Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина (Гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина)

Содержание:

Введение

Актуальность темы. Вопрос прав и свобод человека и гражданина был одним из первых вопросов, которые развивались попутно развития государства и права. Ведь сами понятия права и свободы человека и гражданина возникли непосредственно с возникновением общества. У каждого человека есть правовой статус, право не возникает без государства, как государство не возникает без права. Руководствуясь со статьей №17 Конституции РФ,

«1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»

Хочется сказать, что, не всё написанное в данной статье, в государстве реализуется. Так как в данное время Российская Федерация наблюдает большое количество преступлений, с прямым нарушением прав.

Вопрос права и свободы человека и гражданина является очень актуальным на данный момент, ведь права и свободы на протяжении всего развития общества и государства претерпели большие изменения.

Этот вопрос актуален, так как права и свободы человека и гражданина занимают ведущую роль. Человек на протяжении жизни пользуется правами и свободами, которыми его наделило государство.

Этот вопрос ещё актуален тем, что права человека являются неотъемлемыми от рождения и до самой смерти. Это вопрос широкого спектра, он существует с того момента, когда начала появляться государственность.

Права человека и гражданина - это права конкретного индивида их объём зависит от статуса человека, от места работы и условий проживания. Под личностью принимается любое лицо, с гражданством или без, беженец или нет, иностранец или нет и т.д. Многие считают, что права гражданина или права человека и гражданина - это синонимы. Эти разделения ввели для того что бы глубже обозначить проблему прав человека.

Объектом изучения является права и свободы человека и гражданина. А предметом изучения является правовые нормы прав и свобод человека и гражданина.

Цель работы – охарактеризовать права и свободы человека и гражданина.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие прав и свободы человека и гражданина и их особенности;
  • Понять классификацию прав и свобод человека и гражданина;
  • Охарактеризовать гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина;
  • Проанализировать защиту прав и свобод человека и гражданина.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных учёных-юристов по исследуемым проблемам. Права и свободы человека и гражданина исследовались в работах дореволюционных ученых, в том числе А.Д. Градовского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, И.А. Покровского, Б.Н. Чичерина.

В ходе работы были использованы труды видных отечественных теоретиков государства и права: С.С. Алексеева, Н.В. Витрука, Д.А.Керимова, А.В. Малько, М.Н.Марченко, Н.И.Матузова, B.C. Нерсесянца, Ю.А. Тихомирова, Т.Я. Хабриевой и др.

Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Права и свободы человека и гражданина: общие положения

1.1. Понятие прав и свободы человека и гражданина, их особенности

Определение понятия прав человека как логическая операция заключается в том, чтобы раскрыть содержание прав путем указания на основные, существенные признаки изучаемого объекта, отличающие его от других общественных явлений и выделяющие из числа правовых.

Однако это задача непростая, поскольку в литературе по данному вопросу наблюдается явная терминологическая избыточность. Помимо понятия «права человека» используются понятия «права личности», «права индивида», «права лица», «основные права», «права человека и гражданина», «субъективные права», «права каждого».

Кроме того, категория «права человека» применяется для обозначения, как юридического феномена, так и для характеристики прав в более широком социогуманитарном значении.

В связи с этим возникает проблема найти адекватную общеправовую дефиницию человеческих прав, раскрыть признаки, отличающие их от смежных юридических понятий, а также предложить комплексное определение с тем, чтобы выявить соотношение и взаимосвязь юридических аспектов прав с системой прав человека как целостным социогуманитарным явлением. Последнее необходимо для того, чтобы выразить юридическую сущность прав в контексте целого, избежать их анализа как закрытой системы, исключить познание части вне единства с общим.

В определениях, даваемых сегодня в юридической литературе понятию «права человека», имеют место два подхода: одни авторы видят в правах общественные задачи, другие — личностные начала, во втором случае при этом либо подчеркивается антропологический момент в правах, либо на первый план выдвигается деятельный момент в них. Имеется и третья (смешанная) точка зрения, указывающая на неоднородность различных видов прав, поэтому сочетающая обе позиции. Ведь часть прав, действительно, являются следствием личных возможностей (способностей) или поведения субъектов носителей прав, но есть и такие права, которые не требуют от их обладателей совершения каких-либо действий (например, право на жизнь, неприкосновенность личности, свобода мысли и т.п.), они выражают лишь возможность пребывания в определенном состоянии. Кроме того, есть права, подразумевающие, что личность может самостоятельно их реализовать (например, личные или политические права), некоторые же предполагают помощь и обязательства со стороны государства или общества (например, группа социальных прав).

Определения прав посредством указания на природные свойства и состояния человека чаще всего звучит на международной арене. В ряде международных документов указывается, что права человека — это то, что делает всех людьми, это права индивида, без которых он не может существовать как член общества. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в одном из своих выступлений характеризовал их так: «Это часть нас самих, и мы являемся частью этих прав». Швейцарский юрист Томас Фляйнер полагает, что «права человека — это права людей иметь возможность жить в соответствии с их природой совместно с другими людьми». Однако представляется, что такие дефиниции являются узкими, поскольку характеризуют лишь часть прав человека, а именно ту группу, что традиционно именуется естественными правами (право на жизнь, свободу мысли, право на самоопределение и т.д.).

Характеристика прав человека как общественных задач, т.е. как требование определенного уровня положения личности в обществе и государстве, предлагается, например, А.Г. Бережновым. Он считает, что права человека — это «определенный минимум общесоциальных (в рамках отдельного общества), общечеловеческих и общедемократических требований к правовому и социальному положению каждой личности, реализация которых должна и может быть обеспечена в любом обществе, вне зависимости от особенностей его социально;правовой системы»3. Также определяются права А.Б. Венгеровым, т.е. как «объективные условия, возможности жизнедеятельности человека». О.Э. Лейст полагал, что это «гарантированные возможности пользоваться каким-либо благом».

В.К. Забигайло считает правами человека «юридически закрепленные возможности личности обладать и пользоваться конкретными благами»6. Перенос акцентов на общество и государство, которые должны создать нормальные условия для жизнедеятельности индивида, фактически устраняет последнего от решения совместных задач по созданию таких условий и превращает его в иждивенца и пользователя, поэтому подобные определение также нельзя признать удовлетворительными. Дефиниция прав человека должна быть всеохватной, отражать особенности всех видов прав, входящих в единую систему, учитывать роль и участие всех субъектов в их существовании и реализации.

Как представляется, все три момента, задействованные в формировании прав, должны получить закрепление в искомом определении, т.е. в нем должно присутствовать указание на социоприродные свойства и состояние человеческой личности, требующие надлежащей среды участие и заинтересованность самого человека в наличии прав и их реализации соответствующие возможности для этого у государства и общества на том, или ином историческом этапе.

