Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Игра как метод воспитания»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства…» – писала Н.К. Крупская.

В жизни человека игра имеет большое значение. С давних дней игра это неотъемлемой частью воспитательного процесса. Известно, что через в игру ребенок получает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника и школьника в целом. Таким образом, игру необходимо использовать как важный инструмент воспитания и обучения детей. Ребенок от самого рождения и до старшего подросткового возраста включительно активно использует игры в своей жизни. Дети самостоятельно придумывают игры и через них познают мир. Если игру включить в целостный педагогический процесс, то она будет являться одним из средств воспитания. Учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом, руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, поэтому тема курсовой работы «Игра как метод воспитания» актуальна

Цель: изучение игры как метода воспитания детей младшего школьного возраста.

В соответствии с поставленной целью исследования были выделены следующие задачи:

1)  рассмотреть историю возникновения игры; 

2)  изучить сущность и основные функции игры в процессе воспитания; 3) ознакомиться с различными видами игр, их ролью в учебно-воспитательной практике;

4) провести тестирование детей с целью изучения отношения детей к игре и выявления их активности;

5) изучить особенности учебной деятельности младших школьников;

6) выявить связь между игрой и учебной деятельностью младших школьников;

7) предложить методические рекомендации по организации игровой деятельности в начальной школе.

Объект исследования: воспитание детей с помощью игры.

Предмет исследования: игра как средство воспитания младших школьников.

В настоящее время накоплен большой экспериментальный и теоретический материал по воспитанию и организации детей средствами игр. Научный вклад в разработку технологии игры внесли немецкий ученый К. Гросс, французский философ Ж.Ж. Руссо, швейцарский педагог-гуманист И.Г. Песталоцци, выдающийся польский педагог, писатель и врач Януш Корчак, основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский, педагог-новатор В. А. Сухомлинский и другие.

В работе использовались следующие методы: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования; косвенные, прямые и проектирующие методики (такие как исследующее наблюдение, беседа, анкетирование);

Структура курсовой работы состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ

История возникновения игры

Термин «игра» в разных странах соответствует понятиям как: шутка, смех, легкость и удовольствие и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. По М.Ф. Стронину, игра – является особо организованным занятием, которое требует напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра подразумевает под собой принятие решения: как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих [8].

Игра это небольшая ситуация, схема которой напоминает драматическое производство, где есть свой сюжет, конфликт, действующие лица. Ситуации в играх проигрывается несколько раз, каждый раз по новому. При этом ситуация игры - ситуация реальной жизни. Несмотрена на то, что в игре есть правила, условия, ограниченность использования языкового материала, в игре обязательно есть элемент неожиданности. Ребенок, услышав неожиданный вопрос во время игры, начинает задумываться, как на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т. д., Имеет целенаправленность и носит обязательный характер.

Д.Б. Эльконин в своих работах рассматривает историю возникновения ролевой игры [3]. По его мнению. Нельзя точно определить момент. Когда возникли первые ролевые игры. Время возникновения у каждого народа может быть разным, это зависит от условий, в которых они существовали, от форм перехода на более высокую ступень развития. На первых этапах развития человеческого общества, когда обществу было сложно прокормить своих детей и трудовая деятельность была примитивной, а орудия труда были очень простые, включение детей в труд происходило предварительной подготовки. Не было не обучение, ни ролевых игр. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития, включение детей в трудовую деятельность взрослых, требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. Это и было так называемой ролевой игрой. [9]

Таким образом, история возникновения игры уходит своими корнями в далекое прошлое. И берет свое начало от включения детей во взрослую деятельность. Там, где ребенок мог принимать участие в труде без предварительной подготовки, он принимал участие без трудовой подготовки, в других случаях он включался в деятельность постепенно, через игру. И одним из первых видов игр можно считать ролевую игру. Ролевая игра по своему происхождению социальная. Ее возникновение связано с социальными условиями жизни ребенка в обществе.

