Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Мода как социально – психологический феномен

Содержание:

Введение

Темой данной курсовой работы является «Мода как социально – психологический феномен». В своем узком понимании мода (от латинского «Modus» - мера, образ, способ, правило, предписание) – это временное господство определенного стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т.д., который популярен в обществе в определенный период времени. Понятие моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность. В понятие моды так же включается предпочитаемый в данную эпоху тип человеческого тела[1].

Так же иное определение этому термину в своей книге «Психология моды» дала доцент, кандидат психологических наук М. И. Килошенко. В своей книге она ссылается на высказывание известного французского модельера Пьера Кардена, который утверждал, что мода – это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспектах[2].

Цель работы – изучить историю становления и развития моды, рассмотреть причины ее массового распространения, а так же рассмотреть влияние моды на личность.

Предмет работы – история развития моды и ее влияние на личность.

Объект исследования – мода как социально – психологический феномен.

Актуальность темы работы – актуальность темы данной работы заключается в том, что в мире до сих пор популярно массовое увлечение и следование модным тенденциям, которые просматриваются не только в такой сфере, как мода на определенную одежду. Помимо этого существует мода на привычки, увлечения, стиль поведения и общения, методы и способы мышления и так далее. Таким образом, мода охватывает большое количество различных предметов и качеств личности, таким образом, покрывая большую аудиторию, что вполне заслуженно делает моду массовым явлением.

Теоретическая и практическая значимость – Теоретическая значимость данной работы характеризуется необходимостью в четком и ясном осмыслении того, как мода и то, что скрывается за этим словом, способны влиять на человеческое сознание, определяя таким образом его поведение, мысли, стили общения и взаимодействия с окружающими его людьми.

Практическая значимость данной работы заключается в объединении и систематизации имеющихся в моем распоряжении данных, связанных с модой, ее развитием и влиянием на личность в целом.

Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех абзацев и трех приложений.

Глава 1 Основные понятия и определения, связанные с модой

1.1 Понятие моды как социально – психологического феномена. Определение моды по М. Килошенко

В наше время мода имеет достаточно большое влияние на людей. Это влияние, имея массовый характер, воздействует как на одного отдельного человека, так и на большую группу людей. К ней относится не только такая всем известная часть повседневной жизни человека как одежда. Мода так же охватывает такие сферы, как: культуру, виды спорта, определенные виды профессий, музыку, фильмы и так далее. Часто за выбором того, какую одежду одевать, следуют так же выборы образа жизни, стиля поведения, манеры общения. Эта тенденция часто пересекается со многими областями жизнедеятельности человека: экономической, социальной, психологической. По этой причине исследования моды имеют междисциплинарный характер. Такие научные дисциплины, как история и теория культуры, экономика, эстетика, психология, социология, этнография – все эти науки теми или иными сторонами контактируют с модой и имеют возможности и способы для ее изучения. Наибольшую роль в изучении моды занимаю социология и социальная психология.

Следует так же сообщить то, как в каких источниках дается определение термина «Мода» и что понимается под ней. Так, например, в учебном пособии Майи Килошенко «Психология моды» дается следующее определение моды: «Мода, по Кардену (известный французский модельер) – это отражение индивидуальных качеств отдельной личности в социальном и моральном аспектах»[3]. Сам модельер связывает будущее моды с исследованиями в области математики, экономики, социологии, психологии и философии, что может сказать о том, что психологические исследования моды могут стать приоритетными.

Так же следует отметить, что в этом же учебном пособии приводится возможная теория возникновения понятия «мода» в историческом плане. Здесь указано, что по свидетельствам историков явление, обозначенное с середины XIV столетия понятием «мода», вероятнее всего, возникло в западноевропейских странах спонтанно, с появлением все большего количества новых одежд различной формы и разных названий. С этого времени европейский костюм перестает быть сочетанием строго определенных одежд. Появление разнообразных одежд помогло сложиться объединяющему понятию «костюм»[4].

Правила того, как сочетать различные виды одежды в единый костюм закрепились за понятием «мода», которое произошло от латинского слова «modus» - мера, образ, способ, правило, норма. Первыми исполнителями этих правил стали представители высшего сословия.

