Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Элементы невербальной коммуникации)

Содержание:

Введение

На первый взгляд речь является самым важным способом общения. Это сложно отрицать, однако кроме речи в коммуникационном процессе также задействован обширный спектр невербальных средств передачи информации: взгляд, мимика, пластика тела (позы, жесты, движения), тактильный контакт, межличностная дистанция, одежда, макияж и украшения. Коммуникация между людьми благодаря данным средствам происходит непрерывно, даже если не произносятся слова. Как сознание, так и подсознательные компоненты психики человека наделяют его умением воспринимать и интерпретировать невербальную информацию. Поэтому можно утверждать, что по невербальным каналам в процессе общения передается большая часть информации.

Невербальные средства общения часто называют «языком тела». Данный «язык тела» показывает, в каком эмоциональном состоянии сейчас находится человек, его отношение к собеседнику, к тому или иному вопросу. Хорошее знание всех особенностей невербальной коммуникации позволяет правильно «считывать» и понимать мимику, позы, жесты, взгляд человека. Это делает межличностное взаимодействие эффективным и способствует решению вопросов и проблем. Невербальных знаков общения существует большое количество, одни совершаются умышленно, другие – бессознательно.

Научно доказано, что невербальные средства коммуникации возникли в результате эволюции и культуры. Человек сохранил в арсенале своего поведения многое из животного прошлого. В пользу эволюционного происхождения многих компонентов невербального общения говорит также то, что одни и те же состояния и эмоции в разных культурах выражаются одинаковыми средствами.

В то же время, значение некоторых жестов, поз, движений в разных культурах имеет разное значение. Это свидетельствует о культурном контексте многих форм невербальной коммуникации.

Эффективность общения зависит не только от того, понимают ли собеседники слова друг друга, но и от их умения правильно оценить невербальные символы: мимику, жесты, позу, движения.

Ведь если речь человека противоречит «языку его тела», то в большинстве случаев доверять нужно именно невербальным средствам, поскольку свою речь человек может контролировать, а многие невербальные знаки он совершает неосознанно. Вряд ли кто-то из людей может каждую секунду своей жизни полностью контролировать свое тело и те невербальные сигналы, которые оно посылает. Например, невозможно контролировать величину зрачков, в то время как величина зрачков отображает эмоциональное состояние человека. Многие невербальные выражения длятся всего миг (например, взгляд или мимическая реакция), но могут многое рассказать об эмоциональном состоянии человека, его отношении к той или иной ситуации, показать его истинную реакцию на то или иное предложение или событие.

То, как выглядит человек, какого цвета и стиля выбирает одежду и аксессуары, носит ли украшения и какие, тоже очень ярко характеризуют его, даже если он не произнес ни слова. Также цвет одежды, который человек выбрал, наглядно характеризует то, в каком эмоциональном состоянии он находится.

В то же время, многие невербальные средства коммуникации, - жесты, взгляд, мимику (например, улыбку), позы и проч., мы можем контролировать и воспроизводить осознанно. В этом случае невербальные средства очень помогают нам и служат важным инструментом для налаживания отношений с людьми, - помогают создать и поддержать психологический контакт, регулировать течение процесса общения; придают словесному тексту новые смысловые оттенки, направляют истолкование слов в правильное русло; способствуют выражению эмоций.

Поэтому невербальные средства коммуникации и их воздействие очень важно изучать будущим психологам, менеджерам, руководителям и прочим специалистам, которые много работают с людьми. Также это полезно всем, поскольку все мы живем в социуме и от эффективности нашего взаимодействия с другими людьми, от умения понимать других людей, их эмоциональное состояние, во многом зависит и качество нашей жизни.

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека. Практическое значение: результаты данной работы могут быть использованы для повышения эффективности межличностного взаимодействия.

Предмет исследования – эмоциональное состояние человека, которое проявляется в средствах невербальной коммуникации.

Структура работы:

Содержание;

Введение;

Глава 1. Невербальные средства коммуникации. В этой главе мы дадим подробную характеристику невербальных средств коммуникации и обозначим их роль в общении людей;

Глава 2. Элементы невербальной коммуникации. В данной главе опишем, из каких элементов состоит невербальное общение и как в каждом из этих элементов проявляется эмоциональное состояние человека:

2.2. Взгляд;

2.3. Мимика;

2.4. Пластика (позы и жесты);

2.5. Прикосновение (тактильный контакт);

2.6. Межличностная дистанция;

2.7. Одежда, раскраска и другие украшения;

Заключение;

Библиография;

Приложения.

Для написания курсовой работы были использованы научные труды и работы следующих ученых и авторов: Ч. Дарвина; К. Изарда; П. Экмана; И. И. Аминова; Г. В. Бороздиной; Н. В. Бордовской; Т. А. Григорьянц; Г. Р. Черновой; Л. В. Дубиной; Е. А. Замедлиной; Е. М. Мартыновой; А. А. Оксюты; Н. И. Семечкина; Е. В. Талыбиной; Г. Р. Черновой; Т. В. Слотиной;

Использовалась следующая литература:

Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007;

Григорьянц Т. А. Невербальный язык – важнейшая составляющая коммуникаций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2006. - №11;

Дубина Л. В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лабаратория книги, 2012;

Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005;

Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация: теория и мнения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. -№ 8;

Основы имиджиологии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: издательство Феникс, 2004;

Оксюта А. А. Роль невербальных средств в межличностном общении // Педагогика и психология образования. – 2012. - №2;

Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Издательство «Омега-Л», 2009;

Психология делового общения : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н. В. Бордовской . – Москва : КНОРУС, 2017;

Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004;

Талыбина Е. В. Язык мимики как элемент знаковой системы невербальной коммуникации // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2012. - № 2;

Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2017. – 240 с.

Данная литература была выбрана, поскольку информация, представленная в этих источниках является научной, достоверной и актуальной.

Глава 1 Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Общеизвестно, что общение не исчерпывается только речью или письменными сообщениями. Ведь в коммуникационном процессе также задействован очень широкий спектр невербальных средств передачи информации: взгляд, мимика (выражение лица), пластика (позы, жесты, телодвижения), прикосновения, межличностная дистанция, одежда, макияж, украшения. Именно благодаря этим средствам коммуникация между людьми происходит непрерывно, пока они находятся в пределах восприятия друг друга, даже если не произносится ни слова.[1] Люди обмениваются различной информацией на различных уровнях понимания. Огромное значение имеют манеры людей, их эмоции, жесты. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных[2]. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения для взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождает желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, не осознавая этого.

Невербальная коммуникация – это взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации.[3]

Как правило, невербальному языку мы доверяем больше, чем вербальным средствам, поскольку мимика, взгляд, жесты часто бывают неосознанными, т.е. человек их специально не продумывает. Они ярко отображают эмоциональное состояние человека. Если речь контролировать достаточно легко, то, например, величину зрачков, - невозможно. А по величине зрачков можно очень многое определить: доволен человек, или нет, заинтересован ли он, его эмоциональное состояние.

Будет ли общение успешным, зависит, в первую очередь, от умения собеседников установить доверительный контакт друг с другом, создать доброжелательную обстановку. И невербальные средства часто играют здесь первую роль.

Среди основных особенностей невербальной коммуникации ученые называют непрерывность. Невербальный канал всегда «включен» в со- циальной обстановке. Вербальная коммуникация, напротив, является прерывистым процессом, поскольку даже в середине оживленного разговора вербальный канал иногда закрывается. Более того, в отличие от вербальной коммуникации, прием и передача невербальных сигналов происходит одновременно, автоматически и неосознанно, здесь и сейчас. [4]

Внимательно наблюдая за взглядом, мимикой, позой, жестами собеседника, за тем, как он себя держит, можно понять его отношение к тому или иному предложению, событию, определить его позицию. Чтение жестов помогает осуществлять обратную связь, которая дает возможность понять, интересно ли собеседнику, воспринимает он слова с одобрением или негативно, замкнут он или открыт. Это дает возможность предвидеть, какое впечатление произвела на него речь, какое будет его дальнейшее поведение.

