Исследование интеллекта у людей творческих профессий
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Интеллект и творчество - это слова, которые мы довольно часто слышим в повседневной жизни. Глядя на умного и осведомленного человека с широкими познаниями в различных сферах, мы говорим , что он является интеллектуалом, но и в то же время человек у которого богатое воображение, который способен нестандартно и широко мыслить, создавать что-то новое самостоятельно есть человек творческий. На первый взгляд понятия «интеллект» и «творчество» кажутся простыми и «прозрачными» и это не совсем так. В истории психологических исследований тема интеллекта и творчества является одной из наиболее изучаемых и даже в наши дни остаётся самой дискуссионной и актуальной темой. Различные исследователи имеют свои взгляды на эту проблему, поэтому не существует общепринятой схемы, характеризующей каждое из понятий, а уж тем более трудным является вопрос о взаимосвязи между ними. Этим представленная тема и интересна.
Интеллект – ( от лат. Intellectus – разумение, постижение, восприятие, понимание, познание ) это психическое качество дающее способность к обучению и запоминанию на основе опыта, другими словами это общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллекта объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышление и воображение. Ганс Юрген Айзенк будучи одним из популярнейших учёных-психологов, выделяет три концепции, исходя из которых, можно определить, что такое интеллект: биологический интеллект, психометрический интеллект, социальный интеллект.
Однако на одной теории полностью охарактеризовать интеллект невозможно. Именно поэтому на практике, посредством проведения социальных опросов, выделились три формы интеллектуального поведения:
- вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать и характеризовать прочитанное);
- практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и задач).
-способность решать проблемы.
Выделение этих форм позволило по-новому взглянуть на проблему, а также способствовало по большому счёту созданию одной из самых популярных характеристик интеллекта - теста Айзенка (или теста IQ).
Творчество - это процесс деятельности человека, который предполагает какой-либо результат и этот результат должен быть новым и уникальным. Все чаще и чаще современные работодатели ищут «творческих личностей» не всегда понимая, что это за люди, а слово «креативность» в наше время можно встретить в каждом резюме или объявлении.
Цель работы: Изучить интеллект у людей творческих профессий, найти взаимосвязь интеллекта и творчества.
Объект исследования: Студенты гуманитарных и технических специальностей.
Предмет исследования : Творческие способности студентов гуманитарных и технических специальностей.
Задачи исследования :
- Выделить группы студентов разной профессиональной направленности.
- Экспериментально изучить уровень творческих способностей у студентов разных специальностей.
- Статистически обработать и интерпретировать полученные результаты.
- Сделать выводы.
Методы исследования:
- Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
Тестирование студентов гуманитарных и технических профессий.
I Глава. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТА У ЛЮДЕЙ ТВОРЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
1. Особенности творческого мышления
Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.
Психологами было затрачено много усилий и времени на выяснение того, как человек решает новые, необычные, творческие задачи. Однако до сих пор ясного ответа на вопрос о психологической природе творчества нет. Наука располагает лишь некоторыми данными, позволяющими частично описать процесс решения человеком такого рода задач, охарактеризовать условия, способствующие препятствующие нахождению правильного решения. Современные представления о творческом мышлении существуют в форме комплекса концепций и теорий, в виде теоретических и экспериментальных работ по отдельным аспектам.
Общепсихологические характеристики творческого мышления сами по себе являются серьезной проблемой в силу нескольких причин. Во-первых, творческое мышление включено в глобальное понятие творчества, и часто даже в высоко профессиональных исследованиях авторы склонны либо отождествлять творчество и творческое мышление, либо совершенно по-разному соотносить их. Во-вторых, большинство наработок по проблеме существует вне единой системы, и если понятие творческого мышления и его критерии определены, то сама структурированность знания о творческом мышлении отсутствует. Таким образом, отсутствие более или менее единой концепции знания о творческом мышлении и значительная неясность в терминах создают существенные трудности при использовании этого понятия.
В своей работе я разграничу термины «творчество» и «творческое мышление». Творчество является общенаучной категорией, а творческое мышление -- психологическим понятием. При этом использование термина «творчество» в сугубо психологическом контексте обозначает скорее всю совокупность результатов творческого мышления, его условия, введение в практику продуктов творческого мышления. Творческое же мышление является качественно специфичной психической функцией, психическим процессом, суть которого заключается в особых механизмах протекания психической деятельности.
