Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. Важное место в активизации учебно-познавательной деятельности отводится актуализации у младших школьников интереса к учению, что обосновано в трудах отечественных педагогов и психологов, которые считали, что именно интерес является основным внутренним механизмом обучения.

Познавательные интересы младших школьников формируются под влиянием разных факторов, в первую очередь учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся и характеристик основного вида деятельности.

Репродуктивный способ подачи учебного материала не способствует развитию логического и творческого мышления, воображения, не вызывает интерес к учебному предмету. В связи с данными обстоятельствами необходимо искать средства, повышающие активность младших школьников в учебном процессе. Одним из эффективных средств такой деятельности являются дидактические игры.

Объектом исследования: учебно-познавательная деятельность детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: обосновать, что дидактические игры являются эффективным средством активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач исследования:

  • рассмотреть сущность понятий «учебно-познавательная деятельность младших школьников», «активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников»;
  • обосновать роль игры в активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников;
  • исследовать отношение детей младшего школьного возраста к предмету «Окружающий мир»;
  • разработать содержание дидактических игр и проанализировать результаты их применения в работе с детьми младшего школьного возраста на уроках «Окружающий мир».

Методы исследования: в работе использовались теоретические

(анализ, обобщение, систематизация) и эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, качественный и количественный математический анализ) методы исследования.

Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе МКОУ «Слободо­Туринская СОШ № 2». В опытно-поисковой работе принимали участие 20 детей и 10 педагогов.

Глава 1. Теоретические основы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр

1.1 Сущность понятия «учебно-познавательная деятельность» и ее активизация

Для начала приведём различные определения понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогической литературе.

Так Белый Е.И. Определяет деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» [2, с.67].

Исследователь Волошина М.И. в свою очередь под деятельностью понимает «динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» [5, с. 133].

Деятельность это и активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё.

В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же гипотетически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями он построил современное общество, города, машины с их помощью произвел на свет новые продукты потребления, материальную и духовную культуру, и в конечном счёте преобразовал самого себя. Гребнева Н.А. писала: «Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природе людей» [8, с. 47].

Активность - (от латинского actives - деятельный) - деятельное отношение к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общения. Формируется под воздействием среды и воспитания.

Познавательная активность - деятельное состояние личности, которая характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой познавательной активности является рассогласовывание между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают 3 уровня познавательной активности - воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Активно управляемый учебный процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося. Маркушевская Е.А считает: «Познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». Многие другие ученые считают, что «активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками». Во втором случае речь идёт о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а в первом случае в понятие познавательной активности автор включил интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников. [12, С. 10].

Познавательная активность включает:

· Мотивы и цели деятельности.

· Интерес к предмету.

· Внимание к изучаемому объекту.

· Волевые усилия.

· Положительные эмоции.

· Творческую самостоятельность.

· Владение необходимыми способами и приёмами познавательной деятельности.

· Оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающей полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками. [21, С. 74]

Среди приёмов и методов обучения, применяемых в школьном курсе математике, репродуктивный путь усвоения знаний обеспечивает информационно-рецептивное, алгоритмизированное и программированное обучение, а продуктивный путь - проблемное обучение, эвристический и исследовательский методы.

Первые способствуют развитию познавательной активности при условии сочетания их со вторыми. Остановимся на характеристике вторых методов.

Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание проблемных ситуаций, формулировка проблем, подведение учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Её задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Активная мыслительная деятельность всегда связана с решением определённого задания. Мыслить человек начинает, если у него возникла потребность что-то понять, что-то осуществить. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления противоречия. Проблемной ситуацией определяется привлечение личности к мыслительному процессу, который всегда направлен на решение некоторой задачи.

Основой познавательной активности является:

1. Адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям.

2. Стимулирование учебной деятельности учащихся.

3. Преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.

Некоторые ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Понятие «развитие» общепризнанно в педагогике и психологии. Никитина А.В. отмечает: «развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед». [17, С. 84]

Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.

Деятельность - форма психической активности личности, направленное на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц - действий, каждому из которых соответствует своя частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

Перова М.Н. пишет, что в процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса. [20, С. 94]

Черепенникова А.В. указывает, что определением активизации учебно-познавательной деятельности можно считать следующие: это процесс, направленный на усиленную деятельность учителя и ученика, на побуждение к её энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения. [21, с. 74].

Активизация познавательной деятельности -- побуждение к энергичному, целенаправленному учению.

Активизация познавательной деятельности это не только процесс управления активностью учащихся, но и процесс активизации своей деятельности самим учеником. Саморегуляция активной деятельности учеником зависит от его деятельностной позиции в учебном процессе. Это происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, к творческой деятельности

Для активизации познавательной деятельности учащихся учителя используют проблемные и игровые ситуации, поощрения, стимулирование, эмоциональное воздействие, усиление требовательности и контроля, внедрение оптимального ритма и режима работы для каждого учащегося, приёмы снятия усталости, рассказы о способах и приёмах запоминания и усвоения материала из истории развития науки. [14, с.95].

Так учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и т.д. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Например, цель прополки - создать условия для роста культурных растений.

Итак, подводя итоги выше сказанному можем сделать вывод о том, что деятельность это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

Деятельность человека очень многообразна, мы будем рассматривать более подробно познавательную деятельность человека.

