Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Игра как метод воспитания (Место и роль игры в воспитательной деятельности)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Реформирование образования в РФ является частью процессов обновления образовательных систем, происходящих в последние годы во всем мире и связанных с признанием значимости практико-ориентированных знаний как движителя общественного благосостояния и прогресса. Эти изменения касаются создания современных государственных стандартов образования, обновления и пересмотра структуры учебных программ, совершенствования содержания учебников, дидактических и методических материалов, поиска новых форм и методов организации учебного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Отсюда актуальным становится вопрос о готовности учителей и воспитателей к внедрению инновационных методик обучения, в частности игр, которые бы позволили коренным образом изменить методологию, предоставить нового качества организацию и осуществление учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учебных заведениях.

В дошкольной педагогике периодически и ситуативно возникает интерес к проблеме использования игр. Проблема использования инновационных, в т. ч. игровых, технологий обучения для воспитательного процесса нашла отражение в научных трудах многих отечественных и зарубежных ученых. Так, известные педагоги-исследователи Л.С.Выготский, Н.А.Короткова, Е.Е.Кравцова, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин, А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская, О.В.Солнцева и др. основательно рассматривали вопросы разработки, совершенствования и внедрения новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.

Психолого-педагогические аспекты использования игр в учебном и воспитательном процессах изучали Н.Аникеева, Д.Эльконин, Н.Кларин, В. Паламарчук, А. Савченко, Г.Селевко и др.

Однако следует отметить, что в исследованиях этих авторов представлены в основном общие аспекты методики использования учебно-воспитательных игр в образовательном процессе дошкольного учреждения. Кроме этого, несмотря на весомость исследований, выше названых ученых, актуальными считаем, прежде всего, вопросы, посвященные эффективности процесса использования игровых технологий в практической деятельности воспитателя, к использованию обучающих технологий в профессиональной деятельности.

В последнее время всё больше внимания в научной литературе уделяется использованию игры в целях повышения эффективности воспитания, но далеко не все педагоги умеют правильно использовать её в воспитательном процессе. В настоящее время МДОУ нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, дошкольные учреждения чрезвычайно заинтересованы в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке воспитателей.

Уровень обучения и воспитания в МДОУ в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или плохом поведении.

В МДОУ возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах воспитания в частности. Игровые технологии являются одной из уникальных форм воспитательного процесса, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу детей на творческо-поисковом уровне, но и будничные дни. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в воспитании.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современной информацией детей. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей МДОУ становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных во время воспитания.

В рамках данной курсовой работы рассматривается практическая польза применения игры в непосредственно образовательной деятельности.

Целью курсовой работы является развитие детей под влиянием игровых педагогических технологий на примере МДОУ.

Объект исследования: игры в практической деятельности МДОУ в воспитательном процессе.

Предмет исследования: Процесс воспитания с использованием игр в МДОУ в образовательной деятельности.

Гипотеза: Использование игр как метода воспитания для детей младшего возраста будет эффективным, если обучение и развитие детей будет проходить в игровой сфере деятельности, где надо разработать программу развития взаимодействия дошкольников с использованием игр включая музыкально-дидактические, сюжетно-ролевые, интерактивные и словесные игры

Задачи исследования:

1. Анализ использования игр в литературе отечественных и зарубежных исследований.

2. Дать характеристику особенностей использования игр в МДОУ в воспитательном процессе.

3. Описать особенности использования игр в МДОУ в воспитательном процессе.

4. Разработать и внедрить использование игр в МДОУ в воспитательном процессе.

5. Осуществить оценку эффективности применения игр в воспитательном процессе, сделать выводы и разработать предложения по их дальнейшему использованию.

Методы исследования: Анализ психолого-педагогической литературы, научный эксперимент, научное наблюдение, статистический анализ.

В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, А.И. Сорокина, Н.Р. Эйгес и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Элементы научной новизны и теоретической значимости исследования состоят в определении специфики применения игровых педагогических технологий в практической деятельности МДОУ.

Практическая значимость исследования: заключается в том, что: - рассмотрены способы активизации воспитания в МДОУ; - разработаны методические рекомендации по использованию игр направленных на активизацию познавательной активности дошкольников с учетом их интересов. База исследования: МДОУ.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сущность игровых технологий. Анализ использования игр в образовательной деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов

Современные тенденции распространения игровых технологии в дошкольных учреждениях выдвигают первоочередную задачу разработки теоретических положений, объясняющих особенности игры как эффективного вида педагогической деятельности и которые могли бы стать основой проектирования новых учебных игр. Указанное обусловливает необходимость рассмотреть сущность и структуру игр.

Анализ литературы свидетельствует, что большинство ученых игры технологии относят к профессионально-ориентированным педагогическим технологиям. В частности под игровой технологией Л. Байкова понимает «определенную последовательность операций, действий, направленных на достижение учебно-воспитательных целей» [1, стр. 113].

Кроме того, автор верно выделяет такие функции игровой технологии:

а) учебную: развитие общеучебных умений и навыков;

б) развивающую: развитие различных психических функций;

в) воспитательную: развитие качеств личности, общей культуры [2, с. 36]. Можно рассматривать игровые технологии обучения как системный способ организации обучения, направленный на оптимальное построение образовательного процесса и реализацию его задач.

В. Кукушин утверждает, что игровые технологии-это обширная группа методов и приемов в форме различных педагогических игр.

Еще одно определение игровых технологий звучит как совокупность педагогических игр, подчиненных определенной цели, гарантирующие получение положительного результата.

Здесь важным при выявлении сущности учебно-игровых технологий считаем непосредственное разграничение понятий «игра» и «игровые технологии». Эти понятия, хотя очень близки, но одновременно и существенно отличаются. Чтобы выяснить этимологию понятия «игровая технология», следует обратить внимание на ее первую составляющую – игру.

