Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Интегрированные среды разработки

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Интегрированная среда разработки (англ. IDE, Integrated Development Environment) — система программных средств, которая используется программистами для разработки программного обеспечения (ПО).

Чаще всего среда разработки содержит текстовый редактор, компилятор и интерпретатор, средства автоматизации сборки и отладчик. Иногда содержит средства для интеграции с системами управления версиями среды разработки и разнообразные инструменты для упрощения конструирования графического интерфейса. Большая часть современных сред разработки включают браузер классов, инспектор объектов и диаграмму иерархии классов — для использования при объектно-ориентированной разработке программного обеспечения (ПО). Также существуют среды разработки, которые предназначены для нескольких языков — такие как Eclipse, NetBeans, KDevelop, Xcode, , MonoDevelop, Aptana, IntelliJ IDEA, Microsoft Visual Studio, PhoneGap, но чаще всего среда разработки предназначается для конкретного языка программирования — как, например, Visual Basic, Delphi, Dev-C++, C++ Builder, Borland C++, Microsoft QuickC.

Частный случай интегрированной среды разработки — среды визуальной разработки, включающие в себя возможность визуального редактирования интерфейса программы.

Большая часть современных высокоуровневых языков программирования можно назвать кроссплатформенными. Кроссплатформенное программное обеспечение — программное обеспечение, которая работает более чем на одной аппаратной платформе или операционной системе (ОС). Например, C, С++ и Free Pascal — кроссплатформенные языки на уровне компиляции, то есть для этих языков есть компиляторы под разные платформы. Java и C# — кроссплатформенные языки на уровне выполнения, то есть их исполняемые файлы можно запускать на различных платформах без предварительной перекомпиляции. PHP, ActionScript, Perl, Python, Tcl и Ruby — кроссплатформенные интерпретируемые языки, их интерпретаторы существуют для большинства платформ.

В представленной курсовой работе рассматриваются четыре программы, которые являются интегрированными средами разработки с открытым программным кодом. В работу включены описание, история создания программ, а также этапы их установки и сравнение между собой.

В представленной курсовой работе будут рассмотрены следующие платформы:

  • NetBeans;
  • Eclipse;
  • Lazarus;
  • Geany.

1 КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММ

    1. NetBeans

NetBeans — свободная интегрированная среда разработки приложений (IDE) на языках программирования Java, JavaFX, Ruby, Python, PHP, JavaScript, C++ и ряде других.

По качеству и возможностям последние версии NetBeans IDE не уступают лучшим коммерческим (платным) интегрированным средам разработки для языка Java, таким, как IntelliJ IDEA, поддерживая рефакторинг, профилирование, выделение синтаксических конструкций цветом, автодополнение набираемых конструкций на лету, множество предопределённых шаблонов кода и др.

На идеях, технологиях и в значительной части на исходном коде NetBeans базируются предлагаемые фирмой Sun коммерческие интегрированные среды разработки для Java — Sun Java Studio Creator, Sun Java Studio Enterprise и Sun Studio (для ведения разработки на C, C++ или Фортран).

NetBeans доступна в виде готовых дистрибутивов (прекомпилированных бинарных файлов) для платформ Microsoft Windows, Linux, Mac OS X, FreeBSD и Solaris. Для всехостальных платформ доступна возможность скомпилировать NetBeans самостоятельно из исходных текстов.

Разработка среды NetBeans началась в 1996 году под названием Xelfi (игра букв на основе Delphi), в качестве проекта студентов по созданию Java IDE под руководством Факультета Математики и Физики Карлова Университета в Праге. В 1997 году Роман Станек сформировал компанию вокруг проекта и стал выпускать коммерческие версии среды NetBeans до передачи всех прав на IDE корпорации Sun Microsystems в 1999 году. Sun открыла исходные коды среды разработки NetBeans IDE в июне следующего года. Сообщество NetBeans с тех пор постоянно развивается и растёт благодаря людям и компаниям, использующим и поддерживающим проект.

NetBeans IDE 6.0, созданная на основе предыдущей версии 5.5.1, предоставляет гибкую поддержку создания модулей для IDE и интернет-приложений, основанных на платформе NetBeans, новый дизайнер пользовательских интерфейсов (известный под названием «Проект Matisse»), новую и переработанную поддержку системы управления версиями CVS, поддержку Weblogic 9 и JBoss 4, и множество улучшений в редакторе. NetBeans 6.0 поставляется в составе дистрибутивов Ubuntu 8.04 и Debian Linux distributions.

NetBeans IDE 6.5, выпущенная в ноябре 2008 года, расширяет возможности Java EE (- набор спецификаций и соответствующей документации для языка Java, описывающей архитектуру серверной платформы), включая поддержку Java Persistence, EJB 3 и JAX-WS. Дополнительно, NetBeans Enterprise Pack поддерживает разработку приложений Java EE 5 Enterprise, включая визуальные средства SOA, средства для работы с XML schema, работу с веб-сервисами (для BPEL), и моделирование на языке UML. Сборка NetBeans IDE Bundle for C/C++ поддерживает проекты на языках C/C++.

