Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Содержание:

Введение

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках дидактических игр.

В данной работе предпринимается попытка рассмотрения и исследования активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступающее как условие успешности обучения.

Цель исследования: рассмотрение активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступающее как условие успешности обучения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотреть возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста.

3. Проанализировать проблемы игровой деятельности в современной психолого-педагогической литературе и современные представления об игре.

4. Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении младших школьников.

5. Подвергнуть рассмотрению активизацию познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения.

6. Провести экспериментальное исследование.

3

Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: активизация познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения.

Гипотеза исследования: активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения.

Методы исследования: анализ зарубежных и отечественных литературных источников и синтез полученной информации, исходя из цели и задач исследования; проведение экспериментального исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Представленный в работе теоретический материал может быть полезен учителям, работающим с учащимися начальных классов.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования учителем учебно-методических рекомендаций по дополнению содержания и обновлению методов и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения.

Глава 1. Теоретические основы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников

1.1 Сущность понятия «учебно-познавательная деятельность» и ее активизация

Т. Гоббс выдвинул справедливое требование о том, что каждое исследование необходимо начинать с определения дефиниций. [2,с.67]. Таким образом, попробуем определить, что подразумевают, говоря о деятельности.

Для начала приведём различные определения понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогической литературе.

Так Немов Р. С. Определяет деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования» [18, с.657].

Исследователь Зимняя И.А. в свою очередь под деятельностью понимает «динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического

3

образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметнойдействительности» [22, с. 133].

Деятельность это и активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё.

В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же гипотетически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями он построил современное общество, города, машины с их помощью произвел на свет новые продукты потребления, материальную и духовную культуру, и в конечном счёте преобразовал самого себя. Р.С. Немов писал: «Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природе людей» [18, с. 146].

Активность - (от латинского actives - деятельный) - деятельное отношение к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общения. Формируется под воздействием среды и воспитания.

Познавательная активность - деятельное состояние личности, которая характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой познавательной активности является рассогласовывание между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают 3 уровня познавательной активности - воспроизводящая, интерпретирующая, творческая.

В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Активно управляемый учебный процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого

4

учащегося. Л.С. Выготский считает: «Познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». Многие другие ученые считают, что «активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками». Во втором случае речь идёт о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а в первом случае в понятие познавательной активности автор включил интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников. [8, с. 106].

Познавательная активность включает:

· Мотивы и цели деятельности.

· Интерес к предмету.

· Внимание к изучаемому объекту.

· Волевые усилия.

· Положительные эмоции.

· Творческую самостоятельность.

· Владение необходимыми способами и приёмами познавательной деятельности.

· Оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающей полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.

Среди приёмов и методов обучения, применяемых в школьном курсе математике, репродуктивный путь усвоения знаний обеспечивает информационно-рецептивное, алгоритмизированное и программированное обучение, а продуктивный путь - проблемное обучение, эвристический и исследовательский методы.

Первые способствуют развитию познавательной активности при условии сочетания их со вторыми. Остановимся на характеристике вторых методов.

Метод проблемного обучения составляет органическую часть системы проблемного обучения. Основой метода проблемного обучения является создание проблемных ситуаций, формулировка проблем, подведение

5

учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Её задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней.

Активная мыслительная деятельность всегда связана с решением определённого задания. Мыслить человек начинает, если у него возникла потребность что-то понять, что-то осуществить. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления противоречия. Проблемной ситуацией определяется привлечение личности к мыслительному процессу, который всегда направлен на решение некоторой задачи.

Основой познавательной активности является:

1. Адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям.

2. Стимулирование учебной деятельности учащихся.

3. Преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения.

Некоторые ученые определяют процесс познавательной активности младших школьников как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Понятие «развитие» общепризнанно в педагогике и психологии. Д.Б. Эльконин отмечает: «развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в ней определенных новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперед». [27, с. 205].

Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.

Деятельность - форма психической активности личности, направленное на познание и преобразование мира и самого человека. Деятельность состоит из более мелких единиц - действий, каждому из которых соответствует своя

6

частная цель или задача. Деятельность включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

Г.И. Щукина в книге «Роль деятельности в учебном процессе» пишет, что в процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании - главная задача всего учебного процесса.

