Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Эмоции и их основные характеристики

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Общение в полной мере невозможно, если у людей в процессе общения не возникает взаимопонимание. Как утверждал В.Н. Мясищев, общение – это такой процесс взаимодействия людей, в котором определяются три тесно связанных компонента – психическое отражение участниками общения друг друга; отношение их друг к другу и обращение их друг с другом. То есть, психологи должны всесторонне рассмотреть эмоциональную сферу людей различных культур и проблемы, которые возникают у них в процессе общения.

Вместе с тем исследования культуральных особенностей опровергают множество стереотипов, которые мешают коммуникации между людьми, главная причина которых – это отсутствие или недостаток информации друг о друге.

Развитие международного и межнационального взаимодействия нуждается в изучении познавательных и эмоциональных сторон общения, так как на них накладывает глубокий отпечаток национальная и социальная культуры, обычаи и традиции народа, и без их анализа и рассмотрения не может быть ни достаточного понимания, ни полноценного взаимодействия».

Одним из первых, кого интересовали эмоции и проблема их правильной оценки в общении между людьми, был Аристотель. Сегодняшние исследования психологов говорят о том, что при взаимодействии людей значимую роль играет правильная интерпретация реакций другого человека и владение информацией, позволяющей правильно определять эмоции и состояния человека. Именно тогда взаимодействие будет успешным, что повысит и уровень деятельности людей.

Изучение научной проблемы. Межкультурные различия интересуют представителей различных областей, таких как: психология, социология, культурология и т.д. В связи с этим можно выделить различные аспекты изучения проблемы.

В целом изучением эмоций занимались такие отечественные и зарубежные психологи, как: Ч. Дарвин, П.К. Анохин, В.К. Вилюнас, Е.К. Изард, П.В. Симонов, Л.С. Рубинштейн, П. Жане, Я. Рейковский, А.А. Баранов и т.д.

Кросс-культурными исследованиями в проявлении эмоций занимались Д. Матсумото, Т. Нийт, А.П. Оконешникова, С. Томкинс, П. Экман, У. Фризен и другие известные ученые.

Цель исследования: рассмотреть межкультурные различия в проявлении эмоции гнев.

Объект исследования: эмоции людей различных культур.

Предмет исследования: межкультурные различия в проявлении эмоции гнев.

Задачи исследования:

1) изучить эмоции и определить их основные характеристики;

2) рассмотреть проявление эмоций – гнев и агрессия;

3) рассмотреть выражение гнева у разных народов

4) проанализировать особенности выражения гнев в разных культурах.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение материала.

Гипотеза исследования. Существует ряд базовых эмоций, которые являются универсальными, но под воздействием культуры они принимают различные отличительные черты.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Эмоции и их основные характеристики

1.1. Виды и функции эмоций

Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим [5, с. 145].

Органические проявления эмоций выступает в роли следствия психических явления. В теории И.Ф. Гербарта утверждается, что наиболее важным психологическим фактом является представление, соответственно, чувства – это есть связь между существующими представлениями; их можно рассматривать как реакцию на конфликт между представлениями. С точки зрения Вундта эмоции представляют собой определенные изменения, которые характеризуют влияние чувств на течение самих представлений.

Рассмотрим другие теории эмоций

  1. Психоорганическая теория эмоций Джеймса-Ланге. Возникновение эмоций детерминировано внешними воздействиями как в произвольной двигательной сфере, так и в непроизвольной. По сути, здесь связываются ощущения данных изменений и сами эмоциональные реакции. Источниками эмоций выступают органические изменения. Они отражаются в психике человека через специальную систему обратной связи, а затем уже таким образом вызывают соответствующие эмоциональные реакции. Таким образом, эмоции возникают посредством внешних раздражителей через органические ощущения [6, с. 248].
  2. Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера. Суть данной концепции заключается в том, что эмоциональная реакция оказывается подвергнутой воздействию прошлого опыта человека, а также его собственной оценки той или иной ситуации. Разумеется, в данной теории также не опровергается воздействие внутренних телесных стимулов на эмоциональное состояние индивида [6, с. 249]

Классификация эмоций может быть произведена по знаку, по интенсивность, по модальности. Рассмотрим основные виды эмоций:

  • по знаку: положительные (радость) /отрицательные (гнев, отвращение, стыд).
  • по интенсивности и длительности: эмоции, чувства, настроение и др.
  • по модальности: радость, удивление, гнев, стыд, страдание и др.
  • по степени мобилизации организма: стенические и астенические.

Выделяют следующие основные функции эмоций [9, с.359]:

  • сигнальная функция – выделяется значимость объекта для человека;
  • отражательная или функция оценки – как правило, эта функция отражает общую оценку того или иного предмета;
  • пусковая – эмоции запускают деятельность;
  • побудительная (стимулирующая) – функция побуждения является мотивирующей ролью эмоций в психической организации человека;
  • организующая/дезорганизующая – способность эмоций нарушать целенаправленную деятельность;
  • регулирующая (подкрепляющая) – указывает на способность эмоций оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия, которые их возбудили;
  • предвосхищающая (эвристическая) – содержит прогноз событий, удовлетворяющих мотивацию;
  • активации (мобилизующая/демобилизующая);
  • катарсическая – помогает снять гнев, раздражение;
  • приспособительная.

