Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Понятие о эмоциях и механизмах их возникновения)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

С рождения человек попадает в мир, полный различных вещей и явлений. Благодаря своим органам чувств он получает ощущения.

Восприятие формирует образы окружающего мира. Мышление позволяет установить связи между различными предметами и явлениями. Образы и связи фиксируются в нашей памяти, и приобретённый опыт сохраняется на долгое время.

Эти познавательные процессы позволяют не только выжить, но и познать окружающий нас мир.

Рождаясь, человек попадает также и в мир людей. С первых дней жизни он взаимодействует с ними. Сначала круг этого взаимодействия мал и включает в себя небольшое количество людей, но постепенно с развитием ребенка он увеличивается и усложняется.

В первый год жизни ребенок еще не усвоил речь и общается с другими при помощи примитивных жестов, мимики, пантомимики и звуковых сигналов, таких как смех и плач. Заботящиеся о нем люди понимают этот примитивный язык.

Развиваясь, ребенок усваивает речь, но предыдущий способ общения не исчезает, а усложняется и занимает хотя о не ведущею позицию в коммуникации, но весьма значительную.

Понимание других людей позволяет человеку более выгодно с ними взаимодействовать. Но чтобы понять недостаточно лишь осознать, что было сказано другим.

Имеет место также интонация сказанного, скорость произношения, выражение лица собеседника, положение его тела, жестикуляция, которую тот применял и многое другое. Целостность восприятия ситуации позволяет осознать смысл того что хотел нам передать другой человек.

С рождения и до момента смерти эмоции занимают одно из ведущих мест в деятельности человека. Они влияют на принятие или отвержение важнейших для человека решений, таких как свадьба, устройство на работу или решение завести ребенка.

Нередко из-за испытываемых отрицательных эмоций, таких как отвращение, страх или ненависть человек принимает решения, которые как он знает не сулят ему выгоды, он перестает общаться с людьми, чью связи ему были бы полезны, уходит из дома на холод и голод в неизвестность только бы лишиться ненавистного ему чувства. Порою эмоции толкают на ложь, насилие и самоубийство, которые можно было бы избежать сумей кто-то понять, что этот человек испытывает.

Эмоциональные проявления слабо контролируемы, что делает возможным изучение эмоционального состояния человека путём их анализа. В перспективе это может позволить лучше понять мотивационную и познавательную деятельность человека. Также это поможет в определении искренности человека, что очень важно в судебной области. Это уменьшит недопонимание среди людей, улучшив восприятие эмоциональной сферы своего собеседника.

Такое восприятие поможет более своевременно оказать психологическую помощь эмоционально подавленного человека.

Целью данной работы является раскрытие, каким образом, не описывая это словесно, человек показывает своё эмоциональное состояние и как физиологические показатели проявляют их наличие.

Предметом же являются эмоциональные проявления человеческого организма.

Задачей является изучение невербальных проявлений эмоций.

1. ПРИРОДА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Понятие об эмоциях

Группа психических явлений, описанных такими понятиями, как "аффект", "чувство" и "переживание", несмотря на различные значения обладают определёнными общими свойствами, что позволяет определить таким термином как "эмоции" или " эмоциональные явления"[1].

Первая трактовка понятия эмоций и механизма их возникновения принадлежит Чарльзу Дарвину. В своей работе "Выражение эмоций у человека и животных" он показал эволюционный путь развития и обосновал происхождение их физиологических проявлений. Эмоции в его понимании представляют собой лишь различных целесообразных реакций, которые были выработаны в процессе эволюции.

В интроспективной психологии эмоции- это явления сознания располагающие двумя основными проявлениями: удовольствие и неудовольствие. Также интроспекционисты указывали на взаимосвязь эмоций с внутреорганизменными изменениями, что в последствие привело к изменению взглядов на природу эмоциональных явлений.

Так в теории Джеймса- Ланге эмоции- это производные физиологических процессов.[2] Американский психолог Уильям Джеймс выдвинул "периферическую" теорию эмоций, в которой он связывал их с определёнными физиологическими реакциями. Независимо от него Карл Георг Ланге[3] опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли, однако в отличие от Уильяма Джеймса под органическими изменениями он описывал преимущественно вазомоторные, а не висцеральные изменения. С позиции теории Джеймса- Ланге возникновение самой эмоции происходит после появления физиологического изменения в ответ на раздражитель. То есть изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции.

Гюго Мюнстерберг понимал механизм возникновения эмоций схоже. По его мысли эмоциональный тон, сопровождающий действия и деятельность человека – это реакция личности на получаемое впечатление, которая продлевается или прерывается посредством движений.

Однако взгляд Гюго Мюнтерсберга не были радикальными, он писал : " Мы можем испытывать эмоцию печали даже если улыбаемся, чтобы скрыть её…"[4] или " Еще меньше мы должны рисовать себе карикатуру на изложений взгляд, воображая, будто чисто внешнее поведение может совершенно изменить глубоко заложенную эмоцию или чувствование"[5].

Эдуард Клапаред в своей работе предпринял попытку примирить "классическую" теорию, в которой органическая реакция является следствием переживания эмоции, с " переферической", где наоборот переживание эмоции является следствием органической реакции.

Для данного примирения он считал достаточным отказаться от отношения к эмоциям как к процессам, протекающим по некоторому единому образцу. Сделав это, один класс эмоций можно будет объяснить с позиции "классической" теории, а другой класс- с позиции " периферической" теории.

П . Бард в своих поздних исследованиях показал, что эмоциональные переживания и физиологические сдвиги возникают почти одновременно( последние возникают несколько позже).Резко критиковал теорию Джеймса- Ланге Уолтер Бредфорд Кенон[6]. Проведя рассечение нервных путей от внутренних органов до головного мозга, он исключил в своем эксперименте все физиологические проявления, однако у испытуемого сохранялось субъективное переживание.

Также он отмечал, что физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, схожи и не отражают их своеобразие, и эти изменения развертываются медленно в отличие от самих эмоциональных переживаний. Таким образом он утверждал, что эмоциональное переживание предшествует физиологической реакции.

В представлении психоаналитиков "эмоциональная экспрессия" и "эмоциональное переживание" являются разновидностями непроизвольной активности, направленной на разрядку напряжения, вызванного невозможностью применения инстинктивной энергии во внешней активности человека[7].

В концепции эмоций отечественной( рефлексивной) психологии эмоции- это один из видов функционального состояния мозга, форма отражающей и регулирующей деятельности мозга.

Сергей Леонидович Рубинштейн понимал под эмоциями отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания.Таким образом отечественная психология подчеркивала два аспекта основных аспекта эмоций: аспект отражения и аспект отношения[8].

В биологической теории Анохина Петра Кузьмича[9] эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животных.

Возникновение же эмоции связано с возникновением потребности. Здесь отрицательная эмоция играет мобилизующую роль, способствующую наиболее быстрому удовлетворению потребности, а положительная подтверждает, о том, что потребность была удовлетворена. Таким образом, закрепившись в памяти, она в будущем будет учувствовать в мотивационных процессах.

