Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Место и роль общей теории права и государства в системе социальных и юридических наук (закономерности развития и современное состояние теории государства и права)

Содержание:

Введение

Теория государства и права является наукой основополагающей и относится к общетеоретическим юридическим наукам. Занимая в системе юридических дисциплин базовое место, она формирует знание наиболее общих закономерностей государственно-правовой жизни общества, закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мышления, формирует научную базу юридического мировоззрения. Теория государства и права заключает в себе основополагающие представления о наиболее важных правовых категориях и понятиях юридической науки, основах государственно-правовых положений государства и права, без которых невозможно усвоение отраслевых дисциплин и иной юридической информации. Именно теория государства и права непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих специалистов. Кроме того, она является наукой мировоззренческой, то есть всецело направлена на формирование юридического мировоззрения и юридического мышления. Изучение теории государства и права позволяет правильно оценивать сложные государственно-правовые явления общественной жизни, раскрывать их действительную сущность, понимать их социальное назначение, место и роль в системе юридических связей и процессов, в обществе. Овладевшие знаниями в сфере общей теории государства и права юристы могут плодотворно содействовать решению разнообразных вопросов государственного и правового строительства. Теория государства и права содержит общий широкий взгляд на политическую и правовую сферу жизни общества, на взаимосвязанную целостность этой сферы в условиях все большего разветвления знания на многие, часто узкие, специализации. Занимая базовые позиции в системе государственно-правовых знаний, теория государства и права призвана в современных условиях способствовать формированию юридического мировоззрения в духе современных общечеловеческих идеалов и ценностей, а также традиций российской правовой системы.

Развитие теории государства и права как науки было трудным и противоречивым. Так как общенаучные мнения о государстве и праве основывались на реалиях социальной жизни конкретных истерических этапов. По мнению одних авторов, хроника появления теории юридической науки берет начало с древнейших пор. Они полагают, то, что непосредственно в данный промежуток, людей занимала проблема, что такое право и чти такое государство. Философы, мыслители и в Античном Риме, и на Древнем Востоке затрагивали данные вопросы[1].

По мнению других, надобность в освоении и исследовании права как социального явления, придания ему общепризнанных форм, возможно, назрела в России 300 лет назад и напрямую связывается с реформаторской работой Петра Великого[2].

Третьи считают, собственно, что «теория государства и права как обособленная совокупность знаний об общих закономерностях функционирования и становления государственно-правовых институтов начала складываться в XIX веке»[3]. Несмотря на это утверждается, что «ранее подобной науки не было». Теория государства и права как наука – это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.

Цель работы – рассмотреть отдельные аспекты теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1) исследовать различные подходы к определению и правовому пониманию теории государства и права;

2) выделить основные понятия и значение теории государствам и права в современном мире;

3) проанализировать проблемы предмета и методологии теории государства и права.

Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, харатеризующих развитие и современное состояние науки теории государства и права.

Предметом исследования выступают закономерности развития и современное состояние теории государства и права.

В основу исследовательской работы положены результаты исследований, про­водившихся российскими учеными-юристами по общим вопросам теории государства и права и других отдельных отраслей права.

Информационная основа исследования включает научные, научно-популярные книги и периодиче­ские издания, опубликованное российское и зарубежное за­конодательство.

Нормативной базой послужили законодательные акты Рос­сийской Федерации.

Поставленные задачи решаются общими и специальными методами теоретического исследования. Широко используются элементарно-теоретический и структурный анализ и синтез, ситуационное моделирование. Отсутствие устойчивой прак­тики применения российского законодательства в данной об­ласти определяет особую значимость формально-логического и исторического методов.

Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Понятие, предмет, объект и функции теории государства и права

1.1 Понятие, предмет и объект теории государства и права

Теория государства и права, являясь фундаментальной и основополагающей юридической наукой, выступает в то же время органической частью системы правоведения.

Правоведение (от лат. – юриспруденция) есть особая система научно-теоретических знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретико-прикладное освоение государственно-правовых процессов и явлений, образующих государственно-правовую действительность. При этом любая область знания, в том числе и юридическая, имеет собственный объект и предмет исследования.

Объектом юридической науки выступает определенная сфера объективно существующей реальности – в той степени, в которой она опосредует и развивает общественные отношения, отражает явления государственно-правовой действительности, связанные с ней процессы, состояния и т. п. В этом смысле объект юридической науки включает в себя государство и право, а также социально-правовую практику в той степени, в которой последняя опосредует общественные отношения.

Предметом юридической науки является система конкретных закономерностей, определяющих формирование и развитие государственно-правовых явлений, отражающих правовую жизнь общества. Из названия данной науки становится понятно, что предметом ее изучения являются два взаимосвязанных важнейших института общества – государство и право. При этом не допускается смешивание государства и права как определенных форм социально-правовых связей и отношений, возникающих и развивающихся в обществе, и системы научного знания о них – теории государства и права. Государство и право есть сложные социальные институты, имеющие различные стороны и проявления. Изучая их, теория государства и права как общетеоретическая юридическая наука выявляет общее и существенное в этих явлениях, что в свою очередь отражается в закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права как важнейших социальных институтов, раскрывая при этом их сущностно-содержательные характеристики, место и роль в современном обществе. Эти закономерности являются общими для всех государственно-правовых явлений и процессов, где государство и право рассматриваются как целостные и взаимосвязанные социальные явления, проявляющиеся в различных типах (типологии государства и права), формах (формы государства и формы права), а также ментально-духовных проявлениях (правовое сознание, правовой менталитет, правовая культура, правовые традиции и другие). Объективные закономерности отражают сущностные, наиболее типизированные и часто проявляющиеся связи. Следует иметь в виду объективный характер существования государства и права, а вместе с этим и их самостоятельность, отделенность от других явлений. Что же касается предмета теории государства и права, как, впрочем, и любой другой науки, то он глубоко историчен. Это означает, что государство и право во всем многообразии своего проявления развиваются не только в пространстве, но и во времени, видоизменяются и принимают те формы, которые соответствуют определенным реалиям. Для того чтобы конкретизировать предмет науки теории государства и права, необходимо сравнить ее с другими системами гуманитарных знаний. В связи с этим следует отметить, что еще одна особенность теории государства и права заключается в том, что она является общественной наукой, то есть имеет гуманитарное содержание. Известно деление наук на естественные, технические и общественные. Предмет первых двух – внешний для человека мир природы, мир неодушевленных вещей, общественные же науки изучают человеческое общество. Отдельные их отрасли исследуют те или иные стороны общественных явлений, необходимые и существенные связи и отношения. Так, например, философия претендует на описание и анализ человеческого мировоззрения, имеет в качестве своего предмета общие законы бытия. Она рассматривает место государственно-правовых явлений в процессе развития общества в целом, служит теоретической базой и методологическим ориентиром для всех юридических наук. Наиболее близко к философии стоят философия права и аналитическая юриспруденция.

Социология – еще одна из важнейших гуманитарных наук – рассматривает государство и право как основные социальные институты. Вместе с тем она оставляет в стороне некоторые собственно юридические аспекты (относящиеся к правовым формам организации государственной власти, правовым методам регулирования общественных отношений и т. п.). Следует отметить, что существует специальная область знания – социология права.

Наиболее тесной является связь теории государства и права с политологией, которая относит государство и право к совокупности политических институтов, изучает политические партии, политический процесс, политическую жизнь в целом.