По мнению П.К. Анохина, эмоции имеют приспособительное значение. Они дают понять насколько успешна деятельность, отношение к объекту [1].

Выступая субъектом теоретической и практической деятельности, познающей и изменяющей окружающую среду, личность не является ни бесстрастным созерцателем, ни беспристрастным автоматом: взаимодействуя и оказывая влияние на предметы, явления, процессы, субъектов действительности, индивидуум и сам испытывает многочисленные влияния, переживает все то, что происходит с ним. Эти переживания формируют эмоциональную сферу личности [4].

Главным отличием аффективно-эмоциональной сферы от других психических феноменов является тот факт, что эмоции выражают состояние субъекта, его отношение к объекту, характеризуются полярностью. Все многообразие качеств и оттенков чувств не сводится к голой эмоциональности, или аффективности, представляя собой специфический процесс познания и отражения действительности.

Эмоциональный фон, таким образом, не противопоставляется познавательным процессам, но органично дополняет их, формируя единство интеллектуального и эмоционального.

Возникновение, протекание эмоций как отношения личности имеет деятельностную природу, характеризуется высокой активностью, обусловливает деятельность и обусловливается ей. В наиболее общем виде выделяют стенические и астенические эмоции.

Стенические (активные) эмоции представляют собой переживания, которые характеризуются повышением жизнедеятельности, возникновением состояния возбуждения, бодрости, радостного подъема, волнения. В процессе переживаний стенических эмоций дыхание становится легким и глубоким, сердце работает интенсивней, корпус выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения определенных видов деятельности, в глазах появляется блеск [5, с. 429].

Стенические эмоции активны, сопровождаются положительным эмоциональным тоном. Примером стенической эмоции может выступать переживание радости. Астенические эмоции – чувства подавленности, печали, уныния, пассивного страха, окрашенные отрицательным эмоциональным тоном.

В процессе переживания астенических эмоций человек сутулится, дыхание становится медленным, глаза тускнеют, личность отказывается от борьбы с трудностями, проблемами, отходит от преодоления конфликтно-проблемных ситуаций. Перманентное переживание астенических эмоций может привести к формированию неадекватных поведенческих стратегий. Примером астенического переживания может выступать ощущение печали. Стенические эмоции повышают жизнедеятельность личности, астенические, наоборот, подавляют и угнетают все жизненные процессы организма.

Согласно культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, эмоции развиваются путем интериоризации [2]. По сути, на базисе определенных врожденных реакций ребенка у него постепенно развивается восприятие как своих собственных эмоций, так и окружающих его людей. Самые ранние эмоциональные реакции детей связаны, разумеется, с его биологическими потребностями. Сюда относятся потребности, например, в еде. Довольно скоро у ребенка начинают возникать чувства страха и гнева, которые носят неосознанный характер. Примерно в дошкольном возрасте они уже более осознаваемы ребенком. Также, кроме чувств страха и гнева, у ребенка скоро появляется сочувствие. Каким образом происходит формирование и развитие эмоций ребенка? Разумеется, данный процесс протекает в ведущей деятельности – игре. Так, рассмотрим формирование положительных эмоций в исследованиях К. Бюлера [10, с.618]. Он изучал переживания удовольствия в игре и выделил их постепенный сдвиг по мере развития ребенка.

Итак, рассмотрим три основные ступени:

  1. возникновение удовольствия в сам момент получения желаемого результата;
  2. функциональная ступень (удовольствие в самом процессе игры);
  3. предвосхищение удовольствия (эмоциональная реакция появляется в начале игровой деятельности).

Одна из особенностей эмоциональных реакций детей заключается в их аффективном характере. Это означает, что эмоции детей, подобно аффекту, возникают внезапно и бурно протекают. У детей в более старшем возрасте появляется произвольность в плане эмоциональных реакций на фоне смены социальной ситуации развития, то есть взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Отрицательные эмоции возникают под действием фрустрации.

Привычными способами решения фрустрируюшей ситуации определяются возникающие при этом эмоции. Периодически повторяющиеся в раннем детстве состояния фрустрации и соотвественно стереотипные формы их преодоления могут закрепить вялость, безразличие, безынициативность, или же – агрессивность, завистливость и озлобленность.

Помимо формирования эмоций как положительных, так и отрицательных, у детей также формируются нравственные чувства. Основы нравственности появляются у ребенка тогда, когда он слышит похвалу или порицания. Также формируются и эстетические чувства [14, с. 59]. Они могут развиваться как на уроках творческой деятельности, так и при прослушивании музыки.

