Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Критерии выбора средств разработки мобильных приложений

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире сотовая связь настолько проникла в нашу жизнь, что большинство людей уже неуютно чувствуют себя без телефона. Еще вчера самыми популярными функциями «мобильника» были звонки и отправка SMS. Но сегодня приоритеты начинают смещаться несколько в иную сторону. Современный телефон - это уже не просто средство связи человека с человеком, это многофункциональное устройство, которое помогает не только общаться, но и учиться, зарабатывать, познавать мир, развлекаться. Безусловно, это стало возможным благодаря развитию мобильного интернета и непосредственно мобильных приложений.

Что подразумевается под мобильными приложениями? Четкого определения этого понятия нет, но это не значит, что его нет вообще. Итак, мобильным приложением можно назвать компьютерную программу, созданную специально для использования в мобильном телефоне, смартфоне или планшете, которая предназначена для выполнения той или иной задачи.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что скорость наращивания потенциала мобильной сферы увеличивается с каждым днем.

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Гриффитс Дон, Колисниченко Д. Н. , Коматинени С., и других.

Объект исследования – Платформы для изготовления мобильных приложений.

Предмет исследования – разработка мобильных приложений.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – изучить критерии выбора средств разработки мобильных приложений.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить принципы изготовления мобильных приложений.
  2. Произвести анализ существующих платформ и выбрать наиболее распространенные для анализа.
  3. На основании теоретического анализа дать заключение по их использованию.

Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.

Успешность выполнения задач по написанию работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.

В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирования, анализ и синтез.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

1.1 История и развитие мобильных приложений

История мобильных приложений насчитывает уже более пятнадцати лет. По большому счету отправной точкой для создания мобильных приложений стало появление на мобильном телефоне экрана. Естественно, первое программное обеспечение для телефонов представляло собой встроенные приложения, которые предназначались для выполнения конкретных функций телефона и устанавливались в устройство самими производителями. [6, С.37]

Пожалуй, первым мобильным приложением, помимо ПО, отвечающего непосредственно за работу телефона, стала телефонная книжка - та часть программного обеспечения аппарата, которая упорядочивала контакты пользователя.[17, С.21] Сначала в записную книжку можно было занести лишь имя и номер телефона абонента. Но постепенно в данное приложение добавлялись новые функции - помимо имени и телефона, стало возможным занесение адреса, электронной почты и других данных того или иного абонента.

С появлением возможности обмена короткими текстовыми сообщениями (SMS) в телефон добавилась еще одно приложение, позволяющее писать, редактировать, отправлять небольшие электронные тексты.

Время появления первого мобильного приложения, установленного на телефон поверх уже имеющегося программного обеспечения, можно отнести к концу 90-х годов прошлого века, когда сотовая связь стала постепенно входить в жизнь миллионов людей во всем мире. [20, С.29]Стоит отметить, что к тому времени, производители телефонов уже четко представляли, что софт для «мобильника» - это перспективное направление, как с точки зрения разработки технологий, так и с точки зрения их отдельного коммерческого использования. Тогда в программную оболочку сотовых телефонов, помимо самых необходимых приложений, производители стали устанавливать дополнительное ПО. Как правило, это были различные мультимедийные приложения - небольшие аркадные игры, редакторы рингтонов, калькуляторы, календари и т.д.

С появлением в 1997 году на рынке сотовой связи технологии WAP, позволяющей выходить в интернет с помощью мобильного телефона, количество программных приложений, как и их разработчиков, стало расти [28]. Дело в том, что теперь поставить на телефон какую-либо программу стало гораздо удобнее и проще, так как ранее установка приложения могла быть осуществима лишь с помощью DATA-кабеля, соединяющего стационарный компьютер или ноутбук с мобильным телефоном. Стоит отметить, что в то время не каждая модель сотового телефона поставлялась в комплекте с DATA-кабелем, что ограничивало использование мобильных приложений.

Возможность выхода в интернет непосредственно через телефон позволила устанавливать на аппарат различное ПО, а также игры даже тем людям, которые не имели домашнего компьютера [23]. Кроме того, WAP мог функционировать даже на бюджетных телефонах, за счет чего число пользователей мобильных приложений также увеличивалось. Единственным минусом WAP-доступа стала высокая стоимость передачи данных - скачав только несколько программ для телефона, пользователь мог потратить весь свой счет [18, С.48].

К началу нового тысячелетия началось бурное развитие рынка мобильного контента в целом и мобильных приложений в частности. Как грибы после дождя появляются специализированные сайты по продаже программных продуктов и мультимедийного контента для мобильных телефонов. А появление новых технологий передачи данных с помощью сотовой связи (GPRS, EDGE) позволяет удешевить мобильный интернет-трафик. [12, С.48] Пользователи стали в немыслимых количествах скачивать из сети картинки, музыкальные рингтоны, игры, полезные программы и т. д.

К тому времени рынок мобильных устройств сотовой связи стали постепенно завоевывать смартфоны и коммуникаторы. [16, С.42] Обладая более широкими возможностями и производительностью, они отличались от обычных мобильных телефонов наличием достаточно развитой операционной системы (Windows Mobile, Simbian, RIM, Android, Mac OS), которая является открытой для разработки программного обеспечения сторонними разработчиками, в отличие от программной среды обычных мобильных телефонов, которая закрыта для сторонних разработчиков. При этом стоит отметить, что установка дополнительных приложений позволяет значительно улучшить функциональность смартфонов и коммуникаторов по сравнению с обычными мобильными телефонами. Но, заметим, что каждая конкретная операционная система требует установки соответствующих именно ей приложений, то есть созданных специально для той или иной ОС программ.[18, С.47]

Сегодня, помимо независимых интернет-площадок для распространения мобильных приложений, собственные подобные ресурсы создают ведущие производители сотовых телефонов, смартфонов и коммуникаторов. Некоторые из них уже имеют или планируют в ближайшем будущем открыть собственную площадку по продаже мобильных приложений. Такие специализированные порталы по распространению мобильного ПО уже имеют производитель телефонов iPhone - компания Apple (App Store), компания Nokia (OVi), компания Google (Android Market), компания Sony-Ericson (PlayNow arena) и ряд других. Помимо самих приложений, эти онлайн-ресурсы продают также разнообразный мобильный контент (музыку, видео, картинки, электронные книги и т.д.).

Кроме того, производители мобильных телефонов, смартфонов и коммуникаторов и создатели операционных систем, а также операторы сотовой связи выпускают программные инструменты для создания мобильных приложений. Они предлагаются на основе как открытого, так и закрытого ПО и зачастую предназначены для написания приложений для конкретной операционной системы, что часто означает - для конкретной модели мобильного устройства.

