Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Кеса Ван Донгена «Мария»

Содержание:

Введение

Тема моей курсовой работы «Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Кеса Ван Донгена «Мария».

Объект исследования - описание репродукции картины Кеса Ван Донгена «Мария».

Предмет исследования - анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения Кес Ван Донгена «Мария».

Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Выбирая тему для курсовой работы мое внимание привлекла картина Кеса Ван Донгена «Мария». Проанализировав данную работу и вникнув в творчество автора, я приобрету актуальную, полезную информацию, а также получу новые знания и определенный опыт в художественной сфере. Все знания, полученные в ходе работы, понадобятся в будущем.

Цель работы: научиться проводить анализ картин.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Краткий анализ творчества Кеса Ван Донгена. Направление, в котором работал данный художник.

Кес Ван Донген – Голладский живописец, портретист. Художник, являвшийся одним из основоположников нового художественного движения – фовизма.

Родился в Дельфсхафене. В 1892—1897 годах учился в Королевской Академии изящных искусств в Роттердаме; от этого периода в творчестве Ван Донгена остались многочисленные зарисовки сцен с участием матросов, сделанные художником в городском квартале красных фонарей. Вдохновленный идеями анархизма, в 1895 году он проиллюстрировал голландское издание книги Петра Кропоткина «Анархия» [8]

К будущим фовистам Кеса Ван Донгена привлекала страсть к цвету

Фовисты не ставили целью отражать в своих произведениях реальную действительность. Окружающий мир служил для них только толчком, поводом для выражения своих чувств и мыслей средствами цветовой гармонии.

Фовисты смело, дерзко использовали звучные, несмешанные краски, располагая их на поверхности холста в непривычных контрастных сочетаниях, стремясь к особой эмоционально-колористической выразительности. Казалось, заполнение полотна плоскостными изображениями, цветовая гармония красок становились для них самоцелью. [9]

Картины несли зрителям ощущение силы, энергии и страсти. И, стоит отметить, что данный стиль просуществовал достаточно недолго.

Одновременно с фовизмом, Ван Донген являлся участником немецкой группы экспрессионистов «Мост» и рисовал карикатуры для парижской газеты La Revue blanche. Примерно в это же время Ван Донген пишет портрет Фернанды Оливье, который, как пишет Гертруда Стайн, принес ему известность.

Движение фовизма началось с выставки осеннего салона в Париже, в

котором принимали участие различные знаменитые художники, в числе которых был Кес Ван Донген.

В начале карьеры он писал портреты простых людей, бедняков, но также и известных людей. Свои портреты у художника заказывали артисты, политические деятели. Художник рисовал портреты и иллюстрировал

журналы.

Однако особую известность художник получил благодаря своим портретам женщин. Картинам, посвященным "современной женщине", погруженной в мир домашней неги, моды и развлечений. Художник умел подчеркнуть женскую привлекательность, и, скорее всего, готовые работы художника отличались от действительности.

Все портреты данного художника отличаются особой яркостью мазков и броскими элементами. За примитивными формами в его работах скрывается гармоничность, утонченность. В живописи Кеса Ван Донгена важную роль играла наука о цвете, его символическое значение.

Картины художника пользовались популярностью, охотно покупались и он вел достойный образ жизни.

Такое новаторское искусство сделало его одним из самых важных и известных художников экспрессионистов и фовистов своего времени.

Но одними лишь портретами Кес Ван Донген не ограничивался: он создавал литографии и писал великолепные морские пейзажи. [8]

В настоящее время картины художника находятся в самых известных музеях мира, в том числе и в Государственном музее Эрмитаж в Петербурге, где зрители могут увидеть 6 его работ.

1.2 Анализ оригинала картины. Техника работы, использование красок и кистей

При тщательном исследования принципа работы Кеса Ван Донгена, можно выявить, какие материалы и инструменты были использованы автором при написании данного живописного произведения.

На первый взгляд очень сложно сказать о том, какую технику и материалы использовал автор при написании картины. Однако, если рассмотреть поближе и обратить внимание на определенные детали, можно заметить, что, например, платье и волосы девушки прописаны широкой кистью, что показывает большую условность (так же условность показывают местами неаккуратные мазки). Для лица же художник использовал более тонкую кисть, чтобы прописать его более детально, ведь главное в портрете – показать сущность сидящего перед художником человека, показать его внутренний мир через эмоции, лицо. Так же, опираясь на технические приемы автора, можно понять, что картина была написана маслом.

На данной картине автор использовал очень яркие контрастные цвета, что присущи стилю, в котором он работал – фовизму.

