Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Формы правления в прошлом и настоящем ( Форма государственного устройства )

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Великий русский историк Н.М. Карамзин писал: «Самодержавие - палладиум России»[1], имея в виду храм, колыбель или хранилище Святых Даров. Один из первых русских революционеров-демократов А.И. Герцен назвал монархию «проклятием» своей родины, сравнив с библейским чудовищем Левиафаном, захватывающим все больше и больше земель. Тема монархии имеет многовековую историю. Связано это с тем, что монархия – одна из самых древних форм правления (Древние Рим, Китай, Восток). Противоречивое же отношение к ней актуально и в современном обществе.

Актуальность проблемы исследования. В Конституции Российской Федерации, в главе 1, имеющей заголовок «Основы конституционного строя», статья 1 провозглашает Россию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Основы означают то главное, на чем строится все государство. Конституционный строй представляет собой систему государственного и общественного устройства. Конституция Российской Федерации была принятой принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, тем самым народ выразил согласие с такой формой государственно-политического устройства, при которой народ является единственным источником власти, с такой формой правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами.

Тем не менее, в последнее время много говорится о восстановлении монархии в России. В сети Интернет с каждым годом появляется все больше электронных ресурсов, провозглашающих идеалы Православной Самодержавной монархии. Так же в настоящее время существуют порядка двадцати периодических изданий, посвященных деятельности российских монархистов и Российского Императорского Дома.

За последние пятнадцать лет проблему реставрации отечественного самодержавия неоднократно обсуждали иерархи русской православной церкви - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, священник Тимофей, иеромонах Дионисий, государственные служащие, историки, философы, юристы и общественные деятели – В.Н. Катасонов, О.А. Платонов, Ю.С. Пивоваров, М.П. Рачков и др.).

Объектом настоящей работы являются формы государственного управления. Предметом рассмотрения выступает монархия как одна из форм государственного правления.

Целью настоящей работы является исследование понятий и признаков монархии как формы правления государства.

Достижение поставленной в работе цели возможно путем решения следующих задач:

  1. проанализировать формы правления как составную часть формы любого государства;
  2. изучить признаки и виды монархии;
  3. осветить современное состояние монархии в мире, и в России в частности.

Понятие формы правления является одной из важнейших содержательных характеристик политико-правовой науки и государствоведения, в целом. Несомненно, также его методологическое значение, еще Кант рассматривал форму правления, в качестве принципа упорядочения, синтеза материи государственности.

На протяжении многих сотен лет в центре внимания находились два вопроса: 1) какие формы правления существуют, 2) какая из форм правления является наилучшей для данного времени, в данной стране.

Изучением форм государственного устройства занимались такие известные ученые, как А.Б. Венгеров, М.Н. Марченко, В.В. Лазарев, Н.И. Матузова и А.В. Малько и другие известные ученые-правоведы. Данными авторами подробно изучены вопросы, касающиеся форм правления.

ГЛАВА 1. Форма государства и ее составляющие.

Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форма государства как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает в себя три взаимосвязанных аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму политического режима. Следует отметить, что все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают, неповторимы облик.

От формы государства в значительной степени зависит сама политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов. Форма государства выступает как строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.[2] Если категория «сущность государства» определяет, в чем заключается главное, закономерное в государстве, то категория «форма государства» − кто и как правит в обществе, как утроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Организационно-правовая форма институтов власти, их назначение, средства и методы, которые используются при этом, должны быть понятными обществу, соответствовать существующей политической культуре, дабы не вызвать реакции отторжения.[3]

1.1. Форма государственного правления

Форма правления характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением.[4] Эту сторону государства определяют: 1) структура и полномочия высших органов власти страны; 2) порядок их образования и взаимоотношений между собой; 3) степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемы ими решения.