Суть творческого мышления сводится, по Я.А. Пономареву Пономарев Я. А. Психология творчества [Текст] / Я. А. Пономарев. - М. : Наука, 2008., к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом. Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания. Второй признак творческого мышления - спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин. Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как системе, порождающей активность индивида.
Прежде чем излагать взгляды психологов на проблему творческого мышления, рассмотрим некоторые факты, которые помогут лучше понять сформулированные дальше положения, касающиеся данного вида мышления. С самого начала отметим, что творческое мышление не всегда связано только с одним из видов мышления, скажем, словесно-логического, оно вполне может быть и практическим и образным.
Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений. Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий. До середины ХХ века психология связывала творческие способности с умственным развитием. Потребность определять умственные способности привела к созданию IQ-тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта.
Наиболее существенное преимущество традиционного интеллектуального поиска по сравнению с творческим состоит в том, что он гарантированно приводит к достижению приемлемого результата. Но это возможно лишь при нескольких допущениях:
1. Проблема или задача в принципе имеет единственно правильное решение или четко ограниченный круг верных решений.
2. Известен алгоритм решения данной задачи.
3. Имеются полные и верные исходные данные для ее решения.
Таким образом, при традиционном мышлении требуется верность, правильность каждого шага в решении проблемы. Если где-то совершена ошибка, то и конечный результат окажется неверен. В качестве примера можно привести решение математических или физических задач: очевидно, что если на каком-то этапов мы совершаем ошибку и не замечаем этого, то при совершении последующих действий эта ошибка никуда не исчезнет, а, скорее всего, будет лишь накапливаться, усиливаться. Конечный результат, естественно, тоже окажется неверным.
В творческом мышлении ошибочность какого-то конкретного шага не обязательно ведёт к некорректности общего результата. При творческом мышлении для нас важно не столько то, насколько верны те или иные элементы информации, сколько то, насколько окажется полезным то или иное их сочетание, позволит ли оно увидеть проблему в новом ракурсе, разглядеть возможные способы её решения. Итак, если мышление - это интегратор интеллекта, то творческое мышление, основанное на единстве ассоциативных процессов, являясь обобщенным и высшим свойством мышления, является инструментом этой интеграции, средством систематизации и взаимовключения психических функций друг в друга. Это подчеркивает адаптивную природу творческого мышления - оно является необходимым условием полноценного развития всей системы интеллектуальных функций человека.
Один из первых исследователей творческого мышления Дж. Гилфорд выделил четыре его особенности:
1. Оригинальность, необычность идей.
2. Семантическая гибкость - способность видеть объект под разными углами зрения.
3. Образная гибкость - способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны.
4. Способность использовать разные идей в неопределенной ситуации.
Используя данные самонаблюдения известных учёных, Грахам Уоллес разграничил 4 стадии творческого процесса: подготовка, созревание, озарение и проверка истинности. Центральным специфическим творческим моментом считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной объективному анализу. Озарение, творческий акт - это всегда шаг в неведомое. То, что предстает в результате вольного или невольного совершения этого шага, для одних оборачивается драмой, раскрывая перед ними то, к восприятию чего они внутренне не готовы, для других - приливом жизненной энергии, восторгом, преклонением перед гармонией, совершенством и необъятностью мира, открывающегося им. мышление творческий психологический индивид
Таким образом, творческое мышление отличается оригинальностью, гибкостью, образностью. В основе творческого мышления лежит синтез логического мышления и воображения. Эти процессы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса.
2. Особенности творческих профессий
Во многих профессиях есть некий элемент творчества. Но существует целая группа профессий, которые относятся к творческим. Для таких специальностей очень важен талант, без которого в этой области не возможно развиваться. Задача творческих специалистов - это создание чего-то нового, на основе уже существующих культурных ценностей. Человек, который трудится в этой сфере, должен полагаться больше на свою чутье, интуицию и внутренние ощущения, недели на рациональные вещи. Стать представителем творческой профессии не просто, для этого нужно задатки. Хотя считается, что талант можно приобрести, если упорно заниматься. К творческим профессиям можно отнести такие, как музыкант, художник, скульптор, режиссер, актер, писатель, фотограф, массовик затейник, модельер, журналист, ведущий и многие другие. Выбирают данные профессии люди одаренные, которые могут создавать принципиально новые вещи. Таким профессиям сложно обучать, хотя существуют специальные школы и курсы. Люди искусства всегда востребованы.