Вывод по главе 1: Исходя из первой главы можно понять, что Кес Ван Донген имел свою собственную стилистику написания. Чаще всего его стиль был комбинированным и включал в себя смесь фовизма и экспрессионизма. Так же одним из главных отличительных черт стиля художника являются большие, выразительные глаза героев, а также лица, нарисованные в искаженных пропорциях.

Чаще всего художник предпочитал писать портреты. Основной тематикой таких портретов данного автора являлись женщины, так как почти все работы связанны именно с ними.

Автор не боялся использовать в своих картинах очень насыщенные, яркие цвета и умел с ними правильно работать и сочетать их так, чтобы основной смысл картины передавался человеку должным образом.

Данный художник очень многогранен, так как на протяжении его жизни менялись стиль и техника. В один период художник рисовал картины более детально, а в другой - более условно.

Очень часто художник рисовал однотонный, светлый «пустой» фон, чтобы больше подчеркивать фигуру человека и все внимание концентрировалось только на нем.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ КАРТИНЫ

2.1 Анализ, общий колорит.

Данная картина представляет из себя портрет и для того, чтобы было легче проанализировать полотно, нужно разобраться, что портрет из себя представляет в целом. Портрет – художественный жанр, посвященный изображению чаще всего только одного человека, написанного на нейтральном фоне, не вводя никаких деталей окружающей обстановки. Художник остается один на один с моделью и не просто копирует ее внешний вид. Он вглядывается в человека, старается открыть его внутренний мир, раскрыть его образ, уделяя особое внимание передаче живости лица.

Основой любого живописного произведения является композиция, она придает единство и целостность. Ни одна часть на картине не является лишней или хаотичной.

Композиция – это распределение фигур, установление света, цветовых пятен в пространстве на холсте. И если композиция составлена грамотно, то все элементы в картине будут гармонично визуально связаны между собой.

То есть важным аспектом композиции является то, как и насколько правильно будут расположены объекты на картине, чтобы каждый человек смог понять переданный художником смысл, и чтобы обратил внимание на детали, на которые автор хотел бы акцентировать взгляд зрителя.

Композиция может быть:

-Статичной

-Динамичной

-Открытой

-Закрытой

-Фронтальной

Данная же картина представляет из себя смешанную композицию. Она является статичной и закрытой. Так же фронтальной.

Статика - это неподвижность. Иногда нужно передать в композиции именно статичность, устойчивость, некое спокойствие. Обычно в таких композициях используются только вертикали и горизонтали.

Устойчивые, неподвижные, часто симметрично уравновешенные, композиции этого типа спокойны, молчаливы, вызывают впечатление самоутверждения Девушка позирует перед художником, сосредоточенная и совершенно неподвижна.

Обычно такие композиции являются закрытыми, для большего эффекта закрытости, картины ограничиваются определенными рамками, через которые нельзя додумать, что находится за пределами холста и направлены лишь на главное – центр полотна. Рамками в данном случае является минималистичный фон картины, на котором нет деталей, за которые можно было бы ухватиться взглядом и представить продолжение пространства, в котором находится главный герой портрета.

За счет такого приема взгляд не бегает по всей картине и устремлен только лишь на женщине.

Помимо всего вышеперечисленного важно так же отметить то, что в данной картине присутствует такое понятие как композиционный центр.

Композиционный центр – это часть, которая выделяется среди всех остальных деталей на картине, на которую человек сразу же обращает свое внимание, возвращая к этой детали свой взгляд снова, заставляя зрителя разглядывать эту часть более детально.

Каждый художник может выделять композиционный центр по-разному. Например, за счет яркого акцента или более прописанной детали на картине.

Композиционным центром данной картины являются глаза девушки.

В каждой работе художник старался уделить большое внимание лицу изображенного на картине человека. Передать его эмоции, личность. Особенно ярко художник выделял глаза главного героя. Их автор рисовал очень большими и выделял темной линией, Кес Ван Донген хотел, чтобы первым, что бросалось в глаза, было лицо девушки. Темные цвета больше подчеркивают мелкие детали, чтобы картина выглядела более выразительной и живой.

Существует так же такое понятие как фронтальная композиция, к которому относится данная картина. К фронтальным относятся все плоскостные композиции, а также композиции, у которых есть рельеф. Такие композиции воспринимаются зрителем фронтально и не требуют бокового обозрения. Рельеф произведений позволяет выявить их форму, объем и композиционное построение за счет света и тени. Таким композициям свойственна работа материала, игра фактуры.

Следующим этапом в исследовании является анализ общего колорита и цветовых решений в картине.

