Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Методы психоаналитической работы с ребёнком

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность этой темы обусловлена тем , что для меня это лучший способ разобраться в психике детей . Полный разбор этой темы поможет лучше разбираться в основных проблемах детский нарушенной детской психики и просто лучше понимать детей , мотивировать их , развивать (как физически так и умственно ) и просто правильно наставлять на правильный жизненный путь . А это не мало важно в профессии педагога и тренера . Да и вообще , каждый родитель должен знать как помочь помочь своему ребенку в определенной психологической ситуации .

Цель этой темы обусловлена углубленным изучением  теоретических и клинических аспектов основных психоаналитических концепций психических расстройств в детском и подростковом возрасте, а также особенностей  психоаналитической терапии при этих состояниях .

Основные задачи которые нужно разобрать в этой теме:

  • Разобрать что такое психоанализ и какие его основные функции, кем был он основан ?
  • Выяснить его первое зарождение в России , изменение его в течении времени , что представляет из себя психоанализ в современной России ?
  • Изучить методы психоанализа , какие они есть , в чем отличие их друг от друга ?
  • Выяснить какой метод больше всего подходит ребенку, разобрать самую применяемую технику применяемую ?
  • Сделать вывод по психоанализу и какой из методов я буду применять на практике ?

Психоанализ – методология, основанная на изучении, выявлении, анализе вытесненных из сознания, скрытых или подавленных тревог индивидуума, которые в явной форме травмировали его психику. Впервые термин психоанализ в психологии был введен Зигмундом Фрейдом, работавшим над исследованием бессознательных процессов, происходящих в человеческой психике и над глубоко упрятанными в людское подсознание мотивациями. Исходя из основ методики, человеческая природа рассматривается с точки зрения противоборства тенденций антиподов. Именно психоанализ дает возможность увидеть, как бессознательное противостояние влияет не только на личностную самооценку, но и на эмоциональность личности, на ее связи с ближайшим окружением, отдельными общественными институтами. Обычно источник конфликта локализован в условиях приобретенного индивидом опыта, а поскольку люди одновременно социальные и биологические существа, их основным биологическим устремлением оказывается поиск наслаждений с одновременным избеганием от любой формы боли. При ближайшем рассмотрении теории психоанализа выясняется наличие трех элементарных, взаимозависимых и восполняющих друг друга частей: сознательного, предсознательного и бессознательного. Именно в предсознательном сосредотачивается значительное число фантазийных побуждений и желаний индивида. При этом если достаточно сосредоточиться на цели, то вполне можно перенаправить такие желания в сознательное. Те события, которые из-за существующих моральных и нравственных ориентиров индивида отрицаются им как допустимые, а быть может, расцениваются как болезненные и потому перемещаются в бессознательную часть. Именно эта часть приобретенного опыта оказывается отделенной от двух других стеной, в связи с чем полезно понимать, что психоанализ как раз и сконцентрирован на исследовании имеющихся взаимосвязей между частями сознательного и бессознательного.
По сути своей концепция психоанализа разделена на три ключевых этапа, скрывающих в себе методы психоанализа. На первом из них нарабатывается аналитический материал, на втором происходит его исследование и анализ, третий подразумевает рабочее взаимодействие на основании полученных результатов исследования. При наработке материала используются методики свободных ассоциаций, реакции переноса и противостояния.

Методологический принцип свободных ассоциаций основан на умении переложения одной ситуации на другую с целью выявления и понимания неких процессов, происходящих на глубинных уровнях психики, причем в большей степени бессознательно. В дальнейшем происходит использование извлеченных данных для корректировки психических нарушений клиента через осознание им существующих проблем и их причин. Важным моментом в применении данной методики оказывается совместная целенаправленная деятельность психолога и клиента в направлении борьбы с имеющимися у последнего ощущениями психологического неудобства. Методика основана в озвучивании пациентом приходящих в его голову мыслей, даже если эти мысли граничат с полным абсурдом и непристойностью. Действенность методики скрывается в тех отношениях, которые возникают между пациентом и психотерапевтом. В основе лежит феномен переноса, заключающийся в бессознательном перенесении качеств родителей пациента на терапевта. То есть, выполняется перенос в отношении психолога тех чувств, которые клиент испытывал в своем раннем возрасте к субъектам, которые находились в его ближайшем окружении, выполняется проекция ранних детских желаний на лицо замещающее. Течению осмысления имеющихся причинно-следственных связей, плодотворному преобразованию накопленных персональных воззрений и принципов с отказом от прежних и формированием новых поведенческих норм, обычно сопутствует существенное внутреннее противодействие со стороны пациента. Сопротивление – фактический феномен, который сопровождает любое психотерапевтическое вмешательство вне зависимости от его формы. Суть такого противостояния в том, что возникает сильное устремление к нежеланию касаться неосознаваемого внутреннего конфликта с параллельным возникновением существенных препятствий выявления действительных причин личностных проблем.

ГЛАВА 1 ПСИХОАНАЛИЗ

1.1 Психоанализ

ПСИХОАНАЛИЗ (англ. psychoanalysis ) — направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З . Фрейдом в конце XIX — 1-й трети XX в.

П. первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов . Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни — сновидений, ошибочных действий, остроумия — были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов. Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация. П. был направлен против интеллектуализма ассоцианистической психологии. П. рассматривает душевную жизнь с 3 т. зр.: динамической (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), «экономической» (энергетическая характеристика душевной жизни) и топической (структурная организация психики). Впервые в едином теоретическом контексте были поставлены проблемы движущих сил душевной жизни человека, мотивов и влечений , смысловой и энергетической характеристик психики , ее структурной организации и психодинамики. Свое философское завершение П. Фрейд получил в спекулятивной концепции развития общества, происхождения морали, искусства, религии.

Становление взглядов Фрейда прошло 2 основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о 3 ее сферах — сознательном, подсознательном, близком по своим свойствам к сознанию, и бессознательном, отделенном от первых двух особой психической инстанцией — цензурой . Цензура выполняет 2 функции: 1) вытесняет в область бессознательного неприемлемые и осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и желания; 2) оказывает сопротивление активному бессознательному, стремящемуся прорваться в сознание. Бессознательное, однако, окольными путями проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах.

Начиная с 1920-х гг. П. приобретает окончательную форму и превращается в учение о личности , в которой выделяется 3 структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Суперэго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и инстинкт смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира, находится также под двусторонним давлением Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между этими структурами порождает бессознательные защитные механизмы личности (см. Защита психологическая ), а также сублимацию бессознательных влечений — замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями. По Фрейду, творчество человека — результат преобразования его энергии либидо .

