Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» (15, 14).

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов» (10, 29).

С распространением новой гуманистической парадигмы мышления в обществе, в том числе и в сфере образования, все большее значение придает­ся воспитанию человека нравственного, духовного, с гармоничным, позитив­но направленным мышлением, умеющим самостоятельно определять свое место в системе «природа - общество», принимать решения, ставить цели, выбирать адекватные им средства, прогнозировать результаты своих дейст­вий, устремленного к познанию красоты, творчеству, самосовершенствова­нию. Кроме того, важно понимание тех принципов, условий и механизмов, которые способствуют сознательному процессу становления личности, само­реализации ее во всех сферах жизнедеятельности.

Степень разработанности темы. В результате теоретических и экспериментальных исследований данной проблемы в философской, психологической и педагогической литературе можно выделить два подхода к ее решению. С одной стороны, это исследо­вание взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания, их единства, сущности, способов развития нравственно-эстетических представлений. С другой - изучение вопроса об образном мышлении, особенностях его влияния на формирование нравственно-эстетических представлений детей.

Различные аспекты связи нравственного и эстетического широко отра­жены в работах таких ученых, как Л.В. Алехина, В.Ф. Асмус, Ю.Б. Борев, Л.С. Выготский, Н.А. Дмитриева, А.Е. Егоров, А.Ф. Еремин, Л.Д. Завьялов, Э.В. Ильенков, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, А.Ф. Лосев, В.А. Разумный, Г.Л. Смирнов, Б.Ф. Сикорский и др. Проблемам нравственного и эстетического воспитания посвящены труды ША. Амонашвили, В.В. Зеньковского, Д.Б. Кабалевского, Б,М. Йеменского, В.А Сухомлинского, К.Д Ушинского. В ра­ботах вышеназванных авторов главным оказывается понимание нравственно­го и эстетического как компонентов целостной системы, формы которой ме­няются в процессе исторического развития.

Одновременно становится все более очевидным противоречие между назревшей в практике необходимостью формирования нравственно-эстетических представлений детей и недостаточной разработанностью науч­ных и программно-методических основ их развития. С учетом этого был сде­лан выбор темы исследования, посвященного изучению эстетического развития ребенка в системе дополнительного образования.

Цель исследования - Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства.

Объектом исследования является нравственно-эстетическое воспита­ние учащихся начальной школы.

Предметом исследования выступает процесс развития нравственно-эстетических представлений младших школьников посредством народного искусства.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследова­ния поставлены следующие задачи:

- рассмотреть эстетическую культуру как компонент общечеловеческой и национальной культуры;

- раскрыть задачи эстетического воспитания;

- определить эстетическое воспитание как процесс развития способности воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное в природе труде общественной жизни;

- исследовать источники воспитания эстетической культуры;

- проанализировать деятельность как основной источник эстетического воспитания.

Методология исследования предполагает системный подход, комплексный анализ, логический подход.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников

1.1. Эстетическая культура как компонент общечеловеческой и национальной культуры

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры.

Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы «, то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.

Эстетическая культура является проявлением, конкретизацией культуры вообще. Культура понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизне­деятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности.

Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных вненеземных цивилизаций.

Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности. Культура - это «вторая природа».

Она создана людьми, указывает на принципиально иные законы и факторы функционирования общества (как общепланетарного, так и конкретных народов, государств), в отличие от естественной (первой) природы. Важно подчеркнуть, что вторая природа как культура включает не только материально-физические, но и духовные (идеальные) элементы. Данное положение также отличает культуру от естественной природы. В культуре проявляется духовно-субъективные способности и свойства людей.

Эстетическая культура субъектов общества (включая и отдельную личность) выступает элементом духовной культуры.

Духовная культура общества включает:

- воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

- народную художественную культуру;

- искусство как профессиональный вид художественного творчества;

- эстетическую культуру;

- культуру научной жизни;

- культуру образования;

- культуру воспитания;

- культуру свободы совести;

- культуру нравственно-духовной жизни;

- информационную культуру.

Эстетическая культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в эстетической культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости эстетического сознания и мировоззрения, эстетического вкуса, полноту и последовательность их проявления в поведении, общении и деятельности личности.

Иначе говоря, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

Структуру эстетической культуры личности составляют:

а) развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);

б) развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);

в) степень совершенства эстетического вкуса;

г) последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

По содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.

Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Таким образом, очевидна важность целенаправленного эстетического воспитания и формирования в школьниках эстетического восприятия.

1.2. История эстетического воспитания школьников в России

На протяжении веков в России существовал вид искусства, в котором отечественная элита достигла небывалых высот. Называлось оно выражением верноподданнических чувств. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на челобитные даже самых высокопоставленных вельмож Руси времен царствования Рюриковичей и первых Романовых. Одним из способов наглядной демонстрации беспредельной преданности государю было и украшение домов его изображением.

Правда, из-за дороговизны живописных полотен позволить его себе могли только самые состоятельные представители дворянства и купечества. Однако с развитием в петровские времена печатного дела и граверного мастерства круг лиц и присутственных мест, имевших возможность приобрести изображение царствующей особы, значительно расширился.

В учрежденной при Академии наук Гравировальной палате изготовлялись портреты императоров, императриц и их родственников, пробные отпечатки с которых отправлялись в Правительствующий сенат. И если не требовалось исправлений, портреты печатались в сотнях экземпляров и продавались в Академической книжной лавке.

Так, 18 июля 1740 года советник Академии наук И. Д. Шумахер доложил Сенату:

«Портреты блаженныя и вечнодостойныя памяти их И. В. Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, Государя Императора Петра Второго и ныне благополучно самодержавствующия Государыни Императрицы Анны Иоанновны… нагрыдорованы и напечатаны».

