Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая цветовая и тональная организация живописного произведения Жана–Батиста–Камиля Коро «Первые листья»

Содержание:

Введение

Импрессионизм – направление в искусстве, зародившееся во Франции в 1860– х гг.. Отличительной чертой импрессионизма можно назвать тот факт, что художник изображал вещи в соответствии со своими впечатлениями, не заботясь об общепринятых правилах. Он работал на открытом воздухе (пленэре): разбивал и разделял цветовые пятна, использовал только чистые цвета солнечного спектра, стремился вернуть интенсивность света, его возможности выражаются в том, чтобы уловить жизнь в ее мимолетности.

Цель художника–импрессиониста – передать собственное впечатление от того, что он видит, атмосферу происходящего в определенный момент. Он всегда обращает внимание на игру света и движение воздуха, отказывается от черного и белого цветов, ведь в реальности они никогда не встречаются в чистом виде. Для импрессионистов было важно писать свои полотна с натуры, на открытом воздухе. Они использовали короткие отдельные мазки, что придавало их картинам вибрацию и движение.

Изучая направление импрессионизма, я остановилась на творчестве Жана–Батиста–Камиля Коро, как одного из основных предшественников этого стиля, для более подробного его изучения. В качестве темы курсовой работы будет рассмотрена и проанализирована картина Жана–Батиста–Камиля Коро «Первые листья». Ознакомившись с творчеством Камиля Коро, я почерпну большое количество полезной и актуальной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства, что позволит мне лучше разбираться в конкретном стиле живописи и определять его отличительные черты.

Актуальность выбранной темы заключается в изучении творчества Жана–Батиста–Камиля Коро, как представителя направления французского искусства, с целью понять культурную ценность его работ.

Цель работы – исследовать творчество художника Жана–Батиста–Камиля Коро, как представителя одного из направлений французского искусства XIX века. В соответствии с этим были поставлены задачи:

  • исследовать историю развития творчества Жана–Батиста–Камиля Коро;
  • проанализировать картину «Первые листья» и дополнительно ознакомиться с известными картинами художника;
  • сформулировать выводы по проделанной работе.

Объект исследования – описание репродукции картины Жана– Батиста– Камиля Коро (сюжет, стиль).

Предмет исследования – анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения Жана–Батиста–Камиля Коро.

Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования, учебные пособия и электронные ресурсы.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ

1.1 Краткий анализ творчества Жана–БатистаКамиля Коро в контексте эпохи

Жан–Батист–Камиль Коро (1796–1875) – французский живописец эпохи романтизма, художник–пейзажист, оказавший влияние на возникновение импрессионизма.

Жан–Батист–Камиль Коро родился 17 июля 1796 года в Париже в семье владельцев модного ателье и шляпного магазина. Отец управлял делами производства, а мать была дизайнером головных уборов. Семейный бизнес был успешным, поэтому семья художника жила в достатке. Родители хотели, чтобы сын преуспел в коммерции и унаследовал семейное дело, поэтому, после окончания лицея, Камиль, по настоянию родителей, пять лет проработал торговцем сукном. Однако, работа Камиля складывалась неудачно – продажи шли не так активно, как следовало. Юноша страстно мечтал быть художником, но долго не мог решиться пойти против воли любимых родителей. Коро неоднократно приходил к отцу с просьбой разрешить оставить торговлю ради живописи. Но каждый раз – безуспешно. Лишь в 1822 году, по достижении 26 лет, отец разрешил Жану– Батисту– Камилю заниматься живописью и назначил ему скромное содержание, чтобы начинающему художнику не пришлось зарабатывать себе на жизнь.

В 1822 году Коро поступил в мастерскую художника Ашиля Мишалона, где этюдам на открытом воздухе уделялось не меньше внимания, чем работе в мастерской. Через полгода Мишаллон скоропостижно умер от пневмонии, и Коро переходит в ученики к Жану Виктору Бертену. И Мишалон, и Бертен были академистами. Они учили историческому пейзажу. И, следуя их науке, Коро никогда не стал бы тем, кем стал.

Большое значение для творчества Коро имело путешествие в Италию 1825–1828 годов, где его стиль обрел самобытность, а манера письма стала свободней и легче.  В своих ранних итальянских работах он отходит от условных академических приемов, стараясь эмоционально передать красоту архитектурных памятников, живописных руин, природу римской Кампаньи («Мост в Нарни», (1826–1827) (рис. 1.1).

