Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Исследование проблемы развития воображения дошкольников

Содержание:

Введение

В современном обществе, в период бурного развития новых технологий, проблема развития воображения у подрастающего поколения становится наиболее актуальной. Как экономические, социальные, научные и другие изменения в обществе требуют от населения необходимости создания и воспитания творчески активных личностей, которые будут обладать способностями нестандартно решать жизненные проблемы, а также приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям.

Соответственно возникает важная задача по развитию творческого потенциала и воображения детей как нового поколения, так как умения и способности к созданию чего-то нового, нестандартное мышление формируется у ребенка в детском возрасте через развитие воображения. Поэтому начиная с самого младшего возраста ребенка наиболее важно уделять внимание развитию у детей фантазии, наблюдательности, речи, а также художественных и творческих способностей.

Актуальность выбранной темы исследования вызвана также участившимися тенденциями развития творческих способностей и воображения в области дошкольного образования.

Изложенные аргументы определили выбор темы исследования - развитие воображения детей дошкольников.

Объектом исследования является воображение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - программа развития воображения детей дошкольного возраста.

Основная цель написания данной курсовой работы является теоретическое обоснование, разработка и апробация программы развития воображения детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- дать анализ понятия «воображения» в научной литературе;

  • рассмотреть особенности воображения детей дошкольного возраста;
  • описать основные методы, формы и приемы развития воображения у детей дошкольного возраста;
  • провести организацию и методы исследования (диагностики) уровня развития воображения в средней группе;
  • разработать и апробировать программу развития воображения для дошкольников;
  • проанализировать результаты научного исследования.

Теоретической базой для написания работы и составления программы развития воображения дошкольников явились труды таких авторов как Борисенко М.Г., Гаврюшкиев С., Даржинова С.В. , Истратова О. Н. , Куликанова Е.В. , Могильникова А.Н., Зайнуллин А.М. , Назарова М.В., Назарова Т.В. и других.

Практическая значимость исследования заключается в том, что она является комплексным исследованием проблемы развития воображения детей дошкольного возраста, содержит методики диагностики уровня развития детского воображения. На основе теоретического материала разработана программа занятий, направленная на развитие воображения дошкольников в условиях детского сада, которая может непосредственно применяться в дошкольных образовательных учреждениях, а также самостоятельно родителями в домашних условиях.

Исходя из поставленной цели и задач исследования, данная курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы .

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития воображения дошкольников

    1. Особенности воображения детей дошкольного возраста

Воображение человека зависит от многих факторов: возраста, умственного развития, индивидуальных особенностей личности, а также от процесса обучения и воспитания. Для того, чтобы правильно построить процесс обучения и воспитания, а также развития воображения у детей дошкольного возраста, необходимо выявить особенности воображения у детей дошкольного возраста.

Очевидно, что воображение у ребенка дошкольного возраста и у взрослого различное, работает иначе.

Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого, несмотря на то, что до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, так как они живут больше в фантастическом мире, чем в реальном. Однако, интересы у ребенка проще и элементарнее, его взаимоотношения с внешней средой не такие сложные и многообразные, как у взрослого человека, а это все является главными факторами, которые и определяют работу воображения.

В процессе развития ребенка развивается и его воображение. Именно поэтому труды настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности относятся только к уже созревшей взрослой фантазии.

Кириченко К.В. отмечал, что основной закон развития воображения проходит в трёх стадиях:

  • детство и отрочество - господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
  • юность - сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
  • зрелость - подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно

слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни.

До трехлетнего возраста воображение у детей существует внутри других психических процессов.

В этот период у детей познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

В три года начинает формирование словесных форм воображения и в данном периоде воображение уже выступает как самостоятельный процесс.

Ребенок в данном возрасте способен замещать одни предметы другими, также использовать одни предметы в роль других. При этом воображение ребенка будет приковано к тому предмету, который он видит и может обыграть.

В этом возрасте у детей преобладает репродуктивное воображение, которое механически воспроизводит полученные ими впечатления в виде образов. Этими впечатлениями могут выступать те, которые получены детьми в результате восприятия действительности - игр с детьми и взрослыми, поездки, прогулки и путешествия, прослушивания сказок, чтения книг, просмотра мультфильмов и т.д.

В данном типе воображения еще немного точного сходства с реальностью и нет творческого отношения. Сами образы восстанавливают действительность, опираясь не на интеллектуальную, а больше на эмоциональную основу. В них зачастую воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него определенную эмоциональную реакцию, что было для него наиболее интересным и запоминающимся.

В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым. Дети в младшем дошкольном возрасте еще не способны полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать.

Однако воображение играет в жизни ребенка очень большую роль, больше, чем в жизни взрослого. Оно проявляется в детстве чаще, а также детское воображение допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Особенностью воображения детей дошкольного возраста является то, что дети верят в то, что придумывают. Воображаемый мир не так отграничен у них от реального, как у взрослых. Поэтому и переживания, эмоции, которые вызваны у дошкольника воображаемыми действиями и событиями значительно сильнее и красочнее [14, с. 95].

Дети в 3-5 лет могут оплакивать судьбу колобка или зайчика, угрожать злому волшебнику, ругать злодея, выдумывать пути спасения от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах, на сцене), вызывает у детей наиболее сильные эмоции, дети верят в воображаемого персонажа и искренне хотят ему помочь и т.д.

Повышенная эмоциональность также является отличительной особенностью воображения детей дошкольного возраста. Придуманные персонажи, герои мультфильмов и сказок, приобретают для ребенка личную значимость и живут в его сознании как совершенно реалистичные.

В возрасте 4 - 5 лет ребенок начинает или уже умеет планировать свою деятельность, составлять в уме некий план предстоящих ему действий [7, с. 54].

В этот период воображение детей развивается по другому. Отрицательные эмоциональные переживания символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я».

В 6 - 7 лет воображение носит уже активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуются специфичностью и содержательностью, начинают появляться элементы творчества [7, с. 137].

В данном возрасте у детей начинает появляться произвольность в запоминании, воображение из механически воспроизводящего действительность начинает превращаться в творческое. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер.

К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире [16, с. 338].

Главным видом деятельности, в котором проявляется творческое воображение детей старшего дошкольного возраста, выступают сюжетно ролевые игры.

Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет аффективно-защитную функцию. Воображение предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи.

Познавательное воображение в старшем дошкольном возрасте изменяется, оно становится более управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели, образ воображаемого предмета или существа, образ действия с предметом или с существом и т.д. Воображение перестаёт только сопутствовать рассматриваемым рисункам, прослушиваемым сказкам. Оно приобретает самостоятельность, отделяясь от практической деятельности.

