Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства (Эстетическая культура как компонент общечеловеческой и национальной культуры)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» (15, 14).

Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. «Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов» (10, 29).

С распространением новой гуманистической парадигмы мышления в обществе, в том числе и в сфере образования, все большее значение придает­ся воспитанию человека нравственного, духовного, с гармоничным, позитив­но направленным мышлением, умеющим самостоятельно определять свое место в системе «природа - общество», принимать решения, ставить цели, выбирать адекватные им средства, прогнозировать результаты своих дейст­вий, устремленного к познанию красоты, творчеству, самосовершенствова­нию. Кроме того, важно понимание тех принципов, условий и механизмов, которые способствуют сознательному процессу становления личности, само­реализации ее во всех сферах жизнедеятельности.

Степень разработанности темы. В результате теоретических и экспериментальных исследований данной проблемы в философской, психологической и педагогической литературе можно выделить два подхода к ее решению. С одной стороны, это исследо­вание взаимосвязи нравственного и эстетического воспитания, их единства, сущности, способов развития нравственно-эстетических представлений. С другой - изучение вопроса об образном мышлении, особенностях его влияния на формирование нравственно-эстетических представлений детей.

Различные аспекты связи нравственного и эстетического широко отра­жены в работах таких ученых, как Л.В. Алехина, В.Ф. Асмус, Ю.Б. Борев, Л.С. Выготский, Н.А. Дмитриева, А.Е. Егоров, А.Ф. Еремин, Л.Д. Завьялов, Э.В. Ильенков, И.С. Кон, Б.Т. Лихачев, А.Ф. Лосев, В.А. Разумный, Г.Л. Смирнов, Б.Ф. Сикорский и др. Проблемам нравственного и эстетического воспитания посвящены труды ША. Амонашвили, В.В. Зеньковского, Д.Б. Кабалевского, Б,М. Йеменского, В.А Сухомлинского, К.Д Ушинского. В ра­ботах вышеназванных авторов главным оказывается понимание нравственно­го и эстетического как компонентов целостной системы, формы которой ме­няются в процессе исторического развития.

Одновременно становится все более очевидным противоречие между назревшей в практике необходимостью формирования нравственно-эстетических представлений детей и недостаточной разработанностью науч­ных и программно-методических основ их развития. С учетом этого был сде­лан выбор темы исследования, посвященного изучению эстетического развития ребенка в системе дополнительного образования.

Цель исследования – изучение эстетического воспитания младших школьников средствами народного искусства.

Объектом исследования является нравственно-эстетическое воспита­ние учащихся начальной школы.

Предметом исследования выступает процесс развития нравственно-эстетических представлений младших школьников посредством народного искусства.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследова­ния поставлены следующие задачи:

- рассмотреть эстетическую культуру как компонент общечеловеческой и национальной культуры;

- раскрыть задачи эстетического воспитания;

- определить эстетическое воспитание как процесс развития способности воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное в природе труде общественной жизни;

- исследовать источники воспитания эстетической культуры;

- проанализировать деятельность как основной источник эстетического воспитания.

Методология исследования предполагает системный подход, комплексный анализ, логический подход.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания школьников

1.1. Эстетическая культура как компонент общечеловеческой и национальной культуры

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры[1].

Эстетическая и художественная культура — важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы «, то есть культуры. Однако их формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.

Эстетическая культура является проявлением, конкретизацией культуры вообще. Культура понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизне­деятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности.

Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных вненеземных цивилизаций.

Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности. Культура - это «вторая природа».

Она создана людьми, указывает на принципиально иные законы и факторы функционирования общества (как общепланетарного, так и конкретных народов, государств), в отличие от естественной (первой) природы. Важно подчеркнуть, что вторая природа как культура включает не только материально-физические, но и духовные (идеальные) элементы. Данное положение также отличает культуру от естественной природы. В культуре проявляется духовно-субъективные способности и свойства людей.

Эстетическая культура субъектов общества (включая и отдельную личность) выступает элементом духовной культуры.

Духовная культура общества включает[2]:

- воспроизводство индивидуального и общественного сознания;

- народную художественную культуру;

- искусство как профессиональный вид художественного творчества;

- эстетическую культуру;

- культуру научной жизни;

- культуру образования;

- культуру воспитания;

- культуру свободы совести;

- культуру нравственно-духовной жизни;

- информационную культуру.

Эстетическая культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в эстетической культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости эстетического сознания и мировоззрения, эстетического вкуса, полноту и последовательность их проявления в поведении, общении и деятельности личности.