Игра является сложным социокультурным феноменом, которому посвящено большое количество философско-культурологических, психологических и педагогических исследований. Сейчас наукой накоплен огромный потенциал знаний об этом уникальном явлении действительности. Наиболее общее определение игры находим в Большом энциклопедическом словаре: «Игра, вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе».

В «Большом толковом словаре современного русского языка» понятие «игра» трактуется, как действие по значению играть; занятие детей, подчиненное совокупности правил, приемов или основанное на определенных условиях занятие, являющееся развлечением.

В педагогической науке «игра» трактуется как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [6, стр. 135].

В педагогической психологии понятие «игра» рассматривается как конкретное проявление индивидуальной и коллективной игровой деятельности ребенка, имеющего конкретно исторический, многовидовой, креативный и многофункциональный характер. Итак, понятие «игра» различными учеными толкуется по-разному: как развлечение, непродуктивная деятельность; как средство обучения и воспитания; как форма организации общественно полезной деятельности; как средство коммуникации и тому подобное.

Общепринятым является определение игры как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Итак, игра обязательно осуществляется в форме игровой деятельности. В педагогическом словаре «игровая деятельность» объясняется как вид активной деятельности детей, в процессе которой они овладевают общественными функциями, отношениями и родным языком как средством общения между людьми. То есть это динамическая система взаимодействия ребенка с окружающей средой, в процессе которой происходит его познание, усвоение культурно-исторического опыта и формирование детской личности [10, стр.77].

Особое место нами отведено вопросу об использовании игры в учебно-воспитательных целях. Здесь сложность заключается в особой природе игровой деятельности: в ее многочисленных определениях неизменно подчеркивается самоценность и непроизвольность, отсутствие практической направленности, ориентации на результат (не внутренний, игровой, а практический).

1.2 Место и роль игры в воспитательной деятельности

Требование активного усвоения обучающимися знаний, умений и навыков было выдвинуто еще прогрессивными дидактами прошлого (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский и др.). Однако в последние годы в педагогике высшего образования это требование получило новое обоснование, приобретя характер закона развития активности и самостоятельности обучающихся в их познавательной деятельности. Реализация этого закона требует разработки нетрадиционных, активных методов обучения.

Одним из наиболее эффективных методов обучения, отнесенных к активным, выступают игровые технологии, а формой организации учебной деятельности обучающихся – практическое занятие с конкретными игровыми ситуациями. Однако опыт показывает, что в практике высшего образования в РФ игровые технологии – редко применяемый метод обучения. Это объясняется, во-первых, инертностью многих преподавателей, тяготеющих «по-старинке» к словесным методам обучения. Вовторых, сложностью и объемом подготовительной работы, ощутимыми временными затратами, высокими требованиями к профессиональному мастерству педагога, организующего и проводящего дидактическую игру. В-третьих, все же ощущается недостаток работ методического характера, содержащих тематику дидактических игр по различным дисциплинам и наглядно демонстрирующих алгоритм их подготовки и проведения на конкретном предметном материале.

Игра как педагогический и воспитательный процесс позволяет решать следующие задачи:

• создание в учебном пространстве модели реальной ситуации, в которой представлены все существенные признаки реальности;

• организация активной деятельности обучающихся по освоению профессиональных (социальных) ролей или позиций;

• более тесная взаимосвязь теоретического и практического воспитательного процесса (в игре имеет место преобразование, синтез и применение знаний, полученных при изучении отдельных теоретических дисциплин);

• выход на интеграцию образования, более полное использование фундаментальных наук в преподавании специальных дисциплин;

• переход от информационной парадигмы обучения к проблемному обучению, когда роль преподавателя сводится к мотивации обучающихся для самостоятельной работы;

• концентрация внимания обучающегося на конкретных педагогических задачах, анализ, оценка и корректирование принимаемых решений;

• создание положительного эмоционального климата, способствующего возникновению мотива, интереса обучающегося к учебным занятиям и к предстоящей профессиональной деятельности, побуждение к самосовершенствованию;

• «мягкий» контроль знаний обучающихся в процессе игры, снятие субъективной тревожности по поводу возможных ошибок;

• огромно и воспитательное воздействие использования игровых технологий, которое обеспечивается неразрывным единством усвоения содержания с его эмоционально окрашенным восприятием, активным вовлечением обучающихся в динамическую, целенаправленную, эмоционально окрашенную деятельность. [25, стр.268]

Происходит переход от обучения фактов к овладению смыслом событий, развития мировоззрения, приобретение навыков применения в жизни накопленных знаний, что становится возможным в условиях использования таких средств интерактивных технологий, как игры. Именно это и обусловило выбор темы нашего исследования, цель которого заключается в выявлении особенностей использования игровых технологий обучения в процессе подготовки слушателей магистратуры.

Понятие «игра» понимается как занятие, которое подчинено совокупности правил и приемов или базируется на определенных условиях, раскрывает ее процессуальный содержание. Многогранность игровой деятельности, развивающая, воспитывающая, социализирует и концентрируется на конкретной цели, заключается в обогащении лица знаниями, умениями, опытом (что является сущностью понятие «обучение») и является процессом овладения знаниями, опыта с учетом достижений и недостатков прошлого, приобретение навыков, умений выполнять определенные действия, воспитывать и вырабатывать в себе определенные качества, черты, умения (что отражает смысл понятия «учиться»). [37, стр.45]

Итак, основной задачей применения игр в человеческой деятельности является обучение.