Сущность и основные функции игры в процессе воспитания

1.2.1. Сюжет, содержание и мо­тивы как основа структуры игры.

Сюжет игры - представляет собой прямое действие, воспроизводящее повседневные отношения в игре или нарисованное из прочитанной (прослушанной) сказки.

Содержание игры - это то, что ребенок конструирует как центральный характерный момент активности и отношений между взрослыми на работе и в общественной жизни, взаимоотношений во «взрослом» мире. Благодаря этому реализована основная функция игры - подготовка к серьезной, реальной жизни.

Мотивы игровой деятельности отражают более прямое отношение индивида к окружающей среде. Значимость того или иного ее аспекта переживается в игровой деятельности на основе более прямого отношения к ее собственному внутреннему содержанию. В игровой деятельности людей исчезает возможное в их практической деятельности несоответствие мотива и прямой цели действия субъекта. Основная особенность игровой деятельности - выполнение действий, цели которых значимы для личности по своему внутреннему содержанию.

Основные функции игры.

Игра - одно из средств развлечения людей, их общения, отдыха. Во время игры человек расслабляется, снимает нервное напряжение, получает удовольствие. Во время игры улучшается умственная и физическая активность. С его помощью познается мир, воспитывается творческая инициатива, пробуждается любопытство, активизируется мышление.

Главное назначение игры – развитие человека, ориента­ция его на творческое, экспериментальное поведение.

Схема 1

Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их объединяет главная цель – развлечение вместе с развитием основных качеств, способностей, заложенных в человеке.

К основным функциям игры относятся:

  • коммуникативная обладающая экспансивным влияни­ем. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зри­телей, организаторов), т. е. устанавливает эмоциональные кон­такты;
  • деятельностная выявляющая взаимодействие людей
    друг с другом и окружающим миром;
  • компенсаторная восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;
  • воспитательная организующая деятельность человека.
    Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;
  • педагогическая, дидактическая развивающая умения
    и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);
  • прогнозирующая предсказывающая, экспериментирующая;
  • моделирующая связывающая действительность с нереальным;
  • развлекательная создающая благоприятную атмосферу,
    превращающая научное мероприятие в увлекательное приклю­чение;
  • релаксационная снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;
  • психотехническая перестраивающая психику игрока для
    усвоения больших объемов информации;
  • развивающая корректирующая проявления личности
    в игровых моделях жизненных ситуаций.

В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: первый, физическое развитие, через включение в практическую деятельность; второй получение морального, эстетического удовлетворения от этой деятель­ности, а так же улучшают знания о мире и жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. В проведение игр большое значение имеет кругозор человека, его творческая активность, эмо­циональный настрой. В игре выявляются индивидуальные особенности, вырабатывается интуиция, происходит раскрепо­щение, преодолевается психологический барьер, активизируется память.

Игра вводит ребенка в общение с окружающими людьми и природой, способствует развитию активности, фантазии, мышления, приобретению новых знаний. Немаловажным является подчинение правилам иг­ры. Они воспитывают организованность, умение управлять своими чувствами, эмоциями, способствует проявлению волевых усилий.

   

1.2.2. Классификация игр

 В образовании и обучении широко используются ролевые, дидактические, сюжетные, мобильные, географические, литературные, математические, познавательные, юмористические и музыкальные игры.

Классификация игр дает основание уточнить системы подчинения игр тому или иному назначению; позволяет ориентироваться в разнообразии игровых объектов, их содержательном использовании.

При этом важно помнить, что дело не в самой игре или ее игровом результате, а в том, в каких отношениях и с кем вступает игрок, какие качества он приобретает, чему он учится, что он узнает и в чем обнаруживает, как он себя реабилитирует, выражает себя, влияет на окружающий мир. Важно знать, что игра - явление многогранное. Она редко полностью выражает ту или иную тенденцию; расчет и умение здесь сочетаются с фактором случайной удачи; подражание и творчество в нем взаимосвязаны; в процессе игры правила модернизируются и усложняются; ее предназначение прерывается импровизацией, а сама игра насыщена элементами труда, искусства, движения, познания и т. д.