И спрашивал: «Коликое число повелено будет оных портретов печатать?»

Из записей Шумахера того же года узнаем, что бухгалтеру и заведующему Книжной палатой Прейсеру было приказано, чтобы он «напечатанный Ея И. В. портрет в продажу употреблял ценою по два рубля». (Мастер переплетной палаты получал тогда 60 руб. в год, а его ученики — по 16 руб.)

После восшествия на престол Елизаветы Петровны в Художественном департаменте Академии наук с каждым годом прибавлялось работы. Избавление России от немецкого ига, которое изнуряло страну в правления Анны Иоанновны и регентши Анны Леопольдовны, вызвало широкое распространение моды на портреты самодержицы. А императрица желала, чтобы подданные знали ее в лицо.

К 25 ноября 1742 года для празднования первой годовщины восшествия Елизаветы Петровны на престол возводились триумфальные ворота, главным украшением которых должны были быть портреты «дщери славного Петра».

4 ноября 1742 года из Комиссии строения триумфальных ворот в Академию наук пришла «промемория»:

«Сего ноября 3-го дня господин генерал-лейтенант и кавалер де Генин комиссии предложением своим представил: понеже де речь носится, что маляры, которые для малевания портретов от академии приняты, весьма худою работою делают и токмо портят, и время напрасно проходит, а портреты несходны, и из протчих де картин по тому ж нечистою работою намалеваны, а деньги де за те портреты и картины в выдачу определены немалые».

И генерал-лейтенант просил Академию наук, «чтоб она за теми малярами имела крепкое смотрение, дабы означенные портреты Ее И. В. сходны и протчие картины хорошею работою сделаны были, а при приеме б оные чрез искусных маляров свидетельствовала: будет ли стоить их худая работа той цены, что обещано им в выдачу произвесть, или что они за то оценят, дабы деньги напрасно не истратить и Ее И. В. портреты как надлежит добрым мастерством и сходно сделаны были».

Наблюдение за работами было поручено мастеру Гриммелю. А чтобы изображения императрицы «сходны» были, у графа Н. Ф. Головина напрокат был взят портрет Елизаветы Петровны. 5 ноября в журнал Академии наук занесено:

«Присланный сего ноября 4-го дня Ея И. В. портрет от его высокографского сиятельства господина адмирала, сенатора и кавалера, графа Николая Федоровича Головина, для написания по оному портретов Ея И. В. к триумфальным воротам самым лутчим мастерством, отдать ему, Гриммелю, и притом ему объявить, чтоб он оный Ея И. В. портрет содержал в наиприлежнейшем хранении у себя; а по окончании всей живописной триумфальным воротам работы, оный Ея И. В. портрет принесть ему, Гриммелю, обратно в академию наук, во всякой целости».

Популярность Елизаветы I росла, а вместе с ней рос и неудовлетворенный спрос на ее изображения. И в 1742 году в продаже появились ее портреты, «пребезобразно и прегрубо награвированные». Один из таких шедевров народного творчества купил в картинной лавке в Москве и преподнес императрице Якоб Штелин, приглашенный в Россию в 1735 году Анной Иоанновной для «аллегорических изобретений для фейерверков, иллюминаций и медалей». Некоторое время спустя были обнаружены и столь же уродливые портреты племянника императрицы — великого князя Петра Федоровича, назначенного Елизаветой I наследником престола.

По приказу императрицы начались поиски листов и досок, «которыми те листы печатаются». Наконец генерал-прокурор Сената князь Н. Ю. Трубецкой доложил:

«Показанных листов в Москве в разных местах собрано, а именно: в Спасских воротах Печатного двора у батырщика Феодора Елизарова 22, Архангельского собора у дьячка Андрея 22-ж, за Спасскими вороты Новгородского подворья, у ворот Барашской слободы купца Никифоровской жены Ивановской, у вдовы Прасковьи Васильевой 29, итого 73, в том числе Ея Императорского Величества 50, Его Императорского Высочества 23, да большой Таможни у сторожа Конона Тимофеева досок медных 2, таковых же листов больших и малых 18, которые при том объявлены».

Одновременно вспомнили, что проблема эта не нова и двумя десятилетиями ранее, в 1723 году, с ней столкнулся Петр I, который издал указ «О писании портретов Императорской фамилии людям искусным в живописи», в котором говорилось:

«Продаваемые в Москве по разным местам и обретающиеся по домам живописные Его Императорского Величества и Благоверные Государыни Императрицы персоны, которые неискусно невеждами писаны, усмотря прилежно Супер-Интенданту Зарудневу, собрать в Синод, и впредь так неискусно невеждам писать и никому продавать и в домах иметь отнюдь не велеть, и о том учинить жестокое запрещение, а велеть такие персоны искусно писать свидетельствованным в добром мастерстве живописцам, со всякою опасностию и с прилежным тщанием, сего над ними оному Зарудневу и надзирать».

Однако указ этот к 1744 году забылся и не исполнялся. Был сделан запрос в Святейший синод, и выяснилось, что «тогда ему Зарудневу в Синоде указ объявлен, и к тому делу был определен; а потом он Заруднев умре… по смерти того Заруднева к тому смотрению другого никого поныне не определено».

Поэтому 6 апреля 1744 года был обнародован указ императрицы «О запрещении живописцам писать неискусным мастерством портреты Высочайшей фамилии», в котором приказывалось «всякого чина людям таковых неискусным мастерством портретов не печатать и не писать же».

В Москве главному магистрату предписывалось немедленно выбрать совершенно искусного живописного мастера «для смотрения над живописцами», а в Петербурге это поручили художнику И. Я. Вишнякову.

Эталоном своего изображения Елизавета Петровна объявила портрет, выгравированный И. А. Соколовым — главным мастером «грыдоровального департамента» с 1745 года.