Термин «форма правления» (реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилия 1988г., Иордании 1952г., Казахстана 1995г., Мексики 1917г., Эфиопии 1994г. И др.) Почти всегда говорится и о том, является государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа 1993г., где использовалась просто название «государство», например «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых.[5]

Таким образом, все государства по форме правления подразделяются на монархии и республики. В монархии высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства - монарха. Верховная власть монарха обычно не ограничена определенным сроком и передается по наследству. В республике все высшие органы государственной власти избираются гражданами или формируются другими органами на определенный срок. Подробнее признаки и виды монархии мы разберем позже. Сейчас остановимся подробнее на республике. Республики в зависимости от способа организации высших органов государственной власти, порядка их формирования и взаимодействия между ними и с населением подразделяются на несколько разновидностей. Истории известны демократические республики (Древняя Греция), аристократические республики (Древний Рим), города-республики (Новгородская боярская республика – «Господин Великий Новгород»). Основными разновидностями современной республики являются президентская и парламентская республики, все большее распространение получает смешанная (президентско-парламентская, полупрезидентская) республика, для некоторых государств характерны суперпрезидентская и советская формы правления.[6]

В президентской республике (США) главой государства, главой правительства и главой исполнительной власти является президент, он избирается внепарламентским путем (прямыми или косвенными выборами), формирует правительство, которое не несет политической ответственности перед парламентом, и не имеет права распускать парламент.

В парламентской республике (Италия, Германия) президент является номинальным главой государства, его роль в осуществлении государственной власти невелика, исполнительную власть возглавляет глава правительства, правительство формируется по принципу парламентского большинства и несет политическую ответственность перед парламентом, вместе с тем в определенных случаях возможен досрочный роспуск парламента главой государства.

Существуют и другие республиканские формы правления. Смешанная (президентско-парламентская, полупрезидентская) республика (Франция, Россия) сочетает черты президентской республики − избрание президента населением (или другим внепарламентским путем), формирование правительства президентом, и черты парламентской республики - организационное обособление правительства, наличие главы правительства, ответственность правительства перед парламентом, возможность досрочного роспуска парламента президентом, кроме того, для смешанной республики характерен широкий круг полномочий президента.

1.2.Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства понимаются территориальное устройство государства (административно-территориальное или национально-территориальное) и характер взаимоотношений между его составными частями и центральной властью.[7] Сегодня различают три основные формы государственного устройства: федеративное, унитарное и конфедеративное.

Унитарное государство – единое государственное образование. К его характерным признакам относится: на территории унитарного государства существуют административно-территориальные единицы; в государстве единственная система органов власти, она осуществляет руководство местными органами; в унитарном государстве на всей территории силу имеет одна конституция и система законодательства; существует единое гражданство, действующее на территории всего государства.

Унитарные государства очень различны между собой, их можно разделить на простые и сложные в зависимости от наличия в их составе автономий. В составе простых унитарных государств нет автономий. Сложные унитарные образования имеют в своем составе как минимум одну автономию. При предоставлении территории нередко учитывается этнический признак, в этом случае автономия реализует право народа на самоопределение. Также унитарные государства делятся на: централизованные, относительно децентрализованные, децентрализованные. Это деление основывается на зависимости административно-территориальных единиц от центральной власти.

Федерация – это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределения между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство. Такое устройство объясняется различием в этническом составе населения государства, историческими процессами и географическим положением.

По своему устройству федерации очень различны, но существует ряд характерных признаков для большинства федераций. К ним относятся: система высших органов государственной власти представлена как на федеральном, так и на региональном уровне; территория государства состоит из территории всех его субъектов; в федеративном государстве наряду с общефедеральными нормативно-правовыми актами имеют силу нормативно-правовые акты субъектов федерации.

Конфедерация – форма объединения государств, при котором образующие этот союз государства полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Этот союз создается для обеспечения общих интересов или достижения какой-либо цели. В свое время конфедерациями были США (1776—1789), Германия (1815—1867), Швейцария (1815—1848). На современной политической карте конфедерацией можно обозначить Европейский Союз ввиду отсутствия границ между независимыми государствами, входящими в его состав, и наличием централизованного аппарата управления.