В рамках социально – психологического подхода моде можно дать определение как отношению к некоторым внешним и внутренним факторам культуры, существующее в определенный период и общепризнанное на данном этапе, а так же зависящее от личностных особенностей человека, на которого она воздействует. Мода формируется под влиянием многочисленных социальных факторов и проявляется при взаимодействии человека с окружающим его миром, то есть в его социальном поведении. В тоже время сам человек способен оценивать существующую моду, и принимать на основании этой оценки решение, следовать ей или нет. Это решение зависит от таких психологических характеристик, как: потребность в самовыражении, уверенность в себе, стремление к получению нового опыта или боязни изменений и тому подобное.

1.2 Определение термина «мода» по Гофману

Так же следует отметить определение моды, которое дано в книге А. Б. Гофмана «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения[5]». В данной книге мода рассматривается именно как социально – психологическое явление и определение дается более в плане исторического развития термина. В этой книге указано, что слово «мода» произошло от латинского слова «Modus», что в переводе означает – мера, правило, предписание, способ, образ. Именно в значениях «способ» и «образ» оно и использовалось веками во французском языке и продолжает использоваться до сих пор.

В русский язык слово «мода» пришло в XVII веке и распространилось в XVIII веке. В эпоху Петра I оно так же обозначало «образец» и «манер». Во второй половине XVIII века это слово утвердилось настолько, что даже появилась пословица, содержащая в себе это слово:»Не все то грешно, что в моду вошло». С 1779 года в России начался выпуск журнала под названием «Модное ежемесячное издание». В дальнейшем слово «мода» а так же различные производные от него слова, на подобие «модник», «модничать», «Молена» (щеголиха), «модничать» и прочие настолько плотно вошли в язык простых крестьян, что стали употребляться наравне с обычными повседневными словами и оборотами.

Так же в иностранных языках есть слова, связанные с модой. Например, в английском языке существует слово mode, но в значении «мода» оно употребляется значительно реже, чем это происходит в немецком и французском языках. Основным словом для обозначения моды в английском языке служит выражение Fashion (русское слово «фешенебельный»).

В XVII – XIX веках в разных языках слово «мода» было близко связанно с таким словом, как «обычай». Часто оба эти слова использовались как взаимозаменяемые, имеющие одинаковое смысловое значение. Еще Адам Смит в своем сочинении «Теория нравственных чувств[6]», изданном в 1759 году, рассматривал моду как разновидность обычая. Впоследствии такое толкование этих двух слов плотно укоренилось в языках других стран. Так, например в многотомном французском «Большом универсальном словаре XIX века» Пьера Ларусса есть следующая статья, раскрывающая соотношение друг с другом слов «мода» и «обычай». Так, в этой статье написано, что: «Мода отличается от обычая, как вид от рода. Мода – это преходящий обычай[7]». Так же в толковом словаре Даля мода определяется как «ходящий обычай; временная, изменчивая прихоть в житейском быту, в обществе, в покрое одежды и нарядах»[8].

В этой первоначальной привязке моды к обычаю явно отразился тот факт, что слово «обычай» значительно старше самого слова «мода» и изначально долгое время был доминирующем понятием. В дальнейшем, кода мода из синонима обычая перешла в самостоятельное социальное явление, значения слов «мода» и «обычай» отделились друг от друга, в следствие чего их стали употреблять в качестве антонимов, то есть слов, различных и противоположных по значению. Это ясно отражено в современных толковых словарях, где, как правило, моду уже не связывают с обычаем, что указывает на изменение правила употребления данного слова в повседневном языке. Тем временем, в современном языке частично сохранилось прежнее применение слова «мода» в качестве синонима к слову «обычай». Выражение «взять в моду» иногда используемое в повседневной речи, так же означает «взять в привычку».

Нередко слово «мода» так же употребляется в значении некого события или явления, популярность которого быстро появляется, и так же быстро угасает. Когда это слово употребляется во множественном числе, как правило, оно означает образцы одежды и костюма, которые наиболее популярны в определенный промежуток времени, например в таких словосочетаниях, как «моды сезона» или «журнал мод».

Примеры современных базовых значений слова «мода» можно найти в таких двух авторитетных изданиях, как четырехтомный «Словарь русского языка» и «Большая советская энциклопедия». В первом из этих двух изданий мода определяется в таком понятии, как «господство в определенной общественной среде в определенное время тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, в особенности в одежде[9]». В «Большой советской энциклопедии» мода определяется в первую очередь как «непродолжи­тельное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры», но так же существует более узкое определение этого слова. Звучит оно следующим образом «смена «форм и образцов одеж­ды, которая происходит в течение сравнительно коротких промежут­ков времени[10]». Подобные этим определения так же встречаются во многих других справочно – энциклопедических издания.

