Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные коммуникации: значение, способы и эффективность использования в современных компаниях (Средства невербальной коммуникации)

Содержание:

Введение

Цель курсовой работы – изучить связи экспрессивного поведения человека с его индивидуальными и характерологическими особенностями. Мимика, жесты, поза, походка как элементы экспрессивного поведения являются одной из главных невербальных визуальных систем общения, усваиваемых с детства.

Задачи курсовой работы, включают в себя, такие аспекты невербальной коммуникации, как:

Физиогномика ─ учение о выражении характера человека в чертах лица и формах тела;

Кинесика ─ наука о невербальном поведении человека, о совокупности телодвижений, которые применяются в процессе человеческого взаимодействия. Изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций: мимика, жесты, пантомимика (позы, осанку, походку);

Примеры:

  • Открытая ладонь – искренность, честность, открытость, доверие.
  • Положение ладони вниз – оттенок начальственности, воспринимается как приказ.
  • Рука снизу, ладонь вверх – человек уступает инициативу, проявляет покорность.
  • Равноправное рукопожатие.

Нейтрализация: обхватить руку человека за запястье и встряхнуть.

  • Закладывание рук за спину с захватом запястья – человек расстроен и пытается взять себя в руки.
  • Захватывание предплечья – человек проявляет большие усилия для самоконтроля. Именно от этого жеста пошло выражение «Возьми себя в руки».
  • Рука прикрывает рот, большой палец прижат к щеке - мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова, человек говорит неправду в момент речи. Если ваш собеседник прикрывает рот рукой в то время, когда говорите вы, а он слушает, это означает, что он чувствует, что вы говорите неправду.
  • Человек стоит на обеих ногах с равномерным распределением веса тела – уравновешенность, спокойствие, твердость.
  • Вес тела на одной ноге, нога отставлена в сторону – интерес.
  • Частая смена основной опорной ноги – недостаток твердости, дисциплинированности.
  • Поднимание на носки – агрессивная позиция.
  • Склоненная набок голова – отказ от собственной активности, покорность.

Такесика ─ невербальное общение людей с помощью прикосновений, а также область психологии, занимающаяся его изучением. Ученые, изучающие тактильное поведение людей, считают, что в зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на следующие типы:1) профессиональные - они носят безличный характер, человек при этом воспринимается только как объект общения (осмотр врача);2) ритуальные - рукопожатия, дипломатические поцелуи; 3) дружеские; 4) любовные.

Проксемика ─ это одна из разновидностей невербальной коммуникации, способ выражения социальных связей через пространственные отношения. Аналогично называется отрасль в психологии. Проксемика изучает закономерности организации общения, в основе которого лежит физическое взаиморасположение между собеседниками. Ученые фиксировали даже самые незначительные детали (например, как рост собеседников влияет на их дистанцию), что помогло сформулировать определенные законы проксемики. Знание этих базовых принципов позволяет улучшить процессы коммуникации, дает возможность индивиду раскрывать в большей степени свой потенциал.

Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено работой подсознания, и отсутствие возможности подделать импульсы подсознания позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения, контролируемому сознанием. При интерпретации речи собеседника во внимание принимаются громкость, тембр голоса, его высота, интонация, темп речи. Голос говорящего позволяет определить его возраст, уровень образования, принадлежность к определённому социальному слою. По голосу говорящего слушатели судят о степени его индивидуальной привлекательности.

Невербальные демонстрации, задают эмоциональные установки людей в отношении друг друга, причём фиксация первого зрительного впечатления столь сильна, что её практически невозможно в последствии изменить даже сознательными усилиями.

Особо важно владение "языком телодвижений" в сфере бизнеса и менеджмента. Умение заинтересовать партнёра и убедить его во многом может зависеть от умения интерпретировать язык телодвижений, а владение им поможет добиться успеха в переговорах. Изучение экспрессивного репертуара человека помогает делать явными свойства его характера и тем самым выбирать адекватные способы взаимодействия с ним.

В процессе обмена информацией важную роль играют проявление эмоций, манеры партнеров, их жесты. Случается, что наше сообщение воспринимается неверно по той простой причине, что сопровождается "противоречивыми" жестами. Наблюдать жесты довольно просто, но интерпретировать их ─ задача куда сложней.

С этой проблемой связаны как твёрдо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор ещё нет ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два вида источника происхождения:

  • биологическая эволюция;
  • культура.

1.Невербальные коммуникации

1.1 Понятие невербальное общение.

Невербальная коммуникация – это обмен значимой информацией, не выраженной словами. И хотя многие собственные невербальные проявления, как правило, слабо осознаются участниками общения (остаются в сфере бессознательного) и плохо поддаются контролю сознания, но вот чужие – воспринимаются довольно легко и правильно интерпретируются. Поэтому невербальная информация может усилить значение, позволить точнее и полнее понять сказанное, но может и стать суть более ценной, чем конкретное вербальное сообщение.

При общении с друзьями, коллегами и родственниками мы очень часто используем этот метод общения, и в основном мы не делаем это произвольно, неосознанно. Невербальный «язык» во многом создает первое впечатление о нас и наших собратьях и определяет наше отношение и реакцию друг на друга. Если бы люди знали об этих безмолвных сигналах, они бы немедленно обнаружили возможность использовать их более полно и эффективно.