1.2 Роль игры дидактической игры в активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников

К настоящему времени в педагогической и психологической литературе отражены достижения по изучению теоретических основ игры. Проблема использования игры в целях обучения на протяжении длительного времени привлекала ученых.

Общеизвестно, что, игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваивая разнообразные игровые роли, дети обогащают социальный опыт, а также учатся адаптироваться в незнакомых для них условиях, игра является очень ценным средством воспитания умственной активности самих детей, она активизирует психические процессы, вызывает у школьников живой интерес к процессу познания. Дети в игре охотно преодолевают возникшие трудности, развивают умения и способности, тренируют свои силы. Она помогает сделать абсолютно любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей удовлетворение, значительно облегчает процесс усвоения знаний, а также создает положительный эмоциональный фон урока.

В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Игры, организуемые на уроках, мобилизуют умственные возможности детей, развивают организаторские способности, прививают навыки самодисциплины, доставляют радость от совместных действий. Они активно и целенаправленно способствуют формированию и развитию таких сторон личности как умственной, физической, нравственной и эстетической.

Дидактическая игра - деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников.[16, С. 149]

Дидактическая игра – специально организованная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями.

Многие дидактические игры составлены по принципу самообучения, когда сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Дидактическая игра является одной из методических разновидностей обучения. [19, С. 61]

На основании анализа данных определений можно заключить, что дидактические игры - это игры, которые имеют готовое содержание, выполняющие определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями, а так же организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий. В процессе этих игр дети закрепляют, уточняют и расширяют уже имеющиеся представления о явлениях природы, животных и растениях. Эти игры также способствуют развитию наблюдательности, внимания и учат детей применять свои знания в новых условиях, обогащают словарь, активизируют умственные процессы, а также способствуют воспитанию вместе играть. Эти игры дают возможность сравнивать явления, предметы природы и отмечать изменения внешних признаков, они формируют умения классифицировать и обобщать.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Яровикова Н.С. определяет следующую структуру дидактической игры:

  1. дидактическая задача;
  2. игровые действия;
  3. правила игры;
  4. результат. [23, С. 129]

Среди обязательных структурных элементов дидактической игры выделяют такие:

  • правила;
  • игровые действия;
  • дидактические задачи.

Под дидактической задачей понимается основной элемент дидактической игры, которому подчиняются остальные. Руководствуются ею взрослые, создавая какую-либо дидактическую игру, но они облекают ее в форму, которая будет для детей наиболее занимательна и интересна. Дидактическая задача является необходимым первым элементом в обучающей игре, и, как и в теории, находят наиболее полное выражение во всех играх. Программная цель во многих играх выделяется специально, и задача в ряде игр заключена в самом названии или же угадывается в описании.

Букатов В.М. приводит определенный ряд причин использования дидактических игр как средства обучения младших школьников:

  1. игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;
  2. освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;
  3. имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления.
  4. недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей. [4, С. 161]

Для того чтобы правильно выбрать дидактическую игру, необходимо осознавать уровень подготовленности обучающихся, так как они в играх должны оперировать уже имеющимися представлениями и знаниями. Необходимо, прежде всего, определяя дидактическую задачу, иметь ввиду, какие представления, знания должны у детей закрепляться и усваиваться, какие умственные операции должны развиваться в связи с этим, какие личностные качества можно в результате игры сформировать. Каждая дидактическая игра обладает своей развивающей задачей, что и отличает одну игру от другой [10].

При работе с детьми младшего школьного возраста на уроках окружающего мира можно использовать различные типы игр, которые подробно рассмотрены ниже:

Игры-путешествия помогают закрепить учебный материал, позволяют установить необходимые взаимосвязи. Активизация познавательной деятельности учащихся достигается так же личным участием детей, интересным сюжетом игр, устными сообщениями детей и их переживаниями.

Цель игр-путешествий заключается в усилении впечатлений, обращении внимания детей на то, что находится очень близко, рядом, но ими не замечается. Игра-путешествие способна обострить наблюдательность, внимание, способствует осмыслению игровых задач, облегчению достижения успеха и преодоления трудностей. В игре роль педагога очень сложна, она требует готовности ответить на вопросы детей, знаний, умения вести процесс обучения незаметно.

Игры-поручения. В их основании находятся словесные поручения, действия предметами. Игровые действия и игровая задача основаны в них на предложении что-либо сделать: «Помоги новому другу Буратино определить, с какого из деревьев упали листья», «Проверь у Незнайки домашнее задание».

Игры-предположения «Что бы было, если..?» или «Что бы я сделал, если...», «Кем хотел бы я быть и почему?», «Кого бы ты выбрал в друзья?» и др. Началом такой игры иногда может выступить картинка. Дидактическое содержание игр заключается в том, что перед школьниками создается ситуация и ставится задача, которая требует осмысления дальнейшего действия. Игровая задача закладывается в самом названии «Что бы было, если..?» или «Что бы я сделал, если...». Игровые действия определяются задачей и от детей требуют целесообразного предполагаемого действия соответственно созданными обстоятельствами или поставленным условиям. Дети высказывают предположения, обобщенно-доказательные или констатирующие. Данные игры требуют установления причинных связей и умений соотнести знания с обстоятельствами. В них содержится так же и соревновательный элемент: «Кто сообразит быстрее?».

