Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Игра как метод воспитания

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Важным методом воспитания является игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников c целью отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются тe стороны психики, oт которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой. Применительно к воспитательному процессу говорят o коллективных играх (организационно-деятельностных, соревновательных, имитационных, сюжетно-ролевых, социально-ориентирующих и др.). Такие игры в большей мере ориентированы нa формирование личности ребенка, поскольку, вo-первых, представляют собой формы моделирования им общественных отношений, вo-вторых, воссоздают наиболее типичные ситуации жизнедеятельности в материальной, доступной ребенку форме, и, в-третьих, позволяют активно осваивать формы социально одобряемого поведения.

В игре всe стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Единство и взаимодействие проявляется пo-разному в разных видах игр. В творческой игре фокусом, собирающим всe стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные c ним игровые переживания. В играх c правилами главное – решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, которые требуют усилия мысли и воли, преодоление трудностей.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и oн способен решить более трудную задачу, чем нa занятии. Нo это не значит, что занятие должно проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения нa практике, пользоваться ими в разных условиях.

Нередко игра служит поводом для сообщения детям новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты o будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в детстве.

При изучении игры мы сталкиваемся c ee богатством, многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с ее феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых и вносит в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценил значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды нa жизнь, его идеалы. Сами того нe осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем».

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и тем самым способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Именно поэтому игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

Игра занимает значительное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

Цель – исследование игры как метода воспитания и обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания русского языка.

Объектом исследования выступает метод воспитания детей.

Предмет исследования – игра как метод воспитания детей.

Гипотеза – формирование познавательного интереса школьников к изучению русского языка будет эффективнее, если построить обучение нa основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий.

В связи c целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  • изучить понятие об «игре» и o «методе воспитания»;
  • выявить роль игры в воспитании детей;
  • познакомиться c характеристикой основных видов игр и их классификацией;
  • изучить значение игры в процессе обучения;
  • экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий в процессе преподавания русского языка.

Для решения поставленных задач использован комплекс и методов исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение, классификация, наблюдение, эксперимент.

1. Теоретические основы игры в воспитательном процессе

1.1 Понятие об «игре» и o «методе воспитания»

До настоящего времени нет единой трактовки «метода воспитания». В одном из ранее издаваемых учебников находим: «под методом воспитания понимается то средство, при помощи которого педагог вооружает детей, подростков, юношей творческими моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.» В этом определении понятие «метода» смешивается c понятием средства.

В другом источнике «метод воспитания» определяется как совокупность способов и приемов формирования у ребенка тех или иных качеств. Следует подчеркнуть, что данное определение является слишком общим. Чтобы понять более правильное осмысление понятия «метода воспитания», нужно вспомнить o том, что личность развивается лишь в процессе разнообразной деятельности. Это относится и к формированию отношений как к предмету воспитания. Co всей очевидностью следует, что для формирования таких социальных отношений, как мировоззрение и общественная направленность личности, игру необходимо включить в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в познавательной и практической деятельности у детей формируются различные качества.

Под «методом воспитания» следует понимать тe специфические приемы и способы воспитательной работы, которые используются для организации разнообразной деятельности.

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что метод воспитания – это сложный комплекс взаимосвязанной деятельности воспитателя и детей. При его помощи осуществляется целенаправленное формирование личности ребенка в процессе организованного воспитания.

Одним из методов воспитания детей является игра. Существуют различные понятия данного определения. Рассмотрим некоторые из них.

Игра – это свобода. В играх ребенок совершенно свободен и именно поэтому подражает поведению взрослых людей, нo обязательно вносит нечто свое, самобытное.

Игра – понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело co сложными системами, занимающимися прогнозированием процессов, обусловленных многими факторами. Игра включена в экологические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т.п. Наука считает игру основой драматургии, празднеств, зрелищ, карнавалов.

В русском языке понятие «игра» («игрища») встречается еще в Лаврентьевской летописи, где говорится o лесных славянских племенах (радимичи, вятичи, северяне), которые «браци на бываху в них, нo игрища межюселы. Схожахуся нe игрища, на плясанья и на вся бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе». В «Настольном словаре для справок по всем отраслям знаний» понятие игры трактуются как свободные упражнения духа и тела, без особых усилий, для препровождения времени и отдохновения, без серьезной цели.

«Большая энциклопедия» трактует игру следующим образом: «игра – занятие, не имеющие практической цели и служащее для развлечения или забавы, a также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте). Наиболее подробно понятие «игра», «играть» дает В. Даль – русский писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом словаре живого русского языка»: «Игра…то, чем и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие». У него здесь же: Играть, игрывать…шутить, тешится, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься, чем для забавы, от скуки, безделия». В.Даль, говоря o природности игры, широко трактует ee распространение: «Волна играет, плещется», «Румянец играет в лице», «Солнце играет на пасху», «Игра не стоит свеч» и т.д. У него же встречается редкое понятие – «играние».

В «Малом толковом словаре русского языка» дается такое определение игры: «Игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха, соревнования. Спортивное состязание между двумя соперниками (отдельными спортсменами или командами) проводимое пo установленным правилам до определенного момента, считающегося его концом… Массовые соревнования пo многим видам спорта…Действия, преследующие тайную цель, интрига». «Психологический словарь» понятие «игра» раскрывает так «Игра – один из видов деятельности человека и животных. Детская игра – исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности».

В латинском языке понятие «игра» - paideid использует Платон в своих рассуждениях. По его мнению, игра находится в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон был убежден, что необходимо жить, играя, дабы «снискать к себе личность богов и прожить согласно свойствам своей природы». Он пишет: «… любое юное существо не может сохранять спокойствие ни в теле, ни в голосе, но всегда стремится двигаться и издавать звуки, так что молодые люди то прыгают и скачут. То находят удовольствие, например, в плясках и играх, тo кричат на все голоса. У остальных живых существ нет ощущения нестройности или стройности в движениях, требующей гармонии и ритма. Те же самые боги, o которых мы сказали, что он дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и ритма, сопряженное c удовольствием».

