Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины (Методология теории)

Содержание:

Введение

Теoрия гoсудaрства и прaва существуeт и формируется равно как единственная и немаловажная часть непростой и целостной системы познаний о социуме. Целостность мaтериального и духoвного мира предусматривает и единство наук. Среди социальной, естественной и точной науками имеется тесная связь.

Данное направление не имеет возможности ограничения областью чисто юридических представлений. Коренной запрос социальной жизни – запрос о государстве, о праве. Право регулирует публичные дела во всевозможных областях человеческой деятельности, всевозможных субъектов права, по разным фактическим причинам, во всевозможных обстоятельствах. В наше время теория государства и права становится демократичной, чем много лет назад, раскрытой для восприятия и традиционного наследия прошлого, свежих мыслей.

Развитие теории государства и права как науки было трудным и противоречивым. Так как общенаучные мнения о государстве и праве основывались на реалиях социальной жизни конкретных истерических этапов. По мнению одних авторов, хроника появления теории юридической науки берет начало с древнейших пор. Они полагают, то, что непосредственно в данный промежуток, людей занимала проблема, что такое право и чти такое государство. Философы, мыслители и в Античном Риме, и на Древнем Востоке затрагивали данные вопросы[1].

По мнению других, надобность в освоении и исследовании права как социального явления, придания ему общепризнанных форм, возможно, назрела в России 300 лет назад и напрямую связывается с реформаторской работой Петра Великого[2].

Третьи считают, собственно что «теория государства и права как обособленная совокупность знаний об общих закономерностях функционирования и становления государственно-правовых институтов начала складываться в XIX веке»[3]. Несмотря на это утверждается, что «ранее подобной науки не было». Теория государства и права как наука – это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Цель работы – рассмотреть отдельные аспекты теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1) исследовать различные подходы к определению и правовому пониманию теории государства и права;

2) выделить основные понятия и значение теории государствам и права в современном мире;

3) проанализировать проблемы предмета и методологии теории государства и права.

Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, харатеризующих развитие и современное состояние науки теории государства и права.

Предметом исследования выступают закономерности развития и современное состояние теории государства и права.

В основу исследовательской работы положены результаты исследований, про­водившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам теории государства и права и других отдельных отраслей права.

Информационная основа исследования включает научные, научно-популярные книги и периодиче­ские издания, опубликованное российское и зарубежное за­конодательство.

Нормативной базой послужили законодательные акты Рос­сийской Федерации.

Поставленные задачи решаются общими и специальными методами теоретического исследования. Широко используются элементарно-теоретический и структурный анализ и синтез, ситуационное моделирование. Отсутствие устойчивой прак­тики применения российского законодательства в данной об­ласти определяет особую значимость формально-логического и исторического методов.

Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Понятие, предмет, объект и функции теории государства и права

1.1 Понятие, предмет и объект теории государства и права

Теория государства и права, являясь фундаментальной и основополагающей юридической наукой, выступает в то же время органической частью системы правоведения.

Правоведение (от лат. – юриспруденция) есть особая система научно-теоретических знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретико-прикладное освоение государственно-правовых процессов и явлений, образующих государственно-правовую действительность. При этом любая область знания, в том числе и юридическая, имеет собственный объект и предмет исследования.

Объектом юридической науки выступает определенная сфера объективно существующей реальности – в той степени, в которой она опосредует и развивает общественные отношения, отражает явления государственно-правовой действительности, связанные с ней процессы, состояния и т. п. В этом смысле объект юридической науки включает в себя государство и право, а также социально-правовую практику в той степени, в которой последняя опосредует общественные отношения.

Предметом юридической науки является система конкретных закономерностей, определяющих формирование и развитие государственно-правовых явлений, отражающих правовую жизнь общества. Из названия данной науки становится понятно, что предметом ее изучения являются два взаимосвязанных важнейших института общества – государство и право. При этом не допускается смешивание государства и права как определенных форм социально-правовых связей и отношений, возникающих и развивающихся в обществе, и системы научного знания о них – теории государства и права. Государство и право есть сложные социальные институты, имеющие различные стороны и проявления. Изучая их, теория государства и права как общетеоретическая юридическая наука выявляет общее и существенное в этих явлениях, что в свою очередь отражается в закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права как важнейших социальных институтов, раскрывая при этом их сущностно-содержательные характеристики, место и роль в современном обществе. Эти закономерности являются общими для всех государственно-правовых явлений и процессов, где государство и право рассматриваются как целостные и взаимосвязанные социальные явления, проявляющиеся в различных типах (типологии государства и права), формах (формы государства и формы права), а также ментально-духовных проявлениях (правовое сознание, правовой менталитет, правовая культура, правовые традиции и другие). Объективные закономерности отражают сущностные, наиболее типизированные и часто проявляющиеся связи. Следует иметь в виду объективный характер существования государства и права, а вместе с этим и их самостоятельность, отделенность от других явлений. Что же касается предмета теории государства и права, как, впрочем, и любой другой науки, то он глубоко историчен. Это означает, что государство и право во всем многообразии своего проявления развиваются не только в пространстве, но и во времени, видоизменяются и принимают те формы, которые соответствуют определенным реалиям. Для того чтобы конкретизировать предмет науки теории государства и права, необходимо сравнить ее с другими системами гуманитарных знаний. В связи с этим следует отметить, что еще одна особенность теории государства и права заключается в том, что она является общественной наукой, то есть имеет гуманитарное содержание. Известно деление наук на естественные, технические и общественные. Предмет первых двух – внешний для человека мир природы, мир неодушевленных вещей, общественные же науки изучают человеческое общество. Отдельные их отрасли исследуют те или иные стороны общественных явлений, необходимые и существенные связи и отношения. Так, например, философия претендует на описание и анализ человеческого мировоззрения, имеет в качестве своего предмета общие законы бытия. Она рассматривает место государственно-правовых явлений в процессе развития общества в целом, служит теоретической базой и методологическим ориентиром для всех юридических наук. Наиболее близко к философии стоят философия права и аналитическая юриспруденция.