Сравнивая теорию государства и права с историей, которая исследует различные типы цивилизаций в условиях конкретного времени и пространства, ученые отмечают, что вне исторического контекста теория государства и права как самостоятельная область знаний существовать не может, во взаимосвязи с историей находятся такие юридические дисциплины, как история государства и права той или иной страны, история политических и правовых взглядов и другие. История, как правило, не дает обобщающих выводов, не формулирует закономерности общественного развития. В связи с этим следует рассмотреть принцип историзма теории государства и права. Помимо этого, теория государства и права связана и с экономической теорией, которая позволяет рассмотреть развитие и функционирование государства и права в связи с изменениями в материальных условиях жизни общества.

Таким образом, государство изучается не только теорией государства и права, но и другими общественными науками. Деятельность государства не сводится только к правотворчеству, но и включает в себя экономическое, культурное строительство, управление и так далее.

Поэтому предмет теории государства и права составляют основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции.

1.2 Функции науки теории государства и права

Будучи тесно связанной с другими фундаментальными науками, теория государства и права, имеющая свой предмет, выполняет ряд функций.

Прежде всего, это познавательная (гносеологическая) функция, которая заключается в том, что теория государства и права несет в себе правовые знания о государстве и праве, правовых явлениях и процессе воздействия права на жизнь общества.

Другая важнейшая функция теории государства и права как юридической науки – методологическая. Она связана с тем, что теория государства и права изучает и одновременно с этим разрабатывает приемы и способы познания государственно-правовых явлений, которые заимствуются другими юридическими науками и отраслями права. Осуществляется выработка общих категорий и конструкций, которые затем заимствуются другими юридическими науками, в частности отраслевыми.

Кроме этого, теория государства и права разрабатывает систему методов, которыми осуществляется процесс познания. Практически-прикладная функция данной науки выражается в ее направляющем воздействии на юридическую практику.

Мировоззренческая функция теории государства и права состоит в развитии системы правовых ценностей, объективного взгляда на мир и место в нем государственных и правовых институтов, уважения к праву и правоохранительным органам, то есть всего того, что формирует юридическое мировоззрение.

Прогностическая функция связана с возможностью науки прогнозировать состояние государственно-правовых явлений и процессов и определять тенденции их дальнейшего развития.

Воспитательная функция направлена на формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Коммуникативная функция обеспечивает связь в конкретной правовой системе правовых явлений и процессов, обусловливающих ее специфику и своеобразие.

Глава 2. Предмет и методы теории государства и права

2.1 Понятие и особенности предмета теории государства и права

Каждая наука имеет свой предмет и методы исследования. В общем виде под предметом следует понимать систему знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки для изучения. Другими словами, предметом являются закономерности, свойства, стороны, общие характеристики для всех изучаемых явлений и процессов.

Предмет теории государства и права в юридической литературе определяется по-разному. П.М. Бабенко считает, что предмет государства и права можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов.

По мнению А.И. Косарева, предмет теории государства и права составляют:

– природа и назначение государства и права;

– закономерности их возникновения, развития и функционирования;

– система основных понятий юриспруденции.

Если к оценке данного вопроса подходить с исторической точки зрения, то необходимо отметить, что по мере развития государства, изменений государственно-правовой действительности изменялись и подходы в определении предмета теории государства и права, его содержание. Так, если в советский период развития российского государства особое внимание уделялось таким категориям, как «государство диктатуры пролетариата», а позднее «общенародное государство», «государство развитого социализма» и другим, считавшим на тот период наиболее актуальными, то сегодня приоритетным становится понятие «правовое социальное демократическое государство». В зависимости от исторической обстановки изменяются и методы преподавания. Классики педагогической мысли установили неразрывную связь политико-правового режима, типа государства с методами преподавания. Так, еще в свое время А. Дистервег отмечал, что догматический метод имеет аристократическую природу, а развивающийся – демократическую. Первый пригоден для самодержавных стран, а второй – для будущих граждан конституционных государств[4].

С учетом изменившихся условий и подходов В.В. Лазарев полагает, что в предмет истории государства и права входят не только реальные государственно-правовые отношения, процессы, явления и категории, но и представления людей на этот счет, связанные с их сознанием, психологией и идеологией.

По В.В. Лазареву, «предметом общей теории права и государства выступают право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры»[5]. Обобщенную характеристику предмета теории государства и права, учитывая онтологический и гносеологический аспекты, предлагают М.И. Абдуллаев и С.А. Комаров. Они полагают, что, во-первых, теория государства и права изучает закономерности, присущие государству и праву как особым явлениям, формирующимся в обществе, закономерности функционирования государства и права на определенном этапе исторического развития (онтологический аспект). Во-вторых, теория государства и права изучает закономерности происхождения (источники) государственноправовых явлений (гносеологический аспект). В-третьих, теория государства и права строит весь процесс познания государственно-правовых явлений в зависимости от того, какой тип понимания права и государства положен в основу правопонимания (цивилизованный, формационный) в то или иное построение курса. При различиях в определении предмета теории государства и права необходимо указать на то, что данная наука имеет дело с различными сторонами и процессами государственно-правовой жизни. Подводя краткий итог, с учетом мнений ряда авторов можно выявить элементы предмета теории государства и права, к числу которых следует отнести: сущность и социальное назначение государственно-правовых явлений; закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права; систему категорий и понятий (право, государство, их сущность, функции и формы); принципы, аксиомы, презумпции, фикции теории государства и права.

Принцип – основополагающее начало, аксиома – бесспорная, не требующая доказательств истина. Презумпции – предложение, основанное на вероятности признания факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное. Фикции – приемы, заключающиеся в том, что действительность подводится под какую-либо условную форму; правотворческую, правоприменительную и интерпретационную практику; практические рекомендации по вопросам государственного строительства. Предмет теории государства и права, как и всякой науки, не остается неизменным.

Социальная практика ставит перед данной наукой все новые и новые вопросы, настойчиво требует их разрешения, выработки научных рекомендаций и выводов по вопросам общественного развития. Прав в этой части М.Н. Марченко считая, что предмет теории государства и права, как и отдельные составляющие его части, не является застывшим, а с течением времени изменяется и развивается[6].

Неизменной остается только основа, а именно общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, к числу которых следует отнести, прежде всего, вопрос возникновения и становления государства и права на определенном этапе развития общества, обусловленность характера и уровня развития государства и права характером и уровнем развития экономики и общества. Отметим, что в этом вопросе наметились определенные изменения.

По мнению А.Б. Венгерова, теория государства и права постепенно начинает впитывать элементы синергетики – формирующейся науки о самопроизвольных, самоорганизационных, случайностных процессах. Венгеров считает, что «конструктивная роль случая в общественном развитии состоит в том, что он позволяет объяснить субъективный фактор в государственно-правовой жизни общества, позволяет наряду с закономерными причинно-следственными связями учитывать и случайностные, вероятностные связи»[7]. В конечном итоге в зависимости от уровня конкретно-исторических и иных условий развития общества, уровня развития общественного сознания, культуры и идеологии меняются и представления о государстве и праве, характере их взаимосвязи и взаимодействия, их месте и роли в жизни общества.

По мнению А.И. Косарева, в раскрытии предмета теории государства и права следует выделять ряд аспектов: отвергая проявления вульгаризма органической теории и не отрицая значение экономического фактора, роли социально0классовых отношений, религии и культуры и т. д., первичным, исходным в развитии государства и права признается человеческий фактор – состояние народа, этноса, в частности различия Востока и Запада, специфика государственности России; ценностной ориентации на передний план необходимо ставить показатель внутренней гармонии, понимаемый как подвижное, меняющееся равновесие прежде всего прогрессивной и стабилизирующей, консервативной (традиционной) тенденций развития; осуществление цивилизованного подхода к пониманию государства и права. Их бытие представлено рядом сменяющих друг друга или параллельно сосуществующих цивилизаций, проходящих в своем развитии, как и отдельный индивид, стадии раннего, зрелого, позднего возраста.