4 января 1746 года канцелярия Академии наук приказала:

«Портретов, в фигурной палате сделанных шварц-кунстом на грыдорованных медных досках, напечатать каждого по сту экземпляров, а именно: Ея И. В., всемилостивейшей Государыни Императрицы Елисаветы Петровны и Его Имп. Высочества Государя Великого Князя Петра Феодоровича — в меру большого александрийского листа; Их Императорской Фамилии в меру александрийского полулиста».

Гравюры отдали для продажи в книжную палату. Кроме того, требовались портреты для раздачи при Императорском дворе.

К празднованию дня восшествия на престол — 25 ноября — напечатали 408 портретов Елизаветы Петровны. Лучшие экземпляры были оправлены в серебряные рамы и преподнесены братом фаворита царицы графом К. Г. Разумовским: один — императрице и 42 — для украшения царских дворцов и правительственных учреждений.

Один портрет отправили в Правительствующий сенат и один — в Святейший синод, «при доношениях, которыми просить, дабы указами Правительствующего Сената и Святейшего Синода в надлежащие места повелено было, дабы наподобие оного Высочайшего портрета худым мастерством и неистовою работою высоких портретов Ея И. В. нигде не делали».

Оставшиеся листы было приказано «принять в книжную лавку бухгалтеру Прейсеру и записать в приход по одному рублю за каждый лист, по чему их продавать».

Но в январе 1747 года в Академии наук решили, из 342 листов первые 200 «отобрав в особое место, хранить за печатью в книжной лавке канцелярскою и без ведома оных никому не давать, ибо из оных паче чаяния впредь не спросится ли ко двору Ея И. В. или для покупки знатным персонам».

26 мая 1747 года в обеих столицах опубликовали указ в подтверждение прежних:

«Чтобы мастера худым мастерством портретов Ея И. В. отнюдь нигде не делали и не писали, а делали б и писали наподобие опробованного от Ея И. В. портрета, самым добрым мастерством, под опасением жесточайшего истязания. И для того крепкое смотрение иметь: в Москве — определенному мастеру от главного магистрата, в Санкт-Петербурге — живописному мастеру Вешнякову. Чего ради канцелярии академии наук в главный магистрат и к живописному мастеру Вешнякову отослать по одному экземпляру; и у кого поныне портреты Ея И. В. и Их И. Выс. худым мастерством находятся, оные все отобрать и объявить в Санкт-Петербурге в Сенате и в Москве в Сенатской конторе. И во исполнение оного Ея И. В. указа определено: в главный магистрат и к живописцу Вешнякову, выбрав лучшей печати портреты, отослать в магистрат при промемории, а мастеру Вешнякову отдать с распискою. Чего ради о выдаче оных двух портретов и о записке в расход бухгалтеру Прейсеру дать ордер, а академическим профессорам послать один печатный указ, а в экспедиции и в прочих мастерских, чтоб никто из академических служителей оных высоких портретов неистового мастерства не имел — объявить с прочетом и подписками, и те подписки подвязать под дело».

Портреты императрицы «неистовой работы» Сенат повелел хранить в Сенатском архиве.

22 июля 1747 года в Санкт-Петербург прибыл из чужих краев грек Николай Папафило. Он привез, как описано в журнале канцелярии Академии наук, «два в Лондоне от славных мастеров на меди грыдорованные портрета: один Е. И. В. блаженныя и вечно достойныя памяти государя императора Петра Великого, а другой Ея И. В., всемилостивейшей Государыни Елисавет Петровны». Папафило предложил Академии наук купить оба портрета. Придворный живописец Валериани высказал мнение, что «портреты весьма высокой работы и восьмисот рублев награждения весьма достойны». В свою очередь, академические мастера заявили, что каждой из досок можно напечатать до тысячи листов высоких портретов. А на заседании в канцелярии Академии наук в присутствии ее президента графа К. Г. Разумовского постановили:

«Две доски, для особливого мастерства и высокой работы и для копирования с сих досок академическими мастерами, у означенного грека Папафило купить и, по договору с ним письменному, заплатить ему, по первом вступлении денег, шестьсот рублев от расходу, с распискою. И о том к расходчику Иванову послать указ, а доски, запечатав, хранить в академическом архиве и без указу никуды не давать; о чем, кому надлежит, приказать, а ему, Папафило, для ведома дать с сего копию».

9 октября 1747 года Папафило получил причитающееся, а в 1749 году Елизавета Петровна обнаружила, что с его досок не сделано ни одного оттиска. И 24 августа вышел указ:

«Велено купленными в 747 году у грека Папафила грыдорованной работы двумя медными досками, из которых на одной вырезан портрет государя императора Петра Великого с Минервою, а на другой портрет же государыни императрицы Елисавет Петровны в овале и на облаках, коими и поныне ни одного портрета не напечатано, для продажи как в Москве, так и в Петербурхе, объявленных высоких портретов каждого напечатать на первый случай по четыреста экземпляров. Из оных прислать в московскую книжную лавку по двести, а другие здесь оставить, и как все продадутся, тогда по усмотрению здешней канцелярии и еще потребное число напечатать».

В том же году была напечатана тысяча портретов великой княгини Екатерины Алексеевны, супруги великого князя Петра Федоровича. Оттиски продавались в книжных лавках в Москве и Петербурге. Правда, в начале 1750 года в портретах были обнаружены некоторые «неисправности в сходстве», и комиссару Зубкову в петербургскую лавку и комиссару Иванову в московскую лавку полетели указы: немедленно отправить все непроданные экземпляры в Академию наук. Было строго приказано «ни одного портрета оным комиссарам у себя не оставлять и в продажу не употреблять».

Строгий контроль за написанием портретов царской фамилии привел к их дефициту. В августе 1750 года обнаружилось, что в продаже нет живописных изображений Елизаветы Петровны.

