Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных проявлений человека (Вопросы изучения невербальной коммуникации в историческом аспекте)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Эмоции в жизни людей занимают важное место. Они побуждают. Они помогают. Они иногда мешают принимать правильные решения, оценивать ситуацию трезво. В современном мире проблема изучения эмоций является актуальной как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Эмоции регулируют психическую активность человека, влияют на протекание всех психических процессов.

У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и т.д., играют роль субъективных ориентировочных сигналов. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции приобретают сложный характер, создают различные виды так называемых высших эмоциональных процессов (чувств); социальных, интеллектуальных и эстетических, которые являются для человека главным содержанием его эмоциональной жизни.

Современный этап теоретической разработки проблемы эмоций, ее понятийный аппарат характеризуется терминологическим многообразием и поэтому требует обобщения и систематизации. В ряде исследований (Б.И.Ананьев, С.Л. Рубинштейн, П.М.Якобсон и др.) используется два понятия - «эмоции» и «чувства »- как синонимы одного значения. В других работах эмоции рассматриваются как свойства психики (В.Вундт, И.П.Павлов, Б.М.Теплов и др.), или как процессы (Р.С.Лазарус, К.Ланге и др.), или как состояние психики (Б.И. Додонов, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов и др.).

Важной проблемой психологии эмоционально-чувственной сферы личности выступает выяснение функций и роли эмоций в жизнедеятельности человека, в частности в процессе коммуникации.

Эмоции, могут проявляться в акте коммуникации как вербально (словесно), так и невербально (в жестах, доступных внешнему наблюдению). Значительный вклад в исследование проблемы невербальных составляющих эмоциональных состояний сделали Г. Крейдлин, П. Экман, У. Фризен, А. Пиз и др. В отечественной психологии данная проблема нашла свое отражение в трудах Л.И. Дмитриевой, С. Л. Рубинштейна и др.

Невербальные средства имеют своеобразную классификацию. Ученые рассматривают 16 невербальных средств общения - это телодвижения, жесты (движения рук, ног), пространственное поле между собеседниками, выражение глаз и направленность взгляда, выражение лица, акустические средства (связанные с речью и не связанные с ней), тактильные средства (рукопожатие, поцелуи), улыбка, косметика, реакции кожи (покраснение, побледнение), запахи (духи, алкоголь), одежда и ее цвет, манеры (например, держать сигарету) и др.

Цель работы: изучить особенности невербальных проявлений эмоциональных проявлений человека.

Предмет: эмоциональная сфера человека.

Объект: невербальные проявления эмоций.

Задачи:

1.Рассмотреть вопросы невербальной коммуникации в историческом аспекте.

2.Привести понятие и определение невербальной коммуникации.

3.Раскрыть понятие и сущность эмоций.

4.Изучить единицы невербальной коммуникации, отражающей эмоции.

5.Осуществить практическое исследование умения распознавать и описывать эмоции человека.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, практическая диагностика.

Структура: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

1. Основная проблематика невербальной коммуникации

1.1. Вопросы изучения невербальной коммуникации в историческом аспекте

Изучение основ невербальной коммуникации берет свое начало в глубокой древности. Невербальный язык был известен и использовался в древнегреческом театре масок, в котором внешнему выражению внутренних состояний придавалось большое значение (актеры по ходу пьесы меняли маски, которые изображали различные застывшие эмоциональные состояния: радость, страх, гнев). Знания о невербальном выражении эмоций описывались в древних трактатах по ораторскому мастерству. Немаловажную роль позы, жесты и мимика играли и в античной скульптуре[1, c.76].

Попытку понять и объяснить особенности невербального поведения с научной точки зрения предпринял Ч. Дарвин. Он посвятил этой теме труд «О выражении эмоций у человека и животных». Долгое время изучение невербального поведения в психологии осуществлялось в русле идей, сформулированных Ч. Дарвином. Одним из поворотных открытий психологии в отношении невербального поведения – стало признание его коммуникативной функции. С.Л. Рубинштейн сформулировал утверждение о том, что выразительные движения не являются простым сопровождением эмоций, как считал Ч. Дарвин; они выполняют «определенную актуальную функцию, а именно – функцию общения; они – средство сообщения и воздействия, они – речь, лишенная слова, но исполненная экспрессии»[16, c.34].

Само понятие «невербальная коммуникация» (известное в зарубежной литературе под термином nonverbal communication) сформировалось сравнительно недавно, в 50-х годах XX века. Изучением невербального поведения стала заниматься в основном психология. Именно эта наука дала ответы на многие вопросы, смогла классифицировать это явление, описать его наиболее полно по сравнению с попытками, предпринимавшимися ранее[8].

В современном научном знании наибольшее внимание этому виду общения уделяется в таких областях, как паралингвистика, экстралингвистика, психосемиотика и т. д. Охарактеризуем более подробно эти направления.

Паралингвистическая система невербальных средств общения - это совокупность средств, сопровождающих вербальное взаимодействие и дополняющих смысловое содержание слов. К данной системе относят следующие виды невербальных средств общения (по характеру проявления):

- фонационные - звуковые особенности (громкость, темп, интонация и др.);

- кинетические – движения, сопровождающие речь (мимика, жесты);

- графические – особенности графического выражения речи (почерк)[2, c.90].

Исследователи выделяют отдельно группу - экстралингвистические средства общения, представляющие собой нетипичные особенности речи. К ним относят вздохи, паузы, покашливание, смех и др.

Психосемиотика – область психологического знания, изучающая различные аспекты влияния знаков и знаковых систем на психику человека. Объектом изучения психосемиотики общения выступает «невербальный язык» и «невербальная коммуникация», а также их соотношение с категорией «невербальное поведение»[13].

Современная психология невербального общения базируется на идеях Ч.Дарвина, Ф. Дельсарта, В.Райха, Д.Эфрона, Р. Бердвистелла, А.Шефлена, Е.Холла, П.Экмана, А.Пиз, В.А.Лабунской и многих других. В ней обозначается ряд направлений: социально-перцептивное, коммуникативное, паралингвистическое, интерактивное. Невербальное общение рассматривается в рамках когнитивной социальной психологии в связи с изучением аттитюдов, эталонов, стереотипов поведения. Оно занимает центральное место в различных школах символического интеракционизма, в теориях ролевого поведения и взаимодействия. На него обращают внимание психоаналитики, изучая детско-родительские отношения, взаимодействие психотерапевта и клиента. Тенденция развития психологии невербального общения заключается в превращении ее в науку, имеющую междисциплинарный статус.

