Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Легальность и легитимность (Понятие и признаки государственной власти)

Содержание:

Введение

Проблема легальности государственной власти является одной из наиболее актуальных не только в современной России, но и иных государствах мирового сообщества. Актуальность указанной проблемы обусловливается в первую очередь многообразием политических процессов, происходящих в современном мире, а также их разнородностью. В связи с этим важным и необходимым становится изучение свойств легальности, а также легитимности государственной власти, которые во многом определяют степень дееспособности власти в указанных процессах.

Данная тема анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, в интернете и т.д. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований этой темы.

Целью работы является изучение понятий и функций легальности государственной власти, соотношение легальности и легитимности государственной власти, поскольку имеющиеся теоретические выкладки по проблеме легальности государственной власти в основной своей массе лежат в плоскости сравнения и соотношения ее с легитимностью, в то время как полные, исчерпывающие исследования по проблеме отсутствуют.

Задачей данной курсовой работы является рассмотрение понятия легальности государственной власти как правовой категории, а так же рассмотрение понятий легальности и легитимности власти на основе их соотношения. Легитимность и легальность государственной власти - близкие по значению термины, которые, тем не менее, имеют различный смысл. Легитимность - это одобрение государственной власти, легальность - это соответствие государственной власти законам.

Легальность и легитимность - категории различного порядка. Так, легитимность носит более оценочный, правовой характер, в то время как легальность является строго юридическим процессом.

Глава 1. Легальность государственной власти как правовая категория

1.1 Понятие и признаки государственной власти

В современной науке теории и истории права и государства проблема государственной власти и ее сущности является весьма дискуссионной, что совершенно справедливо, ибо власть государственная есть власть центральная, обладающая верховенством в обществе, самая сильная, самая влиятельная и авторитетная из всех проявлений власти как таковой[1]. Однако до сих пор остается неясным, что именно представляет собой государственная власть как правовая категория, какие содержит в себе элементы и какими обладает признаками.

Государственная власть содержит в себе элемент принуждения, исходящий от самого государства в лице его государственных органов и должностных лиц, и, представляет собой особую разновидность власти социальной, так как Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством.

Сущность государственной власти в понимании большинства исследователей современной научно-правовой мысли в узкой трактовке представляется как отношение публично-политического характера господства и подчинения между субъектами данной власти, опирающееся на государственное принуждение[2].

По мнению, например, Ю.А. Дмитриева, государственная власть обладает следующими отличительными свойствами:

1) только государственная власть имеет право на принятие нормативных актов;

2) государственная власть всегда осуществляется в определенных правовых рамках;

3) только государственная власть обладает суверенитетом;

4) только государственной власти присущ метод государственно-властного принуждения[3].

Помимо вышеуказанных свойств, государственная власть обладает и другими весьма значимыми отличительными чертами. Следует различать государственную власть в нескольких пониманиях. Во-первых, государственная власть - это, прежде всего, право и возможность государства в лице своих государственных органов и должностных лиц оказывать воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и методов [4].

Во-вторых, государственную власть можно определить как базовое общественное отношение между людьми, их общностями и образованиями, обладающее свойствами верховенства, единства, всеобщности и универсальности, принудительности и общеобязательности.

В-третьих, следует сказать, что государственная власть может быть представлена системой соответствующих институтов и государственных органов, принимающих властные решения, позволяющие распоряжаться жизнедеятельностью самого общества, действующих в нем объединений людей и отдельно взятых граждан, направлять, контролировать и подчинять своей воле эту жизнедеятельность.

В-четвертых, весьма справедливо и убедительно заметил В.Е. Чиркин, что «государственная власть - не только социально-политическое явление; с юридической точки зрения это также институт конституционного права, т.е. система правовых норм, регулирующих социальное явление - государственную власть с юридических позиций»[5].

Государственная власть обладает следующими отличительными признаками (свойствами).

1. Публичность государственной власти означает, что данная власть есть открытая для общества и государства, народа и нации, связанная с нами власть. Другими словами, государственная власть действует от имени государства и нации, а также от имени общества и народа.

2. Всеобщность и универсальность государственной власти обращает наше внимание на то, что властные функции, деятельность субъектов государственной власти, работников государственного аппарата и, собственно, сама государственная власть носят характер всеобщий и универсальный. Эти функции распространяются на все государство, на всех его членов и на все его подсистемы - социальную, экономическую, духовно-психическую, властно-политическую.

В свою очередь, мера всеобщности и универсальности государственной власти (в частности, мера вмешательства ее субъектов и организаций, органов, учреждений в социальную, экономическую, духовно-психическую и политическую сферы того или иного государства) может быть различной: она может быть как минимальной, так и максимально возможной. Следовательно, государственная власть - это единственная власть, которая имеет отношение абсолютно ко всем лицам, проживающим в данной стране, и является для них общеобязательной властью[6].