«Понеже будущего сентября 6 числа сего 1750 году,— занесено в протокол канцелярии Академии наук,— для дня тезоименитства Ея И. В. имеет быть при академии публичная ассамблея, а в конференц-зале, в коей оная ассамблея будет, надлежит быть Ея И. В. Всемилостивейшей Государыни большому портрету, которого в покупке нигде не сыскалось, как только синодального ведомства у живописца Мины Клокольникова, за который он требует ста рублев, да за дело большой ко оному портрету рамы, за столярную и резную работы, осьмнадцати рублев, за золочение его золотом и за работу сорока трех рублев, итого ста шестидесяти одного рубля,— того ради по указу Ея И. В. канцелярия академии наук приказали: оный портрет Ея И. В. с рамами у него, Колокольникова, за показанную цену в академию взять и деньги сто шестьдесят один рубль ему, Колокольникову, выдать».

После основания Академии художеств в 1757 году все заботы о создании и распространении царских портретов перешли к ней.

При Екатерине II регулярно писались ее портреты и заказывались копии с них. Эталоном своего изображения императрица объявила работу Ф. С. Рокотова 1763 года и приказала копиистам писать ее лицо с рокотовского оригинала.

Огромное количество заказов на портреты членов императорской фамилии для присутственных мест стала получать Академия художеств после восшествия на престол Павла I. О непредсказуемости нрава нового самодержца и накладываемых им сгоряча суровых наказаниях скоро стало известно повсеместно, и чиновники сочли, что такое проявление верноподданнических чувств сможет в случае неожиданного визита императора умилостивить его.

8 сентября 1797 года Павел I поручил живописцам Академии художеств написать для Департамента уделов свой портрет во весь рост и портреты всей императорской фамилии «в уборе и платье». С этих работ делались потом копии для различных учреждений, неплохо кормившие учеников Академии.

Так, в 1799 году вятский гражданский губернатор статский советник С. Б. Тютчев обратился с просьбой «о доставлении к нему по одному исправному живописному Императорской фамилии портрету» и просил предварительно уведомить его, «сколько за сии портреты потребно заплатить денег».

Из Академии художеств ответили:

«При Академии имеются грудные живописные портреты Государя Императора, Государыни Императрицы, Государя Наследника и Великого Князя Александра Павловича, Государя Великого Князя Константина Павловича и Великих Княжен Александры Павловны и Елены Павловны и могут с них списаны быть копии, ценою за каждый портрет по сту пятидесяти рублей, то благоволено б было следующие за их деньги прислать, которые портреты по скопировании доставлены будут, а что касается до прочей Императорской фамилии, то еще настоящих оригиналов не имеется».

В записях в академическом журнале за 12 марта 1799 года сохранились сведения, сколько денег оставалось копиистам из полученных Академией сумм:

«Присланные из Выборгского губернского правления и Выборгской казенной палаты за два портрета Его Императорского Величества деньги четыреста пятьдесят рублей числить в приходе в настольной книге, из коих щитать в пользу учеников Павла Ремезова и Николая Небарова каждому по семидесяти пяти рублей, за поправку тех портретов выдать академику г. Щукину за каждый по пятидесяти рублей, а достальные двести рублей числить в факторской сумме».

Художник, получивший заказ, зарабатывал в два раза больше:

«Представленные при репорте г. економом Евдокимовым присланные из Вятского приказа общественного призрения за написание портрета Государя Императора деньги сто пятьдесят рублей записать в приход в настольной книге; а как оной портрет препоручен написать г. академику Боровиковскому, то когда от него представлен будет в Академию, выдать ему помянутые деньги сто пятьдесят рублей с роспискою, а с того портрета препоруча в портретном классе ученикам написать копию, переслать в тот приказ общественного призрения».

В Тобольске же власти решили довольствоваться гравюрами.

«По сообщению Тобольского губернского правления о доставлении туда гравированных портретов Императорской фамилии шестнадцати экземпляров,— занесено в журнал Академии 22 августа 1799 года,— сообщить, что Императорская Академия Художеств всей Императорской фамилии не имеет, а имеет один портрет Государя Императора, которому цена, если угодно будет прислать, за каждый по пяти рублей, то сколько надобно, Академия доставит; если же нужны живописные портреты Императорской фамилии, то копированные учениками грудные стоить будут каждый по тридцати рублей».

Но были ситуации, когда надеяться на заказы с мест — недавно завоеванных — не приходилось, и тогда император отсылал свои портреты в подарок. После присоединения Финляндии к России в 1809 году барон Г.-М. Армфельт, советник Александра I по финляндским вопросам, сообщил Академии художеств, что «Государю Императору благоугодно было всемилостивейше пожаловать Гофгерихтам в Або и Вазе и г-ну финляндскому генерал-губернатору высочайший свой портрет с подлинника, находящегося ныне в Эрмитаже». В январе 1812 года академику Р. М. Волкову было поручено снять три копии с высочайшего портрета, им же написанного, дав ему в помощь «троих учеников 4-го возраста из живописных классов».

За портрет Александр I заплатил художнику 7000 рублей, «поелику написанный им портрет сходнее прочих». А получив поручение скопировать его, Р. М. Волков решил, что наделен «всемилостивейшею привилегией производить во все присутственные места с оного подлинника копии», и написал в Академию художеств, что просит передать «г. Министру Народного Просвещения для донесения Его Императорскому Величеству, что он, Волков, счастливым себя почтет, если Его Величеству благоугодно будет пожаловать ему по прилагаемому соображению за каждую из тех копий по 2500 руб.».