Необходимо подчеркнуть то, что эмоции каждого человека носят уникальный характер. Разумеется, при воздействии одного и того же стимула на группу людей, можно заметить схожесть между проявлениями эмоций, однако для всех них характерен процент уникальности. Само разнообразие эмоций можно проследить в настроении как эмоциональном фоне.

Под влиянием самых разных факторов мы можем наблюдать повышенное настроение у одних людей, и пониженное – у других. Важнейшие личностные различия могут проявляться в эмоциональной возбудимости людей. Некоторых людей можно отнести к эмоционально не чутким, у них могут быть только определенные чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Данный тип не столько чувствуют, попадая в определенную жизненную ситуацию, сколько осознают ее умственно.

Можно выделить другую и даже противоположную часть людей – эмоционально возбудимых, у них любой и малейший пустяк вызывает сильнейшие эмоции. Спад или подъем настроения может быть вызван любым событием. Самое главное различие между людьми заключается в том, как чувства и эмоции отпечатываются на их деятельности. Так, у одних людей чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении. В наиболее яркой форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие люди, как правило, склонны к эмоциональным переживаниям, но чувства, которые у них возникают, не влияют на их поведение.

Следует отметить, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств в значительной степени обусловливают неповторимость конкретного человека, т. е. определяют его индивидуальность [4].

Рассмотрим специфику эмоциональных проявлений именно у детей, так как здесь происходит становление и развитие данной сферы, что дает увидеть всю картину проявления эмоциональной сферы. Основными особенностями развития эмоций в детском возрасте являются: появления осознанности чувств и эмоций; изменение самого содержания эмоций из-за смены социальной ситуации развития; изменение специфики проявления эмоций. В целом, от 1,5 до 6 лет эмоции развиваются по алгоритму.

Рассмотрим особенности эмоциональных проявлений младших школьников: снижение эмоциональной возбудимости; формирование чувства долга; повышение интереса к различным видам деятельности. Далее обратимся к подростковому возрасту и его особенностям эмоциональной сферы: появление и повышение эмоциональной лабильности и возбудимости в целом; доминирование эмоциональной сферы над когнитивной в момент деятельности; интерес к противоположному полу; стремление к наиболее острым переживаниям (может проявляться в рискованных деятельностях или в чтении приключенческой литературы, например); развитие эмпатии; увлеченность и стремление подражать кумиру; частая неуверенность в себе, развитая самокритика; высокий уровень тревожности; развитое чувство дружбы/товарищества [2].

Таким образом, вся специфика подростковых эмоциональный проявлений может быть описана с трех сторон: развитие моральных и эстетических чувств; повышенная эмоциональность; дихотомия чувств.

1.2. Гнев и агрессия – особенности эмоций

Гнев – одна из важнейших эмоций. Гнев зачастую воспринимается как нежелательная реакция, и человек, как правило, стремится избежать ее.

Гнев является универсальной базовой эмоцией. В эволюционном плане эмоция гнева сыграла важную роль в преодолении некоторых препятствий и для выживания человека как вида. К. Изард подчеркивает, что «гнев мобилизует энергию человека, вселяет в него чувство уверенности и силы и потому повышает его способность к самозащите». В разных языках гнев идентифицируется при помощи слов, «а слова принадлежат какой-то одной конкретной культуре и приносят с собою культуроспецифичную.

В физическом плане гнев может выразиться в сжимании зубов и губ, расширении и сжимании крыльев носа, затрудненном дыхании (например, когда гнев сдерживается), в сбивчивости или блокаде речи, ритмическом постукивании рукой или ногой, угрозе кулаком, плаче и т.п.

По степени интенсивности проявления эмоции гнева можно выстроить следующую шкалу: негодование – злость – гнев – ярость – бешенство [5, с. 439].

Как отмечает Ю.Е. Кравченко, «эмоциональная сфера отличается многообразием, а появление и формирование собственно человеческих эмоций и чувств... возможны только в контексте социальной жизни. Развитие эмоциональной сферы проходит длительный путь от аффективных реакций примитивных животных до высших человеческих чувств, включающих в себя отношения к другим людям» [7, с. 21].

Одной из недостаточно изученных эмоций является эмоция гнева. Интерес к феномену гнева появляется уже в классической психологии как попытка проникнуть в истоки его возникновения и переживания, описать способы проявления, выражения, объяснить его психологическую природу.

Г. Ланге уделяет пристальное внимание тому, как физиологически переживается гнев. Он отмечает, что «природа эмоций коренится в физиологическом субстрате как источнике «движений души». Воздействуйте на физиологию – и эмоция исчезнет» [4]. В различных психологических практиках регуляции эмоциональной жизни человека этот подход в той или иной мере реализуется до настоящего времени.