3. Суверенность в качестве очередного весьма значимого признака государственной власти позволяет нам рассматривать соответствующую власть как автономную, самостоятельную, независимую и высшую, верховную власть, которая в определенной мере выделена из системы всех других отношений членов данного государства, отделена, отчуждена, опять же именно автономна, самостоятельна и независима от них и всех других форм власти. Говоря о власти в государстве, например, Н.М. Коркунов пишет: «Власть государства не есть кем-либо другим предоставленная ему власть, а власть самостоятельная. Государство властвует не по делегации, не по поручению другого союза, а по собственному праву, самостоятельно»[7].

4. Целенаправленная организованность как один из основополагающих признаков государственной власти означает, что власть данная - это, прежде всего, власть организованная (упорядоченная) более чем любая другая форма власти, причем организованная целенаправленно. Почти все ее коллективные (коллегиальные) субъекты, а также ее органы и учреждения, как правило, представляют собой не только и не столько общности или объединения, сколько организации, но организации особого рода - властно-государственные организации, отличные от всех других. Целенаправленная организация государственной власти также означает, что все ее элементы (субъекты, их деятельность и отношения, действия, высказывания, цели, объекты, средства, результаты) целенаправленно соотнесены, упорядочены, соподчинены или скоординированы друг с другом.

5. Территориальность государственной власти говорит нам о том, что она возникает, существует, функционирует и развивается внутри государства как территориальная организация людей, которая осуществляется строго в пределах (границах) территории данного государства, а также ограничена им. Таким образом, государственная власть распределена как по всей территории государства, по всей его макротерритории, так и по определенным его субтерриториальным сегментам, частям, единицам, в которых она представлена ее субъектами[8].

6. Институциональность государственной власти указывает нам на то, что данная власть в значительно большей степени, чем другие формы власти, институционализирована. Это власть, субъекты которой выполняют определенные функции от имени государства. В свою очередь, эти функции в высшей степени стандартизированы, шаблонизированы, формализованы, упорядочены, организационно оформлены в определенную систему не только в соответствии с правовыми (юридическими) нормами, но и в соответствии со всеми другими существующими в государстве нормами, правилами, эталонами, предписаниями, например, нравственными, идеологическими или религиозными принципами. Однако сверхинституциональность государственной власти не дает никакого основания отождествлять ее с самим государством, что, к сожалению, случается довольно-таки часто[9].

7. Неучастие в деятельности, направленной на извлечение прибыли. Действительно, государственная власть не должна получать доход или извлекать для себя всякую иную выгоду из осуществления властных полномочий. Кроме того, государственная власть не должна осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо деятельность, в принципе направленную на извлечение дохода или иной выгоды.

8. Легальность государственной власти также является ее отличительной чертой. Власть государственная - это, как правило, власть легальная (узаконенная), основанная на праве, юридических (правовых) законах. Субъекты государственной власти и работники государственного аппарата не только уполномочены государством или его властными органами, не только обладают законным правом, но и по закону обязаны выполнять определенные властные функции.

Говоря о легальности государственной власти, следует подчеркнуть то, что только такая власть именно узаконена в использовании силы и других средств властвования в пределах своих границ государства, только государственная власть юридически уполномочена от имени всего общества применять легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение, иногда прямое физическое насилие[10].

Итак, государственная власть является разновидностью публичной власти, это правовая категория, отличающаяся от других видов публичной власти совокупностью властных полномочий, осуществляемых законодательно от имени государства его органами или народом непосредственно. Государственная власть является по своей сущности организованной (упорядоченной) властью, причем организованной целенаправленно, является всеобщей и суверенной властью, то есть властью автономной (независимой), а также отличается своей легальностью.

2.2 Понятие и функции легальности государственной власти. Легализация государственной власти

Длительное время в теории юридической науки легальность государственной власти не выделялась в качестве самостоятельной политико-правовой категории.

«Зарождение легальности власти отмечается уже в родоплеменных сообществах и связывается с формированием первобытных мононорм. Ретроспективный анализ возникновения права и законодательства дает основание для выделения по крайней мере трех эволюционных форм (уровней) легальности:

протогосударственный (деятельность ранних государственных образований по санкционированию обычаев). На этом этапе принцип легальности еще недостаточно четко выделен;

государственный (в этот период происходит формирование государством целостной разветвленной системы права путем нормотворчества, становления системы прецедентного права и т.д.);

конституционный (связан с появлением особых форм нормативно-правовых актов, обладающих специфическими признаками и целями)»[11].

Слабая разработанность темы – легальность государственной власти, обусловливается тем фактом, что ряд ученых-теоретиков, философов, политологов рассматривают легальность в качестве синонима категории «законность» (которая в рамках юридической науки и политологии получила широкое распространение).

