Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Интегрированные коммуникации: опыт и перспектива

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях постоянного изменения внешней среды деятельности организации, в частности в условиях экономического кризиса, фундаментальную роль приобретает применение инструментария интегрированных коммуникаций, как наиболее эффективного подхода к продвижению организации не только для внешних групп, что было характерно в эпоху классического маркетинга, но и для внутренних. Особенно актуально это становится для концертно- гастрольной деятельности как неотъемлемой части зрелищного искусства в целом, которое сегодня находится в новой реальности. В частности, в российском социуме наблюдается трансформация вкусовых и эстетических предпочтений аудитории в сторону массовой культуры, что является одним из показателей изменения системы ценностей в целом, смены их иерархии. Одновременно значительно расширяется пространство проведения культурного досуга – телевидение, кинотеатры, компьютерные игры, концерты, организации общественного питания и ночные развлекательные заведения, торговые комплексы, квесты и множество других форм.

Проблема исследования заключается в том, что в современных условиях инструментарий интегрированных коммуникаций зачастую в полной мере не используется большинством субъектов, особенно государственной формы собственности, занимающихся предоставлением концертно-гастрольных услуг, что существенно снижает коммуникационную эффективность реализуемых кампаний по продвижению того или иного концертного продукта. Данная ситуация будет рассмотрена на примере города Москвы как одного из наиболее динамично развивающихся мегаполисов России, в том числе, в сфере культуры.

Целью исследования является изучение теоретических основ интегрированных коммуникаций и анализ роли интегрированных коммуникаций в продвижении концертных мероприятий на примере г. Москве.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе были определены следующие основные задачи:

  • Изучить интегрированные коммуникации: понятие и сущность;
  • Изучить специфику понимания интегрированных коммуникаций как основы функционирования организации;
  • Дать характеристику Московской областной филармонии как основного субъекта рынка концертно-гастрольных услуг г. Москвы;
  • Разработать стратегию интегрированных коммуникаций для концертных мероприятий московского академического симфонического оркестра московской областной филармонии.

Объектом исследования являются интегрированные коммуникации как актуальный подход к функционированию организации.

Предметом исследования является специфика применения интегрированных коммуникаций в продвижении концертных мероприятий.

Различные аспекты интегрированных коммуникаций изучались в работах не только зарубежных авторов (Р. Ф. Лаутерборн, Дж. Бернет, С. Мориарти, Д. Е. Шульц, Т. Харрис, С. И. Танненбаум, и многих других), но и отечественными учеными (И. Б. Архангельская, Н. С. Бачурина, Т. А. Бурцева, Г. Г. Почепцов, И. А. Рамазанов, В. А. Спивак, Ф. И. Шарков и др.).

В качестве методологической основы исследования выступили концепции интегрированных коммуникаций, предложенные А. Гронштедтом, Ч. Аленбау, Д. Шульцем согласно которым интегрированные коммуникации являются ключевым фактором в успехе на рынке, так как они включают в себя как внутренние, так и внешние аудитории, и все формы групп, важных для организации.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ

1.1 Интегрированные коммуникации: понятие и сущность

В современных условиях информационной перегрузки, изменения потребительских предпочтений, перенасыщенного рынка, организации различных сфер деятельности вынуждены управлять сложной и многоуровневой системой коммуникаций для эффективного взаимодействия с потребителями, партнёрами, органами власти, СМИ, всеми контактными аудиториями и обществом в целом.[1] Динамика развития компаний и успешная деятельность зависит от интегрированного подхода и использования различных методов воздействия.

Под интегрированными коммуникациями подразумевается совокупность и согласованность применения многочисленных, взаимодополняющих друг друга каналов и методов коммуникации в качестве целостного сообщения. Их целью является выработка чёткого представления о той или иной компании, её товарах или услугах.

Дон Шульц (DonSchultz) дает следующее довольно широкое определение для ИК: «…интегрированные коммуникации включают в себя как внутренние, так и внешние аудитории, и все формы групп, важных для компании».[2] Бачурина Н.С. доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, обозначает интегрированные коммуникации как «мульти дисциплинарную стратегию вариативной медиа и структурную координацию коммуникаций со стейкхолдерами, влияющую на восприятие ими всей информации об организации как целом».[3] Александра Ендальцева, преподаватель Департамента Интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ и инициатор первой в России международной научной конференции в области коммуникаций «Communications a Disciplineandas a Field: Sharingexperiencestoconstruct a dialogue» дает наиболее полное определение: «Интегрированная коммуникация, включает в себя связи с общественностью, управление, маркетинг, политическую коммуникацию, отношения со СМИ и платформы для социальных сетей, которые отражены на всех коммуникативных уровнях, от корпоративного до личного, являются продуктом капиталистического потребительского общества с долей в потреблении персональной информации». Исходя из вышеописанного, можно утверждать, что интегрированные коммуникации подразумевают комплексное воздействие различных форм коммуникаций, обращенных на конкретную и многочисленную целевую аудиторию.

Интегрированные коммуникации объединяют в себе все средства маркетинговых коммуникаций — от рекламы и PR до упаковки и стимулирования сбыта, тем самым позволяя направлять комплексные, комбинированные, убедительные обращения. Это позволяет облегчить планирование, координацию и управление коммуникационной деятельностью, исключать противоречия, создавать единый образ и системность воздействия.[4]

В научной литературе в интегрированных коммуникациях выделяют четыре типа сообщения:

  • запланированные сообщения — традиционные виды рекламы, PR, стимулирования сбыта и личных продаж;
  • незапланированные сообщения — непланируемая информация, исходящая от компании, способная оказать более сильное воздействием, чем запланированные сообщения, например, постоянно занятый телефон, неприветливое поведение сотрудников, беспорядок в офисе и т. д.;
  • предполагаемые сообщения — информация, передающаяся через впечатление о компании, например, опыт управления, кадровая политика;
  • поддерживаемые сообщения — информация, передающаяся через услуги, например, то, как сотрудники реагируют на потребителей, как общаются с коллегами межу собой во время обслуживания клиентов.

Таким образом, исходя из представленной типологии сообщений, можно отметить, что интегрированные коммуникации считают каждый элемент маркетинговых приемов налаживанием коммуникации.

Можно выделить три ключевых преимущества использования интегрированных коммуникаций:[5]

  • персонализация — формирование персональных, более личных отношений с потребителем повышает эффективность коммуникаций;
  • многоканальность — интегрированные коммуникации за счёт использования единой стратегии позволяют оптимально использовать широкий арсенал каналов и инструментов воздействия;
  • комплексность — применение различных коммуникационных ресурсов позволяет увеличить частоту контактов с аудиторией и усилить воздействие;
  • Университет — согласованные между собой рекламные и PR-сообщения, оказывают гораздо большее влияние, чем действие каждого направления, взятого в отдельности.