В 2016 году рынок мобильных приложений оценивался в 53 миллиарда долларов, а прогноз на 2021 год гласил, что предполагаемый рост составит около 100 миллиардов долларов. Эти цифры немного отличаются у разных исследователей, но очевидным остается то, что мобильный рынок действительно масштабен. Самые многообещающие категории – это социальные сети, производительность, рекламные сервисы, а также полезные приложения для различных целей. Самые быстрорастущие рынки – Юго-Восточная Азия и Латинская Америка.[26]

Ожидается, что доходы в 2022 году будут равняться 63.5 млрд. дол.. Аналитические прогнозы показывают, что рыночная стоимость мобильных платежей во всем мире вырастет от 235 млрд. дол. в 2015 году до 721.3 млрд. дол. в 2022. Основной причиной такого бурного роста мобильных рынков является небывалый рост продаж планшетов, смартфоном и других мобильных устройств.

Мобильные приложения увеличивают уровень клиентской лояльности (особенно в розничных продажах). Лояльные пользователи чаще скачивают мобильные приложения и тратят в них в 2 раза больше времени, чем на мобильных версиях сайтов.[14, С.28]

Выпуск приложения – это тяжелая задача для среднего и малого бизнеса, но самая главная проблема заключается в постоянной поддержке приложения. Согласно исследованию Distimo, только 2-3% самых популярных разработчиков в AppStore и Google Play являются новичками, что отлично отражает все трудности создания действительно стоящего, полезного и эксклюзивного приложения. Загвоздка заключается в том, что построение приложения и включение в него всех необходимых элементов – это только малая часть работы. Ведь нужно задуматься и о таких немаловажных мелочах, как регистрация аккаунта разработчика в AppStore и Google Play, отправление приложения в магазины на рассмотрение, хостинг, регулярные уведомления, вовлечение, поддержка, исправление мелких ошибок, адаптация к новым операционным системам, и т.д.

Опрос среди 100 разработчиков iOS, Android и HTML5 показывает, что среднее время для создания первой версии нативного (от англ. native — родной, естественный).) мобильного приложения составляет 18 недель. Эта работа включает задачи по back-end (хранение данных, управление пользованием, работа с сервером, интеграция данных, push-уведомления и выпуск новых версий) и задачи по front-end (кэширование, синхронизация, создание макетов, UI-дизайн, UI-разработка и последующие доработки).

Когда малый и средний бизнес, фрилансеры или блогеры решают создать мобильное приложение, они, скорее всего, просто гуглят сервисы по построению шаблонных приложений. Планы подписки стоят от $10 до $1000 в месяц, при этом приобретать навыки программирования не нужно. В то же время, кастомные мобильные приложения, требующие месяцы на разработку, стоят от $100,000 вплоть до двух миллионов долларов в зависимости от сложности приложения. Выбрать определенный вариант по цене достаточно сложно, т.к. относительная дешевизна самодельных сервисов для шаблонных приложений объясняется плохим дизайном, низким качеством продукта на выходе, проблемы с поддержкой и обновлениями контента, версиями, и т.д., что в целом стоит достаточно дорого. [21]

Таким образом, крупные корпорации могут позволить себе построение нативных приложений с множеством функций для идеального опыта пользователя. Но это не значит, что при малом бюджете нет вариантов для малого и среднего бизнеса. 

В связи с этим в данной работе было решено рассмотреть наиболее распространенные платформы для разработки мобильных приложений, выяснить их недостатки и достоинства.

1.2 Область применения и цели

Основные направления в разработке приложений для мобильных устройств:

  1. Мобильные приложения дополненной реальности (Augmented reality mobile applications)

Развитие возможностей мобильных устройств позволило принципиально по-новому взглянуть на окружающий мир, накладывая новые информационные слои, смоделированные программно на привычную окружающую реальность. Информация с геопространственной привязкой, получаемая из интернета, сенсоров и программных функций устройства (акселерометра, камеры, компаса, файловой системы, геолокационных систем GPS/Глонас) может быть преобразована в информационный слой и наложена на привычную реальность. Такой вид приложений дополняет привычную реальность вокруг наблюдателя. Такие приложения способны быстро предоставлять информацию об окружающих объектах в реальном времени: зданиях, людях, машинах, товарах, параметрах окружающей среды, прогнозах и истории изменения данной среды. Данный вид приложений использует самые перспективные и технически продвинутые технологии, открывая бесконечные возможности для бизнеса.[15, С.61]

  1. Мобильные бизнес-приложения

Данный вид мобильных приложений создаётся с целью увеличения лояльности пользователей к копании, формирования позитивного мнения о бренде и создании канала коммуникации бизнеса с пользователями приложения. Может являться мощным источником заказов на товары и услуги.

  1. Мобильные промо-приложения

Данный вид приложений разрабатывается с целью продвижения отдельной услуги или товара. Приложение такого рода позволит в максимально презентабельной, форме представить товар или услугу, за счёт эффектного представления данных. Такой подход повышает заинтересованность и лояльность потенциального покупателя и как следствие количество продаж.

  1. Мобильные решения в области электронной торговли

С массовым распространением мобильных устройств возросла популярность ресурсов и приложений, способных обеспечивать продажи товаров и услуг на таком виде устройств.

Мобильный магазин - отличный инструмент, повышающий эффективность интернет-магазина. Мобильный магазин предоставляет возможность покупателям заказывать товары с мобильных устройств. Мобильное приложение интегрируется с основным Интернет-магазином таким образом, что все приходящие заказы с мобильных устройств пользователей будут синхронизироваться с базой данных основного интернет-магазина и помечаться особым образом. Стоит также отметить, что все данные из базы данных основного Интернет-магазина, такие как функции личного баланса и статусов заказов будут доступны на мобильном клиенте приложения. Покупатель также получает SMS и Email об изменении статуса заказа, как и в обычной электронной торговле.

  1. Мобильные игровые и развлекательные приложения

Данный вид приложений приносит прямой доход владельцу, за счёт монетизации, которая может выражаться в продажах рекламы внутри приложения или самого приложения на специализированных площадках (Android Market, App Store, Windows Marketplace). [1] В приложениях игровой направленности монетизация в основном построена на продаже внутриигровых возможностей и предметов.

  1. Мобильные приложения для новостных и медиа-ресурсов

Данный вид приложений нацелен на ускоренную доставку контента (новостей, аудио, видео и текстовых данных) до пользователя. Доступ к информации повсюду, моментальная доставка на портативные мобильные устройства, делают данный вид приложений следующим витком развития средств массовой информации.[13, С.64]

  1. Мобильные интрасетевые решения

Данный класс решений нацелен на увеличение эффективности и оптимизацию бизнес-процессов внутри компании за счёт использования мобильных технологий. Оформление заказов с планшетов, работа с данными по складу, сотрудникам, клиентам.

