Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Общение - очень важный процесс в жизни каждого человека, благодаря которому развивается наша психика, мы продвигаемся, общаемся и живем в целом. И сегодня я хочу рассмотреть один из его типов, а именно невербальное проявление эмоциональных состояний человека. Это составляет от 60 до 95% информации, которую мы бессознательно представляем другим.

Простыми словами, невербальное общение - это общение без помощи слов. И не только между людьми, но и при взаимодействии с животными. Это также помогает глубже понять собеседника и выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слова, или если человек не понимает, что с ним происходит, тело дает ему и другим намек на его состояние.

Но слова могут быть обмануты, а некоторые движения и процессы в теле, в зависимости от места жительства, не могут быть подделаны. Например, даже если вы возьмете примите позу и вид испуганного человека, ваши зрачки не будут расширяться, и ваши ладони не потеют от страха.

1. ВИДЫ

1.1 Голос

На самом деле это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с которым он может кричать, смеяться, плакать и изменять интонацию или тон. Например, обычным словом: «Привет», вы можете определить, мы рады встретить вас, официально приветствовали вас, они относятся к вам очень недружелюбно и так далее.

Характеристики голоса:

Скорость речи: быстрый темп указывает на уверенность в импульсивности, замедление и сдержанность. Но если есть колебания, то речь ускоряется, затем она замедляется, она сигнализирует о неопределенности и невозможности контролировать себя из-за опыта и легкой возбудимости.

Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активным образом жизни и большой жизненной энергией. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, но прыжки указывают на волнение и чувства во время разговора.

Артикуляция: Точное произношение относится к желанию быть ясным и непостижимым - отсутствие уверенности в себе и своей точки зрения.

Высота: фальцет относится к человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из сундука - искренний и эмоциональный, слишком высокий, скрипучий - означает страх, недооцененный тембр - уверенность в себе, расслабление и способность влиять на других, вызывать уважения и восхищения.

Характеристики смеха:

Ха-ха-ха - беззаботный, открытый и веселый.

Хе-хе-хе-хе - своенравный, упрямый.

Хи-хи-хи - саркастический, злорадствующий.

Хо-хо-хо - хвастливый, мятежный.

Ху-ху-ху - трусость, иногда бессознательный страх.

1.2 Мимика

Мимика - выражение лица, отражающее разные чувства, которые чувствует человек. Они выражаются только по-разному на каждой стороне лица, из-за того, что левое полушарие мозга отвечает за интеллектуальную сферу,а правоеза эмоциональную сферу.

Характеристики взгляда:

Широко открытые глаза означают живость и готовность воспринимать информацию извне, но открыто указывают на усиление привязанности к миру.

Прищурившись или сильно сузившись - концентрация, хитрость, наблюдение за кем-то и признаки повышенного внимания.

Прямой- означает интерес и готовность общаться.

Если на вас смотрят лишь уголками глаз, то знайте, что вам не доверяют и скептически относятся к тому, что говорите.

Сверху вниз - чрезмерная уверенность в себе, даже высокомерие.

Уклонение от взгляда - скромность или живое чувство.

Характеристики улыбки:

Углы рта, растянуты вниз, указывают на пессимизм человека. И наоборот, поднятые символизируют веселый и оптимистичный человек.

Пухлый и мягкий рот - признаки чувствительности и повышенной жизнеспособности.

Острые тонкие губы - указывают на интеллект и силу воли.

Теперь рассмотрим, как проявляются чувства человека, чтобы лучше понять поведение собеседника, мысли и ощущения, которые он переживает, потому что не всегда верно то, что он говорит.

Проявление чувств:

Злость, гнев - глаза широко открыты, зубы сжаты, а внешний вид сужается.

Удивление - снова, глаза открываются широко, только в случае удивления, брови поднимаются, и рот открывается.

Страх - испуганный человек уменьшает брови, его губы слегка растягиваются, уголки рта опускаются.

Счастье, радость - поднятые углы губ, и взгляд спокойный и открытый.

Печаль - выглядит как вымерший, совершенно без интереса к другим, брови уменьшаются, а углы губ опущены.

Восторг - длинный зрительный контакт со спокойным взглядом.

Возмущение - длительный контакт с глазами, без пауз, намерений и слабого беспокойства.

Интерес к другомучеловеку - близкий взгляд с паузами, примерно каждые 10 секунд.