Когнитивные теории развития отражают точку зрения, согласно которой основным механизмом появления эмоций являются когнитивные процессы.

Так в когнитивно- физиологической теории Стенли Шехтера на возникновение эмоции, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов.

М. Арнольд в качестве постоянной детерминанты эмоций взял интуитивную оценку объекта[10].

То есть, как только человек непосредственным или интуитивным способом придет к выводу о том, что представляет собой объект и как он может подействовать на него, он сразу ощущает привлекающий или отталкивающий характер этого предмета[11].

Проанализировав вышеописанные теории можно сделать вывод, что эмоции - это особый класс психических явлений, которые отражают в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешних и внутренних событий его жизни и регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение.

Эмоции связаны с физиологическими изменениями[12]. Они подобно познавательным процессам несут информацию об окружающем мире, но в отличие от них относятся к одному субъекту, в связи с чем носят субъективный характер.

Эмоции тесно связаны с потребностями человека. Они меньше опосредованы речью, хуже управляемы и менее произвольно контролируемы, чем познавательные процессы.

1.2. Формы эмоционального реагирования

Под эмоциональным реагированием понимаются реакции, направленные на разрядку возникшего эмоционального возбуждения. К эго основным характеристикам относятся:знак, который определяется положительным или отрицательным переживанием;влияние на поведение и деятельность;интенсивность, то есть глубина переживания;и величина физиологических сдвигов, длительность протекания и предметностью , под которой понимается степень осознанности и связи с конкретным объектом.

Е. Д. Хомская выделяла также их реактивность, степень контроля и качество, то есть связь с потребностью.Учитывая эти характеристики в отечественной психологии выделяют следующие их классы:

1. эмоциональный тон ощущений;

2. эмоции (включая аффекты);

3. настроения[13].

Эмоциональные реакции, такие как гнев, радость, тоска, страх подразделяются на:эмоциональный отклик,эмоциональную вспышкуи эмоциональный взрыв (аффект).

Эмоциональный отклик является самым динамичным и постоянным явлением эмоциональной жизни человека. Его интенсивность и продолжительность невелики, поэтому он мало влияет на существенное изменение эмоционального состояния. В связи с этим тяжело выявить его внешние проявления, однако наличие таких реакций было зафиксировано Е. Хаггардом и К. Айзексом[14]. Они открыли существование "кратковременных выражений" лица, заключающихся в сильном изменении выражения лица при предъявлении в разговоре затруднительных для испытуемого вопросов.

Более выраженной интенсивностью, напряженностью и продолжительностью переживания характеризуется эмоциональная вспышка, которая способна изменить эмоциональное состояние, но не связана с утратой самообладания. Такая напряженность и интенсивность делает их внешнее проявление более заметным[15].

Самое же заметное проявление, которое замечают и легко описывают большинство людей, является эмоциональный взрыв. Он характеризуется бурно развивающейся эмоциональной реакцией большой интенсивности с ослаблением волевого контроля над поведением и облегченным переходом в действие.

1.3. Связь эмоций с деятельностью

В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос о связи эмоциональной сферы человека с деятельностью, в которую она включена.

Осницким А.К., Филипповой Е.В.[16] отмечалась необходимость рассмотрения специфики протекания эмоциональных процессов в разных видах активности человека.

Было выделено три основных вида активности, характеризующиеся разной степенью сложности и осознанности.

Первый вид активности – это реактивное поведение человека, для его описания можно использовать известную формулу S → R.

В основе реактивности лежат ответные реакции человека на внешние воздействия; действия человека в этом случае зависят от силы воздействия и отчасти от его внутреннего состояния[17].

Сознание, если и фиксирует данное поведение, то только после того как воздействие оказало влияние, и в меру его интенсивности или значимости для человека.

Особенности данного вида активности откладывают отпечаток на эмоциональные проявления.

В реактивном поведении более представлены те модальности эмоций, которые В. Вундтом были охарактеризованы одним из двухполюсных параметров: удовольствием–неудовольствием.

Другой вид активности человека – это импульсивное поведение, которое определяется формирующимися в организме и психике напряженностями.

Если средство, необходимое для снятия напряжения, является легкодоступным для человека, тогда поведение мало чем отличается от реактивного. Сознанием также фиксируется данное поведение в меру интенсивности проявления[18].

Если же при возникновении напряженности для ее разрядки нужно прилагать дополнительные усилия, тогда поведение человека существенно усложняется и в большинстве случаев приобретает форму деятельности.

В эмоциональной сфере при импульсивном поведении обнаруживают себя два других двухполюсных параметра эмоций: возбуждение–успокоение, напряжение–разрешение.

И последний вид активности, выделенный А.К. Осницким, – деятельно организованное поведение.

Здесь мы имеем дело с принципиально другим видом активности, который не укладывается в формулу S → R, то есть не может рассматриваться как реактивное, не совпадает оно и с инстинктивным поведением.

Деятельно организованное поведение является целенаправленным, осознанным, регулируемым человеком и, что самое главное, исходно проектируемым даже при повторении.

Феноменология сознания в этом случае уподобляется экспериментальной площадке, на которой проигрываются возможности реализации замысла человека.

Эмоции, возникающие непосредственно или хранящиеся в памяти, в деятельно организованном поведении выполняют функцию информационного обеспечения процесса принятия решения, принимают участие в регуляции действий, приводящих в совокупности к проектируемым преобразованиям.

Эмоции участвуют также в формировании преднастроек к тем или иным действиям, составляющим более сложную деятельность.Таким образом, следует учитывать возможные изменения в эмоциональных проявлениях при переходе от одного вида активности к другому.

Практически не изученной является область эмоциональных проявлений, возникающих как конфликт между разными уровнями организации поведения: реактивной, импульсивной и деятельностной.

По мнению Осницкого и Филиповой[19], приблизиться к решению проблемы вклада эмоций в регуляцию активности человека поможет, во-первых, разграничение анализа эмоциональных проявлений в реактивном, импульсивном и деятельно организованном поведении и, во-вторых, изучение взаимосвязи эмоциональных проявлений с особенностями осознанной регуляции активности, связанной с регуляцией деятельности и тех видов импульсивно порождаемого поведения, которое по ходу реализации переходит в деятельно организованное.

Они писали, что: "эмоция в системе психических процессов представляет собой реакцию человека на значимые события во взаимодействии с окружением, участвует в организации, регуляции и осуществлении деятельности и поведения".

Это влияние эмоций на деятельность и поведение заметнее, потому что сразу же обнаруживается отношение человека к происходящему.

Иными словами: за эмоциями всегда стоит отношение человека к тому, что происходит с ним и к тому, что ему делать в следующий момент.

Таким образом можно заключить что эмоции обнаруживают себя в самых разных видах активности, являясь ее составляющими.

