Иллюстрация как лучший прием коммуникационного дизайна
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Самые незамысловатые изображения отражают наш характер, темперамент, настроение. Неспроста в психологии и психиатрии издавна используют карандаш с листком бумаги, чтобы многое узнать о человеке, его проблемах, правильно выбрать стратегию лечения.
Иллюстрация выполняет множество функций, чтобы подвести человека к сути: привлекает, увлекает, нравится, информирует, погружает в контекст, показывает, переключает, умиротворяет, сочувствует, остается с нами. С помощью пейзажей, комиксов, паттернов раскрывается каждая из этих функций:
1. Иллюстрация привлекает наше внимание, она должна быть красивой и гармоничной. И форма, и содержание должны быть привлекательными.
2. Если иллюстрация способна занять зрителя, то он увлекается, ему интересно рассматривать ее, изучать вместе с текстом, который она сопровождает.
3. Если иллюстрация зрителю нравится, то она его радует и, как следствие, удерживает внимание.
4. Удачная иллюстрация сообщает читателю/зрителю необходимую информацию, рассказывает историю. Это может быть текст с картинками, рисованная карта или вывеска — то, что и без пространного текста сообщает те или иные сведения.
5. Если иллюстрации удается погрузить в контекст, это успех. Ведь нам ближе то, что мы понимаем. Эта функция рисунков раскрывается через комиксы — двое художниц размышляют о смысле произведений искусства, обсуждая забавные жизненные примеры.
6. Иллюстрация показывает, зачастую справляясь с описанием лучше, чем слова. Мы не всегда можем вербально описать понятные с первого взгляда образы. В таком случае иллюстрация оказывается сильнее слов.
7. Иллюстрация переключает, позволяет по-новому взглянуть на привычное. Рисунки могут повторять текст, что совсем не плохо, а могут создавать свой нарратив.
8. Иллюстрация умиротворяет. Позитивные изображения дарят хорошее настроение, расслабляют. Когда человек смотрит на красивое, у него даже мозг лучше работает. В этом — огромная сила искусства.
9. Иллюстрация сочувствует. Человеку приятно то, что совпадает с его настроем и видением. В таком случае рисунок хочется сохранить и все время рассматривать.
10. Иллюстрация остается с нами, точнее, в нашей памяти, а иногда и в виде репродукции, которую можно повесить на стену.
Иллюстрация (по-латински illustratio) - освещение, наглядное изображение Объект, образ, в той или иной степени подобный (но не идентичный) изображаемому объекту.
В книгах, журналах, газетах рядом с текстом мы нередко видим рисунки художников или фотографии. Такие изображения носят название иллюстраций. Слово это происходит от латинского "illustratio" - освещение, наглядное изображение. Их назначение - помочь уяснить то, что сказано в тексте, осветить его содержание, сделать ясным, наглядным.
Что же делает иллюстрацию художественной, по каким признакам мы вправе отнести ее к высокому искусству? Что выделяет иллюстрацию как особый жанр изобразительного искусства? На эти вопросы нужно ответить себе, прежде чем выносить суждение о качестве иллюстраций. Рассматривая произведения изобразительного искусства, можно легко различить в них три основных свойства. Во-первых, они содержат какой-то рассказ, иногда сложный, например, об историческом событии, иногда простой, как бывает в натюрморте, иногда рассказ о связях отвлеченных форм и цветов, как в абстрактной живописи. Так или иначе, но в произведениях изобразительного искусства этот рассказ всегда присутствует. Но для изображения предметов художнику нужны такие средства, как линия, определяющая границу формы предмета, пятно, светлое или темное, передающее светотень, от которой форма и положение предметов становятся более конкретными, и, наконец, цвет, сообщающий предметам большую жизненность. В великих произведениях изобразительного искусства мы видим органическое, естественное слияние и взаимосвязь всех этих сторон - рассказа, изображения и узорной, декоративной стороны. Произведения изобразительного искусства высоко оцениваются тогда, когда они удовлетворяют требованиям красоты, целостности, глубокой содержательности и неповторимости образов.
Цель работы: Понять главную цель иллюстрации. Анализ видов и особенностей иллюстрации.
Предмет исследования: виды иллюстраций и их функции в изданиях, иллюстрации знаменитых иллюстраторов, роль иллюстрации в рекламе, редактирование сюжетов иллюстраций, особенности иллюстрирования в художественной литературы.
Объект исследования: Иллюстрации знаменитых иллюстраторов, и история создания иллюстраций.
Глава 1. История иллюстрации
В Древнем Египте иллюстрациями обрамлялись гимны и заклинания, написанные на папирусах. На сегодняшний день их, к сожалению, осталось совсем немного, но наиболее яркими примерами сохранившихся античных образцов являются рисунки в «Илиаде» и «Энеиде», а также в византийских и средневековых рукописях.
В 18 веке книжная иллюстрация принимает несколько иные формы, и наибольшей популярностью начинает пользоваться виньетка (франц. vignette) - композиционно завершенное графическое изображение небольшого размера, носящее орнаментальный, предметный или сюжетно-тематический характер. Зачастую виньетки использовались в качестве визуальной метафоры или аллегории и размещались на титульных листах, на начальных и последних страницах. В этот же период времени широкое распространение получает процесс создания цветных гравюр, путем раскрашивания красками от руки.
Когда в 1837 году была изобретена фотография, характер исполнения иллюстраций кардинально изменился: теперь он был непосредственно связан с фотомеханическими процессами. На основе этих процессов были найдены новые способы получения книжных иллюстраций: цинкография (штриховой рисунок на цинковой доске), автотипия (воспроизведение рисунков полутонами) и трехцветная печать (воспроизведение цветных иллюстраций). XIX век был окрещен современниками «эпохой иллюстрированной книги», потому как именно в этот временной отрезок в оформлении литературных произведений начали использоваться декоративные элементы, а сама иллюстрация была не просто неразрывно связана с текстом, но и представляла собой вполне реалистичную картинку. Ощутимый вклад в создание и развитие книжной иллюстрации начала 20 века внесли художники объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, И.Я. Билибин, М.В. Добужинский и другие. Благодаря этим выдающимся художникам книжная иллюстрация стала не просто неотъемлемой составляющей литературного произведения, но и выделилась как самостоятельный вид изобразительного искусства.
На сегодняшний день книжные иллюстрации крайне разнообразны как в плане изображаемых объектов, так и в плане использования техник и материалов. Современная иллюстрация отличается оригинальностью, однако всегда является единым целым с текстом и несет определенную смысловую нагрузку.
Эволюция иллюстрации наиболее последовательно прослеживается в искусстве графики и тесно связана с историей книги. Входя в состав книги, газеты, журнала, иллюстрация (представленная рисунками, гравюрами, чертежами, фотоснимками, репродукциями и т. п.) дополняется декоративными элементами оформления (заставки, концовки, инициалы и т. п.), которые также могут составлять образный комментарий к тексту. Условно к иллюстрации можно отнести различные изображения, созданные на основе литературных текстов, но не предназначенные непосредственно для оформления книги (например, работы С. Дали и П. Пикассо по мотивам романа «Дон Кихот» М. де Сервантеса; рисунки Вал. А. Серова на темы басен И. А. Крылова и мн. др.).
Самые ранние сохранившиеся иллюстрации сопровождают тексты папирусных свитков Древнего Египта. В свитках поздней античности (эллинистических, древнеримских и ранневизантийских) изображения выносятся в пустые пространства между строками или на поля. Роль иллюстрации изменяется при формировании традиционного типа листового кодекса - изображения в них нередко занимают целую страницу. Наиболее ранние ксилографические иллюстрации появились в Китае в VI-VII веках, получив особое распространение с XII века; в конце XVI века в Китае возникает цветная гравюра на дереве. Условные изображения и иероглифические знаки образуют в китайских ксилографиях нерасторжимое единство. В Японии книжная графика появляется в начале XVII века, а её расцвет приходится на XVIII-XIX века: Хисикава Моронобу, Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай с любовью передавали в иллюстрации всё бесконечное многообразие живого мира.