По возвращении во Францию в 1828 году Коро предпринимает путешествие по родной стране. Он пишет, в основном, городские виды, архитектуру на фоне природы и вводит сюда жанровые мотивы. Это реалистические, проникнутые тонким лиризмом пейзажи: «Шартрский собор», (1830) (рис. 1.2), «Лес Фонтенбло», (1833) (рис. 1.3). Новаторские тенденции в творчестве художника настораживают официальную критику, и картины Коро принимаются на выставки с большим отбором. Вторично посетив в 1834 году Италию, Коро пишет пейзажи Тосканы и Венеции («Утро в Венеции», (1834) (рис. 1.4); «Город и озеро Комо», (1834) (рис. 1.5).

Позже он посещал Италию еще в 1843 году. Коро ездил в Бельгию и Нидерланды, Англию, регулярно посещал Швейцарию. Много путешествовал и по Франции: Нормандия, Бургундия, Прованс, Иль– де– Франс.

Источником вдохновения для Коро были озера, поля, леса и дороги – ему не требовалось особенных, экзотических видов, чтобы создать произведение. Художник писал картины быстро, находясь под впечатлением от того, что видел перед собой – будь то рассвет, ненастье, движение ветра, дыхание весны. Его картинам свойственна некоторая незаконченность, непроработанность деталей. Художник считал, что возвращение к холсту после того, как утрачено вдохновение к его созданию, вредит произведению. Пейзажам Коро действительно свойственна невероятная гармония. Достигается она, в том числе, за счет работы с валерами – градациями тона, оттенками, которых художник насчитывал до двадцати в каждом цвете. Благодаря этой монохромности и одновременно богатству переходных оттенков, пейзажи отличает насыщенность воздухом, чувство движения и изменчивости.

Также Камиль много внимания уделял и освещению. Он старался передать его как можно более естественно, перенеся на полотно атмосферу происходящего так, чтобы не потерять материальность предметов. Коро несколько раз мог переписывать один этюд ради того, чтобы свет и оттенки получились наиболее натурально. Для него очень много значила близость человека к природе. В его работах много серых тонов, которые он получал не из черного и белого цветов (их он не использовал), а с помощью смешения многих ярких красок. 

Пейзажи Коро подтолкнули художников французской живописи обратиться от «исторического» сюжетного пейзажа, написанного по академическим правилам, к пейзажу более реалистичному, основанному на непосредственном живом наблюдении за природой. Художника считают создателем «пейзажа настроения» и прямым предшественником импрессионистов, чье творчество Коро, тем не менее, не принял. Во второй половине жизни Коро также писал портреты, преимущественно женские.

Начиная с 1850 года, у художника стала складываться очень характерная и узнаваемая манера письма: светлые тона и почти полное отсутствие зеленой краски, что кажется удивительным для пейзажиста. Коро заменил ее на серебристо– серую гамму, богатство оттенков которой на его картинах поражает: «Утро. Танец нимф», (1851) (рис. 1.6), «Воспоминание о Мортфонтене», (1864) (рис. 1.7), «Порыв ветра», (1865– 1870) (рис. 1.8). Раннее утро, вечерние сумерки, облачный день – переходное состояние природы Коро передает жемчужной дымкой, переливающейся по всему полотну. Именно эта манера принесла ему известность. Работы Коро были приняты и публикой, и официальными салонами, на которых выставлялись произведения живописи признанных мастеров эпохи. Камиль Коро, который к этому времени уже продал несколько своих картин, внезапно становится знаменитым; количество созданных им произведений и цены на них возрастают.  Но даже в этот период популярности он продолжал создавать прекрасные картины, обращаясь к непосредственному изучению природы; многие из его портретов относятся именно к этому времени – например, «Женщина с жемчужиной (Портрет Берты Гольдшмидт)», (1870) (рис. 1.9). Начав работать в традиции классической пейзажной живописи, Коро сочетал ее с романтизмом и реализмом, а впоследствии вплотную подошел к живописным открытиям импрессионизма. 

1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей

Пейзажная живопись Камиля Коро стала предпосылкой возникновения «нового искусства», заявленного импрессионистами. В своих произведениях художник много внимания уделял передаче света и воздуха. Некоторые работы написаны с натуры, что позволяло точнее передать сложную игру света, а некоторые были придуманы им или воспроизведены по памяти. С течением времени творчество художника прогрессировало, он стал добавлять романтические элементы, и его произведения часто рассматриваются, как мост между реализмом и развивающимся движением импрессионистов.

В картине «Первые листья», (1855) (приложение 1) сквозь просвет в чаще леса открывается вид на уходящую вдаль лесную тропу, по которой неспешно идут двое людей, сопровождая прогулку интересной беседой. Работа выполнена в эпоху творческой зрелости мастера, когда художник мог себе позволить творить в нескольких манерах. Ветви деревьев, сплетаясь, напоминают театральные кулисы. От краев холста по направлению к центру композиции изображены черные силуэты деревьев, которые постепенно становятся все более прозрачными и, наконец, растворяются в световом потоке. В этом пейзаже художник избегает всего, что может увести в сторону от созерцания красоты природы, он с удовольствием передает градации зеленого цвета.