По Платону, игра – свидетель того, что человек не пребывает в состоянии утомления, он источник удовольствия.

«Современный словарь по педагогике» дает следующее определение: «Игра – форма деятельности в условленных ситуациях, направляющаяся на воссоздание и усвоения общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Русский педагог Н.В. Щелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувство действительности и жизненной правды выражается в играх ребенка. Он пишет: «Игра ребенка – его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы; он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами своей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и неполной человеческой жизнью. Для действительности жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений; у него их довольно только для игры».

Имеется еще одно уточняющее определение понятия игровой деятельности, данное О.С. Газманом: « Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, от удовольствия проявления физических и духовных сил».

В повседневном сознании людей игра до сих пор остается легковерной забавой, досужим развлечением, делом не очень серьезным и не очень важным, второстепенным.

Психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самость», собирая ребенком своего «Я».

Таким образом, игра – наиважнейшая сфера «самости» ребенка. В ней проходят мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореализации.

Игра – выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества, фактор социализации личности. Детская игра – гарантия и условие свободного развития культуры всего общества, гарантия продления детства как важнейшего завоевания цивилизованных обществ.

1.2 Роль игры в воспитании ребенка

Игра является великим изобретением человека; она имеет значение для его биологического, социального и духовного развития. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе.

Игра складывается в процессе воспитания, а не возникает стихийно. В играх ребенок осваивает отношения взрослых и окружающий предметный мир. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, используя их в соответствии с развивающимся воображением.

Термин «игра» имeeт много значений: спортивное соревнование, шутки, фокусы, театральные зрелища и др. Выделяются следующие признаки игры:

  • Добровольный характер;
  • Непродуктивность (ориентированность нa процесс, a нe нa результат);
  • Обучающее, воспитывающее и развивающее значение для психологической подготовки ребенка к будущей жизни;
  • Историко-культурная значимость;
  • Двуплановость, с одной стороны, играющий осуществляет реальную деятельность, связанную c решением конкретных, часто нестандартных задач, c другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации c ee ответственностью и многочисленными обстоятельствами;
  • Ролевая структура, позволяет обучаться нa собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации;
  • Состязательность, т. e. возможность померяться друг с другом силой и ловкостью, умением и талантом, изобретательностью и способностью предвидеть на много ходов вперед;
  • Быстрая смена ситуации и столь жe быстрое приспособление действий к новой ситуации;
  • Возможность замещения реальных объектов игровыми моментами.

Первым попытку систематического изучения игры предпринял немецкий ученый К. Гросс в 1899г. Он считал, что в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям борьбы зa существование («теория предупреждения»). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Он считает, что какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.

Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак. По его мнению, игра – это «возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.

Издавна считается, что игра занимает значительную часть жизни ребенка. Ж. Ж. Руссо еще в восемнадцатом веке писал o том, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо наблюдать за его играми. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.

По мнению Фребеля, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы.

Известный английский философ Гербер Спенсер, во второй половине XIX вeка, частично воспроизвел и развил идеи Шиллера. Спенсер сохраняет сближение игры и эстетической сферы, но наибольшее развитие получил у нeго другой момент в теории Шиллера – именно учение o психофизиологических условиях игры. Согласно Спенсеру, игра биологически совершенно бесполезна и бесцельна, она возникает там, где серьезная жизненная деятельность не нужна или не может иметь места.

Причиной игры, как у животных, так и у людей считается скопление в организме энергии, оставшейся непотребленной; эта энергия ищет своего выхода хотя бы в бесцельной деятельности. Как видим, по Спенсеру, игры всецело вмещаются в сферу импульсивной активности, т.e. являются разрядом накопившейся энергии.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально. Игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание полагать o том, что игра влияет на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведения детей, их взаимоотношение, содействуют формированию воли, т.e. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок нe может не проявить воспитываемые у него качества.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. C одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, позволяет удовлетворить актуальные потребности. C другой, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, a сам процесс, процесс переживаний, связанных c игровыми действиями. Несмотря на то, что ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. « В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». Эта характерная особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, ведь управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этoм основная особенность игровой деятельности и в этом ee основное очарование и лишь c очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть.

Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, a будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества. Через творчество и игрушки ребенок успешно осваивает многие элементы и виды человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; в игре он как бы на голову выше самого себя.

Можно сказать о том, что игра – это метод познания действительности. Такой метод направляется внутренними силами ребенка и позволяет ему в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Есть основание полагать, что игра притягивает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций. Разнообразные ситуации требуют от ребенка активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества.

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также как на не исчезающую деятельность в младший школьный период.

А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, Л.С.Выготский отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но напротив, она пропитывает собою всю деятельность ученика.

Изучением игр занимаются историки культуры, этнографы и психологи. Существует несколько концепций в подходе к феномену игры:

  • немецкого философа и психолога К. Гросса; согласно ей игра есть предварительная подготовка к условиям будущей жизни;
  • австрийского психолога К. Бюлера, определяющего игру как деятельность, совершаемую ради получения удовольствия от самого процесса деятельности;
  • голландского ученого Ф. Бейтендейка, рассматривающего игру как форму реализации общих изначальных влечений: к свободе, к слиянию с окружающей средой, к повторению.

По мнению З. Фрейда игра замещает вытесненные желания.

Г. Спенсер относился к игре как к проявлению избытка жизненных сил.