  1. Мобильные интеграционные решения

Мобильное приложение предоставляет продвинутые возможности, в случае его интеграции с другими компонентами инфраструктуры информационной среды компании.

Интеграция с веб-сайтом, CRM, ERP, складом, бухгалтерией, корпоративной базой знаний, калькуляторам стоимости продукции и прочими инфраструктурными элементами информационного поля компании позволят сотрудникам, находясь в любой точке оперативно получать и передавать важные данные через приложение, такие как:

Информацию об остатках продукции на складах, информацию о поставленных задачах, внутренние документы, расчёты цен, инструкции, историю коммуникаций с клиентами, статусы и описание работ по проектам, отчёты, данные о сделках, аналитику, статистику и многое другое.

ГЛАВА 2. Выбор правильной мобильной платформы приложения

Одна из самых важных задач в процессе разработки мобильных приложений - выбор подходящей платформы. Что лучше: нативные или кроссплатформенные решения? Стоит ли иметь дело с Blackberry и Windows Phone, или все же отдать предпочтение Android и iOS?

Попробуем проанализировать преимущества и недостатки самых популярных подходов: нативной Android и iOS и кроссплатформенной разработки на основе HTML5.

Целевая аудитория

Необходимо провести исследование и составить профиль будущего клиента. При этом следует обратить внимание на географический фактор. Стоит помнить, что большинство европейцев предпочитают Android устройства устройствам на iOS. Американцы используют оба вида приблизительно одинаково, а в странах Азии ситуация отличается в зависимости от страны.[10, С.98]

Как выбрать платформу для разработки мобильного приложения? - 01

Рис. 1. Использование ОС в зависимости от страны

Поведение пользователей

Если планируется внедрение монетизации, то важно знать, что пользователи Apple более склонны к покупкам в приложениях, чем пользователи Android.

Функции

Необходимо рассмотреть требуемые функции и сравнить их с возможностями платформы. Если необходимо добиться максимального удобства и пользовательского опыта, тогда стоит рассматривать нативные решения. Такие приложения всегда работают лучше.

Если же больше склонны к разработке сразу для всех устройств, необходимо помнить, что не все функции, легко реализируемые в нативных приложениях, поддерживаются кросс-платформенными решениями.[9, С.163]

Цена разработки

На первый взляд кроссплатформенные решения кажутся экономными, так как не надо нанимать разработчиков под разные платформы. Если же рассмотреть все детально, то можно увидеть, что все не так радужно, как казалось.

Гибридное приложение - это веб-страница, оптимизированная под использование на разных устройствах и завернута в нативную оболочку. Именно поэтому оно имеет доступ только к некоторым нативным функциям. Если разрабатывать что-то вроде обработки изображений или транслирования видео в прямом эфире, кроссплатформенные решения терпят неудачу. В таком случае разработчик платит меньше, но и получает меньше.

Поддерживаемые устройства

Android поддерживает 160 устройств. iOS 9 - 15, Windows Phone 8.1 - 100, Blackberry - 10. Конечно же, выглядит сложным адаптировать приложение под такое количество устройств на каждой платформе. Но, выбрав кроссплатформенный путь, придется делать это для всех устройств сразу.

Дополнительные затраты, связанные с разработкой

Чтобы подать приложение в маркет, понадобиться приобрести аккаунт разработчика. Эта услуга стоит $25 у Google Play. Apple обойдется в $100 за аккаунт разработчика и $299 за программу Enterprise. В случае кроссплатформенного приложения, нужно будет заплатить за все маркеты сразу.

Модерация

iOS приложения всегда строго модерируются. Apple обычно рассматривает проекты в течении 10 дней.

Система модерации у Google Play намного слабее. Кроме того, пользователь может легко загрузить .apk файл любого приложения и установить его на свое устройство.

Ожидания пользователей

Пользователи Apple всегда ожидают от компании наивысшего качества и инноваций. Они хотят быть первыми, кто испытает новое, и готовы платить за это. Пользователи Android не любят тратить деньги на свои приложения. Им нравится материальный дизайн и бесплатные поощрения.

Нативная разработка мобильных приложений для iOS

iOS - это закрытая платформа. Apple полностью контролирует свой язык программирования, приложения, которые публикует, и устройства, которые выпускает. Надо будет подчинятся правилам компании и быть готовым к постоянным изменениям.

Время от времени надо будет обновлять приложение до последней версии iOS. Apple сделал процесс легким для пользователей. Все, что нужно сделать, это зайти в настройки и запустить обновление. Для владельца продукта, это значит, что необходимо будет находиться на связи с разработчиками и добавлять изменения в соответствии с последними требованиями.

Еще одна хорошая новость: есть всего лишь около 20 устройств, с которыми приложение должно быть совместимым. У Android это число равно 100, что усложняет оптимизацию дизайна, например. Меньшее количество поддерживаемых устройств влечет за собой снижение затрат на тестирование.

Если цель состоит в том, чтобы получать доход от приложения, а не только, чтобы люди знали бренд, надо выбирать разработку для iOS. Говорят, что пользователи Apple тратят на 60% больше на покупку приложений, чем Android пользователи.

Нативная платформа Android для разработки приложений

По последним данным Statista.com, Android является самой популярной платфрмой для разработки мобильных приложений. Она дает доступ к большому количеству целевых пользователей.[9, С.112]

Эта операционная система очень гибкая, и приложения могут работать на многих устройствах: смартфонах, планшетах, часах, TV-боксах и даже автомобилях.

Язык программирования Java является популярным за пределами Android мира. Так как и сама платформа не есть очень сложной для изучения, довольно легко найти профессионального разработчика, чтобы воплотить свою идею в жизнь. Разработка возможна на разных ОС, среди которых Windows, Mac OS или Linux. Ни них всех можно установить и использовать Android SDK. Google постоянно создает и совершенствует соответствующие средства разработки, что делает возможным для программистов создавать приложения различного уровня сложности.

Кроссплатформенные приложения

Кроссплатформенное приложение является комбинацией HTML5 и нативных плагинов. Такой подход может показаться экономически очень эффективным решением. Appcelerator.com, один из самых популярных кроссплатформенных фреймворков, обещает разработку на 20% быстрее по сравнению с нативными языками, до 90% повторного использования кода при поддержке множества платформ, а также сокращение затрат. [22]

Похоже, что кроссплатформенная разработка может быть отличным решением для проекта: нет головной боли о разнообразии поддерживаемых устройств, множество готовых решений и фреймворков пользовательского интерфейса для реализации даже сложных функций. Намного легче поддерживать кроссплатформенное приложение, чем нативное. Но есть и недостатки, и их достаточно много:

  • Зависимость от структуры
  • Совместимость
  • Ошибки во фреймворках
  • Низкая производительность
  • Ненативные ощущения и вид

Когда стоит рассматривать нативные платформы:

  • Если нужно разработать особенное приложение;
  • Проект является сложным;
  • Хотели бы потратить меньше средств на тестирование на различных устройствах;
  • Стремитесь следовать трендам;
  • Хотите предоставить пользователям лучший опыт и впечатления;
  • Хотите, чтобы приложение имело нативные ощущения и вид.