Таким образом, предмет теории государства и права – это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их сущность, структура, основные элементы, принципы, институты.

2.2 Методология теории государства и права

Методология, в том числе и юридическая – это философская, мировоззренческая система, на которой построена наука. Метод науки не избирается произвольно, он задан спецификой самого предмета и отвечает на вопрос: как и каким образом осуществляется процесс познания? Следовательно, методы теории государства и права – это особые (специфические) приемы и способы, с помощью которых данная наука осуществляет процесс познания. Методология представляет собой систему методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности по раскрытию сущности предмета, явлений действительности. Метод тесно связан с содержанием науки, хотя эти понятия и не тождественны с теорией, ибо без теории он беспредметен, а теория без метода лишается предмета исследования. Существует тесная связь теории и практики, важна опытная проверка истинности знаний. Практика довольно часто выступает критерием истины. Метод особенно важен для теории государства и права, так как его используют и отраслевые юридические науки, ведь теория государства и права формирует методологическую основу для всех юридических наук.

Методология теории государства и права включает в себя различные приемы и способы осуществления познавательной деятельности:

1 Общенаучные методы исследования государства и права. Научную методологию государства и права можно представить как обусловленную философским миросозерцанием совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений. В нее входят как общефилософские принципы познания, так и общие, специфические и частные способы, приемы познания государственно-правовых отношений. Философские, мировоззренческие подходы опираются на использование как рационального, так и эмпирического в познании. Первые связаны с развитием понятийного аппарата, вторые – с наблюдением и экспериментом. Используются методы восхождения от абстрактного к конкретному, взаимосвязи исторических и логических приемов и другие. С точки зрения научного знания в процессе познания основополагающее значение имеют диалектические методы. Диалектика есть учение о наиболее общих, закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. Большинством наук используются методы диалектики, которые воплощаются в таких ее категориях, как количество и качество, форма и содержание, сущность и явление и многие другие.

2 Специальные (особенные) и частные методы познания. Общие методы не могут раскрыть особенности государственно-правовых явлений, наряду с ними используются и специальные методы исследования. К ним следует отнести, во-первых, сравнительно-правовой метод, то есть сопоставление государственно-правовых систем в разных обществах и условиях; во-вторых, метод конкретно-социологический – учет социальных факторов (наблюдение, анкетирование, эксперимент и т. п.); в-третьих, формально-логический (догматический) метод, который применяется при изучении нормативных сторон правовых систем, формирует приемы толкования правовых норм и формального анализа действующего законодательства, так как формальность есть неотъемлемое свойство права; в-четвертых, системно-структурный метод, который изучает государство и право как комплексный институт и процесс; в-пятых, метод правового моделирования, исходящий из идеи подобия. При этом интенсивное развитие науки, в том числе компьютерных технологий, привносит ряд частных специфических методов исследования. Среди них можно назвать математический, статистический, кибернетический, классификационный, метод правовой аналогии и другие.

Таким образом, методология – это учение о методах познания и преобразования действительности. Метод в науке, в научной деятельности – это знание, с помощью которого добывается новое знание. То есть один и тот же фрагмент знания в одном случае может рассматриваться как теория (разрабатываемое знание), а в другом – как метод (знание, с помощью которого разрабатывается теория). В науке метод часто определяет судьбу исследования, его можно сравнить с инструментами познания, «ключами» к тайнам общества и природы.

Характеризуя роль правильного метода в научном познании, Ф. Бэкон сравнивал его со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте. Он утверждал, что «даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги». Метод сам по себе не представляет полностью успеха в исследовании действительности: важен не только хороший метод, но и мастерство его применения. В процессе научного познания используются разнообразные методы.

В соответствии со степенью их общности они применяются либо в более узкой, либо в более широкой интерпретации. Каждая наука, имея свой предмет изучения, применяет особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта.

Глава 3. Проблемные вопросы теории государства и права как учебной дисциплины. Соотношение теории государства и права с гуманитарными и отраслевыми юридическими науками

3.1 Теория государства и права как учебная дисциплина

Как учебная дисциплина теория государства и права представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенных в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенных для подготовки специалистов того или иного профиля. Это одна из дисциплин, изучаемая в юридических вузах. Она представляет собой совокупность части знаний, полученных наукой, которые предусмотрены для передачи студентам в процессе обучения с помощью специальных приемов. Курс теории государства преподается в процессе проведения лекций, семинарских занятий, при написании курсовой работы.

В соответствии с программой курса студенты должны усвоить основные понятия об изучаемых явлениях, их признаки. Курс выполняет вводную и мировоззренческую функцию: формирует правовую и политическую культуру студентов.

Теория государства и права как учебная дисциплина, во-первых, базируется на теории и государства и права как науки. В учебную дисциплину включаются лишь те знания, которые получены научными способами и прошли социальную апробацию. Поэтому закономерно, что чем выше уровень юридической науки, тем содержательнее и полнее аналогичная учебная дисциплина. Во-вторых, ее рамки более узки, чем рамки науки теории государства и права, так как в учебную дисциплину включается только часть материала (наиболее важного, существенного), которым располагает наука. В-третьих, она более субъективна, чем наука теории государства и права, так как представляет собой позиции и взгляды разных авторов. Другими словами, если система теории государства и права как наука обусловлена системой изучаемых государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена, то как учебная дисциплина она во многом произвольна, зависит от усмотрения составителей учебной программы, конкретного преподавателя. Структура учебной дисциплины теории государства и права как учебной дисциплины формировалась на протяжении длительного времени. Если обратимся к историческому опыту, то в русском дореволюционном (до 1917 г.) правоведении довольно четко разграничивались теория права, философия права и энциклопедия права, что не могло не сказаться на структуре преподаваемых учебных дисциплин. Полагаем, что в этом был заложен определенный смысл. Вопрос состоял в том, что энциклопедия права главное внимание уделяла раскрытию основных правовых понятий и их сущности, то есть именно с этого должно собственно и начинаться юридическое образование. С этих позиций определялись задачи энциклопедии права: зафиксировать в первоначальном приближении основные элементы фундаментальных (теоретических) знаний о праве, общие для отраслевых юридических дисциплин, выраженные в связях целого (правовой теории) через систему юридических понятий, и на этой основе сформулировать логическую форму правового мышления, ее обобщающую направленность. Как отмечал еще в начале ХХ века Н.М. Коркунов: «Если человек ознакомится со значением отдельных терминов, с разделением науки на отдельные отрасли и с содержанием каждой из них, его изучение права не сделается от этого осмысленным. Получить краткое понятие о частях – не значит еще получить понятие о целом. Соединение частей в одно живое целое не есть вовсе такое легкое и простое дело, чтобы оно само собой давалось каждому, ознакомившемуся с частями». «Именно постольку, поскольку система понятий может быть интерпретирована как одно целое (развитое) понятие сущности предмета, эта система понятий представляет собой теорию». Таким образом, энциклопедия права по существу является первым шагом на пути к осмыслению права как целого социального феномена.