    1. Eclipse

Eclipse (от англ. затмение) — свободная интегрированная среда разработки модульных кроссплатформенных приложений. Развивается и поддерживается Eclipse Foundation.

Наиболее известные приложения на основе Eclipse Platform — различные «Eclipse IDE» для разработки ПО на большинстве языков программирования (например, наиболее популярный «Java IDE», поддерживавшийся изначально, не полагающийся на какие-либо закрытые расширения, использует стандартный открытый API для доступа к Eclipse Platform).

Изначально Eclipse разрабатывалась фирмой International Business Machines (IBM) как преемник среды разработки IBM Visual Age, в качестве корпоративного стандарта интегрированной среды (IDE) для разработки на различных языках под платформы IBM. По сведениям IBM, проектирование и разработка стоили около сорока миллионов долларов. Исходный код был полностью открыт и стал доступным после того, как Eclipse был передан для дальнейшего развития независимому от IBM сообществу.

В Eclipse 3.0 (2003 год) были выбраны спецификации сервисной платформы OSGi (- стандартная среда поставки комплектов, англ. bundles), как архитектура времени выполнения. С версии 3.0 Eclipse перестал быть монолитной интегрированной средой разработки (IDE), поддерживающей расширения, а наоборот сам стал расширением. В основе лежат OSGi и SWT (портируемый инструментарий виджетов) и JFace (файловые буферы, работа с текстом, текстовые редакторы), на основе которых разработан следующий слой — RCP (Rich Client Platform - платформа для разработки полноценных клиентских приложений). RCP служит основой не только для Eclipse, но и для других RCP-приложений, например Azureus и File Arranger. Следующий слой — сам Eclipse, представляющий собой набор расширений RCP — редакторы, панели, перспективы, модуль CVS и модуль Java Development Tools (JDT).

Последняя стабильная версия программы — 3.5 (Galileo). Она, как и предшествующая версия 3.4 (Ganymede), поддерживает новые возможности, появившиеся в Java 6.0, и содержит обновления ключевой OSGi-модели компонентов Equinox.

Eclipse — в первую очередь полноценная Java IDE, нацеленная на групповую разработку: поддержка Concurrent Versions System (CVS, «Система Одновременных Версий») входит в поставку Eclipse, активно развиваются несколько вариантов SVN-модулей, существует поддержка VSS и других. В силу того, что Eclipse бесплатна и имеет высокое качества она стала во многих организациях корпоративным стандартом для разработки приложений.

Второе назначение Eclipse — быть платформой для разработки новых расширений, чем он и завоевал популярность: любой разработчик может расширить Eclipse своими дополнениями. Уже существуют C/C++ Development Tools (CDT), разрабатываемые инженерами QNX совместно с IBM, и средства для языков COBOL, FORTRAN, PHP и прочие от различных разработчиков. Множество расширений дополняет среду Eclipse менеджерами для работы с базами данных (БД), серверами приложений и.т.д.

Eclipse написана на Java, так как является платформо-независимым продуктом, за исключением библиотеки SWT, которая создается для всех распространённых платформ. Библиотека SWT используется вместо стандартной для Java библиотеки Swing. Она целиком опирается на нижележащую платформу (ОС), что обеспечивает быстроту и натуральный внешний вид пользовательского интерфейса, но иногда вызывает на разных платформах проблемы совместимости и устойчивости приложений.

    1. Lazarus

Lazarus — свободная среда разработки программного обеспечения для компилятора Free Pascal Compiler. Интегрированная среда разработки предоставляет возможность кроссплатформенной разработки приложений в Delphi-подобном окружении.

В 1970 году, после участия в работе комитета разработки стандарта языка Ангол, Никлаусом Виртом был создан язык программирования Pascal, как язык для обучения процедурному программированию. Изначально, язык компилировался в байт-код, подобно языку Java.

Особенностями языка являются шаблонность и наличие средств структурного (процедурного) программирования. Паскаль был одним из первых таких языков. По мнению Н.Вирта, Паскаль должен способствовать дисциплинированнию программирования, поэтому, наряду со строгой типизацией, в Паскале сведены к минимуму возможные синтаксические неоднозначности, а сам синтаксис прост и понятен уже при первом знакомстве с ним.

Тем не менее, первоначально язык обладал множеством недостатков: невозможность передачи функциям массивов переменной длины, отсутствие нормальных средств работы с динамической памятью, ограниченная библиотека ввода-вывода, отсутствие средств для подключения функций написанных на других языках, отсутствие средств раздельной компиляции и тому подобное.

Тем не менее, достоинства языка заставляли многие коммерческие и некоммерческие организации разрабатывать системы программирования на основе языка Паскаль. Из числа последних выделяется фирма Borland, Turbo Pascal (затем Borland Pascal) которой был значительно расширен, были устранены многие недостатки языка, добавлены новые возможности. Язык стал богаче, но одновременно, потерял переносимость и общность. Важным шагом в развитии языка, является появление свободного языка Паскаль GNU Pascal, который не только вобрал в себя черты других Паскалей, не только позволил наконец полностью отказаться от “грязных” приемов программирования, присущих особенно, скажем Turbo Pascal, но и обеспечил черезвычайно широкую портабельность написанных на нем программ (более 20 различных платформ, под более чем 10 различными операционными системами).