Рассматривать кроссплатформенные приложения, если:

  • Стоимость имеет решающее значение;
  • Необходимо разработать промо-проект;
  • Проект прост и понятен;
  • Пользовательский интерфейс не должен быть сложным;
  • Существует необходимость мультиплатформенной разработки.

2.1 Мобильные платформы приложений Appcelerator Titanium

Appcelerator Titanium – это платформа для разработки мобильных и desktop-приложений с использованием веб-технологий. Разрабатывается группой компаний Appcelerator Inc. и впервые был представлен в декабре 2008. Первоначально разрабатывался для создания настольных приложений. Поддержка Android и iPhone была внедрена в июле 2009. В апреле 2010-го добавлена поддержка планшетов iPad, а затем и платформы BlackBerry.

В целом, существует два продукта: Appcelerator Titanium и Appcelerator Titanium Mobile. Первый из них позволяет создавать приложения для Windows, Mac и Linux.

Appcelerator Titanium Mobile – один из нескольких web-based мобильных фреймворков, позволяющий веб-разработчикам применить имеющееся навыки и умения для создания нативных приложений для iPhone и Android. Однако, несмотря на привычный язык JavaScript, разработчикам потребуется изучить Titanium API, который достаточно сильно отличается от классических веб-библиотек и фреймворков.

Весь исходный код приложения загружается в мобильный телефон, где он благополучно интерпретируется (хотя сами разработчики избегают этого термина, называя интерпретацию «кросс-компиляцией»). Это означает, что некоторые ошибки исходного кода не могут быть выявлены перед выполнением программы. Загрузка программы по времени значительно превосходит загрузку приложений, написанных на «родных» платформо-зависимых SDK. Это происходит потому, что требуется предварительная обработка кода перед запуском программы.[25]

Некоторые разработчики отмечают, что несмотря на то, что Titanium даёт быстрые результаты (что очень хорошо подходит для создания быстрого прототипа), имеются незначительные проблемы в поведении на различных платформах, стабильности при больших нагрузках и управлении памятью. Это, в конце концов, приводит их к необходимости переписывать созданные прототипы на конечные платформы. Однако, разработчики уделяют большое внимание развитию продукта и доблестно исправляют все обнаруженные ошибки и уязвимости.

Многие разработчики, тем не менее, ценят высокую скорость разработки, концепцию оборачивания элементов в нативные UI компоненты и использование языка JavaScript как основного языка разработки.

В июне 2011 Appcelerator выпустил Titanium Studio и Titanium Mobile 1.7. Titanium Studio – это открытая свободная IDE, построенная на базе Aptana Studio, которая, в свою очередь является средой веб-разработки, выполненной на базе Eclipse IDE. В апреле 2010-го Appcelerator расширил линейку продуктов, выпустив Titanium Tablet SDK. По факту, данный SDK полностью копирует существующее решение для iPhone, добавляя некоторые iPad’овские элементы управления (SplitView, Popover и т.д.). Первоначально была поддержка лишь iPad, но позже были также включены инструменты для работы с планшетами на базе Android.

Appcelerator, Inc. также предлагает облачные сервисы для сборки, развёртывания и тестирования приложений, разработанных на платформе Titanium. В 2011-м году компания выкупила фирму Aptana Inc., одного из ведущих разработчиков в области Open-Source решений для создания веб-приложений. Теперь Aptana Studio принадлежит Appcelerator, Inc. [24]

Также стоит отметить, что разработка на iPhone возможна только на Mac OS.

Основное отличие от главного конкурента Titanium – продуктов Phonegap/Cordova – заключается в том, что там создаётся родное приложение, в котором перенаправляются вызовы на html-страницы, где уже и выполняется PHP/Javascript код. В нашем же случае, приложение полностью пишется на веб-языках, которые уже впоследствии интерпретируются (кросс-компилируется) на конечном устройстве.

Отметим, наконец, что бесплатная лицензия подразумевает, что в начале исполнения программы на мобильном устройстве появится значок Appceleration Titanium Mobile.

Можно разрабатывать приложения на Titanium бесплатно, однако за поддержку и дополнительные модули придется заплатить (от $49 в месяц). Цена некоторых сторонних модулей доходит до $120 за год.

Общие характеристики

Выделим основные возможности Appcelerator Titanium (согласно официальному заявлению разработчиков):

  • Поддержка всех базовых инструментов веб-разработки (HTML, CSS, JavaScript) на всех платформах.
  • Поддержка таких языков, как PHP, Python и Ruby для desktop-приложений
  • Имеется поддержка популярных JavaScript-фреймворков, включая jQuery, YUI, MooTools, Scriptaculous и др.
  • Платформенно-независимый API предоставляет доступ к нативным UI-компонентам: панелям, меню, диалоговым окнам, сообщениям и т.д., а также функциональности операционной системы: звукам, работе с сетью, базам данных, файловой системе.
  • API для нативных мобильных возможностей: акселерометр, карты, геопозиционирование.
  • Расширения на базе открытых лицензий и интерфейсов, предоставляющие разработчикам возможность интеграции дополнительных языков, медиа-кодеков и устройство-зависимым функциям.

2.2 Мобильные платформы приложений PhoneGap

Разработчикам мобильных приложений приходится непросто, разрабатывая код под каждую ОС, разбираясь с SDK, компиляторами и эмуляторами. [20]

PhoneGap появился в iPhoneDevCamp в 2008 году, и создан он был просто потому, что в этом подразделении по сравнению с веб-разработчиками было не так много разработчиков Objective-C. Задача заключалась в том, чтобы объединить среду разработки, которая позволила бы веб-разработчикам использовать HTML, CSS и javascript для разработки приложений, которые могли бы использовать родной функционал мобильных устройств (камеру, дисковое пространство и геолокацию). Изначально разработанный для работы с iPhone, проект PhoneGap стремительно разрастался и со временем приобрел поддержку Android. Теперь, когда прошло уже около 4 лет, PhoneGap представляет собой один из наиболее распространенных наборов инструментов для разработки мобильных приложений, которые поддерживаются большим диапазоном устройств, включая устройства на базе iOS, Android, Blackberry, Symbian, webOS.