Социология – еще одна из важнейших гуманитарных наук – рассматривает государство и право как основные социальные институты. Вместе с тем она оставляет в стороне некоторые собственно юридические аспекты (относящиеся к правовым формам организации государственной власти, правовым методам регулирования общественных отношений и т. п.). Следует отметить, что существует специальная область знания – социология права.

Наиболее тесной является связь теории государства и права с политологией, которая относит государство и право к совокупности политических институтов, изучает политические партии, политический процесс, политическую жизнь в целом.

Сравнивая теорию государства и права с историей, которая исследует различные типы цивилизаций в условиях конкретного времени и пространства, ученые отмечают, что вне исторического контекста теория государства и права как самостоятельная область знаний существовать не может, во взаимосвязи с историей находятся такие юридические дисциплины, как история государства и права той или иной страны, история политических и правовых взглядов и другие. История, как правило, не дает обобщающих выводов, не формулирует закономерности общественного развития. В связи с этим следует рассмотреть принцип историзма теории государства и права. Помимо этого, теория государства и права связана и с экономической теорией, которая позволяет рассмотреть развитие и функционирование государства и права в связи с изменениями в материальных условиях жизни общества.

Таким образом, государство изучается не только теорией государства и права, но и другими общественными науками. Деятельность государства не сводится только к правотворчеству, но и включает в себя экономическое, культурное строительство, управление и так далее.

Поэтому предмет теории государства и права составляют основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции.

1.2 Функции науки теории государства и права

Будучи тесно связанной с другими фундаментальными науками, теория государства и права, имеющая свой предмет, выполняет ряд функций.

Прежде всего, это познавательная (гносеологическая) функция, которая заключается в том, что теория государства и права несет в себе правовые знания о государстве и праве, правовых явлениях и процессе воздействия права на жизнь общества.

Другая важнейшая функция теории государства и права как юридической науки – методологическая. Она связана с тем, что теория государства и права изучает и одновременно с этим разрабатывает приемы и способы познания государственно-правовых явлений, которые заимствуются другими юридическими науками и отраслями права. Осуществляется выработка общих категорий и конструкций, которые затем заимствуются другими юридическими науками, в частности отраслевыми.

Кроме этого, теория государства и права разрабатывает систему методов, которыми осуществляется процесс познания. Практически-прикладная функция данной науки выражается в ее направляющем воздействии на юридическую практику.

Мировоззренческая функция теории государства и права состоит в развитии системы правовых ценностей, объективного взгляда на мир и место в нем государственных и правовых институтов, уважения к праву и правоохранительным органам, то есть всего того, что формирует юридическое мировоззрение.

Прогностическая функция связана с возможностью науки прогнозировать состояние государственно-правовых явлений и процессов и определять тенденции их дальнейшего развития.

Воспитательная функция направлена на формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Коммуникативная функция обеспечивает связь в конкретной правовой системе правовых явлений и процессов, обусловливающих ее специфику и своеобразие.

Глава 2. Предмет и методы теории государства и права

2.1 Понятие и особенности предмета теории государства и права

Каждая наука имеет свой предмет и методы исследования. В общем виде под предметом следует понимать систему знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки для изучения. Другими словами, предметом являются закономерности, свойства, стороны, общие характеристики для всех изучаемых явлений и процессов.

Предмет теории государства и права в юридической литературе определяется по-разному. П.М. Бабенко считает, что предмет государства и права можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов.

По мнению А.И. Косарева, предмет теории государства и права составляют:

– природа и назначение государства и права;

– закономерности их возникновения, развития и функционирования;

– система основных понятий юриспруденции.

Если к оценке данного вопроса подходить с исторической точки зрения, то необходимо отметить, что по мере развития государства, изменений государственно-правовой действительности изменялись и подходы в определении предмета теории государства и права, его содержание. Так, если в советский период развития российского государства особое внимание уделялось таким категориям, как «государство диктатуры пролетариата», а позднее «общенародное государство», «государство развитого социализма» и другим, считавшим на тот период наиболее актуальными, то сегодня приоритетным становится понятие «правовое социальное демократическое государство». В зависимости от исторической обстановки изменяются и методы преподавания. Классики педагогической мысли установили неразрывную связь политико-правового режима, типа государства с методами преподавания. Так, еще в свое время А. Дистервег отмечал, что догматический метод имеет аристократическую природу, а развивающийся – демократическую. Первый пригоден для самодержавных стран, а второй – для будущих граждан конституционных государств[4].

С учетом изменившихся условий и подходов В.В. Лазарев полагает, что в предмет истории государства и права входят не только реальные государственно-правовые отношения, процессы, явления и категории, но и представления людей на этот счет, связанные с их сознанием, психологией и идеологией.

По В.В. Лазареву, «предметом общей теории права и государства выступают право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры»[5]. Обобщенную характеристику предмета теории государства и права, учитывая онтологический и гносеологический аспекты, предлагают М.И. Абдуллаев и С.А. Комаров. Они полагают, что, во-первых, теория государства и права изучает закономерности, присущие государству и праву как особым явлениям, формирующимся в обществе, закономерности функционирования государства и права на определенном этапе исторического развития (онтологический аспект). Во-вторых, теория государства и права изучает закономерности происхождения (источники) государственноправовых явлений (гносеологический аспект). В-третьих, теория государства и права строит весь процесс познания государственно-правовых явлений в зависимости от того, какой тип понимания права и государства положен в основу правопонимания (цивилизованный, формационный) в то или иное построение курса. При различиях в определении предмета теории государства и права необходимо указать на то, что данная наука имеет дело с различными сторонами и процессами государственно-правовой жизни. Подводя краткий итог, с учетом мнений ряда авторов можно выявить элементы предмета теории государства и права, к числу которых следует отнести: сущность и социальное назначение государственно-правовых явлений; закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; систему категорий и понятий (право, государство, их сущность, функции и формы); принципы, аксиомы, презумпции, фикции теории государства и права.

