Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО КАК СЛОЖНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ​

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирование, роль и значение в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденций развития, политико-правовых процессов и их отражения в сознании людей относятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое осмысление этих проблем — объективная потребность и необходимое условие научного управления общественными процессами.

Проблематика происхождения государства всегда являлась одной из кардинальных проблем юриспруденции, но и даже в настоящее в российской учебной литературе и монографиях представляется сложным поиск ответ на этот вопрос. К сожалению, продолжительный период в нашей стране ученые были заняты не поиском решения данной проблемы, а созданием юридической науки, выражающей марксистко-ленинское научное воззрение.

Навряд ли образование государства возможно объяснить с этих позиций, так как историчность этой теории целиком упокоилась на ее абстрактности, таким образом, она может лишь претендовать на историю, как историю какой-либо школы мысли человечества, но ни в коем случае не на описательный процесс действительных событий, которые имели когда-либо место. Естественно этот подход был занят отрицанием плюрализма мнений по этой проблеме, но даже в настоящее время при условиях искомого плюрализма мнений авторитет марксистко-ленинской теории происхождения государства, конечно же, остается великим.

На сегодняшнем современном этапе, ученые, которые заняты поиском решений оглашенной проблемы, сталкиваются со сложностями, вытекающими из вопросов:

• может ли существовать универсальная теория происхождения государства;

• как должна теория государства и права взаимно действовать с иными науками неюридического типа.

Соответственно, эти сложности и задали базисные тезисы проблематики теории происхождения государства.

Итак, объектом исследования выступает государство, как сложнейшие политико-правовое явление, а также основные причины и закономерности его возникновения и развития.

Предметом исследования является история формирования и развития политико-правовой мысли об эволюционных процессах происхождения государства.

Исходя из вышеизложенного, основная цель работы сводится к раскрытию темы, иначе говоря, к демонстрации исторического становления государства, с учетом множественности мнений и существующих гепотиз. Раскрыть поставленную цель нам помогут следующие задачи:

1. Исследование понятия и сущности государства в историко-политическом аспекте.

2. Раскрытие теорий происхождения государства

3. Анализ концепций происхождения государства.

Что касается методологии работы, т.е. совокупности методов и приемов, то в работе применяются традиционные подходы в изучении данной темы:

− исторический метод,

− сравнительный анализ,

− формально-юридический метод,

− анализ научной литературы в рамках темы исследования.

Работа основана на современных учебниках по теории государства и права, истории государства и права зарубежных стран, самостоятельных разработках и публикациях правоведов по изучаемым вопросам и проблемам. При этом можно выделить таких авторов как: Алексеев С.С., Венгеров А.Б., Жуковская Н.Ю., Клягин Н.В., Команина Т. В., Корельского В.М., Манов А.В., Марченко М.Н., Фаткуллин Ф.Н. и др.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО КАК СЛОЖНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

1.1 Основные подходы к понятию государства

Анализ специальной политологической литературе, а также литературы, посвященной изучению вопросов общей теории права, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время, за тысячелетия исторического развития человечества накоплены сотни подходов к пониманию государства, и до сих пор, ни один из них не является абсолютным и общепризнанным.

В качестве причин соответствующей сложности определения понятия государства, выступает с одной стороны сложность соответствующей проблемы, а с другой – наличие в любом обществе многочисленных социальных групп, интересы каждой из которых по отношению к государству в целом могут быть различны. В этой связи, таким группам выгодно акцентирование одних свойств и особенностей государственного строительства, и игнорирование (подавление) других.

Так, в числе наиболее распространенных определений государства, сформулированных представителями различных школ и течений, выступают следующие дефиниции:

1. По мнению Н. Коркунова, под государством наиболее целесообразно понимать общественный союз свободных людей, внутри которого на принудительных началах был установлен мирный порядок, корнем которого выступает предоставление исключительного права на применение принуждение только государственным органам;

2. Л. Гумплович раскрывал понятие государства через предложение собственного видения его социального назначения, и отмечал, что государства – это организация, предназначенная для охраны определенного правопорядка. При этом автор подчеркивает, что возникновение такой организации первично носило естественный характер;

3. Е. Трубецкой обращал внимание на роль каждого члена общества в деле государственного строительства и предлагал определять государство как самостоятельно властвующий в пределах определенной территории союз людей.

Несмотря на внешнее различие, и присутствие тех или иных признаков в одних определениях или их отсутствие в других, общим для большинства дефиниций государства выступает то, что их авторы сходятся во мнении о необходимости выделять в качестве специфичных видов отличий государства такие его характеристики как народ, публичную власть и территорию.

