«Народная» типографика. Использование шрифтов в плакатах xx века
Содержание:
Введение
Хотя в наше время, по сравнению с прошлым веком, существует гораздо больше средств передачи информации, плакатная типографика до сих пор остается востребована. Во время нахождения человека за пределами жилища телевизионные, радио и интернет-каналы как правило становятся мало применимы, и в бой выходят плакатные объявления. Идя на работу, в спортзал или просто прогуливаясь, нам не спрятаться от пытливых взоров рекламных билбордов и социальных плакатов.
Хоть в наше время плакаты сильно изменились и часто выступают на электронных носителях, они все еще основываются правилах, заложенных в XX веке. Давайте же для начала посмотрим на историю плакатной типографии XX века
Глава 1
История печатной рекламы в России
Первая печатная реклама появилась в газете “Санкт-Петербургские ведомости”, издававшийся академией наук в 1728 году. В отличие от первой газеты, которая называлась просто “Ведомости”, она выходила регулярно и содержала как правительственные, так и коммерческие объявления. Позднее реклама выделилась в отдельное приложение, называемое суплементом. В середине XVIII века раздел объявлений достиг размера основной информационной части газеты
В 1831 начала печататься одна их первых частных русских газет, стабильно издававшихся в течении много времени. Четыре полосы газеты были отданы под рекламу представлений и книг, но остальные полосы были пропитаны скрытой рекламой.
Главную долю в распространении коммерческих известий осуществляли органы департамента внешней торговли “Комерческая газета” (1825-1860 годы) и частный еженедельник “Купец” (1832– 1835 годы).
Основным событием для печатной рекламы того времени стала отмена крепостного права в 1861 году в связи с развитием капиталистических отношений. Важным для развития российской журналистике стало вскоре введенное временное уложение о печати, которое отменило предварительную цензуру. Но наиболее важным для рекламы стала отмена ограничений на публикацию коммерческих объявлений в газетах и журналах в 1863 году.
Изменившиеся условия в стране способствовали открытию значительного числа новых периодических изданий таких как “Голос” А. А. Краевского (1863 – 1884), “Петербургский листок’ (1864 – 1916), Московский листок” (1881 – 1916) и многих других. В это же время появлялись и первые рекламные агентства. Наиболее известным русским рекламным агентством была центральная контора объявлений “Торгового дома Метцель и К”
В начале XX века ситуация не изменилась. В крупнейших общественно политических газетах того времени реклама занимала до 50% объема, при этом первая полоса часто отдавалась исключительно под рекламные объявления. Больше всего в газетах рекламировали фармацевтические средства и косметику
В Советском союзе большая часть рекламных объявлений заменилась социальными побуждающими плакатами и объявлениями. Их целью было донести до еще в целом не грамотного населения важность личной гигиены, образования и т. д. Но реклама не исчезла совсем даже после свертывания Новой экономической политики. Эти рекламные объявления несли не столько рекламу товару, а скорее рекламу предприятия, на котором был произведен сей товар.
Позднее Александр Родченко применил фотографию в рекламе, так как был мастером советского фотоискусства.
Во времена оттепели количество рекламы увеличилось, особенно после Косыгинской реформы.
В перестройку реклама начала носить уже более выраженный коммерческий характер, ведь после вступления в силу закона о кооперативах, советская экономика почти полностью стала капиталистической. А теперь следует поговорить об основном предмете нашего исследования.
Печатная афиша
Перед печатной афишей стоит трудная задача заинтересовать человека в кратчайший промежуток времени, пока он проходит мимо нее. В первую очередь афиша должна быть краткой и доходчивой. Основной текст должен быть крупным и ярким или нести в себе яркие слова раздражители. Изображение должно также привлекать смотрящего.