Ценность игры нельзя исчерпать и оценить творческими (развлекательно-занимательными) возможностями. Это феномен игры, который, будучи развлечением, развлечением, может развиться в игровое творчество, игровое обучение, игровую терапию, игровую модель типа человеческих отношений и проявлений в работе. Это основа досуга, потому что она не конкретизирована и не ограничивается конкретным содержанием: темой игр может быть любая человеческая деятельность. Но он также способен сохранять свою ценность как вид деятельности, например, действовать в форме «квипрокво» (путаницы, недоразу­мения, мистификации, нелепицы).

Природа игры определяется по четырем аспектам.

  1. Игра есть условность, которая может проявляться по-раз­ному: и как условность состязания, и как условность представ­ления (роль, кукла, знак, обозначение).
  2. Функционирование игры как самостоятельного явления обеспечивается системой правил, которые, в основном, опреде­ляют нормы (порядок взаимоотношений участников).
  3. Игра как самостоятельное явление культуры занимает в ней определенное место, имеет особые механизмы встраивания.
  4. Сущность игры заключается в апробации, закреплении, выявлении некоторых норм отношений между людьми (как со­циальных, так и личностных) и в установлении гибких переходов в этих отношениях.

Классификация игр как отражение известной и непредсказуе­мой деятельности, регулирующей творческую активность индиви­да, предопределяющей весь духовный потенциал человека в труде, учении, досуге, представляется задачей важной и перспективной.

Игры в настоящее время выходят на новый, высокий уро­вень, используются разнообразно и результативно. Не отрицая иных подходов к их классификации, за ее основу предлагается взять человеческую деятельность, которую игры отражают. С одной стороны, такая деятельность, ее вертикальные и гори­зонтальные связи – это досуг (собственно игра), познание, труд, общение. С другой стороны – это психофизическая интеллекту­ально-творческая и социальная деятельность. Эти виды деятель­ности взаимопроникают друг в друга, имеют свои модели, структуры, функции, элементы, результаты.

С этой позиции все игры подразделяются на следующие виды.

  1. Физические и психологические игры и тренинги – двигательные (спортивные, подвижные, моторные), экстатические
    (приводящие в восторг и состояние экстаза), экспромтные игры
    и развлечения (освобождающие от комплексов, стрессов), лечебные игры и забавы.
  2. Интеллектуально-творческие игры – предметные за­бавы, сюжетно-интеллектуальные, дидактические игры (учеб­но-предметные, обучающие, познавательные), строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компьютерные и другие; в том числе игровые методы обучения.
  3. Социальные игры – творческие сюжетно-ролевые (под­ражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы), деловые игры (организационно-деятельностные, организацион­но-коммуникативные, ролевые, имитационные).
  4. Комплексные игры – коллективно-творческая, досуговая деятельность.
  5. Шоу-игры – конкурсы, викторины, лотерея, аукционы. Рассматривая их с точки зрения жанровой и тематической принадлежности, можно выделить музыкальные, спортивные, интеллектуальные, профессиональные и т. д.

Также игры можно классифицировать по внешним признакам: содержанию, форме, месту проведения, составу и количеству участников, степени регулирования и управления, наличию ак­сессуаров. Рассмотрим некоторые из них.