Иначе говоря, эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.

По содержанию эстетическая культура личности во многом совпадает с эстетической культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных эстетических ценностей, направленностью.

Художественная культура - это вид культуры общества, состоящий в образно-творческом воспроизведении природы, общества и жизнедеятельности людей средствами народной художественной культуры и профессионального искусства.

Таким образом, очевидна важность целенаправленного эстетического воспитания и формирования в школьниках эстетического восприятия.

1.2. Особенности подходов к эстетическому воспитанию в отечественной педагогике

Правильное устройство народного образования составляло всегда одну из главных забот Русских Государей, твердо, но постепенно стремившихся к его усовершенствованию в соответствии с основными началами русской жизни и потребностями времени. Вопрос образования – одна из «главных забот» государства, его «стойкая опора в будущем», - считал последний русский император Николай Александрович Романов. Над этим вопросом царь трудится сам, возлагая на себя полноту ответственности. На помощь себе Государь призывает родителей и семью – ведь именно они «ближайшим образом» обязаны «пещись о детях». И этот союз царя (государства) и семьи родит «твердую и верную надежду Отечества»[3].

В 1908 году было введено обязательное начальное образование. К 1916 году, грамотных в Империи насчитывалось не менее 85 %. Накануне войны было уже более ста вузов со 150 000 студентов. По общему их количеству Российская Империя занимала 3-е место в мире, разделяя его с Великобританией. Финансирование образования выросло за 20 лет с 25 млн. рублей до 161 млн. рублей. И это без учета земских школ, расходы на которых выросли с 70 млн. в 1894 году до 300 млн. в 1913 году. Всего бюджет народного просвещения вырос на 628%. Число учащихся в средних учебных заведениях выросло с 224 тысяч человек до 700 тысяч человек. Количество студентов за 20 лет удвоилось, количество школьников выросло с 3-х миллионов до 6-ти миллионов человек. К 1913 году в стране действовало 130 тысяч школ. При Государе Николае II в России для обучения грамоте крестьянских детей повсеместно образовывались так называемые напольные школы.

Перед революцией был проведен закон о полной безплатности образования, причем не только обучения, но и жизни учащегося во время обучения. Семинарию оканчивали за казенный счет — в этот казенный счет входило все содержание и питание учащихся[4].

Семья

Основное воспитание осуществлялось в семье. Семьи на Руси, включая и Царскую, были многодетными, что уже исключало обособленность и эгоизм. Старшие дети заботились о младших, воспитывающей была сама среда. Дети общались друг с другом, помогали во всем друг другу. В семье царила любовь.

Дети в народных семьях воспитывались на Евангелии, житиях святых и с самого рождения впитывали дух Православия.

«Сейчас, когда ваши дети ещё маленькие, вы должны им помочь понять, что такое
добро. А это и есть глубочайший смысл жизни», - в беседе с родителями
говорит наш современник старец Паисий Святогорец.

Одной из форм воспитания, которая не устарела до сих пор, было так называемое домашнее чтение, то есть совместное чтение детей и родителей.

Строгость и наказание

«В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость – требуется разумность», - утверждает Святитель Филарет, митрополит Московский.

Император Николай Александрович и Императрица Александра Федоровна не поощряли злых шуток и наказывали за них. Однажды во время обеда на яхте «Штандарт» 5-летняя Анастасия забралась под стол и стала щипать гостей за ноги. Гости в Высочайшем присутствии не смели выразить неудовольствие. А что же родители? Государь, поняв, в чем дело, вытащил ее за волосы, и ей жестоко досталось. Александра Федоровна сумела шаловливость Анастасии превратить в достоинство – веселость.

Личный пример

К.Д. Ушинский призывал уважать личность ребёнка, ни в коем случае не унижать его перед другими детьми, воспитывать достоинство как часть национального характера.

Личность воспитателя обладает такой воспитательной силой, что её неспособны заменить ни учебники, ни наказания с поощрениями[5].

Поскольку все великие князья получали домашнее воспитание, личности воспитателей играли важнейшую роль в формировании мировоззрения будущего государя, становясь им близкими, почти родными людьми. Отбор наставников для великих князей был делом серьезнейшим: допускались исключительно «особы добронравные, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и которые с детьми умели бы обходиться приятно и ласково».

Милосердие, благотворительность

Благотворительность в Царской России была очень распространена и являлась потребностью для представителей высшего общества. Примером и образцом этого благого дела служила семья Государя Николая II.