Для истории П. характерны как широкое распространение его идей в области теории и практики, так и непрекращающиеся до настоящего времени попытки их ревизии.[1]

ГЛАВА 2 ПСИХОАНАЛИЗ В РОССИИ

2.1 Психоанализ в дореволюционной России.

Россия являлась одной из немногих стран, где уже в 1904 году появилась переведенная на русский язык работа З.Фрейда "О сновидениях". С этого времени началось практическое знакомство русских ученых с психоаналитическими идеями Фрейда.

В истории развития психоаналитических идей в дореволюционной России можно выделить два временных периода, в течение которых психоаналитическое учение Фрейда встретило поддержку среди части русских ученых. Первый период датируется 1904-1909 годами и характеризуется первоначальным ознакомлением русских ученых с психоаналитическими идеями, а также отдельными попытками применить их в клинической практике. Так, А.А. Певницкий был одним из первых отечественных врачей, который в 1907 году применил метод Брейера - Фрейда для лечения нервнобольных, а 13 марта 1908 г. на заседании научного собрания врачей Санкт-Петербургской клиники душенных и нервных заболевании сделал доклад «Случаи навязчивых состояний, леченные по психоаналитическому методу Брейера - Фрейда», в котором изложил результаты своей клинической деятельности. Рассказав об истории болезней шести пациентов, где применение данного метода лечения дало положительные результаты, он подчеркнул, что в одном случае психоанализ способствовал быстрому излечению от страданий, испытываемых человеком на протяжении 25 лет.

Второй этап начинается с 1910 года, когда стал издаваться журнал «Психотерапия. Обозрение вопросов психического лечения и прикладной психологии», редактором которого был Н.А. Вырубов. В журнале с самого начала были широко представлены психоаналитические материалы как теоретического, так и клинического характера. В 1911 году в журнале публикуются переведенные на русский язык некоторые работы Фрейда. К ним относятся, в частности, такие фрейдовские статьи, как «К психологии любовной жизни", «О «диком» психоанализе», «Навязчивые действия и религиозные обряды», «Поэт и фантазия». В дальнейшем на страницах журнала периодически появляются переводы работ А. Адлера, Э. Вехберга, В. Штекеля, К. Юнга и других известных в то время психоаналитиков.

Во это время в дореволюционной России были переведены на русский язык и опубликованы многие работы Фрейда, вышедшие в различных изданиях Москвы, Петербурга, Одессы. Особенно продуктивными в этом отношении оказались Психотерапевтическая библиотечка под редакцией Н.Е. Осипова и О.Б. Фельцмана, а также библиотека психотерапии под редакцией Вырубова, подготовившие и выпустившие в свет целый ряд работ основоположника психоанализа. На протяжении четырех лет до начала первой мировой Войны в России были изданы такие работы Фрейда, как "Психопатология обыденной жизни" (М., 1910), "О психоанализе. Пять лекции" (М., 1911), "Три статьи о теории полового влечения" (М., 1911), "Психологические этюды" (М., 1912), "Бред и сны в "Градиве" В. Йенсена" (Одесса, 1912), "Психология сна" (М., 1912), "Леонардо да Винчи" (М., 1912), "Психоанализ детского страха. Анализ фобии пятилетнего мальчика" (М., 1912), "Толкование сновидений" (М., 1913). Труды Фрейда получили широкое распространение в дореволюционной России. То же самое можно сказать и о работах других психоаналитиков - К. Абрахама, В. Штекеля, О. Ранка, Г. Закса и ряда других. Публикация работ Фрейда и его последователей, реферативные и аналитические материалы о психоаналитической литературе, освоение психоаналитических методов лечения в клинической практике и обсуждение их результатов - все это способствовало объединению части русских врачей и ученых с целью профессиональной разработки теории и практики психоанализа.

Согласно официальному биографу основателя психоанализа Э. Джонсу, в мае 1911 года Л. Дрознес из Одессы позвонил Фрейду в Вену и сообщил об организации Русского психоаналитического общества, основателем которого были Н. Вырубов, Н. Осипов и другие психоаналитически ориентированные врачи и ученые. (Правда, факт основания данного общества документально не подтвержден). В том же году в Москве образовался психиатрический кружок «Малые пятницы», председателем которого был В.П. Сербский. Наряду с ведущими русскими психотерапевтами, в бюро кружка входили Н. Осипов, М. Асатиани, О. Фельцман и другие врачи, интересовавшиеся психоанализом. Поэтому в различного рода докладах и обсуждениях на этом кружке значительное внимание уделялось психоаналитической проблематике.

2.2 Послереволюционная история психоанализа в России

Первая мировая война замедлила распространение психоаналитических идей в России - прекратилось издание журналов, свернулась издательская деятельность, приостановились психоаналитические исследования и проведение конгрессов, конференций и семинаров.

С окончанием первой мировой войны и после Октябрьской революции 1917 года психоаналитические идеи вновь получили широкое распространение в России, несмотря на то, что некоторые психоаналитики покинули страну. Они начали использоваться как в психиатрии и психотерапии, так и в педагогике и литературоведении. В Москве, Одессе, Петрограде, Казани, Ростове-на-Дону возникали группы и кружки, участники которых проявляли значительный интерес к теории и практике психоанализа.

В постреволюционную Россию возвращаются некоторые психоаналитики, к примеру, С. Шпильрейн, которая долгое время находилась за рубежом и работала в Берлине, Мюнхене, Женеве. Стоит отметить, что решение Шпильрейн о возвращении на родину было поддержано Фрейдом.

В 1921 году по инициативе И. Ермакова и И. Вульфа создается Русское психоаналитическое общество, членами которого стали многие русские ученые, проявлявшие интерес к теории и практике психоанализа. Его председателем стал профессор Государственного психоневрологического института И. Ермаков (1875-1942), который еще в дореволюционный период обратился к психоанализу, сделав в 1913 году доклад об учении Фрейда на научном собрании врачей психиатрической клиники. По своей значимости Русское психоаналитическое общество было фактически третьим центром психоанализа после Вены и Берлина.

В то же время в Москве открывается детский дом "Международная солидарность", где под руководством В. Шмидт использовались психоаналитические методы воспитания и лечения детей. В 1922 году при Наркомате просвещения на базе этого детского дома создается Государственный психоаналитический институт. Начинает свою издательскую деятельность психологическая и психоаналитическая библиотека под редакцией профессора И.Д. Ермакова, подготовившая и опубликовавшая целую серию психоаналитических работ. На протяжении 20-х годов издаются практически все основные труды З.Фрейда, а также работы многих видных зарубежных психоаналитиков - К.Абрахама, Ф.Виттельса, Э.Джонса, М.Кляйн, А.Фрейд, К.Юнга и других. Кроме этого, издаются оригинальные исследования русских психоаналитиков, принимавших активное участие не только в научной жизни России, но и в работе международных психоаналитических организаций, конгрессов, в издании журналов.