Г.И. Щукина указывает, что определением активизации учебно-познавательной деятельности можно считать следующие: это процесс, направленный на усиленную деятельность учителя и ученика, на побуждение к её энергичному целенаправленному осуществлению, на преодоление инерции, пассивных и стереотипных форм преподавания и учения. [26, с. 205].

Активизация познавательной деятельности -- побуждение к энергичному, целенаправленному учению. [22, с. 19].

Активизация познавательной деятельности это не только процесс управления активностью учащихся, но и процесс активизации своей деятельности самим учеником. Саморегуляция активной деятельности учеником зависит от его деятельностной позиции в учебном процессе. Это происходит в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным решениям и действиям, к свободному выбору заданий, к творческой деятельности

Для активизации познавательной деятельности учащихся учителя используют проблемные и игровые ситуации, поощрения, стимулирование, эмоциональное воздействие, усиление требовательности и контроля, внедрение оптимального ритма и режима работы для каждого учащегося, приёмы снятия усталости, рассказы о способах и приёмах запоминания и усвоения материала из истории развития науки. [14, с.74].

Так учебная деятельность включает в себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач и т.д. В действии тоже можно усмотреть цель, средство, результат. Например, цель прополки - создать условия для роста культурных растений.

Итак, подводя итоги выше сказанному можем сделать вывод о том, что деятельность это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

7

Деятельность человека очень многообразна, мы будем рассматривать более подробно познавательную деятельность человека.

1.2 Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1 - 4 классы) и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу. Данный возраст называют «вершиной» детства.

Н.А. Менчинская писала, что «в это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма» (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). [16, c. 99]. В данный период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля).

Поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка.

Психологи отмечают, что ведущей в это время становиться учебная деятельность, однако игровая, трудовая и другие виды деятельностей влияют на становление его личности. «Учение для него (ребёнка) -- значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни» - Н.Е. Веракса. [5, с.127].

Поступление в школу -- это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания «хочу» и мотив долженствования «надо». Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми.

Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей. Осознание критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие

8

отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых.

Ребенок начинает занимать новое место и внутри семейных отношений: «Он -- ученик, он -- ответственный человек, с ним советуются и считаются». [15, с. 56].

Все больше растет зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников. Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода, как отмечает А.И. Захаров: «Если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми». [9, с. 341].

В большинстве случаев ребенок приспосабливает себя к новой жизненной ситуации, и в этом ему помогают разнообразные формы защитного поведения. В новых отношениях с взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других, т. е. новообразованием становиться интеллектуальная и личностная рефлексия.От 1 к 4 классу эффективность запоминания учащимися словесно выраженных сведений повышается быстрее, чем эффективность запоминания наглядных данных, что объясняется интенсивным формированием у детей приемов осмысленного запоминания. Эти приемы связаны с анализом существенных отношений, фиксируемых в основном с помощью словесных конструкций. Вместе с тем для процессов обучения важное значение имеет удержание в памяти наглядных образов. Поэтому приемы произвольного и непроизвольного запоминания нужно формировать применительно к обоим видам учебного материала - словесному и наглядному. В развитии мышления младших школьников также наблюдаются две основные стадии. На первой стадии (она приблизительно совпадает с обучением в 1 и 2 классах) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольникам. Анализ учебного материала производится здесь по преимуществу в наглядно-действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их прямые заместители, изображения (такой анализ иногда называют практически-действенным или чувственным).

Младший школьный возраст является классическим временем оформления моральных идей и правил. Конечно, значительный вклад в моральный мир ребенка несет с собой и раннее детство, но печать «правил» и «законов», подлежащих исполнению, идея «нормы», «долга» - все это типичные черты

9

моральной психологии определяются и оформляются как раз в младшем школьном возрасте. «Ребенок типически «послушен» в эти годы, он с интересом и увлечением принимает в душе разные правила и законы. Он не способен формировать свои собственные моральные идеи и стремится именно к тому, чтобы понять, что «нужно» делать, испытывая наслаждение в приспособлении». [2, с. 475].

Следует отметить, что для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих, желание дать поступку нравственную оценку. Заимствуя критерии нравственной оценки у взрослых, младшие школьники начинают активно требовать от других детей соответствующего поведения.