Перед художником всегда стоит задача особого применения колористических решений, ведь цвет в картине занимает очень важную роль. Цвет может передавать не только окраску какого-либо предмета, но также может нести в себе эмоциональное, символическое или психологическое значение. Особенно ярко это свойство проявляется в направлениях живописи, в которых применяются открытые, не смешанные цвета.

В таких произведениях цвет главный повествователь и даже если человек не знает, какое символическое значение несет тот или иной цвет, в нашем сознании проявляются определенные чувства: радость, воодушевление, печаль – все это зависит от человека и от того, как и какие цвета автор будет сочетать в своем живописном произведении. Цвет так же может восприниматься человеком по-разному исходя из того, что изображено на картине, его сюжет. [10]

Кес Ван Донген как раз работал в таком художественном направлении, в котором цвет играл очень важную роль. Динамичность, эмоциональность, контрастность, присущий яркий колорит, динамичность мазка – все это относится к такому художественному направлению как Фовизм.

На полотне Кеса Ван Донгена присутствуют такие основные цвета как: Красный (красно-оранжевый), охристый (охристо-желтый) и черный (Больше приближенный к темно-синему). Стоит отметить, что палитра, в основном, теплая и не столь разнообразная, но при этом она достаточно яркая и такое сочетание цветов вызывает определенные чувства. Сочетание холодных и теплых оттенков в палитре говорит о некой гармонии между цветами.

На рисунке 2.1 предоставлена основная палитра цветов от самого светлого к самому контрастному и темному цвету данной картины. Все цвета достаточно яркие и неплохо между собой гармонируют и сочетаются. Так же стоит отметить, что именно такие цвета автор чаще всего использовал в своих работах. Особенно часто в работах художника использовался красный.

Рисунок 2.1. Палитра основных цветов.

Красный относится категории теплых цветов и ассоциируется с огнем, яростью, войной, но также и с любовью, страстью. Такой цвет может вызывать у человека как положительные, так и отрицательные эмоции.

Темно-синий же относится к холодным цветам и ассоциируется с силой, строгостью.

Так же стоит отметить, что в картине присутствуют первичные и третичные цвета. Первичные (основные) цвета – желтый, красный и синий. Из этих цветов, путем смешивания, можно получить остальные цвета. Такие цвета являются основными и их нельзя получить путем смешивания каких-либо других.

Третичные цвета – это те цвета, которые можно получить путем смешивания первичных и вторичных вместе.

К первичным цветам на данной картине относятся: Красный (на платье)

Третичными же цветами на данной картине являются: темно-синий (на волосах), изумрудный (рефлексы на шее), кожа и фон.

На рисунке 2.2 изображена упрощенная копия картины, созданная при помощи графической программы, чтобы обобщить формы и, самое главное, выделить цветовые пятна картины.

Цветовое пятно – это обобщенная область одного цвета.

Для качества расположения цветовых пятен важно то, как они будут расположены на плоскости. Если их неудачно расположить, они будут иметь совсем другой эффект.

Контраст по площади цветовых пятен характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми пятнами. Его сущность-противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький» [11]

В итоге можно выделить главные цветовые пятна на данной картине:

-Платье;

-Волосы;

-Яркая тень за рукой.

Представленную для анализа картину можно разбить на определенные части по их контрасту, яркости и темноте. Например, самыми яркими элементами в картине можно назвать кожу девушки и задний фон. Самым контрастным – платье. А самое темное в данной работе – это все тени и волосы.

Одним из самых главных темных элементов на данной картине являются волосы Марии. На первый взгляд может показаться, что они черного цвета, однако же, при более детальном рассмотрении, можно понять, что они темно-синие. Особенно хорошо это заметно на лбу и бликах. Все это создает между собой гармонию, все цвета органично вписаны в работу.

Также на волосах присутствует оранжевый мазок. Доподлинно неизвестно, для чего автор добавил этот мазок, однако можно предположить, что служит он для того, чтобы показать блик от освещения или же рефлекс.

Рисунок 2.2. Аналитическая копия картины.

На лице девушки присутствуют розовые румяна и, так же как ярко выделенные глаза, привлекают внимание зрителя и придают больше живости лица модели. Также из-за таких румян лицо приобретает более теплый оттенок, среди немного холодного охристого (см. рис 2.3).

Рисунок 2.3. Фрагмент с рефлексами. Глаза девушки

Помимо основных цветов на картине присутствует много дополнительных. Например, на коже девушки есть большое количество рефлексов различных цветов, которые подчеркивают форму. Особенно много изумрудных рефлексов, которые автор часто использовал в своих работах. Все это хорошо видно при просмотре картины вблизи. Если же смотреть на нее издалека можно не заметить таких мелких деталей.