Воображение в старшем дошкольном возрасте объединяется с мышлением в процессе творчества, в процессе которого воображение выполняем специфическую функцию - оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует её разрешению.

Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события. Ребёнок начинает контролировать и определять характер своего воображения - воссоздающего или творческого. При этом он сам контролирует движение образов воображения.

Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий [14, с. 92].

В этом возрасте ребёнок уже осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения.

В рамках данного этапа аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путём многократного варьирования в игре, рисовании и других видах продуктивной, творческой деятельности. В случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются к замещающему воображению.

В старшем дошкольном возрасте творчество ребёнка носит проективный характер, что символизирует устойчивые переживания. Творческие виды деятельности могут выступать как способы компенсации травмирующих переживаний.

Итак, основными особенностями воображения в дошкольном возрасте является то, что:

  • воображение приобретает произвольный характер, предусматривающий создание образов, планирование и реализацию замыслов;
  • воображение превращается в особую деятельность - фантазирование, с помощью которого ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
  • воображение сводится на внутренний план, отходит необходимость у ребенка в наглядной помощи для создания образов [3, с. 175].

В качестве особенностей воображения у детей дошкольного возраста можно отметить и некоторые опасности, связанные с развитием воображения у детей. Одна из которых - появление детских страхов. В возрасте четырех- пяти лет у детей могут возникать различные страхи - боязнь темноты, «бабаек» и прочего.

Возникновение подобных страхов у детей является спутником и своего рода показателем развивающегося воображения. Явление это нежелательное, и в случае появления страхов, необходимо помочь ребенку избавиться от них. Надо стараться не допускать на детей воздействий, которые могут травмировать и вызвать в воображении образы, которых ребенок будет бояться.

Вторая опасность, которая таится в развитии детского воображения, это то, что ребенок может полностью уйти в мир своих фантазий. Ведь уже со старшего дошкольного возраста все выдуманные ситуации ребенок может проигрывать про себя, никак не сопровождая это внешними действиями. В этом и таится опасность ухода от реальности в мечту, фантазию. Жить без мечты невозможно, но если ребенок живет только ими, и не воплощает их в жизнь, не очень хорошо [22, с. 105].

Поэтому очень важно начиная со старшего дошкольного возраста помогать ребенку воплощать свои мечты и идеи в реальность, помочь подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным.

1.2 Методы, формы, приемы развития воображения дошкольников

Важность и значение воображения в жизни дошкольника была рассмотрена выше.

Именно поэтому в настоящее время перед каждым родителем, воспитателем и в целом дошкольным учреждением стоит важная цель развития творческого воображения у подрастающего поколения.

Воображение ребенка динамично формируется и активно развивается с помощью различных «детских» видов деятельности, такие как игры, многообразные разновидности художественного творчества, лепки, конструирования, чтения сказок, просмотра мультфильмов, самостоятельного сочинительства и т.д. [8, с. 136].

Детское воображение - это далеко не бесполезное действие, и без него во взрослой жизни невозможно достигнуть определенных высот. Когда кроха фантазирует, его мозговая активность активно развивается. Именно поэтому при ежедневных прогулках следует уделять внимание различным фантазиям. Ребенка непременно нужно хвалить за выдумки, и ни в коем случае не ругать, идеальным вариантом станет процесс совместного фантазирования.

Рассмотрим наиболее популярные методы, приемы развития воображения дошкольников. Они схематично указаны на рисунке 1.

Рисунок. 1. Методы развития воображения дошкольников

Основополагающим методом развития воображения у дошкольников является игра. В ней воображение ребенка проявляется наиболее широко.

Игровая деятельность - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, характеризующийся воспроизведением в специфической форме действий и отношений взрослых [10, с. 28].

Игра для детского воображения жизненно необходима. С помощью игр ребенок делает для себя первые открытия, учится владеть собственным телом, осваивает тонкости разговорной речи, учится активно думать и фантазировать.

Воображение формируется и развивается в различных видах игровой деятельности: релятивной, социальной, дидактической, ролевой и др.

Среди дидактических игр можно выделить три вида, которые наиболее успешно сплавляются с задачей развития воображения, это:

  • словесные - когда ребенок вместе со взрослыми рассуждает, анализирует, отвечает на вопросы, выполняет различные задания, при которых происходит обмен мнениями;
  • настольно - печатные - когда в игре используются различные карточки, поля для игровых действий, картинки, пазлы и готовые печатные игры с определенными правилами;
  • игры с игрушками и предметами - когда дети используют в играх детскую посуду, транспорт, куклы, домики и прочие элементы [5, с. 569].

Такая игровая деятельность отражает представления ребенка об окружающем его мире. В ходе игр дети имеют возможность получить информацию о человеческих взаимоотношениях, природных явлениях и животных, видах труда, различных событиях и т.д.

В связи с этим важным условием для развития воображения, как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях, должны быть созданы соответствующие условия, иметься достаточные наборы для игр детей, однако игрушек не должно быть и слишком много чтобы избежать рассеивания внимания.

Основным условием в любого вида игре является ее соответствие возрасту ребенка и уровню его интеллектуального развития. Ребенок должен понимать предназначение той или иной игрушки, уметь с ней обращаться, игра должна вызывать интерес и желание поиграть. Слишком простые игры могут не заинтересовать ребенка, а слишком сложную игру он может не понять. Поэтому все игры должны развивать способности ребенка, способствовать его развитию в целом, формировать навыки самоорганизации.

Предметные и ролевые игры помогают сформировать навык моделирования ситуации, что является крайне важным аспектом.

Особенностью игр является направление дошкольников на моделирование мира через последовательности сюжетных событий, воссоздающих целостные жизненно-смысловые контексты [18, с. 48].

Совместно с развитием сюжетов игр развиваются и возможности творческого воображения ребенка, накапливается материал, пробуждающий и развивающий фантазию ребенка.

Поэтому игры старших дошкольников уже с более сложным содержанием, часто это длительные творческие игры.

Длительная творческая игра является высшей ступенью развития игры. Ее особенность в том, что она возникает по инициативе самих детей, которые самостоятельно берут на себя роли, хотят развивать сюжет, проявляют в игре больше вымысла, творчества в выборе действий, при распределении ролей, выборе материалов и т.д. Основным признаком является то, что у ребенка появляется устойчивый интерес к выполняемой им роли, и к определенной теме игры [25, с. 1053].