Таким образом, термин «невербальное общение» в последнее время стал категорией, которая объединяет различные явления и, таким образом, превратился в широкое понятие, которое можно встретить в современной науке, - это понятие в современной научной литературе получило название «несловесный язык» [11, с. 9].

Понятие «несловесный язык» объединяет большой круг явлений и включает не только движения тела человека, но и самые различные предметы труда, быта, одежду, косметику, окружающую среду, архитектуру, такие виды искусства, как балет, музыка и живопись.

1.2. Понятие и определение невербальной коммуникации

Коммуникацией традиционно называют обмен информацией между индивидами посредством языковой или иной общей системы символов или знаков [4, c.6]. Несмотря на то, что определение коммуникации варьируется в соответствии с теоретическим подходом ее рассмотрения, существует пять основных факторов, характерных общему процессу взаимодействия. Это инициатор, реципиент, средство передачи сообщения, сообщение и эффект, который оно создает [19, c. 55].

Иными словами, коммуникативный процесс начинается тогда, когда сообщение (вербальное или невербальное) выражается и кодируется отправителем, передается через сигнал или ряд сигналов и декодируется получателем [17, c. 72-73]. Схематично этот процесс можно изобразить следующим образом (рис. 1)

Рис.1. Коммуникативный процесс[10]

Межличностная коммуникация определяется как инструмент социального взаимодействия, как средство регуляции деятельности, средство воздействия одних людей на деятельность, поведение других [4; 7].

В межличностной коммуникации переплетаются две составляющих: вербальная (основывается на словесных символах и знаках и реализуется в разговоре, слушании, чтении, письме) и невербальная (внеречевая коммуникация, основанная на внеязыковых знаковых системах) [13, c.8]. В невербальной коммуникации даже акт молчания, несмотря на отсутствие словесного выражения, считается информативным [2, c.14].

Исследователи (В.А. Лабунская, А.А. Мельник и др.) предлагают пять групп определений понятия «невербальная коммуникация» (невербальное общение)[10], [12]. Охарактеризуем их.

Самое общее из определений рассматривает под невербальным общением все типы коммуникативного поведения, которые отличаются от слов [10; 16 и др.].

Второй распространенный подход перечисляет различные типы поведения и бездоказательно относит их к средствам невербальной коммуникации [10; 12].

Третий подход определяет невербальную коммуникацию соответственно к ориентации на отправителя [5; 16]. Этот подход утверждает, что только символические типы поведения должны рассматриваться как коммуникация.

Авторы четвертого подхода пытаются разделить невербальное поведение и невербальную коммуникацию. Они определяют невербальную коммуникацию как процесс, состоящий из случайно кодированных, интенциональных и символических действий.

С их точки зрения пятого подхода, невербальная коммуникация ограничена типами поведения, которые «используются регулярно среди членов данного социума, обычно понимаются как интенциональные (человек производит их намеренно, с сознательной целью сообщить нечто другому), имеют интерпретации, которые легко узнать »[14].

Последнее и самое широкое трактование определяет все типы поведения как коммуникацию. Д. Спейс утверждает, что «невербальная коммуникация гораздо шире, чем невербальное поведение. По их мнению, комната, лишенная поведения одухотворенных предметов, передает информацию через атмосферу и функцию. Статическая одежда передает информацию о лице, который ее носит и т.д.»[18, c.55].

Исходя из вышесказанного, исчерпывающим, по нашему мнению, считаем определение понятия невербальной коммуникации:

- обозначающее осознанное или неосознанное коммуникативное невербальное поведение, проявляющееся через телодвижения, жесты, выражения лица, дистанцию, размещение тела пространственную организацию, прикосновение и запах:

- включающее такие аспекты голосового поведения как интонация, качество голоса,

- функционирующее в непосредственном общении.

1.3. Понятие и сущность эмоций

Эмоция (от фр. emotionуслышать) - психологический процесс импульсивной регуляции поведения, который в основе своей имеет отражения влияния положительных или негативных факторов на организм. Именно благодаря эмоциям, организм приспосабливается к меняющейся среде. Именно эмоция, является первой реакцией организма на любой раздражитель. И именно поэтому, понимая себя и управляя своими эмоциями, человек может адекватно реагировать на все, что происходит вокруг[6, c.56]. 

Рассматривая специфические особенности эмоций человека, следует, прежде всего, отметить, что эмоции носят личностный характер: в котором отражается значимость предметов и явлений для данного человека в определенной ситуации. Так, еда, предложенная сытому и голодному человеку, вызывает у них разные эмоции. Этим самым объясняется и отношение к предметам, которые вызывают воспоминания. В связи с этим эмоции можно обозначить как важнейшую характеристику личности[11, c.90].

Обобщая исследования, которые в той или иной форме представлены в различных теориях или теоретических взглядах о природе эмоциональных явлений, можно сделать заключение, что:

1.Эмоциональные явления (на отмену познавательных процессов) излагают отношения между индивидом и окружающей средой(потребностями и возможным или реальным их удовлетворением/или невозможностью удовлетворить, целями и возможным или реальным их достижением/или невозможностью достичь).

2.Самые типичные и значимые виды таких ситуативных отношений также приобретают название дискретных эмоций (гнев, радость, собственный страх и тому подобное), виды внеситуативных постоянных отношений - название чувств (любовь, уважение, ненависть, презрение и тому подобное)[11, c.23].

3.Эмоциональные явления допускают обязательную включенность всех систем организма к процессам обеспечения поведения и сознания, причем характер этой включенности не привязан к конкретным видам эмоциональных явлений и не может изменяться на весьма широком диапазоне.

4.Эмоциональные явления могут выступать и как механизм деструктивного поведения, но в любом случае является необходимым, следовательно, и постоянным компонентом регуляции[14, c.24].

Все разнообразие эмоциональных явлений можно разделить на 2 категории: на позитивные эмоции, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и доставляющие удовольствие, и негативные эмоции, связанные с недовольством жизненных потребностей[5, c.11].

По форме проявления все эмоциональные состояния делятся на чувственный тон, настроение, интерес, аффект, стресс ,фрустрацию, страсть.

Самая простая форма эмоционального переживания - это, так называемый чувственный, или эмоциональный, тон. Под чувственным тоном понимают эмоциональную раскраску, своеобразный качественный оттенок психического процесса, который побуждает субъекта к их сохранению или устранению. Известно, что некоторые цвета, запахи, независимо от их значения, упоминания могут вызывать у нас приятное или неприятное чувство[6, c.78].