Изучая поведение собеседника, помните, что он не может в равной степени все держать под контролем. Лучше всего удается контролировать речь, хуже – выражение лица, еще менее – движение головы (кивки, наклоны). Свои руки, которые человек видит, он еще может в какой-то мере держать под контролем, а все то, что ниже – корпус, ноги – для большинства людей могут вообще не существовать.[5]

Благодаря именно невербальному общению человек развивается психологически еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме этого, сами по себе невербальные средства способствуют развитию и совершенствованию коммуникативных навыков человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Невербальные средства коммуникации как своеобразный язык чувств являются точно таким же продуктом общественного развития, как и язык слов, и могут различаться в разных национальных культурах[6]. Болгары, например, несогласие с собеседником выражают кивком головы, который у русских воспринимается как утверждение и согласие, а отрицательное покачивание головой, принятое у нас, болгары могут легко принять за знак согласия.

Поскольку человек ведет социальный образ жизни, представить его вне общества невозможно. Для каждого человека важным является умение наладить контакт с собеседником. Чтобы сообщить наши мысли, чувства, желания и стремления окружающим, мы активно используем не только речь, но и средства невербальной коммуникации. Если мы хотим быть уверенными, что правильно поняли собеседника, мы должны соединить в общую картину его слова и информацию, исходящую от его тела.

Понимание эмоционального состояния другого является очень важным навыком. Одним из факторов выстраивания эффективных межличностных отношений является умение поддерживать согласованность настроений или эмоциональная синхрония.[7]

Невербальное общение может как дополнять и усиливать речь человека, так и ей противоречить и ослаблять. Невербальная коммуникация обогащает выразительностью вербальное сообщение.[8] Несмотря на то, что невербальное общение является во многих случаях бессознательным процессом, на сегодняшний день оно хорошо изучено и для достижения необходимого эффекта может с успехом контролироваться. Это наиболее древняя форма коммуникации, которая является базисной. Наши предки общались друг с другом при помощи наклона тела, частоты дыхания, взгляда, мимики. Мы и сегодня часто понимаем друг друга без слов.

Невербальная коммуникация не настолько хорошо структурирована, как вербальная. Нет общепринятых словарей и правил компоновки жестов, мимики, движений глаз и т. п.

Иллюзия важности речи связана с тем, что слова гораздо проще проанализировать, а восприятие невербальной информации бывает субъективным. Нашему сознанию проще работать с точными категориями. Да и воспитание учит нас обращать внимание в большей степени на содержание.

Особенность невербального общения заключается в том, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания и мы не имеем возможности эти импульсы подделать. Поэтому невербальным знакам мы чаще доверяем больше, чем вербальным[9].

Невербальные сообщения всегда имеют ситуативный характер, они обычно непроизвольны и спонтанны, по ним можно хорошо понять эмоциональное состояние участников коммуникации.

Глава 2 Элементы невербальной коммуникации

Во многих случаях то, как мы говорим, важнее тех слов, которые мы произносим. Большое количество средств невербальной коммуникации у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать с другими людьми. Многим высшим животным, которые живут стаями, например, собакам, обезьянам, дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом. Интересно, что первым, кто проявил научный интерес к коду жестов, был Чарльз Дарвин (работа «О выражении эмоций у человека и животных»).[10]

Благодаря невербальному общению человек начинает развиваться еще до того, как научился разговаривать.

Важной особенностью невербального общения является то, что оно осуществляется с помощью всех органов чувств человека. Невербальные средства коммуникации передают огромную информацию о личности человека: его темперамента, личностных свойств и качеств, эмоционального состояния, социального статуса, уровня коммуникабельности[11]. Главная роль невербального общения заключается в получении многосторонней информации о человеке. Эту информацию мы получаем через взгляд, мимику, пластику (позы, жесты) и внешний вид человека. Все эти средства являются элементами невербальной коммуникации, в которых проявляется эмоциональное состояние человека. В этой главе рассмотрим подробно каждый элемент.

2.1 Взгляд

Взгляд является важнейшим средством коммуникации. Всем известна фраза: «Глаза – зеркало души». С помощью взгляда человек может выразить большое количество эмоций: «радостный взгляд»; «недовольный взгляд»; «ласкать взглядом»; «смущенный взгляд»; «настырный взгляд» и т.д. Для людей исключительно важно воспринимать взгляды и глаза окружающих.

О значении взгляда свидетельствуют данные, приведенные Кэролом Изардом, который пишет, что уже трехнедельные младенцы начинают отвечать на внимательный взгляд смотрящего на них человека (Изард 1980).

Взгляд в межличностном общении способен выполнять почти все те функции, которые выполняет речь (Аргайл, 1990; Атватер, 1988). Это следующие функции:

- служить источником информации;

- регулировать межличностное взаимодействие;

- служить показателем социальной близости;

-служить индикатором социального статуса (или стремления к доминированию);[12]

Глаза говорят о расположенности или не расположенности к общению, посылают сигналы «обратной связи», выдают настроение партнера. С помощью глаз передаются самые точные и открытые из всех сигналов человеческой коммуникации. Для того чтобы построить хорошие отношения с собеседником, взгляд должен встречаться с его взглядом около 60 – 70% всего времени общения.[13]

В человеческом общении взгляд выполняет одну из важнейших коммуникативных функций, частота и длительность взгляда могут указывать на характер отношения к данному партнеру и к тому, что человек говорит. В рамках русской культуры взгляд, обращенный на другого человека, может быть направлен на разные области лица и тела, и в зависимости от этого он несет различную информацию о характере общения. Так, деловой взгляд концентрируется на области лба и глаз и создает серьезную атмосферу. Социальный взгляд сосредотачивается на уровне глаз и рта собеседника. Такой взгляд располагает к дружелюбному общению. Интимный взгляд распространяется от уровня глаз вниз на другие части тела. У мужчин интимный взгляд более выражен и точнее распознается женщинами, чем наоборот.[14]

Замечено, что человек пытается скрыть информацию или лжет, если мало смотрит в глаза собеседнику.

Направление взгляда показывает направленность внимания собеседника и вместе с тем дает обратную связь, которая свидетельствует о том, как относится собеседник к тем или иным сообщениям.[15]

Большую информацию о собеседнике несут зрачки, точнее, их реакция (сужение или расширение) на ситуацию или на собеседника.

Расширение зрачков свидетельствует о дружелюбном и позитивном расположении собеседника, о том, что он заинтересован предлагаемым делом. Сужение зрачков, наоборот, указывает на негативное отношение и не заинтересованность.

Есть интересный факт, связанный со зрачками, которым пользуются опытные игроки в карты, помогающий им выигрывать. Они внимательно наблюдают за величиной зрачков соперника – если зрачки расширились, - значит ему достались хорошие карты, и наоборот.

Что касается турецких и китайских торговцев, то они, назначая цену на товар, смотрят на зрачки покупателя, - если тот удовлетворен ценой и получает желаемое, то его зрачки расширяются.

Визуальный контакт является очень важным элементом общения. Когда человек стремится к установлению более теплых взаимоотношений, он ищет взгляд собеседника[16]. Также взгляд на собеседника помогает сосредоточить внимание и лучше запомнить важную информацию.

Взгляд помогает в обмене репликами, поскольку большинство высказываний без участия глаз было бы абсолютно бессмысленным. 
Например, собеседники в Интернете часто нуждаются в разнообразных смайликах, которые заменяют такие средства невербального общения как обмен взглядами и выражения лица. Ведь не видя друг друга, намного сложнее передать испытываемые эмоции. Разработчики программ мгновенного обмена сообщениями, стараясь улучшить их программные характеристики, обычно всегда включают и стараются расширить функцию выражения глаз, общей мимики и различные жесты руками. И, как показывает практика, спрос на такие программы как, например, Аська, очень велик. Люди жаждут полноценного общения и в Сети.
Также взгляд помогает людям в выражении интимности, откровенности.

Визуальный контакт является своеобразным регулятором разговора[17]. Если говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это значит, что он еще не закончил говорить. По завершении речи говорящий, обычно, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все сказал, очередь говорить теперь Ваша».