Начало-середина 20-х годов явились пиком развития русского психоанализа в постреволюционной России. Причем в те годы русские психоаналитики играли значительную роль в развитии международного психоаналитического движения. Надо сказать, что к середине 20-х годов они составляли примерно одну восьмую часть всех членов Международной психоаналитической ассоциации.

Но, по мере того как коммунистическая идеология набирала силу, положение начало радикально меняться. Сначала началось идейное наступление на психоанализ, сопровождаемое не только критикой учения Фрейда, но и административными мерами, направленными на изгнание психоаналитических методов исследования и лечения из клиники и исследовательских лабораторий. В дальнейшем явственно стал проявляться прямой запрет на теорию и практику психоанализа. Психоанализ с его направленностью на развенчание различного рода иллюзий не мог существовать в обществе, всеми средствами насаждающем всякого рода мифы и иллюзии и был для него опасен.

14 августа 1925 г. принимается официальное постановление о закрытии Государственного психоаналитического института. Сворачиваются ранее начатые психоаналитические программы и исследования. Возникают осложнения в издательской деятельности психологической и психоаналитической библиотеки под редакцией И.Ермакова. В 1928 году закрывается детский дом "Международная солидарность", а в 1933 году официально прекращает свою работу Русское психоаналитическое общество.

Деятельность и исследования сторонников психоанализа были прекращены самым решительным образом. Психоанализ был разбит в пух и прах, ибо он был потенциально опасным для политической культуры, создающей систему чудовищного подавления всякого инакомыслия независимо от того, находились ли его носители у подножия или на вершине государственной пирамиды власти.

Последствия подавления инакомыслия в постреволюционной России оказались трагическими не только для русских исследователей, придерживавшихся психоаналитических воззрений, но и для зарубежных ученых. Так, не последнюю роль в преждевременной смерти от инфаркта А. Адлера (1937) сыграло известие о печальной судьбе одной из его дочерей, которая, спасаясь от нацистского режима в Германии, уехала в середине 30-х годов в Россию вместе с мужем, который был арестован в 1937 году, когда по стране прокатилась волна массовых репрессий.

Психоанализ сошел со сцены отечественной науки. Одни психоаналитически ориентированные ученые и врачи сумели покинуть страну, другим пришлось отказаться от психоаналитических методов исследования и лечения в силу невозможности их реализации в теории и практике после официального разгрома русского психоанализа. С середины 30-х и на протяжении 40-х годов публичные упоминания о психоанализе просто не допускались, да и потом на протяжении долгих лет психоанализ ассоциировался с "буржуазной идеологией", сохранив этот ярлык вплоть до середины 80-х годов.

2.3 Психоанализ в современной России.

Начало возрождения психоанализа в России можно отнести к тому факту, что в 1978 году в Тбилиси состоялся Международный симпозиум по проблемам неосознаваемой психической деятельности, в работе которого впервые после 30-х годов приняло участие большое количество зарубежных психоаналитиков. Представилась реальная возможность общения с ведущими психоаналитиками. В печати появились материалы, отражающие интерес некоторых отечественных ученых к психоаналитическому учению Фрейда. Однако вплоть до середины - конца 80-х годов оценки психоанализа со стороны ряда философов, психологов и медиков носили на себе печать идеологического противостояния фрейдизму.

Только с началом "перестройки" российские психологи и врачи получили возможность беспрепятственно заниматься психоанализом.

В 1987 году состоялся первый визит в Москву французских психоаналитиков из "Института Фрейдовского Поля", а в 1988 году - американских психоаналитиков из "Американской психоаналитической Ассоциации".

После этого начались публикации работ З.Фрейда после почти 60-летнего перерыва, фактически снявшие табу с издания психоаналитической литературы.

Наиболее существенным моментом этого периода явилось создание Российской психоаналитической ассоциации (1990), куда вошли большинство наиболее известных ныне российских психоаналитиков и ее включение в структуру Международной психоаналитической ассоциации (1991).

С этого момента начали выходить в свет периодические издания по психоанализу, такие как "Российский психоаналитический вестник" (1991, Москва, с 1995 - "Психоаналитический вестник"), Философский психоаналитический журнал "Архетип" (1995), "Журнал практического психолога" (1996, Москва), серии книг "Библиотеки психоаналитической литературы" , "Современный психоанализ", начался перевод и издание массовыми тиражами работ классиков и специалистов по современному психоанализу и публикация ряда монографий современных отечественных авторов по различным проблемам психоанализа, стали проводиться Всероссийские и Международные конференции по психоанализу.

В общем, в конце ХХ - начале XXI веков произошло существенное оживление психоаналитической активности в России, которая приобрела осмысленный и целенаправленный характер.

Одним из значительных и перспективных результатов этого стала возможность профессионального общения российских специалистов с зарубежными коллегами. Иностранных психоаналитики получили возможность приезжать в Россию и оказывать практическую помощь в становлении психоаналитического образования, профессиональной психотерапевтической деятельности и просветительской работы, а все возрастающее количество российских специалистов - получать соответствующую профессиональную подготовку в различных странах Европы и США.

Большое значение имеют беспрецедентная для России массовая подготовка кадров психоаналитиков и распространение психоаналитической терапии. В течение последних 15 лет создан целый ряд психоаналитических институтов, получивших право обучать специалистов по психоанализу, среди них Восточноевропейский институт психоанализа (1991, Санкт-Петербург), Институт психоанализа (1995, Москва), Институт практической психологии и психоанализа (1998, Москва) и некоторые другие.

В течение этих лет созданы и создаются многие психоаналитические ассоциации и общества. В силу естественной природы вещей и диалектического характера развития, не все психоаналитические институции выдерживают проверку временем, но все они внесли и вносят определенный вклад в развитие российского психоанализа и создают современную психоаналитическую среду.

Ныне в орбиту разнообразной психоаналитической деятельности вовлечены теоретики и практики более 30 городов России.

Не все проходит гладко. Психоанализ в настоящее время проходит процесс своего формирования, предстоит принять общие стандарты для обучения и квалификации психоаналитиков, поскольку в настоящее время общества и институты устанавливают свои правила для этого. Структуры, ориентированные на влиятельные международные психоаналитические организации имеют довольно четкие правила, они же наиболее жесткие. Очевидно, что данная позиция послужит ориентиром для законодательных требований к квалификации психоаналитика.

Популяризация психоанализа идет очень высокими темпами. Психоанализ сейчас - самое модное слово в психотерапии, но дело не в моде, а в том, что миллионы людей во всем мире благодаря ему начали жить той жизнью, которую они считают достойной и комфортной для себя.

