Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Невербальное общение: трактовка мимики в чувства и эмоции)

Содержание:

Введение

С рождения человек попадает в мир, полный различных вещей и явлений. Благодаря своим органам чувств он получает ощущения. Восприятие формирует образы окружающего мира. Мышление позволяет установить связи между различными предметами и явлениями. Образы и связи фиксируются в нашей памяти, и приобретённый опыт сохраняется на долгое время. Эти познавательные процессы позволяют не только выжить, но и познать окружающий нас мир.

Рождаясь, человек попадает также и в мир людей. С первых дней жизни он взаимодействует с ними. Сначала круг этого взаимодействия мал и включает в себя небольшое количество людей, но постепенно с развитием ребенка он увеличивается и усложняется.

В первый год жизни ребенок еще не усвоил речь и общается с другими при помощи примитивных жестов, мимики, пантомимики и звуковых сигналов, таких как смех и плач. Заботящиеся о нем люди понимают этот примитивный язык. Развиваясь, ребенок усваивает речь, но предыдущий способ общения не исчезает, а усложняется и занимает хотя о не ведущею позицию в коммуникации, но весьма значительную. Понимание других людей позволяет человеку более выгодно с ними взаимодействовать. Но чтобы понять недостаточно лишь осознать, что было сказано другим.

Имеет место также интонация сказанного, скорость произношения, выражение лица собеседника, положение его тела, жестикуляция, которую тот применял и многое другое. Целостность восприятия ситуации позволяет осознать смысл того что хотел нам передать другой человек.

Целью данной работы является раскрытие, каким образом, не описывая это словесно, человек показывает своё эмоциональное состояние и как физиологические показатели проявляют их наличие.

Предметом же являются эмоциональные проявления человеческого организма. Задачей является изучение невербальных проявлений эмоций.

1 Невербальное общение: трактовка мимики в чувства и эмоции

1.1  Значение мимики в жизни человека, проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

С рождения и до момента смерти эмоции занимают одно из ведущих мест в деятельности человека. Они влияют на принятие или отвержение важнейших для человека решений, таких как свадьба, устройство на работу или решение завести ребенка. Нередко из-за испытываемых отрицательных эмоций, таких как отвращение, страх или ненависть человек принимает решения, которые как он знает не сулят ему выгоды, он перестает общаться с людьми, чью связи ему были бы полезны, уходит из дома на холод и голод в неизвестность только бы лишиться ненавистного ему чувства. Порою эмоции толкают на ложь, насилие и самоубийство, которые можно было бы избежать сумей кто-то понять, что этот человек испытывает. Эмоциональные проявления слабо контролируемы, что делает возможным изучение эмоционального состояния человека путём их анализа. В перспективе это может позволить лучше понять мотивационную и познавательную деятельность человека. Также это поможет в определении искренности человека, что очень важно в судебной области. Это уменьшит недопонимание среди людей, улучшив восприятие эмоциональной сферы своего собеседника. Такое восприятие поможет более своевременно оказать психологическую помощь эмоционально подавленного человека.[1]

Донести до других свои чувства и мысли человеку помогает устная или письменная речь. В первом случае используется не только голосовая передача текста, но и невербальные средства общения, такие как жесты или мимика. Они оживляют речь, придавая ей более эмоциональную окраску. Умение правильно считывать невербальные сигналы позволяет понять истинные мотивы собеседника, поскольку именно мимика в общении выражает непосредственное отношение к происходящему.

Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное  65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость.

Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить собой речь. Так происходит с глухо — немыми людьми. Для них безречевое общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не научились говорить. Приёмами невербального общения люди пользуются, чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного мира.[2]

Нельзя недооценивать значение мимики в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся к оптико-кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того, что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, поза, голос, взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру.

Важнейшим элементом невербальной коммуникации является мимика. Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST, которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны:

  • лоб и глаза,
  • нос и область вокруг него,
  • рот и подбородок.[3]

Согласно методике FAST значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости.

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • отвращение,
  • ужас,
  • печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на картинке:

  1. Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.
  2. Лицо человека, который испытывает счастье, расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.
  3. Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.
  4. Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.
  5. Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.
  6. Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.
  7. Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок.
  8. Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие.
  9. Взгляд человека, размышляющего над проблемой, направлен вверх. Уголки губ немного опущены.
  10. Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи.
  11. Человек, довольный собой, выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.
  12. О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.
  13. Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.
  14.  Демонстрируя решимость, человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.
  15. Смущаясь, люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.
  16. Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.
  17. Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.
  18. Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.
  19. Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично.
  20. Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.[4]

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.

1.2 Типы невербальной коммуникации

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой невербальных проявлений эмоций: П. Экман, У. Фризен, Э. Берн и др. Для изучения проблемы невербальных проявлений эмоций нам необходимо рассмотреть невербалику в целом, а затем перейти к эмоциям. Наиболее общее определение невербальной коммуникации звучит следующим образом:

Определение невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем. Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим. Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой.[5]

Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.[6]

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации. Кинесические: выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка); визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).

Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.

Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др. Проксемические: пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция); время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

Невербальное проявление эмоций мы можем проследить по выражению лица, различных жестов. Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью. Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов.