Развитие детского воображения в игре зависит во многом от характера чтения книг, от того, насколько дети проникаются чувствами, выраженными в ней. Новые впечатления поддерживают интерес к теме игры и обогащают ее содержание.

Развивающая среда для игры старших дошкольников включает в себя два основных компонента: это играющий вместе с детьми взрослый человек, и предметная среда.

Для развития творческого воображения особенно важны игры, в которые присутствуют элементы фантазирования, придумывания. При совместной игре с взрослыми дети осваивают умения комбинировать сюжетные события и в дальнейшем используют их в самостоятельных играх [19, с. 26].

Сюжетно - ролевые игры расширяют и делают богаче развитие воображения детей, так как в них возможно богатое содержание и сложные сюжеты [10, с. 33].

Для развития творческого воображения по средствам сюжетно ролевых игр необходимо:

  • развивать творческую деятельность в моделировании сюжета игры, обогащать сферы творческих замыслов детей, расширять и обогащать позитивный опыт совместной творческой деятельности детей,
  • обучать детей совместному поиску творческих решений в сложных ситуациях;
  • формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Среди многообразия видов игр важное место в развитии воображения

занимает театрализованная игра. Театрализованная игра содействует для развития творческих способностей детей, а также их познавательной активности, нравственному развитию и формированию воображения.

В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что или кого они изображают, но не всегда знают, как это надо делать. В связи с этим интонации детей в таких играх бывают маловыразительными, а движения несколько однообразными и неуверенными [6, с. 72].

Бывает, что дети испытывают неудовлетворительность и разочаровываются в театральных играх, и вместе с тем теряют к ним интерес. Для того, чтобы стимулировать творческие проявления детей в таких играх взрослым необходимо показать детям средства образной выразительности и исполнительской деятельности. К ним относят речевую, интонацию выразительность и пантомимику. Все это используется для передачи образа героя и соответствующего ему эмоционального состояния.

Такие театрализованные игры служат поддержкой при развитии познавательного и эмоционального воображения дошкольников. Очень важно в процессе таких игр создать такие взаимоотношения между детьми и взрослыми, которые будут способствовать справляться детям с возникшими проблемами, преодолевать страхи и неуверенность, обнаружить индивидуальность в творческой деятельности [24, с. 67].

Для развития творческого воображения средствами театральной деятельности необходимо:

  • развивать творческие способности детей в плане воплощения сценического образа;
  • дать представления о невербальных и вербальных средствах воплощения образа;
  • развивать познавательную активность;
  • формировать эмоциональный контроль;
  • для полноты восприятия театральной деятельности - ознакомить детей с различными видами театра: настольным театром резиновой, мягкой и дымковской игрушки; театром на фланелеграфе; пальчиковым театром с куклами бибабо и игровой - драматизацией [13, с. 33].

Для того чтобы помочь детям раскрыть свои таланты в театральной деятельности, осознать важность работы над своей ролью, вести себя на сцене непринужденно, требуется специальная актерская тренировка, задача которой - помочь освоить средства образной выразительности: интонацию, позы, жесты, мимика, пантомимика.

При регулярных занятиях театрализованной деятельностью у дошкольников развивается способность к созданию образов, развивается воображение.

Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, должны нести в себе информацию об окружающей действительности, активизировать творческое воображение ребенка, иметь развивающий и воспитывающий характер, а также соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей .

Воображение и творческое мышление тесно взаимосвязаны, так как одно не существует без другого. Поэтому для развития детского воображения, помимо игр, с раннего возраста необходимо также развивать творческие способности с помощью применения методов изобразительной деятельности, ручного труда и конструирования.

Такие виды деятельности детей, как рисование, лепка, аппликация дают возможность успешно способствовать развитию творческого воображения у дошкольников, именно поэтому данные приемы так широко применяются во всех детских учреждениях.

С помощью рисования ребенок воплощает собственные представления при помощи бумаги, красок и кисти или карандашей.

Метод рисования используется как родителями, так и во всех дошкольных учреждениях довольно широко. Область применения данного метода обширна - так можно применять как различные виды красок, гуашей, рисование мелом, песком, пластилином, солью, пастой и другими материалами. Также холстом может служить не только бумага, но и стол, посуда, стены и т.д. [23, с. 105].

Вариаций рисования огромное множество - рисование по сюжетам сказок, можно порекомендовать изобразить несуществующее животное, пейзажи и натюрморты, и многое другое.

Вся практика развития воображения с помощью рисования в младшем возрасте оптимально воспринимается при участии картинок. Возможно предоставление готового изображения, а можно предложить ребенку дорисовать что - то на собственное усмотрение. Чем старше становятся дети, тем труднее и сложнее должны становиться и задания, и техники рисования.

Поделки из пластилина, картона, бумаги, природных элементов способствуют совершенствованию креативного мышления.

Применение такой методики как аппликация не только развивает воображение, но и обеспечивает работу мелкой моторики рук. Можно проводить занятия без использования шаблонов и образцов, однако карточки с нарисованными контурами могут служить мощным инструментом для развития мышления и воображения у ребенка. На картинке изображается только контур какого - либо предмета, элемента обихода или животного, а ребенок должен угадать, кто или что это на самом деле.

На занятиях лепкой развитие детского воображения имеет свои особенности, что объясняется тем, что лепка является самым осязаемым видом художественного творчества. В лепке каждый предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. Благодаря воображению, на основе восприятия цели лепки или конкретного предмета (образца) в сознании ребенка формируется образ будущего изделия [11, с. 107].

В процессе лепки дети, как правило, изображают предметы окружающей их действительности, пользуясь такими пластичными материалами как глина, пластилин, пластик, тесто, снег, воск, влажный песок и т.д. Ребенок не только видит то, что он самостоятельно создал, но и имеет возможность потрогать, взять в руки, что то поменять и т.д.

В процессе лепки масштаб поделки не ограничивается форматом листа, как в рисовании и аппликации. Он каждый раз зависит только от самого ребенка, его замысла и идеи, от его умений и индивидуальных особенностей. Во время процесса лепки ребенок исходит из своих знаний о реальной действительности и изображает предмет со всех сторон. Следовательно, при этом процессе ему не приходится прибегать к условному изображению, что необходимо в других видах изобразительной деятельности.

Благодаря данной особенности лепки дети успешнее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без образца или показов взрослых, что также приводит к усиленному развитию воображения и творчества [15, с. 53].

Все виды изобразительной деятельности способствуют формированию у ребенка поиску новых способов изображения. В процессе лепки при надлежащем обучении данная способность к поиску нового растет лучше, так как есть ребенок может вовремя исправить ошибки (налепить, поправить руками и т.д.), может несколько раз переделывать форму, чего нельзя сделать, например, при рисовании.