Люди творческих профессий обладают особым чувством: они имеют личностный подход, видят все происходящее в особом свете и главное они умеют самовыражаться при помощи своей специальности. Сегодня творческие профессии насчитывают множество пунктов, и всех их объединяет одно качество - это полезная деятельность с применением своих творческих потенциалов и особого видения и мышления.
Профессии данной сферы являются модными, востребованными и современными. Веб - дизайнеры, артисты, аниматоры, флористы, стилисты - парикмахеры, журналисты, фотографы. Осуществляя выбор профессии, необходимо знать и помнить одно простое правило - нет высокооплачиваемых или мало оплачиваемых специальностей, есть квалифицированные специалисты своего дела, которые имеют большие шансы получения достойной заработной платы и всегда востребованы на рынке труда.
Трудно ответить, какая из профессий самая творческая. Ведь в каждой сфере, чтобы удивить, необходимо создавать нечто новое. При этом следует так выразить собственный взгляд на мир, чтобы окружающие поняли посыл. Чтобы внести ясность, СМИ формируют рейтинги самых креативных и творческих специальностей. По версии информационного агентства РБК вершину подобных рейтингов занимала специальность веб-дизайнера. Следующие пункты разделили аниматоры, флористы, артисты, визажисты и т.д. Составители говорят, что существует 630 креативных профессий, каждая из которых способна занять первую позицию в рейтинге. Стоит отметить, что рейтинговая не означает - высокооплачиваемая. Тот, кто выбирает творческую специальность, основывается на собственные таланты. Они проявляются с раннего детства и главное - вовремя их увидеть и направить в нужное русло. Развивая творческий потенциал, личность не задумывается о рациональности собственного решения. Единственный советник - душа. Поскольку креативность преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту — гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности.
Творческим людям присущи следующие личностные черты:
1) независимость — личностные стандарты важнее стандартов группы, нон-конформность оценок и суждений;
2) открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуация конструктивная активность в этих ситуациях;
4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Часто в этом ряду упоминают особенности «Я» - концепции, которая характеризуется уверенностью в своих способностях и силой характера.
Наиболее противоречивы данные о психической эмоциональной уравновешенности творческих людей. Хотя гуманистические психологи утверждают, что творческие люди характеризуются эмоциональной и социальной зрелостью, высокой адаптивностью, уравновешенностью, оптимизмом и т. п., но большинство экспериментальных результатов противоречит этому.
Сама творческая активность, связанная с изменением состояния сознания, психическим перенапряжением и истощением, вызывает нарушения психической регуляции и поведения. Талант и креативность — это не только большой дар, но и большое наказание.
Практически все исследователи отмечают существенные различия психологических портретов ученых и деятелей искусств. Р. Сноу отмечает большой прагматизм ученых и склонность к эмоциональным формам самовыражения литераторов. Ученые и инженеры более сдержанны, менее социально смелы, более тактичны и менее чувствительны, чем деятели искусства.
По своим творческим проявлениям деятельность бизнесмена более сходна с деятельностью ученого. Ученые и бизнесмены в среднем лучше контролируют свое поведение и менее эмоциональны и чувствительны, чем деятели искусства.
В творческом процессе велика роль бессознательного, интуитивного. Интуиция, образование «удивительной смеси опыта и разума» (М. Бунге) тесно связана со способностью к творческому воображению, фантазии.
Воображение - это способность вызывать в сознании из богатства воспоминаний определенные составные части и создавать из них новые психологические образования.
Многочисленные психологические исследования позволяют также выделить целый ряд способностей, которые характеризуют творческую личность, а значит, при выявлении их у того или иного молодого человека дают веские основания прогнозировать его творческие профессиональные возможности в будущем.
Прежде всего это стремление к оригинальности решения, поиски нового, раскованность мышления.
Любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления.
Действительно, творческая личность в основе своей чужда конформизму. Именно независимость суждений позволяет ей исследовать пути, на которые из боязни показаться смешными не осмеливаются вступить остальные люди. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. В то же время он мало догматичен, и его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков могут быть весьма неоднозначными. Нестандартность подхода к решению проблемы, необычайность, "дикость" суждения как раз отличает творческую личность.