ГЛАВА 3 МЕТОДЫ ПСИХОАНАЛИЗА

3.1 Метод свободных ассоциаций

Свободная ассоциация представляет собой особый тип мышления, протекающий по механизмам первичного процесса. Возникающие таким образом мысли основываются на каком-то специфическом стимуле: имидже, слове, воспоминании, числе, цвете или возникают спонтанно.

Метод свободной ассоциации и процесс анализа сновидений являются фундаментальными психоаналитическими техниками. Фрейд применял технику свободной ассоциации при самоанализе и анализе своих сновидений. Для объяснения теории свободной ассоциации Фрейд (1913) использовал в качестве модели путешествие на поезде: «Действуйте так, как будто Вы на какое-то время являетесь путешественником, сидящим у окна вагона поезда и описывающим кому-то в вагоне изменяющиеся виды, которые Вы видите снаружи»[2].

Метод предполагает в отсутствии концентрации внимания на чем-то конкретном переход от спонтанно возникающих образов, идей к другим образам, идеям в бесконечной цепочке ассоциаций, разветвляющихся в различных направлениях, что раскрывает содержание бессознательного с находящимися в нем желаниями, потребностями, воспоминаниями и переживаниями.

Использование свободной ассоциации в психоаналитической терапии заключается в предложении пациенту мыслить вслух, «озвучивать», монологически говорить обо всем, что бы ни приходило в голову. Freud (1923) описывает этот процесс следующим образом:

«Лечение начинается с того, что от пациента требуется поставить себя в положение внимательного и бесстрашного самонаблюдателя, просто считывать все время информацию с поверхности сознания, и, с одной стороны, быть почти полностью честным, с другой - не удерживать никакой идеи от коммуникации, даже если (1) он чувствует, что это слишком неприятно или, если (2) он считает это бессмысленным, или (3) слишком неважным, или (4) не относящимся к тому, что исследуется. Однозначно обнаружено, что именно те идеи, которые провоцируют эти «упомянутые реакции имеют особенное значение в раскрытии забытого материала».

Таким образом, метод свободной ассоциации, по сути дела, может быть более точно определен как метод «свободного говорения» о том, что приходит в голову, свободного перехода от одного содержания к другому безо всякой логической связи, без использования «латентной» последовательности, причинности и каких бы то ни было временных ограничений. Свобода нарратива от возникающих ассоциаций встречается с сопротивлением по отношению к отвергнутым ранее репрессивным содержаниям, если «осколки» последних вторгаются в сознание. Это приводит к остановкам, задержкам и прерыванию монолога. Стремление избежать болезненных переживаний изменяет содержание монолога, который становится «компромиссным образованием» между истинностью событий и стремлением пациента смягчить отрицательные болевые реакции.

В современном психоанализе при применении метода свободной ассоциации акцентируется внимание на поведении самого аналитика в процессе работы с пациентом в состоянии «свободного говорения».

Аналитик не должен стремиться сознательно осмысливать продуцируемый пациентом материал. Его задачей является «настройка» своего бессознательного на то, что происходит в бессознательном пациента, и установление с пациентом «бессознательной коммуникации». Таким образом, во время анализа аналитик, также как и пациент, должен временно «растворить» свое сознание, не концентрироваться на чем-то, не анализировать, находиться в состоянии, приближающимся к медитации.

Работа со свободным говорением развивает бессознательные способности психоаналитика, его творческие способности (Bollas, 2002).

Естественно, что эта сторона процесса не исключает необходимости стремления использовать метод для облегчения пациентом осознания репрессированных в бессознательное содержаний и конфликтов.

С точки зрения теорий объектных отношений, в отличие от концепции Фрейда в раскрытии какой-то, в том числе и бессознательной части self а, имеет большое значение манифестный текст, т. к. непосредственная ситуация («здесь и теперь») активизирует специфические бессознательные элементы. Части бессознательной сферы «находят» в процессе контакта с аналитиком определенные специфические подходящие им активизирующие элементы.

Бессознательная коммуникация при свободной ассоциации осуществляется также посредством трансференса и контртрансференса. Пациенты стараются каким-то образом повлиять на аналитика, на те его «части», на которые осуществляется трансференс. В разные периоды аналитической терапии могут возникать различные состояния. Пациент может переносить на аналитика, например, образ своего отца, вспоминая себя в подростковом, детском, или взрослом возрасте.

В процессе психоаналитической терапии Heimann (1956) задавала свободно ассоциирующему пациенту следующие вопросы: «Кто это говорит, кем является этот человек, к кому он обращается, о чем он говорит и почему он говорит сейчас?».

В исследованиях Bollas (2002) обращается внимание на желательность глубокого погружения в изучение того, как пациент сообщает о своем внутреннем мире, посредством понимания эффектов, производимых на аналитика.

Анализируя состояние бессознательной коммуникации у терапевта, Bollas приводит некоторые, присущие ему, характерные признаки: выслушивая пациента, аналитик особенно остро воспринимает какое-то слово, фразу или движение его тела. Он не понимает, почему это его так сильно впечатляет. Иногда какое-то слово отдается в сознании аналитика как эхо, приводит к различным ассоциациям и фантазиям. Аналитик может почувствовать, что эти переживания свойственны пациенту. Он может убедиться в своей правоте или ошибке, используя элемент своей свободной ассоциации. Если пациент не реагирует или проявляет непонимание, следовательно, аналитик находится вне бессознательного контакта с ним.

По мере работы со свободными ассоциациями у пациентов увеличивается способность к переходу от одного содержания к другому. Пациент постепенно привыкает к переходу от озвучивания им событий текущего дня к самонаблюдению, воспоминаниям о детстве, сновидениям, имиджам каких-то людей, эпизодам из прочитанных книг, сказок, сценам из кинофильмов и т. д. Тем не менее, свободное говорение никогда не является полным изложением возникающих в сознании материалов. Какие-то из них остаются секретными, непроговоренными, например, слишком интимные сексуальные переживания или идеи, воспоминания о крайне унижающих событиях, вызывающих возвращающееся чувство вины. Однако здесь важен сам факт продолжения пациентом свободного монолога и перехода от одного содержания к другому, осуществляемого часто без стремления разобраться в значении того или иного сегмента ассоциаций.

Согласно наблюдениям Bollas (2002), с течением времени в этом процессе возникают определенные изменения. Так, например, может снова появиться, но уже на новом уровне разрыв между свободной ассоциацией и свободным говорением. Пациент может периодически молчать, погружаясь в глубокие ассоциативные мысли и не сообщая о них. В ответ на такое поведение пациента у аналитика также будут возникать «молчаливые» ассоциации. Пациент может не реагировать на интерпретации аналитика в связи с тем, что у него возникают другие, отличные от манифестных интерпретаций, направления ассоциаций, представляющие собой реакцию на бессознательную часть коммуникации аналитика.