В целом автор разделяет то определение понятие прав человека, которое было предложено профессором Ф.М. Рудинским. Он считает, что права человека — это «неотъемлемые свойства и возможности развития, вытекающие из социальных условий природы личности и определяющие меру свободы человека». Аналогичный взгляд высказан профессором Е.А. Лукашевой: «Права человека — это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами». Можно предложить такое определение прав: права человека — это нормативно выраженные возможности человека в его самореализации и развитии, которые следуют из его способностей (состояния) и (или) из поддержки со стороны государства и общества. Однако права человека не только юридическое, но и социогуманитарное явление, они являются сложным феноменом, отражающим разнообразные роли и потребности человека в многочисленных общественных отношениях. В зависимости от избранного дискурса они становятся объектом исследования разных наук (не только юридических) и соответственно выступают то одним, то другим образом.

Права человека - это основное понятие, которое существует в любой цивилизованной стране. Эти права включают в себя неотчуждаемые права и свободы, которые должен получать каждый индивид, когда он рождается в такой стране. В целом они охватывают большую совокупность гражданских прав и политических свобод, экономические, социальные, культурные права, а также права сообществ, в том числе права национальных меньшинств и народов, женщин, детей и т. д. [8].

Права человека принципиально отличаются от других прав по нескольким существенным признакам. Так, они характеризуются тем, что: принадлежат каждому человеку только через ее человеческую природу (нет необходимости их покупать или получать от кого) в определенных законом пределах они являются неотъемлемыми, все могут их применять и пользоваться ими в равной степени. Кроме того основные обязанности, вытекающие из прав и свобод человека и гражданина, возложенные на государства и их структуры, а не на других людей. Именно основной характеристикой прав и свобод человека и гражданина является то, что они должны быть под защитой закона. Поэтому любое их нарушение должно рассматриваться компетентным, беспристрастным и независимым государственным органом, судом или общественной организацией с применением процедуры, должно обеспечивать необходимую справедливость и эффективность в соблюдении таких прав [16].

Идея сформировать основные права возникла из необходимости защитить человека от тиранического использования государственной власти. Поэтому сначала внимание было сосредоточено на тех правах, которые обязывают государственную власть воздерживаться от определенных действий, а затем перечень таких прав получал определенное расширение. Вообще история человечества на протяжении всего своего развития знает много политико-правовых документов, которые провозглашали права человека. Но после трагических событий Второй мировой войны, и когда была создана Организация Объединенных Наций (далее - ООН), именно этой организации в 1948 году был принят важнейший программный документ «Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина», который в определенной степени подытожил и упорядочил этот процесс.

После появления этого программного документа, в развитие правового обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, был принят ряд других таких документов, в том числе: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1976) 2-й Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах об отмене смертной казни (1991) Международный пакт о гражданских и политических правах и др., создает целый комплекс документов, в которых закрепляются права человека. Общая доктрина прав и свобод человека и гражданина имеет две основные трактовки своего содержания. Первая это так называемая моральностная оценка, которая заключается в определении того, что неотъемлемые и не отчуждаемые права принадлежат человеку именно потому, что она является человеком. Это ее моральные, или естественные права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивида, и их назначение состоит в том, чтобы поддерживать в человеке чувство собственного достоинства.

Согласно другому определению к этой группе относятся, в первую очередь, юридические права, которые устанавливаются в соответствии с нормотворческими процессами, как на национальном, так и на международном уровне. При этом основой таких прав является согласие тех, на кого они распространяются, то есть согласие субъектов права, в то время как основу первой группы прав составляет естественный порядок. Анализируя природу прав и свобод человека и гражданина, их реализацию в общественной жизни, в основном обращают внимание на так называемый «вертикальный эффект», то есть когда такие права должны обеспечиваться государством. Однако, хотя первичной целью прав и свобод человека и гражданина является установление правил отношений между человеком и государством, некоторые из этих прав также важны в отношениях между людьми, в связи с этим существует и так называемый «горизонтальный эффект». Наличие этого подчеркивает, что государство в лице своих органов не только обязано воздерживаться от нарушения прав и свобод человека и гражданина «лично», но и должен защищать человека от посягательств других людей на его права. В целом нужно учитывать, что понятие «права человека» используется для определения широкого спектра прав - начиная от права на жизнь до права на культурную самобытность. Такие права включают все, даже самые простые предпосылки человеческого существования в соответствии с человеческими достоинствами. Принято считать, что наличие правового закрепления прав и свобод человека и гражданина является одним из обязательных признаков правового государства [3, 268]. Во всяком случае, наличие таких прав требует их определенной классификации для того, чтобы более точно понимать содержание и признаки каждой такой группы.

1.2. Классификация прав и свобод человека и гражданина

Многообразие прав и свобод человека и гражданина и гражданина вызывает необходимость их классификации. Поэтому в теории права существуют различные подходы классификации прав и свобод человека и гражданина. В последнее время учёные все чаще говорят о так называемых «пяти поколениях прав» человека или о разных «возрастных правах» [15].

Данная классификация базируется на генерационном основании [6]. «Первое поколение» прав и свобод человека и гражданина (конец XVIII века) – это этап юридического провозглашения тех прав и свобод, которые вытекают из особого достоинства человека и гражданина в правовом государстве. Цель их: обеспечить свободу, то есть позволить людям освободиться от стеснений и ограничений старого феодального порядка. Эти права являются атрибутами человеческой человека и гражданина. «Первым поколением» прав и свобод человека и гражданина принято считать гражданские и политические права.

Данные права в целом противостоят государству, от которого требуется, чтобы права и свободы уважались, а также принятия поведения воздержания. Гражданские и политические права были завоёваны в ходе буржуазно- демократических революций в Европе, а также США, которые были отражены, как указывалось выше, во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина, Декларации независимости США. «Второй возраст прав» человека связан с процессом социализации общества. Это конец XIX – начало XX столетия. Здесь речь идёт о правах и свободах, реализуемых при помощи государства. Их называют права- поручения к государству, которые у него для реализации должны быть истребованы. Эти права по своей природе позволяют людям стать равными. По содержанию это экономические, социальные и культурные права и свободы или так называемые права равенства. Прежде всего, к ним относятся право на труд, на приемлемый уровень жизни, право на образование и многие социальные гарантии: прав на пособие по безработице и пенсию и др. «Третий возраст прав» связан с интернализацией. Это «права солидарности», которые характеризуются, как правило, следующими параметрами:

1. Они вводят человеческое измерение в те области, где оно отсутствовало, такие как, мир, развитие, гуманитарная помощь в случае бедствия, окружающая среда, общее наследие человечества и т.д.