В средневековых рукописных книгах иллюстрация выполнялись в технике миниатюрной живописи. В процессе развития рукописной книги миниатюра книжная стала изысканным по технике самостоятельным видом искусства, оказавшим значительное влияние на становление ранних форм станковой живописи. Нового расцвета достигла книжная иллюстрация в связи с изобретением И. Гутенбергом книгопечатания (1440-1450-е годы). Особую группу образуют т. н. блочные книги (2-я половина XV века, преимущественно в Германии), где текст и иллюстрации к нему вырезались на одной доске; иногда текст к такой «книге-картинке» вписывался от руки. Чаще гравированные на дереве иллюстрации включались в печатную наборную книгу; они отличались лаконизмом обобщённых контуров, гармонирующих с рисунком шрифта (особенно изысканны произведения итальянских ксилографов конца XV - начала XVI веков), и нередко раскрашивались от руки.
С эпохи Возрождения иллюстрация всё чаще становится равнозначной по отношению к тексту, занимая в книге одинаковое с ним место: страница гравюры нередко чередуется со страницей набора (например, Апокалипсис с гравюрами на дереве А. Дюрера, 1498 год). В 1481 году во Флоренции вышла «Божественная комедия» Данте с гравюрами Б. Бальдини, выполненными по рисункам С. Боттичелли; в 1499 году в Венеции издатель-гуманист Мануций Альд Старший выпустил издание аллегорического романа «Гипнеротомахия Полифила» Ф. Колонны, в котором контурные иллюстрации гармонически соответствовали новому рисунку шрифта, образуя с последним образное единство.
В некоторых изданиях 1490-х годов одни и те же гравюры повторяются в различных местах книги - так, в «Книге Хроник» Г. И. Шеделя (издание А. Кобергера в Нюрнберге, 1493 год; гравюры М. Вольгемута и В. Плейденвурфа) условно выполненный гоодской. вид обозначает различные города, а изображение некоего бородатого бюргера выдаётся за портрет того или иного писателя. В целом для ренессансной иллюстрации характерны линеарная чёткость композиций, изысканная простота и известная условность образных решений, постоянное использование аллегорических и эмблематических деталей (типичное и для иллюстрации эпохи барокко).
Крупнейшими мастерами иллюстрации эпохи позднего Средневековья и Возрождения были также Й. Амман, X. Бальдунг, Х. Бургкмайр, Х. Вейдиц, Л. Кранах Старший, X. Хольбейн Младший в Германии; У. Граф в Швейцарии; Лука Лейденский в Нидерландах; Ж. Дюве, Б. Саломон во Франции; М. Раймонди в Италии. Белорусский первопечатник Ф. Скорина, издававший Библию отдельными выпусками (1517-1519 годы, в Праге), одним из первых обосновал роль изобразительно-оформительских элементов книги (заставок и др.), утверждая, что введение в печатную книгу иллюстрации и декоративных элементов делается для «лучшего разумения» читателем текста.
С конца XVI века в иллюстрации преобладает техника гравирования на меди. Усложнённость этой техники, крупные форматы изображений, требующие складывания листов, на которых отдельно от набора печатались иллюстрации (вклеиваемые затем в книгу), обусловливают полный отрыв иллюстрации от текста во многих изданиях XVII века; например, без текста публиковались голландским издателем Н. И. Пискатором иллюстрации к Библии, которые копировались художниками многих стран, в т. ч. Украины и России. Особое внимание уделялось фронтиспису, построенному наподобие барочной триумфальной арки. XVII век - период бурного расцвета научной иллюстрации; в середине XVII века впервые появляются детские иллюстрации (в Англии, затем во Франции и Германии). Среди мастеров иллюстрации этого времени - С. делла Белла, А. Темпеста, Дж. Франко в Италии; Ж. Калло, К. де Пассе во Франции; П. П. Рубенс во Фландрии; Р. де Хоге в Голландии; М. Мериан в Германии; Ф. Барлоу и Дж. Медина в Англии; В. Голлар в Чехии; М. Я. и В. М. Вощанка в Белоруссии.
В XVIII веке связь иллюстрации с книгой становится прочнее. Широкое распространение получает изысканная виньетка в духе рококо. Художники, тонко раскрывая взаимоотношения литературных персонажей, отбирают главные моменты повествования, выявляют их внутреннюю связь; развивается принцип иллюстративной серии (Ф. Буше, Ю. Ф. Гравло, Ж. М. Моро, Ш. Персье, Г. де Сент-Обен, Ж. О. Фрагонар, Ш. Эйзен во Франции; Р. Бентли, Ч. Гриньон, М. Дарли, Дж. Стаббс в Великобритании; Г. Ф. Фюгер, Д. Ходовецкий в Германии; Дж. Креспи, П. А. Новелли, Дж. Б. Пьяццетта, Дж. Б. Тьеполо, Дж. Цокки в Италии; Х. Ибарра, Х. дель Кастильо в Испании). Английский художник У. Хогарт создавал остросатирические повествовательные серии, текст к которым писался др. авторами после создания изображений.
На рубеже XVIII-XIX веков появляются более гибкие и дешёвые изобразительные средства - торцовая гравюра на дереве (политипаж), литография и хромолитография; для XIX века характерны как законченные иллюстрации - композиции на отдельных листах, так и беглые наброски в тексте. Замечательные образцы естественно-научной иллюстрации создают в конце XVIII - начале XIX веков. Т. Бьюик, Дж. Гулд в Великобритании и Дж. Одюбон в США. Остросатирической злободневностью отмечены иллюстрации мастеров, тесно связанных с журнальной графикой (например, О. Домье и Ж. Ж. Гранвиль во Франции). Художники эпохи романтизма (У. Даньелл, Э. Калверт, Т. Роулендсон, У. Тёрнер, Дж.Флаксмен в Великобритании; Э. Делакруа, Ж. Жигу во Франции; Л. Рихтер в Германии) в своих иллюстрациях проникновенно воссоздают эмоциональную атмосферу произведения, отражая широкий диапазон чувств - от мистической экзальтации до добродушного, фольклорного юмора; особняком стоят фантастические композиции У. Блейка к собственным сочинениям.
Чрезмерная автономность книжной иллюстрации в XIX веке нередко вызывала протесты отдельных авторов (например, Г. Флобера), не желавших, чтобы между их текстами и читателем возникал посредник-художник. Иллюстрации к произведениям наиболее популярных авторов зачастую издавались в виде отдельных тетрадей, которые можно было объединять в альбом. В Великобритании особенно тесным было сотрудничество Ч. Диккенса с художником X. Н. Брауном (псевдоним Физ). Во Франции писатели и художники совместно создавали типологические очерки («физиологии»), рисующие порой остросатирические образы буржуазии и обывателей (О. Домье в контакте с О. де Бальзаком; П. Гаварни и др.). Выдающимися иллюстраторами литературных произведений были также Г. Доре, Э. Мейссонье, Т. Стейнлен во Франции; В. Буш, А. фон Менцель, А. Ретель в Германии; Э. К. Бёрн-Джонс, Дж. Крукшанк, Дж. Миллес, У. Николсон, Д. Г. Россетти, Дж. Тенниел, Х. Томсон в Великобритании; Ч. Д. Гибсон, Э. У. Кембл, Г. Пайл, Дж. Пеннелл, Ф. Ремингтон, А. Б. Фрост, Э. О. Эбби в США.