Когда старшей дочери Ольге Николаевне исполнилось 20 лет, она получила право распоряжаться частью своих денег. Тогда она попросила, чтобы деньги пошли на лечение ребенка-инвалида, которого она часто видела на улице ковылявшим на костылях. Его бедные родители не могли заплатить за лечение.

В тяжелое военное время старшие дочери Императора Николая II – Ольга 19 лет и Татиана 17 лет – вместе с Императрицей окончили курсы сестер милосердия и работали наравне с другими медсестрами в Царскосельском госпитале. Работа была тяжелой и в физическом и в моральном плане. «Лазареты, раненые и панихиды – вот чем заполнены были эти молодые жизни», - пишет Ф.Винберг[6].

Патриотизм

Отличительной чертой в дореволюционной России был именно акцент, сделанный на патриотическо-военное воспитание, где знание военного дела было на первом месте.

Патриотическое чувство К.Д. Ушинский считал высшим в человеке.

Родина – это то, что у человека нельзя отнять. Чем больше ребёнок будет любить Родину, тем легче будет ему жить. Быть частью чего-либо гораздо легче, чем быть одиночкой. Семья и Родина – это тыл.

В дореволюционной России существовала система образовательных учреждений, позволяющих эффективно решать задачи патриотического воспитания. Данные учреждения успешно готовили для российского государства специалистов, как военного дела, так и гражданско-государственной службы. Речь идет о системе кадетского образования и императорских лицеев.

Кадетские корпуса в России начали создаваться в XVIII веке для подготовки молодых людей, прежде всего, к военной и гражданской службе. За годы своего существования в дореволюционный (до 1917 года) период кадетское образование претерпело ряд реформ, связанных с попытками создания стройной системы образования, построенной на единых принципах обучения и воспитания. В процессе реформ компонент военного образования то усиливался, то ослаблялся, но неизменно оставался важной отличительной чертой данного вида образовательных учреждений. Уже в первом российском кадетском корпусе к преподаванию привлекались профессора Академии наук и учителя с университетским образованием, так как ставилась задача подготовки в данном учебном заведении высокообразованных граждан, способных к ответственной государственной службе.

С ранних лет Николай II испытывал тягу к военному делу. В 1884 году Великий Князь Николай Александрович «становится», как тогда говорили, на военную службу, и 6 (19 мая) в день своего рождения приносит воинскую присягу. Царевич Алексей, несмотря на серьезную болезнь, постоянно находился с Государем в Ставке.

В 1909 году по инициативе Государя Николая II в России появляется скаутское движение. Оно пришло из Англии и идейная основа скаутского движения заключается в таких слова: «Разведчик (скаут) верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам». Скаутское движение имело целью воспитать высоко духовно-нравственных людей, патриотов, закаливало характер, готовило к службе в Армии. Большое внимание уделялось социальной работе и благотворительности[7].

Во время I-й мировой войны скауты трудились в госпиталях, помогали беженцам, выполняли сельскохозяйственные работы в семьях, хозяева которых воевали на фронтах войны.

Генерал Смольянинов назвал скаутское движение «христианством в действии». Скаутским движением было охвачено более 50 тысяч человек почти в двухстах городах Российской Империи.

В богоборческие годы против скаутов были многочисленные репрессии, советское правительство видело в них врагов. Надежда Крупская извратила идейную основу скаутского движения, взяв от него все формы и методы работы, и создала пионерскую организацию.

В 1991 году русскими эмигрантами скаутское движение было возвращено в Россию. Духовными руководителями и покровителями скаутов были такие знаменитые святители как Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Максимович) и Митрополит Антоний Сурожский (Блюм).

Глава 2. Эстетическое воспитание как деятельность

2.1. Источники воспитания эстетической культуры в народном искусстве

В современном российском обществе наблюдается интенсивный рост интереса народов к своему историческому и культурному наследию.

Эта тенденция не могла не коснуться и общеобразовательной школы, где заметно оживилась краеведческая работа: дети посещают кружки, факультативные и элективные занятия, на которых изучаются традиции национальной народной культуры; на базе школ функционируют клубы исторических реконструкций и фольклорные ансамбли. Преподаватели различных школьных дисциплин всё более пристальное внимание уделяют разумному сочетанию теоретических основ классического гуманитарного образования и, так называемого, регионального компонента. Содержание образования по предмету «Изобразительное искусство» также дополняется творчески работающими педагогами региональным эстетическим багажом. Наблюдения показывают, что подобная работа успешнее проводится именно там, в тех городах, посёлках, сёлах, где исторически сложился культурно-эстетический опыт, связанный с существованием в данной местности какого-либо народного промысла. Эффективность работы в таком случае зависит как от грамотного применения преподавателем традиционных и новых педагогических технологий, так и, в значительной степени, от умелого использования им присущего почти каждому учащемуся опыта общения с произведениями народного промысла родного края и связанного с этим багажа художественно-эстетических представлений[8].