Применение игр в воспитательном процессе берет начало с древности - с соревновательным учебно-воспитательных занятий в Афинах (VI-IV вв. до н. э.). В эпоху Возрождения и реформации Т. Кампанелла и Ф. Рабле пропагандировали принцип игрового воспитательного процессадля овладения учащимися основ наук. По Я. Коменскому, обучение может стать универсальной игрой для каждой возрастной группы учеников. Стремясь пробудить в детях интерес к занятиям, Я. Коменский широко использовал метод драматизации учебного материала. Например, на основе учебника «Открытая дверь языков» он написал восемь школьных пьес, вошедших в книги «Школа-игра». Особой формой воспитательного процесса считали декабря Ж.-Ж. Руссо и Ф.Фребель.

В работах А. Макаренко отмечается, что интерес ребенка к игре необходимо не только удовлетворять, а также нужно «проникнуть этой игрой всю его жизнь».

1.3 Особенности, цели и задачи применения игр в конспекте образовательной деятельности

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир.

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А.С. Макаренко. [5, стр. 233]

В свете ФГОС МДОУ личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игр способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.

Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

- способом обучения;

- деятельностью для реализации творчества;

- методом терапии;

- первым шагом социализации ребёнка в обществе.

С введением ФГОС МДОУ перед нами встали следующие задачи, направленные на использование игр в МДОУ:

- необходимость объяснения родителям важности игры;

- обеспечение безопасного пространства для игры;

- наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды.

Для всего дошкольного периода цель игр можно сформулировать примерно одинаково: дать ребёнку возможность в игре прожить детство перед зачислением в школу, формируя при этом знания, основанные на мотивации. Однако задачи можно конкретизировать, отталкиваясь от возрастной группы обучающихся. Общие же задачи игры, согласно ФГОС, можно свести к следующему:

• Мотивация ребёнка. Процесс воспитательного процесса дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.

• Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.

• Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.

• Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер. [13, стр. 34]

• Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование и применение знаний, умений и навыков на практике.

• Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности, развитие навыков командной работы.

• Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, придумывать оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.

• Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, контроль стресса и саморегуляция.

Приемы использования игр

Применяемые в детском саду приёмы принято условно делить на 3 основных группы:

• словесные;

• наглядные;

• практические. [12, стр. 181]

Суть первых в том, что все игровые действия воспитатель должен объяснить и описать детям максимально понятно, ярко и красочно. Педагог проговаривает воспитанникам правила доступным языком без использования громоздких предложений и непонятных слов. При знакомстве детей с играми воспитатель может использовать загадки или короткие истории, вводящие в сюжет игры.

Практические приёмы отчасти можно связать с наглядными. Например, свои впечатления от игр дети могут выражать в поделках, аппликациях и рисунках. Кроме того, по итогам игры воспитанники могут сами создавать лэпбук с основной информацией, о правилах игры и о том, чему они научились играя. Практические приёмы в воспитательном процессе позволяют малышам самим создавать реквизит для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать зверюшек, мастерить макеты знакомого окружения.

Существуют разные классификации игр, которые воспитатель может использовать в работе с детьми. [19, стр. 55]

Таблица 1

Классификация игр по характеру педагогического процесса

Виды игр

Примеры игр

Направленные на обучение и тренировку, а также обобщение изученного

  • «Цветик-семицветик». Можно использовать на занятии по английскому языку: берётся цветок со съёмными лепестками, детям нужно по очереди называть цвет каждого на английском. Если кто-то ошибается, начинают с начала.
  • На занятии по измерению длины для закрепления дети могут пытаться помочь игровому персонажу — мышонку, которому нужно выбрать самый короткий путь до норки, чтобы спастись от кота. Ребятам даётся условная мерка, а также рисунок, где изображены 3 маршрута до норки, которые нужно измерить и сравнить.

Направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, а также воспитывающие его

Игры с использованием счётных палочек Кьюизенера, логических блоков Дьенеша, квадрата Воскобовича.

Развивающие творческие способности ребёнка, а также обучающие его работе по образцу

  • «На что похожа клякса». Детям нужно придумывать предметные ассоциации к кляксам на листе бумаги. Выигрывает тот ребёнок, который увидит больше предметов.
  • «Нарисуй по описанию». Воспитатель зачитывает описание предмета (композиции, пейзажа), а дети должны это быстро изобразить.
  • «Дорисуй вторую половину». У детей есть раздаточный материал, на котором у каждого предмета нарисована только его половина, а дошкольникам нужно закончить рисунок.

Развивающие

коммуникативные

способности

«Поводырь для слепого». Дети делятся на пары, в которых один ребёнок закрывает глаза, а второй водит его за руку по комнате, помогает обследовать разные предметы, рассказывает о маршруте их передвижения. Затем дети меняются ролями. Игра помогает установить контакт, создать атмосферу доверия в группе.

Диагностические игры

Игры можно использовать для диагностики не только знаний и умений, но и различных реакций и психических функций. Например, музыкальные и подвижные игры («Море волнуется раз») помогают отследить уровень двигательной координации и развития внимания у воспитанников.

По виду деятельности принято делить игры на:

  • физические (двигательные);
  • умственные (интеллектуальные);
  • психологические.

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПРИМЕРЕ МДОУ

2.1 Характеристика выборки. Использование игр в воспитательным процесс на примере МДОУ

Целью констатирующего эксперимента стало эмпирическое изучение особенностей использование игр как метода воспитания для детей младшего школьного возраста до внедрения разработанной нами программы по развитию взаимодействия дошкольников с использованием игр. В соответствии с указанной целью решалось ряд задач:

1) провести исследование при помощи нижеописанных диагностических средств;

2) проанализировать полученные результаты;

3) сделать выводы об особенностях взаимодействия дошкольников.