  • По содержанию. Это определяющий аспект игры как таковой. Он представляет собой единство всех составляющих элементов: его свойств, внутренних процессов, основной идеи игры, ее значения как социального явления. Контент включает в себя сюжетную линию, тему, интригу, задачи игры, т.е. это главный фокус игры. По содержанию игры с готовыми правилами подразделяются на спортивные, мобильные, интеллектуальные (дидактические), строительно-технические, музыкальные (ритмические, водные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), юмористические (развлечения, развлечение), ритуально-обрядовые и др. По содержанию «бесплатные» (бесплатные) игры различаются сферой жизни, которую они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессии; этнографические игры и др. По содержанию игры можно разделить на оригинальные (цельные) и сложные, органично сочетающие в себе игры разных типов.
  • По форме. Форма в философской трактовке есть способ существования и выражения содержания. Она означает внутрен­нюю организацию содержания и связана с понятием «структура». В самостоятельные типовые группы целесообразно выделить следующие игры: детские всех типов; игры-празднества; игро­вой фольклор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, противоборства, соперничество, конкурсы, эстафеты и старты; игровые обы­чаи; розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маска­рады; игровые аукционы и т. д. Интенсивное использование игр во второй половине XX в. в качестве модели обучения дает основание подразделять игры на внеутилитарные и деловые (имитационные, организационно-деятельностные, игры-маневры и т. п.). Первые есть собст­венно игры, вторые – модельно-обучающие, в которых игра – технический способ обучения.
  • По времени проведения. Время порождает специфические игры, стимулирует их появление. Такие игры называют сезон­ными, или природными (зимние, весенние, летние, осенние). Различаются по объему времени (длительные, временные, крат­ковременные, игры-минутки).
  • По месту проведения. По этому признаку выделяются: на­стольные игры, комнатные, уличные, дворовые; игры на воздухе и на местности (в лесу, поле, на воде, турист­ской площадке и т. д.), игры на празднике.
  • По составу участников. Различаются игры по возрасту, полу, составу, количеству участников. В этом плане практикуются игры младших детей (младенцев, дошкольников), игры детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры взрослых людей. Объективно существуют игры мальчиков и игры девочек. В вышеупомянутых играх – особые рефлек­сия, традиции, приметы пола.
  • По количеству участников. Различаются одиночные, индиви­дуальные, парные, групповые, командные и массовые игры.
  • По степени регулирования, управления. Существуют игры, организованные менеджером-аниматором, спортивным инструк­тором (стихийные, импровизированные), экспромтные, возник­шие спонтанно.
  • По наличию аксессуаров, необходимых для игры (инвента­ря, предметов, игрушек, костюмов и т. п.). Различаются игры без предметов и с предметами, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.

В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обособленность, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсив­ность поведения в игре). Игры могут быть заданного типа или импровизированными, самобытными или подражательны­ми, с меньшей или большей дозой риска, пассивными или ак­тивными и т. п.

В системе классификации модельно-социальных форм раз­личают игру-состязание, игру-правосудие, игру-театр, игру-поэ­зию, игру-дипломатию, игру-войну, т. е. боевые, подражательные, социальные, драматические. Группировка игр по таким критериям построена прежде всего на идее соци­альной деятельности.

Большое количество видов игр позволяет использовать их на разных этапах развития детей. В учебном процессе, а также во внеурочной деятельности можно использовать все виды игр для улучшения качества знаний, умений, навыков. Дети в ходе игры учатся взаимодействовать друг с другом, что улучает атмосферу в классном коллективе.

Понятия «игровая» и «учебная» деятельность

Понятия «игровая» и «учебная» деятельность анализировались многими видными российскими и советскими педагогами, поэтому определений этим понятиям существует несколько. Рассмотрим некоторые из них.

Н.Е.Щуркова считает, что игровая деятельность – это особый вид деятельности, цель которой в ней самой: играть, чтобы играть. В игре минимальное количество правил, соблюдать которые нетрудно, всё остальное – поле для проявления индивидуального «я». В игре нет начальников и подчинённых, в ней все равны, именно поэтому игра самый демократический вид деятельности. [12]

Игровая деятельность – естественная потребность ребёнка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, и поэтому может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

К. Гросс был первым автором, кто пытался внести ясность в вопрос определения игры. Он предпринимал попытки классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т.п.

П.П. Блонский считает, что игра это только общее название для самых разных деятельностей ребенка. Он склонен думать, что «игры вообще» не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно.