Вызывает интерес опыт эстетического воспитания школьников в городе Скопине.

Город Скопин Рязанской области — колыбель всемирно известного народного гончарного промысла. Возникновение промысла связано с большим количеством светложгущихся глин, залегающих в окрестностях города. История промысла до конца не изучена. В ней больше полулегенд, чем достоверных сведений. Изделий скопинской керамики старше последней трети XIX — начала XX века не сохранилось. Одни исследователи считают, что промысел окончательно сформировался в последней трети XIX века, другие годом рождения скопинского гончарного промысла называют 1640. В этом году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара — Демка Киреев сын Берников[9].

Многие исследователи уверены, что возникновение промысла могло произойти только на основе гончарного ремесла, процветавшего здесь раньше. Найденные местным краеведом В. Н. Егоровым фрагменты рогожной керамики позволяют ему предполагать, что на скопинской земле изделия из глины появились не менее 2-х тысячелетий тому назад. Однако славу промыслу принесли изделия декоративной скульптурной керамики, которую скопинские мастера начали изготовлять примерно в середине XIX века. Это были фигурные сосуды в виде баранов, львов, птиц. Соперничая друг с другом в мастерстве и фантазии, скопинские гончары достигли высочайшего художественного уровня своих изделий.

Небольшой экскурс в историю промысла поможет школьнику понять, насколько уникальным местом с точки зрения преподавателя дисциплины эстетического цикла является для меня наш небольшой городок; почему в учебный материал, составляющий содержание предмета «Изобразительное искусство», уроки на тему «Скопинская керамика» включаются мною неоднократно.

Итак, дети, родившиеся и живущие в месте, где есть жемчужина, подобная скопинскому гончарному промыслу, не могут не впитать в себя понятие красоты, связанное с образами изделий народных мастеров. Эти образы на протяжении жизни сопровождают скопинца повсюду. Почти в каждом доме, в каждой квартире есть какие-то предметы-изделия скопинских мастеров, украшающие интерьеры наших жилищ и знакомые нынешним ученикам с раннего детства.

Ценность уроков изобразительного искусства заключается, прежде всего, в наличии организованной учителем художественно-творческой деятельности детей. Именно через практическую работу, приобщаясь к миру творцов, созидающих красоту, учащиеся начинают ощущать свойства гармонии.

В школьную программу добавят театр — посещение спектаклей станет обязательным для учеников, заявила в интервью «Коммерсантъ FM» министр просвещения Ольга Васильева. Власти разработают для школ «культурные нормативы» по аналогии со спортивными. Школьникам придется посетить определенное количество выставок, экскурсий и театральных постановок во время своего обучения. Впечатления от увиденного они будут записывать в специальные дневники.

Прочитать «Горе от ума» и закрепить знания в театре: драма все-таки лучше воспринимается со сцены. Система, которую предлагают власти, — возврат к временам, когда школы были тесно связаны с театрами юного зрителя, власти это не скрывают. Постоянные культурные мероприятия пойдут школьникам на пользу. Региональный, допустим, областной детский театр, дети должны бы посещать, дети должны привыкать и к атмосфере, к кулисам, если хотите. Это нормально, это должно быть. Я не думаю, что кто-то из родителей или из учителей не примет это. Конечно, будут проблемы поначалу — как перевозить, куда перевозить, как маршруты выстраивать, но, вы знаете, все это было всегда. Надо использовать все возможности в регионе для того, чтобы мы могли осуществлять достижение той самой цели[10].

Походы на спектакли всем классом действительно помнят многие, например, художественный руководитель Нижнетагильского театра драмы Игорь Булыгин. Он такие мероприятия терпеть не мог, но это не помешало ему стать худруком. При этом для театра группы школьников в зале не всегда комфортны, отмечает господин Булыгин: «Мы недавно отказались от системы коллективных посещений, потому что зачастую это превращалось в шум и гам, особенно если это касалось старших школьников. К примеру, на спектакле "Ромео и Джульетта" у детей такое средство защиты было то ли от сентиментальности, то ли от происходящего на сцене, что они старались, наоборот, ерничать, шуметь, мешать остальным зрителям».

