Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Характеристика общей теории государства и права , как науки и учебной дисциплины

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Теория государства и права - юридическая наука, изучающая сущность, общие тенденции и закономерности происхождения, развития и функционирования государства и права в их взаимодействии, формирует общие для всех юридических наук понятия и категории. Усвоив предмет и понятия теории государства и права, мы получаем новые знания в более конкретизированных понятиях о государстве и праве, которые используются основными юридическими науками. Научное исследование в теории государства и права ведётся в совокупности всего мира и всех исторических эпох, ориентируясь на наиболее развитые в настоящий момент формы права и государства.

«Для успешной подготовки кадров современных юристов ощущается потребность в учебниках, которые, с одной стороны, отвечали бы государственным образовательным стандартам, а с другой -базировались бы на апробированных курсах лекций и учебно-методических пособиях, отражали бы накопленный вузовский педагогический опыт, происходящие в стране перемены, текущее законодательство, социальную практику.»[1]

«Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается конкретный круг проблем, изучаемый данной наукой, сторона объективной действительности. Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, свою проблематику. Другими словами, предмет науки есть то, что она теоретически осваивает в определенном объекте. Для теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками (как юридическими, так и не юридическими – философией, политологией, экономикой, социологией и т.п.). Центральное место в структуре предмета теории государства и права занимает исследование наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права»[2]

1. ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

«Прежде чем говорить о предмете науки теории государства и права, необходимо хотя бы несколько слов сказать о том, что такое наука и что ее отличает от обыденного познания. Наука -это сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и упорядочение объективных знаний о действительности, а также прогнозирование на их основе тенденций развития технических, биологических и социальных систем. Наука есть упорядоченная совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений действительности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования. Следовательно, наука -это не только сами истины (достоверные, объективные, апробированные знания), но и деятельность по их постижению, систематизации, а также по оптимальному использованию на практике. О значении науки не раз говорили великие мыслители: "Если бы наука сама по себе не приносила никакой практической пользы, то и тогда нельзя было бы назвать ее бесполезной, лишь бы только она изощряла ум и заводила в нем порядок" (Ф. Бэкон); "Наука -это организованное знание" (Г. Спенсер); "Наука -сила; она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия" (А.И. Герцен); "Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию" (Ф. Жолио-Кюри); "Жизнь ставит цели науке; наука освещает пути жизни" (Н.К. Михайловский) <*>.» о предмете науки теории государства и права, необходимо хотя бы несколько слов сказать о том, что такое наука и что ее отличает от обыденного познания. Наука -это сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и упорядочение объективных знаний о действительности, а также прогнозирование на их основе тенденций развития технических, биологических и социальных систем. Наука есть упорядоченная совокупность знаний о наиболее существенных признаках изучаемых явлений действительности, закономерностях их возникновения, развития и функционирования. Следовательно, наука -это не только сами истины (достоверные, объективные, апробированные знания), но и деятельность по их постижению, систематизации, а также по оптимальному использованию на практике. О значении науки не раз говорили великие мыслители: "Если бы наука сама по себе не приносила никакой практической пользы, то и тогда нельзя было бы назвать ее бесполезной, лишь бы только она изощряла ум и заводила в нем порядок" (Ф. Бэкон); "Наука -это организованное знание" (Г. Спенсер); "Наука -сила; она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия" (А.И. Герцен); "Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию" (Ф. Жолио-Кюри); "Жизнь ставит цели науке; наука освещает пути жизни" (Н.К. Михайловский) <*>.»[3]

«Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается конкретный круг проблем, изучаемый данной наукой, сторона объективной действительности. Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, свою проблематику. Другими словами, предмет науки есть то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.»[4]

2. ЗНАЧЕНИЕ НАУКИ

Теория государства и права имеет особенное методологическое значение, так в отличие от историко-правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно-правового анализа, функций и обобщает исторические данные, события, процессы. Теория государства и права обобщает юридические знания, определяет их взаимосвязи и устанавливает юридические процессы и явления, которыми руководствуются все отраслевые юридические науки.