Важной особенностью невербального общения является то, что оно осуществляется с участием различных сенсорных систем: зрения, слуха, прикосновения к коже (тактильное), хеморецепции (вкус, обоняние) и терморецепции (ощущение тепла- холода). В соответствии с этим система невербальных коммуникационных устройств в литературе обычно делится на отдельные подструктуры:

визуальная, или оптическая – сюда входит физиогномика, причем не только особенности лица и черепа, но и особенности телосложения, и способы преобразования внешности (одежда, косметика, очки, украшения, борода, усы, татуировки и т. п.); кожные и физиологические реакции (потоотделение, покраснение, расширение зрачка и др.); а также кинесика – движения (экспрессия) рук, ног, головы, туловища, мимика и пантомимика, выражение глаз, направление взгляда и визуальный контакт, походка, поза.

акустическая, или звуковая – просодика (темп, тембр, высота звука, громкость, ритм, интонация, речевые паузы и их локализация в тексте) и экстралингвистика (смех, плач, кашель, вздохи, скрежет зубов и т. п.);

тактильно-кинестезическая и терморецепторная – такесика (статические и динамические прикосновения – рукопожатие, поцелуй, поглаживание, похлопывание и т. п.) и физические воздействия (подталкивание, удары, ведение за руку, контактный танец и др.), а также температурные ощущения и воздействия; Рукопожатия, поцелуи, ласки, удары и т.д. выделяются здесь. Доказано, что динамическое прикосновение является биологически необходимой формой стимуляции.

Неадекватное использование этих ресурсов одним человеком может привести к конфликтам общения. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии тесных отношений и равенства социального статуса в обществе.

ольфакторная и хеморецепторная – система запахов (приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи тела), а также особые запахи, вызываемые специфическими для мужчин и женщин веществами – феромонами, которые влияют на подсознание человека;

проксемическая или дистантная – пространственная и временная организация общения (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство и т. д.).

Средства невербальной коммуникации.

1. Жесты – движение тела или части тела, имеющее определенный смысл. Они делятся на следующие группы: общепринятые; эмоциональные; индивидуальные; ритуальные. Коммуникационный процесс становится ярче и эмоциональнее, каждый жест трактуется по-разному. В разные исторические времена и в разных этнических группах у них есть свои общепринятые методы жестов. В настоящее время даже пытаются создать словарь жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. Сила жестов увеличивается по мере возрастания эмоционального возбуждения человека и если вы хотите получить более полное понимание между партнерами, особенно в трудных ситуациях.

• Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)

• Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).

• Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

2. Мимика – движения мышц лица, проявляемые при определенных чувствах человека – грусть, радость и т.д. Различают следующие типы мимики: непроизвольная (бытовая); произвольная (сознательная).  Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это подчеркивает шесть основных эмоциональных состояний , (гнев, счастье, страх, грусть, беспокойство, гнев). Основная информативная нагрузка в мимическом плане сконцентрирована на глаза и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения.  Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Коммуникаторы обычно смотрят друг другу в глаза менее 10 секунд. Если они смотрят на нас немного, у нас есть основания полагать, что к нам или к тому, что мы сказали, относились плохо, а если слишком много, то это можно считать вызовом или хорошим отношением к нам. Кроме того, было замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза соприкасаются с глазами его партнера менее чем на 1/3 времени разговора.

Таблица. Мимические коды эмоциональных состояний.

Части и элементы лица

Эмоциональное состояние

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот обычно закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаза

Глаза раскрыты или прищурены

Глаза прищурены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

3.Пантомимика – это выразительные движения лица, головы, рук, туловища, сопровождающих речь и эмоции. Пантомимика проявляется спонтанно и не контролируется сознанием.

4. Визуальный контакт- это средство взаимной регуляции процесса беседы. Визуальный контакт является важным элементом общения. Смотреть на говорящего помогает нам сосредоточить внимание на том, что говорят. Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим при обсуждении приятной темы, но мы избегаем его, обсуждая неприятные вопросы. Визуальный контакт помогает регулировать разговор.

По специфике взгляд может быть:

•Деловой- когда взгляд устремлен на поверхность лба собеседника, это создает серьезную атмосферу делового сотрудничества;

•Социальный- взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринуждённого общения;

•Интимный- взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении;

• используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятой бровью или улыбкой, он означает внимание и интерес к собеседнику. Если он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это представляет собой важный или подозрительный взгляд на человека.

5. Моторика.

Покраснение и побледнение кожи.

Можно выделить ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы:

1. Национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов)

2. Состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью)

3. Профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости человека: может быть, профессия человека требует беречь пальцы)

4. Уровень культуры, который влияет на состав жестов, представление об этикете, правильном воспитании

5. Статус человека (чем выше он стоит на иерархическрой лестнице, тем больше он скуп на жесты, жесты становятся более утонченными)

6.Принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы)

7.Актерские способности (многие умеют играть не только словами, но и вербальными знаками)

8.Возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений)

9. Сочетание невербальных знаков (обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между ними, складывается впечатление неискренности, то же относится к сочетанию слов и жестов)

10. Возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону)

Как и семантические барьеры, культурные различия в обмене невербальной информацией могут создавать значительные барьеры для понимания. Один и тот же жест или выражение в разных народах означает разные вещи. Поэтому при общении с иностранцами лучше всего следовать правилу: если точное значение жестов неизвестно, лучше их вообще исключить.

Так, приняв от японца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее и усвоить. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите японцу, что его считают несущественным человеком.

В США, например: «ноль», образованный большим и указательным пальцем, говорит: «все нормально», «все о’кей». В Японии этот же жест означает просто «деньги», во Франции - ноль. В Португалии и некоторых других странах он вообще воспринимается как неприличный.

