Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников (Понятие познавательной деятельности)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Одним из возможных средств активизации познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста является дидактическая игра, так как она имеет важнейшее значение в психическом и интеллектуальном развитии.

Игры активизируют мышление учащихся, позволяют сделать учебный процесс привлекательным, интересным. Дидактические игры оказывают большое влияние на развитие познавательной деятельности, так как усвоение детьми знаний и умений происходит в практической деятельности. Это обеспечивает систематическое усвоение знаний обучаемых и закрепление их.

Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия. В играх для школьников не должно быть серости и однообразия. Игра должна постоянно дополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием.

Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Труд и учение, сочетаясь с игровой деятельностью, способствует формированию характера и развитию воли. Усилия (физические и психические), которые ребенок совершает в игре, плодотворны, так как в игре незаметно для себя он вырабатывает ряд навыков и умений, которые пригодятся ему в будущей жизни. Игры разнообразят виды деятельности на уроке, воспитывают интерес к предмету, развивают внимание, память и мышление учащихся, ведут к систематизации жизненного опыта, являются разрядкой для нервной системы, развивают инициативу и находчивость, приучают к труду, точности, аккуратности и к настойчивости в преодолении препятствий.

В.А. Сухомлинский написал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития» [40].

Проблема исследования. В связи с увеличением умственной нагрузки на уроках математики, снижается интерес к изучаемому материалу, а также качество знаний, поэтому и возникает необходимость в поиске и использовании методов и средств обучения, которые активизируют познавательную деятельность. К сожалению, дефицит учебного времени не позволяет учителю применять дидактические игры так часто, насколько это целесообразно. После проведения анализа дидактических математических игр мы выяснили, что не все они направлены на активизацию познавательной деятельности, так как некоторые из них не соответствуют возрастным особенностям, современному школьнику кажется не актуальным сюжет, поэтому мы и рассматриваем эту классическую тему под новым углом – изменяем сюжетную линию дидактических игр, делаем ее более значимой для современного ребенка.

Таким образом, актуальность проблемы позволила сформулировать тему нашего исследования: «Дидактическая математическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников».

Объектом исследования является процесс обучения младших школьников.

Предмет исследования – педагогические условия внедрения дидактических игр в процесс обучения младших школьников для активизации их познавательной деятельности.

Цель курсовой работы: теоретически обосновать и практически доказать возможность активизации познавательной деятельности у младших школьников в процессе обучения при использовании дидактических игр.

Гипотеза исследования: предположим, что использование дидактических игр на уроках в начальной школе будет способствовать активизации познавательной деятельности у учащихся.

Задачи исследования:

- изучить понятие познавательной деятельности;

- рассмотреть дидактическую игру как категорию педагогического знания;

- дать характеристику дидактической математической игры;

- описать опытно-экспериментальную работу и анализ результатов.

Методы исследования: изучение научной и методической литературы по данной проблеме, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, математическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы.

Практическое значение: разработаны дидактические математические игры, активизирующие познавательную деятельность учащихся начальных классов.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

1.1. Понятие познавательной деятельности

Понятие деятельности в педагогике формулируется на основе философского и психологического понимания деятельности. Сущность этого понимания, состоит в том, что в процессе деятельности человек не только проявляет свои качества, свойства, но и формирует их. То есть любая деятельность - это, в первую очередь, обоюдный процесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности.

Интересными для нашего исследования являются следующие определения деятельности.

Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создает новые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материал в продукт [10].

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект, удовлетворяющий таким образом свои потребности [3].

Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности [14].

Деятельность – специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное его изменение и преобразование [4].

Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека [17].

Деятельность - система действий, совершаемых с помощью орудий труда и направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей людей [22].

Таким образом, в понятии деятельности учащегося также могут быть выделены три основных элемента: учащийся как субъект деятельности, окружающая действительность как объект деятельности, и собственно процесс реализации отношений учащегося и окружающей действительности, т.е. деятельность.

Если меняется предмет деятельности, то меняется вид деятельности. Одним из видов деятельности учащихся является познавательная деятельность. Другие виды деятельности – спортивная, художественная, трудовая и т.п.

Например, выделяются виды деятельности по роли в образовании (деятельность ведущая – деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития; по профессиональной сфере (деятельность педагогическая – профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения) [17].

В трудах педагогов-ученых (Ю.К. Бабанский, Г.И. Щукина и др.) выделяются и анализируются, в первую очередь, такие виды деятельности, как игра, учение и труд.

В.В. Белич в своем исследовании выделяет в качестве ведущих видов деятельности труд и игру, как самостоятельные, познание как производное от них. При этом в основу выделения видов он кладет не предмет, как определяют психологи, а главный мотив, удовлетворяемый данным видом деятельности:

1. труд – удовлетворение биологических потребностей;

2. игра – удовлетворение эмоциональных потребностей;

3. познание – удовлетворение умственных потребностей, связанных с трудом и (или) игрой [2].

Для всех видов деятельности выделяются общие структурные элементы (компоненты).

А.Н. Леонтьев выделяет в строении деятельности 3 главных взаимосвязанных компонента [24]:

1. Конкретный вид деятельности, обеспечивающий удовлетворение определенных потребностей субъекта деятельности. Главный признак, по которому один вид деятельности отличается от другого, – это предмет деятельности.

2. Составляющими отдельных видов деятельности являются действия. Деятельность, таким образом, осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, выделяющимся из общей цели деятельности.

3. Любое действие имеет свой операционный состав, соответствующий особенностям решаемой проблемы. Способы осуществления действия А.Н. Леонтьев называет операциями.

Это основные элементы деятельности. Кроме них к структурных элементам деятельности относят цель, мотив и условия деятельности (рис. 2).

Познавательная деятельность рассматривается как самостоятельный вид человеческой деятельности. Познавательная деятельность личности, осуществляемая в специфических учебных условиях, представляется как учебно-познавательная деятельность. И по многим признакам (предмету, целям, структуре и т.д.) соответствует познавательной деятельности ученого (познанию).