Современный психоанализ акцептирует интеракции, происходящие между пациентом и аналитиком в процессе свободных ассоциаций, и демонстрирует значение для обоих участников процесса возникающих при этом бессознательных содержаний (Dorpat, Miller, 1992).

3.2 Метод толкования снов

«Толкование сновидений» - одна из наиболее известных работ Зигмунда Фрейда. Книга вызвала огромное количество критических и хвалебных отзывов о смелом учёном, беспощадно выворачивающем наизнанку свои сны, который представил их широкой публике.

Фрейда уличали в том, что его книга концентрирует внимание в основном на сексуальном подтексте жизни человека. Фрейд в своём труде касался вопросов, которые были запретны для общественного сознания.

Сам учёный очень высоко ценил этот труд, считая его неким рубежом в своём изучении подсознательного. Он даже шутил, что над столиком одного из венского ресторана, в котором ему пришла мысль о значении сновидений нужно повесить мемориальную доску с надписью: «Здесь доктором Фрейдом была раскрыта тайна сновидений».

Но изначально книга не вызвала большого ажиотажа ни в медицинских, ни в научных кругах. Тираж в 600 экз. распродавался в течение 8 лет. Несмотря на это, новаторский и смелый труд заинтересовал многих современников Фрейда, которые впоследствии стали заняли значимое место в мировой психологии (А. Адлер, Ш. Ференчи, К.Г. Юнг и др.)

Рецензия Альфреда Адлера на книгу «Толкование сновидений» стала началом всеобщего признания трудов Фрейда.

В 1902 г. Э. Блейлер поручает К. Юнгу сделать доклад по книге «Толкование сновидений» для персонала клиники в Цюрихе. Данный доклад вызвал большой ажиотаж вокруг теории психоанализа, после чего завершается изоляция трудов Фрейда в научных кругах.

Книга приобрела мировую известность позже. Во второй половине XX века «Толкование снов» становится бесспорной классикой среди литературы по психологии.

«Толкование сновидений» — первая книга Зигмунда Фрейда, попавшая в нашу страну.

Книга создавалась поэтапно. З. Фрейд подробно прописывал свои сновидения, чтобы можно было провести анализ. На протяжении нескольких лет он откладывал публикацию книги, чтобы собрать больше материала, аргументов и примеров для подтверждения своей теории.

Переписка Фрейда с Флиссом свидетельствует о том, что работа над книгой была «заморожена» после смерти отца учёного. Первый вариант книги был готов в 1989 г., а 7-я глава «Толкования снов» была создана уже в 1899 г.

Категории сновидений

В своей книге разделяет сновидения несколько категорий:

  1. Простые – сны с явным содержанием, в которых нет бессознательных подтекстов.
  2. Разумные сны – имеющие определённую последовательность событий, действий, но при этом в таких снах присутствуют элементы, которые могут показаться человеку странными или нелогичными.
  3. Тёмные, бессвязные или запутанные - сновидения, в которых нет логичной цепочки последовательности, присутствуют символы или метафорические ассоциации.[3]

В сновидениях третьей категории Фрейд выделял две части: явную(декорации сна, сюжет) и латентную (проектируемую бессознательным пластом человеческой психики).

Также Фред описал в книге бессознательные процессы, действующие во время сна.

Сгущение – процесс, при котором символы появляется в концентрированном, сжатом виде.

Смещение – внимание переключается с главных объектов сна на второстепенные.

Деформация – отрицательные проявления, сюжеты, образы с позиции нравственности перевоплощаются в приемлемые для сознания человека.

Построение сновидения - объекты восприятия нормальные для бодрствующего человека превращаются в абстрактные образы, требующие анализа, расшифровки.

Символизация – использование символов, для сокрытия подсознательных побуждений и образов от внутреннего цензора человека.

Вторичная переработка – желание человека в состоянии бодрствование, дать логичное и разумное объяснение увиденному сну.

Сновидение – это королевский путь к бессознательному.

Фрейд считал, что скрытое содержание сна представляет, носит чаще сексуальный подтекст, спрятанный за многочисленными образами. Анализ сна выполняется с помощью метода свободных ассоциаций.

Книга написана научным языком, З.Фрейд отводил анализу сновидений одну из ключевых ролей в психоанализе, говоря, что «сновидение – это королевский путь к бессознательному». Он был первым человеком, который стал рассматривать сновидения не с мистической точки зрения, а с материалистической. В книге приведено много примеров сновидений как здоровых людей, так и пациентов Фрейда, собрано множество интересных фактов о сновидениях. Каждый пример, привёденный в книге, является своего рода головоломкой, к которой нужно найти решение.

С развитием медицины учёных все больше начал заботить вопрос сновидений, как психологический процесс. Одним из них был Стивен Лаберж. Он разработал техники вхождения в состояние осознанных сновидений, которые помогают контролировать как сам сон, так и процесс засыпания. Лаберж продвинулся в своих исследованиях намного дальше Фрейда. На фоне работ С. Лабержа концепция анализа сновидений Фрейда выглядит несколько однобокой и поверхностной. Да, и сам Фрейд при жизни вносил ряд поправок в эту книгу, несмотря на ряд неточностей, и моментов, которые теряют свою актуальность в наши дни, книга Фрейда остаётся фундаментальным трудом по анализу и интерпретации снов.

3.3 Метод интерпретации

Интерпретация - это конструкция или объяснение того, что случилось с клиентом и было им забыто или того, что происходит с ним сейчас и что он понимает. Интерпретация является средством, с помощью которого подавляемый бессознательный материал преобразуется в предсознательный материал и сознание.

Психоаналитик использует интерпретацию и с целью осознания импульсов Иди с целью оказания помощи клиентам в понимании механизмов защиты и сопротивления, которыми их Эго пользуется, чтобы справляться с подавляемым материалом. С помощью интерпретации заполняются провалы в памяти клиентов. Консультант интерпретирует импульсы, которые стали предметом подавления и объекты, с которыми эти импульсы связаны. Цель интерпретации - помочь клиентам заменить подавление рассудочными действиями, соответствующими ситуациями, сложившимися в настоящий момент, а не ситуациями, которые имели место в детстве. Психоаналитик работает с Эго клиента, побуждая это Эго преодолевать сопротивление и брать под свой контроль до сих пор подавляющую либидоносную энергию. Бессознательные импульсы подвергаются критике посредством прослеживания их пути до самого источника .

ГЛАВА 4 ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

4.1 Игровая терапия.