Если голландец, стуча себя по лбу, вытягивает указательный палец вверх, это означает, что он по достоинству оценил наш ум. Палец же в сторону указывает, что слегка «поехала крыша».

Немец в знак восхищения чьей-то идеей поднимает вверх брови. У англичанина тот же жест означает крайний скептицизм.

Курение

Курение сигарет - это метод, который подавляет внутреннее напряжение, поэтому вы можете потратить время на принятие решения. В то же время люди хлопают сигаретой, машут, что говорит о том, что человек находится в состоянии стресса. Если человек часто выбрасывает пепел с конца сигареты, у него высокий уровень внутреннего напряжения и, возможно, его необходимо успокоить. Если курильщик закуривает сигарету, но немедленно гасит ее, не доведя ее до обычной длины, это сигнализирует о его желании закончить разговор.

Кратко проанализированные характеристики невербального общения, следовательно, позволяют предположить, что они важны для процесса общения. Вместе с системой устного общения они обмениваются информацией, которая необходима людям для организации совместной деятельности и других форм взаимодействия.

Манипулирование Очками

Практически любой инструмент, используемый человеком, может разоблачить человека и раскрыть его мысли, учитывая характерные жесты, сделанные на эту тему. Это можно сказать об очках. Одним из наиболее характерных жестов является вставка дужки в рот.

Десмонд Моррис говорит, что человек кладет себе в рот какие-либо предметы для того, чтобы вновь испытать то чувство безопасности, которое он испытывал младенцем у материнской груди. Это значит, что сосание дужек очков является, фактически, утешительным жестом. Курильщики для этого используют сигареты, а ребенок сосет палец.

В фильмах, снятых в начале 1920-х годов, актеры кино использовали свой взгляд, чтобы показать критическое и осуждающее отношение к человеку, например, учителя в государственной школе английского языка. Часто этот жест связан с тем, что человек, носящий очки для чтения, смотрит поверх очков, потому что они не хотят снимать их, когда разговаривают с кем-то. Но независимо от того, на кого он смотрит таким взглядом, человек будет чувствовать, что его судят и критикуют. Людям, носящим очки, следует снимать их, когда они говорят, и надевать, когда слушают. Это не только действует успокаивающе на собеседника, но и позволяет тому, кто в очках, контролировать течение разговора. Его слушатель быстро усвоит, что когда очки сняты, он не должен прерывать собеседника, а когда очки надеты, ему можно начать говорить.

1.3 Управление невербальным общением

Можно обмануть словами, но нельзя обмануть голосом.

Научиться правильно понимать «язык» невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, почти невозможно передать чувства словами, поскольку мы передаем их жестами, поскольку одних слов часто недостаточно. Во-вторых, умение общаться невербально означает способность контролировать себя, потому что невербальное общение говорит нам, что люди думают на самом деле.

 И, наконец, невербальное общение проявляется спонтанно и бессознательно. Человеку трудно помимо слов контролировать ещё и мимику, жесты и интонацию, поэтому зачастую мы выдаём себя именно с их помощью. Невербальные средства редко поставляют недостоверную информацию, благодаря тому, что они в меньшей степени подвержены нашему контролю, в отличие от словесного общения.

Одно дело распознавать невербальный язык других, а другое - использовать свои вербальные методы, чтобы создать образ, который мы хотим. Метод вербального общения помогает публичным выступлениям, усиливает нашу речь и помогает ускорить восприятие объекта

Высшим пилотажем можно считать сознательное управление мельчайшими невербальными сигналами, микрореакциями. Этот навык позволяет на уровне ощущения внушить собеседнику желаемую информацию, например, вызвать чувство доверия или симпатию, или, напротив, оттолкнуть, внушить чувство опасности и неприязни или даже спровоцировать межличностный конфликт. Тем не менее, невозможно точно контролировать свои невербальные жесты, но вполне возможно вызвать определенное эмоциональное состояние, в котором видны сами существенные сигналы. Эта техника, известная также как Система Станиславского, изучается и применяется театральными актерами для создания сценического образа.

1. 4 Система Станиславского

Система Станиславского – это теория, которая увидела свет благодаря огромной работе, проделанной К. С. Станиславским над самим собой в попытках достичь максимально правдивого существования в роли.

Умения добиваться правды переживаний, продумывать обстоятельства и действовать «здесь и сейчас» никому не даются просто так. Система Станиславского довольно сложна с точки зрения работы над собой и над теми качествами, которые мы должны развивать в себе сами. Эти свойства могут быть определены как:

•Живое развитое воображение

•Наблюдательность. Все самые лучшие характеры и типажи, оценки, приспособления и реакции не придумываются, а берутся из наблюдений за обычными людьми в повседневной жизни.

•Эмоциональная память. Многообразие человеческих эмоций бесконечно, чем больше их запомнить, тем проще вытащить из памяти нужную.

•Умение управлять своим вниманием. Отвлекающие факторы нужно уметь «отключать», при этом не теряя связи с действительностью.

Чтобы осознанно управлять своими невербальными жестами- их можно развить и натренировать:

•Подражание. Находясь в людном месте, найдите человека, который вызовет ваш интерес, и понаблюдайте за ним. Придумайте ему необходимые обстоятельства и попытайтесь воспроизвести небольшой фрагмент его поведения самостоятельно, стараясь не упустить ни одной характерной черты.

• Я в предложенных обстоятельствах. Развивайте свое воображение, придумывая для себя необычные обстоятельства и стараясь существовать в них максимально правдиво.

2. Роль невербального общения.

