Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как метод обучения (подробно)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Понятие развития различных способностей в процессе обучения детей является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Можно выделить противоречие между стремлением педагогов к развитию детей и отсутствием современных практических методик в данном направлении, а также интереса самих школьников.

Проблема исследования состоит в необходимости развития способностей подрастающего поколения, привитии интереса к процессу обучения. Педагоги по мере сил пытаются развивать способности каждого ребенка, но единой методики на сегодняшний день не выработано. Кроме того, многим детям занятия кажутся скучными и ненужными, соответственно необходимо прививать к ним интерес.

Объект исследования: дидактические игры.

Предмет исследования: дидактические игры, как метод обучения.

Цель исследования – предложить рекомендации по использованию дидактических игр в процессе обучения.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и задачи дидактических игр;

- выявить формы и методы дидактических игр;

- определить технологии реализации дидактических игр;

- выявить возможности применения дидактических игр на уроках математики .

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективного развития дидактическая игра – это эффективный метод развития способностей к обучению школьников.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды следующих авторов: Арсентьева В.П., Ветлугина Н. А., Волкова А.И., Волынкин В.И., Галигузова Л.Н., Изотова Е.И., Истратова О.Н., Козлова С.А., Кравцов Г.Г., Кравченко В.М., Крысько В.Г., Лисина М.И., Микляева Н.В., Руденко А.М., Сазонова Н.П.

Основные методы исследования, которые были использованы в работе: анализ специальной литературы; интерпретация; обобщение; изучение педагогического опыта; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент; беседа, анкетирование; сравнение и обобщение.

Опытно-экспериментальная база исследования – МКОУ «СОШ с. Улыбино».

Практическая значимость работы заключается в подборе дидактических игр, которые будут способствовать развитию математических способностей детей в 3-м классе. Кроме того, определена последовательность и содержание работы по развитию математических способностей школьников при помощи дидактических игр, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять данный процесс, и дает возможность широко использовать разработанную систему в образовательных учреждениях.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, перечня литературы и приложений. Общий объем работы составил 41 страницу. Количество источников литературы в списке - 47. Всего представлено 3 приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

1.1 Понятие и задачи дидактических игр

Игра - это деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Дидактическая игра - это такая коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый ученик и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей [4, с.87-85].

Эти игры способствуют развитию коммуникативных, интеллектуальных операций, представляющих собой форму обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Такая игра имеет две цели: одна их них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребёнок, то есть является дидактической. Именно благодаря дидактической игре можно организовать учебный процесс, направленный на развитие психических процессов и развитие навыков ребёнка [6,с.77].

Игровые действия - это способы проявления активности ребёнка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором и др.

Дидактическая игра – это работа основная суть и задача, которой отдать ребятам конкретные познания и умения, становление умственных возможностей [12, с.90-91]. Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: в первую очередь, они считаются эффективным методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой работой. В качестве первого они обширно употребляются на упражнениях по ознакомлению детей с находящимся вокруг, с живой природой, формированию простых математических представлений, развитию речи в целях обучения особым приемам умственной работы, систематизации, уточнения и укрепления познаний. При этом, содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым программными требованиями того или другого вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежат в таком случае педагогу. Как самостоятельная игровая работа они ведутся во внеучебное время.

В обоих случаях преподаватель управляет дидактическими играми, но роль различна. В случае, если на упражнениях он обучает учащихся, как следует играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, в самостоятельных играх учеников он принимает участие в роли напарника или посредника, смотрит за их взаимоотношениями, поведением.

Задачи дидактических игр сводятся к нескольким видам [16]:

- сопоставлять и подбирать предметы по одним и тем же, различающимся, либо сходным показателям (задача усложняется согласно с годами детей);

- обозначать и распределять предметы, либо рисунки. Дети классифицируют рисунки или же предметы по виду, либо по материалу, из которого они изготовлены;

- характеризовать предмет по нескольким или исключительно по одному показателю. Дети угадывают предметы по обычному описанию или же кто–то из них обрисовывает вещь, а оставшиеся угадывают;

- упражнять внимание и память. Дети уясняют некоторый прецедент или особый состав предметов, группу игроков и пр.

1.2 Формы и методы дидактических игр

Частные дидактики в большей степени ориентированы на практику обучения, используют определенные методы исследования. Это позволяет утверждать, что по отношению к частным методикам дидактика выполняет методологическую функцию, т.е. является их теоретической основой.

Далее рассмотрим основные методы дидактических игр [18, с.73].

Словесные методы. Их основное назначение - сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного) с использованием логических, организационных и технических приемов. Основные методы этой группы: рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность педагога, применяющего эти методы, предполагает такие действия: постановка основного вопроса, подлежащего изучению; выявление признаков; определение исходных позиций в анализе процессов и объектов; сравнение, обобщение; формулировка выводов и т.д. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении различных записей, зарисовке чертежей, схем, работе с предъявляемым дидактическим материалом и т.д.