В отечественной литературе понятия «законность» и «легальность» часто отождествляются. Законность обычно раскрывается как неуклонное соблюдение закона. Она не только является признанием факта действия в соответствии с действующим законом, но и является характеристикой самих законов. В формально-правовом контексте законность подразумевает под собой некое ограничение самой деятельности государственной власти и имеет два смысла - узкий и широкий. В узком смысле законность выражается через легальность, а в широком - через легитимность. Таким образом, законность может быть связана с легитимностью в содержательном смысле, являясь характеристикой закона, и с легальностью в формальном смысле[12].

Ряд авторов ограничиваются определением легальности через этимологическое значение термина от лат. legalis - правовой, юридический, но при этом не дают ей четких дефиниций. Вместе с тем легальность - объективно существующая правовая действительность, которая в меньшей степени обусловлена сознанием субъектов. Это позволяет легальности конструироваться в процессе повседневных государственно-правовых взаимодействий, то есть посредством функционирования государственного механизма[13].

В юридическом смысле легальность представляет собой объективное качественное состояние государственно-правовых отношений, выражающееся в соответствии порядка организации и функционирования институтов государственной власти правовой системе общества[14].

Легальность выступает самостоятельным политико-юридическим процессом узаконивания власти и обладает в силу этого уникальным набором признаков (рационально-правовая основа, политико-юридический характер, специфический субъектный состав).

Легальность включает в себя следующие элементы. «Во-первых, наличие самой власти в государстве должно быть закреплено соответствующими законами, в том числе актом, обладающим особым статусом, например, Конституцией Российской Федерации. В тех случаях, когда нормативные акты указанного статуса отсутствуют, функционирование власти в обществе подтверждается и обеспечивается, как правило, историческими и правовыми традициями народа.

Во-вторых, имеющиеся в государстве способы формирования органов государственной власти должны быть официально закреплены (например, институт выборов). Данный аспект также включает в себя характеристику реальной исполнимости. Иными словами, в обществе должны действовать нормативные акты, конкретизирующие и обеспечивающие исполнение продекларированных в Конституции процедур.

В-третьих, механизмы формирования органов государственной власти должны строго соответствовать юридической процедуре, нарушение которой входит в сферу конституционной ответственности.

В-четвертых, должностные лица, осуществляющие государственную власть, обладая компетенцией, полно закрепленной законодательными актами, не могут выходить за ее рамки. При этом компетентность должностного лица должна обеспечиваться как мерами общего порядка (гражданскими), так и мерами в силу его специального статуса. Опыт ряда государств показал, что такая система является надежным гарантом эффективного исполнения полномочий государственными служащими и должностными лицами

В-пятых, должностные лица несут собственную ответственность за действия, осуществляемые в рамках должностных полномочий. Данное положение свидетельствует о необходимости стимулирования органов государственной власти и должностных лиц к общественно полезной деятельности в рамках полномочий»[15].

Рассматривая функции легальности государственной власти, следует сказать, что вопрос о функциях легальности может быть разрешен в поле двух методологических плоскостей их понимания:

а) метафизической;

б) диалектической[16].

Метафизическому подходу соответствуют знания о функциях легальности как самостоятельной категории сущего, то есть явления мира, призванного узаконить некоторые виды социальных отношений. При этом основная функция легальности находит свое внешнее проявление посредством легализации, под которой следует понимать процесс перевода возникающих государственно-правовых отношений в правовую плоскость. В данном случае речь идет, прежде всего, об отношениях, складывающихся между элементами институциональной системы государства, что обусловлено ее качественными властными особенностями. Средствами правовой легализации здесь выступают правовые нормы, таким образом, с позиции метафизического подхода основное назначение легальности как атрибутивного свойства государственной власти состоит в формализации государственно-правовых отношений, придании им свойств юридической закрепленности. Данный подход в разрешении вопроса о функциях легальности представляется нам наиболее универсальным, так как позволяет построить теоретическую модель легализации власти независимо от условий внешней среды (формы государства, воздействия на процесс легализации иных социальных категорий: легитимации, законности, правосознания и других).

Диалектическое рассмотрение свойства легальности государственной власти предполагает конструирование большого количества внешних и внутренних взаимосвязей легальности с иными правовыми явлениями, а также предполагает воплощение идей (требований) легальности в поведении ее субъектов. В свою очередь, субъекты, действуя правомерно (согласно правовым нормам), формируют состояние легальности государственно-правовых отношений. Таким образом, мы наблюдаем механизм легализации государственной власти в полном его проявлении, то есть с учетом системы обратной связи.

Осмысление функций легальности с позиции диалектического метода позволяет в определенной степени детализировать процесс легализации государственной власти. Это становится возможным посредством выделения в общем процессе узаконения трех основных функций.

Во-первых, непосредственно узаконение (формализация) отношений, складывающихся в государственно-правовой сфере.

Во-вторых, наделение элементов институциональной системы государственной власти компетенцией и полномочиями.