Перечислим их ниже: «эмблемы» — это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются; «иллюстраторы» — неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно; «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения; «экспрессивные» являются лицевыми знаками; «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя.[7]

Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит беседа. Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции. Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.

2 Невербальные проявления эмоциональных состояний

2.1 Связь эмоций с деятельностью

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос о связи эмоциональной сферы человека с деятельностью, в которую она включена. Осницким А.К., Филипповой Е.В. отмечалась необходимость рассмотрения специфики протекания эмоциональных процессов в разных видах активности человека. Было выделено три основных вида активности, характеризующиеся разной степенью сложности и осознанности.

Первый вид активности - это реактивное поведение человека, для его описания можно использовать известную формулу S > R. В основе реактивности лежат ответные реакции человека на внешние воздействия; действия человека в этом случае зависят от силы воздействия и отчасти от его внутреннего состояния. Сознание, если и фиксирует данное поведение, то только после того как воздействие оказало влияние, и в меру его интенсивности или значимости для человека. Особенности данного вида активности откладывают отпечаток на эмоциональные проявления. В реактивном поведении более представлены те модальности эмоций, которые В. Вундтом были охарактеризованы одним из двухполюсных параметров: удовольствием-неудовольствием.[8]

Другой вид активности человека - это импульсивное поведение, которое определяется формирующимися в организме и психике напряженностями. Если средство, необходимое для снятия напряжения, является легкодоступным для человека, тогда поведение мало чем отличается от реактивного. Сознанием также фиксируется данное поведение в меру интенсивности проявления. Если же при возникновении напряженности для ее разрядки нужно прилагать дополнительные усилия, тогда поведение человека существенно усложняется и в большинстве случаев приобретает форму деятельности. В эмоциональной сфере при импульсивном поведении обнаруживают себя два других двухполюсных параметра эмоций: возбуждение-успокоение, напряжение-разрешение.

И последний вид активности, выделенный А.К. Осницким, - деятельно организованное поведение. Здесь мы имеем дело с принципиально другим видом активности, который не укладывается в формулу S > R, то есть не может рассматриваться как реактивное, не совпадает оно и с инстинктивным поведением.[9] Деятельно организованное поведение является целенаправленным, осознанным, регулируемым человеком и, что самое главное, исходно проектируемым даже при повторении. Феноменология сознания в этом случае уподобляется экспериментальной площадке, на которой проигрываются возможности реализации замысла человека. Эмоции, возникающие непосредственно или хранящиеся в памяти, в деятельно организованном поведении выполняют функцию информационного обеспечения процесса принятия решения, принимают участие в регуляции действий, приводящих в совокупности к проектируемым преобразованиям. Эмоции участвуют также в формировании преднастроек к тем или иным действиям, составляющим более сложную деятельность.

Таким образом, следует учитывать возможные изменения в эмоциональных проявлениях при переходе от одного вида активности к другому. Практически не изученной является область эмоциональных проявлений, возникающих как конфликт между разными уровнями организации поведения: реактивной, импульсивной и деятельностной.

По мнению Осницкого и Филиповой, приблизиться к решению проблемы вклада эмоций в регуляцию активности человека поможет, во-первых, разграничение анализа эмоциональных проявлений в реактивном, импульсивном и деятельно организованном поведении и, во-вторых, изучение взаимосвязи эмоциональных проявлений с особенностями осознанной регуляции активности, связанной с регуляцией деятельности и тех видов импульсивно порождаемого поведения, которое по ходу реализации переходит в деятельно организованное.

Они писали, что: «эмоция в системе психических процессов представляет собой реакцию человека на значимые события во взаимодействии с окружением, участвует в организации, регуляции и осуществлении деятельности и поведения». Это влияние эмоций на деятельность и поведение заметнее, потому что сразу же обнаруживается отношение человека к происходящему. Иными словами: за эмоциями всегда стоит отношение человека к тому, что происходит с ним и к тому, что ему делать в следующий момент.

Таким образом, можно заключить что эмоции обнаруживают себя в самых разных видах активности, являясь ее составляющими. Они определяет согласование общей направленности активности субъекта с теми значениями и смыслами, которые для него приобретают воспринимаемые объекты и ситуации.

Компоненты эмоционального реагирования

Традиционно выделяется три компонента эмоционального реагирования:

- импрессивный;

- физиологический;

- экспрессивный внутреннее переживание.[10]

Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Она включает в себя создание первого впечатления о человеке, оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, таким образом, выделяется связь с сигнальной функцией эмоций. Эмоции в процессе общения выполняют также регулирующую функцию, которая состоит, например, в координации очередности озвучивания тех или иных экспрессивных высказываний.

Для изучения эмоциональной составляющей невербальной коммуникации у детей подросткового возраста используется методика В.А. Лабунской «Экспериментальная оценка невербального поведения личности».

Под импрессивным компонентом эмоционального реагирования понимается лишь внутреннее переживание, без его внешне наблюдаемого и регистрируемого проявления. В связи с этим я опускаю его рассмотрение и перехожу к двум внешне регистрируемым компонентам: физиологическому и экспрессивному.