«О значении науки не раз говорили великие мыслители: "Если бы наука сама по себе не приносила никакой практической пользы, то и тогда нельзя было бы назвать ее бесполезной, лишь бы только она изощряла ум и заводила в нем порядок" (Ф. Бэкон); "Наука -это организованное знание" (Г. Спенсер); "Наука - сила; она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия" (А.И. Герцен); "Наука необходима народу. Страна, которая ее не развивает, неизбежно превращается в колонию" (Ф. Жолио-Кюри); "Жизнь ставит цели науке; наука освещает пути жизни" (Н.К. Михайловский) <*>.»[5]

«В предмет теории государства и права входит разработка понятийно-категориального аппарата юридической науки, то есть понятий, представляющих общий интерес для всех наук о государстве и праве. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, норма права, институт, отрасль права, система права и система законодательства, правовые отношения, юридический факт, правотворчество, применение и толкование права, юридические коллизии, законность и правопорядок, механизм правового регулирования и механизм правового воздействия, правовой режим и т.д.»[6]

«В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Являясь для всех них базовой, тем не менее она формирует процесс двустороннего взаимодействия. Все отраслевые науки берут из общего предмета юриспруденции, формируемого теорией государства и права, свою часть, связанную с определенной сферой общественных отношений, которую данная отрасль права регулирует. Теория государства и права формирует общую методологию юридического познания для всех юридических наук. Она же создает и общий понятийный и научный аппарат, выделяет единые проблемы. Историко-правовые науки позволяют теории государства и права проследить объект исследования в развитии, понять генезис политико-правовых явлений, выяснить причины особенностей существующих форм государства и права. Более того, история политических и правовых учений позволяет теории государства и права познать себя саму, что очень важно для любой науки. По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая наука. Каждая из отраслевых наук дает огромный массив эмпирической информации и ставит новые глобальные вопросы, которые на основе этих данных призвана решить теория. Многие институты, зарождаясь вначале как отраслевые, выходят на новые уровни осмысления. Например, границы применения смертной казни как вида наказания, выйдя из уголовного права, в теории государства и права порождают проблему о правомерности существования этого вида наказания, а в философии права ставят вопрос о необходимости наказания как метода воздействия в целом.»[7]

«Юриспруденция — это, во-первых, наука, функция которой заключается в получении и теоретической систематизации объективных знаний о праве и государстве, и, во-вторых, область практической профессиональной деятельности юристов по выработке и изданию правовых норм, их реализации и толкованию, а также по распространению юридических знаний. Таким образом, объектом юридической науки являются общественные отношения, связанные с такими важнейшими социальными институтами, как право и государство.»[8]

3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

При возникновении государства социальная структура общества состояла из рода или семейной общины. В основе были родственные отношения. Община объединяла несколько поколений совместным трудом и защитой интересов общности, которые связанны общим языком племени, их нравами и их традициями.

«Догосударственное общество – коллективистское и родовое, в нем от человека не требуется личного решения. В родоплеменном обществе вырабатывались ценности, ограничивающие индивидуальную волю к жизни: именно так осуществлялась потребность выживания общества как целого, единого организма. В системе ценностей догосударственного общества не было четкого разграничения между инструментальными ценностями, регулирующими повседневную деятельность и поведение субъекта, и мировоззренческими, связанными с представлениями о мире. Инструментальные ценности находились в подчинении у мировоззренческих, поэтому представления о мире, господствующие в данном обществе, и связанные с ними ценности регулировали повседневную жизнь и поведение субъекта. «Осознанно, неосознанно или по принуждению субъект вынужден подчинять собственную индивидуальность этическим и эстетическим нормам, а собственное мировоззрение – господствующей идеологии, эффективно встроенной в систему “абсолютно истинного” научного знания». При этом уровень социальной адаптированности непосредственно связан со способностью человека сознательно подчиняться установленным нормам, правилам, канонам и т.д.