Развитием языка Borland Pascal является Object Pascal — версия языка Паскаль расширенная средствами объектно-ориентированного программирования. Последние версии Borland Pascal лежат в основе среды программирования Delphi. Изначально язык был предназначен исключительно для разработки приложений Microsoft Windows, затем был реализован также для платформ Linux (как Kylix), однако после выпуска в 2002 году Kylix 3 его разработка была прекращена, и,вскоре после этого, было объявлено о поддержке Microsoft .NET. При этом высказывались предположения, что эти два факта взаимосвязаны.

В настоящее время также разрабатывается Lazarus - свободный аналог среды программирования Delphi и Lazarus Components Library (LCL) - свободная библиотека виджетов, аналогичная Delphi VCL.

    1. Geany

Geany — свободная среда разработки программного обеспечения, написанная с использованием библиотеки GTK2. Доступна для следующих операционных систем:BSD, Linux, Mac OS X, Solaris и Windows. Geany распространяется согласно GNU General Public License. Geany не включает в свой состав компилятор. Для создания исполняемого кода используется GNU Compiler Collection или, при необходимости, любой другой компилятор.

Рассмотрим сильные и слабые стороны Geany. Сильные стороны:

  • Текстовый редактор Geany обладает большой производительность, быстро открывая большие текстовые файлы;
  • В Geany реализован "вкладочный" интерфейс, которые облегчает одновременную работу с несколькими файлами;
  • Реализована подсветка синтаксиса, которая непременно будет полезна разного рода программистам и вебмастерам;
  • В Geany отсутствуют проблемы с определением кодировки;
  • Программа обладает удобным "классификатором". К примеру, открывая CSS-файл, Geany сканирует его содержимое и в левой колонке отображает все используемые классы и идентификаторы. Этим самым очень сильно облегчая поиск и передвижение по CSS-файлу, делая работу вебмастера проще;
  • Можно сворачивать часть кода, что позволяет облегчить работу и визуально разгрузить большой файл с программным кодом;
  • Реализована возможность подсвечивать текущую строку, отображать нумерацию строк, а также возможность добавлять отступы;
  • Есть наглядный инструмент выбора цвета;
  • Легко настраиваемый внешний вид интерфейса редактора;
  • Базовый функционал программы можно расширить большим количеством модулей, которые можно найти на официальном сайте;
  • Geany можно установить во всех популярных ОС: Linux, Windows, MacOS;
  • Реализована удобная возможность автозавершения html-тегов, закрытия открытых скобок и т.д;
  • В Geany есть встроенный эмулятор терминала и реализован простой менеджер проектов.

Слабых сторон намного меньше, всего одна:

  • В Geany нет встроенного компилятора, но есть возможность использовать любую другую стороннюю разработку.
  1. СРАВНЕНИЕ ПРОГРАММ

    1. Установка средств разработки

2.1.1 NetBeans

Для разработки программ в среде NetBeans и для успешной инсталляции и работы самой среды NetBeans должен быть предварительно установлен Sun JDK (комплект для разработчика наязыке Java) или J2EE SDK подходящей версии. Среда разработки NetBeans по умолчанию поддерживала разработку для платформ J2SE и J2EE. Начиная с версии 6.0 Netbeans поддерживает разработку для мобильных платформ J2ME, C++ (только g++), PHP и Ruby без установки дополнительных компонент.

В первую очередь устанавливается комплект для разработчика на языке Java (JDK – Java SE Development Kit). Для это потребуется 249 MB свободного места на жестком диске.

Запускается установочный файл «jdk-6u18-windows-i586».

Для начала установки щелкнуть кнопку Accept (Принимаю) > Next (Далее) > на экране появится второе окно и в нем необходимо нажать Next (Далее). Начнется установка компонентов. По завершении установки второе окно пропадет автоматически. > В первом окне нажать кнопку Finish (Конец) и все JDK успешно установлен.

Теперь устанавливается непосредственно программа NetBeans, для которой необходимо 733,2 MB свободного места на диске. Запускается установочный файл «netbeans_6.8_ml_windows».

В окне нажать кнопку Next (Далее). В появившемся окне поставить галочку I accept the terms in the licence (Я принимаю сроки в лицензии) и после щелкнуть кнопку Next (Далее) > Здесь можно изменить место размещения и затем нажать Next (Далее) > Осталось щелкнуть кнопку Install (Установить) и ждать окончания установки.

2.1.2 Eclipse

Для начала устанавливается комплект для разработчика на языке Java (JDK – Java SE Development Kit). Для это потребуется 249 MB свободного места. Так как ранее уже была описана установка JDK повторного описания не будет.