На занятиях лепкой или рисованием также возможно применение игровых методов и приемов, это также будет способствовать развитию детского воображения, созданию ими выразительных образов.

Игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к изодеятельности или другому ручному труду.

В процессе лепки, рисования, конструировании можно также использовать такие игровые методы, как обыгрывание предметов, игрушек; обыгрывание готового изображения; обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения; обыгрывание изобразительного материала; обыгрывание инструментов; игровые приемы с элементами ролевого поведения и т.д. [5, с. 569].

Таким образом, только комплексный подход к организации театрализованной деятельности обусловливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей.

Можно сделать вывод, что воображение ребенка проявляется и развивается в процессе деятельности, наиболее важными видами которой являются специфические дошкольные, такие как игра, рисование, лепка, конструирование и др.

При слушании сказок, рассказов, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение [18, с. 65].

Итак, материалом для воображения ребенка и его фантазий служит вся его окружающая жизнь, все полученные впечатления, эмоции, поэтому важно, чтобы они были позитивные, радостные, достойные детства.

Характер воображения дошкольника напрямую зависит от умения преобразовывать впечатления в игре или в художественной деятельности. Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразуют уже известные, используя различные приемы воображения.

Глава 2 Исследование проблемы развития воображения дошкольников

2.1 Организация и методы исследования

Формирование воображения, как и любого познавательного процесса, определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения различных задач, что имеет особое значение для подготовки к школьному обучению. Поэтому чрезвычайно важно определение степени сформированности у ребенка различных психических процессов, в том числе и воображения.

Исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста была проведена в старшей группе МБ ДОУ «Детский сад № 15» города Краснотурьинска . Данную группу посещают 20 детей, 11 из которых девочки, и 9 - мальчики.

Выделяют 3 основные группы показателей, по которым наиболее часто оценивают уровень развития воображения детей:

  • показатели, которые характеризуют мотивационно-потребностный компонент и интерес, такие как: активное восприятие предлагаемого материала, увлеченность деятельностью, положительное отношение к творчеству, возникновение интереса, сосредоточение на задании, эмоциональная отзывчивость, образное видение, способность «входить» в изображаемые, условные ситуации; быстрота реакции и ориентировки в созданных воображаемых ситуациях; быстрота реакции и ориентировки в созданных воображаемых условиях;
  • показатели, которые характеризуют владение способами творческих действий, наличие структурных и операционных компонентов воображения, степень целенаправленности воображения, преобразование знакомого материала, создание новых комбинаций из усвоенных старых элементов, самостоятельность в поиске средств наилучшего решения задания, умение ставить себя на позицию персонажа, передачи целостности замысла в действии, нахождение оригинальных приемов решения задач;

- показатели качества продукции детского творчества: нахождение адекватных выразительно - изобразительных средств воплощения образов, сюжета, своеобразия манеры исполнения и характер своего отношения, соответствие детской продукции художественным элементарным требованиям .

Также наиболее успешно воображение детей проявляется в художественной деятельности, с помощью которой также нередко проводят диагностику развития детского воображения.

Для проведения исследования уровня развития воображения у данной группы детей были выбраны следующие методики диагностики:

Первым этапом диагностики развития воображения у детей старшей группы МБ ДОУ № 15 служит констатирующая методика Е. Торренса «Неполные фигуры». С ее помощью можно проанализировать и наглядно увидеть особенности творческого воображения у детей всей группы.

Данный тест предназначен для диагностирования и анализа креативных способностей у детей. Данная методика основана на главном свойстве воображения - видеть целое раньше частей. То есть ребенок должен «увидеть» некую картинку из представленной части, самостоятельно достроить ее.

Ход исследования: Детям были розданы листы с тремя нарисованными геометрическими фигурами - квадрат, треугольник и круг, как показано на рисунке 2. Необходимо дорисовать их таким образом, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. При этом дорисовывание разрешается как внутри, так и за пределами фигуры, а также при любом удобном для ребенка повороте листа.

Качество рисунка с точки зрения художественности, соблюдения пропорций и т.д. не должно учитываться при анализе, поскольку в первую

Рисунок 2. Раздаточный материал для проведения диагностики Е. Торренса «Неполные фигуры»

Оценка результатов по данной методике проводиться следующим образом: необходимо посчитать коэффициент оригинальности (количество неповторяющихся изображений в группе). Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и круга и квадрата в смайлик, это будет считаться повторением, и оба изображения не засчитываются ребенку.

Затем необходимо сравнить изображения, созданные каждым из детей группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превратили квадрат в телевизор, то данный рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, коэффициент оригинальности будет равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

очередь это изучение замысла композиции, многообразие возникающих у ребенка ассоциаций, его видение.

Все данные по проведенной диагностике удобнее всего занести в таблицу, в которой по горизонтали расположены фигурки, а по вертикали - имена детей. Под каждой фигуркой записывается, что изобразил ребенок. Названия повторяющихся изображений зачеркивают, и количество не зачеркнутых ответов и будет являться коэффициентом оригинальности каждого ребенка.

Затем индивидуальные значения коэффициента оригинальности суммируются и делятся на количество детей в группе, так можно вывести среднее число коэффициентом оригинальности по группе.

Таблица 1

Результаты проведения исследования диагностики по методике Е. Торренса «Неполные фигуры»

№ п\п

ФИ ребенка

Квадрат

Треугольник

Круг

КО

1

Настя П.

телевизор

елочка

солнце

0

2

Рома В.

машина

дом

цветок

0

3

Даша З.

телефон

гриб

смайлик

2

4

Костя Л.

телевизор

пирамидка

тучка

2

5

Слава П.

дом

змей

яблоко

1

6

Аня А.

окно

елочка

цветок

0

7

Оксана Г.

машина

флажок

солнце

1

8

Максим В.

книга

дом

шарик

2

9

Артем Д.

окно

смайлик

мячик

0

10

Алена З.

машина

елочка

солнце

0

11

Маргарита Д.

телевизор

дом

цветок

0

12

Вова Ж.

сумка

елочка

игрушка

2

13

Аня Я.

дом

конфета

смайлик

1

14

Рома Б.

телевизор

елочка

колобок

1

15

Света С.

машина

дом

колесо

1

16

Глеб Л.

стол

машина

солнце

1

17

Оля Р.

картина

дом

цветок

1

18

Лена К.

дом

елочка

мячик

0

19

Вероника Ш.

машина

змей

часы

1

20

Сережа У.