В бихевиоризме, начиная с исследований Дж. Уотсона, гнев считался врожденной эмоцией, способом реагирования на ограничение движений. Это нашло свое отражение в теории агрессии. Эта теория, в отличие от теорий инстинктивного происхождения агрессии и гнева, рассматривала наличие помех на пути реализации побуждения как условие возникновения провоцированного направленного агрессивного поведения [4].

В современной психологии эмоция гнева активно изучалась К. Изардом, который рассматривал источники физиологически и психологически переживаемого гнева в наличии препятствий тому, что человек намерен сделать. Во-первых, в качестве препятствий могут выступать помехи, правила, законы или собственная неспособность осуществить необходимое действие. Во-вторых, причины возникновения гнева по отношению к кому-либо, могут быть связаны с проявлением реакции на личные оскорбления, повседневные фрустрации, обман, принуждение сделать что-то против желания. Низкий уровень переживаемого гнева человек способен тормозить в течение длительного времени, однако это связано с нанесением серьезного вреда здоровью и риском прорыва спонтанных агрессивных реакций [4].

Т. Рибо отмечает, что гнев часто проявляется в качестве протеста, побуждая человека к нападению на обидчика. Попытки сдерживать гнев приводят к переживанию зависти, обиды, ненависти, желанию отомстить. Т. Рибо убежден, что гневливость является чертой характера, которая обусловлена генетически. Гневливые лица больше других предрасположены к частому переживанию гнева [5, с. 597].

Уже с самого раннего возраста у детей можно наблюдать проявление агрессии и гнева в виде импульсивных приступов, упрямства, сопровождаемых криком, «брыканием», кусанием, драчливостью. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. В процессе социализации проявление гневных чувств происходит все реже и уже взрослеющий ребенок научается их контролировать и прорабатывать или подавлять [6, с. 214].

Основное проявление гнева – это агрессия. Агрессия представляет собой одно из деструктивных проявлений личности, направленное на нарушение принятых в обществе норм взаимодействия между людьми. Указанное свойство может находить свою репрезентацию в форме агрессивного поведения, агрессивного мышления или агрессивных эмоций [1, с. 201].

Под агрессивными эмоциями понимаются эмоциональные реакции, вызванные агрессивным мышлением и связанные с агрессивным поведением. Указанный термин объединяет всю совокупность эмоциональных состояний, сопровождающих акт агрессии. Подходы к пониманию сущности агрессивных эмоций

Агрессивное поведение, как правило, выступает результатом негативных эмоций, обстоятельств, вызывающих крайне негативную деструктивную реакцию. С агрессивными эмоциями все не так однозначно: к сожалению, агрессивное поведение может сопровождаться не просто отсутствием негативных переживаний, но получением удовольствия от страдания других. Разумеется, позитивные эмоции сами по себе крайне редко способны вызвать агрессию, однако, в отдельных случаях они могут сопровождать акт насилия. Таким образом, агрессивные эмоции представлены как позитивными, так и негативными эмоциональными переживаниями. К негативным агрессивным эмоциям могут быть отнесены: ощущение собственной виновности, гнев, отвращение, зависть, стыд, ревность, страх, тревога, уныние и пр.

Основными характеристиками агрессивных эмоций выступают импульсивность, непродолжительность эмоциональных аффектов, их непродуманность, обусловленность гневом и направленность на причинение вреда объекту агрессии. В наиболее общем виде совокупность всех механизмов, порождающих агрессивные эмоции, представлена личностными и ситуационными факторами [9, с. 426].

В свою очередь, личностные факторы представлены биологическими, врожденными характеристиками и приобретенными свойствами. К ситуационным факторам могут быть отнесены следующие: физический дискомфорт, болезненные ощущения; наркотические вещества; активаторы агрессии – сцены, события, объекты, которые активируют в памяти личности концепты, связанные с агрессией; подстрекательство, которое может принимать формы проявления неуважения, оскорблений, вербальной или физической агрессии, создание помех для достижения целей и пр.; побудители – обстоятельства, повышающие субъективную притягательность, ценность определенного объекта, мотивирующие личность к применению агрессивных реакций для достижения желаемого; фрустрация – как ситуация блокирования достижения цели [11, с.297]. Агрессия в таком случае возникает в результате появления препятствия на пути достижения желаемого объекта.

Активаторы возникновения агрессивных эмоций, реализации агрессивного поведения представляют собой феномены, формирование которых обусловлено влиянием ряда механизмов, обеспечивающих долгосрочность их воздействия на личность. В качестве таких механизмов следует назвать следующие: усвоение моделей, образцов, интерпретационных схем агрессивного социального поведения; десенсибилизация – снижение уровня чувствительности, реактивности, эмпатии; растормаживание – ослабление социальных запретов, табу под влиянием ряда факторов, в результате чего личность не воспринимает агрессивное поведение как отклонение от нормы, что в ситуации снижения эмпатии может актуализировать усвоенные раннее стереотипы агрессивного поведения.