2. Для их реализации необходимо, чтобы они были противопоставлены государству и требовали бы от него их реализации

3. Могут быть реализованы только при условии всех участников социального действия индивида, государства, различных социальных обществ на национальном и международном уровне, то есть это прав братства, поскольку они вытекают из очевидной и необходимой солидарности людей в этом конечном мире.

Итак, «права солидарности» имеют надгосударственную и наднациональную природу и коллективный характер. По общему правилу в качестве таковых называют право на мир, право на безопасную экологию, право пользования экономическими и культурными ценностями. Есть авторы, которые отрицают права коллективов, называя по существу их народными правами.

В общем плане существуют различные варианты упорядочения перечня прав и свобод человека и гражданина. Так, например, на международном уровне очень часто применяется общая классификация, согласно которой выделяются основные группы таких прав, а именно: гражданские права, политические права, экономические права, социальные права, культурные права и др.

Права человека этой категории традиционно называют фундаментальными правами и свободами. Именно эти права должны буди основами для законодательного обеспечения условий жизни, достойных человека. В то же время такая классификация, при всей своей полезности, имеет в своей основе, так называемую социальную систематизацию и нет, по нашему мнению, необходимого правового обоснования. Поэтому, например, следующая классификация, согласно которой все права человека можно разделить на так называемые «классические» и «социальные», имеет большую правовую обоснованность. Классические включают в себя гражданские и политические права, направленные, главным образом, на ограничение власти государства над человеком и связанные с обязанностью государства (власти) воздерживаться от определенных действий в отношении человека.

Вторые, которые включают экономические, социальные и культурные права, наоборот, потребует от государства активных действий для создания условий, необходимых для удовлетворения тех или иных прав, в частности, в таких областях, как занятость, образование, здравоохранение и др.

Таким образом, первая группа, классические права - это обязанность достижения данного результата, а вторая группа, социальные права - обязанность предоставить для этого средства. При такой классификации всегда выступает вопрос приоритета, важности между этими группами прав.

Например, социальные права являются предпосылкой для полноценного пользования классическими правами, или, наоборот, классические права являются фундаментом, на котором построена возможность реализации социальных прав. Эта дискуссия уже имеет определенное развитие, но все же традиционной становится точка зрения, изложенная и в международно-правовых актах, о том, что классические и социальные права взаимосвязаны и неразделимы. Такая позиция о взаимозависимости этих групп прав имеет, по нашему мнению, необходимую аргументацию, потому что сложно провести четкое разграничение между классическими и социальными правами.

Различные обязанности, которые они накладывают на властные структуры, в первую очередь, на исполнительную власть, очень часто, во всяком случае, по своей внутренней сути, связаны между собой. Например, существуют классические права, обязывающие исполнительную власть воздерживаться от определенных действий, но также и классические права, обязывающие такую власть давать необходимые гарантии. Так, некоторые гражданские и политические права требуют от правительства значительных финансовых затрат. Например, последние выборы в Правительство Российской Федерации, которые состоялись в нашей стране, показали, что наряду с рядом политико-организационных мероприятий, для предоставления такому процессу большей правовой четкости, требует и значительных финансовых затрат.

Или сложные события, которые сейчас происходят в европейских странах, показывают, что именно невыполнение определенных социально-финансовых требований исполнительной властью приводит к сложным социально-политическим событиям в этих странах.

Анализ этой проблемы показывает, что определенные сложности в такой квалификации могут возникать и благодаря тому, что не все права человека можно легко отнести к классическим или социальным. Например, права о запрете дискриминации или права женщины вообще трудно классифицировать. Есть еще одна классификация прав и свобод человека и гражданина. На протяжении достаточного времени из общего числа правам человека выделяли так называемую группу фундаментальных и / или основных прав. К ним относятся те, что имеют абсолютный приоритет во внутренней и внешней политике. Они включают все права, касающихся первичных материальных и нематериальных потребностей человека. Если эти права не обеспечены, никто не может достойно существовать.

Основные права включают право на жизнь, право на определенный уровень безопасности, право на неприкосновенность человека и гражданина, свободу от рабства, пыток, незаконного лишения свободы, дискриминации и других актов, презирают человеческое достоинство. Они также включают свободу мысли, совести и религии, а также право на обеспечение физических потребностей (питание, одежда, жилье, медицинское обслуживание) и другие существенные права, необходимые для физического и нравственного здоровья человека. Но, начиная с 60-х годов прошлого века в рамках ООН начала выделяться система прав, которые имеют более локальные проявления, не имеют общечеловеческой опасности и др., Что, в свою очередь, вызвало необходимость в создании группы так называемых «элементарных» прав и свобод человека и гражданина [5].

По этой системе классификации существует еще одна группа прав - «права соучастия», - которые являются существенной предпосылкой для защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Они включают в себя отдельные гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права. Например, они включают в себя право так называемой «политической соучастия», которое заключается в праве человека участвовать в формировании органов государственной власти, может иметь свою реализацию благодаря участию в выборах представителей такой власти. Еще одна классификация предлагает разделять все права на коллективные и индивидуальные. И здесь необходимо учитывать, что с общей точки зрения основной целью существования прав и свобод человека и гражданина является защита и развитие человека, которые человека и гражданина (индивидуальные права), некоторые из этих прав могут принудительно осуществляться по требованию отдельных людей, или пользуются ими группы людей. Это касается свободы собраний и организаций, свободы религии и особенно свободы формирования профсоюзов и вступления в них [12].

Коллективный элемент в реализации индивидуальных прав становится еще более очевидным, когда, например, права человека связаны с правом членов этнической и культурной меньшинства на сохранение своего языка и культуры. Самый яркий пример коллективного права человека - это право на самоопределение, которое, как считается, имеют народы, а не отдельные люди. Однако причина того, что право на самоопределение признано правом человека, заключается в том, что его рассматривают как необходимую предпосылку развития отдельного человека.

Положения, касающиеся социальных прав, чаще всего нацелены на создание коллективных услуг, требующих дальнейшей разработки на государственном уровне и редко дают непосредственное право одному человеку заявлять претензии органам власти. Хотя в последнее время, уже не только на международном уровне, мы можем видеть судебные решения по спорам между индивидом и государством, которое решается в пользу индивида. При этом является бесспорным, что коллективные права не должны нарушать фундаментальные индивидуальные права, такие как право на жизнь, свободу от пыток и тому подобное.