После того как афиша заинтересует человека, она должна предоставить ему дополнительную информацию, как адрес, телефон, сайт, основные услуги или характеристики товара и т. д. Дальше мы поговорим о двух людях, без которых невозможно представить русскую печатную афишу
Одна из важнейших фигур русского конструктивизма, один из родоначальников дизайна, фотомонтажа, художник фотограф.
Родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. С 1911 по 1914 год Александр учился в художественной школе в Казани. В 1914 проявил не малый интерес к идеям Малевича. После окончания школы поступил в Строгановское финансово-промышленное училище. После окончания занимается своим творчеством, например, создает ряд графических композиций, пользуясь чертежными инструментами. В 1914- 1915 годах создает первые образцы фотомонтажа.
В 1918 году руководит музейным бюро, какое-то время работает директором живописной культуры. Сотрудничает с изданием “Искусство коммуны”.
Расцвет творческой деятельности Родченко состоялся в 20-х годах. В 1919-1920 гг. совместно с А. Шевченко, Л. Поповой и другими входит в объединение Живскульптарх. В 1920-е годы Александр преподавал во ВХУТЕМАСе, руководил лабораторией по исследованию живописи при ВГХМ. В 1922 году издает книгу “Лабораторное прохождение через искусство живописи и конструктивно-пространственные формы к индустриальной инициативе”. Во время работы над книгой Александр вел исследования в области плаката – фотомонтажа. В 1923 году Родченко подготовил оформления для спектакля Маяковского “Клоп”.
В последующие годы Александр работал в области соцреализма, а также создавал различного рода произведения на тему цирка. В последние годы творчества Родченко создавал декоративные композиции в стиле абстрактного экспрессионизма.
В годы Великой отечественной войны находился в эвакуации, в 1943 годы по возвращении в Москву, работал главным художником дома техники.
Владимир родился в 1893 года в селе Багдати, Грузия. Первое образование Маяковский получил в гимназии города Кутаиси, куда он поступил в 1902 году. В 1906 году переехал в Москву, поступил в гимназию No 5. В 1908 году в связи с бедностью семьи покинул гимназию.
В 1908 году вступает в РСДРП, работал агитатором в торгово-промышленном районе. Трижды арестовывался. В тюрьме написал некоторые стихи, которые он сам считает началом своего творчества.
В 1911 поступил в Московское училище живописи и зодчества. В 1912 опубликовал свое первое стихотворение “Ночь”.
В 1914 участвовал в первой олимпиаде российского футуризма в Крыму, в этом же году был исключен из училища за публичные демонстрации. В 1916 был опубликован первый большой сборник стихов “Простое как мычание”.
В 1919 году начинает работать в области плакатной типографики в РОСТА. В 1923 году создал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств).
В 1922 – 1924 Майковский путешествовал и выступал с чтением стихов в Европе и Северной Америке
Содружество Маяковского и Родченко
Содружество реклам-конструкторов Владимира и Александра подарило миру множество плакатов в совершенно новом стиле. Бунтари по натуре, захваченные идей построения нового мира и нового искусства, они работали над советскими рекламными плакатами в 20-е годы. Они совмещали конструктивистские решение со стихотворной подачей
Рис 1. Плакаты Маяковского и Родченко
Шрифты в рекламе послевоенного периода СССР
В рекламе послевоенного СССР использовалось большое количество шрифтов. Буквы должны были, как и в любой другой рекламе, сочетаться с изобразительной частью плаката. Например, шрифт в рекламе шампанского был прописной, каллиграфический, намекающий на утончённость напитка. В рекламе сибирских пельменей он был синий вытянутый, передающий холод Сибири.
Рис 2. Плакаты советского периода
Анализ плакатов XX века
Европа начала XX века
Европейские плакаты выглядели легко за счет мягких округлых линий и не самого большого многообразия цветов. Изображения лиц людей стремилось к реализму, а второй и третий план были весьма условны. Шрифты применялись крайне разные, но в основном это были гротесковые стилизованные шрифты.