В конце XIX века неограниченная свобода репродуцирования любого изображения (появление фотомеханической репродукции) резко увеличила возможности иллюстрации (в т. ч. цветной), породив многообразие её техник: цинкография, автоцинкография, фототипия, автотипия и др.; в то же время станковый характер многих иллюстраций приводил к частой утрате единства иллюстрации и книги в целом. К достижению синтетического единства иллюстрации с шрифтом и орнаментальными элементами оформления стремился в Великобритании У. Моррис (совместно с У. Крейном); изысканно-декоративная стилизация и тонкое ощущение плоскости листа присущи творчеству О. Бёрдсли.
В начале XX века входят в моду раритетные малотиражные издания («éditions de luxe»), инициатором которых можно считать французского арт-дилера А. Воллара; он привлёк к иллюстрированию книг П. Боннара, А. Дюнуайе де Сегонзака, Р. Дюфи, П. Пикассо, Ж. Руо и М. З. Шагала. Аналогичные издания в Великобритании иллюстрировали П. и Дж. Нэш, Э. Равиллиус, А. Ракем, Р. Уистлер, Б. Фридман и др.; в Италии - Ф. Де Писис. Индивидуальная интерпретация художником литературного текста приобретает в XX веке всё большее значение; иллюстрация часто становится его свободным ассоциативным аккомпанементом, допускающим многозначность толкования.
Таковы иллюстрации Б. Бюффе, С. Делоне-Терк, М. Дени, Ж. Дюбюффе, М. Лорансен, А. Майоля, А. Матисса, А. де Тулуз-Лотрека (Франция); Ф. Мазереля (Бельгия); X. Эрни (Швейцария); Р. Гуттузо, Дж. Де Кирико, Ф. Деперо, Ф. Клеричи, Дж. Манцу (Италия); Э. Барлаха, Г. Гроса, Л. Э. Кирхнера, В. Клемке, Л. Коринта, М. Слефогта, М. Эрнста (Германия); О. Кокошки, А. Кубина (Австрия); Э. Гросса, Э. Дюлака, У. Х. Робинсона, Э. Дж. Салливана, Р. Стидмана, Дж. Фарли (Великобритания); М. Алеша, Й. Лады, Й. Трнки (Чехия и Словакия); С. Выспяньского (Польша); А. В. Галлен-Каллелы (Финляндия); Р. Кента, Н. Рокуэлла (США).
В России средневековые рукописные книги также украшались миниатюрами, заставками, инициалами и т. д. С появлением книгопечатания в середине XVI века возникают первые печатные иллюстрации (Апостол, книга с орнаментальными иллюстрациями и фронтисписом, напечатанная И. Фёдоровым и П. Т. Мстиславцем в Москве, 1564 год), хотя традиция рукописной книги продолжалась вплоть до XX века (у старообрядцев). Основным методом иллюстрирования и орнаментации печатной книги в России с XVI-XVII веков была ксилография; в 1649 году вышла первая русская книга с 35 гравюрами на меди (переводной труд И. Я. фон Вальхаузена). В 1679-1683 годах в т. н. Верхней типографии в Москве, основанной Симеоном Полоцким, было напечатано 6 книг, в т. ч. иллюстрированных С. Ф. Ушаковым (вероятно, он был автором рисунков, гравированных А. Трухменским). В конце XVII - начале XVIII веков мастерами иллюстрированной (лицевой) книги были Л. К. Бунин (создатель цельногравированных на меди книг) и В. А. Корень (ксилографическая Библия, 1692-1696 годы). Книги, иллюстрированные гравюрами на меди, были широко распространены на протяжении всего XVIII века.
1.1 Тираж: Виды, история и определение
Тираж — количество экземпляров печатного издания одного названия. Термин употребляется главным образом применительно к издательскому делу, однако иногда слово «тираж» обозначает количество копий других произведений, например тираж фильмокопий в кинематографе.
Тираж периодических изданий (газет, журналов) определяется издательством по числу подписчиков (включая также розничную продажу); тираж книг, брошюр и т. п. устанавливается издательством после изучения читательского спроса. Обычно различают малые тиражи (до 15 тысяч экземпляров), средние (до 100 тысяч экземпляров) и большие (свыше 100 тысяч экземпляров). Большие тиражи в связи с большим объёмом полиграфических работ обычно печатают по частям, называемым заводами.
При выпуске некоторых видов литературы тираж издания влияет на величину авторского гонорара. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» требует указывать в авторском договоре максимальный тираж издания в том случае, если договор предусматривает авторское вознаграждение в виде фиксированной суммы.
Виды тиражей:
- Годовой — сумма тиражей изданий, вышедших в свет в рассматриваемом году в издательстве, стране, а также сумма тиражей всех выпусков периодического издания за год.
- Дополнительный, или допечатка тиража — изготовление вскоре после сдачи основного тиража в книготорговую сеть в пределах того же календарного года заранее не планировавшегося, в отличие от завода, дополнительного тиража в связи с неудовлетворённым спросом. Термин имел большое значение в годы, когда требовалось отличать при выплате авторского вознаграждения за произведение, которое не имело нормы тиража, допечатку от повторного издания. Тогда допечаткой тиража считался дополнительный тираж, изготовленный в пределах года выпуска основного тиража, а дополнительный тираж, изготовленный в следующем году, даже при отсутствии каких-либо изменений, — повторным изданием. Теперь, при выплате авторского вознаграждения в виде процентной доли от дохода издательства, время допечатки тиража значения не имеет. При фиксированной сумме авторского вознаграждения, когда по закону требуется установить максимальный тираж, допечатка тиража сверх него уже будет считаться повторным изданием, требующим нового авторского договора и нового авторского вознаграждения. Для статистики печати тираж книги, изготовленный в следующем после основного тиража году, считается повторным изданием. В выпускных данных сведения о тираже сопровождают словами в круглых скобках: (допечатка тиража) или (доп. тираж).
- Общий — сумма тиражей изданий, выпущенных издательством (или несколькими) за определённый период (общее число экземпляров в тиражах всех этих изданий).
- Пробный — первоначальный тираж издания, выпущенный с целью определить спрос на него и в случае успеха изготовить дополнительный тираж, чтобы удовлетворить выявившийся спрос, либо при неудаче ограничиться затратами только на пробный тираж.
- Разовый — тираж одного выпуска, номера, тома периодического издания.
- Средний — частное от деления суммы тиражей всех рассматриваемых изданий на их число.
История:
Книги раннего периода книгопечатания XV—XVI веков, так называемые инкунабулы, обычно имели тираж до 500 экземпляров. Тираж первой русской книги, «Апостола» 1564 года, определяют по-разному — от 600 до 2000 экземпляров. В XVII веке стандартный тираж русской книги установился в 1200 экземпляров (сто дюжин, т. н. «выход»). Многие популярные издания превышали это число, например «Азбука» Бурцова 1634 года вышла огромным по меркам того времени тиражом в 6000 экземпляров. Несмотря на общее развитие типографского дела тираж книг вплоть до 1880-х годов оставался низким — 1200 или 2400 экземпляров.
Тиражи периодических изданий (журналов, альманахов, газет) также были незначительны. Средний тираж журнала в начале XIX века составлял 500 экземпляров, лишь некоторые журналы, такие как «Библиотека для чтения», «Северная пчела» или «Отечественные записки», достигали рекордов в 3—5 тысяч. Во второй половине XIX века тиражи постепенно росли: средний тираж толстого журнала составлял 3—5 тыс. экземпляров, тонкого — до 50 тыс., газет — до 25 тыс. К этому периоду основными популяризаторами литературы стали книжные приложения к журналам, тиражи которых, таких как «Родина», доходили до 120 тыс.