Наглядные методы. Основное назначение - сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности. Основные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач и т.д. Деятельность педагога осуществляется в форме постановки основного вопроса и его изучения на основании полученных данных из различных наглядных источников, которые демонстрирует сам преподаватель или обучаемые. Деятельность обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, которые проводит педагог или сам обучаемый, осмысление полученных данных и принятие основной дидактической цели конкретного урока, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.д.

Практические методы. Основное назначение - получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимся или обучаемым в процессе организации различных практических работ. Основные методы: практические и лабораторные работы, упражнения. Деятельность педагога заключается в постановке основного вопроса, подлежащего изучению в процессе проведения различных практических работ, выполненных самим обучающим. Деятельность обучаемых включает в себя осмысление практических действий, демонстрируемых педагогом, собственных практических действий, выполнение различных записей, зарисовок, схем и принятие основной дидактической цели урока.

Суть объяснительно-иллюстративного метода обучения состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи информации. Однако при использовании этого метода обучения не формируются умения и навыки пользования полученными знаниями. Деятельность педагога направлена на сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств (наглядных пособий, текстов и т.д.)

Для приобретения учащимися этих умений и навыков используется репродуктивный метод обучения. Суть его состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию учителя, формированию навыков и умения использования и применения полученных знаний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает и применяет различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгоритмы). Деятельность учащихся заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений при решении различных видов задач и овладении общим алгоритмом практических действий.

Суть проблемного метода изложения заключается в том, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образцы научного познания, научного решения проблем. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, получая эталон научного мышления и познания, образец культуры развертывания познавательных действий. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в проследовании логики их доказательства, а также фиксации движения мысли педагога (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предположений и т.д.).

В целях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем используется частично-поисковый (эвристический) метод обучения. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет учебную задачу на проблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует. Этой цели служит исследовательский метод обучения. Он призван обеспечить творческое применение знаний. Учащиеся овладевают методами научного познания, формируется опыт исследовательской деятельности.

Существуют и другие классификации методов обучения. Это объясняется сложностью объекта исследования и значимостью методического оснащения педагогического процесса. Выбор методов обучения зависит от целого ряда условий. Например, от общих целей образования; особенностей изучаемого предмета, возрастных особенностей учащихся и их уровня подготовленности, уровня профессиональных навыков учителя, материальной оснащенности, целей и задач конкретного урока и т.д. [20, с.150]

Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру [22, с.89]. По структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающие только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием, правилом. В играх-упражнениях она выражена явно. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.

При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального (или материализованного) действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Этот процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом, осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия. Опора на действия с предметами или их моделями постоянно сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план действия в уме [24, с.116].

Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая - предполагает рассуждения, умственная форма действия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда у ученика уже сформированы представления или понятия [28, с.115]. Эти три формы действия взаимосвязаны, влияют на развитие различных сторон мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию и строиться в соответствии с закономерностями обучения, сформулированными педагогами: «Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой» [36, с.62].

По характеру умственного развития их можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (например, игра «Составим узор»).

2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры направлены на формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10. Это - «Математическая рыбалка», «Лучший летчик», «Лучший космонавт» и др.

3. Игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, «Цепочка» «Математическая эстафета», «Составление круговых примеров». К преобразующей деятельности относятся также игры, развивающие навыки контроля и самоконтроля («Лучший контролер», «Арифметический бег», «Проверь Угадайку» и др.).

4. Игры, в которые включены элементы поиска и творчества. Это «Угадай загадки Буратино», «Загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета», «По какой тропинке ты пойдешь?» и др.

Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

- ориентация - учитель представляет тему, дает характеристику игры, общий обзор ее хода и правил;

- подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, распределение ролей, подготовка к их исполнению, обеспечение процедур управления игрой;

- проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты;

- обсуждение игры: дается характеристика выполнения действий, их восприятия учениками, анализируются положительные и отрицательные стороны хода игры, возникшие трудности, обсуждаются возможные пути совершенствования игры, в том числе изменение ее правил.

1.3 Технологии реализации дидактических игр

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Какой бы прием занимательности ни использовался на уроке, самое главное – соблюсти разумный баланс между «развлечением» и кропотливым трудом, ибо малейший перекос в сторону первой может привести к тому, что «заигранные» дети не окажутся готовыми работать серьезно. При формировании этого баланса необходимо считаться с возрастом учащихся.

Известно, что дети проявляют большой интерес к проводимым играм. Даже самые пассивные из них включаются в игру с огромным желанием, прилагая все свои силы, чтобы не подвести товарищей по игре. Непоседливые, озорные замирают на уроке и следят за игрой, переживая все неудачи своей команды, и приходят в восторг от удач игроков.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

Дидактические игры помогают развивать познавательную активность учащихся, интерес к предмету, вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу на уроке, а также снимают утомление учащихся, которое может возникнуть при насыщенности уроков. Кроме того, игры развивают внимание, сообразительность, чувство соревнования, коллективизма и взаимопомощи. Поэтому они должны быть одним из обязательных средств, которые использует учитель на уроках.