Люди в целом чаще поддерживают зрительный контакт, когда обсуждают приятные темы, если они искренне заинтересованы в комментариях и реакции человека или когда пытаются влиять на другого человека. Наоборот, люди избегают прямых взглядов, когда говорят на темы, вызывающие дискомфорт, когда не заинтересованы в обсуждаемой теме или человеке, когда растеряны, им стыдно или они пытаются что-то скрыть (Вердербер Р., Вердербер К., 2003).[18]

Таким образом, взгляд и разные его «оттенки» является мощным средством невербальной коммуникации. При описании эмоционального состояния героя в художественной литературе часто именно взгляду авторами уделяется особенно большое внимание. Внимательно наблюдая за взглядом собеседника, мы имеем возможность понять, в каком эмоциональном состоянии он находится.

Если мы хотим наладить психологический контакт с собеседником, нам важно наладить в первую очередь именно зрительный контакт с ним. Очень важен доброжелательный, искренний и открытый взгляд в глаза собеседнику.

2.2 Мимика

Особое значение в процессе человеческого взаимодействия играет мимика человека как наиболее важное средство для восприятия и передачи информации, действующее на подсознательном уровне, а потому являющимся чрезвычайно важным механизмом контроля успешности проведения коммуникации.[19]

Функциями лица являются (Крейдлин Г. Е., 2002): эмотивная, т.е. передача эмоций; коммуникативная, т. е. передача определенной информации и отражение отношений; регулятивная (установление контакта, поддержание его и выход из контакта).[20]

Человеческое лицо — это система, несущая целый комплекс информации. На нем отражается информация об эмоциях, настроении, отношении человека к происходящему, о его характере, принадлежности к социальному слою, степени привлекательности, а также возрасте, поле и расовой принадлежности. Человеческие эмоции порождают типичную мимическую реакцию, связанную с деятельностью лицевых мышц. Современные физиологи утверждают, что каждая базовая эмоция связана с конкретной мышечной реакцией, при этом лицо принимает конкретное выражение. Эмоциональная мимика не передается путем статических или медленных сигналов, но они могут оказывать существенное влияние на наше субъективное восприятие конкретного эмоционального выражения, а значит, и влияют на вербальную составляющую коммуникации[21]

Кэрол Изард полагает, что человеческое лицо служит для других людей самым значимым социальным стимулом.[22] Выражение лица – это один из главных показателей чувств. Легче всего люди распознают положительные эмоции - счастье, радость и любовь. Трудно воспринимаются обычно отрицательные эмоции – гнев, печаль, отвращение. Эмоции, как правило, ассоциируются с мимикой следующим образом:

- гнев - брови опущены вниз, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты;

- удивление – брови подняты, глаза широко открыты, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

- отвращение - брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой;

- печаль - брови сведены, глаза потухшие; часто уголки губ слегка опущены;

- страх – брови приподняты и сдвинуты. В центре лба появляются морщины. Верхние веки подняты так, что видна склера, а нижнее веко напряжено и приподнято. Рот раскрыт, губы слегка напряжены и оттянуты в стороны или сильно напряжены и растянуты;[23]

- счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и обычно отведены назад.[24]

Врачи, художники и фотографы хорошо знают, что лицо человека асимметрично, и поэтому правая и левая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Некоторые ученые объясняют это тем, что левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет воображением, эмоциями и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются таким образом, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся большему контролю. Так как работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Что касается положительных эмоций, они отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Но оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются лишь некоторых нюансов выражения.

Об искренности человеческой эмоции обычно говорит симметрия в отображении чувства на лице, тогда как чем сильнее фальшь, тем более разнятся мимикой его правая и левая половины.[25]

Что касается улыбки, она, как правило, выражает дружелюбие, хорошее расположение к собеседнику и потребность в его одобрении[26]. В то же самое время улыбка как элемент мимики и поведения очень зависит от конкретного региона и культурны: так, южане склонны улыбаться чаще, чем жители северных районов. Так как улыбка может отражать разные мотивы, следует быть осторожным в истолковании улыбки собеседника. Чрезмерная улыбчивость, например, часто выражает потребность в одобрении или почтение перед начальством.

П. Экман и У. Фризен, изучая разного рода улыбки, обнаружили, что искусственная или фальшивая улыбка не образует под глазами тех складок, что появляются при обычной улыбке. Человек, улыбающийся фальшивой улыбкой, не способен сознательно воспроизвести эти складки под нижними веками (Экман П., Фризен У., 2010).[27]

Лицо человека очень экспрессивно отражает его чувства, поэтому говорящий обычно пытается контролировать или маскировать выражение своего лица. Например, когда человек нечаянно задел кого-то или совершил не большую ошибку, он инстинктивно улыбается, как бы выражая тем самым вежливое извинение. В этом случае улыбка может быть в определенном смысле «заготовленной» и поэтому натянутой, выдавая смесь беспокойства и извинения.

В специальной литературе встречается более 20000 описаний выражений лица. Для того чтобы как-то классифицировать их, была предложена методика, введенная Экманом FAST. Принцип ее следующий: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб; нос и область носа; рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх и грусть.

Фиксация эмоции по зоне позволяет более или менее определенно регистрировать мимические движения. Эта методика получила распространение в медицинской практике. В настоящее время предпринят ряд попыток применить ее в деловом общении.[28]

Как настроение влияет на выраженение лица, так и наоборот, выражение лица способствует соответствующему настроению. Доказано, что можно улучшить настроение, изобразив на лице веселье, радость.[29]

Чарльз Дарвин, являющийся создателем эволюционной теории, рассматривал мимику как адаптационный механизм, который возник в ходе эволюции. Этот интерес привел ученого к написанию работы «Выражение эмоций у животных и человека» (1872), на которой основываются многие современные специалисты, занимающиеся изучением человеческих эмоций (Изард, 1980; Экман, 1999).[30]

Если человек предрасположен к постоянному и частому переживанию одних и тех же эмоциональных комплексов, это может рассматриваться как характерологическая личностная черта. Говоря иначе, личность с точки зрения дифференциальной теории эмоций, которой придерживается Изард, характеризуется склонностью к стабильному переживанию одних и тех же комплексов аффектов.

После проведения большого количества исследований, Пол Экман и его коллеги составили подробное описание не только эмоций, которые переживает человек, но и сопутствующей им мимики. Для того, чтобы обозначить паттерны движений лицевой мускулатуры, которыми сопровождаются переживания каждой эмоции, Экман ввел понятие мимическая программа.

Существуют также микровыражения – слабые мимические движения, которые невозможно обнаружить с помощью простого наблюдения.

Экман и его коллеги, подтверждая высказанное Чарльзом Дарвином предположение об универсальном характере выражения фундаментальных эмоций, доказали, что члены разных культурных групп, схоже выражают и воспринимают выражения эмоций на лице. Европейцы, латиноамериканцы, азиаты и члены примитивных племен Новой Гвинеи, - смогли правильно идентифицировать шесть основных эмоций, выраженных на лицах североамериканцев, которые были запечатлены на фотографиях.

Интересное исследование, касающееся сходства мимических паттернов, провели Роберт Краусс и его коллеги. Они исследовали группу американцев и японцев. Американцам ученые демонстрировали японские, а японцам – американские мелодрамы. И хотя первые не понимали японского, а вторые английского языка, тем не менее, и те и другие смогли правильно понять смысл сериалов, благодаря распознаванию эмоций на лицах и в голосах актеров (Krauss, 1983).

Однако в каждой культуре существуют свои правила выражения эмоций. Например, у американцев, улыбка демонстрируется как в случае успеха, так и в случае не приятных событий. Человек должен улыбаться, чтобы во-первых, не вызвать негативных чувств у окружающих и его не сочли неудачником, а во-вторых чтобы своим успешным видом вызывать расположение и успех (Экманн, 1999; Изард, 1980)[31].

Также на переживание и выражение тех или иных эмоций большое значение оказывают гендерные правила и предписания[32]. Выражение и экспрессия эмоций конкретного индивида зависит от его гендерной принадлежности. Социально-половые стереотипы маскулинности или женственности прочно находятся в сознании людей. Например, в нашей культуре не принято, чтобы женщина вела себя агрессивно, а мужчина слишком эмоционально. Одно из общеизвестных предписаний гласит: «Настоящий мужчина ничего не боится», или «Настоящие мужчины не плачут». Соответственно, исходя из этих предписаний, мужчины, как правило, стараются сдерживать эмоции и слезы в любых ситуациях.