Развернуть куда-либо в каталог, например c:\Program Files или еще куда, это не важно, его нет необходимости инсталлировать, достаточно просто распаковать в любую рабочую папку. Требуемое место на жестком диске – 120 MB. Запускается файл eclipse.exe.

В данном окне выбирается рабочее место для работы с проектами.

После этого следует загрузка программы. В результате открывается рабочее окно.

2.1.3 Lazarus

Для работы с Lazarus установка дополнительных программ не потребуется. Запускается установочный файл «lazarus-0.9.28.2-fpc-2.2.4-win32». Для установки потребуется 473,3 МB .

Выбрать язык установки, затем нажать кнопка ОК.

В появившемся окне нажать Далее.

Выбрать путь установки, после чего нажать Далее > Выбрать установка всех компонентов, щелкнуть кнопку Далее > Далее > Далее .

Щелкнуть кнопку Установить.

Для окончания установки нажать Завершить.

2.1.4 Geany

Для работы с Geany не требуется дополнительных приложений, так что сразу начинается установка программы.

Запускается установочный файл «geany-0.16_setup». Для установки требуется 34,3 MB свободного места.

В появившемся окне нажать Next (Далее) > щелкнуть кнопку I agree (Согласен)

Выбрать тип установки – Full (полная) и нажать Next (Далее).

Выбрать путь установки, нажать Next (Далее) > щелкнуть кнопку Install (Установка).

Для завершения установки нажать Finish (Завершить).

Нужно заметить, что для работы с NetBeans’ом и Eclipse’ом требуется установить дополнительные программы, которые требуют дополнительных затрат времени и места на жестком диске. В результате, чтобы поработать с NetBeans’ом необходимо иметь почти 1GB свободного места, в то время как Geany достаточно всего лишь 35 MB. В свою очередь Lazarus немного требовательнее, чем Eclipse – разница примерно 100 MB. Затраты времени на установку всех программ примерно одинаковы.

    1. Создание программ

      1. Создание в NetBeans простейшего приложения Java

С помощью среды NetBeans можно создать приложение Java, которое после компиляции выводит на экран текст. Для этого необходимо запустить интегрированную среду разработки (IDE) NetBeans , и выбрать в главном меню File/New Project… В открывшемся диалоге выбрать General / Java Application / Next>

После чего можнонажать кнопку Finish – значения по умолчанию для начала менять не стоит. Это можно будет делать позже, после освоения всей среды разработки.

В левом верхнем окне "Projects" показывается дерево проектов. В данном случае это дерево для проекта JavaApplication1. Это окно может быть использовано для одновременного показа произвольного числа проектов. По умолчанию все деревья свернуты, и нужные узлы следует разворачивать щелчком по узлу с "плюсиком" или двойным щелчком по соответствующему имени.

В правом окне "Source" показывается исходный код проекта.

В левом нижнем окне "Navigator" показывается список имен членов класса приложения – имена переменных и подпрограмм. Двойной щелчок по имени приводит к тому, что в окне редактора исходного кода происходит переход на то место, где задана соответствующая переменная или подпрограмма.

Сгенерированный исходный код данного приложения Java выглядит следующим образом:

/*

* Main.java

*

* Created on 21 Июнь 2006 г., 13:08

*

* To change this template, choose Tools | Template Manager

* and open the template in the editor.

*/

package javaapplication1;

/**

*

* @author User

*/

public class Main {

/** Creates a new instance of Main */

public Main() {

}

/**

* @param args the command line arguments

*/

public static void main(String[] args) {

system.out.println (“Hello World!”);

}

}

В современных средах разработки используется два режима компиляции - compile ("скомпилировать") и build ("построить"). В режиме "compile" происходит компиляция только тех файлов проекта, которые были изменены в процессе редактирования после последней компиляции. А в режиме "build" перекомпилируются заново все файлы.

Для компиляции проекта следует выбрать в меню средыразработки Build/ Build Main Project (или, что то же, клавиша , или на панели инструментов иконка с голубой книжкой и гаечным ключом). При этом будут заново скомпилированы из исходных кодов все классы проекта.

Пункт Build/ Clean and Build Main Project (или, что то же, комбинация клавиш , или на панели инструментов иконка с оранжевой книжкой и веником) удаляет все выходные файлы проекта (очищает папки build и dist), после чего по новой компилируются все классы проекта.

Пункт Build/ Generate Javadoc for "JavaApplication1" запускает создание документации по проекту. При этом из исходных кодов классов проекта выбирается информация, заключенная в документационные комментарии /** … */, и на ее основе создается гипертекстовый HTML-документ.

Пункт Build/ Complile "Main.java" (или, что то же, клавиша ) компилирует выбранный файл проекта - в нашем случае файл Main.java, в котором хранятся исходные коды класса Main.

Для того чтобы запустить скомпилированное приложение из среды разработки, следует выбрать в меню среды разработки Run/ Run Main Project (или, что то же, клавиша , или на панели инструментов иконка с зеленым и желтыми треугольниками). При запуске приложение всегда автоматически компилируется (но "строится"), так после внесения для запуска достаточно нажать . запуска нашего в выходной консоли, находится в нижней окна проекта, служебная информация о компиляции и запуска.