Игры-беседы (диалоги) - в основании игры-беседы находится общение детей друг с другом, детей с педагогом и педагога с детьми. Это общение имеет особенный характер игровой деятельности и игрового обучения детей. Педагог в игре-беседе зачастую идет от близкого детям персонажа и не только сохраняет тем самым игровое общение, но и усиливает его радость, желание повторить начатую игру. Но игра-беседа в себе таит опасность усиления приемов прямого обучения. Воспитательно-обучающее значение заключается в содержании сюжета-темы игры, в возбуждении интереса к каким-либо аспектам объекта изучения, который отражается в игре. Познавательное содержание игр не лежит «на поверхности»: его необходимо найти, сделать открытие - добыть и узнать что-то в результате.

Те или иные игровые ситуации можно сильно разнообразить, изменяя лишь сюжет, героя, правило, что дает возможность использовать дидактические игры в начальной школе на всех уроках. Игры, которые строятся на материале разной степени трудности, способствуют осуществлению дифференцированного подхода в обучении школьников с различным уровнем развития, что представлено в таблице 1

Таблица1

Использование дидактических игр на уроках «Окружающий мир» различных типов

Тип урока

Дидактические

игры

Назначение

игры

Реализация

дифференцированного

подхода

Изучение

нового

материала

Игры, связанные

с

исполнительской

деятельностью

детей

Усвоение

новых понятий

и способов

Распределение ролей

Закрепление

УУД

Игры на

воспроизведение

свойств, приёмов,

алгоритмов и их

преобразование

Выработка

умений и

навыков,

применение их

на практике

Содержание заданий

Обобщение и

систематизация

УУД

Игры,

контролирующие,

преобразующие и

творческие,

включающие

элемент

поисковой

деятельности

Установление

уровня овладения

теоретическими

знаниями и

способами

познавательной

деятельности

Распределение

ролей и

содержание

заданий

Используя дидактическую игру в образовательном и воспитательном процессе, у детей через ее действия и правила формируется выдержка, доброжелательность, корректность. Дидактические игры проводят с детьми и индивидуально, и коллективно, усложняя игры с учетом возраста детей. Дидактические игры могут быть полезны для понимания и осмысления нового материала, усвоения и обобщения, установления связей между понятиями, выражения собственных мыслей и речи.

Они могут помочь укреплять дружеские отношения между учениками; дать ощущение свободы и раскованность, особенно слабым и неуверенным в себе детям; умение подчиняться правилам; активизировать учебную работу в процессе обучения, повысить инициативу и активность школьников.

Игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Игровая деятельность в младшем школьном возрасте не исчезает, а лишь принимает свои специфические формы. Особенности игровой деятельности младших школьников заключаются в том, что в ней успешно осваивается содержание учебной - познавательной деятельности.

Использование игры у учащихся способствует изменению мотивов поведения и раскрытию новых источников развития познавательных сил, становление которых происходит в процессе учебной деятельности.

В младшем школьном возрасте можно использовать игру как средство организации учебно-познавательной деятельности детей. Элементы игры в процессе обучения вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают их активность. Младшие школьники с большим интересом выполняют те задания, которые носят игровой характер. Игровая деятельность способствует формированию всех сторон психической жизни детей, их самостоятельности в постановке задач и выборе способов действия.

Использование дидактических игр в учебном процессе способствует:

  • формированию уверенности в себе, заинтересованность в учении;
  • повышению самостоятельности;
  • развитию внимания, снятию напряжения, особенно при изучении нового и проверке знаний;
  • изменению самооценки и взаимооценки.

Таким образом, можно заключить, что использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала, благодаря чему ученики становятся самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить. Начальная школа закладывает фундамент для обучения дальше. Использование дидактических игр позволяет младшим школьникам демонстрировать свои умения применять полученные знания в новых ситуациях, использовать их на практике и самостоятельно добывать их. Таким образом, можно говорить о развитии универсальных учебных действий обучающегося.

Таким образом, игра имеет большое значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов. Игра позволяет активно включить учащихся в учебно-познавательную деятельность. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда следует, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.

Как говорил Волошина М.И.: «приучить ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает - делать ради удовольствия исполнить свои обязанности вы готовите ребёнка к жизни, а в жизни не все обязанности занимательны» [5, С. 39].

В заключение можно сделать вывод, что игра мощный стимул в обучении. Посредством игры активизируется познавательный интерес, так как в игре мотивов больше, чем в учебной деятельности. Дидактические игры привлекают внимание к учебному материалу, что позволяет добиться лучшего усвоения материала, а значит и качества образования.

На основании представленных рассуждений, дидактическую игру можно определить как:

  • специфическое средство активного овладения учащимися предметным содержанием обучения;
  • как метод активизации учебной деятельности младших школьников;
  • форму активной индивидуальной, групповой или коллективной учебной деятельности младших школьников.

В данном исследовании мы рассматриваем дидактическую игру как специфическое средство активного овладения учащимися предметным содержанием курса «Окружающий мир». А процесс активизации учебно­познавательной деятельности младших школьников по данному предмету связываем с развитием интереса к предмету, а также активизации логического и творческого мышления.

Таким образом, можно утверждать, что дидактические игры на уроке «Окружающий мир» влияют на формирование познавательных и личностных компонент УУД.

Глава 2. Исследование эффективности применения дидактических игр в активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников

2.1. Исследование отношения детей младшего школьного возраста к предмету «Окружающий мир»

Опытно - поисковая работа осуществлялась на базе МКОУ «Слободо - Туринская СОШ № 2». В исследовании приняли участие обучающиеся второго класса. Количество детей: 20 человек.