Невербальное общение обычно бывает спонтанным и непреднамеренным. Он был дан нам от природы, поэтому невербальное общение очень обширно и компактно. Мы говорим на языке невербального общения и приобретаем эффективный и экономичный язык. Подмигивая, кивая и двигая руками, мы передаем наши чувства быстрее и лучше, чем мы могли бы сделать словами. Мы можем передать наши чувства и эмоции без слов. Невербальный язык также используется в устном общении.

Движения лицевых мышц, их сочетание позволяет выразить эмоциональное состояние и понять состояние собеседника. При помощи жестов человек активизирует обратную связь, увеличивает ее интенсивность или завершает общение. Немаловажным компонентом невербального общения также является взгляд – с помощью визуального контакта передаются точные сигналы межличностной коммуникации. Направленность взгляда собеседника указывает на направленность его внимания и дает обратную связь. Несомненно, важным является тембр, темп речи, включение в речь пауз, изменение интонации. При межличностной коммуникации необходимо учитывать совокупность невербальных средств для правильной интерпретации коммуникаций, а также окружающую обстановку. Психологи считают, что невербалика является важным условием эффективного общения, ибо:

•невербальные средства позволяют понять истинные чувства, мысли собеседника;

•впечатление о собеседнике, формирующееся под влиянием первого впечатления.


2.1 Невербальные средства общения в профессиональной деятельности.

Умение расположить к себе собеседника Психологи рекомендуют применять средства невербального общения в межличностной коммуникации, отрабатывая комплексы жестов, придающих правдоподобность, демонстрирующих уверенность и искренность. В процессе общения с партнером желательно держаться на определенном расстоянии, соблюдая личную дистанцию. Соблюдение расстояние необходимо для того, чтобы было возможно проследить за мимикой, позой, телодвижениями собеседника. Для расположения собеседника необходимо использовать приемы отзеркаливания. Суть приемов заключается в сознательном отражении поведения собеседника – использование схожих жестов, интонаций, эмоций, ритма речи, поз. Этот прием воздействует на собеседника на подсознательном уровне, если умело завуалирован. Успех взаимодействия с другими людьми зависит от умения вживаться в играемую роль. Таким образом, кинесика (наука о языке тела) является незаменимым товарищем учителям и преподавателям. Например, студент на экзамене не может сказать ни слова по своему билету, но говорит, что учил, просто перенервничал, а преподаватель сразу отправляет его на пересдачу. В государственных делах язык тела играет важнейшую роль на уровне политики. К примеру, государственный деятель может говорить о чем-либо нецелесообразном, однако подкрепляя сказанное верными жестами, и это воспринимается слушателями как правда, истина. Следует отметить, что деятелей государственного аппарата специально обучают риторике, телодвижениям.

Когда дело ведётся с профессионалами, то культура речи является тем параметром, который должен быть у собеседников по умолчанию. Никакие невербальные влияния не могут иметь соответствующего влияния, если нет культурного компонента.

Здесь необходимо иметь правильную настройку тона, произносить слова точно, не совершая классических ошибок, использовать неправильные предложения и расставлять акценты в неправильных местах. Речь не должна выходить за рамки делового общения, несмотря на то, что многие невербальные методы призваны дружески расположить собеседника. Любое применение методик требует предварительной практики.

 Значения. Невербальное общение в педагогическом взаимодействии.

Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным инструментом выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение.

Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет необходимое и специальное условие присвоения ребенком достижений исторического развития человечества. Речь учителя - основное средство, позволяющее приобщить учеников к культурному наследию, обучить их как способам мышления, так и его содержанию. В этом случае учитель должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, выразительностью и интонационной выразительностью языка и иметь четкий язык. Как видно из приведенного выше определения, в нем основное внимание уделяется языку, то есть словесному компоненту общения. Вместе с тем, в последние годы растет число публикаций по различным аспектам невербального общения.

Почти бесконечное разнообразие движений лица и их комбинаций (Е.А. Петрова отмечает, что их более 20 000) позволяет учителю выразить свое эмоциональное состояние и отношение к конкретному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т.д. А.С.Макаренко писал по этому поводу следующее: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение».

Ряд исследований показывает, что студенты предпочитают учителей с дружелюбным выражением и высокой степенью внешней эмоциональности. Отмечается, что чрезмерная подвижность глазных или лицевых мышц, а также их безжизненное статическое электричество вызывают серьезные проблемы в общении с детьми.

Некоторые исследователи отмечают, что многие учителя считают необходимым создавать «специальное выражение лица» для воздействия на детей. Часто - это строгое выражение лица с нахмуренным лбом, сжатыми губами, напряженной нижней челюстью. Это лицо-маска, надуманный образ, якобы способствует хорошему поведению и успеваемости учеников, облегчает руководство, управление классом. Кроме того, существует довольно распространенное явление – «определенное лицо для определенного ученика». Но, как профессионал, учитель должен владеть своим поведением настолько, чтобы этого избегать.

Следующим каналом невербального общения является прикосновение, которое иногда называют тактильным общением. Использование осязания очень важно при работе с детьми, особенно с детьми младшего школьного возраста. С помощью прикосновения вы можете привлечь внимание, установить контакт и выразить свое отношение к ребенку. Свободное движение учителя в классе облегчает использование этой техники. Не прерывая урок, он может вернуть отвлеченного ученика к работе, коснувшись его руки и плеча. успокоить возбужденных.

Л. М. Митина предупреждает, что прикосновение ко многим детям может привести к осторожности. Это происходит особенно у детей, где уменьшение умственной дистанции приводит к дискомфорту и характеризуется беспокойством.