В данном возрасте наблюдается такое явление как нравственный ригоризм детей. Младшие школьники судят о нравственной стороне поступка не по его мотиву, понять который им трудно, а по результату. Поэтому поступок, продиктованный нравственным мотивом (например, помочь маме), но закончившийся неблагополучно (разбита тарелка), расценивается ими как плохой.

Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе.

Включаясь в учебную деятельность, под руководством учителя, дети начинают усваивать содержание основных форм человеческой культуры (науки, искусства, морали) и учатся действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у младших школьников, особенно первоклассников, в значительной степени сохраняется характерное и для дошкольников свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. Дети чувствительны к воздействиям окружающих условий жизни, впечатлительны и эмоционально отзывчивы. Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода

10

дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.

Меняется и потребностная сфера младшего школьника. Доминирующими потребностями в младшем школьном возрасте становятся потребности в уважении и почитании, т.е. признание компетентности ребёнка, достижение им успехов в определённом виде деятельности, и одобрении со стороны, как сверстников, так и взрослых (родителей, учителей и других референтных лиц). Так в возрасте 6 лет обостряется потребность в познании внешнего мира и его объектов, «значимых для общества». [12, с. 345]. Согласно исследованиям М.И. Лисиной, в младшем школьном возрасте получает развитие потребность в признании другими людьми. В целом же младшие школьники испытывают потребность «реализовать себя как субъекта, приобщаясь к социальным сторонам жизни не просто на уровне понимания, но, как и преобразователи». [16, c.67]. Одним из основных критериев оценки себя и других людей становятся нравственные и психологические особенности личности.

Следовательно, мы можем сделать вывод о том, что доминирующими потребностями у ребёнка младшего школьного возраста являются потребности в социальной активности и реализации себя в качестве субъекта общественных отношений.

Итак, подводя итоги выше сказанному, за первые четыре года школьного обучения происходит формирование многих существенных черт личности и становление ребёнка как полноценного участника социальных отношений.

1.3 Понятие игры. Виды игр

Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.

С.Т. Шацкий

Роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки.

«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский.

11

К дидактической игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

· игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней;

· важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в дидактической игре;

· для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры;

· содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

Дидактическая игра выполняет несколько функций:

· обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

· ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

· мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).

Проблемы методов обучения сегодня приобретают все большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития

12

учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.

В играх используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и легко входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другие.

Играя, дети учатся применять свои знания, умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети выступают в общении со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связано обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами.

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.

Также игра - одна из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Прежде всего, игра - своеобразное отражение жизни. Великий русский педагог К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал большое воспитательное значение игры, готовящий ребенка к творческому труду, деятельности, жизни. Он отмечал, что в игре ребенок ищет не только удовольствия, но и серьезных занятий; игра - это мир практической деятельности ребенка,

13

которая удовлетворяет не только физически, но и духовные его потребности. [18, с. 347].

Ребенок начинает играть еще в раннем возрасте. Игра постепенно развивается, ее формы последовательно сменяют друг друга.

Поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность, ребенок не перестает играть.

В книге "Технология игры в обучении и развитии" авторов П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова отмечено: «Сегодня мало кого удивишь тем, что передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разу, играя, как малые дети, интересно и весело. И играют они не в жмурки-бирюльки, а в законы и формулы, в войну и мир, в большой и малый бизнес, словом, в жизнь». [25, с. 57].

В настоящее время в научной литературе выделяют множество известных игр. Приведем примеры дидактических игр, которые применяют на практике учителя.

а) Игра - упражнение. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе. Пример: «Пятый лишний». На уроке естествознания учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

б) Игра - поиск. Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

в) Игра - соревнование. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

г) Сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не

14

только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

д) Познавательные игры - путешествия. В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра - путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но

15

практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению.

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться . Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть в перед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

16

Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - организация и включение в урок дидактических игр. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит прежде всего через включение дидактических игр.

Из бесед с учителями начальных классов мы установили, что большинство из них считают дидактическую игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока.

1.4 Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения

игра педагогический дидактический школьник

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется

17

взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры». [21, с. 486].

В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребенка интересует ученых самых разных областей - философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.

В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребёнка. Л. С. Выготский называет игру «девятым валом детского развития». «Именно в игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии, именно в ней происходят значительные изменения в психике ребёнка, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития». [8, с. 28].