Физиологический компонент эмоционального реагирования

О возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей, таким как например частота сердечных сокращений, артериальное давление и частота дыхания, а также и психомоторики: мимике, пантомимике, двигательным реакциям и голосу. Так пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям.[11]

Такая связь была замечена разными народами и применялась в практических целях. В наше время эта связь используется для проверки подозреваемого с помощью полиграфа, называемого «детектором лжи». К сожалению данный прибор не даёт точного ответа на вопрос об искренности человека, так как разные эмоции способны вызывать схожие реакции. Так например сексуальное влечение схоже с гневом и страхом. Также данный прибор не способен дать ответ о причине лжи, что является весьма важным фактором.

Эмоции связаны с возбуждением. Мы живо ощущаем изменения в частоте сердечных сокращений, артериальном давлении и активности потовых желез, свидетельствующие о нашем эмоциональном возбуждении. Эти изменения в периферической физиологии связаны с деятельностью автономной нервной системы.

Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства. Но не обязательно переживать психосоматический криз, чтобы почувствовать, насколько мощное влияние оказывают эмоции практически на все соматические и физиологические функции организма. Разные эмоции предрасполагают к разным видам действия, поэтому паттерны возбуждения также эмоционально специфичны.

В своей теории У. Джеймс и Г. Ланге считали, что эмоция невозможна без физиологического изменения. Уильям Джеймс особый упор делал на интенсивность физиологического эмоционального реагирования, ставя чуть ли не в прямо пропорциональную зависимость переживание самой эмоции.[12]

Девид Лайкен писал об изменении вегетатики, в том числе и гормонов в крови, при различных эмоциональных состояниях. Так при эмоциях стенического типа выделяется адреналин, а при эмоциях астенического типа - норадреналин.

А.К. Попов показал. Что физиологические проявления при предъявлении приятного звука, в отличие от их проявления при предъявлении неприятного звука, были менее четки и понятны. Аналогичные закономерности были выявлены и при внушении человеку под гипнозом приятных и неприятных сновидений. К такому выводу также пришли Р. Левинсон и данным Н.М. Труновой.

Как уже отмечалось, эмоции субъективны и способны вызывать разные физиологические реакции. Так у одного человека стресс вызывает увеличение ЧСС, у другого повышение давления, а у ребенка аффективные респираторные судороги.

Направленность изменения электрических потенциалов мозга также зависит от знака эмоционального реагирования.

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.

Экспрессивный компонент эмоционального реагирования

В порыве гнева или отвращения, радости и счастья, раздражения и безразличия человек ведет себя по-разному, его лицо, осанка, положения тела и жестикуляция отличаются, также как тональность и тембр голосаК экспрессивному компоненту эмоционального реагирования относят:

- речевые средства;

- мимические средства;

- пантомимические средства;

- жестикуляционные средства;

- внимание к своей внешности.[13]

Гросс и Джон обнаружили, что существует несколько аспектов эмоциональной экспрессивности. С помощью факторного анализа данных самоотчетов об экспрессивных тенденциях удалось установить три аспекта:

- силу внутренних эмоциональных реакций,

- степень выражения позитивных эмоций,

- степень выражения негативных эмоций.

В зависимости от характеристик эмоций, а также ряда факторов, описанных ниже, определяются и характеристики выраженности экспрессии.

Экспрессивный компонент эмоций проявляет себя еще во внутриутробном развитии.

Невербальные проявления регулируют и во многом определяют взаимопонимание между людьми.

Мимические средства экспрессии

Человеческое лицо обладает наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки. В этом Леонардо да Винчи особую роль придавал бровям и рту. Лев Николаевич Толстой описывал около сотни оттенков улыбки и чуть меньше выражений глаз, раскрывающих эмоциональное состояние человека.

Мимика человека занимает особое место среди средств коммуникации место, так как изменение лицевых мышц несет в себе эмоциональную нагрузку, отражая чувства говорящего. Так создается эмоциональный фон общения.

На формирование мимического выражения эмоций, по мнению Януша Рейковского оказывают влияние такие факторы как:

- врожденные мимические схемы, которые соответствуют определённым эмоциональным состояниям;

- приобретённые способы заучивания, которые произвольно контролируемы;

- индивидуальные экспрессивные особенности, присущие только данному индивиду.[14]

Уже у десятимесячного ребёнка появляются различия в улыбках. С возрастом это различие увеличивается.

Как отмечают Г. Остер и П. Экман, человек рождается с уже готовым механизмом выражения эмоций с помощью мимики. Все мускулы лица, необходимые для выражения различных эмоций, формируются в период 15-18-й недели утробного развития, а изменения «выражения лица» имеют место, начиная с 20-й недели. Поэтому многие ученые считают главным каналом выражения и опознания эмоций лицевую экспрессию.

П. Экман вместе с К. Изардом описали мимические признаки первичных эмоций, таких как радость, горе, отвращение, презрение, удивление, гнев и страх. В результате они выделили три автономные зоны лица:

- область лба и бровей,

- область глаз (глаза, веки, основание носа),

- нижняя часть лица (нос, щеки, рот, челюсти, подбородок).[15]

Их исследования позволили разработать своеобразные «формулы» мимических выражений, которые фиксируют характерные изменения в каждой из трех зон лица, а также сконструировали фотоэталоны мимических выражений эмоций.