Под настроением понимают общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека. Настроение очень разнообразно : оно может быть радостным или грустным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и тому подобное. Настроение это эмоциональная реакция на непосредственные последствия тех или других событий, их значение в жизни человека, в контексте его общих жизненных планов, интересов в ожиданий.

Выделяют такие основные «фундаментальные эмоции»: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд[3, c.25].

Из соединения фундаментальных эмоций возникают такие комплексные эмоциональные состояния, как, например, тревожность, которая может сочетать в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из отмеченных эмоций является основой целого спектра состояний.

Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности человека (так, можно уважать за работоспособность и в то же время осуждать за вспыльчивость).

Самой мощной эмоциональной реакцией есть аффект. Аффект (от лат. – «волнение», «страсть») - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями изменений в функциях внутренних органов. Еще одна большая область состояний человека объединяется понятиям стресс. Под стрессом («давление», «напряжение») понимают эмоциональное состояние, которое возникает в ответ на разнообразные экстремальные влияния.

Человеческие эмоции имеют длительную историю филлогенетического развития, во время которой они стали выполнять ряд специфических функций [10, c.50].

Отражательная функция эмоций оказывается в обобщенной оценке событий. Эмоциональная оценка событий формируется не так с учетом опыта индивидуальных переживаний человека, как под воздействием переживаний, которые появились в общении с другими людьми, в частности, через восприятие произведений искусства, средств информации и тому подобное[3, c.114]. Оценочная или отражательная функция эмоций непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией.

Средством выражения эмоций выступают: мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации и т.д. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

Согласно исследованиям все эмоции одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57%), потом отвращение (48%), удивление(34%). Наибольшую информативность об эмоциях, которые преодолеваются человеком, несет выражение его рта[18, c.35].

Эмоции влияют на поведение человека как произвольная составляющая, проявляясь на стадиях осознания потребности и оценивания ситуации, принятия решения и оценивания результата. Ведь бурные и внезапные переживания, даже радости, увлечения, могут быть опасными для него. Достигая большой силы, они разряжаются в слезах, смехе, крике, мимических, дыхательных, мышечных движениях и тому подобное[8, c.78].

Среди основных функций, которые выполняют эмоции в жизни человека, выделяют:

1. Сигнальную функцию. Для животных и человека эмоции играют позитивную и негативную роль. Негативная эмоция - сигнал тревоги, опасности для организма; позитивная - сигнал о том, что все хорошо. Как правило, он краток, потому эмоциональная адаптация к приятному наступает быстро. Сигнал тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не будет преодолена. Позитивная роль эмоций не связана непосредственно с позитивными эмоциями, а негативная - с негативными. Позитивные эмоции могут, например, неоправданно расслаблять дезориентировать, а негативные - стимулировать самосовершенствование человека[12, c.66].

2. Познавательную функцию. Эмоциональная система редко функционирует независимо от других. Некоторые эмоции или комплексы эмоций всегда взаимодействуют с сенсорно-перцептивной, когнитивной и двигательной системами.

В ранний период человеческого развития эмоции были средством оценивания действительности, являясь своеобразной платформой мышления, однако, часто не согласуясь с ним.

  1. Мотивационную функцию. Эмоции являются составляющей мотивации и всего процесса произвольного управления. Без них не обходится оценивание достигнутых результатов. Они субъективно окрашивают все, что происходит вокруг человека и в нем. На одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать неодинаково[16, c.43].

Сами по себе эмоции не являются мотивами. В мотивационном процессе они проявляются как энергетический усилитель побуждений к удовлетворению потребности в эмоциональных ощущениях и переживаниях, если человек осознает их как ценность.

Эмоции влияют на процесс общения, мышления, творчества, здоровья человека. Они выражаются в деятельности. Их экспрессивная составляющая (по большей части экспрессия лица) активно используется в установлении человеческих контактов, межличностных влияниях. Эмоциональное реагирование формирует первое впечатление о человеке, что связано с сигнальной функцией эмоций. На Западе многие руководители принимают на работу сотрудников за коэффициентом интеллекта(IQ), а повышают в должности по эмоциональному коэффициенту (EQ), который характеризует способность человека к эмоциональному общению[12, c.7].

Используют эмоции (улыбку, смех, угрозу, вопль, плач, показные безразличие и страдание и тому подобное) как средство манипулирования людьми, влияния на их поведение. Они помогают человеку добиваться удовлетворения своих потребностей через выгодные ему изменения поведения других людей.

Эмоции являются обязательной составляющей мышления, катализируют интеллектуальный процесс, улучшают или ухудшают умственную деятельность. Эмоции - координатор умственной деятельности, обеспечивают ее гибкость, коррекцию, отход от стереотипа, изменение актуальных наставлений. Сильные эмоции дезорганизовывают мышление. Сопровождают они и творческий процесс: муки творчества и радость открытия. В разных видах искусства им принадлежит особая роль.

Следовательно, эмоции играют в жизни человека и негативную (разрушительную) роль. Сильные эмоции отвлекают внимание, дезорганизовывают мышление, поведение, деятельность человека. Грусть, радость, гнев ослабляют внимание и здравый смысл, побуждают к безрассудным поступкам. С сильными эмоциями связаны скорость и качество интеллектуальной деятельности [20, c.8].

Эмоции всегда субъективны. Они, прежде всего, выполняют функцию отражения субъективного отношения человека к окружающей среде и к себе самому.

Таким образом, невербальная коммуникация это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме.

Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.

Невербальные средства общения необходимы с целью:

— регулирования течения процесса коммуникативного взаимодействия, создания психологического контакта между собеседниками;

— обогащения смыслов, передаваемых при помощи слов, направления толкования словесного контекста;

— выражения эмоции и отражения истолкования ситуаций.

Эмоции – это психические явления, отражающие в виде переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Эмоции имеют существенное значение в жизни и разным образом влияют на ее деятельность. Эмоции необходимы для благополучия человека. Эмоция - это что-то, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

2. Единицы невербальной коммуникации, отражающей эмоции

2.1. Жесты как форма отражения эмоций

В последние десятилетия развилась новая область науки под названием «Язык тела» (Body launguage). С помощью видеокамеры ученые смогли точнее разделить на маленькие составные части наше поведение и бессловесное общение с другими людьми. Один исследователь этого общения, американец Марио Пей, насчитал 700 000 различных жестов и сигналов. Стало известно, что мы каждый час посылаем сотни невероятных сообщений, которые наши собеседники воспринимают и верят им больше, чем нашим словам. Язык тела может рассказать окружающим о чувствах и настроении человека.

Как и любой язык, считает А.Пиз, язык тела состоит из слов, предложений и знаков препинания. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Полностью понять значение этого слова можно только тогда, когда это слово вставлено в предложение наряду с другими словами. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего[14].