Дидактическая игра - это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет - сама человеческая деятельность. В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. [11, с.139].

Среди множества путей активизации познавательной деятельности школьников одним из наиболее эффективных является организация дидактических игр.

Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка, как к учению, так и к труду, сама, являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра лишь забава и развлечение.

Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предмете и явлениях окружающего

18

мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

Любая игра должна способствовать решению основной учебной задачи урока, например закреплению знаний, лучшему усвоению решения задач и др. Только в таком случае игра оказывается обучающим элементом урока. Однако сочетание познавательного элемента урока и игрового представляет собой определенную трудность при составлении дидактических игр. Сначала внимание ученика на уроке, как правило, направлено на игровое действие, а затем в процессе игры незаметно для себя он включается в процесс изучения какого-либо материала. Интерес к игре как к занимательному занятию постепенно переключается на учебное занятие.

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Существенный признак дидактической игры - устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и

19

обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Её авторами являются известные психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее время ученые называют такие игры развивающими, а не дидактическими, как принято в традиционной педагогике. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях.

Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я.А. Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра - серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками. [12, с.100].

С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. «Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по его мнению, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основной воспитания детей в детском саду он считал игру». [12, с.101].

Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материальными, самостоятельными творческими играми детей не придается значения.

К.Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые

20

общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений.

Таким образом, игра используется в воспитании детей по двум направлениям: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях. Игра необходимая форма деятельности ребенка. Игра - серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

Много игр с готовым содержанием и правилами создается в настоящее время педагогами. Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические, подвижные и музыкальные.

Для всех игр с готовым содержанием и правилами характерны следующие особенности: наличие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются (решаются) через игровые действия. Игровой замысел (или задача) и игровые действия составляют содержание игры; действия, и отношения играющих регулируются правилами; наличие правил, и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовывать и проводить игру.

Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры-упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно.

В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

21

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Структура дидактической игры, ее задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником. Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как

22

наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль дефектолога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Таким образом, дидактическая игра - доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках применяются различные игровые моменты в начале, в середине, в конце урока. Для проверки домашнего задания необязательно опрашивать устно детей каждый урок, это можно сделать различными способами с помощью загадок, ребусов, кроссвордов.

Дидактическая игра - средство активизации познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках - одно из наиболее существенных требований обеспечивающие качества обучения. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Одним из важнейших факторов развития их интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу, большое значение имеет методика преподавания данного материала.

Дидактическая игра - одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу

23

познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.

В практике начальной школы дидактические игры могут выступать самостоятельно или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр.

... Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной предварительной подготовки со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявление самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость и не нужно бояться, что она нанесет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у учащихся общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей: злоупотребление игрой в учебном процессе, несмотря на активность детей, может привести к пробелам в их знаниях.

Активизация деятельности учащихся на уроке - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Из всего существующего многообразия различных видов игр дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. «Двойственная природа игры - учебная направленность и игровая форма -позволяет стимулировать овладение в непринуждённой форме конкретным учебным материалом».

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличаете от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным

24

признаком - наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровой замысел - первый структурный компонент игры - выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придаёт игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определённые требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учётом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.

Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Очень часто игровые действия предваряются устным решением задачи.

Учитель, как руководитель игры, направляет её в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует её ход разнообразными приёмами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание.

Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Сюда также относятся различные средства наглядности: таблицы, модели, а также дидактические раздаточные материалы, флажки, которыми награждаются команды-победители.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является

25

финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, могут или в их применении.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности учащихся, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скромность, наблюдательность, настойчивость и др.

Например, в известной всем игре «Магазин игрушек» дидактическую задачу можно сформулировать так: «Закрепить знания детей об игрушках, их свойствах, назначении; развивать связную речь, умение определять существенные признаки предметов; воспитывать наблюдательность, вежливость, активность». Такая дидактическая задача поможет учителю организовать игру: подобрать игрушки, разные по назначению, по материалу, внешнему виду; дать образец описания игрушки, вежливого обращения к продавцу и т.д.

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в ее содержании, трафаретных фраз «воспитывать внимание, мышление, память и др.». Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, развитию памяти, в других - мышления, в третьих - внимания. Воспитатель заранее должен знать и соответственно определять дидактическую задачу. Так игру «Что изменилось?» использовать для упражнений в запоминании, «Магазин игрушек» - для развития мышления, «Отгадай что задумали» -наблюдательности, внимания.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных из них, разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку,

26

содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи.