Представляется плодотворной мысль Д.Б. Эльконина относительно расчленения понятия «игра». Он считает, что игру нужно рассматривать как совершенно другой, своеобразный вид деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гросс называл экспериментальными играми. Например, ребенок много раз подряд открывает и закрывает крышку, стучит, перекладывает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном смысле слова. Можно говорить о том, не стоят ли эти виды деятельности между собой в таком же отношении, как лепет в отношении к речи, но, во всяком случае, это не игра.

Игра как и труд и с ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется управление своим поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативную – освоение диалектики общения; самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическую – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую – выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В современной школе, которая делающей ставку на интенсификацию и активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технологии внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу приемов и методов и организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

«Учебная деятельность» достаточно неоднозначное понятие и обычно рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

В советской педагогике и психологии учебная деятельность в младшем школьном возрасте определяется как ведущий тип. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

В трактовке направления Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова учебная деятельность – это один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков.

Формирование основных понятий учебного предмета в процессе учебной деятельности у студентов выстраивается как спиральное движение от центра к периферии, где в центре находится абстрактно-общее представление о сущности концепта. формируется, и на периферии эта общая идея конкретизируется, обогащается частными идеями и тем самым превращается в подлинную научно-теоретическую концепцию.

Смысл учебной деятельности заключается в том, что одним из ее результатов является изменение самого ученика, а содержание учебной деятельности состоит в усвоении обобщенных способов действия в области научных представлений. Эта теория получила дальнейшее развитие в результате многолетних экспериментальных исследований, проведенных под руководством Д. Эльконин, В.В. Давыдова, они доказали, что возможности усвоения научно-теоретических знаний недооценивались младшими школьниками, что такие знания им вполне доступны. Следовательно, основным содержанием образования должны быть научные, а не эмпирические знания; обучение должно быть направлено на развитие теоретического мышления студентов.

Если воспитательная деятельность ведется систематически то. Он способствует интенсивному развитию теоретического мышления по его предметам, основными составляющими которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.

Учебную деятельность нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, которые включены в любые другие виды деятельности (в игровую, трудовую, спортивную и т.п.). Учебная деятельность предполагает усвоение именно теоретических знаний посредством дискуссий, осуществляемых школьниками и студентами с помощью учителей и преподавателей. Но если в учебную деятельность включить игровую, трудовую и спортивную деятельность, то это даст гораздо более высокий результат развития ребенка. Комплексное развитие детей, развитие их во всех сферах деятельности формирует в дальнейшем социально-развитую личность, готовую вступить во взрослую жизнь.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1. Опытно - экспериментальные основы игры как средство воспитания младших школьников

Тестирование детей 

Целью тестирования являлось изучение отношения детей к игре и выявление их активности. Было проведено тестирование учащихся 2 класса. Приняли участие 26 человек (Приложение 1).

Анализ ответов учащихся с целью выявления отношения к игре.

На первый вопрос «Нравится ли тебе играть?» весь класс, а именно 26 человек, выбрал ответ да.

На второй вопрос «С кем ты любишь играть?» 16 человек выбрали ответ «с другом», 9 человек «с одноклассниками», 1 человек выбрал ответ «с родителями».

На третий вопрос «Сколько времени ты тратишь на игру?» 18 выбрали ответ «больше часа», 4 человека выбрали ответ «меньше часа», 4 ответили «один час».

На четвертый вопрос «В  какие игры тебе нравиться играть?» 15 человек ответили «подвижные», 10 человек выбрали ответ «познавательные»,  1 ученик выбрал ответ «сюжетно – ролевые».

И на пятый, последний, вопрос «Кто чаще всего является инициатором игр?» 10 человек выбрали ответ «твои друзья», 15 человек выбрали ответ «ты»,  1 ученик не мог выбрать один ответ, который больше всего ему подходит, и выбрал два ответа «ты – твои друзья».