В определении этого вида деятельности, существуют серьезные расхождения, начиная с путаницы терминов.

П.И. Пидкасистый говорит об учении и дает следующее определение: «Учение – это специфический вид деятельности, в которой субъект под влиянием определенных внешних факторов и результатов собственной деятельности овладевает социальным опытом, знаниями, формирует взгляды, мировоззрение в целом и в результате изменяет свое поведение, психические процессы, свойства и качества личности» [30]. Предмет этой деятельности – социальный опыт, знания. Надо полагать, что ученик овладевает новыми для себя и опытом, и знаниями. Данное определение, на наш взгляд, равно подходит и к процессу обучения, и к процессу воспитания.

Г.И. Щукина в своих работах как равноправные использует термины «учение» и «познавательная деятельность», в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами, умениями и навыками, с помощью которых ученик получает образование [48]. Данное определение позволяет установить предмет учения - содержание учебных предметов.

Н.А.Половникова оперирует термином «познавательная деятельность» и определяет ее как осознанные, целенаправленные процессы, выражающие активное отношение учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, а также способами их получения [32]. К сожалению, данное определение не раскрывает характер этих процессов.

Т.И. Шамова не рассматривает понятие учебно-познавательной деятельности, а оперирует понятием «учение», давая ему следующее определение:

«Процесс учения с позиций дидактики представляет собой организованную учителем (или самим учеником) целенаправленную самоуправляемую отражательно-преобразующую деятельность по овладению знаниями, способами их добывания и применения» [46]. Как видим, определение понятия «учение» во многом подходит для определения понятий «учебно-познавательная» и «познавательная деятельность». Тем более что далее автор переходит к понятию «познавательная деятельность» как синониму учения.

Но все названные выше авторы не ставят своей задачей раскрыть содержание этого понятия и зачастую можно найти положения (тезисы), в которых это понятие «учение» тождественно понятию «познавательная деятельность».

На основе приведенных многочисленных определений мы делаем ряд важных выводов:

1. В современной дидактике определения «учение», «учебно-познавательная деятельность», «познавательная деятельность» школьников используются как равносильные.

2. Все определения сводят сущность этих видов деятельности к осознанию их как процесса изменения состояний субъекта и объекта в процессе взаимодействия.

3. Результатами данных видов деятельности могут быть знания и способы деятельности, ставшие достоянием ученика.

Таким образом, на основе анализа существующих определений понятий «учение», «познавательная и учебно-познавательная деятельность», мы можем попытаться дать определение принятого нами в качестве базового понятия «познавательная деятельность» [41].

Итак, познавательная деятельность – это элемент целостного процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности [49].

В структуре познавательной деятельности выделяют элементы:

- отдельные виды познавательной деятельности, связанные между собой;

- действия, выполнение определенной совокупности которых обеспечивает выполнение деятельности в целом;

- операции как способы выполнения действий [13].

Познавательная деятельность учащихся в школе – нужный этап подготовки юного поколения к жизни. Это деятельность особенного склада, хотя структурно и выражает единство с хоть какой другой деятельностью. Познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный энтузиазм [8].

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности [20]. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание просит активной работы мысли, и не лишь мыслительных действий, но и совокупности всех действий сознательной деятельности.

Познавательная деятельность содействует подготовке образованных людей, соответствующих потребностям общества, решению задач научно-технического процесса, развитию духовных ценностей народа.

Процесс познавательной деятельности просит значимой издержки умственных сил и напряжения, это удается далеко не всем, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не постоянно достаточна.

Поэтому задачу усвоения составляет не лишь овладение знаниями, но и процесс долгого (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

В процессе учения, в собственной познавательной деятельности школьник не может выступать лишь объектом. Учение всецело зависит от его деятельности, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на базе меж субъектных отношений учителя и учащихся, постоянно дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании – основная задача всего учебного процесса. Решение ее в значимой мере обусловлено познавательным энтузиазмом [7].

Познавательная деятельность, вооружает знаниями, умениями, навыками; способствует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических свойств учащихся; развивает их познавательные силы, личностные образования, активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляет и осуществляет потенциальные способности учащихся; приобщает к поисковой и творческой деятельности [21].

Одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную деятельность, на основе познавательного интереса, является познавательная деятельность.

Именно деятельность учителя является условием социальной направленности учения младшего школьника. Для ученика младшего школьного возраста цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Вот почему значимым началом активной деятельности являются его внутренние мотивы, которые ни в коем случае не являются спонтанными, а являются результатом связей и отношений школьника с объективной средой, возникающих в его деятельности.

Чтобы исследовать сущность понятия «активизация познавательной деятельности» необходимо ответить на вопрос: что такое «активность» и «активизация учения»?

Прежде всего, активность, как личностное образование выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности (внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности) [48, с.135].

Так в своих работах Г.И.Щукина отмечает, что «если деятельность представляет собой единство объективно-субъективных свойств, то активность принадлежность человека, и в большей мере – субъекта деятельности. Активность выражает не саму деятельность, а ее уровень и характер» [47, с.122].

Таким образом, несмотря на широкое использование термина «активность» в педагогической теории и практике, это понятие оказывается весьма непростым. В науке оно трактуется по-разному. Некоторые определяют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность является более широким понятием, нежели деятельность.

Познавательная активность, связанная с приобретением знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям. Познавательная активность проявляется и развивается в процессе учебной деятельности [34, с.40].

Польский дидакт В.Оконь, изучая проблемы обучения, писал: «Под активностью мы подразумеваем непроизвольное стремление к действию, которое вызывает внутреннее или внешнее проявление деятельности» [28, с.25].

Структура активности включает в себя следующие элементы:

- готовность к выполнению учебных заданий;

- стремление к самостоятельной деятельности;

- сознательность выполнения заданий;

- систематичность обучения;

- желание повысить свой личный уровень.

Активизацией традиционно называют управление активностью школьников. Ее определяют как постоянно текущий процесс мотивации к энергичному, целенаправленному обучению, преодоление пассивных и стереотипных действий, снижению застоя в умственной работе.