Использование интегрированных коммуникаций позволяет повысить эффективность и системность коммуникационной деятельности, сформировать комплексный, стратегический подход, персонализировать сообщение, исключить противоречия, сформировать идентичность на рынке, идентифицировать и дифференцировать продукт, повысить продажи, создать благоприятные отношения со всеми целевыми аудиторами, повысить конкурентные преимущества и рентабельность бизнеса. Планирование интегрированных коммуникаций подразумевает методологию построения, включающую проработку четырёх основных этапов: определение текущей ситуации, постановка целей и задач, разработка тактики и стратегии, определение бюджета.

Согласно концепции интегрированных коммуникаций, изучение следующих факторов становится важными при построении коммуникационной стратегии: в какой форме покупатель хочет получить информацию, в какое время, при каких обстоятельствах и какое именно сообщение хочет получить потребитель. В свою очередь, увеличение числа каналов способствует росту числа контактов, а значит интенсивность влияния коммуникации возрастает, при условии грамотной выборки
канала передачи сообщения.

Исходя из работы А. Гронштедта можно построить модель эффективного взаимодействия ИК в различных сегментах внутри компании, охватывая разные блоки: дополнительный доход, контроль, рационализация, внутренняя среда компании.

Дополнительный доход:[6]

  • Привлечение инвесторов;
  • Позитивное освещение в СМИ;
  • Установление отношений с покупателями – поддержка лояльных
    покупателей:
  • Привлечение высококвалифицированного персонала:
  • Уменьшение затрат от применения регулятивных санкций и судебных
    издержек.

Контроль:[7]

  • Больший контроль над сообщениями;
  • Контроль точек контакта с целевыми группами, важными для
    компании;
  • Контроль над управлением между сообщением и точками контакта.

Рационализация:[8]

  • Сокращение времени;
  • Сосредоточение ресурсов благодаря отсутствию дублирования затрат
    и усилий.

Внутренняя среда компании:

  • Установление более крепких связей с персоналом, воздействуя и
    предавая значимость их настроениям;
  • Грамотное распределение человеческих ресурсов;
  • Предоставление необходимой информации для эффективной работы сотрудников.

Способность охватить все сегменты сразу создает кумулятивный эффект, за счет чего интегрированные коммуникации становятся более эффективными.

Кроме того, для данной модели характерно 3 типа распределения интеграции: вертикальная, горизонтальная и внешняя интеграция. 

Вертикальная интеграция подразумевает интеграцию коммуникаций внутри организации в направлении от работников начального звена к высшему руководящему составу.

Горизонтальная интеграция подразумевает интеграцию коммуникации между отделами и сотрудниками на всех уровнях. Горизонтальная интеграция коммуникаций на практике по данным международного мониторинга за 2015 год выглядит следующим образом:[9]

  • CEO/ президент компании – 84% взаимодействия (от всех опрошенных)
  • Маркетинговый отдел – 72,4% взаимодействия
  • Стратегический отдел и отдел планирования – 58,8%
  • Юридический отдел – 42,8%
  • Финансовый отдел – 41,5%
  • Аудит и контроль – 21,8%

Внешняя интеграция характеризуется созданием связей компании с
интересными и важными для нее группами: инвесторы, государственные власти, СМИ и др.[10]

Итак, в отличии от ИМК на первом плане в ИК ставится акцент на
взаимодействии со всеми группами, важными для компании, без преобладающего преимущества потребителей, и направленность интегрированных коммуникаций как на внутренних, так и на внешних стейкхолдеров компании. Соответственно, для дальнейшей аналитики ИК будут разделены на внешние и внутренние коммуникации, в зависимости от их направленности на конкретных стейкхолдеров компании.

1.2 Специфика понимания интегрированных коммуникаций как основы функционирования организации

Интегрированные коммуникации представляют собой системное объединение внешних и внутренних взаимодействий и связей, предназначенных для удовлетворения совокупных запросов общества и получения намеченной прибыли.[11] С точки зрения социально-общественных отношений коммуникация представляет собой процесс передачи и приема определенного количества единиц информации в условиях массового (коллективного) и межличностного общения по разнообразным коммуникативным каналам при помощи различных приемо-передающих систем и технических средств. Эти системы и средства могут иметь многообразные свойства, присущие информационным носителям (вербальные, невербальные и др.).[12]

Традиционно интегрированные коммуникации сочетает все технологии below the line (BTL), above the line (ATL), прямого маркетинга (direct marketing), социальных инвестиций, стимулирования сбыта, связей с общественностью, а также технологии по выстраиванию межличностных отношений с необходимыми персонами.

К мероприятиям относится прямая реклама, распространяемая через СМИ и СНРИ (средства наружной рекламы и информации). Рекламные материалы работают на информирование, узнавание, напоминание, формирование имиджа. То есть хотя реклама и «прямая», но коммуникативный канал с потенциальным потребителем получается опосредованный и без обратной связи. «Под линией» – below the line – работают различные механизмы стимулирования продаж, стимулирования потребителей, стимулирования торговли. Здесь важны не просто демонстрация товара и фиксированный акт покупки, а интерактивный канал взаимодействия покупатель–продавец и возможность проведения вторичных исследований.[13]

Интегрированные коммуникации действуют по эффекту синергии, то есть действие всех инструментов интегрированных коммуникаций, взаимодействующих между собой, превышает сумму эффектов от каждого отдельного элемента, если бы он был применен по отдельности.[14]

Эффективность контакта с аудиторией в случае применения технологии интегрированных коммуникаций гораздо выше, чем эффективность контакта в случае применения, например, телевизионной или радиорекламы. Стоит отметить, что реклама на телевидении весьма затратная, к тому же, охватывает только ту часть аудитории, которая смотрит ТВ. К тому же, данный вид рекламы не может постоянно напоминать потенциальному потребителю о товаре или услуге. Телевизионная реклама заведений общественного питания, как правило, вряд ли найдет свою аудиторию по ту сторону экрана, поэтому будет неэффективна. Несомненными плюсами применения ИМК является то, что за счет многочисленных инструментов, контакт с аудиторией поддерживается постоянно, повышается узнаваемость торговой марки, бренда, за счет чего повышается лояльность потребителя.

Отечественный исследователь А.Г. Голова выделяет следующие основные методы и принципы интегрированных коммуникаций:

«1) Организационно-экономические методы. Для того, чтобы маркетинговая концепция имела положительные результаты, необходимо учитывать коммуникативные шаги. Например, не должно возникать таких ситуаций, когда компания призывает приобрести товар, но не учитывает скорость его реализации, что ведет к его нехватке в местах продаж.

2) Информационно-рекламные методы. К данным методам могут быть отнесены рекламные мероприятия по формированию имиджа и репутации. При этом, они могут предназначаться как для конечных потребителей, в виде рекламы и т.д., для корпоративных клиентов, в виде специальных коммерческих предложений, так и для широкой аудитории, посредством мероприятий ATL и BTL.

3) Методы установления межличностных отношений. Методы предполагают этику деловых отношений как с внешней средой, так и внутри предприятия, от которых зависит реализация маркетинговой стратегии, взаимодействие с «содействующими» персонами, – то, что требует особой аккуратности и «тонких» коммуникативных технологий.