Эмоциональная экспрессия сама по себе, превращается в средство коммуникации[33]. Экспрессия эмоции часто становится способом передачи сообщений другим людям, когда мимика служит задачам коммуникации. Это объясняется тем, что чаще всего выражение эмоций адресуется по отношению к другим людям[34]. Наиболее отчетливо это видно на примере улыбки.

Улыбка в своем прямом значении всегда выражает радость. Для того чтобы улыбнуться, надо задействовать всего одну мышцу лица. Благодаря своей простоте улыбка распознается легче остальных выражений лица. Улыбку можно распознать даже на довольно большом расстоянии (Экман, 1999).[35]

Мимика является очень эффективным средством невербальной коммуникации. Согласно мнению ученых, наша способность воспринимать мимику других людей заложена в нас на генетическом уровне. Мы легко можем распознать радость на лице другого человека, мы издалека видим, что человек улыбается. Отрицательные эмоции нам распознавать сложнее, однако все они также видны на лице человека. То, что человек испытывает негативные эмоции, например, испуган, рассержен или недоволен, - также отображается на его лице, даже если он при этом не произносит слов.

Во время общения нужно следить за тем, чтобы то, что мы говорим не противоречило выражению нашего лица иначе мы не сможем донести до собеседника нужную информацию и общение не будет эффективным.

2.3 Пластика (позы и жесты)

Все люди используют в разговоре жесты. Жест – это одна из естественных форм выражения смысла, знак повседневного человеческого поведения (Крейдлин Г. Е., 2002).[36]

Во всем мире основные коммуникационные жесты не разнятся. Кивание головой почти во всем мире означает «да» или утверждение. Жест «пожимание плечами» является хорошим примером универсального жеста, который означает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь.

Как вебальные языки отличаются друг от друга в зависимости от типа культуры, так и невербальный язык одной нации отличается от невербального языка другой нации.

В жестах проявляются состояние организма и непосредственные эмоциональные реакции. Это позволяет судить о темпераменте человека (сильные или слабые у него реакции, быстрые или замедленные, инертные или подвижные).

Позы, жесты и движения тела выражают многие черты характера человека, степень его уверенности в себе, зажатость или раскованность, осторожность или порывистость.

Также в позах и жестах проявляются культурные нормы, усвоенные человеком. Например, воспитанный мужчина никогда не будет разговаривать сидя рядом со стоящей женщиной, независимо от того, как он оценивает ее личные достоинства.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты «раскрытые руки» и «расстегивание пиджака».[37]

Жест «раскрытые руки» состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест демонстрирует желание пойти навстречу и установить контакт.

Жест «расстегивание пиджака» также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии.

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, стремится прикрыть лицо руками. Другой показатель скрытности – несогласованность жестов.

Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди.

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. Задумчивое (размышляющее) выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Этот жест свидетельствует о том, что вашего собеседника что-то заинтересовало[38].

Жест «пощипывание переносицы», который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях.

Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы находятся ниже рта) – это является красноречивым свидетельством того, что он критически воспринимает ваши доводы.

Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи (обычно делается пять почесывающих движений).

Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связаны с очками. Для того, чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает и надевает очки, а также протирает линзы. Если вы наблюдаете один из этих жестов сразу же после того, как спросили человека о его решении, то лучше всего будет помолчать в ожидании.

Все многообразие жестов, телодвижений и поз, имеющих коммуникативное значение, можно разделить на эмблемы, иллюстрации и манипуляции[39].

Эмблемы – это жесты и движения тела, которые используются вместо слов. Их без труда может понять большинство людей, принадлежащих к данной культуре. Это, например, кивок головой, пожатие плечами, подзывающее движение рукой и т.д.

Телодвижения и жесты, непосредственно связанные с речью (поскольку они иллюстрируют ее) называются иллюстрациями. Сопровождая свою речь, люди прибегают к жестикуляции.

Манипуляция – это разновидность телодвижений, которые несут определенную смысловую нагрузку в процессе общения. К ним можно отнести все движения, с помощью которых отряхивают, массируют, потирают, держат, щиплют какую-либо часть тела или совершают с ней иные действия. В большинстве своем, манипуляции совершаются бессознательно. О чем свидетельствуют манипуляции? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Манипуляции могут быть как признаком комфорта, так и дискомфорта.

Если надо удачно провести переговоры, не стоит принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные пальцы. В результате этого будет нарушена атмосфера общения. Позы участников беседы всегда отражают их субординацию. Большое значение имеет психологическая субординация – стремление доминировать или, напротив, подчиняться, что может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, однако один из них стремится показать свое превосходство[40].
Стремление к доминированию характеризуют также и такие позы, как: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку; голова чуть приподнята, руки перекрещены у талии[41]. И наоборот, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно увидеть своеобразное копирование его жестов. Так, если один из партнеров при дружеской беседе сидит, подперев голову рукой, а другой почти автоматически делает то же, как бы сообщая тем самым «я такой же, как ты».

Позы, жесты, манера сидеть или стоять очень многое могут рассказать об эмоциональном состоянии человека, о его отношении к собеседнику, к теме разговора и показать его реакцию на то или иное предложение, событие.

Сопровождая свою речь, люди часто прибегают к жестикуляции, чтобы сделать ее более выразительной.

2.4 Прикосновения (тактильный контакт)

Под тактильным контактом подразумевается прикосновение одного человека к другому. По сути, это самый первый способ общения, доступный людям, ведь когда человек только рождается, он еще не способен воспринимать аудиальную и визуальную информацию адекватно, в отличие от тактильных ощущений.[42] Некоторые ученые считают, что именно в этой стадии общения зарождаются основы будущей психики человека.

Касание – это установление физического контакта с человеком, его кожей, волосами с одеждой, предметами, которые человек носит или держит.[43]

Прикосновением мать показывает не только физическое благополучие, но и выражает ребенку свою любовь и нежность. Ребенок, лишенный этого в детстве, отстает от сверстников в интеллектуальном развитии и приобретает эмоциональные дефекты, которые почти невозможно компенсировать во взрослом возрасте.[44]

Тактильные контакты бывают разных видов – прикосновения, пожатия руки, похлопывание по плечу, одергивание и т.д.[45]

Прикосновение является важнейшим средством общения. Чаще всего оно используется для выражения теплых чувств и поддержки. Даже самый не большой тактильный контакт может создать благоприятную атмосферу во время общения. Но так как прикосновение предполагает определенную близость отношений, использовать данное невербальное средство общения можно не всем собеседникам и не в любых ситуациях. В обществе существуют определенные нормы, которые определяются полом, возрастом, статусом, воспитанием и образованием коммуникантов.

Тактильным общением называются разнообразные типы прикосновений к тем собеседникам, которые находятся в непосредственной близости. Различные виды прикосновений носят разный характер и имеют разную значимость и эффективность. Тактильное поведение можно условно разделить на следующие типы: профессиональные, межличностные, ритуальные. Каждый из этих типов прикосновений необходим человеку для того, чтобы усилить или ослабить коммуникативную связь[46].

У. Лаббером была предложена классификация касаний в зависимости от их распространенности и культурных ограничений использования:

1) прикосновения, имеющие врожденную базу и распространенные во всем мире (например, прижаться к другому человеку, испугавшись чего-нибудь);

2) прикосновения, используемые только представителями определенной культуры (тереться носами в знак приветствия);

3) социально нормированные прикосновения (дружеские объятия, поцелуи);

4) прикосновения, принятые в различных культурах, принадлежащих к одному культурному ареалу (рукопожатия).[47]

Остановимся подробнее на типах тактильного контакта: Профессиональные прикосновения – используются врачами, мастерами по маникюру, стилистами, массажистами. Большинство людей воспринимает подобные контакты спокойно, так как понимают, что они не содержат в себе никакой дополнительной информации; Ритуальные касания – к ним можно отнести рукопожатие, или поцелуй в щеку при встрече друзей. Изначально рукопожатие служило средством демонстрации мирных и дружественных намерений, но со временем данное приветственное прикосновение стало практически обязательным ритуалом; Межличностные касания – эти прикосновения являются проявлением симпатии, привязанности, родства. Это могут быть объятия, поцелуи, дружеское похлопывание по плечу или нежные поглаживания.