Рис 3. Плакаты Европы
США начала XX века
Американские плакаты были более яркими и насыщенными. Лини контура также были ярче. Изображение лиц натуралистично. Шрифты были более тонкими, чаще встречались антиквы. Задний план американских плакатов был более прорисованным по сравнению с европейскими
Рис 4. Плакаты США
Японские плакаты начала XX века
Японские плакаты разительно отличались от западных. Они изображают более гротескные образы со своей неповторимой спецификой. Японские плакаты можно разделить на 2 части, более старомодные консервативные и более современные конструктивистские. Вторая часть больше тяготеет к советской школе
Рис 5. Плакаты Японии
Дореволюционная Россия
Плакаты дореволюционной России больше тяготели к американским. Те же натуралистичные изображения, но более тусклые тона
Рис 6. Плакаты России
Помимо плакатов в стиле конструктивизма, рассмотренных ранее, были и обычные. Изображения на них были натуралистичные и даже приукрашенные. В качестве шрифта использовались гротески. Основной стилеобразующий цвет – красный.
Рис 7. Плакаты СССР
Ко второй мировой войне американцы практически полностью отказались от антикв в пользу гротесков. Изображения стали менее натуралистичными, более условными
Рис 8. Плакаты США
Плакаты в Нацистской Германии демонстрировали людские образы на плоском фоне без заднего плана. Во многих плакатах использовались готические шрифты. Основной стилеобразующий цвет – черный.
Рис 9. Плакаты Третьего Рейха
Шестидесятые
В шестидесятых на плакатах начинают появляться фотографии
Рис 10. Плакаты 60 - х
Подводя итоги, хочется сказать, что развитие плакатной типографики во всех странах шло примерно в одном темпе. Конечно с учетом национальной специфики. Немцы опирались на готические шрифты, советские новаторы принципиально использовали конструктивистские решения, а японцы не отступали от традиционного стиля японской живописи
Глава II
Стилевые и образные решения задачи применения шрифтовых гарнитур ХХ века в полиграфии и изобразительном искусстве
Шрифт используемый на знаменитом плакате “Родина-мать зовет!” побуждает к действию, так как имеет динамику. На буквах Д, А имеется наплыв толщины в права. Также шрифт является антиквой, и за счет засечек получает больше устойчивости. Присутствует небольшая стилизация под Устав
Рис 11. Плакат
Здесь мы видим крупный статичный гротеск с красной обводкой, сочетающейся с оформлением полей плаката. Жирное начертание добавляет важности посланию, а выделенное слово “YOU” обращается к смотрящему на личном уровне.
Рис 12. Плакат
Гротесковый шрифт в жирном начертании придает уверенности посланию.
Рис 13. Плакат
На этом плакате используется прием трёхуровневого привлечения внимания. Сначала внимание привлекает крупная нижняя надпись, потом верхняя выявляет адресата, а далее мелкая надпись заставляет приложить усилие, чтобы ее прочесть, из-за этого она лучше запоминается. Цвет шрифта синий, чтобы соответствовать цвету формы советской милиции.
Рис 14. Плакат
В этом плакате мы видим гармоничное использования кегля вместе с содержанием в стихотворной форме. Размер кегля ставит ударение для правильного прочтения стиха. Цветом разделяются разные строчки.
Рис 15. Плакат
Постер фильма Альфреда Хичкока “Головокружение” (1958 год). Буквы имеют разное начертание, это видно по встречающимся несколько раз буквам “m, a, e” и так далее. Оси в буквах хаотично наклонены. Все это передает искажение пространства при головокружении, как это было показано в самом фильме.
Рис 16. Плакат
На данном плакате к фильму Стенли Кубрика “Космическая одиссея: 2001” (1968 года) использован геометрический гротеск. Он хорошо гармонирует с футиристичным изображением и содержанием фильма, в котором часто фигурируют круглые формы космических кораблей.