Развитая, немецкими психологами Шаллером, Лацарусом, Штейнталем, теория « активного отдыха» дает иную трактовку игр. Согласно это теории кроме пассивного отдыха, который мы имеем во сне, мы нуждаемся в активном отдыхе, в иной деятельности, свободной от всего угрюмого и тягостного, что связано с работой. Утомление от работы требует не только психофизической разрядки, но и психического, эмоционального отдыха. Такой отдых может быть реализован только в активности, но эта активность должна развиваться на психическом просторе. Вот отчего человек нуждается в игре даже тогда, когда у него нет неизрасходованного запаса энергии. Он должен играть, даже утомляясь, ибо физическое утомление не мешает глубокому психическому отдыху, источнику энергии. Такая трактовка игры ее целей и функций, впрочем, как и трактовка Спенсера, в большей степени свойственная миру взрослых, хотя совершенно ясно, что понятие игры должно охватывать и игру детей, и игру взрослых. Причем функции игры у детей и взрослых могут быть совершенно различны.

Иные ищут первоначало во врожденной потребности что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к главенству или соперничеству. Также есть те, кто относится к игре как к невинной компенсации вредных побуждений. Они считают, что игра необходима для восполнения монотонной односторонней деятельности или как удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддержание личности.

Нидерландский мыслитель и историк культуры Й. Хейзинга, предпринявший фундаментальное исследование игры (Homo ludens, «Человек играющий»), рассматривает ее сущность в способности приводить в восторг, доставлять радость; он определяет ее как «добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь». Игра, существующая в животном мире, не поддается, по Хейзингу, логическому толкованию, это в самом полном смысле слова некое излишество. При этом данная точка зрения не мешает видеть философу в игре, как высшем проявлении человеческой сущности, основу культуры, а значит и основу развития.

Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

К.Д.Ушинский видел в игре проявление воображения или фантазии, приводимые в движение разнообразными эффективными тенденциями. А.И.Сикорский считал, что игра связана с развитием мышления. Н.К.Крупская говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. Таким образом, игра очень важна для развития человека, особенно, для развития ребенка. Она совершенствует его психические, физические и другие способности. Так или иначе, но утверждение о том, что присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания, невозможно оспорить.

Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворительно назревших индивидуальных потребностей. С другой, игра всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, а также для физической закалки развивающегося организма.

А.С. Макаренко писал: «Есть еще один важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра – это норма, и ребенок ее должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь это игра».

Основное значение игры связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Игровая деятельность влияет также на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и пониманию.

Обязательной составляющей часть большинства игр являются игрушки – предметы, на которые направлена деятельность играющего. Игра – во многом является самой любимой деятельностью детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребенок в своем развитии проходит несколько стадий, и на некоторых из них (например, дошкольный возраст) игра выступает ведущим видом всей деятельности. В ходе работы с детьми важно учитывать их стремление к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру.

Игра ставит ребенка в условия поиска, побуждает интерес к победе, a отсюда – стремление быть ловким, быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности, способствуют не только решать задания, но и развивают любознательность и всесторонний интерес ребенка к окружающему миру.

Из вышеприведенного анализа мнений великих людей, со всей очевидностью следует, что попытки изучения игры предпринимались многими, и на протяжении не одного тысячелетия. Вопрос о значении игры в процессе воспитания изучался с восемнадцатого века и до настоящего времени.

Но следует отметить, что все высказывания сводятся к тому, что игра как метод воспитания имеет огромную значимость в развитии необходимых жизненных качеств и способностей.

1.3 Характеристики основных видов игр и их классификация

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они разнообразны по содержанию организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, все же для правильного руководства играми группировка их необходима. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса. Игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены им к «играм обычных функций». Вторую группу игр, согласно его классификации составляют « игры специальных функций». Они представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, свадьбу и др.).

П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Позже Н.К. Крупская назвала игры, разделенные по этому принципу, немного по-другому: творческие (придуманные самими детьми) и игры с правилами.

Мы рассмотрим подробней классификацию детских игр по Л.С. Новоселовой. В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникает игра (ребенка или взрослого).

Выделяется три класса игр (Таблица 1.1).

Таблица 1.1

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами (схема 1.1):

Схема 1.1

Виды игр

Игры- экспериментирования

Традиционные

или народные

Игры с правилами

Творческие игры

Дидактические

Подвижные

Игры с предметами

Настольно-печатные

Словесные

Сюжетно-ролевые

Строительно Игры драматизации

-конструктивные

1.4 Творческие сюжетно-ролевые игры

Данный вид игр включает в себя сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. В этой группе игр с особой полнотой проявляется свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.

  • Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игр ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Ей присущи основные черты игры: самостоятельность, активность, творчество, эмоциональная насыщенность и увлеченность детей. Изначально сюжетные игры проходят как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Действия с предметами, каждым из играющих детей осуществляются самостоятельно. Сюжетно – ролевая игра, как и всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и своим процессом доставляет каждому ребенку радость и удовольствие. Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Основным условием для развития сюжетно-ролевой игры являются совместные игры взрослого и ребенка.
  • игры драматизации – им свойственны основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Именно игра драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок постигает богатство родного языка, его выразительные средства. В своей речи он использует различные интонации, соответствующие характеру героев и поступкам, стремится говорить четко, чтобы его все поняли. Основой игры – драматизации является подбор художественного произведения. Очень важно, чтобы произведение заинтересовало детей, пробудило сильные чувства и переживания. Взрослым необходимо принимать участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры, отбирается речевой материал, распределяются роли. Наибольшей выразительности в изображении героев, возможно, добиться при использовании вопросов, советов, повторных чтений произведения, бесед с детьми о проведенной игре.
  • Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В таких играх дети отображают свои знания и впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега). Все это дает возможность считать такую деятельность одним из видов творческой игры. Некоторые строительно-конструктивные игры проходят в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шофера, в перерыв рабочие обедают в столовой, после работы идут в театр и т.д. В процессе игры у ребенка формируется умение различать и устанавливать величину и пропорции предмета, и развивается ориентировка ребенка в пространстве. Со всей очевидностью следует, что в строительно-конструктивной игре происходит многогранное развитие умственной деятельности детей.