В соответствии с указанными задачами констатирующий эксперимент протекал в следующей последовательности:

      • непосредственное экспериментальное исследование особенностей взаимодействия дошкольников;
      • обработка полученных данных;
      • выявление различий между экспериментальной и контрольной группами дошкольников при помощи t-критерия Стьюдента;
      • проверка уровня значимости параметров при помощи дисперсионного анализа;
      • распределение дошкольников, входящих в экспериментальную группу, по группам методом кластерного анализа;
      • характеристика полученных кластеров.

Нами были подобраны подвижные игры и игровые задания с учетом старшего дошкольного возраста детей для применения их в совместной деятельности детей.

С целью изучения особенностей взаимодействия детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента, мы использовали несколько диагностических методик, включавший в себя:

  1. комплекс методик «Диагностика коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста» (Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева); 2) методика Р. Жиля; 3) «Отношения между сверстниками в группе детского сада» (Т.А. Репина); 4) комплекс методик «Межличностные отношения дошкольников» (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова).
  2. Анализ психолого-педагогических исследований и полученных данных количественного анализа собственного исследования позволил объединить выделенные проявления (параметры) в 3 компонента (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) для определения уровня сформированности способности к взаимодействию.

В констатирующем исследовании приняли участие 3 группы дошкольников: контрольная группа, 20 человек, возраст 6-7 лет, 11 мальчиков и 9 девочек; экспериментальная группа – 22 человека, 12 мальчиков, 10 девочек.

Используя t-критерий Стьюдента, мы сравнили особенности взаимодействия дошкольников экспериментальной и контрольной групп на этапе констатирующего эксперимента.

Проведённый нами анализ выявил, что значимых различий по всем исследуемым параметрам между дошкольниками экспериментальной и контрольной группы не обнаружено. Таким образом, можно предположить, что выявление значимых различий на этапе контрольного эксперимента позволит обосновать эффективность внедрения программы по совместной деятельности детей с использованием игр.

С целью определения сформированности уровня взаимодействия дошкольников экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента мы провели кластерный анализ. Мы задали 3 группы и проверили, действительно ли переменные отличаются во всех группах. Эта проверка осуществлялась с помощью дисперсионного анализа

Уровень значимости для всех измеряемых параметров высокий, все значения F-критерия значимы. Таким образом, все параметры являются критериями классификации. Результаты кластерного анализа представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты кластерного анализа

Рис. 2. Соотношения кластеров, объединяющих дошкольников экспериментальной группы по уровням взаимодействия на констатирующем этапе эксперимента

      1. Группа №1 (низкий уровень) объединяет 30% (5 дет.) дошкольников. Исследование индивидуальных особенностей этих детей показало, что представления есть, но дети не могут привести примеры о способах выхода из конфликтных отношений. Данные дошкольники обладают низким социометрическим статусом, у них неразвиты навыки продуктивного взаимодействия со сверстниками. Другие дети либо не интересуют их, либо вызывают отрицательные чувства, соответственно, можно говорить об отсутствии способности к согласованности действий, чувствительности к сверстнику.

Представители группы №1 замкнуты на общении в узком кругу, безынициативны, пассивны. В случае конфликтной ситуации склонны проявлять упрямство, не готовы к компромиссам, не могут выбрать конструктивную линию поведения. Склонны замыкаться в себе, избегать общения с другими детьми и взрослыми. Эмоциональный фон общения отрицательный. Таким образом, их уровень взаимодействия мы оцениваем как низкий.

      1. Группа №2 (средний уровень) включает 38% (9 дет.) дошкольников. Проведённый анализ выявил, что они обладают достаточным уровнем развития речевой и мыслительной деятельности: значения параметров, характеризующих особенности внимания и коммуникативных способностей, варьируются в пределах среднего уровня, или нормы. С точки зрения поведенческого аспекта данные дошкольники, в целом, вписываются в коллектив, заинтересованы в общении и поддержании хороших отношений с другими детьми. Вместе с тем, проявления положительного эмоционального отношения носит неустойчивый характер, коммуникация, чаще всего, сводится к совместной игровой деятельности с ровесниками. Сверстники для них, в большей степени, являются объектами действия, а не самостоятельными субъектами.

Дети, объединяемые второй группой, достаточно пассивны, редко проявляют инициативу, не стремятся к лидерству. Они достаточно конформны, в случае конфликтной ситуации склонны подчиниться, не настаивать на своём мнении. Их уравновешенность положительно воспринимается другими детьми, они приняты в коллективе сверстников. В общении со взрослыми данные дошкольники, чаще всего, избирают тактику подчинения. Они выполняют просьбы и поручения, ориентированы на взаимодействие. Таким образом, мы определяем их уровень взаимодействия с другими детьми как средний.

      1. Группа №3 (высокий уровень) охватывает 32% (6 дет.) детей. Они быстро ориентируются в ситуации, внимательны, обладают развитой памятью и речевыми навыками, хорошим интуитивным и логическим мышлением. Эти дети часто являются лидерами среди сверстников, у них высокий социометрический статус, развитая способность к согласованным действиям. У детей этого уровня сформирован объективный образ сверстника, в большей степени дети ориентированы на личностное, чем на предметное общение. Они заинтересованы в общении с широким кругом людей на разнообразные темы, чаще всего ориентированы на стратегию сотрудничества как со сверстниками, так и с взрослыми.

Эти дети популярны, поскольку доброжелательны и внимательны к окружающим, в любой ситуации склонны к конструктивным способам разрешения проблем. Данные дошкольники обладают явно выраженными познавательными и творческими потребностями. Они не ограничиваются предложенными игровыми ситуациями, склонны проявлять изобретательность, фантазию, как в активной физической деятельности, так и в творческих работах. Вышесказанное позволяет определить их уровень взаимодействия со сверстниками как высокий.

Рис. 3. Соотношения кластеров, объединяющих дошкольников контрольной группы по уровням взаимодействия на констатирующем этапе эксперимента

Все расчеты проводились при помощи современного метода вычисления (сайт статистика).