4) Юридические методы. Специалисты должны быть грамотно обучены правовым аспектам в рамках деятельности по продвижению и рекламированию».[15]

Если обратиться к мнению зарубежных специалистов, то можно обозначить позицию П. Смита и его коллег, которые формулируют следующие принципы интегрированных коммуникаций:

«1) Интегрированные коммуникации начинаются с потребительского восприятия и системной деятельности компании.

2) Интегрированные коммуникации должны интегрировать стратегию бизнеса в целом с потребностями и видами деятельности конкретного потребителя.

3) Интегрированные коммуникации должны координировать все коммуникации бизнеса в рамках набора их инструментов.

4) Интегрированные коммуникации должны создаваться и подбираться для каждой марки, компании или бренда отдельно».[16]

Следует обозначить несколько основополагающих принципов, по которым должна выстраиваться стратегия интегрированных коммуникаций:

«1) Университет. Все направления и инструменты интегрированных коммуникаций поддерживают между собой взаимосвязь и координацию. Совместные коммуникативные действия обладают большим успехом, нежели их суммирование.

2) Открытость. Под открытостью понимается готовность компании к сотрудничеству, к поиску новых путей решения задач, ее гибкость, способность оптимизировать бюджет маркетинговых программ.

3) Оперативность. Речь идет о готовности использовать как специально инициированные, так и непроизвольно возникающие события для стратегических коммуникаций. Информационным поводом для событий может стать любая грамотно оформленная информация. Это событие может стать поводом для формирования комплекса интегрированных коммуникаций.

4) Персонализация. Очень важным фактором является выстраивание персональных отношений с каждым отдельным клиентом. За счет данного вида коммуникаций определяется культура продвижения компании. Это требует и разработки специальных проектов, и определенного технического оснащения в рамках CRM-программ, и главное, особых навыков персонала. В концертно-гастрольной сфере контролеры, администраторы, сотрудники маркетингового отдела являются важнейшим звеном в построении коммуникации, и большое значение приходится здесь на обратную связь со зрителем через ответы на вопросы аудитории на сайте компании и в социальных сетях».[17] Для достижения данных целей и распространения маркетинговых обращений можно осуществлять с помощью запланированной программы и инструментов маркетинговых коммуникаций, так и посредством незапланированных действий. Как уже было отмечено ранее, интегрированные коммуникации представляют собой особую комбинацию средств рекламы, личных продаж, связей с общественностью, стимулирования сбыта и инструментов прямого маркетинга.[18] В связи с этим, следует кратко рассмотреть наиболее эффективные инструменты интегрированных коммуникаций.

Реклама – не персонифицированная передача информации, умеющая характер убеждения о продукте или услуге, как правило, оплачиваемая и распространяемая с помощью различных рекламных носителей. Реклама, пожалуй, самый распространенный вид маркетинговой деятельности. Реклама по сей день является наиболее актуальным инструментом продвижения, который используют большинство субъектов на рынке концертно-гастрольных услуг г. Москвы.

Связи с общественностью – технологии управления общественным мнением, создание положительного образа объекта, выстраивание долгосрочных отношений между коммерческими или государственными структурами и общественностью.

Маркетинговые обращения, как правило, разделяют на запланированные и незапланированные. К запланированным маркетинговым обращениям относятся те, которые компания планирует заранее для достижения определенных целей. Запланированные маркетинговые обращения прописываются в медиа плане, посвященному тому или иному концертному продукту, а это анонсы, пресс-релизы, статьи, рекламные ролики, система создания и размещения информационных сообщений в социальных сетях. Незапланированные обращения включают в себя все остальные способы передачи информации.

Каждый из инструментов интегрированных коммуникаций представляет собой средство продвижения марки или бренда, имеет свои положительные и отрицательные характеристики и, в зависимости от правильности использования, ту или иную эффективность воздействия на целевую аудиторию. И наиболее эффективно, если продвижения марки или бренда используется не один инструмент маркетинговых коммуникаций, а несколько. Интегрированные коммуникации способствуют продвижению товаров и услуг, формируют имидж и ценностные характеристики компании, которые, в свою очередь, обеспечивают развитие данного бизнеса.

Применение интегрированных коммуникаций содействует развитию взаимоотношений между всеми возможными сторонами коммуникационного процесса. Эффективные коммуникации представляют собой комплексную возможность обеспечения непрерывной конкурентоспособности посредством реализации мероприятий, зафиксированных в стратегии интегрированных коммуникаций.

Интегрированные коммуникации – это не просто определенный набор мероприятий по продвижению, рекламе и PR, а целостная стратегическая политика компании, которая задействует все инструменты исследовательских и рекламных средств и направлена на установление взаимоотношений с каждым потребителем для достижения конкретных целей компании.

Таким образом, современная медийная реальность, ориентированность на рыночный подход, жесткая конкурентная среда поставили компании в концертно-гастрольной сфере в новые условия и требуют новых способов организации их деятельности для эффективного функционирования. Ответом на этот вызов является использование инструментария интегрированных коммуникаций. В то время, когда компании должны ориентироваться не только на свою внешнюю среду, но и на внутреннюю, становиться открытыми и готовыми к постоянному диалогу с аудиторией, интегрированные коммуникации позволяют добиться этих задач и эффективно организовать работу.

ГЛАВА 2 КОНЦЕПТУАЛЬНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОДВИЖЕНИЯ КОНЦЕРТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОММУНИКАЦИЙ

2.1 Московская областная филармония как основной субъект рынка концертно-гастрольных услуг г. Москвы

Концертно-гастрольные услуги г. Москвы, одни из основных субъектов рынка концертных услуг является Московская краевая филармония. Это обусловлено рядом фундаментальных факторов:

      1. Филармония является крупнейшим в ресурсном отношении субъектом рынка концертно-гастрольных услуг не только г. Москвы, но и Московской области;
      2. Филармония организует основную массу концертных мероприятий в не только в г. Москве, но и Московской области в целом – более 1200 в год;
      3. В отличие от большинства субъектов, занимающихся предоставлением концертно-гастрольных услуг, филармония обладает собственной материально-технической базой, большим штатом специалистов и разно жанровыми творческими коллективами, крупнейшим из которых является Московский академический симфонический оркестр;
      4. Академическая направленность творческих коллективов филармонии существенно затрудняет процесс привлечения посетителей на концертные мероприятия в силу сложности восприятия классического элитарного искусства, в отличие от продуктов массовой культуры;
      5. Разножанровость творческих коллективов филармонии затрудняет разработку единых маркетинговых подходов к продвижению их концертных мероприятий и требует индивидуального подхода к каждому из коллективов, что приводит к существенному размыванию имеющихся ресурсов;
      6. Повторяемость концертных программ и их систематическое, плановое исполнение затрудняет привлечение новых потенциальных потребителей, следовательно, для филармонии становится особенно актуальным использование в своей деятельности концепции интегрированных коммуникаций;
      7. Филармония выполняет образовательную функцию, заключающуюся в необходимости привлечения широких слоев населения к классическому творческому наследию для повышения общего уровня культуры местного сообщества.