На действия и поступки представителей догосударственного общества оказывает влияние и накладывает определенные ограничения табу – система запретов, нарушение которых в соответствии с определенными верованиями наказывается сверхъестественными силами. Возникновение табу обусловлено потребностями общества подчинить поведение индивида интересам коллектива. Табу жестко регулируют все стороны жизни и не оставляют никаких лазеек. Представители такого общества редко попадали в положение, вынуждавшее сомневаться, каким образом действовать. Правильный путь всегда определен заранее. И этот путь определен табу, магическими племенными институтами, которые никогда не становятся объектами критического рассмотрения. Такие племенные институты, основанные на коллективистской племенной традиции, не оставляли места для личной ответственности. Табу, устанавливающие определенную форму групповой ответственности, хотя и могут быть признаны предтечами личной ответственности, но они фундаментально отличны от последней, так как основаны не на принципе разумного самоотчета, а на таких магических идеях, как идея смягчения власти судьбы. Табу, оказывая влияние на все стороны жизни общества, регулировали и то, что обществу следует помнить, а что забывать.

К первым социальным нормам можно отнести ритуалы, возникшие на базе табу (запретов). Основное значение в ритуале.

Происхождение государства и права имело не содержание, а форма. Его целью было внушение людям определенного чувства, настроя: на победу, удачную охоту, обеспечение беспрекословного подчинения власти вождя. Кроме того, ритуалы выполняли и регулятивную функцию.

Позднее возникли обряды. Это были более сложные по содержанию нормы, для их выполнения необходим был определенный человек. Основная функция обряда заключалась в воспитании, и регулировалось уже не только внешнее поведение человека.

На действия и поступки представителей догосударственного общества оказывает влияние миф, глубоко проникающий во все их занятия, влияющий на поведение и контролирующий их социальные и моральные проявления. Мышление первобытных обществ буквально пронизано мифами. Для туземца миф не является вымышленной историей или рассказом о мертвом прошлом; миф, прежде всего, есть утверждение некоей сверхреальности, все еще живой, так как созданные в мифе прецедент, его принцип и мораль по-прежнему управляют социальной жизнью туземцев. Мифологическое сознание являлось древнейшей формой осмысления и понимания мира, природы, общества и человека. Первобытному сознанию содержание мифа представлялось реальным, даже в высшей степени реальным, так как воплощало «надежный» коллективный опыт осмысления действительности множества поколений, который был предметом веры, но не критики. Утверждая принятую в данном обществе систему ценностей, мифы поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

В догосударственном обществе высшей ценностью и образцом для индивидуальной и коллективной деятельности являются традиции (или обычаи). «Порядок в таком обществе требует строгого соблюдения обычаев и следования знаниям, полученным от предшествующих поколений».»[9]

На самом деле нормы общественного права в первобытном обществе также совершенствовались и изменялись с течением времени и развитием, они давали возможность приспосабливаться и развиваться в меняющейся ситуации, тем самым закрепляя нововведения как новые нормы поведения. Это и было характерно для первобытного общества, в другом случае оно не смогло бы развиваться.

4. СИСТЕМА МЕТОДОВ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

«Особенности науки теории государства и права выражаются не только в ее предмете, но и в методе. Поэтому после выяснения того, что является предметом изучения, необходимо рассмотреть, как изучаются государство и право. Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания. Метод -это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины. Как отметил английский историк и социолог Г. Бокль, "во всех высших отраслях знания самую большую трудность представляет не открытие фактов, а открытие верного метода, согласно которому законы и факты могут быть установлены". Учение же о самих методах, об их классификации и эффективном применении, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности принято называть методологией. Термин "методология" складывается из двух греческих слов: "метод" (путь к чему-либо) и "логос" (наука, учение). Таким образом, дословно "методология" -учение о методах познания. Термин "методология" обозначает систему всех тех методов, которые применяются данной наукой.»[10]