Набирает необходимого веса классификация, согласно которой все права могут быть распределены на права первого, второго и третьего поколения или уровня. Прав первого поколения относятся гражданские и политические права. Правами второго поколения являются социально-экономические и культурные права. Правами третьего поколения являются так называемые права «солидарности», которые включают право на мир, на чистую окружающую среду, на равное пользование общим наследием человечества и т. д.

В 80-х годах прошлого века они стали появляться и под эгидой ООН. Все права из третьей группы являются коллективными, поэтому они и получили название прав «солидарности». При этом указывается, что в течение послевоенного времени создано солидный комплекс международно-правовых актов по вопросам прав и свобод человека и гражданина, предусматривающих различные механизмы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Определенные достижения в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина неизбежно приводят к расширению и дальнейшему совершенствованию системы прав и свобод человека и гражданина, не всегда целесообразно. Это, в свою очередь, порождает тенденцию вводить в нее совершенно новые права, значительная часть относится именно к категории прав и свобод человека и гражданина «третьего поколения».

Подводя некоторые итоги, нужно сказать, что права человека не имеют ограничительного характера, они также не являются неизменнымиони, по своей природе, динамические, хотя, вместе с тем, они в любом случае должны иметь фундаментальную природу и быть нацеленными на защиту достоинства человека, причем не определенной категории, а всех индивидов во всех сферах общественной жизни [4, 184] .

Кроме того, всякое право человека должно быть четко определено и разграничено. То есть оно должно быть таким, чтобы конкретный человек или группа людей, имели возможность, на практике обратиться к этому праву, чтобы были учреждения, в которых можно было обратиться с жалобой на нарушение этого права, то есть необходимо предсказания механизма согласования этого права с существующими правами человека и внедрения и защиты. Во всяком случае, можно утверждать, что права человека, несмотря на достаточно небольшое время, особенно в историческом измерении, их цивилизованного признания и закрепления, становятся отдельной системой в международном праве.

Источниками международно-правовых норм по правам человека являются: международные конвенции, как общего, так и специального характера. За период после Второй мировой войны было заключено и вступило в силу более 40 крупных международных конвенций по защите прав и свобод человека и гражданинамеждународное обычное право и общие принципы праварешения международных органов, если договор, которым учрежден данный орган предоставляет ему полномочия принимать обязательные для исполнения решениясудебные решения и научные разработки наиболее высококвалифицированных специалистов по международному праву и др.

На национальном уровне основные права и свободы человека закреплены в действующей Конституции Российской Федерации. Но, несмотря на то, что нормы Конституции являются нормами прямого действия, правовое регулирование и правовая охрана прав и свобод человека должна находить свое отражение и в отраслевом законодательстве. Нужно сказать, что в общем плане такие обязательные требования находят свою реализацию и в отраслевом законодательстве все это имеет необходимое отображение. В то же время для более четкого правового закрепления и правовой охраны, основных прав и свобод человека и гражданина нужно более детально проанализировать, насколько точно в нормах отраслевого законодательства находят свое отражение последние тенденции определения основных прав и свобод человека и гражданина, их признаков, классификации и т. д.

2. Гарантии осуществления и защита прав и свобод человека и гражданина

2.1. Гарантии осуществления прав и свобод человека и гражданина

10 декабря 1948 Генеральная ассамблея ООН приняла первый международный договор, провозгласивший основные права и свободы человека - Всеобщей декларации прав и свобод человека и гражданина. Она закрепила основы мирового правопорядка в области прав и свобод человека и гражданина и на много лет вперед определила пути формирования соответствующего национального законодательства других стран мира. Положения Декларации получили свое дальнейшее развитие во многих международных договорах и документах. Так, 4 ноября 1950 принята Конвенция о защите прав и основных свобод человека (Римскую конвенцию).

16 декабря 1966 Генеральная Ассамблея ООН приняла два важных документа по правам человека: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Указанные документы являются обязательными для всех государств, которые ратифицировали, в том числе и для Российской Федерации. Определены в этих документах основополагающие права и свободы человека направлены на создание и обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности.

Российская Федерация не только признала эти документы, но и закрепила их новеллы в конституции государства. В ней значительно расширены права и свободы человека и гражданина, установлены правовые гарантии их реализации. Соответствующие положения Основного Закона вы ходят из общепризнанных принципов и норм международного права, согласно которым:

  1. национальное законодательство не может противоречить зафиксированным в международных актах основным правам человека и общечеловеческим ценностям;
  2. не существует абсолютных прав и свобод, они могут быть ограничены в целях обеспечения общественного порядка, здоровья населения и т. д. только законом и в той части, как это допускает Конституция и ратифицированные государством международные акты;
  3. запрещается злоупотребление правами, то есть права человека ограничены правами других лиц [2].

Эти принципы закреплены и в нормах действующей Конституции Российской Федерации, в частности, устанавливающей право человека на свободное развитие своей человека и гражданина, если при этом не нарушаются права и свободы других людей, и обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие его человека и гражданина.

Основной обязанностью каждого человека есть также неуклонное соблюдение Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, воздержание от посягательств на права и свободы, честь и достоинство других людей.

Закреплены в Основном Законе права и свободы человека и гражданина не являются исчерпывающими. Следовательно, основанием для избрания темы, касающейся прав и свобод человека и гражданина, является то, что они, хотя и закрепленные Конституцией Российской Федерации, должным образом не реализуются, а во многих случаях нарушаются.

В результате мы имеем высокий уровень преступности и коррупции и низкий уровень законности и правопорядка в государстве. Необходимо отметить, предусмотренных Конституцией Российской Федерации права, свободы и обязанности являются правилами прямого действия. Это означает, что лицо, права и свободы которого нарушены, может обратиться с иском в суд, ссылаясь на соответствующую норму Конституции Российской Федерации. Отсутствие закона по этому вопросу отнюдь не является основанием для отказа в принятии соответствующего иска для его рассмотрения в судебном порядке [4].

Современное состояние правового статуса человека в Российской Федерации в разных сферах социальной жизни свидетельствует о несовершенстве и разбалансированность механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Провозглашение личных прав и свобод человека и гражданина является важной, но не единственным признаком правопорядка в обществе. Необходимо также создавать соответствующие условия для реализации прав и свобод, должны обеспечиваться надежной системой их гарантий. Для обеспечения возможности пользоваться всеми правами и свободами человека и гражданина государство должно обеспечить реализацию конституционных прав и свобод, создать соответствующий механизм их обеспечения [4, 3].

Основным элементом этой системы гарантии, которые представляют собой целый ряд конкретных средств, благодаря которым становится реальным эффективное осуществление гражданами своих их прав и свобод, их охрана и защита от правонарушения. Их главное назначение состоит в обеспечении всех и каждого равными правовыми возможностями для приобретения, реализации, охраны и защиты, субъективных прав и свобод.