Тираж первой российской газеты «Ведомости» колебался от 30 до 4000 экземпляров. К 1890-м годам тиражи отдельных газет достигали 50—70 тыс. экземпляров, после революции 1905—1907 годов тиражи газет ещё более увеличились, достигнув западноевропейского уровня.
1.2 Стили иллюстрации
Стилей и жанров иллюстрации огромное количество: как очень старых, так и появившихся совсем недавно. Несмотря на все разнообразие, есть несколько основных направлений, о которых мы и расскажем ниже. В качестве примеров, характеризующих стиль, мы выбрали работы самых ярких и известных иллюстраторов.
1. Фэшн-иллюстрация
Существует около 500 лет, но популярность этот стиль приобрел только в начале XIX века — время появления большого количества модных журналов. Одним из основателей фэшн-иллюстрации был американец Карл Эриксон, который знаменит работами для Vogue и американской косметической компании Coty. (Рис.1)
2. Плакатная иллюстрация
К плакатной теме иллюстраторы обращаются с середины прошлого века. Ее широко использовали в рекламе и социально-политической сфере. Одними из основоположников этого жанра считают французов Жюля Шере и Анри де Тулуз-Лотрека. (Рис.2)
3. Ретро-иллюстрация
Это для нас сейчас такие иллюстрации — это ретро, а для Эрла К. Бэрги, к примеру, это была современная ему реальность. Американец проиллюстрировал огромное количество книг, журналов, газет в знаменитом «винтажном» стиле, который сейчас так популярен. (Рис.3)
4. Декоративная иллюстрация
Это, пожалуй, один из самых старых стилей иллюстрации. Виднейший декоратор XX века — Уильям Моррис, неофициальный лидер Движения искусств и ремесел. (Рис. 4)
5. Иллюстрация детской литературы
Еще один классический жанр иллюстрации. Меняются техники, стили, эпохи, не меняется одно — иллюстрации к детским книжкам должны быть красочными, забавными и интересными.
Один из самых известных детских художников-иллюстраторов — Эдмунд Дюлак. Согласитесь, такое ощущение, что одну из ваших детских книг иллюстрировал именно Дюлак. (Рис.5)
6. Иллюстрация комиксов
Комиксы, конечно, отдельный жанр, но нельзя отрицать того, что, по сути, комикс — это проиллюстрированная история. К тому же знаменитого иллюстратора Чарльза Шульца с его зарисовками про мальчика Чарли и собаку Снупи считают крестным отцом современных комиксов. (Рис.6)
7. Сатирическая иллюстрация
Истоки сатирических иллюстраций — любимые во все времена карикатуры. Не теряют популярности они и сейчас. Вспомните хотя бы известный французский журнал Charlie Hebdo с провокационными карикатурами.
Один из самых первых карикатуристов — англичанин Джордж Крукшенк. Излюбленные темы — социально-политические и общественные проблемы. (Рис.7)
8. Концептуальная иллюстрация
Концептуальная иллюстрация возникла как реакция на появление и распространение фотографии и развивалась под влиянием различных модернистских течений в искусстве. Кроме перечисленных выше иллюстраторов, можно еще выделить Роберта Осборна. (Рис. 8)
9. Фантастическая иллюстрация
В любой иллюстрации есть доля вымысла, но в фантастических вымысел — это основа всего. Мастера такого вида иллюстрации — Эдд Картер, иллюстрации которого украшали обложки большого количества журналов и книг и Борис Валеджио. (Рис. 9)
10. Спортивная иллюстрация
Пик популярности спортивных иллюстраций — 1930–1950 гг., когда их можно было встретить практически в каждой газете. Один из самых известных художников — Виллард Муллин, большую часть своей карьеры работавший в The New York World-Telegram. (Рис.10)
1.3 Самые знаменитые иллюстраторы и особенности их работ
- Сэр Джон Тенниел
Джон Тенниел с детства увлекался живописью и даже поступил в Королевскую Академию, но вскоре бросил её, так и не окончив. Особый интерес он проявлял к книжной иллюстрации. Его дебютом на этом поприще стало иллюстрирование первого издания «Книги английских баллад» Сэмюэла Холла. С 1850 по 1901 год работал карикатуристом в главном сатирическом журнале Англии того времени – «Панч». Из-за этого персонажи «Алисы» выглядят карикатурно, а иногда и вовсе жутко.
Гравюры по «Алисе в стране чудес» – это тот самый случай, когда художник тесно сотрудничает с автором и обсуждает каждую иллюстрацию. Дело в том, что для Кэрролла было очень важно показать персонажей именно такими, какими он их представлял. Изначально он хотел проиллюстрировать «Алису» самостоятельно, но его техника была недостаточно профессиональной. Тогда, по совету издателя, Кэрролл обратился к Джону Тенниелу. Кстати, сам Тенниел был не в восторге от столь тесного «сотрудничества», писатель изводил его придирками по любому поводу, включая пышность кринолина на платье Алисы. (Рис. 11)
- Сидни Пэджет
После среднего образования Пэджет прошёл обучение в художественной школе Хитерли. Далее обучался в Королевской художественной академии. Именно там он подружился с Альфредом Моррисом Батлером, студентом археологического факультета. Впоследствии Батлер согласился стать прототипом для первых иллюстраций доктора Ватсона из серии историй о Шерлоке Холмсе.
Пэджет был далеко не первым иллюстратором рассказов о Холмсе. До него этим занимались многие, в частности отец Артура Конан Доила — Чарльз Доил. Но иллюстрации Сидни Пэджета пользовались наибольшей популярностью. Именно он впервые изобразил Холмса как высокого, скуластого мужчину в пальто-накидке и клетчатой шапке с двумя козырьками. Этот образ позднее стал каноническим для персонажа.
Шерлок Холмс у Пэджета аристократичный и стильный, поэтому в своей «фирменной» охотничьей шапке он появляется исключительно в сельской местности. В городе Холмс чаще ходит в цилиндре. (Рис. 12)
- Энрике Алвим Корреа
Достаточно вбить в Google «война миров иллюстрации» и будьте уверены, именно работы Энрике вылезут первыми. Показательно, что даже если пролистать всю ленту выдачи, серьёзных конкурентов для «глазастиков» Корреа там не найдётся. Несмотря на это, информации о самом иллюстраторе на русском языке по какой-то причине нет.
Итак, Энрике Алвим Корреа – это художник бразильского происхождения, проживавший в Бельгии. Известен в первую очередь своими иллюстрациями для бельгийских изданий военной и научной фантастики, в частности гравюрами по «Войне миров» Герберта Уэллса. Указанное издание выходило ограниченным тиражом, всего 500 экземпляров.
Работы Энрике отличаются от своих конкурентов ярко выраженной эмоциональностью. Позы героев на них всегда динамичные и живые. (Рис. 13)
- Сантьяго Карузо
Сантьяго Карузо – аргентинский художник-сюрреалист-символист-авангардист. Является приверженцем старой школы: его ориентир – произведения XIX века. Главным в творчестве считает поэзию, фантастику и технику, но предпочтение отдает мрачной тематике. Среди его работ имеются иллюстрации к Амброзу Бирсу и Говарду Филлипсу Лавкрафту.
Казалось бы, что может быть общего у творчества художника с таким послужным списком и истории любви, как «Джейн Эйр»? А вот Сантьяго нашёл и показал всему миру новые грани старой истории. Получилась у него необычно и интересно, к примеру, про иллюстрацию, приведённую выше, автор рассказывает следующее:
«Мистер Брокльхерст наказал Джейн перед всем классом и бесчеловечно заставил ее часами стоять на табуретке. Джейн представляется мне столпником: табуретка почти превращается в колонну, на которой героиня произносит молитвы и совершает покаяние.