«1) Всеобщие методы -это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм -с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором); материалистическая же диалектика -с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.»[11]

«2) Общенаучные методы -это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента. Анализ означает условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Так, многие категории теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств. Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве. Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Этот метод дает возможность рассматривать в качестве системных образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.п. Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать функции государства и отдельных его органов, функции права и его специфических норм, функции правосознания, юридической ответственности, правовых льгот и поощрений, правовых привилегий и иммунитетов, правовых стимулов и ограничений и т.д. Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в девяти регионах Российской Федерации судов присяжных, по организации в ряде муниципальных образований охраны общественного порядка органами местного самоуправления и т.д.»[12]

«3). Частно-научные методы-это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д. Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Он используется для определения эффективности воздействия государственно-правовых структур на общественные отношения, выявления противоречий между законодательством и потребностями социального развития. Путем, например, проведения социологических исследований делаются соответствующие выводы о характере и результативности проводимой властными структурами государства правовой политики. Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д. Статистические исследования складываются из трех стадий: сбор статистического материала, сведение его к единому критерию и обработка. Первая стадия исследования сводится к регистрации единичных явлений, имеющих государственно-правовую значимость. На второй стадии эти явления классифицируются по определенным признакам, в заключение делаются оценочные выводы относительно рубрицированных явлений. Например, осуществляется количественный учет совершенных за определенный период времени правонарушений. Затем они классифицируются по своему содержанию. И наконец, делается вывод о том, какие из них имеют тенденцию к росту, а какие -к сокращению. На основе полученной статистической информации проводится научный поиск причин, порождающих указанные тенденции. Кибернетический метод -это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления. Возможности кибернетики не сводятся лишь к возможностям ее технических средств (компьютеров и т.п.). Глубже познать государственно-правовые закономерности можно и при содействии системы ее понятий (управление, информация, двоичность информации, прямая и обратная связь, оптимальность и др.) и теоретических идей (закон необходимого разнообразия и т.п.). Математический метод -это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками. Еще И. Кант заметил, что в "каждом знании столько истины, сколько математики". В настоящее время математические методы применяются не только в криминалистике или судебной экспертизе, но и при квалификации преступлений, и в правотворчестве, и в других сферах правовой действительности и т.п.4. Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.»[13]

Иными словами, при попытке понять государственно-правовые устои необходимо понимать многогранность человека и человеческого бытия, применяя последовательность в подходе. Только благодаря такому подходу возможно понять реальную правовую и политическую жизнь общества.

5. ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

1) Теологическая теория возникновения государства. У древних народов право пришло из мифов и создает представление о земных порядках как частью мировых, имеющих божественное начало. По мнению сторонников этой теории, государство - результат божественного замысла, из чего получается, что государственная власть – явление вечное и незыблемое, и зависит от религии и ее деятелей. Из этого выходит, что каждый должен следовать за государем и во всем ему подчиняться. Социальное и правовое неравенство предопределено богом и с этим приходится мириться и полностью подчиниться наместнику бога, ведь отказ подчиняться государству, означает как непослушанию богу.

2) Патриархальная теория. Она основывается на том, что человек – коллективное существо, которое стремится к общению, друзьям и семье. Количество семей, которое постоянно увеличивается, и объединение людей под их крылом, что в конечном итоге привело к образованию государства. Поэтому возникла власть государя - отца – продолжение власти в семье, которая становится неограниченной в силу семейного устройства, где глава семьи отец, добытчик и защитник. Только отеческая забота государя может обеспечить человеку кров, быт и защиту. В семье отец не выбирается, потому и монарх в государстве не выбирается, так как подданные – его дети.

3) Договорная теория происхождения государства. Эта теория состоит в том, что государство происходит как осознанный продукт творчества, в результате договоренностей между людьми в обществе, между людьми, находящимися в первобытном обществе. Государство возникает на основе рациональных соглашений между людьми, где люди передают право государю решать их свободы и обязанности.