Язык тела может сказать то, о чем человек думает и о чем не сказал. Однако заметим, что ни одно движение само по себе не дает окончательного сообщения, так же, как из одного слова трудно сделать какой-то вывод. Движения надо изучать целостно.

Практика «невербалики» свидетельствует, что, например, жестикуляция увеличивается при эмоциональном подъеме. Она усиливается, когда субъекты имеют плохую обратную связь и определенные трудности при передаче информации друг другу[14, c.70].

Термин «жесты» понимается как движения рук или кистей рук, но часто используется для обозначения всех движений тела, в том числе мимики, пантомимики (партнер получает определенный предмет, открывает дверь, закуривает и т.п.). В таком случае для обозначения собственно движений рук употребляется термин «жестикуляция».

Жесты рассматриваются как внешние проявления внутреннего состояния человека, при этом они несут информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об интенсивности переживания. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они говорят об отношении человека к определенному лицу, события, предмета.

Интенсивность и нормы жестикуляции, принятые у различных народов, существенно различаются. По данным исследований, в среднем в течение часового разговора мексиканец жестикулирует 180 раз, француз - 120, итальянец - 80, финн - 1 раз. Для россиян характерна средняя интенсивность жестикуляции. Конечно, чем выше степень «этикетности» ситуации, тем более необходимой является сдержанность в жестах[1].

Согласно самой широкой классификации, жесты подразделяются на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухонемых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).

В соответствии с классификацией известного исследователя невербального поведения А. Штангля выделяются:

- жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела, — пассивность, недостаток воли; скрещенные на груди руки — тенденция к дистанцированию, известная изоляция, выжидание и др.;

- жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх — объяснение, убеждение, открытое представление, отдавание; руки спрятаны в карманах — скрывание неуверенности, потеря непосредственности; рука сжимается в кулак — концентрация, стремление к самоутверждению и др.;

- «игры рук»: пальцы барабанят по столу — демонстрация незаинтересованности; стирающие движения по лбу — стирание нехороших мыслей, плохих представлений и др.;

- жесты пальцев: палец засунут в рот — инфантильная наивность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту — стремление предотвратить всякое проявление, импульс к овладению собой; палец касается глаз или ушей — опосредованный знак неловкости, плохое настроение, известная робость и др.;

- рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, бесцветное, слабое и др.

В классификации А. Пиза представлены наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия:

- жесты ладони: открытая ладонь, говорящая о правдивости, честности, преданности; пальцы собраны в кулак и виден только указательный палец — «указующий перст», сила, принуждение к действию и др.;

- жесты кистями и руками: рука, охватывающая запястье, говорит о неоправданных ожиданиях и попытке самоконтроля; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх — оборонительное или негативное отношение к чему-либо и др.;

- жесты «рука к лицу»: «рука к носу» указывает о недоверии к говорящему; потирание глаза — попытка блокировать ложь; почесывание шеи — сомнение, неуверенность и др.; рука поддерживает голову — скука, отсутствие интереса; поглаживание подбородка — принятие решения; потирание тыльной стороны шеи — сигнал неоправданных ожиданий и др.;

- барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжатыми в кулаки, говорят о враждебном отношении к партнеру; дотрагивание до предмета, расположенного вблизи другой руки, — стремление к достижению безопасности и др.;

- барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, попытку защититься от чего-то и др[14].

В общении жесты выполняют разнообразные функции. В классификации жестов, разработанной Е. А. Петровой, учтены не только особенности жестов, но и разнообразные функции общения, которые они реализуют:

- аффективно-коммуникативная — жесты, выражающие чувства, волю, желание, другие состояния (эмотивная функция); жесты, выражающие течение перцептивных, мимических, интеллектуальных процессов (функция выражения процессов); жесты, сигнализирующие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция);

- регулятивно-коммуникативная — фатические жесты (жесты вступления в контакт); конативные жесты (жесты, способствующие поддержанию и усилению контакта); эндные жесты (жесты завершения контакта);

- информативно-коммуникативная — презентация информации об объекте, о себе, о другом.

Таким образом, жесты - это выразительные движения рук, которые имеют коммуникативную направленность. Жесты отражают внутреннее состояние человека. Однако их, как и другие компоненты невербального общения, не всегда можно объяснить однозначно.

2.2. Классификация жестов в невербальной коммуникации

Психологи считают, что человек, сам этого не осознавая, проявляет некоторые телодвижения:

- Если во время беседы партнер поворачивается в сторону двери или если его ноги направлены к выходу, то это означает, что ему хотелось бы уйти;

- Собеседник, расхаживает по комнате, скорее всего обдумывает сложную проблему, принимает трудное решение, поэтому не целесообразно его отвлекать, поскольку это может прервать ход его мыслей и помешать принятию решения;

- Если собеседник одной рукой упирается в дверной откос или стену, а другую держит на бедре - это значит, что он стремится быть лидером. Об этом говорит и другая поза: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены;

- Человек, который сидит в кресле, непринужденно закинув ногу на ногу, считает себя хозяином ситуации. Однако, если некто сидит на краешке кресла, сложив руки на коленях, это указывает на склонность к подчинению;

- Если человек несколько поднимает плечи и опускает голову, то это означает, что он обижен или унижен. Особенно, если при этом он еще и начинает чертить на листе бумаги различные геометрические фигуры, стрелки и т.п. В этом случае целесообразно изменить тему разговора. Когда у партнера улучшится настроение, можно осторожно попробовать выяснить, чем именно он был обижен.

В этикете общения выделяются жесты, которыми пользуются вместе с речью, и те, которые называются самостимулирующими, их чередование делает общение более интересным и эмоциональным [7, c.6].

Итак, чтобы человеку показать, что он внимательно слушает, следует наклониться вперед, держа спину прямо. Если же отклониться назад, расслабляя руки и ноги - это производит впечатление, что партнер отдыхает и не слушает собеседника. Не следует опускать плечи и скрещивать руки, отворачиваться от собеседника, ведь все эти позы означают, заинтересованность.

Существуют пять возможных позиций головы. Если голова наклонена:

- Вверх - превосходство: позиция руководителя, который не доволен работой подчиненного;

- Вниз - покорность: ожидаемая реакция на критику, однако, если личность, которую критикуют, держит голову вверх и не опускает глаза - это считается дерзостью, пренебрежением;

- К собеседнику - внимание;

- От собеседника - незаинтересованность;

- В сторону - или интерес тем, что сказано, или непонимание.