Идею вдохновила фреска Фра Анджелико «Осмеяние Христа»: я использовал ту же технику, чтобы показать, какому наказанию подвергались девочки, для которых Ловудская школа стала новым домом. Плохая еда, розги, жесткий контроль, который олицетворяют ножницы над головой Джейн». Источник цитаты
Карузо дважды прочёл роман перед началом работы и только потом начал делать наброски образов, родившихся в его голове. Для создания иллюстраций Сантьяго пользовался необычной техникой с применением чернил и царапанья по картону, в итоге получается что-то среднее между акватинтой и гравюрой.
(Рис. 14)
- Войцех Сюдмак
Войцех Сюдмак – художник польского происхождения, проживающий во Франции большую часть своей жизни. У кого как, а у меня, при взгляде на работы Сюдмака, так и встают перед глазами образы с картин Дали. Видимо я не одинока в своих ассоциациях, если верить польской Википедии, их действительно часто сравнивают. Возможно, это связано с тем, что Сюдмак, как и Дали использует в качестве источника вдохновения искусство эпохи Возрождения и барокко. Работы Войцеха сочетают в себе сверхъестественное видение с натуралистическим искусством и уходят своими корнями в сюрреализм.
Художник создаёт уникальный мир, наполненный персональными символами, фантастическими персонажами и конструкциями, основанными на странных и неожиданных мыслях. Благодаря этой особенности своего творчества Сюдмак является почти идеальным иллюстратором для фантастических романов. (Рис. 15)
- Павел Оринянский
Павел Оринянский изначально собирался связать свою жизнь с армией, а не с искусством. Оконченное суворовское училище в Киеве и начатое, но заброшенное Ленинградское военно-топографическое училище – тому свидетельства. Однако Павел вовремя понимает, что в большей степени ему интересно другое направление и поступает в Ленинградское художественно-промышленное училище им В. Мухиной. В процессе обучения Оринянского сильно впечатляют работы английского художника модерниста Обри Винсента Бёрдсли и чешского ювелирного дизайнера и художника-декоратора Альфонса Мухи. Впечатляют они его настолько сильно, что все последующие работы художник создаёт исключительно в полюбившемся стиле модерн. В том числе и иллюстрации к «Мастеру и Маргарите».
На создание 40 иллюстраций, охватывающих весь сюжет романа Булгакова, Оринянского вдохновил успех первой личной выставки «Мистика в графике». Где были представлены первые иллюстрации по мотивам «Мастера и Маргариты». (Рис. 16)
- Тед Несмит
Тед Несмит — канадский художник-иллюстратор. Наиболее известен своими работами по книгам Дж. Р. Р. Толкина — «Сильмариллион», «Хоббит, или Туда и обратно» и «Властелин колец». Является одним из тех немногих художников, чьи иллюстрации по миру Средиземья считаются каноническими.
Сразу стоит сказать, что Несмит фанат творчества профессора. К примеру, он является членом Общества Толкина.
В 16 лет Тед отправил несколько рисунков профессору и получил ответ уже спустя несколько недель. Толкину понравились работы юноши, хотя он всё же отметил, что образ Бильбо Бэггинса получился немного детским. Это подвигло Несмита продолжать работу над своими иллюстрациями к миру Средиземья.
Стиль толкиновских работ Несмита смешивает люминистические пейзажи и викторианский нео-классический стиль.
На сегодняшний день книги Толкина с иллюстрациями Несмита продаются по всему миру, в том числе и у нас. Так вот фан-арт шестнадцатилетнего парня, спустя годы совершенствования техники приобрёл статус канонических иллюстраций. (Рис. 17)
- Томаш Пироновский
Томаш Пироновский является создателем иллюстрации «Ведьмак»
Про самого Томаша известно не очень много. Во-первых, он окончил Академию изобразительных искусств имени Владислава Стржеминского в Лодзи. Во-вторых, он чаще работает не над иллюстрациями к книгам, а над комиксами. В-третьих, Пироновский является графическим редактором в нескольких журналах. (Рис. 18)
- Майкл Комарк
До судьбоносной встречи с миром Джорджа Мартина Майкл Комарк работал в типографии, которую в своё время основал вместе с друзьями. В 2003 году Майклу предложили иллюстрировать обложки Роберта Асприна и Джорджа Мартина. С этого времени Комарк начал создавать иллюстрации для Вестроса. Позднее он был приглашен для работы над самым первым календарем по Песни Льда и Пламени. А там понеслось: несколько иллюстраций для настольной и ролевой игр по мотивам «Песни льда и пламени», несколько обложек к комиксу, поучаствовал в работе над путеводителем «Мир Льда и Пламени» и, наконец, стал иллюстратором книги-раскладушки «Игра престолов: трехмерная карта Вестероса и Эссоса и краткая история Семи королевств». В настоящее время Комарк иллюстрирует переиздание Диких Карт. (Рис. 19)
- Майкл Уэлан
Жизнь и карьера Майкла Уэлана удались.Буквально на следующий год после окончания университета в Сан-Хосе получил контракт с «DAW Books». Так он начал заниматься коммерческой иллюстрацией. Через шесть лет после получения контракта Майкл впервые получил премию «Хьюго» за иллюстрацию к книге Маккефри «Белый дракон». Впоследствии он получил «Хьюго» ещё пятнадцать раз, тем самым установив мировой рекорд для этой премии. В том числе Уэланом был получен Супер-Хьюго как «Лучшим художником за последние 50 лет». Помимо этой премии он получал и другие, с полным списком при желании можно ознакомиться в Википедии. Отдельного упоминания заслуживает то, что Майкл Уэлан включен в Зал Славы Научной Фантастики. Имеет двоих детей, счалив в браке. (Рис. 20)
На данный момент книги Майкл почти не иллюстрирует, предпочитает рисовать для себя и участвовать со своими работами в выставках.
- Денис Гордеев
По иллюстрациям к «Д’Артаньяну и трём мушкетёрам» может быть совершенно непонятно, за что Дениса Гордеева невзлюбили поклонники Толкина и Сапковского. Однако если обратиться к иллюстрациям художника по «Ведьмаку» и Средиземью становится очевидно, что претензии к тому, что все без исключения персонажи у него являются счастливыми обладателями лица Мика Джаггера не так уж и надуманны. Справедливости ради стоит отметить, что возмущаются не все, многих иллюстрации Гордеева вполне устраивают.
Так же стоит сказать, что Денис Гордеев не первый художник в семье, первым был его отец. Художественное образование Гордеев младший получил основательное: вечерняя художественная школа, Московская художественная школа при Художественном институте им. В. И. Сурикова, а позднее и сам институт. Так что классическая манера, в которой выполнены все его иллюстраций, не неожиданность, а закономерное следствие. (Рис. 21)
- Марк Симонетти
Весь мир знает Марка Симонетти по работам для «ПЛИО» Дж. Мартина, но в данную подборку я его взяла как иллюстратора цикла о «Плоском мире» Пратчетта. Эти работы лучше всего иллюстрируют путь Симонетти к его нынешней работе.
До того как стать иллюстратором Марк работал, как он сам выражается, «мрачным и напряжённым инженером». Разочаровавшись в своей прежней профессии, он решает заняться рисованием. После года обучения Симонетти начал профессионально заниматься созданием 3D моделей для игр. Это позволило ему выработать свой стиль и повысить уровень рисования настолько, что впоследствии позволило ему работать уже в качестве иллюстратора.