Неприязнь проявляется, когда собеседник смотрит в сторону, не желая встретить его глаз.

1.3 Жесты и позы

Если вы будете внимательны к поведению другого человека, вы будете наблюдать, какое положение рук, тела, каких жестов он использует при взаимодействии с вами - вы сможете распознать истинные намерения и заметить, лжет он или действительно говорите искренне.

Характеристика:

- Пересечение рук на груди означает ожидание чего-то или используется в качестве защитной реакции. Если они скрыты за спиной, теперь они не собираются действовать, чтобы что-то сделать, открытые ладони являются признаком того, что человек в настоящий момент искренен, но если он прячет их в кармане, это символизирует желание скрыть что-то, чувство неуверенности и статичности.

- Если вы заметите, что собеседник сжимает руку в кулак, не волнуйтесь, это не всегда является символом агрессии, а только желание захватить чувство внутренней тревоги и сосредоточиться. Но если кончик указательного пальца и большого пальца находится в контакте, мизинец торчит - символ очень сильной концентрации на любых деталях.

- Если хотя бы одна рука упирается в бедро, это означает, что человек пытается продемонстрировать свое превосходство из-за чувства неуверенности и смущения, то есть выпадения совершенно другой полярности.

- Когда его руки опираются на стул, стол и т. д., пытаясь поддерживать тело таким образом, это означает, что для него важно почувствовать, что есть чувство безопасности и поддержки, тогда он снова почувствует силу.

Существуют разные виды жестов, а именно:

Открытость - пожимает плечами, показывает открытые ладоней и вообще рук, расстегивает рубашку или другие вещи. Человек, готовый к искренней беседе, садится на самый край стула, чтобы быть ближе к собеседнику. Когда оба находятся в дружеском настроении, они будут повторять движения и позы один за другим.

Оборона - скрещенное на груди руки или сжатые в кулак, общение в этом случае вряд ли приведет к компромиссу.

Оценка, размышление - рука, поддерживающая щеку, означает, что собеседник глубоко задумался, но если подбородок поддерживается ладонью, указательный палец растягивается вдоль овального лица, вы критически оцениваете, не доверяете, находясь в положении, "посмотрим." Если наклонённая голова – вас слушают максимально включаясь в процесс. Отражение и момент выбора, принятие решения - когда вы замечаете, что другой царапает свой подбородок, он шагает вокруг и вокруг, зажимает переносицу и, если есть очки, он выполняет с ними какие-то манипуляции.

Скука и отсутствие интереса - пустой взгляд, автоматический рисунок чего-то, постукивая ногой или рукой.

Флирт - женщины обычно прихорашиваются, поправляя волосы, медленно скрещивают ноги, поглаживают бедра или икры. Поведение мужчин несколько отличается, они выпрямляют галстук, куртку, поднимают и опускают подбородок, выпрямляются ...

Сокрытие, подозрение - рука обычно закрывает рот, ноги и тело, обращенные к выходу, протирая глаза, ухо, нос, а также абстрагирование глаз в сторону.

Пристрастие - пальцы, соединенные в виде купола.

Самоконтроль - руки зарезервированы для нижней части спины и скрыты, или если человек сидит, но в то же время он перекрестил ноги и схватил руки за подлокотники. Если вы заметили, что вы дергаете свое ухо, это означает, что у вас есть большое желание прекратить разговор, но вы сами контролируете себя и не допускаете этого.

Гнев и разочарование - быстрое дыхание, плотные и плотно сплетенные руки, иногда связанные, сжимая друг друга.

Характеристика походки:

Широкие шаги чаще всего характеризуют целеустремленного, энергичного и активного человека.

Ритмическая походка - типичная для хождения в хорошем настроении.

Четкий шаг, как армейский шаг, является признаком сильной воли и решимости.

Перетасовка - лень, отсутствие целей и устремлений.

Жесткий, напряженный, как будто на ходулях - сжатие, ограничение и отсутствие общения.

Характеристика позы во время сна:

- На боку калачиком, прижимая что-то к животу - такой человек хочет помощи, ему нужна поддержка и защита. Их язык тела говорит о нежелании брать на себя ответственность за свою жизнь, они чувствительны и импульсивны, в основном руководствуются желанием, а не здравым смыслом.

- На боку калачиком, разбросав руки и ноги - есть равновесие и способность приспосабливаться к изменениям.