В. А. Барабанщиков и Т.Н. Малкова отмечали то, что наиболее выразительные мимические проявления локализуются преимущественно в нижней части. Вопреки общему мнению ведущие признаки не локализуются в области глаз. Барабанщиков и Малкова объясняют это тем, что глаза представляют собой смысловой центр лица, в котором аккумулируется влияние сильных мимических изменений верхней и нижней частей лица.

Следует учитывать, что внешние проявления эмоций, которые представляют собой синтез произвольных и непроизвольных способов реагирования, зависят также от культурных особенностей данного народа. У разных народов одни и те же выразительные средства обозначают разные эмоции, что и описал О. Клайнбер, изучая эмоциональную экспрессию в китайской литературе.

Психомоторные средства экспрессии

Под психомоторными средствами экспрессии понимаются выразительные движения. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются также целостные двигательные акты, которые называются эмоциональными действиями, такие как подпрыгивания при радости, поглаживания и целования закрывания лица, плач и тому подобные. Очевидно, что эти психомоторные средства используются для разрядки возникающего эмоционального напряжения, на что указывал еще Ч. Дарвин. Они используются также для того, чтобы показать свое отношение, чувство к тому или иному существу, выразить свою эмоциональную оценку происходящего.

В последнее время предпринимаются попытки создания метода чтения «языка тела», основанного на распознавании эмоций по выразительным движениям, которые наиболее типичны для данной эмоции. Однако стоит помнить, что для адекватного восприятия эмоционального состояния необходимо учитывать весь комплекс экспрессии в целом.

Чтение экспрессивных движений - сложный процесс, требующий значительной тренировки и опыта. Он осложняется не только тем, что внешние признаки содержат далеко не полную информацию о человеке, но и тем, что одни и те же внешние проявления могут быть вызваны разными внутренними переживаниями.

П. Экман выделяет следующие виды жестов:

- адаптеры,

- регуляторы,

- иллюстраторы,

- эмблемы.[16]

К адаптерам относится, например, почесывание носа, которое при напряженном обдумывании может быть пережитком ковыряния. Регуляторы - это жесты, связанные с положением головы, позы, расположением рук и тела, поддерживающие человека в ходе коммуникации. Иллюстраторы непосредственно связаны с речью и представляют эмоциональные «добавки» для вербальной коммуникации. Эмблемы имеют когнитивное значение и предназначены для передачи сообщения.

П. Экман и У. Фризен разработали концепцию «невербальной утечки информации». Они проранжировали части тела в отношении их способности передачи информации об эмоциях человека. Эту способность они определили на основании трех параметров:

- среднее время передачи;

- количество невербальных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела;

- степень доступности для наблюдений за данной частью тела, «представленность другому».

Учитывая эти критерии самым информативным является лицо человека, так как лицевые мышцы быстро изменяются в соответствии с переживаниями человека, так как они могут создавать значительное число выразительных паттернов и так как лицо является видимой частью тела. Последнее же место занимают движения ног и ступней. Однако, зная способность лица выдавать переживаемые эмоции, люди чаще всего обращают внимание на его произвольное контролирование своей мимики и не обращают внимания на движения своих ног, что позволяет лучше понять эмоциональное состояние по ним, а не по лицу.

Звуковые и речевые средства экспрессии

К характеристикам, по которым судят об изменении речи, относятся:

- интонационное оформление;

- четкость дикции;

- логическое ударение;

- чистота звучания голоса;

- лексическое богатство;

- свободное и точное выражение мыслей и эмоций.[17]

Установлено, что различные эмоциональные состояния отражаются в интонации, интенсивности и частоте основного тона голоса, темпе артикулирования и паузации, лингвистических особенностях построения фраз: их структуре, выборе лексики, наличии или отсутствии переформулировок, ошибках, самокоррекции, семантически нерелевантных повторениях.

По данным В.X. Манерова, наиболее информативными являются параметры, связанные с частотой основного тона.

Н.П. Фетискин выявил признаки неэкспрессивной, монотонной речи. К ним он отнес безразличное изложение материала, автономность его изложения, редкое использование вопросительной интонации, лирических ударений, ускорения и замедления речи, отсутствие стремления вызвать у учащихся эмоциональный отклик, меньшая громкость речи, теноровый тембр голоса и более высокая частота основного тона.

По данным У. Хеллса, разные каналы обладают разной возможностью в передаче информации об эмоциях: 45 % информации передается зрительными сигналами и только 17,6% - слуховыми. Так же следует учитывать, что у разных людей эмоции могут выражаться через различные экспрессивные каналы.[18]

Л.М. Аболин отмечал, что у доминирующей эмоционально-выразительной характеристикой является двигательный канал, к которому относятся направленность движений, их скорость, темп, амплитуда и слитность.

А.Е. Ольшанникова указывала, что различия между людьми могут наблюдаться и в пределах одного канала экспрессии. Так, при наличии в качестве ведущего канала речи для одного человека основным и типичным является интонационное разнообразие и обилие речевых реакций, а для другого человека - быстрый темп речи и повышенная громкость голоса.