Количественный анализ результатов диагностических методик, что большинство детей старшего дошкольного возраста при совместной деятельности детей со сверстниками испытывают следующие трудности: неумение согласовывать замыслы партнеров по совместной деятельности, неумение понимать эмоциональное состояние сверстников, недостаточная сформированность способов проявления доброжелательности, недостаточная сформированность представлений о правилах взаимодействия в совместной деятельности.

Подытоживая вышесказанное, отметим, что диагностика дошкольников на этапе констатирующего эксперимента выявила ряд сложностей в их межличностном взаимодействии в воспитательном процессе. В соответствии с полученными результатами, участие в программе развития взаимодействия дошкольников с использованием игр рекомендуется, по меньшей мере, 68% детей, находящимся на низком и среднем уровнях развития взаимодействия со сверстниками. Таким образом, проведённое нами исследование доказывает обоснованность использования программы, способствующей улучшению межличностного взаимодействия дошкольников.

2.2 Анализ результатов применения игры в воспитательных процессах на примере МДОУ

Цель: Использование игр как метода воспитания для детей младшего школьного возраст применяемое в совместной деятельности детей.

Игровая деятельность детей в дошкольных образовательных организациях в современных условиях отличается разнообразием. Среди игр, которые используются для развития личности дошкольника, выделяются игры, создаваемые самими детьми под руководством воспитателя. Как правило, речь идет о творческих играх, вклад в которые самих дошкольников уникален и личностно обусловлен. Между тем, в воспитательном процессе также используется игровая деятельность на основе специально разработанных для дошкольников игр, имеющих соответствующее возрасту содержание и определённые правила. Проведённый теоретический анализ позволил нам выявить ряд игровых технологий, способствующих развитию взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками

Исходя из этих компонентов, которые служат для диагностики уровня взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками, нами было использовано более 20 игр.

Мы использовали следующие виды игр:

      • Музыкально-дидактические
      • Сюжетно-ролевые
      • Интерактивные
      • Словесные

Использование данных игр обуславливается тем, что, на наш взгляд, эти виды игр лучше влияют на развитие взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Помогают детям развивать в себе чувства сопереживания, содействия, помогают расширить круг общения у ребенка.

Мы использовали следующие критерии отбора игровых технологий:

  1. Последовательность решаемых задач.
  2. Разнообразие используемых средств для объединения детей в играх.
  3. Активное включение детей в игровые ситуации.
  4. Учет уровня сформированности взаимодействия детей со сверстниками

Музыкально-дидактические игры. Мы использовали ряд игр представленных в приложении 1.

2.3 Методические рекомендации по организации игровых педагогических технологий в образовательной деятельности МДОУ

В течение работы по программе регулирования отношений дошкольников с использованием игр мы фиксировали достижения детей, анализировали изменения в их взаимоотношениях. После окончания формирующего эксперимента мы провели повторное диагностирование индивидуально-личностных особенностей детей.

Целью контрольного эксперимента стало эмпирическое изучение особенностей взаимодействия детей старшего дошкольного возраста после внедрения программы по регулированию отношений дошкольников с использованием игр. В соответствии с указанной целью в работе решается ряд задач:

1) провести исследование при помощи описанных ранее диагностических средств;

2) проанализировать полученные результаты;

3) сделать выводы об особенностях взаимодействия дошкольников;

4) сделать выводы о динамике сформированности навыков взаимодействия и воспитательного процесса по сравнению с констатирующим экспериментом.

В соответствии с указанными задачами контрольный эксперимент состоял из 6 этапов:

1) непосредственное экспериментальное исследование особенностей взаимодействия дошкольников;

2) обработка полученных данных;

3) проверка уровня значимости параметров при помощи дисперсионного анализа;

4) распределение дошкольников, входящих в экспериментальную группу, по кластерам методом кластерного анализа;

5) характеристика полученных кластеров;

6) сравнительный анализ уровней взаимодействия дошкольников экспериментальной группы на этапе констатирующего и контрольного экспериментов при помощи t-критерия Стьюдента.

Выборку составили 3 группы 22 детей старшего дошкольного возраста 12 мальчиков и 10 девочек.

С целью определения сформированости уровня взаимодействия дошкольников экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента мы провели кластерный анализ. Мы задали 3 кластера и проверили, действительно ли переменные отличаются во всех кластерах. Эта проверка осуществлялась с помощью дисперсионного анализа

Уровень значимости для всех измеряемых параметров высокий, все значения F-критерия значимы. Таким образом, все параметры являются критериями классификации. Результаты кластерного анализа представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Результаты кластерного анализа

Рис. 5. Соотношение кластеров, объединяющих дошкольников экспериментальной группы по уровням взаимодействия на контрольном этапе эксперимента

    1. Группа №1 (низкий уровень) объединяет собой 14% (2 дет.) детей. Согласно проведённому диагностированию, они остались на низком уровне сформированности взаимодействия со сверстниками.
    2. Группа №2 (средний уровень) включает 50% (11 человек) дошкольников. По результатам проведённого исследования, их уровень взаимодействия может быть охарактеризован как средний.
    3. Группа №3 (высокий уровень) охватывает 36% (9 дет.) дошкольников. Выявлено, что их уровень взаимодействия с другими детьми может быть оценен как высокий.

Таким образом, в результате проведенной опытно-экспериментальной работы мы можем сделать вывод о положительной динамике сформированности навыков совместной деятельности детей и воспитательного процесса дошкольников (Таблица 2.).