По окончании тестирования, изучив ответы учащихся, можно сделать выводы: ученикам нравится играть в игры, при этом большая часть класса чувствует себе уверенней в игре, в которой дети играют с другом. Игра у детей занимает больше часа, популярны подвижные игры, инициатором игр являются сами дети. Эти дети являются активными и раскрепощенными. Меньшей части класса больше нравится играть с одноклассниками или с родителями, что говорит об их застенчивости: дети трудно привыкают к другим людям и уверенней себя чувствуют с родными и близкими людьми. Они не являются инициаторами игр, не так активны.

В ходе опроса и наблюдения было выявлено, что учебный процесс, в который включены различные игры, детям нравится гораздо больше, и они лучше усваивают учебный материал. На занятиях с играми большее количество детей включается в процесс, начинает работать, взаимодействовать друг с другом. Итог такой деятельности – усвоение материала, гораздо большего по объёму.

При организации детей на переменах, обучая детей новым играм, играя вместе с ними, можно наблюдать, как дети постепенно включаются в игру, начинают взаимодействовать с другими детьми, дальше уже самостоятельно организовывают игры, общаясь между собой, хотя не имели ранее общих интересов. В процессе игры дети сплачиваются в единый коллектив, учатся взаимодействовать, следовать правилам. Это в дальнейшем благоприятно влияет на учебный и воспитательный процесс в целом.

2.2. Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми младшего школьного возраста

2.2.1 Функции игровой деятельности на перемене

Подвижные перемены – это релаксация, оздоровление и развитие коммуникативных навыков. Досуг выполнит свои функции при нескольких условиях:

  • участие в игре – добровольное, по желанию;
  • для игры предназначено специальное место;
  • одновременное проведение нескольких игр дает детям возможность выбора;
  • правила должны допускать смену состава участников и быть предельно простыми;
  • сюжет – хорошо знакомый, интересный, отвечающий физической подготовке ребят;
  • игра обязана закончиться за 3 минуты до звонка на очередной урок;
  • разрабатывая сценарий активной перемены, педагог должен дифференцированно подойти к мальчикам и девочкам, ученикам с разным темпераментом, физическими данными.

Нелишним будет поощрять стремление детей играть самостоятельно.

Игра помогает ученику адаптироваться к новым условиям. Развивает ловкость, силу, смекалку, учит быстро ориентироваться в ситуации и принимать правильные решения. Кроме того, подвижные игры играют роль физического расслабления, что чрезвычайно важно для техники сохранения здоровья: при активных движениях ускоряется кровообращение по всему телу, это профилактика застоя и различных патологий. Игры создают позитивное отношение к предстоящим занятиям / урокам. Они помогают снизить нагрузку на глаза, переключить внимание и предотвратить усталость.

Педагог перед выбором конкретной игры должен поставить и решить конкретную педагогическую задачу. Эффективность игры зависит от решения многих организационных факторов. Условия игры должны быть ясно и интересно объяснены, и детям нужно научить этому. Необходимо продумать расстановку игроков во время игры, распределить роли лидеров или помощников лидеру; если необходимо по условиям игры, то разделить игроков на команды. Во время игры не следует забывать о руководстве процессом, помогая правильно разрешать возникающие конфликты. Нагрузка в игре должна быть дозированной, а концовка игры должна быть продуманной.

Приведем примеры игр для проведения на динамических паузах и во время больших перемен.

Перебежки

Участники встают в круг, сохраняя дистанцию в 3 шага. Один — в середине. Каждый ученик помечает свое местоположение кружком вокруг ног на земле.

Ребенок в центре подает команду: «Меняйтесь!» Услышав это, дети пересекают круг и меняются местами. Водящему надо не упустить момент и попытаться занять любое свободное место.

Испорченный телефон

Дети делятся на две команды. Побеждает та, которая правильнее передаст по «телефону» загаданное слово. Ведущий придумывает его и тихонько говорит на ухо первым игрокам из каждой команды. Они говорят его следующим – и так далее. Последний ребенок громко называет услышанное.