Они определяет согласование общей направленности активности субъекта с теми значениями и смыслами, которые для него приобретают воспринимаемые объекты и ситуации

2. КОМПОНЕНТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Традиционно выделяется три компонента эмоционального реагирования:импрессивный;физиологический;экспрессивный внутреннее переживание.

Роль эмоционального реагирования в процессе общения многообразна. Она включает в себя создание первого впечатления о человеке, оказание определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоций, таким образом, выделяется связь с сигнальной функцией эмоций. Эмоции в процессе общения выполняют также регулирующую функцию, которая состоит, например, в координации очередности озвучивания тех или иных экспрессивных высказываний.

Для изучения эмоциональной составляющей невербальной коммуникации у детей подросткового возраста используется методика В.А. Лабунской "Экспериментальная оценка невербального поведения личности".

Под импрессивным компонентом эмоционального реагирования понимается лишь внутреннее переживание, без его внешне наблюдаемого и регистрируемого проявления. В связи с этим я опускаю его рассмотрение и перехожу к двум внешне регистрируемым компонентам: физиологическому и экспрессивному.

2.1. Физиологический компонент эмоционального реагирования

О возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей, таким как например частота сердечных сокращений, артериальное давление и частота дыхания, а также и психомоторики: мимике, пантомимике, двигательным реакциям и голосу[20].

Так пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям.

Такая связь была замечена разными народами и применялась в практических целях. В наше время эта связь используется для проверки подозреваемого с помощью полиграфа, называемого "детектором лжи". К сожалению данный прибор не даёт точного ответа на вопрос об искренности человека, так как разные эмоции способны вызывать схожие реакции. Так например сексуальное влечение схоже с гневом и страхом. Также данный прибор не способен дать ответ о причине лжи, что является весьма важным фактором.

Эмоции связаны с возбуждением. Мы живо ощущаем изменения в частоте сердечных сокращений, артериальном давлении и активности потовых желез, свидетельствующие о нашем эмоциональном возбуждении[21]. Эти изменения в периферической физиологии связаны с деятельностью автономной нервной системы.

Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия. Если же адекватное эмоции поведение по тем или иным причинам невозможно для индивида, ему грозят психосоматические расстройства. Но не обязательно переживать психосоматический криз, чтобы почувствовать, насколько мощное влияние оказывают эмоции практически на все соматические и физиологические функции организма. Разные эмоции предрасполагают к разным видам действия, поэтому паттерны возбуждения также эмоционально специфичны.

Как написано выше в своей теории У. Джеймс и Г. Ланге[22] считали, что эмоция невозможна без физиологического изменения. Уильям Джеймс особый упор делал на интенсивность физиологического эмоционального реагирования, ставя чуть ли не в прямо пропорциональную зависимость переживание самой эмоции.

Девид Лайкен писал об изменении вегетатики, в том числе и гормонов в крови, при различных эмоциональных состояниях. Так при эмоциях стенического типа выделяется адреналин, а при эмоциях астенического типа - норадреналин.

А.К. Попов показал. Что физиологические проявления при предъявлении приятного звука, в отличие от их проявления при предъявлении неприятного звука, были менее четки и понятны. Аналогичные закономерности были выявлены и при внушении человеку под гипнозом приятных и неприятных сновидений. К такому выводу также пришли Р. Левинсон и данным Н.М. Труновой.[23]

Как уже отмечалось, эмоции субъективны и способны вызывать разные физиологические реакции. Так у одного человека стресс вызывает увеличение ЧСС, у другого повышение давления, а у ребенка аффективные респираторные судороги.

Направленность изменения электрических потенциалов мозга также зависит от знака эмоционального реагирования.

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.

2.2. Экспрессивный компонент эмоционального реагирования

В порыве гнева или адрес отвращения, впору радости и ввод счастья, более раздражения и лады безразличия вволю человек вдвое ведет взять себя адрес по-разному, его возле лицо, бинт осанка, кила положения время тела и темп жестикуляция заем отличаются, рапс также как опак тональность и пора тембр более голоса.

К экспрессивному компоненту сбой эмоционального агент реагирования относят:

    1. речевые средства;мимические средства;
    2. пантомимические средства;
    3. жестикуляционные средства внимание к своей ласт внешности[24].

Гросс и Джон втрое обнаружили, что фаза существует нрав несколько дерг аспектов упор эмоциональной везде экспрессивности.

С ввод помощью вроде факторного анонс анализа врозь данных везде самоотчетов об бином экспрессивных время тенденциях вслед удалось рапс установить три аспекта:

  1. силу внутренних эмоциональных реакций,
  2. степень выражения позитивных эмоций,
  3. степень выражения негативных реле эмоций[25].

В зависимости от втрое характеристик фаза эмоций, а нрав также дерг ряда упор факторов, везде описанных ввод ниже, вроде определяются и анонс характеристики врозь выраженности везде экспрессии.

Экспрессивный компонент эмоций втрое проявляет фаза себя еще во нрав внутриутробном дерг развитии.

Невербальные проявления регулируют и во втрое многом фаза определяют нрав взаимопонимание дерг между упор людьми.

3. СРЕДСТВА ЭКСПРЕССИИ

3.1 Мимические средства экспрессии

Человеческое лицо обладает втрое наибольшей фаза способностью нрав выражать дерг различные упор эмоциональные везде оттенки. В ввод этом вроде Леонардо да анонс Винчи врозь особую везде роль бином придавал время бровям и вслед рту. Лев рапс Николаевич реле Толстой банк описывал маяк около дата сотни анонс оттенков более улыбки и жито чуть тяга меньше жито выражений дата глаз, бином раскрывающих тяга эмоциональное анонс состояние вкруг человека.

Мимика человека занимает возле особое вдруг место троп среди вести средств ласт коммуникации бремя место, так как более изменение бинт лицевых нате мышц вызов несет в время себе архив эмоциональную плат нагрузку, бином отражая аванс чувства герб говорящего. Так синь создается взнос эмоциональный фон плат общения.

На формирование мимического возле выражения вдруг эмоций, по троп мнению Януша Рейковского оказывают влияние вести такие ласт факторы как:

  1. врожденные мимические схемы, бремя которые более соответствуют бинт определённым нате эмоциональным вызов состояниям;
  2. приобретённые способы заучивания, возле которые вдруг произвольно троп контролируемы;
  3. индивидуальные экспрессивные особенности, вовсю присущие синь только вновь данному вслед индивиду[26].

Уже у десятимесячного вовсю ребёнка синь появляются вновь различия в вслед улыбках. С более возрастом это вдруг различие бриг увеличивается.

Как отмечают Г. Остер и П. Экман[27], человек рождается с уже агент готовым виток механизмом нате выражения взять эмоций с тяга помощью дерг мимики. Все вдоль мускулы брать лица, герб необходимые для кила выражения плат различных ноша эмоций, будни формируются в если период учет 15-18-й трут недели если утробного врозь развития, а брать изменения архив "выражения банк лица" втрое имеют звук место, базис начиная с ласт 20-й фонд недели. торг Поэтому кипа многие сбой ученые темп считают этап главным агент каналом троп выражения и взять опознания герб эмоций вдвое лицевую мода экспрессию[28].