Различия в эмоциональной экспрессивности

В повседневной жизни мы замечаем, что на одни и те же события люди реагируют по-разному. Так при удивлении одни замирают на месте, а другие наоборот начинают активно действовать.

Эмоции не побуждают человека вести себя каким-то определенным образом, хотя эмоциональные состояния связаны с экспрессивными и мотивационными тенденциями. Люди способны подавлять поведенческие реакции, обычно сопровождающие какое-либо эмоциональное состояние. Таким образом можно заключить, что даем ли мы волю своим эмоциональным импульсам, частично зависит от социальных условий и целей. Однако тенденции выражать, подавлять или изменять эмоции могут быть и устойчивыми личностными характеристиками, а также зависит от ряда факторов в том числе и от национального.

О кросс-культурном различии в невербальном выражении эмоций писал А.И. Приходько. Он писал, что усвоение социального опыта, который связан с выражением эмоций, начинается с опознавания и впоследствии воспроизведения лицевой экспрессии. Приходько указывает на наличие кросс-культурных различий эмоциональной экспрессии и ссылается на исследования Пола Экмана. Тот указывал на наличие правил выражения. Он считал что эти правила предписывают, какое выражение лица должно быть в разные моменты общения. Эти правила культурно обусловлены и усваиваются в ходе социализации. Иллюстрацией этих правил могут служить результаты эксперимента проведенного в 1973 году Экманом и Фризеном. Суть данного эксперимента заключалась в том, что американцам и японцам показывался фильм. Первый раз в изоляции от других, в другой раз нет. Эксперимент показал разнице в мимической экспрессии наций, а также зависимости её от социума.[19]

Жесты также формируются в ходе социализации. Пол Экман писал: «Воспитание детей накладывает определенный отпечаток на то, какие жесты будут ими использоваться в дальнейшем, а какие будут считаться неприличными».

А. И. Приходько отметил, что в настоящее время мало известны механизмы усвоения и передачи норм выражения эмоций с помощью невербального поведения. Он предполагает, что этот процесс осуществляется за счет механизмов подражания и идентификации, с последующей интериоризацией нормативных канонов, принятых в данной культуре.

Как я уже отмечал эмоциональная система, по сравнению с двигательной, труднее поддается контролю со стороны сознания. Эмоциональный контроль может успешнее достигаться с помощью мимики и двигательного компонента эмоции в сочетании с такими когнитивными процессами, как воображение и фантазия. Память о прошлом эмоциональном опыте также накладывает ограничение на эмоциональную свободу. Яркие эмоциональные переживания прошлого, представленные в памяти и в мыслях, могут сдерживать или, наоборот, побуждать человека. Еще один фактор, ограничивающий эмоциональное общение, - это сложные взаимоотношения между языком и опциональной системой. Люди, с точки зрения С. Томкинса, не научены точно демонстрировать собственные эмоциональные переживания.

Существует и иной взгляд на данную проблему, согласно которому не каждый человек хочет и может усвоить индивидуальные особенности выражения эмоций. Это обусловлено рядом причин:

- чрезмерной сосредоточенностью на собственной личности,

- неспособностью замечать и правильно оценивать состояние других людей;

- невниманием к окружающим, связанным с чувством собственного превосходства;

- чувством тревоги (связанной с эмоциями других людей с собственными эмоциями), побуждающим конкретного человека избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции.[20]

Также Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина в своей работе «Восприятие человека человеком» указывали также, что восприятие чужой экспрессии зависит от личности самого воспринимающего.

Внутренний конфликт в отношении выражения эмоций создает риск психического дистресса.

А.В. Дегтярев при описании эмоционального интеллекта указывал, что способность к пониманию эмоций означает, что человек:

- может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;

- может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение;

- понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.

Так же он писал о том, что способность к управлению эмоциями означает, что человек:

- может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;

- может контролировать внешнее выражение эмоций;

- может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

2.2 Эмоциональные оценки

Выявить сами эмоциональные состояния было бы достаточно просто, но мнение человека о любом объекте или ситуации гораздо сложнее, чем просто «нравится — не нравится». Да и в деловом общении менеджеру надо знать не только как — благожелательно или раздраженно — слушает его клиент, доволен ли он ходом переговоров, но и что он собирается делать дальше: искать дополнительную информацию, заключать сделку или отказываться от нее. Указания на это тоже можно получить, наблюдая за телесными проявлениями состояний человека.

Еще в 50-х гг. XX в. психологи, изучавшие, как человек относится к самым разным объектам (другим людям, товарам, рекламе и т.д.), установили, что это отношение не сводится только к собственно эмоциональной оценке типа «плохой — хороший». Оно обязательно включает оценки по признакам «силы — слабости» и «активности — пассивности». С силой ассоциируются большой размер, вес, энергия, грубость, большая работоспособность, мужественность и т.п., со слабостью — маленький размер, легкость, тонкость, женственность и т. п. Объект воспринимается как активный, если человек связывает с ним ощущения движения, изменения, поиска, напора, действия, свободного выбора и т. п. Пассивность приписывается объекту, который связан с ощущением неподвижности, стабильности, постоянства, устойчивости, вынужденных действий, ожидания, лени и т.п.[21]

Таким образом, оценка человеком любой информации, любой ситуации является трехмерной, т.е. состоит из трех составляющих: собственно эмоциональной оценки и оценок по признакам силы и активности. Соответственно и состояние человека, выраженное в телесных признаках, оценивается подобным образом.