Таблица 2

Уровни сформированности взаимодействия дошкольников экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Уровни

Количество дошкольников, %

Констатирующий этап

Контрольный этап

Низкий

30

14

Средний

38

50

Высокий

32

36

Если первичная диагностика выявила, что низкий уровень взаимодействия был характерен для 30% детей, средний – для 38%, высокий – для 32%, то повторная диагностика показала, что низкий уровень присущ 14% дошкольников, средний – 50%, высокий – 36%.

Используя t-критерий Стьюдента, мы сравнили сформированности взаимодействия дошкольников экспериментальной и контрольной группы на этапе контрольного экспериментов и нашли ряд особенностей в воспитательном процессе.

Выявлено, что наиболее значимые изменения в личностной сфере дошкольников экспериментальной группы зафиксированы по следующим параметрам: «сформированность образа сверстника» (t = 2,6229), «тип межличностного отношения к сверстнику» (t = 2,3049), «чувствительность к сверстнику» (t = 3,8926), «особенности отношения со сверстниками» (t = 2,4768), «отношение к лидерству» (t = 4,8161), «поведение в случае отвержения» (t = 3,6164), «активность в общении» (t = 2,0324), «инициативность» (t = 2,2893), «разнообразие мотивов общения» (t = 4,8251), «эмоциональное отношение к сверстникам» (t = 2,0218), «просоциальные действия»(t = 2,9781), «избирательность в общении» (t = 4,6520), «стремление к доминированию, лидерству в группах детей» (t = 2,4028), «конфликтность, агрессивность» (t = 2,5633). «преобладающий эмоциональный фон» (t = -2,3246). Трактовать это можно следующим образом: после внедрения программы по развитию взаимодействия дошкольников средствами игровых технологий дети, входящие в экспериментальную группу, стали более раскрепощёнными и активными, с одной стороны, и более внимательными, чувствительными к ровесникам – с другой стороны. Они стали менее конфликтными, проявили большую готовность к взаимодействию с другими детьми, их общий эмоциональный фон существенно улучшился.

Таким образом, проведённое нами исследование позволяет заключить, что использование игр как метода воспитания для детей младшего школьного возраста будет эффективным, если применять их в совместной деятельности детей. Существенно улучшает межличностные отношения детей, формирует их социальные и коммуникативные навыки, способствует созданию благоприятной обстановке в среде дошкольников, способствует развитию взаимодействия между сверстниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе развития ребенка и формирования его как личности игра имеет достаточно большое значение. Для детей дошкольного возраста игра выступает ведущим видом деятельности. По этому поводу К. Ушинский писал: «Если говорят, что игры предсказывают будущий характер, будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре проявляются наклонности ребенка и относительная сила души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на будущую судьбу».

Игра - средство воспитания познавательных интересов, основная форма активности ребенка, самостоятельный вид деятельности. Именно в игре развиваются: психические процессы, воображение, воля, мышление, речь, память, внимание, но и такие важные качества личности, как настойчивость, сосредоточенность, умение придерживаться определенных правил. Средствами игры воспитываются такие чувства, как сострадание, умение прийти на помощь, дружба.

Итак, благодаря игре окружающий мир, осознанный ребенком, значительно расширяется. В него входят не только предметы и явления ближайшего окружения, но и значительно шире круг предметов, с которыми действуют взрослые, и которые еще не доступны ребенку. Дети увлеченно играют в любые игры, поэтому использование игровой формы задач часто приводит к тому, что дети даже не замечают влияния взрослых на их обучение и воспитание. Они увлечены самой игрой, им просто интересно. Но незаметно для себя, во время такой игры дошкольники сравнивают, считают, запоминают, решают логические задачи и узнают много нового.

Следовательно, как отмечал Л. Выготский, «Подчиняя поведение всем известным условным правилам, игра учит разумному и сознательном поведении. Она является первой школой мысли для ребенка...». Игра для дошкольника является средством проникновения в деятельность и взаимоотношения взрослых, средством отображения окружающей действительности. В игре ребенок реализует свои возможности, которые недоступны ему в реальной жизни.

С целью внедрения игры в жизнь, воспитательную и учебную деятельность дошкольников нами выделены условия развития детей дошкольного возраста средствами игры: 1. Использование в педагогическом процессе большого спектра игр.

2. Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями с помощью игры.

3. Направления игры должно происходить осторожно и тактично.

4. Умение организовать самостоятельную деятельность и активность детей в игровой среде.

5. Создание условий для индивидуальных и коллективных игр.

6. Правильный отбор игр, игрушек и игрового оборудования.

Необходимым условием применения игры является также баланс между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности. Соблюдение такого баланса является одним из основных компонентов развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. Задача воспитателя - вызвать интерес к определенному событию, которое захватило бы ребенка, поразило, повлияло на его воображение и чувства. Очень часто родители (воспитатели), чтобы не огорчать ребенка, стараются не замечать ошибок или нарушений правил. В таком случае исчезает главная педагогическая ценность: воспитание воли, умения преодолевать трудности, желание играть до победы. Во время игры необходимо следить за соблюдением правил, точностью выполнения задания. Тогда игра будет способствовать развитию малыша. Вмешательство взрослого должно способствовать повышению игровой активности дошкольников, но вместе с тем за детьми должна оставаться свобода и возможность реализовывать собственные идеи до тех пор, пока игра идет в правильном направлении.

Итак, игра для детей – это их жизнь.

Создать предметно-игровую среду возможно при условии соблюдения следующих требований:

1. Предметно-игровая среда должна быть динамичной, вариативной, разнообразной. Оно организуется взрослыми, но должно быть полностью подвластно ребенку, не ограничивать его деятельности, обеспечивать полную свободу.

2. Нельзя забывать о значении форм и цвета, ведь именно они придают выразительность объектам и событиям и благодаря сопоставлению помогают ребенку получить достоверные знания об окружающей среде. Все игровые предметы должны быть качественные, потому что совершеннее форма, тем полнее реализуется ее назначение.