В технологии организации дидактической игры выделяют три основных этапа: подготовка, проведение, анализ результата.

В подготовку к игре входит следующее: отбор игры согласно с задачами воспитания и преподавания точной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий либо во внеучебное время), места (в общем помещении, на участке, на прогулке и пр.); определение численности участников (вся группа, подгруппа). В подготовку к игре входит, помимо прочего отбор важного дидактического материала (пособий, игрушек, иллюстраций, природного материала) [47].

Младший возраст: приятное объяснение всего хода игры в ходе общей игры со взрослым.

Средний возраст: объяснение 1-2 инструкций, инструкции даются по ходу игры в общей работе со взрослым, применяют пробный ход игры, где педагог устанавливает правила.

Старший возраст: словесное обоснование инструкций до игры, пояснение ценности инструкций, в случае если они трудные, применяется показ и пробный ход.

В случае если педагог, эффективно подготовится к игре, само её проведение не вызовет затруднений. В каждой дидактической игре обязаны быть как игровые правила, так и игровые воздействия. Когда одно из подобных критериев отсутствует, она преобразуется в дидактическое упражнение.

Педагог осуществляет контроль за процессом игры, закрепляет умение играть, наблюдает за выполнением инструкций, используя напоминание, обоснование, оценку, вопросы, советы.

Младший возраст: педагог играет роль основного, в процессе игры связывает игровые воздействия с правилами.

Средний возраст: педагог работает через правило, игровые воздействия не подсказывает.

Старший возраст: правила объясняются до игры, к объяснению их содержания привлекаются дети.

Подведение результатов игры – серьезный момент. Педагог должен выделить тех, кто хорошо исполнял правила, мог помочь друзьям, был активен, честен. Анализ игр обязан быть ориентирован на выявление успешных приёмов её проведения, допущенных промахов (что не вышло и почему).

Выводы по главе 1

1. В дидактических играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Чтобы решить игровую задачу, школьнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.

2. Любая игра будет дидактической, если в ней представлена учебная задача, игровые правила и игровые действия.

3. Дидактические игры используются для уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. В игре дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой.

ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

2.1 Описание констатирующего эксперимента

В качестве практической базы было выбрано МКОУ «СОШ с. Улыбино». Учредителем образовательного учреждения является Искитимский район Новосибирской области. Функции и полномочия Учредителя исполняет администрация Искитимского района Новосибирской области. [41].

В исследовании приняли участие 21 школьник в возрасте от 8-9 лет, из них 11 – девочек и 10 – мальчиков. Все исследуемый школьники имеют средний уровень успеваемости, никаких сложностей и отклонений в процессе обучения по ним не выявлено.

Для начала предлагается провести диагностику математических способностей у школьников в 3-м классе.

Данная методика включает в себя три этапа:

1. Методика «Подбери костюм для персонажа» ‬для выявления комбинаторных способностей.

2. Методика «Найди лишнюю фигуру» ‬для выявления способности к быстрому абстрагированию и обобщению материала.

3. Методика «Реши задачу» ‬для выявления способности к аналитико-синтетическому восприятию задачи.

Наглядный материал, предлагаемый школьникам, представлен в приложении 1.

Для выявления способности к быстрому абстрагированию и обобщению математического материала была использована методика «Найди лишнюю фигуру». Описание методики представлено в приложении 2.

На основании показателей данной методики можно определить три уровня развития способности к быстрому абстрагированию и обобщению математического материала детей младшего школьного возраста: высокий, средний, низкий.

Для выявления способности к аналитико-синтетическому восприятию задачи была использована методика «Реши задачу». Методика включает в себя три группы арифметических задач: задачи с излишними условиями, задачи с недостающими данными, задачи с не сформулированным вопросом [47]. С описанием данной методики можно ознакомиться в приложении 3.

На основании показателей можно определить три общих уровня развития способности к аналитико-синтетическому восприятию задачи: высокий, средний, низкий. Высокий уровень (оценивается в 5 баллов), средний уровень (оценивается в 4 балла), низкий уровень (оценивается в 3 балла). Далее обобщим полученные результаты и представим их в таблице 1.

Таблица 1 -Значения показателей исследования (в баллах)

№ п/п

Фамилия, имя

«Подбери костюм»

«Найди лишнюю фигуру»

«Реши задачу»

Итого

1

2

3

4

5

6

1

Ксения А.

3

4

4

11

2

Ева А

4

4

4

12

3

Дмитрий Б

5

4

5

14

4

Анна Г

5

5

5

15

5

Кирилл Д.

4

4

4

12

6

Вика Д.

3

3

3

9

7

Маша Ж.

4

3

3

10

8

Дима К.

3

3

3

9

9

Ксения В

3

3

3

9

10

Кирилл С.

5

4

4

13

11

Катерина Н.