Говоря об «оценке ситуации», мы имеем в виду не некую безличную «объективную» ситуацию, а ее субъективный образ, на котором, собственно, и основывается поведение человека. Каждому из личного опыта известно, что одного и того же человека, предмет или событие разные люди воспринимают и оценивают по-разному. Именно субъективный образ ситуации и включает в себя описанную выше «трехмерную» оценку. Психологи уже давно доказали, что безоценочных суждений, абсолютно безэмоциональных и объективных решений не бывает, хотя люди и могут заблуждаться по этому поводу. Тот, кто настаивает на своей объективности, часто старается скрыть весьма сильные переживания. Эмоциональные оценки составляют важнейшую часть субъективного образа любого предмета или ситуации и входят в состав любого процесса принятия решения, хотя сила эмоций может быть разной.

Перейдем к описанию состояний человека, связанных с субъективной оценкой ситуации и телесных сигналов, которые позволяют эти состояния опознать: когда человек их не скрывает, и когда старается их замаскировать.

Многочисленные исследования психологов из разных стран мира показали, что положительная оценка любой информации, ситуации или человека сопровождается телесными выражениями удовольствия. В позах и движениях можно наблюдать следующие признаки подготовки приближения к объекту, к «захвату» его, стремления получше рассмотреть и ощупать:

- все тело направлено и как бы приближено к партнеру; возможно легкое раскачивание на стуле;

- ладони открыты по отношению к партнеру или человек энергично потирает их друг о друга;

- стопы направлены к собеседнику; если человек сидит, положив ногу на ногу, лежащая сверху нога направлена в сторону партнера;

- в речи слышны доброжелательные интонации;

- выражение глаз и всего лица спокойно или с легкой улыбкой;

- открытый, прямой внимательный взгляд устремлен прямо на собеседника;

- глаза могут кратковременно открываться особенно широко или, наоборот, прикрываться, обычно вместе с кивком головой, тогда у глаз появляются легкие морщины;

- радостная улыбка, при которой уголки губ приподняты и отведены назад, челюсти расслаблены, рот может быть приоткрыт.[22]

Отрицательная оценка сопровождается телесными проявлениями неудовольствия, микродвижениями, символизирующими удаление от объекта, отгораживание от него:

- голова, плечи, колени, стопы вместе или по отдельности направлены от партнера;

- руки сцеплены, или скрещены на груди, или занимают такое положение, что в любом случае ладони не видны собеседнику; иногда руками производятся медленные движения наружу-вниз (символический заслон или «отгребание от себя»);

- ступни повернуты от собеседника или носками друг к другу (легкая «косолапость»); ноги скрещены или положены друг на друга, при этом нога направлена от партнера (позы заторможенного, сдерживаемого бегства);
опущенные ресницы; «занавешивание» глаз или прищуривание, возможно усиленное и неравномерное моргание;

- загораживание каким-либо предметом (портфелем, книгой, газетой и т.п.) как щитом;

- покачивание головой сбоку на бок; на лбу появление вертикальных складок (хмурит лоб);

- рот слегка приоткрыт или, наоборот, плотно закрыт;

- легкие прикосновения пальцами или потирание носа, глаз или ушей.[23]

Две другие оценки (силы и активности) отражаются в энергетическом состоянии человека, в телесных признаках подготовки к движению или покою.

Если человек оценивает кого-либо или что-либо как сильный объект, это означает, что он воспринимает ситуацию и партнеров по общению всерьез, как заслуживающих внимания. Его тело находится в состоянии оптимального напряжения, как бы готовится к значительному усилию.

Телесные проявления в этом случае таковы:

- тело и конечности напряжены приблизительно одинаково;

- голова и тело наклонены вперед или, наоборот, откинуты назад;

- посадка на стуле прямая, без опоры на спинку; обе ноги упираются в пол, тело сжато, «съежено» и наклонено вперед (готовность вскочить);

- руки слегка разведены и направлены вперед или вверх;

- ноздри расширены, дыхание активное, усиленное.[24]

Если же информация, ситуация или партнер по общению оцениваются как слабые, то это значит, что человек считает этот объект не заслуживающим серьезного внимания. Такое состояние обычно не характерно для делового общения, но, если оно возникло, его можно обнаружить по следующим телесным признакам общего расслабления:

- тело, конечности, вся поза расслабленные;

- дыхание замедленное;

- голос тихий, речь вялая;

- «пустой» взгляд, направленный в пространство, хотя глаза могут быть широко открыты.