В-третьих, установление границ деятельности институтов государственной власти, а также пределов существования государственно-правовых отношений.

В-четвертых, легальность формирует модель правового поведения участников государственно-властных взаимодействий, ориентируясь на которую граждане ведут себя тем или иным образом[17].

Легализация государственной власти, неразрывно связанная с процедурами наделения властью ее носителей (прежде всего главы государства, парламента, правительства), осуществляется по-разному в условиях различных форм правления, государственного режима.

Термин «легализация» происходит от латинского слова «Legalis», что значит законный. Ссылки на легализацию как основание власти и должного поведения уже в IV-III вв. до н. э. использовались школой китайских легистов в споре с конфуцианцами, требовавшими такого поведения, которое соответствовало бы вселенской гармонии. Элементы своеобразной легализации присутствовали в противоборстве светской и духовной властей в Западной Европе в средние века, на нее ссылались в новое время сторонники «легитимной монархии» Бурбонов, выступая против «узурпатора» Наполеона.

Легализация государственной власти - это юридическое провозглашение правомерности ее возникновения (установления), организации и деятельности. В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется, прежде всего, конституциями, особенно если они принимаются на референдуме, как Конституция РФ 1993 г., легализовавшая ту государственную власть, которая сложилась после фактического роспуска двухсоставного парламента (Съезда народных депутатов и Верховного Совета). Легализация может осуществляться также путем принятия конституции избранным народом Учредительным собранием или парламентом. Конституции закрепляют основы общественного и государственного строя, порядок создания и систему органов государства, методы осуществления государственной власти, делая их легальными (законными).

Легализация государственной власти, ее органов, их полномочий, порядок деятельности осуществляется также иными правовыми актами: законами (например, законы о выборах парламента и президента, законы о правительстве, о судебной системе), указами президента, постановлениями правительства, решениями судов (например, Конституционного суда и других судов, рассматривающих споры о полномочиях между органами государства) и т.д.

Легализация государственной власти - понятие юридическое. Обоснование властных полномочий в данном случае коренится в юридических актах, хотя бывают такие конституционные акты, которые легализуют (на деле, только внешне) антинародную, антидемократическую, террористическую, государственную власть.

Однако, во-первых, конституции и законы могут быть приняты, изменены, отменены различными способами.

Создававшиеся в результате военных переворотов во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки военные и революционные советы декретировали отмену (часто - приостановление) конституций и нередко без каких-либо особых процедур провозглашали новые временные конституции. В действительности в Ираке такая временная конституция сохраняет свою силу с 1970 г. до настоящего времени, в ОАЭ временная конституция, принятая эмирами, - с 1971 г. В отдельных странах конституции заменялись институционными актами (Бразилия), прокламациями (Эфиопия). Монархи единолично «даровали» конституции «своему верному народу» (Непал, Саудовская Аравия и др.). В России в 1993 г. действие Конституции 1978 г. (с поправками) было приостановлено указом президента.

Во-вторых, иногда конституции и законы, принятые в соответствии с установленными процедурами, по своему содержанию легализовали открыто диктаторскую, антинародную власть, тоталитарную систему. Таковы были конституционные акты фашистской Германии, расистское законодательство ЮАР (до принятия в 1994 г. временной конституции), «партии-государства» Гвинеи или конституции африканского Заира (их было несколько), провозглашавшие, что в стране существует единственный политический институт - правящая партия-движение, а законодательные, исполнительные органы, суды являются органами этой партии. Конституции России и СССР, принятые в период советского строя и провозглашавшие принадлежность власти трудовому народу, на деле легализовали тоталитарный и даже временами террористический режим.

Поэтому, определяя легальность или нелегальность государственной власти, меру ее легализации, необходимо учитывать не только внешние признаки (например, наличие или отсутствие конституции, иного основного закона, определяющего пределы государственной власти, основные права граждан), но и то, насколько правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общечеловеческим ценностям и принципам права, в том числе международного права. Государственная власть должна быть законной.

Во-первых, должно быть законным само ее происхождение (установление). Узурпация, захват государственной власти (как правило, это насильственное действие) незаконны, поскольку государственная власть должна вручаться ее органам в соответствии с процедурами конституции. Конституция Р. Ф. 1993 г. устанавливает, что «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (п. 4 ст. 3).

Во-вторых, законной должна быть ее организация. В современном государстве власть не может осуществляться без непосредственного участия народа, например, путем выборов важнейших органов, и если в стране в течение многих лет нет избранного парламента и президента (правит страной лицо, провозглашенное президентом военным советом), отсутствуют представительные органы на местах, действуют чрезвычайные суды, организация такой власти не отвечает подлинным принципам легальности. В-третьих, законными должны быть сфера полномочий государственной власти, отношения, которые она вправе и может регулировать.