телевизор

дом

солнце

0

ИТОГО

16

Как видно из заполненной по проведенному исследованию таблицы, по старшей групп МБ ДОУ № 15 очень низкий уровень выполнения задания - средний коэффициент оригинальности по группе равен 0,8.

Наряду с количественной обработкой результатов можно провести и качественную характеристику уровней выполнения детьми задания.

Можно выделить, что в группе нет таких детей, которые бы не поняли и не справились с поставленной задачей, однако у некоторых присутствовали примитивные, шаблонные изображения, например, «смайлик» присутствовал у трех детей из группы, что также свидетельствует о недостаточном уровне развития воображения.

Оригинальных рисунков в данной группе немного, много повторяющихся картинок среди остальных детей. Так, например, самыми популярными в данной группе стали: круг - солнце, цветок, мячик; квадрат - телевизор, машина, дом; треугольник - дом, елочка.

Вторым этапом диагностики уровня развития воображения у детей старшей группы МБ ДОУ «Детский сад № 15» города Краснотурьинска стало тестирование детей по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате». Данная методика направлена на оценку реализации воображения детей, на выявление способностей ребенка к видоизменению «нереального» в «реальное» в заданной ситуации посредством устранения приведенных несоответствий.

Раздаточным материалом для проведения данного исследования служило изображение комнаты, в которой находится человек и солнце одновременно. Ребенка сперва спрашивают, что находится в комнате. Акцентируют внимание на то, что в комнате изображено и солнце.

Также каждому ребенку был выдан карандаш, с помощью которого он и должен был исправить данное несоответствие, если поймет его. Дети могут самостоятельно и не пользоваться карандашом, достаточно того, что они могут объяснить, что необходимо сделать, чтоб картинка стала правильной.

В общей таблице были зафиксированы попытки всех детей группы исправить данный рисунок.

Обработка полученных данных проводилась по пятибалльной системе:

  1. Отсутствие решения, непринятие или непонимание задания («Не знаю», «Картинка верная») - 1 балл.
  2. Формальное устранение несоответствия (зачеркнуть, закрасить солнышко) - 2 балла.
  3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (перерисовать солнышко в другом месте - на улице) - 3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнца лампу») - 4

балла.

  1. Конструктивный ответ - отделить несоответствующий элемент от других, но сохранив его («Сделать как будто это картина», «Дорисовать окно» и т.д.) - 5 баллов.

В зависимости от полученных по данному заданию баллов можно судить об уровне развития воображения дошкольника:

  • 1-2 балла - низкий уровень;
  • 3-4 - средний;
  • 5 - высокий.

Все полученные данные наглядно указаны в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате»

№ п\п

ФИ ребенка

Результаты диагностики

1

Настя П.

1

2

Рома В.

1

3

Даша З.

3

4

Костя Л.

4

5

Слава П.

2

6

Аня А.

1

7

Оксана Г.

2

8

Максим В.

3

9

Артем Д.

1

10

Алена З.

2

11

Маргарита Д.

2

12

Вова Ж.

3

13

Аня Я.

4

14

Рома Б.

2

15

Света С.

3

16

Глеб Л.

2

17

Оля Р.

1

18

Лена К.

2

19

Вероника Ш.

2

20

Сережа У.

1

Из проведенной диагностики по данной методике было выявлено, что в данной группе детей развитие воображение находится на недостаточном уровне.

6 детей из 20 не поняли задание, заявив, что картинка правильная и исправлений не нужно, 8 детей из 20 предложили просто закрасить солнце на картинке, 4 детей предложили перенести солнце на место - на улицу, всего 2 ребенка получили 4 балла за данное задание, они предложили более сложное решение - сделать из солнышка шарик, превратить солнце в мячик.

Третьим этапом диагностики развития воображения у детей старшей группы МБ ДОУ № 15 служило исследование по методике «Складная картинка».

Смысл данной методики заключается в том, чтобы увидеть насколько у ребенка развито умение видеть целое раньше частей.

Для проведения данной диагностики потребовалась складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10х15 см).

Сперва ребенок рассматривает картинку целиком, педагог задает вопросы, далее педагог складывает картинку и спрашивает у ребенка, что в таком сложенном виде станет с уткой, если сложить картинку. Ребенок отвечает, после чего картинка складывается под другим углом.

Всего должно быть применено пять вариантов складывания картинки - «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».

Все ответа ребенка фиксируются. После выполнения всех заданий производится обработка данных по трехбалльной системе.

Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего - 15 баллов.

Выделяются следующие уровни ответов:

  • отсутствие ответа, непринятие задания («не знаю», «не произойдет ничего») - 1 балл;
  • ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, т.е. утеря контекста изображения («так у утки нет головы», «сломана утка теперь», «она разделилась» т.д.) - 2 балла;
  • ответы комбинирующего типа - сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, перенос утки в некую новую ситуацию («она нырнула», «заплыла за лодку»), видение новых композиций («как будто добавили трубу и на ней нарисована утка») и т. д. - 3 балла. К таким же ответам можно относить ответы детей, в которых «утка» стала относится не к ситуации, а приняла другую форму при складывании («утка похожа на мостик», «утка как домик» и т. д.).

Все ответы детей старшей группы МБ ДОУ № 15 по данной проведенной диагностике по методике «Складная картинка» зафиксирована в таблице 3.

Таблица 3

Результаты диагностики по методике «Складная картинка»

№ п\п

ФИ ребенка

Результаты диагностики

1

Настя П.

8

2

Рома В.

8

3

Даша З.

11

4

Костя Л.

12

5

Слава П.

11

6

Аня А.

7

7

Оксана Г.

10

8

Максим В.

12

9

Артем Д.

7

10

Алена З.

9

11

Маргарита Д.

10

12

Вова Ж.

9

13

Аня Я.

13

14

Рома Б.

12

15

Света С.

12

16

Глеб Л.

10

17

Оля Р.

8

18

Лена К.

9

19

Вероника Ш.

9

20

Сережа У.

8

По результатам поведенной диагностики и полученных детьми баллов можно сделать вывод, и определить к какому из трех уровней умения сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения относится каждый ребенок:

  • < 10 - низкий уровень;
  • 10-12 - средний;

- 13-15 - высокий.

Исходя из полученных результатов видно, что к высокому уровню можно отнести только одного ребенка из группы, к среднему - 9 детей, и к низкому уровню - 10 детей.

Таким образом, половина данной группы детей имеет низкий уровень умения сохранять целостный контекст изображения при его разрушении.

По результатам трех проведенных диагностик можно вывести средние показатели по всей группе детей и для наглядности составить одну общую таблицу 4.