Отношения между членами конфедерации симметричны, то есть, в соответствии с законом они равны. Кроме того, государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют не ограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут это нужным. Однако, как в случае с США и Швейцарией, конфедерация может стать переходным этапом на пути к образованию федерации - единого государства.[8]

1.3. Политический режим

Политическим режимом государства называется совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть. Иначе говоря, политический режим отражает степень развития демократии в стране.[9]

Основными политическими режимами являются демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

Демократия – политический режим, при котором единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для них характерно: признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости. Для демократических режимов характерны также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения.

Авторитаризм – характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии, как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся монархии, диктаторские режимы, популистские системы правления.

Тоталитарный режим стал порождением XX века.[10] Он представлен фашистскими и социалистическими государствами периода «культа личности». Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной религии или на официальной идеологии, характеризуется крайним центризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Проанализировав понятия, входящие в структуру формы государства, мы выделили, что форма государственного правления является неотъемлемой частью характеристики любого государства как особой политической организации. По формам правления государства подразделяют на монархии и республики. Сущность республик мы изучили. Обратимся теперь к проблеме настоящей работы – монархии как форме правления.

ГЛАВА 2. Монархия как форма правления.

Монархия – форма государственного правления (или самое государство, в котором господствует такая форма), обычно противополагаемая республике. Это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу – монарху.

Впервые слово «монархия» появилось в России в 1659 году.[11] Пришло слово из польского языка – mоnаrсhуа, который позаимствовал его из латинского языка. В латинский язык слово «monarchia» трансформировалось из греческого «μοναρχία», что означало «единовластие»: греческое μόνος – «одиночный, единый» и греческое ἀρχων – «властитель, правитель».

2.1. Признаки монархии

Основными признаками классической монархической формы правления являются:

  • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (монарха);
  • наследственный (согласно закону о престолонаследии) порядок преемственности верховной власти;
  • монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене.

Центральной фигурой для монархической формы правления является монарх. Монарх (от греческого единовластный правитель, властелин) – наследственный или (реже) выборный глава монархического государства (царь, император, король, цезарь, фараон, князь, шах, султан, эмир, и т. п.). В руках монарха может быть сосредоточена верховная государственная, военная и судебная власть, в наше время она обычно ограничена высшим законодательным органом страны. Согласно данным портала «Википедия. Свободная энциклопедия» на данный момент в мире число царствующих монархов – 31 (учитывая, что королева Великобритании Елизавета II является также главой государств-членов Британского Содружества).

Престолонаследие – переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью (Швеция). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания). Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

В некоторых арабских странах существует так называемая "клановая" форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.

В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.

В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, как это было на Руси. Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол. Особая разновидность престолонаследия – выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на девять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.

Еще одним отличительным признаком монархии является юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры. Контрасигнатура – порядок, при котором утверждённые монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из министров), ответственного за исполнение данного закона. Подпись, поставленная повторно рядом с основной подписью, удостоверяющая ее, либо подтверждающая факт дополнительно заявленных в документе обязательств. Контрасигнатура объясняется тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия.

2.2. Виды монархии

Истории известно много разновидностей монархии, разберем лишь основные из них, сгруппированные по различным основаниям. По объему ограничений выделяют следующие виды монархий: абсолютную и ограниченную.

Абсолютная монархия − монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция; деятельность органов сословного представительства, как правило, продолжается. Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы пришелся на XVII—XVIII вв. В России абсолютизм существовал в XVIII — начале XX веков. С формально-юридической точки зрения при абсолютизме в руках главы государства – монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами.

Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет.

В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции. В Англии пик абсолютизма пришелся на правление Елизаветы I Тюдор, но на Британских островах он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах. [12]

По мере развития и усиления капитализма в европейских странах принципы существования абсолютной монархии стали приходить в противоречие с потребностями изменившегося общества. В Нидерландах, Англии и Франции эти противоречия были решены революционным путем, в других странах происходила постепенная трансформация абсолютной монархии в ограниченную, конституционную.

Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией или неписаным правом или традициями. При конституционной монархии реальная законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству.

Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

Парламентарная монархия – вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Дуалистическая монархия – вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

По традиционному устройству выделяют древневосточную, феодальную монархию, теократическую и выборную.