Рис 17. Плакат
Постер фильма “Гражданин Кейн” (1941 года) Орсона Уэллса. На плакате используется 4 шрифта: один выделяет имя и фамилию режиссера, второй название, третий режиссера, четвертый дополнительную информацию. Шрифт названия наклонен вверх, показывает стремление Кейна к высоком, рваность шрифта показывает его связь с обществом
Рис 18. Плакат
Постер фильма “Летят журавли” (1957 года) Михаила Калатозова. Шрифт названия вытянут и перспективно искажён к левому верхнему углу плаката, Символизируя стремление журавлей к полету.
Рис 19. Плакат
Плакат фильма “Бульвар Сансет” (1950 года) Билли Уайльдера. Название встроено в изображение пленки, скрученной в узел. Сам шрифт имеет градиент от белого к желтому, каждая буква разделена на две половины.
Рис 20. Плакат
Постер фильма Фрица Ланга “Метрополис” (1927 года). Окончание букв в названии острые не симметричные, даже зловещие. Гарнитура встроена в общую геометрическую композицию постера.
Рис 22. Плакат
На данном плакате по средству разделения послания двумя различными шрифтами доносятся две равнозначные мысли.
Рис 21. Плакат
В рекламе антиква смотрится более гармонично. Она не настолько агрессивны. Шрифт обычно гармонизируется с товаром, который он рекламирует. Если товар более объемный, шрифт будет более массивным, если товар легкий, буквы будут тоньше.
Рис 23. Плакат
В XX веке огромную важность приобрел логотип компании, ишрифт играл в нем первостепенную роль. С первого взгляда у человека должен закрепиться образ логотипа, который будет сопровождать его всю жизни. Мы уже никогда не забудем как выглядет гарнитура Макдональдса или Кока колы.
Буквы в логотипе Кока колы легки, они завиваются в курсивном начертании. Надпись легка как сама газировка.
Рис 24. Плакат
Важной частью типографики второй половины XX века было оформление обложек для музыкальных альбомов. Формат обложки для пластинки был квадратным, что несло свои ограничения и особенности.
Альбом “After School Session” (1957 года) Чака Берри. Название альбома помещено на три нотных стана, шрифт так же стилизован под ноты. Исполнитель указан другим шрифтом.
Рис 26. Плакат
Обложка Альбома “Doors” одноименной группы. Буквы в названии разделены на несколько частей и разведены друг ото друга на небольшое расстояние.
Рис 25. Плакат
На обложке альбома “British steel” (1980 года) группы Judas Priest мы видим стилизацию под обычную бритву для бритья. Название группы помещено на бритву и на его фоне выделяется название альбома, набранное обычной спокойной гарнитурой.
Рис 27. Плакат
В 60-е музыкальные коллективы начали обзаводится личными логотипами со своим узнаваемым шрифтом
Рис 28. Плакат
На основе данных примеров можно понять, как нужно строить плакат. Во первых нужно определиться с предназначением плаката, реклама это или агитация.
Если это пропогандисткий плакат, нашим выбором будет гротеск во всем его многообразии. Гротеск более ярок и прямолинеен, при небольшом количестве слов он считывается лучше. Мы можем сделать его толще, когда нам нужно сильно утвердить нашу позицию. Если мы хотим возвать к более высоким чувствам смотрящего, мы используем боле тонкое начертание и более вытянутую гарнитуру. Мы можемвыделять нужные нам слова путем увелечения конкретных слов. Если нам нужно обратиться к патриотическим чувствам человека, можно использовать стилизацию под старые национальные виды письма. У русских это будет вязь и устав, у немцев готика и т. д.
На рекламном плакате, мы будем ориентироваться на товар, который мы рекламируем. Если товар позицианируется как тяжелый, крупногабаритный, массивный, устойчивый, шрифт будет жинрый и устойчивый. Для предмета легкого, например, зонтика или бокала подойдет более тонкий шрифт с тонкими засечками и основной линией или курсивным начертанием.