П. Экман вместе с Изардом описали мимические пора признаки упор первичных ввиду эмоций, есть таких как ввиду радость, ниже горе, аванс отвращение, фонд презрение, крах удивление, внизу гнев и упор страх. В виток результате они чуть выделили три впрок автономные кила зоны лица:

1. область лба и бровей,

2. область глаз (глаза, нате веки, впору основание если носа),

3. нижняя сбой часть тара лица ноша (нос, маяк щеки, тара рот, если челюсти, нрав подбородок)[29].

Их исследования позволили адрес разработать впору своеобразные ввод "формулы" более мимических лады выражений, вволю которые вдвое фиксируют взять характерные адрес изменения в возле каждой из бинт трех зон кила лица, а время также темп сконструировали фотоэталоны мимических выражений эмоций.

В. А. Барабанщиков и заем Т.Н. рапс Малкова[30] опак отмечали то, что пора наиболее более выразительные сбой мимические агент проявления ласт локализуются вдоль преимущественно в аванс нижней ядро части. тара Вопреки будет общему более мнению ноша ведущие базис признаки не ниже локализуются в вволю области архив глаз. кипа Барабанщиков и бремя Малкова заем объясняют это ввиду тем, что крах глаза герб представляют бинт собой будет смысловой всюду центр бинт лица, в агент котором бинт аккумулируется веха влияние вновь сильных плат мимических вовсю изменений пест верхней и реле нижней бинт частей лица.

Следует учитывать, что ядро внешние впрок проявления актив эмоций, сбой которые ввод представляют этап собой жито синтез вечно произвольных и звук непроизвольных лады способов более реагирования, вроде зависят вовсю также от кипа культурных актив особенностей чуть данного торг народа.

У впрок разных троп народов есть одни и те же мода выразительные базис средства вкруг обозначают бином разные кила эмоции, что и крах описал Клайнбер, изучая эмоциональную чуть экспрессию в фонд китайской брать литературе.

3.2 Психомоторные средства экспрессии

Под психомоторными средствами возле экспрессии вдруг понимаются троп выразительные вести движения.

Помимо жестикуляции при ласт сильно бремя выраженных более эмоциях бинт наблюдаются нате также вызов целостные время двигательные архив акты, плат которые бином называются аванс эмоциональными герб действиями, синь такие как взнос подпрыгивания при плат радости, тара поглаживания и вновь целования трут закрывания ласт лица, ласт плач и брать тому нате подобные[31].

впрок Очевидно, что эти герб психомоторные торг средства автор используются для измы разрядки заем возникающего чуть эмоционального взнос напряжения, на что более указывал еще Ч. вызов Дарвин. Они опак используются тяга также для будет того, маяк чтобы ниже показать дата свое чуть отношение, аванс чувство к вдоль тому или будни иному всюду существу, опак выразить взнос свою этап эмоциональную аванс оценку происходящего[32].

В последнее время возле предпринимаются архив попытки будто создания бремя метода автор чтения виток "языка кипа тела", озон основанного на втрое распознавании банк эмоций по адрес выразительным будни движениям, вкруг которые будет наиболее аванс типичны для герб данной архив эмоции. бриг Однако вовсю стоит виток помнить, что для вычет адекватного ввод восприятия есть эмоционального есть состояния будет необходимо вывод учитывать биржа весь фонд комплекс вроде экспрессии в торг целом.

Чтение экспрессивных движений — агент сложный виток процесс, нате требующий взять значительной тяга тренировки и дерг опыта.

Он вдоль осложняется не брать только герб тем, что кила внешние плат признаки ноша содержат будни далеко не если полную учет информацию о трут человеке, но и если тем, что врозь одни и те же брать внешние архив проявления банк могут втрое быть звук вызваны базис разными ласт внутренними переживаниями.

П.Экман выделяет следующие фонд виды жестов:

1. адаптеры,

2. регуляторы,

3. иллюстраторы,

4. эмблемы[33].

К адаптерам относится, торг например, кипа почесывание сбой носа, темп которое при этап напряженном агент обдумывании троп может взять быть герб пережитком вдвое ковыряния.

мода Регуляторы – это факт жесты, вслед связанные с вычет положением синь головы, звук позы, троп расположением рук и всюду тела, чуть поддерживающие бинт человека в внизу ходе веха коммуникации. рапс 

Иллюстраторы вдоль непосредственно бриг связаны с измы речью и выбор представляют кипа эмоциональные трут "добавки" для архив вербальной брать коммуникации. базис Эмблемы время имеют ввиду когнитивное будет значение и этап предназначены для мода передачи сообщения.

П. Экман и У. Фризен разработали концепцию более "невербальной более утечки вовсе информации". проранжировали части тела в всюду отношении их время способности веха передачи анонс информации об крах эмоциях будни человека. Эту заем способность они будет определили на лады основании всюду трех аванс параметров:

1.среднее время передачи;

2.количество невербальных паттернов, банк которые вечно могут пора быть взять представлены торг данной мода частью тела;

3.степень доступности для врозь наблюдений за агент данной звук частью более тела, банк "представленность выбор другому"[34].

Учитывая эти критерии банк самым вечно информативным пора является взять лицо торг человека, так как мода лицевые врозь мышцы агент быстро звук изменяются в более соответствии с банк переживаниями выбор человека, так как они чтоб могут будни создавать архив значительное нрав число мода выразительных втрое паттернов и так как мода лицо виток является этап видимой герб частью вовсе тела.

озон Последнее же тара место вволю занимают вовсе движения ног и будто ступней.

анонс Однако, впору зная актив способность вдоль лица будто выдавать тяга переживаемые врозь эмоции, ноша люди герб чаще вывод всегоноша обращают врозь внимание на его бинт произвольное вволю контролирование опак своей вечно мимики и не фонд обращают всюду внимания на ввод движения синь своих всего ног, что врозь позволяет звук лучше внизу понять виток эмоциональное опак состояние по всего ним, а не по втрое лицу.

3.3 Звуковые и речевые средства экспрессии

К характеристикам, по лады которым взять судят об вдруг изменении аванс речи, относятся:

    1. интонационное оформление,
    2. четкость дикции,
    3. логическое ударение,
    4. чистота звучания голоса,
    5. лексическое богатство,
    6. свободное и точное тара выражение плат мыслей и вновь эмоций[35].

Установлено, что различные лады эмоциональные взять состояния вдруг отражаются в аванс интонации, тара интенсивности и плат частоте вновь основного дерг тона возле голоса, дерг темпе артикулирования и паузации, лингвистических особенностях внизу построения втрое фраз:

  1. их везде структуре, виток 
  2. выборе ниже лексики, брать 
  3. наличии или ноша отсутствии переформулировок,
  4. ошибках,
  5. самокоррекции,
  6. семантически нерелевантных повторениях[36].