      1. Создание простого -приложение в Eclipse

Eclipse можно простое Swing- программу - калькулятор. действия по :

1.Выбрать пункт File->New->..., чтобы начать Java-проекта. В "мастера" выбрать среди предложенных проектов из списка и Java в правом списке, чего нажать Next.

2. В качестве проекта ввести и продолжить создание , нажав кнопку .

3. И, наконец, на этапе "мастер" нового проекта возможность определить , где будут файлы исходного и class-файлы, подпроекты, которые быть использованы текущим проектом, а любые библиотеки, будут использовать в приложении. Необходимо переключатель на Use source contained in project, после нажать кнопку New Folder.... В имени новой для хранения кода ввести . Нажать Yes, Eclipse спросит о , изменить ли с собираемым приложением Calculator/bin.

4. кнопку Finish, дать возможность завершить создание нового проекта.

Следующим шагом в создании Java-проекта нужно создать директории, которые будут содержать весь исходный код. Для этого нужно переключиться в ракурс Resource, используя пункт меню Window->Open Perspective->Resource. В панели Navigator развернуть узлы дерева структуры папок таким образом, чтобы видеть узел-папку src. Выделить этот узел, и после выполнить пункт меню File->New->Folder. В появившемся диалоговом окне, убедиться, что директория src выбрана и затем ввести в качестве имени новой, в поле Folder Name, имя com.

Добавление кода. Разделить программу - калькулятор на три класса (файла): CalcModel.java, CalcPanel.java, и Calculator.java. После этого распаковать этот архив и поместить три упомянутых выше файла в директорию com/devious/calculator. Снова воспользоваться пунктом меню File->Refresh, чтобы обновить содержимое панели Project Manager.

Запуск и отладка кода:

1. Из основного меню Run выбрать элемент Run...

2. В появившемся диалоге "мастера" запуска, выбрать "Java Application" из списка Launch Configurations и нажать кнопку New

3. В качестве имени новой конфигурации ввести Calculator.

4. Нажать кнопку Search... и выбрать основнымклассом класс Calculator в поле Main class, или просто ввести в поле ввода полное имя класса: com.devious.calculator.Calculator.

5. Нажать кнопку Run, чтобы сохранить установленную конфигурацию и запустить приложение.

Создав однажды конфигурацию запуска приложения, возможно запускать его вновь с помощью меню Run->Run History или кнопки Run на панели инструментов.

      1. Создание консольного приложение в Lazarus

Составление программы, которая будет запрашивать фамилию, имя, отчество. Отдельной строчкой: дату рождения. Следующей строчкой: адрес проживания. После того, как всё будет введено эта информация красиво должна быть выведена на экран.

Открыть среду разработки. Выполнить команду File -> New.

Выбрать FPCUnit Console Application и нажать Ok. Если было загружено другое приложение, тогда компилятор спросит сохранить его или нет:

Если необходимо сохранить, тогда нажать Yes, если нет – No. После этого Lazarus спросит название приложения:

Задать название, например TestConsole и нажать кнопку Create unit.

Закрыть форму и текст формы. Среда разработки спосит сохранить файл unit.pas, на что ответить – Нет. Теперь остался только сам файл проекта. Сразу сохранить его на диске (сохранение информации должно быть привычкой). Для этого нажать кнопку .

Нужно указать каталог и название pas-файла. И нажать кнопку сохранить.

Код программы:

program consple_laz;

{$mode objfpc}{$H+}

{$AppType CONSOLE}

var Fam, Im, Otch: String; // Фамилия, имя и отчество

Birthday: String; // День рождения

Adress: String; // Адрес проживания

begin

writeln('Enter ','First ','Middle ','Last:'); // Выводится приглашения для ввода фамилии, имени и отчества

readln(Fam); // Ввод фамилии

readln(Im); // Ввод имени

readln (Otch); // Ввод отчества

write('Birthday: ');

readln(Birthday); // Ввод дня рождения

write('Adress: ');

readln(Adress); // Ввод дня рождения

write(''); // Вставляетсяпустая строау

write(''); // Вставляется пустая строка

write(''); // Вставляется пустая строка

writeln('=========== You datas ============');

writeln('First:':10, Fam); // Выводится фамилия

writeln('Middle:':10, Im); // Выводится имя

writeln('Last:':10, Otch); // Выводится отчество

writeln(''); // Вставляется пустая строка

writeln('Birthday:':10, Birthday); // Выводится день рождения

writeln('Adress:':10, Adress); // Выводится адрес

Readln;

end.

Нажать F9 для запуска проекта.

Выполнение программы:

Enter First Middle Last:

Иванов

Иван

Иванович

Birthday: 29.05.1995

Adress: г.Москва

=========== You datas ============

First: Иванов

Middle: Иван

Last: Иванович

Birthday:29.05.1995

Adress: г.Москва

      1. Простое приложение на Geany

Можно написать на языке C простое приложение, выводящее в консоли некоторые системные характеристики – сколько времени прошло с момента загрузки системы и сколько времени с тех пор система находилась в неактивном состоянии. Эти данные можно получить из файла /proc/uptime, но они отображаются в секундах и представлены числами с плавающей точкой. Задача программы – изменить формат вывода на более удобный для человеческого восприятия.