Московская краевая филармония была открыта 1 октября 1953 года, на базе Краевого концертно-эстрадного бюро. Деятельность бюро разворачивалась в основном в послевоенные годы, а первое Филармоническое общество в Москве было основано ещё в 1928-м году, хотя традиция проведения регулярных музыкальных концертов в городе восходит к концу XIX-го века – времени создания первых организованных музыкальных кружков.[19]

Первым директором Московской филармонии стал А.Л. Рябинов, человек, с чьим именем связана заметная активизация концертно- филармонической работы в городе. Именно Рябинов в 1954-м году издал приказ о переформировании филармонического хора в ансамбль песни и танца, у руля которого шесть лет спустя стал знаменитый Михаил Годенко. В конце 70-х гг. обозначились проблемные зоны филармонической деятельности в городе. Прежде всего – это отсутствие симфонического оркестра, а также – собственных концертных залов.

К настоящему времени Большой концертный комплекс Московской краевой филармонии модернизирован. Реконструкция продолжалась с 2007 по 2010 год. Его открытие в обновлённом и расширенном виде состоялось в декабре 2010 года. На сегодняшний день Большой концертный комплекс Московской краевой филармонии включает в себя четыре зала – Большой зал, Малый зал, Камерный зал на 120 мест и Зал торжеств, оснащённый современной техникой для презентаций и оборудованный для мероприятий танцевального жанра.

По уровню технического оснащения большой концертный комплекс – площадка уникальная для регионов России. В его распоряжении находится пять роялей: из них два – австрийской фортепианной фирмы «Bosendorfer» и три – американской фирмы «Steinway», четыре кабинетных рояля, два клавесина известной немецкой фирмы «Neupert» и электроорган нидерландской фирмы «Johannus». Все технические помещения соответствуют задачам проведения массовых мероприятий.

Органные и камерные концерты филармонии проходят в Органном зале на 180 мест на ул. Декабристов, 20, где установлен единственный в Московской области духовой орган Rieger-Kloss. По состоянию на 1 января 2019 года в структуру Московской филармонии входят 16 творческих коллективов и солистов.

Таблица 3 — Перечень творческих коллективов Московской филармонии

п/п

Наименование коллектива/ солиста

Жанр

1.

Московский академический симфонический оркестр

Классическая музыка

2.

Московский государственный академический ансамбль танца им. М. Годенко

Народный танец

3.

Московский филармонический русский оркестр им.

А.Ю. Бардина

Народная музыка

4.

Оркестр ударных инструментов «Siberian percussion»

Классическая и

современная музыка

5.

Ансамбль песни «КрасА»

Народная музыка

6.

Свободный балет Валерия Терёшкина

Джаз - модерн

7.

Московский хор мальчиков и юношей «Каприччио»

Классическая музыка

8.

Вероника Махотина и группа «Мэйнстрим бэнд»

Джазовая музыка

9.

Ансамбль «Вольница»

Народная музыка

10.

Ансамбль «Виртуозы Москвы»

Классическая музыка

11.

Jam-квартет

Джазовая музыка

12.

Группа «77»

Эстрадная музыка, рок

13.

Литературный театр

Современное искусство

14.

Детский музыкальный театр «Радуга»

Современная музыка

15.

Детский музыкальный театр «Бригантина»

Современная музыка

16.

Андрей Бардин

Органная музыка

Прежде всего, своей деятельностью филармония поддерживает существование академической музыкальной среды в российской культуре. В большей степени, чем другие учреждения культуры, филармония пропагандирует классическое музыкальное наследие, в результате чего формируется музыкальная культура жителей города и края в самом высоком понятии этого слова. Филармония консолидирует интеллектуальное сообщество и формирует культурную элиту посредством общественной парадигмы, указывающей на приоритет классической, джазовой и народной музыки над популярной, массовой.

Филармония, являясь местом выступлений солистов и дирижеров мирового уровня, таких как Д. Мацуев, Х. Герзмава, Д. Хворостовский, В. Спиваков, В. Репин, Н. Луганский, В. Гергиев и др. формирует имидж Москвы как культурной столицы России и дает возможность слушателям познакомиться с высочайшими достижениями мировой музыки за приемлемую стоимость.

Филармония является местом проведения главных музыкальных фестивалей Москвы – джазовых, танцевальных, органной, народной и симфонической музыки. Она же выступает организацией, которая устанавливает и поддерживает межрегиональные международные связи в области музыкальной культуры, знакомя россиян с профессиональной академической культурой Европы, Америки, Австралии, Азии. Как культурная институция филармония сегодня не только определяет гастрольную политику на территории, но также выступает и в роли агента, обеспечивающего продвижение гастрольного продукта, как на территориальном уровне, так и на межрегиональном, российском и международном.

Уникальной является и просветительская деятельность филармонии как места, где реализуются новые концертные программы и формируется особое пространство. Просветительская функция реализуется на основе системной работы с аудиторией через абонементные циклы, специальные концертные программы с музыковедческими лекциями, аннотациями. Для расширения филармонического пространства могут быть использованы интернет-технологии, трансляция академических концертов в режиме online. Благодаря деятельности филармонии в этом направлении слушатели могут узнать интересную для них информацию, расширить свой кругозор.

Именно филармония на данном этапе берет на себя ответственность за состояние концертно-филармонической деятельности в крае и консолидирует вокруг себя все организации, творческие силы, участвующие в процессе трансляции художественных ценностей, создает систему их взаимодействия. Она же определяет стратегические направления развития этой важной сферы культуры.

Московский академический симфонический оркестр был основан в 1977 году, и в короткий срок завоевал репутацию одного из лучших в нашей стране. Почти четверть века (1978-2003 гг.) оркестр возглавлял Иван Шпиллер. В 2004 году художественным руководителем и главным дирижёром оркестра стал Марк Кадин. С 2015 года художественным руководителем и главным дирижёром оркестра является Владимир Ланде.

Особое внимание уделяется образовательным программам. В 2019 году Московский академический симфонический оркестр получил статус особо ценного объекта наследия России.

2.2 Разработка стратегии интегрированных коммуникаций для концертных мероприятий московского академического симфонического оркестра московской областной филармонии

Основной целью стратегии интегрированных коммуникаций для концертных мероприятий Московского академического симфонического оркестра является формирование современного образа данного оркестра как коллектива, способного определять вкусовые предпочтения слушателей, во всех целевых аудиториях жителей города Москвы и создание информационного пространства вокруг концертных мероприятий данного оркестра.

Начиная с 17 века классическое музыкальное искусство выступало в качестве элитарного искусства для богатых, интеллектуальных людей, для представителей высшего света. Стремление простого человека примкнуть к этому небольшому числу всегда было огромным, особенно в век развитых товарно-денежных отношений.