Глава 2 Социальные функции моды

2.1 Теоретическая модель моды. Социальные функции моды

Под социальной функцией в социологии понимается чаще всего воздействие того или и иного явления на социальную систему, последствия его воздействия и последствия для социальной системы в целом. Собственно, из этого утверждения вытекает следующий вопрос: «Что она делает» для социальной системы, и какова ее роль в ней?»

Если попытаться ответить на этот вопрос в самом общем виде, то ответ будет примерно следующим образом: «Мода регулирует поведение как отдельно взятого индивида, так и целых социальных групп, которые составляют своей совокупностью социальную систему, и способствуют адаптации моды к постоянно изменяющимся внутренним и внешним условиям ее существования». Но столь общего ответа не достаточно для полного понимания вышеуказанного термина. Стоит учитывать, что ту же, или подобную функцию выполняет любое социокультурное явление, продолжающееся достаточно долгое время и существующее в любом масштабе. Названная ранее общая функция выполняется при помощи ряда частных функций, которые так же упомянуты в данной курсовой работе.

Для более полного понимания того, что представляют собой функции моды и каково их более обширное понимание, стоит обратиться к уже существующим трактовкам. Так, например, понимание моды исключительно как социально – статусного явления, выводит на первый план функцию выражения социально – статусных различий индивидов между собой. В тоже время, эгалитаристская концепция моды подчеркивает особенно ее уравнительную функцию. Понимание моды как явления эстетического порождает мнения о том, что основная задача моды – удовлетворение потребностей индивидов в самовыражении. Различные трактовки моды с психологической точки зрения порождают за собой различное понимание моды и ее функций, от чего складываются как положительное, так и отрицательное мнение касаемо моды.

В свою очередь, часто понимание функций моды определяются самим исследователем, который проводит исследование. Иными словами, преимущественно общая концепция моды в большем количестве случаев является преимущественно функционалистической: через ее функции описывается сама мода как таковая.

В конце 1960 – х годов итогом различных трактовок социальных функций моды стала глобальная работа известного американского социолога и социального психолога Г. Блумера под названием: «Международная энциклопедия социальных наук[11]», в которой этому вопросу было дано подробное и всестороннее изучение. С тех пор, как была издана эта работа, в плане изучения этого вопроса не произошло радикальных изменений. В целом, отмечая, что вопрос о социальной роли моды еще не получил достаточно удовлетворительного ответа, Г. Блумер вывел примерно следующий список наиболие типичных трактовок ее социальных функций. Мода, по Г. Блумеру, обеспечивает возможность:

  1. Безобидной игры фантазии и каприза;
  2. Безболезненного и обоснованного отказа от тирании обычая;
  3. Социально санкционированное вторжение в сферу новизны;
  4. Демонстрации и выставление напоказ своего «Я»;
  5. Замаскированного выражения сексуальных интересов;
  6. Вызывающей зависть демаркации элитарных классов;
  7. Внешней и поддельной идентификации людей, обладающих низким статусом, с высокостатусными группами[12].

Сам Блюмер считает, что «мода», на различных этапах своего развития служит разнообразным целям, однако сама функция модного процесса не может быть приведена к таким целям. С точки зрения Блумера, в общей форме, социальная роль моды состоит в «способствовании коллективного приспособлению к подвижному миру и в подвижном мире разнообразных способностей[13]». В свою очередь, именно в нашем мире может существовать мода, как считает Блюмер. Исходя из этого утверждения, он выделяет три социальные функции, которым придает особый смысл.

Во – первых, мода внедряет определенную меру единодушия и единообразия, которая посредством отбора различных культурных моделей одной, которая интерпретируется как норма, и таким образом, принуждает ее к принятию.

Во – вторых, мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготовку к ближайшему будущему, причем она упорядочивает этот процесс перехода от прошлого к будущему.

В – третьих, модный процесс воспитывает и формирует общность восприятия и вкуса, так как текущая «мода» в противовес странности и неминуемости прошлых «мод» понятна и естественна[14].