11 апреля 1812 года Академия получила ответ министра народного просвещения действительного тайного советника графа А. К. Разумовского:

«Вследствие представленного требования академика Волкова за копии с написанного им портрета Государя Императора, извещая, что на отношение Его Сиятельства о сем к г. обер-гофмаршалу графу Николаю Александровичу Толстому получил в ответ, что привилегии Волкову писать одному портреты никогда дано не было; но что Его Величество изволит отозваться, поелику написанный им портрет сходнее прочих, то присутственные места, коим потребны будут портреты Его Величества, заказывали бы оные у него, договорясь прежде с ним в цене».

Волкову объявили, «чтоб он себе не присваивал привилегии, которой не имеет, а писал бы портреты для присутственных мест… по условленной цене, которой назначение зависеть будет от соглашения с ним заказывающих оные мест и лиц».

Но слухи о «привилегии Волкову» еще долго жили в обеих столицах. В 1817 году, когда в очередной раз возник вопрос о написании императорских портретов для присутственных мест, министр внутренних дел тайный советник О. П. Козодавлев сообщил, что «он совершенно знает, что академику Волкову никогда не дано было исключительного права писать одному для присутственных мест портреты Его Величества». И разрешил ассигновать художнику Л. С. Миропольскому «1000 руб. из кабинета Его Величества за портрет Государя Императора, изготовленный им для Грузино-Имеретинской Синодальной конторы».

Портреты государей украшали стены не только присутственных мест, но и кадетских корпусов и других учебных заведений. Правда, в Демидовском лицее в Ярославле висел портрет Николая I, написанный придворным художником Дж. Доу, а для Козьмодемьянского городского училища в 1857 году портрет Александра II писал учитель 2-й Казанской гимназии Иванов — за 15 руб.

Создание портретов государей всегда было верным хлебом для художников. Так, последней работой В. Г. Перова был портрет Александра III, заказанный ему Владимирским земством в 1881 году. Делая его по фотографии, совестливый художник добился через президента Академии художеств возможности увидеть императора лично — Перову разрешили присутствовать на литургии во дворце в Петергофе, и Александр III удостоил его беседой. После этого художник быстро поправил «неодушевленный» портрет.

А для широкого потребителя выпускались гравюры и литографии. Правда, некоторые из них порой были так далеки от тех, кого изображали, что изготовителям приходилось в рекламных объявлениях уверять, что предлагаемый портрет государя «для комнатного украшения новый, весьма похожий и превосходно раскрашенный».

Требовалось таких портретов очень много, так как с 1877 года, после ревизии Московских судебных учреждений, состоялся указ Сената, которым предписывалось всем мировым судьям иметь «несгораемые сундуки, печати, вывески, портреты Государя Императора и приличную обстановку, подобающую судебному месту».

В 1880-е годы, после убийства Александра II, возник большой спрос на миниатюрные портреты царя-освободителя, с реформами которого было связано так много надежд на улучшение жизни в России. Н. С. Лесков вспоминал:

«После трагической и великоскорбной кончины усопшего Государя, при котором прошли теплые, весенние дни людей нашей поры, многие из нас, по довольно распространенному в человеческом обществе обычаю, желали иметь о дорогом покойнике какие кто мог вещественные "памятники". Для этого разными чтителями покойного государя избирались разнообразные вещи, впрочем преимущественно такие, которые бы можно было иметь всегда при себе.

Одни приобретали миниатюрные портреты покойного Государя и вделывали их в свои бумажники или часовые медальоны; другие вырезывали на заветных вещах день его рождения и день его кончины…»

Но первым из царей, чье лицо знал «весь народ», был Александр III, так как во время его коронования в мае 1883 года на праздничный обед в Москву было приглашено около 600 волостных старшин, а после обеда по повелению его величества губернские предводители раздали им кабинетные поясные портреты государя императора работы придворного фотографа С. Л. Левицкого, которые старшины развезли по городам и весям необъятной России.

Но по-настоящему массовым стало производство портретов Николая II и членов его семьи. А благодаря огромным для того времени тиражам цена на них упала настолько, что изображения высочайшей фамилии были доступны даже самым низам общества.

А свергнувшие царский строй большевики в части распространения портретов вождей так и не смогли отречься от старого мира. И стены в каждом учреждении, да и во многих домах, как и в дореволюционные времена, украшали портреты вождей. Причем, как повелось с елизаветинских времен, за схожестью и величественностью изображений следили особые чиновники. Так что искусство выражения верноподданнических чувств никогда не теряло достигнутых в прошлые века высот.

Глава 2. Эстетическое воспитание как деятельность

2.1. Источники воспитания эстетической культуры в народном искусстве

В современном российском обществе наблюдается интенсивный рост интереса народов к своему историческому и культурному наследию. Эта тенденция не могла не коснуться и общеобразовательной школы, где заметно оживилась краеведческая работа: дети посещают кружки, факультативные и элективные занятия, на которых изучаются традиции национальной народной культуры; на базе школ функционируют клубы исторических реконструкций и фольклорные ансамбли. Преподаватели различных школьных дисциплин всё более пристальное внимание уделяют разумному сочетанию теоретических основ классического гуманитарного образования и, так называемого, регионального компонента. Содержание образования по предмету «Изобразительное искусство» также дополняется творчески работающими педагогами региональным эстетическим багажом. Наблюдения показывают, что подобная работа успешнее проводится именно там, в тех городах, посёлках, сёлах, где исторически сложился культурно-эстетический опыт, связанный с существованием в данной местности какого-либо народного промысла. Эффективность работы в таком случае зависит как от грамотного применения преподавателем традиционных и новых педагогических технологий, так и, в значительной степени, от умелого использования им присущего почти каждому учащемуся опыта общения с произведениями народного промысла родного края и связанного с этим багажа художественно-эстетических представлений.