- На животе, раскинув руки - предсказуемы, разумны и любят, когда власть в их руках.

- На спине, подложив руки под голову- общительные и уверенные в себе люди спят, они оптимистичны и лояльны.

- На боку, согнув колени - обычно уравновешенные люди отдыхают, способны идти на компромисс и не терпеть конфликтные ситуации. Недостаточно смелы и любят быть невидимыми.

- Спустив ногу с кровати - они живут очень быстрыми темпами, они не знают, как сделать паузу, чтобы заметить окружающую реальность.

-Обернутый полностью в одеяло - застенчивый и трусливый.

- Положенные друг на друга ноги, говоря, что человек не может что-то реализовать в себе или понять события, которые случаются с ним.

- На животе, подкладывая под него руки - пунктуальный, осмотрительный, не любит сюрпризов, пытаясь заранее предсказать события и их результаты.

2. КАК РАСПОЗНАТЬ ЛОЖЬ?

Интересный факт, о том, как распознать ложь: оказывается, искренность или наоборот враньё, по отношению расположения к вам возникает в зависимости от скорости и одновременности расширения глаз и поднятия уголков рта. К примеру, если вы заметили, что у собеседника медленно раскрываются глаза, при этом он редко моргает и улыбается – означает, что присутствует угроза по отношению к вам. Или наоборот, если позволяет себе закрыть глаза кратковременно – он вам доверяет и расположен к искреннему взаимодействию.

А также есть такие признаки:

Колебания в разговоре или длинные паузы.Лицевое выражение, казалось, замерзало около 10 секунд - явный признак лжи и симулированная демонстрация чувств.Пауза между произнесенными словами и проявлениями в эмоциональном выражении.Избегая длительного контакта с глазами, внешний вид в основном беспокойный.Немного жестов или жестов только правой рукой, а иногда и наоборот, чрезмерными движениями и неуместными чувствами.Дыхание тяжелое, мимика слабо, мигает быстро.

3. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ

До последнего времени является остро дискуссионным вопрос о том: «Могут ли невербальное поведение, экспрессия, невербальные коммуникации рассматриваться в качестве кода, имеющего четкое психологическое значение?»

В результате анализа и сравнения различных подходов к проблеме кодирования коммуникативных интенций напрашивается вывод о том, что элементы невербального поведения, экспрессии могут сознательно выбираться с целью кодирования и последующей передачи состояний, отношений, но в структуре кода также будут находиться элементы, степень осознания которых будет заметно различаться.

Одним из решений проблемы определения индикативных возможностей невербального поведения является разработка классификаций, учитывающих природу, источники формирования, тип кода, условия общения, связь невербального поведения и речи. Такое решение проблемы было предложено П. Экманом и У. Фризеном (цит.по В.А. Лабунская, 1999). На основе вышеназванных параметров ими выделены пять типов невербального поведения:

1) «эмблемы» — устойчивые коды, имеют вербальный эквивалент, культурно-специфичны, употребляются осознанно;

2) «иллюстраторы» — связаны с речью, кодом в прямом смысле слова не являются, употребляются как осознанно, так и неосознанно;

3) «регуляторы» — невербальные коды, поддерживающие общение;

4) «экспрессивные» лицевые знаки;

5) «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя. Употребляются «адапторы» тогда, когда человек находится в состоянии дискомфорта, значение их, как и «иллюстраторов», неустойчиво (потер нос, схватился за мочку уха), появляется в соответствии с контекстом общения.

Противоречия в оценке кодирующей функции невербального поведения возникают тогда, когда рассматриваются естественные, произвольные, неосознаваемые комплексы невербальных движений. Знаковая функция символических, аситуативных, осознаваемых элементов невербального поведения фактически не вызывает сомнения. К ним относятся конвенциональные мины, жесты, позы, ритуалы приветствия и прощания, фиксированное культурой пространство общения (В.А. Лабунская, 1999).

4. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций (В.А. Лабунская, 1999).