Создание нового проект: выбрать в меню пункт “Проект” и далее в открывшемся меню пункт “Новый”. После этого выводится диалоговое окно “Новый проект”.

Имя проекта будет соответствующее – sys_times. По умолчанию Geany предлагает размещать файлы с исходными кодами в каталоге с именем “проекты”, расположенным в домашнем каталоге текущего пользователя. Впрочем, можно изменить расположение проекта, отредактировав поля “Имя файла” и “Путь к каталогу” или нажав кнопки справа от этих полей и выбрав требуемый каталог. В представленной программе можно заменить имя подкаталога “проекты” на “projects” и в поле “Имя” ввести имя нового проекта “sys_times” (кавычки вводить не надо):

Теперь можно щёлкнуть по кнопке “Создать”. А если вдруг что-то не понравилось, то нужно воспользоваться кнопкой “Отмена” и повторить описанный выше процесс создания нового проекта.

Если ранее не было каталога projects в домашней папке, то появится следующее сообщение:

Разумеется, создаем этот каталог, поэтому щёлкаем по кнопке “OK”.

После нажатия кнопки “OK” создаётся ощущение, что ничего не произошло и ничего не изменилось, но сообщения в нижней панели “Статус” и в строке состояния успокаивают – проект создан:

Так как файл в проекте по умолчанию назван “Безымянный”, его тип изначально определён как “Никакой”, и вводимый текст не подсвечивается. Это можно исправить, выбрав в меню “Документ” пункт “Установить тип файла” и далее в подменю “Языки программирования” и “Исходный файл С”.

Теперь можно приступить к вводу исходного кода программы.

/*

* disp_times.c – программа определяет общее время работы и

* время простоя системы и отображает эти значения в понятном формате

*/

#include

/* Используемые функции */

void print_times( char *label, long time );

/* Главная функция программы – точка входа */

int main()

{

FILE *fp; /* дескриптор, необходимый для открытия файла */

double uptime; /* общее время работы системы, в секундах */

double idle_time; /* время простоя системы, в секундах */

/* Файл /proc/uptime необходимо открыть в режиме "только для чтения" */

fp = fopen( "/proc/uptime", "r" );

/* Чтение данных из открытого файла */

fscanf( fp, "%lf, %lf\n", &uptime, &idle_time );

/* После завершения работы файл обязательно должен быть закрыт */

fclose( fp );

/* Обработка полученных данных, форматирование и вывод */

print_times( "Общее время работы системы: ", (long) uptime );

print_times( " Время простоя системы: ", (long) idle_time );

/* Выход из программы свозвратом кода успешного завершения */

return 0;

}

/* Функция вывода обработанных данных в стандартный поток вывода

с форматированием.

Параметр label – краткая строка описания

Параметр time - время в секундах

*/

void print_times( char *label, long time)

{

/* Константы, необходимые для преобразования */

const long minute = 60;

const long hour = minute * 60;

const long day = hour * 24;

/* Вычисления и вывод результатов */

printf( "%s %ld дней, %ld:%02ld:%02ld\n", label, time/day,

(time%day)/hour, (time%hour)/minute, time%minute );

}

Для сохранения воспользоваться кнопкой сохранения текущего файла в панели инструментов (значок дискеты) или обратимся к меню “Файл” –> “Сохранить” (комбинация клавиш Ctrl+S).

В панели “Имя” ввести имя файла – disp_times.c. Если каталог проекта пока ещё отсутствует, то создать его с помощью кнопки “Создать папку”. Затем войти в каталог проекта sys_times и щёлкнуть по кнопке “Сохранить”. После успешного сохранения файла можно завершить первый рабочий сеанс в программной среде разработки Geany, но исходный файл нужно откомпилировать и проверить, как он работает. Поэтому снова запускаем Geany.

После повторного запуска окно ввода уже не пустое. Geany запомнил состояние на момент выхода и полностью восстановил его при возвращении, поэтому можно без промедления продолжить работу.

Теперь можно создать выполняемую программу и проверить её функционирование. Для этого нужно воспользоваться пунктом меню “Сборка”. В выпадающем подменю первые два пункта – “Скомпилировать” и “Сборка”. В результате выполнения первой команды получается из файла исходного кода объектный файл, который, хотя и является двоичным кодом, всё же не готов к самостоятельному выполнению. Подобная команда необходима в том случае, когда проект состоит из многихисходных файлов, зачастую написанных на различных языках программирования. Для данного проекта больше подходит пункт “Сборка”, позволяющий сразу получить требуемый результат. Сборку можно выполнить и одним нажатием функциональной клавиши F9 (она указана справа от данного пункта подменю). После выполнения этой операции (если, конечно, в исходном коде не было ошибок и опечаток) нижняя панель автоматически переключается на вкладку “Компилятор” и сообщает об успешном завершении процесса сборки программы.