Нижеследующее описание семи социальных функций моды в целом существенно отличаются от предыдущих описаний, хотя частично воспроизводят их в той форме или же отталкиваются от них[15].

Функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах.

В данной функции такие понятия, как «единообразие» и «разнообразие» рассматриваются как стороны одной и той же функции моды.

Как подчеркивал Г. Блумер, функция единообразия проявляется в том явлении, когда один и тот же культурный образец (художественный стиль, модель и форма одежды и т.д.) усваивается и используется в реальной жизни несколькими индивидами и социальными группами. Наивысшей степени единообразие достигает тогда, когда данный культурный образец становится модным, то есть переходит в качество «модного стандарта», который охватывает максимум последователей. Поддерживаемое единообразие моды, как отметил Блумер, играет важную благотворную роль, обеспечивая, таким образом единодушие среди индивидов в тех условиях, когда различные культурные образования находятся в противодействии друг к другу. Так же к этому можно добавить, что модное единообразие так же способствует взаимопониманию между его участниками и развитию контактов между глобальными сообществами.

2.2 Социальные функции моды по Гофману

Однако существует антипод модному единообразию – модное разнообразие, которое часто упускается исследователями из вида. Единообразие – неизбежный спутник любого массового производства. Обновляя производимую продукцию и процессы ее производства и ее распространения, модные инновации развивают свое многообразие. Таким образом, мода выполняет важную функцию компенсацию синхронного (т.е. единообразного) однообразия.

Инновационная функция.

это функция, направленная на внедрение в производства различных товаров новых методов и технологий создания новых товаров и услуг.

Стимулируя инновационность, мода участвует в развитии адаптивных способностей у общества, групп и индивидов к постоянно изменяющимся условиям их жизни, как внутренним, так и внешним. Идея этой функции в том, что мода стимулирует поисковое или экспериментальное начало в обществе и культуре, развивает в социальной сфере не только готовность принятия моды, но и готовность принимать последующие нововведения.

Усиливая внедрение в общества и социальные группы инноваций, мода ослабляет влияние прежних обычаев и подрывает устоявшуюся власть традиций. Притом отторжение ранее принятых культурных образцов взамен новых, не расцениваются как социальная дезинтеграция, поскольку этот отказ произошел путем согласия общества и социальных групп с этими изменениями.

Коммуникативная функция.

Все знаковые системы, функционирующие в обществе, служат средством коммуникации между людьми; мода – одна из таких систем. Коммуникация – одна из важнейших функций, без которой человеческое общество вообще нвозможно[16].

Подобно многим другим средствам, мода так же применяется для общения и передачи информации между индивидами. Если применять это утверждение к коммуникативной функции, то можно отметить, что цель этой функции состоит в передаче между людьми так называемых «модных стандартов», то есть, определенных культурных образцов, наделенных модными значениями. Помимо этих стандартов, происходит передача ценностей моды, обозначенных модными стандартами. К ним относят внутренние (современности, универсальности и демонстративности), а так же разнообразные внешние ценности, выражающие наиболее глубинные потребности и стремления различных социальных групп и индивидов.

Участвуя в моде, индивиды «пересылают» друг другу сообщения о своей преданности ее ценностям, а так же связывают эти ценности с социальной группой, в которой они сосотоят, профессией и т.д. Эти сообщения проявляют образ идеального «Я» индивида, участвующего в моде.

Подобно иным образам культуры, модные стандарты и ценности способны передаваться как вербальными, так и невербальными средствами коммуникации. Помимо этих средств, модные стандарты способны передаваться через средства массовой коммуникации, такие как, телевидение, радиовещание, почтовые переписки, телефонные звонки и прочее.

Функция социальной дифференциации и нивелирования.

Подобно унификации и разнообразию, дифференциацию и нивелирование уместно рассматривать не столько как две отдельные функции моды, сколько как два аспекта, две стороны одной и той же функции[17].

Важным параметром в осуществлении применения данной функции имеет время подключения участников к определенному модному стандарту: на ранних стадиях модного циклы доминирующей характеристикой будет дифференцирующая сторона функции, а при достижении высшей стадии, когда заданный модный стандарт охватывает большую массу людей, она переходит к нивелирующей стороне.

Функция социализации.