Особое место в системе невербального общения учителя занимает взгляд, которым он может выразить свое отношение к учащемуся, его поведению, задать вопрос, дать ответ и т.д.

Воздействие взгляда учителя зависит от дистанции общения. Взгляд издали, сверху вниз, позволяет учителю увидеть сразу всех учеников, но не дает возможности вглядываться в каждого из них в отдельности. Воздействие взгляда, как отмечает Е.А.Петрова, тем сильнее, чем ближе к учителю находится ребенок. Влияние внешнего вида, которое может быть неудобным, особенно велико. Тот факт, что учитель сопровождает свои замечания с первого взгляда, негативно влияет на состояние ребенка и влияет на поддержание контакта.

Особое место в системе невербального общения учителя занимает система жестов. Как отмечает Е.А. Петрова, жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем учитель всегда должен помнить.

Жесты играют важную роль в обеспечении внимания учащихся, что необходимо для эффективного обучения. Важными способами сосредоточить внимание слушателя являются именно жесты, эмоциональное богатство которых обычно привлекает внимание аудитории. Среди средств организации внимания почти каждый учитель активно использует такие жесты, как указательные, имитационные, подчеркивающие и т. Д.

Интенсивность (от франц. Интенсивная - усиленная, интенсивная) также является очень важной частью интонации. Например, в деловом общении громкая речь ему совершенно не подходит: в общественных местах громкая речь не распространена. Громкая речь, как правило, эмоциональная, но образованные люди не теряют своих эмоций в деловой среде.

Тон голоса очень важен, когда учитель общается со студентами. По словам М.М. Рыбакова14, интонация в общении со взрослыми, может содержать до 40% информации. Однако при общении с ребенком эффект интонации усиливается.

Интонация проявляет те переживания, которые сопровождают речь учителя перед ребенком, и он на них отвечает. Ребенок с удивлением узнает отношение взрослого к нему через интонацию, у него необыкновенное «эмоциональное ухо», которое декодирует не только содержание, значение произнесенных слов, но и отношение других.

При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию ответным действие и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик или монотонная речь учителя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального сопровождения, что порождает безразличие. В связи с этим приходим к заключению о том, что речь учителя должна быть эмоционально насыщенной, однако при этом следует избегать крайностей; учителю крайне важно избирать тон общения с детьми, соответствующий не только ситуации общения, но и нормам этики.

Исследователи утверждают, что дистанция между общающимися зависит от отношений между ними. Учителю особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве.

Без сомнения, пространственные коммуникационные факторы используются любым учителем, выбирая оптимальное расстояние от аудитории; В то же время характер взаимодействия с аудиторией, размер комнаты, размер группы очень важен. Он может использовать широкое пространство, чтобы построить более доверительные отношения со студентами, но будьте осторожны, потому что близость к тем, кто слишком много говорит, иногда воспринимается как закрытие личности и выглядит менее стратегически.

Проксемика - определяет области общения, которые являются наиболее эффективными. Э. Холл выделяет четыре основных направления общения:

• Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.

• Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.

• Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.

• Общественная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т. Д.

Невербальные средства общения в профессиональной деятельности государственного служащего.

Итак, роль невербальных средств общения в профессиональной деятельности государственных служащих чрезвычайно велика. Человек не может разговаривать, оставаясь неподвижным: не жестикулируя и не меняя выражения лица. Игнорирование этих кинетических элементов лишает речь эмоциональности, разрушает ее логический ход, делает в определенных случаях бессмысленной. Поэтому при общении незнание характерных основ невербального поведения затрудняет взаимопонимание, приводит к недоразумениям, а грамотное речевое поведение современного управленца (прежде всего устная речь), дополненное корректным невербальным поведением, является показателем успешности и эффективности его деятельности.

Появление нового национального статуса России, фундаментальные изменения во всех сферах жизни общества, использование новых организационных форм экономических и политических структур, позиционирование новых социальных слоев и групп, а также высокие требования к профессиональной подготовке менеджеров. Менеджеры тратят много времени на общение, сбор, обработку и отправку информации. Согласно некоторым отчетам, старшие менеджеры тратят до 70% своего времени на информационные роли и коммуникационные функции. 80% организационных коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств передачи информации и только 20-40 % информации передается с помощью слов.

Рассмотрим средства звукового оформления речи и собственно невербальные средства общения, используемые в профессиональной деятельности государственного служащего. Хорошая организация речи. Прекрасное качество речи - это явление, называемое красотой, тоном, музыкой любого языка. Благозвучание относится к использованию такой комбинации звуков, которые подходят для звука и веселья. Представление о гармонии языка является национальной особенностью. Для носителей русского языка в деловом общении, по возможности, избегайте ударения, коротких и длинных слов.

Особая роль интонации в общении осознавалась людьми с давних пор. По свидетельству современников, древнегреческий философ Сократ высказывал свое мнение о человеке только после того, как слышал его голос. Мы не всегда задумываемся, с какой интонацией нужно произнести фразу и как благодаря интонации меняется смысл высказывания. Возьмем, например, слова «да» и «нет» в качестве ответных реплик в диалоге. «Да» может выражать согласие с собеседником, удивление, восторг, сомнение, отрицание... «Нет» – категорическое несогласие, размышление, сомнение... Бернард Шоу очень тонко заметил: «Есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет» и только один способ это написать».

Остановимся на некоторых интонационных ошибках, которые встречаются в устной деловой речи.