Остаётся лишь посмотреть, как работает программа. Запустить её можно различными способами: из меню “Сборка” –> “Выполнить”, функциональной клавишей F5 или щелчком по значку шестерёнки с треугольником внутри на панели инструментов. Для вывода результатов открывается отдельное окно терминала.

Если сравнивать интерфейс данных программ, то легче всего разобраться с Geany. В открытом окне этой программы можно видеть следующие интерфейсные элементы: заголовок с именем текущего открытого файла и указанием полного пути к нему; строку главного меню; панель инструментов; боковую панель; окно ввода и редактирования текста с вкладками открытых документов по верхнему краю; окно сообщений; статусную строку.

Основные элементы интерфейса программы — окно ввода, боковая панель и окно сообщений — масштабируемы, как, разумеется, и главное окно; выполненные в сеансе изменения размеров можно сохранить навсегда.

Главное меню программы включает следующие пункты: Файл, Редактировать, Поиск, Вид, Документ, Проект, Построить, Инструменты, Помощь.

Во всем этот очень легко разобраться как в англоязычной, так и в русскоязычной версиях. Очень хорошо, что идет подсветка синтаксиса. После того как мы сообщили Geany, что редактируем исходный файл С, вводимые нами слова стали окрашиваться в различные цвета. Так, комментарии стали тёмно-красными, директивы препроцессора – тёмно-зелёными, а ключевые слова языка С (например, void, char, long и int) –тёмно-синими. При запуске проекта для вывода результатов открывается отдельное окно терминала.

Чуть потруднее разобраться с интерфейсом в Lazarus. Не очень удобно минус представленной программы, что она состоит из нескольких отдельных окон. Это главное окно, инспектор объектов,редактор исходного кода и окно сообщений. Их можно закрывать, сварачивать по отдельности и только главным окном можно свернуть и закрыть всю программу.Само главное окно состоит из 3-х частей:

- Главное меню. В нем расположены команды управления файлами, команды управления компиляцией и свойствами всего приложения, команды управления окнами и настройками среды и многое другое. Меню располагается в верхней части основного окна.

- Панель инструментов. Панель инструментов предоставляет быстрый доступ к основным командам главного меню. Она расположена в левой части главного окна, под меню.

- Палитра компонентов. Предоставляет доступ к основным компонентам среды разработки, например: поле ввода, метка, меню, кнопка и т.п..

Все что нужно для создания программ в этой среде находится под рукой это плюс. Еще хорошо, что идет подвеста синтаксиса. Для вывода результатов открывается отдельное онсольное окно.

NetBeans IDE поддерживает рефакторинг, профилирование, выделение синтаксических конструкций цветом, автодополнение набираемых конструкций на лету, множество предопределённых шаблонов кода и др.

Все самое необходимое такое как проекты, файлы, классы и сервисное обслуживание можно найти слева от кода программы. Ниже находится окно навигатор в нем можно увидить классы данного проекта и члены класса. Для просма результата выполнения программы никаких отдельных окон не открывается. Результат можно посмотреть внизу под кодом программы в окне вывод,там же появится информация о процессе компиляции.

Eclipse – достаточно сложная программа для понимания. Чтобы в ней разобраться, потребуется больше времени. Главное окно можно разделить на 3 части. Первая часть - это редактор исходного кода. В нем при написании программы могут возникнуть синтаксические ошибки. Наведение указателя мыши на синтаксическую ошибку и небольшое ожидание вызовет появление парящего совета, описывающего проблему.

Вторая часть расположена слева от редактора. В нем возможно посмотреть иерархию классов и структуру проекта.

В последней части (под редактором) можно узнать об ошибках компиляции и результате выполнения программы.

Общей чертой у исследуемых программ является подсветка синтаксиса (у какой-то больше, у какой-то меньше). Результаты выполнения проектов в программах выводятся не однозначно. Если NetBeans и Eclipse отображают информацию прямо в окне программы, то Geany и Lazarus используют дополнительное окно для этого. Вообще для программирования, работа с NetBeans и Geany упрощена – доступно большое количество языков (Java, C, C++, PHP и другие). Для работы с Eclipse’ом необходимо иметь для каждого языка свой тип программы. В свою очередь, в Lazarus’е все проекты пишуться на Pascal’е.

Все среды были рассмотрены на операционной системе Windows XP Professional (Service Pack 2) на старом (1-ядерный, 2.66GHz, ОЗУ 1024МB) и новом (2-ядерный,2.93Ghz, 2.93GHz,ОЗУ 2Gb) компютерах. Разница в работе и отладке программ не наблюдалась.

      1. Дополнительные возможности

Netbeans и Eclipse имеют значительно больше сходств, чем различий. Они обе поддерживают Ant ( - java-утилита для автоматизации процесса сборки программного продукта.), CVS ( - хранит историю изменений определённого набора файлов) и JUnit ( - библиотека для тестирования программного обеспечения на языке Java). Также, обе имеют интегрированные GUI-конструкторы, хотя в Eclipse он представлен отдельным компонентом - Visual Editor. Основные отличия между этими двумя интегрированными средами разработки (IDE): Netbeans имеет интегрированную поддержку Web-разработки, а Eclipse нет. Eclipse поддерживает автоматический рефакторинг,а Netbeans нет.