По данным В.X. Манерова, наиболее информативными кила являются дерг параметры, вновь связанные с будни частотой будет основного тона[37].

Н.П. Фетискин выявил признаки бинт неэкспрессивной, едва монотонной темп речи. К ним он виток отнес упор безразличное вволю изложение едва материала, взнос автономность его веха изложения, врозь редкое дерг использование лады вопросительной время интонации, будто лирических взнос ударений, бинт ускорения и архив замедления фонд речи, вволю отсутствие тяга стремления бинт вызвать у реле учащихся вволю эмоциональный измы отклик, брать меньшая вызов громкость вечно речи, возле теноровый выбор тембр вволю голоса и опак более будто высокая бремя частота агент основного вести тона.

По данным У. Хеллса, разные каналы архив обладают будто разной заем возможностью в вдруг передаче брать информации об пора эмоциях: 45 % втрое информации если передается вроде зрительными впрок сигналами и будни только тяга 17,6% - везде слуховыми[38]. Так же дата следует фаза учитывать, что у актив разных бриг людей дата эмоции этап могут вдруг выражаться виток через брать различные вслед экспрессивные каналы.

Л.М. Аболин отмечал, что у время доминирующей впрок эмоционально-выразительной ввод характеристикой ласт является выбор двигательный аванс канал, к будни которому втрое относятся есть направленность этап движений, их будто скорость, опак темп, пора амплитуда слитность[39].

А.Е. Ольшанникова указывала, что бриг различия ввиду между пест людьми анонс могут есть наблюдаться и в врозь пределах крах одного заем канала нате экспрессии[40]. нате Так, при ввод наличии в дата качестве троп ведущего дата канала брать речи для веха одного взять человека вдвое основным и лады типичным вдруг является врозь интонационное упор разнообразие и вдруг обилие аванс речевых есть реакций, а для кипа другого анонс человека - пест быстрый веха темп агент речи и вычет повышенная крах громкость впору голоса.

3.4 Различия в эмоциональной экспрессивности

В повседневной жизни мы брать замечаем, что на если одни и те же пора события впору люди сбой реагируют этап по-разному. Так при автор удивлении кипа одни биржа замирают на втрое месте, а агент другие рапс наоборот тяга начинают банк активно бином действовать.

Эмоции не побуждают брать человека если вести пора себя впору каким-то сбой определенным этап образом, автор хотя кипа эмоциональные биржа состояния втрое связаны с агент экспрессивными и рапс мотивационными тяга тенденциями. банк 

Люди бином способны плат подавлять плат поведенческие брать реакции, виток обычно вновь сопровождающие вдвое какое-либо врозь эмоциональное чуть состояние. впору Таким чтоб образом будни можно взнос заключить , что даем ли мы нрав волю нрав своим будет эмоциональным взять импульсам, маяк частично бремя зависит от вновь социальных синь условий и опак целей. есть Однако ниже тенденции кипа выражать, вкруг подавлять или трут изменять более эмоции чуть могут синь быть и этап устойчивыми виток личностными характеристиками, а также вовсю зависит от везде ряда факторов в том вести числе и от кила национального.

О кросс-культурном различии в адрес невербальном впору выражении ввод эмоций более писал лады А.И. вволю Приходько[41].

Он вдвое писал, усвоение социального опыта, взять который адрес связан с возле выражением бинт эмоций, кила начинается с время опознавания и темп впоследствии заем воспроизведения рапс лицевой опак экспрессии. пора Приходько более указывает на сбой наличие кросс-культурных различий эмоциональной агент экспрессии и ласт ссылается на вдоль исследования аванс Пола Экмана. Тот указывал на ядро наличие тара правил будет выражения. считал что эти более правила ноша предписывают, базис какое ниже выражение вволю лица архив должно кипа быть в бремя разные заем моменты ввиду общения.

Эти крах правила герб культурно бинт обусловлены и будет усваиваются в всюду ходе бинт социализации. агент 

Иллюстрацией бинт этих веха правил вновь могут плат служить вовсю результаты пест эксперимента реле проведенного в бинт 1973 ядро году Экманом и Фризеном. Суть данного впрок эксперимента актив заключалась в том , что американцам и сбой японцам ввод показывался этап фильм. жито Первый раз в вечно изоляции от звук других, в лады другой раз более нет. вроде Эксперимент вовсю показал кипа разнице в актив мимической чуть экспрессии торг наций, а впрок также троп зависимости социума.

Жесты также формируются в есть ходе мода социализации. Экман писал: "Воспитание базис детей вкруг накладывает бином определенный кила отпечаток на то, крах какие чуть жесты фонд будут ими брать использоваться в реле дальнейшем, а втрое какие ввиду будут ниже считаться неприличными"[42].

А. И. Приходько мода отметил, что в опак настоящее адрес время актив мало базис известны есть механизмы трут усвоения и ввод передачи маяк норм вдвое выражения учет эмоций с кипа помощью герб невербального вволю поведения. Он вволю предполагает, что тяга этот нате процесс взять осуществляется за вовсю счет вывод механизмов маяк подражания и вовсе идентификации, с врозь последующей интериоризацией нормативных канонов, озон принятых в вычет данной культуре.

Как ранее было отмечено - внизу эмоциональная бриг система, по будни сравнению с лады двигательной, вовсе труднее нате поддается время контролю со бином стороны факт сознания[43]. вести Эмоциональный бремя контроль вывод может виток успешнее врозь достигаться с вдруг помощью ввод мимики и бриг двигательного выбор компонента маяк эмоции в факт сочетании с дата такими синь когнитивными бином процессами, как веха воображение и рапс фантазия.

троп Память о нрав прошлом бинт эмоциональном веха опыте тяга также троп накладывает озон ограничение на бином эмоциональную трут свободу.

мода Яркие трут эмоциональные троп переживания бремя прошлого, дерг представленные в крах памяти и в фонд мыслях, троп могут рапс сдерживать взять или, трут наоборот, реле побуждать измы человека. Еще везде один взять фактор, измы ограничивающий впору эмоциональное звук общение, – это ввод сложные учет взаимоотношения есть между чтоб языком и пест опциональной адрес системой. всюду Люди, с тара точки бремя зрения Томкинса, не научены будет точно демонстрировать собственные эмоциональные будто переживания.

Существует и иной брать взгляд на если данную пора проблему, впору согласно сбой которому не

каждый человек хочет и вдруг может везде усвоить чтоб индивидуальные кипа особенности выражения эмоций. Это вдруг обусловлено везде рядом причин:чрезмерной сосредоточенностью на чтоб собственной личности,неспособностью замечать и кипа правильно актив оценивать чтоб состояние вдоль других людей;невниманием к окружающим, лады связанным с базис чувством вызов собственного пест превосходства;чувством тревоги (связанной с вызов эмоциями тяга других рапс людей с вдвое собственными пест эмоциями), ввод побуждающим ядро конкретного кипа человека вдруг избегать бриг всего везде того, что ласт могло бы сбой вызвать у ввод него взять эмоции[44].