В 1960-70 годы наиболее активно проходили уточнение и дифференциация понятия «познавательная активность» и связанные с ним другие виды активной деятельности (мыслительная деятельность, творческая активность, познавательная самостоятельность). Шамова Т.И. соглашается с М.Н. Скаткиным, утверждая, что активизация познавательной деятельности направлена также на совершенствование процесса усвоения знаний, и на формирование активности и независимости как качеств личности школьников. Т.И. Шамова добавила, что такая активизация является условием развития не только умственных способностей ученика, но и личности в целом [46, с.174].

Познавательная активность и самостоятельность в 60-е годы не редко изучались как схожие определения. Тем не менее, это не совсем правильно, по мнению Шамовой Т.И., у ученика есть возможность работать под диктовку учителя, решать задачу вместе с учеником, решающим то же самое задание на доске. Проявления самостоятельности здесь нет. На практике активность не редко сводится только к внешним формам ее проявления (рисование, лепка др.), в то время как слушание связано с пассивным состоянием школьника. Такое понимание активности субъективно, поскольку ученик может активно мыслить, не совершая внешних действий [46, с.175].

Именно это привело, как замечает Проскура, к потребности различать активность внутреннюю (мыслительную) и внешнюю (моторную) активность. Как один, так и другой вид активности есть в процессе учения младших школьников. Тем не менее, активизация познавательной деятельности учащихся связана, прежде всего, с активностью мышления, внешняя (моторная) деятельность является средством, способствующим стимулированию внутренней активности и обеспечивающим контроль над ее протеканием. Подход к проблеме активности учащихся по отношению их к самой познавательной деятельности и средствам учения выражается группой авторов в учебнике по педагогике: внимательное слушание учителя, молчаливое сосредоточение на своих мыслях, внутренняя активность, концентрация мыслей ученика могут не иметь внешних ярких выражений. Внешняя же активность ученика, его суетливость вовсе не свидетельствует о направленности мысли и воли школьников [33, с.128].

Многие исследователи рассматривают сущность познавательной активности учащегося как психолого-педагогическую проблему. Коваленко В.Г. сосредоточил свое внимание на психологической стороне данного понятия. Автор ставит в прямую зависимость активность школьника в учебном процессе от напряжения и внимания, анализа и синтеза, догадки и предположения, сомнения и проверки, обобщения и суждения, интереса, настойчивости. Проанализировав труды психологов и педагогов, можно вычленить основные подходы исследователей к рассмотрению данного вопроса. Таких подходов фактически два. Одни авторы рассматривают познавательную активность как деятельность, другие рассматривают ее как черту личности [16, с.81].

М.Н. Скаткин считал, что активизация познавательной деятельности ориентирована не только на усовершенствование процесса усвоения знаний, но и на формирование активности и самостоятельности как качеств личности школьника [36, с.5].

Различают три уровня познавательной активности:

К первому уровню относят воспроизводящую активность. Ее характеризует рвение учащегося понять, сохранить в памяти и воспроизвести знание, овладеть методом его использования согласно примеру. Данный уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника. Отличительным признаком первого уровня активности является отсутствие у учащихся интереса к углублению знаний, проявляющаяся в отсутствии вопросов типа «Почему?».

Ко второму уровню относят интерпретирующую активность. Ее характеризует рвение ученика к раскрытию смысла изучаемого содержания, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Отличительным признаком второго уровня познавательной активности является большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

К третьему уровню относят творческую активность. Ее характеризует интерес и стремление не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и поиск для этой цели нового способа. На данном уровне активности учащиеся показывают стремление применить знание в новой для себя ситуации, то есть произвести применение знаний и способов деятельности в условия, которые до сих пор школьнику не были известны. Отличительный признак данного уровня активности – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

Каждый последующий уровень состоит из черт предшествующего и также имеет черты особенные, которые делают его отличным от предшествующего.

На всех перечисленных уровнях активности процесс учения проходит на основе аналитико–синтетической деятельности, хотя, доза помощи учителя в ее совершении от максимальной на первом уровне до минимальной на третьем.

Таким образом, активность в учении мы рассматриваем не как просто деятельное состояние школьника, а как качество этой деятельности, в котором проявляется личность самого ученика.

Считаем важным, отметить тот факт, что часто активность учащихся оценивается только по объему самостоятельно выполненной работы, тогда как главное состоит в активности мысли ребенка.

Учебный труд это труд умственный. Основной критерий активности учащихся поэтому – степень умственных усилий, приложенных к решению поставленной перед ними познавательной задачи.

Обязательным условием успешного обучения, считал Э.И. Моносзон, является активная познавательная деятельность учащихся, их потребность в знаниях [26, с.27].

Обращаясь к истории педагогики можно сказать, что в настоящее время особо интересен и современен опыт немецкого педагога А.Дистерверга, который писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» [11, с.118].

Это возбуждение, как считал педагог Моносзон, происходит по причине противоречия между знанием и незнанием ребенка. Противоречие осознается учащимися, когда учитель и родители ставят перед детьми интересные познавательные вопросы, создают проблемную ситуацию[26, с.30].

Г.И. Щукина приходит к выводу, что «самым общим определением активизации учебно-познавательной деятельности можно считать процесс, направленный на усиленную, совместную познавательную деятельность учащихся и учителя на преодоление пассивных форм преподавания и учения» [48, с.135].

На сегодняшний день существует множество разнообразных приемов, методов и средств для активизации познавательной деятельности учащихся, чтобы сделать работу учителя более эффективной, а качество знаний учащихся и познавательный интерес выше. Невозможно охарактеризовать все конкретные средства активизации учения учащихся. Однако можно назвать самые актуальные из них. К ним относятся такие, как:

- Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся на отрезок времени.

- Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.

- Эвристический метод обучения. Различные операции творческого мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи, выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие; составление плана решения; осуществление плана решения; изучение полученного решения. Это: ―мозговой штурм‖, ―мозговая атака‖, брейнсторминг, ТРИЗ и др.