Мода – один из инструментов присоединения индивида к социальному и культурному опыту, т.е. она исполняет социализирующую функцию. Участие в моде связанно с усвоением определенных социальных норм и ценностей. Как справедливо утверждает Т. Е. Любимова: «От других видов социализации мода отличается тем, что она обращена на общедоступные образцы[18]». Этим она сильно отличается от таких известных способов социализации, как образование, или участие в профессиональной деятельности.

Причины активного участия молодого поколения в моде частично объясняются социализирующей функцией: именно в молодости происходит наиболее активный процесс усвоения индивидом социальных ролей, норм и ценностей. Собственно, важным является не столь содержание модных стандартов, сколько сам факт следования неким нормативным образцам, участие в социальной жизни общества. Благодаря моде, такое участие в значительной мере выступает в качестве игровой и демонстративной формах, что значительно облегчает процесс социальной адаптации.

Не смотря на то, что следование модным стандартам скорее присуща представителям молодого поколения, некоторые социально – психологические типы личности особенно восприимчивы к модной регуляции. Повышенная тревожность, неуверенность в себе, неустойчивость психологического и социального статуса и без того усиливают нестабильное положение личности, повышая ее зависимость от модных стандартов. Последние в этом случае воспринимаются в виде жестоких норм поведения, нарушение которых воспринимается «нарушителем» как подлинная трагедия, которая заслуживает сурового осуждения или, в крайнем случае, осуждения. У подобных участников моды подобные методы наказания могут существенно снижать уровень самооценки и самоуважения воздействуемого индивида. В данной ситуации игровая атрибуция моды отступает вместе с модой на второй план, и выходит система норм, меняющихся, но довольно жестоких.

Престижная функция.

Мода – один факторов, влияющих на повышение или понижение значимости тех или иных явлений, культурных образов и т.д. В моде происходит присвоение значений постоянно меняющихся сообщений – модных стандартов. Модные стандарты связываются с атрибутивными ценностями, через которые связывается с денотативными ценностями. В результате этих действий происходит валоризация, т.е. наделение ценностями новомодных культурных образцов, и девалоризация, т.е. лишение ценностных характеристик старомодных образцов. Это означает, что престиж «новомодных» образцов растет, а «старомодных» - снижается. Вхождение в моду или выход из нее соответственно обозначают повышение или понижение престижа определенных культурных образцов и ценностей. Однако образец, вышедший из моды, может долгое время сохранять высокий престиж благодаря другим, внемодным факторам, например традиции.

Функция психофизиологической разрядки.

В современных жизненных условиях эта функция моды наиболее значима, поскольку на индивида влияют такие негативные факторы, как монотонность многих производственных процессов, однообразие городской среды, стандартизированный характер современной продукции и т.д. Утомляемость нервной системы и психики человека в современных условиях его существования чрезвычайно высока. Усугубляет это положение тот факт, что современный житель большого города, в значительной мере отчужденный от природы, не подвергается благоприятному воздействию природного разнообразия.

Мода – одно из решений потребности человека в психофизиологической разрядке, особенно в условиях монотонности, эмоциональной бедности и однообразием повседневной жизни современного гражданина.

Стоит отметить, что социальные функции моды преобладают над дисфункциями (последствия, препятствующие социальной регуляции поведения индивидов и групп). Из этого можно сделать вывод, что мода соответствует глубоким потребностям социального организма в целом и отдельных его подсистем, включая экономику и культуру[19].

Так же существует более общий перечень составных частей моды, которые так же представлены в книге А. Б. Гофмана «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения, где он определил четыре ее основных компонента:

  1. Модные стандарты – это ценности, правила поведения и ценности, которые на данный момент присутствуют в культуре и закреплены в ней. К модным стандартам относятся все существующие на настоящий момент методы и формы получения, хранения и передачи информации, такие как: СМИ, одежда, музыка, литература, интернет – источники и прочее.
  2. Модные объекты – это средства, через которые происходит реализация модных стандартов и их конкретное воплощение в реальный мир. К ним могут относиться такие проявления материального мира, как определенный фасон одежды или модная музыкальная группа.
  3. Модные значения – это процесс осознания человеком или несколькими людьми того факта, что определенная вещь или явление в данный момент являются модными. Так же это качество предмета или явления, которое определяет их модность в данный момент.
  4. Поведение участников моды – это определенный набор действий и реакций, которые направлены на модные стандарты, объекты и значения.