В первую очередь это относится к тону предложения. Дело в том, что недавние онлайн-упражнения по изучению английского языка распространились. Они характерны не только для молодёжной среды, «падкой» ко всему западному, но и по словам телевизионных журналистов и общественных деятелей.  Например, использование восходящего тона на ударном слоге последнего слова в повествовательных высказываниях не свойственно интонации русского языка. Нейтральная с эмоциональной точки зрения информация при произнесении таким образом приобретает неуместную экспрессивность.

Существуют и другие недостатки речи, связанные с мелодикой. Часто речь говорящего слишком монотонна, а, следовательно, невыразительна. Она «усыпляет» собеседника. Поэтому вы должны стремиться к мелодичному разнообразию языков. Также важно отметить, что согласно законам этикета, мы не имеем права проявлять инициативу в разговоре, слыша интонацию неполноты от собеседника. Иначе мы отвлекаем, перебиваем его.

В формальном общении вам нужно следить за скоростью и количеством языков, использовать полный стиль произношения («не глотайте, произносить слова четко») и соблюдать правила языковой гармонии. Контролируйте свой голос.

Следует помнить о том, что интонационные характеристики речи говорящего различны в публичном выступлении перед большой аудиторией и в малой группе, в строго официальном и полуофициальном общении.

Неряшливые, просторечные интонации свидетельствуют о невнимании к своей речи. А злоупотребление парафонизмами (м-м-м…, э-э-э…, О-о…) говорит о невысокой речевой культуре выступающего и оказывает отрицательное воздействие на аудиторию.

Профессионализм подчеркивает приятные и нежные голоса, четкие и подходящие акценты, а неприятные голоса и акценты на родном языке могут превзойти сильные стороны многих людей. Голос является неотъемлемой частью харизмы политика, важным инструментом в его профессиональной деятельности.

Кинесические средства связи. Другой важный невербальный инструмент межличностного контакта усиливает влияние речи и представляет собой динамику как набор черт человеческого лица. Поза, жест, выражение лица, улыбка, взгляд – вот что нередко составляет основу первого впечатления о человеке, изменить которое бывает очень трудно. Большое количество книг написано о кинесике, многие университеты мира преподают эту дисциплину, крупнейшие политики и бизнесмены обучаются языку жестов и мимики.

Понимание невербального языка и умение правильно его использовать является необходимым условием культуры делового поведения государственных служащих. В ситуациях делового общения каждый жест передает конкретную информацию, необходимую собеседнику для правильной передачи.

Например, рукопожатие как неотъемлемый атрибут жеста бизнеса и дружбы - это традиционная и древняя форма приветствия, символ контракта, знак доверия и уважения. Интенсивность и продолжительность рукопожатия свидетельствует о многих вещах: короткое или медленное рукопожатие является признаком безразличия, а если оно слишком длинное, оно может вызвать раздражение. ) Показывает доброту и готовность к сотрудничеству.

Существуют самые обширные жесты, которые выражают уверенность, неудовлетворенность, удивление, равнодушие, смущение и многие другие эмоции, а также специфическое поведение во время общения. Плечом, пожав плечами, указывай на дверь, опускай руку, тряси пальцем.

Выступая на трибуне, официальные лица должны обращать внимание не только на звук и содержание сообщения, но также на жесты иллюстратора, которые они используют для объяснения речи. С помощью таких жестов определенный момент в сообщении усиливается.  По мнению видных теоретиков ораторского искусства, выразительные жесты должны соответствовать смыслу и значению фразы или отдельного слова. Только так жесты способны «оживить речь», усилить ее эмоциональное звучание. Однако не все жесты выступающих производят благоприятное воздействие на аудиторию.

Слишком часто механические, хитрые или внезапные движения отвлекают от основного контента, вызывая раздражение и враждебность у аудитории. Мы должны отказаться от вредных привычек необоснованных жестов. Повернув пуговицы на очках или куртке, дотрагиваясь до тела, к ушам или носу, слишком быстро шагая во время выступления или сильно тряся руками.

Во время деловых бесед и речей жестами не следует злоупотреблять, поскольку они отвлекают внимание слушателя и мешают восприятию звучащей речи. Интенсивность жестов может свидетельствовать о тревоге и неуверенности работника, напряженности и эмоциональной нестабильности.

3. 25 Невербальных коммуникативных жестов.

1. Если ваш собеседник барабанит пальцами, то это может означать, что он проявляет нетерпение, что ему скучно или он нервничает.

2. Если ваш собеседник пожимает плечами, то это может означать, что ему неинтересно то, что вы говорите, или всё равно.

3. Если он стискивает руки, то это может означать отчаяние, ощущение безнадёжности.

4. Если ваш собеседник сжимает кулаки, то это значит, что он настроен агрессивно, пытается контролировать свой гнев.

5. Если его руки расслаблены, и он поворачивает ладони вверх, держа их перед собой, то это значит, что он удивлён, озадачен, в затруднении.

6. Если он расстёгивает пиджак, значит он готов к активным действиям.

7. Руки, скрещенные на груди, означают вызов, осуждение.

8. Если человек идёт быстро, руки у него висят свободно, подбородок поднят, стало быть, он демонстрирует уверенность в себе и решительность.

9. Если он идёт, волоча ноги, руки в карманах, голова опущена вниз, значит он упал духом, в отчаянии, подавлен, находится в депрессии.

10. Ладонь руки, положенная на щёку, означает заинтересованность на грани с удивлением.

11. Если ваш собеседник ударяет себя по подбородку, значит его осенила какая-то догадка, он озабочен.

12. Если человек трогает или потирает нос, значит он размышляет над чем-то, думает. 

13. Если он становится в позу "руки в боки", это может означать уверенность, превосходство или вызов.