Иными словами, в наиболее общем виде, обозначенные подходы к определению государства, взятые воедино, позволяют сформулировать следующее понятие государства: государство – это некое объединение людей, наличествующее в пределах определенной территории, и находящееся под единой политико-государственной властью.

Как было отмечено выше, в специальной литературе могут быть обнаружены многие десятки подходов к формулированию определения понятия государство, акцентирующих внимание на тех или иных признаках, которые, по мнению исследователей, носят превалирующий характер.

При этом необходимо обратить внимание на то, что ни одной из таких определений не является абсолютно исчерпывающим, и включающим в себя все возможные сущностные характеристики государства. Тем не менее, их последовательный анализ позволяет в рамках представленной статьи выделить наиболее существенные признаки государства, необходимые для формирования целостного и последовательного представления о содержании и социальном назначении государства, в т. ч.:

• Государство по своему характеру является продуктом общественных отношений, то есть оно вторично по сравнению с самим обществом, и процессами, происходящими в нем;

• На современном этапе государство, безусловно выступает формой конкретного существования общества людей;

• Переход общества от догосударственной к государственной модели организации невозможен без наличия определенных предпосылок, включающих в себя – наличие развитой структуры всех сфер общественной жизни (в первую очередь политической и экономической), дальнейшее развитие и совершенствование которых невозможно без централизованного государственно-властного воздействия;

• Для любого государства характерно наличие системы централизованных органов управления, призванных воплощать и реализовывать государственную волю;

• Цели, задачи и направления деятельности любого государства, должны быть опосредованы и основаны на реальных потребностях общества, а не на желаниях правящей элиты.

Считается, что возникновение государства и права, которые функционируют по демократической схеме, имеет место лишь в недавние годы. Но на самом деле такой аспект, как частная собственность, берет свое начало во времена Античности. Частники появились еще во времена существования Римской империи, и вместе с ними образовалось право, позволяющее им сосуществовать на равных. Подобная конституция куда более обширна, чем предыдущий вариант. Законодательство характеризуется более высокой степенью определенности и формализации. Но самое важное – это наличие непосредственно гражданского права, которое регулирует систему имущественных отношений в обществе.

Поразительно, но именно частное римское право можно сравнить с современными вариантами свода законов, и оно ничем не будет уступать. Возможно, этот документ намного опередил во времени и развитии тех людей, для которых он создавался.

Ученые выделяют четкий перечень оснований, которые способствовали образованию столь сложной системы, как право и, конечно же, государство. Достоверно мы уже не сможем выяснить, что из этих двух факторов появилось изначально, поэтому рассмотрим их как взаимодополняющие элементы. Итак, причины происхождения конституции:

• Необходимо было установить единый для всех порядок.

• Необходимо было также поддерживать его на должном уровне.

• Требовалось оформлять товарно-денежные отношения.

• Противоречия, которые сформировались между различными слоями общества, следовало сгладить.

Выделить также можно основные признаки права, которыми оно обладало в древности и обладает по сей день:

• Право является отображением воли властвующей элиты.

• Оно навязывает данную волю всему остальному народу.

• Право имеет принудительный характер и навязывается всем слоям общества. В противном случае существование государства невозможно.

• Сам государственный аппарат формируется непосредственно в праве.

• Между властью и народом формируются определенного рода взаимоотношения, рамки которых должны быть четко отображены в конституции.

Кратко перечислим, какие же существуют версии образования государства и права:

1. Теологическая теория – правовой и государственный аппарат был создан божественной силой.

2. Договорная версия – в соответствии с ней люди добровольно избрали себе правителей и, так сказать, поддались их власти ради всеобщего порядка.

3. Органическая описывает процесс формирование права как живого организма. Только в роли клеток тут выступают люди.

4. Патриархальная версия - государство происходит от семьи. Последняя разрастается, а власть над всеми остается в руках главного мужчины – монарха и передается по наследству.

5. Теория насилия делится на внешнюю и внутреннюю. Согласно первой одно племя однажды завоевало другое и установило над побежденными господство. В соответствии со второй шло некое подобие гражданской войны в рамках одного поселения. Меньшинство должно было подчиниться большинству, представляющему коллективные интересы.

Версий и предположений существует еще целое множество. Что уж тут говорить, каждый из нас на основе определенных знаний и наработок может сформировать собственную гипотезу о возникновении права.

1.2 Раннее государство: понятие и общие закономерности возникновения

Государство как форма сложной организации обществ оказалось наиболее жизнеспособным, и на сегодняшний день является доминирующей формой политического устройства общества во всем мире.

Теория ранней государственности была выдвинута и Х. М. Классеном и П. Скальником и опубликована ими в «The Early State» в 1978 году. Авторы полагали, что раннее государство является начальной стадией эволюции докапиталистических неиндустриальных государственных образований.