- Нетрадиционные формы и методы урока. Это может быть урок: аукцион, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.

Мне бы хотелось остановиться и подробнее изучить такое средство активизации познавательной деятельности младших школьников как игра, а именно дидактическая игра.

1.2. Дидактическая игра как категория педагогического знания

Повышение интеллектуальной нагрузки на уроках вынуждает подумать о том, как поддерживать у учащихся заинтересованность к изучаемому материалу, их активность в течении всего урока. В связи с этим педагогами и психологами проводятся поиски новых результативных методов и средств обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы познавательную деятельность школьников, побуждали бы их к самостоятельному получению знаний.

Игра – это ведущая деятельность ребенка и основа его развития. Необходимость игры для ребенка объясняется тем, что он деятельностное существо. Ребенку присуща любознательность. Известный советский педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [27].

В учебно-воспитательном процессе с целью формирования познавательного интереса используется большое количество всевозможных игр, одни из них давно знакомы детям, учителя их только видоизменяют, приводя в соответствие с целями обучения и воспитания и условиями педагогического процесса, другие, абсолютно новые, создаются творчески работающими учителями.

В. С. Селиванов разделяет игры, используемые с педагогическими целями, на воспитательные и дидактические. Предметом нашего рассмотрения являются дидактические игры, то есть игры, «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения».

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой (в том числе и народной) в целях обучения и воспитания [44, с.34].

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством с целью расширения, углубления и закрепления знаний.

Дидактическая игра является значимым средством воспитания интеллектуальной активности учащихся. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания и помогает им усвоить любой учебный материал.

Дидактическая игра – это еще и игровая форма обучения, которую, в основном, применяют при обучении младших школьников [37].

Дидактические игры – это такой вид игр с правилами, специально формируемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они ориентированы на решение конкретных задач обучения детей, однако в то же время проявляется воспитательное и развивающее воздействие игровой деятельности. Потребность применения дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте обуславливает ряд причин:

1. Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Можно согласиться с Л.С. Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и воспитании» [6].

Из этого следует, что опора на игровую деятельность, игровые средства и приемы – это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно.

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не способствуют, не соответствуют друг другу [37].

Суть дидактической игры как средства обучения заключается в ее возможности служить целям обучения и воспитания, а также в том, что она переводит указанные цели в результаты. Важно понимать, что дидактические игры на практике в начальных классах широко используются для достижения основных целей, а именно:

- Интеллектуальное развитие младших школьников;

- Приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;

- Увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик;

- Углубление ранее изученных знаний;

- Объединение знаний в категории и системы;

- Увеличение познавательной активности;

Приобретенные учащимися знания в результате дидактической игры служат основой важнейших умений и навыков, которые обязаны освоить младшие школьники.

В педагогической теории накоплен значительный материал о возможностях игры в процессе обучения, развития и воспитания. Ученые едины во мнении о том, что в игре в максимальной степени проявляются индивидуальные особенности личности.

Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети.

Очень важно различать дидактические игры и игровые моменты. Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура представляет собой основные элементы, характеризующие игру как форму обучения.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры [38].

В отличие от игр, вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий, и поведение учащихся в процессе игры способствуют созданию на уроке рабочей обстановке.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, дают учащимся возможность проявлять свои способности, применить имеющиеся знания для достижения целей игры.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование дидактической игры – это наличие технических средств обучения, различные средства наглядности и дидактические раздаточные материалы.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них нарушает игру. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие приводит к повышению организованности игры, к желаемому результату.

Дидактическая игра может использоваться на всех ступенях обучения, выполняя различные функции. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой ее использует учитель. Например, в начале урока дидактическая игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, в середине – с целью активизации учебной деятельности младших школьников или закрепления и систематизации новых понятий.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, стремиться к знаниям. Дети, увлеченные игрой, не замечают, что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений о мире, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к какому-либо предмету.

Создание игровых ситуаций повышает интерес к обучению, вносит разнообразие, эмоциональную окраску в учебную работу.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьника к игре. При его отсутствии или угасании ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к. игра по обязанности теряет свое дидактическое развивающее значение.

Дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ или средство обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Все это позволяет сформировать основные функции дидактических игр:

1. функция формирования устойчивого интереса к изучению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

2. функция формирования психических новообразований;

3. функция формирования собственно учебной деятельности;

4. функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;

5. функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

6. функция формирования адекватно взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и др. В последнее время ученые называют такие игры развивающими, а не дидактическими, как принято в традиционной педагогике. В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях.

Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я.А.Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками [18].

С наибольшей полнотой дидактическое направление представлено в педагогике Ф. Фребеля. «Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, – это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребенка физически, обогащает его речь, мышление, воображение; игра является активной деятельностью для детей дошкольного возраста. Потому основной воспитания детей в детском саду Фребель считал игру» [18].

Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. В детских учреждениях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям.

В процессе обучения должны оптимально сочетаться различные типы и виды игр, так как разнообразие игровой деятельности обеспечивает его максимальную эффективность. Игры имеют большую значимость при включении их в определенный отрезок учебного процесса (часть урока, темы, домашнее задание и т.д.), с определенной дидактической целью (изучение нового материала, систематизация, повторение и закрепление материала, контроль знаний и умений), исходя из заложенных в игре дидактических возможностей. Каждый тип и вид игры имеет свои игровые особенности (степень подвижности и характер взаимодействия участников игры, использование аксессуаров, продолжительность игры по времени, форма ее проведения и т.д.), что позволяет включать их в учебный процесс в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями обучаемых.

В литературе приводятся различные системы и классификации игр.

Наиболее интересной нам показалась классификация игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка [15, с.31]:

1 группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

2 группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

3 группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

4 группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские.

5 группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Игра необходимая форма деятельности ребенка. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

В дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо учителю для правильной оценки эффективности игры.

Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.