Рассматривая пейзаж можно сразу же понять, что на картине изображен полуденный весенний день, пронизанный лучами солнца. Художник умело и реалистично изображает яркость солнечного света и тени, отходящие от стволов деревьев, сквозь ветки которых просвечивается голубое небо, по поверхности которого медленно плывут облака. На ветвях распускаются набухшие почки, из них появляются первые листочки, наполняя лес тонкими ароматами свежей листвы. Просветы между деревьями освещаются яркими лучами солнца, благодаря которому трава приобрела желтоватый оттенок, под деревьями она темно–зеленая.

Эту изменчивую жизнь природы Коро передает с величайшей точностью легким, динамичным мазком. Его гамма цветов как будто небогата. Для написания картины художник использовал масло следующих оттенков: белила титановые, умбра жженая, сиена жженая, желтый светлый, зеленый темный, травяной, коричневый, охра красная, охра светлая, черный, ультрамарин, лазурь железная. В основном, это градации золотисто–коричневых, зеленовато– голубоватых, серебристо–серых тонов, но из этих соотношений близких красочных пятен художник создает неповторимую гармонию.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ

2.1 Общий колорит

Колорит в пейзажной живописи – одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, представляющее собой сочетание цветовых тонов художественного произведения, воспроизводящую цветовое богатство окружающей природы. Это, в первую очередь, внутреннее ощущение художника, воздействующее на подсознание зрителя. Можно сказать, что колорит есть там, где присутствует гармония цветов, которая сообщает произведению настроение и влияет на содержание, подчеркивая общий замысел. Особенностью колорита является богатство и согласованность цветов. Являясь объединяющим началом, колорит обязательно основывается на принципах гармонии, которая выражает некоторое цветовое единство.

Важным элементами, определяющими колорит, являются общее цветотоновое состояние, цветовые и тоновые отношения, система валерных отношений. Динамика цветовых сочетаний светлого и темного, яркого и бесцветного, теплого и холодного, а так же переход одного в другое является неотъемлемой частью эмоциональной выразительности колорита. К основным элементам колорита, определяющим восприятие цветового решения живописного произведения, можно также отнести пространственные и теплохолодные взаимоотношения цветотонов, нюансное сочетание цветотонов, контрастное сочетание цветотонов, психологические характеристики преобладающих в этюде цветовых пятен и их сочетаний, фактура касочного слоя.

Характер колорита определяется эпохой, стилем, живописной манерой художника, своеобразием его восприятия мира и общим замыслом произведения. В зависимости от преобладания тех или иных красок колорит может быть теплым (красные, желтые, оранжевые тона) и холодным (зеленые, синие, фиолетовые тона), спокойным (созвучное сочетание тонов) и напряженным (использование контрастов), ярким (интенсивные, насыщенные тона) и блеклым (выбеленные тона).

Типичной чертой Жана–Батиста–Камиля Коро следует считать совершенное снятие самой проблемы планов. Всегда окутанные воздушной дымкой деревья погружаются в особую среду. Они не настолько близки, чтобы быть четкими, и не настолько далеки, чтобы стать размытой стеной леса. Они тают и растворяются в тумане своими очертаниями и своей листвой.

Элементом живописи французского художника стало развитие светотени. Сам себя Коро не считал колористом. Но дело не только в степени его красочной одаренности. Он сам сознательно и последовательно строил свою красочную гамму, сжимая ее внешние границы и расширяя ее изнутри богатством промежуточных тонов и оттенков.

В своем произведении «Первые листья» художник открывает многоступенчатые серебристо–жемчужные и зелено–перламутровые гармонии (рис. 2.1) среди двух тонов, которые колористы обыкновенно противопоставляли друг другу. Эти постепенные градации тонов стали основой искусства Коро.

Рис. 2.1Основные цвета картины

Колористическая система может быть основана на локальных тонах, имеющих символическое значение, и тонах, отражающих реальную цветовую картину мира – пространство, свет, тени, материальную сущность предмета во всех его взаимоотношениях со средой.

«Колорит – это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй. Главное достоинство колорита – богатство и согласованность цветов.