PhoneGap — это платформа с открытым исходным кодом от компании Nitobi (в настоящее время купленная Adobe), которая позволят разрабатывать приложения для нескольких мобильных платформ, используя стандартные веб-технологии. Создатели кроссплатформенного фреймворка PhoneGap постарались упростить задачу: позиционируя себя как единственный open source мобильный фреймворк с поддержкой шести мобильных платформ. [23]

В настоящее время поддерживаются такие операционные системы (ОС) как: Android, iOs, Symbian, Windows Phone, Bada, WebOS.

Написание приложения ведется на JavaScript с использованием HTML и CSS для разметки. Вы пишете мобильное приложение как обычный сайт или веб-сервис.

Платформа PhoneGap расширяет API браузера и добавляет следующие возможности: доступ к акселометру, доступ к камере, доступ к компасу, доступ к списку контактов, запись и прослушивание аудио файлов, предоставляет доступ к файловой системе, позволяет работать с разными HTML5 хранилищами localStorage, Web SQL и т.п а также позволяет безболезненно обращаться к любому кросс-доменному адресу.

Для того, чтобы использовать PhoneGap необходимо скачать с официального сайта последнюю версию PhoneGap (на момент написания статьи она была 2.1.0) и указать в среде разработки расположение библиотеки. Так же необходимо подключить JavaScript файл, который расположен в папке вместе с библиотекой под нужную платформу.

С помощью PhoneGap Build - онлайновый конвертер из HTML 5. Нужно загрузить приложение на html/js/css — и на выходе получаете готовый бинарный файл для Apple App Store, Android Marketplace, Palm, Symbian или BlackBerry.

Несмотря на противоположное мнение, PhoneGap не является приложением из разряда «один раз написал, и используешь везде», хотя все довольно близко к этому. Это, безусловно, кросс-платформенная среда разработки, способная работать со многими поддерживаемыми устройствами, но для того, чтобы применять её успешно, нужно будет тестировать и изменять код под конкретную модель устройства.

Интерфейс в PhoneGap приложениях представляет собой web-браузер растянутый на всю ширину и высоту экрана устройства, который отрисовывает HTML контент без оконного оформления.

При разработке PhoneGap приложений создаётся навигация, элементы интерфейса, контент используя HTML, CSS.

Браузер используемый в PhoneGap приложениях идентичен таковому в нативных мобильных приложениях. В iOS это Objective-C UIWebView класс; в Android это android.webkit.WebView.

PhoneGap API

У PhoneGap есть свой Интерфейс программирования приложений, позволяющий получить доступ напрямую к операционной системе устройства.

В дополнение к функционалу «из коробки», также можно используя механизм PhoneGap’s JavaScript-native для написания нативных плагинов. Phonegap плагины позволяют писать свои нативные классы и соответственно JS интерфейс для работы внутри PhoneGap приложений. [27]

Приложения PhoneGap разработаны с использованием HTML, CSS и JavaScript, однако конечный продукт приложения PhoneGap является бинарным архивом приложения, которое может распространяться через стандартные экосистем приложений.

PhoneGap приложения разрабатываются с использованием HTML, CSS и JS, однако конечный продукт – это бинарный архив, который может распространятся как стандартное приложение в своей системе.

Для iOS приложений это IPA файл, для Android это APK файл, для Windows Phone это XAP файл и так далее. Это те же самые нативные форматы упаковки приложений, которые могут распространятся по соответствующим системам (ITunes Store, Android Market, Amazon Market, BlackBerry App World, Windows Phone Marketplace, и т.д.).

Специфика архитектуры приложений отличается от случая к случаю, однако зачастую имеет схожую основу. PhoneGap приложения выступают как клиенты для взаимодействия с пользователем. PhoneGap клиенты взаимодействуют с сервером приложений для получения данных. Сервер приложений использует бизнес логику для связи с back-end хранилищем.

Серверное приложение это обычный web сервер (Apache, IIS, etc…) выполняющий скрипты написанные на серверном языке программирования такие как ColdFusion, Hava, .NET, PHP и так далее. PhoneGap может работать с любым сервеным приложением используя стандартные web протоколы. Серверное приложение обрабатывая запросы, рассчитывает и генерирует и возвращает или сохраняет данные в специальных хранилищах – это может быть реляционная база данных или любой другой способах хранения данных.

Приложения PhoneGap как правило, не связываются напрямую с базой данных; связи проходит через сервер приложений. Клиент-серверная связь может быть быть основана на стандартных HTTP сервисах, REST-FUL XML сервисах, JSON, или SOAP (или WebSockets если операционная система поддерживает это). Это те же самые методы, которые можно использовать в приложении для настольных компьютеров на основе браузеров AJAX).

Клиентская часть обычно использует одностраничную модель приложения, где логика приложения внутри HTML страницы. Страница в таких приложениях никогда не выгружается из памяти. Данные отображаются путём манипуляция с HTML DOM, данные получаются от сервера приложений используя AJAX технологию.

Многостраничная модель тоже поддерживается, но не рекомендуется т.к. вы теряете из памяти переменные когда страница перезагружается.

Достоинства разработки под PhoneGap

  • Очень просто реализовать совместную разработку приложения.
  • Написание кода ведется на HTML, Java Script, CSS с возможностью использования сторонних библиотек.
  • Поддержка кроссплатформенности (в настоящее время 6 платформ);
  • Отладка приложений с помощью браузера.
  • Возможность конвертации приложения под все необходимые платформы с помощью PhoneGap.

Недостатки разработки под PhoneGap

  • Приложения не поддерживают многопоточность.
  • Проблемная реализация длинных списков (более 1000).
  • Не все приложения могут быть оформлены как Web-приложения.
  • Обращение к аппаратным частям мобильного устройства ведется по-разному, что может вызывать неожиданный эффект.
  • Сложность настройки программной среды для написания приложений под PhoneGap.