Принцип – основополагающее начало, аксиома – бесспорная, не требующая доказательств истина. Презумпции – предложение, основанное на вероятности признания факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное. Фикции – приемы, заключающиеся в том, что действительность подводится под какую-либо условную форму; правотворческую, правоприменительную и интерпретационную практику; практические рекомендации по вопросам государственного строительства. Предмет теории государства и права, как и всякой науки, не остается неизменным.

Социальная практика ставит перед данной наукой все новые и новые вопросы, настойчиво требует их разрешения, выработки научных рекомендаций и выводов по вопросам общественного развития. Прав в этой части М.Н. Марченко считая, что предмет теории государства и права, как и отдельные составляющие его части, не является застывшим, а с течением времени изменяется и развивается[6].

Неизменной остается только основа, а именно общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, к числу которых следует отнести, прежде всего, вопрос возникновения и становления государства и права на определенном этапе развития общества, обусловленность характера и уровня развития государства и права характером и уровнем развития экономики и общества. Отметим, что в этом вопросе наметились определенные изменения.

По мнению А.Б. Венгерова, теория государства и права постепенно начинает впитывать элементы синергетики – формирующейся науки о самопроизвольных, самоорганизационных, случайностных процессах. Венгеров считает, что «конструктивная роль случая в общественном развитии состоит в том, что он позволяет объяснить субъективный фактор в государственно-правовой жизни общества, позволяет наряду с закономерными причинно-следственными связями учитывать и случайностные, вероятностные связи»[7]. В конечном итоге в зависимости от уровня конкретно-исторических и иных условий развития общества, уровня развития общественного сознания, культуры и идеологии меняются и представления о государстве и праве, характере их взаимосвязи и взаимодействия, их месте и роли в жизни общества.

По мнению А.И. Косарева, в раскрытии предмета теории государства и права следует выделять ряд аспектов: отвергая проявления вульгаризма органической теории и не отрицая значение экономического фактора, роли социально0классовых отношений, религии и культуры и т. д., первичным, исходным в развитии государства и права признается человеческий фактор – состояние народа, этноса, в частности различия Востока и Запада, специфика государственности России; ценностной ориентации на передний план необходимо ставить показатель внутренней гармонии, понимаемый как подвижное, меняющееся равновесие прежде всего прогрессивной и стабилизирующей, консервативной (традиционной) тенденций развития; осуществление цивилизованного подхода к пониманию государства и права. Их бытие представлено рядом сменяющих друг друга или параллельно сосуществующих цивилизаций, проходящих в своем развитии, как и отдельный индивид, стадии раннего, зрелого, позднего возраста.

Таким образом, предмет теории государства и права – это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты.

2.2 Методология теории государства и права

Методология, в том числе и юридическая – это философская, мировоззренческая система, на которой построена наука. Метод науки не избирается произвольно, он задан спецификой самого предмета и отвечает на вопрос: как и каким образом осуществляется процесс познания? Следовательно, методы теории государства и права – это особые (специфические) приемы и способы, с помощью которых данная наука осуществляет процесс познания. Методология представляет собой систему методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности по раскрытию сущности предмета, явлений действительности. Метод тесно связан с содержанием науки, хотя эти понятия и не тождественны с теорией, ибо без теории он беспредметен, а теория без метода лишается предмета исследования. Существует тесная связь теории и практики, важна опытная проверка истинности знаний. Практика довольно часто выступает критерием истины. Метод особенно важен для теории государства и права, так как его используют и отраслевые юридические науки, ведь теория государства и права формирует методологическую основу для всех юридических наук.

Методология теории государства и права включает в себя различные приемы и способы осуществления познавательной деятельности:

1 Общенаучные методы исследования государства и права. Научную методологию государства и права можно представить как обусловленную философским миросозерцанием совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений. В нее входят как общефилософские принципы познания, так и общие, специфические и частные способы, приемы познания государственно-правовых отношений. Философские, мировоззренческие подходы опираются на использование как рационального, так и эмпирического в познании. Первые связаны с развитием понятийного аппарата, вторые – с наблюдением и экспериментом. Используются методы восхождения от абстрактного к конкретному, взаимосвязи исторических и логических приемов и другие. С точки зрения научного знания в процессе познания основополагающее значение имеют диалектические методы. Диалектика есть учение о наиболее общих, закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. Большинством наук используются методы диалектики, которые воплощаются в таких ее категориях, как количество и качество, форма и содержание, сущность и явление и многие другие.

2 Специальные (особенные) и частные методы познания. Общие методы не могут раскрыть особенности государственно-правовых явлений, наряду с ними используются и специальные методы исследования. К ним следует отнести, во-первых, сравнительно-правовой метод, то есть сопоставление государственно-правовых систем в разных обществах и условиях; во-вторых, метод конкретно-социологический – учет социальных факторов (наблюдение, анкетирование, эксперимент и т. п.); в-третьих, формально-логический (догматический) метод, который применяется при изучении нормативных сторон правовых систем, формирует приемы толкования правовых норм и формального анализа действующего законодательства, так как формальность есть неотъемлемое свойство права; в-четвертых, системно-структурный метод, который изучает государство и право как комплексный институт и процесс; в-пятых, метод правового моделирования, исходящий из идеи подобия. При этом интенсивное развитие науки, в том числе компьютерных технологий, привносит ряд частных специфических методов исследования. Среди них можно назвать математический, статистический, кибернетический, классификационный, метод правовой аналогии и другие.

Таким образом, методология – это учение о методах познания и преобразования действительности. Метод в науке, в научной деятельности – это знание, с помощью которого добывается новое знание. То есть один и тот же фрагмент знания в одном случае может рассматриваться как теория (разрабатываемое знание), а в другом – как метод (знание, с помощью которого разрабатывается теория). В науке метод часто определяет судьбу исследования, его можно сравнить с инструментами познания, «ключами» к тайнам общества и природы.

Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф. Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он утверждал, что «даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Метод сам по себе не представляет полностью успеха в исследовании действительности: важен не только хороший метод, но и мастерство его применения. В процессе научного познания используются разнообразные методы.