Улыбка является исключительно важным невербальным знаком проявления эмоций.

Американские исследователи утверждают, что существует 1814 различных улыбок, однако какие бы эмоции не переполняли человека, он не может допустить пренебрежительной или ироничной улыбки, поскольку подсознание собеседника воспримет ее как оскорбление. Дружеская улыбка устраняет настороженность или агрессивность, преодолевает всевозможные препятствия в общении с людьми. Специалисты говорят о так называемых «этикетных улыбках», которые отражают культурно-специфические нормативы выражения эмоций и отношений в процессе общения. Например, японцы улыбаются часто, даже в таких ситуациях, в которых улыбка показалась бы европейцу неуместной. Проявление особенности японской культуры - нежелание навязать партнеру собственные негативные эмоции, заботы. Или известная американская улыбка, которая может неоднозначно восприниматься европейцами. В американском обществе уже не одно десятилетие распространен лозунг «улыбайтесь». Улыбка создает позитивную атмосферу общения. Считается, что открытое лицо, прямой взгляд, приветливая улыбка - это приметы человека честного, умного, воспитанного[17].

Выражение лица должно меняться в зависимости от ситуации. Непонятное выражение лица считается неискренним.

Считается, что глаза - это зеркало души, поэтому им в науке придается особое значение. Для глаз существуют определенные правила «невербалики». В зависимости от локализованной направленности на собеседника различаются взгляды:

- Деловой – взгляд не опускается ниже глаз собеседника, направляется в треугольник, основание которого составляет линия между глазами, а вершину - мнимая точка посередине лба;

- Светский (социальный) - не выходит за пределы треугольника, расположенного между глазами и ртом партнера, направляется ниже линии глаз;

- Интимный - направляется в глаза и одновременно ниже, но здесь треугольник значительно больше: он находится между грудью и глазами.

В Китае, Японии и других странах Юго-Восточной Азии, у некоторых африканских народов собеседники в основном избегают прямого взгляда. Во Франции, Италии, Латинской Америке - наоборот. У японцев – «людей зрения», глаз, будучи органом зрения, одновременно является и органом речи. Встретив взгляд другого человека, японец понимает движение его души, его чувства, эмоции, для него глаза говорят в той же мере, что и язык».

Одним из средств языка телодвижений является прикосновение - это один из способов, чтобы показать авторитет. Лица, которые выше по статусу (руководители), могут касаться лиц более низкого ранга (подчиненных), чтобы выразить благодарность или поощрить их к труду. Прикосновение может означать также моральную поддержку, внимание.

Важно научиться читать «язык телодвижений». Например:

- Руки, обращенные ладонями вверх, - знак, что собеседник говорит искренне;

-Собеседник «барабанит» пальцами по столу - проявление нетерпимости, нервозности, незаинтересованности;

- Руки, сжатые в кулак, - знак контролируемой агрессии;

- Собеседник пальцами рук сжимает переносицу - знак усталости;

- Ладони рук возложенные на щеки - заинтересованность на грани удивления;

- Собеседник отвел одну руку за спину и сжал ее в кулак, а другой рукой держит ее запястье - замкнутость, напряженность.

Когда-то руки в карманах означали пренебрежение, а теперь этот жест показывает, что собеседник хочет отдохнуть, развлечься или желает, чтобы его не воспринимали всерьез.

Жест «руки за спиной» А.Пиз считает жестом уверенного в себе человека. В современной реальной жизни он существует в измененном виде. «Руки за спиной» - это скорее жест интеллектуала, ученого или художника, уверенного в себе, который или стоит в этой позе, или ходит по коридору[14]. Существуют и другие жесты рук:

- Руки, свисающие вдоль тела - пассивность, отсутствие силы воли и готовности действовать;

- Потирание ладоней - приятное ожидание, приятные мысли;

- Сцепленные пальцы рук - человек желает скрыть свое разочарование и негативное отношение к тому, что происходит;

- Рука сжимается в кулак - концентрация эмоций, стремление к самоутверждению, волнение;

- Пальцы сложены домиком - жест уверенного в себе человека, который знает, чего хочет;

- Кончики большого и указательного пальцев касаются, тогда как другие, особенно мизинец, выпрямлены - высокая степень внимания и концентрации, сосредоточения на мелких деталях;

- Выставлены из карманов большие пальцы рук - характеризуют властного, агрессивно настроенного человека;

- Руки закрывают часть или все лицо - желание скрыть, утаить собственное положение, трудности;

- Рука вытирает лоб - уничтожение дурных мыслей или концентрация на размышлениях;

- Прикосновение к уху - человек достаточно наслушался рассказов собеседника и не хочет ничего рассказывать сам;

- Потирание переносицы - признак глубокого сосредоточения и напряженных размышлений, при этом человек, как правило, закрывает глаза;

- Прикосновение к подбородку - процесс принятия решения;

- Если партнер подпирает подбородок ладонью с вытянутым указательным пальцем, то это означает, что к предложению формируется критическое отношение;

- Пальцы в углу рта - этот жест говорит об удручающем состоянии, отражает необходимость в поддержке и помощи;

- Скрещенные на груди руки, сжатые в кулак - враждебность;

- Скрещенные руки с раскрытыми ладонями - человек занимает четкую позицию, уверен в своей правоте;

- Руки упираются в бедра - демонстрация пренебрежительного отношения или скрытое чувство слабости и смущения;

- Руки поддерживают верхнюю часть туловища, на что-то опираясь (на стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.), - внутренняя неуверенность, стремление к духовной опоре.

Человек, испытывающий свое преимущество, закладывает руки за спину, держа запястья. А вот руки за спиной, сплетенные в замок, говорят о том, что человек пытается успокоиться или хотя бы скрыть свое волнение. Однако, чем больше он взволнован и возбужден, тем выше закладывает руки за спину. Кстати, именно отсюда происходит выражение «взять себя в руки»[6].

Чтобы что-то важное подчеркнуть, объяснить, желательно употреблять жесты, которых бесчисленное множество, однако основными считаются:

- В знак согласия - кивать головой;

- В знак агрессии - показывать пальцем;

- В знак агрессии и силы - показывать кулак;

- Беспокойные руки - это проявление нервозности, тревоги.

Если человек говорит неискренне или слышит ложь от другого лица, он невольно пытается закрыть руками рот, глаза и уши. Тот, кто произнеся что-нибудь, прикрывает рукой рот (большой палец прижат к щеке, а жест нередко сопровождается мнимым кашлем), скорее всего, говорит неправду. О лжи могут свидетельствовать и легкие быстрые касания к носу или ямочки под носом. Специалисты объясняют это тем, что в момент произнесения лжи у человека возникает раздражение нервных окончаний носа, и он вынужден прикоснуться к нему. Однако заметим, что прикосновение к носу или быстрое его потирание не всегда является стопроцентным свидетельством неискренности собеседника. Иногда такой жест указывает на сомнения человека в чем-то, напряжение размышлений, поиск точной формулировки ответа.