Таблица 1

Сравнение Appcelerator и PhoneGap

Appcelerator

PhoneGap

Поддерживаемые платформы

Android

Да

Да

BlackBerry

Планируется

Да

iOS (iPhone/iPad)

Да

Да

Symbian

Нет

Да

WebOS

Нет

Да

Windows Phone 7

Нет

Да

Поддерживаемые ОС для разработки

Mac

Да

Да

Linux

Да*

Да*

Windows

Да*

Да*

Особенности фреймворка

Язык разработки

Javascript, Native

HTML/JavaScript, Native

возможно Python, Ruby, PHP

Доступ к нативному коду

Да

Да

Нативный вид

Да

Нет

*кроме iOs
**многие возможности пока не поддерживаются, но скоро обещают добавить

2.3 Мобильные платформы приложений iBuildApp

iBuildApp, материнская компания для Inforesource, основанная в 2010 года, предоставляет решения для создания и поддержки мобильных приложений для компаний из списка Fortune 2000, малого бизнеса, благотворительных организаций и медиа компаний. iBuildApp передает Inforesource технологию в виде автоматизированного движка для создания мобильных приложений «Сделай-Сам» что не требует навыков программирования. Inforesource планирует создать платформу для мультимедийных публикаций (видео, аудио, изображения, тексты) что хранятся в разных форматах в облачном хранилище Amazon. Все преобразования мультимедийного контента выполняются на лету для планшетов (iPad/Android Tablets/Kindle Fire) и компьютеров Главный офис компании находится в городе Фостер Сити, Калифорния, США. Команда разработчиков располагается в городe Владимир (10 человек). На текущий момент iBuildApp достиг 2 500 000 уникальных посетителей в месяц 60,000 опубликованных приложений (7-8% всего рынка apps). [22]

iBuildApp — это новый интернет-сервис, предоставляющий пользователям возможность создания, тестирования, отслеживания и обновления мобильных приложений для таких мобильных устройств, как iPhone/Android и iPad. В планах создателей сервиса возможность работы создаваемых пользователями приложений и на ОС Blackberry.

Он позволит каждому создать в новом приложении текст, встроить в него RSS-ленту, картинки, аудио- и видеоинформацию и т. д. При этом создатели говорят о простоте и доступной цене его использования.

 Здесь вообще без навыков программирования можно быстро создать себе мобильное приложение, которые будет нативным и сможет работать на iPhone, Android и Windows Phone. В конструкторе есть много виджетов для создания разного функционала, есть готовые решения для бизнеса (кафе, религия, отели, журналы, радио).

Можно создать совершенно бесплатно приложение, идеально подходящее для отдельно взятой компании, департамента, учебного заведения или компании друзей. При этом потратить на все это всего пару минут.

Создатели iBuildApp специально разработали такой проект, который будет понятен даже для неопытного пользователя. Простой интерфейс и удобные инструменты — это гарантия того, что все, кто будет пользоваться созданным с его помощью приложением, будут поражены тем, насколько быстро и просто можно получить доступ к вновь созданному продукту. Им трудно будет поверить в то, что подобное приложение можно создать всего за несколько минут, без каких-либо денежных вложений.

Кроме того, каждый пользователь такого приложения сможет увидеть в Apple Store имя и логотип создателя, при этом воспользоваться им он сможет с помощью любого вышеуказанного мобильного устройства.[12, С.121]

Создатели сервиса iBuildApp дают своим пользователям возможность самостоятельного управления содержимым создаваемого приложения. Эта система позволяет создателю отредактировать приложение таким образом, как он захочет, в то время, когда он захочет, а также в том месте, где он захочет. Причет делать это он может сколько угодно раз.

С помощью сервиса iBuildApp можно всегда оставаться на связи со своими клиентами и друзьями, где бы они ни находились. При этом не нужно загружать и устанавливать дополнительное ПО. Для создания приложения нужны только браузер и воображение.

Особенность работы с сервисом iBuildApp.

После того, как приложение с его помощью будет создано, необходимо загрузить его на Apple Store и дождаться одобрения компании Apple. Это занимает примерно 3–6 недель. Как только одобрение будет получено, можно начинать рекламировать свое творение.

Цены:

  • Создание приложения для Android и iOS (iPhone, iPad) – FREE.
  • Пакет «Бизнес» – 2400 руб./мес (1 приложение, 3 тыс. установок, публикация в магазинах, отсутствие рекламы).
  • Пакет «Безлимитный» – 3700 руб./мес (1 приложение, неограниченное количество установок, публикация в магазинах, отсутствие рекламы).
  • Пакет «Корпоративный» – 27100 руб./мес (10 приложений, неограниченное количество установок, дополнительная защита контента, техническая и консультативная поддержка).

Бесплатный пакет не убережет вас от размещения сервисом рекламы на вашем сайте. За $9,99 ежемесячно ее можно убрать, но лимит в 300 загрузок останется, за $29- количество загрузок увеличится до 1 000, а за $79 – вообще становится безлимитным.

Особенности IBUILDAPP:

  • Очень объемный софт шаблонов на разные тематики: фотостудии, такси, рестораны, перевозки и многое другое. Выбирайте свой шаблон и подгоняйте его под свои нужды.
  • Наличие инструментов для продвижения вашего приложения в Google Play. Теперь вам не стоит переживать, за место под солнцем, программа сделает это за вас и продвинет в рейтинге ваш проект.
  • Подключение рекламы к проекту, создавая тем самым возможность принести вам прибыль.

2.4 Мобильные платформы приложений My-Apps

My-apps.com — платный онлайн-сервис для создания своего мобильного приложение для бизнеса или личного пользования. Никаких специальных умений не требуется. Хорошо подходит для небольшого бизнеса, например, интернет-магазинов. Чтобы создать свое приложение, понадобится всего 5 минут – нужно всего лишь выбрать необходимые модули и дизайн. Есть английская и русская версии.

Для создания приложений разработаны готовые модули, написанные на Java. С целью обеспечения возможности запуска вновь созданного приложения на любом устройстве разработчики My-Apps.com использовали программное обеспечение Apps Viewer.

Конкурентным преимуществом сервиса является его простота  для любого пользователя. С помощью My-Apps.com необходимые модули добавляются в интерфейс перетаскиванием «drag-and-drop».

Настройке поддается каждый элемент приложения и его дизайна. можно изменить меню, наполнение и оформление, а также загрузить свой логотип. Или воспользоваться шаблонами, заранее приготовленными профессиональными дизайнерами

Основатель My-Apps.com говорит, что сервис обладает собственной технологией, которая позволяет создавать приложение сразу для платформ Android, iOS, Windows и HTML5. В данный момент доступны шаблоны для магазинов и ресторанов, летом обещают добавить опции для служб такси, салонов красоты и фитнес-залов.