На данный момент иллюстрирует настольные игры, научную фантастику, исторические романы. Так же создаёт для компьютерных игр 3D модели и концепт-арты. (Рис. 22)
- Джонни Даддл
До того как заняться иллюстрацией Джонни успел поработать продавцом энциклопедий, аниматором и учителем искусств, хотя образование у него художественное. Начинал карьеру художника в качестве внештатного художника, разрабатывающего персонажей для компьютерных игр. Позднее, когда стал фрилансером, написал и проиллюстрировал несколько серий книг для детей, в том числе о пиратах и динозаврах.
Даддл очень серьёзно относился к созданию первой пробной обложки для Гарри Поттера. За восемь месяцев он посмотрел все фильмы и прочитал все книги о Гарри. Некоторым людям иллюстрации Джонни показались слишком «детскими», но художник считает, что это связано в первую очередь с тем, что Руперт Грин и Дэниел Редклиф за время съёмок успели вырасти в полноценных мужчин, хотя героям книг на протяжении основного повествования было не больше восемнадцати. (Рис. 23)
- Анатолий Елисеев
Творческая карьера Анатолия началась задолго до получения профессионального образования, только был он сначала не художником, а актёром. Первую роль Елисеев сыграл в четырнадцать лет, в разгар великой отечественной войны, и продолжал сниматься до сорока пяти. Правда, все его роли были эпизодическими. Сразу после выпуска из школы у Анатолия были все шансы стать профессиональным актёром, но по его собственному признанию, рисование было более привлекательным занятием.
Поэтому он поступил в Московский полиграфический институт, после окончания которого, в 1952 году профессионально занялся книжной иллюстрацией, рисованием карикатур и сатирических скетчей. Работы Анатолия Елисеева публиковались в «Крокодиле», «Мурзилке» и «Весёлых картинках». Позднее его иллюстрации стали публиковаться в книгах. (Рис. 24)
Йирка Ваатайнен
Йирка Ваатайнен — художник широкого профиля. Он работает с графическим дизайном, фотоманипуляциями и простыми иллюстрациями. Но особенно его прославили работы с персонажами известных мультфильмов Disney. Вот уже несколько лет художник отвечает на вопрос, как бы выглядели герои и злодеи любимых с детства историй, если бы они жили среди нас. И получается у него просто потрясающе. (Рис. 25)
Глава 2. Компьютерная иллюстрация
Компьютерное искусство – современная форма творческой деятельности, где традиционные формы и техники рисования (масляные, акварельные и акриловые краски, чернила) преобразуются в цифровой вид. Выполняется это с помощью компьютера, аппаратного интерфейса (графического планшета со стилусом или современного планшета) и программного обеспечения (Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, SketchBook или бесплатного Gimp).
Компьютерное искусство – вид творчества. Относится он к форме графического искусства или цифровых изображений, создающихся с применением компьютерных технологий. Данное понятие также включает в себя традиционные дисциплины, где применяются компьютеры. Оно охватывает компьютерную живопись или кинетическое искусство (скульптуры), а также эквивалентные формы прикладного (компьютеризированный дизайн, архитектура). В любом случае этот современный вид искусства - постмодернизм, созданный с помощью компьютерных средств. Такая форма выражения идеи очень далека от наскальных рисунков каменного века.
История и особенности компьютерного искусства появились благодаря техническим революциям и развитию науки.
Художники впервые начали экспериментировать, используя компьютеры, в 1950-х годах. Первая выставка компьютерного искусства «Компьютерные картинки» прошла в галерее Говарда Уайза в Нью-Йорке. Другая масштабная выставка - Cybernetic Serendipity - состоялась в Лондоне в 1969 году в Институте современного искусства.
На этом этапе большинство произведений искусства, называемых цифровым или кибернетическим, были графическими и подчеркивали геометрические формы в различных случайных комбинациях. Сейчас они не привлекут внимание современного поколения, но для того времени они определенно считались революционными.
История компьютерного искусства с 1970-х годов с появлением светового пера развивается в ином направлении. Стилус – цифровая ручка, которая позволяла пользователю перемещать и размещать предметы на мониторе компьютера, обеспечивая большую степень гибкости. Сегодня они часто используются в тандеме с цифровыми персональными органайзерами.
Известные художники Дэвид Хокни (р. 1937) и Ричард Гамильтон (1922-2011) экспериментировали с этой технологией. В 1992 году Гамильтон использовал систему Quantel Paintbox для манипулирования своим коллажем 1956 года.
В 1980-х и 1990-х годах особенности компьютерного искусства можно было изучать в интерактивных средах, где зритель и художник находился на границе между реальным и виртуальным миром. Художники сосредоточились на создании изображений с помощью компьютерных программных инструментов. Так созданная в 1982 году компания Adobe выпустила для художников простое в использовании программное обеспечение Adobe Illustrator.
Это по-прежнему одна из основных программ, используемых компьютерными художниками. Цифровая обработка фотографий с помощью программ, например, Photoshop, создала новое поколение интересных современных художников, таких как Андреас Гурски (р. 1955) и Джефф Уолл (р. 1946).
Разработки в области аппаратного обеспечения также оказали влияние на отрасль. Многие художники 21-го века используют продукты Apple. Особенной популярностью пользуется технология Ipad и сенсорного экрана, которая делает компьютерные изображения более доступными, чем было ранее.
2.1 Тенденции компьютерной графики
Компьютерная графика занимается процессами создания, хранения и обработки графических моделей с помощью ЭВМ, т.е. компьютерная графика изучает проблемы получения различных изображений (рисунков, чертежей, мультипликации) с помощью компьютера. В компьютерной графике рассматриваются следующие задачи:
-представление изображения в компьютерной графике;
-подготовка изображения к визуализации;
-создание изображения;
-осуществление действий с изображением.
Можно рассмотреть следующие основные тенденции применения компьютерной графики.
- Научная графика.
Научная графика служила основой для появления современной компьютерной графики. Первые компьютеры использовались лишь для решения научных и производственных задач. Чтобы лучше понять полученные результаты, пользователи дополнительно производили их графическую обработку, строили графики, диаграммы, чертежи конструкций. Первые графики на ЭВМ получали в режиме символьной печати. Затем появились специальные устройства – графопостроители (плоттеры) для вычерчивания чертежей и графиков на бумаге. В настоящее время научная компьютерная графика дает возможность параллельно отображать получаемые результаты экспериментов в графическом виде. Несомненно, что научная графика будет развиваться в этом же направлении, чтобы ученому, которому ведет эксперимент, сидя за ПК, придать эффект погружения в экспериментальный процесс. Это будет достигаться за счет многомерного отображения получаемых результатов, с помощью чего можно будет отслеживать изменение одновременно нескольких значений. Конечно же это потребует дополнительных вычислительных ресурсов от ПК. (Рис. 26)
- Деловая графика.
Деловая графика – область компьютерной графики, предназначенная для наглядного представления различных показателей работы учреждений. Плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки – вот объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы. Как правило, программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц, различных систем учета и пр. Можно считать, что деловая графика в настоящее время достигла максимума своего развития и в перспективе серьезных изменений здесь не следует ожидать. (Рис. 27)
- Конструкторская графика.
Конструкторская графика используется в работе инженеров–конструкторов, архитекторов, изобретателей новой техники. Этот вид компьютерной графики является обязательным элементом систем автоматизированного проектирования (САПР). С помощью конструкторской графики можно получать как плоские изображения (проекции, сечения), так и пространственные трехмерные изображения. Особенностью конструкторской графики является высокая точность получаемых чертежей. В настоящее время развитие конструкторской графики идет в направлении получения высокоточных (реалистичных) трехмерных изображений. (Рис. 28)
- Художественная и рекламная графика.