Рукопожатие. Рукопожатие является важным атрибутом любой встречи. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.[48] Рукопожатие слишком сухих рук, очень короткое и вялое, говорит о безразличии. И наоборот, продолжительное и повышенная влажность рук показывают сильное волнение. Слегка удлиненное рукопожатие в сочетании с улыбкой и открытым взглядом свидетельствует о дружелюбном отношении. Но все же надолго задерживать в своей руке руку партнера не надо, так как у него может возникнуть при этом чувство раздражения.

Также следует учесть разницу в традиции рукопожатия у представителей разных культур. Например, при встрече с восточными партнерами, не следует слишком сильно и долго сжимать ладонь. А что касается американских и западноевропейских предпринимателей, - они любят активные и энергичные рукопожатия.

Некоторые люди при общении при помощи тактильных средств могут совершить ошибки, которые могут иметь негативные последствия для дальнейших взаимоотношений. Это, например, вдавливание пальцем или постукивание по затылочной области. Употреблять данный вид прикосновения очень нежелательно, так как никто не любит, когда трогают его голову или волосы. Дружеское объятие со спины – такой вид тактильного общения обычно применяют к очень близким друзьям, но с малознакомыми людьми отношения, скорее всего, будут испорчены Прикосновение посторонними предметами – такое обращение будут терпеть недолго, поскольку подобное прикосновение расценивается как обращение к слугам, либо попытка возвышения себя над другими. Прикосновения способствуют передаче нервных импульсов в головной мозг, который, обрабатывая данные сигналы, определенным образом реагирует на них, например, похлопывание по плечу товарища может показать дружелюбный характер, а удар может вызвать агрессию. Тактильные средства в большей мере, чем другие невербальные средства общения, выполняют в общении функции индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени близости общающихся. При неадекватном использовании личностью данных средств во взаимодействии с собеседником могут возникнуть непредвиденные, неприятные ситуации, или даже конфликты.

В целом, мужчины и женщины прикасаются друг к другу с одинаковой частотой, но существуют и специфические различия, обусловленные некоторыми, в частности, возрастными факторами. Джуддит Холл и Элен Веккиа сообщают, что в разнополых парах до 30 лет к тактильному контакту мужчины прибегают чаще, чем женщины. В более позднем возрасте инициативу прикосновений в разнополых парах перехватывают женщины. Исследовательницы обнаружили также, что мужчины предпочитают касаться кистей рук, в то время как женщины – самой руки.[49]

Тактильный контакт – это всегда прямой физический контакт с другим человеком. Под тактильным контактом подразумевается прикосновение одного человека к другому[50]. По сути, это самый первый способ общения, доступный людям, ведь когда человек только рождается, первое, с чем он сталкивается, это тактильные ощущения. Тактильные средства в большей мере, чем другие невербальные средства общения показывают, насколько близки собеседники, то есть их статусно-ролевые отношения. Использовать тактильные средства можно не всегда и не в любых ситуациях. Также в тактильных прикосновениях часто выражаются эмоции человека и его отношение к собеседнику (например, человек резко одернул руку или, наоборот, обнял собеседника).

2.5 Межличностная дистанция

Во время общения между людьми сохраняется определенное межличностное пространство. Это пространство в своей основе имеет нормы, принятые в данной культуре. Межличностную дистанцию можно рассматривать как средство коммуникации, производное от тактильного канала общения. Антрополог Эдвард Холл дал ей название «психологии пространства».

Холл выделил четыре основные дистанции, служащие показателем того, в каких отношениях находятся взаимодействующие люди: интимная, личностная, социальная, официальная (публичная) дистанции[51].

Рассмотрим их подробней:

- Интимная зона – является расстоянием между людьми до 0,5 метра. Эта дистанция говорит об очень близких отношениях собеседников (исключая случаи, когда люди находятся на близком расстоянии в магазине или транспорте). Когда происходит уменьшение межличностного пространства вынужденно, это обычно вызывает дискомфорт;

- Личностная зона – это расстояние между собеседниками от 0,5 до 1,25 метра. Как правило, такая зона характеризует общение людей, которые хорошо знакомы и имеют дружеские отношения[52];

- Социальная зона – это расстояние в пределах от 1,25 до 3,5 метра. Данное расстояние сохраняется у людей, которые вовлечены в деловые отношения или иные социальные взаимодействия (например, преподавателя и студента, финансового консультанта и клиента, продавца и покупателя);

- Официальная (публичная) зона – простирается в пределах от 3,5 до 7,5 метра. Эта дистанция говорит о совершенно официальном характере общения (например, дистанция с официальными лицами, публичные выступления).

Выделенная Холлом классификация свидетельствует о том, что чем ближе отношения между собеседниками, тем меньше между ними дистанция[53]. Дистанция между хорошо знакомыми людьми, как правило, имеет тенденцию к уменьшению. Люди часто используют дистанцию, чтобы передать другим людям свое к ним отношение. Если нужно установить с человеком более близкие отношения, то вероятней всего, во время общения будет сделана попытка сократить дистанцию, и наоборот, чем негативней отношение к человеку, тем большую дистанцию во время общения с ним хочется иметь.[54]

Этот поведенческий эффект нашел подтверждение в исследованиях, и в частности, в эксперименте Г. Розенфельда, который просил участниц (студенток) пообщаться с каким-нибудь собеседником (обычно тоже студентом, помощником исследователя). В одном случае студентки должны были выказывать собеседнику свое дружеское расположение, в другом – избегать проявления дружеских чувств. В первой ситуации студентки садились на расстоянии от 1 до 1,5 метра от ассистента исследователя, во второй – от 2 до 2,5 метра от него.[55]

Традиция – тоже очень важный фактор. Например, жители стран Латинской Америки и Средиземноморья склонны подходить к собеседнику ближе, чем жители стран Северной Европы.

По расположению двух людей за столом можно судить о характере их общения.

Рассмотрим этот вопрос подробней:

- Позиция углового расположения – является наиболее благоприятной для общения руководителя с подчиненным, учителя и ученика, поскольку у обоих есть достаточный простор для обмена взглядами и жестикулирования. Угол стола служит своего рода «успокоительным барьером», который защищает от неожиданных выпадов. Их взгляды не перекрещиваются и при обсуждении трудных моментов, всегда есть возможность направить глаза на неподвижный объект, чтобы сосредоточиться на формулировке ответа[56].

- Конкурирующе-оборонительная позиция – обычно применяется в наиболее острых обсуждениях, спорах и дискуссиях. Собеседники расположены друг напротив друга, что позволяет хорошо видеть выражения лица, жесты, которые в зависимости от остроты обсуждаемых вопросов, могут часто изменяться. Барьер в виде стола между ними обеспечивает относительную безопасность в случае, если мирное обсуждение вдруг перейдет в фазу активного размахивания руками или желания схватить оппонента за грудки. В данном случае положение напротив друга помогает не упустить невербальные сигналы собеседника и вовремя на них отреагировать.

- Независимая позиция – свидетельствует о нежелании общаться. Собеседники сидят по разным углам стола и это отрицательно влияет на процесс коммуникации. Если сделать попытку изменить положение и сесть поближе, другой человек может в этом случае демонстративно встать и покинуть помещение. Эта форма общения за столом является самой негативной[57].

- Позиция направленного сотрудничества – в данном случае между участниками разговора нет никаких физических барьеров, они сидят рядом. Их общение носит интимно-доверительный характер. В такой позиции можно обсудить большой спектр вопросов и тем, так как собеседники полностью принимают друг друга.

Также следует отметить, что на создание определенного психологического климата большое значение оказывает и форма стола. Например, квадратный стол способствует созданию отношений соперничества между людьми, которые являются равными по положению. Квадратные столы хороши для проведения короткой деловой беседы или для того, чтобы подчеркнуть отношения суббординации.[58] Если говорить о круглом столе, то он, наоборот, помогает в создании неофициальности и непринужденности и более подходит для общения людей одного социального статуса.

Во время общения между людьми всегда есть определенное межличностное пространство. Величина этого пространства основывается на тех нормах, которые приняты в данной культуре. Чтобы общение с людьми было эффективным, всегда необходимо помнить о соблюдении межличностного пространства. То, на каком расстоянии человек общается, также может отображать, как он относится к своему собеседнику. Если относится хорошо – на подсознательном уровне пытается дистанцию сократить; если, наоборот, отношение плохое – дистанцию увеличивает. Это также показывает его эмоциональное состояние в данный момент.