Термин «энциклопедия» в переводе с греческого означает круг общеобразовательных наук, систематизированное обозрение совокупности человеческих знаний. Именно так считали античные философы Пливий и Квинтилиан. В целом энциклопедия права в течение нескольких столетий преподавалась на юридических факультетах Западной Европы. Что же касается России, то данная учебная дисциплина была введена в XVIII веке в Московском университете. Через некоторое время были подготовлены и изданы работы отечественных авторов в ее развитие. Отметим среди них работы М. Капустина «Юридическая догматика» (1868), «Очерки по энциклопедии права» П. Деларова (1878), «Очерки юридической энциклопедии» Н. Раннекампфа (1880), «Лекции по энциклопедии права» Е. Трубецкого (1909) и др. Необходимо отметить, что энциклопедия права в течение длительного времени осуществляла поиск своего предмета, совершенствовала формы и методы осмысления правовой действительности и способствовала формированию на российской почве предметов таких обобщающих наук, как теория права, философия права, социология права. Главное ее предназначение состояло в том, что она стремилась представить право, по определению русского ученого XIX века Н. Зверева, как логическое единство понятий, как живое целое. Что же касается философии права, то сегодня это уже не разграничение философии и юриспруденции, а скорее выделение дисциплин в рамках юридической науки. Развитие правоведения неизбежно выводит на обобщающие представления о сущности и смысле права, в то время как теорию права мало интересуют умозрительные конструкции (свобода, равенство, справедливость), оторванные от реальных правовых процессов и явлений. Здесь на помощь в большей мере приходит философия права, которая основывается на фундаменте юридических знаний, базируется на них. В конечном итоге, говоря об идеальных основах права (например, право как свобода и справедливость), мы никогда не сможем оторвать их от сущности философского понимания мира. Философию права можно определить как науку о познавательных, ценностных и социальных основаниях права. Эта проблематика еще не нашла своего достойного решения. И поэтому возвращение к философии права на более поздних курсах дает возможность остро обозначить эти проблемы, наметить пути их решения. Вот потому на юридическом факультете и принято решение ввести спецкурс философии права, читаемый студентам 4-го курса, студентам магистратуры в качестве постановки и исследования социально-философских проблем теории права, выяснения сущности и природы права как социального феномена, а также признаков и определений права, взаимосвязи права и личности, сущности правового государства.

Теоретическая задача философии права заключается в создании логической модели генезиса права посредством системы абстрактных категорий, в которых историческое освобождено от всех зигзагов и отклонений, представлено как бы в снятом виде. В целом, если мы хотим видеть способных юристов, основывающих свои знания на высоком теоретическом уровне, то важно построить следующую цепочку получения этих знаний: введение в юриспруденцию, теория государства и права, философия права, социология права, современные проблемы государства и права.

3.2 Место и роль теории государства и права среди юридических дисциплин

Современные вызовы, с которыми сталкивается Россия, диктуют необходимость существенной корректировки того курса реформ, который имеет место в нашей стране.

Касается это и образования. Российская Федерация присоединилась к так называемому болонскому процессу. Теперь имеется определенный опыт, который можно уже оценивать. В силу того что реформа образования проводилась без широкого обсуждения в обществе, отношение к ней, как сейчас принято говорить, неоднозначное.

Новое руководство Министерства образования и науки РФ сейчас пытается вносить определенные изменения в общую образовательную политику, что вызывает критику со стороны тех, кто не хочет ничего менять из того курса, который проводился ранее. Но это тема отдельного разговора. В данной статье хотелось бы поразмышлять о соотношении теоретических и прикладных знаний, о традициях отечественного юридического образования и тех проблемах, которые имеют очевидный характер.

Российское общество переживает в настоящее время процесс глубокой трансформации. Практически нет ни одной сферы общественной жизни, где бы не происходили серьезные изменения. Результаты, которые имеют место, заставляют о многом задуматься. В какой-то степени можно сказать, что российское общество испытывает серьезные проблемы в связи с отсутствием осмысленных целей, которые и наполняют позитивным содержанием любые изменения. Особенно если они приводят или могут привести к неоднозначным результатам. В настоящее время огульная критика недавнего советского прошлого уже не дает того эффекта, как это было ранее. Как можно рассчитывать на модернизацию, на развитие новых технологий, если базисные отрасли промышленности, технологическая инфраструктура, наука находятся в плачевном состоянии. Россия совершенно утратила продовольственную безопасность, поскольку свое сельское хозяйство практически уничтожено. Касается это и промышленности в целом как таковой. По многим показателям мы даже не приблизились к РСФСР образца 1991 года. Все это явилось следствием той модели экономики, которая сложилась в стране. Много негатива и в области науки и образования. По самым скромным подсчетам, количество научных работников в стране, по сравнению с прошлым, то есть советским периодом, сократилось наполовину. При этом количество защищаемых диссертаций возросло в три раза. О чем это говорит? Это говорит о том, что активно защищаются представители бизнеса и власти, которые никогда не пойдут в науку. Во-первых, потому, что они своих диссертаций очень часто вовсе и не писали. Во-вторых, наука и образование давно перестали быть престижными в нашей стране. В Российской Федерации имеется бедность особого рода, не известная западной социологической науке, а именно бедность самых образованных и грамотных, так называемая бедность интеллектуалов. Нельзя рассматривать какие-либо социальные проблемы в отрыве от других. В конечном счете все взаимосвязано. Разве можно упрекать современных молодых людей в том, что они хотят быть юристами или экономистами. Хотя последние опросы говорят о том, что приоритеты у молодых россиян несколько поменялись. Теперь преимущественно все хотят быть чиновниками. В бизнесе много риска, многое зависит от удачи, а чиновник при существующей модели экономики гарантированно вписан в процесс создания, а самое главное «распределения» экономического продукта. Именно по этой причине километр шоссейной дороги, нефте- и газопровода, квадратный метр жилья у нас обходится в два-три раза дороже, чем в развитых странах. Причем, оплата труда работников в нашей стране не идет ни в какое сравнение с западными странами. Такая ориентация молодежи объясняется сложившейся моделью нашей экономики, основанной преимущественно не на производстве, а на торговле. При этом стоит отметить в чем-то объективный характер такого положения вещей. В современной экономике число лиц, занятых в сфере конкретного производства, количественно практически сравнялось с теми, кто занят в сфере государственного управления. Самая большая часть населения в развитых западных странах занята в экономике обслуживания, то есть сервиса. Иными словами, число лиц, занятых в сфере производства, уступает тому количеству, кто организует продвижение произведенного продукта, его реализацию. Разумеется, речь идет и о тех, кто занят в сфере нормативного регулирования этих процессов. В контексте этой, в общем-то, банальной мысли, можно сделать вывод о том, что наука и образование будут следовать экономике и, конечно же, политике, которая не всегда сегодня самостоятельно формируется национальным государством. В СССР образование и наука пользовались несомненным, приоритетным вниманием государства, во всяком случае, до печально известного периода застоя. Без науки нет промышленности, а значит и обороноспособности. Практически с первых лет своего существования наша страна вынуждена была избрать мобилизационный путь развития в условиях враждебного окружения и добилась фантастических успехов. Кстати сказать, знаменитый лозунг: «Кадры решают все» используется в наглядной агитации многих японских заводов и в настоящее время. Прорыв в космосе заставил наших конкурентов, прежде всего США, срочно взяться за науку и образование. Моделью во многом послужила система школьного и вузовского образования СССР. Этого американцы никогда не скрывали. В то время как «чистая» наука обеспечивает поступательное, индустриальное развитие общества, образование создает и внедряет общие ценности, которые и цементируют нацию.