3. Исследование интеллекта у людей творческих и нетворческих профессий
Интеллект представителей разных профессий
Теория Гарднера доказывает, что все люди умны от природы и у каждого из нас развиты определенные грани ума. Каждому виду интеллекта присущи определенные черты, которые влияют на выбор профессии. Следует отметить, что внутри профессии люди уже оказываются в определенной степени подобранными по интеллекту. Если бы внутри одной какой-либо сложной профессии мы наблюдали представителей всего спектра интеллектуальных возможностей, то перед нами предстала еще более впечатляющая картина. Однако этого не происходит, и люди с недостаточным когнитивным развитием не выбирают сложных профессий или отсеиваются на подступах к ним.
Наиболее полную картину в этом плане мы находим в Руководстве к Тесту для отбора персонала Вандерлика. За несколько десятилетий применения теста собраны данные об интеллекте претендентов на замещение самых различных должностей. Эти данные показывают, что существует значительная разница в интеллекте между претендентами на разные профессии.
Анализ существующих данных следует предварить описанием применяемых в психологии способов количественной оценки показателей интеллекта. Таких способов несколько: коэффициент интеллекта, процентили, стены и т. д. Далее приводимые в этой статье данные будут отражать наиболее распространенный показатель – коэффициент интеллекта (КИ или IQ). Для подсчета коэффициента интеллекта среднее значение выборки принимается за 100 баллов, а стандартное отклонение – за 15 или 16 баллов. При таком способе подсчета с учетом нормального характера распределения интеллектуальных показателей наиболее распространенными оказываются значения интеллекта, близкие к 100 баллам. В пределах одного стандартного отклонения от среднего значения, т. е. между 85 и 115 баллами, находится 68 % процентов населения.
В границы двух стандартных отклонений, т. е. между 70 и 130 баллами, входит уже более 95 % людей. Обычно уровень выше 130 баллов принимают как границу умственной одаренности, а уровень ниже 70 баллов – как черту умственной отсталости. При этом необходимо осознавать условность этих границ, подобно тому как условна, например, граница, отделяющая высоких людей от не очень высоких – это 170 см, или 180, или 190?
Лишь 1 % людей имеет коэффициент интеллекта, превышающий 136 баллов, а уровня в 145 баллов достигает лишь один человек на несколько десятков тысяч.
Если рассмотреть теперь уровень интеллекта представителей различных профессий, то окажется, что он неоднороден. Средний коэффициент интеллекта лиц, претендующих в США на должность нотариуса, исследователя-аналитикаили менеджера по рекламе, составляет около 120 баллов. Средний интеллект кандидатов на должность сторожа или упаковщика – не более 90 баллов (Wonderlic Personnel Test, 1992). Вообще средний интеллект американцев, занятых квалифицированным трудом (адвокатов, ученых, врачей и т. д.), оценивается в 114 баллов (Storfer, 1990, p. 206). Если учесть, что интеллект в 114 баллов и выше показывают менее 20 % населения, то становится понятным, что в современных условиях повышения роли сложных профессий интеллектуальный потенциал наиболее развитых стран оказывается недостаточным для обеспечения собственных потребностей и возникает необходимость «импорта мозгов».
Представители одной профессии представляют собой относительно гомогенную в плане интеллекта выборку. Стандартное отклонение коэффициента интеллекта для представителей одной профессии составляет около 8 баллов, что практически вдвое ниже, чем в среднем по популяции (Hunter, Schmidt, Judiesch, 1990).
. Интеллект и творческие достижения
Исследования живущих выдающихся людей – ученых, политиков, деятелей искусства – осуществить достаточно трудно, поскольку такие люди весьма дорожат своим временем, а доступ к ним непрост. Тем не менее, известно, по крайней мере, одно систематическое исследование психологических особенностей крупных ученых, проведенное в начале 1950- х годов Энн Ро (Roe, 1952, 1953). Ро провела исчерпывающее интервьюирование и тестирование 64 виднейших американских ученых в области физики, биологии, психологии и антропологии. Характерной особенностью ученых оказался чрезвычайно высокий психометрический интеллект. Ро использовала три шкалы интеллекта – вербальную, пространственную и математическую. Медианное значение показателей выдающихся ученых по первой из них составило 137 баллов, по последней – 166, результаты по пространственному интеллекту были промежуточными. Индивидуальные значения варьировались от 121 до 194 баллов. Учитывая, что IQ более 136 баллов демонстрирует 1 % населения, а значений в 166 баллов достигают сотые доли процента, показатели ученых следует расценить как сверхвысокие.