Если объект или ситуация оцениваются как активные, то у человека возникает желание не только обсуждать вопрос, но и принимать конкретные решения и действовать. При этом в организме возникает общее возбуждение, тело подготавливается к быстрым действиям с динамичным объектом. О такой оценке свидетельствуют широкие, «открытые» позы, напоминающие приостановленное, сдерживаемое движение. Можно отметить некоторые характерные признаки:

- верхняя часть тела слегка подается вперед; возможно раскачивание на стуле;

- руки на бедрах — первый признак готовности действовать, его часто можно наблюдать у спортсменов, ожидающих своей очереди выступать;

- в положении сидя ладони положены на бедра или широко расставленные руки упираются в стол; в положении стоя кисти рук располагаются на уровне талии («руки в боки», особенно характерно для женщин) или большие пальцы заложены за пояс (характерно для мужчин);

- во время высказывания ладони открыты навстречу партнеру и движутся вперед и вверх-вниз или ладонь поднята вверх на уровень лица, пальцы соединены или собраны в щепоть, рука совершает частые движения от себя и к себе (символическое удержание и демонстрация, скорее всего, человек излагает очень важную для него мысль);

- речь с усиленными (но не грубыми) интонациями;

- глаза широко открыты, брови могут быть приподняты.[25]

Если объект оценивается как пассивный, это означает — в ближайшее время человек не намерен принимать конкретное решение и тем более действовать, поэтому не хочет даже высказываться. Но это не значит, что он теряет интерес к деловому общению. Скорее наоборот, он заинтересован в получении дополнительной информации, хочет лучше понять партнеров и разобраться в деталях. Это состояние отражается в статичной, спокойной позе. Тело занимает максимально удобную позу, особенно если перед этим оно было напряжено; жестикуляция замедляется; речь становится медленнее и тише. Укажем некоторые более частные признаки:

- поза расслабленная, вялая или демонстративно прямая и напряженная, но «закрытая» — локти могут быть прижаты к телу; ладони засунуты в карманы или скрещены перед грудью; возможно захватывание себя за край одежды, за пуговицу или за другую руку;

- шея не напряжена, голова слегка отклонена назад или вбок, возможен легкий кивок головой в момент понимания чужой мысли;

- плечи приподняты, голова втянута в плечи;

- закрывание рта рукой; возможно касание рта или носа указательным пальцем или напряжение рта, прикусывание губ или языка (два последних признака указывают на нежелание говорить);

- внимательный, твердый взгляд на собеседника, глаза могут быть широко раскрыты или слегка прищурены (это зависит от состояния зрения);

- в положении сидя за столом одна рука поставлена на локоть и подбородок опирается на ладонь или указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные расположены на уровне рта или ниже (символическое прислушивание);

- дыхание малозаметно; иногда возможны кратковременные задержки дыхания и затем несколько глубоких вдохов и выдохов;

- рот закрыт или безвольно приоткрыт;
наморщенный нос, «страдальческие» складки на лбу, слегка приоткрытый рот (свидетельствуют об удивлении).

Заключение

В данной курсовой работе мы подробно разобрали тему по невербальным проявлением эмоциональных состояний человека. Разобрали основные понятия, касающиеся общения и эмоций, изучили их виды, функции. Наиболее подробно познакомились с невербальными и вербальными проявлениями эмоциональных состояний человека. Из курсовой работы можно сделать вывод, что наблюдение за невербальными проявлениями очень важен и имеет огромное значение, так как если мы владеем знаниями по распознаванию, то нам не составит труда получить достаточное количество информации от собеседника. Обращая внимание на невербальное проявление, можно заметить, что собеседник вводит нас в заблуждение, обращая внимание на позу и взгляд, мы может узнать истинное отношение собеседника к нам. Также можно сделать вывод, что для полной оценки собеседника не достаточно использовать только невербальное проявление эмоциональных состояний человека, но и нужно обращать внимание на вербальные проявления. Невербальные и вербальные проявления эмоциональных состояний человека непрерывно связаны между собой.

В течении всей своей жизни человек испытывает эмоции. Они разнообразны и несут с собой разные ощущения. Эмоции способны оказывать сильное влияние на деятельность и активность человека, порою заставляя делать его поступки о которых после он будет жалеть. Эмоции связаны с потребностями. Они информативны и почти не контролируемы. Эмоции носят субъективный характер. Они находят свое отражение в физиологических функциях организма. Эта особенность приспосабливает организм к дальнейшим событиям, а порой и вредит ему.

Эмоции проявляются также в экспрессии, которые включает: мимические, речевые, пантомимические и жестикуляционные средства. Экспрессия, в отличие от физиологического компонента, более контролируема сознанием, а также зависит от различных факторов, в том числе и национального. Она является одним из важнейших компонентов в коммуникации людей. Мимические средства наиболее выражают эмоциональное состояние человека. Некоторая часть эмоциональной экспрессии, является врожденной, другая часть приобретается при воспитании и общении и окрашивается индивидуальными особенностями. Судить об эмоциональном состоянии можно лишь учитывая все факторы его проявления, воспринимающей личности и самого наблюдаемого.