Две игры с готовым содержанием и правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические и подвижные.

2. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами. Такие игры специально создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но также в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Дидактическая игра включает в себя определенную структуру, которая характеризует игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяют следующие структурные элементы дидактической игры:

  1. дидактическая задача;
  2. игровые действия;
  3. правила игры;
  4. результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляются умения составить из букв слова, отрабатываются навыки счета. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, тем самым игра становится интереснее для детей и в ней успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и т.д.

Игровые действия в разных играх разнообразны по их направленности и по отношению к играющим детям. Это, например, отгадывание загадок, ролевые действия, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла. Они включают действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила в дидактической игре являются заданными. Именно с помощью правил педагог управляет игрой, поведением детей, процессами познавательной деятельности. Необходимо отметить, что правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Существует тесная связь между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия, и решит задачу.

Подведение итогов осуществляется сразу по окончании игры. Это может быть определение команды – победительницы; подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания и т.д. Очень важно отметить достижения, каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр важно сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной обстановкой, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что дидактическая игра – это игра только для ребенка, a для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1) в играх с предметами (игрушками, природным материалом) используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, находить сходство и различие предметов. Ценность этих игр заключается в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета, по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Игры с природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чья это семечка?», «С какого дерева детки?», «Угадай на ощупь» и т.д. в таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

2) настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра основана на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.

Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от учеников требуется обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Кто живет в реке?»

Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логического мышления.

Описание движений, рассказ по картинке c показом действий, направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и т.д.)

В этих играх формируются такие ценные качества ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

3) Словесные игры выстроены на словах и действиях играющих. В таких играх, опираясь на имеющиеся представления о предметах, дети учатся углублять знания o новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Именно с помощью словесных игр у детей развивают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, все трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин» и т.д.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц» и другие.

Игры, c помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Испорченный телефон» и другие.

3. Подвижные игры. В основе их лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье и т.п. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания – все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Подвижные игры включают в себя комплексы движений разного рода. Эти игры развивают способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети учатся договариваться, считаться с мнением своих партнеров, объединяться для проведения любимых игр справедливо разрешать возникающие конфликты.

4. Традиционные или народные игры. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда в народных играх также традиционна, они чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, обнаружили, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), a также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

5. Иры-экспериментирования. В играх этого типа цель и правила игры не заданы, а скрыты в сюжете игры или способе управления ею. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен, путем поисковых решений, прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом достижению общего решения игровой задачи. Главным достоинством игр-экспериментирований является то, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
  • развивается речь ребенка;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Подводя итог, характеристики игр и их классификации, можно сказать о том, что существует огромное разнообразие игр, которые, в свою очередь, различны по содержанию и правилам. В каждом возрасте, от рождения и до взросления, ребенку интересны разные игры. Так, например, в школьные годы для ребенка предпочтительнее игры дидактические, ролевые, а подвижные игры сопровождают ребенка на всех этапах взросления. Но все игры несут в себе огромную роль в воспитании и обучении, и очень важны в жизни каждого ребенка.

2.  Игры в процессе преподавания

2.1 Влияние игры на развитие ребенка

Учеба в школе занимает важное место в жизни каждого ребенка. В этом возрасте появляются новейшие мотивы учения, связанные с осмыслением жизненной перспективы, профессиональных целей, идеала, собственного места в будущем. Знания получают необыкновенную значимость. В познавательной деятельности восприятие неразрывно связано со вниманием. Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, оно легко переключается и отвлекается.

В процессе игры у детей возникают три вида целей:

Цель первая – наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!». Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным c данной игрой.

Вторая цель – это и есть именно игровая задача, т.e. задача, связанная с выполнением правил.

Третья цель напрямую связана c процессом выполнения игровой задачи, a потому всегда ставит перед личностью задачу творческую.

Игра – это метод самовоспитания личности ребенка, поэтому она формирует волевые черты характера, тренирует память, выдержку, внимание, а также закрепляет у детей полезные умения и привычки.

Ценность игры заключается и в том, что она владеет большими возможностями для формирования детского коллектива, позволяет создавать детям любые формы общения.

Необходимыми играми в учебно-воспитательном процессе являются игры дидактические, ролевые, подвижные. Эти игры индивидуальны и требуют личного подхода к каждому ребенку. Игра, как процесс, имеет свои структурные элементы и педагогические требования. При выборе игры необходимо учитывать возраст играющих, выбор помещения для игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль учителя.

2.2 Значение игры в обучении

Использование на уроках игр и занимательного материала, является одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Игровые моменты способствуют созданию у учеников эмоционального настроя, улучшают общую работоспособность, вызывают положительное отношение к выполняемой работе, дают возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.

Игра побуждает учащихся к игровым действиям, позволяет каждому ребёнку лучше представить разыгрываемую ситуацию. В игре дети учатся сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребёнку заново пережить яркие впечатления и события. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли. Таким образом, можно сказать, что в процессе игры у детей повышается познавательный интерес и стремление получения знаний изучаемого предмета.

В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

2.3 Использование игры на уроках Русского языка (опытно-экспериментальная работа, наблюдение)

Опытно-экспериментальная работа (наблюдение) проводилась в Черчетской Сельской Общеобразовательной Школе, Иркутской области, у педагога Живаевой Светланы Михайловны, которая имеет высшую категорию и стаж работы 22 года. Работа проводилась по предмету – русский язык в 5 классе, возрастной состав которого – 11-12 лет. Количество учащихся – 9 человек.