Озвучивание лжи может вызывать у человека зуд в веках глаз, а также в мышечных тканях шеи, поэтому некоторые неискренние собеседники иногда оттягивают воротничок своей рубашки. Потирая веко, мужчины делают это энергично, а женщины, как правило, только проводят пальцем по нижнему веку. Потирание века может быть связано также с желанием избежать взгляда в глаза собеседнику, которому говорится неправда. О намерениях что-то скрыть могут свидетельствовать потирание лба, подбородка[8].

Почесывание уха может быть равнозначным фразе: «Я не хочу этого слышать». К мочке уха касаются чаще всего в состоянии волнения, разочарования, а потягивают ее тогда, когда человеку надоело слушать и он хочет высказаться сам.

Если собеседник в момент высказывания своего партнера собирает с костюма какие незаметные ворсинки - это значит, что он не согласен с мнением, хотя и не выражает свое отрицание вслух. Если в течение всей беседы он на словах соглашается, но постоянно собирает с одежды ворсинки, которых там нет - это признак того, что в действительности с произнесенной мыслью он не согласен.

Один из самых простых сигналов языка тела - когда люди сидят рядом, закинув ногу за ногу:

- Если к себе - лица договариваются между собой;

- Если ноги перекрещены у двоих собеседников от себя - не соглашаются, конкурируют, относятся неприязненно друг к другу;

- Если ноги перекрещены внизу и подобраны под стул - проявление сдержанности.

Размещение ног также указывает на целый ряд ощущений:

- Ноги заложены за ножки стула - упрямство и уверенность в позиции;

- Ноги вытянуты - попытка увеличить свою территорию.

Понять характер собеседника может помочь и его осанка:

- Если человек стоит, и вся тяжесть тела приходится на одну ногу, а вторая только служит опорой, позы меняет редко, чувствуется расслабленность, то это свидетельствует о гибкости личности, которая легко приспосабливается и обладает быстрой реакцией;

- Если человек стоит с широко расставленными ногами, то это может означать стремление к самоутверждению, наличие высокой самооценки;

- Переменная осанка с частой сменой опорной ноги характеризует ненадежного человека со слабыми убеждениями и недостаточной дисциплинированностью;

- Заметно развернутые наружу носки ног характеризуют человека высокомерного, самоуверенного, напыщенного, самодовольного[8].

Таким образом, научившись читать язык жестов, тела, легко определить психоэмоциональное состояние собеседника, исследовать, что он скрывает под маской равнодушия или веселья, успешно наладить эффективное общение с ним.

2.3. Эмоциональная мимика и ее проявление

В последние десятилетия наблюдается резкий рост интереса со стороны ученых к выражению эмоций человека невербальными средствами. Ведь по лицам людей не меньше, чем по словам, можно судить об их актуальном психологическом, в частности эмоциональном, состоянии, например: нервничают они, удивлены чем-то, сердятся или радуются [12, c.34].

Традиционная точка зрения на соотношение чувств и их невербальных проявлений общеизвестна: выражение чувств является не чем иным, как манифестацией внутреннего состояния человека. В этих случаях, по мнению психологов, происходит екстериоризация чувств [6, c.112].

Р. Дэвидсон, выразил свой очень оригинальный взгляд на вопрос об эмоциональных проявлениях, описывая отношение между чувством и манифестацией чувств как обратное. Он считал, что внутренний эмоциональный опыт человека является производным от различных его внешних действий, в том числе от открытых телесных проявлений физиологического возбуждения и экспрессивного телесного поведения [7, c.26].

П. Экман и В. Фризен создали оригинальную систему кодирования лицевых выражений, которую назвали FAST (Facial Affect Scoring Technique) [20, c.21]. Лицо будто разбивается на три области: (а) лоб-брови-глаза; (б) нос-щеки и (в) рот-подбородок, и в результате варьирования и комбинирования соответствующих элементов выходят комплексные лицевые выражения. Именно на основе системы FAST были разработаны и впервые примененные на практике методы распознавания эмоций по выражениям лица, эмоций, возникающих от чувственного восприятия людьми событий. На лице человека отражаются многие его переживания, мысли и отношения к кому-то или чему-то.

   П. Экман считает, что по внешним проявлениям реконструируется и познается внутренний мир человека, к какой бы культуре он ни принадлежал. Согласно П. Экману, лицевые выражения представляют собой биологически врожденные двигательные активности, а потому служат надежными диагностическими показателями конкретных эмоций[20, c.28].

   Различают семь человеческих эмоций, которые были Экманом названы основными, в частности, в связи с возможностью их непосредственного отображения на лице. К ним относятся: (1) радость / счастье; (2) удивление / изумление; (3) страх; (4) отвращение / презрение; (5) грусть; (6) гнев / ярость; кроме того, он причислил к эмоциям и (7) интерес / любопытство.

Каждая из основных эмоций, по мнению П. Экмана, связана с нейронной программой, которую он считает универсальной, как и сами эмоции. Он утверждает, что основные эмоции являются универсальными, так как все равно распознаются разными народами [20, c.168].

   Все остальные эмоции П. Экман относит к дополнительным, или вторичным. Вторичные эмоции не столь ярко выражены и, по его мнению, являются модификацией или некоторой комбинацией основных.

   Антропологи обнаружили, что человеческое лицо может принимать до тысячи самых устойчивых выражений. Мимические жесты усиливают информацию, а иногда создают определенный подтекст. Лицо и тесно связанные с ним мимические жесты и движения (поднятие брови, закатывание глаз, закусывание губы, улыбка и некоторые другие), не только соотносятся с конкретными эмоциями, но и выполняют определенные коммуникативные и социальные функции.

Переживание эмоциональных состояний - радости, любви, дружбы, симпатии, привязанности или боли, печали, страха, ненависти, презрения, отвращения и тому подобное - всегда имеют определенное внешнее или внутреннее проявление. Как только возникает эмоциональное возбуждение - немедленно реагирует организм[18, c.46].