Важно так же обратить внимание на то, что в данном произведении присутствует контраст дополнительных цветов. Дополнительными цветами называют такие цвета, которые, в результате смешивания, образуют нейтральный серо-черный цвет. Каждый цвет имеет только один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. Такие цвета на цветовом круге расположены противоположно друг к другу. [12]

Ярким примером противоположных цветов в данном живописном произведении является пара красного и зеленого. Изображенные на коже изумрудные рефлексы были использованы автором не только для того, чтобы подчеркнуть форму, но также они являются дополнительным цветом для красно-оранжевого платья девушки. Дополнительные цвета в картине можно так же заметить в пятнах на шее девушки, где присутствует охристо-желтый и фиолетовый.

Так же в данном произведении можно проследить контраст по светлоте. Контраст по светлоте или «светотеневой» контраст, достигается при сочетании цветов разных по светлоте. Данный вид цветового контраста характерен как для хроматического, так и для ахроматического тонов. Чем больше разница в светлоте, тем сильнее контраст. Увидеть такой контраст можно на нежно розовых румянах девушки, цвет которых был получен с помощью смешивания белого и красного цветов в некоторых пропорциях. Особенно хорошо этот прием можно проследить, если сравнить ярко красное платье Марии и румяна.

Немаловажным в данном живописном произведении является наличие цветового акцента. Цветовой акцент – это когда какая-то вещь выделяется своей контрастностью среди остальных цветов на светлом фоне. Цветовым акцентом в данной картине служит яркое красное платье девушки.

Помимо контраста теней в анализируемой картине присутствует контраст по теплу/холодности.

Данный контраст проявляется в соотношении теплых и холодных оттенков между собой. Обычно жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый - холодными, но подобная классификация легко может ввести нас в заблуждение.

Совершенно так же, как полярности белого и чёрного представляют собой самый светлый и самый тёмный цвет, а все серые тона только относительно светлые или тёмные в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёмным или светлым тоном, так и сине-зеленый и красно-оранжевый как полярности холода и тепла всегда холодные и теплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости от того, контрастируют ли они с более тёплыми или холодными тонами.

Контраст холодного и тёплого обладает также свойством влиять на ощущение приближенности и удаленности изображения. И это качество делает его важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и пластических ощущений. [11]

Примером контраста теплого и холодного цвета в исследуемом живописном произведении, служит платье девушки. В нем присутствуют два оттенка красного цвета: красно-оранжевый и более темный, приближенный к бордовому.

Красно-оранжевый цвет рассматривается как теплый, а бордовый – холодный (см. рис 2.4).

Рисунок 2.4. Фрагмент платья.

При анализе данного живописного произведения так же стоит обратить внимание на то, как устроен свет на картине. При исследовании можно понять, что свет, скорее всего, искусственный, и падает на девушку с левой стороны, так, что освещается только часть платья, шеи и лица (это заметно по бликам), остальная же часть находится в некой полутени.

Существует локальный цвет предмета, то есть условный цвет, в который окрашен предмет. В зависимости от освещения и рефлексов этот цвет меняется. И исходя из вышеперечисленного можно предположить, что, например, платье девушки не такое яркое в действительности, просто на него воздействует особое искусственное освещение, искажающее реальность. Данная картина представляет из себя достаточно плоскостное изображение, однако за счет такого типа освещения фигура выглядит более объемно.

Фон, так же, как и изображенная на полотне модель, играет важную роль в картине. На представленном для анализа живописном произведении фон выглядит очень светло и минималистично, на нем не присутствует никаких деталей, что выражает его нестандартность и противоречит правилам академической живописи.

Если приглядеться к фону можно так же отметить, что он залит не однородным цветом. На нем присутствует темная текстура первого слоя полотна. Сам же цвет, хоть и кажется однотонным, имеет примеси других цветов. Можно заметить, что в некоторых местах на фоне присутствует некий теплый желтоватый оттенок, а также в некоторых местах прослеживаются оттенки холоднее.

Светлый задний план, залитый одним оттенком, является достаточно типичным для данного автора. Практически во всех своих работах Кес Ван Донген использует светлость фона для того, чтобы все внимание зрителя акцентировалось на фигуре позирующей модели, потому что фигура имеет контрастные и темные цвета, которые лучше выделяются именно на светлом фоне. За счет светлоты фона и яркости света все цвета и тени на исследуемой работе выглядят еще более контрастно т привлекают к себе внимание.