5

5

5

15

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

5

6

12

Валерия Н.

5

4

4

13

13

ЮлияС.

3

3

3

9

14

Данил С.

4

4

4

12

15

Юрий С.

3

4

4

11

16

Александр С.

5

5

4

14

17

Данил Ч.

3

3

3

9

18

Карина Б

5

5

4

14

19

Ирина К.

5

5

4

14

20

Станислав У.

5

5

4

14

21

Владимир В

3

4

4

11

Итого

85

84

81

250

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у большинства школьников 3 класса МКОУ «СОШ с. Улыбино» математические способности находятся на младшем уровне. Для того чтобы определить конкретные задачи для формирующего эксперимента, представим полученные результаты по каждой из методик в процентном соотношении на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования (%)

Таким образом, мы исследовали математические способности школьников младшего звена МКОУ «СОШ с. Улыбино». В результате проведенного исследования было выявлено, что у большинства школьников 3 класса математические способности находятся на невысоком уровне. Соответственно, необходимо развивать математические способности детей.

Анализ процентного соотношения, полученных результатов показал, что в развитии практически одинаково нуждаются такие направления, как: комбинаторные способности; быстрое абстрагирование и обобщение материала; выявление способности к аналитико-синтетическому восприятию задачи. Далее, учитывая выявленные особенности, следует организовать работу по развитию математических способностей у младших школьников.

2.2 Описание формирующего эксперимента

Для того, чтобы разработать эффективную программу по развитию математических способностей младших школьников, были поставлены следующие цели и задачи.

Основная цель заявленного цикла - всестороннее развитие математических способностей школьников при помощи дидактических игр.

Для реализации намеченной цели следует поставить следующие задачи:

1. Провести диагностическое обследование с целью определения, уровня развития математических способностей детей младшего школьного возраста (оно уже проведено).

2. Разработать перспективное тематическое планирование по развитию математических способностей у детей младшего школьного возраста.

3. Организовать предметно-развивающую среду, для развития математических способностей школьников в процессе игры.

4. Провести повторную диагностику математических способностей младших школьников.

Таким образом, на основании представленных выше критериев и задач для МКОУ «СОШ с. Улыбино» был подобран, разработан, внедрен цикл упражнений по развитию математических способностей (таблица 1). Внедрение осуществлялось при участии тех же учащихся 3 класса (21 школьник). Срок проведения предложенного цикла занятий – 1 учебный год.

В процессе развития математических способностей помимо игровых были использованы следующие способы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические.

Ключевые методики, применяемые в процессе обучения - дидактические игры. Схема, по которой было построено каждое занятие в цикле, представлена ниже в таблице 2.

Таблица 2

План-конспект занятия

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

1. Орг. момент - 2 мин.

Приглашает детей занять свои места на стульчиках, взять необходимые материалы для работы

Присаживаются, готовятся к работе

Словесный метод: беседа

2. Вводная часть -

5 минут

Рассказывает детям о предметах, которые участвуют в сюжетной игре

Внимательно слушают, задают вопросы

Словесный метод: беседа и наглядный: демонстрация

3. Основная часть

15 минут

Внимательно наблюдает за работой школьников, при необходимости направляет работу в нужное русло, направляет, подсказывает

Переходят непосредственно к игре

Словесный метод – рассказ, объяснение.

Игровой момент.

Наглядный метод – показ иллюстраций, демонстрационного материала и совместная деятельность

4. Динамическая пауза - 2 мин.

Проводит динамичные игры по определенному сценарию

Игры:

1. След в след

Догоняющий должен гнаться за убегающим, наступая точно след в след. После можете посмотреть получившиеся следы.

2. Эстафета

Команды становятся в одну линию друг за другом, и каждый участник получает по одному снежку

Активная динамическая игра

Продолжение таблицы 2

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

4. Динамическая пауза - 2 мин.

Проводит динамичные игры по определенному сценарию

4. Мишень

Выберите себе мишень – нарисуйте на бумаге и прикрепите, или просто пометьте мелом на заборе или другой поверхности. Снежки можно изготовить на уроках художественного труда из фольги. Чья команда большее количество раз попадет в мишень.

5. С кочки на кочку

Учитель чертит на снегу круги диаметром 30-40 сантиметров. Расстояние между кругами - 40-50 сантиметров. Ребенку нужно прыгать с кочки на кочку (то есть из круга в круг), стараясь побыстрее перебраться с первой кочки на последнюю. Отталкиваться надо обязательно обеими ногами: присесть, согнув ноги в коленях, затем прыжок.

Активная динамическая игра

5. Заключительная часть - 3-5 минут

Ребята, давайте обсудим, как прошла игра? Что самое основное Вы усвоили?

Дети заканчивают игру, присаживаются

Словесный метод – беседа, обратная связь.

Все дидактические игры были разделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры путешествие во времени.

3. Игры на ориентировки в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление [45].

Предполагаемые результаты реализации программы.

- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

Форма подведения итогов.

- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

- Проектные работы.

- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».

- Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

- Математический КВН.

Учебно-тематический план представлен в таблице 3.

Таблица 3

Учебно-тематический план

№п/п

                             Наименование разделов и тем

 Общее количество

часов

            В том числе

теоретических

практических

1

Вводное занятие

1 час

0,30

0,30

2

Как люди научились считать

3

Знакомьтесь, Архимед!

1 час

4

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

1 час

0,20

0,40

5

Очень важную науку постигаем мы без скуки.

5 час

0,20

0,40

6

Занимательная геометрия.

11 часов

1

10

7

Загадки- смекалки

1

0,60

8

Практикум «Подумай и реши».

1

0,60

9

Развитие познавательных способностей.

15 час

1 час

14

10

Газета любознательных».

2

1 час

11

Задачи с многовариантными решениями.

2 часа

0,5

1.5

12

Открытие нуля

1 час

0,20

0,40

13

Посещение компьютерного класса

3 часа

0,30

2.30

14

Комбинирование элементов знаковых систем. 

1 час

1 час

15

Олимпиадные задания по математике.

11 час

1

10 час

16

Компьютерные математические игры.

1 час

0,60

17

Вычисление площади фигур.

2 часа

0,30

1.30

18

Сочинение «Место математики в моей жизни»

1 час

0,20

0,40

19

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

1 час

0,60

20

Итоговое занятие «Математический КВН».

1 час

0,60

21

Круглый стол «Подведём итоги»

1 час

1 час

Календарно – тематическое планирование предложенного цикла занятий представлен в таблице 4.

Таблица 4

Календарно – тематическое планирование

Наименование тем

Кол-во

часов

Виды деятельности

Дата проведения

1.

Вводное занятие.

03.10

2.

Как люди научились считать

06.10

3.

Знакомьтесь, Архимед!

10.10

4.

Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

13.10

5.

Очень важную науку постигаем мы без скуки.

5.1

Задачи в стихах. Математические задачки-шутки.

17.10

5.2

Экспромт - задачки и математические головоломки.

20.10

5.3

Логические математические задания.

24.10

5.4

Ребусы.

27.10

5.5

Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране  Внималки-сосчиталки»

31.10

6

Занимательная геометрия.

11 ч

6.1

Головоломки.

6.1.1

Колумбово яйцо.

03.11

6.1.2

Головоломка Пифагора

07.11-10.11

6.2

Оригами.

6.2.1

Работа над проектом «Во поле берёза стояла»

1 ч

14.11

     6.2.2

Работа над проектом «Во поле берёза стояла» (окончание)

1 ч

17.11

6.3

Геометрические фигуры.

6.3.1

Объёмные  геометрические фигуры.

21.11

6.3.2

Моделирование из объёмных геометрических фигур.

24.11

6.3.3

Моделирование из объёмных геометрических фигур( окончание).

28.11

         6.3.4

Симметрия фигур.

01.12

      6.3.5

Соединение и пересечение фигур.

05.12

6.3.6

Турнир по геометрии

08.12

Продолжение таблицы 4

7.

Загадки- смекалки

составление загадок, требующих математического решения

12.12

8.

Практикум «Подумай и реши».

15.12

9.

Развитие познавательных способностей.

15ч

9.1

Тренировка внимания

9.1.1

Игры на внимание.

1 ч

19.12

9.1.2

Интерактивные игры на внимание.

22.12

9.1.3

Развитие концентрации внимания.

26.12

9.1.4

Тренажёры на развитие внимания.

16.01

9.2

Тренировка памяти

 3ч

9.2.1

Тренировка слуховой памяти.

19.01

9.2.2

Тренировка зрительной памяти.

23.01

9.2.3

Тренажёры на развитие памяти.

26.01

9.3

Поиск закономерностей

4 ч

9.3.1

Числовая и буквенная закономерность.

1 ч

30.01

9.3.2

Поиск закономерностей. Логические  задачи.

02.02

9.3.3

Логические  задачи.

06.02

9.3.4

Логически – поисковые задания.

09.02

9.4

Совершенствование воображения

9.4.1

Работа с изографами и числографами.

13.02

9.4.2

Развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

16.02

9.4.3.

Рисование предметов с помощью цифр

20.02

9.5

Развитие быстроты реакции

1 ч

27.02

9.5.1

Игры на развитие реакции.

02.03

10.

«Газета любознательных».

10.1

Поиск и сбор информации

06.03

10.2

Выпуск газеты

09.03

11

Задачи с многовариантными решениями.

11.1

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

13.03

11.1

Решение задач в парах

16.03

Продолжение таблицы 4

12

Открытие нуля.

исследовательская работа «Почему так?»

20.03

13

Посещение компьютерного класса

3 ч

13.1

Работа с программой Paint

1

30.03

13.2

Работа с программой PowerPoint

2

03.-06.04

14

Комбинирование элементов знаковых систем.  