NetBeans IDE поддерживает плагины (одним из самых популярных плагинов является мощный дизайнер отчётов iReport,основанный на библиотеке JasperReports), очень качественно обрабатывает PHPDoc, включая библиотеки, которые не входят в проект непосредственно, и поддерживает базы данных такие как MySQL.

IDE Eclipse является результатом коллективного труда как компаний-вендоров так и некоммерческих объединений компаний и частных лиц. Будучи универсальной средой разработки приложений, Eclipse использует и включает в себя большое количество open-source технологий и программных продуктов:

Blowfish Encryption Algorithm ( - плагин, реализующий 64-битный алгоритм шифрования), GTK+ ( - многоплатформенный инструментарий создания GUI, часть проекта GNU Project), Lucene ( - поисковый "движок", часть проекта Apache Jakarta).

Geany — текстовый редактор, использующий GTK2 и обладающий основными особенностями интегрированной среды разработки. Geany – автодополнение тегов XML и HTML, встроенный эмулятор терминала посредством VTE, GeanyLua ( - плагин для использования скриптов на языке Lua (графические элементы, события)), GeanyDebug ( - плагин для использования GNU debugger (gdb) в Geany), GeanySendMail ( - плагин для отправки текущего файла в качестве прикреплённого в выбранном почтовом клиенте), geanyvc ( - плагин для работы с системами управлением исходным кодом: CVS, Bazaar, GIT, Mercurial, Subversion, SVK), GeanyLaTeX ( - плагин, улучшающий использование файлов LaTeX в Geany), geanyprj ( - альтернативный менеджер управления проектами), geanydoc ( - позволяет выполнять команды при выборе слова рядом с текущей позицией курсора), Spell Check ( - проверка орфографии в Geany при помощи Aspell), Backup Copy ( - создание временных копий после сохранения файлов проекта), Instant Save (- сохранение новых файлов без лишнего диалогового окна).

В составе IDE Lazarus идут дополнительные полезные утилиты. Одна из них —утилита командной строки, предназначенная для удобства компиляции и сборки проектов (программ, пакетов), разработанных с помощью Lazarus. Она устанавливается автоматически при установке самой интегрированной среды разработки ( IDE или собирается из исходников — если IDE собирают из исходных текстов). Находится обычно рядом с исполняемым файлом самой IDE и называется lazbuild в unix-подобных и lazbuild.exe в windows системах. Данная утилита предназначена для удобной сборки готовых проектов, написанных в Lazarus без запуска самой интегрированной среды разработки (IDE). Возможность существования этой утилиты обеспечивается тем фактом, что в файле проекта (*.lpi) или пакета (*.lpk) находится информация о зависимостях от других библиотек, которые необходимы для сборки нашего проекта или пакета. Также в файлах проекта находится информация обо всех файлах, которые входят в проект и месте их нахождения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для сравнения интегрированных сред разработки было предпринято: теоретическое и практическое изучение программ. Для начала необходимо было разобраться в теории: что это за программы, на каких языках можно писать, как устроены проекты и многое другое. После этого необходимо было написать простейшие программы, чтобы окончательно понять интегрированные среды разработки.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Литература:

  1. Лабзина Т.А. Алгоритмические языки и программирование Юнита 5.: Издательство НОУ СГУ, 1999.
  2. Монахов В. Язык программирования Java и среда NetBeans. — СПб.: «БХВ Петербург», 2008. — С. 640.
  3. Орлов, С. А. Теория и практика языков программирования. – СПб.: Питер, 2013. – 688 c.
  4. Рудюк С.А. Lazarus. Delphi-кросс-платформенный. Программирование для свободных людей. – 2006- С. 96.
  5. Тимофеевская, М. Изучаем программирование. – СПб.: Питер, 2002. – 384с.
  6. Хемраджани А. Гибкая разработка приложений на Java™ с помощью Spring, Hibernate и Eclipse. - М.СПб.К. 2008 – С.339.

Электронные ресурсы:

  1. История NetBeans [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://netbeans.org/about/index.html, (Дата обращения – 13.08.2018 г.).
  2. Основы работы в Geany – создание простого приложения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ibm.com/developerworks /ru/library/l-Geany/index.html, (Дата обращения – 13.08.2018 г.).
  3. Понятие интегрированной среды разработки [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://studfiles.net/preview/3528305/page:3/, (Дата обращения – 13.08.2018 г.).
  4. Geany [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.geany.org/, (Дата обращения – 13.08.2018 г.).
  5. Lazarus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.freepascal.ru/article/lazarus/, (Дата обращения – 13.08.2018 г.).
  6. IDE NetBeans для редактора PHP: краткий обзор [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://netbeans.org/kb/74/php/editorguide_ru.html, (Дата обращения – 13.08.2018 г.).