У воспитателей групп продленного дня большие возможности научить детей многим играм, привить любовь к ним, добиться того, чтобы они прочно вошли в детский быт. Для этого создаются условия, расписанием предусматривается специальное время. Не следует, однако, проведение игр ограничивать только этим временем. Игра должна органически войти в жизнь каждого детского коллектива, умело сочетаясь с другими видами деятельности. Она уместна во многих случаях. Если дети устали от занятий и им нужна разрядка, если расшалились и их надо успокоить, если надо сделать интересным какое-то задание, трудовой процесс – в этих и во многих других случаях игра может быть незаменимым помощником воспитателя.

Приведём пример игры, которую можно провести на занятиях ГПД.

Салочки

 Все гоняются друг за другом; сначала выбираю одного пастуха, затем двух волков – остальные овцы. Овцам надо спасаться от волков, волкам – гоняться за овцами, а пастуху – уберечь стадо и преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит всех волков, а волки – если поймают всех овец. Для того чтобы взять верх над соперником, дети проявляют не только проворство, но и хитрость.

2.2.2. Рекомендации по организации игр на уроках

Этапы и успех проведения дидактической игры на уроке.

Подбирая ту или иную дидактическую игру для урока, учитель должен помнить, что процесс создания игры содержит ряд этапов.

  1. Выбор темы игры.
  2. Определение целей и задач игры.
  3. Подготовка и проведение игры (сообщение учащимся темы игры, подготовка раздаточного материала, проведение игры, подведение итогов).

Успех игры зависит от соблюдения некоторых требований. Во-первых, игра должна соответствовать учебной программе, при этом игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не слишком сложными. Во-вторых, необходимо соответствие игры возрастным особенностям учащихся. В-третьих, следует помнить о разнообразии игр, поэтому включать в урок разные игры. И, наконец, к играм надо привлечь учеников всего класса, только тогда в уроке будут задействованы все дети, и его КПД можно считать высоким.

Проблемы и ограничения при проведении дидактических игр.

Во время проведения дидактических игр у учителей возникают проблемы, требующие решения. Например, по какому принципу отбирать учебный материал для игры? Или каково место дидактических игр в ряду других форм и методов обучения? Следует помнить, что в обучающих играх нет тех, кто проиграл или выиграл, здесь выигрывают все. Игры можно проводить на любом этапе урока. Это позволит выявить знания ученика и умение пользоваться ими.

О каких ограничениях стоит помнить учителю? Не следует организовывать учебную игру, если ученики недостаточно знают тему. Нецелесообразно вводить игры на зачетах и ​​экзаменах, если они не использовались в ходе обучения. Не надо применять игры для предметов и программных тем, где они не могут дать положительного эффекта.

Игра в начальных классах является средством познания окружающего мира и себя в нем, осознания детьми цели своей деятельности, опредмечивания абстрактных понятий, развития творческого воображения и способностей, установленных человеческими отношениями. Игра помогает развивать творческое воображение и творческие способности ребенка. Поэтому от урока к уроку должны меняться сюжеты, игровые ситуации. Постепенно интересная игра, творческая композиция слов перерастают в настоящую учебно-познавательную работу.

Приведем примеры дидактических игр, которые можно применять на уроках математики.

1 класс.

«Числа, бегущие навстречу друг другу»

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.

Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
0+10=10
1+9=10

Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров?» Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10.

2 класс.

Приведем ещё один пример занимательного упражнения, которое можно проводить в работе с классом. Проводится оно в течение 5-10 минут в начале или в конце урока в зависимости от цели и задачи данного занятия. Принимает участие весь класс или команды, тогда каждая группа контролирует свою команду.

В начале урока, во время проведения устного счёта, проводится игра «Кто скорее?». На доске записаны примеры в три столбика. По команде учителя к доске выходят по порядку от каждого ряда по одному ученику и берут мел. Учитель открывает примеры, и ученики приступают к выполнению действий. Решив пример, ученик кладёт мел и садится на место. К доске выходит следующий ученик и решает пример… и т.д. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок решит все примеры. В случае одинаковых результатов учитывается организованность и дисциплинированность каждой команды.

3 класс.