«Смена эпох» привела к совершенно новой парадигме образования. Декларация общечеловеческих ценностей, которым до сих пор не могут придумать социальную материализацию, глобализация экономики привели к тому, что в международном разделении труда вольно или невольно Россия фактически добровольно избрала себе место сырьевого придатка, демагогически прикрываясь доктриной «Великой энергетической державы». Надо понимать, что страна, которая мало что производит, а в основном продает, фактически обречена. Об этом говорят не только в России, но и в США. Например, П. Бъюкенен, убежденный республиканец и в недавнем прошлом кандидат в президенты, констатирует: «Когда мы покупаем автомобили, произведенные в США, мы вносим в государственный бюджет деньги на социальное обеспечение, здравоохранение и оборону. Когда мы покупаем американскую машину, мы помогаем ремонтировать дороги, строить школы, оплачиваем труд учителей и полицейских. Когда иностранцы покупают американские товары, они также вносят свой вклад в пополнение бюджета США. Но, покупая иностранные товары, мы платим налоги правительствам тех стран, где эти товары были изготовлены». В качестве альтернативы создавшемуся положению П. Бъюкенен видит выход США из ВТО, из глобальной экономики. В этих словах содержится суровая правда. Победа Д. Трампа на президентских выборах означает лишь то, что он избрал своим предвыборным курсом воссоздание американской промышленности, а значит резкое увеличение рабочих мест и наполняемость государственного бюджета. И в этом направлении у него есть несомненные успехи. Количество безработных несколько сократилось, увеличились бюджетные пополнения. Однако финансовый (прямо скажем, спекулятивный) капитал в лице мощнейших финансово-промышленных групп и принадлежащих им средств массовой информации начали беспрецедентную атаку на политику президента. К слову сказать, он для этого дает много поводов, особенно что касается внешней политики. Одним словом, за интеграцию в мировую экономику в современных условиях нужно платить, и зачастую немалую цену, чувствительную для хозяйства национальных государств. К примеру, Китай вошел в ВТО на своих условиях, а Россия – на условиях этой организации. Разница существенная. Современная реальность такова, что она не согласуется с тезисом о так называемой либерализации мировых экономических отношений. Наоборот, наблюдается жесткий диктат крупных игроков на мировом рынке. Стремительно глобализирующийся мир, как полагает один из самых авторитетных отечественных экспертов, считает, что современный «рынок» навязывает один и тот же императив: «свернуть собственное производство, а также собственные научно-технические и образовательные программы для того, чтобы фактически передать имеющиеся на их территории ресурсы в пользование более благонамеренным и достойным». Таким образом, в России постепенно начала складываться парадигма, согласно которой задача образовательных учреждений состоит в том, чтобы готовить пользователя высокотехнологичного продукта. Спрашивается, а кто же в данном случае его будет производить? Положение дел начало немного меняться, что дает повод для осторожного оптимизма. Тем не менее, общая тенденция, к сожалению, пока еще сохраняется. «Либеральные» средства массовой информации продолжают жестко критиковать проводимую Министерством образования и науки политику. Это о многом говорит. Создается впечатление, что даже в западных странах несколько подзабыли работу американского экономиста Г. Бэккера «Человеческий капитал» (1964), за которую он получил Нобелевскую премию по экономике. В рамках либеральной рыночной идеологии он попытался показать, что инвестиции в человека, в развитие его образования, квалификации, улучшение здоровья в долгосрочном плане являются более рентабельными и более способствующими росту, чем традиционные инвестиции в производственные фонды. Остаточное финансирование науки, культуры и образования объяснялось нашими рыночниками их нерентабельностью. Сегодня вроде бы положение дел меняется. Но пока только на словах. Социальная сфера в бюджете страны на 2017 год была существенно урезана в финансировании. Широко распространенное мнение о том, что капитализм враждебен духовному творчеству, не лишено оснований. Впрочем, обратимся к историческому опыту. Он говорит о том, что в XVIII веке в Европе сформировалась относительно автономная система интеллектуальных практик, сосредоточенных вокруг университетов и академий. Никакой «рынок» не собирался ее финансировать: своим расцветом она обязана «просвещенной монархии» во Франции, Германии и частично Англии. Университеты и академии, финансируемые просвещенными монархами, работали не столько на рынок – продавая прикладное знание – товар, сколько на государственную систему подготовки управленческой бюрократии, рекрутируемой на основе служебного экзамена. Управленцы справедливо рассматривались не столько как узкие специалисты – «прикладники», сколько как носители общего знания – основы социально-управленческих практик. Нельзя не согласиться с тем, что современное образование в смысле знаний дает, как правило, гораздо больше того, чем требуется на рабочем месте, а в смысле практических знаний и умений – гораздо меньше требуемого. Так где же выход? Сегодня уже стало всем известным утверждение, что в формировании рынка образовательных услуг (эвфемизм, который трудно принять) должны участвовать заказчики, то есть работодатели, или, как сейчас принято выражаться, субъекты гражданского общества.

Но ведь работодателю нужен прикладник, исполнитель. Не случайно говорят, что любая фирма есть относительно замкнутое сообщество, где хозяин или менеджер являются подлинным властелином своих работников.

На Западе уже все определилось: элите дают в основном теоретические знания, поскольку они будут управлять большинством, а большинству – прикладные. Это одно из проявлений социал-дарвинизма современного, так называемого демократического общества. Иными словами, мы наблюдаем естественный отбор уже не в природе, а в социуме. В чем нельзя отказать советской школе, так это в равенстве. Пресловутый блат нисколько не менял самого главного – любой человек из любой семьи мог учиться в любом из высших учебных заведений. Советская элита – государственная, партийная, культурная, научнотехническая, военная – зачастую происходила из самых простых семей, из сел, деревень, маленьких городков. Они не были менеджерами, они были созидателями, поскольку возводили заводы, фабрики, научно-производственные комплексы. Никакой избирательности не было. Сейчас все, по-видимому, будет меняться. Атака на теоретические знания вполне понятна. Точнее, на теоретические знания для большинства. Зачем вооружать людей «лишними знаниями», если от них требуется исполнение, а не сомнения и рассуждения. Как подчеркивают авторы одной из книг: «В межеумочном состоянии общества в России и есть подспудная причина поразительной живучести ельцинизма во всем его безобразии и никчемности». Человек-функция никогда не поднимется до осознания общности – в прошлом, настоящем и будущем. Индивидуализация интересов – лучшая форма для управляемой демократии, независимо от того, какой смысл в нее вкладывать. Как совершенно справедливо утверждает Ален де Бенуа, западный интеллектуал левого толка: «Капитализм стремится преуспеть там, где социализм проиграл: в создании «нового человека». Однако этот новый человек уже не является ни тружеником, ни гражданином – это «продвинутый» потребитель, разделяющий с человечеством общую судьбу, входя в Интернет или приобщаясь к благам общего рынка». Есть и еще один аспект, который нужно учитывать при обсуждении реформы образования. Увы, конфликт между общим и индивидуальным, между индивидуальным и групповым интересом неизбежен и в этой сфере. Молодежь справедливо олицетворяют с прогрессом. В этом смысле А.С. Панарин глубоко прав в том, что: «…именно избыток междисциплинарных, общетеоретических знаний у молодежи является гарантом ее способности к усвоению качественно новых ролей и источником социально-профессиональной мобильности. Если бы система образования была «полностью адаптированной» к практическим нуждам промышленности и не содержала некоего «интеллектуального избытка», она бы готовила людей для данных, уже сложившихся профессий, но не содержала бы резервов для профессиональных новаций и межотраслевых движений квалифицированной рабочей силы». Иными словами, молодой человек должен сознавать, что ему предлагают такую схему образования, которая фактически лишает его возможности социальной мобильности. Широкое привлечение работодателей к учебному процессу таит и очевидные минусы. Дело в том, что задача вуза – давать образование. От него требуют подготовки специалиста, то есть практика. Однако совместить это вряд ли удастся. Тут либо одно, либо другое. Ни в коем случае нельзя пренебрегать практическими навыками в процессе обучения. Вместе с тем, нельзя забывать об основной задаче высшего юридического образования, а именно подготовке высокообразованных людей, способных понимать сущность и закономерности функционирования государственно-правовых институтов. Следует иметь в виду, что концепция «постиндустриального общества» основана на следующем: в новых исторических условиях только теоретическое знание способно дать человеку уверенность в том, что он не потеряется в условиях рыночной стихии. Поэтому задача «нового» образования состоит не столько в том, чтобы давать знания, сколько уметь их получать, находить и осмысливать. Так сложилось, что реформа образования, как и все другие, проведена без широкого обсуждения в обществе. Задача вуза, говорят чиновники от образования, состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы формировать так называемые компетенции. Комментировать это сложно, да и не будем этого делать. Вопрос в другом. Профильных юридических вузов в стране сейчас гораздо меньше, чем непрофильных и коммерческих. Практически любой государственный вуз открыл юридический факультет. О негосударственных и говорить нечего. Трудно оспорить тезис: «Хорошее образование стоит дорого». Так вот, при ориентации на четырехгодичную подготовку юристов государство «экономит» затраты целого года обучения. Это, заметим, бюджетные деньги. Коммерческий вуз также за счет серьезного сокращения часов снижает себестоимость обучения, а значит, повышает рентабельность своей, так сказать, образовательной деятельности. Но есть два других субъекта, которые задействованы в этом процессе, то есть сам учащийся и общество. Надо честно сказать, что юрист-бакалавр никому особенно не нужен. Об этом говорят во всех юридических корпорациях – адвокатуре, судейском сообществе, прокуратуре и т. д.