4) Теория насилия. Эта теория состоит не в экономических, божественных или договорных причинах, но по мотивам военно-политических отношениях, где насилие и власть зиждется на порабощении враждебных племен. Возникает необходимость в контроле над завоеванными территориями и рабами, в результате этих потребностей возникает аппарат принуждения, которым становится государство. В результате такого способа взаимоотношениях, общество стало делиться на классы и сословия.

5) Органическая теория. Государство по этой теории представляется организмом, в котором люди – это клетки организма, где правитель – это мозг организма, а подданные – это органы, подчиняющиеся мозгу, и все это становится между собой взаимосвязанным и развитым организмом, обществом, которое функционирует на основе присущего каждому отдельному индивиду назначения. Как и в природе организмы, более прогрессирующие в естественном отборе, так и государства выживают сильнейшие и более приспособляемые.

6) Материалистическая теория. Эта теория возникает из такой мысли, как разделение труда в социуме, каждый занимается тем ремеслом, которым умеет, чтобы быть полезным в обществе, человек должен учиться и перенимать опыт у старейших членов общины, таким образом и складывается государство по данной теории, где общество становится сильнее вместе за счет производимого товара или услуги. В результате появилось разделение собственности на частную и коллективную, в дальнейшем появилась публичная власть, которая уже могла не совпадать с мнением общества.

7) Марксистско-ленинская теория. Также как и материалистическая теория, марксистско-ленинская теория объясняет возникновение государства социальными и экономическими причинами, но главным отличием является разделение общества на богатых и неимущих, на свободных и рабов, где более слабые подчиняются более сильным и властьимущим. Богатые и влиятельные становятся правителями. Поэтому всегда сохранялся разрыв между неимущими и богатыми классами, где государство имеет роль подавления.

8)Психологическая теория возникновения государства. Потребность людей управлять и быть управляемыми – вот в чем заключается данная теория. Ведь не всем дано быть лидерами и не у всех заложено в характере подчиняться кому-либо. Магия и сила жрецов, шаманов, вождей заставляла подчиняться общество, следовать за ними, ведь простым людям они казались особенными. Для того, чтобы подавить свободомыслие, появилось государство – как стабильность и защита порядка, спокойствия членов общества и следование правилам – законам.

6.ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО

«За многотысячелетний опыт образования, становления, развития и функционирования государства у разных народов, в различные исторические эпохи сложились многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции (от теологических, светских до современных авангардистских), в которых теоретически реконструируется государство в любых его проявлениях - причины происхождения, форма, функции, государственная власть, перспективы и судьбы. При этом важно учесть, что данные теории могут иметь и действительно имеют несхожие, а порой просто противоположные методологические основы (вплоть до идеи о непознаваемости государства). Иначе говоря, ответы на вопросы - что такое государство? каким может быть определение или понятие государства? - естественно и неизбежно предполагают множественность подходов к поиску такого рода ответов.

Понятие государства неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя методологически очень важными обстоятельствами. Первое. Государство - это всегда итог, результат социально-духовного, политического, культурного, психоэмоционального творчества людей, общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Оно - объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство может и реально переживает, например, такие фазы в своем существовании - становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом или относительно независимо от общества. В связи с этим, естественно, может со стороны общества или исследователя меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно "работающее" и объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования.

Второе. В процессе познания нельзя смешивать понятие (или определение) и понимание государства. Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства. Понимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства - сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др. Понять государство - это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.