В работе с гиперактивными детьми игра является наиболее используемым инструментом социального обучения. То, как ребенок ведет себя в игре, является хорошим барометром, по которому можно судить, как он справляется с жизненными трудностями. Прежде всего, игра помогает ребенку налаживать отношения с другими детьми. Несмотря на частые негативные реакции во время терапии, дети любят играть и хотят играть, потому что большинство из них не имеют такой возможности дома из-за строгого родительского контроля. Игры не только увлекательны и способствуют релаксации, они также помогают терапевту узнать ребёнка, подавить возникающее изначальное сопротивление, достичь взаимопонимания и доверия. Игры особенно хороши для тех детей, которые испытывают определённые затруднения при общении, а также для тех, кто нуждается в какой-нибудь активности, чтобы сосредоточиться. Подчеркивая их достоинства, Экслайн пишет: «В игре ребенок выражает себя предельно искренне, открыто и совершенно естественно. [… ] Его чувства, установки и мысли легко проявляются в игре. […]. Благодаря игре ребенок учится понимать себя и других. [… ] Он начинает сознавать, что в психотерапевтическом кабинете, в присутствии взрослого (психотерапевта) он может дать выход своим чувствам и импульсам и в то же время дистанцироваться от них. Используя игрушки, он может создать свой собственный «мир». [… ] Он может выбирать одно и отвергать другое; он может творить и разрушать» (предисловие к Play Therapy, 1969).

Для выявления игровой, а следовательно, и жизненной позиции не обязательно использовать какую-нибудь специальную игру, можно просто предложить поиграть, например маме с ребёнком или детям разного пола и возраста. Однако при групповой терапии целесообразно разделить группу на пары или тройки, чтобы эти маленькие группы играли в разные игры. В течение некоторого времени каждая маленькая группа играет самостоятельно, а потом можно произвести смену игроков.

Психология игровой деятельности стала предметом научного осмысления сравнительно недавно. В течение длительного времени игра рассматривалась, в основном, либо как способ занятости ребенка и выхода его энергии, либо как инструмент передачи религиозного и культурного опыта. Лишь на рубеже XIX и XX вв. психология начинает осознавать развивающие, гармонизирующие и исцеляющие возможности игр; они признаются средством освоения ребенком социальных ролей (Groos К., 1899) и раскрытия его внутреннего мира (Hall G. S., 1896).

4.2 Групповая арт-терапевтическая работа с детьми

Известные в настоящее время формы и методы групповой арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. В одних случаях они используются преимущественно как один из методов лечения, в других — как средство педагогического воздействия, хотя применительно к детям отделить один из этих аспектов групповой арт-терапевтической работы от другого часто бывает трудно. В опубликованных работах Копытина (1999, 2000) подчеркивается необходимость учета следующих специфических особенностей психики детей, оказывающих влияние на их поведение и реакции при проведении арт-терапии.

А. Большинство детей, в особенности младшей возрастной группы, затрудняются в словесном описании своих переживаний. Для них более естественно выражать их в игровой деятельности, изобразительной и иных формах творческой активности. Это особенно значимо, если речь идет о детях с речевыми нарушениями.

Б. Дети более спонтанны, чем взрослые, а механизмы психологической защиты и «цензура» сознания развиты у них в недостаточной степени, в связи с чем их переживания более непосредственно и ярко проявляются в их поведении и изобразительной деятельности и игре, чем у взрослых.

В. Мышление детей более образно и конкретно, а межполушарная асимметрия выражена у них не столь явно, как у взрослых. Дети познают мир и решают концептуальные задачи, опираясь не только и не столько на логическое (линейное), сколько образное (пространственное) мышление. Поэтому «язык» изобразительного искусства для них естественен и близок.

Г. Граница между реальностью и фантазией осознается детьми не столь ясно, как взрослыми. Поэтому в процессе игры, изобразительной и иной творческой активности у них оживляется воображение, легко происходит идентификация с различными персонажами и ситуациями, от лица которых они действуют, они легко вступают в диалог с последними.

Д. В силу идентификации детей с воображаемыми ими персонажами и ситуациями, создаваемая ими с помощью символических и игровых средств (включая изобразительные материалы и образы) фантастическая реальность становится для них особым «пространством» для коммуникации. Играет или рисует ребенок один или вместе с другими детьми, изобразительные образы и предметы игровой деятельности являются для него часто более важными «партнерами» по коммуникации, чем психотерапевт. С этим отчасти связаны проявления переноса на изобразительные образы и предметы игровой деятельности, а также богатые возможности для «аутотерапии» посредством творческой активности ребенка.

Е. Изобразительные образы и предметы игровой деятельности зачастую являются для детей средствами психологической защиты и укрепления их личных границ. В значительной мере благодаря игре и творческой активности ребенок может достичь определенной степени контроля над своими переживаниями, организовать свой внутренний мир и ощутить себя «хозяином» положения.[4]

К этому перечню особенностей детской психики хотелось бы добавить то, что игра и различные варианты творческой активности, включая изобразительную деятельность, еще в большей степени, чем для взрослых, являются для детей средством получения нового опыта, эксперимента и установления новых отношений с реальностью.

Планируя проведение групповой арт-терапевтической работы с детьми, специалист должен учитывать особенности конкретного сегмента детской группы. Даже такой параметр, как возраст, может существенно влиять на особенности поведения и реакций детей в арт-терапевтической группе. Так, например, применительно к детям младшего возраста (без задержки развития и какой-либо выраженной патологии) используется в основном студийный, предполагающий низкую структурированность групповой работы и значительную спонтанность поведения участников подход. Дети с готовностью используют богатые возможности студии, творчески реорганизуя свое пространство, перемежая изобразительную работу с игрой и спонтанной вербальной коммуникацией .

Функции психотерапевта заключаются при этом в создании безопасного для участников группы пространства и в случае необходимости (когда, например, дети проявляют растерянность, психическое напряжение или агрессивные тенденции) мягком структурировании и организации их деятельности. Директивность ведущего может мешать формированию у участников группы ощущения творческой свободы и безопасности, поэтому психотерапевт может иногда занимать в отношениях с участниками группы позицию «ведомого» и даже вступать в игровое взаимодействие с детьми, не пытаясь, однако, перехватывать у них инициативу.

Благодаря спонтанной игре и творческой активности в контексте группы, детям часто удается отреагировать травматичный опыт и установить над ним определенную степень контроля.

4.3 Терапия рисунка

Техники, которые помогают детям выразить свои чувства, представления, безграничны. Цель терапии рисунка — помочь ребенку осознать самого себя и свое существование в этом мире. Но при этом терапевту также важно создать собственный стиль, для того чтобы установить баланс между созданным им направлением в терапии и следованием за поведением самого ребенка. Рисунки могут использоваться для различных целей в различных методах и на разных уровнях психотерапевтической коррекции. Сам акт рисования есть яркое выражение сущности человека, он является отражением его бессознательного начала, включая его страхи, конфликты, мечты.

Терапия рисунка складывается из нескольких этапов .