Принятие или непринятие моды объектом ее воздействия зависит от социальных норм и ценностей конкретного индивида. Последние две характеристики Гофман рассматривает в качестве структурообразующих компонентов в моде. В своей системе он выделяет два уровня ценностей в моде: атрибутивные (внутренние) ценности – это основа непрерывного и постоянного функционирования моды, те качества, которыми обладают все модные объекты и характеристики. К ним относят современность, универсальность или диффузность (массовость), демонстративность и игру. Денотативные (внешние) ценности – это способы того, как люди интерпретируют моду и обозначенные ей атрибутивные ценности, тот смысл, который каждый человек вкладывает в подражание той или иной моде. Как пример можно привести ситуацию с отношение людей к курению. Так, один подросток курит, что бы быть не хуже других, а другой подросток курит для того, что бы отличаться от остальных. Денотационные ценности составляют наиболее прочный слой мотивации.

Таким образом, внутренние и внешние ценности определяют поведение участников моды по отношению к стандартам и объектам моды (см. рис. 1)

Модные значения

Модные стандарты

Модные обьекты

Денотативные (внешние) ценности

Модные значения

Атрибутивные (внутренние) ценности

Поведение участников моды

Рисунок 1. Структура моды

В данном случае внимание акцентировано на социальной стороне моды , а так же подробно не рассматривается влияние личностных черт на принятие решения, диктуемого модой. В то же время важно иметь понимание, почему конкретный человек легко принимает модные стандарты и объекты, а другой – наоборот, отторгает их. Как она согласуется с его личностными убеждениями и чертами характера.

2.3 Социальные функции моды по М. Килошенко

По Килошенко, жизненные цели не возникают сами по себе. В них находят отражения основные жизненные противоречия. В основе образования такой цели, как «следование моде» лежит, с психологической точки зрения, противоречие, порождаемое фактом существования моды, как на индивидуальном, так и на социальном уровне жизни человека. Полное или частичное несовпадение этих двух систем и становиться причиной постоянной смены моды, изменению стиля одежды, приспособления моды под текущий уровень потребностей человека.

Утверждение, что последовательность удовлетворения потребностей определяет очередность причин, из-за которых человек начал использовать одежду, звучит довольно категорично. Но тем временем, большинство исследователей моды(Б. Адлер, Дж. С. Флюгель, Л. Лангнер, К. Белл), пытающихся ответить на вопрос: «Для человек начал использовать одежду?», часто приходят к единому выводу: люди одеваются для того, что бы быть защищенными от воздействия, прежде всего климатических условий, что бы продемонстрировать свою нравственность и выглядеть эстетически привлекательно. Разногласия во взглядах встречаются только при расстановке иерархии целей следования моде.

Этнограф Б. Адлер приписывал одежде функцию отражения процесса духовного, культурного развития человека, указывал на первоочередную роль одежды в адаптации человека к климатическим условиям: «Одежда есть выражение постепенного, долгого, начавшегося, быть может, при первом появлении человеческого существа на земле, развития духовного склада самого человека. При этом климат, конечно, был главною направляющею и воздействующею на человека силою[20].

М. И. Килошенко в своей книге «Психология моды» утверждает: «Механизмы освоения моды могут быть сугубо индивидуальными, так как могут быть детерминированы не только потребностями, но и всей личностной структурой, включающей и способности, и волю, и сознание[21]». Следование или не следование моде во многом зависит от социальной активности личности. Активность предшествует и движется синхронно с последователями моды. То есть в начале у человека должно возникнуть желание следовать моде, затем он выбирает для себя тот объект, который является для него наиболее привлекательным. Последним этапом данных действий является поиск способов, с помощью которых человек сможет достигнуть желаемых для него предметов и деятельность, направленная на выполнение целей, связанных с модными объектами. В свою очередь, социальная активность зависит от таких психологических качеств, как потребности и мотивы личности, ее направленность, способности, ценностно – смысловые ориентации и тому подобное. В качестве основных причин следования моде можно выделить следующее: прихоть, стремление к приобретению нового опыта, стремление к риску, стремление к прогрессивному изменению, стремление к приобретению более высокого статуса, демонстрация своей принадлежности к определенной социальной группе и отличиях тебя от людей с более низким социальным статусом, потребность в эмоциональной разрядке и самоутверждении.