составление суперпримеров

10.04

15

Олимпиадные задания по математике.

11ч

15.1

Занимательные задачи.

13.04

15.2

Логические задачи для юных математиков.

17.04

15.3

Задачи повышенной трудности.

20.04

15.4

Решение нестандартных задач.

24.04

15.5

Математические тренажёры на умножение.

27.04

15.6

Математические тренажёры.

04.05

15.7

Блиц – турнир по решению задач

08.05

15.8

Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал»

11.05

15.9

Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

15.05

15.10

Решение задач на противоречие

15.11

Участие во всероссийском конкурсе «Вот задачка».

По мере проведения

олимпиад

16

Компьютерные математические игры.

17

Вычисление площади фигур.

17.1

создание мини-проекта «Наш школьный стадион»

17.2

проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион»

18

Сочинение «Место математики в моей жизни».

18.05

19

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

1 ч

22.05

20

Математический КВН

1 ч

25.05

21

Круглый стол «Подведём итоги»

1 час

29.05

ИТОГО

64ч

Для воспитания любознательности, привития интереса к математике и другим наукам на кружке проводятся следующие внеклассные мероприятия:

-Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».

- Блиц - турнир по решению задач.

-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

- Математический КВН.

Работа с родителями:

-Проведение родительского собрания «занимательная математика».

- Помощь при подборе информации для выпуска «Газеты любознательных».

- Помощь в организации и проведении математического КВН.

- Участие в круглом столе

2.3 Анализ полученных результатов

В завершении, эксперимента было снова проведено исследование математических способностей все тех же 21 школьников на базе МКОУ «СОШ с. Улыбино».

Для проведения исследования была использована та же методика что демонстрировалась на этапе констатирующего эксперимента:

Данная методика включает в себя три этапа:

1. Методика «Подбери костюм» ‬для выявления комбинаторных способностей.

2. Методика «Найди лишнюю фигуру» ‬для выявления способности к быстрому абстрагированию и обобщению математического материала.

3. Методика «Реши задачу» ‬для выявления способности к аналитико-синтетическому восприятию задачи.

Полученные результаты представим в таблице 4.

Таблица 4

Значения показателей итогового исследования (в баллах)

№ п/п

Фамилия, имя

«Подбери костюм»

«Найди лишнюю фигуру»

«Реши задачу»

Итого

1

Ксения А.

4

4

4

12

2

Ева А

5

5

4

14

3

Дмитрий Б

5

5

5

15

4

Анна Г

5

5

5

15

5

Кирилл Д.

4

5

4

13

6

Вика Д.

4

4

3

11

7

Маша Ж.

4

4

3

11

8

Дима К.

3

3

3

9

9

Ксения В

4

3

3

10

10

Кирилл С.

5

5

4

15

11

Катерина Н.

5

5

5

15

12

Валерия Н.

5

5

4

14

13

ЮлияС.

4

3

3

10

14

Данил С.

5

5

4

14

15

Юрий С.

3

4

4

11

16

Александр С.

5

5

4

14

17

Данил Ч.

3

4

4

11

18

Карина Б

5

5

4

14

19

Ирина К.

5

5

5

15

20

Станислав У.

5

5

5

15

21

Владимир В

3

5

5

13

Итого

81

84

75

241

Таким образом, анализируя и сравнивая начальные результаты с результатами, полученными на этапе констатирующего эксперимента можно сделать вывод о том, что произошло значительное улучшение математических способностей младших школьников по всем трем заданиям.

Наглядно процентное выражение математических способностей младших школьников до и после внедрения программы занятий представим на рисунке 2.

Рис. 2. Сравнительные результаты исследования (%)

Таким, образом можно говорить о том, что после внедрения предложенной программы занятия, которые включали различные дидактические игры произошло увеличение математических способностей, исследуемых школьников. Соответственно, предложенную программу можно считать эффективной.

Выводы по главе 2

1. Во второй главе данной курсовой работы было проведено исследование математических способностей младших школьников МКОУ «СОШ с. Улыбино» в 3-м классе. Исследование проводилось по следующим направлениям: выявление комбинаторных способностей; выявление способности к быстрому абстрагированию и обобщению математического материала; выявление способности к аналитико-синтетическому восприятию задачи. На основании проведенного исследования было выявлено, что у большинства младших школьников МКОУ «СОШ с. Улыбино» математические способности находятся на невысоком уровне.

2. Анализ процентного соотношения, полученных результатов показал, что в развитии практически одинаково нуждаются все представленные выше направления.

3. На основании анализа, полученных результатов была разработана программа по развитию математических способностью при помощи дидактических игр.

4. Форма проведения кружковой работы: теория, практика, групповые занятия. Представленные выше занятия проводились в течение учебного года в МКОУ «СОШ с. Улыбино». В завершении, которого вновь было проведено исследование математических способностей тех же школьников.

5. На основании анализа и сравнения итоговых результатов с итогами, полученными на этапе констатирующего эксперимента был сделан вывод о том, что произошло значительное улучшение математических способностей младших школьников по всем трем заданиям.