Город Скопин Рязанской области — колыбель всемирно известного народного гончарного промысла. Возникновение промысла связано с большим количеством светложгущихся глин, залегающих в окрестностях города. История промысла до конца не изучена. В ней больше полулегенд, чем достоверных сведений. Изделий скопинской керамики старше последней трети XIX — начала XX века не сохранилось. Одни исследователи считают, что промысел окончательно сформировался в последней трети XIX века, другие годом рождения скопинского гончарного промысла называют 1640. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара — Демка Киреев сын Берников. Многие исследователи уверены, что возникновение промысла могло произойти только на основе гончарного ремесла, процветавшего здесь раньше. Найденные местным краеведом В. Н. Егоровым фрагменты рогожной керамики позволяют ему предполагать, что на скопинской земле изделия из глины появились не менее 2-х тысячелетий тому назад. Однако славу промыслу принесли изделия декоративной скульптурной керамики, которую скопинские мастера начали изготовлять примерно в середине XIX века. Это были фигурные сосуды в виде баранов, львов, птиц. Соперничая друг с другом в мастерстве и фантазии, скопинские гончары достигли высочайшего художественного уровня своих изделий. Небольшой экскурс в историю промысла поможет читателю понять, насколько уникальным местом с точки зрения преподавателя дисциплины эстетического цикла является для меня наш небольшой городок; почему в учебный материал, составляющий содержание предмета «Изобразительное искусство», уроки на тему «Скопинская керамика» включаются мною неоднократно. Дети, родившиеся и живущие в месте, где есть жемчужина, подобная скопинскому гончарному промыслу, не могут не впитать в себя понятие красоты, связанное с образами изделий народных мастеров. Эти образы на протяжении жизни сопровождают скопинца повсюду. Почти в каждом доме, в каждой квартире есть какие-то предметы-изделия скопинских мастеров, украшающие интерьеры наших жилищ и знакомые нынешним ученикам с раннего детства. С работами мастеров школьники могут встретиться в ходе экскурсий на предприятие ЗАО «Скопинская художественная керамика» и в краеведческий музей или музей гончарства. В дни Международных фестивалей гончаров, проходивших в Скопине, самые высокие образцы народного искусства можно было увидеть на многочисленных выставках и просто на улицах города, где разворачивались ярмарки гончарных изделий. Ценность уроков изобразительного искусства заключается, прежде всего, в наличии организованной учителем художественно-творческой деятельности детей. Именно через практическую работу, приобщаясь к миру творцов, созидающих красоту, учащиеся начинают ощущать свойства гармонии.

При изучении темы «Скопинская керамика», в ходе ее теоретической части необходимо организовать не только интересную беседу с учащимися, но обязательное созерцание, разглядывание ими произведений скопинских гончаров. Весьма позитивную реакцию вызывает у детей показ на уроке не только фотографий (на плакатах и слайдах), но прежде всего реальных предметов: подсвечников, фигурных сосудов, свистулек. Ученики сразу узнают стиль предметов, подобный стилю не раз встречавшихся им раньше изделий местного народного промысла. Школьники радуются встрече с ними как со старыми друзьями, активно идут на контакт с учителем, рассказывая о том, где и когда уже видели подобные изделия. Как правило, на таких уроках выясняется, что в классе есть ребята, чьи родственники имеют самое непосредственное отношение к промыслу. Им есть о чём рассказать одноклассникам. Порой на следующее занятие учащиеся приносят из дома поделки народных мастеров, с гордостью демонстрируя их сверстникам. Дети начинают сравнивать формы, цветовой строй и декор изделий, находящихся в классе, с теми, что есть у них дома. В беседе выявляются характерные качества произведений гончарного искусства скопинских мастеров.

Мы начинаем проводить уроки на тему «Скопинская керамика» в IV классе. Они входят в блок уроков «Народные промыслы России», который несколькими подблоками представлен в каждом классе начальной школы. Изучение скопинской керамики отнесено нами на последний год обучения школьников в начальном звене потому, что выполнение изображений скульптурных посудных изделий является для учеников весьма трудным занятием. Поэтому при рисовании с натуры в качестве предметной постановки выбирается сосуд самой простой формы. Обучение грамотному построению изображения ведётся «под диктовку» учителя, т. е. с выполнением педагогического рисунка мелом на доске. При этом в ходе индивидуальной работы преподавателя с учащимися осуществляется поэтапный контроль качества рисунков детей. Такой вид практической деятельности следует выбирать, если к моменту начала изучения темы наблюдается явное отставание в освоении школьниками методов рисования с натуры. Однако, стремясь повысить творческую активность четвероклассников, в качестве практической работы учитель может предложить им выполнить декоративный рисунок — эскиз сосуда или подсвечника. Чтобы помочь юным художникам справиться с заданием, желательно раздать им шаблоны (так сказать, элементы типового образца) для построения изображения центральной симметричной части предмета. Затем каждый ученик самостоятельно должен выполнить изображения деталей: носика, ручки, декоративных фигурных выступов («налепочков»), лепных скульптурных фигурок животных и фантастических существ. Такая работа сродни творческому варьированию мастера народного художественного промысла, когда внесение изменений и дополнений в композиционное, цветовое, орнаментальное, пластическое или иное художественное решение не приводит к снижению художественного уровня изделия в сравнении с его типовым образцом. Опыт общения с детьми позволяет мне сделать вывод о том, что фольклорный характер скопинской керамики оказывается чрезвычайно созвучным детским формам самовыражения в рисунке. Следующая часть задания может состоять из заливки рисунка ровным тоном (например, чёрным) для получения силуэтного изображения или из заливки изображения жёлтой, зеленой и коричневой красками с последующей проработкой кистью простейших орнаментов декора.

Работы учащихся при всем их разнообразии, как правило, бывают выдержаны в стиле промысла. Многолетняя педагогическая практика показывает, что среда народной культуры — идеальная среда для формирования художественного вкуса ребенка.