Вмешательство государственной власти в частную жизнь граждан противоречит принципам свободы личности, естественных прав человека, которые являются постулатами подлинной легальности. Наконец, законными должны быть формы и методы деятельности государственной власти. Они должны осуществляться в соответствии с правовыми нормами, основанными на признании общечеловеческих ценностей. Массовый террор государственной власти по отношению к населению страны, депортация целых народов, лишение большинства населения избирательных прав, преследование инакомыслящих и т.д. лишает государственную власть подлинной легальности.

Легализация государственной власти - это признание правомерности ее возникновения, организации и деятельности. В обычных условиях легализация государственной власти осуществляется, прежде всего конституциями, особенно если они принимаются на референдуме, как Конституция Р. Ф. 1993 г.

Нарушение принципа легальности государственной власти предполагает юридическую ответственность - политическую, уголовную, гражданскую. Она может выражаться в отставке высших должностных лиц, предании суду лиц, совершивших попытку государственного, военного переворота (так бывает, правда, только в случаях неудачных попыток), в смещении с должности (с возможностью предания затем суду) президента, других высокопоставленных должностных лиц за злоупотребление властью, измену государству, в возмещении ущерба гражданам в случае незаконного использования государственной власти ее различными органами и должностными лицами.

легальный легитимный государственный правовой

Глава 2. Легальность и легитимность государственной власти

2.1 Понятие и виды легитимности государственной власти

Легитимность - сущностное свойство государственной власти. Термин «легитимность» исторически возник в начале XIX века во Франции для характеристики государственной власти как власти законной (при этом власть Наполеона рассматривалась как власть, самочинно узурпированная и, значит, нелегитимная). С течением времени объем содержания этого термина расширился. Легитимность стала означать не только законность происхождения и способа установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения. Из последнего также следует, что существующие государственные институты, по крайней мере, не хуже, чем любые другие возможные институты, и поэтому им нужно подчиняться.

Легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Одновременно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании.

Легитимность – это согласие народа с властью, когда он добровольно признает за ней право принимать обязательные решения.

Макс Вебер выделял три основных типа легитимности:

«легитимность, базирующаяся на традиции, когда общество признает власть, благодаря привычке и традициям повиноваться власти и установленным ранее порядкам. Традиционная легитимность в большей степени характерна для монархий. Основана на вере в священность издревле существующих порядков и властей. Традиционная власть была характерна для восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы;

легитимность, основанная на харизме (священном даре), которой обладает лидер, вождь. Исторически харизматическая власть существовала в римской империи при Юлии Цезаре, режим Наполеона и Гитлера, фашизм Муссолини, социализм Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна. Очень часто сила харизматического правителя состоит не в опоре на закон или рациональный аппарат управления, не в сложившихся традициях поведения, а в обладании необъяснимым редким даром, вызывающим сходство с религиозным преклонением;

Харизматический авторитет не связан нормами или правилами. Он зависит не столько от власти, сколько от веры масс в особые качества вождя-лидера и преклонения перед ним. Со своей стороны, лидер полагает, что выполняет «историческую миссию», поэтому требует поддержки и послушания. Но если раньше понятие «харизма» применялось лишь по отношению к небольшому количеству лидеров, то в современных условиях харизматическое лидерство переродилось в организованный культ возвеличивания лидера;

легитимность, основанная на рациональном (демократическом) устройстве и процедурах государственной власти. Легальная власть основывается на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. При такой власти подчиняются не личности, а установленным законам; им подчиняются не только управляемые, но и управляющие. Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству, которое предусматривает свободное волеизъявление граждан, выборность, равноправие всех политических сил, действующих в рамках закона».

В чистом виде ни один из указанных типов легитимности не существует. Каждому государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности.

Сегодня веберовская типология имеет, скорее, историко-познавательную ценность и не является в полной мере актуальным инструментарием современных исследований государства и политической системы.

Наряду с типологией обычно выделяются основания (источники) легитимности власти. К ним относятся:

идеологические принципы и убеждения граждан в государственной власти (политическом строе) как самой справедливой и передовой;

привязанность к структурам (механизму) и нормам государственной власти, которая базируется на доверии к традиционной и устоявшейся системе власти (традиции парламентаризма в Великобритании, к примеру);

преданность власти благодаря положительной оценке личных качеств субъектов власти (президента, премьер-министра);

в отличие от харизматической легитимности, здесь в основу кладется рациональный расчет граждан в их отношении к политическому лидеру (президент США должен обладать персональной легитимностью, но совсем не обязательно быть харизматическим вождем);

политическое (или государственное) принуждение; оно существует при любом политическом режиме, но, очевидно, чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение; в то же время есть граница в использовании силы, перейдя которую государственная власть обретает силу не как источник легитимности, а наоборот, как фактор ее неминуемого падения.