Также Г. П. Предвечного Шерковина в своей вдруг работе везде "Восприятие чтоб человека кипа человеком" актив указывали чтоб также, что вдоль восприятие лады чужой базис экспрессии вызов зависит от пест личности вызов самого тяга воспринимающего[45].

Внутренний конфликт в вдруг отношении везде выражения чтоб эмоций кипа создает актив риск чтоб психического дистресса.

А.В. Дегтярев при возле описании автор эмоционального анонс интеллекта есть указывал, способность к пониманию возле эмоций актив означает, что человек:

1. может распознать возле эмоцию, т. е. автор установить сам анонс факт есть наличия

эмоционального переживания у возле себя или у автор другого анонс человека;

2. может идентифицировать возле эмоцию, т. е. автор установить, анонс какую есть именно возле эмоцию актив испытывает он сам или бинт другой взнос человек, и фаза найти для нее плат словесное ноша выражение;

3. понимает причины, возле вызвавшие автор данную анонс эмоцию, и есть следствия, к возле которым она актив приведет[46].

Так же он измы писал о вывод том, что измы способность к везде управлению актив эмоциями адрес означает, что будто человек:

1. может контролировать измы интенсивность вывод эмоций, измы прежде всего приглушать чрезмерно везде сильные актив эмоции;

2. может контролировать измы внешнее вывод выражение измы эмоций;

3. может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию[47].

4. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Многие люди – визуалы, поэтому им особенно важен зрительный контакт. Говорящий обязан его поддерживать, чтобы понять настроение собеседника. К примеру, расширенные зрачки скажут о нервозности, вызванной ложью или неприятной темой.

Особое внимание необходимо уделить взгляду, он бывает разным:

1) Если взгляд фиксируется возле лба собеседника, то он подразумевает серьезную беседу и называется деловым.

2) Если взгляд собеседника располагается между линией глаз и губ, то такой вариант называется светским.

3) Если взгляд собеседника остановился в зоне груди, шеи или губ, то, скорее всего, он означает сексуальную заинтересованность и называется интимным.

4) Если собеседник смотрит на вас искоса, то это означает, что он подозрительно к вам относиться.

Человеческое лицо невероятно информативно, с помощью мимики можно передать любую эмоцию. Поэтому нужно не только уметь читать выражение лица, но и уметь самой создавать нужно впечатление. Самым простым бронебойным оружием является улыбка, начиная ею переговоры, можно задать благоприятный настрой собеседникам и решить исход встречи.

Благодаря мимики человек как бы подтверждает или опровергает сказанные слова. Психологи утверждают, что когда мы не видим лицо собеседника, то теряем до 15% необходимой информации. В этом случае будет уместно вспомнить столь популярный на сегодняшний день вариант общения – социальные сети, чат и т.п. Очень часто написанное слово может нести совершенно разную информацию, а все, потому что мы не видем мимику человека, который это писал. Она помогает выразить эмоциональное состояние, например, радость, гнев, разочарование и боль и прочее.

Тот или иной человек производит впечатление не только своими речами или одеждой, но и жестами и позами. Самым располагающим являются открытые ладони, показывающие вашу расположенность к собеседнику. Например, когда ваш собеседник во время разговора скрещивает руки либо ноги, то это может свидетельствовать о том, что он пытается закрыться от вас, так как попросту не доверяет либо боится. Таким образом, если обращать внимание на позу человека, то можно узнать много скрытой информации.

В разговоре можно использовать различные жесты, только не пересыщайте ими свою речь, чтобы это не переходило в кривляние.

Не менее важно соблюдение дистанции, слишком близкое расположение чужого человека всегда неприятно. Только следует учитывать национальные особенности, азиатам требуется больше личного пространства, чем европейцам.

Прикосновения также являются важной частью невербального общения, с их помощью можно передать немало информации, даже рукопожатие может сообщить о настроении собеседника.

Стоит помнить, что вербальные и невербальные средства общения не существуют отдельно друг от друга, постоянно находясь в причудливом сплетении. Ярким примером является интонация, одни и те же слова, произнесённые разным тоном, могут звучать одобрительно или насмешливо. Именно поэтому оратор, желающий быть успешным, должен обладать целым набором средств общения и умело их применять в своей речи.

Кинесика. Это совокупность жестов, поз, телодвижений, используемых при коммуникации в качестве дополнительных, выразительных средств общения. Этот термин был предложен для изучения общения посредством движений тела. Кин — мельчайшая единица движения, из них складывается поведение, так же как речь состоит из слов, предложений и фраз. Считывая кинемы, мы интерпретируем сообщения, передаваемые через жесты и др. телодвижения. Элементы кинесики — жесты, мимика, позы и взгляды, которые имеют как физиологическое происхождение, так и социокультурное.

Жесты — это различного рода движения тела, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику, к какому-то событию, другому лицу, свидетельствующие о желаниях и состоянии человека. Жесты могут быть произвольными и непроизвольными, культурно обусловленными и физиологичными. Но большая часть жестов культурно обусловлена, они являются символами и носят договорной характер.

Мимика — изменения выражения лица человека, которые можно наблюдать в процессе общения, важнейший элемент невербальной коммуникации. Лицо коммуниканта вольно или невольно приковывает внимание, поскольку его выражение позволяет получать обратную связь о том, понимает нас партнер или нет. Человеческое лицо очень пластично и может принимать самые разные выражения. Именно мимика позволяет выразить все универсальные эмоции: печаль, счастье, отвращение, гнев, удивление, страх, презрение… Считается, что в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20 000 смыслов. Лучше всего исследована улыбка, с помощью которой можно передать симпатию к своему собеседнику или снисхождение к нему, свое хорошее настроение или притворство по отношению к партнеру, или показать хорошее воспитание.

Мимика складывается из спонтанных и произвольных реакций. Развитие мимики стало возможным потому, что человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Осознанный контроль над выражением лица позволяет усиливать, сдерживать или скрывать переживаемые эмоции, поэтому при интерпретации мимики особое внимание следует обращать на ее согласованность со словесными высказываниями. Пока между мимикой и словами есть согласованность, мы обычно не воспринимаем ее отдельно. Как только несогласованность становится достаточно сильной, это сразу бросается в глаза даже неопытному человеку.

Достаточно часто мы попадаем в ситуации, когда нам приходится сдерживать свои эмоции, чтобы не обидеть или не оскорбить близких или знакомых. Решающим фактором при этом оказываются культурные традиции.

Существуют ситуации, когда человек должен маскировать свои эмоции: ревность, разочарование и др. Разные люди в разной степени способны контролировать свою мимику, но всем приходится учиться это делать, равно как и интерпретировать мимику других людей.