Так же, помимо вышеперечисленного, мода является специфическим видом коммуникации. Следуя или не следуя моде, человек предоставляет окружающему его миру определенную информацию о себе. То есть мода играет важную роль в восприятии человеком как самого себя, так и окружающих его людей.

Основываясь на исследованиях других ученых, развивающих теории социальных функций моды, М. Килошенко вывела три основные, по ее мнению функции моды. Эти функции можно рассматривать как отражение отношений индивида к себе, другим людям и к миру в целом, проведенные через моду.

Функция регуляции сознания и поведения.

Эта функция предлагает удовлетворение потребностей человека в социальной адаптации, когда окружающая его действительность нестабильна, или в случае, когда личностные оценки и ценности индивида неустойчивы.

Функция демонстрации социального положения и престижа.

Эта функция предполагает следование моде с целью демонстрации окружающим своего социального статуса, либо для завоевания и закрепления личностью в обществе определенного положения.

Функция демонстрации эстетической ценности объектов.

Поскольку моду чаще всего воспринимают как эстетическую норму, к которой должна стремиться личность, то отсюда исходит, что мода является прообразом прекрасного и способствует повышению личностной меры совершенства.

Заключение

Основными функциями моды, если рассматривать их по А.Б. Гофману, являются: Функция создания и поддержания единообразия и разнообразия в культурных образцах; инновационная функция; коммуникативная функция; функция социальной дифференциации и нивелирования; функция социализации; престижная функция; функция психофизиологической разрядки.

Если рассматривать функции моды, разработанные и обобщенные М. Килошенко то к ним можно отнести: функцию регулирования сознания и поведения; функция демонстрации социального положения и престижа; функция демонстрации эстетической ценности объектов внешней и внутренней (духовной) культуры.

Если провезти анализ и сравнить данные функции моды между собой, то можно с уверенностью заявить, что между ними существуют характерные черты, указывающие на их сходство. Для подтверждения это утверждения достаточно рассмотреть престижную функцию, Которую в своей книге «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения» рассматривает А.Ю. Гофман, и сравнить ее с функцией демонстрации социального положения и престижа, представленной в книге «Психология моды» М.И. Килошенко. Как можно заметить, по внешнему содержанию эти две функции практически одинаковы. Если обратиться к внутреннему содержанию этих функций, то у Гофмана престижная функция объясняется так: «Мода – один факторов, влияющих на повышение или понижение значимости тех или иных явлений, культурных образов и т.д. В моде происходит присвоение значений постоянно меняющихся сообщений – модных стандартов. Модные стандарты связываются с атрибутивными ценностями, через которые связывается с денотативными ценностями. В результате этих действий происходит валоризация, т.е. наделение ценностями новомодных культурных образцов, и девалоризация, т.е. лишение ценностных характеристик старомодных образцов». В тоже время у Килошенко дается следующее определение престижной функции: «Мода часто ассоциируется с высоким социальным статусом, поэтому следование моде является одним из способов завоевания и закрепления положения личности в обществе.

По моему личному мнению, в учебном пособии М.И. Килошенко наиболее кратко и точно даны определения основным терминам, которые связаны с психологией моды, даны исторические факты, более подробно раскрывающие мотивационные причины появления и последующего развития моды. Однако в тоже время стоит отметить отход автора именно от психологии и попытка рассмотреть моду через ее историю. Автор старается рассказать по возможности подробную историю моды от начала существования человека на нашей планете и до настоящего времени, раскрыть причины возникновения моды, и того, как она способна воздействовать на индивидов и социальные группы.

В тоже время, В книге А.Б. Гофмана в большей степени рассматривается не история возникновения и развития моды, а то, как мода способна влиять на людей, причины возникновения «массовой» моды и способы ее распространения, социальные функции моды и многое другое.

По моему мнению, эти две книги отлично дополняют другу друга и являлись незаменимым подспорьем при создании этой курсовой работы. Так же стоит учесть , что помимо этих двух книг в данной работе были использованы иные источники информации, как то: словари, научные статьи, учебные пособия, статьи в научных изданиях, интернет – ресурсы и прочее.

Стоит сделать вывод, что тема моей курсовой работы до сих пор актуальна, так как люди в своем большинстве продолжают следовать моде и модному поведению. Меняются времена, нравы, государства меняю свои названия, но пройдя через все эти события, мода так же остается довольно популярна. Сменилось только ее внешнее выражение и то, какие сферы социальной жизни индивидов она охватывает. Отсюда и возникает потребность в изучении моды, точного определения терминологии моды, рассмотрении методов ее воздействия, структур и функций.