Сочетание всех этих элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры. Её эффективность, приводят к желаемому результату.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом.

При подборе и разработке игр мы исходили из основных закономерностей обучения. Назовем главную из них. «Обучение происходит только при активной деятельности учащихся. Чем разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой».

Учитывая эту закономерность, мы разработали и отобрали игры с учетом разнообразных видов деятельности ученика.

Выводы

Игра является и средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство ознакомления с окружающим миром, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И вместе с тем он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний для обогащения содержания игры, а через игру, в процессе игры формирует умение распоряжаться знаниями в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. С самых ранних

27

начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

Основным в дидактической игре на уроках является обучение. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным эмоциональным, творческим.

Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.

Глава ІІ. Опытно-экспериментальная работа

2.1 Констатирующий этап эксперимента

Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников на примере обучения учащимися математике.

Экспериментальная работа состоит из 3 этапов:

· констатирующий этап

· формирующий этап

· контрольный этап

Цели данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности

28

младших школьников

Исследование проводилось в два этапа.

Первый этап - это организация констатирующего этапа исследования. На этом этапе нами решались следующие задачи:

Выявить и проанализировать особенности отношения детей к использованию дидактических игр;

Методы проведения констатирующего исследования - анкетирование.

Констатирующее исследование проводилось в октябре-ноябре 2010г. Выборка составила - 16 учащихся младшего школьного возраста, учащихся 2 «Б» класса школы № 4 Красногвардейского района с.Белого.

Для выявления уровня учебно-познавательной активности учащихся на уроке им были предложены вопросы по математике, выявляющие уровень их активности в выполнении работы (как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, сумму и т.д. назовите компоненты при сложении, вычитании и т.д.). На основе результатов диагностики мы можем сделать вывод об уровне учебно-познавательной активности учащихся на уроке.

Задания, направленные на выявление уровня активности учебно-познавательной деятельности учащихся, были следующими:

1. Умение использовать письменные методы при сложении и вычитании двузначных чисел.

2. Умение решать составные задачи.

3. Умение решать простые уравнения.

4. Умение называть элементы геометрических фигур

5. Умение отличать геометрические фигуры друг от друга.

6. Умение находить неизвестные компоненты при сложении и вычитании.

Анализ уровня сформированности учебно-познавательной активности учащихся на уроке показал, что уровень активности учащихся невысокий. Для выявления этого уровня нами были подобраны вопросы, которые вошли в тестирование.

Тест на выявление уровня математических знаний у учащихся:

29

1. Назовите разрядный состав числа.

2. Как найти неизвестное слагаемое?

3. Как найти неизвестное вычитаемое?

4. Как найти неизвестную разность?

5. Как называются компоненты при сложении?

6. Как называются компоненты при вычитании?

7. Напишите письменный прием сложения (вычитания).

8. Решите уравнение 25 - х = 19, х +17 = 20.

Результаты проведённого тестирования отражены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты теста, проведенного с целью выявления уровня учебно-познавательной активности учащихся до применения дидактических игр:

п/п

Ф.И.О.

Задания

Кол-во реш. заданий

Уровень

активно-сти

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Асадчих Екатерина

+

+

-

+

+

-

+

+

6

Средний

2.

Баранова Евгения

+

+

-

+

+

-

+

+

6

Средний

3.

Вахрушева Вероника

+

-

-

+

+

+

+

+

6

Средний

4.

Зайцева Алина

+

-

-

-

+

-

+

-

3

Низкий

5.

Клушин Евгений

-

-

-

-

-

-

-

0

Низкий

6.

Крылова Анастасия

+

-

-

-

+

-

-

-

2

Низкий

7.

Маятников Никита

+

+

+

+

-

+

+

-

6

Средний

8.

Миносян Артем

+

-

-

-

-

-

-

-

1

Низкий

9.

Мкртчан Лариса

+

-

-

-

+

+

+

+

5

Средний

10.

Мкртчан Карен

+

-

-

-

-

-

+

+

3

Низкий

11.

Решетников Павел

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Высокий

12.

Решетова Роза

-

-

-

-

-

-

-

-

0

Низкий

13.