Цель исследования: доказать, что дидактическая игра способствует активизации учебно - познавательной деятельности младшего школьника на уроках «Окружающий мир».

Данная опытно - поисковая работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный этап исследования.

Констатирующий этап проводился во второй четверти учебного года на базе МКОУ «Слободо - Туринская СОШ № 2» во 2 классе. В исследовании принимали участие 20 детей и 10 педагогов.

Цель констатирующего этапа исследования - выявить отношение детей к предмету «Окружающий мир».

Методы и методика исследования: для определения результатов была использована комплексная модифицированная методика Казанцевой Г.Н. «Изучение интереса к предмету» , а также использовались методы наблюдения и опрос.

На тест - опросник по определению уровня познавательной самостоятельности отводилось 10 минут. Для каждого младшего школьника определялся средний балл, и вычислялся балл, характеризующий общий уровень познавательного интереса испытуемых. Сводные результаты по проведенной диагностике представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты оценки познавательного интереса младших школьников до эксперимента к предмету «Окружающий мир»

п/п

И. Ф.

Средний балл

Уровень познавательного интереса к предмету «Окружающий мир»

1

Ксения Г.

3,9

Средний

2

Диана Б.

5,0

Высокий

3

Маша Е.

4,8

Высокий

4

Оксана К.

2,6

Низкий

5

Тимур К.

2,9

Низкий

6

Ира Ф.

4,2

Высокий

7

Саша Г.

3,2

Средний

8

Миша Г.

3,9

Средний

9

Лена Ч.

3,6

Средний

10

Валя З.

3,5

Средний

11

Илья П.

2,9

Низкий

12

Олеся К.

4,2

Высокий

13

Дима К.

2,4

Низкий

14

Дима Е.

3,6

Средний

15

Юлия К.

4,2

Высокий

16

Катя Р.

2,4

Низкий

17

Коля Г.

2,4

Низкий

18

Витя Ф.

3,6

Средний

19

Роман П.

2,9

Низкий

20

Лариса П.

3,5

Средний

Общий уровень по классу

3,6

Средний

Данный тест - опросник показал, что «предмет просто интересен» - 2 человека (10%); «нравится, как преподает учитель» - ответили 12 (60%) человек. Большинство младших школьников - 10 (50%), дали ответы, что предмет «требует наблюдательности и сообразительности» и 11 (55%) младших школьников ответили, что «интересны отдельные предметы», «предмет не занимательный» ответили - 7 (35%) младших школьников. По меньшинству младшие школьник поставили ответы на такие характеристики, как «предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире» - 2 (10%), а ответ, что «предмет не заставляет думать» вообще никто не ответил. Графически данные результаты отражены, исходя из показателей модифицированной методики Казанцевой Г.Н. «Изучение интереса к предмету», на рис. 1

C:\Users\Oleg\Desktop\media\image3.jpeg

Рисунок 1. Результаты познавательного интереса к предмету «Окружающий мир»у младших школьников

Из графика видно, что высокий уровень имеют 25% обучающихся (5 детей). Это дети, которые учатся хорошо или отлично. Они хотят самостоятельно добиться полных и глубоких знаний. Средний уровень преобладающий имеют 40% (8 детей). Они учат данный предмет, потому что их заставляют родители и учитель. Сами не проявляют инициативу и активного интереса. Низкий уровень - 35% имеют 7 детей. Почти большая часть детей ответили, что им совершенно не нравится предмет «Окружающий мир», так как учитель не интересно объясняет материал, работает только по учебнику, не позволяет самостоятельно работать.

На втором этапе опытно-поисковой работы было проведено анкетирование учителей начальной школы МКОУ «Слободо - Туринская СОШ № 2». Учителям предлагались следующие вопросы для обсуждения:

  1. Используете ли вы игры в педагогическом процессе?
  2. Какие формы игры вы считаете наиболее успешными в учебном процессе?
  3. В каких случаях вы используете игру?
  4. На каких этапах урока предпочтительнее на ваш взгляд использовать игру или ее элементы?
  5. Какую цель вы чаще всего преследуете, используя дидактическую

игру?

  1. Считаете ли вы целесообразным использовать игру на уроке?
  2. Каких результатов чаще всего вы хотите добиться и удается ли вам это сделать?
  3. Любят ли дети все правила игры?
  4. В каких случаях не нужно применять игры?
  5. Какие психологические качества ребенка развивает игра?
  6. Целесообразно ли использовать игру для развития качеств личности учащегося?

В результате анализа данного анкетирования нами было выявлено, что постоянно используют дидактическую игру в учебном процессе 4 из 10 учителей. Учителя, не применяющие дидактические игры при обучении и воспитании детей дали следующие ответы:

  • для усвоения учебного материала нецелесообразно использовать

игры;

  • у иных уже отработаны свои методы обучения, поэтому нет необходимости применять дидактические игры;
  • другие считают, что процесс обучения достаточно сложно организовать с применение дидактических игр, поэтому придерживаются стандартной формы проведения урока.

Таким образом, можно сделать вывод, что менее половины учителей начальной школы положительно относятся к применению дидактической игры на уроках, в основном многие считают игру «пустой тратой времени».

Для определения уровня активизации учебно-познавательной деятельности, как говорилось ранее, необходимым и достаточным является так же выделить уровни логического и творческого мышления, поэтому на начальном этапе также были проведены замеры этих характеристик.