Стратегия интегрированных коммуникаций разработана для продвижения концертных мероприятий классической современной академической музыки в исполнении Московского академического симфонического оркестра. К первичной группе относятся школьники 10- 11 классов (абитуриенты) и студенты сузов и вузов города Москвы.

Способ воздействия: привлечение через продвижение фактора культурной значимости классической и современной академической музыки и около музыкальной деятельности Московского академического симфонического оркестра в рамках стратегии интегрированных коммуникаций.

В качестве вторичной аудитории выступают родители студентов и школьников, люди от 24 до 50 лет; лидеры общественного мнения, представители органов государственной власти и бизнеса; общественные деятели.

Основными средствами массовой информации и коммуникации, задействованные в реализации стратегии, должны являться:

  • Московский государственный телеканал «Енисей»;
  • Московская государственная телерадиокомпания КГТРК «Россия 1 Красноярск»;
  • Телеканал «Прима ТВ»;
  • Телеканал «ТВК-6»;
  • Телеканал «СТС-Прима»;
  • Телерадиокомпания «Афонтово»;
  • Электронное периодическое издание «Энергия FM», «Радио NRJ»;
  • Радио «Москва FM»;
  • Радио «Европа-Плюс»;
  • Радио «Комсомольская правда – Красноярск»;
  • Радио «Авторитетное радио»;
  • «Радио Маяк»;
  • Журнал «Премиум»;
  • Журнал «Выбирай-Красноярск»;
  • «Первый молодежный журнал в Москве»;
  • Журнал «Дорогое удовольствие»;
  • Аккаунт Московской филармонии в социальных сетях: http://vk.com/kfilarmonia, https://twitter.com/krasfil
  • Информационно-развлекательные страницы в социальных сетях («Проспект мира» http://vk.com/pr.mira, «Я живу в Красноярске» http://vk.com/live_kras, «Коммунальный мост» http://vk.com/kommunal_most);
  • Информационный портал www.yarsk.ru;
  • Информационное агентство «PRESS-LINE»;
  • Информационное агентство «Сибирское агентство новостей»;
  • Интернет-газета «Newslab.ru»;
  • «4geo» - информационный портал;
  • «TopNews24.ru» - Новости дня.

Основным инструментом работы и установления контактов со средствами массовой информации и коммуникации является рассылка пресс и пост-релизов.

Таблица 4 — План информационной работы

Месяц

Печатные и телевизионные СМИ

Электронные СМИ и ресурсы

Тема публикации

Мероприятия

Февраль

vk.com/kfilarmonia vk.com/pr.mira vk.com/live_kras vk.com/kommunal_most

krasview.ru/ www.facebook.com/k filarmoniya

Вирусное видео

Запуск вирусного видеоролика по конкурсу эссе «Оркестр и Я».

Цель конкурса – повысить интерес молодежи к классическому

академическому искусству и одновременно узнать, что думают современные

студенты и

школьники о Красноярском

академическом симфоническом оркестре.

Март - апрель

Журнал

«Премиум»; Журнал

«Дорогое удовольствие»

yarsk.ru PRESS-LINE

Статья о проблемах популярности классической музыки среди

молодёжи

Серия публичных дебатов на тему классической и современной

академической музыки в ВУЗах

Май

Журнал

«Выбирай - Красноярск»;

yarsk.ru PRESS-LINE

vk.com/kfilarmonia vk.com/pr.mira vk.com/live_kras vk.com/kommunal_m ost

krasview.ru/ facebook.com/kfilarm oniya

Статья о проблемах популярности классической музыки среди молодёжи

Серия видеооликов с участием студентов музыкальных училищ и института искусств,

музыкальных школ Серия видеороликов с участием оркестра

Продолжение таблицы 4

Месяц

Печатные и

телевизионные СМИ

Электронные СМИ и ресурсы

Тема публикации

Мероприятия

Май - Июнь

КГТРК

«Россия 1 — Красноярск» телеканал

«Енисей»

«Афонтово- новости»

Телеканал

«ПримаТВ» ТВК-6

«Сибирское агентство новостей»

«Newslab.ru»

«4geo»

«TopNews24.ru» yarsk.ru

PRESS-LINE

vk.com/kfilarmonia vk.com/pr.mira vk.com/live_kras

facebook.com/kfilarmoni

Анонс концертов оркестра и фестиваля

«Оркестр на траве»

Июнь

«Newslab.ru»

«4geo»

«TopNews24.ru» yarsk.ru

PRESS-LINE

vk.com/kfilarmonia vk.com/pr.mira vk.com/live_kras krasview.ru/ www.facebook.com/kfila rmoniya

Приглашение на фестиваль

«Оркестр на траве»

Пост релиз

Серия концертов Розыгрыш сувениров и пригласительных

билетов

Июль- август

«Newslab.ru»

«4geo»

«TopNews24.ru» yarsk.ru

PRESS-LINE

vk.com/kfilarmonia vk.com/pr.mira vk.com/live_kras vk.com/kommunal_most krasview.ru/ www.facebook.com

Публикация материалов из истории оркестра

Сентяб рь -

декабр ь

«Newslab.ru»

«4geo» yarsk.ru PRESS-LINE

vk.com/kfilarmonia vk.com/pr.mira vk.com/live_kras vk.com/kommunal_most krasview.ru/ www.facebook.com

Приглашение на концерты оркестра Пост релиз

Концерты оркестра. Розыгрыш сувениров и пригласительных

билетов

Стратегия интегрированных коммуникаций основывается на привлечении молодёжи, СМИ и других аудиторий путем проведения различных мероприятий: съемка клипов о предстоящих концертных мероприятиях оркестра, продолжение съемок программы «1ART» c Владимиром Ландэ, проведение мастер-классов с участием музыкантов оркестра, проведение открытых репетиций, розыгрыш сувениров и пригласительных билетов. Но самое главное – формирование общества друзей оркестра, члены которого будут иметь привилегии как финансового, так и нефинансового характера при посещении концертных мероприятий оркестра.

Помимо основной функции, а именно, привлечения публики к концертным мероприятиям оркестра, данные мероприятия будут выполнять и ряд других функций, таких, как формирование и развитие постоянной заинтересованной аудитории, формирование постоянного информационного поля вокруг проводимых мероприятий, обеспечение тотального присутствия сообщения, распространение информации о создании современного онлайн- сообщества, а также будут носить развлекательно-познавательный характер.

Большое значение для поддержки проекта имеет работа с электронными средствами массовой информации и коммуникации и социальными сетями. В качестве форм работы используются рассылка пресс- релизов на сайты информационных агентств, размещение статей о ходе целях, задачах и мероприятиях проекта, а также ведение и развитие ресурсов в социальных сетях vkontakte, twitter, facebook и других.

Для повышения значимости проекта в глазах общественности планируются публичные выступления лидеров общественного мнения.

Выбор лидеров общественного мнения осуществляется исходя из формата проводимых PR-мероприятий и целей коммуникации на каждом конкретном этапе и в каждой составной части кампании.