При этом что-то похожее власти сделали в физкультуре, вернув нормативы ГТО. Сейчас значки дают дополнительные баллы при поступлении в вуз. «Теперь дело за культурными нормативами», — заявил министр культуры Владимир Мединский. Правда, введут ли бонусы для любителей театра, он не пояснил[11].

В любом случае, школьникам спектакли пойдут на пользу. Только если это обойдется без сочинений, по аналогии с дневниками чтения, считает учитель истории Леонид Кацва: «Сейчас от ребенка требуют, чтобы он вел дневники, вот это точно безумие. Никакая принудиловка не заставляет ребенка читать, а, наоборот, отвращает его от этого.

А водить детей в театр, иногда даже настаивая на этом, если, конечно, есть такая финансовая возможность, допустимо».

Но, помимо театра, школьников отправят в музеи, в первую очередь региональные, и в кино. Кто и как будет выбирать фильмы, непонятно. Но, по словам Владимира Мединского, ученикам придется смотреть несколько хороших фильмов в год, «желательно отечественных». Вероятно, тех самых, для которых Минкульт сдвигает премьеры иностранных картин. Так что, рекордные показатели картин вроде «Викинга», «Движения вверх» и «Т-34» могут вырасти еще больше.

Но путь в мир искусства у каждого свой, и культурные нормативы могут стать лишь головной болью для школьников и учителей, уверен директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов: «Для кого-то важно ходить в математические кружки и строить вокруг этого карьеру, а кто-то активно занимается рисованием, и при этом посещает галереи, музеи. Мне кажется, что тут вопрос как раз в том, что культура для каждого — это индивидуальное понятие, и зачем подменять его какими-то государственными обязательствами, нормативами, а еще и дневник создавать, непонятно. Зачем создавать дополнительный дискомфорт и учителям, и проверяющим?».

Сколько спектаклей и выставок придется посетить школьникам, и будут ли за это давать значки трех степеней, еще неизвестно. Власти пока не установили культурные нормативы. Но как бы устрашающе ни звучал этот термин, любую обязательную экскурсию можно превратить в приключение, если провести ее вместо уроков.

Тем школьникам в регионах, которым тяжело добраться до театров, власти предложат видеозаписи спектаклей. Подобная программа действует в Пензенской области, где ученики ведут «культурные дневники».

2.2. Деятельность как основной источник эстетического воспитания

В школе встреча детей с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературе, музыке, изобразительном искусстве). Эти же предметы и являются основными в системе эстетического воспитания. Они играют решающую роль в формировании у детей эстетических идеалов, их художественного вкуса, эстетического отношения к действительности и искусству. Однако несбалансированность школьной программы и распределения школьного времени по дисциплинам приводит к вывод о необходимости внедрения дополнительного образования в области литературы, музыки и изобразительного искусства.

В своей сущности предметы художественного цикла, именно как предметы школьного обучения, являются собирательными, обобщающими, интегративными, комплексными. Они представляют собой сложное единство самого искусства, его теории и истории, навыков практического творчества.

В школе преподают не искусство: не литературу, музыку, изобразительное искусство, как таковые, а учебные предметы по искусству, решающие задачи всестороннего развития и воспитания школьников, объединяющие в себе элементы собственно искусства, науки о нем и навыки практической деятельности[12].

Дополнительные занятия по литературе включают в себя искусство художественного слова, историю литературы, науку о литературе - литературоведение и навыки литературной художественно-творческой деятельности.

Музыка как интегративный органически вбирает в себя изучение собственно музыкальных произведений, историю, теорию музыки, а также простейшие навыки исполнительства в области пения и игры на музыкальных инструментах.

Изобразительное искусство объединяет познание самих художественных произведений, элементы искусствознания, теории изобразительной деятельности, освоение навыков практического изображения, изобразительной грамоты и творческого самовыражения.

Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности каждого из элементов, составляющих содержание дополнительного школьного учебного предмета по искусству.

Основным и главным элементом литературы как дополнительного учебного предмета является, конечно, само искусство — произведения художественного слова. В процессе занятий литературой ребенок совершенствует и навыки чтения, учится эстетическому освоению художественных произведений, усваивает их содержание и развивает свои психические силы: воображение, мышление, речь. Развитие навыков чтения, способности эстетического восприятия, аналитического и критического мышления — решающие средства наиболее эффективного достижения воспитательной цели.