Древневосточная монархия – первая в истории человечества форма государственного правления. Имела уникальные, присущие только ей черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общественного строя, патриархального быта. Рабовладение носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху. Такую организацию государственной власти в странах Древнего Востока называли восточной деспотией.[13]

Но это деспотическое правление существовало далеко не во всех странах Древнего Востока, в государствах древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления и сословного самоуправления. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. В древней Индии в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников.

Феодальная монархия (средневековая монархия) – форма правления, при которой в экономике преобладает сельскохозяйственное производство, господствует натуральное хозяйство. Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальная монархия, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия. Часть исследователей между первым и вторым этапами выделяют этап вотчинной монархии.[14]

Раннефеодальная монархия развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя, либо непосредственно от первобытнообщинного строя. В условиях военной демократии князь (король), опираясь на дружину, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по наследству. С ростом территории государства, ростом бюрократического аппарата, разветвлением правящей династии происходит политическая децентрализация, на утверждение той или иной кандидатуры на монаршем престоле начинают влиять крупные феодалы. Верховная власть становится номинальной.

Вотчинная монархия – монархия, при которой верховная власть вновь становится реальной и порядок ее передачи перестает зависеть от воли крупных феодалов, в борьбе с которыми монарх вступает в союз с рыцарством и третьим сословием и начинает процесс государственной централизации.

Сословно-представительная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена не только представителями его вассалов, как при вотчинной монархии, но и представителями третьего сословия. Впоследствии, с переходом к наемной армии и ликвидацией уделов, преобразуется в абсолютную монархию.

Теократическая монархия – монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом. Выделяют христианскую (Ватикан) и исламскую (Саудовская Аравия и др.) теократическую монархию.

Выборная монархия – монархия, при которой следующий монарх не наследует власть автоматически (по смерти, ухода или окончания полномочий предыдущего), а выбирается (формально или реально). Фактически — промежуточная форма правления между монархией и республикой. Такие монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления.[15]

Также в литературе такие авторы как Тихомиров Л.А., Солоневич И.Л выделяют виды монархий по качеству монархической власти: истинную монархию, монархию деспотическую и абсолютную.

Истинная монархия – это та монархия, в которой одно лицо получает значение Верховной власти: не просто влиятельной силы, а власти верховной. Это может случиться только при одном условии: когда монарх, вне сомнения для нации и самого себя, является назначенным на государственное управление от Бога. Но для того, чтобы она могла быть действительно Верховной властью Божественного нравственного начала, эта монархия должна быть создана истинной верой, верой в истинного, действительно существующего Бога.

Монархия деспотическая – отличается от истинной монархии тем, что в ней воля монарха не имеет объективного руководства. В монархии истинной воля монарха подчинена Богу, и притом очень ясно. Поэтому в истинной монархии произвол Верховной власти принципиально невозможен. Но есть монархии, в которых личная Верховная власть основана на ложных религиозных концепциях, и они тогда порождают из этой личной власти произвольную, то есть деспотическую. Зависит это от того, что эти ложные религиозные концепции связаны или с личным обожествлением монарха, или с божеством, сознаваемым только как некоторая огромная сила, без нравственного содержания, и не живущая в самой душе людей, составляющих данную нацию.

Монархия абсолютная – абсолютизм, как по смыслу понятия, так и по смыслу исторического факта, означает власть ничем не созданную, ни от чего, кроме самой себя не зависящую, ничем, кроме самой себя, не обусловленную. Монарх обладает всеми властями, все их в себе сосредоточивает, но власти верховной не представляет. [16]

2.3. Преимущества и недостатки монархии

Говоря о монархии как форме правления невозможно обойти стороной вопрос ее преимуществ и недостатков перед республикой. Преимуществами монархии как формы правления обычно называют:

Монарх, как правило, с детства воспитывается с учетом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе псевдодемократических махинаций не получит человек некомпетентный или злонамеренный.

Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

По сравнению с республикой выделяют также следующие преимущества:

  • монархия обеспечивает единство и прочность системы власти;
  • монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
  • при монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;
  • монарх гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство.