2.6 Одежда, раскраска и другие украшения

Вопреки распространенному мнению о том, что в первобытном обществе существовала система социального равенства, факты свидетельствуют об обратном. Именно на заре человеческой истории раскраска, украшения и татуировки стали использоваться как невербальные средства коммуникации, передающие информацию о многих вещах, но прежде всего сигнализирующие о социальном статусе человека.

Все, что в обыденном мнении современных людей рассматривается как средство украшения «дикарей», на деле изначально по большей части выполняло информационную функцию и служило своего рода социальным паспортом первобытного человека. Принадлежность к определенному племени, роду, оповещение о том, что племя находится в состоянии боевых действий, скорбь и празднества, беды и радости, голод и процветание – все это передавалось в виде ритуальной раскраски определенных цветовых тонов, узоров, «украшений», татуировок, словом, посредством символов. В последующие эпохи большую часть информационной функции вместо нательных знаков начала выполнять одежда, став таким образом еще одним средством коммуникации.

В обществах, разделенных на социальные слои, классы, касты, сословия, профессиональные корпорации, одежда и, конечно, украшения стали символическими репрезентами принадлежности к определенному социальному слою, показателем знатности или безродности, богатства или нищеты, власти или безвластия.[59]

Наиболее наглядно эту функцию выполняет униформа, например, различные мундиры, а также профессиональная одежда – врачей, рабочих, продавцов и т. д. При этом как в прошлые века, так и сегодня униформа оказывает на людей очень большое психологическое влияние. Исследования Муаро свидетельствуют о том, что люди в полицейской униформе оцениваются испытуемыми как более справедливые, отзывчивые, умные и честные, чем люди в обычной гражданской одежде (Чалдини, 1999).

Конечно, украшения, одежда, раскраска (словом, внешний вид человека) как средства коммуникации могут сообщать не только о власти, статусе, богатстве, профессии, гендерной принадлежности либо сексуальной ориентации. Они могут сообщать также и об эстетическом вкусе, пристрастиях, характере, темпераменте, уме или глупости человека и даже о складе его мышления[60]. Также внешний вид человека отображает, в каком эмоциональном состоянии он находится.

Костюм, точнее, все, что входит в это понятие – прическа, аксессуары, косметика – причисляют к так называемым среднеустойчивым составляющим внешности человека. Являясь средством общения в социуме, одежда остается показателем половозрастной и статусно-ролевой идентификации человека. Язык костюма не просто презентует внешность конкретного лица, но и многое о нем сообщает, а именно явными ста- новятся: самооценка личности, отношение субъекта к костюму, уровень притязаний субъекта, его отношение и степень зависимости от социума. Поэтому существует такое многообразие требований к одежде и другим элементам костюма. [61]

Мы часто слышим фразу: «По одежке встречают». Это действительно так, поскольку во многих случаях именно внешний вид является решающим фактором при принятии важных решений. Например, при устройстве на работу. В данном случае одежда выступает как знак профессионализма.[62] Если кандидат претендует на должность, например, банковского служащего, он должен выглядеть соответственно этой должности: - строгий деловой стиль в одежде; аккуратная стрижка или прическа; отсутствие яркого макияжа и крупных украшений для женщин. Если внешность не будет соответствовать должности, на которую человек претендует, его вряд ли примут на работу, даже если его образование, опыт и личные достижения соответствуют вакансии.

Также очень важно внимательно продумывать свой внешний вид, если предстоят важные деловые переговоры. Например, следует избегать красного цвета в одежде (красный цвет воспринимается как агрессия); розового (розовый цвет выдает слишком романтичную натуру) и прочих элементов во внешнем виде, которые будут мешать эффективному деловому общению.

При существующих и существовавших функциях костюма современные исследователи выделяют две основные: утилитарную и информационно-эстетическую. Если к костюму относится как к своеобразному языку, то наиболее интересной представляется коммуникативная функция. Знания «языка» костюма позволяет изучать проблемы личности в костюме, а также влияние одежды на стиль поведения человека, определение взаимоотношений в общественной жизни и многое другое. Исследуя невербальные способы общения, автор многих публикаций по этим проблемам Е. Петрова, приходит к заключению, что «визуальные знаки сис- темы «костюм» имеют общественно-историческую природу, социальный генезис. В одежде происходит фиксация, сохранение определенного общественно-исторического опыта, а в онтогенезе – его усвоение» . В ком- муникации костюм реализует три основные функции общения. Аффективно-коммуникативная функция реализуется, сообщая о состоянии владельца костюма, его настроении, характере, отношении. Костюм, сообщая определенную информацию о человеке, которому принадлежит, способен воздействовать на других людей, провоцируя их на разного рода действия или, наоборот, сдерживая от каких-либо поступков. В этой ситуации костюм выполняет регуляторно-коммуникативную и информационно-коммуникативную функции. Наблюдая отдельные типы одежды, мы можем заметить, что практически всегда существует преобладание одной из функций. Но в полной мере реализоваться костюм может только в движении. Информационно-коммуникативная система «костюм» ярче и точнее раскрывается, существуя в другой системе – кинесике.[63]

Внешний вид человека, предпочитаемый им стиль одежды, цвета, которые он выбирает, аксессуары, украшения, - оказывает на окружающих большое психологическое воздействие.[64] По внешнему виду судят о человеке, о его характере, темпераменте, особенностях его личности и даже об интеллекте и эмоциональном состоянии. Одежда является своеобразной «оберткой» человека, по которой о нем складывают мнение другие люди. От того, как человека воспринимают в обществе, зависит качество его жизни, поскольку все мы живем в социуме. Если человек хочет быть успешным, он должен уделять внимание своему внешнему виду и задумываться, какое впечатление его внешность производит на окружающих. Например, если человек среднего возраста оденет одежду, предназначенную для подростков, он будет в ней выглядеть нелепо. Соответственно, в таком виде он вряд ли может рассчитывать на уважительное отношение окружающих (в первую очередь, незнакомых), поскольку о нем сделают выводы, что он, скорее всего, не серьезен и инфантилен. Или если человек оденет две вещи разных стилей, которые абсолютно не сочетаются друг с другом (например, строгий деловой жакет и шорты), о нем также будут сделаны негативные выводы окружающими.

Одежда, язык хотя и безмолвный, но достаточно громкий. Известно, что первое, и зачастую самое верное впечатление о собеседнике мы составляем по тому, как он одет. В одежде, как и во всем, что мы выбираем, отражается наша неповторимая индивидуальность, а происходит это зачастую абсолютно бессознательно. Так же бессознательно и окружающие воспринимают эту информацию. Одежда может стать и средством внутренних перемен, поскольку наряд – лучший друг фигуры и души – универсальный, самый простой и беспроигрышный путь к гармонии. Именно одежда может сбалансировать не только любой силуэт, но и повлиять на те или иные черты характера и поведение человека. [65]

Конечно, нельзя утверждать, что надев «правильную одежду», человек сразу устроится на желаемую должность и будет эффективно взаимодействовать с окружающими. Это зависит от многих составляющих: уровня коммуникабельности, образования, опыта, личных и профессиональных достижений, навыков, умения себя презентовать. Однако, как мы уже сказали, по одежке встречают, и именно внешний вид часто имеет решающее значение при принятии важных решений.

Однако сколько бы дельных и грамотных советов ни давали дизайнеры, стилисты, визажисты и другие специалисты, занимающиеся вопросами моды и стиля, одного универсального для всех людей рецепта, как выглядеть красиво, модно, стильно и современно, не существует. Каждому из нас подходит свой цвет, свой стиль и фасон, определенная форма стрижки и укладки. Поэтому при выборе одежды, аксессуаров, цветов и пр. каждый человек ориентироваться не только на модные тенденции и тренды, но также и на собственный вкус, ощущения и здравый смысл.

Очень важна также и степень опрятности человека. Какой бы стиль человек не предпочитал, у него обязательно должны быть чистые ухоженные волосы, чистая одежда (если это классический стиль, - хорошо выглаженная одежда), ухоженные ногти. Человек, который одет бедно, может вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо – брезгливость.