2.2. Деятельность как основной источник эстетического воспитания

В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. Однако несбалансированность школьной программы и распределения школьного времени по дисциплинам приводит к вывод о необходимости внедрения дополнительного образования в области литературы, музыки и изобразительного искусства.

В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.

В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности.

Дополнительные занятия по литературе включают в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности.

Музыка как интегративный органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

Изобразительное искусство объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание дополнительного школьного учебного предмета по искусству.

Основным и главным элементом литературы как дополнительного учебного предмета является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.

«Художественная литература — органическая часть искусства как формы общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к действительности» (17; 100). Она связана со всеми видами искусства, составляет основу многих из них, дала жизнь таким искусствам, как театр и кино, ее широко использует изобразительное искусство и хореография. Процесс восприятия и постижения подлинного литературного произведения доставляет читателю эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности, формирование ее потребностей, мотивов поведения, способствует развитию ее мыслительных процессов, расширяет кругозор человека, углубляет его познания.

Литература обеспечивает и собственно литературное развитие. Оно означает хорошее знание основных художественных произведений, умение применять законы общественной жизни к анализу литературных явлений. Это умение особенно потребуется школьнику в жизни, когда возникнет необходимость самостоятельно дать оценку любому художественному произведению, защитить свою позицию, убедить других в своей правоте. Школа развивает подлинный художественный вкус, учит глубокому анализу произведений искусства с позиций эстетики.

Велика роль литературы в использовании свободного времени школьников. Чем бы они ни увлекались, интерес к литературе для большинства остается постоянным. Чтение не только обогащает духовную жизнь. Оно создает ничем не заменимую разрядку. Психика человека испытывает немалые перегрузки. Литература вводит его в новый мир. Он переживает эмоциональное напряжение, отличное от обычного жизненного, и отдыхает, наслаждаясь игрой творческого воображения.

Другой важнейший дополнительный предмет художественного цикла — «Музыка». Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность этого предмета: «Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества» (7). Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В содержание понятия «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Другой известный педагог Ю.Б. Алиев пишет: «Занятия музыкой дают осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки» (17; 154).

Ведущей задачей при дополнительном изучении музыки, отмечают многие авторы, - является формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку (7; 11).

Другие авторы отмечают, что ведущее значение должно придаваться хоровому исполнению, так как «…имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство» (17; 114). Очевидно, что на уроке нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех элементов музыкального воспитания.

Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Наконец, третий учебный предмет художественного цикла дополнительного образования — «Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. «Произведения изо, декоративного искусства, архитектуры зримы, вещны, они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе, в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки, интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических потребностей» (28; 146).

В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.

Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником.

Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности (9).

Таким образом, главная цель изобразительного искусства в дополнительном школьном образовании – духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.

Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр.

Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. «Своеобразие эстетического воздействия театра, - отмечает А.И. Буров, - обусловлено коллективным характером восприятия» (28; 225). Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем несходная между собой, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом» (5; 113).

Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает мощным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и ребенка, развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически.

Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания.

Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

В школьную программу добавят театр — посещение спектаклей станет обязательным для учеников, заявила в интервью «Коммерсантъ FM» министр просвещения Ольга Васильева. Власти разработают для школ «культурные нормативы» по аналогии со спортивными. Школьникам придется посетить определенное количество выставок, экскурсий и театральных постановок во время своего обучения. Впечатления от увиденного они будут записывать в специальные дневники.

Прочитать «Горе от ума» и закрепить знания в театре: драма все-таки лучше воспринимается со сцены. Система, которую предлагают власти, — возврат к временам, когда школы были тесно связаны с театрами юного зрителя, власти это не скрывают. Постоянные культурные мероприятия пойдут школьникам на пользу. Региональный, допустим, областной детский театр, дети должны бы посещать, дети должны привыкать и к атмосфере, к кулисам, если хотите. Это нормально, это должно быть. Я не думаю, что кто-то из родителей или из учителей не примет это. Конечно, будут проблемы поначалу — как перевозить, куда перевозить, как маршруты выстраивать, но, вы знаете, все это было всегда. Надо использовать все возможности в регионе для того, чтобы мы могли осуществлять достижение той самой цели.

Походы на спектакли всем классом действительно помнят многие, например, художественный руководитель Нижнетагильского театра драмы Игорь Булыгин. Он такие мероприятия терпеть не мог, но это не помешало ему стать худруком. При этом для театра группы школьников в зале не всегда комфортны, отмечает господин Булыгин: «Мы недавно отказались от системы коллективных посещений, потому что зачастую это превращалось в шум и гам, особенно если это касалось старших школьников. К примеру, на спектакле "Ромео и Джульетта" у детей такое средство защиты было то ли от сентиментальности, то ли от происходящего на сцене, что они старались, наоборот, ерничать, шуметь, мешать остальным зрителям».

При этом что-то похожее власти сделали в физкультуре, вернув нормативы ГТО. Сейчас значки дают дополнительные баллы при поступлении в вуз. «Теперь дело за культурными нормативами», — заявил министр культуры Владимир Мединский. Правда, введут ли бонусы для любителей театра, он не пояснил.

В любом случае, школьникам спектакли пойдут на пользу. Только если это обойдется без сочинений, по аналогии с дневниками чтения, считает учитель истории Леонид Кацва: «Сейчас от ребенка требуют, чтобы он вел дневники, вот это точно безумие. Никакая принудиловка не заставляет ребенка читать, а, наоборот, отвращает его от этого.

А водить детей в театр, иногда даже настаивая на этом, если, конечно, есть такая финансовая возможность, допустимо».