организацией, созданной для урегулирования социальных отношений в сложном стратифицированном или же многоуровневом обществе, подразделенном на два мощных класса — подданных и правителей. Их отношения узаконены общей идеологией, главнейшим принципом которой является реципрокность (т. е. взаимность).

Раннее государство является отделенной от населения организацией власти, политической формой, обладающей суверенностью и верховностью, способной к принуждению исполнения собственных требований, изменению важнейших отношения и вводу новых, и перераспределению ресурсов. Помимо того, она устроена не на принципах родственных связей.

Концепт раннего государства обладает некоторыми общими чертами с распространённой средь ученых советского происхождения концепцией «дофеодального периода». Позже, исследователи начали выделять три этапа становления государственности - редгосударственный, этап раннего государства и этап традиционного государства. Раньше раннее государство истолковывали как государство, знакомое с эксплуатацией, но не знающее частной собственности, и назвали его:

• «раннеклассовое общество»;

• «раннефеодальное»;

• «варварское»;

• «сословное» .

Ранние государства существенно разнились меж собой по многим характеристикам, в частности по уровню развития управления, централизации, судебной и налоговой систем.

Государства не могут быть менее определенного размера и уровня сложности, самое маленькое из них должно состоять из нескольких тысяч жителей. Хотя чаще они бываю гораздо крупнее, а по мере процесса развития государства его объемы обычно вырастают до множества тысяч (часто до десятков и сотен тысяч, иногда и до миллионов человек).

В государстве должен иметься конкретный производственный базис в виде ремесла, сельского хозяйства и торговли.

В нем обязательно должна существовать выраженная социальная стратификация.

Необходимым является конкретный уровень структурно-управленческой и политической сложности: по меньшей мере в государстве должно быть не менее 3 управленческих уровней (хотя обычно их бывает больше), что при археологических раскопках отражается в трехуровневой либо четырехуровневой иерархии поселений, свидетельствующей о наличии конкретных политических традиций.

В типологии  Чиркина В.Е берется в учет степень зрелости:

• зачаточное государство («inchoate»);

• типичное государство;

• переходное государство.

Но множество ученых критикуют эту типологию, в частности из-за того, что в ней отсутствует разграничение меж ранним государством и вождеством.

В соответствии с мнением Чернявского А. Г., ранние государства можно подразделить на первичные, которые возникли самостоятельно, без влияния извне и вторичные, возникшие самостоятельно, но с принудительным или добровольным усвоением соседского опыта. Подавляющий массив известных исторической науке государств представляется вторичными государствами. К первичным  он причислял:

• древнеегипетское государство;

• шумерское государство в Месопотамии;

• предков китайцев в среднем течении Хуанхэ;

• носителей культуры Мохенджо-Даро в долине Инда;

• индейцев Мезоамерики;

• древнее государство во Вьетнаме;

• части западно-семитских народов на восточной части побережья Средиземного моря и до некой степени индоариев в северной части Индии.

Самыми древними первичными государствами являются Египет и Шумер, возникавшие на рубеже 4 и 3 тысяч до нашей эры; в 3 тысяче до нашей эры образовалась государственность вокруг Мохенджо-Даро, вьетское государство Ванланг и государство на восточном побережье Средиземного моря; во 2 тысяче до нашей эры — на среднем течении Хуанхэ; приблизительно к 8 веку до нашей эры образуются индоарийские государства северной Индии, в конце 1 тысячи до нашей эры — государства индейцев в Центральной Америке.

Но в истории были и сложные общества, которые существует возможность относить к негосударственным, но по собственным характеристикам, таким как размеры, уровень развития и культурные особенности, они приблизились к государственному образованию. Притом благоприятные условия, которые являлись необходимыми для формирования государства, не могли сложиться по каким-либо причинам и эти общества возвращались на собственный путь развития. Для того, чтобы обозначить такие образования, сравнимые с ранними государствами по размерам, сложности и функциям наукой сформулированы  понятие аналогов раннего государства.

Основные различия межжду ранними государствами и их аналогами пролегают не в уровне сложности и размерах, а в особенностях устройства политики и способах общественного управления.

Государство отличается от собственных аналогов великой сложностью управленческой организации, более высокой преобразовательской активностью, способностью к принуждению к исполнению собственных требований и изменению отношений и норм, выходя из своих интересов и задач; а также опорой на юридические, формальные и административные нормы и правила.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЙ (ТЕОРИЙ) ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

2.1 Краткая характеристика основных теорий происхождения государства

Теологическая теория

Данная теория происхождения государства явилась одной из первых доктрин, которая поясняла происхождение государства и права в результате божьей воли. Еще в древних Египте и Вавилоне возникали схожие идеи. В силу занимаемого положения у духовенства существовала возможность оказания значительного влияние на формирование соответственного общественного мнения.