Агрессивное поведение представляет собой, прежде всего, внешнее выраженное действие, поведение, направленное против другого; мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам взаимодействия между людьми. Как правило, подобное поведение характеризуется краткосрочностью протекания, меняется в зависимости от особенностей условий ситуации, при смене самой ситуации. Другими словами, агрессивное поведение выступает результатом взаимодействия личностных, ситуативных и трансситуативных факторов.

Целью агрессивного поведения чаще всего является причинение вреда другому. Подобное поведение не отожествляется с установками, мотивами или эмоциональными состояниями, хотя они могут оказывать влияние на характер протекания поведенческих стратегий [11, с. 301].

Не отожествляется агрессия и с жестоким поведением, поскольку, жестокость является лишь одной из возможных форм проявления агрессии. Жестокое поведение может выступать характеристикой агрессии, свойственной для неразвитых, незрелых, невротичных людей, однако, с повышением зрелости личности, ее переходом к личной свободе, характер агрессии меняется в сторону критики, здорового самоуважения, стремления к справедливости, сопротивления стремлению к доминированию.

Формами проведения агрессивного поведения могут выступать следующие:

  • чувство гнева;
  • физическая агрессия;
  • подозрительность;
  • вербальная агрессия;
  • негодование;
  • косвенная агрессия.

На основании анализа выполняемых функций различают инструментальную и эмоциональную (враждебную) агрессию: главной целью враждебной агрессии является причинение страданий, ущерба другому; для инструментальной агрессии страдания другого не являются самоцелью, они являются побочным результатом в процессе достижения других целей, удовлетворения других потребностей.

Таким образом, агрессивные эмоции представляют собой совокупность эмоциональных состояний личности, связанных с агрессивным поведением, но не тождественных ему, в процессе возникновения и усиления которых принимают участие многочисленные личностные и социальные факторы.

Выводы по 1 главе

Эмоция – психический процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Также выделяют «чувства», «аффекты», «настроение» и «переживания».

Эмоции могут характеризоваться тоном, интенсивностью, стеничностью и содержанием. Существует множество теорий эмоций, объясняющих их происхождение, механизмы действия и т.д.

Гнев как специфическая эмоция представляет собой как агрессию, так и фрустрацию.

Глава 2. Невербальное выражения эмоций

2.1. Выражение гнева внешними проявлениями

Наблюдателями было отмечено, что в выражении гнева на лице у маленького ребенка или на лице у взрослого человека обычно задействованы одни и те же мыш­цы лица, и можно увидеть одинаковую мимическую конфигурацию. Данные внешние различия можно объяснить тем, что кожа младенца в сравнении с кожей взрослого намного эластична и имеет под собой больше жировых отложений. Потому в том месте, где у ребенка кожа немного выпячивается, вздувается, то у взрослого образуются борозды и морщины. Мимическим выражением гнева обусловлены сокращения лобных мышц и движения бровей. Чаще всего брови опущены и сведены, кожа на лбу стянута, образуются на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. Стоит отметить, что у взрослого человека между бровями проходят глубокие вер­тикальные морщины. У новорожденных же бровно-лобный компонент гневной мимики задействуется ав­томатически и практически не контролируется.

Замечено, что у взрослых гнев проявляет­ся в полную силу довольно редко, только при спонтанных, интенсивных вспышках гнева. Ориентировочно в конце первого года жизни, начинает развитие способ­ности к контролю над экспрессивной мимикой. Частично эти способности обусловле­ны развитием мозга, особенно тех его механизмов, которые помогают ребенку по­давить или сдержать активность лицевых мышц, а также – являются результа­том научения и социализации [15].

В мимическом выражении гнева можно выделить так же и из­менения в области глаз. Нависшие брови сужают глаза и благодаря чему приобретают угловатую, заостренную форму. Утрачивается та мягкость, которая ассо­циируется с округлой формой. Взгляд при этом фиксирован на источнике раздраже­ния или гнева, и это является чрезвычайно важным компонентом гневной мимики, поскольку указывает, куда будет направлена агрессия. При врожденном выражении гнева, которое мы можем наблюдать на лице ново­рожденного или маленького ребенка, рот распрямляется, приобретая прямоуголь­ную форму [12, с. 413].

Губы сжимаются, превращаясь в две тонкие параллельные линии, при этом они могут слегка выпячиваться. Углы рта теряют свойственную им округлость, становятся резко очерченными. Старшие дети и взрослые в гневе часто стискивают зубы и плотно сжимают губы. Кросс-культуральные исследования показывают, что стиснутые зубы и плотно сжатые губы являются универсальным способом выраже­ния гнева, – подобную мимику можно наблюдать у представителей как высоко раз­витых так и дописьменных культур. По-видимому, она возникает в процессе социали­зации и представляет собой модификацию врожденной мимической реакции гнева, предполагающей оскаливание зубов. Плотно сжатые губы позволяют скрыть злобный оскал, что, вероятно, приводит к снижению интенсивности эмоционального сигнала.