Для более тщательного анализа картины стоит разделить работу на две равные части, для того, чтобы рассмотреть полотно более детально и обратить внимание на вещи, которые можно не заметить с первого взгляда.

Стоит начать анализировать картину с верхней части, так как на ней, в основном, находятся главные элементы полотна, такие как: лицо девушки, глаза. Именно это первым бросается зрителю в глаза (см. рис. 2.5).

В верхней половине изображена самая важная часть живописного произведения – это лицо. Это та часть, на которую человек в первую очередь обращает свое внимание из-за больших выразительных, черных глаз девушки, которые являются еще и главным композиционным центром.

Так же стоит отметить, что лицо Марии – это самая прописанная и детально проработанная часть на картине, над которой художник старался больше всего, для того, чтобы с точностью передать состояние и эмоции человека. Это можно заметить по аккуратным мазкам и большей детализации. На лице особенно хорошо видны все мелкие, проработанные мазки, видно, что автор работал тонкой кистью.

В отличие от лица, волосы и платье нарисованы более условно, что можно заметить по, местами, неаккуратным, грубым, широким, резким и не до конца законченным мазкам. Вблизи можно более детально рассмотреть технику нанесения краски на холст.

Если с большей внимательностью рассмотреть волосы девушки, можно заметить, что они были написаны полусухой кистью. Особенно хорошо это видно в местах, где находится оранжевый мазок и яркие синие блики, сквозь которые просвечивается светлый фон полотна.

Так же на верхней части полотна лучше всего видна текстура фона. Если тщательно вглядеться в задний план, можно заметить, что фон состоит из двух слоев. Изначально фон полотна был темным, а поверх него были нанесены белила. Такой способ прорисовки холста действительно поражает, так как автор уделил большое внимание не только модели, но и фону. Это подчеркивает то, что художник ответственно относился к своей работе.

Немало важным аспектом в данном живописном произведении является то, что пропорции лица девушки не соответствуют действительности, они слегка деформированы. Глаза модели, например, больше, чем в реальной жизни. Пропорции глаз не соблюдены не только на данной работе, но и на большинстве других работ художника. Данная особенность присуще всем его картинам.

Рисунок 2.5. Верхняя часть картины.

В нижней же части картины находится красное платье девушки, которое является самым насыщенным и самым условным элементом в картине (см. рис. 2.6). Видно, как сквозь краску просвечивается другой цвет и фон. Такой прием тоже выражает условность. Так же часть на рукаве, по-видимому, была написала полусухой кистью.

Мазки большие, неаккуратные и вылезающие за края, они написаны широкой кистью. Неаккуратность обуславливается тем, что Кес Ван Донген писал этот фрагмент быстро, не тратя на него много времени.

Так же можно заметить контрастные тени в некоторых местах, которые придают больше объема картине: Контрастная тень за и под рукой.

Нижняя часть картины меньше всего проработана и является менее важным фрагментом, так как все внимание человека должно быть устремлено в основном на верхнюю часть произведения.

Рисунок 2.6. Нижняя часть картины.

Для более подробного анализа творчества автора, стоит выделить схожести и отличительные черты, которые присутствуют в его работах. Такой анализ позволит ближе познакомиться с творчеством Кеса Ван Донгена.

Для анализа была выбрана картина под названием «Дама в черной шляпе», так как она подходит в данном случае больше всего.

На представленной картине изображена так же дама в статичной позе, Она повернута корпусом немного вбок, а взгляд ее устремлен совершенно в противоположную от зрителя сторону, будто она чем-то заинтересована.

В начале стоит выделить схожие черты картины между двумя работами:

Данная работа Кес Ван Донгена так же выполнена в стиле фовизма, поэтому она является такой же яркой и условной. Так же схожа тематика картины, так как художник очень любил рисовать портреты женщин и в основном посвящал их только им.

Искаженные пропорции, больше глаза – это выражает стиль, который отличает этого художника от остальных. От картины к картине он остается неизменным. В этом произведении художника так же присутствует главный цветовой акцент, которым является зеленая одежда.

Наличие яркого элемента, светлость фона.

Важно так же обратить внимание на то, что в обеих картинах присутствует контраст дополнительных цветов. На данной картине он выражается в ярких красных губах модели и зеленой одежде.

Несмотря на то, что работы были выполнены в одинаковом силе, есть между этими картинами и отличия: лицо прописано более условно, тем не менее взгляд всегда концентрируется именно на нем из-за больших глаз. Картина «Дама в черной шляпе» менее яркая, однако она не теряет своей нарядности за счет того, что одежда так же выглядит более контрастно на светлом фоне.