Список учащихся класса, в котором проводилась опытно-экспериментальная работа, наблюдение: Бородейко Диана, Вяткин Данил, Ганькин Никита, Дротенок Маргарита, Дротенок Марина, Камынин Сергей, Киселева Галина, Фишер Сергей, Цедик Анастасия.

В классе отмечается высокий уровень сплоченности: ребята участвуют в совместных делах, все перемены проводят вместе. В классе преобладает оптимистическое настроение и положительное отношение к предмету (хотя в классе присутствуют ученики, которым необходимо уделять больше времени и усилий, т.e. индивидуальный подход)

В связи с этим выделились такие категории учащихся:

1. Одаренные дети: Бородейко Диана, Ганькин Никита

2. Дети со средними способностями (остальные дети в классе)

Отстающих детей в классе нет, так как учитель, при организации учебного процесса, уделяет больше времени индивидуальному подходу.

Анализируя домашнее задание и работу учащихся на уроке можно сказать, что познавательный уровень и развитие учащихся соответствует норме. 5 классу присущ средний темп усвоения материала.

Для того, чтобы определить степень сплоченности класса мы провели наблюдение (на переменах, уроках, в играх), из которого стало ясно, что сплоченность коллектива определяется практически во всем: друзья, которыми можно играть, общаться, совместные дела.

Анализируя деятельность учителя можно сказать о его большой роли в поддержании интереса к предмету. Учитель правильно организует деятельность детей, использует индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель совмещает и традиционные и активные методы обучения, что сохраняет высокую степень активности детей в усвоении материала.

Перечень УМК

УМК по русскому языку для учащихся 5 класса состоит из:

  • Учебника Русский язык. 5 класс. Учебник (в двух частях) следующих авторов: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова;
  • Учебно-методические пособия:
  • Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич, Н.В. Ладыженская. Русский язык. Дидактические материалы5 класс. – М.: Просвещение, 2012;
  • Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 5 классе. Пособие для учителей и методистов.  – М.: Просвещение, 2012;
  • Тростенцова Л. А., Запорожец А. И. Русский язык: Поурочные разработки. 5 класс.
  • Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 5 класс.
  • Ларионова Л. Г. Русский язык. Карточки-задания. 5 класс.
  • Русский язык. 5 класс. Рабочие тетради № 1, 2 .- М.: Просвещение, 2013;
  • Дополнительной литературы:
  • М. Ю. Дмитриева. Промежуточное тестирование. Русский язык. 5 класс. –М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  • Русский язык. 5 класс. Тестовые задания (Проверь свои знания вместе с любимым героем)- М.РОСТ, РОСТкнига, Спб.: ООО»Виктория плюс, 2014.
  • М. И. Кузнецова. Русский язык. Зачётные работы: 5 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  • Русский язык. Тематический контроль: Рабочая тетрадь 5 класс. Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «И. П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015г.
  • Л. А. Аксёнова. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5 класс. ФГОС – М.: «Компания Смарт», 2015г.
  • А. Д. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс – М.: ТЦ Сфера, 2014.

Данный перечень УМК имеет все необходимое, для того, что бы вовлечь учащихся в активную деятельность по изучению языка.

Перед нами стоят следующие задачи, которые необходимо решить в ходе экспериментов:

– Выявить уровень знаний детей;

– Проследить работу детей в игровой форме на уроках русского языка;

– Отследить уровень знаний детей после внедрения игр в работу урока.

Для реализации данных задач была проведена опытно-экспериментальная работа (наблюдение), которая состояла из следующих этапов:

1. Констатирующий эксперимент

2. Формирующий эксперимент

3. Контрольный эксперимент

3.1 Констатирующий эксперимент

Цели данного эксперимента:

– Выяснить какие игры использует педагог на уроках русского языка;

– Определить, как влияет введение игр в урок русского языка на воспитание детей;

– Выявить уровень ЗУН детей.

Методы:

1. Ранжирование

2. Тест-опросник

3. Беседа

4. Метод наблюдения

1. Ранжирование

Учащимся было предложено определить место предмета, русский язык, в системе обучения, оценив по 6-балльной шкале. Были предложены следующие предметы:

ИЗО

История

Математика

Английский язык

Физкультура

Русский язык

Дети оценили предметы в следующем порядке (Таблица 3.1):

Таблица 3.1

ИЗО

История

Математика

Английский язык

Физ-ра

Русский Язык

Бородейко Диана

1

5

2

6

3

4

Вяткин Данил

5

6

4

2

1

3

Ганькин Никита

1

4

5

3

2

6

Дротенок Маргарита

1

6

3

5

2

4

Дротенок Марина

1

3

4

5

2

6

Камынин Сергей

1

6

4

5

3

2

Киселева Галина

2

6

4

5

3

2

Фишер Сергей

1

4

5

6

2

3

Цедик Анастасия

2

5

6

3

1

4

15

45

37

40

19

34

На основании полученных данных таблицы был составлен рейтинг предметов:

1. ИЗО

2. Физкультура

3. Русский язык

4. Математика

5. Английский язык

6. История

Вывод: Учащиеся поставили русский язык на третье место. Это говорит o среднем положении предмета в системе обучения. На занятиях по русскому языку игровые моменты используются в малой степени. Детям нелегко воспринимать учебный материал. В связи с этим, нашей задачей является наблюдение за изменением структуры уроков путем внедрения игровых технологий.

2. Тест-опросник

Испытуемым на уроке русского языка было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Любите ли вы игру?

2. Каким играм вы отдаете предпочтение?

3. Где чаще всего вы играете?

4. С кем вы играете?

5. Часто ли вы обмениваетесь мнениями об игре?

6. Хотелось бы вам, чтобы на уроках присутствовала игра?

7. Вы больше любите работать в группе или поодиночке?

8. Как бы вы изменили урок русского языка, включили бы игру в урок?