Однако никто из больших и авторитетных представителей этих сообществ об этом публично не заявил. О причинах умолчим. Они известны. Да и обществу полуфабрикат тоже не нужен. Получается замкнутый круг. Но есть и еще один серьезный момент. Правоохранительные органы, в частности, Министерство внутренних дел будет по-прежнему готовить специалистов, которые на практике будут иметь дело с двумя, тремя отраслями права максимум в течение всей своей профессиональной карьеры. А разве будущему адвокату нужно меньше знаний, чем полицейскому? Хорошо, что сегодня в государственные образовательные программы внесены изменения в части подготовки будущих судей и прокуроров.

Согласно российскому законодательству, регулирующему общественные отношения в сфере высшего образования, в магистратуру могут поступать лица, не имеющие юридического образования (бакалавры). И как они могут усваивать «высокие материи» типа философии и социологии права, истории и методологии юридической науки, гражданского права, если не знают, что такое право вообще? Вопрос без ответа. Есть и еще одно обстоятельство, на которое хотелось бы обратить внимание. Учебные планы юридических вузов буквально «распухают» от все новых и новых курсов. Каких только отраслей права в них нет. Но ведь количество учебного времени ограничено. Самый легкий выход из этого положения состоит в том, чтобы «перекраивать» часы в пользу вновь вводимых дисциплин. В советские времена изучалось десять-двенадцать отраслей права, а сейчас их количество приближается к пятидесяти. Впрочем, этого никто не знает. Выход, видимо, состоит в том, чтобы делать ставку на базовые юридические дисциплины: теория государства и права, социология права, история государства и права, сравнительное правоведение. Во всяком случае, так поступили в странах Европейского союза. Законодательство все более и более унифицируется, поэтому задача состоит в том, чтобы будущий юрист владел понятийно-категориальным аппаратом, умел ориентироваться в различных источниках права, включая иностранные, находить в них нужные нормы и правильно их интерпретировать.

Может быть, стоит подумать и том, чтобы возродить практику дореволюционных российских университетов, в которых изучали не просто конкретную отрасль российского права, а в сравнении с аналогичной отраслью немецкого, английского, французского и другого права. Наконец, последнее. Теория государства и права, теория права и государства, общая теория права и государства, как и все теоретические дисциплины, в последнее время подвергается серьезным нападкам. Ее обвиняют в излишней идеологичности, политической конъюнктурности, слишком широком объекте и предмете исследования, поскольку она якобы вторгается на «поляну» других дисциплин, и в прочих «грехах». Отчасти мы попытались осветить некоторые причины такого подхода, поэтому повторяться не стоит. Но как можно обойтись без идеологического подтекста, если государство и право вне идеологии быть не могут. Ведь политика государства основана именно на идеологии, которая находит выражение в праве. Конституция – это в первую очередь идеология, а уже потом – право. Некоторые авторы, как говорится, не ведают, что творят. Так, предлагается взамен теория юриспруденции; теория правовой системы; теория права (без государства); энциклопедия права и проч. Но ведь внутреннее содержание этих «новоделов» в отдельных авторских вариантах практически совпадает с устоявшейся программой науки и учебной дисциплины. Многим не нравится методологический статус общей теории права и государства, не нравится то, что она претендует на открытие и изучение общих закономерностей формирования и функционирования государственно-правовых институтов. Некоторые прямо говорят, что никаких закономерностей в государственно-правовой сфере вообще нет. Однако отметим, что если назначение философии – устанавливать скрытые связи между специализированными областями общественной жизни и специализированными отраслями знания, то назначение общей теории права и государства – устанавливать связи и закономерности, которые пронизывают все юридические науки и цементируют их как нечто иное, особенное по отношению к другим отраслям знания. В силу этих причин общая теория права и государства должна преподаваться не только бакалаврам, но и магистрам.

Магистр не только носитель знания, но и исследователь, а исследование без методологии невозможно. Важно только правильно расставить акценты. Представляется, что теория государства и права в настоящее время может играть ту же роль, какую в свое время играло римское право. Оно являлось основой юридического образования в течение многих веков. При отсутствии национального государства и сформированной им системы права юридические конструкции римского права формировали определенный стиль мышления правоведа.

Когда говорят, что задача юридического образования состоит в том, чтобы сформировать понятия, то недалеко отходят от истины. Другое дело, что этим не надо ограничиваться. Строить образование только на базе постоянно меняющегося законодательства – явно тупиковый путь. Конструкции и категории, юридический словарь, навыки аналитического мышления, юридизация всевозможных социальных практик – это то, без чего юриста нет, а без теории государства и права получить такие знания невозможно. Каждая отраслевая юридическая дисциплина самостоятельно решить эту задачу не в состоянии. Из чего следует, что теория государства и права как методологическая область знаний есть основа профессиональной юридической подготовки.

3.3 Соотношение теории государства и права с гуманитарными и отраслевыми юридическими науками

Теория государства и права входит:

1 В систему общественных наук, к которым относится философия, социология, политология, экономическая теория. Все они в той или иной степени касаются вопросов государства и права.

2 Среди общественных наук в группу юридических наук. Сюда входят также исторические науки (история государства и права и история политических и правовых учений), отраслевые юридические науки. Объектом как теории государства и права, так и истории государства и права является государство и право в целом с момента их возникновения до сегодняшнего дня. Их отличает предмет и метод познания.

Теория государства и права изучает общие закономерности, а история – конкретные проявления общих закономерностей, случайности и особенности государства и права в отдельных странах в конкретные периоды времени. В истории используется исторический метод познания, а в теории государства и права – совокупность методов.

Отраслевые (государственное, гражданское, уголовное право и др.) и специально-юридические науки в отличие от теории государства и права имеют частный предмет исследования: нормы отдельных отраслей права и порядок их реализации на практике (а не общие свойства в целом). Поэтому их называют частными или структурными юридическими науками.