Из истории политический мысли известны сотни понятий и определений государства, которые были сформулированы философами, теологами, теоретиками-государствоведами, социологами, практическими политическими и государственными деятелями. Вот лишь некоторые из них: государство - это "сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни"; государство - это "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы"; государство - это "власть, население, территория"; государство - это "нечто разумное в себе", или "нравственный универсум"; государство - это политическая форма социально-экономически дифференцированного общества; государство - это аппарат (машина) для поддержания господства единого класса над другим. Широко известны определения государства метафорического характера: "государство - это я"; "государство - это мы".»[14]

«Выработанные политической мыслью многочисленные понятия и определения государства позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:

1) государство - это продукт жизнедеятельности общества в целом (здесь не касаемся чисто теологических доктрин);

2) государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая и противоречивая структура на всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.);

3) общество, в котором есть государство, - это государственно-организованное общество; для такого общества государство - это форма его существования;

4) на теоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом;

5) при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы;

6) развитые, сложные, противоречивые объективные потребности общества в государстве определяют и само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства; при этом теоретически несущественно, о чем идет речь - достижение "лучшей жизни", "общей пользы", "общего блага" или же самоорганизации, самоуправления общества с помощью государства.»[15]

«Понятие государства является одним из фундаментальных, т.е. базовых в правоведении. В настоящее время в мире существует около 200 различных государств, без которых немыслимо существо­вание современного общества. Однако в науке общепризнанным яв­ляется то, что государство как институт общества существовало не всегда. В истории человечества было время, когда государства не бы­ло. Поэтому понять, что такое государство и какова его роль в обще­стве, можно лишь разобравшись в том, когда и почему оно появи­лось и для чего, т.е. для осуществления какой деятельности. Следовательно, изучение основ государства и права надо начинать с выяснения причин и условий возникновения государства.

Общество — это не просто совокупность людей, объединенных общими интересами, но также формы их совместной деятельности и разнообразные связи между людьми (общественные отношения), в которых есть определенная система.»[16]

«При анализе нашего гражданского общества волей-неволей приходится решать разноуровневые задачи: применять понятийный аппарат стандартной теории к описанию далеких от «стандарта» отношений между людьми, институтами и организациями в российской социально-политической системе и одновременно фиксировать те феномены, которые или ускользают из описания в терминах этой теории или описываются явно неадекватно.

Впервые термин «гражданское общество» был введен Гегелем в его работе «Философия права». Гегель предложил рассматривать общество как диалектическую совокупность отношений между семьей, гражданским обществом и государством.

Согласно великому философу, гражданское общество есть множество граждан государства (членов семей), взаимодействующих между собой вне семьи с целью удовлетворения своих общих – своекорыстных – интересов. Государство – по Гегелю – есть синтез семьи и гражданского общества, а само гражданское общество возникло из диалектических противоречий между семьей и государством. И если следовать классику, то ничего такого уж хорошего в гражданском обществе нет, ведь в нем манифестируются корыстные интересы частных лиц, которым тесно в семье и в государстве.

Оценки гражданского общества со времен классика немецкой философии полярно изменились. В традициях политического либерализма — рассматривать государство как вселенское, но необходимое зло. Государство ограничивает свободу, плодит агрессию, бедность, социальные пороки, а гражданское общество выступает за свободу и против агрессии, оно заботится о бедных и обиженных судьбой. Гражданское общество противостоит государству: как добро противостоит злу, а свет – мраку*.

Исходная неполнота и спекулятивность понятийного аппарата теории гражданского общества, которой руководствуются политики в своих усилиях по строительству гражданского общества, позволяет усомниться в адекватности ее основных различений и следовательно, в ее общей адекватности.»[17]

«Неорганизованное гражданское общество – оборотная сторона всеорганизующего государства. Причем зависимость гражданского общества от государства критическая, как и зависимость государства от гражданского общества. Никакая государственная инициатива не реализуется, если при этом не учтены частные, общественно-гражданские интересы чиновников. Тому свидетельством неудача десятков реформ в постсоветской России. И мало какой частный интерес может быть удовлетворен без участия государства: без пролоббированного закона, взятки чиновнику, «отката» силовикам или «распила» бюджета между бизнесами структур, в которые в той или иной форме входят министры, депутаты и генералы – как члены гражданского общества.