Следует различать внутреннюю и внешнюю легитимность государственной власти. Внутренняя легитимность государственной власти - это ее добровольное признание основной частью населения страны. Во многом уровень внутренней легитимации определяется через политический режим, действующий в государстве, и адаптированность общества к нему. Внешняя легитимность - это признание государственной власти со стороны других государств и международных организаций. Необходимо отметить, что во многом внешняя легитимность государственной власти определяется при помощи внутренней легитимности. Основная направленность, связанная с внешним признанием государственной власти, проистекает из характера политического режима, устанавливающегося в государстве[18].

Можно говорить о степени (уровне) легитимности государственной власти. Очевидно, что власть не может быть одинаково легитимна для всех слоев населения, во всех своих проявлениях (субъектах, действиях). Причем чем ниже уровень легитимности, тем больше насилия необходимо для удержания власти.

2.2 Соотношение и реализация легальности и легитимности государственной власти

Легальность и легитимность государственной власти следует различать. Понятие «легализация» (от латинского "legalis" - законный, юридический) обозначает процесс придания законного характера какому-либо факту. Легальность предполагает лишь формально-юридический фактор формирования и реализации власти. Легальность государственной власти означает законность ее формирования и функционирования[19].

В некоторых случаях легальность власти трактуется как узкое понимание легитимности власти. Данный подход методологически необоснован. Если легальность отражает лишь формальное соответствие процесса формирования и функционирования власти установленным правовым нормам, то легитимность выступает как фактор этико-правовой обусловленности государственной власти[20]. Понятие «легитимация» (от латинского «legitimatio» - узаконение) обозначает процесс признания соответствия фактического механизма формирования государственной власти как конституционно-правовым и международно-правовым нормам, так и этическим ценностям, доминирующим в данном социуме.

Легитимность власти предполагает как соответствие определенным формально-юридическим критериям детерминации властной воли, так и соответствие этической оценке населения, выносимой в ходе осознания со стороны последней содержания и сущности государственно-властных отношений. По итогам такой оценки осуществляется признание авторитета государственной власти большей частью населения, осознанное и в определенной степени добровольное подчинение законным требованиям субъектов власти. Легитимность власти - это признание и одобрение обществом или его большей частью авторитета власти и права управлять.

Легитимность является одним из важнейших свойств, характеризующих власть, и представляет собой качественную характеристику специфического состояния политической и правовой систем, где «существующий порядок властных отношений обеспечивает возможность направлять действия всех социальных субъектов с минимальным использованием средств и технологий принуждения и насилия»[21].

Юридическими формами процесса легитимации можно признать институты прямой и представительной демократии. В демократическом обществе легитимация государственной власти основана на комбинировании «чистых» типов легитимации. Обеспечение легитимности власти является своеобразным показателем соблюдения народного суверенитета.

Проблему легитимности государственной власти можно разложить на две составные: легитимность первоисточника государственной власти и легитимность реализующих государственную власть субъектов (структуры гражданского общества, органы государственной власти). Легитимность первоисточника власти (властвующего субъекта) находит отражение и юридическое закрепление в конституции страны. Так, п. 1 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Значит, Конституция провозглашает и определяет многонациональный народ России первоносителем и первоисточником государственной власти, тем самым подчеркивая ее легитимность.

Государственные органы приобретают свойство легитимности по-разному. Представительные органы становятся легитимными на основе проведения предусмотренных и регламентированных законом выборов. Эти органы получают властные полномочия непосредственно от первоисточника власти. Органы управления приобретают легитимность путем конкурсного отбора, назначения их чаще всего представительными органами и в порядке, предусмотренном законом.

Легитимными должны быть и осуществляемые органами государства властные полномочия, методы деятельности, особенно метод государственного принуждения. Нелегитимная власть признается узурпаторской. В узком смысле слова узурпация - насильственный противозаконный захват власти каким-либо лицом или группой лиц, а также присвоение себе чужих властных полномочий. Узурпацией признается, например, нарушение правовых процедур при проведении выборов или их фальсификация. Узурпировать можно и легитимно образованную власть, если ею злоупотреблять, т. е. использовать в противозаконных целях во зло обществу и государству, превышать властные полномочия, и т.д. В п. 4 ст. 3 Конституции Российской Федерации сказано: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

Юридическим выражением легитимности власти служит ее легальность, т.е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности. В обществе возможна и нелегальная, например мафиозно-преступная власть, тяготеющая к жестким формам принуждения, насилия. Если легальная власть опирается на официально признанные, документально закрепленные и известные обществу нормы, то преступная, нелегальная - на неписаные, известные лишь определенному кругу людей правила поведения. Легальная власть стремится стабилизировать общество, утвердить в нем порядок, нелегальная же подобна раковым клеткам, поражающим и уничтожающим здоровую ткань социума.

Наибольший интерес при исследовании легальности государственной власти представляет рассмотрение процессов легализации власти в качественно разнородных обществах, например традиционных и рационалистских.