От других юридических наук теория государства и права получает конкретные сведения о государстве и праве для общения (синтеза) и построения единой системы знаний. Например, она обобщает конкретные сведения, полученные историческими науками о государстве и праве, на этой почве строит теорию типов государства и права. Таким образом, происходит взаимообогащение теории государства и права и отраслевых юридических наук.

Рассматривая вопрос связи теории государства и права с другими науками, необходимо отметить, что она является частной наукой по отношению к философии, которая изучает наиболее общие закономерности развития мира (общества и природы) в целом. Частной теория государства и права является потому, что изучает только часть общества, политической надстройки – государство и право.

Данная наука: получает от фундаментальных наук разработанные общие понятия (сущность, форма, политическая система, власть, личность и т. д.) и общие методики, используемые для изучения любого предмета; представляет для обобщения в рамках философии конкретный материал.

Теория государства и права взаимодействует с рядом общественных наук:

1 Общая экономическая теория, которая изучает процессы производства и распределения продуктов в обществе. Они имеют общий предмет исследования и изучают:

а) роль государства в экономической жизни;

б) влияние экономики на государство.

2 Социология, которая изучает общие закономерности развития общества, поведение людей в обществе.

3 Политология, которая изучает отношения по поводу власти в целом. Государство и право в современном мире не единственные инструменты осуществления власти.

Следует отметить, что от таких отраслевых юридических наук, как конституционное право, гражданское право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и др., теория государства и права отличается тем, что она вводная наука, абстрактная, общетеоретическая. Теория государства и права – вводная наука и учебная дисциплина, потому что с нее начинается освоение юриспруденции. В конечном итоге, изучив основные государственные понятия и категории, механизм государства, его функции, процессы правотворчества, вопросы правоприменения, толкования норм права, не уяснив сути таких явлений, как государственная власть, формы государства, законность, правопорядок, правоотношения, не ознакомившись с основными источниками права, исходящими от государства, нельзя войти в сложный мир юриспруденции, невозможно усвоить и закрепить отраслевые юридические знания.

Теория государства и права – абстрактная наука и учебная дисциплина. Высокая степень абстрактности свойственна ей в силу того, что ее категории и понятия в наибольшей степени отличаются от конкретных явлений и процессов. Собственно любая юридическая наука или учебная дисциплина в той или иной степени абстрактна – например, уголовное, административное право или другие отрасли права, наряду с тем, что они не только оперируют общими категориями и понятиями, но и одновременно используют конкретный нормативный материал, обобщения практики, широко опираются на решения и приговоры судов по конкретным делам.

Теория государства и права является общетеоретической (общеправовой) наукой по отношению к остальным историческим и юридическим. Она представляет им выработанные ей основные понятия и методы познания, общие для всех юридических наук.

Например, теория государства и права дает понятие правоотношения, юридической ответственности, а каждая отраслевая наука, в свою очередь, «воспринимает эти понятия и конкретизирует их», исследует особенности правоотношений и юридической ответственности в гражданском, уголовном, административном праве. Отсюда сложность усвоения материала этого учебного курса. Так, нормативно-правовой акт можно прочитать, проанализировать, посмотреть, как располагаются его статьи, как они разделены на части или объединены в разделы. Также понятно и «осязаемо» конкретное юридическое дело с реальными лицами, поступками, ущербом. Право, государство, норму права, правоотношение «эмпирически не измеришь». Для того чтобы уяснить такого рода категории, требуется напряженная мыслительная деятельность, которая сопряжена:

а) с постоянным самообразованием;

б) систематическим анализом происходящих реалий в практике;

в) выверкой теоретических знаний и социальной практики. Используя только данные инструментарии, можно рассчитывать на грамотное усвоение и последующее применение юридических знаний. Иного пути нет.

3.4 Современные проблемы теории государства и права

Построение современного правового, демократического, социального государства в формате цивилизационного взаимодействия международного сообщества актуализирует проблему качественного и органичного развития системы российского права. Совершенствование национальной правовой системы как необходимая процедура, ориентированная на сбалансированность и организованность интересов государства, общества и личности в их единстве, предполагает выявление, предупреждение и минимизацию негативных сопутствующих социальных феноменов, носящих негативный для предполагаемой упорядоченности характер. Одним из таких феноменов, наносящих ущерб общественным, в том числе правовым отношениям, является маргинальность, которая выражается в отчуждении определенной части населения от политических, экономических, духовных, а также правовых ценностей и традиций, сложившихся в том или ином государственном образовании. Понятие и явление маргинальности является объектом изучения российской социогуманитаристики, но трактуется учеными по-разному, с точки зрения интересов той или иной науки. В юридической науке теория и история права и государства включает изучение данного феномена, начиная с 90-х годов прошлого столетия. В это время в научный оборот теоретического правоведения В.В. Оксамытный вводит такую категорию, как «маргинальное поведение». Последнее означает, по мнению автора, вид правомерного поведения, которое не отличается социальной полезностью и активностью, но в целом соответствует предписаниям закона.

Уголовное право и криминология отличаются постановкой вопросов от теории права и государства, она заключаются в изучении феномена маргинальности в качестве общественно опасного явления. На это исследователи уголовно-правовых дисциплин приводят свои доводы и основания. В 90-е годы в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 14.12.1990 г. № 45/12 социально незащищенные (беженцы, переселенцы, несовершеннолетние, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, безработные и т.д.) и социально неблагополучные (лица, злоупотребляющие спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, неоднократно судимые и др.) официально причислялись к маргинальным слоям населения, в том числе представляющим опасность для обеспечения стабильности общественных отношений на территории разных государств. Данная резолюция обращает внимание на важность проблемы маргинальности, которая должна стать объектом интересов государственных органов, институтов правосудия и правоохранительной системы, средств массовой информации и ученых, разрабатывающих политику и программы превенции правонарушений. Современная теория права и государства представлена множеством теорий и концепций, которые направлены на изучение причинности совершения правонарушений. Одной из таких теорий является общеправовая теория маргинальности, особое внимание уделяющая изучению комплекса причин и условий, ведущих к нарушениям законопорядка.

В этой связи проблемное поле современного теоретического правоведения расширяется за счет изучения не только непосредственно неправмерного поведения, но и его каузальной природы. В этом смысле особую актуальность приобретает проблема изучения причинности процессов пограничности и неадаптированности, т.е. отчужденности личности от ценностнонормативной системы, объясняемой с помощью новых и новейших методологических подходов, одним из которых является этнометодологическое направление. Опыт его применения рассмотрен в отдельных научных статьях. Каузальная природа правовой маргинальности формируется, помимо политических, экономических, социальных, культурных и других факторов, также в связи с индивидуальными качествами и свойствами внутренней личностной психологической системы субъектов правоотношений. Наряду с теорий права, общеправовая теория маргинальности исследует аксиологические, онтологические и гносеологические основы правосознания, правовой культуры и правового поведения. В том числе интересы данной теории представляет профессиональная этика юриста (законодателя, правоприменителя и др.), исполнение юристами своего нравственно-правового долга по устранению причин, способствующих возрастанию числа граждан, нарушающих законодательство. Такая дисциплина в цикле теоретико-правовых наук, как профессиональная этика юриста, исследует эффективность механизмов мотивационной сферы взаимодействия субъектов в процессе правореализации, находит свое применение не только в части исполнения и соблюдения правовых предписаний, но и касается познания особенностей и проявления феномена маргинальности при создании нормативных правовых актов, заключении разного вида правовых договоров и т.д. Двойственность влияния феномена маргинальности на состояние современного законопорядка через изучение пробельности и несовершенства действующих источников права – одна из задач исследования указанной теории. Ее цель – построение эффективной, соответствующей реальному культурному, социально-экономическому и иному состоянию общественных отношений, правовой политики, основной идеей которой является именно всеобщая правовая деятельность государства, всех его органов, учреждений и государственных служащих. Профессиональная этика правоприменителя должна изучаться особенно предметно, так как по работе правоприменителя судят о работе правоохранительных и правотворческих органов в целом.