По сравнению с республиканской диктатурой выделяют также следующие преимущества:

  • монархи обычно более уверены в прочности своей власти, поэтому они меньше склонны к массовым политическим репрессиям;
  • после смерти монарха практически всегда известен преемник, что снижает риск политических потрясений.

В противовес достоинствам недостатками монархии называют:

Монарх, как правило, с детства воспитывается с учетом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это развивает в нем эгоцентризм, презрение к людям, отношение к ним как к ничтожеству.

Если в демократической республике власть сменяется путём выборов, то в монархии – после смерти монарха. Поэтому нередко наследники престола убивают монарха и/или других претендентов на престол для получения власти.

Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей.

Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства.

При монархии больше возможности для возникновения диктатуры.

Прав у родственников монарха намного больше с рождения, что противоречит принципу «все люди рождаются свободными и равными». Кроме того, в случае сохранения сословного неравенства разные люди с рождения обладают разными правами.

В данной работе мы только освещаем имеющиеся точки зрения на монархию как форму правления. Мы не даем оценку данной форме государства. Практически каждый народ в своей истории имел возможность решить необходима ли ему монархия или нет; и если нужна, то в каком виде. Таким образом, в настоящее время в мире существуют разные формы правления: монархия и республика. Сама же монархия имеет различные виды.

ГЛАВА 3. Монархия в настоящее время

В настоящее время в мире 29 стран с монархической формой правления, в том числе: 12 стран Европы (Андорра, Ватикан, Великобритания, Дания и др.), 13 стран Азии (Бруней, Иордания, Камбожда, ОАО, Таиланд, Япония и др.), 3 страны Африки (Лесото, Марокко, Свазиленд) и Королевство Тонга в Океании.

Кроме того существуют Королевства Содружества − 16 государств Содружества (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Ямайка, Папуа — Новая Гвинея и др.) считающих королеву Елизавету II (королеву Великобритании) своей королевой и главой государства. В каждом из них она выступает как монарх соответствующего государства и носит соответствующий титул.

Вне Великобритании королева по представлению премьер-министра каждого королевства назначает генерал-губернатора в качестве своего представителя в ее отсутствие. Также она представлена губернатором в каждом из штатов Австралии и лейтенант-губернатором в каждой из провинций Канады. Эти должностные лица обладают почти всей полнотой власти конституционного монарха и имеют так называемые королевские прерогативы.

3.1. Перспективы монархии в современном мире

В ХХ веке монархия была упразднена в 88 государствах. Многие из них уже не существуют в настоящее время. Но процесс упразднения монархий продолжается и в XXI веке. Так в 2007 году умер последний неизбираемый правитель Самоа, и страна де-факто стала парламентской республикой. Также 28 мая 2008 года в Королевстве Непал монархия упразднена и заменена секулярной федеративной республикой.

В большинстве случаев причиной упразднения монархий стали революции (особенно в 1910-е гг.). С течением времени смена форм правления имела более мягкий характер – путем референдума. Кроме того некоторые бывшие Королевства Содружества утратили монархическую форму правления в результате выхода из Содружества (Индийский Союз, Пакистан, Гана и др.).

Необходимо отметить тот факт, что некоторые страны после свержения монарха с течением времени снова вернулись к монархии. Так, в Испании в 1931 году была создана Вторая Испанская республика, затем монархия восстановлена в 1947 (де-юре), первоначально при регентстве Франсиско Франко, в 1975 году на престол взош ел король Хуан Карлос I. Также в Королевстве Камбоджа была восстановлена конституционная монархия в 1993 году.

В настоящее время на постсоветском пространстве наиболее сильны монархические тенденции в Закавказье. В Грузии монархические традиции восходят к периоду эллинизма. Династия Багратионов оставили в народном сознании доброе наследие, которое длится в Грузии даже в современную эпоху. Качества и символы, связанные с монархией Багратиони сыграли решающую роль в становлении грузинской нации и последующее строительство национальной истории. Монархизм в Грузии имеет глубокие корни. 8 февраля 2009 года в столице Грузии Тбилиси, в соборе св. Троицы состоялось венчание представителей двух ветвей царского рода Багратиони — Давида Багратиони-Мухранского и Анны Багратиони-Грузинской (Картли-Кахетинской). Нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили нередко заявлял о своей принадлежности к роду Багратиони по женской линии.