Роль и значение гарантий прав и свобод человека и гражданина определяется тем, что они являются важными факторами в экономической, политико-правовой, культурной и других сферах жизни общества, которые создают условия для реальной возможности осуществления прав и свобод человека и гражданина. Система гарантий прав и свобод человека и гражданина является достаточно сложной и разветвленной. По содержанию и видам гарантии прав и свобод человека и гражданина делятся на общие и специальные.

 К общим гарантиям относятся экономические, политические, социальные, идеологические и культурные гарантии, а к специальным - правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина.

В юридической научной литературе существуют различные классификации гарантий прав и свобод человека и гражданина. Среди них можно выделить такие, что более четко и всесторонне отражают их сущность.

Мы разделяем гарантии прав и свобод на общесоциальные и специальные. К общесоциальным относятся: экономические, политические, духовно-идеологические. Специальные - это установленные государством юридические нормы, направленные на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также практическая деятельность по применению этих норм и правоприменительные акты соответствующих органов власти.

Также необходимо отметить, что в юридической науке существуют и другие подходы к классификации гарантий прав и свобод человека и гражданина [11].

Соблюдение правовых гарантий является одним из главных условий обеспечения законности и правопорядка в государстве и во всех сферах общественной жизни. Эффективность правовых гарантий прав и свобод человека зависит от Основного Закона и действующих нормативно-правовых актов, развития правовых принципов, осуществление конституционного контроля, а также от того, как выполняют предписания этих законов государственные органы и общественные организации, призванные создавать условия для реализации прав и соблюдения обязанностей гражданами.

Правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, которые формируются в гражданском обществе, зависят от институтов демократии, экономического положения государства, уровня правового воспитания и культуры населения, эффективного функционирования и взаимодействия ветвей государственной власти [13].

Роль и значение правовых гарантий определяется тем, что они создают необходимые юридические условия для превращения закрепленных в законодательстве прав и свобод человека и гражданина из возможностей в реальность. Для того, чтобы подробнее выяснить назначение правовых гарантий, нужно проанализировать взгляды ученых-юристов по этому виду га рант.

Так, Н. В. Витрук разделяет правовые гарантии на две группы:

  1. гарантии реализации прав и свобод;
  2. гарантии охраны прав и свобод [8, 31].

Мы выделяем такие виды правовых гарантий:

  1. состояние законодательства, его стабильность и соответствие развития отношений в обществе, уровень юридической техники;
  2. состояние деятельности по предупреждению и пресечению правонарушений, в частности, мер юридической ответственности;
  3. доступность и качество правосудия
  4. эффективность контроля за реализацией правовых актов [9, 195].

Другая позиция - правовые гарантии делятся на гарантии реализации и гарантии охраны (защиты). Реализация прав и свобод невозможна без их охраны, нет такого права, не нуждается в охране. Гарантии охраны, которые являются структурными элементами механизма обеспечения прав и свобод, является одновременно гарантиями их осуществления, то есть не могут существовать вне реализации прав и свобод [10, 108]. В рамках этой позиции можно сделать вывод о том, что к нарушению прав и свобод человека и гражданина действуют средства охраны, а уже после - средства защиты.

Итак, гарантии восстановления нарушенного права можно толковать через гарантии защиты в единственном значении.

Правовые гарантии - это предоставление государством формальной (юридической) общеобязательности условиям, необходимым для того, чтобы каждый человек мог воспользоваться личными правами и свободами [11, 177].

По нашему мнению, понятие правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина как система условий, средств и способов обеспечения возможностей для реализации этих прав употребляют, как правило, для определения гарантий в широком смысле этого термина. О правовых гарантиях, то нужно отметить, что эти правовые условия, средства и способы определяют процедуру реализации прав и свобод человека и гражданина способом и форме, которые закреплены национальным законодательством государства и актами международного права. Одной из разновидностей правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина гарантия их судебной защиты.

Право на защиту - это субъективное право человека на восстановление нарушенных прав и свобод. Оно означает закрепленную в законе возможность человека прибегать к принуждению государства в случае нарушения его прав, в результате чего составляются соответствующие правовые отношения, опосредующие порядок и процедуру осуществления защитных мероприятий. Это право можно осуществлять с помощью самозащиты, так и путем обращения в соответствующие органы и организаций, среди которых ведущая роль, бесспорно, принадлежит судам.

Для восстановления и защиты своих прав и свобод человек может обратиться в суд лично или через своего представителя. Нужно отметить, что в государстве существуют также и специальные правоохранительные органы, на которые возложены прямая обязанность выявлять нарушения прав и свобод человека, охранять их от нарушений, предупреждать и пресекать преступные действия против прав и свобод человека и гражданина, а также восстанавливать нарушенные права человека и гражданина.

 Итак, для защиты прав и свобод человека и гражданина можно обратиться в суд. Суд не вправе отказать в рассмотрении дела по причинам невнятности или отсутствия определенной правовой нормы.

 В Российской Федерации только судам принадлежит решающая роль в утверждении приоритета прав и свобод человека и гражданина, их защите и восстановлении. Необходимым условием эффективности судебной защиты прав и свобод человека является независимость судов от исполнительной и законодательной власти. Решения судов не могут быть отменены никаким другим органом государственной власти. Можно сделать вывод, что правовые гарантии судебной защиты закрепляют возможность каждого человека:

  1. делать собственный выбор - обращаться или не обращаться в суд за защитой своих прав и свобод;
  2. требовать от суда рассмотрения дел и вынесения решения в соответствии с действующим законодательством;
  3. обжалования судебного решения.

Сейчас в Российской Федерации нет реально действующих правовых гарантий реализации права осужденных на обращение в суд по поводу защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Это выражается в том, что ни уголовно-исполнительное, ни уголовно-процессуальное законодательство не содержат специальных норм, которые бы с учетом особенностей правового и фактического статуса лица, осужденного к лишению свободы, устанавливали порядок представления в суд и рассмотрения судом жалоб осужденных решения, действия или бездеятельность субъектов властных полномочий. Уголовно-исполнительный кодекс не содержит четкой и детальной процедуры подачи и рассмотрения жалоб осужденных. Кроме того, в нем не предусмотрено правовых гарантий обеспечения принципа равенства сторон [17].

Таким образом, создается ситуация, когда обращение в прокуратуру не подлежит пересмотру, а обращение в суд подлежит. То есть такая корреспонденция может подвергаться цензуре со стороны администрации, а сами осужденные оказываются под давлением администрации с целью заставить их отказаться от защиты своих прав в суде. Спектр средств давления достаточно широк: от убеждения и запугивания - до избиения, наложения дисциплинарных взысканий или инициирования новых уголовных дел [15, 6].