3.Необходимо включать в предметно-игровую среду национальные, этнокультурные особенности, чтобы малыш творчески приобщался к духовным ценностям народа, училось любви к родной земле. Поэтому, игровая среда организуется так, чтобы каждый ребенок мог заниматься любимым делом и служит для развития детских интересов, знаний и умений. Роль взрослого в самостоятельной игре детей не ограничивается своевременной сменой игровой среды. Важно его непосредственное участие в свободной игровой деятельности ребенка.

Вывод. Итак, игра является важной и самой доступной формой деятельности дошкольников, средством самовыражения. Она больше всего соответствует их физическим и психическим возможностям. Средствами игры формируется личность ребенка. Игра выступает важным средством обучения и воспитания детей, подготовки их к школе и будущей жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авдулова Т.П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника / Т.П. Авдулова, Г.Р. Хузеева. – М.: Прометей, 2013. – 138 с.
  2. Анфисова, С.Е. Игровая технология формирования у старших дошкольников направленности на мир семьи / С.Е. Анфисова. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 240 c.
  3. Бельтюкова Л.А. Инновационные игровые технологии воспитания и развития детей в МДОУ. В сборнике: Игровая культура современного детства Материалы I Международной научно-практической конференции. Московский городской педагогический университет. 2017. С. 223-227
  4. Борисенко Л.Г., Еремина Л.И. Использование социо-игровой технологии в МДОУ: Контекст "инновационная деятельность". В сборнике: Инновационная деятельность в образовательных организациях Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор М.Г. Заббарова. 2018. С. 25-28
  5. Букина Л.В. Игровые технологии в образовательном процессе МДОУ. В сборнике: Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Харьковский национальный педагогический университет имени Сковороды; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова; ООО «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2016. С. 233-235
  6. Воспитание – стратегический национальный приоритет. Материалы всероссийской научно-практической конференции (с международным участием), посвященной 100-летию со дня рождения действительного члена АПН СССР и РАО Людмилы Ивановны Новиковой. В 2-х частях / Отв.ред А.В.Гаврилин. 2018. Том Часть II
  7. Герасимова, О.Е. Игровые технологии как средство развития ориентировки в пространстве у детей 4-6 лет. ФГОС ДО / О.Е. Герасимова. - М.: Учитель, 2017. - 250 c.
  8. Глущенко Е.Н., Комаревцева А.П., Бурлакова О.М. Игровые технологии в образовательном процессе МДОУ. В сборнике: Образование: традиции и инновации материалы XII международной научно-практической конференции. 2016. С. 85-86
  9. Гребенникова И.А., Парамонова Л.Н. Игровые интерактивные технологии как элемент инклюзивной образовательной среды МДОУ. Научно-методическая работа в образовательной организации. 2018. № 1 (2). С. 77-80
  10. Дудкина О.В., Щепетнова Е.Н., Жесько О.А. Применение игровой технологии в МДОУ. Научный альманах. 2017. № 1-2 (27). С. 83-86
  11. Ерусланова Т.Е. Игровые технологии в образовательном процессе МДОУ. В сборнике: Инновационные педагогические технологии: теория и практика реализации в образовательных учреждениях материалы всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «УлГПУ им.И.Н. Ульянова». 2015. С. 181-182
  12. Ерцкина Е.Б. Опыт реализации игрового проектирования в формировании графической компетенции студентов // Журнал Педагогическое образование в России Выпуск № 5 / 2014. - С. 34
  13. Игровые технологии как средство совершенствования образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования//Социально- коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: Сборник статей/ Автор-составитель Т.В.Волосовец, О.А. Зыкова и др.- М:ООО»Русское слово-учебник»2015 - С.81-87
  14. Каминская И.М. Использование игровых технологий в процессе конструирования воспитательно-образовательного процесса в МДОУ в соответствии с требованиями ФГОС. Наука и образование: новое время. 2017. № 6 (23). С. 579-581
  15. Корнилова, Татьяна Геннадьевна Гимнастики, игровые упражнения и игры с детьми раннего возраста. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста / Корнилова Татьяна Геннадьевна. - М.: АРКТИ, 2015. - 350 c.
  16. Кривошеева Е.А., Захарова З.Н. Игровые технологии в образовательном процессе МДОУ. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях. 2013. С. 55-56
  17. Крюкова И.К. Формирование игровой компетентности педагогов МДОУ средствами интерактивных технологий. В сборнике: Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 178-180
  18. Куриленко Н.М. Игровые технологии в МДОУ. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2018. С. 67-68
  19. Листик E.М. Организация взаимодействия родителей и детей в МДОУ. На основе детского экспериментирования // Дошкольное воспитание. – 2010. – №9.
  20. Ломбина Т.Н. Целенаправленное развитие речи у дошкольников в соответствии с принципом дифференциации: Дис. канд. психол. наук. – М., 2010. – 200 с.
  21. Лысенко Н.А. Игровые педагогические технологии при использовании в работе музейного педагога в условиях МДОУ. Научный альманах. 2016. № 4-2 (18). С. 201-204
  22. Меринова Е.Н., Карташова В.А., Лемзякова М.Н. Игровые технологии в образовательном пространстве МДОУ. Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 1 (6). С. 268-269
  23. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. Т. I. - Челябинск, 2011. - С. 140-146.
  24. Пантелеева И.А. Использование игровых технологий в МДОУ. News of Science and Education. 2017. Т. 3. № 3. С. 070-073
  25. Педагогические технологии Текст.: учеб. пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.
  26. Перцева С.П., Маклакова И.В. Игровые технологии в МДОУ. В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 94-95
  27. Пономарёва О.Н. Игровая технология "сказочные лабиринты игры" В.В. Воскобовича и интеллект. В сборнике: Образовательные инновации: опыт и перспективы Сборник материалов межрегиональной заочной научно-практической конференции. Под редакцией Е.А. Рязанцевой, Л.Ю. Петровой, Н.В. Стребковой. 2017. С. 112-116
  28. Попова С.В., Трефилова Т.Д. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей в практике работы в МДОУ. В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 86-87
  29. Саяпина Л.И. Игровые технологии в МДОУ в условиях реализации ФГОС. В сборнике: Теория и практика образования в современном мире Материалы VIII Международной научной конференции. 2015. С. 72-74
  30. Свистунова-Болотова И.С. Игровые технологии как средство сенсомоторного развития младших дошкольников в условиях МДОУ. Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 28. С. 158-161
  31. Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации / И.С. Сергеева, Ф.С. Гайнуллова. - М.: КноРус, 2016. - 0 c.
  32. Сергеева, И.С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. Методическое пособие / И.С. Сергеева. - М.: КноРус, 2018. - 520 c.
  33. Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Психологическая наука и образовании. - 2013. -№3. - С. 45
  34. Стручков, Е.А. Игровые технологии в преподавании биологии. 8-11 класс (+ CD-ROM) / Е.А. Стручков. - М.: Планета, 2016. - 450 c.
  35. Томчикова, С. Н. Игровые технологии в МДОУ / С.Н. Томчикова. - М.: Флинта, 2015. - 460 c.
  36. Тулинова Ю.Ю., Жидова Г.С. Игровые технологии и театрализованная деятельность в развитии речи дошкольников 4 - 5 лет в условиях МДОУ. В сборнике: Формирование личности будущего на основе психолого-педагогического анализа сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 114-117
  37. Чернякова, Валентина Николаевна Игровые технологии в формировании звукопроизношения у детей 4-7 лет / Чернякова Валентина Николаевна. - М.: Сфера, 2018. - 410 c.
  38. Шерешик Н.Н. Роль дидактических игр в развитии саморегуляции поведения старших дошкольников: Дисс. канд. психол. наук. – Омск, 2005. – 219 с.
  39. Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми // Справочник старшего воспитателя, 2008, №3, с.59
  40. Щеглова И.И. Современные образовательные технологии в МДОУ. В сборнике: Развитие образования в России: проблемы и перспективы сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 35-45
  41. Ярецкая А.Ю. Особенности применения игровых технологий в системе дошкольного образования. Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (272). С. 25-27