На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником. Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии учитель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии его роль заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

ГЛАВА 2. МЕОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Характеристика дидактической математической игры

В настоящее время один из самых известных и наиболее используемых в практике начального образования вид занимательного материала - это дидактические математические игры. Это «игры, специально предназначенные для реализации целей обучения. Они развивают сенсорные (чувственные) ориентировки детей (на форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве и т.д.), наблюдательность, внимание, память, мышление, счетные умения, речь, представления об окружающем» [35]. Особым признаком дидактических игр является наличие определенной цели и предполагаемого результата, их преднамеренность, планируемость.

Существует множество классификаций видов дидактических игр по математике. Например, одна из них: дидактические игры по формированию математических представлений [15]:

1. Игры с цифрами и числами.

К данной группе относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел (например, в пределах 10), путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникло ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее на - нижней. Играя в такие дидактические игры как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число, как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» многие другие используются на занятиях и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

2. Игры – путешествие во времени.

Вторая группа математических игр (игры-путешествия во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый день. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательность. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры вызываются к доске семеро детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т. д.

Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры: «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.).

4. Игры с геометрическими фигурами.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата и т.д. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги и т.д.). Проводится игра типа «Лото». Детям предлагаются картинки (по 3 – 4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

-составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу);

- работа по условию (собрать фигуру человека, девочку в платье);

- работа по собственному замыслу (просто человека).

5. Игры на логическое мышление.

Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. Уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений для начальной школы, которые влияют на развитие данного типа мышления.

Это такие игры, как «Найди нестандартную фигуру», «Чем отличаются?», «Мельница» и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

С целью развития логического мышления учащихся используются различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и другие.

Можно предложить и другую классификацию игр, используемых на уроках математики [12]:

- учебные – наиболее простые и традиционные игры, помогающие закрепить учебный материал и приобрести устойчивый навык применения знаний;

- комбинаторные – игры, которые требуют быстро и эффективно просчитывать варианты, подбирать комбинации;

- аналитические – развивающие аналитическое мышление, помогающие приобрести навык свободного, раскованного, но вместе с тем корректного логического анализа, видеть закономерности, общность и различие, причину и следствие;

- ассоциативные – в основе которых лежит обращение к ассоциативному мышлению, поиск сравнения, разгадывание намека;

- контекстные – привлекающие внимание к сложным смысловым связям, развивающие способность интерпретировать, понимать то, что прямо не выражено и наоборот – передавать информацию самыми разными способами.

Игры в школе должны быть дидактическими, т.е. вести школьников по пути познания, развития. Рассмотрим следующие функции дидактической игры.

Первая, простейшая функция, в том чтобы облегчить учебный процесс, оживить его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.

Вторая функция – «театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей - Незнайки и Знайки, Буратино или Алисы из Страны чудес.

Третья функция – соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству. Простейший вариант – «кто первый решит задачу, проверит правильность решения выражений» и пр.; «придумать задачу: чье условие лучше?» и т.п. Но от этих простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к соревнованию в качестве и глубине знаний.

Названные три функции игры представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. Это высшая ступень – от игры к творчеству, к опережению школьных программ [9].

Перечислю основные правила проведения игры.

1. Учитель следит за соблюдением правил игры, старается не допускать нарушений, подбадривает детей, побуждает к поискам ответов на вопрос.

2. Отличительной особенностью игры является ее добровольность, поэтому творческие задания не должны быть обязательными для всех.

3. Важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры: быстрый вызывает отставание большинства учащихся, медленный порождает потерю интереса.

4. Во время игры учитель должен проявлять максимум внимания , такта, доброжелательности, к детям, чтобы неуместным замечанием не повлиять на активность и инициативу учеников. Не нужно стремиться, во что бы то ни стало, довести до сознания ребенка допущенную ошибку, так как это нарушает темп игры и отрицательно действует на играющего.

5. Нежелательно во время игры делать дисциплинарные замечания. В игре младшие школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности.

6. Дидактические игры можно проводить как соревнования команд. Дидактические игры, групп и т. д. В этом случае избираются капитаны команд. Они осуществляют контроль за правильностью ответов.

7. В каждую команду лучше включать детей с различной подготовкой. Желательно, чтобы не выигрывала одна и та же команда. Проигрывающим один раз при повторе нужно дать возможность выиграть, почувствовать себя победителями.

8. Для проведения некоторых игр необходимо выбрать водящего.

9. Подведение итогов игры. Для игры на уроке отводится примерно 5-8 минут. Затем подводятся итоги, объявляются победители. Учитель напоминает, какой материал нужно повторить, чтобы в следующий раз одержать победу. В подведении итогов принимает участие весь класс вместе с учителем. Это необходимо для выработки самоконтроля, самооценки. В некоторых играх результат оценивается учителем совместно с капитанами. При подведении итогов учитель отмечает похвалой как тех, кто закончил работу первым, так и тех, кто выполнил ее последним, но успешно справился с заданием. Любая игра должна приносить детям удовольствие, радость, особенно в младших классах.

Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер.

Дидактические игры кратковременны, и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи.

В ходе каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Например, ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.

При проведении урока математики с использованием дидактической игры учителю необходимо продумать следующие вопросы методики, выявленные В.Г. Коваленко [5]:

1. Какие умения и навыки в области математики школьники освоят в процессе игры? Какому моменту игры надо уделить особое внимание? Какие развивающие, воспитательные цели ставятся при проведении игры?

2. Сколько учащихся будет участвовать в игре?

3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?

4. Как с наименьшей затратой времени познакомить учащихся с правилами игры?

5. На какое время должна быть рассчитана игра?

6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?

7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?

8. Какие выводы следует сообщить учащимся в конце игры (лучшие моменты игры, недочеты в игре, результат усвоения математических знаний, отметки и оценки участникам игры, замечания по нарушению дисциплины и др.)[16]?

Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые учитель должен учитывать при организации дидактических игр у младших школьников:

1. Игра не должна отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще большее внимание. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой игры, а с другой – задачами, которые хочет решить педагог, применяя его. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и в воспитании их интереса к математике.

2. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

3. Игра должна соответствовать теме урока, не отвлекать от его содержания.

4. Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.

5. Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.

6. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание предлагаемого материала – доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

7. Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль [39].

При подборе игр важно учитывать наглядно-действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

Также я сформулировала требования конкретно для игр, способствующих активизации познавательной деятельности:

1. Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.).

2. Дидактическая задача в дидактической игре должна быть скрыта от учащегося, а его внимание обращено на выполнение игровых действий.

3. Все участники игры должны активно участвовать в ней.

4. Игра должна быть интересной, доступной и включать разные виды деятельности. 5. Использование безоценочной системы знаний, поощрять быстроту, правильность, неординарное решение. 6. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. 7. Стимуляция любознательности ребенка. (использование оригинальных предметов и материалов, которые могут вызвать интерес, удивление. 8. Передача инициативы от взрослого ребенку. Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления. 9. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.

Таким образом, рассмотрев понятие, классификации, функции дидактических игр, а также требования при проведении игр, можно сделать следующие выводы: правильно организованные дидактические игры могут привлечь детей, а также вызвать неподдельный интерес учащихся к предмету. Благодаря такому подъему, у детей может значительно повыситься познавательная активность на уроках математики.

2.2. Описание опытно-экспериментальной работы, анализ результатов

Настоящее исследование было проведено на базе МБОУ ЦО ППК г. Пскова. В исследовании приняли участие ученики 2 класса, всего 18 человек.

Опытная работа проводилась в естественных условиях обучения. С целью получения информации об изучаемой проблеме были использованы апробированные в педагогике и психологии методики: анкетирование, наблюдение за детьми.

Проводя диагностическое исследование, мы должны быть уверенны, что получили достоверные, правдивые, надежные результаты. А для этого необходимо учитывать психологические особенности развития детей младшего школьного возраста [31, c.42].

Проблемой нашего исследования является определение уровня сформированности познавательной активности учения до и после применения дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности.

В основу исследования было положено предположение о том, что использование в процессе обучения математики дидактических игр, будет способствовать активизации познавательной деятельности младших школьников.

Главная цель данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.

Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап – это организация констатирующего исследования, для выявления уровня познавательной активности детей на уроках математики во 2 классе общеобразовательной школы.

Для измерения времени активности мы использовали такие методы исследования как анкетирование и наблюдение.

Цель – выявить уровень активности и познавательного интереса учащихся 2 класса на уроке математики.

Перед первым уроком с использованием дидактических математических игр целесообразно провести анкетирование. Анкета по методике А. А. Горчинской, цель которой выявить уровень познавательной активности. В результате анкетирования получены результаты, которые отражены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Уровень активности

Кол-во детей

Проценты

Высокий

6

33

Умеренный

9

50

Низкий

3

17

Всего

18

100

В результате анкетирования выявлено, что у 3 учащихся низкий уровень познавательной активности. У 9 учащихся средний уровень. И всего у 6 уровень активности высокий. Тем самым, можем сказать, что в общем, у учащихся средний уровень познавательной активности.

Анкетирование показывает, что следует активизировать познавательную деятельность учащихся.

Метод наблюдения предусматривает изучение детей в процессе работы на занятиях. После наблюдения было выявлено, что из 18 учащихся только у 9 средний уровень познавательной активности, у 6 учащихся высокий, у 3 остальных низкий.

В начале занятий также определили уровень познавательного интереса к математике, который выявляли по следующим критериям: активная работа, проявление интереса к выполнению заданий, частота правильных ответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов.

В графу «активен» заносились те ученики, которые активно работали на всем протяжении урока, проявляли интерес к выполнению заданий, давали быстрые и правильные ответы – высокий уровень.

В графу «средне активен» заносились те ученики, которые работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку чтобы ответить, давали неверные ответы – средний уровень.

В графу «пассивен» заносились те ученики, которые постоянно отвлекались, не поднимали руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы – низкий уровень.

Результаты отображены в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Выявление уровня активности и познавательного интереса учащихся 2 класса на уроке математики

Уровень активности

Кол-во детей

Проценты

Высокий

6

33

Умеренный

9

50

Низкий

3

17

Всего

18

100

Из таблицы 2.2 видно, что 6 испытуемых (33 %) находятся на высоком уровне активности и познавательного интереса на уроке математики, т.е. эти учащиеся на всем протяжении урока работали активно, проявляли интерес к выполнению заданий, давали быстрые и правильные ответы.

9 испытуемых (50%) находятся на среднем уровне, т.е. эти учащиеся на протяжении всего урока работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку, чтобы ответить, давали неверные ответы.

3 испытуемых (17 %) находятся на низком уровне активности и познавательного интереса на уроке математики, т.е. эти учащиеся постоянно отвлекались, не поднимали руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы, не проявили никакого интереса к уроку математики.

Таким образом, наблюдая за работой учащихся на уроке математики было выявлено, что не все учащиеся 2 класса проявляют активность и познавательный интерес на уроке математики и для активизации познавательной деятельности детей необходимо составить комплекс игр, применение которых обусловит повышение познавательной активности детей на уроках математики. Прежде чем предлагать детям игры, мы провели исследование на выявление интересов младших школьников, для того чтобы подобрать или разработать игры, сюжет которых будет актуален, в результате чего будет наиболее эффективно способствовать активизации познавательной деятельности. В результате устного опроса мы определили, что детям интересно следующее: Мультфильмы: Том и Джери, Простоквашино, Винни Пух, Гравити фолз, Смешарики: Пин-код, Фиксики, Город героев Любимые герои: Хоббит, Элли, Гарри Поттер

Настольные игры: Монополия, Башня, Алиас, Уно Дети коллекционируют: монеты персонажей мультфильма «Город героев», статуэтки животных, модельки машинок, различные камни, и даже молочные зубы

Любимые телепередачи: Про животных, Один против всех, Я супер, Голос, спортивные матчи по футболу.

Для осуществления данной задачи необходимо перейти к формирующему эксперименту.

Второй этап – организация формирующего эксперимента.

Главной задачей формирующего эксперимента является включение в учебный процесс дидактических игр.