По мнению ряда аналитиков, предпосылки к переходу к конституционной монархии и практические шаги в этом направлении наблюдаются в Литве. В Беларуси же, напротив, политические организации, имеющие цель свергнуть или изменить существующий конституционный строй (в том числе монархические), официально запрещены. Почти во всех европейских республиках, когда-либо бывших монархиями, существуют и имеют некоторое влияние монархические партии. В то же время в европейских монархиях есть сильные республиканские тенденции.

В Великобритании ряд социалистических организаций предлагают упразднить должности короля/королевы и Принца Уэльского и ввести должность президента, переименовать Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии в Британскую Федерацию. В Испании также существуют партии, которые предлагают вынести на референдум вопрос о восстановлении республики.

Во многих странах, которые с момента образования до настоящего времени были республиками (Швейцария, Словакия, Сан-Марино), вопрос о введении монархической формы правления не ставится.

В Азии Монархисты сильны в исламских странах, а в таких странах, как Китай, Вьетнам, Лаос и КНДР, монархические взгляды диссидентов связаны с антикоммунизмом. В Таиланде в ответ на попытку ограничить монархию начались антидемократические и промонархические выступления по всей стране. Впоследствии началась гражданская война.

3.2. Монархическое движение в России

В России в настоящее время существует большое количество организаций и партий, выступающих за возрождение монархии в России. Среди них «Российское Монархическое общественное Движение», «Российский Имперский Союз-Орден», «Память», «РНЕ», «Черная сотня» и др. Популяризация монархических идей содержится в «Проекте РОССИЯ», «Русской Доктрине» и в программе общественного движения «Народный собор».

В сентябре 2006 года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос на указанную тему.[17] Опрос был проведен 16-17 сентября 2006 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.

Вопрос о восстановлении монархии считают актуальным 10% опрошенных. Примерно столько же (9%)считают монархию оптимальной для России формой правления. В случае всенародного голосования по данному вопросу, 10% опрошенных отдали бы свои голоса в пользу монархии, 44% проголосовали бы против, 33% проигнорировали бы референдум. При этом, в случае, если на трон будет претендовать «достойный кандидат», в пользу монархии высказываются до 19% опрошенных, еще 3% - сторонники монархии, уже определившиеся с личностью монарха. В целом, монархические настроения сильнее среди лиц с высшим и незаконченным высшим образованием, чем среди лиц со средним и незаконченным средним; сильнее у москвичей и петербуржцев, чем у жителей других городов.

Сегодня среди сторонников монархического строя нет единого мнения относительно того, кто имеет права на российский престол.

Российское монархическое движение принято разделять на легитимистов и соборников. Основное различие между ними заключается в отношении к проблеме престолонаследия.

Легитимисты признают права на престол за потомками Великого Князя Кирилла Владимировича - двоюродного брата Николая II. В настоящее время это Великая Княгиня Мария Владимировна, ее сын Георгий Михайлович и ее мать Великая Княгиня Леонида Георгиевна. Права этой ветви дома Романовых на российский Престол легитимисты обосновывают законами Российской империи о престолонаследии и Соборной клятвой 1613 года.

В противовес им, соборники указывают, что за прошедшее с 1917 года время обстоятельства поменялись настолько кардинально, что сейчас уже нельзя руководствоваться данными законами. Основываясь на том, что в 1905 году Николай II намеревался лишить Кирилла Владимировича всех прав члена Императорской фамилии (включая права на наследование Престола), а так же на неоднозначном поведении Кирилла Владимировича во время Февральской Революции[18], соборники не признают за его потомками прав на престол и полагают необходимым созыв Всероссийского Земского Собора, который определит новую династию.