14. Если ладони сложены домиком, это может означать, что он думает, выказывает интерес.

15. Если ваш собеседник наклоняет голову набок, значит он дурачится или склонен к насмешке.

16. Если ваш собеседник опускает очки к крыльям носа и смотрит поверх оправы, то, скорее всего, он хочет большего… особенно фактов.

17. Если человек расхаживает взад и вперёд, то он, видимо. Озабочен, нервничает.

18. Если человек сдавливает переносицу, значит, он устал (если только ему не давят очки).

19. Если человек сидит на краю стула, значит, он находится в ожидании или проявляет интерес.

20. Если человек сидит нога на ногу и слегка покачивает ногой, то, скорее всего, он скучает.

21. Если человек даёт характерный жест указательным пальцем, то, скорее всего, он хочет подчеркнуть свою точку зрения.

22. Если человек скрестил ноги на парте, то он старается произвести впечатление на окружающих. Проявляет свою неотёсанность.

23. Если человек откинулся назад и поддерживает себя скрещенными руками за шею, стало быть, он пытается расслабиться, а также произвести впечатление.

24. Если человек во время разговора прикрывает рот руками, то он не хочет быть понятым.

25. Если человек отвёл руку за спину и сжал её в кулак, а другой держит её за запястье, то он замкнут, напряжён.

3.2 Как войти в доверие с помощью невербального общения.

Каждый человек имеет свой собственный стиль поведения, выражения лица, жесты, позу, интонацию в голосе, наиболее важные словесные выражения и, конечно, репрезентативную систему. У каждого есть определенная система мировоззрения, восприятия внешней реальности и поведения. Если вам известны эти характеристики собеседника, вы можете доверять им при общении с ними, используя технику скрытых манипуляций с собеседником, используя метод «подстройки».  Люди любят себе подобных и отвергают «чужих». Нам неинтересен тот собеседник, в котором с нами нет ничего общего.

«Подстройка» направлена на достижение подсознательного доверия у собеседника. Технология построения подсознательного доверия содержит следующие основные компоненты:

  • подстройка к позе;
  • подстройка по жестам;
  • подстройка к дыханию;
  • подстройка под речь;
  • психологическая подстройка.

Подстройка к позе. Первое, что вам нужно сделать, чтобы построить отношения, это скопировать позу вашего собеседника. Тем не менее, это должно быть сделано естественным и простым способом, чтобы у собеседника не создавалось впечатление, что положения его тела намеренно копируются. Во время разговора партнер может несколько раз изменить положение тела. Поэтому, если вы копируете какие-либо изменения, которые происходят в положении его тела, вы должны следить за ними с небольшой задержкой.

Подстройка по жестам. Жесты всегда являются сигналом психологических изменений в собеседнике. Четко подстраиваясь под систему жестов собеседника, вы можете достичь более глубокого уровня доверия со стороны подсознания.

Чтобы завоевать доверие собеседника, не нужно концентрироваться на точном копировании жестов, достаточно воспроизвести их общее направление. Например, если другой человек поднял руку ко лбу, вы можете убрать воображаемую пылинку со своего пиджака.

Подстройка к дыханию. Это достаточной трудный для освоения прием, требующий длительной тренировки. Подстройка к дыханию означает, что мы начинаем дышать с той же глубиной и интенсивностью, как и собеседник. При этом лучше начинать следить за чем-то одним, либо за вдохом, либо за выдохом человека. Важной особенностью указанной методики является возможность применять перекрестную подстройку, т. е. вдох-выдох человека отражать не своим дыханием, а движением частей тела, например постукиванием пальца по столу. Этот метод основан на том факте, что вам не нужно дышать синхронно с каждым вдохом и выдохом, но вам нужно пропустить несколько циклов, например, выдыхать на каждый второй выдох собеседника.

Поскольку мы в основном говорим об выдохе, наш внутренний язык также синхронизирован с выдохом. Поэтому, если вы адаптируетесь к дыханию собеседника и говорите при выдохе, ваш язык автоматически адаптируется к внутреннему ритму собеседника и увеличивает эффект психологического воздействия.

Подстройка под речь. Адаптация языка включает в себя адаптацию тембров голоса, скорости речи и других характерных особенностей языка собеседника, например, использование паразитических слов и словесных предикатов.

Театральный прием.

Рассмотрим сокрушительный прием, при помощи которого вы мгновенно сможете войти в доверие к человеку. Это замечательный театральный прием — эхо. Он состоит из повторения слов и фраз, которые собеседник использует в своей речи. Как вы можете завоевать доверие и раскрепостить себя в общении с собеседником? Говори на его языке. Также замечайте когда они говорят на вашем языке, поскольку вы профессионал, знакомый с этой техникой и желающий обрести уверенность в себе и наладить хорошее конструктивное общение и диалог. Когда вы говорите, запишите жаргонные слова, которые человек использует для характеристики элементов своей жизни, а затем используйте их в диалоге.

Психологическая подстройка. Такая адаптация осуществляется путем создания коммуникационного пространства, в котором вы и ваш собеседник чувствуете себя частью одного целого. В то же время, когда речь идет о методах психологической адаптации, вы должны помнить, что вы входите в область, имеющую первостепенное значение для другого человека, и что любое неправильное слово или неправильный поступок сразу же станет препятствием для дальнейшего взаимодействия с этим человеком.

Подстройка под эмоции.

Перед началом воздействия целесообразно привести себя в такое же эмоциональное состояние, какое наблюдается у собеседника.

Подстройка под репрезентативную систему.