Таблица 4

Средние показатели средней группы МБ ДОУ № 15 по результатам проведенных диагностик

Название методики

Средний бал по группе

Методика «Неполные фигуры»

0,8

Методика «Солнце в комнате»

2,1

Методика «Складная картинка»

9,75

Все средние показатели по группе показали низкий уровень развития воображения у обследованных детей.

Таким образом, проведенное диагностирование в старшей группе МБ ДОУ № 15 показало, что творческое воображение детей данной группы детей находится на низком уровне развития. Большинству детей свойственны однообразные ответы, неспособность выйти за рамки данной ситуации.

Это говорит о необходимости составления и реализации с данной группой детей программы педагогической работы, направленной на развитие воображения.

2.2 Программа развития воображения детей дошкольного возраста

Воображение ребенка наиболее сильно развивается в процессе деятельности. Воспитателю необходимо правильно организовать работу и приложить все усилия для организации таких занятий, которые способствовали бы развитию воображения.

Развитию воображения больше всего способствуют такие виды деятельности, как игра, речевое развитие, лепка, рисование, конструирование, ручной труд.

Поэтому данная программа будет основана на самых основных видах деятельности, которые способствуют развитию воображения детей.

Программа составлена на основе базисной программы развития детей дошкольного возраста «Истоки», а также научных исследованиях о развитии воображения детей дошкольного возраста таких авторов как Л.Н. Азарова, В.И. Волынкин, И.Ю. Глебова, О.М. Дьяченко, Л.Ю. Субботина.

Цель данной программы - развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста и стимулирование раскрытия творческого потенциала.

Достижение данной цели будет решаться через следующие поставленные задачи:

  • развитие творческого воображения, моторики рук, креативности и творческого потенциала детей с помощью лепки;
  • развитие воображения, речи и словарного запаса, умения работать в группе с помощью «словесно-двигательных» игр;
  • развитие воображения детей, способствование стремления к творчеству, самовыражению с помощью изобразительной деятельности;
  • развитие интеллектуальных способностей (мышление), памяти и внимания;
  • формирование в группе положительной гармоничной дружественной атмосферы, коллективных чувств, умения общаться друг с другом во время совместной работы, оказывать помощь, анализировать работу собственную и других детей, радоваться полученным результатам.

Таким образом, программа включает в себя три основных направления работы:

  • игровая - словесная деятельность;
  • ручной труд - лепка;
  • изобразительная деятельность.

Данная программа рассчитана на три месяца (12 недель). Занятия проводятся три раза в неделю. Данная программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и предполагает проведение 36 занятий продолжительностью 40 минут. Групповые занятия можно проводить как в первой, так во второй половине дня.

В соответствии с разработанной программой занятий развитие воображения дошкольников осуществляется в три этапа:

    1. Первый этап - формирующий - на данном этапе (9 часов) главной целью проводимых занятий будет выступать формирование основных навыков и умений, которые необходимы для создания образов воображения. Дети будут учиться строить знакомые им предметы и вещи по образцам с помощью взрослого, проводятся тренировки умения выделять образ предмета среди множества других и пытаться воссоздать его;
    2. Второй этап - основной - на данном этапе (21 час) главной целью будет уже обучение сюжетному видению на основе наглядных признаков. Дети должны научиться анализу объекта и ситуации, умению выделить главные и второстепенные признаки объекта, рассмотреть связи предметов по содержанию; планировать этапность своей деятельности, составлять рабочий замысел и план действий, уметь дополнять изображение или поделку новыми элементами;
    3. Третий этап - заключительный - на данном этапе (6 часов) основное внимание на занятиях уделяется способам и приемам комбинирования образов, развитию способности включать разные элементы и знакомые детям фигуры в изображения.

Структура занятий:

  • постоянный ритуал начала занятия;
  • упражнения и игры;
  • обсуждение занятия;
  • ритуал прощания.

Ритуалы начала и окончания занятия является очень важным моментом проведения занятия, так как это позволяет детям настроиться, создать положительные эмоции и благоприятный настрой всей группы, способствует сплочению всех детей в группе.

Ритуалом начала занятия в данной программе будет служить игра «Привет». Воспитатель хлопает по ладошкам ребенка и приветствует его «Привет, Рома!», ребенок в ответ хлопает по ладошкам педагогу. И так с каждым ребенком по очереди. Далее ребята хлопают по ладошкам своим «соседям», а потом все хором кричат «Привет!».

Ритуалом окончания будет служить игра «Солнечные лучики».

Так все ребята встают в круг, тянут ручки в середину круга и соединяют их. Получается «солнце из рук», все стоят несколько секунд, чувствуя себя лучиком одного целого солнца.

Ожидаемые результаты реализации данной программы:

  • повышение уровня развития творческого воображения;
  • формирование у детей интереса к творчеству, к новым способам самовыражения;
  • создание группового фотоальбома, выставки поделок и рисунков,
  • проведение итогового мониторинга уровня развития творческого воображения у детей данной возрастной группы.
  • Развивая творческие способности детей на занятиях по данной программе необходимо соблюдать следующие правила:
  • давать детям максимальную свободу для проявления инициативы и необходимые для этого физическое и психическое пространство;
  • обеспечить детям достаточного количества в материалах - бумаге, цветных карандашах, фломастерах, пластилине, тесте и т.д.;
  • сюжет рисунков, лепки, придуманных сказок и других результатов работы на занятиях не должен подвергаться критике со стороны воспитателя;
  • все результаты работ после занятий должны быть вывешены в удобном месте в группе;
  • все выполненные детьми работы и задания должны коллективно обсуждаться.

2.3 Анализ результатов исследования

После проведения занятий в соответствии с составленной Программой развития воображения детей в старшей группе необходимо провести контрольный эксперимент для выявления результативности и эффективности применения данной программы.

Контрольное исследование уровня развития воображения у детей дошкольного возраста была проведена в той же старшей группе МБ ДОУ «Детский сад № 15» после месяца проводимых в соответствии с программой занятий.

В контрольном исследовании принимало участие 20 детей. Для повторной диагностики интересующих показателей воображения использовались те же самые методики, что и на начальном этапе - это методики Е. Торренса «Неполные фигуры», В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Складная картинка».

Целью повторной диагностики детей было проведение сравнительного анализа результатов показателей уровня воображения до проведения занятий по разработанной программе и после проведенной нами работы.

Все данные по проведенной повторной диагностике были занесены в таблицу 7.