Монархические дома Европы и Азии и Русская Православная Церковь безусловно признают Главой Дома Романовых и законной наследницей престола великую княгиню Марию Владимировну. Так, Великая Княгиня Мария Владимировна за заслуги перед Церковью и Россией получила от Патриарха Алексия II первой Орден Святой Ольги. Поддерживающими великую княгиню организациями являются Российское Монархическое общественное Движение, Российский Имперский Союз-Орден, Российское Дворянское Собрание и Движение «За Веру и Отечество».

Однако официальная позиция правительства российской Федерации однозначна: монархия в России невозможна. Об этом заявил В.В. Путин, будучи еще президентом Российской Федерации, в прямом теле- и радиоэфире, отвечая на вопрос о возможности перехода к конституционно-монархической форме правления в стране.

«Нет никаких сил, чтобы свернуть Россию с демократического пути развития», − подчеркнул глава государства. Что касается конституционной монархии, то она, по словам Путина, «действительно очень неплохо вписывается в демократические институты некоторых западных стран». «И Дания, и Нидерланды, и Великобритания, и Испания представляют собой конституционные монархии», − напомнил президент. Путин пояснил, что во всех этих государствах монарх наделен исключительно представительскими полномочиями, а реальная власть сосредоточена в руках правительства, которое формируется парламентским большинством.

«В России нет устойчивой многопартийной системы, и я с трудом представляю, как будет формироваться основное звено исполнительной власти», − отметил глава государства.

«Для такой сложной, большой, многонациональной и многоконфессиональной страны, как Российская Федерация, основная полнота власти должна находиться в руках главы государства», - подчеркнул президент Путин. По его словам, глава российского государства должен избираться «путем всеобщего тайного голосования и на определенный срок».[19]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Монархическая форма правления − весьма древняя форма правления. Она впервые зародилась в раннеклассовых обществах, государственную власть в которых захватывали военачальники, представители разросшихся семейных или соседских общин, представители дружин, главы династий, руководители храмов, жрецы, организаторы тех или иных социальных массовых движений.

В течение многих веков исторический опыт множества государств породил большое разнообразие монархий, которые трудно охватить единой выверенной формулой. Монархия была господствующей формой правления на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира. В настоящее время в мире осталось только 5 государств, форму правления в которых можно безо всяких условностей назвать абсолютной монархией – это Бруней, Саудовская Аравия, Оман и Катар, а также Ватикан. В них власть безраздельно принадлежит монарху. Представителями же конституционной монархии являются: в ее дуалистической разновидности Иордания, Марокко, Кувейт (последнюю иногда относят к абсолютной монархии), парламентскими являются Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Лихтенштейн, Монако, Андорра, Япония и др.

В последние годы процесс «республиканизации» заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Азербайджан, Грузия, Молдова, а в некоторой степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной на восстановление монархии смотрят, как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривался вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.

В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определенный промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями.

Некоторые политики считают, что в настоящее время в нашей стране может быть более приемлемо правление монарха. За последние десятилетия в России произошел сильный упадок экономики, практически полностью были парализованы промышленность, сельское хозяйство. Все чаще встречаются случаи коррумпированной власти. Постоянно идет борьба за высшие должности. В такой обстановке страна развиваться и прогрессировать не может. Переходный период становления формы правления нашего государства закончился, власть все более централизуется в руках главы государства. Многочисленные обращения депутатов различных уровней, видных политиков которые обращаются с конституционной инициативой об изменении основного закона – Конституции, по вопросу продления полномочий действующего президента, обсуждение кандидатуры приемника президента, позволяют утверждать, что Россия не изжила стремления к монархической форме правления. Сторонники монархии утверждают, что если государством будет править преданный России и волевой монарх, то страну удастся поднять на высокий уровень. Возможно, монархия могла бы расставить все по своим местам, ведь как уже упоминалось, авторитет монарха полностью зависит от его государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые источники