Внешне эмоции и чувства демонстрируют: выразительные движения лица (мимика), жестикуляция, позы, интонации речи, расширение или сужение зрачков и тому подобное. Внутренние, или висцеральные, переживания ярко проявляет ритм сердцебиения, дыхания, кровяное давление. В зависимости от обстоятельств и состояния организма, его подготовленности к переживанию эмоции и чувства могут быть выражены по-разному. Чувство страха, например, может вызвать или астеническую реакцию - скованность, шок, или же реакцию стеническую. Горе может вызвать апатию, бездействие, растерянность или соответствующие энергичные действия [12, c.7].

Формы и интенсивность проявления эмоций и чувств в значительной степени зависят от воспитанности, уровня культуры личности, традиций и обычаев. Это особенно сказывается на выражении их с помощью внешних средств - мимических и пантомимических выразительных движений. Так, большинство исследователей соглашается с мнением, что с помощью слов мы передаем в основном информацию, а с помощью жестов разное отношение к этой информации. Иногда жестами мы заменяем некоторые слова. Часто нам трудно узнать, что чувствует другой человек. Ощущение дискомфорта в общении часто возникает именно потому, что невербальная и вербальная информация несут различную смысловую нагрузки, а одно чувство можно передать различными способами. Например, злость можно выразить сильными резкими движениями тела, или наоборот, полным окаменением. Румянец может быть признаком растерянности, застенчивости или злости[10, c.67].

В основном люди пытаются скрыть свои чувства, если они не соответствуют ситуации. Но мало кому удается овладеть всеми элементами мимики. Важно замечать и уметь правильно улавливать невербальные сигналы, особенно в тех случаях, когда они противоречат вербальной информации [19, c. 67].

Таким образом, средствами невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т. д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Соответствие используемых средств невербальной коммуникации целям и содержанию словесной передачи информации является одним из элементов культуры общения. 

3. Практическое исследование умения распознавать и описывать эмоции человека

3.1.Организация и методы исследования

С целью изучения умения распознавать и описывать эмоции человека нами был проведен диагностический этап исследования.

Задачи исследования:

1.Подобор диагностических средств.

2.Диагностика испытуемых.

3.Обработка результатов.

4.Выводы по констатирующему эксперименту.

Для реализации поставленной цели был проведен:

I. Подготовительный этап: анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования; выделение исходных теоретических положений и условий для успешного проведения исследования; определение целей и задач исследования; отбор респондентов для организации работы.

II. Констатирующий эксперимент: диагностика испытуемых.

III. Аналитический этап. Обработка, анализ, систематизация результатов исследования.

Согласно II этапу нами был проведен констатирующий эксперимент. Для проведения эксперимента была сформирована экспериментальная группа, в состав которой вошли 17 учащихся 9 класса.

При формировании группы учитывались:

1.Возраст испытуемых (15-16 лет), Данный возраст в качестве объекта изучения нами был выбран не случайно. Отечественные и зарубежные исследователи проблемы эмоций, такие как Е.П. Ильин, П.С. Пономарева, К. Изард, П. Экман и др., считают умение распознавать эмоции одним из ведущих показателей развития эмоциональной сферы человека, а подростковый возраст традиционно считается самым трудным в эмоциональном отношении. И.В. Дубровина связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Умение распознавать, читать и управлять эмоциями является актуальным для данной возрастной категории.

2.Согласие на участие в исследовании.

На основе изучения психолого-педагогической документации, бесед с педагогами, наблюдений за подростками были получены следующие данные об испытуемых, вошедших в состав экспериментальной группы:

- в данную группу входят 9 мальчиков и 8 девочек;

- все подростки 15-16-летнего возраста;

- респонденты контактны, активны, самостоятельны в собственных суждениях.

В качестве диагностического инструментария была выбрана методика  кодирования мимических выражений FAST – Facial Affect Scoring Technique, предложенная П. Экманом и У. Фризеном с целью преодоления методических трудностей при оценке выражений лица[20].

Испытуемым предъявляется 10 фотографий девушки и дается задание по ее мимике опознать изображенные эмоции. Каждая опознанная эмоция обозначается номером соответствующей фотографии. Затем результаты проверяются по списку, имеющемуся у экспериментатора.

Список правильных ответов: (1 – отвращение, 2 – смущение, 3 – счастье, 4 – решимость, 5 – страх, 6 – гнев, 7 – удивление, 8 – интерес, 9 – презрение, 10 – грусть).

В ходе исследования мы выделили условные уровни развития умения опознать изображенные эмоции.

Так, к низкому уровню были отнесены подростки, распознавшие от 1 до 3 эмоций, к

среднему – 4-7 эмоций,

к высокому – 8-10 эмоций.

Анализ и интерпретация полученных результатов представлены ниже.

3.2. Анализ и интерпретация результатов

Обобщив результаты диагностики каждого испытуемого по методике «FAST» (П. Экман, У. Фризен) мы получили сводные результаты выраженности умения опознавать изображенные эмоции (Таблица 1).

Таблица 1

Сводные результаты по методике «FAST» (П. Экман, У. Фризен)

Эмоции

Балл

Уровень

отвраще-

ние

смущение

счастье

реши-

мость

страх

гнев

удивле-

ние

интерес

презре-

ние

грусть

1

-

-

+

-

-

-

+

-

-

+

3

НУ

2

+

-

+

-

-

+

+

+

-

+

6

СУ

3

+

-

+

+

+

+

+

+

-

+

8

ВУ

4

-

+

+

+

+

+

+

+

-

+

8

ВУ

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

ВУ

6

-

-

-

+

+

+

+

+

-

-

5

СУ

7

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

9

ВУ

8

+

+

-

-

+

+

+

+

+

+

8

ВУ

9

-

-

-

-

+

-

+

-

-

+

3

НУ

10

+

+

+

-

+

-

-

+

+

+

7

СУ

11

+

-

+

-

-

+

+

+

-

+

6

СУ

Продолжение таблицы 1

12

+

-

+

-

-

+

+

+

-

+

6

СУ

13

+

-

+

-

-

+

+

+

-

+

6

СУ

14

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

ВУ

15

+

+

+

-

+

-

-

+

+

+

7

СУ

16

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

10

ВУ

17

+

+

+

-

+

-

-

+

+

+

7

СУ

Кол-во/%

13 76,5%

9

52,9%

14 82,3%

7

41%

12 70,5%

11 64,7%

14 82,3%

15 88,2%

8

47%

16

94,1%

Таким образом, проведя анализ полученных результатов, мы пришли к выводу, что в исследуемой группе:

- 7 (41,2%) подростков продемонстрировали высокий уровень умения опознавать изображенные эмоции;

- у 8 (47%) выявлен – средний,

- у 2 (11,8%) – низкий.

Для наглядности представим полученные результаты в таблице 2 и представим в виде диаграммы (Рис 2.).