Также очень высокие показатели, превышающие 140 баллов, зафиксировал по Терменовскому тесту понятийного интеллекта (Termen Concept Mastery Test) Ф. Бэрон в своем исследовании творческих писателей (Baron, 1963).
Таким образом, исследования приводят к заключению, что выдающиеся в творческом отношении люди показывают очень высокие результаты по тестам интеллекта.
II Глава. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
1. Взаимосвязь уровня интеллекта и креативности у студентов творческой специальности
В психологии существует, по крайней мере, три точки зрения на взаимоотношения этих двух общих способностей.
Одни исследователи (Д.Векслер, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стенберг и др.) рассматривают интеллект творчество как единую человеческую способность высшего плана. В данном случае речь идет не просто о том, что это единая способность, а о том, что творчество производное интеллекта. Высокий интеллект – высокие творческие способности. Низкий интеллект – никакого творчества невозможно. Способность к любому виду творчества (научному, художественному) обеспечивается, прежде всего, высокими значениями общего интеллекта
Существует множество эмпирических данных, подтверждающих пресловутое единство интеллекта и творчества. Еще в 1921 году Л. Термен начал длительное исследование по изучению жизненного пути юных интеллектуалов. Из школ Калифорнии было отобрано более полутора тысяч младших школьников, единственное, чем отличающихся от своих одноклассников, так это высоким IQ (свыше 135). А из их менее умных одноклассников была сформирована контрольная выборка. Прошло пять, одиннадцать, тридцать и шестьдесят лет, и каждый раз оценивался уровень достижений интеллектуалов и их контрольных собратьев. Наряду с прочими показателями оценивались и творческие достижения выросших детей. Немного цифр. В конце концов, к началу 50-х интеллектуалы опубликовали 67 книг (21 – художественные произведения, 46 – научные монографии), получили 150 патентов на изобретения, 78 стали докторами философии, 48 – докторами медицины, 47 вышли в справочник «Лучшие люди Америки» за 1949 год и т.д. Не интеллектуалы тоже добились определенных успехов, но в тридцать раз реже и ниже. Интересно, что средний доход интеллектуала оказался в 4 раза выше среднего дохода на душу населения. Практически все добились высокого социального статуса. И практически все чрезвычайно успешно адаптировались в обществе . И это неудивительно. Ведь интеллект – это, прежде всего, высшая адаптационная способность, дающая своим носителям возможность приспособиться к изменяющимся условиям окружающего мира.
Но другие исследователи категорично утверждают абсолютную несводимость творчества к интеллекту. Творчество – это не адаптация к миру, а его преобразование - утверждают они. А причиной творчества является именно дезадаптация человека, его неприспособленность к окружающему природному и социальному миру. Глубинной причиной любого человеческого творчества В.М.Вильчек видел первичное изначальное отчуждение человека от природы и мира в целом. Именно дезадаптированный, неприспособленный к окружающей реальности человек начинает творить, в глубине души своей, надеясь творчеством преодолеть отчуждение… А. Адлер считал творчество средством компенсации открытого им самим комплекса неполноценности. Эмпирические исследования показали, что творчески одаренные дети, часто переживают серьезные проблемы в личностной и эмоциональных сферах, не могут найти друзей, считаются изгоями в классе, подвергаются насмешкам и так далее. И, кстати, у многих таких детей уровень реальных достижений (например, школьные отметки) ниже их реальных возможностей, что еще сильнее ухудшает их самочувствие.
Пожалуй, самым первым в науке творчество и интеллект противопоставил Дж. Гилфорд. Он опирался на свою собственную теорию двух видов мышления: конвергентного и дивергентного. Конвергентное мышление (сходящееся мышление), оно направлено на анализ всех имеющихся способов решения задачи, с тем, чтобы выбрать из них – единственно верный. Конвергентное мышление лежит в основе интеллекта. Дивергентное мышление – это мышление «идущее одновременно во многих направлениях», оно направлено на то, чтобы породить множество различных вариантов решения задачи. Дивергентное мышление лежит в основе творчества.