My-apps.com предлагает пакеты, показанные ниже:

http://actualtraffic.ru/uploads/2015/02/my-apps_2.jpg

http://actualtraffic.ru/uploads/2015/02/my-apps_3.jpg

Рис. 2. Тарифные планы

  • Старт — 419 руб./мес. приложения только для Android, доступ к конструктору, бесплатные шаблоны и иконки приложений, обновления контента каждые 48 часов, обновления исходника приложения в сторах самостоятельно не чаще 1 раза в 2 месяца.
  • Лайт — 693 руб./мес. приложения и для Android и для iOS, доступ к конструктору, бесплатные шаблоны и иконки приложений, базовые скриншоты приложения, Push уведомления — 1 в месяц, обновления контента каждые 24 часа, обновления исходника приложения в сторах 1 раза в 2 месяца.
  • Стандарт — 1743 руб./мес. приложения и для Android и для iOS, доступ к конструктору, бесплатные шаблоны и иконки приложений, базовые скриншоты приложения, поддержка по Skype, Push уведомления — 10 в месяц, обновления контента каждые 12 часов, обновления исходника приложения в сторах 1 раза в месяц.
  • Бизнес — 6923 руб./мес. приложения и для Android и для iOS, доступ к конструктору, бесплатные шаблоны и иконки приложений, базовые скриншоты приложения, поддержка по Skype и е-мейл, персональный менеджер, Push уведомления — 50 в месяц, обновления контента -мгновенно, обновления исходника приложения в сторах — без ограничений.
  • VIP — 2799 руб./мес +150 000 руб. инсталляционный платеж. приложения и для Android и для iOS, доступ к конструктору, бесплатные шаблоны и иконки приложений, базовые скриншоты приложения, поддержка по Skype и е-мейл, персональный менеджер, Push уведомления — неограничено, обновления контента -мгновенно, обновления исходника приложения в сторах — без ограничений.

Как создать приложение в My Apps

  • Зарегистрироваться и войти в аккаунт на сервисе.
  • Нажать «Создать новое приложение» выбрать шаблон (пример – «Ресторан») и тему оформления.
  • Выбрать или загрузить собственную иконку и заставку приложения.
  • В управлении модулями загрузить логотип и сформировать каталог с товарами.
  • Добавить название и контактную информацию.
  • Описать способы доставки товара.
  • Подключить способы оплаты – необходима регистрация в cloudpayments.ru.
  • Для предварительного просмотра приложения скачать и установить на мобильный телефон программу «Apps Viewer». Запустить сервис и ввести ID приложения.
  • Опубликовать приложение на площадках Google Play и Appstore – нажать «Публикация», ввести ключевые слова для поиска и создать описание.

2.5 Мобильные платформы приложений AppsGeyser

AppsGeyser позволяет сделать приложение буквально за две секунды. Самый простой редактор, из всех рассмотренных. AppsGeyser предлагает своим пользователям создавать мобильные приложения для Android на базе любого существующего контента. [1, С.201] Для того чтобы получить готовое приложение, пользователю достаточно указать ссылку на сайт, вставить HTML код или загрузить документ. Полученное приложение можно размещать в Android Market и даже зарабатывать на нем, продавая его или размещая в приложениях рекламу. По сути, весь функционал данного инструмента сводится к одной задаче – «зашить» сайт в приложение. Такой своеобразный конвертер контента сайта в приложение. С помощью данного инструмента, вы можно создать приложение не только из сайта, но и из YouTube видео (например, из видеоблога или из любого другого видео).

Конечно, с помощью AppsGeyser не напишешь такие программы для Android, как OpenOffice. Но она позволяет взять быстрый старт в разработку мобильных приложений. Согласно статистике, размещенной на главной странице сайта, с его помощью уже создан почти миллион приложений, а общее количество их установок превышает 680 миллионов.

Сервис предоставляет услуги бесплатного распространения приложения, просмотра статистики. [28]

Первый локальный сервис от AppsGeyser учитывает запросы и специфику аудитории Рунета. В первую очередь он ориентирован на создание Android приложений для существующих сообществ: форумов и авторских блогов, облегчая их аудитории доступ к любимым ресурсам со смартфонов.

Несколько полезных возможностей инструмента:

    • Очень простой процесс создания приложений, написать приложение можно очень быстро;
    • Возможность написать игры для операционной системы Андроид (Android). Согласитесь, не каждый редактор позволяет сделать это;
    • Простая публикация приложения;
    • Возможность монетизировать ваше приложение прямо из AppsGeyser. Хорошая функция, теперь вы можете не только, благодаря вашей фантазии, создать приложение, но и легко и без усилий его монетизировать;
    • Возможность создавать, редактировать и публиковать ваше приложение в режиме онлайн.

Для создания приложения необходимо

    1. Зайти на сайт appsgeyser.ru и зарегистрироваться на нем.
    2. Нажать зеленую кнопку «Create Now».
    3. Выбрать шаблон мобильного приложения. Имеется три категории шаблонов: Web (перенос содержимого веб-сайтов, RSS-лент и т.п. на мобильные устройства), Media (работа с видео, включая YouTube, фотографиями, музыкой, книгами и т.п.), Game (несложные игры).
    4. На следующем шаге загрузится страница с полями, в которые необходимо ввести заранее подготовленную информацию. Состав этой информации зависит от выбранного шаблона. Если в течение нескольких секунд вы не начнете вводить данные, появится подсказка (на английском языке), помогающая создать собственную программу для Android.
    5. Дайте название своему приложению и введите его в поле «App name». В поле «Description» добавьте описание программы.
    6. Можно оставить иконку по умолчанию. Но лучше выбрать пункт «Custom icon» и загрузить собственную. Нао обратить внимание, что иконка должна иметь размер 512 х 512 пикселей.
    7. Далее можно зафиксировать портретную или ландшафтную ориентацию программы или оставить возможность вращения интерфейса вместе с поворотом устройства. Уточнить категорию своего приложения в выпадающем списке «Category».
    8. Нажать на кнопку «Create App». Появиться новая страница со ссылкой для скачивания сгенерированного приложения на свой компьютер.

Программа для Android готова. Можно закачать ее на собственный сайт, добавить в Google Play, разослать по электронной почте и так далее. Если нет проблем с английским языком, то можно проделать ту же самую процедуру на англоязычном сайте Appsgeyser.com. Он побогаче информацией, у него нет проблем с превью (в отличие от русскоязычного варианта). Регистрация на Appsgeyser.ru и Appsgeyser.com абсолютно независима (и там, и там можете зарегистрироваться под одним и тем же e-mail).

Чтобы посмотреть, как работает приложение, созданное на Appsgeyser.ru, нужно будет загрузить его на свой смартфон посредством QR-кода (который находиться в своем аккаунте по ссылочке «Скачать»):

Затем надо считать QR-ридером QR-код приложения. Приложение в виде файла попадет в «Загрузки» смартфона.

Плюсы

  • Приложений можно делать сколько угодно и абсолютно бесплатно.
  • Материалом для создания проекта может быть масса разнообразных источников (вeб-страница, канал YouTube, PDF-документ, RSS-лента, галерея фотографий, аудиофайл и прочее).
  • При наличии готового материала (документа, ссылки на новостную ленту, исходного кода и так далее), время, затраченное на создание приложения, измеряется в десятках секунд.
  • При завершении создания приложения, помимо ссылки на файл apk, на экране появляется QR-код (сделал и сразу поставил себе на телефон) и кнопка для публикации в Google Play.
  • Самое яркое преимущество AppsGeyser — предпросмотр приложения (как оно будет выглядеть и работать на устройстве).
  • Также интересной особенностью сервиса является конструктор тестов (Quiz) и игр.