Таблица 2

Уровневое распределение по результатам методики «FAST» (П. Экман, У. Фризен) (%)

Уровень

Кол-во

%

Высокий

7

41,2%

Средний

8

47%

Низкий

2

11,8%

Всего

17

100%

Рис. 2 Уровневое распределение по результатам методики «FAST»

Кроме того, мы провели анализ ответов испытуемых и выяснили, что наиболее узнаваемой эмоцией в исследуемой группе является:

- грусть – 16 (94,1%) от общего количества,

- на второй позиции по узнаваемости - интерес - 15 (88,2%),

- третью позицию разделили счастье и удивление по 14 (82,3%) соответственно,

- четвертая позиция за отвращением 13 (76,5%),

- на пятой - страх 12 (70,5%),

- на шестой позиции - гнев - 11 (64,7%),

- на седьмой - смущение 9 (52,9%),

- презрение 8 (47%) – восьмая позиция,

- решимость – 7 (41%) – девятая.

Таким образом, в ходе практической части исследования, с целью изучения умения распознавать и описывать эмоции человека нами была проведена диагностика. В состав исследуемой группы вошли 17 учащихся 9 класса.

В качестве диагностического инструментария была выбрана методика  FAST, предложенная П. Экманом и У. Фризеном.

Обобщив результаты диагностики мы пришли к выводу, что в исследуемой группе:

- 7 (41,2%) подростков продемонстрировали высокий уровень умения опознавать изображенные эмоции;

- у 8 (47%) выявлен – средний,

- у 2 (11,8%) – низкий.

Кроме того, мы провели анализ ответов испытуемых и выяснили, что наиболее узнаваемой эмоцией в исследуемой группе является:

- грусть – 16 (94,1%) от общего количества,

- на второй позиции по узнаваемости - интерес - 15 (88,2%),

- третью позицию разделили счастье и удивление по 14 (82,3%) соответственно,

- четвертая позиция за отвращением 13 (76,5%),

- на пятой - страх 12 (70,5%),

- на шестой позиции - гнев - 11 (64,7%),

- на седьмой - смущение 9 (52,9%),

- презрение 8 (47%) – восьмая позиция,

- решимость – 7 (41%) – девятая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эмоции - психические явления, отражающие в виде переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Эмоции человека - это своеобразная организация сигналов, которые дают понять собеседнику характер потребностей человека. Специфика эмоций в жизни человека заключается в том, что они выступают прямым выражением связи потребности и способов ее удовлетворения. Роль эмоций в жизни человека заключается и в том, что они, по сути, являются направляющими указателями и стимулами для человеческой деятельности любого рода.

Переживание эмоциональных состояний - радости, любви, дружбы, симпатии, привязанности или боли, печали, страха, ненависти, презрения, отвращения и тому подобное - всегда имеют определенное внешнее или внутреннее проявление. Как только возникает эмоциональное возбуждение - немедленно реагирует организм.

Внешне эмоции и чувства демонстрируют: выразительные движения лица (мимика), жестикуляция, позы, интонации речи, расширение или сужение зрачков и тому подобное. Внутренние, или висцеральные, переживания ярко проявляет ритм сердцебиения, дыхания, кровяное давление. В зависимости от обстоятельств и состояния организма, его подготовленности к переживанию эмоции и чувства могут быть выражены по-разному.

На современном этапе наблюдается резкий рост интереса со стороны ученых к выражению эмоций человека невербальными средствами. Ведь по лицам людей не меньше, чем по словам, можно судить об их актуальном психологическом, в частности эмоциональном, состоянии, например: нервничают они, удивлены чем-то, сердятся или радуются.

Получила развитие новая область науки под названием «Язык тела». Ученые смогли разделить на маленькие составные части наше поведение и бессловесное общение с другими людьми и насчитали 700 000 различных жестов и сигналов. Стало известно, что мы каждый час посылаем сотни невероятных сообщений, которые наши собеседники воспринимают и верят им больше, чем нашим словам. Язык тела может рассказать окружающим о чувствах и настроении человека.

Научившись читать язык жестов, тела, легко определить психоэмоциональное состояние собеседника, исследовать, что он скрывает под маской равнодушия или веселья, успешно наладить эффективное общение с ним.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акишина А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь / А.А. Акишина, Х. Кано, Т.Е. Акишина. - М.: Либроком, 2015. - 148 c.
  2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл; Академия, 2014.- 536с.
  3. Вемь А. Язык жестов - оружие победителя. О чем умолчал Аллан Пиз. - М.: Питер, 2017. - 334 c.
  4. Гласс Л. Все лгут. Как выявить обман по мимике и жестам. - М.: Альпина нон-фикшн, 2015. – 199 c.
  5. Дмитриева Н.Ю. Общая психология. – М: Эксмо, 2019. - 238с. 
  6. Дмитриева Л.И. Словарь языка жестов / Л.И. Дмитриева, Л.Н. Клокова, В.В. Павлова. - М.: АСТ, Астрель, Ермак, Русские словари, 2013. - 278 c.
  7. Дэвидсон Р. , Как эмоции управляют мозгом; Питер - Москва, 2012. - 256 c.
  8. Жалпанова Л.Ж. Как читать человека. Расшифровка мимики и жестов. - М.: Книга по Требованию, 2015. - 136 c.
  9. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.- СПб: Питер, 2011. - 752 с.
  10. Лабунская В.А. Невербальное поведение. - М.: Проспект, 2016.- 300с.
  11. Мальцева И. А. Жесты. Привет - пока. - М.: Карапуз, 2015. - 578c
  12. Мельник А.А. Язык жестов. — М., 2015. – 202 с. 14.
  13. Никифоров А. С. Эмоции в нашей жизни; Советская Россия. - Москва, 2010. - 272 c.
  14. Пиз А. Язык телодвижений / А.Пиз, Б.Пиз. - М.: Эксмо, 2017.-465с.
  15. Равенский Н. Н. Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика. - М.: Рипол Классик, 2014. - 252 c.
  16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2017. - 713 с.
  17. Рюкле Х. Язык телодвижений для менеджеров. Интерэксперт - Москва, 2015. - 387 c.
  18. Спейс Д. Детектор правды Читаем мысли с помощью мимики и жестов. - М.: Вектор, 2015. - 148 c.
  19. Штереншис М. Читаем по лицам, жестам и одежде. Что они скрывают. - М.: Феникс, 2014. - 190 c.
  20. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. - Питер; СПб; 2014. - № 12. – С. 14-17.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Стимульный материал к методике «FAST» (П. Экман, У. Фризен)