Самойлик Денис

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Высокий

14.

Скоробогатова Диана

+

-

-

-

+

+

+

+

5

Средний

15.

Шкурпит Диана

+

-

-

+

-

-

+

-

3

Низкий

16.

Поддубная Анастасия

-

-

+

-

-

-

+

+

3

Низкий

Проанализировав данные тестирования, мы увидели, что на все вопросы ответили 2 ученика и получили высший балл - 5, средний балл - 4, получили 6 учеников, ответив на 4 вопроса, низкий балл 2-3 вопроса или не ответили вообще.

Полученные данные мы выразили в процентном отношении, которое показало, что 25% учащихся имели низкий уровень активности на уроке, 55% - средний и 20% - имели высокий уровень активности.

На основе проведённого тестирования по выявлению математических ЗУН у учащихся, нами была построена диаграмма:

Рис.1. Уровень учебно-познавательной активности учащихся на уроке до применения дидактических игр.

2.2 Формирующий этап эксперимента

Второй этап - организация формирующего эксперимента.

Задачи исследования:

- включение в учебный процесс дидактических игр;

- подвергнуть анализу и сравнить результаты до и после экспериментального воздействия.

Экспериментальная гипотеза: активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения.

Независимая переменная - дидактические игры.

31

Зависимая переменная - активизация познавательной деятельности младших школьников.

Основные методы исследования - формирующий эксперимент, представляющий собой включение комплекса дидактических игр в учебный процесс, интерпретация полученных результатов.

Оборудование эксперимента - комплекс дидактических игр.

В ходе эксперимента были применены, следующие игры (приложение).

2.3 Контрольный этап эксперимента

Третий этап - контрольный эксперимент.(приложение)

Нами была проведена системная работа, направленная на углубление и расширение имеющихся данных, включающая различные дидактические игры.

Реализовав план по активизации деятельности учащихся, используя игровые формы занятий. Нами повторно был проверен уровень знаний учащихся.

п/п

Ф.И.О.

Задания

Кол-во реш. заданий

Уровень

активности

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Асадчих Екатерина

+

+

-

+

+

-

+

+

6

Средний

2.

Баранова Евгения

+

+

-

+

+

-

+

+

6

Средний

3.

Вахрушева Вероника

+

-

-

+

+

+

+

+

6

Средний

4.

Зайцева Алина

+

-

-

-

+

-

+

-

3

Низкий

5.

Клушин Евгений

+

+

+

+

-

-

+

+

6

Средний

6.

Крылова Анастасия

+

-

+

+

+

+

+

+

7

Высокий

7.

Маятников Никита

+

+

+

+

-

+

+

-

6

Средний

8.

Миносян Артем

+

-

-

-

-

-

-

-

1

Низкий

9.

Мкртчан Лариса

+

-

-

-

+

+

+

+

5

Средний

10.

Мкртчан Карен

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Высокий

11.

Решетников Павел

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Высокий

12.

Решетова Роза

-

+

+

+

-

+

+

-

5

Средний

13.

Самойлик Денис

+

+

+

+

+

+

+

+

8

Высокий

14.

Скоробогатова Диана

+

-

-

-

+

+

+

+

5

Средний

15.

Шкурпит Диана

+

-

+

+

+

+

+

+

7

Высокий

16.

Поддубная Анастасия

-

-

+

-

+

+

+

+

5

Средний

Результаты исследования показали, что уровень активизации учебно-познавательной деятельности учащихся был выше, чем в первоначальный период эксперимента.

Итоги проверки эксперимента были следующие:

15% детей имели низкий уровень активности;

45% детей - средний уровень;

40% детей - высокий уровень.

Итоги проведенного исследования отражаются графически:

Рис. 2 Уровень учебно-познавательной активности учащихся на уроке после применения дидактических игр, в итоговый период.

При сравнении первоначальных и итоговых данных мы видим, что процент детей с низким уровнем активности на уроке понизился до 15%. Средний уровень понизился на 10%, зато высокий уровень активности был повышен на 20%. Для сравнения времени активности мы использовали следующую методику, полагая, что в идеале время активность класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют в работе.

Для расчёта времени активности мы использовали формулу:

Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%

Где:

А1,А2, Аn - количество учеников в группе

X1,X2, Xn - процент времени, который группа учеников отвлекается от урока.