1. Выявляется отношение ребенка к предлагаемому заданию, его мотивация к рисованию с последующим анализом изменения его отношения к терапии.

2. Ребенку предлагается описать свой рисунок в целом.

3. Дальнейшее самораскрытие ребенка проявляется через описание им различных частей картины.

4. Ребенку предлагается рассказать историю возникновения рисунка от имени картины, используя слово «я». Например: «Я — картина. У меня есть много разных линий, которые пересекают меня… «

5. Терапевт выделяет несколько предметов из рисунка, чтобы ребенок идентифицировался с ними. Например: «Будь белым облаком и опиши себя через него. На что ты похож? Как ты себя чувствуешь?»

6. Если необходимо, ребенку задаются специальные вопросы, чтобы он лучше включился в процесс идентификации.

7. Дальнейшее фокусирование детского внимания происходит путем подчеркивания определенных сторон выделенных объектов. Повышение интереса либо отсутствие его у ребенка по отношению к предъявляемым предметам рассматривается психотерапевтом как достоверный показатель отношения субъекта к описываемым ситуациям.

8. Ребенку предлагается придумать диалог между двумя предметами картины, которые находятся либо в дружественном, либо в антагонистическом отношении.

9. Особое внимание обращается на цвет. Перед тем как ребенок приступает к рисованию, он закрывает глаза и ему задаются вопросы: «Подумай о том, какие цвета ты будешь использовать. Что означают для тебя светлые и темные цвета?» Терапевт может акцентировать внимание на оттенке цвета и стимулировать его употребление в цветовой гамме картины.

10. В процессе терапии наблюдаются изменения в настроении ребенка, в позиции его тела, в выражении лица, дыхании, голосе, молчании, потому что молчание может означать обдумывание, воспоминание, волнение либо осознавание нового.

11. Через идентификацию ребенка с объектами рисунка удается выяснить, что ему хотелось передать во взаимоотношении предметов картины. Последующий анализ помогает ему осознать то, что он выразил в рисунке. Мы его спрашиваем: «Это как-то соотносится с твоей жизнью? Что из того, что ты говорил от лица этого предмета, ты можешь сказать о себе самом?» Вопросы могут быть сформулированы различным образом, потому что не всегда быстро удается раскрыть характер представлений ребенка.

12. Оставляя рисунок, мы переходим далее к рассмотрению жизненных ситуаций, которые проявились в картине. Иногда у ребенка спонтанно возникают ассоциации с объектами картины, и он начинает рассказывать фрагменты из своей жизни, прямо или косвенно связанные с нарисованными образами.

13. Внимание уделяется композиции рисунка, особенно «пустым» местам.

14. Терапевт работает, в первую очередь, с передним планом рассуждений ребенка. Можно следовать проявлениям переднего плана, а иногда предпочтительнее обращаться к противоположному плану. Например, мальчик, который нарисовал сказочный город, акцентировал привлекательность места. Мы сказали ему, что, может быть, в своей жизни он не имеет столько удовольствия, как в этом сказочном мире. Но все же в начале следует работать с тем, что вызывает у детей чувство легкости и комфорта. И только затем переходить к более трудным темам. Например, попросить детей изобразить, с одной стороны, чувство печали и грусти, а с другой — чувство радости и счастья. Многие дети, особенно младших классов, испытывают трудности в изображении чувств печали до тех пор, пока не изобразят чувство радости. Однако это не всегда так. Для некоторых детей существует потребность выплеснуть накопившееся чувство раздражения и гнева прежде, чем они изобразят более позитивные чувства.

Характер и стиль рисунка во многом определяются степенью развития и адекватностью зрительного восприятия. Зрительное восприятие является одним из важнейших каналов, с помощью которых дети изучают мир. Когда мы становимся старше, то часто начинаем смотреть на себя и на мир глазами других людей. К сожалению, взрослые подталкивают детей к подобному восприятию. Способность видеть окружающий мир позволяет реализовать потребность в установлении контакта. Воспринимая окружение, мы получаем знание и о самих себе и находим элементы схожести внешнего мира со своим внутренним. Однако наше восприятие складывается из видения реальных вещей и представления о них. Часто мы разрушаем наше истинное восприятие конкретного явления беспокойством о том, что последует за первым впечатлением от рассматривания объекта наблюдения. Фредерик Фрэнк (Franck, 1973) пишет о том, что мы имеем много вспомогательных средств, чтобы видеть мир. Наше зрительное восприятие совершенствуется каждый день, но при этом мы видим все меньше и меньше. Мы выступаем в роли субъектов, а то, на что мы смотрим, — в роли объектов. Мы быстро «навешиваем ярлыки» на все, что видим. По этим «ярлыкам» мы знаем обо всем, но более не видим ничего. Примеры, описанные в книге Фрэнка, сфокусированы на способности рисования предметов без навязывания внешней системы оценок и установок. Я предлагаю детям выбрать заинтересовавший их предмет и, рассматривая его в течение некоторого периода времени, запечатлеть, используя цвет, линию, форму. Другим вариантом экологического подхода является полимодальное восприятие объекта через прикосновение, видение предмета с разных позиций, в разных плоскостях, через другие предметы, расширяющие визуальные возможности детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный в конце 19 – начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах.

Начало возрождения психоанализа в России можно отнести к тому факту, что в 1978 году в Тбилиси состоялся Международный симпозиум по проблемам неосознаваемой психической деятельности, в работе которого впервые после 30-х годов приняло участие большое количество зарубежных психоаналитиков. Представилась реальная возможность общения с ведущими психоаналитиками. В печати появились материалы, отражающие интерес некоторых отечественных ученых к психоаналитическому учению Фрейда.

Методы психоанализа :

Свободная ассоциация представляет собой особый тип мышления, протекающий по механизмам первичного процесса. Возникающие таким образом мысли основываются на каком-то специфическом стимуле: имидже, слове, воспоминании, числе, цвете или возникают спонтанно.

«Толкование сновидений» - одна из наиболее известных работ Зигмунда Фрейда. Книга вызвала огромное количество критических и хвалебных отзывов о смелом учёном, беспощадно выворачивающем наизнанку свои сны, который представил их широкой публике.

Интерпретация - это конструкция или объяснение того, что случилось с клиентом и было им забыто или того, что происходит с ним сейчас и что он понимает. Интерпретация является средством, с помощью которого подавляемый бессознательный материал преобразуется в предсознательный материал и сознание.

Техники работы с детьми:

Метод игры . Прежде всего, игра помогает ребенку налаживать отношения с другими детьми. Несмотря на частые негативные реакции во время терапии, дети любят играть и хотят играть, потому что большинство из них не имеют такой возможности дома из-за строгого родительского контроля. Игры не только увлекательны и способствуют релаксации, они также помогают терапевту узнать ребёнка, подавить возникающее изначальное сопротивление, достичь взаимопонимания и доверия. Игры особенно хороши для тех детей, которые испытывают определённые затруднения при общении, а также для тех, кто нуждается в какой-нибудь активности, чтобы сосредоточиться.