Окулистика — использование движения глаз или контакт глазами в процессе коммуникации. С помощью глаз можно выразить богатую гамму человеческих чувств и эмоций. Например, визуальный контакт может обозначать начало разговора, в процессе беседы он является знаком внимания, поддержки или, напротив прекращения общения, он также может указывать на окончание реплики или беседы в целом. Специалисты часто сравнивают взгляд с прикосновением, он психологически сокращает дистанцию между людьми. Исследования проблем окулистики показали, что человек способен воспринимать чужой взгляд без дискомфорта не более трех секунд.

Визуальный контакт может варьироваться в зависимости от того, какой человек находится в контакте. Обычно доминирующие и социально уравновешенные личности вступают в визуальный контакт чаще. Женщины делают это чаще, чем мужчины.

Существенным аспектом кинесики является поза — положение тела и движения, которые человек принимает в процессе коммуникации. Это одна из наименее подконтрольных сознанию форм невербального поведения, поэтому при наблюдении за ней можно получить значимую информацию о состоянии человека. По позе можно судить, напряжен человек, или раскован, настроен на беседу или хочет поскорее уйти.

С позой тесно связана походка человека. Ее характер указывает как на физическое самочувствие и возраст человека, так и на его эмоциональное состояние. Важнейшими факторами походки человека являются ритм, скорость, длина шага, степень напряженности, положение верхней части туловища и головы, сопроводительные движения рук, положение носков ноги. Эти параметры формируют разные типы походки — ровной, плавной, уверенной, твердой, тяжелой, виноватой и др.

Походка с резко выпрямленной верхней частью туловища производит впечатление гордого вышагивания и выражает надменность и высокомерие. Ритмичная походка, как правило, является свидетельством воодушевленного и радостного настроения человека. Походка размашистыми, большими шагами является выражением целеустремленности, предприимчивости и усердия ее владельца. Если при ходьбе раскачивается верхняя часть туловища и активно двигаются руки, это служит признаком того, что человек находится во власти своих переживаний и не желает поддаваться чьему-либо влиянию. Короткие и мелкие шаги показывают, что человек с такой походкой держит себя в руках, демонстрируя осторожность, расчетливость и изворотливость. И, наконец, волочащаяся, медленная походка говорит или о плохом настроении, или об отсутствии заинтересованности; люди с такой походкой часто ершисты, не обладают достаточной дисциплиной.

Последний элемент кинесики — манера одеваться, которая целиком обусловлена спецификой той или иной культуры. Особенно много может сказать одежда человека. В каждой культуре есть модели одежды, способные сообщить о социальном статусе человека, иногда по одежде узнается о событиях в жизни человека (свадьба, похороны). Форменная одежда указывает на профессию ее владельца. Так, человек в полицейской форме уже одним своим присутствием может призвать к порядку. Одежда может выделить человека, сфокусировав на нем внимание, а может помочь затеряться в толпе.

Тактильное поведение. Сравнительное сопоставление поведения представителей различных культур позволило установить, что при общении люди разных культур используют разнообразные виды прикосновений к своим собеседникам. К таким прикосновениям ученые относят, прежде всего, рукопожатия, поцелуи, поглаживания, похлопывания, объятия и т. п. Как показали наблюдения и исследования, с помощью прикосновений процесс коммуникации может приобретать различный характер и протекать с различной эффективностью. Сложилось особое научное направление, изучающее значение и роль прикосновений при общении, которое получило название такесики.

Люди прикасаются друг к другу по равным причинам, разными способами и в разных местах. Ученые, изучающие тактильное поведение людей, считают, что в зависимости от цели и характера прикосновения можно разделить на следующие типы:

1) профессиональные — носят безличностный характер, человек при этом воспринимается как объект общения (осмотр врача);

2) ритуальные — рукопожатия, дипломатические поцелуи;

3) дружеские;

4) любовные.

Сенсорика. Это тип невербальной коммуникации, основывающийся на чувственном восприятии представителей других культур. Наряду с другими сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чувств. В зависимости от того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы строим наше общение с ним. Эти коммуникативные функции человеческих органов чувств позволяют считать их инструментами невербальной коммуникации.

Особенно большое значение в общении имеют запахи. Это, прежде всего, запахи тела и используемой человеком косметики. Мы можем отказаться от общения с человеком, если сочтем, что от него неприятно пахнет. Те же сложности возникают и в межкультурной коммуникации. Запахи, привычные в одной культуре, могут казаться отвратительными в другой. (Так, жители высокогорья Новой Гвинеи натирают себя грязью и свиным жиром и почти не моются.)

Особенности национальной кухни также сильно различаются у разных народов. Ароматы традиционной кухни, которые иностранец воспринимает как необычные или отталкивающие, представителям коренной культуры могут казаться приемлемыми и привычными. (В американских домах обычен запах яиц, сваренных вкрутую, у американцев этот запах не вызывает неприятных ощущений, но для некоторых азиатов этот запах столь же невыносим, как запах испорченной рыбы: они не едят вареных яиц и не имеют возможности принюхаться к ним. Русскому человеку придется с осторожностью пробовать блюда индийской или индонезийской кухни из-за большого количества специй, используемых при их приготовлении. Индусу русская кухня покажется пресной.)

Цветовые сочетания, используемые в разных культурах, также сильно варьируются. Нам могут не нравиться эти сочетания и узоры, они могут казаться слишком яркими или чересчур блеклыми.

Слуховые предпочтения также зависят от конкретной культуры. Именно поэтому так сильно отличается музыка у разных народов. Чужая музыка нередко кажется странной, непонятной и некрасивой.

Все сенсорные факторы действуют совместно и в результате создают сенсорную картину той или иной культуры. Поэтому оценка, которую мы даем этой культуре, зависит от соотношения числа приятных и неприятных сенсорных ощущений. Если приятных ощущений больше, мы оцениваем культуру положительно. Если больше негативных ощущений, культура нам не нравится.

Проксемика. Это использование пространственных отношений при коммуникации. Данный термин был введен американским психологом Э. Холлом для анализа закономерностей пространственной организации коммуникации, а также влияния на характер межличностного общения территорий, расстояний и дистанций между людьми. Специальные исследования показали, что они существенно отличаются в разных культурах и являются значимыми для коммуникации.

Каждый человек для своего существования считает нормальным, что определенный объем пространства вокруг него является его собственным и нарушение этого пространства рассматривает как вторжение во внутренний мир, как недружественный поступок. Поэтому общение людей всегда происходит на определенном расстоянии друг от друга, и это расстояние является важным показателем типа, характера и широты отношений между людьми. Каждый человек подсознательно устанавливает границы своего личного пространства. Эти границы зависят не только от культуры данного народа, но и от отношения к конкретному собеседнику. Так, друзья всегда стоят ближе друг к другу, чем незнакомые люди. Тем самым, изменение дистанции между людьми при общении является частью процесса коммуникации. Дистанция партнеров по коммуникации зависит от таких факторов, как пол, раса, принадлежность к какой-либо культуре или субкультуре, конкретных социальных обстоятельств и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В течении всей своей жизни человек испытывает эмоции. Они разнообразны и несут с собой разные ощущения. Эмоции способны оказывать сильное влияние на деятельность и активность человека, порою заставляя делать его поступки о которых после он будет жалеть. Эмоции связаны с потребностями. Они информативны и почти не контролируемы.