33

K - всего учеников в классе.

Обычно, на уроках 5 учеников из класса около 10% времени тратят на различные разговоры, не относящиеся к теме урока. Два ученика пассивно относятся к занятиям и около 50% времени урока наблюдают за работой своих одноклассников.

Процент времени активности обычных уроков = (5*(100-10)/100 + 2*(100-50)/100 + 9*(100-0)/100) * 100 / 16 = 90,6 %.

Во время педагогического эксперимента наблюдалось значительное увеличение времени активности и только один ученик 20% времени урока наблюдала за работой своих одноклассников.

Процент времени активности во время эксперимента = (1* (100-20)/100 + 15) *100/16 = 98,75 %.

В результате, усреднив данные по четырём показателям получим значения активности учащихся до и после проведения педагогического эксперимента .

Активность до эксперимента = (81+69+81+91)/4 = 81%

Активность после эксперимента = (100+94+94+99)/4 = 97%

Таким образом, предложенный нами игровой метод на уроках и внеклассных занятиях в математическом воспитании и образовании младших школьников является эффективным. Он повысил активность учащихся на уроке на 16%.

Выводы

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.

34

Применение дидактических игр поможет учителю математики организовать разнообразную творческую деятельность учащихся на уроке, подскажет способы эмоционального преподнесения строгих математических истин, что сделает процесс познания интересным и увлекательным. Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес, активность и познавательную деятельность учащихся, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Продолжительность игры 8-12 минут дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют навыки вычисления.

Развивая математические способности, формируя интерес путем активных игр, играх путешествий, наглядных пособий, занимательных задач в рифмованной форме, загадывание загадок, используя шарады, мегаграммы, логогрифы все это помогает активизировать познавательную деятельность детей и улучшает качество знаний.

Заключение

В процессе работы над курсовой работой на основе рассмотренной психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также экспериментального исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено ее существенное значение для активизации учебно-познавательной деятельности у учащихся начальных классов.

Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.

В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основой ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удается сконцетрировать внимание и привлечь интерес даже у самых

35

несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают математические понятия и решают данные задания.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. / Г.С. Абрамова.- М., 1995. - 305с.

2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. / Г.С. Абрамова. -М., 1998. - 287с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. / Б.Г. Ананьев. - СПБ.: Питер, 2002. - 288 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Л.И. Божович. - М., 1968. - 345с.

5. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. / Н.Е. Веракса. - М.: ПЕРСЭ, 2003. - 144 с.

6. Возрастные возможности усвоения знаний. / Под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова- М.: Просвещение,1966. - 442с.

7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.- СПб., 1997. - 110с.

8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. / Л.С. Выготский. - СПб.,1997.- 240с.

9. Гезелл А. Умственное развитие ребенка. / А. Гезелл. - М., 1989. - 380с.

10. Давыдов В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - с. 3-18.

11. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. / Л.В. Занков.- М., 1968. - 224с.

12. Коломенских Я.Л. Детская психология. / Я.Л. Коломенских, Е.А. Панько. - Минск, Университетское, 1988, - 223с.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. -М., 1975. - 548 с.

14. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей / М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 1978. - № 5. - с. 73 - 75.

37

15. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. / О.В. Лишин. -М.: Институт практической психологии, 1997. - 256 с.

16. Менчинская Н.А. проблемы обучения, воспитания и психического развития ребёнка. / Н.А. Менчинская.- М.: Институт практической психологии, 1998. - 448 с.

17. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. / В.С. Мухина. - М.: Институт практической психологии, 1999. - 640 с.

18. Немов. Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2002. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.

19. Психология. Учебник. / Под. Редакцией А.А. Крылова. - М.: ПБОЮЛ, 2001. - 584 с.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2005. - 738 с.

21. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. - М.: АСТ, 2003. - 800 с.

22. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. / А.А. Смоленцева. -М.: Просвещение, 1987. - 340с.

23. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования / Л.М. Фридман. -М.: Институт практической психологии, 1997. - 288 с.

24. Харламов И. Ф. Педагогика. / И. Ф. Харламов. - М., 1990. - 320с.

25. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развитие в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - с. 6 - 20.

26. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 426с.

27. Якобсон П.М. Психология чувств и эмоций. / П.М. Якобсон. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 303с.

38