Самыми известными представителями данной теории являлись Ф. Аквинский; Ж. Маритен; Ф. Лебюфф.

К примеру, ученый-богослов Фома Аквинский полагал, что процессия возникновения и развития государственности аналогична процессии создания богом мира.

Теологическая теория, как и любая догма, не подлежит доказыванию, но ее невозможно и полностью опровергнуть. Вопрос ее истинности разрешается совместно с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, то есть это, все в итоговом счете, является вопросом веры.

Патриархальная теория

Возникла в древние время. Основателем данной теории является Аристотель. Однако схожие идеи высказывались Г. Мэмом, Д. Мердоком, Н.К. Михайловским.

Смысл этой теории состоитв том, что государство возникло из перерастающего из поколения в поколение семейства. Глава семьи является главой государства, то есть монархом. Его мощь власти, этим образом, является продолжением отцовской власти.

Аристотель полагал, что государство является не лишь продуктом естественного развития, но и так же наивысшей формой человеческого общения, то есть семьей, селением. В средневековье данная теория послужила объяснение отеческой (абсолютной) власти монарха. Положения данной теории развил ученый китайского происхождения - Конфуций.

Государство рассматривалось им в форме большой семьи. Императорская власть представлялась им в образе власти отца нации, который обязан проявлять заботу о подданных. Отношения между населением были изображены в образе семейных отношений, построенных на строжайшей субординации. Подданные должны быть преданными, почтительными и законопослушными, полностью подчиненными своим правителям.

Смыслом патриархальной теории является то, что государство структурировано разрастающимися из поколения в поколение семьи. Главный человек этой семьи и является главой государства, то есть монархом. Его властность, этим образом является продолжением власти отца, монарх же представляется отцом всего круга своих подданных. Из патриархальной теории исходит вывод о необходимости для всего человечества подчиниться власти государства.

Государство, по мнению Аристотеля, является не только результатом естественного развития, но и верховной формой общения людей. Оно охватывает все иные общественные формирования , такие как семья, селение.

В государстве находит свой конец и политическая природа человека. Аристотель, к примеру, исходит из того, что люди, являясь коллективными существами, устремлены к общению, образованию семей, а развитие семей приводит к формированию государства. Аристотель объяснял государство продуктом умножения семей, их расселения, а так же соединения. Согласно Аристотелю, государственная власть является продолжением и развитие власти отца. Он считал тождественными государственную власть и патриархальную власть главы семейства.

Сторонником данной теории являлся Р. Филмер - политический писатель английского происхождения. Филмер, являясь сторонником неограниченной власти короля, делал попытки, опираясь на библию, доказывать, что Адам, который приобрел власть от бога, отдал потом эту власть собственному старшему сыну – патриарху, а позже и тот уже собственным потомкам (королям). Сочинение Филмера «Патриарх» считалось довольно-таки экзотической работой, которая выражала идеологию патриархальной теории. Современники Филмера обращали внимание на несопоставимость множества её положений. К примеру, из теории Филмера исходило, что монархов должно было быть такое количество, каким было количество отцов семейств, либо в мире должна существовать только единственная монархия. Понятно, что такого никогда не было в истории, да и не представлялось возможным. Но множество других юристов и социологовнаиболее глубоко и полно рассматривали роли семей в происхождении государства, а также иных социальных институтов. В России сторонником похожей теории был социолог русского происхождения Н.К. Михайловский.

Позитивным в патриархальной теории являлось то, что ее сторонники призвали устранить из жизни все вредное, неразумное, безнравственное по отношению к человечеству. Такое представляется возможным только в обществе, построенном по типу семейных отношений.

Создатели данной теории были ориентированы на Древнюю Грецию. Процессия создания государства в Древней Греции двигалась иначе. На холмах Греции не могли расти злаки, но была возможность разведения мелкого скота. Когда население увеличивалось, стал вопрос о поиске нового источника питания. Люди уделили свое внимание морю. Они стали получать из него продукты. Но самое важное, море дало возможности вступления во взаимоотношения с Египтом и Передней Азией, осуществлять обмен существующими продуктами с людьми, которые их населяли. Было очень важно эффективно организовывать собственное производство и умело строить отношения с соседними регионами. Этим занялись старейшины, главы советов старейшин, позже вожди, которые, по уровню роста населения, преобразовались в царей. Вот почему в данном регионе Земли процессия образования государственности пошла как бы по форме патриархального типа, то есть по типологии разрастания кровнородственного семейства, а сам царь уже стал «патриархом» (отцом) целого народа.