При изучении логического мышления использовалась методика «Последовательность событий», предложенная Бернштейном Н.А.

Цель исследования: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения.

Материал и оборудование: сложенные картинки (от 3 до 6) на которых изображены этапы какого-либо события.

Ребенку показывают беспорядочно разложенные картинки и дают следующую инструкцию: «посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, что бы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено: если ребенок правильно установил последовательность картинок, но не смог составить хорошего рассказа, необходимо задать ему несколько вопросов, чтобы уточнить причину затруднения. Но если ребенок, даже с помощью наводящих вопросов не смог справиться с заданием, то такое выполнение задания рассматривается как неудовлетворительное».

C:\Users\Oleg\Desktop\media\image4.jpeg

Рисунок 2. Карточки к методике «Последовательность событий»(Бернштейн Н.А).

Обработка результатов:

  1. Смог найти последовательность событий и составил логический рассказ - высокий уровень;
  2. Смог найти последовательность событий, но не смог составить хорошего рассказа, или смог, но с помощью наводящих вопросов - средний уровень;
  3. Не смог найти последовательность событий и составить рассказ - низкий уровень.

Интерпретация результатов. В ходе диагностики логического мышления по данной методике выяснилось, что из 20 человек исследуемой группы - 11 детей правильно выполнили задание (4 (20%) - высокий уровень и 7 (35%) - средний уровень), то есть не все дети владеют даже такими элементарными операциями логического мышления, как обобщение, выявления различий и сходства в объектах. Низкий уровень развития исследуемых операций мышления показали 9 детей - 45%.

Из результатов данной методики, мы можем судить о низком уровне развития таких мыслительных операций как обобщение, анализ и синтез у детей в исследуемой группе.

Графическое представление результатов на рис. 3.

C:\Users\Oleg\Desktop\media\image5.jpeg

Рисунок 3. Результаты диагностики логического мышления у обучающихся 2 класса

Для определения уровня развития творческого мышления была использована методика Дьяченко О.М. «Дорисовывание фигур».

Цель исследования: определить способность к творческому мышлению, способность создавать оригинальные образы.

Материал: один комплект карточек (из двух предлагаемых), на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

C:\Users\Oleg\Desktop\media\image6.jpeg

Рисунок 4. Карточки к методике «Дорисовывание фигур» (Дьяченко О.М.).

Перед обследованием ребенку дается следующая инструкция: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь». Время выполнения задания не фиксируется.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество

неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Если обучающийся нарисовал от 7 до 10 творческих рисунков, это соответствует высокому уровню развития творческого мышления. Если нарисовал 5-6 рисунков это средний уровень. 4 и меньше - это соответствует низкому уровню.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна

качественная характеристика уровней выполнения задания.

Среди рисунков выделяются нетворческие, часто повторяющиеся рисунки, малотворческие, творческие или очень редкие.

Творческие рисунки оцениваются одним баллом.

Малотворческие - 0,5 балла.

Нетворческие - 0 баллов.

Результаты показали, что у 7 детей, 35 % обучающихся младшего школьного возраста во 2 классе имеют высокий уровень сформированности творческого мышления. Только некоторые обучающиеся делают схематические рисунки, имеющие много деталей, у большинства отсутствует оригинальность в выполнении рисунков. У 5 детей, 25 % обучающихся отмечен средний уровень. Эти дети не делали много деталей в рисунке, но при этом большинство фигурок были дорисованы. И, наконец, низкий уровень наблюдается у 8 детей, 40 % обучающихся. Рисунки были очень схематичные, шаблонные.

Графическое представление результатов на рис. 5.

C:\Users\Oleg\Desktop\media\image7.jpeg

Рисунок 5. Результаты диагностики творческого мышления у обучающихся 2 класса

На основании проведенной работы можно утверждать, что у детей младшего школьного возраста преобладают средний и низкий уровни познавательного интереса, а также низкие уровни логического и творческого мышления, и поэтому в формирующем эксперименте мы будем использовать дидактические игры, так как именно они позволяют активизировать учебный процесс, являются важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности.

2.2. Проведение формирующего этапа опытно-поисковой работы

Формирующий этап эксперимента был также проведен на базе МКОУ «Слободо - Туринская СОШ № 2», в нем принимали участие 20 младших школьников.

Цель исследования: доказать, что дидактическая игра способствует активизации учебно - познавательной деятельности младшего школьника на уроках «Окружающий мир».

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально - гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

  • уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
  • понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
  • модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Программа второго класса направлена на достижение обучающимися следующих метапредметных познавательных результатов.

Обучающийся должен научиться:

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
  • строить сообщения в устной форме;
  • находить в тексте ответ на заданный вопрос;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • смысловому восприятию познавательного текста;
  • анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
  • устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
  • выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
  • понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
  • обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Ориентируясь на требования ФГОС начального образования была проведена работа по программе обучения (предмет «Окружающий мир», УМК «Перстпектива», 1 часть, А. А. Плешаков) для 2 класса, включившая в себя 6 тем, длительностью 16 часов.

Данная программа была дополнена разработанными и классифицированными по темам дидактическими играми. Приведем краткое содержание программы.

Рассматривая тему «Осенние месяцы» было включено туда следующее содержание: народные названия осенних месяцев; осень в произведениях культуры; старинные осенние праздники народов России; обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края; старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени.