Экспериментальная гипотеза: активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения.

Основные методы исследования – формирующий эксперимент, представляющий собой включение дидактических игр в учебный процесс, интерпретация полученных результатов.

Оборудование эксперимента – дидактические игры.

Игра ценна только в том случае, когда она способствует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

В данной работе на этапе формирующего эксперимента мы использовали комплекс дидактических игр на уроке математики в 2 классе (приложение 2) при изучении темы «Умножение». Чаще всего игры проводились на этапе актуализации знаний учащихся и на закреплении нового материала. На всех занятиях наблюдалась высокая активность и заинтересованность детей. Интерес к математике, к предложенным заданиям не угасал на протяжении всех занятий. Все игры разработаны с учетом сформулированных нами требований к дидактическим математическим играм, направленным на активизацию познавательной деятельности, и программного материала курса математики 2 класса.

Примеры дидактических игр.

Этап: актуализация знаний.

Дидактическая игра «Один против всех».

Правила игры: Из класса выбирается один учащийся, он становится Главным игроком и выходит к доске играть против всего класса. Всем учащимся задается одинаковый пример на умножение, результат которого дети сначала показывают классом с помощью карточек с цифрами, которые лежат у них на столе, а затем Главный игрок показывает свой ответ. При неверном ответе Главный игрок выбывает, а из класса выбирается новый участник. Если неверные ответы среди участников класса, то выбывают те, у кого неверный ответ, а Главному игроку присваиваются баллы за каждого выбывшего. Если игрок ответил верно, игра продолжается. Чем больше неправильных ответов дают в классе, тем больше очков зарабатывает Главный игрок.

Дидактическая игра «Винни Пух и мед».

Правила игры: На доске изображено дерево с ветками, на каждом из веток пример на умножение. На самой макушке дерева улей пчел, до которого надо добраться мишке, чтобы достать мед. Детям предлагается помочь Винни Пуху и решить примеры, выходя к доске по очереди, при верном решении мишка перемещается на ветку выше. Когда он достигает улей, класс решает последний пример и игра заканчивается.

Дидактическая игра «Составь заклинание».

Правила игры: Детям рассказывается история о том, как Гарри Поттер забыл заклинание, а ему очень нужно его вспомнить, чтобы вернуться в Хогвардс. Для этого детям предлагается решить примеры на умножение, которые размещены на доске на карточках, на оборотной стороне которой указан верный ответ и буква из слова заклинания. Дети делятся на две команды и по очереди каждый со своей стороны доски решают примеры на умножение и составляют карточки для того чтобы получилось заклинание. Выигрывает та команда, которая верно решит все примеры и первой составит заклинание.

Этап: закрепление знаний.

Дидактическая игра «Том и Джери».

Правила игры: В очередной раз мышка Джери убегает от кота Тома. Нужно разделить класс на 2 группы, одна будет за Тома, вторая за Джери. Ребятам предлагается решить примеры. По команде они начинают выходить к доске, решать и записывать ответ. Выигрывает та команда, что решит первой все примеры и сделает это с наименьшим количеством ошибок. И по итогу мы узнает, догнал ли Том Джери или Джери удалось убежать.

Дидактическая игра «Дорога домой».

Правила игры: Девочка Элли и Тотошка очутились в загадочной стране, в которую их принес ураган. Они очень хотят вернуться домой. Давайте им поможем?

Для этого нужно правильно решить примеры разменные на двухсторонних кирпичиках (карточках), с одной стороны, которых пример, а с другой ответ. Задача детей – подставить, к примеру, карточку с правильным ответом. Так в свою очередь построится дорога к дому Элли и Тотошки.

Дидактическая игра «Фиксики».

Правила игры: На доске выставляем или вывешиваем изображения с фиксиками, под каждым изображение кармашек для карточек с заданиями.

Дети решают примеры вместе с фиксиками. И проверяют результаты фиксиков со своими. Дальше посмотрев, анализируют и отвечают на вопросы: Кто ошибся? Почему?

Каждый учитель может придумывать свои игры, используя местный материал, учитывая индивидуально-психологические особенности своих детей.

Для выяснения результатов проведенной нами работы мы провели контрольное исследование, которое проводилось по тем же методам, что и констатирующее. В результате обнаружено, что у учащихся повысился уровень познавательной активности, стал больше процент высокого уровня, он составляет 78 %, соответственно количество учащихся со средним и низким уровнем уменьшилось. В итоге мы наблюдаем рост уровня познавательной активности у учащихся.

Результаты измерения уровня познавательной активности на уроке математика до и после эксперимента представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Динамика активизации познавательной деятельности младших школьников

Уровень активности

До

После

Высокий

50 %

78 %

Умеренный

33 %

17 %

Низкий

17 %

5 %

На основе выполненного анализа можно сделать вывод о том, что у учащихся до эксперимента наблюдался средний уровень познавательной активности на уроках математики. После проведения уроков с использованием дидактических игр уровень познавательной активности повысился. Анализируя результаты исследования можно отметить, что проведение дидактических математических игр на уроках дает положительные результаты.

Выше представлена диаграмма, в которой наглядно видно как изменился уровень познавательной активности у учащихся. Выявилось повышение уровня познавательной активности, стал больше процент высокого уровня, составляет 78 %. В итоге наблюдается рост уровня познавательной активности.

В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что применение дидактических игр, которое вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и познавательную активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса.

Изучив психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что проблема активизации познавательной деятельности не имеет однозначного решения. Процесс формирования познавательной активности младших школьников происходит в деятельности, структура которой (содержание предмета, методы обучения, средства, формы и, наконец, личность учителя) составляет объективную основу развития познавательной активности.

Одним из эффективных средств активизации познавательной деятельности к учебному предмету математика, а также повышения качества знаний учащихся является дидактическая игра.

В настоящее время существует множество классификаций игр. Дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной школе. Дидактические игры имеют огромное значение при обучении детей младшего школьного возраста.