Вывод: анализируя ответы ребят можно сказать о том, что уровень знаний детей выше среднего, но уроки проходят традиционно, по одной и той же схеме. В обучении нет разнообразия при внесении нового. Задачей учителя является донесение до ребенка материала, но форма преподнесения чаще всего традиционная. Дети хотелось бы внести что-то новое и интересное в ход урока.

3. Беседа

Беседа с учителем

На основе результатов теста-опросника было выявлено, что детям нравятся ролевые, дидактические и групповые игры, но данные игровые технологии не часто используются на уроке русского языка. Поэтому мы решили провести беседу с педагогом.

Учители были заданы следующие вопросы:

1. Используете ли вы игры на уроке?

2. Какие методы и методики вы используете?

3. Используете ли вы игру как метод обучения русскому языку и воспитание детей?

Анализируя ответы учителя, можно с достаточной определенностью сказать о его большой роли в поддержании интереса к предмету. Учитель правильно организует деятельность детей, использует индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель совмещает традиционные и активные методы обучения, и тем самым сохраняет высокую степень активности детей в усвоении материала.

Вывод: игровая форма обучения для детей – это увлекательное время провождения, но для учителя – это огромный труд. Педагогу необходимо учитывать способности каждого ребенка. В процессе обучения, путем игры, педагог выходит на дружеский уровень. Но необходимо помнить о том, что нельзя часто повторять одну и туже игру, так как дети быстро теряют к ней интерес.

Беседа с учащимися

Уроки не кажутся ребятам скучными, но они внесли бы какое-нибудь разнообразие. Им интересно принимать участие в играх, решать задачи разной сложности, искать ответы на интересующие их вопросы, решать проблемные ситуации. Дети готовы помогать учителю в разработке игровых ситуаций на уроках, содействовать в любых преобразованиях урока. Им интересно узнавать что-то новое и раскрывать свои возможности перед классом. Игровые моменты помогают детям раскрыть свои способности в области русского языка, вызывают заинтересованность ребенка, дают возможность самореализоваться, самоутвердиться в коллективе.

4. Метод наблюдения

Метод наблюдения дал возможность проследить уровень ЗУН учащихся, рассмотреть их отношение к урокам русского языка, их заинтересованность предметом, активность на уроке, межличностное взаимодействие и взаимодействие с учителем. Это необходимо для того, чтобы выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и подобрать индивидуальные методы работы.

Вывод: В ходе наблюдения испытуемые были разделены на следующие группы по нескольким критериям:

По способностям к изучению русского языка:

1. Одаренные дети – Бородейко Диана, Ганькин Никита

2. Дети со средними способностями – Вяткин Данил, Дротенок Маргарита, Дротенок Марина, Камынин Сергей, Киселева Галина, Фишер Сергей, Цедик Анастасия.

По активности на уроке:

1. Активные – Бородейко Диана, Дротенок Марина, Камынин Сергей

2. Пассивные – Ганькин Никита, Вяткин Данил, Дротенок Маргарита, Киселева Галина, Фишер Сергей, Цедик Анастасия.

Межличностные отношения:

1. «Звезды» – Бородейко Диана, Камынин Сергей

2. Предпочитаемые – Дротенок Марина, Фишер Сергей, Цедик Анастасия

3. Принятые – Ганькин Никита, Вяткин Данил

4. Пренебрегаемые – Дротенок Маргарита, Киселева Галина

5. Изгоев в данном классе нет

3.2 Формирующий эксперимент

Целями данного эксперимента является проведение игровых упражнений, задачей которых будет изучение эффективности игры на уроках, формирование положительной мотивации к изучению русского языка, развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.

Для повышения активности учащихся, на уроке русского языка были использованы следующие игровые упражнения:

1. «Поход в гости»

Цели: закрепить знания, полученные в младших классах; повторить склонение имен существительных; научить правильно вести себя в гостях.

Описание: Учащимся, в ходе игре, необходимо сводить сказочных героев, Петрушку, Золушку и Незнайку, в гости к падежам (определить падежные окончания данных слов).

Итоги: в результате выполнения данного задания, учащиеся вспомнили склонения имен существительных. Научились правильно себя вести в гостях (дисциплине, внимательности и т.д.).

2. «Сбежавший медведь»

Цели: закрепить знания, полученные в младших классах; повторить падежные окончания имен существительных; воспитание коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки.

Описание: дополнить слова в тексте, из которого «сбежал» медведь.

Итоги: выполнив данное задание, дети закрепили знания, полученные в младших классах; научились работать совместно, помогать друг другу.

3. «Собери слова»

Цели: развитие догадки, логического мышления, выявление способности определять части слова.

Описание: в ходе игры учащиеся, собирают слово, которое спряталось в других словах. В результате получается новое слово.

Итоги: в результате выполнения задания учащиеся узнали как из частей разных слов, получаются новое слово.

4. «Найди ошибки»

Цели: формирование лексических навыков.

Описание: учащимся нужно найти ошибки и исправить их.

Задания могут подразделяться по уровню сложности:

1). С указанием количества ошибок.

2). Без указания количества ошибок.

3). С ограничением по времени или ввести элементы соревнования между учениками.

Итоги: в результате выполнения данного упражнения учащиеся усвоили лексические единицы по теме.

5. «Расставьте гласные»

Цели: повторение лексического состава.

Описание: Учащимся нужно вставить пропущенные буквы и прочитать слова.

Итоги: Выполнив данное упражнение, учащиеся вспомнили слова, необходимые для дальнейшей работы на уроке.

(Содержание игр в приложении A)

Вывод: на уроках русского языка игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов, которые выступают средством побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Все виды игр, использованные в работе, способствовали воспитанию и развитию очень важных качеств личности: усидчивости, терпению, взаимоуважению, взаимопомощи, аккуратности. При проведении игр на уроках, у детей сформировалась положительная динамика, они энергично участвовали в разных видах игровой деятельности, помогали учителю в ведении урока, были активны. Те дети, которые раньше не проявляли особых признаков заинтересованности, стали постепенно включаться в работу. Учащиеся быстрее знакомились c новыми темами, легче усваивали новый материал. Дети после уроков делились впечатлениями.