На данную тему отводится 3 часа учебного времени.

Разработанные нами дидактические игры вводятся в конце темы с целью закрепления знания. Приведем примеры разработанных нами дидактических игр.

Дидактическая игра «Осенние месяцы».

Цель игры: формирование умения соотносить схематическое

изображение предмета с его художественным изображением, название схематических изображений разных созвездий (Рыба, Лев, Медведица, Пегас, Дракон, Кит, Орел, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Персей).

Разработанные нами дидактические игры вводятся в середине темы с целью закрепления знаний по теме. Приведем примеры разработанных нами дидактических игр.

Дидактические задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Дидактическая игра «Грибная полянка»

Дидактическая игра «В зимней столовой»

Цель игры: закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Материал: силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.

  1. Анализ результатов использования дидактических игр в работе с детьми младшего школьного возраста на уроках «Окружающий мир»

Целью следующего этапа опытно - поисковой работы было сопоставление результатов входной и итоговой диагностики.

Были проверены следующие характеристики: интерес к предмету, уровень логического и творческого мышления, что лежит в основе активизации учебно-познавательной деятельности, что было показано ранее.

Для определения познавательного интереса обучающихся к урокам «Окружающий мир» была повторно использована комплексная модифицированная методика Казанцевой Г.Н. Результаты исследования отражены на рисунке 6.

C:\Users\Oleg\Desktop\media\image8.jpeg

Рисунок 6. Результаты познавательного интереса к предмету «Окружающий мир» у младших школьников

Благодаря проведенным на формирующем этапе исследования занятиям отношение к предмету кардинально изменилось. Обучающиеся с интересом и нетерпением ждали нового урока и после звонка не хотели расходиться. В результате у 14 детей (70%) был выявлен высокий уровень, а у остальных школьников - средний (30%). Низкого уровня не было выявлено ни у одного из обучающихся.

Представим графически результаты, полученные по итогам констатирующего и формирующего этапа опытно-поисковой работы по показателю: интерес к предмету.

Анализ результатов познавательного интереса к предмету «Окружающий мир» у младших школьников на констатирующем и формирующем этапах исследования представлен на рис. 7.

C:\Users\Oleg\Desktop\media\image9.jpeg

Рисунок 7. Результаты познавательного интереса к предмету «Окружающий мир» у младших школьников на констатирующем и формирующем этапах исследования

Анализ данных показывает, что на момент констатирующего этапа исследования преобладал средний уровень познавательного интереса обучающихся к предмету «Окружающий мир», а на момент формирующего этапа исследования стал преобладать высокий уровень познавательного интереса обучающихся к предмету, высокий - было 5 учеников(25%), а стало 14 учащихся (70%). На среднем уровне находились 8 учащихся (40%), к концу исследования стало 6 учеников (30%). Если в начале исследования с низким уровнем было 7 учеников (35%), то к концу исследования стало учащихся с низким уровнем познавательного интереса к предмету выявлено не было.

При изучении логического мышления была повторно использована методика «Последовательность событий», предложенной Бернштейном Н.А.

В ходе диагностики логического мышления по данной методике выяснилось, что из 20 человек исследуемой группы - 18 детей правильно выполнили задание (10 (50%) - высокий уровень и 8 (40%) - средний уровень), то есть дети владеют такими операциями логического мышления, как выяснение причин, обобщение, выявления различий и сходства в объектах. Низкий уровень развития логического мышления показали 2 человека - 10%.

Из результатов данной методики, мы можем судить об уровне развития таких мыслительных операций как обобщение, анализ и синтез у детей в исследуемой группе.

Графическое представление результатов на рис. 8.

C:\Users\Oleg\Desktop\media\image10.jpeg

Рисунок 8. Результаты диагностики логического мышления у обучающихся 2 класса

Благодаря проведенным на формирующем этапе исследования занятиям, включающим активное использование дидактических игр, можно говорить о значительном развитии и изменении уровня логического мышления. Обучающиеся активно включаются в работу, действуют целенаправленно, организованно. Владеют такими мыслительными операциями как обобщение, анализ и синтез. Без затруднения выделяют различия и сходства в предметах и явлениях.

Представим графически результаты, полученные по итогам констатирующего и формирующего этапа опытно-поисковой работы по показателю: логическое мышление.

Анализ результатов логического мышления у младших школьников на констатирующем и формирующем этапах исследования представлен на рис.9.

C:\Users\Oleg\Desktop\media\image11.jpeg

Рисунок 9. Результаты логического мышления у младших школьников на констатирующем и формирующем этапах исследования

Анализ данных показывает, что на момент констатирующего этапа исследования преобладал низкий уровень логического мышления, а на момент формирующего этапа исследования стал преобладать высокий уровень логического мышления обучающихся, высокий - было 4 обучающихся (20%), а стало 10 обучающихся (50%). На среднем уровне находились 7 обучающихся (35%), к концу исследования стало 8 обучающихся (40%). Если в начале исследования с низким уровнем было 9 обучающихся (45%), то к концу исследования выявлено 2 обучающихся с низким уровнем логического мышления.

Для определения уровня развития творческого мышления была повторно использована методика Дьяченко О.М. «Дорисовывание фигур».

Результаты показали, что у 12 детей, 60% обучающихся младшего школьного возраста во 2 классе имеют высокий уровень сформированности творческого мышления. Дети делают схематические рисунки, имеющие много деталей, итоговые рисунки получаются очень оригинальными, а предложенная для дорисовывания фигурка была центральным элементом.