Рисунок 2.7. «Дама в черной шляпе».

Исходя из всего вышеперечисленного можно понять, что картины совсем немного отличаются друг от друга техникой, ибо были написаны в разные года. Однако, несмотря на это, автор сохранил все ту же уникальность своего стиля, технику и тематику: те же большие глаза, яркие цвета, пропорции и прочее.

2.2. Анализ сути картины

На полотне Кес Ван Донгена изображена молодая девушка, которая позирует перед художником, слегка повернувшись корпусом в другую сторону. Несомненно, одним из самых важных элементов этой картины являются большие, выразительные черные глаза молодой дамы, которые устремлены прямо на зрителя. Взгляд девушки спокойный, но в то же время уверенный и сосредоточенный. Также нельзя не заметить, что модель улыбается.

Стоит отметить, что дама на представленной картине выглядит довольно нарядно. Ее нарядность выражается в ярком красном платье и помаде на губах. Так же видно, что волосы собраны в прическу, что органично смотрится в сочетании с нарядом.

Можно сказать, как автор относится к модели, исходя из того, как он ее написал. Особенно трепетно художник относился к лицам моделей, и старался показать их эмоции и раскрыть характер главного героя. Это можно понять, основываясь и на других работах художника.

Атмосфера картины очень спокойная, но в то же время она достаточно яркая и определенно будет производит на людей разное впечатление, так как произведение можно рассматривать по-разному. Все зависит от мировосприятия человека и его культурного обогащения. Кому-то девушка на картине покажется строгой, уверенной, а кому-то она, возможно, покажется даже надменной, кому-то – нежной, ласковой. Эта работа, определенно, не оставит человека без каких-либо эмоций.

Так же нет достоверной информации о том, кем являлась изображенная на полотне девушка. Возможно это была одна из заказчиц художника. Однако, исходя из названия, можно предположить, что даму звали Мария.

Кес Ван Донген всегда изображал людей с искаженными пропорциями лица, поэтому нельзя точно сказать, как девушка выглядела на самом деле. Художник нарисовал так, как видел. Взгляд художника был уникален. Он видел и писал женщин в своей особой манере.

Стоит отметить, что на данной картине не присутствует какого-либо сложного продуманного сюжета, так как автор рисовал девушку с натуры.

Вывод по 2 главе: Данная картина является ярким примером такого художественного направления как фовизм. В этом живописном произведении присутствуют все особенности и отличительные черты присущи этому художественному течению: яркость, броскость цветов, богатый колорит,

упрощенность, условность и плоскость форм. Видно на картине и то, что автор

писал в довольно размашистой манере, крупными мазками, что так же является отличительной чертой этого стиля.

С точки зрения колорита картины можно сказать, что цвета не сильно разнообразны, однако художник применил такие художественные приемы, которые помогают полотну выглядеть очень живо, ярко и интересно. В картине проявляются контрасты по теплу/холодности, контрасты дополнительных цветов, контрасты по светлоте и насыщенности и многие другие.

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ

Здесь предоставлен список материалов, которые мне пришлось использовать при копировании данной картины:

-Бамага А1;

-Мастихин;

-Кисть щетина;

-Гуашь;

-Палитра.

Для начала стоит отметить, что моя картина выполнена вертикально. Мне нужно было разлиновать бумагу А1 и распечатку картины на равные квадратики 4 на 5. Это нужно для того, чтобы более точно скопировать оригинал. Чтобы разделить картину на равные квадраты, нужно было узнать реальный размер картины и, вычислив по формуле, перенести на холст.

Однако в интернете нет достоверной информации о том, каких размеров моя картина, поэтому мне пришлось измерять данные прямо по распечатке линейкой и увеличивать до нужных размеров.

После того, как бумага была разлинована, я приступила к переносу картины на бумагу, выполняя работу карандашным эскизом, ориентируясь по распечатке, рисуя нужные части в соответствующем месте (см. ПРИЛ.2, Рис.1).

Дальше я приступила непосредственно к нанесению на эскиз краски. В оригинале картины использовалось масло, однако мне же пришлось работать с гуашью.

Фон картины имеет определенную текстуру. Такая текстура была создана, скорее всего, за счет того, что изначально фон был темным, поверх которого были нанесены белила. Поэму мой фон будет состоять из двух слоев.