Заключение

На сегодняшний день процесс создания приложений стал намного проще и дешевле. Более того, не обязательно привлекать разработчиков приложений, в особенности когда на оплату их работы не хватает средств. Времена когда разработкой приложений занимались исключительно программисты, ушли в прошлое. Сейчас это может делать каждый, вне зависимости от наличия технических навыков. Конструкторы мобильных приложений предоставляют для этого все необходимое.

У этих онлайн-платформ есть все необходимое, чтобы создавать приложения, которые мало немногим отличаются от сделанных профессиональными разработчиками. Макеты, уведомления, локационные сервисы, социальная механика, специальные опции для продавцов, опции кастомизации — все это и много другое доступно в программах-конструкторах.

В чем преимущество конструкторов? Когда компания находится в стадии стартапа, порой бывает сложно найти тысячи долларов на разработку мобильных приложений. Именно по этой причине многие и отдают предпочтение конструкторам.

Сейчас большинство компаний практикует подход app-only, когда приложение становится единственным средством связи с клиентом, и если приложения у компании нет, стоит задаться вопросом о ее дальнейших перспективах. На сегодняшний день приложение — необходимость, а конструктор — хороший выбор для организаций с небольшим бюджетом.

По завершении всех работ приложение отправляется в магазин (Google Play и iOS App Store), где в дальнейшем проходит проверку на предмет соответствия базовым стандартам качества, отсутствия вирусов и прочих нежелательных вещей.

Конструкторы делают процесс создания приложения относительно простым. Использование кодов допускается в большинстве продуктов (Appery.io — один из немногих конструкторов на сегодняшнем рынке, для которого наличие навыков программирования является обязательным ).

Вместо кодирования, в большинстве конструкторов приложений используется подход WYSIWYG. Это значит, что каждое изменение, будь то посредством добавления изображения или загрузки контента, демонстрируется в режиме реального времени в соответствующем разделе-превью приложения.

Кодирование — это закулисный процесс. Конструкторы не утомляют создателей приложений, заставляя их добавлять виджеты посредством специальных строчек кодов. Вместо этого процесс создания каждой страницы обычно включает в себя переброс иконок с панели инструментов в раздел предпросмотра страницы.

Выбирая конструктор, стоит обращать внимание на отзывы, чтобы узнать, для чего лучше применять конкретное ПО. Даже если в плане дизайна конструктор котируется высоко, он может оказаться не лучшим вариантом для определенной сферы бизнеса. Так, дизайн ресторанных приложений совершенно отличается от дизайна игровых приложений

Список использованной литературы

  1. Android. Программирование для профессионалов : [пер. с англ.] / Б. Харди [и др.]. - 2-е изд. - СПб.[и др.] : Питер, 2016.
  2. Бождай А. С. Персональные мобильные системы: основы проектирования и управления: учеб. пособие / А. С. Бождай ; Пенз. гос. ун-т. - Пенза : ПГУ, 2016.
  3. Вейл Э. HTML5. Разработка приложений для мобильных устройств. — СПб.: Питер, 2015.
  4. Голощапов А. Л. Google Android. Cоздание приложений для смартфонов и планшетных ПК : [наиболее полное руководство : версия Android SDK 4.0.3, архитектура Android, разработка пользовательского интерфейса и служб, работа с данными, графика и анимация, доступ и использование системных компонентов и служб, использование сетевых сервисов, работа с аппаратными компонентами устройства] / Алексей Голощапов. - Санкт- Петербург : БХВ-Петербург, 2015.
  5. Голощапов А. Л. Google Android. Создание приложений для смартфонов и планшетных ПК [Текст] / А. Л. Голощапов. - 2-е изд. - СПб. : БХВ-Петербург, 2014.
  6. Колисниченко, Д. Н. Программирование для Android / Д. Н. Колисниченко. - СПб. : БХВ-Петербург, 2015.
  7. Колисниченко Д. Н. Программирование для Android 5. Самоучитель / Д. Н. Колисниченко. - СПб. : БХВ-Петербург, 2015.
  8. Колисниченко Д. Н. Безопасный Android: защищаем свои деньги и данные от кражи. — СПб.: БХВ-Петербург, 2017.
  9. Леонтьев В. П. Новейший самоучитель Android 5 + 256 полезных приложений / Виталий Леонтьев. – Москва : Эксмо, 2015.
  10. МакГрат М. Создание приложений на Android : первый шаг на пути к успеш. карьере / М. МакГрат ; пер. с англ. М. А. Райтмана. - 2-е изд. - М. : Эксмо, 2016.
  11. Нейл Тереза. Мобильная разработка : галерея шаблонов / Тереза Нейл ; [пер. с англ. В. Черник]. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2014.
  12. Соколова В.В. Разработка мобильных приложений: учебное пособие / В.В. Соколова; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2015.
  13. Осипов Д. Л. Delphi. Программирование для Windows, OS X, iOS и Android / Д. Л. Осипов. - СПб. : БХВ-Петербург, 2014.
  14. Пастернак Е. Смартфоны и планшеты Android проще простого. — СПб.: Питер, 2015.
  15. Разработчик мобильных приложений (Mobile Software Developer) : учеб. пособие / В. М. Кандаулов [и др.] ; Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск : УлГТУ, 2016
  16. Соколова В.В. Разработка мобильных приложений: учебное пособие / В.В. Соколова; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011.
  17. Харди Б. Программирование под Android : пер. с англ. / Б. Харди, Б. Филлипс. - М. : Питер, 2014.
  18. Харди Б., Филлипс Б., Стюарт К., Марсикано К. Android. Программирование для профессионалов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2016.
  19. Хашими С., Коматинени С., Маклин Д. Разработка приложений для Android : пер. с англ. / М. : Питер, 2011.
  20. Цехнер Марио Программирование игр под Android. — СПб.: Питер, 2013.
  21. http://app4me.ru/post/razrabotka-prilozhenij-pod-android-sovety-nachinajuwim.html
  22. http://apptractor.ru/category/info/articles
  23. http://www.cyberforum.ru/mobile-dev/
  24. http://www.fandroid.info/razrabotka-v-android-studio-prilozhenij-dlya-android-s-nulya-na-yazyke-java-videouroki/
  25. http://forum.vingrad.ru/forum/s/da13c4e49aa07a79895c0c0967736f11/act-SC/c-11.html
  26. https://fullhub.ru/forum/threads/razrabotka-pod-android-uroki.17474/
  27. https://habrahabr.ru
  28. https://tproger.ru/translations/how-to-start-android/
  29. http://wmasteru.org