К сожалению, отсутствие эффективного правового регулирования этого вопроса свидетельствует о том, что государство не ставит своей целью обеспечить реализацию осужденными права на обращение в суд. Бесспорно, такое отношение к этому вопросу объясняется многолетней наследием прошлого, сформировала соответствующий менталитет как у лиц, отбывающих наказание, так и в администрации заведений исполнения наказаний.

К этому следует добавить, что уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает обязанности администраций учреждений исполнения наказаний формировать осужденных о возможности обжалования их решений, действий или бездействия в суд, разъяснять порядок обжалования или хотя бы предоставлять соответствующую нормативно-правовую базу, информировать об адресе и другие реквизиты судов и тому подобное. Согласно минимальным стандартам правил обращения с заключенными [8], каждый заключенный должен иметь возможность обращаться в органы центрального тюремного управления.

Для обеспечения согласованности норм законодательства Российской Федерации с международными нормами необходимо провести анализ действующего законодательства и законопроектов на соответствие стратегическим и тактическим целям интеграции Российской Федерации в мировое сообщество, анализ положительного или отрицательного влияния введения в Российской Федерации международных норм, определение условий, приоритетов и сроков введения международных норм в отечественное правовое поле.

В последние годы проблема прав и свобод человека и гражданина стала предметом серьезного научного анализа. Но реальных, существенных сдвигов, несмотря на то, что российская власть все время говорит о правах человека, нет. Острота проблемы обусловлена и тем, что в нашем обществе сложилась традиция пренебрежительного отношения к отдельному гражданину, человека и гражданина, ее прав, свобод, интересов. По нашему мнению, механизм действия гарантий прав и свобод человека и гражданина потребностей неотложного совершенствования, и каждый должен активно действовать не только правовые гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина, закрепленные нормами права, но и гарантии, закрепленные социальными нормами: нормами морали, нравственности, корпоративными нормами, нормами-обычаями и др.

Правовые гарантии не в состоянии в отрыве от других социальных норм создать достаточно благоприятных условий для полного обеспечения прав и свобод человека. Требуется определенное время для того, чтобы общественные отношения стали нравственными, отвечали требованиям этики и, вместе с тем, требованиям закона. Должен существовать комплекс правовых гарантий прав и свобод граждан, то есть создание возможности, при которой стала бы реальной реализация каждым человеком и гражданином своих конституционных прав и обязанностей. Учитывая вышесказанное, можно утверждать, что в Российской Федерации существует круг правовых гарантий, которые взаимодействуют с другими гарантиями прав и свобод человека и гражданина. Но на самом деле обеспечения практической реализации прав и свобод человека на территории Российской Федерации еще находится на достаточно низком - не только правовой, но и общекультурном, мировоззренческом - равны.

2.2. Защита прав и свобод человека и гражданина

Проблемы реализации и защиты прав и свобод человека в последней четверти ХХ и в начале XXI века получили, можно утверждать без преувеличения, мирового, глобального значения и вышли на первое место в международной системе критериев оценки, уровня развития демократии в определенном государстве и обществе на земном шаре [6].

Этот процесс имеет как объективное, так и субъективное основание и обусловлен, с одной стороны, историей становления и развития мировой цивилизации и ее демократических институтов, а с другой - волей «сильнее мира сего» (отдельных наиболее экономически и политически развитых государств и обществ: США, Япония, Китай, Великобритания, Германия, Франция) - направленной на создание единого мирового порядка, построенного на общепринятые идеи защиты прав и свобод человека и гражданина и борьбы с терроризмом. Такое отношение сегодня в мире к этой проблематике в значительной мере объективным и, к сожалению, часто имеет яркую политическую окраску, и оставаться таким еще много лет. Именно поэтому задачей ученых и практиков в области права, политологии, социологии, культурологии и педагогики являются: во-первых, всестороннее и детальное исследование этого социально-правового феномена и формулировка его глубокой научно обоснованной характеристикиво-вторых, формирование адекватного понимания каждым человеком своих прав и свобод, а также обучение ее методам и средствам их утверждения, защиты от любых нарушений и посягательств в первую очередь со стороны государства, отдельных членов общества и их группировокв-третьих, создание таких политических, экономических, правовых и культурных условий жизнедеятельности общества и государства, в которых бы эти права и свободы могли быть в полной мере реализованы [20].

Решение первой задачи, прежде всего, лежит в плоскости определения общей характеристики прав и свобод человека и гражданина. Рассматривая такие права и свободы с точки зрения общего понимания права, нельзя согласиться с распространенным взглядом на это понятие только как на отдельную категорию теории права, тем более - отрасль права, даже - международного, поскольку «право» любого государства - это фактически всеобъемлющая совокупность прав и свобод человека и гражданина, чаще всего по крайней мере в европейской (романо-германской) правовой семьи выраженная в системе правовых норм, регулирующих в первую очередь поведение каждого человека (в том числе и гражданина) в обществе, а также - взаимно отношения общества и его государственных и самоуправленческих органов управления с каждым человеком и человеческими сообществами (профессиональными, этнокультурными, возрастными, политическими объединениями).

В то же время государства, относящихся к англо-саксонской правовой семье, исповедуя как основной способ регулирования таких отношений - судебный прецедент (решение суда по конкретному делу), - в большей степени полагаются не на всеобщие правовые нормы поведения человека, а на общепризнанные в обществе принципы человеческого общежития, основанные на морально-этических принципах: справедливости, разумности, баланса интересов, доверия, порядочности и ответственности. Наверное, как всегда, истина в этих подходах к утверждению демократического, правового и социального государства лежит посередине.

Известно, что любая система права является, с одной стороны, производной от системы прав и свобод каждого человека и их объединений, а с другой - права и свободы отдельного человека, в том числе и гражданина, обусловленные системой права, существует в государстве. Если же к этому добавить политические, экономические, психологические и другие социальные факторы, которые существенно влияют на формирование и реализацию прав и свобод человека, то следует заметить: эта категория, на мой взгляд, является таким социально-политических правовым феноменом, который может исследовать и изучаться только на основе синтетического, системного и комплексного подхода [3]. Поэтому, говоря о правах и свободах человека в правовом аспекте, можно утверждать, что юристам-ученым следует в первую очередь сосредоточиться и даже специализироваться в своих исследованиях на проблемах комплексного правового механизма защиты таких прав и свобод, а не пытаться искусственно создавать отдельную «отрасль права».

В свою очередь, юристы-практики должны отрабатывать такие механизмы с целью упрощения и повышения эффективности их действенности. Решение первой задачи неизбежно вызывает необходимость решения второй, то есть налаживание системы образовательной и воспитательной деятельности во всех слоях населения от семьи к президенту государства, от воспитанника детского сада и общеобразовательной школы в вуз и академии наук [10].