У 6 детей, 30% обучающихся отмечен средний уровень. Эти дети не делали много деталей в рисунке, но при этом большинство фигурок были дорисованы.

И, наконец, низкий уровень наблюдается у 2 детей, 10% обучающихся. Рисунки были очень схематичные, шаблонные. Более наглядно результаты диагностики развития творческого мышления учащихся, представлены на рисунке 10.

C:\Users\Oleg\Desktop\media\image12.jpeg

Рисунок 10. Результаты диагностики творческого мышления у обучающихся 2 класса

Благодаря включенным и проведенным в образовательном процессе на формирующем этапе исследования дидактическим играм на уроках «Окружающий мир» можно говорить о изменении уровня творческого мышления у обучающихся младшего школьного возраста.

Представим графически результаты, полученные по итогам констатирующего и формирующего этапа опытно-поисковой работы по показателю: творческое мышление.

Анализ результатов творческого мышления у младших школьников на констатирующем и формирующем этапах исследования представлен на рис.11.

C:\Users\Oleg\Desktop\media\image13.jpeg

Рисунок 11. Результаты творческого мышления у младших школьников на констатирующем и формирующем этапах исследования

Анализ данных показывает, что на момент констатирующего этапа исследования преобладал низкий уровень творческого мышления, а на момент формирующего этапа исследования стал преобладать высокий уровень творческого мышления обучающихся, высокий уровень - было 7 обучающихся (35%), а стало 12 обучающихся (60%). На среднем уровне находились 5 обучающихся (25%), к концу исследования стало 6 обучающихся (30%). Если в начале исследования с низким уровнем было 8 обучающихся (40%), то к концу исследования выявлено 2 обучающихся с низким уровнем творческого мышления.

Таким образом, в результате проведенной работы выявлено, что уровень отношения к предмету «Окружающий мир» характеризуется более высокими результатами: у значительной части учеников повысился интерес к урокам окружающего мира; повысилась активность работы учеников на уроках; учителя отметили, что материал стал усваиваться легче, меньше времени дети тратили на приготовление домашних заданий по данному предмету; повысилась учебная мотивация у ребят с низким уровнем успеваемости.

В результате проделанной работы можно говорить о высокой эффективности влияния дидактических игр на активизацию логического и творческого мышления.

Ученик во время включения в процесс игровой деятельности самостоятельно приходит к выводам, лучше начинает понимать предмет через осознание и фиксацию того или иного действия, с большей эффективностью усваивается и воспринимается учебная задача, что говорит о включении обучающего в аналитико-синтетическую деятельность, развитии логического мышления. Логическое мышление развиваться во время выполнения заданий логически-поискового характера.

Дидактические игры требуют в своём выполнении высокой степени самостоятельности. Выполняются задания творческой направленности. В процессе игровой деятельности учащиеся часто сталкиваются с такими заданиями, чей принцип выполнения не указан и неизвестен обучающимся в явном виде.

Уровень развития логического и творческого мышления младших школьников с использованием дидактических игр изменился, что в дальнейшем будет влиять на активное включения обучающихся в образовательный процесс, активизацию учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Интересен и тот факт, что многие ученики рассказывали, как они пытались повторить некоторые игры дома, вовлекая младших братьев и сестер, а также остальных родственников.

Дидактические игры, часто применяемые на уроках «Окружающий мир», помогли активизировать у детей учебно-познавательный интерес, благодаря чему они стали лучше понимать предмет и, соответственно, лучше учиться.

Таким образом, можно заключить, что использование дидактических игр на уроках «Окружающий мир» во 2 классе является эффективным средством активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников.

Заключение

Важнейшей задачей, стоящей на сегодня перед учреждениями общего образования, является развитие познавательной активности младших школьников.

Учебно-познавательная деятельность, является сложным по содержанию и структуре процессом, складывающимся у обучающегося не сразу. Содержанием учебно-познавательной деятельности является опыт, накопленный предшествующими поколениями, а местом преимущественного осуществления - школа, класс. Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Активизация учебно-познавательной деятельности сложный процесс, который требует от педагога владения высоким уровнем педагогического мастерства, понимание целей применяемых форм, методов и средств обучения на уроке. Можно выделить 6 методов обучения детей младшего школьного возраста: информационно-рецептивные,

эвристические, исследовательские, репродуктивные методы, проблемное изложение, мозговой штурм. В каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых возрастает.

Общеизвестно, что, игра для младших школьников - любимая форма деятельности. Игры, организуемые на уроках, мобилизуют умственные возможности детей, развивают организаторские способности, прививают навыки самодисциплины.

Дидактические игры направлены не только на обучение учащихся, но и на развитие и воспитание. При работе с детьми младшего школьного возраста на уроках окружающего мира могут использоваться различные типы игр, например, игры-путешествия, игры-поручения, игры- предположения, игры-загадки, игры-беседы и т д.

Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе МКОУ «Слободо­Туринская СОШ № 2». В экспериментальном исследовании приняли участие дети, учащиеся 2 класса. Количество обучающихся 20 человек.

Цель констатирующего этапа исследования - выявить отношение детей к предмету «Окружающий мир». Для определения результата была использована комплексная модифицированная методика Г.Н. Казанцевой.