Многие исследователи считают невербальное поведение той частью общения, которая трудно поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Поэтому в культуре складываются, главным образом, требования, касающиеся речевого поведения. Человек несет ответственность за сказанное слово, но не за свое невербальное поведение. Такое соотношение требований к субъекту общения объясняется не только тем, что невербальное поведение трудно формализовать, но и всем спектром характеристик, которые отличают невербальное поведение от вербального и делают его «морально» ответственным за весь акт общения. Вербальный язык имеет линейную временную последовательность, а невербальный представляет пространственно-временную целостность. Вербальный язык легко кодируется и декодируется, чего нельзя сказать о невербальном. И, наконец, вербальный язык — это вокально-звуковое явление, а невербальный состоит из разнообразных движений. Эти главные различия между двумя языками общения определяют центральную характеристику их взаимодействия: невербальные коммуникации не могут быть переведены в вербальные коды, так же как и вербальные в невербальные коды без существенной потери их смыслов. Но невербальное поведение трудно переводится и в любые другие коды.

Взаимодействие между невербальными и вербальными средствами, отличающееся гармоничностью, соответствующее ситуации общения, ее задачам, выполняет функции поддержки всего акта общения. При определенном соотношении речевого и неречевого поведения может наступить ситуация, которую специалисты в области невербального общения квалифицируют как «ситуация ненормального или нарушенного общения». К такой ситуации приводит избыток неречевых средств, рассогласование между «видимым» и «слышимым» (В.А. Лабунская, 1999).

А.А. Леонтьев отметил, что интерпретация личности партнера, основывающаяся на внешнем выражении состояний, проксемике и других «визуальных ключах», начинается до начала речевого поведения. Иными словами, отношения партнеров общения, их психические состояния, социальные роли репрезентируются с помощью кинесической, проксемической структур до речевого взаимодействия и определяют его содержание, форму, темп и т. д. Отсюда следует, что у невербального поведения есть своеобразный приоритет в создании образа партнера и всей ситуации общения, но это не означает, что речевое поведение в реальном акте общения играет второстепенную роль (В.А. Лабунская, 1999).

По мнению Е. И. Фейгенберга и А. Г. Асмолова невербальная коммуникация является преимущественно выражением смысловой сферы личности. Она представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов (цит. по В.А. Лабунская, 1999).

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы (В.А.Лабунская, 1989).

1) Оптико-кинетическая,

2) Пара- и экстралингвистическая,

3) Организация пространства и времени коммуникативного процесса,

4) Визуальный контакт.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

Визуальный контакт. Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, — это «контакт глаз », имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия — движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, длительность их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д.

Г.М. Андреева считает, что совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:

1) дополнение речи;

2) замещение речи;

3) репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу (Г.М. Андреева, 2003).

5. ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11—12 до 14—15 лет) (О.П. Солодилова, 2004, с.210).

Подростковый период — период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости (И.В. Шаповаленко, 2004, с.242).

В этом возрасте ребенок овладевает своим поведением. Он более точно и дифференцированно понимает нормы поведения дома и в общественных местах, улавливает характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, начинает более сдержанно выражать свои эмоции, особенно негативные . Развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные (чувство товарищества, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости). Тем не менее, для младшего школьника вполне характерны неустойчивость нравственного облика, непостоянство переживаний и отношений (И.В. Шаповаленко, 2004, с.238).

В психологической науке существует несколько принципиальных позиций рассмотрения периода 9—11 лет. Некоторые исследователи считают этот возраст началом стабильного подросткового периода (Л.С. Выготский), другие — частью критического (в целом) подросткового возраста (Л.И. Божович и др.) или окончанием детского возраста, латентной стадией (3.Фрейд). В периодизации Д. Б. Эльконина этот период рассматривается как кризис между стабильными младшим школьным и подростковым возрастами. Данный возраст часто обозначают как младший подростковый (И.В. Шаповаленко, 2004, с.238).

Характерной чертой младших подростков является их склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Для детей на пороге их перехода в новый возраст важным оказывается расширение психологического времени жизни, которое, по данным многих исследователей, связано с реорганизацией представления о себе. (К.Н. Поливанова, 2000, с.153).

В 12—14 лет в психологическом развитии многих детей наступает переломный момент, известный под названием “подросткового кризиса”. Внешне он проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д.

Подростковый кризис, по мнению Л. И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особенно возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах их характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам (О.П. Солодилова, 2004, с. 217).

Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является, по мнению К.Н. Поливановой, рефлексивный «оборот на себя ». Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к мере собственных возможностей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания.

Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития (И.В. Шаповаленко,2004, с.239).