Колорит так же является важнейшим компонентом художественного образа, одним из средств художественной выразительности в живописи, цветовой графике, во многих произведениях искусства. Объединение цветов играет в живописи существенную роль. Обычно объединяются между собой цвета, равные по светлоте и близкие друг другу по цветовому тону. Когда цвета тонально объединены между собой, происходит их качественное изменение, появляется особая звучность. Цвет, который выпадает из общей тональности, не согласован с ней, кажется чуждым, разрушает целостность живописного произведения. Художественное полотно строится на взаимосвязи всех цветов, то есть когда ни одно цветовое пятно нельзя изменить по яркости или насыщенности, увеличить или уменьшить по размерам, не нарушая целостность произведения.

Цветовой спектр (рис. 2.2) и цветовой круг принято делить на две части – на теплые цвета и холодные цвета: от зеленого к красному цвету располагаются теплые, от голубого к пурпурному – холодные. Зеленый некоторыми считается холодным цветом, другие выделяют для него особое понятие – нейтральный.

Рис. 2.2 Цветовой спектр

На картине «Первые листья» Камиль Коро изящно использует переход от теплых оттенков к холодным (рис. 2.3), наблюдается размытый переход от покрытого облаками неба к лесному массиву. Находясь рядом, эти цвета вызывают взаимное контрастное  воздействие. Холодные цвета в окружении теплых приобретают большую звучность. То же происходит и с теплыми цветами в окружении холодных. Однако, нет раз и навсегда установленных теплых и холодных красок. В различных условиях один и тот же цвет может приобрести разное звучание: иметь то холодный, то теплый оттенок. В общий локальный цвет должно укладываться богатство оттенков этого цвета, а не раскрашенность отдельного участка бумаги одной краской, взятой из банки.

Рис. 2.3 Холодные и теплые оттенки, представленные на картине

Контрастное взаимодействие теплых и холодных цветов используется художниками, как прием, усиливающий выразительные возможности живописи. Основываясь на действии цветового контраста, можно придать тому или иному цвету нужный оттенок. Если холодный цвет смешивать с теплым, он изменит свой цветовой тон и станет теплее. Так, смешивая отдельные краски в различных соотношениях, мы можем получить новые цвета с нужной нам теплохолодностью.

Теплые и холодные цвета обладают еще одним важным свойством. Теплые цвета, находясь в окружении холодных, кажутся нам как бы выступающими вперед. Например, красный предмет, поставленный в ряду синих, воспринимается активнее последних. Холодные цвета, напротив, создают впечатление удаляющихся. Это свойство красок  следует учитывать в работе над живописью учебных постановок. Контрастные свойства теплых и холодных цветов используются при передаче пространственных отношений в живописи – светотени, световоздушной перспективы, состояния дня и т. д. Гармоничное сочетание теплых и холодных оттенков позволяет добиваться в живописи особой колористической звучности.

В рассматриваемой картине преобладают оливково–зеленые оттенки (рис. 2.4). Тончайшие переходы оттенков коричневатого, темно–серого и темно–зеленого цветов, их плавные переливы образуют единый эмоциональный цветовой аккорд. Зеленый представляет собой промежуточный цвет между желтым и синим. В зависимости от того содержит ли он больше желтого или синего, меняется и характер его выразительности. Зеленый является одним из дополнительных цветов, который получается при смешении двух основных – желтого и синего цвета, но эту операцию трудно осуществить с той точностью, при которой ни один бы из них не преобладал. Зеленый – это цвет растительного мира, образующийся благодаря фотосинтезу таинственного хлорофилла. Когда свет попадает на землю, а вода и воздух высвобождают свои элементы, тогда силы, сосредоточенные в зеленом, стремятся выйти наружу.

Рис. 2.4 Оттенки зеленого цвета, представленные на картине

Плодородие и удовлетворенность, покой и надежда определяют выразительные достоинства зеленого цвета, в котором соединяются познание и вера. Если сияющий зеленый затемняется серым цветом, то у зрителя легко возникает чувство ленивой вялости. Если зеленый принимает желтые оттенки, приближаясь к желто–зеленому цвету, то это создает впечатление юных, весенних сил природы. Весеннее утро или утро раннего лета без желто–зеленого цвета, без надежды и радостного ожидания летних плодов немыслимо. Желто–зеленый может быть активизирован до своего предела путем добавления оранжевого цвета, хотя в этом случае он легко приобретает грубый, вульгарный характер. Если зеленый принимает синий оттенок, то это приводит к увеличению его духовной значимости. Марганцевый синий обладает наиболее богатым сине–зеленым тоном. Этот ледяной тон представляет собой полюс холода, подобно тому, как красно–оранжевый является в мире цвета полюсом тепла. Сине–зеленый цвет в противоположность к зеленому и синему производит впечатление сильной холодной агрессивности. Амплитуда модуляций зеленого цвета весьма велика и с помощью контрастных сопоставлений можно добиться его самых различных выразительных проявлений.