6. Таким, образом можно говорить о том, что после внедрения предложенной программы занятия, которые включали различные дидактические игры произошло увеличение математических способностей, исследуемых школьников. Соответственно, предложенную программу можно считать эффективной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в данной курсовой работе была рассмотрена дидактическая игра, как метод обучения.

В ходе проведенного исследования было установлено то, что на сегодняшний день стоит весомое противоречие между высокими требованиями современной системы образования к развитию способностей детей младшего школьного возраста с одной стороны и недостаточным вниманием педагогической науки к использованию потенциала дидактической игры и поиску условий её использования в формировании элементов логического мышления у детей младшего школьного возраста, с другой.

В дидактических играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, школьнику необходимо сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы.

Во второй главе работы было проведено исследование математических способностей младших школьников в 3-м классе МКОУ «СОШ с. Улыбино». Исследование проводилось по следующим направлениям: выявление комбинаторных способностей; выявление способности к быстрому абстрагированию и обобщению математического материала; выявление способности к аналитико-синтетическому восприятию задачи. На основании проведенного исследования было выявлено, что у большинства младших школьников МКОУ «СОШ с. Улыбино» математические способности находятся на невысоком уровне.

Анализ процентного соотношения, полученных результатов показал, что в развитии практически одинаково нуждаются все представленные выше направления. На основании анализа, полученных результатов была разработана программа по развитию математических способностью при помощи дидактических игр.

Предложенный цикл включил в себя проведение одного занятия в неделю, в масштабах факультатива. Форма проведения кружковой работы: теория, практика, групповые занятия. Каждое занятие состоит из: организационного момента; вводной беседы; основной части; динамической паузы и заключительной беседы.

В завершении предложенного курса исследования было проведено исследование математических способностей все тех же школьников. Для проведения исследования были использованы методики, которые демонстрировались на этапе констатирующего эксперимента:

На основании анализа и сравнения итоговых результатов с итогами, полученными на этапе констатирующего эксперимента был сделан вывод о том, что произошло значительное улучшение математических способностей младших школьников по всем трем заданиям.

Следовательно, можно говорить о том, что после внедрения предложенной программы занятия, которые включали различные дидактические игры произошло увеличение математических способностей, исследуемых школьников. Соответственно, предложенную программу можно считать эффективной.

Таким, образом в ходе выполнения курсовой работы был произведен подбор способов развития математических способностей младших школьников при помощи дидактических игр. Кроме того, была определена последовательность и содержание работы по развитию математических способностей младших школьников при помощи дидактических игр, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять данный процесс, и дает возможность широко использовать разработанную систему педагогам образовательных учреждений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ // «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с измен. и вступ. в силу 18.04.2018)

2. Федеральный закон РФ N 273-ФЗ // «Об образовании в Российской Федерации» (с измен. и вступ. в силу 05.07.2017 г.)

3. Распоряжение Правительства РФ N 1726-р // Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (с измен. и вступ. в силу 10.02.2017 г.)

4. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте: учебное пособие / В.П. Арсентьева – М.: Форум, 2015. – 144 с.

5. Астахова Т.В. Категории и отрасли педагогики / Т.В. Астахова // Вопросы гуманитарных наук: журнал. - 2014. - №5. - С. 50-51.

6. Баюкова Н.В. Педагогическая поддержка детей в образовательном пространстве школьного учреждения / Н. Баюкова // от А до Я: журнал. - 2014. - №4. - С. 76-84.

7. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2015. – 672с.

8. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в начальной школе: учебное пособие/ Н.А. Ветлугина, Т. Г.Казакова – М.: Просвещение, 2014. – 179 с.

9. Волкова А.И. Психология общения: учебное пособие / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 446 с.

10. Выготский Л. С. Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2014. - 480 с.

11. Выявление математических способностей у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс – дата обращения 30.06.2018]. URL: https://e-koncept.ru/2015/75361.htm

12. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учебное пособие / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова – М.: Владос, 2014. – 304 с.

13. Горбунова И.Г. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей / И. Горбунова // Начальная школа: журнал. - 2015. - №3. - С. 24-28.

14. Данилова И.В. Правовое образование родителей и педагогов / И. Данилова // Начальная школа - 1 сентября: газета. - 2015. - №6. - С. 18-21.

15. Интернет сайт «Учебно-методический кабинет» [Электронный ресурс – дата обращения 30.06.2018]. URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-petrovna-nikulina/statja-o-razviti-tvorcheskih-sposobnostei-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

16. Интернет сайт «Международный образовательный портал» [Электронный ресурс – дата обращения 30.06.2018]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/-krasavica-babochka-monotipija.html

17. Едакова И.Б. К вопросу об оценке качества школьного образования в условиях введения ФГОС / И.Б. Едакова // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2015. - №12. - С. 17-22.