Отношения между государством и гражданским обществом примерно такие же, как отношения между изображениями на аверсе и реверсе монеты. Если смотреть с одной стороны монеты, например с той, на которой написано «государство», то гражданского общества не разглядишь, видна будет только коррупция. Если смотреть со стороны гражданского общества, то не видно государства, оно распадается на плохих и хороших чиновников, с помощью которых можно – или нельзя – «решать проблемы». Государство и гражданское общество находятся в разных социальных пространствах. И люди, преследуя свои цели, используют государство как средство для их достижения, быстро научаясь «наваривать» на государственных ограничениях на деятельность.»[18]

«Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, государства. Последнее (государство) призвано выступать лишь слугой общества, его доверенным представителем. Государство для общества, а не общество для государства. В то же время антагонизма между ними не должно быть. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;3) легитимность и демократический характер власти;4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. Гражданское общество -не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев. Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. Государство должно выполнять в основном функции "по ведению общих дел" (К. Маркс). Его задача -"не мешать" нормальному течению экономической жизни. Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание "гражданин" в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус "подданных", крепостных был унизительным или по крайней мере ущемленным, не говоря уже о положении рабов. В то же время звание "гражданин" выражало чувство долга, ответственности, служение народу, обществу ("Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". -Н.А. Некрасов). Следует различать гражданство и гражданственность -это разные понятия. Особенно возвысила титул гражданина Великая французская революция, идеи которой воплотились в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Гражданское общество -открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность. Оно несовместимо с директивно-распределительной экономикой, навязыванием сверху принудительных образцов жизни и деятельности. Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу. Однако собственников сегодня в России не более 25%, следовательно, средний класс (основа гражданского общества) еще не сложился, нормального рынка нет. Государство и право по-прежнему регулируют значительную часть общественных отношений, закрепляют принципы организации общества, социального строя. Как отмечается в литературе (В.Е. Чиркин), идея гражданского общества в свое время призвана была подчеркнуть его независимость от абсолютного, полицейского государства, "очертить круг таких отношений, куда власть не может вмешиваться" <*>. Иными словами, "раздельное" существование государства и общества немыслимо. Другой вопрос -какие взаимоотношения должны быть между ними, каков характер государства.»[19]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После вышесказанного можно сделать вывод. Существует много теорий, по которым могло возникнуть право и государство в обществе, каждая теория имеет право на существование, ведь право складывается из исторических особенностей и одновременно из степени развитости общества, также из национальных и географических особенностей. Самое важное заключается в том, что государство и право совершенствуется, постоянно приспосабливается к задачам общества и научному прогрессу.

«Общее понятие государства важно при решении еще одной методологической проблемы. Мировой опыт развития государств, государственного строительства нередко давал такие в этой области результаты, которые невозможно "подогнать" под понятие государства. Это имело место и в исторически давние времена (например, при переходе от первобытного к государственно-организованному обществу), и в средние века, и во времена новой и новейшей истории. Особенно это заметно на фоне наблюдаемых нами мировых интеграционных и глобализационных процессов. Поэтому не случайно в наши дни теория государства стремится более основательно разрабатывать такие понятия, как "протогосударство", "государствоподобное образование", "государственное образование", "государственность". В связи с этим отметим, что понятие государства не только позволяет верно сориентироваться в современных процессах распада и образования государств, но и критически (в лучшем смысле этого слова) оценить и осмыслить проекты идеального государства (например, у Платона или Т. Мора) или идеи о "полугосударстве", "отмирающем государстве" (К. Маркс, В.И. Ленин).»[20]

«В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имея границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., т.е. применяет преимущественно логический метод (логический метод -это тот же исторический метод, но освобожденный от всего случайного и несущественного).»[21]