Общение является для подростков очень важным информационным каналом (О.П. Солодилова, 2004, с.234). Главная тенденция в развитии подростка — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников (О.П. Солодилова, 2004, с.233).

Общение — специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в то же время отстаивать свои права

Общение — специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.

Психологи считают, что общение включает две противоречивые потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников.

В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость (О.П. Солодилова, 2004, с.234).

6. ПСИХОМОТОРНЫЕ СРЕДСТВА ЭКСПРЕССИИ

Под психомоторными средствами экспрессии понимаются выразительные движения. Помимо жестикуляции при сильно выраженных эмоциях наблюдаются также целостные двигательные акты, которые называются эмоциональными действиями, такие как подпрыгивания при радости, поглаживания и целования закрывания лица, плач и тому подобные. Очевидно, что эти психомоторные средства используются для разрядки возникающего эмоционального напряжения, на что указывал еще Ч. Дарвин. Они используются также для того, чтобы показать свое отношение, чувство к тому или иному существу, выразить свою эмоциональную оценку происходящего.

В последнее время предпринимаются попытки создания метода чтения "языка тела", основанного на распознавании эмоций по выразительным движениям, которые наиболее типичны для данной эмоции. Однако стоит помнить, что для адекватного восприятия эмоционального состояния необходимо учитывать весь комплекс экспрессии в целом.

Чтение экспрессивных движений -- сложный процесс, требующий значительной тренировки и опыта. Он осложняется не только тем, что внешние признаки содержат далеко не полную информацию о человеке, но и тем, что одни и те же внешние проявления могут быть вызваны разными внутренними переживаниями.

П. Экман выделяет следующие виды жестов:

- адаптеры,

- регуляторы,

- иллюстраторы,

- эмблемы.

К адаптерам относится, например, почесывание носа, которое при напряженном обдумывании может быть пережитком ковыряния. Регуляторы - это жесты, связанные с положением головы, позы, расположением рук и тела, поддерживающие человека в ходе коммуникации. Иллюстраторы непосредственно связаны с речью и представляют эмоциональные "добавки" для вербальной коммуникации. Эмблемы имеют когнитивное значение и предназначены для передачи сообщения.

П. Экман и У. Фризен разработали концепцию "невербальной утечки информации". Они проранжировали части тела в отношении их способности передачи информации об эмоциях человека. Эту способность они определили на основании трех параметров:

- среднее время передачи;

- количество невербальных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела;

- степень доступности для наблюдений за данной частью тела, "представленность другому".

Учитывая эти критерии самым информативным является лицо человека, так как лицевые мышцы быстро изменяются в соответствии с переживаниями человека, так как они могут создавать значительное число выразительных паттернов и так как лицо является видимой частью тела. Последнее же место занимают движения ног и ступней. Однако, зная способность лица выдавать переживаемые эмоции, люди чаще всего обращают внимание на его произвольное контролирование своей мимики и не обращают внимания на движения своих ног, что позволяет лучше понять эмоциональное состояние по ним, а не по лицу.

7. РАЗЛИЧИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИВНОСТИ

В повседневной жизни мы замечаем, что на одни и те же события люди реагируют по-разному. Так при удивлении одни замирают на месте, а другие наоборот начинают активно действовать.

Эмоции не побуждают человека вести себя каким-то определенным образом, хотя эмоциональные состояния связаны с экспрессивными и мотивационными тенденциями. Люди способны подавлять поведенческие реакции, обычно сопровождающие какое-либо эмоциональное состояние. Таким образом можно заключить , что даем ли мы волю своим эмоциональным импульсам, частично зависит от социальных условий и целей. Однако тенденции выражать, подавлять или изменять эмоции могут быть и устойчивыми личностными характеристиками, а также зависит от ряда факторов в том числе и от национального.

О кросс-культурном различии в невербальном выражении эмоций писал А.И. Приходько. Он писал, что усвоение социального опыта, который связан с выражением эмоций, начинается с опознавания и впоследствии воспроизведения лицевой экспрессии. Приходько указывает на наличие кросс-культурных различий эмоциональной экспрессии и ссылается на исследования Пола Экмана. Тот указывал на наличие правил выражения. Он считал что эти правила предписывают, какое выражение лица должно быть в разные моменты общения. Эти правила культурно обусловлены и усваиваются в ходе социализации. Иллюстрацией этих правил могут служить результаты эксперимента проведенного в 1973 году Экманом и Фризеном. Суть данного эксперимента заключалась в том , что американцам и японцам показывался фильм. Первый раз в изоляции от других, в другой раз нет. Эксперимент показал разнице в мимической экспрессии наций, а также зависимости её от социума.