В.Н. Дружинин также рассматривал интеллект и творчество, как две различные общие способности, он связывал их существование с процессами переработки информации. Творчество отвечает за преобразование имеющейся у человека информации и порождение бесконечного множества новых моделей мира. Интеллект - за применение этой информации в реальной практике, и, в конечном счете, все за ту же адаптацию к окружающему миру.
Третью точку зрения на соотношение интеллекта и творчества можно назвать примиряющей. Ее авторы пытаются сгладить непримиримость двух первых позиций. Интеллект и творчество вроде бы и разные факторы, но в то же время между ними есть определенная взаимосвязь. Как таковых творческих способностей нет, считают личностно ориентированные психологи (А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская и др.), и вообще творческая активность больше определяется особыми чертами личности (любознательностью, рискованностью и т.п.), чем способностями. Однако для проявления этой активности необходим высокий уровень интеллектуальной одаренности. Наиболее разработанной моделью этого плана выступает концепция «интеллектуального порога» Е. Торренса. При низких и средних значениях IQ интеллект и творчество (до 115 -120) выступают как единый фактор, т.е., люди с низким интеллектом почти не обладают творческими способностями, люди со средним интеллектом – немного обладают. И только при IQ свыше 120, интеллект и творчество становятся независимыми факторами.
Для объяснения этого факта обычно привлекается теория межполушарной асимметрии, утверждающая, что вербальные, математические способности (а значит и интеллект, измеряемый большинством тестов) больше связаны с левым полушарием, а художественные, музыкальные способности с правым,что предполагает между ними скорее антагонизм, чем корреляцию. Впрочем, строгих эмпирических доказательств этому нет.
Это то, что касается обычных взрослых людей со способностями чуть выше среднего, которые могут использовать наш тренинг для развития своего потенциала. Однако связи между умом и творчеством гораздо сложнее и не исчерпываются хорошей нормой.
Как известно первые орудия труда создал потомок австралопитека - человек умелый, которого некоторые авторы до сих называют австралопитеком умелым, живший около 2 миллионов лет назад. Интересно, что это открытие делалось ни один раз. Раскопки показывают, человеки умелые то начинали пользоваться каменными «чопперами», то на сотни - тысячи лет переставали это делать, видимо пока не рождался очередной одаренный человек и не открывал каменные орудия снова. Огонь смог приручить архантроп, живший примерно полтора миллиона лет назад
Первую одежду стали жить неандертальцы, они же изобрели каменные топоры примерно 200 тыс лет назад. «Европейские неандертальцы смогли пережить суровые зимы ледникового периода только благодаря тому, что создали для себя теплый микроклимат с помощью одежды и обогреваемых жилищ. Они уже знали, как разводить огонь, высекая искры из кусков колчедана.
Мозг всех этих предков уступал мозгу современного человека, а лобные доли были сглажены, по всей вероятности и уровень интеллекта их был значительно ниже современного и скорее всего не превосходил IQ ребенка, и или умственно отсталого взрослого. Логично предположить, что при таком уровне психического развития интеллект и творчество составляли пока неразрывное целое.