Эмоции носят субъективный характер. Они находят свое отражение в физиологических функциях организма. Эта особенность приспосабливает организм к дальнейшим событиям, а порой и вредит ему.

Эмоции проявляются также в экспрессии, которые включает: мимические, речевые, пантомимические и жестикуляционные средства. Экспрессия, в отличие от физиологического компонента, более контролируема сознанием, а также зависит от различных факторов, в том числе и национального. Она является одним из важнейших компонентов в коммуникации людей.

Мимические средства наиболее выражают эмоциональное состояние человека. Некоторая часть эмоциональной экспрессии, является врожденной, другая часть приобретается при воспитании и общении и окрашивается индивидуальными особенностями.

Судить об эмоциональном состоянии можно лишь учитывая все факторы его проявления, воспринимающей личности и самого наблюдаемого.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барабанщиков, В.А. Восприятие выражений лица/ В.А. Барабанщиков.- Москва: Институт психологии РАН, 2017.- 448 с.

2. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М., 2014. – 534 с.

3. Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. – СПб., 2016. – 496 с.

4. Витт, Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения /Н.В. Витт.- Вопросы психологии, 2011. – 324 с.

5. Дегтярёв, А.В. "Эмоциональный интеллект": становление понятия в психологии/А.В. Дегтярёв.- Психологическая наука и образование (электронный журнал), 2012, №2

6. Защиринская, О.В. Эмоции в контексте невербальной коммуникации нормально развивающихся подростков и их сверстников с нарушением интеллекта /И.А. Горбунов.- Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, 2019, №3-2.

7. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб., 2014. – 464 с.

8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб., 2011. – 749 с.

9. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. В.А. Лабунской.- Ростов-на-Дону, 2010. – 231 с.

10. Осницкий, А.К. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности/Е.В.Филипова.- Психологические исследования, 2016, №6.

11. Подпругина, В.В. Ментальные репрезентации эмоций у учащихся общеобразовательной школы и школы искусств/ И.В. Блинникова.-Психологический журнал, 2012, №3.

12. Предвечного, Г.П. Восприятие человека человеком/Ю.А. Шерковина.- Москва: Политиздат, 2015. – 340 с.

13. Прихидько, А.И. Эмоциональная социализация: содержание и механизмы/А. И. Приходько.- Психологические исследования, 2019, №4.

14. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций/Я. Рейковский.- Москва., 2009. – 361 с.

15. Тхостов, А.Ш. Феноменология эмоциональных явлений /И. Г. Колымба.-Вестник оск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2009. № 2.

  1. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб., 2014. – 464 с.

  2. Дегтярёв, А.В. "Эмоциональный интеллект": становление понятия в психологии/А.В. Дегтярёв.- Психологическая наука и образование (электронный журнал), 2012, №2

  3. Там же

  4. Дегтярёв, А.В. "Эмоциональный интеллект": становление понятия в психологии/А.В. Дегтярёв.- Психологическая наука и образование (электронный журнал), 2012, №2

  5. Там же

  6. Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. – СПб., 2016. – 496 с.

  7. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб., 2014. – 464 с.

  8. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М., 2014. – 534 с.

  9. Там же

  10. Предвечного, Г.П. Восприятие человека человеком/Ю.А. Шерковина.- Москва: Политиздат, 2015. – 340 с.

  11. Там же

  12. Осницкий, А.К. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности/Е.В.Филипова.- Психологические исследования, 2016, №6.

  13. Тхостов, А.Ш. Феноменология эмоциональных явлений /И. Г. Колымба.-Вестник оск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2009. № 2.

  14. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций/Я. Рейковский.- Москва., 2009. – 361 с

  15. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций/Я. Рейковский.- Москва., 2009. – 361 с

  16. Осницкий, А.К. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности/Е.В.Филипова.- Психологические исследования, 2016, №6.

  17. Дегтярёв, А.В. "Эмоциональный интеллект": становление понятия в психологии/А.В. Дегтярёв.- Психологическая наука и образование (электронный журнал), 2012, №2

  18. Осницкий, А.К. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности/Е.В.Филипова.- Психологические исследования, 2016, №6.

  19. Осницкий, А.К. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности/Е.В.Филипова.- Психологические исследования, 2016, №6.

  20. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/ под ред. В.А. Лабунской.- Ростов-на-Дону, 2010. – 231 с.

  21. Там же

  22. Предвечного, Г.П. Восприятие человека человеком/Ю.А. Шерковина.- Москва: Политиздат, 2015. – 340 с.

  23. Тхостов, А.Ш. Феноменология эмоциональных явлений /И. Г. Колымба.-Вестник оск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2009. № 2.

  24. Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. – СПб., 2016. – 496 с.

  25. Там же

  26. Дегтярёв, А.В. "Эмоциональный интеллект": становление понятия в психологии/А.В. Дегтярёв.- Психологическая наука и образование (электронный журнал), 2012, №2

  27. Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. – СПб., 2016. – 496 с.

  28. Осницкий, А.К. Особенности эмоциональных проявлений в системе осознанной саморегуляции деятельности/Е.В.Филипова.- Психологические исследования, 2016, №6.

  29. Там же

  30. Барабанщиков, В.А. Восприятие выражений лица/ В.А. Барабанщиков.- Москва: Институт психологии РАН, 2017.- 448 с.

  31. Барабанщиков, В.А. Восприятие выражений лица/ В.А. Барабанщиков.- Москва: Институт психологии РАН, 2017.- 448 с.

  32. Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. – СПб., 2016. – 496 с.

  33. Предвечного, Г.П. Восприятие человека человеком/Ю.А. Шерковина.- Москва: Политиздат, 2015. – 340 с.

  34. Там же

  35. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб., 2014. – 464 с.

  36. Там же

  37. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М., 2014. – 534 с.

  38. Витт, Н.В. Эмоциональная регуляция речевого поведения /Н.В. Витт.- Вопросы психологии, 2011. – 324 с.

  39. Там же

  40. Там же

  41. Защиринская, О.В. Эмоции в контексте невербальной коммуникации нормально развивающихся подростков и их сверстников с нарушением интеллекта /И.А. Горбунов.- Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, 2019, №3-2.

  42. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – СПб., 2011. – 749 с.

  43. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – СПб., 2014. – 464 с.

  44. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М., 2014. – 534 с.

  45. Предвечного, Г.П. Восприятие человека человеком/Ю.А. Шерковина.- Москва: Политиздат, 2015. – 340 с.

  46. Дегтярёв, А.В. "Эмоциональный интеллект": становление понятия в психологии/А.В. Дегтярёв.- Психологическая наука и образование (электронный журнал), 2012, №2

  47. Там же