По результатам исследования высокий уровень имеют 25% обучающихся (5 детей). Это дети, которые учатся хорошо или отлично. Они хотят самостоятельно добиться полных и глубоких знаний. Средний уровень преобладающий имеют 40% (8 детей). Они учат данный предмет, потому что их заставляют родители и учитель. Сами не проявляют инициативу и активного интереса. Низкий уровень - 35% имеют 7 детей. Почти большая часть детей ответили, что им совершенно не нравится предмет «Окружающий мир», так как учитель не интересно объясняет материал, работает только по учебнику, не позволяет самостоятельно работать.

Следующей методикой исследования стало анкетирование учителей на предмет использования ими в работе дидактических игр. В результате анализа данного анкетирования нами было выявлено, что постоянно используют дидактическую игру в учебном процессе 4 из 10 учителей.

По результатам исследования была выявлена необходимость составления программы обучения по предмету «Окружающий мир» с использованием дидактических игр общей длительностью 16 часов. В программу вошли следующие темы: «Осенние месяцы», «Звездное небо осенью», «Осенняя прогулка», «Грибы», «Птичьи секреты», «Как разные животные готовятся к зиме».

После применения данной программы на практике было проведено и апробировано повторное исследование, направленное на диагностику эффективности проведенной работы.

Были получены следующие результаты: обучающиеся с интересом и нетерпением ждали нового урока и после звонка не хотели расходиться. В результате у 70% детей был выявлен высокий уровень, а у остальных детей - средний (30%).

Также объектом исследования стала эффективность влияния дидактических игр на развитие логического и творческого мышления.

При изучении логического мышления была использована методика «Последовательность событий», предложенной Бернштейном Н.А.

В ходе проделанной работы можно сделать следующие выводы, что использование дидактических игр на урока «Окружающий мир» имеет положительную динамику, так как на момент констатирующего этапа исследования преобладал низкий уровень логического мышления, а на момент формирующего этапа исследования стал преобладать высокий уровень логического мышления обучающихся. У обучающихся отмечен высокий уровень развития таких мыслительных операций как обобщение, анализ, синтез. Почти все обучающиеся способны построить логически связный рассказ, последовательное умозаключение, сделать вывод.

Для определения уровня развития творческого мышления была повторно использована методика Дьяченко О.М. «Дорисовывание фигур».

Анализ данных показывает, что на момент констатирующего этапа исследования преобладал низкий уровень творческого мышления, а на момент формирующего этапа исследования, после включения дидактических игр в образовательный процесс, стал преобладать высокий уровень творческого мышления обучающихся. Большинство самостоятельных работ обучающихся не шаблонные, с высокой степенью оригинальности.

Дидактические игры, часто применяемые на уроках окружающего мира, помогли активизировать у детей учебно-познавательный интерес, логическое и творческое мышление, благодаря чему они стали лучше понимать предмет и, соответственно, лучше обучаться.

Список использованных источников

  1. Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 1. - С. 38-41.
  2. Белый Е.И. Энциклопедия для родителей первоклассников. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2015. - 121 с.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: «Педагогика», 2013.-348с.
  4. Букатов В.М. Секреты дидактических игр: Психология, методика, дисциплина. - М.: «Речь», 2016. - 203 с.
  5. Волошина М.И. Дидактические игры как средство подготовки к школе. - М.: Начальная школа, 2015. - 160 с.
  6. Говорова Е. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 17-24.
  7. Горбушина С.Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников. - СПб: «Детство-Пресс», 2016. - 80 с.
  8. Гребнева Н.А. Развитие познавательного интереса младших школьников с помощью использования дидактических игр в учебном процессе//Вестник науки и образования. 2016. № 4 (16). С. 45-49.
  9. Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома. - М.: «Педагогика», 1995. - 112 с.
  10. Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - 160 с.
  11. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителей начальных классов. - М.: ВАКО, 2016. - 128 с.
  12. Маркушевская Е.А., Рутц А.Г. Возможности дидактической игры в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников//Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 38. С. 9-11.
  13. Маркушевская Е.А., Рутц А.Г. Формирование познавательных универсальных учебных действий учащихся использованием дидактической игры на уроках в начальной школе//Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 26. С. 40-44.
  14. Маркушевская Е.А., Сиухина И.А. Дидактическая игра как средство формирования логических универсальных учебных действий младших школьников//Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. № 38. С. 94-96.
  15. Михайлова А.А. Дидактические игры и качество обучения//Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4-3. С. 516.
  16. Невская И.А. Роль дидактической игры в развитии внимания учащихся//Вестник научных конференций. 2016. № 4-5 (8). С. 149-150.
  17. Никитина А.В., Веселова Н.Н. Формирование навыка чтения у младших школьников посредством дидактических игр//Вестник научных конференций. 2016. № 3-6 (7). С. 82-86.
  18. Нищева Н.В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 922 с.
  19. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет: Библиотека программы «От рождения до школы». - М.: Мозаика-синтез, 2015. - 80 с.
  20. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.: «Просвещение», 2016. - 144 с.
  21. Черепенникова А.В. Дидактическая игра как средство развития воображения младших школьников на уроках "окружающий мир"//Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 2. С. 73-75.
  22. Шерешик Н.Н. Психологические механизмы игры и особенности их функционирования в дидактических играх//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5-2. С. 111-114
  23. Яровикова Н.С., Черниченко Е.С. Основные функции дидактической игры//Альманах мировой науки. 2016. № 7 (10). С. 129-130.