В соответствии со степенью их общности они применяются либо в более узкой, либо в более широкой интерпретации. Каждая наука, имея свой предмет изучения, применяет особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта.

Глава 3. Проблемные вопросы теории государства и права как учебной дисциплины. Соотношение теории государства и права с гуманитарными и отраслевыми юридическими науками

3.1 Теория государства и права как учебная дисциплина

Как учебная дисциплина теория государства и права представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенных в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенных для подготовки специалистов того или иного профиля. Это одна из дисциплин, изучаемая в юридических вузах. Она представляет собой совокупность части знаний, полученных наукой, которые предусмотрены для передачи студентам в процессе обучения с помощью специальных приемов. Курс теории государства преподается в процессе проведения лекций, семинарских занятий, при написании курсовой работы.

В соответствии с программой курса студенты должны усвоить основные понятия об изучаемых явлениях, их признаки. Курс выполняет вводную и мировоззренческую функцию: формирует правовую и политическую культуру студентов.

Теория государства и права как учебная дисциплина, во-первых, базируется на теории и государства и права как науки. В учебную дисциплину включаются лишь те знания, которые получены научными способами и прошли социальную апробацию. Поэтому закономерно, что чем выше уровень юридической науки, тем содержательнее и полнее аналогичная учебная дисциплина. Во-вторых, ее рамки более узки, чем рамки науки теории государства и права, так как в учебную дисциплину включается только часть материала (наиболее важного, существенного), которым располагает наука. В-третьих, она более субъективна, чем наука теории государства и права, так как представляет собой позиции и взгляды разных авторов. Другими словами, если система теории государства и права как наука обусловлена системой изучаемых государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена, то как учебная дисциплина она во многом произвольна, зависит от усмотрения составителей учебной программы, конкретного преподавателя. Структура учебной дисциплины теории государства и права как учебной дисциплины формировалась на протяжении длительного времени. Если обратимся к историческому опыту, то в русском дореволюционном (до 1917 г.) правоведении довольно четко разграничивались теория права, философия права и энциклопедия права, что не могло не сказаться на структуре преподаваемых учебных дисциплин. Полагаем, что в этом был заложен определенный смысл. Вопрос состоял в том, что энциклопедия права главное внимание уделяла раскрытию основных правовых понятий и их сущности, то есть именно с этого должно собственно и начинаться юридическое образование. С этих позиций определялись задачи энциклопедии права: зафиксировать в первоначальном приближении основные элементы фундаментальных (теоретических) знаний о праве, общие для отраслевых юридических дисциплин, выраженные в связях целого (правовой теории) через систему юридических понятий, и на этой основе сформулировать логическую форму правового мышления, ее обобщающую направленность. Как отмечал еще в начале ХХ века Н.М. Коркунов: «Если человек ознакомится со значением отдельных терминов, с разделением науки на отдельные отрасли и с содержанием каждой из них, его изучение права не сделается от этого осмысленным. Получить краткое понятие о частях – не значит еще получить понятие о целом. Соединение частей в одно живое целое не есть вовсе такое легкое и простое дело, чтобы оно само собой давалось каждому, ознакомившемуся с частями». «Именно постольку, поскольку система понятий может быть интерпретирована как одно целое (развитое) понятие сущности предмета, эта система понятий представляет собой теорию». Таким образом, энциклопедия права по существу является первым шагом на пути к осмыслению права как целого социального феномена.

Термин «энциклопедия» в переводе с греческого означает круг общеобразовательных наук, систематизированное обозрение совокупности человеческих знаний. Именно так считали античные философы Пливий и Квинтилиан. В целом энциклопедия права в течение нескольких столетий преподавалась на юридических факультетах Западной Европы. Что же касается России, то данная учебная дисциплина была введена в XVIII веке в Московском университете. Через некоторое время были подготовлены и изданы работы отечественных авторов в ее развитие. Отметим среди них работы М. Капустина «Юридическая догматика» (1868), «Очерки по энциклопедии права» П. Деларова (1878), «Очерки юридической энциклопедии» Н. Раннекампфа (1880), «Лекции по энциклопедии права» Е. Трубецкого (1909) и др. Необходимо отметить, что энциклопедия права в течение длительного времени осуществляла поиск своего предмета, совершенствовала формы и методы осмысления правовой действительности и способствовала формированию на российской почве предметов таких обобщающих наук, как теория права, философия права, социология права. Главное ее предназначение состояло в том, что она стремилась представить право, по определению русского ученого XIX века Н. Зверева, как логическое единство понятий, как живое целое. Что же касается философии права, то сегодня это уже не разграничение философии и юриспруденции, а скорее выделение дисциплин в рамках юридической науки. Развитие правоведения неизбежно выводит на обобщающие представления о сущности и смысле права, в то время как теорию права мало интересуют умозрительные конструкции (свобода, равенство, справедливость), оторванные от реальных правовых процессов и явлений. Здесь на помощь в большей мере приходит философия права, которая основывается на фундаменте юридических знаний, базируется на них. В конечном итоге, говоря об идеальных основах права (например, право как свобода и справедливость), мы никогда не сможем оторвать их от сущности философского понимания мира. Философию права можно определить как науку о познавательных, ценностных и социальных основаниях права. Эта проблематика еще не нашла своего достойного решения. И поэтому возвращение к философии права на более поздних курсах дает возможность остро обозначить эти проблемы, наметить пути их решения. Вот потому на юридическом факультете и принято решение ввести спецкурс философии права, читаемый студентам 4-го курса, студентам магистратуры в качестве постановки и исследования социально-философских проблем теории права, выяснения сущности и природы права как социального феномена, а также признаков и определений права, взаимосвязи права и личности, сущности правового государства.