При этом, особое место отдается классическим средствам продвижения в виде афиш. Во многом это связано с тем, что афиша по-прежнему остается основным средством продвижения по ряду причин:

  1. Большое количество мероприятий требует быстрой координации и быстрого производства рекламных материалов. Афиша отвечает этим требованиям, так как может быть быстро изготовлена, напечатана и размещена.
  2. Московская краевая филармония имеет 12 рекламных поверхностей для размещения афиш, внешним экраном на фасаде здания, широкой сетью партнерских организаций, где могут размещаться рекламно- информационные материалы, что позволяет охватить достаточно большое количество целевой аудитории, и исключить иные затраты на размещение наружной рекламы.
  3. Большое количество мероприятий ведет к тому, что достаточно существенный рекламный бюджет Московской краевой филармонии делится между коллективами, и в итоге рекламный бюджет каждого мероприятия не превышает нескольких тысяч рублей. Афиша является недорогим средством рекламного продвижения, что по факту является одной из основных причин её использования.
  4. Разработанный макет афиши может быть использован в других формах рекламы: видео реклама, реклама в социальных сетях и на сайтах организаций-партнеров.

Таким образом, в рамках проводимого исследования был разработан макет афиши одного из концертных мероприятий Московского академического оркестра «Хиты ХХ века. Музыка мирового кино». Выбор именно данного мероприятия обусловлен тематикой концерта в силу смысловой доступности для любой целевой аудитории. В данном мероприятии происходит совмещение классической музыки с самым доступным видом искусства – кинематографом. Более того, для большего сравнения в исследовании приведена действующая на сегодняшний день афиша данного мероприятия.

Таблица 5 — План реализации PR-кампании для целевых аудиторий «студенты» и «школьники старших классов»

Содержание

Мероприятие

Визуализация проекта

Создание плакатов социальной рекламы; демотиваторов.

Цель – популяризация Московского академического симфонического оркестра

Модерирование публичных страниц в социальных сетях

Развитие групп и сообществ в социальных сетях

Цель - увеличение уровня информированности целевых аудиторий об оркестре и проводимых концертных мероприятиях;

Запуск вирусного видеоролика

Создание и распространение вирусного видео-ролика, посвященного культурной ценности классической и современной академической музыке;

Цель – привлечение внимания

Серия публичных дебатов на тему классической и современной академической

музыки

Организация и проведение на различных площадках города;

Цель – привлечение внимания к заданной теме

Серия видеороликов с участием студентов музыкальных училищ и института искусств, музыкальных школ

Создание серии роликов, где студенты исполняют популярную современную музыку в академической интерпретации, с последующим размещением на видео портале Youtube, Krasview,в социальной сети Вконтакте, в мобильной социальной сети Vine;

Цель – привлечение внимания; создание общественного резонанса;

Серия видеороликов с участием солистов Московского академического

симфонического оркестра

Создание сери роликов, где оркестр исполняет популярную современную музыку в академической интерпретации, с последующим размещением на видео портале Youtube, Вконтакте, социальной сети Vine;

Цель – привлечение внимания

Серия концертов «Музыка кино»

Серия концертов, где исполняются разнообразные композиции в академической интерпретации.

Концерт композиции из популярных фильмов. («Властелин колец», «300 Спартанцев», «Конан варвар», «Пираты Карибского моря», «Гладиатор»,

«Твин Пикс», «Аватар», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Анна Каренина» и другие).

Цель – привлечение внимания

Конкурс эссе «Я и симфоническая музыка».

Открытый региональный творческий конкурс на лучшее эссе.

Московский академический симфонический оркестр организуют конкурс среди студентов непрофильных вузов и учащихся старших классов общеобразовательных школ конкурс эссе.

Цель– повысить интерес молодежи к классике и одновременно узнать, что думают современные студенты и школьники о академической симфонической музыке

Таким образом, проведение данной PR-кампании позволит привлечь к концертным мероприятиям Московского академического симфонического оркестра наименее заинтересованную целевую аудиторию – студентов и школьников старших классов. Это должно впоследствии сказаться на выработке у данных категорий лояльного отношения к академическому искусству и удовлетворению потребности в проведении досуга.

Кроме того, важнейшим информационным поводом является юбилей в 2017 Московского академического симфонического оркестра – ему исполняется 40 лет.

Таблица 6 — План рекламно-информационной кампании для разнообразных групп населения

Событие

Ньюсмейкеры

СМИ

В этом году отмечается юбилей Московского академического симфонического оркестра

И.А. Теплюк

Статья в газете

«Городские новости»

Юбилей Московского академического симфонического оркестра

В.Б. Ланде

Радио «РОССИЯ»

Серия репортажей о гастролях Московского академического симфонического оркестра в странах

Латинской Америки

В.Б. Ланде, солисты оркестра

7 канал

Освещение культурных мероприятий в честь юбилея Московского академического симфонического оркестра.

Е.Н. Мироненко, Ю.А. Кулакова, В.Б.Ландэ

Пресс-конференция. Сибновости

«Дети» И.В. Шпиллера. Любопытные факты из жизни оркестра на гастролях,

тонкости профессии.

Солисты оркестра

7 канал «НЭП».

Юбилейный творческий сезон. Чем живет коллектив сегодня, сохранение

наследия мировой музыки

В.Б. Ландэ

7 канал

«Живые мысли»

Обзорная статья о жизни и творчестве

В.Б. Ландэ

Е.Н. Мироненко

«Музыкальный

журнал»

Программа юбилейных мероприятий.

В.Б. Ландэ

Телеканал «Енисей». Программа «культурного пространства»

Программа юбилейных мероприятий.

В.Б. Ландэ

Радио «Комсомольская правда»

Творческая встреча с ветеранами и

артистами оркестра, г. Сосновоборск, г. Дивногорск, г. Железногорск

В.Б. Ландэ

Енисей, Краевое радио, местное ТВ

Творческая встреча с ветеранами и артистами оркестра в г. Красноярск,

Дворец труда и согласия

Ветераны оркестра

ТВК, Новое Утро» (анонс)

Прокат имиджевого ролика оркестра

7 канал

Размещение баннера о гала-концерте

в честь юбилея оркестра

Постер-информ

Розыгрыш билетов на юбилейный гала-концерт

ТВК, Енисей, радио Шансон, радио «Звезда»

Освещение студенческого конкурса

эссе

Вести, Енисей-регион

Открытие выставки в Московской филармонии, посвященной оркестру

ТВК, Енисей

Продолжатель традиций Ивана

Шпиллера

В.Б. Ландэ

Статья «Городские

новости»

Анонсирование генеральной

репетиции гала-концерта

Для блоггеров,

представителей ТВ

Проведение круглого стола «Феномен

современности классического академического искусства»

Е.Н. Мироненко, В.Б.Ландэ,

Ю.А. Кулакова

Пресс-подход СМИ

Гала-концерт

Е.Н.Мироненко, В.Б.Ландэ, ветераны и солисты оркестра

Пресс-подход В.Б. Ландэ, ветераны оркестра

Гала-концерт

Съемка концерта ПТС

Гала-концерт

Online трансляция

В ходе реализации стратегии интегрированных коммуникаций для концертных мероприятий Московского академического симфонического оркестра необходимо учитывать следующие риски и угрозы:

Таблица 7 — Риски и угрозы

Риски

Пути минимизации

1. Отсутствие инициативы у целевых аудиторий

Максимальное использование возможностей СМИ; Привлечение лидеров общественного мнения;

Применение креативных подходов к осуществлению мероприятий в рамках стратегии.