Если сравнить средний коэффициент оригинальности по группе, то по предыдущей диагностике он был равен 0,8, теперь, исходя из данных повторного исследования по старшей группе МБ ДОУ № 15, средний коэффициент оригинальности по группе равен 1,85, что является довольно высоким уровнем выполнения задания.

Таблица 7

Результаты проведения повторной диагностики по методике Е. Торренса

«Неполные фигуры»

Количество оригинальных рисунков в данной группе заметно увеличилось, особенно в категории «круг». Также хотелось бы особо отметить, что теперь в данной группе нет детей, у которых не было бы хотя бы одного оригинального ответа, преобладают дети, у которых 2 таких ответа - из 20 человек в группе таких 15 детей.

Следующим этапом повторной диагностики детей на уровень воображения стало тестирование по методике В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате». В таблице 5 зафиксированы варианты ответов детей группы по исправлению рисунка.

Таблица 5

Результаты повторной диагностики по методике В. Синельникова, В.

№ п\п

ФИ ребенка

Квадрат

Треугольник

Круг

КО

1

Настя П.

окно

дом

яблоко

1

2

Рома В.

картина

елочка

чайник

1

3

Даша З.

скворечник

машина

девочка

2

4

Костя Л.

сумка

колпак

цыпленок

3

5

Слава П.

дверь

флаг

рыбка

2

6

Аня А.

робот

зонт

солнце

2

7

Оксана Г.

телефон

карандаш

шарик

2

8

Максим В.

стол

гриб

курочка

2

9

Артем Д.

дом

треугольник

тарелка

2

10

Алена З.

человек

дом

виноград

2

11

Маргарита Д.

кастрюля

елочка

ёжик

2

12

Вова Ж.

кружка

флаг

часы

2

13

Аня Я.

стол

ваза

мячик

2

14

Рома Б.

картина

стрела

цветок

2

15

Света С.

клетка

елочка

машина

1

16

Глеб Л.

окно

дом

снеговик

1

17

Оля Р.

телевизор

звезда

шарик

2

18

Лена К.

книга

ракета

солнце

2

19

Вероника Ш.

торт

елочка

облако

2

20

Сережа У.

машина

змей

смешарик

2

ИТОГО

37

Таблица 6

Кудрявцева «Солнце в комнате»

№ п\п

ФИ ребенка

Результаты диагностики

1

Настя П.

3

2

Рома В.

2

3

Даша З.

3

4

Костя Л.

4

5

Слава П.

3

6

Аня А.

2

7

Оксана Г.

2

8

Максим В.

4

9

Артем Д.

2

10

Алена З.

3

11

Маргарита Д.

3

12

Вова Ж.

3

13

Аня Я.

4

14

Рома Б.

3

15

Света С.

4

16

Глеб Л.

2

17

Оля Р.

3

18

Лена К.

3

19

Вероника Ш.

2

20

Сережа У.

3

При проведении повторной диагностики по данной методике было выявлено, что теперь нет детей в группе, которые бы не поняли задание и сказали, что картинка верна. В первом исследовании таких детей было 6. Только 5 детей из 20 предложили просто закрасить или зачеркнуть солнце на картинке, все остальные дети давали более сложные ответы, однако высокого уровня 4 балла получили только четверо детей.

Можно сделать вывод, что после проведения занятий по предложенной программе развитие воображение в данной группе детей находится на среднем уровне.

Третьим этапом повторной диагностики развития воображения стало исследование по методике «Складная картинка».

Все ответы детей по данной диагностике зафиксированы в таблице 7.

Таблица 7

Результаты диагностики по методике «Складная картинка»

№ п\п

ФИ ребенка

Результаты диагностики

1

Настя П.

10

2

Рома В.

9

3

Даша З.

12

4

Костя Л.

13

5

Слава П.

11

6

Аня А.

9

7

Оксана Г.

12

8

Максим В.

14

9

Артем Д.

9

10

Алена З.

10

11

Маргарита Д.

11

12

Вова Ж.

11

13

Аня Я.

14

14

Рома Б.

12

15

Света С.

13

16

Глеб Л.

11

17

Оля Р.

10

18

Лена К.

11

19

Вероника Ш.

10

20

Сережа У.

11

По результатам повторной диагностики и полученных детьми баллов можно проанализировать к какому из трех уровней умения сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения относился каждый ребенок после проведенных занятий по программе.

По результатам диагностики видно, что к высокому уровню относятся теперь не один, а 4 ребенка, 2, к среднему - 13 детей (было 9), и к низкому уровню - всего 3 детей.

По результатам предыдущего исследования по данной методике к низкому уровню относились 10 детей из 20, уменьшение данного количества на 70% говорит о хорошей тенденции на развитие уровня творческого воображения в данной группе детей.

По результатам трех повторных проведенных диагностик для наглядного сравнения выведем средние показатели и сведем их в одну общую таблицу 8.

Таблица 8

Средние показатели средней группы МБ ДОУ № 15 по результатам

проведенных диагностик.

Название методики

Средний бал по группе в первой диагностике

Средний бал по группе в повторной диагностике

Методика «Неполные фигуры»

0,8

1,85

Методика «Солнце в комнате»

2,1

2,9

Методика «Складная картинка»

9,75

11,15

В итоговой таблице по проведенным диагностикам видно, что все средние показатели по группе увеличились, и теперь можно констатировать средний уровень развития воображения у обследованных детей.

Это говорит об эффективности применения составленной программы занятий для развития воображения детей, о благоприятной тенденции повышения уровня развития воображения в данной группе детей.

По итогам проделанной работы можно сделать вывод, что составленная программа занятий способно повышать уровень развития воображения, может быть внедрена для реализации в дошкольные образовательные учреждения, а также может применяться родителями самостоятельно для занятий с детьми в домашних условиях.

Заключение

В заключение данной работы можно сделать вывод, что воображение является фундаментом мышления, оного играет очень важную роль в жизни каждого человека начиная с детского возраста, поэтому именно с детства его развитию стоит уделять внимание.

Стоит отметить, что воображение находится в тесной взаимосвязи с творчеством, а также с таким качеством как креативность. Данное качество в современном общество очень ценится, так как креативные люди способны к созданию нового, умеют находить оригинальные решения, решать сложные задачи неординарными способами.

Воображение перекликается со многими другими психическими процессами такими, как ощущение, восприятие, память, мышление. Развитию воображения способствуют игровая деятельность, сочинение рассказов, рисование и лепка, чтение книг, разнообразные ситуации незавершенности и т.д.

Процесс воображения напрямую зависит от деятельности человека, его речевого развития и жизненного опыта. Формирование, развитие и закрепление уровня воображения требует внимательности со стороны взрослых.