Рис 29. Плакат
Шрифт может иммитировать форму предмета, может иметь его цвет и текстуру, в таком случае он будет больше интегрирован в изображение.
Рис 30. Плакат
Заключение
В наше время все больше информации уходит во всемирную паутину, и печатные плакаты постепенно уходят в прошлое, но не уходят стилистические приемы, разработанные во время работы над этими плакатами мастерами прошлого века. В XX веке мы можем использовать то, что было придумано еще тогда, лишь слегка осовременив. И я говорю не только о ретро рекламе, но и совершенно новых стилях.
Список использованных источников.
Основная литература.
- Пресс-служба Роспечати. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. 2016. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/poligrafiya.html (дата обращения 21.12.17 г.).
- Информационно-правовой портал «Гарант». Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г. [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71165528/
(дата обращения 21.12.17 г
Дополнительная литература
- Головко С. Б. Дизайн деловых периодических изданий: учебное пособие – Изд-во: Юнити-Дана, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
- Дрозд А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
- Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
- Колосенцева А.Н. Учебный рисунок: учебное пособие. - Минск: Вышэйшая школа, 2013 – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
- Кравчук В. П. Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие. – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
- Леонидова Г.Ф. Настольные издательские системы: практикум / Г.Ф. Леонидова; Министерство культуры Российской Федерации, Кемеровский государственный институт культуры, Институт информационных и библиотечных технологий, Кафедра технологии автоматизированной обработки информации. - Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2016. - 64 с. : ил. - Библиогр.: с. 58. - ISBN 978-5-8154-0332-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=472669 (04.01.2018).
- Нестеренко В. Е. Рисунок головы человека: учебное пособие. Издательство: Вышэйшая школа, 2014. – То же [Электронный ресурс]. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
- Осмоловская О.В., Мусатов А.А., Рисунок по представлению. Учебное пособие. / – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
- Савинов А. М. Критерии оценки учебных рисунков у студентов дизайнеров / А. М. Савинов // European Social Science Journal. – 2014. – № 6. Т.1. – С. 178-181
- Техническая эстетика и дизайн: словарь / авторы-составители М. М. Калиничева, М. В. Решетова. - М.: Академический Проект, Культура, 2015. – 389 с. – То же [Электронный ресурс]. – http://e-biblio.ru
- Черноруков Е. Графические средства изображения [Электронный ресурс] / Е. Черноруков. − режим доступа: http://www.chernorukov.ru/articles/?article=508 (дата обращения: 17.03.2016)
- Шаповал А.В. Анализ в теории формальной композиции. Признаки элементов: методические указания к занятиям по дисциплине «Пропедевтика» для студентов направления «Дизайн» / сост. А.В. Шаповал. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. – 26 с., ил. http://biblioclub.ru
- Требования и нормы к шрифтовому оформлению
- Оформление помещения при помощи графических решений
- Анализ коммерческой деятельности спортивной организации на примере Nike
- ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА,понятие и признаки источников права
- Юридическая ответственность, характеристика юридической ответственности как правовой категории
- Контроль за оперативно-розыскной деятельностью ( Субъекты, контролирующие оперативно-розыскную деятельность и надзирающие за ней)
- «Пенсионное обеспечение инвалидов военнослужащих в Российской Федераци
- Управления Каналами сбыта в системе товародвижения реально существующей организации (Теоретические аспекты анализа каналов товародвижения в маркетинге)
- Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины, теория государства и права в системе общественных и юридических наук
- Менеджмент как организационно-целевое управление (Понятие, цель и функции менеджмента)
- Витамины и минеральные вещества пищевых продуктов: классификация, значение для организма человека (Теоретические основы биологической ценности витаминов и минеральных веществ)
- Методы стимулирования продаж в розничной торговле (Сущность розничной торговли и её формы)