Барьер, созданный страданием и горем, изменяет адекватное восприятие окружающих. Бывает так, что чужая радость вызывает боль и зависть или наоборот, появляется альтруизм в поступках человека для того чтобы заглушить чувство вины перед кем-нибудь. Зачастую страдание ведёт к агрессивности человека. Встретив в общении этот барьер, нужно отнестись с пониманием к нему, лучше всего оставить, хотя бы на время, человека в покое. Барьер гнева считается одним из самых сложных. Он появляется от обиды, грубости, неудовлетворенности или несправедливости. Здесь человек, чаще всего, «зацикливается» на причине своего негодования, и о чем-то другом не хочет и не может говорить. Общение с ним затруднено, потому что до него сложно «достучаться», так как попытка установить контакт вызывает новые негативные эмоции.

2.2. Особенности проявления эмоций у разных народов

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой невербальных проявлений эмоций: П. Экман, У. Фризен, Э. Берн и др.

Начнем рассмотрение данной темы с одной из теорий П. Экмана об умалчиваемой информации.  П. Экманом, а также В. Фризеном были выделены несколько классов выражения эмоций. Адаптационные проявления представляют собой такие выражения эмоций, которые показывают общее состояние человеческого организма. Регуляторы представляют собой движения, которые придают ритм эмоциональным реакциям. Иллюстраторы – это специфические телесные выражения эмоций разной интенсивности. Демонстрация – сознательное усиление эмоциональных проявлений.

Знаки – специфические для каждой культуры знаки проявления эмоций. П. Экман выделил следующие базовые эмоции: гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление. В данной теории К. Изард рассматривает эмоции по отдельности. Сама теория строится на пяти основных положениях.

Основа мотивационной системы человеческого организма состоит из десяти фундаментальных эмоций. Каждая эмоция специфична и уникальна. Каждая эмоция по-своему воздействует на человеческий организм, направляя его деятельность. Эмоциональные реакции влияют на драйвы. Драйвы влияют на сам процесс эмоциональных проявлений.

Внушаемость и эмпатические способности связаны не только с характером активности человека, но и с его самочувствием, которое желательно выразить именно в терминах чувств и эмоций. Для этого вполне применима методика К. Изарда. Ее содержание вновь предполагает активную позицию испытуемых, что является непременным условием самооценки и самопознания [6].

Для изучения проблемы невербальных проявлений эмоций нам необходимо рассмотреть невербалику в целом, а затем перейти к эмоциям. Наиболее общее определение невербальной коммуникации звучит следующим образом:

Невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем [8]. Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим. Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой.

Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации [13].

  1. Кинесические: выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка); визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).
  2. Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.
  3. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др. Проксемические: пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция); время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов. Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.

Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов. Перечислим их ниже: «эмблемы» – это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются; «иллюстраторы» – неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно; «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения; «экспрессивные» являются лицевыми знаками; «адапторы» – это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя [14, с. 83].

Межкультурная психология – специфическая отрасль психологии, которая исследует психические процессы человека в различных культурных условиях. Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим. Межкультурные различия в проявлении эмоций Большинство исследований межкультурных различий в проявлении эмоций сходят в том, что выделяют два типа реакций: универсальные и специфические (различны для культур).

Одним из исследователей в данной области является Дж.М. Кляйнберг. Изучив китайскую литературу, он выявил различные особенности выражения эмоций, связанных с данной культурой.

Страх описывается в китайских книгах следующим образом: «Все дрожали, а их лица были цвета глины». Гнев описывается так: «Он заскрежетал зубами, стирая их в порошок». Удивление – «высунул язык». Удовлетворение – «потирал ухо и щеку». Беспокойство – «хлопнул в ладоши». Из этих примеров следует то, что некоторые проявления эмоций вполне схожи с привычными нам. Рассмотрим еще несколько общих проявлений эмоций в разных культурах.

Как правило, слезы олицетворяют печаль (или же радость – смех до слез), однако и тут есть своя специфика: Черногория – в ситуации погребальной церемонии мужчины и женщины плачут в разное время. Мексика – плач во время религиозных церемоний. Адаманцы – плач при установлении мира с враждебными сторонами.

В целом, различия в выражении эмоций, по мнению Дж.М. Кляйнберга, связано с определенными социальными функциями: гнев, любовь, презрение и др. направлены на социум, что предполагает конкретные социальные нормы взаимодействия между людьми. Так, именно эти эмоции больше подвержены специфическому влиянию культуры; страх, печаль и др. направлены на себя, что не делает их такими подверженными влиянию культуры.

В области межкультурной психологии П. Экмен провел исследования как выражаются эмоции в частности гнев на лицах людей [15, с. 101]. Одно из его исследований включало участников от десяти различных культур, которые были обязаны указывать на эмоции и интенсивность каждой эмоции. В результате исследование показало, что было соглашение через культуры, относительно которых эмоция была самой интенсивной и второе самое интенсивное. Эти результаты оказывают поддержку представлению, что некоторые межкультурные психологи держатся, в котором есть универсальные выражения лица эмоции. Тем не менее, также важно отметить, что в исследовании были различия в пути, которым участники через культуры оценили интенсивность эмоции.