2. Взаимосвязь интеллекта и творчества
Уровень развития интеллекта — это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуального пути. Общий интеллект понимается как сложное интегральное качество психики, определенный синтез свойств, обеспечивающий в совокупности успешность любой деятельности. Интеллектуальное развитие — это гарант поступления абитуриентами в выбранный ими вуз. Но не только уровень интеллекта говорит о высокой адаптивности в жизни, это еще, конечно, и творчество, уровень креативности. Изучение творческих способностей сегодня актуально и значимо. Наличие творческих способностей у студентов оказывает положительное влияние как на значимые достижения в будущей профессиональной деятельности (творческой деятельности), так и на личностное развитие будущего профессионала. Статус дизайна в современном мире растет и миссия дизайнера, который формирует образ предметно-пространственной среды. Своей деятельностью дизайнер, как профессионал, влияет на развитие способностей человека чувственно воспринимать действительность, которая постоянно и стремительно меняется. На современном этапе своего развития дизайн уже перестал быть просто способом оформления вещей, он вышел также и за пределы функциональности. Дизайн стал формой самовыражения и формой самосовершенствования бытовой жизни. Дизайнеры в течение длительного времени были лишены профессиональной информации. Сейчас очень быстро этот дефицит возобновляется, способствует этому и соответствующая подготовка специалистов этой отрасли в средних профессиональных и высших учебных заведениях такого профиля. Художественные дисциплины, которые изучают студенты, насыщают их нужной информацией, дают теоретические основы, обеспечивают методикой выполнения дизайн-проектов, то есть предоставляют соответствующий инструментарий и создают условия для профессионального становления и роста специалиста. Таким образом, происходит формирование таких профессиональных качеств дизайнера, как: Умение ориентироваться в культурологическом и художественном пространстве и применять необходимый материал в своем творчестве; Умение воспринимать и отражать реальность под соответствующим углом зрения, то есть в контексте определенной культуры, стилистического направления и т. п.; Умение оперировать необходимым инструментарием — изобразительно-выразительными средствами декоративного искусства, а именно: композиционными закономерностями декоративного искусства, фактурно-текстурными особенностями материалов. Развитие творческих способностей необходимо и значимо, особенно у студента-дизайнера: это повышает уровень адаптации и стрессоустойчивости. В настоящие время, не так как в прошлых столетиях, креативная составляющая личности несёт в себе не просто ее развитие, но и создаёт культуру общества. Такой термин как «творчество» указывает, и на деятельность личности, и на созданные ею ценности. Творчество — это, прежде всего, отображение сущности человека, его отношения к окружающим реалиям жизни, его желания, мечты, чувства, стремления, которые и двигают человечество вперёд. Креативность — это способность к творчеству, способность продуцировать оригинальные идеи, придумывать, находить и видеть мир по-новому. Высокий уровень творческих способностей — одно из важных профессионально-личностных качеств дизайнера. Сформированность творческих способностей у студентов-дизайнеров говорит о продуктивной профессиональной деятельности, а также о повышении уровня профессионализма, компетентности, что способствует движению к индивидуальному стилю работы. Творчество может проявляться в различных формах, а также не проявляться, что может быть обусловлено закономерным профессионально-личностным движением «кате», где преодоление низших границ будет продуцировать качественно новое движение - развитие.
3. Интеллект и творческие способности
Способности - это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения, то есть характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности -- прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.
Талантом называют такую совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, высшим совершенством и общественной значимостью.
Гениальность - высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной сфере творчества, «создавать эпоху».
Разделяют общие и специальные способности:
1) общие способности обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;
2) специальные способности - это система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.
Каждая способность имеет свою структуру, в которой различают ведущие и вспомогательные свойства. Например, свойствами литературных способностей являются: особенности творческого воображения и мышления, яркие, наглядные образы памяти, чувство языка, развитие эстетических чувств. А ведущими свойствами математических способностей являются: умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкий переход от прямого к обратному ходу мысли. Для педагогических способностей ведущими являются: педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний.
Выделяют следующие уровни способностей:
1) репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью).
2) творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).
Талантливость предполагает наличие различных творческих способностей.
Творческие способности делятся на три основные группы:
1. Способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);
2. Способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);
3. Умственные способности.
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. С начала XX века предпринимались попытки измерить способности (зарубежные психологи Айзенк, Кеттел, Спирмен, Бине и др.). Для измерения способностей использовались тесты. Но более верный путь определения способностей -- это выявление динамики успехов в процессе деятельности. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладении деятельностью может достигаться различными путями. Так, недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.
Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.
«Интеллект -- это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами» (Векслер), т. е. интеллект рассматривают как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Какова структура интеллекта? Существуют различные концепции, пытавшиеся ответить на этот вопрос. Так, в начале века Спирмен (1904 г.) выделил генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, служащий показателем специфических способностей. С точки зрения Спирмена, каждый человек характеризуется определенным уровнем общего интеллекта, от которого зависит, как этот человек адаптируется к окружающей среде. Кроме того, у всех людей имеются в различной степени развитые специфические способности, проявляющиеся в решении конкретных задач.
Позже Тёрстоун (1938 г.) с помощью статистических методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь следующих потенций:
1) счетную способность, т. е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
2) вербальную (словесную) гибкость, т. е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова;
3) вербальное восприятие, т. е. способность понимать устную и письменную речь;
4) пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
5) память;
6) способность к рассуждению;
7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами или изображениями.