18. Ежкова Н.П. Педагогический процесс в школьных учреждениях: научный взгляд / Н. Ежкова // Воспитание: журнал. - 2015. - №3. - С. 72-76.

19. Емельянова И.Е. Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете школьного образования / И.Е. Емельянова // Школа плюс до и после: журнал. - 2015. - №12. - С. 14-16.

20. Изотова Е.И. Психологическая служба в системе образования: учебное пособие / Е.И. Изотова – М.: Академия, 2015. – 304 с.

21. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Экса Кусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2014. - 568 с.

22. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет: учебное пособие / О.Н. Истратова. – Ростов н /Д: Феникс, 2014. – 317с.

23. Климова С.А. Формирование коммуникативной компетенции младших школьников / С.А. Климова, Ю.А. Чичиланова // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2014. - №12. - С. 31-35.

24. Князева Е.С. Организация разновозрастного взаимодействия школьников в познавательной деятельности / Е. Князева // Дошкольное воспитание: журнал. - 2015. - №10. - С. 115-118.

25. Козлова С.А. Начальная школа: учебное пособие / С.А. Козлова, Т.А Куликова– М.: Академия, 2015. – 416 с.

26. Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения младших школьников: учебное пособие / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова– М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 264 с.

27. Кравченко В.М. Психология и педагогика: учебное пособие / В.М. Кравченко. – М.: Риор, 2014. – 128 с.

28. Крысько В.Г. Педагогика и психология: учебное пособие / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2014. – 471 с.

29. Коротаева Е.В. Социальное развитие детей: аспекты преемственности / Е.В. Коротаева, М.В. Бывшева // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2014. - №12. - С. 23-27.

30. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении: учебное пособие / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп.- СПб: Питер, 2014. - 276 с.

31. Лобанова В.А. Структура педагогического партнёрства в воспитательно- образовательном процессе с младшими школьниками / В.А. Лобанова, А.С. Тимошенко // Воспитание: журнал. - 2015. - №5. - С. 107-112.

32. Лукина Е.А. Преемственность начального образования как необходимое условие формирования готовности к обучению / Е.А. Лукина // Начальное образование: журнал. - 2015. - №2. - С. 25-31.

33. Любимова Л.В. Проектирование образовательного процесса / Л.В. Любимова // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2015. - №12. - С. 9-13.

34. Майер А.А. Трудности стандартизации школьного образования / А.А. Майер, Л.Л. Тимофеева // Начальная школа: журнал. - 2015. - №10. - С. 12-15.

35. Маралова Е.А. Совершенствование педагогических условий: коммуникативно-речевой каркас образовательной среды / Е.А. Маралова // Начальная школа: журнал. - 2015. - №3. - С. 7-11.

36. Микерина А.С. Познавательное развитие детей младшего школьного возраста в свете выхода ФГОС / А.С. Микерина // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2015. - №12. - С. 60-63.

37. Микляева Н.В. Теория воспитания: учебное пособие / Н.В Микляева, Ю.В. Микляева – М.: Академия, 2015. – 208 с.

38. Мухина С.Н. Психомоторные способности школьников: структура и развитие / С.Н. Мухина, Г.Г. Мисаренко // От А до Я: журнал. - 2015. - №5. - С. 88-97.

39. Никитина С.В. Непосредственно образовательная деятельность / С.В. Никитина // Дошкольная педагогика: журнал. - 2015. - №3. - С. 12-13.

40. Петрова В.И. Развитие ценностного отношения школьника к миру / В.И. Петрова // Детский сад от А до Я: журнал. - 2015. - №2. - С. 33-40.

41. Развитие математических способностей младших школьников [Электронный ресурс - дата обращения 30.06.2018]. URL: http://ds44.edusite.ru/DswMedia/proektmatematicheskiy.doc

42. Руденко А.М. Основы психологи и педагогики: учебное пособие / А.М. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 125 с.

43. Румянцева И.Б. К вопросу об интегрированном образовании детей в системе школьного образования / И.Б. Румянцева // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2015. - №6. - С. 44-50.

44. Сазонова Н.П. Начальная школа: курс лекций / Н.П. Сазонова – М.: Детство-Пресс, 2014. – 272 с.

45. Сеть детских дидактических центров «Вундеркиндики» [Электронный ресурс - дата обращения 30.06.2018]. URL: http://www.vunderkindiki.ru/malishi/statyi/statya032.html

46. Смирнова Е.В. Типичные трудности организации предметной игровой среды / Е. Смирнова, М. Соколова // Начальная школа: журнал. - 2013. - №2. - С. 93-99.

47. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс – дата обращения 30.06.2018]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/11/07/organizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-v-dou-v-kontekste

Приложение 1

Наглядный материал к методике «Подбери костюм» [16]

№ Код задания - количество персонажей - цвета предложенных элементов костюма. Необходимая комбинация костюмов: рубашки-штанишки-кепочки

Приложение 2

Описание методики «Найди лишнюю фигуру» [16]

Приложение 3

Описание методики «Реши задачу» [16]