«Теория государства и права -одна из немногих юридических научных дисциплин, которая непосредственно связана с формированием профессионального правового сознания у студента. Именно с преподавания теории начинается закладка фундамента индивидуальной правовой культуры будущего юриста, формирования у него научной базы юридического мировоззрения и глубокого уважения к праву как к величайшей социальной ценности. Именно при преподавании теории государства и права передаются основные достижения политической и правовой мысли, система понятий, позволяющая свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Теория государства и права дает обучаемым первичные представления об основных понятиях юриспруденции, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и иных юридических дисциплин. Известный теоретик права судья из США Оливер Вендел Холмс сказал: "Теория играет важнейшую роль в праве, подобно тому как архитектор является самым главным лицом для всех, кто принимает участие в строительстве дома". А профессор права Поль Френд заметил, что "самый полезный курс по теории права: именно из него я почерпнул целый ряд принципиальных правовых положений, имеющих широкое применение". Г.В. Лейбницу, немецкому философу, математику, физику, принадлежит афоризм, согласно которому математики оперируют цифрами, а юристы -понятиями. Юридические понятия не есть оторванные от жизни пустые абстракции, они в сжатом виде выражают реальность, конкретные общественные отношения. Подобно тому как в математике невозможно произвести какие-либо расчеты без знания таблицы умножения, так нельзя изучить и политико-правовую жизнь, не владея основными юридическими понятиями»[22]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. Издание второе, исправленное и доработанное / А. Ф. Колотов, О. С.
  2. "Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)
  3. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. Издание второе, исправленное и доработанное / А. Ф. Колотов, О. С. Вырлеева-Балаева, В. Н. Симонов, И. В. Скуратов, Ю. В. Ярыгина. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 233 с
  4. Общая теория государства и права : учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 392 с.с
  5. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с.
  6. «Теория государства и права: Учебник» (Марченко, https://topuch.ru/uchebnik-podgotovlen-v-sootvetstvii-s-novimi-standartami-na-os/index10.html), 2017
  7. «Государство, гражданское общество и коррупция. Симон Кордонский» - электронный ресурс http://kordonsky.ru/?p=114
  8. Электронный ресурс - https://studopedia.ru/1_125118_obshchestvo-i-gosudarstvo.html
  1. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. Издание второе, исправленное и доработанное / А. Ф. Колотов, О. С.

  2. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. Издание второе, исправленное и доработанное / А. Ф. Колотов, О. С.

  3. "Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)

  4. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие. Издание второе, исправленное и доработанное / А. Ф. Колотов, О. С. Вырлеева-Балаева, В. Н. Симонов, И. В. Скуратов, Ю. В. Ярыгина. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 233 с

  5. "Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)

  6. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебное пособие.Издание второе, исправленное и доработанное / А. Ф. Колотов,О. С. Вырлеева-Балаева, В. Н. Симонов, И. В. Скуратов,Ю. В. Ярыгина. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. – 233 с.

  7. Общая теория государства и права : учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 392 с.с

  8. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. — 559 с.

  9. Общая теория государства и права : учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018.–392 с.

  10. "Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)

  11. "Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)

  12. "Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)

  13. "Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)

  14. «Теория государства и права: Учебник» (Марченко, https://topuch.ru/uchebnik-podgotovlen-v-sootvetstvii-s-novimi-standartami-na-os/index10.html), 2017

  15. «Теория государства и права: Учебник» (Марченко, https://topuch.ru/uchebnik-podgotovlen-v-sootvetstvii-s-novimi-standartami-na-os/index10.html), 2017

  16. Электронный ресурс - https://studopedia.ru/1_125118_obshchestvo-i-gosudarstvo.html

  17. «Государство, гражданское общество и коррупция. Симон Кордонский» - электронный ресурс http://kordonsky.ru/?p=114

  18. «Государство, гражданское общество и коррупция. Симон Кордонский» - электронный ресурс http://kordonsky.ru/?p=114

  19. "Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)

  20. «Теория государства и права: Учебник» (Марченко, https://topuch.ru/uchebnik-podgotovlen-v-sootvetstvii-s-novimi-standartami-na-os/index10.html), 2017

  21. "Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)

  22. "Теория государства и права: учебник" (Н.И. Матузов, А.В. Малько) (Юристъ, 2004)