Теоретическая задача философии права заключается в создании логической модели генезиса права посредством системы абстрактных категорий, в которых историческое освобождено от всех зигзагов и отклонений, представлено как бы в снятом виде. В целом, если мы хотим видеть способных юристов, основывающих свои знания на высоком теоретическом уровне, то важно построить следующую цепочку получения этих знаний: введение в юриспруденцию, теория государства и права, философия права, социология права, современные проблемы государства и права.

3.2 Соотношение теории государства и права с гуманитарными и отраслевыми юридическими науками

Теория государства и права входит:

1 В систему общественных наук, к которым относится философия, социология, политология, экономическая теория. Все они в той или иной степени касаются вопросов государства и права.

2 Среди общественных наук в группу юридических наук. Сюда входят также исторические науки (история государства и права и история политических и правовых учений), отраслевые юридические науки. Объектом как теории государства и права, так и истории государства и права является государство и право в целом с момента их возникновения до сегодняшнего дня. Их отличает предмет и метод познания.

Теория государства и права изучает общие закономерности, а история – конкретные проявления общих закономерностей, случайности и особенности государства и права в отдельных странах в конкретные периоды времени. В истории используется исторический метод познания, а в теории государства и права – совокупность методов.

Отраслевые (государственное, гражданское, уголовное право и др.) и специально-юридические науки в отличие от теории государства и права имеют частный предмет исследования: нормы отдельных отраслей права и порядок их реализации на практике (а не общие свойства в целом). Поэтому их называют частными или структурными юридическими науками.

От других юридических наук теория государства и права получает конкретные сведения о государстве и праве для общения (синтеза) и построения единой системы знаний. Например, она обобщает конкретные сведения, полученные историческими науками о государстве и праве, на этой почве строит теорию типов государства и права. Таким образом, происходит взаимообогащение теории государства и права и отраслевых юридических наук. Рассматривая вопрос связи теории государства и права с другими науками, необходимо отметить, что она является частной наукой по отношению к философии, которая изучает наиболее общие закономерности развития мира (общества и природы) в целом. Частной теория государства и права является потому, что изучает только часть общества, политической надстройки – государство и право. Данная наука: получает от фундаментальных наук разработанные общие понятия (сущность, форма, политическая система, власть, личность и т. д.) и общие методики, используемые для изучения любого предмета; представляет для обобщения в рамках философии конкретный материал.

Теория государства и права взаимодействует с рядом общественных наук:

1 Общая экономическая теория, которая изучает процессы производства и распределения продуктов в обществе. Они имеют общий предмет исследования и изучают:

а) роль государства в экономической жизни;

б) влияние экономики на государство.

2 Социология, которая изучает общие закономерности развития общества, поведение людей в обществе.

3 Политология, которая изучает отношения по поводу власти в целом. Государство и право в современном мире не единственные инструменты осуществления власти.

Следует отметить, что от таких отраслевых юридических наук, как конституционное право, гражданское право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и др., теория государства и права отличается тем, что она вводная наука, абстрактная, общетеоретическая. Теория государства и права – вводная наука и учебная дисциплина, потому что с нее начинается освоение юриспруденции. В конечном итоге, изучив основные государственные понятия и категории, механизм государства, его функции, процессы правотворчества, вопросы правоприменения, толкования норм права, не уяснив сути таких явлений, как государственная власть, формы государства, законность, правопорядок, правоотношения, не ознакомившись с основными источниками права, исходящими от государства, нельзя войти в сложный мир юриспруденции, невозможно усвоить и закрепить отраслевые юридические знания.

Теория государства и права – абстрактная наука и учебная дисциплина. Высокая степень абстрактности свойственна ей в силу того, что ее категории и понятия в наибольшей степени отличаются от конкретных явлений и процессов. Собственно любая юридическая наука или учебная дисциплина в той или иной степени абстрактна – например, уголовное, административное право или другие отрасли права, наряду с тем, что они не только оперируют общими категориями и понятиями, но и одновременно используют конкретный нормативный материал, обобщения практики, широко опираются на решения и приговоры судов по конкретным делам.

Теория государства и права является общетеоретической (общеправовой) наукой по отношению к остальным историческим и юридическим. Она представляет им выработанные ей основные понятия и методы познания, общие для всех юридических наук.

Например, теория государства и права дает понятие правоотношения, юридической ответственности, а каждая отраслевая наука, в свою очередь, «воспринимает эти понятия и конкретизирует их», исследует особенности правоотношений и юридической ответственности в гражданском, уголовном, административном праве. Отсюда сложность усвоения материала этого учебного курса. Так, нормативно-правовой акт можно прочитать, проанализировать, посмотреть, как располагаются его статьи, как они разделены на части или объединены в разделы. Также понятно и «осязаемо» конкретное юридическое дело с реальными лицами, поступками, ущербом. Право, государство, норму права, правоотношение «эмпирически не измеришь». Для того чтобы уяснить такого рода категории, требуется напряженная мыслительная деятельность, которая сопряжена:

а) с постоянным самообразованием;

б) систематическим анализом происходящих реалий в практике;

в) выверкой теоретических знаний и социальной практики. Используя только данные инструментарии, можно рассчитывать на грамотное усвоение и последующее применение юридических знаний. Иного пути нет.