2.2 Анализ колористических решений

Природное явление, какой–либо объект, изображенные на картине, часто воздействуют с такой силой на зрителя, это воздействие часто оказывается намного сильнее, чем само природное явление «в оригинале».

Чувства и переживания художника, переданные языком искусства, бывают настолько выразительны, что на картину зритель может смотреть часами и, даже, годами, возвращаясь все снова и снова. Понятно, что для того, чтобы просто посмотреть, что изображено на картине, достаточно нескольких минут. Но, проникнуть вглубь идеи, уловить настоящий художественный образ, созданный автором, услышать музыку произведения, можно, если понимаешь язык искусства, т.е. те выразительные средства изображения, которые использует художник.

И только тогда, при наличии достаточного художественного уровня восприятия, произведение начинает действовать в полную силу, даря нам ни с чем несравнимое духовное удовольствие.

Одним из таких средств, играющих в живописи ключевую роль, и является исследуемый в данной работе колорит. Колорит в живописи оказывает большое эмоциональное психологическое воздействие на зрителя. Он служит средством эмоциональной выразительности, является существенным компонентом художественного образа, вызывающим ответные эмоции зрителей.

Итак, мы называем колоритом совокупность всех тонов картины, рассматриваемой с некоторого расстояния, и представляющее оптически гармоническое целое. Для выражения характера колорита к нему можно применить множество эпитетов: теплый, холодный, яркий, блестящий, сильный, темный, веселый, спокойный и т.д. Эстетическая же необходимость применения того или иного колорита или их совокупности диктуется творческим замыслом автора. Талант живописца дарит зрителю неожиданно прекрасные цветовые гаммы, составленные из, казалось бы, несочетаемых цветов. В пейзаже сама природа представляет примеры тому, как некоторые господствующие тона в соединении со светотенью способны вызывать меланхолическое настроение, а другие – жизнерадостное.

Художник выделяет в изображении природы основное, главное, из–за чего вообще задуман данный пейзаж, опуская несущественные детали, мешающие мелочи, отдельные, не имеющие значения объекты. Однако, надо понимать, что другой художник, наблюдая в этот же момент тот же самый природный объект, запечатлеет его несколько по–другому. Дело в том, что в отношении художника к окружающей его природе, в том, что считает он в ней прекрасным и что не заслуживающим внимания, раскрывается его внутренний мир, взгляд на окружающий мир, его художественная культура. Несомненно, имеет огромное значение и художественная грамотность, владение техниками, способами и материалами, обеспечивающими воплощение художественного замысла в произведение искусства.

Представленное на картине «Первые листья» разделение композиции на планы создает глубину, горизонтальный ритм уходит в бесконечность, за рамку картину и тем самым еще сильнее заставляет почувствовать ощущение простора. В работе использован пространственный принцип построения композиции, основанный на законах пленэрной живописи, благодаря чему создается ощущение воздушной среды, в которой растворяются дали. Утонченность колористического решения картины раскрывается в богатстве и разнообразии цветовых оттенков, сотканных преимущественно из холодных тонов (рис. 2.5).

Рис. 2.5 Разнообразие цветовых оттенков, представленные на картине

Для передачи пространства Камиль Каро большое внимание уделяет работе цветом, который словно смазывает изображение, который становится не цветом, а густым воздухом, пронизывающим природу своим мерцающим светом.

Развитие сюжета в картине «Первые листья» ведется от первого плана, отсюда начинается рассказ в картине, поэтому желательна детальная прорисовка предметов в картине первого плана. Здесь мы можем увидеть четкие очертания стволов деревьев, ветвей и земли, покрытой прорастающей травой (рис. 2.6). Необходимо выстроить ритм в картине: ритм фигур, линий, цветовых пятен (холодных теплых), тоновых пятен (светлых темных), яркостных, ритм пустот; проследить развитие основной мелодии цветовой темы картины. Необходимо помнить, что закон контраста лежит как в основе разработки цветовых отношений отдельно взятого предмета, так и в основе написания живописной картины в целом, а также в основе создания рисунка картины.

Рис. 2.6 Фрагмент картины «Первые листья» (передний план)

Художник должен ставить перед собой задачу, чтобы каждый мазок красочного слоя был нового оттенка, в результате картина будет вибрировать цветами; нужно обязательно продумывать, в результате чего каждый новый мазок краски будет нового цветового оттенка, т. к. на предмет в целом оказывают влияние рефлексы окружающих предметов, солнечное освещение, небесное освещение, толща воздушной среды, тень. Необходимо проследить, чтобы в тональных отношениях было одно самое светлое пятно и постепенное движение от него к одному самому темному пятну в картине. Также нужно проследить, чтобы не было одинаковых по тону теней, т. к. есть самые темные тени на первом плане, а постепенно уходящие вдаль тени светлеют, приобретая оттенок толщи воздушной среды. Хорошо бы проследить движение светлых пятен в картине. Например, светлое пятно на первом плане будет самым ярким и чисто белым в отличие от белых пятен второго и дальнего плана, постепенно уходящих вдаль, которые будут все более и более приобретать цвет воздушной дымки, становиться темнее и терять свою яркость.