Воображение дошкольника имеет свои особенности и стадии развития. Первые формы воображения появляются в конце раннего детства параллельно с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково- символической функции сознания. Воображение дошкольника в дальнейшем развивается по четырем линиям: расширение круга замещаемых предметов и совершенствование операции замещения; совершенствование операций воссоздающего воображения; развитие творческого воображения, самостоятельное применение творческих операций; воображение становится опосредованным и преднамеренным.

Для целенаправленной работы по развитию детского воображения была разработана программа развития воображения дошкольников, включающая в себя 3 этапа работы и содержащая в себе 36 занятий.

Для реализации цели развития воображения дошкольников необходимо соблюдение определенных психолого-педагогических условий. Дошкольный возраст предполагает использование особых методов работы: игра, конструирование, речевое развитие, изобразительная деятельность и трудовая деятельность. Именно на данных базисных видах деятельности основана предлагаемая программа. Для реализации данной программы развития воображения дошкольников в полной мере необходимо включение ее в план воспитательной работы ДОУ.

Подводя итог проделанной работе, можно выделить главные особенности нашего исследования: в теоретической части нами была проанализирована сущность понятия «воображение», его этапы развития, были проведены методики Е. Торренса «Неполные фигуры», В. Синельникова, В. Кудрявцева «Солнце в комнате» и «Складная картинка». По итогам начальной диагностики был сделан вывод о необходимости разработки систематизированной программы занятий по развитию воображения детей и проведения данной программы с детьми старшего дошкольного возраста.

После проведенной работы дети научились предварительному продумыванию содержания образа, повысилась их активность и инициативность при нахождении идей и способов изображения, их замыслы стали более устойчивыми, образы стали более разнообразными и оригинальными. Усовершенствовались умения изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию. Развивалось умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, чувства и переживания. Формировалось умение замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

В заключение можно отметить, что методы для развития воображения детей не заканчиваются на применении данной программы, существуют множество инновационных видов развития детского воображения, таких как 3Б-ручка, 5Б-фильмы, разнообразные популярные сейчас раскраски, оживающие на экране телефона при скачивании определенной программы и т.д. Прогресс не стоит на месте и предлагает множество новых способов по развитию воображения, важно донести значение и роль воображения детей до их родителей, чтобы развитие воображения становилось комплексным, не только в стенах дошкольного образовательного учреждения, но и в домашних условиях. Это обеспечит наиболее выраженный эффект, сделает процесс развития воображения детей более насыщенным и эффективным.

Таким образом, в силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.

Список использованных источников

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учебное пособие. Изд. 2. // под ред. Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2013.-256с.
  2. Борисенко М.Г. Диагностика развития ребенка: учебное пособие. Изд. 3. // под ред. М.Г. Борисенко. - СПб.: Паритет, 2014.-357с.
  3. Гаврюшкиев С., Даржинова С.В. Роль сюжетно-ролевых игр в развитии воображения у детей дошкольного возраст//В сборнике: Личность в парадигме межкультурной коммуникации: язык - культура - образование - музей (теоретические и прикладные проблемы) Международная научно-практическая музейная конференция. ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова» . 2018. С. 175-177.
  4. Глебова И.Ю. Методы и приемы развития творческого воображения дошкольников в процессе лепки // Актуальные задачи педагогики - Молодой ученый - 2013 - № 18 - с. 31-34.
  5. Григорьева О. А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Молодой ученый - 2014 - № 20 - с. 568-569.
  6. Зайцева О.Ю., Карих В.В. Индивидуальный подход к развитию творческого воображения в дошкольном возрасте//Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2018. Т. 7. № 3. С. 70-75.
  7. Иванова А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Международной научной конференции - Чебоксары: Интерактив плюс, 2015 - с. 136-138.
  8. Истратова О. Н. Практикум по детской психокоррекции. Игры, упражнения, техники // под ред. О.Н. Истратовой. - М.: Феникс, 2013.-287с.
  9. Кириченко К.В. Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте//Образование и воспитание. 2017. № 5 (15). С. 54-58.
  10. Королёва С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет: пособие для педагогов-психологов ДОУ. Изд. 3. // под ред. С.Г.Королёвой. - М.: Учитель, 2015.-367с.
  11. Куликанова Е.В. Развитие воображения в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста//Молодой ученый. 2017. № 34 (168). С. 106-108.
  12. Марянян В.Е. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста//В сборнике: Компетентностный подход: современные аспекты развития образования Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Фроловой, С.Л. Коротковой, М.А. Сморгуновой. 2017. С. 252-253.
  13. Маскаева Ю.Н. 3D-ручка как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС // Образование и воспитание - 2017 - №2 - с. 32-34.
  14. Могильникова А.Н., Зайнуллин А.М. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста//Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2017. № 3 (43). С. 92-99.
  15. Мухортова Д.Д., Мурадова В.И. Развитие воображения // Вопросы дошкольной педагогики - 2016 - №3 - с. 52-54.
  16. Назарова М.В., Назарова Т.В. Характеристика воображения и его развитие у детей старшего дошкольного возраста//В сборнике: Современные тенденции в науке и образовании Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции: Электронный ресурс. 2017. С. 337-339.
  17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебное пособие. Изд. 3. // под ред. Л.Ф. Обуховой. - М.: Педагогическое общество России, 2015.-433с.
  18. Петровский А.В. Психология: учебник. Изд. 2.// под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Академия, 2016.-345с.
  19. Пода А. С. Научное наследие Л. С. Выготского в методике обучения младших школьников. Воображение как комбинирующая способность человеческого мозга // Молодой ученый - 2016 - № 27.1 - с. 24­-27.
  20. Слюнко Т.В. Развитие воображения детей дошкольного возраста//В сборнике: European Scientific Conference сборник статей победителей IV Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 73-77.
  21. Смирнова О. Е. Детская психология: учебное пособие. Изд. 3. // под ред. О.Е. Смирновой. - М.: Владос-пресс, 2014.-377с.
  22. Сторчак Е.А., Носенко Н.П. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста//В книге: Тезисы докладов ХLV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа Материалы конференции. 2018. С. 202.
  23. Федорова Т. В. Воображение-основа формирования прогнозирования // Молодой ученый - 2016 - №5.6 - с. 104-106.
  24. Чижова И. И. Развитие воображение дошкольников в процессе сочинения сказок // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV международной научной конференции - СПб.: Заневская площадь, 2014 - с. 65-68.
  25. Шинкарёва Н.А., Карманова А.В. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый - 2015 - №24 - с. 1053-1055.