Так, рационалистские общества характеризуются преобладанием форм рационального знания о явлениях окружающей действительности, распространением учений, центральным ядром которых является человек, развитой системой позитивного права.

Общества, в становлении которых важная роль в регулировании общественных отношений отводилась традициям, обычаям, религиозным течениям, которые основывались на вере в сверхъестественные силы, личные качества того или иного лидера, являются по своей сути традиционалистскими.

Для обществ рационалистского типа характерна тесная взаимосвязь легитимности и легальности. Власть, получившая большинство голосов на выборах (или иных процедурах формирования органов государственной власти населением государства), считается легитимной в силу ее электоральной законности.

В обществах традиционного типа четко разграничиваются понятия легальности как внешнего (юридического) соответствия государственной власти законам государства и легитимности как внутреннего одобрения ее населением государства в соответствии с их индивидуальной системой ценностей.

Российская Федерация, по своей природе традиционна, хотя в последние десятилетия произошли некоторые изменения, которые позволяют говорить о переориентации системы ценностей российского населения на рациональную основу. Законодательно установлены формы участия граждан в управлении делами государства, а также институты формирования населением органов государственной власти. Проводимые процессы политической модернизации и становления новой российской государственности авторитарно-демократического типа позволяют говорить о провозглашении приоритета легальности над легитимностью, согласно западной модели[22].

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что легитимность власти – это признание власти населением; принятие власти как правомерной и справедливой; наличие у власти авторитета в глазах населения, а легальность власти означает, что власть имеет законное происхождение; власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.); власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти - это близкие, но не тождественные понятия. Легитимность - это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.). Легальность же - это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов.

Значение факторов легальности и легитимности государственной власти в современном мире трудно переоценить. В законной и справедливой власти общество нуждается всегда, Всеобщая Декларация прав человека закрепила право каждого на социальный порядок, обеспечивающий его права, поэтому сегодня не соответствующая этим стандартам государственная власть не может полноценно функционировать. Если обратиться к данным наукой определениям, легальность государственной власти означает ее юридическое оформление и устроение на основе норм права, а легитимность государственной власти определяет качественную сторону соотношения и взаимодействия власти и населения страны, выраженную в признании данной власти как единственно возможной для граждан государства[23]. Легитимность государственной власти также трактуется как степень доверия и поддержки ее широкими массами населения за присущие ей качества и достоинства, признание способности управлять страной, готовности подчиняться. В данном контексте легальность государственной власти характеризуется официальным провозглашением, правомерным установлением, функционированием в рамках закона[24]. При некотором упрощении объектом в обоих понятиях выступает государственная власть, а субъектами - общество как совокупность индивидов в случае легитимности и сама государственная власть в случае легальности.

Анализируя приведенные выше определения, можно сделать вывод: с точки зрения психологии легитимность характеризуется как признание, способность и возможность народа к подчинению правящей власти, а легальность – как признание властью закона и безоговорочное подчинение ему, а также способность, опираясь на закон, руководить обществом для реализации своих функций. С социальной точки зрения легальность и легитимность представляют собой обоюдную уступку своих прав соответственно власти социуму и индивидов власти (как направляющей силы общества). Такой компромисс, если говорить с позиций юриспруденции, находит отражение в праве и закрепление в законодательстве. А.И. Хорошильцев иллюстрирует такую связь следующей схемой: власть народа → Конституция → государство и местное самоуправление → органы государства и местного самоуправления → общество[25].

В данном контексте представляет интерес теория В.Д. Перевалова о выделении легальности и легитимности государственных органов из легальности и легитимности государственной власти в целом[26]. Согласно этой концепции легитимность «аккумулируется» выборными органами и через их посредство передается от первоисточника власти – народа к субъектам, наделенным властными полномочиями. Легальность достигается только в случае деятельности каждого отдельного органа государственной власти строго в рамках действующего законодательства.

Правовое государство отдает бесспорное преимущество легальности власти над ее легитимностью, но можно с большой долей уверенности сказать, что демократия стремится к их дуализму, а степень совпадения определяет зрелость демократического режима. Кроме того, следует заметить, что на первый взгляд легальная и даже легитимная власть на деле может являться узурпаторской, классическим примером служит система власти фашисткой Германии. Явными признаками такого режима будут неправовые методы управления, основанные на насилии и терроре.

Таким образом, можно выделить ключевой компонент истинной легальности – функционирование государства в интересах общества. Наличие его легализует изначально нелегальную власть, а отсутствие - рано или поздно ставит вне закона легальную первоначально. Контролирует этот процесс легитимность, как внутренняя, так и внешняя.

Заключение

На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что понятия «легитимность» и « легальность» государственной власти - близкие, но не тождественные понятия. Первое носит более одиночный, этический характер, а второе - юридический.