2.3 Цветовая и тональная организация

Цветовая гармония – это созвучие цветов, их сочетаемость, красивое соотношение. Часто художники достигают гармонии в своих произведениях, опираясь на интуицию и внутреннее чувство цвета. Это чувство равивается в процессе постоянной работы. Однако, гармония в цвете основывается на определенных законах. Для того, чтобы понять эти закономерности нужно воспользоваться спектральным кругом или цветовым кругом.

Цветовой круг представляет собой шкалу из оттенков цвета, расположенных по окружности. Эти цвета располагаются в определенной последовательности – также как и в радуге. Среди всех цветов этого круга есть три, которые называются основными: желтый, красный и синий. Все огромное множество других цветов образуется путем смешения этих трех (рис. 2.7). Хроматическими называются все цвета, кроме черного, белого и серых оттенков. Соответственно ахроматические цвета — это серые оттенки, белый и черный.

Рис. 2.7 Три основных цвета

Зеленый цвет может быть теплым, если в нем есть примесь желтого, или холодным – с примесью синего. Красный цвет также может быть теплым – с желтоватым оттенком и холодным – с синим оттенком. Гармоничное сочетание цветов заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, а также в согласованности различных цветов и оттенков между собой. Наиболее простым способом определения гармоничных сочетаний цветов является нахождение этих цветов на цветовом круге.

Выделяют 4 группы цветовых сочетаний. Монохромные – цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого (полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе. Гармония нескольких тонов одного цвета (лучше 3–4) выглядит интереснее, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло–голубой, синий и темно–синий или коричневый, светло–коричневый, бежевый, белый. Родственные цвета (рис. 2.8) располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто–красный, желтовато–красный).

Рис. 2.8 Родственные цвета

Любой цвет имеет ряд характеристик. Главными для художника можно назвать насыщенность и яркость. Это разные понятия. Яркость подразумевает насколько выбранный цвет освещен. Т. е. любой цвет может быть светлее или темнее при одинаковой насыщенности (приближаться к белому или черному). Под насыщенностью подразумевается сила цвета, так сказать, его «сочность». Она может быть разной при одинаковой яркости цвета (или освещенности). Чем меньше насыщенность цвета, тем больше он приближается к серым оттенкам (рис. 2.9).

Рис. 2.9 Яркость и насыщенность цвета

Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый). Данная цветовая гармония прослеживается в картине «Первые листья».

Существуют 4 группы родственно–контрастных цветов (рис. 2.10): желто–красные и желто–зеленые; сине–красные и сине–зеленые; красно–желтые и красно–синие; зелено–желтые и зелено–синие. Родственно–контрастные цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные.

Рис. 2.10 Родственно-контрастные цвета

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ

Для копирования картины Жана–Батиста–Камиля–Коро «Первые листья» я взяла художественную гуашь «Санет» (рис. 3.1). Мне понадобилось двенадцать цветов краски:

  • белила я использовала для высветления цветов, так как оригинал картины написан светлыми красками;
  • желтая краска использовалась для добавления в другие цвета,
  • охра светлая – для листвы и выделения лесной тропы,
  • желтая светлая – для деревьев и травы,
  • ультрамарин и лазурь железная использовались для прорисовки неба,
  • охра красная и охра светлая – для выделения травы,
  • умбра жженая и сиена жженная использовались для выделения и окраса стволов и ветвей деревьев,
  • черная краска – для утемнения цвета.

Так же для копирования картины мне понадобились кисти разной толщины. Для закрашивания больших пространств я использовала щетину № 14, для более меньших пространств я взяла щетину № 10, форму предметов я выделяла при помощи щетин под номерами 4 и 7.