Семья, являясь первоначальной формой организованного общения, естественно увеличивалась, затем делилась. Но так как у людей есть естественная потребность в общении, а также при влиянии условий экономики, семьи, соединенные преданием об общем формировании, соединяются в племена, племенные союзы, народности, соединенные уже общим историческим прошлым. Именно государственная власть представляется постепенным преобразованием власти отца, которая переходит во власть монарха, власть государя.

К плюсам патриархальной теории следует относить то, что она может способствовать сплоченности в обществе; уважению, почету власти государства, а также взращивает дух родства, братства, взаимной связанности членов общества в образе членов семьи.

Минусом теории представляется прямое отождествление семьи и государства, власти отца и монарха Этому выражают противоречия следующие факты:

1. Семья связана действительными родственными связями, в то время как весь народ, даже, несмотря на наличие конкретной общности, вряд ли правильно было объявить родственниками;

2. Монарх является представителем публичной власти, которая отделена от народа, мощь его власти имеет другой базис, чем власть отца в семействе, ибо:

⎯ отец на самом деле - основатель рода, а монарх же, если и основал, то государство, а никак не народа;

⎯ монарх не может являться родственником практически всего населения;

⎯ довольно часто монарх приглашается из иностранного государства, то есть вообще не может иметь кровнородственных связей с управляемым государством;

⎯ власть отца является неформальной и непосредственной, власть монарха - формализованная, сопровождается церемониалом, опосредованно осуществима, посредством чиновников, иногда подкрепляется законами, хартиями, ставит опору на аппарат принуждения.

3. Невозможно считать государство прямым продолжением семьи, потому как оба эти института зародились постепенно и как раз практически в одно и то же время в процессии разложения первобытнообщинного строя.

Органическая теория

Эта теория появилась в древности и полностью была сформирована в 19 веке. Ее представителями являлись Г. Спенсер, Вормс, Прейс.

Первейшие представления о государстве как о подобии человеческого организма формулировались древнегреческими мыслителями. Платон сравнил структуру и функции государства со способностями и сторонами души человека. Аристотель же считал, что государство в некоторых отношениях напоминает живой организм человека. На данном основании он отрицал возможность существования человека в образе существа, которое изолировано от окружающего мира. Общество и государство являются единым организмом.

Теория насилия

Является относительно новой теорией. Но предпосылки данной идеи зарождались в рабовладельческой эпохе. В виде самостоятельного учения она оформилась в 19 веке. Ее представителями являлись Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг.

На первоначальном этапе формирования государства они объяснили его происхождение факторами военного политического характера, то есть завоеваниями одними племенами других. Именно с целью подавления порабощенного племени, и было создано государство, начали приниматься законы.

Психологическая теория

Представителями данной теории, которая возникла в середине 19 века, были Г. Тард и Л.И. Петражицкий.

Они поясняли появление государства сквозь призму свойств психики человека, то есть его потребностью подчинения и желанием быть зависимым от элитного слоя. Народ рассматривался ими в образе пассивной инертной массы, которая находится в поисках подчинения.

Общество и государство они видели в форме суммы психических взаимных действий людей и их разнообразных объединений. Человеку согласно их учению присуща психологическая потребность проживать в границах организованного сообщества, а также необходимость коллективного взаимного действия.

Теория общественного договора (Договорная теория)

Данная теория объяснила возникновение государства путем заключения общественного договора, являющегося результатом разумной воли людей, на базе которого происходит объединение людей добровольного характера с целью наилучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов. Поэтому государство рассмотрено в форме искусственного произведения сознательной воли человечества, стремящегося этим способом наиболее эффективно обеспечивать свободы и порядок в обществе, принадлежащие им.

Отдельные положения этой теории были разработаны еще в 5 - 4веках до нашей эры древнегреческими софистами. Согласно данной теории, в процессе человеческого развития права одних людей входят в противоречие с правами иных людей, порядок нарушается, образуется насилие. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности люди заключают между собой соглашение (договор) по созданию государства, добровольно отдавая часть своих прав ему.

Общественный договор является теорией, объясняющей происхождение гражданского общества, государственности, права в результате соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает под собой, что человечество частично откажется от суверенитета, передаст его в руки правительству либо иной власти для того, чтобы получать или поддерживать строй общества через призму господства права. Общественный договор подразумевает под собой соглашение управляемыми на наборе правил, по которым они ими управляют.

Самыми известными представителями теории общественного договора являются: Томас Гоббс; Джон Локк; Жан-Жак Руссо.

В соответствии с мнением Гоббса, прежде чем появилось государство, сначала образовалось так называемое естественное состояние, состояние полной, абсолютно ничем и никем неограниченной человеческой свободы, равных в собственных правах и возможностях. Люди являются равными между собой даже в таких желаниях, как господство, обладание одними и теми же правами. В связи с этим естественное состояние для Гоббса находится в полном смысле «состоянием войны всех против всех». Абсолютной свободой человека считается стремление его к анархии, хаосу, непрекращающейся борьбе, оправдывающей убийство одного человека другим человеком.