2. Незаинтересованность представителей власти к сотрудничеству.

Улучшение имиджа города Москвы;

Реализация Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2015 № 2395-р

3. Пассивность СМИ

Создание интересных информационных поводов.

4. Возможность неверного декодирования ключевых сообщений

Кодирование ключевых сообщений с учетом специфики восприятия информации каждой целевой аудиторией.

Особо стоит подчеркнуть, что реализация представленной выше стратегии интегрированных коммуникаций для концертных мероприятий Московского академического симфонического оркестра не потребует привлечения дополнительного финансирования, так как Московская областная филармония обладает всеми необходимыми ресурсами:

  1. наличие в штате видеооператора, дизайнеров, пресс-секретарей, специалистов по рекламе, звукорежиссеров, профессиональных артистов для изготовления необходимо рекламной продукции;
  2. наличие профессиональной звукозаписывающей студии;
  3. собственные рекламные площади и широкая партнерская сеть для размещения рекламно-информационных материалов;
  4. наличие необходимых помещений для проведения событийных мероприятий в рамках реализации стратегии: концерты, круглый стол, презентации и т.д.;
  5. наличие необходимого объема финансовых ресурсов в размере примерно 50 тыс. рублей, предназначенных для изготовления полиграфической продукции и баннеров.

Таким образом, использование в продвижении концертных мероприятий Московского академического симфонического оркестра концепции интегрированных коммуникаций приобретает фундаментальное значение и позволяет существенно снизить финансовые затраты на успешное функционирование на рынке концертно-гастрольных услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования следует заключить, что решение поставленных во введении задач позволило достичь цели курсовой работы, заключающейся в проведение комплексного анализа роли интегрированных коммуникаций в продвижении концертных мероприятий на примере г. Москвы. В итоге были сделаны следующие выводы.

В условиях постоянного изменения внешней среды деятельности организации, в частности в условиях экономического кризиса, фундаментальную роль приобретает применение инструментария интегрированных коммуникаций, как наиболее эффективного подхода к продвижению организации не только для внешних групп, что было характерно в эпоху классического маркетинга, но и для внутренних. Особенно актуально это становится для концертно-гастрольной деятельности как неотъемлемой части зрелищного искусства в целом, которое сегодня находится в новой реальности. В частности, в российском социуме наблюдается трансформация вкусовых и эстетических предпочтений аудитории в сторону массовой культуры, что является одним из показателей изменения системы ценностей в целом, смены их иерархии. Одновременно значительно расширяется пространство проведения культурного досуга – телевидение, кинотеатры, компьютерные игры, концерты, организации общественного питания и ночные развлекательные заведения, торговые комплексы, квесты и множество других форм.

Одновременно с изменением структуры рынка концертно-гастрольных услуг и возникновения большого количества новых субъектов частной формы собственности рыночные условия существования обязывают данных субъектов вести жесткую конкурентную борьбу за зрителя. Насыщенность рынка предложений концертно-гастрольных услуг на фоне отсутствия необходимого роста спроса затрудняет успешное функционирование

организаций, занимающихся предоставлением данных услуг, особенно в области академической вокально-музыкальной культуры.

В тоже время, исследователи отмечают, что понятие «интегрированные коммуникации» в силу большей универсальности и широты охвата всевозможных коммуникаций, а не только маркетинговых, может рассматриваться как по-настоящему мультидисциплинарная, всеохватывающая концепция и может быть определено как мультидисциплинарная стратегия вариативной медиа и структурной координации коммуникаций со стейкхолдерами, влияющая на восприятие ими всей информации об организации как целом. Данное определение подчеркивает необходимость признания равнозначного значения сразу нескольких дисциплин, контроль получателя за коммуникацией, приоритет подхода «множественного голоса». Интегрированные коммуникации исторически были связаны с коммуникацией организации, их рассмотрение в отрыве от организации ведет к потере собственной теоретической основы.

Применение интегрированных коммуникаций содействует развитию взаимоотношений между всеми возможными сторонами коммуникационного процесса. Эффективные коммуникации представляют собой комплексную возможность обеспечения непрерывной конкурентоспособности посредством реализации мероприятий, зафиксированных в стратегии интегрированных коммуникаций, что особенно актуально для высоко конкурентного рынка концертно-гастрольных услуг г. Москвы.

Интегрированные коммуникации – это не просто определенный набор мероприятий по продвижению, рекламе и PR, а целостная стратегическая политика компании, которая задействует все инструменты исследовательских и рекламных средств и направлена на установление взаимоотношений с каждым потребителем для достижения конкретных целей компании.

Современная медийная реальность, ориентированность на рыночный подход, жесткая конкурентная среда поставили компании в концертно- гастрольной сфере в новые условия и требуют новых способов организации их деятельности для эффективного функционирования.

Москва является одним из наиболее активно развивающихся и крупнейших городов на территории России. Кроме того, Москва является крупным культурным центром, где сформирован рынок досуговых услуг, одной из неотъемлемых составляющих которого выступают разнообразные концертные мероприятия и организации, занимающиеся их организацией.

Анализ рынка концертных мероприятий г. Москвы позволяет сделать вывод о том, что в условиях высоко конкурентной борьбы и превышения зачастую предложения над спросом, использование инструментария интегрированных коммуникаций может являться эффективной стратегией по достижению собственных целей и задач.