Таким образом, цель одежды, аксессуаров – повысить значимость человека в обществе, помочь ему правильно себя презентовать, повысить эффективность межличностного взаимодействия.

Цвет одежды, который человек выбирает, также оказывает значительное влияние на восприятие человека другими людьми.

Установлено также, что и мужчины, и женщины отдают предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере не больше чем двум-трем. Приятное или неприятное чувство, которое вызывает какой-то цвет, может меняться с течением времени, но ведь и наш характер, наше эмоциональное состояние тоже меняются.[66]

Красный – символизирует физическую силу, страсть и энергию. Внутренне соответствует холерическому типу темперамента. Также это цвет агрессии. Скорость движения красного автомобиля всегда субъективно воспринимается выше, чем аналогичная скорость автомобилей другого цвета. Также это цвет опасности. Пожарные машины всегда красного цвета. Человек, предпочитающий этот цвет – активный, смелый, деятельный и решительный. Красный часто воспринимается как символ могущества. Если человеку не хватает уверенности в себе, стоит добавить в гардероб красный цвет.

Что касается собеседования или деловых переговоров, вещи красного цвета лучше не одевать. Так как этот цвет слишком яркий, агрессивный, - это будет мешать эффективному взаимодействию с менеджером по персоналу или деловыми партнерами[67].

Розовый – более мягкий, спокойный и женственный цвет. Это цвет жизни, он говорит о потребности любить и быть добрее.[68] Люди, которые предпочитают розовый цвет – натуры романтичные, впечатлительные и эмоциональные. Если требуется показать свою солидность, добиться повышения в должности или при устройстве на работу, одежда розового цвета не подойдет, поскольку в ней сложно произвести впечатление уверенного и серьезного человека.

Зеленый – это цвет природы. Он действует успокаивающе. Люди, которые предпочитают зеленый цвет, являются настойчивыми, целеустремленными, последовательными. Они очень разборчивы в людях, несговорчивы, упрямы и часто бывают критичными по отношению к себе и к другим. Этот цвет соответствует флегматическому типу темперамента.

Желтый – это яркий, солнечный и оптимистичный цвет. Символизирует спокойствие, общительность, непринужденность, любопытство, легкую приспособляемость и получение удовольствия от жизни. Соответствует сангвиническому типу темперамента. Желтый цвет способствует обретению уверенности в себе. Однако избыток желтого цвета в одежде действует подавляюще. К тому же, если желтого цвета в одежде слишком много, человек может восприниматься не серьезно. Следует избегать грязно-желтых оттенков, так как они ассоциируются с желчностью.

Бирюзовый – освежает, бодрит, вдохновляет и способствует общению. Люди, предпочитающие бирюзовый цвет, это, как правило, творческие натуры, романтичные, с тонким эстетическим вкусом.

Коричневый – символизирует основательность, надежность и серьезное отношение к жизни. Это цвет земли, а значит, - цвет стабильности. Однако он может также вызывать тоску и уныние и ассоциироваться с ограниченностью и замкнутостью. Коричневый цвет часто предпочитают мужчины.

Серый – способен вызывать отрицательные ощущения, так как часто ассоциируется с плохой погодой, серыми тучами, мрачным небом, скукой. Серый – любимый цвет рассудительных и недоверчивых, ранимых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение.[69]

Синий – это цвет неба, его обычно связывают с духовной чистотой. Синий является олицетворением рассудительности, спокойствия, скромности. Ассоциируется с творческим началом. Он несет в себе безмятежность, но также может восприниматься как холодный и отчужденный. Синяя одежда хорошо подходит для собеседования, так как этот цвет вызывает доверие к собеседнику, символизирует работоспособность и надежность.

Черный – многие считают этот цвет деловым, шикарным и изысканным. Для делового костюма одним из самых распространенных цветов является именно черный цвет. Официанты, например, носят черно-белую униформу в знак того, что они наделены определенными полномочиями в пределах своей должности, а также для того, чтобы посетители могли сразу их увидеть. Элегантно одетые официанты делают обстановку в ресторане аристократичной, солидной и респектабельной.

В тоже время, этот цвет символизирует мрачность. Частая смена костюма или платья черного цвета на более яркий, броский – показатель того, что пессимистические настроения временами развеиваются.

Преобладание в гардеробе конкретного цвета многое говорит о темпераменте человека, о его характере. Также выбор определенного цвета показывает эмоциональное состояние человека.

Таким образом, внешний вид человека сильно влияет на отношение к нему окружающих людей (особенно не знакомых). По внешнему виду делают выводы о характере человека, об особенностях его личности, о его эмоциональном состоянии в данный момент. От удачно подобранной одежды часто зависит профессиональный и личный успех человека, поэтому к своей внешности надо относиться достаточно внимательно. И внимательно наблюдая за внешностью других людей можно лучше их понимать, что будет способствовать более эффективному взаимодействию.

Заключение

Невербальные средства коммуникации выполняют огромную роль в человеческом общении. Они передают больше половины информации и проявляют эмоциональное состояние человека. Эту информацию люди получают, наблюдая за мимикой, жестами, позами, взглядами других людей. Многое считывается на бессознательном уровне, однако, чтобы правильно понять невербальные сигналы другого человека, данный вопрос необходимо изучать.

Научно доказано, что невербальные средства коммуникации возникли в результате эволюции и культуры. Человек сохранил в арсенале своего поведения многое из животного прошлого. В пользу эволюционного происхождения многих компонентов невербального общения говорит также то, что одни и те же состояния и эмоции в разных культурах выражаются одинаковыми средствами.

В то же время, значение некоторых жестов, поз, движений в разных культурах имеет разное значение. Это свидетельствует о культурном контексте многих форм невербальной коммуникации.

Эффективность общения зависит не только от того, понимают ли собеседники слова друг друга, но и от их умения правильно оценить невербальные символы: мимику, жесты, позу, движения.

Невербальные средства общения часто называют «языком тела». С помощью них проявляются эмоциональные состояния человека. В последнее время в мировой психологической науке интерес к невербальным способам общения возрос, так как стало ясно, что данный компонент социального поведения человека играет в жизни общества гораздо более важную роль, чем было принято считать ранее. Если речь человеку контролировать достаточно легко, то контролировать свое тело гораздо сложнее, а иногда и вовсе невозможно. Например, никто не может влиять на размер своих зрачков, - а ведь именно зрачки характеризуют эмоциональное состояние человека. Хорошее знание всех особенностей невербальной коммуникации позволяет правильно «считывать» мимику, позы, жесты, голос, дыхание, взгляд, - что способствует эффективному межличностному взаимодействию и решению вопросов и проблем.

Невербальные средства коммуникации помогают создать и поддержать психологический контакт, регулировать течение процесса общения; придают словесному тексту новые смысловые оттенки, направляют истолкование слов в правильное русло; способствуют выражению эмоций.

Если речь человека противоречит его невербальным сообщениям, то доверять следует именно невербальным проявлениям, так как многие из них человек совершает бессознательно.

За счет богатства и многообразия мимических возможностей тело человека способно транслировать большое количество образов, становясь эффективным инструментом доведения до окружающих людей важной и необходимой информации.

В этой работе мы дали определение невербальным средствам коммуникации, обозначили их роль в человеческом общении и рассмотрели подробно каждый элемент, - взгляд; мимику; пластику (позы и жесты); прикосновения (тактильный контакт); межличностную дистанцию; внешний вид (одежду, раскраску и другие украшения).

Если мы хотим наладить психологический контакт с собеседником, нам важно наладить в первую очередь именно зрительный контакт с ним. Очень важен доброжелательный, искренний и открытый взгляд в глаза собеседнику.

Мимика также является очень эффективным средством невербальной коммуникации. Согласно мнению ученых, наша способность воспринимать мимику других людей заложена в нас на генетическом уровне. Мы легко можем распознать радость на лице другого человека, мы издалека видим, что человек улыбается. Отрицательные эмоции нам распознавать сложнее, однако все они также видны на лице человека. То, что человек испытывает негативные эмоции, например, испуган, рассержен или недоволен, - также отображается на его лице, даже если он при этом не произносит слов.

Во время общения нужно следить за тем, чтобы то, что мы говорим не противоречило выражению нашего лица иначе мы не сможем донести до собеседника нужную информацию и общение не будет эффективным.