Последовательность действий при копировании картины «Первые листья» Жана–Батиста–Камиля–Коро:

  • Я распечатала копию картины «Первые листья» на листе А4, расположила лист на мольберте для удобства срисовывания.
  • Далее разобрала оригинал картины на равные части, квадраты.
  • Определила темные и светлые части картины.
  • Затем перенесла размер картины на лист А2 с помощью линейки и карандаша HB.
  • Перенесла равные размеры квадратов на лист.
  • Взяла щетину № 14.
  • Начала переносить с оригинала картины на лист рисунок, линию неба, намечать где находится каждый предмет на картине, выстраивать каждый предмет в точности, как на оригинале картины.
  • Взяла щетину № 10.
  • Контуры неба выделила краской цвета ультрамарин.
  • Начала красить нижние углы картины, деревья, траву, нанося первый слой краски.
  • Для этого я использовала щетину № 14.
  • Далее я полностью покрыла небо, используя следующие цвета – ультрамарин, лазурь железная, белила (рис. 3.2).
  • Дальше я обозначила лесной массив с помощью желто-зеленого цвета.
  • Выделила лесную тропу охрой.
  • Далее я добавила немного белил, чтобы осветлить тропинку
  • Затем покрыла лесную поляну.
  • Вторым слоем закрасила весь задний план.
  • Взяла щетину № 10.
  • Для выделения тени под деревьями я взяла темно–зеленый, немного черного, коричневый.
  • Далее нанесла зеленую травяную краску, коричневую, охру красную, охру светлую.
  • Добавила в темных местах немного черного, а в светлых местах добавила белила.
  • Третьим слоем закрыла все белые места и покрыла листья более насыщенном цветом.
  • Взяла щетину № 7.
  • Сначала я смешала три цвета: умбра жженная, сиена жженная, желтая светлая.
  • Затем я приступила к листьям. Смешала зеленый травяной с желтым. И немного добавила охру светлую и белила. И растушевала, чтобы передать объем листвы.
  • Я пометила тени, отходящие от листвы, в темно–зеленый цвет.
  • Затем закрасила траву, использовала для этого следующие цвета: темно–зеленый, зеленый травяной, коричневый, охра красная, охра светлая с добавлением черного цвета.
  • Взяла щетину № 4.
  • В заключение картины я нарисовала силуэт людей черным цветом.
  • Деревья я покрыла сверху сухой кистью желто-зеленого цвета.
  • Затем размыла задний фон, для создания объема картины
  • В завершения картины я еще раз провела контуры. Передний план картины прорисован с использованием четких линий.
  • Высветлила некоторые места.
  • Немного утемнила траву.

Работа завершена (рис. 3.3).

Заключение

В заключение могу сказать, что анализ картины Жана–Батиста–Камиля–Коро «Первые листья» выполнен согласно рекомендациям методических указаний и плану.

Типичной чертой Жана–Батиста–Камиля–Коро следует считать совершенное снятие самой проблемы планов. Всегда окутанные воздушной дымкой деревья погружаются в особую среду. Они не настолько близки, чтобы быть чёткими, и не настолько далеки, чтобы стать размытой стеной леса. Они тают и растворяются в тумане своими очертаниями и своей листвой.

Я провела исследование цветовой, тональной и колористической организации картины «Первые листья». Коро открывает многоступенчатые серебристо-жемчужные и лазурно-перламутровые гармонии среди двух тонов, которые колористы обыкновенно противопоставляли друг другу. Эти постепенные градации тонов стали основой искусства Коро.

В ходе курсовой работы требовалось воссоздать копию картины «Первые листья». При копирования картины я ориентировалась на цветовую гамму оригинала и старалась использовать приближенные оттенки в своей работе.

Я научилась работать в технике гуаши и научилась оценивать размер мазков для создания нужного эффекта.

Список использованных источников:

Основная литература.

  1. Дрозд, А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд– во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно– методическое пособие. / И. В., Смекалов, С. Г.Шлеюк; Оренбургский гос. ун– т – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

Дополнительная литература.

  1. Кандинский В. В. О духовном в искусстве (живопись) . – 1989. –73– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: учебное пособие / Е.В. Омельяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт. – 2– е изд., перераб. и доп. – Ростов– н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2010. – 183 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Шиков, М.Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель: учеб. пособие / М.Г. Шиков, Л.Ю. Дубовская. 2– е изд., стер. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 167 с., илл. http://biblioclub.ru/
  4. Шевелина, Н. Ю. Графическая и цветовая композиция. Пропедевтика: практикум. / Н. Ю. Шевелина. – Екатеринбург: Архитектон, 2015 – 33с. http://biblioclub.ru/
  5. Коллекция: мировая художественная культура. Российский образовательный портал [электронный ресурс] – URL: http://artclassic.edu.ru (дата обращения ...).
  6. Саяпина, Е.И. С 229 Живопись пейзажа: учеб. пособие / Е.И. Саяпина. Краснодар: Кубанский гос.ун-т, 2012. 94 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Копия картины Жана– Батиста– Камиля Коро «Первые листья»

Приложение 2.