Жесты также формируются в ходе социализации. Пол Экман писал: "Воспитание детей накладывает определенный отпечаток на то, какие жесты будут ими использоваться в дальнейшем, а какие будут считаться неприличными".

А. И. Приходько отметил, что в настоящее время мало известны механизмы усвоения и передачи норм выражения эмоций с помощью невербального поведения. Он предполагает, что этот процесс осуществляется за счет механизмов подражания и идентификации, с последующей интериоризацией нормативных канонов, принятых в данной культуре.

Как я уже отмечал эмоциональная система, по сравнению с двигательной, труднее поддается контролю со стороны сознания. Эмоциональный контроль может успешнее достигаться с помощью мимики и двигательного компонента эмоции в сочетании с такими когнитивными процессами, как воображение и фантазия. Память о прошлом эмоциональном опыте также накладывает ограничение на эмоциональную свободу. Яркие эмоциональные переживания прошлого, представленные в памяти и в мыслях, могут сдерживать или, наоборот, побуждать человека. Еще один фактор, ограничивающий эмоциональное общение, - это сложные взаимоотношения между языком и опциональной системой. Люди, с точки зрения С. Томкинса, не научены точно демонстрировать собственные эмоциональные переживания.

Существует и иной взгляд на данную проблему, согласно которому некаждый человек хочет и может усвоить индивидуальные особенностивыражения эмоций. Это обусловлено рядом причин:

- чрезмерной сосредоточенностью на собственной личности,

- неспособностью замечать и правильно оценивать состояние другихлюдей;

- невниманием к окружающим, связанным с чувством собственного превосходства;

- чувством тревоги (связанной с эмоциями других людей с собственными эмоциями), побуждающим конкретного человека избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции.

Также Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина в своей работе "Восприятие человека человеком" указывали также, что восприятие чужой экспрессии зависит от личности самого воспринимающего.

Внутренний конфликт в отношении выражения эмоций создает риск психического дистресса.

А.В. Дегтярев при описании эмоционального интеллекта указывал, что способность к пониманию эмоций означает, что человек:

* может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличияэмоционального переживания у себя или у другого человека;

* может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение;

* понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет.

Так же он писал о том, что способность к управлению эмоциями означает, что человек:

* может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;

* может контролировать внешнее выражение эмоций;

* может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что невербальное общение зачастую остается незамеченным, оно отражает истинную сущность человека и является одним из главных способов взаимодействия с собеседником и передачи большого количества информации, но для ее принятия и понимания нужно учиться ее «раскодировать».

В течении всей своей жизни человек испытывает эмоции. Они разнообразны и несут с собой разные ощущения. Эмоции способны оказывать сильное влияние на деятельность и активность человека, порою заставляя делать его поступки о которых после он будет жалеть. Эмоции связаны с потребностями. Они информативны и почти не контролируемы. Эмоции носят субъективный характер. Они находят свое отражение в физиологических функциях организма. Эта особенность приспосабливает организм к дальнейшим событиям, а порой и вредит ему.

Эмоции проявляются также в экспрессии, которые включает: мимические, речевые, пантомимические и жестикуляционные средства. Экспрессия, в отличие от физиологического компонента, более контролируема сознанием, а также зависит от различных факторов, в том числе и национального. Она является одним из важнейших компонентов в коммуникации людей. Мимические средства наиболее выражают эмоциональное состояние человека. Некоторая часть эмоциональной экспрессии, является врожденной, другая часть приобретается при воспитании и общении и окрашивается индивидуальными особенностями. Судить об эмоциональном состоянии можно лишь учитывая все факторы его проявления, воспринимающей личности и самого наблюдаемого.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с.

2. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / И.Н. Горелов// - М.: Наука, 1980.

3. Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Нартов Н.А. и др. Социальная психология и этика делового общения. [Текст] / В.Ю. Дорошенко// М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. – 160 с.

4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. [Текст] / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1999.

5. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). [Текст] / В.А. Лабунская// – Ростов: Изд-во Ростов.ун-та, 1986.