Художественная и рекламная графика используется для создания рекламных роликов, мультфильмов, видеоуроков и т.д. Данный вид графики, как правило, применяется для создания различных спецэффектов: изображений экзотических чудовищ, имитации стихийных бедствий и других элементов, которые являются фоном для игры живых актеров. Программное обеспечение для этих целей, как правило, требует больших ресурсов от компьютера. Отличительной особенностью этих графических пакетов является возможность создания реалистических и анимационных изображений. Получение рисунков трехмерных объектов, их повороты, приближения, удаления, деформации связано с большим объемом вычислений. Передача освещенности объекта в зависимости от положения источника света, от расположения теней, от фактуры поверхности, требует расчетов, учитывающих законы оптики.
Несомненно, данное направление является одним из самых перспективных в области компьютерной графики, так как существует реальные потребности в создании более качественных и реалистичных изображений. В этом заинтересованы кинематограф, телевидение, создатели рекламы и т.д. То есть существует большой и емкий рынок, который ждет новых решений в области усовершенствования компьютерной графики. (Рис. 29)
- Компьютерная анимация.
Компьютерная анимация – это получение движущихся изображений на экране дисплее. Художник создает на экране рисунке начальное и конечное положение движущихся объектов, все промежуточные состояния рассчитывает и изображает компьютер, выполняя расчеты, опирающиеся на математическое описание данного вида движения. Полученные рисунки, выводимые последовательно на экран с определенной частотой, создают иллюзию движения. Компьютерная анимация наибольшее распространение получила в области создания современных мультфильмов рекламы, развлечений (компьютерных игр), обучения, Интернет.
Данное направление также является одним из самых перспективных, так как оно непосредственно связано с предыдущим видом графики и практически уже не отделимо от него. Главная же перспектива развития компьютерной графики заключается именно в слиянии различных направлений в виде новых программных средств. Самым ярким примером такого слияния является Flash-технология, в которой анимация и художественная графика вместе объединены. (Рис. 30)
Роль иллюстрации в рекламе.
Изобразительные знаки, в отличие от конвенциональных знаков (слов), могут считаться более универсальными в качестве средства общения, в том числе между представителями разных культур. Изображение - иконический знак, указывающий на тот или иной объект благодаря внешнему, конкретно-чувственному сходству с ним по основным наблюдаемым параметрам, и степень этого сходства может быть выражена в понятии подобия - физического, материального, так как носитель иконического знака - всегда материальный предмет. Иконический знак ориентирован исключительно на визуальное восприятие.
Сегодня в журнальной отрасли наступило время «просматривания», когда читатели получает 80% информации из названий статей, подзаголовков, подписей под изображениями и изображений, а не из основного содержания текста.
Поворот к «смотрибельности» в наш электронный век связан, во-первых, с поиском печатных СМИ особой выразительности, а во-вторых, с прогрессом техники и новыми возможностями быстро получать и ставить на полосу самые разнообразные иллюстрации.
Иллюстрация, в первую очередь, должна привлекать внимание потенциального потребителя и подчеркивать основной смысл рекламного сообщения. Видимые объекты помогают наиболее достоверно, полно, быстро и легко сформировать образ товара или услуги, связать его с определенными мыслями и эмоциями. Поэтому в рекламной полиграфии такую большую роль играют иллюстрации. Некоторые рекламные кампании даже целиком основываются на силе изображений.
Однако иллюстрации не должны использоваться просто потому, что они интересны или привлекают внимание. Любые картинки должны, прежде всего, работать на повышение эффективности восприятия рекламного послания.
Это значит, что каким бы ни было рекламное изображение - большим, маленьким, дорогим, дешевым - оно только тогда оправдывает себя, когда выполняет свои функции.
Иллюстрация в журнальной рекламе выполняет следующий ряд функций:
Представляющая: визуальные объекты рассказывают о содержании рекламы, показывают предмет рекламы, его пользователей, ситуацию применения товара.
Организующая: иллюстрация служит для обеспечения гармоничной композиции рекламы, а также для акцентирования и связи частей текстовой информации.
Интерпретирующая: изображение помогают при разъяснении трудной информации. Наиболее часто для этого используют различные графики и диаграммы (Например, журнал «Русский Репортер» очень часто использует такой вид изображения).
Трансформирующая: иллюстрации обычно представляют собой изображения с переносным значением (см. Приложение № 16 - реклама always Platinum - нежная текстура: на фоне девушка, окутанная шелковым платком).
Декоративная: декоративный характер визуальные элементы носят в тех случаях, когда они делают рекламу более привлекательной для восприятия.
В современном мире фотография - это один из самых распространенных видов иллюстрации в рекламе. С появлением глянцевых журналов появилась потребность и в более качественных изображениях. Фотография - это самый красочный и достоверный способ передачи характеристик товара, его реального вида.
Однако сегодня, с приходом новейших технологий и совершенствования компьютерных программ, фотографии так же, как и рисунок, могут искажать действительность, преувеличивать свойства какого-либо товара или услуги.
При разработке иллюстраций важно помнить, что визуальные средства являются достаточно сложным инструментом рекламы. Их эффективность зависит от того, как они, собственно, подготовлены, и от того, каким образом представлены в конкретном объявлении.
Хорошая цветная фотография делает изображение эмоционально насыщенным, создавая живое впечатление присутствия зрителя в изображаемой ситуации. Фото придает реальность изображению. Рисунки, выполненные в различной технике, тоже имеют свои преимущества: в них возможны преувеличения, эффекты, гротеск, недоступные фотографии (фантастические представления). За счет изображений можно создавать различные выразительные приёмы в рекламе.
В зависимости от того, как выполнено изображение, что на нем представлено, какие чувства оно вызывает - от всего этого зависит успех рекламной компании. Люди, увидевшие рекламу, сразу начинают представлять продукт, часто связывают свою потребность в нем с изображением типичного потребителя как персонажа рекламы.
Рассмотрим типичные выразительные приёмы, которые используют в журнальной рекламе:
Изображение товара само по себе:
Это один из самых распространенных приёмов. Кажется, что в рекламном сообщении изображается товар таким, какой он есть на самом деле. Большинство потребителей желают увидеть то, что им предлагают. Визуальный образ товара сразу формируется у потенциального покупателя. Часто такой вид рекламной иллюстрации используют, например, в рекламе сигарет, чтобы дифференцировать определенную марку от других подобных.
Товар может быть изображен целиком или частично. В готовом к использованию или в упакованном виде. К показу упаковки обычно прибегают, когда преимущества товара зрительно неочевидны и он опознается, прежде всего, именно по упаковке.
Изображение потребителей товара:
Этот вид иллюстраций играет на стереотипизации мышления людей. Каждый человек причисляет себя к какой-то социальной группе, которая определяет его образ жизни и образ мыслей. Поэтому в рекламной иллюстрации очень часто используют образ типичного потребителя товара. Это может быть изображение матери и ребёнка, успешных молодых людей, красивых девушек, домохозяек и т.д. Товар в данном случае ассоциируется у нас с определенной группой людей, которая нам близка или к которой мы хотим примкнуть.
Это также очень распространенный вид рекламной иллюстрации, который любят использовать при изображении элитных товаров (например, часов), также часто используют в рекламе сигарет (преимущественно женский образ), в рекламе бытовой техники и т.д. Образ потребителя - это некий смысловой центр текста. Он служит основой, стержнем, вокруг которого строится реклама. Рекламный герой является своеобразным олицетворением тех характеристик товара, которые рекламодатели посчитали нужным подчеркнуть.