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

Учебники, монографии, брошюры

  1. Елисеева О.И. Российская монархия. – М.: Аванта+, 2010.
  2. Зернов И.И., Ильин И.М. Монархия и будущее России – М: Алгоритм, 2017.
  3. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. – М.: Наука, 1991.
  4. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2013.
  5. Кутафин О.Е. Основы государства и права. — М.: Юрист, 2011.
  6. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2010.
  7. Ларионов В.Н.Православная монархия. Национальная Монархия в России. Утопия или политическая реальность. – М.: Эксмо, 2017.
  8. Малиновская, В.М. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / В.М. Малиноская. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008.
  9. Марченко М.Н. Теория государства и права. Курс лекций. – М., 2011.
  10. Марченко М.Н. Теория государства и права. Курс лекций. – М.: Издательство "Зерцало", 2014.
  11. Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Эксмо, 2015.
  12. Назаров М.В. Кто наследник Российского Престола? - 3-е изд., испр.и доп. - М.: Русская идея, 2014.
  13. Огиенко И.И. Иноземные элементы в русском языке. - Киев, 1915.
  14. Основы знаний о государстве и праве / Отв. ред. Б.И. Пугинский, А.А. Рогачев. - М.: Изд. группа ИНФРА М-НОРМА, 2007.
  15. Протасов В.Н. Теория права и государства: конспект лекций.– 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009.
  16. Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: Институт Русской Цивилизации, 2010.
  17. Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: Институт Русской Цивилизации, 2010.
  18. Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев; под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.
  19. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – М.: ГУП "Облиздат", ТОО "Алир", 2008.
  20. Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  21. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  22. Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013.
  23. Энциклопедия российской монархии. – М.: Изд-во Эксмо, 2012.

Периодические издания

  1. Зазнаев О. И. Классификации президентской, парламентской и полупрезидентской систем. // Динамика политических систем и международных отношений. Вып 1. / Науч. ред. М. X. Фарукшин. – Казань: Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина, 2016. – с. 186—210.
  2. Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм – политический феномен XX века / Ю.Г. Сумбатян // Социально-гуманитарные знания. – 2009. - № 1. – с. 45-52.

Электронные ресурсы

  1. http://www.rosbalt.ru/blogs/2019/03/19/1770383.html
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-argumenty-storonnikov-idei-samoderzhavnoy-monarhii-v-sovremennoy-rossii
  3. https://ruskline.ru/news_rl/2018/06/23/monarhiya_v_rossii_budet_no_neskoro_poskolku_poka_slishkom_malo_monarhistov/
  1. Н.М.Карамзин. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. – М.: Наука, 1991. – с. 103.

  2. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М., Юристъ, 2013. – с.223

  3. Марченко М.Н. Теория государства и права. Курс лекций. – М., Издательство "Зерцало", 2014. – с.76

  4. Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – с. 235

  5. Морозова, Л. А. Теория государства и права М. Изд.: Эксмо 2015. – с. 112

  6. Зазнаев О. И. Классификации президентской, парламентской и полупрезидентской систем. // Динамика политических систем и международных отношений. Вып 1., 2016. — С. 186

  7. Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – с. 242.

  8. Основы знаний о государстве и праве / Отв. ред. Б.И. Пугинский, А.А. Рогачев. - М.: Изд. группа ИНФРА М-НОРМА, 2007. – с. 69.

  9. Теория государства и права: учебник / А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – с.250.

  10. Сумбатян Ю.Г. Тоталитаризм – политический феномен XX века / Ю.Г. Сумбатян // Социально-гуманитарные знания. – 2009. - № 1. – с. 45

  11. Огиенко И.И. Иноземные элементы в русском языке. - Киев, 1915. – с. 92.

  12. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. – М.: ГУП "Облиздат", ТОО "Алир", 2008. –с. 37.

  13. Шатилова С.А. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2013. – с. 18.

  14. Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – с. 165.

  15. Протасов В.Н. Теория права и государства: конспект лекций.– 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – с. 23.

  16. Солоневич И.Л. Народная монархия. – М.: Институт Русской Цивилизации, 2010. – с 234.

  17. Всероссийский центр изучения общественного мнения. Пресс-выпуск № 538. [http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/3253.html 25.09.2006]

  18. Назаров М.В. Кто наследник Российского Престола? - 3-е изд., испр.и доп. - М.: Русская идея, 2014.

  19. Владимир Путин: монархия в России невозможна. Портал РИА Новости. http://www.rosbalt.ru/blogs/2019/03/19/1770383.html