К сожалению, следует констатировать, что сегодня, несмотря и то, что учебные программы подготовки юристов содержат специальные учебные дисциплины по правам человека в системе как общей, так и специальной, в том числе - юридического, образования в Российской Федерации нет устойчивого, научно обоснованного подхода к исследованию и изучению прав и свобод человека вообще и механизма их защиты (обеспечения) в частности.

Следует обратить внимание, что в теории права, политической жизни и юриспруденции до сих пор существуют два взгляда на природу прав и свобод человека и гражданина, в определенной степени получило отражение и в названии международно-правовых актов по защите прав и свобод человека и гражданина. Сторонники одной точки зрения утверждают, что существуют так называемые основные права и свободы человека, которые являются естественными, то есть такими, которые предоставлены, присущие человеку с рождения, а другие - приобретенные (делегированные) каждому человеку со стороны общества и государства. Вторая точка зрения заключается в том, что все права услуг (делегируются) каждому человеку обществом и государством [7].

Еще одним «камнем преткновения» в решении этой «научного спора» является отсутствие полного и исчерпывающего перечня таких прав, что, с одной стороны, объективный, а с другой - усложняет процесс реализации человеком и гражданином своих прав, а обществу и государству в определенной степени мешает создавать эффективные механизмы их защиты. При этом следует заметить, что вряд ли корректной позиция разделения, диференциациации прав и свобод человека и гражданина на «основные» и «неосновные». На мой взгляд, все права и свободы человека являются основными (основополагающими).

В таком случае, скорее всего, следует разделять права на «конституционные», то есть предусмотренные Основным законом государства, и «внеконституционной», не предусмотрены и не могут быть предусмотрены конституцией, поскольку реализуются в сфере морально-этических, религиозных, межличностных или узко корпоративных отношений. В то же время есть все основания утверждать, что права человека на жизнь, безопасные условия жизнедеятельности, равный доступ к общим социальных благ и потребностей и самореализации собственных знаний, умений и навыков, в отличие от других (например, политических или профессиональных), принадлежащие ей от рождения, предоставленные Богом и поэтому их следует считать «естественными» [1011].

Система конституционных прав и свобод человека и гражданина и гражданина в Российской Федерации охватывает теоретически максимально всеобъемлющий спектр прав и свобод в выборе способов и средств жизнедеятельности каждого человека, проживающего находится в нашей стране. И это, безусловно, положительное достояние общества. Однако практическая реализация и защита этих прав и свобод почти каждый раз наталкиваются на значительные препятствия и преграды, имеют как объективный, так и субъективный характер и является основой для нерешенных проблем в этой сфере. К проблемам реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина и гражданина в Российской Федерации в контексте верховенства права можно отнести:

  1. низкий уровень правовой культуры и правового сознания подавляющего большинства членов общества;
  2. неудовлетворительный уровень внешнего воспитательного влияния на каждого человека со стороны общества и самовоспитания при наличии у многих людей реального ощущения собственной чести и достоинства;
  3. низкий уровень соблюдения правопорядка (законности) в жизни общества и государства и безоговорочной ответственности каждого без исключения человека перед собой и окружением процесс и результаты своей деятельности;
  4. неравноправие ветвей и органов государственной власти и несовершенство функционирования местного самоуправления территориальных общин в реальной жизни;
  5. низкий уровень профессионализма в сфере политического и государственного менеджмента и его исключительная зависимость от личных и групповых (клановых) интересов;
  6. отсутствие четкой структурированности гражданского общества и общественного контроля за деятельностью всех органов государственной властивысокий уровень коррупции на всех уровнях государственной и общественной жизни и отсутствие политической воли у его уменьшения;
  7. отсутствие прямой зависимости между человеком и гражданином и государством и обществом.

Анализ вышеуказанных проблем показывает, что каждая из них имеет свои субъективные и объективные причины происхождения и существования.

Во-первых, низкий уровень правовой культуры и правового сознания обусловлен несколькими факторами, среди которых следует назвать следующие: отсутствие правовой традиции в обществе, которое долгое время не имело своей государственности и собственного правового поля в европейском понимании этого явления [15].

 Ведь россияне в течение многих веков жили или по нормам обычного права, которое, кстати, и до сих пор сохраняет свою роль в нашей жизни. Чиновники во все времена и века, и сейчас также, сами не выполняли или коварно искажали выполнения действующих правовых норм и при этом реально часто не соответствуют ни перед собой , ни перед обществом за такие действия, то наличие названных проблем становится более обоснованной и понятной.

Во-вторых, неудовлетворительный уровень внешнего воспитательного воздействия на каждого человека со стороны общества и методов самовоспитания при наличии у многих людей реального ощущения собственной чести и достоинства можно объяснить двумя причинами. С одной стороны, отсутствием современной общественной системы внешнего воздействия на воспитание человека, направленного на развитие лучших человеческих качеств - чести и достоинства, поскольку советская система (детский сад, школа, вуз, трудовой коллектив, пионерская, комсомольская и партийная организации и т. п.) уничтоженарелигиозное воспитание не развито и во многом искаженное и сведено лишь к соблюдению определенных церковных ритуалов без раскрытия сущности религиозной веры нравственные и духовности ценности заменены материальнымидоверие между человеком и властью потеряна. Зато фактически созданной новой, современной системы такого воспитательного воздействия. С другой стороны, воспитания этих самых человеческих добродетелей, к сожалению, не является приоритетом семейных отношений, поскольку основные усилия родителей объективно направлены на обеспечение только материального благополучия семьи.

В-третьих, низкий уровень законности (соблюдение правопорядка) в жизни общества и государства и отсутствие безусловной ответственности каждого без исключения человека, как перед собой, так и перед окружением процесс и результаты своей деятельности объективно обусловлен, с одной стороны, исторически ментальными традициями народа, а с другой - традиционным стремлением любой власти всячески ограничивать свободу жизнедеятельности и самореализации человека путем установления таких механизмов правового регулирования общественной и личной жизни, не оставляют ей свободы выбора и, под предлогом необходимого упорядочения общественных отношений, загоняют ее в «прокрустово ложе» ею же (властью) созданных правил поведения.

Если же к этому добавить существования незаконные «правопорядка» путем создания и принятия неправовых законов, выборочную политическую и юридическую ответственность отдельных представителей общества (в первую очередь - чиновников и их окружения) за совершенные ими правонарушения - причины указанных проблем становятся более аргументированными и весомыми [8].