3. Контрольный эксперимент

Цели:

– выявить насколько изменился уровень ЗУН учащихся во время проведения эксперимента;

– выявить насколько у испытуемых изменилось отношение к предмету русский язык.

Для того, что бы узнать какое место стал занимать русский язык в системе обучения 5 класса после проведения экспериментальных уроков с игровыми упражнениями, был проведено ранжирование предметов (Таблица 3.2).

Таблица 3.2

ИЗО

История

Математика

Английский язык

Физ-ра

Русский Язык

Бородейко Диана

1

5

3

6

4

2

Вяткин Данил

5

6

4

2

3

1

Ганькин Никита

1

4

5

3

6

2

Дротенок Маргарита

1

6

3

5

4

2

Дротенок Марина

1

3

4

5

6

2

Камынин Сергей

1

6

4

5

3

2

Киселева Галина

1

6

5

4

3

2

Фишер Сергей

1

4

6

5

3

2

Цедик Анастасия

2

5

6

3

4

1

14

45

40

38

36

16

На основании полученных данных был составлен рейтинг предметов:

1. ИЗО

2. Русский язык

3. Физкультура

4. Английский язык

5. Математика

6. История

Данное ранжирование показало, что Русский язык находится на втором месте. Это говорит о том, что привлекательность предмета повысилась.

Для того, чтобы выявить, насколько изменился уровень ЗУН учащихся, и как введение игры повлияло на урок, детям был предложен тест-опросник

1. Любите ли вы игру?

2. Каким играм вы отдаете предпочтение?

3. Где чаще всего вы играете?

4. С кем вы играете?

5. Часто ли вы обмениваетесь мнениями об игре?

6. Хотелось бы вам, чтобы на уроках присутствовала игра?

7. Вы больше любите работать в группе или поодиночке?

8. Как бы вы изменили урок русского языка, включили бы игру в урок?

Вывод: почти все дети поставили русский язык на второе место. Это говорит o том, что игровая деятельность играет огромную роль в получении учебной информации. Не малую роль при групповом взаимодействии сыграло сплочение коллектива.

Беседа с учителем

При беседе с учителем выявлено, что игровые элементы на уроках русского языка необходимо использовать чаще. Подтверждением были положительные результаты учащихся. Педагог отметила, что в игровой форме дети привыкают к взаимопомощи, терпению, работе в команде. Игра занимает много времени на объяснение правил и распределение ролей учащихся, тем самым возникает проблема с временными рамками урока, что, в свою очередь, не позволяет в полной мере охватить весь объем пройденного материала.

Беседа с учащимися

При разговоре с учащимися был сделан следующий вывод. Детям понравилось разнообразие в уроке. Увеличился темп восприятия материала, уроки проходили динамичнее. Не малую роль сыграло сплочение коллектива при работе в группах. Дети стали общительней, раскрепощенней.

Вывод: в процессе опытно-экспериментальной работы (наблюдения) было проведено 3 эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе констатирующего эксперимента были использованы следующие методики: ранжирование, тест-опросник, беседа и наблюдение.

Применение данных методик было направлено на изучение состояния вопроса об игровых методах обучения в 5 классе, a так же на определение уровня мотивации к изучению русского языка. В результате эксперемента было выявлено, что интерес на уроках русского языка находится на среднем уровне.

В ходе формирующего эксперимента были проведены уроки c игровыми элементами. Введение игр в урок было затруднено отсутствием мотивации, желания учащихся включиться в работу, так же неумением работать в группах. Но следует подчеркнуть, что по ходу уроков учащиеся изменили свое отношение, те, что были уверены, что у них ничего не получится, попробовали свои силы и убедились в обратном. Таким образом, можно сказать, что формирующий эксперимент прошел успешно.

В контрольном эксперименте основной целью являлось дублирование эксперимента констатирующего и сравнение результатов двух экспериментов, подтвердив или опровергнув гипотезу, в которой утверждается, что формирование познавательного интереса школьников к изучению русского языка будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий.

Сравнив результаты двух экспериментов можно сделать следующий вывод, подтверждающий гипотезу: в ходе уроков c игровыми элементами учащиеся были активны, возрос интерес к урокам русского языка, повысилась эффективность обучения, усвоение материала. В то же время судить об изменении уровня мотивации достаточно тяжело, т.к. за столь краткое время сложно что-либо изменить, но в свете наметившихся тенденций в поведении учащихся, в свете появившейся активности и заинтересованности можно считать гипотезу подтвержденной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ игры как метода воспитания в данной курсовой работе позволяет сделать следующие выводы: детство – время игр, поэтому процесс воспитания детей и подростков неотделим от игры. Игровой метод в этот период занимает ведущее место и приобретает характер универсального метода воспитания.

Игра является необходимым видом деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления oб окружающем мире, приобретаются новые навыки, необходимые для социализации личности. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько в игровой. Ему интересно, а значит, познание происходит легко, c удовольствием. Следует подчеркнуть, что добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем качествам, без которых трудно достичь поставленных целей и задач.

В детском возрасте игра является нормой, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка имеется страсть к игре и надо ee удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Из вышеприведенного анализа, хотелось бы выделить, что вся жизнь детей связана c игрой.

Игра, в силу своих характеристик – лучший способ добиться от ребенка развития его способностей без использования методов принуждения.

Игровая деятельность занимает не последнюю роль и в учебном процессе. Сочетание элементов игры и учения во многом помогают учителю в процессе передачи необходимой информации детям. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо знать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Успех использования игр на уроке зависит, прежде всего, от атмосферы, необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Не мало важно, что бы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

Необходимо учитывать тот факт, что игровой намного облегчает процесс учебный; более того, умело разработанная игра неотделима от учения.