Таким образом, в условиях глобализационных процессов и снижения эффективности использования классических инструментов маркетинга, рекламы и связей с общественностью использование в продвижении компании интегрированных коммуникаций приобретает фундаментальное значение и позволяет существенно снизить финансовые затраты на успешное функционирование на рынке концертно-гастрольных услуг, особенно для государственных субъектов, испытывающих постоянный дефицит в финансовых и кадровых ресурсах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Авдюкова, А.Е. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебное пособие / А. Е. Авдюкова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. – 106 с.
  2. Андреева, Н.Н. Организация рекламной деятельности в АПК: учебное пособие / Н. Н. Андреева. - СПб.: Проспект Науки, 2019. - 88 с.
  3. Алексунин, В.А. Маркетинговые коммуникации: практикум для студ. вузов по спец. «Маркетинг»; доп. УМО / В.А. Алексунин, Е. В. Дубаневич, Е. Н. Скляр. - М.: Дашков и К, 2018. – 196 с.
  4. Афанасьева, О.В. Социальный контекст интегрированных коммуникаций. Мировая экономика и международные отношения, 2017. – № 2, С. 122-127
  5. Барковская Н.А. Интегрированные маркетинговые коммуникации: краткий курс лекций для магистров направления подготовки 38.04.01 «Экономика» / Сост.: Н.А. Барковская. - Саратов: ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ, 2017. – 49 с.
  6. Бабаев, А. Контекстная реклама: учебник / А. Бабаев, Н. Евдокимов, А. Иванов. - СПб.: Питер, 2018. - 304 с.
  7. Есикова, И.В. Подготовка и успешное проведение рекламных кампаний: научное издание / И. В. Есикова. - М.: Дашков и К, 2018. – 160 с.
  8. Голубкова, Е.Н. Маркетинговые коммуникации / Е.Н. Голубкова. – М.: Дело и сервис, 2019. – 336 с.
  9. Голова А.Г. ИМК // Маркетинг в России и за рубежом. / Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 4.
  10. Груздева, В.Ю., Матюнина М.В. Маркетинговое управление, как инструмент повышения конкурентоспособности организации//NovaInfo.ru (Электронный журнал). - 2017. -Т. 1. -№ 54. - С. 110 - 113.
  11. Измайлова, М.А. Психология рекламной деятельности: учебник для студ. вузов по спец. «Реклама»; рек. МОН РФ / М. А. Измайлова. - 3-е изд. - М.: Дашков и К, 2018. – 444 с.
  12. Интегрированные коммуникации: учебник для студ. учреждений высш. образования / О.В. Сагинова, И.И. Скоробогатых, А.Б. Цветкова и др.; под ред. О.В. Сагиновой. – М.: Академия, 2019. – 320 с.
  13. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Маркетинг», «Рекламное дело», «Связи с общественностью» / И.М. Синяева и др.; под ред. И. М. Синяевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 504 с.
  14. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: научное издание / Филип Котлер, К. Л. Келлер. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2019. – 816 с.
  15. Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – 4-е европ. изд. – СПб., 2017. – 120 с.
  16. Коноваленко В.А. Основы интегрированных коммуникаций. / В.А. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2018. – 460 с
  17. Мазилкина, Е.И. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие/ Мазилкина Е.И. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2017. – 233 c.
  18. Матюнина, М.В. Исследование методов конкурентоспособности организации /М.В. Матюнина // Трансформация закупочной системы и современное публичное управление. – Ростов-на-Дону, 2019. – С. 18-20
  19. Меньшиков, А.А. Основы интегрированных коммуникаций: учебное пособие / А.А. Меньшиков. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т», 2017. – 101 с.
  20. Овчинникова, Н.Н. Рекламное дело: учебное пособие / Н. Н. Овчинникова. - М.: Дашков и К, 2018. - 368 с.
  21. Панкрухин, А.П. Антикризисный стратегический маркетинг // Практический маркетинг. / А.П. Панкрухин. – М.: Фора, 2017. – №6. – 43 с.
  22. Попов А.В. ИМК – теория и практика // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – 2016. – № 5. – С. 34.
  23. Розенвальд Питер Дж. Маркетинг, приносящий прибыль / Питер Дж Розенвальд. – М.: Гросс Медиа, 2018. – 384 с.
  24. Синяева, И.М. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник/ Синяева И.М. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 504 c.
  25. Синяева И.М. Маркетинговые коммуникации. / И.М. Синяева. – М.: Норма, 2017. – 340 с.
  26. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. – М.: Юрайт, 2018. – С. 158.
  27. Столяренко, А. В. Формирование и внедрение системы мотивации персонала в санаторно-курортном предприятии Республики Крым / М. В. Матюнина, А.В. Столяренко//Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2018. – № 5 С. 12-17.
  28. Сотникова, Е.А. ИМК как конкурентное преимущество компании // Вестник Орёл ГИЭТ. – № 1–7. – 2019. – С. 14.
  29. Шарков Ф.И. Управление коммуникациями: интегрированный подход. М.: Фора, 2016. – С. 37.
  30. Щербаков, С.Э., Матюнина М.В. Информационное обеспечение маркетингового управления предприятием // Таврический научный обозреватель. – 2019. - № 4. – С. 63-66.
  31. Щетинина В.И. Системные характеристики интегрированных маркетинговых коммуникаций // Молодой ученый. – 2019. – № 5. – С. 430.

  1. Авдюкова, А.Е. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебное пособие / А. Е. Авдюкова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018. – 106 с.

  2. Щульц, Д. Информационное обеспечение маркетингового управления предприятием // Таврический научный обозреватель. – 2019. - № 4. – С. 63-66.

  3. Бачурина Н.С. Интегрированные маркетинговые коммуникации: краткий курс лекций для магистров направления подготовки 38.04.01 «Экономика» / Н.С. Бачурина. - Саратов: ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ, 2017. – 49 с.

  4. Коноваленко В.А. Основы интегрированных коммуникаций. / В.А. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2018. – 460 с.

  5. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Маркетинг», «Рекламное дело», «Связи с общественностью» / И.М. Синяева и др.; под ред. И. М. Синяевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 504 с.

  6. Меньшиков, А.А. Основы интегрированных коммуникаций: учебное пособие / А.А. Меньшиков. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т», 2017. – 101 с.

  7. Синяева, И.М. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник/ Синяева И.М. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. – 504 c.

  8. Есикова, И.В. Подготовка и успешное проведение рекламных кампаний: научное издание / И. В. Есикова. - М.: Дашков и К, 2018. – 160 с.

  9. Щетинина В.И. Системные характеристики интегрированных маркетинговых коммуникаций // Молодой ученый. – 2019. – № 5. – С. 430.

  10. Мазилкина, Е.И. Маркетинговые коммуникации: учебное пособие/ Мазилкина Е.И. – Электрон. текстовые данные. – М.: Дашков и К, 2017. – 233 c.

  11. Синяева И.М. Маркетинговые коммуникации. / И.М. Синяева. – М.: Норма, 2017. – 340 с

  12. Шарков Ф.И. Управление коммуникациями: интегрированный подход. М.: Фора, 2016. – С. 37

  13. Щетинина В.И. Системные характеристики интегрированных маркетинговых коммуникаций // Молодой ученый. – 2019. – № 5. – С. 430.

  14. Попов А.В. ИМК – теория и практика // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – 2016. – № 5. – С. 34.

  15. Голова А.Г. ИМК // Маркетинг в России и за рубежом. / Молодой ученый. – 2016. – № 6. – С. 4.

  16. Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга. – М.: Юрайт, 2018. – С. 158.

  17. Коноваленко В.А. Основы интегрированных коммуникаций. / В.А. Коноваленко. – М.: Юрайт, 2018. – 460 с

  18. Сотникова, Е.А. ИМК как конкурентное преимущество компании // Вестник Орёл ГИЭТ. – № 1–7. –

    2019. – С. 14.

  19. Официальный сайт Московской краевой филармонии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mosfil.ru/