Одним из таких методов является безусловное применение принципа верховенства права во всех сферах общественной жизни и государственного управления. Такие характерные составляющие признаки этого принципа, как гуманизм, справедливость, пропорциональность, объективная обоснованность и целесообразность правового регулирования общественной жизни, позволяют выполнить триединую функцию верховенства права: во-первых, ограничить деятельность государственной власти интересами общества и правами и свободами отдельного человекаво-вторых, применять формальную законность (то есть выполнение законов и других нормативно-правовых актов государства), что должно гарантировать безопасность и предсказуемость всех видов и форм общественных отношенийв-третьих, обеспечить верховенство правового закона, а не лица, кемона была и какую должность занимала [9].

Именно верховенство права как универсальный феномен формирования оптимальной сбалансированности общественных, личностных и государственных отношений дает возможность каждому человеку реализовать в полном объеме свои права и свободы [3]. В этом контексте мировое сообщество накопило достаточный опыт воплощения верховенства права в государствах с развитыми правовыми системами и демократическими формами и методами государственного устройства и правленияесть и собственный, хотя и небольшой, российский опыт.

Заключение

Права и свободы человека и гражданина являются сложносоставной правовой категорией, представляющей собой охраняемую силой государственного принуждения меру возможного поведения участников правоотношений (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства), направленную на удовлетворение человеческих потребностей, пределы реализации которой находятся в установленных законом юридических рамках.

Современная действительность предполагает необходимость правовой защиты этой категории. В основе конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина лежит обязанность государства защищать такие права и свободы. Однако, в законодательстве Российской Федерации сохраняются значительные пробелы и нормативные решения, которые отличаются от положений заключения договоров, подписание Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряда других международных договоров о правах человека.

Несмотря на это, необходимо продолжать работу по дальнейшей разработке и законодательному закреплению механизма реализации соответствующих международных норм.

Таким образом, универсальные и неделимые, взаимозависимые и взаимосвязанные права человека требуют постоянного внимания науки, практики, в том числе и в деятельности государственных органов.

В данной работе были рассмотрены основные моменты о сущности прав и свобод человека и гражданина. В подведении итогов данной работы можно сделать следующие выводы.

Права и свободы человека и гражданина включают в себе много составляющих частей, у каждой из которых свои нюансы. Права человека и права гражданина - это разные вопросы с одинаковым корнем образования.

Конечно, как бы государство не старалось защитить права человека и гражданина, всё равно не удастся избежать ущемления прав и свобод на местах в отдельных регионах. Права человека всегда стояли, стоят и будут стоять на ведущем месте. Государство делает всё возможное, что бы эти права реализовывались и не нарушались, но это не представляется возможным. Человеку даны права от рождения(личные) есть такие права которые даются с 18 лет (политические), но все эти права образуют единую целостную систему всех прав и свобод. Права человека в случае нарушения их внутри государства защищаются в Организации Объединённых Наций (ООН).

Каждый человек, который проживает на территории государства обладает не только правами, но и обязанностями. Люди пытаются иногда не выполнять свои государственные обязанности, не исполнении которых карается мерами государства (Штрафы, тюремные заключения, принудительные работы) «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗа это такие обязанности как: военная служба , уплата налогов(нарушение закона укрывательство от налогов Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ).

«В современных условиях защита прав человека все более очевидно становится одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и свобод человека, в том числе права на честь, достоинство и деловую репутацию».

Права и свободы граждан будут приоритетом любого правового социального государства.

Каждый человек обладает правовым статусом, он занимает определённое место в государстве. Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, при котором все органы государственной власти выполняют защиту прав и свобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета, при строгом соблюдении Конституции Российской Федерации.

Таким образом, права и свободы могут выступать и как правовое нормы – строго закрепленные в форму государством и имеющие защиту со стороны государства, и как этические ценности, идеалы к которым должно стремиться и защищать, и как неотъемлемые объективно присущие качества человека, которые даны человеку с момента его рождения. Помимо этого права и свободы имеют глубокую соподчиненную структуру, и со временем она только растет и усложняется, что приводит к необходимости определения ее путем классификации и иными способами.Все это говорит о них, как о важнейшем и разностороннем институте общества несущего в себе огромную социальную, политическую и культурную ценность.

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты и документы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Всеобщая декларация прав человека: принята 10 дек. 1948 г. Генер. Ассамблеей ООН // Права и свободы человека и гражданина. Библиотечка «Рос. газ.» совместно с библиотечкой журн. «Соц. защита». Вып. 11. М., 1995. С. 10–17. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. // URL: http://www.agitclub.ru/museum/revolution1/1789/declaration.htm
  3. Международный пакт «О гражданских и политических правах» (Нью- Йорк, 16 дек. 1966 г.) // Ведомости Верхов. Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.

Литература

  1. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. СПб., 2013.
  2. Андрианова В.В. Личные права в России (право на индивидуальность) // Вестник Российской правовой академии. 2012. № 3
  3. Витрук Н.В. Общая теория положения человека и гражданина. М.: НОРМА, 2015.
  4. Воеводин Л.Д. Юридический статус человека и гражданина в России. М., 2015.
  5. Воронина Е.И. «Личные права» и «личные неимущественные права»: соотношение понятий // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. № 4.
  6. Гайнетдинов А.Н. Конституционные гарантии защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий (бездействий) субъектов правоохранительной системы Российской Федерации: автореф. дисс. … к. ю. н. Ростов н/Д, 2014. С. 21.
  7. Диноршоев А.М. Закрепление прав и свобод человека в Конституции. М., 2014.
  8. Ковалёв И.Г. Билль о правах и начало законодательного оформления системы престолонаследия в Англии. // Исторический журнал: научные исследования, 2015. N 2 (26).
  9. Кошелев Е.В., Юрицин А.Е. Защита прав человека: внутригосударственный и международный механизмы обеспечения // Актуальные вопросы публичного права. Научно-практический журнал. 2015. № 2.
  10. Лебедев В. А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности). М. : Изд-во Моск. ун-та, 2015.
  11. Лупенко И.Ю. Конституционные гарантии правосудия в системе гарантий прав и свобод человека и гражданина // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 1.
  12. Мордовец А.С. Гарантии прав человека и гражданина: понятия и классификация: лекция // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: Юристъ, 2013.
  13. Фирсёнкова С., Казанцева Д.Б., Безрукова О.В. К вопросу о личных правах и свободах человека и гражданина в международно-правовых актах // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 35.
  14. Хазов Е.Н. Содержание современной концепции конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина // Образование и право. 2014 № 2 (6).
  15. Хватова М.А. Природа личных неимущественных прав и их связь с имущественными правами: теоретические подходы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 6-2 (56).