Оценивая современное качество нормотворчества, многие ученые отмечают его невысокую эффективность и отсутствие соответствующих гарантий реализации. В сфере правоприменения наиболее остро обнаруживаются проблемы невысокого уровня правовой культуры, правовой нигилизм, рассматриваемые в качестве отдельных форм проявления правовой (юридической) маргинальности исследователями в теоретической сфере. Одной из основных проблем современной теории права и государства является проблема провопонимания. Особую роль в построении правовой политики социального государства и прежде всего в процессах нормоустановлений играет тип правопонимания законодателя. Понимание права как предзаданного волей властных органов правила поведения не отвечает сегодня правовым установкам современности. Под правом должна пониматься справедливая и разумная мера свободы и равенства, устанавливаемая для всех субъектов правоотношений (государства, общества, личности), считает Р.Ф. Степаненко. Концептуальность проблем, изучаемых общеправовой теорией маргинальности в алгоритмах познания отчужденных и порой противоположных субъект-объектных и субъект-субъектных правовых отношений, исследуется и формулируется при помощи междисциплинарного подхода, дающего, как думается, наиболее полные, многоаспектные представления и знания об исследуемой сфере. Например, изучение юридических и социально-психологических аспектов, которые обусловливают состояние пограничности и неадаптированности у отдельных участников правоотношений, проводится исследователями на стыке гуманитарного и естественно-гуманитарного подходов.

Проблема личности в праве, в том числе маргинальной, остается весьма актуальной на сегодняшний день. Особенности формирования маргинальной личности противопоставляются нормальным общественным отношениям. В 30-е годы социологом Э. Стоунквистом маргинальная личность рассматривается как самостоятельная социологическая концепция с культурологической позиции и определяется им как «культурный гибрид», неизбежно оказывающийся в «маргинальной» ситуации – на краю доминирующей группы, отторгающей их как отступников. Западноевропейские, в частности французские, исследования маргинального типа личности уделяют основное внимание его поведенческим особенностям – девиации, пассивности, аморальности.

Именно при помощи такого методологического подхода возможны уяснение и разъяснение юридической наукой тех факторов и причин, которые становятся детерминантами, обусловливающими правонарушаемость и преступность, совершаемые лицами, ведущими маргинальный образ жизни. Такой многоуровневый подход позволяет сформулировать наиболее обоснованную концепцию правовой политики по преодолению маргинальности, или в другом контексте – политику права, являющуюся одной из доктринальных идей выдающегося российского правоведа Г.Ф. Шершеневича (общая теория права, история философии права и политика права).

Таким образом, многие из обозначенных современных проблем теории права и государства взаимосвязаны и перекликаются между собой с позиций совершенствования правовых механизмов управления сложным государственным устройством.

Комплекс проблем, изучаемых юридической наукой не уменьшается, а, скорее, имеет тенденцию к увеличению, так как развитие цивилизации предполагает видоизменение многих сфер общественных, в том числе правовых, отношений, требующих своевременного и эффективного юридического реагирования. Наиболее важными из них, конечно, являются проблемы понимания права и построения правовой политики, но проблемы гармонизации правовых систем, как отмечалось, проблемы источников права, правообразования и правотворчества, правореализации, проблемы правомерного поведения далеко не исчерпали себя, несмотря на значительное число научных исследований российских и зарубежных правоведов.

Заключение

Таким образом, теория государства и права существует и развивается как один из важнейших компонентов сложной и целостной системы знаний об обществе. Все гуманитарные науки в той или иной мере затрагивают этот вопрос, отсюда тесное взаимодействие теории государства и права с философией, экономической теорией, социологией, политологией и другими науками. Получение объективно достоверного знания – такова та основная методологическая задача, которая стоит сейчас перед теорией государства и права и начинает реализоваться в ее исследовательской деятельности.

Теория государства и права также способствует и формированию российского юриста в духе демократических, гуманистических тенденций и традиций, необходимой политической и правовой культуры. Без специально подготовленных юристов не может функционировать правовая система – это знали еще в Древнем Риме. И для современной российской действительности эта проблема становится особенно актуальной. Только юрист, эрудированный, имеющий прочные правовые базовые знания, ориентированные на демократию, социально ориентированную рыночную экономику, на защиту прав и свобод человека, будет в состоянии продуктивно работать в современном мире.

Таким образом, можно полностью согласиться с мнением А.В. Малько, что особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является:

гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления – государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук);

политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук);

теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук)[8].

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием12 декабря 1993 г. (с учетом правок, внесенныхФКЗ РФоправках к Конституции РФ от30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

Специальная научная и учебная литература

  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М. И. Абдулаев. – М.: Право, 2016. – 320 с.
  2. Бошно, С. В. Теория государства и права:учебник для юридических вузов и факультетов / С. В. Бошно. – М.:Эксмо, 2015. – 464 с.
  3. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 960 c.
  4. Гайков, В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Гайков. – М.:Феникс, 2016. – 704 с.
  5. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. – М.: Феникс, 2017. – 827 c.
  6. Капицын, В.М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ В.М. Капицын – М.:ИНФРА-М, 2017. – 322 с.
  7. Малько, А. В. Теория государства и права:учебник для юридических вузов и факультетов / А. В. Малько. –М.:Норма, 2017. – 640 с.
  8. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Л.А. Морозова. – М.:Норма, 2016. – 464 с.
  9. Рассолов, М. М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ М. М. Рассолов. – М.: Юрайт, 2017. – 640 с.
  10. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ Л.П. Рассказов. – М.:РИОР, 2016. – 475 с.
  11. Смоленский, М.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М.Б. Смоленский. – М.:ИНФРА-М, 2018. – 272 с.
  12. Старков, О.В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / О.В. Старков. – М.:Дашков и К, 2017. – 372 с.
  13. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. – М.: КноРус медиа, 2017. 336 c.
  14. Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. – СПб.: Питер, 2016. – 192 с.

Периодические издания

  1. Баранова, М.В. Теория государства и права в новой реальности / М.В. Баранова // Право и политика. – 2018. – № 9. – С. 317 – 324.
  2. Кузнецов, И.А. К вопросу о предмете теории государства и права / И.А. Кузнецов // Вестник БИСТ. – 2017. – № 4 (37). – С. 100 – 103.
  3. Фролов, А. Я. Специфика юридического понимания науки о государстве и праве в свете проблемных аспектов / А. Я. Фролов // Наука и право. – 2016. – № 7. – С. 12 – 22.
  1. Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. – СПб.: Питер, 2016. – С. 114.

  2. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ Л.П. Рассказов. – М.:РИОР, 2016. – С. 163.

  3. Капицын, В.М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ В.М. Капицын – М.:ИНФРА-М, 2017. – С. 78.

  4. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Избранные педагогические сочинения. – М., 1956. – С. 28.

  5. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. В. Лазарев. – М.: Юрайт, 2015. – С. 74.

  6. Марченко, А. М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М. Н. Марченко. – М.:Проспект, 2015. – 652 с.

  7. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / А. Б. Венгеров – М.:Омега-Л, 2014. – 608 с.

  8. Малько, А. В. Теория государства и права:учебник для юридических вузов и факультетов / А. В. Малько. –М.:Норма, 2017. – 640 с.