В данной ситуации необходимым и естественным выходом является ограничение, обуздание абсолютной свободы любого для общего блага и порядка во всем. Люди должны ограничить собственную свободу для того, чтобы могли жить и развиваться в состоянии мирного общества. Они вступают в договор между самими собой о данном ограничении. Это взаимное самостоятельное ограничение именуется общественным договором.

Ограничив собственную естественную свободу, люди совместно с этим отдают полномочия поддержания порядка, а так же надзора за соблюдением условий договоренности какой-либо группе или конкретному человеку. Так появилось государство, власть которого является суверенной, то есть независимой абсолютно ни от каких внешних либо внутренних сил. Государственная власть, по мнению Гоббса, должна быть абсолютной, государство имеет право в общественных интересах в целом принимать какие угодно меры принуждения к своим гражданам. Именно поэтому идеал государства для Гоббса - абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к общественной группе.

Несколько отличных взглядов придерживался другой мыслитель английского происхождения 17 века. В своих работах он выдвинул другой взгляд на первоначальное, естественное состояние человечества.

В отличие от Гоббса с его тезисом о "войне всех против всех", Локк видел в начальной абсолютной свободе человечества не источник борьбы, а образ выражения естественного равенства, а так же готовности последовать разумным природным, естественным законам.

Эта естественная готовность человечества подвела его к осознанию того, что в интересах общественного блага важно, сохранив свободу, группу функций передать правительству, призванному обеспечивать дальнейшее успешное развитие общества. Так достигался общественный договор между людьми, именно так происходит государство.

Основной целью государства является охрана естественных прав человечества, права на жизнь, свободу, собственность. С

ледует отметить, что Локк существенно отошел в сторону от теории Гоббса. Гоббс акцентировал внимание на абсолютной власти государства над обществом и человечеством. Локк же делает акцент на другое: люди передают государству только частицу собственной естественной свободы. Государство ставит своей обязанностью защиту их естественных прав на собственность, жизнь и свободу. Чем обширнее круг прав у индивида, тем более широк круг его обязанностей перед обществом.

При этом государство не обладает абсолютной самопроизвольной властью. По мнению Локка, общественный договор предполагает ответственность государства перед людьми. Если государство не выполнило собственный долг перед гражданами, если оно нарушило их естественные свободы - люди имеют право на борьбу, направленную против такого государства.

Локка часто упоминают в числе основных теоретиков государственного демократического устройства. Его идеалом является английская конституционная монархия, в которой воплощается равновесие интересов человека и государства.

Взгляды Локка получили мощное выражение в:

• "Декларации независимости США";

• "Декларации прав человека и гражданина Франции".

Теория общественного договора в системе взглядов Ж. -Ж. Руссо

Жан Жак Руссо являлся одним из наиболее крупных представителей французского Просвещения. Его теория общественного договора имела множество отличий от взглядов Гоббса и мировоззрений Локка.

Естественное состояние человечества Руссо объясняет состоянием первобытной гармонии с природой. Человек не имеет нужд ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематичном труде. Способность самосохранения сдерживает его от состояния, именуемого «войны всех против всех». Но население увеличивается, изменяются географические условия, развиваются людские способности и потребности, что ведет, в конечном итоге, к формированию частной собственности. Общество разделяется на богатых и бедных, обладающих могуществом и притесненных, которые ведут между собой вражду.

Неравенство развивалось медленно: изначально признаются богатство с бедностью, позже - могущество с беззащитностью, в итоге - господство с порабощением. Общество проявляет нужду в гражданском мире - заключается общественный договор, по условиям которого власть над обществом передается государству.

Восточная теория происхождения государства

Новые экономические условия создали определенные условия, в которых родоплеменная организация власти стала бессильной. Потребовался совершенно иной властный механизм, который мог бы обеспечить вес интересов одних членов общественной группы за счет других ее членов. Координация отношений общества при таких условиях не может удерживать равновесие.

Общество по причине раскола на экономические неравные классы (группы) индивидов объективно создает качественно новую властную организацию, которая способна не только поддержать интересы имущих, но и сдержать противоборство между ними и экономически зависимой частицей этого общества. Именно этой организацией и становится государство, которое является гениальным искусственным образованием мысли человечества.

Ирригационная теория

Ее представитель - современный ученый немецкого происхождения К. Виттфогель. Возникновение государства он связал с потребностью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных восточных областях.