3.3 Современные проблемы развития общей теории государства и права

Анализ научных статей последних лет показал, что общей тенденцией среди ученых, прежде всего, юристов-отраслевиков выступает крайне негативное отношение к общей теории государства и права. Подвергается сомнению ее ведущая, базовая роль, как учебной дисциплины, так и статус основополагающей науки в фундаменте юриспруденции. Подобные оценки, связанные с отрицанием ведущей роли общей теории государства и права в системе юридических наук, обусловлены различными причинами. Основная среди них связана с тем, что сложившаяся познавательная и идейная доктрина, вполне справлявшаяся с осмыслением государственно-правовой реальности в ее недавнем прошлом[8], уже не в состоянии представить на должном уровне функционирование и развитие государственно-правовой системы. В настоящее время поиски новых идей, установление возможностей нехарактерных для российской юриспруденции, кардинальный пересмотр сложившихся концепций воспринимаются отдельной частью научной общественности не только как закономерное следствие смены ценностной и мировоззренческой составляющей в российском обществе, но и как неизбежно влекущее реконструкцию теории государства и права. Преодолеть нарастание деструктивных настроений можно, по мнению ряда исследователей, разными путями. Так, одни ученые предлагают ограничиться переименованием теории государства и права в теорию права и государства или по западному образцу – в теорию юриспруденции. Другая часть научного сообщества говорит о необходимости проведения организационно-методологической реформы, в результате которой теория государства и права будет разделена на «теорию государства» и на «теорию права», впоследствии «теорию государства» следует передать конституционному праву. При этом судьба «теории права» не уточняется. Причины рождения агрессии и нападок на сложнейшую юридическую науку очевидны. Здесь и желание «упростить» юриспруденцию, придать ей чисто прикладное значение, и отсутствие в ней четких научных стандартов, и борьба представителей отраслевых наук за первенство на научном юридическом олимпе, и многие другие. Но главная и самая опасная тенденция – это утрата интереса научного сообщества к фундаментальным принципам и методологическим аспектам юриспруденции. Таким образом, утилитарное отношение к общей теории государства и права приведет к деградации всей юридической науки и сведению ее к состоянию правовой эмпирии. Анализируя специальную литературу, складывается мнение, что представители отраслевых наук совершенно забыли или намеренно не замечают существенный теоретический и методологический вклад, внесенный общей теорией государства и права в формирование всей системы юридических наук. Один только категориальный аппарат, которым не одно десятилетие пользуются отраслевики, создан силами ученых, занимающихся вопросами общей теории.

Выработка тенденций развития государственно-правовых явлений, процессов, исследование направления реформирования государственно-правовых институтов, последствия применения различных правовых актов – это все те вопросы, которые могут быть поставлены и раскрыты только в рамках общей теории государства и права. Любая теория, т.е. система идей, понятий, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. В юридической теории неоднократно ставился вопрос о целесообразности и возможности внедрения научных стандартов. В начале прошлого столетия С.М. Потапов писал: «Юриспруденция еще не выработала своих аксиом, своих бесспорных положений не только не давая руководящей нити для практики, но идя позади ея «…». Стоит только вспомнить бесконечные пререкания по самым азбучным вопросам, чтобы представить, насколько юриспруденция далека от точности, того именно свойства, которое только и делает науку наукой в строгом, истинном значении этого слова»[9]. Ситуация в правоведении принципиально не изменилась и в настоящее время[10]. В плоскости права социальные законы не действуют с математической точностью, а проявляют себя в виде тенденций, предрасположенности определенных событий, процессов к определенному результату.

С другой стороны, гуманитарное знание в противоположность естествознанию характеризуется достаточно большим числом идеологических постулатов, которые не всегда имеют объективные основания для эффективного внедрения на практике. Поэтому, чтобы обнаружить содержание юридического явления, необходимо использовать комплексное, системное изучение различных его аспектов и форм их выражения в социальной действительности.

Данные обстоятельства и определяют потребность в существовании основополагающей теории, формулирующей мировоззренческую основу всей юриспруденции, определяющей ее парадигму. Еще дореволюционный юрист И.В. Михайловский писал, что общая теория необходима для того, чтобы «построить логически законченную систему понятий, лежащих в основе всех специальных юридических наук и обобщить все результаты этих наук в одно гармоническое целое, проникнутое не только внешним, но и внутренним единством»[11]. В российской юриспруденции роль фундаментальной науки, призванной обеспечивать общетеоретические потребности отраслевых и иных юридических наук, выполняет общая теория государства и права. В связи с формированием правового государства новомодные тенденции выразились в споре вокруг наименования науки: «теория государства и права» или «общая теория государства и права», или «теория права и государства», или «теория юриспруденции»? В решении вопроса о включении в наименование «общая», обстоятельное объяснение предложил видный теоретик В.Н. Протасов. Он считает, что «ту или иную теорию именовать общей необходимо тогда, когда нужно выстроить иерархию теорий, т.е. когда в соотношений теорий появляется уровень особенного…в виде отраслевых наук»6. Соответственно, определение «общая» в наименовании теории государства и права подчеркивает ее функциональную роль в качестве академической, фундаментальной, базовой в системе всего юридического знания. Что касается изменения названия «теории государства и права» на «теорию права и государства», то оно, по сути, связано не с наукой, а с учебной дисциплиной. Ряд авторов предлагают поменять местами традиционно выделяемые блоки «государство» и «право» в духе современных мировоззренческих взглядов, господствующих в юриспруденции. Дело в том, что идеологические предпочтения связаны с главенством идеи правового государства, в соответствии с которыми первостепенную роль играет не государство, в основе которого лежит власть, сила и принуждение, а право с его гуманистическими ценностями, установлением пределов государственной власти и меры ответственности за нарушение юридических норм. Содержательных изменений от перестановки терминов не произошло, так как от «перемены мест слагаемых сумма не меняется», разве что в перечне тем, предлагаемых для изучения, добавился раздел «правовое государство». Полагаем, что конъюнктурные изменения наименования и структуры курса не объективны. Полагаем, что начинать с изучения блока «государства» оправдано, хотя бы в силу того, что эта проблематика проще, чем блок «право». Если учесть, что общая теория государства и права преподается студентам на первом курсе, подобный подход к структурированию дисциплины во многом облегчить усвоением материала. По мнению профессора Ф.М. Раянова, наименование №общая теория государства и права» не приемлемо, поскольку оно идеологизировано в духе марксистско-ленинского учения. Поэтому наименование «общая теория государства и права» необходимо сменить на «теорию юриспруденции», что придаст ей западный, космополитический характер. При чем предметно-содержательного плана, по мнению Ф.М. Раянова, изменения не коснуться. Действительно, формальная смена названий кажется безобидной. Однако, объясняя междисциплинарный характер науки, Ф.М. Раянов предлагает в исследовании государственно-правовых явлений «широко опираться на результаты неюридических наук». Ряд ученых предлагают широко применять социологические методы в юриспруденции. Не трудно догадаться к чему это может привести: в теоретическом плане – к максимальному расширению предмета науки, к размыванию его границ социологией, политологией, антропологией и т.д., а в практическом – ослабит эффективность правореализации. Полагаем, что в общей теории государства и права должны быть выработаны критерии использования неюридических методов к оценке правовых явлений с учетом традиций отечественной позитивистской юриспруденции, которые продолжают сохранять свое ключевое влияние в российской юриспруденции. Поэтому смена названия науки «общая теория государства и права» и все следствия из этого должны быть продуманы и четко методологически обоснованы.