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

  1. «Угадай, кто идет»

Цель: развивать способность у детей договариваться друг с другом в процессе обсуждения правильного ответа.

Материалы и реквизит: карточки животных, фортепиано или магнитофон.

Ход игры:

Подготовительная часть: Дети делятся на подгруппы игрой «молекула», усаживаются на стульях в виде круга каждая подгруппа и раздаются мешочки с карточными ответами.

Основная часть: музыкальный руководитель проигрывает небольшую мелодию на инструменте. Дается время на обдумывание 30 сек, после выбирается ответ из предложенных карточек, на которых были нарисованы животные.

Заключительная часть: объявление победителей, награждение нотными значками.

В данной игре мы могли проследить все три компонента и следующие параметры во взаимодействии детей: -особенности отношения со сверстниками;-отношение к лидерству; -автономия или подчинение сверстнику; -поведение в случае отвержения; -активность в общении;

-особенности общения со взрослыми;

-популярность ребенка;

-инициативность;

-просоциальное поведение.

При проведении данной игры, дети живо реагировали на предлагаемую музыку, совещались друг с другом и после давали общий ответ от своей подгруппы. Хорошо прослеживались отношения детей, видно было лидеров и детей, которые брали инициативу на себя. Игра прошла в приятной атмосфере, и все дети были захвачены соревновательным моментом.

2) «Молекула»

Цель: Учить детей умению быстро объединяться в соответствии с определенным признаком

Ход игры:

Играет веселая музыка, дети передвигаются хаотично по всему пространству, отведенному для игры. Педагог говорит слова:

«Стоп! Молекула 3». Дети должны поделиться на группы, состоящие из тех цифр, которые названы педагогом. Тем самым мы можем поделить детей случайным образом на подгруппы.

В данной игре нам хорошо были видны эмоциональный, поведенческий компоненты и следующие параметры во взаимодействии детей:

-инициативность; -эмоциональное отношение к сверстникам; -популярность ребенка; -преобладающий эмоциональный фон.

Эта игра вызывала бурю эмоций у детей. Присутствовал эффект неожиданности, потому что музыка могла резко оборваться и нужно быстро найти партнеров, чтобы создать свою подгруппу. В этой игре не может быть отверженных детей, т.к. смысл в том, чтобы набрать нужное количество человек, которое назовет педагог. Были дети не особо популярные в группе и те, которых сложно заинтересовать чем-либо, но и они прекрасно вливались в происходящее и чувствовали себя по-настоящему нужными.

3)»Платочки», «Угадай мелодию», «Концерт», «Зоопарк», »Супермаркет», «Аптека», «Парикмахерская», «Космонавты», «Школа»

Таким образом, предложенная программа включает разнообразные игры (музыкально-дидактические, сюжетно-ролевые, словесные и интерактивные), в каждой из которых использовались разнообразные средства для создания интереса к совместным играм, практическое проигрывание ситуаций совместного обсуждения возникающих проблемных ситуаций, развитие просоциальных форм взаимодействия и развитие удовлетворенности складывающимися положительными отношениями. Во многих играх, связанных с коллективным обсуждением правильного ответа и организацией публичных выступлений, было отмечено рост ответственности каждого участника и стремление к взаимопомощи. В процессе проведения игр было выявлено изменение отношения к детям, не пользующихся популярностью на констатирующем этапе эксперимента.