Материалистическая (классовая) теория

Основные положения данной теории излагались в трудах Ф. Энгельса "О происхождении семьи, частной собственности и государства" и К. Маркса.

Данная характеризуется следующими аспектами:

• Первый аспект - государство возникло в форме продукта непримиримости, борьбы классов, в образе орудия подавления господствующим классом остальных классов.

• Второй аспект - в результате развития экономики усложняется само общество, его производительные и распределительные сферы. Это вызывает необходимостьусовершенствования управления, это и подводит к происхождению государства.

Принципиальными положениями материалистической теории являются:

• классовость структуры общества;

• экономическая обусловленность права.

2.2 Особенности восточного пути теория происхождения государства

Понятие "Восток" использовано не столь в географическом смысле, сколь в историко-культурном, цивилизационном. Одно из важнейших различий восточного и западного путей было заключено в том, что на Востоке частнособственнические отношения, которые ориентированы на рынок, не могли занимать значимого места, в отличие от Запада.

Одной из главных социальных форм, которые сыграли главенствующую роль при эволюции древневосточных обществ, являлась сельская община, которая во многом сохранила оттенки патриархально-родовой организации. В большей мере она определила характер власти в сфере политики в данных обществах, роль, регулирующие и контрольные функции государства древневосточного типа, отличительные черты правовых систем.

К примеру, в Древнем Китае основа социальной жизни в длительный период времени была представлена цзун (патронимиями), объединявшими несколько сотен семейных общин, которые были прикреплены к единой родственной группе. Система сельских общин замкнутого типа с натуральным производственным характером, с сочетанием ремесел и земледелия в границах каждой общины, недостаточным ростом товарно-денежных отношений представляла базис социальной жизни так же в Древней Индии.

Крепкая связь общинных, родоплеменных и иных отношений замедляла процессию образования классовости, в частности развитие рабовладения, но не смогла сдерживать социальное и имущественное расслоения общества.

Наиболее ранние протогосударства (государственные формы) стали образовываться в цивилизациях Древнего востока путем разложения общинно-родовой цивилизации. Они образовывались по мере усиления разделения труда, осложнения управленческих функций, с превращения лиц, которые выполняли эти функции, в знатное сословие, не участвующее в производстве и стоящее над рядовыми членами общины. Сельская община, укреплению позиций которой помогали коллективные работы по формированию ирригационных систем, оказали мощное влияние на потерю скорости развития процессий образования классов, формы земельной собственности и способы эксплуатирования в древневосточных сообществах. Здесь собственником земли являлась община, а государство играло роль верховного собственника земель, властные собственнические права которого реализовывались при получении с общин ренты-налога.

При выделении надобщинных управляющих структур начали складываться царско-храмовые хозяйства, которые создавались за счет присвоения земель общин. Тут рано начал использоваться рабский труд подневольных.

Строй хозяйственной жизни определяет лишь яркий состав социума древневосточных обществ, дифференцированный в гранях базисных социально-классовых образований:

• разнообразные категории лиц, которые были лишены средств производства, находящиеся в зависимости подневольные работники, в том числе и рабы;

• свободные небольшие производители – члены общин - крестьяне и ремесленники;

• главенствующий социальный слой.

Восток характеризовался отсутствием четкости социально-классовых граней. Существовали разнообразные категории зависимого населения, которые занимали промежуточное положение между свободными индивидами и рабским слоем, переходные категории свободных земельных владельцев к главенствующему (господствующему) слою. Социально-правовой статус человека в обществе обычно не совпадал, а даже разнился с его социально-экономическим статусом.

Отличительной чертой политической организации обществ Древнего Востока является «восточная деспотия», характеризующаяся рядом признаков:

• монархическая форма правления с полной властью наследственного, обожествляемого монарха, который выступал в одном лице и законодателем, и верховным судьей;

• централизованное государство с жесточайшим тоталитаристским режимом, с всеобъемлющим надзором за рабскими подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата.

Древневосточные общества иногда характеризовались и республиканскими формами правления, к примеру, они существовали в городах-государствах, таких как Финикия, Месопотамия (значительную роль здесь сыграли традиции примитивизма демократии племенного типа).