«Художественная литература — органическая часть искусства как формы общественного сознания и выражения эстетического отношения человека к действительности»[13]. Она связана со всеми видами искусства, составляет основу многих из них, дала жизнь таким искусствам, как театр и кино, ее широко использует изобразительное искусство и хореография. Процесс восприятия и постижения подлинного литературного произведения доставляет читателю эстетическое наслаждение, влияет на духовный мир личности, формирование ее потребностей, мотивов поведения, способствует развитию ее мыслительных процессов, расширяет кругозор человека, углубляет его познания.

Литература обеспечивает и собственно литературное развитие. Оно означает хорошее знание основных художественных произведений, умение применять законы общественной жизни к анализу литературных явлений. Это умение особенно потребуется школьнику в жизни, когда возникнет необходимость самостоятельно дать оценку любому художественному произведению, защитить свою позицию, убедить других в своей правоте. Школа развивает подлинный художественный вкус, учит глубокому анализу произведений искусства с позиций эстетики.

Велика роль литературы в использовании свободного времени школьников. Чем бы они ни увлекались, интерес к литературе для большинства остается постоянным. Чтение не только обогащает духовную жизнь. Оно создает ничем не заменимую разрядку. Психика человека испытывает немалые перегрузки. Литература вводит его в новый мир. Он переживает эмоциональное напряжение, отличное от обычного жизненного, и отдыхает, наслаждаясь игрой творческого воображения.

Другой важнейший дополнительный предмет художественного цикла — «Музыка». Известный детский композитор и автор программы по музыке Д.Б. Кабалевский особо отмечает важность этого предмета: «Музыка – искусство, обладающее большой силой эмоционального воздействия на человека… и именно поэтому она может играть громадную роль в воспитании духовного мира детей и юношества» (7). Он включает в себя музыку, хоровое исполнение как искусство, элементы теории, истории музыки, музыковедение как часть искусствознания. В содержание понятия «Музыка» введено восприятие звучащей музыки и хоровое исполнение, усвоение нотной грамоты и элементов музыковедения, овладение навыками игры на простейших музыкальных инструментах и развитие способности к музыкальной импровизации. Другой известный педагог Ю.Б. Алиев пишет: «Занятия музыкой дают осознание радости музыкального творчества, формирует чувство сопричастности к прекрасному, способность наслаждаться тем нравственно-эстетическим содержанием, которое вложено композитором или народом в произведение музыки» (17; 154).

Ведущей задачей при дополнительном изучении музыки, отмечают многие авторы, - является формирование слушательской музыкальной культуры учащихся, потому что сегодняшний ученик в будущем непременно слушатель, проявляющий свои интересы и вкусы. Именно от сформированности слушательской музыкальной культуры зависит, будет ли человек сам совершенствовать свой внутренний мир при общении с искусством либо нет, воспринимая только чисто развлекательную музыку (7; 11).

Другие авторы отмечают, что ведущее значение должно придаваться хоровому исполнению, так как «…имеющее давние и глубокие народные традиции, хоровое пение развивает не только музыкальные способности, но и качества характера, мировоззрение, художественный вкус, эстетическое чувство» (17; 114). Очевидно, что на уроке нужно стремиться к оптимальному сочетанию всех элементов музыкального воспитания.

Таким образом, в предмете «Музыка» выдвигаются единые эстетические задачи музыкального образования и воспитания школьников. Все преподавание нацелено на такое музыкальное воспитание, которое обеспечивает развитие духовного богатства личности учащихся, нравственно-эстетический характер их деятельности, побуждений, взглядов, убеждений, а также накапливанию знаний, умений и навыков во всех видах музыкальной деятельности.

Наконец, третий учебный предмет художественного цикла дополнительного образования — «Изобразительное искусство». Следует иметь ввиду, что этот предмет знакомит учащихся не только с живописью, графикой и скульптурой, составляющими группу изобразительных искусств, но также с архитектурой и декоративным искусством. Среди существующих искусств пять перечисленных занимают особое место. «Произведения изо, декоративного искусства, архитектуры зримы, вещны, они создают эстетическую среду, окружающую человека дома, на работе, в общественных местах. Это городские архитектурные ансамбли, парки, интерьеры, монументальные произведения живописи и скульптуры, предметы декоративного искусства, технические сооружения, которые воздействуют на человека повседневно, независимо от наличия у него эстетических потребностей» (28; 146).