Услуга + персонаж:
Реклама услуг - это одна из самых сложных задач для рекламистов. Если товар можно изобразить посредствам фотографии или рисунка, то услугу запечатлеть намного сложнее. Наиболее часто в рекламе представляют пользователей услуги. При изображении всегда важно соблюдать соответствие услуги полу, возрасту и другим деталям образа потребителя, так как люди отожествляют себя с представленным героем. То есть если услуга предназначена для мужчин, то на ней должен быть изображен мужчина. Если - для молодежи, то изображаются молодые люди. Если это, например, реклама услуг спортивного зала - то показываются типичные клиенты с хорошим телосложением и здоровым внешним видом.
Комикс
Комиксы не просто развлечение для детей и взрослых: рисованные истории вовсю используют для продвижения товаров и услуг. Комикс - это один из самых креативных художественных приёмов в рекламе. Такой приём позволяет не только познакомиться визуально с товаром, но и рассказать более подробно о его характеристиках. Этот способ подачи информации легко воспринимается в любом возрасте. Комиксы в непринужденной форме доносят до потребителя необходимую информацию, воздействуя на эмоциональном уровне.
Приём символической демонстрации преимуществ товара
Такой приём в первую очередь воздействует на потребителя психологически. Выстраивая у потребителя определенные ассоциации за счет визуального изображения, он вызывает у потребителя положительные эмоции. Потребитель за счет символической демонстрации преимуществ товара может быстро представить то или иное его свойство.
Стилизация рекламы под новость
Это самый простой приём, который, как это ни удивительно, практически всегда заставляет обратить на себя внимание. Обычно, когда происходит выпуск нового товара или услуги на рынок, его начинают усиленно рекламировать. И чтобы привлечь наибольшее внимание потенциальных потребителей, на рекламном материале делают яркую пометку «NEW»; «Новинка»; «Инновация» и т.д. Такие сигнальные «маячки» очень эффективны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хочется сказать, что иллюстрация - наглядное, графическое изображение. Иллюстрация может применяться как для полиграфии, так и для веб-дизайна. Понятие - иллюстрация охватывает очень большой объем информации. Это может быть и рисунок, и фотография, и персонажи 3D и даже график.
Иллюстрация рассматривается как вид прикладной графики, которая в свою очередь является одним из видов графики. Понятие иллюстрация, в соответствии с историей развития, раскрывается по трём признакам, по одним она выделяется как особый жанр изобразительного искусства, по другим как - вид книжной графики, предназначенным для восприятия в определенном единстве с текстом. По третьим иллюстрация - пояснение текста утилитарной продукции. В соответствии видовыми и техническими особенностями иллюстрации, создаётся творческий проект серия иллюстраций по сказочной повести В. Сутеева "Мышонок и Карандаш". Выбор произведения, заложил основу для выполнения серии, определения стилистики, выбора инструмента и техники. Техникой создания серии иллюстрации является аппликация - это эффектный способ, позволяющий, в полной мере, раскрыть содержание детской сказки, также он менее традиционен в иллюстрировании и абсолютно приемлем дошкольникам. В качестве инструмента выступил графический редактор "Corel Draw", т. к. в нём легко работать с текстурами - растровыми изображениями, их можно легко преобразовать в редактируемые и масштабируемые векторные файлы. Для визуальной организации образного выражения иллюстраций были использованы приемы: стилизации и трансформации, обобщение форм и образа, использование сложных оттенков в сочетании с ярким локального акцентом. Правильный выбор стилистики, техники иллюстрации позволяет быть художнику уверенным в качестве и актуальности иллюстрации.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
(Фэшн-иллюстрация) (Плакатная иллюстрация) (Ретро-иллюстрация)
Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6
(Декоративная иллюстрация) (Иллюстрация детской лит-ры) (Иллюстрация комиксов)
Рис. 7 Рис. 8 Рис. 9
(Сатирическая иллюстрация) (Концептуальная ил-ия) (Фантастическая иллюстрация)
Рис. 10
(Спортивная иллюстрация)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис. 11 Рис. 12
(Сэр Джон Тенниел (Сидни Пэджет «Шэрлок Холмс»)
«Алиса в стране чудес»)
Рис. 13 Рис. 14
(Энрике Алвим Корреа (Сантьяго Карузо «Отражение Джейн»)
«Марсианин смотрит на убитых»)
Рис. 15 Рис. 16
(Войцех Сюдмак (Павел Оринянский «Мастер и Маргарита»)
«Сюрреалистичная Дюна»)
Рис. 17 Рис. 18
(Тед Несммт «Властелин колец») (Томаш Прионовский «Ведьмак»)
Рис. 19 Рис. 20
(Майкл Комарк (Майкл Уэлан «Темная башня»)
«Песнь льда и пламени»)
Рис. 21 Рис. 22
(Денис Гордеев (Марк Симонетти «Дамы и господа»)
«Д’Артаньян и три мушкетера»)
Рис. 23 Рис. 24
(Джонни Даддл «Гарри Поттер») (Анатолий Елисеев «Приключения Тома Сойера»)
Рис. 25
(Йирка Ваатайнен - Бэлль из мультфильма
«Красавица и чудовище»)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рис. 26 Рис. 27
(Научная графика) (Деловая графика)
Рис. 28 Рис. 29
(Конструкторская графика) (Художественная графика)
Рис. 30
(Компьютерная графика)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Редакторская подготовка изданий: Учебник / Под ред. С.Г. Антоновой. - М.: Логос, 2016.
- Технология редакционно-издательского процесса: учеб. пособие / Н.З. Рябинина. М.: Логос, 2018. - 256 с.
- Жарков, И. A. Технология редакционно-издательского дела: Конспект лекций. - М.: Изд-во МГУП, 2019.
- Фаворский, В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. - М.: Книга, 2020. - 236.
Электронные ресурсы
- .Иллюстрация: визуальное отражение основной идеи литературного произведения [Электронный ресурс] /Кошкина О.Ю. 2017
- Тяпкин Б.Г. Работа редактора над книжными иллюстрациями. Книга – М, 2018– 6 с.
- Мировое искусство - иллюстрированная энциклопедия: Направления и течения от импрессионизма до наших дней [Текст] / Сост. И. Г. Мосин, - СПб.: ООО "СЗКЭО Кристалл", 2016, - 192 с.
- Меламед В. Что такое иллюстрация [Электронный ресурс] /В. Меламед // kak.ru/columns/illumination/a8486/
- Тынянов, Ю.Н. Иллюстрации [Электронный ресурс] / Ю. Н. Тынянов // philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/poet8.htm/
- Асель Бакчакова. Справочник иллюстратора: Стили и жанры. 2016
- Светлана Марчукова. 19 иллюстраторов 19 – книг. 2017.
____________________________________________________________________
(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия) (дата)
Задание принял к исполнению:
Студент
Сурмалян А.А_____20.01.2021___________________________
(подпись) (инициалы и фамилия) (дата)
- Подходы и методы к процессу управления в организации
- Нормативно–правовая база регулирования бухгалтерского учета кассовых операций.
- Общие определения и назначение складского учета
- Краткая характеристик ресторана
- Основные теоретические аспекты лидерства и командообразования
- Автоматизация продажи авиабилетов (Организационная структура управления предприятием)
- Страхование и его государственное регулирование
- Принципы построения бухгалтерского баланса
- .Организация коммерческой деятельности.
- Особенности планирования на современном производственном предприятии (Экономическое содержание планирования на предприятии)
- Стратегии поведения руководителей в условиях конфликтной деятельности (Теоретический анализ проблемы разрешения конфликта в коллективе)
- Форматы бумаг и многополосных печатных изданий.