Учитель начальных классов должен умело и методически правильно использовать дидактическую игру, способствуя приобщению интересов и стремления каждого ученика к знаниям и повышения своей грамотности путем глубокого, осознанного и прочного усвоения языковых знаний.

Проанализировав результаты педагогического исследования, проведенного на базе 2 классов, мы сделали вывод, что использование дидактических математических игр необходимо в начальной школе.

Нужно разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, учитывая возрастные особенности младших школьников, а так же учитывать актуальность сюжета игр, для достижения наиболее эффективного результата в активизации познавательной деятельности.

По результатам практической части данной работы можно сказать, что гипотеза о том, что использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе будет способствовать активизации познавательной деятельности у учащихся, была подтверждена.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы для учащихся начальной школы, и использовать их нужно на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников.

Таким образом, проделанная работа, позволяет сделать вывод, что дидактические игры, используемые в процессе обучения математике, способствуют активизации познавательной деятельности младших школьников. Задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.

Материалы данной выпускной квалификационной работы могут быть полезны как студентам педагогических учреждений, так и учителям начальных классов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бардин К.В. Как научить детей учиться. – М., 1969. – 349 с.

2. Белич В.В. Комплексный анализ учебно-познавательной деятельности / В.В. Белич. – Челябинск: изд-во ЧелГУ, 1986. – 412 с.

3. Бим- Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2018. – 528 с.

4. Вишнякова А.С., Кондакова М.И. Краткий педагогический словарь пропагандиста / под общ. ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова. – 2-е изд., доп. и дораб. - М.: Политиздат, 1988. – 367 с.

5. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие детей на уроках математики. 2 класс (1 – 4 классы) // Начальная школа. – 2018. – №7. – С. 19–25.

6. Воронов В.В. Педагогика школы в 2- х словах. – М., 1999. – 329 с.

7. Гебель В. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию / В. Гебель, М. Глеклер; перевод с нем. под ред. Н.Федоровой. – М.: Энигма, 1996. – 592 с.

8. Гезелл А. Умственное развитие ребенка / А. Гезелл. – М., 1989. – 619 с.

9. Горецкий В.Г., Львов М.Р., Сосновская О.В., Методики преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2017 – 464 с.

10. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. / гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с.

11. Дистерверг А. Избр. пед. сочинения. – М., 1956. –118 с.

12. Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах: пособие для учителя / Т.К. Жикалкина. – М.: Новая школа, 2017. – 176 с.

13. Изергин Э.Т. Развитие познавательных возможностей школьника в ходе овладения методом физического эксперимента: дис. ... канд. пед. наук / Э.Т. Изергин. – Куйбышев, 1975. – 148 с.

14. Каиров И. А. Педагогический словарь: В 2 т. Т.1. / гл. ред. И.А. Каиров. – М.: изд-во Академии пед. наук, 1960. – 774 с.

15. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 187 с.

16. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение.,1990. – 174 с.

17. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 176 с.

18. Коломенских Я. Л. Детская психология. / Я. Л. Коломенских, Е.А. Панько. – Минск, Университетское, 1988, – 223 с.

19. Коменский Я.А. Великая дидактика.// Избр. пед. соч. – М.,1982. – 486 с.

20. Коменский, Я.А. О воспитании / Я.А. Каменский. – М.: Школьная Пресса, 2013. – 192 с.

21. Кравцова Е.Е. Педагогика и психология: учебное пособие (ГРИФ) / Е.Е. Кравцова. – М.: Форум, 2019. – 384 с.

22. Крысько В. Словарь-справочник по социальной психологии / Сост. В. Крысько. – СПб.: Питер, 2017. – 416 с.

23. Латкина А.Г. Использование дидактических игр на уроках математики в начальной школе [Электронный ресурс]. URL: http://www.school-2035.ru (Дата обращения: 12.07.2019).

24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политическая литература, 1975. – 304 с.

25. Лоншакова А.Н. Использование дидактических игр на уроках математики, как один из путей активизации мыслительной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsportal.ru (Дата обращения: 12.07.2019).

26. Моносзон Э.И. Основы педагогических знаний. – М., 1986. – 394 с.

27. Мошарова В.А. Познавательный интерес школьников. – 2019. [Электронный ресурс]. URL. http://www.studfiles.ru (Дата обращения: 12.07.2019).

28. Оконь В.В. Основы проблемного обучения. – М., 1968. – с. 25,62,74.

29. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А.В. Петровского. – М., 1996. –496 с.

30. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.

31. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 2011 – 432 с.

32. Половникова Н.А. Исследование процесса формирования познавательной деятельности школьников в обучении: дис. д-ра пед. наук Н.А. Половникова. – Казань, 1976. – 483 с.

33. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. Под. ред. Венгер Л.А. – Киев, 1985. –208 с.

34. Пчёлко А.С. Основы методики начального обучения математике. – М., 1965. – 240 с.

35. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2016. - 184 с.

36. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении.// Материал к научной конференции по дидактике./ 11- 12 мая/. – М., 1965. – С.5.

37. Сорокин Н.А. Дидактика. – М., 1974. – 216 с.

38. Степанова О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О.А. Степанова, О.А. Рыдзе. – М.: Просвещение, 2004. – 88 с.

39. Стрелкова Е.А. Игра – это серьезно!//Начальная школа: плюс – минус. – 2011. – №4. – С. 107.

40. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1974. – 288 с.

41. Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А.В. Усова. – М.: Педагогика, 1986. – 176 с.

42. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей/А.П. Усова. – М.: Просвещение, 2014. – 101 с.

43. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. – ФАИР–ПРЕСС,2014. –576 с.

44. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем/Л.И.Федорова. – М.: Аст, 2015. – С. 34–72.

45. Чухнарева В. В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности // Начальная школа. – 2018. – №9. – С. 67–71.

46. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 1982. – 208 с.

47. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике/ Г.И.Щукина. – М.: Педагогика, 1977. – 350 с.

48. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

49. Ярошенко С.Н. «Понятие «активизация учебно-познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях» // Вестник ОГУ. – 2014. – №9. – С. 81-82.