С точки зрения психологии легитимность характеризуются как признание, способность и возможность народа к подчинению правящей власти, а легальность – как признание властью закона и безоговорочное подчинение ему, а также способность, опираясь на закон, руководить обществом для реализации своих функций. С социальной точки зрения легальность и легитимность представляют собой обоюдную уступку своих прав соответственно власти социуму и индивидов власти (как направляющей силы общества). Такой компромисс, если говорить с позиций юриспруденции, находит отражение в праве и закрепление в законодательстве.

В юридическом смысле легальность представляет собой объективное качественное состояние государственно-правовых отношений, выражающееся в соответствии порядка организации и функционирования институтов государственной власти правовой системе общества.

В целом тематика – легальность государственной власти, представляет определенный научный интерес и объективно требует разработки в исследованиях ученых, и в первую очередь ученых-теоретиков. Легальность - важная теоретическая и практическая категория. Исследование процессов легализации государственной власти способствует четкому разграничению категорий «насильственный» - «правовой», «законный» - «незаконный», «узурпация государственной власти» и т.д. относительно процедур смены власти. А также позволяет определить методы и средства поддержания легитимности и эффективности государственной власти.

Библиографический список

  1. 1Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]//Компьютерная справочная правовая система Консультант Плюс: Версия Проф.- Режим доступа www.consultant.ru
  2. Общая теория права и государства [Электронный ресурс]: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева. -- 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: Юристъ, 2001. -С. 210-212.
  3. Селютин, В.И. Теория и практика политической науки [Электронный ресурс] / В.И. Селютин. - Воронеж, изд-во им. Е.А. Болховитинова, - 2009. - С. 36- 37.
  4. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов.-М.: Аспект Пресс, 2006.-С.95-102. [Электронный ресурс]
  5. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. -- 4-е изд., переработанное и дополненное. -- М.: Юристъ, 2008. - С. 135-137.
  6. Чиркин В.Е. Легализация и легитимация государственной власти [Электронный ресурс] // Государство и право. - М.: Наука,2005, № 8. - С.65-73
  7. Чиркин В.Е. Основы государственной власти [Электронный ресурс]: учебное пособие. Чиркин В. Е. - М.: Юристъ, 2006. - С. 112.

щено на Allbest.ru

  1. Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М., 1995. С. 239.

  2. Консультант Плюс: примечание. Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.

  3. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. 1994. №7. С. 32.

  4. Халипов В.Ф. Введение в науку о власти. М., 1995. С. 239.

  5. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. М., 2000. С. 83.

  6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2003. С. 50.

  7. Коркунов Н.М. Русское государственное право // Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000. С. 341

  8. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002. С. 512

  9. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. М., 2002. С. 512.

  10. Смокотнина Т.В. Легитимность и легальность государственной власти. // Современное право. – М.: Новый индекс. 2009. №7. С. 6-7.

  11. Безкоровайная Ю.Е. Исследование категории «легальность государственной власти» в теории юридической науки // Общество и право. 2009. №5. С. 32

  12. Шаленко М.С. Правомерность государственно-властных отношений // История государства и права. 2008. №2. С. 32.

  13. Безкоровайная Ю.Е. Функции легальности государственной власти: диалектический и метафизический аспекты // Общество и право. 2011. №1. С. 32.

  14. Там же. С. 32.

  15. Безкоровайная Ю.Е. Исследование категории «легальность государственной власти» в теории юридической науки // Общество и право. 2009. №5. С. 32

  16. Безкоровайная Ю.Е. Функции легальности государственной власти: диалектический и метафизический аспекты // Общество и право. 2011. №1. С. 32.

  17. Безкоровайная Ю.Е. Функции легальности государственной власти: диалектический и метафизический аспекты // Общество и право. 2011. №1. С. 32.

  18. Склифус С.В. Теоретический аспект изучения процесса легитимации государственной власти в Российской Федерации на современном этапе развития // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. №3. С. 32

  19. Шарифов М.С. Соотношение государственного суверенитета и государственной власти // Юридическое образование и наука. 2009. №2. С. 32

  20. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М., 1997. С. 36

  21. Турсункулов А.Б. Национально-культурная легитимация и легализация институтов российской государственной власти: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006. С. 8.

  22. Безкоровайная Ю.Е. Исследование категории «легальность государственной власти» в теории юридической науки // Общество и право. 2009. № 5. С. 32

  23. Теория государства и права: учебник. Г. А. Борисов, Белгород, изд-во БелГУ, 2007.

  24. Теория государства и права: учебник для вузов. Отв. ред. В. Д. Перевалов – М.: Норма, 2005, - 496 с.

  25. Хорошильцев А.И. Методология познания власти: проблемы теории государства и права – Курск, изд-во РОСИ, 2008 – 248 с.

  26. Теория государства и права: учебник для вузов. Отв. ред. В. Д. Перевалов – М.: Норма, 2005, - 496 с.