Список использованных источников

  1. Баданина Л. П. Основы общей психологии. М., 2016. С. 410-413.
  2. Горянина В.А. Психология общения. - М.: Академия, 2012. - 416 с.
  3. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: Учебник 6 М.: ИНФРА-М, 2015. – 224с.
  4. Дуванская Е.В., Селеменева Е.А. Сервис и культура как части одного целого // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 6 (10). С. 72.
  5. Дуванская Е.В., Неплюева Т.С. Роль культуры сервиса на предприятиях // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 6 (10). С. 71.
  6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. -М.: Академический проект, 2015. - 336 с.
  7. Кроль В.М. Психология: Учеб. пос. – М.: Высшая школа, 2015. – 736с.
  8. Кузнецов И.Н. Бизнес-психология. – М.: Дашков и К, 2018. – 244с.
  9. Линн Виссон. Русские проблемы в английской речи. – М.: Р.Валент, 2017.
  10. Ларина Т.В. К вопросу о выражении эмоций в разных культурах. – М.: Мосты, 2016, № 4(12), с. 50-55.
  11. Мишаткиной Т.В. Этика: Учебное пособие/Под ред. Т.В. Мишаткиной. – 3-е изд., стер. – Мн.: Новое знание, 2014.-509с.
  12. Наварро,Д., Карлинс, М. Я вижу о чем вы думаете. Пер. с англ. О. Г. Белошеев. 2-е изд. Минск,2018. С. 21, 23.
  13. Общая психология. Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. 3-изд., перераб. и доп. М., 1986. С. 128.
  14. Петрова А. Н., Домовец С. С. Актуальные проблемы права и правоприменения: сборник материалов 5-й международной научно-практической конференции. — Тамбов-Липецк: Изд-во Першина Р. В., 2017.
  15. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения: учебное пособие для вузов. – Рос-тов н/Д: Феникс, 2014. – 352с.
  16. Радугин А.А. Психология: Учеб. пос. – М.: Центр, 2013. – 400с.
  17. Тоня Рейман. Власть мимики и жестов. М., 2016. С. 347.
  18. Шеламова, Галина Михайловна. Деловая культура и психология общения: Допущено в качестве учебника / Г.М. Шеламова. - 7-е изд.,стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 160 с.
  19. Экман П. Психология лжи. СПб, 2018. С. 59.

Приложение

https://etiketo.ru/wp-content/uploads/2018/04/mimika2.jpg

чувства и эмоции на лице

  1. Кроль В.М. Психология: Учеб. пос. – М.: Высшая школа, 2015. – 736с

  2. Кроль В.М. Психология: Учеб. пос. – М.: Высшая школа, 2015. – 736с

  3. Баданина Л. П. Основы общей психологии. М., 2016. С. 410-413.

  4. Баданина Л. П. Основы общей психологии. М., 2016. С. 410-413.

  5. Горянина В.А. Психология общения. - М.: Академия, 2012. - 416 с.

  6. Невербальное общение: трактовка мимики в чувства и эмоции https://spravochnick.ru/psihologiya/emocii/neverbalnye_proyavleniya_emociy/

  7. Невербальное общение: трактовка мимики в чувства и эмоции https://spravochnick.ru/psihologiya/emocii/neverbalnye_proyavleniya_emociy/

  8. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения: учебное пособие для вузов. – Рос-тов н/Д: Феникс, 2014. – 352с.

  9. Поваляева М.А. Психология и этика делового общения: учебное пособие для вузов. – Рос-тов н/Д: Феникс, 2014. – 352с.

  10. Радугин А.А. Психология: Учеб. пос. – М.: Центр, 2013. – 400с.

  11. Радугин А.А. Психология: Учеб. пос. – М.: Центр, 2013. – 400с.

  12. Экман П. Психология лжи. СПб, 2018. С. 59.

  13. Экман П. Психология лжи. СПб, 2018. С. 59.

  14. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. -М.: Академический проект, 2015. - 336 с.

  15. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие / Э.Ф. Зеер. -М.: Академический проект, 2015. - 336 с.

  16. Наварро,Д., Карлинс, М. Я вижу о чем вы думаете. Пер. с англ. О. Г. Белошеев. 2-е изд. Минск,2018. С. 21, 23.

  17. Наварро,Д., Карлинс, М. Я вижу о чем вы думаете. Пер. с англ. О. Г. Белошеев. 2-е изд. Минск,2018. С. 21, 23.

  18. Наварро,Д., Карлинс, М. Я вижу о чем вы думаете. Пер. с англ. О. Г. Белошеев. 2-е изд. Минск,2018. С. 21, 23.

  19. Общая психология. Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. 3-изд., перераб. и доп. М., 1986. С. 128.

  20. Общая психология. Учеб. Для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. 3-изд., перераб. и доп. М., 1986. С. 128.

  21. Шеламова, Галина Михайловна. Деловая культура и психология общения: Допущено в качестве учебника / Г.М. Шеламова. - 7-е изд.,стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 160 с.

  22. Шеламова, Галина Михайловна. Деловая культура и психология общения: Допущено в качестве учебника / Г.М. Шеламова. - 7-е изд.,стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 160 с.

  23. Шеламова, Галина Михайловна. Деловая культура и психология общения: Допущено в качестве учебника / Г.М. Шеламова. - 7-е изд.,стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 160 с.

  24. Шеламова, Галина Михайловна. Деловая культура и психология общения: Допущено в качестве учебника / Г.М. Шеламова. - 7-е изд.,стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 160 с.

  25. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: Учебник 6 М.: ИНФРА-М, 2015. – 224с.