Игровая ситуация «Преобразуй квадрат» тоже интересна детям. Эту игру использую во 2,3,4 классе. На доске квадрат с числами. Дети в тетради простым карандашом чертят такой же квадрат. Задание даётся по вариантам: 1 вариант +3, 2 вариант +4. Дети заполняют квадрат, затем идёт взаимопроверка.

Например: на доске. У детей: +3. У детей: +4

http://vnekl.netnado.ru/umot/3-didakticheskie-igri-na-urokah-matematiki/7.pnghttp://vnekl.netnado.ru/umot/3-didakticheskie-igri-na-urokah-matematiki/8.pnghttp://vnekl.netnado.ru/umot/3-didakticheskie-igri-na-urokah-matematiki/8.png(рис. 1)

4 класс.

«Не скажу»

Игра строится так: дети считают, например, от 20 до 50 по одному. Вместо чисел, которые делятся, например, на 6, они говорят: «Не скажу!» !". Эти числа я записываю на доске. Появляется запись: 24, 30, 36, 42, 48. Затем с каждым из записанных чисел учащиеся называют примеры: 24:6=4, 30:6=5 и т.д.

Эта игра способствует целенаправленному формированию механизмов переключения внимания.

Игра поможет учителю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. В играх учитель может лучше узнать своих учеников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают взрослого с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в ходе работы мы пришли к следующим выводам:

  1. на всех этапах развития человечества игра выполняла разные функции, из которых две основные – воспитательная и учебная;
  2. игра служит сплочению детского коллектива и созданию атмосферы сотрудничества и взаимоуважения, что важно для реализации воспитательных программ;
  3. игра является средством познания окружающего мира и себя в нем, осознания детьми цели своей деятельности, развития творческого воображения и способностей, установленных человеческими отношениями, т.е. имеет значимость для учебной деятельности;
  4. для использования игр в учебной деятельности учитель должен решить дидактические задачи: выбрать тему игры, поставить цель игры и её задачи, отобрать необходимый материал, провести игру и подвести итоги;
  5. выбор игр связан с возрастом детей, учебной задачей на уроке, степенью сплоченности классного коллектива и др.

Обобщив изученный материал, можно подвести итог: игра как метод воспитания очень эффективна. Игру можно проводить как полноценный урок - игру, если позволяет тема; можно использовать на разных этапах урока, на переменах и во внеурочное время.

Игра способствует развитию ребёнка и его социализации в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдульменова З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2003. 11

2. Аникеева Н.П. Главное о воспитании детей Спб.: Питер-Пресс.2016 128с

3.Ариян М.А. Варианты ситуативных ролей для средней школы. ИЯ-ИЯШ 1985.; 59

4.Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение. 2009.

5. Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

6. Газман О.С. Харитонова Н.Е. В школу с игрой. Москва, 1991.

7.Жуков М. Н. Подвижные игры. М.: Издательский центр Академия, 2005. 160 с.

8.Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. – М 1989.; 167

9. Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка. Издательство: Дрофа, 1991.; 3

10. Характеристика основных видов игр и их классификация [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://allrefs.net/c13/1lmje/p2/ (дата обращения 28.04.2016)

11.Чутко Н.Я. Игра в учебной деятельности детей // Начальная школа: плюс-минус. 2001. - №8. С.8-11

12. Щуркова Н.Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве: практ. пособие // Издательство Юрайт, 2018 — 6-7

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Анкета для учащихся

1.  Нравится ли тебе играть в игры?

А) Да.

Б) Нет.

В) Не очень.

2.   С кем ты любишь играть?

А) С другом.

Б) С родителями.

В) С одноклассниками.

3. Сколько времени ты тратишь на игру?

А) Меньше 1 часа.

Б) Один час.

В) Больше 1 часа.

4.  В  какие игры тебе нравится играть?

А) Подвижные.

Б) Сюжетно – ролевые.

В) Познавательные.

5  Кто чаще всего является инициатором игр?

А) Ты сам.

Б) Твои друзья.