Позы, жесты, манера сидеть или стоять очень многое могут рассказать об эмоциональном состоянии человека, о его отношении к собеседнику, к теме разговора и показать его реакцию на то или иное предложение, событие.

Сопровождая свою речь, люди часто прибегают к жестикуляции, чтобы сделать ее более выразительной.

В тактильных прикосновениях часто выражаются эмоции человека и его отношение к собеседнику (например, человек резко одернул руку или, наоборот, обнял собеседника).

Во время общения между людьми всегда есть определенное межличностное пространство. Величина этого пространства основывается на тех нормах, которые приняты в данной культуре. Чтобы общение с людьми было эффективным, всегда необходимо помнить о соблюдении межличностного пространства. То, на каком расстоянии человек общается, также может отображать, как он относится к своему собеседнику. Если относится хорошо – на подсознательном уровне пытается дистанцию сократить; если, наоборот, отношение плохое – дистанцию увеличивает. Это также показывает его эмоциональное состояние в данный момент.

Внешний вид человека сильно влияет на отношение к нему окружающих людей (особенно не знакомых). По внешнему виду делают выводы о характере человека, об особенностях его личности, о его эмоциональном состоянии в данный момент. От удачно подобранной одежды часто зависит профессиональный и личный успех человека, поэтому к своей внешности надо относиться достаточно внимательно. И внимательно наблюдая за внешностью других людей можно лучше их понимать, что будет способствовать более эффективному взаимодействию.

Список использованных источников

  1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – 2-у изд. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 295 с.
  2. Григорьянц Т. А. Невербальный язык – важнейшая составляющая коммуникаций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2006. - № 11. – с. 23- 24
  3. Дубина Л. В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лабаратория книги, 2012.- 175 с.
  4. Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – 140 с.
  5. Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация: теория и мнения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2014. - №8 – с. 227 - 232
  6. Основы имиджиологии и делового общения : Учебное пособие для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: издательство Феникс, 2004. – 256 с.
  7. Оксюта А. А. Роль невербальных средств в межличностном общении // Педагогика и психология образования. – 2012. - №2 – с. 103 - 106
  8. Психология делового общения: учебное пособие / И.И. Аминов – М.: Издательства «Омега-Л», 2009. – 304 с.
  9. Психология делового общения : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017. – 292 с.
  10. Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 376 с.
  11. Талыбина Е. В. Язык мимики как элемент знаковой системы невербальной коммуникации // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2012. - №2 – с. 73 -78
  12. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2017. – 240

Приложения

Таблица 1

Взгляд и сопутствующие движения

Трактовка

Необходимо

Подъем головы и взгляд вверх

Движение головой и насупленные брови

Улыбка, возможно, легкий наклон головы

Ритмичное кивание головой

Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику

Взгляд в сторону

Подожди минуту, подумаю

Не понял, повтори

Понимаю, мне нечего добавить

Ясно, понял, что тебе нужно

Хочу подчинить себе

Пренебрежение

Прервать контакт

Усилить контакт

Продолжить контакт

Продолжить контакт

Действовать по обстановке

Уйти от контакта

Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия

«Таблица составлена по: Учебнику Бороздиной Г. В. Психология делового общения – М.: ИНФРА-М, 2007»

Таблица 2

Разновидности жестов

Язык тела

Что это значит

Бодрая прямая походка

Уверенность в себе

Стоять, уперев руки в бока

Готовность, агрессии

Сидеть, расставив ноги

Открытость, расслабленность

Руки сложены на груди

Защита, оборона

Идти, руки в карманах, сгорбившись

Подавленность, уныние

Рука на щеке

Оценка, размышление

Трогать нос

Ложь, сомнение

Руки сложены за спиной

Злость, опасение

Ноги перекрещены в области щиколоток

Опасение, недоверие

Голова опирается на руку, глаза вниз

Надоело

Потирать руки

Предвкушение

Сидеть, сложив руки за головой, со скрещенными ногами

Превосходство, уверенность в себе

Открытые руки, видны ладони

Искренность, открытость, невинность

Пощипывание переносицы с закрытыми глазами

Негативная оценка

Постукивать пальцами

Нетерпение

Потрогать подбородок

Попытка принять решение

Грызть ногти

Неуверенность в себе, нервозность

Трогать или подергивать себя за ухо

Нерешительность

Трогать волосы (мужчина)

Неуверенность в себе

Трогать волосы (женщина)

Желание привлечь мужское внимание

  1. Семечкин Н.И.Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – С. 171

  2. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 133

  3. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2017. – С. 50

  4. Мартынова Е. М. Невербальная коммуникация: теория и мнения // Вестник Челябинского Государственного педагогического университете. – 2014. - № 8. – С. 228

  5. Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Издательство «Омега – Л», 2009.- С. 11

  6. Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – С. 170

  7. Психология делового общения : учебник /коллектив авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017. – С. 192

  8. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2017. – С. 50

  9. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 133

  10. Чернова Г. Р., Слотина Т. В. Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2017. – С. 50

  11. Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – С. 70

  12. Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2004. – С. 172

  13. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2007. –С. 151

  14. Талыбина Е. В. Язык мимики как элемент знаковой системы невербальной коммуникации // Вестник Российского Университета дружбы народов. – 2012. -№ 2. – С. 75

  15. Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: РИОР, 2005. – С. 83

  16. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 150

  17. Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – С. 78

  18. Психология делового общения : учебник / коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017

  19. А. А. Оксюта: Роль невербальных средств в межличностном общении // Педагогика и психология образования. - 2012. - №4- С. - 104

  20. Психология делового общения : учебник / коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017. – С. 185

  21. Талыбина Е. В. Язык мимики как элемент знаковой системы невербальной коммуникации // Вестник Российского Университета дружбы народов. - 2012. №4. – С. 73

  22. Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – С. 172

  23. Психология делового общения: учебник / коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017. – С. 186

  24. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник для вузов - М.: ИНФРА-М, 2007. – 142 С.

  25. А. А. Оксюта. Роль невербальных средств в межличностном общении. // Педагогика и психология образования. - 2012. - №4 - С. - 104

  26. Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: РИОР, 2005. – С. 77

  27. Психология делового общения : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017. – с. 191

  28. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 142

  29. Психология делового общения.: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Омега – Л, 2009. – С. 12

  30. Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – С. 174

  31. Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С. 173

  32. Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – С. 73

  33. Бороздина Г. В. Психология делового общения:Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 142

  34. Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: РИОР, 2005. – С. 78

  35. Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – С. 175

  36. Психология делового общения : учебник /коллектив авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017. – С. 191

  37. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 137

  38. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 138

  39. Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – С. 177

  40. Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: РИОР, 2005. – С. 83

  41. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 140

  42. Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – С. 179

  43. Психология делового общения : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017. – С. 198

  44. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 135

  45. Дубина Л. В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лабаратория книги, 2012. – С. 170

  46. Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. – С. 179

  47. Психология делового общения : учебник / коллектив авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. – Москва : КНОРУС, 2017. – С. 198

  48. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 134

  49. Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С. 179

  50. Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Омега-Л, 2009. С 53

  51. Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С. 180

  52. Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – С. 76

  53. Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С. 181

  54. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 53

  55. Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С. 181

  56. Замедлина Е. А. Конфликтология: Учеб. Пособие. – М.: Издательство РИОР, 2005. – С.77

  57. Дубина Л. В. Исследование невербальных средств коммуникации. – М.: Лабаратория книги, 2012.- С. 165

  58. Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – С. 149

  59. Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С. 182

  60. Семечкин Н. И. Социальная психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – С. 183

  61. Григорьянц Т. А. Невербальный язык – важнейшая составляющая коммуникаций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2006. -№11.- С. 343

  62. Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Омега-Л, 2009. – С. 62

  63. Григорьянц Т. А. Невербальный язык – важнейшая составляющая коммуникаций // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2006. - №11 - С. 343

  64. Основы имиджиологии и делового общения : Учебное пособие для студентов вузов.- Ростов н/Д: издательство Феникс, 2004. – с. 102

  65. Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. С. 54

  66. Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. С. 57

  67. Основы имиджиологии и делового общения : Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов н/Д: издательство Феникс, 2004. – С. 103

  68. Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. С. 58

  69. Психология делового общения: учебное пособие / И. И. Аминов – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. С. 59