Но, помимо театра, школьников отправят в музеи, в первую очередь региональные, и в кино. Кто и как будет выбирать фильмы, непонятно. Но, по словам Владимира Мединского, ученикам придется смотреть несколько хороших фильмов в год, «желательно отечественных». Вероятно, тех самых, для которых Минкульт сдвигает премьеры иностранных картин. Так что, рекордные показатели картин вроде «Викинга», «Движения вверх» и «Т-34» могут вырасти еще больше.

Но путь в мир искусства у каждого свой, и культурные нормативы могут стать лишь головной болью для школьников и учителей, уверен директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов: «Для кого-то важно ходить в математические кружки и строить вокруг этого карьеру, а кто-то активно занимается рисованием, и при этом посещает галереи, музеи. Мне кажется, что тут вопрос как раз в том, что культура для каждого — это индивидуальное понятие, и зачем подменять его какими-то государственными обязательствами, нормативами, а еще и дневник создавать, непонятно. Зачем создавать дополнительный дискомфорт и учителям, и проверяющим?».

Сколько спектаклей и выставок придется посетить школьникам, и будут ли за это давать значки трех степеней, еще неизвестно. Власти пока не установили культурные нормативы. Но как бы устрашающе ни звучал этот термин, любую обязательную экскурсию можно превратить в приключение, если провести ее вместо уроков.

Тем школьникам в регионах, которым тяжело добраться до театров, власти предложат видеозаписи спектаклей. Подобная программа действует в Пензенской области, где ученики ведут «культурные дневники».

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция РФ. Официальный текст. – М.: Норма, 2016.
  2. Обращение Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2016 г. // Российская газета. – 2016. – 11 мая. С, 7.
  3. Федеральный Закон «Об образовании». Официальный текст. – М.: Норма, 2015.
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2018 - 2015 годы» // Российская газета. - 2018. - № 11.
  5. Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2018-2015 годы» // Вестник образования. – 2012. - № 23.
  6. Алешкина С. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: Педагогика, 2014.
  7. Барашков В.Ф., Дубман Э.Л. Кавминводская топонимика. – Ставрополь: Ставрополь, 2017.
  8. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с дошкольниками. – М.: Просвещение, 1985.
  9. Ботович Л.И. Общая характеристика детей дошкольного возраста. Проблемы формирования личности. Избранные труды. / Под редакцией Д.И. Эльконина. – Воронеж, 2015.
  10. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М.: Просвещение, 2017.
  11. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова/. – М.: Просвещение, 2018.
  12. Выготский Л.С. Анализ поведения как метод исследования личности школьника // Вопросы психологии.- 2019,-№2.
  13. Гранкин А.Ю. Мораль и нравственность современного педагога. – Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2014.
  14. Гранкин А.Ю. Проблема морального выбора личности / Сборник материалов научно-практической конференции. – Пятигорск: ПФ СКАГС, 2014.
  15. Гранкин А.Ю. Основы семейной педагогики. Программа учебного курса для бакалавров образования. / Под ред. В.В. Макаева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2012.
  16. Дитрих Ф. Почемучка. - М.: Просвещение, 2014.
  17. Исследование социально-экономических характеристик семей, воспитывающих дошкольников // Социс. – 2015. - №8
  18. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Теис, 2013.
  19. Князева О.Л. Как жили люди на Руси. - СПб.: Теис, 2014.

Лихачев Д.С. Избранные произведения. – М.: Педагогические науки, 2019.

  1. Латынина Ю. Новые аспекты воспитания наших детей // Новая газета. – 2016. - № 12. –С. 14.
  2. Ланкова Н.М. Ручейки времени. – Минеральные Воды: Кавказская здравница, 2012.
  3. Латышина И. Краеведение. - Пятигорск: ПГЛУ, 2013.
  4. Мягков В.Г. Музееведение. Ребенок в музее. - М.: Педагогические науки,2012.
  5. Максименко Н. З. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей // Начальная школа. – 2018. - № 7.
  6. Материалы Всероссийской Научно-практической конференции «Фестиваль дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2015
  7. Материалы Всероссийской Научно-практической конференции «Фестиваль дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2014.
  8. Макаренко А.С.. Коллектив и воспитание личности / Под редакцией В.В.Кумарина.- М.: Просвещение, 1972.
  9. Нестеров В. Знаешь ли ты свой город. Программа патриотического воспитания дошкольников // Начальная школа. – 2012. - №2.
  10. Никитин А.М. Сделай музей своими руками. - Л., 2017.
  11. Николаев Н.Г., Имкова Е.В. Краеведение. - М., 1961.
  12. Никонова П.Ф. Краеведение.- М., 1984.
  13. Новицкая М.Ю. Наследие. – М.: Просвещение, 2017.
  14. Программа “Мы – жители Ессентуков”. Авторский коллектив ДОУ №3 “Надежда”, г. Ессентуки.
  15. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. – М.: Наука, 2014.
  16. Погодина В.Л. Курс краеведения “Твое Ставрополье”. – Ставрополь, 2015.
  17. Психология. Словарь / Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. Издание 3-е. – М.: Высшее образование, 2015.
  18. Психология этики. / Под ред. В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. Изд.3-е. –М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2015.
  19. П.И. Пидкасистый. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2016.
  20. Радугин А.А. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2012.
  21. Решетников Н.Н. Музейная педагогика как теоретическая проблема // Вопросы педагогики. – 2017. - № 5.
  22. Оханкин Ф.П., Тюрин В.Н. Практикум по краеведению. - М., 1966.

Сухомлинский В.А. Письма. – М.: Педагогические науки, 1979. –С. 56.

  1. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. - М., 1979.
  2. Сергеев И.С., Сергеев В.И. Краеведческая работа в дошкольных учреждениях. - М., 1974.
  3. Шаповалов И.В. Ребенок в музее: психолого-педагогические аспекты работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2017.