Ряд ученых полагают, что общая теория государства и права вообще не имеет собственного предмета исследования, а заимствует проблемы для исследования из других отраслевых наук, преимущественно, из конституционного права. В частности, К.Н. Княгинин считает, что теория государства и права «проводит по отношению к предмету науки конституционного права агрессивную «аннексионную» политику», которая, по мнению автора, выражается в захвате и присвоении аспектов предмета конституционного права в части исследования государства. Поэтому, автор предлагает отделить теорию государства и перенести ее в сферу науки конституционного права[12]. Поддерживая заданный лейтмотив, В.И. Крусс полагает, что «современная наука (теория) права возможна как наука (теория) конституционного права или – то же самое – как конституционная наука права, теория конституционной интерпретации текстов нормативно-правовых актов»[13]. Думается, авторы поспешили с выводами.

Во-первых, в рамках юридического позитивизма (а именно в соответствии с постулатами юридического позитивизма развивается вся современная российская юриспруденция) выйти за конструкцию «государство-право» невозможно, поскольку государство выступает субъектом публичных правоотношений.

Во-вторых, ученые-конституционалисты не утруждают себя разработкой самих категорий «государство», «сущность государства», «тип государства», «форма государства» и т.д. (все это заимствуется из теории государства и права), а рассматривают лишь частные проявления сущности государства. А сущность у такого сложного феномена, как «государство» многоаспектна, еще более разнообразнее ее проявления. Вот эти проявления, т.е. частности, обусловленные историческими, географическими и прочими пределами, составляют предметную область конституционного права России и конституционного права зарубежных стран. Следовательно, если совпадения при исследовании государства и возможны, то они не содержательного, а формального характера. И, наконец, последнее. К.Н. Княгинин пишет, что предметом теории государства и права является конституционная эмпирия, поскольку «в учебниках по теории государства и права излагаются темы, как «Конституция», «Действие Конституции», «Общественные объединения» и т.д. Хотелось бы отметить, во-первых, явное методологическое несовпадение: речь идет о предмете науки, а аргументация приводится из одноименной учебной дисциплины. Наука и учебная дисциплина – вещи разные. Но даже если темы, связанные с некоторыми аспектами конституционного развития государства и права, рассматриваются, то в контексте более крупных проблем. Например, действие Конституции РФ рассматривается в рамках темы формы (источники) права. Кроме того, теория государства и права исследует и анализирует не только конституционную, но и гражданско-правовую, и уголовно-правовую эмпирию, чтобы сформулировать общие закономерности развития юриспруденции как совокупности юридических наук. В последнее время действительно наблюдается расширение предмета общей теории государства и права, но никак не в связи с «аннексией» проблем частных отраслевых наук и конституционного права в том числе, а в связи со «множественностью методологических подходов», привнесенных из философии, социологии, политологии и др. Таким образом, ни одна отраслевая наука не может претендовать на роль общетеоретической, хотя бы потому, что, во-первых, предмет познания отраслевой науки ограничен рамками юридической практики, и, соответственно, любая отраслевая наука решает частные вопросы юридической практики, а по сему является прикладной.

Поэтому место общей теории государства и права на сегодняшней день не готова занять ни одна частная юридическая наука, ровно потому что ни одна из них не способна анализировать социально-правовую ситуацию в стране, определять тенденции и направления государственно-правовых реформ, моделировать и прогнозировать последствия реализации правовых решений. Общая теория выступает объединяющим началом всех юридических наук, являясь теоретико-методологической, политико-юридической и эмпирико-аналитической. Без выполнения этого требования теория права будет по преимуществу ограничиваться описанием действующих правовых систем и апологией правовой политики государства. Конечно же, при всей значимости в качестве теоретической и методологической основы для частных юридических наук, идеализировать общую теорию нельзя. С точки зрения философии науки она сама имеет определенные недостатки. Во-первых, ряд проблем в общей теории не имеет достаточного самостоятельного обоснования (пути происхождения государства и права, формационная типология государства и права и др); недостаточная верифицируемость научного знания по данным вопросам предопределяет их в некотором роде мифологический характер. Во-вторых, сама по себе теория общая теория государства и права идеологична, а не нейтральна в рассмотрении государства и права. В частности, вопросы типологии государства и права, оценки теорий государства и правопонимания рассматривались через призму марксизма-ленинизма, а в современный период – через призму персоноцентристских идей западно-европейского либерализма. Поэтому некоторые ученые упрекают общую теорию государства и права в культивировании утопических взглядов, например, о коммунистическом обществе, социальном государстве, возможности победить преступность и пр. Полагаем, что упреки справедливые, но их следует адресовать и отраслевым юридическим наукам и гуманитарным наукам в целом. Дело в том, что гуманитарные науки, объектом познания которых выступает социальная реальность, общество, человек, не способны полностью освободиться от субъективизма, проявлением которого является идеологизированность научного знания. Поэтому, вопрос не в том, чтобы абсолютно абстрагироваться от любой идеологии (будь то идеология государственная, общественная, авторитетного научного сообщества и пр.), а в том, чтобы эта идеология в виде «генеральной линии» не тормозила научного поиска, не порождала однобокость и спекулятивность суждений, однообразие и косность взглядов. Это возможно при множественности идеологий. Отмеченные проблемы развития юридической науки свидетельствуют о том, что смена мировоззренческой парадигмы обусловила стремительную активизацию поиска способов сочетания новых подходов и методологий познания государственно-правовых явлений. А перед научным юридическим сообществом стоит крайне важная и трудноразрешимая дилемма: либо продолжать развиваться в условиях юридического позитивизма, либо внедрять новую юридическую доктрину. Прогнозировать какой путь будет предпочтительным преждевременно, поскольку пока преобладают деструктивные процессы и в общей теории государства и права, и в отраслевых науках. Ясно одно: существовавшая до 90-х гг. XX века система юридической науки была адекватна критериям юридического позитивизма.