Иллюстрации

Рис. 1.1 – Копия картины Жана– Батиста– Камиля Коро «Мост в Нарни», (1826–1827)

Рис. 1.2 – Копия картины Жана– Батиста– Камиля Коро «Шартрский собор», (1830)

Рис. 1.3 – Копия картины Жана– Батиста– Камиля Коро «Лес Фонтенбло», (1833)

Рис. 1.4 – Копия картины Жана– Батиста– Камиля Коро «Утро в Венеции», (1834)

Рис. 1.5 – Копия картины Жана– Батиста– Камиля Коро «Город и озеро Комо», (1834)

Рис. 1.6 – Копия картины Жана– Батиста– Камиля Коро «Утро. Танец нимф» (1851)

Рис. 1.7 – Копия картины Жана– Батиста– Камиля Коро «Воспоминание о Мортфонтене», (1864)

Рис. 1.8 – Копия картины Жана– Батиста– Камиля Коро «Порыв ветра», (1865– 1870)

Рис. 1.9 – Копия картины Жана– Батиста– Камиля Коро «Женщина с жемчужиной (Портрет Берты Гольдшмидт)», (1870)

Приложение 3.

Репродукция картины

Рис. 3.1 – Гуашь «Сонет»

Рис. 3.2 – Разметка неба и контуров

Рис. 3.3 – Итоговое изображение картины

Приложение 4.

Список используемых терминов

Аддитивные смеси – смеси цветов, основанные на их сложении и независимые от их спектрального состава.

Ахроматические цвета – цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета).

Валер  – в живописи и графике: оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета.

Выступающие (отступающие) цвета – цвета, субъективно кажущиеся ближе (дальше) своего фактического положения в пространстве.

Вычитание цветов – процесс образования цвета в результате поглощения части световых лучей.

Дополнительные цвета – два цвета, дающие третий – ахроматический, при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях. дополнительные цвета антагонисты, находятся напротив, на прямо– противоположной стороне цветового круга.

Интенсивность цвета – качество цвета, зависящее от его светлоты и от его насыщенности.

Колориметрия – наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемой данной цветной поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета).

Контраст цветов – изменение цветов под влиянием других, окружающих их цветов (одновременный контраст) или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся (последовательный контраст).

Контрастные цвета – цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов (несколько отличаются от дополнительных).

Локальный цвет – основной цвет объекта, не претерпевший изменений под воздействием освещения и окружающей среды.

Насыщенность цвета – степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; степень цветности.

Независимые (бесфактурные) цвета – цвета, не локализующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа.

Неизбирательное поглощение – поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются в равной мере.

Объемные цвета, пространственные цвета – цвета, воспринимаемые в трех измерениях.

Основные свойства цветов – светлота (англ. Brightness), цветовой тон (англ. Hue) и насыщенность (англ. Saturation).

Основные цвета (цвета первого порядка) – три цвета (киноварно– красный, изумрудно– зеленый и ультрамариново– синий), которые нельзя получить путем смешивания. Но, путем оптического смешения этих основных цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Оттенок – градация цветового тона в пределах одного цвета.

Пленэр – термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы.

Поверхностные цвета – цвета, выявляющие фактуру и рельеф поверхности.

Полутень – промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.

Пространственное смешение цветов – один из видов оптического смешения цветов; слияние различных мелких цветовых образов на расстоянии, с образованием суммарного (общего) цвета.

Светлота (англ. Brightness) – качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из оттенков ахроматической (бело– серо– черной) шкалы; относительная яркость.

Светлотные (яркостные) отношения – относительные отличия цветов по светлоте (по яркости).

Светотень – распределение яркостей по поверхности освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.

Теплые цвета – цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно– оранжевые, оранжевые желто– оранжевые, желто– зеленые цвета спектра.

Тон (в терминологии художников) – термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, то есть цветового тона.

Тональность – подчиненность всех цветов композиции условиям единства среды.

Трансформация цветов – нивелирование изменений в цвете, вызванных освещением, при осознании условий этого освещения.

Фактура – видимое строение (структура) поверхности.

Холодные цвета – цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: голубо– зеленые, голубые, голубо– синие, синие, сине– фиолетовые.

Хроматические цвета – цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета, кроме ахроматических (белых, серых и черных).

Цветовой круг (спектр) – расположение всех цветовых тонов по окружностям: замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого, через пурпурные цвета.

Цветовой тон (англ. Hue) – качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.; качество, определяющее место цвета в цветовом круге.

Цветовые отношения (отношения цветов) – относительные отличия цветов, в основном по цветовому тону.

Яркость – количество света, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления.

Яркостные отношения цветов – отношения цветов по светлоте.

Приложение 5.

Справка об антиплагиате