В то время как там, как говорят, универсально признанные выражения лица, Юэцинь Хуан и его коллеги выполнили исследование, которое смотрело на то, как культура может поместить различные этикетки на определенные выражения эмоций Ю. Хуан в особенно исследованном китайском восприятии по сравнению с американским восприятием лицевых выражений эмоции. Они выявили, что китайские участники не так квалифицированы как американские в восприятии универсальных эмоциональных выражений на людях культуры, отличающейся, чем их собственное. Эти результаты показывают поддержку понятия, что есть межкультурное различие, существующее в эмоциональном суждении. Ю. Хуан предполагает, что азиаты могут использовать различные реплики на лице, чтобы интерпретировать эмоциональное выражение [8].

Кроме того, потому что у каждой культуры есть различные ценности и нормы, важно проанализировать те различия, чтобы получить лучшее понимание относительно того, почему определенные эмоции интерпретируются по-другому или нисколько. Например, как указывает Ю. Хуан, «отрицательным эмоциям» свойственно не приветствоваться во многих азиатских культурах. Эта важная информация может быть важной в признании межкультурного различия между азиатскими и американскими суждениями об универсальных эмоциональных выражениях. Дж. Рассел указывает, что не все языки имеют термин, сходный по значению со словом «эмоция».

Например, его нет у таитян и у народности ифалук из Микронезии. Значительно различаются и национальные эмоциональные лексиконы. В английском языке нет понятия, соответствующего русскому слову «злорадство», а понятиям ужас, кошмар, опасение, робость, страх, стыд на языке австралийских аборигенов соответствует одно слово «гуракади». П. Экман и В. Фризен предложили учитывать культурные правила выражения и переживания эмоций, которые действуют в различных культурных общностях. Для подтверждения роли культурных правил в выражении эмоции в 1972 г. ими был проведен эксперимент.

Американским и японским испытуемым показывали фрагменты фильмов, имеющие негативное эмоциональное содержание. Если, испытуемые просматривали фрагменты в одиночку, их мимические проявления можно было описывать как универсальные. Но проявления менялись, когда в помещение заходил старший по возрасту экспериментатор. Американцами проявлялись негативные эмоции: отвращение, страх, грусть, гнев – аналогично тому как это было в одиночку. А вот японцы улыбались, но при этом их улыбки не были интернализованными реакциями на негативную ситуацию, как например, в наблюдениях Д. Ричи, о чем свидетельствовали другие вегетативные проявления и данные самоотчета.

В исследованиях поведения людей, которые принадлежат к разным культурам, было обнаружено, что в сфере выражения эмоций встречаются как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных исследовавшихся культур. Этот факт можно проиллюстрировать данными Дж.М. Кляйнберга, который проводил анализ китайской литературы с точки зрения описания выражения эмоций [6].

Он установил, что для описания страха, например, используются следующие выражения: «Все дрожали, а их лица были цвета глины»; «Волосы стали дыбом, и по телу побежали мурашки»; «Холодный пот покрыл его тело; он беспрерывно дрожал»; «Ее ноги будто приросли к земле; она готова была кричать, но уста ее были немы». Все приведенные здесь описания вполне понятны европейцу, что указывает на сходство выражения страха в разных культурах.

Для описания гнева используются такие выражения: «Он заскрежетал зубами, стирая их в порошок»; «Его глаза широко раскрылись и стали круглыми» (что у нас означает, скорее, удивление или страх); «Был так разгневан, что несколько раз лишался чувств». У нас, скорее, сказали бы «лишился чувств от потрясения» или «лишился чувств от страха».

Такое выражение, как «высунул язык», означает удивление, «потирал ухо и щеку» – удовлетворение, тогда как «хлопнул в ладоши» – беспокойство или неудовлетворение. Китаянка постукивает пальцем по затылку своего ребенка, выражая таким способом неудовлетворение, и потирает пальцем щеку, вместо того чтобы сказать «стыдно».

Таким образом, принимая во внимание такие формы выражения эмоций, описания которых часто встречаются в художественной литературе различных культур, можно отметить, что в языке эмоций есть общие элементы, сходные для разных культур, а также и элементы специфические для определенных культур.

Рассматривая отдельные эмоции и разные формы их выражения, можно заметить, что некоторые из них понятны людям разных культур, тогда как другие можно понять только в рамках определенной культуры. Это различие, как предполагает Дж.М. Кляйнберг, отчасти связано с тем, что эмоции различаются своими социальными функциями. Некоторые эмоции, например гнев, любовь, заинтересованность, презрение, явно направлены на окружающих и являются формой взаимодействия между человеком и его социальной средой. Другие же (например, страх, печаль) имеют более эгоцентрический характер, и являются ответом на то, что произошло с человеком [7, с. 343].

