить причины, связи. Мы считаем, что, используя игру, как средство обучения в изобразительной деятельности, воспитатель имеет возможность направить внимание детей на те явления окружающей жизни, которые ценны для расширения круга представлений.

Сущность произведенной исследовательской работы заключалась в определении наиболее эффективных методов и приемов организации обучения при использовании дидактических игр.

Мы установили, что наибольший интерес в процессе обучения занятия у детей вызывают игры: путешествия, игры – предположения, игры – загадки, содержание которых направленно на умение детей распоряжение знаниями в различных условиях, активное стремление детей что-то узнать, искать, проявлять усилие и находить. Это обогащает духовный мир детей, способствует умственному и общему развитию.

Наше предположение о том, что если в системе, последовательности, с использованием повторности, наглядности при планировании педагогического процесса воспитатель будет использовать следующие принципы: системность, последовательность, повторность, наглядность, можно достигнуть обучающего и развивающего результата.

Только при условии овладения всеми элементами дидактических игр дети смогут самостоятельно усвоить тот материал, который заложен в самой игре.

Список используемой литературы.

Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения// Умственное воспитание дошкольника/ Под редакцией Н.Н. Поддьякова. М., 2006г

Бесова М. А. Давайте играть!: игровые программы для дошкольников и младших школьников. – Ярославль: Академия развития, 2007

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1990г.

Бондаренко А. К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду.- М., 2006г.

Губанова Н.Ф, Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет.-М.: Мозаика- Синтез ,2006

Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре.М.,2005г.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/ Под руководством Л.А. Венгера.-М., 2004г.

Дошкольная педагогика/ Под руководством В. И. Логиновой, П.Г. Саморуковой.- М., 2000г.

Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.- М.,2004г.

Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр для малышей: пособие для воспитателей и родителей.- М.: Просвещение,2007

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика-М., 2004г. С. 322

Комарова Т. С. О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности/ Дошкольное воспитание.- М., 2005, №7

Конопова И. М., Сергеева К. Д. Дидактическая игра/Игра дошкольника/ Под редакцией С. Л. Новоселова.-М., 2006г.

Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф.,- М., 2003, С. 132-133

Макаренко А.С. Сочинения.-М.,2000 ,том 4, 165-166

Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре.- М., 2005г.

Михайленко Н. Л., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте.- М., 2004г.

Михайленко Н. Л., Петрова О. К. К вопросу о строении игр с правилами. Дошкольное воспитание.-2002

Сорокина А. И. Дидактические игры в де6тском саду. М., 2002г.

Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие для учителей начальной школы, педагогов ДОУ и родителей.М., ТЦ Сфера2003,2005.

Сухомлинский В.А. Избрание педагогических сочинений.М., 2002г. том 1, С. 243-245

Усова А. П. Роль игры в воспитан6ии детей.М., 2006г.

Хромова С.А. Игровые уроки общения для детей. М.: Дом. XXI век: рипол классик

Эльконин Д. Б. психология игры.- М., 2005г.

Приложение

Дидактические игры

1. «Нарисуй теплую картинку»

Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.

Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.

Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.

Творческие задания:

A) нарисуй «теплый» натюрморт;

Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);

B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

2. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.

Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.

Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.

3. «Составь ежа из палочек»

Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.

Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

4. «Портреты»

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.

Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.

Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

5. «Кто играет с нами в прятки»

Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.

Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.

Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.

6. Панно «Осень праздничная»

Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности.

Игровые задания:

Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.

На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.

«Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.

После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.

Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.

7. «Тепло-холодно»

Цель: закреплять представление о цветовом круге.

Игровые задания:

1. Построение с ленточками:

А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ;

Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;

В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.

2. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку).

Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д.Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).

8.Игра "Почта"

Цель: Углублять представления детей о способах отправки и получения корреспонденции, воспитывать уважение к труду работников почты, желание подражать им. Развивать связную речь детей.

Игровое задание: Прочитать письмо или описать посылку.

Правила игры: Правильно подготовить к отправке письмо, бандероль. Умело и внимательно обслужить адресатов.

Материал: Рисунки, аппликации, поделки, журналы, газеты, выполненные самими детьми на занятии по рисованию и упакованные в бандероли. Марки, конверты. Почтовый ящик, весы, номера-медальоны для каждого ребенка.

Игра. Дети надевают номера-медальоны, обозначающие их адрес. Игра начинается стихами С.Маршака и загадками.

Затем каждый решает, кому он хочет отправить письмо или бандероль, и проставляет соответствующий номер-адрес. Конверты опускают в почтовый ящик, а бандероли несут на почту, где их взвешивают. Во время игры нужно заметить номера детей, которым никто ничего не послал, и нужно отправить им самим.

Почтальон раздает письма и бандероли. Дети обсуждают полученное, загадывают загадки. Остальные участники игры должны догадаться, что принес почтальон.

9. Игра "Кто быстрее построит дом"

Цель: Учить различать способы строительства многоэтажных и одноэтажных зданий; творчески изображать характерные трудовые действия каменщиков, монтажников, крановщиков, водителей грузовых машин и панелевозов, кровельщиков, плотников; воспитывать привычку к совместному труду.

Игровое задание: Построить дом.

Правила игры: Интересно рассказать о строительстве.

Материал: Строительный материал: кирпичи, панели, блоки; подъемный кран, грузовые машины, различные инструменты, которыми пользуются рабочие на стройке; картинки, изображающие стройку, различные виды работ, производимых на ней.

Игра. Создайте ситуацию, цель которой обсудить, какой дом можно быстрее построить - панельный или кирпичный. Если дети единодушны в своем решении, введите в игру Незнайку, который попытается доказать им, что кирпичный дом растет быстрее. Остается одно - на деле проверить кто прав. Сначала одни дети строят кирпичный дом; потом другие - панельный. Воспитатель засекает время, вместе с детьми отмечает, какой дом можно быстрее построить. Затем дети соревнуются друг с другом: кто, обсуждают полученное, загадывают загадки. Остальные участники игры должны догадаться, что принес почтальон.