В содержание предмета «Изобразительное искусство» вводится одновременно восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, развитие творческого отношения к действительности и детское художественное творчество.

Занятия изобразительным искусством развивают умение видеть, наблюдать, дифференцировать, анализировать и классифицировать эстетические явления действительности. Они формируют эстетическое чувство, умение любоваться красотой реальной действительности и произведений искусства. Они делают человека художником.

Изобразительное искусство дает детям развитие психических свойств, умение творчески и эстетически подходить к решению жизненных задач.

Программа формулирует следующие задачи преподавания изобразительного искусства: развитие понимания явлений окружающей действительности; формирование практических навыков художественной деятельности; систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, фантазии, зрительного воображения и комбинаторики, умение выражать в отчетливых образах решение творческих задач (иллюстрации, конструирование); воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству, умения практически применять художественные способности в процессе трудовой, учебной и общественной деятельности (9).

Таким образом, главная цель изобразительного искусства в дополнительном школьном образовании – духовно обогатить ребенка, научить проникновению в эстетическую сущность произведения искусства.

Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр.

Особенность этих видов искусства заключается в эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. Своеобразие эстетического воздействия театра, - и обусловлено коллективным характером восприятия. Н.В. Гоголь писал: «В театре толпа ни в чем несходная между собой, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом».

Театр – синтез многих искусств, объединенных в гармоничное целое. Театр воздействует не только словом, особым эмоциональным состоянием актера, но и пластикой движения, музыкой, светом, цветом, художественным оформлением сцены. А сопереживание зрительного зала и сцены, сопереживания зрителей между собой только усиливает эмоциональное воздействие театрального зрелища. В совокупности всех своих средств театр обладает мощным механизмом воздействия на любую личность, в том числе и ребенка, развивая его нравственно, духовно и, конечно, эстетически.

Таким образом, учитывая эстетическую сущность самого искусства и то, что именно программы по предметам художественного цикла ставят перед собой задачи эстетического развития ребенка, можно сделать вывод, что в рамках школьной программы искусство является основным средством эстетического воспитания. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.И. Бурова и других педагогов по эстетическому воспитанию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.

Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В этом процессе огромную роль играет школа. В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания.

Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

Президент России Владимир Путин назвал любовь основой воспитания полноценного человека. Об этом российский лидер сказал в ходе общения со школьниками, написавшими лучшие сочинения на тему «Россия, устремленная в будущее». Путин добавил, что не согласен с социалистами, утверждавшими, что семья прекратит свое существование. «Много было дискуссий всяких у социалистов, таких, как Маркс, Энгельс, по поводу будущего семьи, они были убеждены в том, что семья прекратит свое существование»[14]. Поэтому, «в основе воспитания полноценного человека лежит любовь», как сказал Президент РФ Владимир Путин. Уверенность в себе сложно приобрести, если ребенок растет, не ощущая любви и заботы близких.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Конституция РФ. Официальный текст. – М.: Норма, 2016.
  2. Обращение Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2016 г. // Российская газета. – 2016. – 11 мая. С, 7.
  3. Федеральный Закон «Об образовании». Официальный текст. – М.: Норма, 2015.
  4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2018 - 2020 годы» // Российская газета. - 2018. - № 11.
  5. Подпрограмма Министерства образования Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2018-2020 годы» // Вестник образования. – 2018. - № 23.
  6. Алешкина С. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: Педагогика, 2014.
  7. Барашков В.Ф., Дубман Э.Л. Кавминводская топонимика. – Ставрополь: Ставрополь, 2017.
  8. Богданова О.С. Содержание и методика этических бесед с дошкольниками. – М.: Просвещение, 1985.
  9. Ботович Л.И. Общая характеристика детей дошкольного возраста. Проблемы формирования личности. Избранные труды. / Под редакцией Д.И. Эльконина. – Воронеж, 2015.
  10. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М.: Просвещение, 2017.
  11. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В. Давыдова/. – М.: Просвещение, 2018.
  12. Выготский Л.С. Анализ поведения как метод исследования личности школьника // Вопросы психологии.- 2019,-№2.
  13. Гранкин А.Ю. Мораль и нравственность современного педагога. – Пятигорск: Изд. ПГЛУ, 2014.
  14. Гранкин А.Ю. Проблема морального выбора личности / Сборник материалов научно-практической конференции. – Пятигорск: ПФ СКАГС, 2014.
  15. Гранкин А.Ю. Основы семейной педагогики. Программа учебного курса для бакалавров образования. / Под ред. В.В. Макаева. – Пятигорск: ПГЛУ, 2012.
  16. Дитрих Ф. Почемучка. - М.: Просвещение, 2014.
  17. Исследование социально-экономических характеристик семей, воспитывающих дошкольников // Социс. – 2015. - №8
  18. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Теис, 2013.
  19. Князева О.Л. Как жили люди на Руси. - СПб.: Теис, 2014.