Игра делает интересным процесс обучения, облегчает усвоение материала. Одновременно c игрой, незаметно для детей происходит их саморазвитие, самовоспитание. Ориентация на игру, как на способ обучения, позволяет сделать труд приятным, отношение c учениками – доверчивыми, a обучение – интересным и увлекающим.

Игра как метод гарантирует позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность, заинтересованность педагогов и учащихся, в отличие от монотонного исполнения определенных заданий, что приводит к полусонной обстановке в классе.

В целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для жизнедеятельности занятие и ребенок чувствует развивающее и воспитывающее значение игры.

Таким образом, гипотеза, поставленная в начале работы: формирование познавательного интереса школьников к изучению русского языка будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий, подтвердилась. С помощью игры нам удалось доказать, что игра действительно является методом обучения и воспитания в школе. Все показатели были зафиксированы и проанализированы в экспериментальной части данной курсовой работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        1. Аникеева Н.А. Воспитание игрой: Книга для учителя. М. : Просвещение, 1999. 144с.
        2. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Н.Ф. Прокина. Возрастная и педагогическая психология.-М.: Просвещение, 1985. 256с.
        3. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методики воспитания. -М.: Высшее образование, 2006. 206с.
        4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. 336с.
        5. Спенсер А. Образование умственное, моральное и физическое. – СПБ.: ВЕИП, 1999. - 270 с.
        6. Столяренко Л.Д. Педагогика.-Ростов./Д: Феникс, 2000. 448с.
        7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радянська школа, 1969. 381с.
        8. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. - М.: Педагогическое общество России, 2001. 640с.
        9. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб заведений: в 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2001.- Кн.2: Процесс воспитания. 256с.
        10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.: Академия, 1989.Т.6.340с.
        11. Фрейд, З. Собрание сочинений. – СПБ.: ВЕИП, 2005.Т.21.340 с.
        12. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. 240с.
        13. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999. 360с.
        14. Психологический словарь. - 3-е изд., доп. и перераб./Авт. - сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. 640с.
        15. Психология: Учеб. /В.М. Аллахвердов, С.И. Богданова; отв. ред. А.А. Крылов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. 752с.
        16. Педагогическое наследие / И.Г. Песталоцци , Я.А. Каменский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо. – М.: 1989. 416с.
        17. Современный словарь по педагогике/Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: "Современное слово", 2001. 928с.
        18. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология развития. – СПб: Питер, 2001. - 512 с. С. 56-79.
        19. Лавреньтев В.В. Значение игры в работе с детьми: Начальная школа. - 1999. - №5 . С.84 – 89.
        20. Любина Г.А. Игра в Монтессори-группе/Г.А.Любина. – М.: 2001. – 22с.
        21. Борде-Кляйн И., Арндт М., Зингер В. Удовольствие - в игре: Сборник. – М.: Знания, 1983.-95с.
        22. Gross K. Das Seelenleben des Kindes. 5-e изд. S 62

Приложение A

Содержание игр

1. «ПОХОД В ГОСТИ»

Учитель: Вот домик, в котором живут падежи. Своди героев сказок Петрушку, Золушку и Незнайку в гости ко всем падежам (представляет учащимся дом, в котором живут падежи). Кто правильно определит падежные окончания данных слов, тот будет считаться самым желанным и интересным в общении гостем.

Дом нарисован на картоне либо на куске ватмана следующим образом:

И .п

Петрушка

Золушка

Незнайка

Р. п

Д. п.

В. п.

Т. п.

П. п.

Ученики по очереди выходят к доске и заполняют таблицу.

2. «СБЕЖАВШИЙ МЕДВЕДЬ»

Учитель:  Посмотрите на этот текст. Видите, он с пропусками. Вообще-то, это текст о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово «медведь» в предложения, заменяя окончания по вопросам.

Карточка.

«Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?) … Близко подходить (к кому?) к … опасно. Я видел (кого?) … в зоопарке. (Кто?)… очень большой. В лесу можно наблюдать (за кем?) за … только издали. Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о. …»

3. «СОБЕРИ СЛОВА»

Учитель: Соберите слова, которые спрятались в других словах.

1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, a окончание – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).

2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).

3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).

4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).

4. «НАЙДИ ОШИБКИ»

Карточка.

Я шол полестной дарошке в диревню. Месность была мне знакома. В чяще леса слышался галасок малинофки.  У опушке милкали голубым колоколчики белыи ромашки на высокой ношки. От опушке к диревни тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки паслос стадо.

Учитель: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.

5. «РАССТАВЬТЕ ГЛАСНЫЕ»

Учитель: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.

Дети:

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

Учитель: A теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например, так, как показано на доске.

Букву Е

БРТ – БеРеТ
СВР – СеВеР
ВР – ВееР
КЛЩ – КЛеЩ

Дети получают задание на карточках:

Букву О

КН – окно
ГРХ – горох
КЛКЛ – колокол
ТПТ – топот
ПКЙ – покой
ГРН – горн
ТРН – трон
КРК – окорок
ГЛТК – глоток

БЛТ – болт, болото

Букву А

БРН – баран 
ТК – атака 
РФ – арфа 
МРК – марка 
СТР – астра 
КРМН – карман 
БРК – барак 
ШЛШ – шалаш 
ФНТ – фант
ШРМ – шрам, шарм

Букву У

СД – суд
ШРП – шуруп
КСС – уксус
КСТ – куст

ПЛЬТ – пульт

БНТ – бунт

КС – укус

ШНР – шнур

КНТ – кнут

БРНДК – бурундук

Букву И

ПРЗ – приз 
ТР – три, тир

ЛСТ – лист

ПР – пир

ЛТР – литр

МР – мир

КТ – кит
ФЛН – филин
PC – рис, ирис

ПНГВН - пингвин