Выводы по 2 главе

Существует множество индивидуальных различий в проявлении эмоций, зависящих от характера человека, его опыта, воспитания, религии, культуры и его окружения и т.д. Разные люди в одинаковых ситуациях могут проявлять разные эмоции и испытывать одни и те же эмоции по-разному. Так же различия в проявлении эмоций есть между мужчинами и женщинами. Женщины по своей природе являются более эмоциональными, чем мужчины. Так же в различных исследованиях было установлено, что эмоциональное реагирование у мальчиков и девочек в разных возрастах меняется по-разному.

Различные культуры могут отличаться в эмоциональных выражениях из-за разных правил культурного проявления и в своем эмоциональном восприятии посредством правил декодировки эмоций в культуре. Переживания людей в разных культурах отличаются, отличаются и конкретные события, вызвавшие эмоции. Некоторые аспекты оценки эмоции и даже концепции и язык эмоции могут различаться в разных культурах.

Заключение

Человеку свойственно испытывать множество различных эмоций, которые считаются универсальными, однако многие факторы, такие как наш жизненный опыт, наше окружение, делают их весьма многогранными. Существование основных эмоций предполагает, что культуры создают и формируют нашу эмоциональную жизнь, при этом базовые эмоции становятся отправной точкой для формирования других эмоций.

В то же время существование базовых универсальных эмоций вовсе не означает, что культуры не могут отличаться одна от другой способами выражения, восприятия и переживания эмоций. В самом деле, многие исследования, которые рассматривались в данной работе, показывают, что культуры оказывают существенное влияние на все аспекты эмоций. Но универсальность эмоций предполагает, что основные эмоции обеспечивают культуры тем фундаментом, с которого может начинаться создание и формирование других эмоций.

Культура придает нашим эмоциям смысл независимо от того, воспринимаем ли мы эмоции как личное и индивидуальное переживание или межличностное, общественное и коллективное переживание с другими людьми.

Хотя внешний вид лица для каждой основной эмоции является общим для всех людей, непосредственные выражения лица могут варьироваться в разных культурах минимум в двух аспектах. То, что само по себе вызывает эмоции, обычно оказывается разным и кроме того, культуры различаются по тем условностям, которые люди стараются соблюдать, пытаясь контролировать или управлять внешним видом своего лица в конкретных социальных ситуациях. Полученные в ходе работы данные, в большинстве своем, подтверждают нашу гипотезу. Имеющиеся данные показывают, что хотя эмоции с рождения у всех проявляются одинаково, культура впоследствии сильно влияет на наши выражения эмоций при помощи правил проявления эмоций, усвоенных в культуре, и дает нам представление о том, на что эти правила похожи. И хотя, представители различных культур способны узнавать эмоции друг друга, но они не всегда могут точно их интерпретировать.

К. Изард, в основном, использует два слова для описания данных эмоций. Это сделано, разумеется, для того, чтобы показать полюсы той или иной эмоции, а также подчеркнуть степень интенсивность проявления эмоций. В реальности, по мнению К. Изарда, существует огромное количество смешанных эмоций, которые он назвал диадами (например, страх – стыд или интерес – удовольствие) и триадами (например, горе – гнев – отвращение или интерес – удовольствие – удивление). Также П. Экман провел исследование в более чем 20 странах мира, посвященное особенностям проявления эмоций. Так, он выявил универсальность тех эмоциональных реакций, которые уже были изучены К. Изардом.

Список использованной литературы

  1. Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. Т. 35. – М., 1964. – 379 с.
  2. Выготский Л.С. Проблема эмоций // Вопросы психологии. – 1958. – № 3. – С. 125-134.
  3. Гранская Ю.В. Распознавание эмоций по выражению лица: Автореф. дис. ...канд. наук. – СПб., 1998. – 28 с.
  4. Загоровский П.Л. Развитие эмоций. – 2006. – № 3. – С. 90-101.
  5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2011. – 784 c.
  6. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
  7. Кравченко Ю.Е. Психология эмоции. Классические и современные теории и исследования / Ю.Е. Кравченко. – М.: Форум, 2012. – 544 c.
  8. Линдслей Д.Б. Эмоции // Экспериментальная психология / Под ред. С.С. Стивенса. – М., 1960. – С. 629-684.
  9. Маклаков А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2012. – 583 c.
  10. Мацумото Д. Психология и культура. – СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
  11. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. – СПб., 2006. – 480 с.
  12. Панжинская-Откидач В.А., Перов В.Г. Эмоции и переживания человека. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 683 c.
  13. Хризман Т.П., Еремеев В.П., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга. – М.: Педагогика, 2007. – 231 с.
  14. Шаховский В.И. Эмоции: Долингвистика, лингвистика, лингвокультурология. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 128 с.
  15. Экман, П. Психология эмоций / П. Экман; Пер. с англ. В. Кузин; Под науч. ред. Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2013. – 240 c.