Для того, чтобы повторить эту текстуру, я использовала технику нанесения краски мастихином, используя сиреневый и желтый цвета, перемешивая их между собой и как бы втирая в полотно. Причем распределять пятна можно хаотично, оставляя небольшие не докрашенные пробелы. Это так же позволяет сэкономить белую краску. Следом, когда первый слой высох, я, все тем же мастихином, приступила к нанесению белил. В результате первый слой просвечивался сквозь белый цвет, что и создало похожую, как на оригинале, текстуру (см. ПРИЛ.2, Рис.2).

Следующим шагом стало прописывание платья. Еще стоит отметить, что главной задачей в копировании картины является то, что, нужно максимально похоже передать технику рисования автора. На первый взгляд мне эта задача показалась не такой уж сложной, но на самом деле точно скопировать мазки автора было достаточно проблематично.

Платье, видимо, состояло тоже из двух слоев, так как через яркий красный немного просвечивается бордовый цвет. Было много трудностей с подборкой цвета для этого бордового и ярко красного. Цвет получится не совсем таким, как в оригинале.

Волосы были так же не самым легким элементом в картине. Было тоже сложно добиться правильного цвета и не перетемнить синий черным. Так же на волосах были яркие синие блики. Их добиться у меня не получилось. Для бликов нужно было оставить пустое место, чтобы он выглядел более контрастно, однако я нанесла краску на первый темный слой (см. Прил.2, Рис.3).

Самой сложной задачей в копировании картины оказалось прописать лицо и шею. На коже присутствует большое количество разных цветов, которые было очень сложно повторить. Очень часто у меня были различия между цветами в оригинале и в моей работе. Еще были очень большие проблемы с подбором цвета для кожи (см. Прил.2, Рис.4).

Последними штрихами в выполнении данной работы у меня было прорисовывание теней и еще некоторых деталей. Контрастная темно-синяя тень за рукой и более светлая за головой. Так же оранжевый мазок на волосах.

Вывод по главе 3: В итоге, исходя из проделанной мной работы, можно сказать, что копия картины получилась узнаваемой и в принципе вышла неплохо, учитывая то, что это мой первый опыт рисования гуашью и в общем рисования чего-то настолько масштабного. Однако полностью передать технику автора мне не удалось, так же, как и с точностью правильно передать колорит картины. Работа показалась мне интересной, хоть в ней и присутствовали ошибки, которых я в дальнейшем будущем постараюсь избегать. Так же эта работа оказалась не из простых и заняла у меня очень времени. В результате у меня появился определенный опыт в технике рисования гуашью.

Заключение

В заключение могу сказать, что анализ картины - это сложная работа, при которой нужно обладать особой внимательностью и знаниями. Иметь определенный опыт в этой сфере и разбираться в различных направлениях, чтобы понимать в каком стиле была написана та или иная картина, какую технику использовал автор.

У меня же это первый опыт исследования картины, так как раньше анализировать картины мне никогда не приходилось. Было безумно интересно, хоть и сложно, анализировать полотно, а в ходе работы мне доводилось узнавать о новых понятиях и художественных приемах.

При анализе своей картины я не смогла обойтись без такого предмета как колористика, который помог мне в ходе работы.

Одной из самых сложных вещей в моей работе было написать копию картины, так как раньше я этим никогда не занималась. Было очень затруднительно подобрать правильные цвета и точь-в-точь повторить технику и мазки автора.

Безусловно, был страх испортить картину, и с моей стороны было допущено много ошибок, которые я старалась исправить, чтобы сделать свою картину более похожей на оригинал. Я думаю, что очень важно уметь анализировать так же и свою работу, для того, чтобы в дальнейшем избегать ошибок.

В ходе работы над анализом и копией картины у меня появился определенный опыт, который понадобится мне в дальнейшем будущем.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дрозд, А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru (дата обращения 13.12.2018).
  2. Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие. / И. В., Смекалов, С. Г.Шлеюк; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru (дата обращения 14.12.2018).
  3. Кандинский В. В. О духовном в искусстве (живопись) . – 1989. –73– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru (дата обращения 11.12.2018).
  4. Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: учебное пособие / Е.В. Омельяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2010. – 183 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru (дата обращения 01.11.2018).
  5. Шиков, М.Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель: учеб. пособие / М.Г. Шиков, Л.Ю. Дубовская. 2-е изд., стер. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 167 с., илл. http://biblioclub.ru/ (дата обращения 11.12.2018).
  6. Шевелина, Н. Ю. Графическая и цветовая композиция. Пропедевтика: практикум. / Н. Ю. Шевелина. – Екатеринбург: Архитектон, 2015 – 33с. http://biblioclub.ru/ (дата обращения 13.12.2018).
  7. Коллекция: мировая художественная культура. Российский образовательный портал [электронный ресурс] – URL: http://artclassic.edu.ru (дата обращения 15.12.2018).
  8. Арт планета Small Bay [электронный ресурс] – http://smallbay.ru/artholland/dongen.html (дата обращения 20.11.2019).
  9. Искусство начала 20 века Фовизм [электронный ресурс] – https://zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=2492 (дата обращения 09.12.2019).
  10. Art context [электронный ресурс] – https://www.artcontext.info/articles-about-art/421-cvet.html (дата обращения 14.12.2019).
  11. ColorScheme.Ru [электронный ресурс] - https://colorscheme.ru/art-of-color/cold-warm.html (дата обращения 15.12.2019).
  12. Проза.ру [электронный ресурс] - https://proza.ru/2009/12/04/1001 (дата обращения 15.12.2019).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Копия картины Кеса Ван Донгена «Мария»