У каждого человека в большей степени развит какой-то один канал восприятия. Основными из них являются: зрительный, слуховой, кинестетический. Доминирование определенного канала означает, что человек получает и обрабатывает информацию в основном в этой форме. Тактика воздействия на человека зависит от преобладающей системы восприятия.

Признаки доминирования зрительного канала включают живой взгляд: глаза находятся в постоянном движении, язык быстр (язык не успевает описать образы, появляющиеся в его голове), выражения постоянно скользят в разговоре: «Я вижу это так ...», «Я смотрел на это тупо ...», «Я смотрю на эти вещи ...», жесты в верхней части тела. Направления движения глаз: вверху справа (создание визуальных мысленных образов), прямо вперед (Воспроизведение визуальных образов), слева вверху (вспоминание визуальных образов), прямо вперед (визуальное представление из памяти или внешнего мира) .

При общении с визуалом, вы должны говорить не «слушай меня», а «посмотри». Вы должны полагаться на образные сравнения, говорить о «хороших перспективах» и поддерживать его ожидание «светлого будущего».

Признак доминирования слухового канала — очень приятный, модулированный голос со сложными и разнообразными интонациями. В речи часто встречаются выражения: «я слышу…», «это звуки моей души…», «мелодия жизни…», «а вот, я слышал…», «на слуху…» Такие люди очень чувствительны к правильной фонетической организации речи, в частности к ударениям. Направление движения глаз: налево — вбок (воспоминание звуковых образов), налево — вниз (внутренний диалог с самим собой). Как вы можете внушить доверие такого человека? При общении со звуком максимальное внимание следует уделять интонациям речи (повышение или понижение тона, изменение тембров, увеличение громкости, переключение на шепот), так как это наиболее важный инструмент воздействия.

Признак доминирования кинестетического канала - человек работает с такими понятиями, как чувства: «Я чувствую, как это ...», «Я чувствовал это ...», «О, какие чувства ...», он обладает хорошей памятью на ощущения, привлекает внимание к их комфорту, избирательности во время еды, большой любви к отдыху на природе. Направление движения глаз: прямо вниз (воображение ощущений тела), вправо в сторону (генерация внутренних шумов). При общении с кинестетиком в речь следует включать больше описаний возможных ощущений, которые могут возникнуть у собеседника во время взаимодействия. Например, вы можете чаще сказать «вы можете чувствовать это ...», «чувство твердого доверия». Он должен сказать «ты чувствуешь», «чувствовать» и т. Д.

Одобрение.

Когда партнер делает или говорит что-то, он всегда ожидает оценки своих действий на бессознательном уровне. Это очень глубокий психологический механизм, связанный с тем, что каждое из наших действий должно автоматически оцениваться обществом. С согласия вы можете побудить подсознание собеседника укрепить в вас доверие. Следующее необходимо учитывать при вступлении в доверие.

Конечно, у субъекта возникает желание сразу установить отношения во всех отношениях. Однако это заставляет его мозг перегружаться информацией. Вместо того, чтобы следовать нити разговора, мозг обременен такими вещами, как необходимость предотвращения суждений. Во время разговора вам нужно говорить, а не думать об отдельных компонентах для создания доверия. Поэтому желательно обучать установке раппорта строго один за другим. И до тех пор, пока тема не принесет способность к автоматизации, вы не должны брать следующий инструмент. Это долгий путь, но только он приведет к успеху.

Чтобы не выглядеть смешно и подозрительно, необходимо действовать очень тонко и осторожно, не вызывая дискомфорта у собеседника. Ведь откровенно подражая, можно оскорбить человека. Кроме того, следует иметь в виду, что поначалу сложно привыкнуть к этой технике общения, однако с практикой это войдет в привычку.

Заключение

Итак, учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, слова могут передавать только фактическое знание, но для выражения эмоций одних слов часто недостаточно. Иногда мы говорим: «Я не знаю, как описать это словами», потому что наши чувства настолько глубоки или сложны, что мы не можем найти правильные слова, чтобы выразить их. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Человек не может говорить и оставаться неподвижным: не жестикулирует, не меняет выражения лица. Игнорирование этой динамики лишает эмоциональную речь, нарушает ее логические процессы и в некоторых случаях делает ее бессмысленной. Поэтому в общении незнание основ невербальных характеристик поведения затрудняет понимание друг друга, что приводит к недопониманию, а грамотное речевое поведение современных менеджеров (в основном устная речь) в сочетании с правильным невербальным поведением является успехом их деятельности. С действительными показателями.

Наконец, невербальное общение особенно ценно, потому что оно обычно спонтанно и появляется по незнанию. Таким образом, хотя люди взвешивают свои слова и иногда контролируют выражения лица, они часто «пропускают» скрытые чувства через выражения лица, жесты, интонацию и звуковые цвета. Любой из этих невербальных элементов общения может помочь нам проверить правильность того, что говорится в речи, или иногда это может заставить людей сомневаться в том, что говорится.

Понимание невербального языка в основном приобретается при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении повышается с возрастом и опытом.

Список использовавшейся литературы и ссылки:

●https://spravochnick.ru/psihologiya/neverbalnaya_kommunikaciya_-_chto_eto_takoe/sredstva_ispolzuemye_v_neverbalnoy_kommunikacii/#neverbalnye-sredstva-kommunikacii .

●http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook601/01/part-007.htm

Макаренко С.А. Собр. соч. Т.4. – М.: Педагогика, 1989. С. 34.

Макаренко С.А. Собр. соч. Т.5. – М.: Педагогика, 1989. С. 171.

Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. - М.: Моск. городское пед. общество, 1998. С. 29.

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. – 418 с.