Групповая арт-терапевтическая работа с детьми . Известные в настоящее время формы и методы групповой арт-терапевтической работы с детьми весьма разнообразны. В одних случаях они используются преимущественно как один из методов лечения, в других — как средство педагогического воздействия, хотя применительно к детям отделить один из этих аспектов групповой арт-терапевтической работы от другого часто бывает трудно.

Терапия рисунка . Техники, которые помогают детям выразить свои чувства, представления, безграничны. Цель терапии рисунка — помочь ребенку осознать самого себя и свое существование в этом мире. Но при этом терапевту также важно создать собственный стиль, для того чтобы установить баланс между созданным им направлением в терапии и следованием за поведением самого ребенка. Рисунки могут использоваться для различных целей в различных методах и на разных уровнях психотерапевтической коррекции. Сам акт рисования есть яркое выражение сущности человека, он является отражением его бессознательного начала, включая его страхи, конфликты, мечты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрахам К. Сновидение и миф,// Между Эдипом* и Озирисом: становление психоаналитической концепции мифа. Mi: Совершенство, 1998. С. 65-122.
  2. Васильева Н.Л. Психоанализ как метод научного исследования психической динамики // Вестник СПбГУ, сер.6., вып.3, 2006. - с.192-199.
  3. Зигмунд Фрейд. «Толкование сновидений» .  С. 384 Изд-во: «Здоров'я», 1990.
  4. Марцинковская Т. Д., Юревич А. В. История психологии. – Учебник Изд-во: «Академический проект», 2011
  5. Мещеряков Б.Г. Психология. Тематический словарь. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.
  6. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция - М.: Академический проект, 2014
  7. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М.: Гуманитарный центр «Владос», 2008. – Глава 4. С. 175-217.
  8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Академия, 2011.
  9. Шабанова Т. Л., Фоминова А. Н. Педагогическая психология. – Учебное пособие. - Изд-во: «Флинта», 2011.

Эссе

Я выбрал эту тему потому что она большее всего раскрывает и разъясняет как важен психоанализ в работе педагога и тренера .

Психоанализ – методология, основанная на изучении, выявлении, анализе вытесненных из сознания, скрытых или подавленных тревог индивидуума, которые в явной форме травмировали его психику.

Существует ни мало методов и техник психоанализа как взрослого так и ребенка их все я указал в своей курсовой . Я не хочу погружать вас в термины различные доказательства и прочие данные которые не интересны современному человеку . Я же лучше приведу примеры психоанализа со своей жизни когда я тренировал .

Я занимался тремя видами единоборств . это были греко-римская борьба , кик-боксинг и тайский бокс . На каждом из них я был с начала лучшим учеником потом помощником тренера , а вскоре и его заместителем .

Так как , я когда то был таким же новичком как и те парни большинство которых я тренировал , они больше мне доверяли , ведь были времена когда я с этими парнями был на ровне в спорте и даже хуже некоторых . Усердная работа на тренировках сделала меня лучше и сильнее . И со временем я стал лучшим учеником , а вскоре и помощником тренера .

Так же я лучше знал учеников тренера чем он сам , так как все они были моими хорошими знакомыми и друзьями . Я знал о них все , какой у них темперамент , кто сильный , кто слабый , кому какой подход обучения нужно использовать , кому нужно было лгать говоря что они пока мало чего достигли ( хотя на самом деле они бы хорошими бойцами ) , кого нужно было хвалить и внушать ему что у него все хорошо получается и если он будет лучше тренироваться то это « хорошо » превратится в « отлично ».

По моему мнению главная задача тренера стоит не в том чтобы сделать своего ученика сильнее , быстрее и умнее , а в том чтобы напутствовать и правильно наставлять по жизненному пути . Например в Таиланде тренер по муай-тай ( тайскому боксу ) считается вторым отцом . И порой мне кажется что , там , духовная связь ученика с тренером больше чем с родным отцом .

Забавно , но вот у Майка Тайсона тренер был официальным опекуном .

Майк в возрасте 15-16 лет остался сиротой . Он поехал на чемпионат по боксу среди юниоров и нокаутировал там парня за 8 секунд . Не которые скажут на этот счет что Майк сильный парень и ни чего удивительного в этом нет . Но кто из этих « диванных экспертов » знает что перед боем он сильно боялся он не хотел выходить на ринг потому что его противник был сильнее и выше его ? Его спас его наставник который поехал сопровождать Майка . Он так сильно внушил Тайсону что он в разы сильнее парня с которым ему придется драться . И на ринге произошло нечто Майк Тайсон нокаутировал своего соперника за 8 секунд . После боя наставник позвонил тренеру и сказал о произошедшем . Тренер не долго думая взял и усыновил парня . В итоге Майк Тайсон стал мировым чемпионом по боксу .

У меня была похожая ситуация , но один из моих наставников внушил мне что я боюсь . Хотя страха у меня не было . Вроде бы и при чем здесь это ? А при том что самой большой силой в бою является сила воли , но когда тебе целый день внушают что все нормально , страх это нормально . Так вот , своевременный психоанализ очень влияет на исход нашего сражения . В итоге в начале боя мне сбили дыхание ударом с ноги , когда ты теряешь дыхание в бою ты почти всегда теряешь шанс победу . и тут ты начинаешь вспоминать внушения своего тренера либо наставника . Я просто потерялся в бою и все три раунда получал удары . Некоторые подумают « Да ты просто слабак . Его нужно было бить , а не смотреть на него ». Чтож за все три раунда я ударил его три раза и все три раза были нокдауном . Слабак ли я ? Нет . Просто все бывает в первые . После приезда я сразу же поменял наставника и победил его в спарринге . После этого , я взял себе на заметку что перед боем мне не следует ни кого слушать .

Я тренировал детей , подростков и даже взрослых людей около двух лет .

Тренировал их всех в месте , но у меня к каждому из них был свой подход . Каждого из них я мотивировал на победу как мог . В итоге все парни которые меня слушали , как мои советы , так и наставления , они выигрывали бои .

Я думаю что психоанализ очень важен для роли тренера , не важно какого вида спорта. По моему мнению на ринге дерется не боец , а его тренер ведь он главный подпитывающий источник силы для своего ученика .

  1. Большой психологический словарь / Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. – М.: Педагогика-Пресс, 2010

  2. Цитата Зигмунда Фрейда (1913).

  3. Зигмунд Фрейд «Толкования снов» (М., 1913).

  4. Опубликованные работы Копытина (1999, 2000)