Лихачев Д.С. Избранные произведения. – М.: Педагогические науки, 2019.

  1. Латынина Ю. Новые аспекты воспитания наших детей // Новая газета. – 2016. - № 12. –С. 14.
  2. Ланкова Н.М. Ручейки времени. – Минеральные Воды: Кавказская здравница, 2012.
  3. Латышина И. Краеведение. - Пятигорск: ПГЛУ, 2013.
  4. Мягков В.Г. Музееведение. Ребенок в музее. - М.: Педагогические науки,2012.
  5. Максименко Н. З. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей // Начальная школа. – 2018. - № 7.
  6. Материалы Всероссийской Научно-практической конференции «Фестиваль дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2015
  7. Материалы Всероссийской Научно-практической конференции «Фестиваль дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2014.
  8. Макаренко А.С.. Коллектив и воспитание личности / Под редакцией В.В.Кумарина.- М.: Просвещение, 1972.
  9. Нестеров В. Знаешь ли ты свой город. Программа патриотического воспитания дошкольников // Начальная школа. – 2012. - №2.
  10. Никитин А.М. Сделай музей своими руками. - Л., 2017.
  11. Николаев Н.Г., Имкова Е.В. Краеведение. - М., 1961.
  12. Никонова П.Ф. Краеведение.- М., 1984.
  13. Новицкая М.Ю. Наследие. – М.: Просвещение, 2017.
  14. Программа “Мы – жители Ессентуков”. Авторский коллектив ДОУ №3 “Надежда”, г. Ессентуки.
  15. Проходчик А.Ф. Практикум по краеведению. – М.: Наука, 2014.
  16. Погодина В.Л. Курс краеведения “Твое Ставрополье”. – Ставрополь, 2015.
  17. Психология. Словарь / Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. Издание 3-е. – М.: Высшее образование, 2015.
  18. Психология этики. / Под ред. В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. Изд.3-е. –М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2015.
  19. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2016.
  20. Радугин А.А. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2012.
  21. Решетников Н.Н. Музейная педагогика как теоретическая проблема // Вопросы педагогики. – 2017. - № 5.
  22. Оханкин Ф.П., Тюрин В.Н. Практикум по краеведению. - М., 1966.

Сухомлинский В.А. Письма. – М.: Педагогические науки, 1979. –С. 56.

  1. Сафиуллин А.З. Географическое краеведение в общеобразовательной школе. - М., 1979.
  2. Шаповалов И.В. Ребенок в музее: психолого-педагогические аспекты работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2017.
  1. Психология. Словарь / Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. Издание 3-е. – М.: Высшее образование, 2015. – С. 811.

  2. Психология. Словарь / Под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. Издание 3-е. – М.: Высшее образование, 2015. – С. 178.

  3. Решетников Н.Н. Музейная педагогика как теоретическая проблема // Вопросы педагогики. – 2017. - № 5. – С.31.

  4. Князева О. Л., Маханева М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Теис, 2013. – С. 45.

  5. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2016. – С. 67.

  6. Цит.по: Радугин А.А. Педагогика. - М.: Высшее образование, 2012. – С. 67.

  7. Латынина Ю. Новые аспекты воспитания наших детей // Новая газета. – 2016. - № 12. –С. 14.

  8. Материалы Всероссийской Научно-практической конференции «Фестиваль дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2014. – С. 99.

  9. Никитин А.М. Сделай музей своими руками. – СПБ.., 2017.

  10. Новицкая М.Ю. Наследие. – М.: Просвещение, 2017. – С. 78.

  11. Максименко Н. З. Патриотическое воспитание учащихся - важнейший аспект этнопедагогической подготовки будущих учителей // Начальная школа. – 2018. - № 7. – С. 4.

  12. Алешкина С. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: Педагогика, 2014. – С. 213.

  13. Ботович Л.И. Общая характеристика детей дошкольного возраста. Проблемы формирования личности. Избранные труды. – Воронеж, 2015. – С. 74.

  14. Малышевская И. Путин назвал любовь основой воспитания полноценного человека // Известия, 2018. - № 24. – С. 1.