Следовательно, до тех пор, пока юридический позитивизм будет доминирующим учением, система юриспруденции не изменится. В этой системе априори фундаментальной наукой будет та, предмет познания которой направлен на изучение общих специфических закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, государственно-правовых явлений и процессов.

В системе российского юридического знания столь обобщенный, абстрактный предмет познания имеет общая теория государства и права, выступающая методологическим каркасом, синтезирующим области практической и теоретической юриспруденции, снабжающая философским обоснованием сферы правореализации, наполняющая науки не только общей терминологией, правовыми презумпциями и аксиомами, но и духовно-нравственным мировоззрением.

Полагаем, что в «золотой век российской юриспруденции», когда нет жестких рамок идеологии государства и правопонимания, отсутствуют ограничения на выбор тематики и методологий исследования, а сама государственно-правовая действительность дает массу поводов для размышлений, иногда заставляя пересмотреть «вечные» истины, гораздо плодотворнее сосредоточиться на осмыслении новых реалий, чем вести околонаучный спор о «главной» юридической науке.

Заключение

Таким образом, теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают этот вопрос, отсюда тесное взаимодействие теории государства и права с философией, экономической теорией, социологией, политологией и другими науками. Получение объективно достоверного знания – такова та основная методологическая задача, которая стоит сейчас перед теорией государства и права и начинает реализоваться в ее исследовательской деятельности.

Теория государства и права также способствует и формированию российского юриста в духе демократических, гуманистических тенденций и традиций, необходимой политической и правовой культуры. Без специально подготовленных юристов не может функционировать правовая система – это знали еще в Древнем Риме. И для современной российской действительности эта проблема становится особенно актуальной. Только юрист, эрудированный, имеющий прочные правовые базовые знания, ориентированные на демократию, социально ориентированную рыночную экономику, на защиту прав и свобод человека, будет в состоянии продуктивно работать в современном мире.

Таким образом, можно полностью согласиться с мнением А.В. Малько, что особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является:

гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления – государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);

политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);

теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук)[14].

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием12 декабря 1993 г. (с учетом правок, внесенныхФКЗ РФоправках к Конституции РФ от30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

Специальная научная и учебная литература

  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М. И. Абдулаев. – М.: Право, 2016. – 320 с.
  2. Бошно, С. В. Теория государства и права:учебник для юридических вузов и факультетов / С. В. Бошно. – М.:Эксмо, 2015. – 464 с.
  3. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 960 c.
  4. Гайков, В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Гайков. – М.:Феникс, 2016. – 704 с.
  5. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. – М.: Феникс, 2017. – 827 c.
  6. Капицын, В.М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ В.М. Капицын – М.:ИНФРА-М, 2017. – 322 с.
  7. Малько, А. В. Теория государства и права:учебник для юридических вузов и факультетов / А. В. Малько. –М.:Норма, 2017. – 640 с.
  8. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Л.А. Морозова. – М.:Норма, 2016. – 464 с.
  9. Рассолов, М. М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ М. М. Рассолов. – М.: Юрайт, 2017. – 640 с.
  10. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ Л.П. Рассказов. – М.:РИОР, 2016. – 475 с.
  11. Смоленский, М.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М.Б. Смоленский. – М.:ИНФРА-М, 2018. – 272 с.
  12. Старков, О.В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / О.В. Старков. – М.:Дашков и К, 2017. – 372 с.
  13. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. – М.: КноРус медиа, 2017. 336 c.
  14. Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. – СПб.: Питер, 2016. – 192 с.

Периодические издания

  1. Баранова, М.В. Теория государства и права в новой реальности / М.В. Баранова // Право и политика. – 2018. – № 9. – С. 317 – 324.
  2. Кузнецов, И.А. К вопросу о предмете теории государства и права / И.А. Кузнецов // Вестник БИСТ. – 2017. – № 4 (37). – С. 100 – 103.
  3. Фролов, А. Я. Специфика юридического понимания науки о государстве и праве в свете проблемных аспектов / А. Я. Фролов // Наука и право. – 2016. – № 7. – С. 12 – 22.
  1. Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. – СПб.: Питер, 2016. – С. 114.

  2. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ Л.П. Рассказов. – М.:РИОР, 2016. – С. 163.

  3. Капицын, В.М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ В.М. Капицын – М.:ИНФРА-М, 2017. – С. 78.

  4. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Избранные педагогические сочинения. – М., 1956. – С. 28.

  5. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. В. Лазарев. – М.: Юрайт, 2015. – С. 74.

  6. Марченко, А. М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М. Н. Марченко. – М.:Проспект, 2015. – 652 с.

  7. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / А. Б. Венгеров – М.:Омега-Л, 2014. – 608 с.

  8. Алексеев С.С. Право: азбука-теория-философия: Опыт комплексного исследования. – М., 1999. – С. 19.

  9. Потапов С.М. Научные основы права. – СПб., 1908. – С. 4.

  10. Сырых В.М. Логические основания общей теории права: В 2 т. – М., 2000. Т.1. – С. 21.

  11. Михайловский И.В. Очерки философии права. Т.1. – Томск, 1914. – С. 6

  12. Княгинин К.Н. Немецкое «общее учение о государстве»: российская теория государства или теория конституционного права? // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 14. – С. 4.

  13. Крусс К.Н. О проблеме заниженной самооценки, объекте и предмете науки конституционного права // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 15. – С. 9.

  14. Малько, А. В. Теория государства и права:учебник для юридических вузов и факультетов / А. В. Малько. –М.:Норма, 2017. – 640 с.