В массовом религиозном сознании проявлялось особенное мистическое отношение к властности, царствованию, самому правителю. Признание верховной, божественной авторитетности, органически отделяющегося из общего миропорядка и неограниченных деспотичных полномочий правителя, стало базисным элементом восточной духовной культуры, идеологии религиозного характера, задающим в большей мере разнообразные грани жизнедеятельности древневосточных обществ. Учитывая данные обстоятельства необходимо отличать понятие «восточная деспотия» в: культурно-цивилизационном; социально-историческом; формально-юридическом смыслах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Различия в подходах к определению государства (а равно и права) не случайны, и зачастую обуславливаются принадлежностью автора соответствующего определения к той или иной школе происхождения государства, наиболее популярными и распространенными из которых являются:

• Теологическая теория, представители которого утверждают обусловленность происхождения государства и права божественной волей, в связи с чем, соответствующий политико-социальный институт носит вечный, незыблемый характер;

• Патриархальная теория, в соответствии с которой государство и право надлежит рассматривать как большую семью, а его происхождение было обусловлено постепенным разрастанием семей из поколения в поколения, и окончательным утверждением главы семейства в качестве государственной главы;

• Договорная теория происхождения государства и права: государство возникло в связи с заключением, так называемого общественного договора, прекратившего прежнее естественное состояние войны всех против всех;

• Теория насилия: возникновение государства и права носило закономерный характер подчинения слабого сильного – мелкие разрозненные племена постепенно завоевывались более сильными и хорошо организованными, а уже в целях последующего подчинения таких племен, был создан специальный государственный аппарат, наделенный органами принуждения, соответствующими законами, механизмами, и т.д.;

• Психологическая теория происхождения государства и права , представители которой утверждали, что происхождение государство во многом было обусловлено психологическими особенностями человека, который по своей природе стремится жить в коллективе, при этом одни люди желают управлять другими, и т.д.

В современной российской юридической литературе базисным исследованием, которое посвящено нашей проблеме, представляется учебное пособие профессора Т.В. Кашаниной «Происхождение государства и права». Рассматривая главные теории происхождения государства, которые были признаны современной российской наукой, исследователь воссоздает новейшую теорию происхождения государства – «теория специализации», в основании который расположен тезис о том, что происхождение государства представлено результатом появления в одном ряду со специализацией в сфере производства (специализацией экономического типа), специализации в управленческой сфере (политическая сфера). Соответственно, экономическая специализация проложила материальный базис возникновения и своевременного развития политической специализации, которая и вела, в итоге, к происхождению государства. Важно отметить, что профессор Кашанина, сделала попытку через закон специализации, свойственный любым всевозможным ситуациям в исследовательском процессе, воссоздать теорию происхождения государства универсального характера, которая основана на указанном законе.

Вывести универсальную теорию происхождения государства не представляется возможным, так как нельзя признавать единообразие юридических явлений в мире. Историко-юридическое развитие можно выражать посредством двух парадигм: потестарной и правовой.

Конечно же, в правовых цивилизациях государство, а так же его публичные правовые институты возникли с целью обеспечить равенства в свободе, а в потестарных цивилизациях – с целью подавить эту свободу. . Исходя из всего вышеперечисленного, следует отметить: в силу того, что на пути всего историко-юридического развития существовали два противоположных типа социокультуры: правовой и потестарный; появление универсальной теории происхождения государства просто является невозможным.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Данилов С. Ю. Правовые демократические государства. М.: Дашков и Ко, 2017 – 107с.

2. Жуковская Н.Ю. История политических и правовых учений XVII-XVIII вв. - М.: Наука, 2014г. - 470с.

3. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. В.С.Нерсесянца. - М., 2017г. – 490с.

4. Клягин Н.В. Происхождение цивилизации (социально-философский аспект). М., 2015 - 170с.

5. Колюшкина Л.Ю. Теория государства и права (схемы и комментарии). - Москва: Гостехиздат, 2017 – 180с.

6. Команина Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2014 – 180с

7. Кондрашев А.А. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. - М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016 – 221с.

8. Корельский В. М. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Изд. гр. ИНФРА, 2018 – 420с.

9. Меркулов П.А. 52 Политология: Учебник для бакалавров. Орел: Издательство Орловского филиала РАНХиГС, 2015. – 328 с.

10. Михайлов С.В. Правовые ценности. Ростов н/Д, 2017 – 101с.

11. Мокичев К.А. Теория государства и права. - М.: Юридическая литература, 2017 – 530с.

12. Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2018 – 405с.

13. Политология: учебник / коллектив авторов ; под ред. В.И. Буренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : КНОРУС, 2017. — 390 с.

14. Попова А. В. Теория государства и права. - М.: Питер, 2013 – 310с.

15. Пушкарева Г.В. Власть как социальный институт. Казань, 2015 – 120с.

16. Сырых В. М. Теория государства и права. - М.: Юстицинформ, 2014 – 280с.

17. Темнов Е. И. Теория государства и права. - М.: КноРус медиа, 2016 – 302с.

18. Унпелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность. М.: Интерпракс, 2014 – 280с.

19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: ИПП «Отечество». 2014 – 410с.

20. Чернявский А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие. - М.: КноРус, 2016 – 290с.

21. Чиркин В.Е. Власть, ненасилие и социальная справедливость. М., 2014 - 85с.