Приложение 2.

Последовательность выполнения графической части КР.

Рисунок 1. На этом этапе предоставлена разлиновка и набросок будущей картины.

Рисунок 2 Следующий этап – заливка фона картины, выполненная в технике нанесения краски мастихином.

Рисунок 3 На данной фотографии изображен практически законченный процесс написания платья и волос.

Рисунок 4 На данном этапе показана проработка кожи.

Приложение 3.

Репродукция картины.

Приложение 4.

Список используемых терминов

Аддитивные смеси — смеси цветов, основанные на их сложении и независимые от их спектрального состава.

Ахроматические цвета — цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета).

Выступающие (отступающие) цвета — цвета, субъективно кажущиеся ближе (дальше) своего фактического положения в пространстве.

Вычитание цветов — процесс образования цвета в результате поглощения части световых лучей.

Дополнительные цвета — два цвета, дающие третий — ахроматический, при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях. дополнительные цвета антагонисты, находятся напротив, на прямо-противоположной стороне цветового круга.

Интенсивность цвета — качество цвета, зависящее от его светлоты и от его насыщенности.

Колориметрия — наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемой данной цветной поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета).

Контраст цветов — изменение цветов под влиянием других, окружающих их цветов (одновременный контраст) или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся (последовательный контраст).

Контрастные цвета — цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов (несколько отличаются от дополнительных).

Локальный цвет — основной цвет объекта, не претерпевший изменений под воздействием освещения и окружающей среды.

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; степень цветности.

Независимые (бесфактурные) цвета — цвета, не локализующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа.

Неизбирательное поглощение — поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются в равной мере.

Объемные цвета, пространственные цвета — цвета, воспринимаемые в трех измерениях.

Основные свойства цветов — светлота (англ. Brightness), цветовой тон (англ. Hue) и насыщенность (англ. Saturation).

Основные цвета (цвета первого порядка) — три цвета (киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий), которые нельзя получить путём смешивания. Но, путем оптического смешения этих основных цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Оттенок — градация цветового тона в пределах одного цвета.

Поверхностные цвета — цвета, выявляющие фактуру и рельеф поверхности.

Полутень — промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.

Пространственное смешение цветов — один из видов оптического смешения цветов; слияние различных мелких цветовых образов на расстоянии, с образованием суммарного (общего) цвета.

Светлота (англ. Brightness) — качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из оттенков ахроматической (бело-серо-чёрной) шкалы; относительная яркость.

Светлотные (яркостные) отношения — относительные отличия цветов по светлоте (по яркости).

Светотень — распределение яркостей по поверхности освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.

Теплые цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, оранжевые желто-оранжевые, желто-зеленые цвета спектра.

Тон (в терминологии художников) — термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, то есть цветового тона.

Тональность — подчиненность всех цветов композиции условиям единства среды.

Трансформация цветов — нивелирование изменений в цвете, вызванных освещением, при осознании условий этого освещения.

Фактура — видимое строение (структура) поверхности.

Холодные цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие, сине-фиолетовые.

Хроматические цвета — цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета, кроме ахроматических (белых, серых и черных).

Цветовой круг (спектр) — расположение всех цветовых тонов по окружностям: замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого, через пурпурные цвета.

Цветовой тон (англ. Hue) — качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.; качество, определяющее место цвета в цветовом круге.

Цветовые отношения (отношения цветов) — относительные отличия цветов, в основном по цветовому тону.

Яркость — количество света, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления.

Яркостные отношения цветов — отношения цветов по светлоте.

Приложение 5.

Справка об антиплагиате.