Список использованной литературы

Основная литература

  1. Килошенко М. И. Психология моды : учебное пособие для вузов – 2-е издание – М. : Оникс, 2006. – С. 320

Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Артия, 1987. – С. 1007.

Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения – 3-е издание – СПБ.: Питер. 2004. – С. 228

Любимова Т. Б. Мода и ценность. Мода: за и против. М.: Искусство., 1973. С. 72

Учебники зарубежных авторов

Смит Л. Теория нравственных чувств. — СПб., 1895. — С. 254.

Blumer H. Fashion. От классовой дифференциации к коллективному отбору: социологический отчет. Том 10. 1969. С. 289

Справочники, словари

Grand Dictionnaire universcl du XIX siccle / Par Pierre Laroussc. — Paris, 1874. -T. XI. -P. 358.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2-е изд. — СПб: М., 1881. - Т. 2. - С. 344.

Словарь русского языка: В 4 т. — М, 1982. — Т. 2. — С. 285.

Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. — М., 1974. — Т. 16. — С. 389.

Дэвид Л. Силлс., Роберт К. Мертон. Международная энциклопедия социальных наук. - Macmillan Reference USA., 1968. – с. 16 000

Blumer H. Fashion. международная энциклопедия общественных наук. том 5. N. Y., 1968. С. 343

Интернет - ресурсы

Наименование портала (издания, курса, документа)

Ссылка

Мая килошенко психология моды 2 изд 2006 год

https://issuu.com

Гофман «мода и люди. Новая теория моды и модного поведения

http://nashaucheba.ru

Интевью с Гофманом А.Б.

https://postnauka.ru

Приложение 1

Рисунок 1. Структура моды

Поведение участников моды

Денотативные (внешние) ценности

Модные значения

Модные значения

Атрибутивные (внутренние) ценности

Модные стандарты

Модные обьекты

  1. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. – Артия, 1987. – С. 1007.

  2. Килошенко М. И. Психология моды : учебное пособие для вузов – 2-е издание – М. : Оникс, 2006. – С. 320

  3. Килошенко М. И. Психология моды : учебное пособие для вузов – 2-е издание – М. : Оникс, 2006. – С. 320

  4. Килошенко М. И. Психология моды : учебное пособие для вузов – 2-е издание – М. : Оникс, 2006. – С. 320

  5. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения – 3-е издание – СПБ.: Питер. 2004. – С. 228

  6. Смит Л. Теория нравственных чувств. — СПб., 1895. — С. 254.

  7. Grand Dictionnaire universcl du XIX siccle / Par Pierre Laroussc. — Paris, 1874. -T. XI. -P. 358.

  8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. 2-е изд. — СПб: М., 1881. - Т. 2. - С. 344.

  9. Словарь русского языка: В 4 т. — М, 1982. — Т. 2. — С. 285.

  10. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд. — М., 1974. — Т. 16. — С. 389.

  11. Дэвид Л. Силлс., Роберт К. Мертон. Международная энциклопедия социальных наук. - Macmillan Reference USA., 1968. – с. 16 000

  12. Blumer H. Fashion. международная энциклопедия общественных наук. том 5. N. Y., 1968. С. 343

  13. Blumer H. Fashion. От классовой дифференциации к коллективному отбору: социологический отчет. Том 10. 1969. С. 289

  14. Blumer H. Fashion. Международаня энциклопедия общественных наук. Том 5. N. Y., 1968. С. 289-290; 343-344

  15. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения – 3-е издание – СПБ.: Питер. 2004. – С. 208

  16. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения – 3-е издание – СПБ.: Питер. 2004. – 208 с. 228

  17. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения – 3-е издание – СПБ.: Питер. 2004. – 208 с. 228

  18. Любимова Т. Б. Мода и ценность. Мода: за и против. М.: Искусство., 1973. С. 72

  19. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения – 3-е издание – СПБ.: Питер. 2004. – 208 с. 196-197

  20. Килошенко М. И. Психология моды : учебное пособие для вузов – 2-е издание – М. : Оникс, 2006. – С. 320

  21. Килошенко М. И. Психология моды : учебное пособие для вузов – 2-е издание – М. : Оникс, 2006. – С. 320