Позже Гилфорд (1959 г.) выделил до 120 факторов интеллекта, исходя из того, для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим).
По мнению Кэттела (1967 г.), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.
«Кристаллический» интеллект образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков.
Хебб (1974 г.) с несколько иных позиций рассматривает интеллект. Он выделяет интеллект А - это тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности. Что касается интеллекта В, то он формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как совершает умственные операции человек. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.
Развитие интеллекта зависит от врожденных факторов: генетические факторы наследственности, хромосомные аномалии.
Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.
1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
Особняком стоит концепция Д. Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям.
2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
То есть у людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень, лежит в области IQ (коэффициента интеллекта), равного 120. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллектуальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту.
Предположение Торренса на удивление хорошо соответствует данным Д. Перкинса, согласно которым для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера.
3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уаберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была посвящена исследованию интеллекта у людей творческих процессий. Ее целью было изучить творческие способности студентов гуманитарных и технических специальностей. Цель работы достигнута, реализованы ее основные задачи.
Так, к теоретическим результатам можно отнести следующие положения:
1. Творчество – довольно сложное и объемное понятие. В науке нет такого определения творчества, с которым были бы согласны все. Однако, ученые и исследователи сходятся в одном – творчество предполагает выход за рамки, создание чего-то нового и ценного для общества.
2. В обществе принято мнение, что люди типа «Человек-Человек» или «Человек-Художественный образ» более способны к творчеству. Можно предположить, что гуманитарная среда обучения дает больше возможностей к проявлению себя как творческой личности.
3. По данной теме были проведены исследования, которые, однако, в основном распространялись на людей школьного возраста, а по вопросу творческих способностей студентов не было получено четких данных.
К эмпирическим результатам работы относится следующее:
1. Для данной выборки преобладает невысокий уровень творческих способностей (ниже среднего);
2. При визуальном анализе графиков и гистограмм можно заметить, что уровень творческих способностей студентов гуманитарных специальностей выше;
3. Статистическая обработка результатов выявила значимые различия и подтвердила гипотезу о том, что уровень творческих способностей в подвыборке студентов гуманитарных специальностей выше уровня творческих способностей в подвыборке студентов технических специальностей.
В дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными, так как имелось много факторов, которые могли повлиять на результат.
В современных условиях развитие способности к творчеству считается одной из целей образования. Тем не менее, выделяют профессии гуманитарные и технические. В первых есть больше возможностей проявить себя как творческого человека, выходя за существующие рамки и создавая что-то новое и ценное. Можно предположить, что молодые люди, в частности, студенты, выбравшие гуманитарные профессии, имеют больший уровень креативности, чем студенты-«технари». Данное исследование проводилось с целью попытки найти ответ на вопрос – действительно ли у студентов гуманитарных специальностей уровень творческих способностей выше? В этом заключается его практическая значимость.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов. ун-та, 1983. – 173 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство "Наука", 1976. – 302 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
- Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. – 368 с.: (Серия "Мастера психологии")
- Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984. – 270 с.
- Отличительные особенности творческой личности. - [Эл. Док.]
- Петрайтите А.М. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией-интроверсией // Вопросы психологии.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: "Питер", 1999. – 720 с.: (Серия "Мастера психологии")
- Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. – М: ВНИИПИ, 1988. – 126 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 182 – 195.
- Поведение человека в толпе групп
- Прикладное значение идей гуманистической психологии
- Банковская информация и обеспечение банковской тайны
- Индивидуальное предпринимательство (Понятие и сущность предпринимательской деятельности в РФ)
- Барьеры на пути эффективных коммуникаций
- Организационные аспекты закупки и поставки товаров в коммерческие предприятия (Содержание коммерческой работы по организации закупочной деятельности (понятие, функции, причины, этапы))
- Особенности права собственности (Понятия и признаки собственности)
- Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Сущность и понятие налоговой системы)
- Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятия «эмоции» и «эмоциональное состояние»)
- Психосемантика рекламы (Понятие и предназначение рекламы как феномена психологического влияния)
- Анализ методик диагностики агрессивности
- Анализ методов диагностики агрессивности