Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Общая характеристика основных современных правовых семей

Содержание:

Введение

Категория «правовая семья» объединяет национальные правовые системы на основе общности источников права, схожих особенностях политического, социально-экономического, культурного, религиозного развития отдельных государств.

В современных условиях рассмотрение особенностей каждой правовой семьи, их сходств и различий является очень важным вопросом, решение которого необходимо для лучшего восприятия деятельности национальных правовых систем. Упомянутые выше правовые системы можно сравнить по следующим основаниям: генезис, господствующие источники права, степень кодификации и степень рецепции римского права, идеологические факторы.

Среди существующих в настоящее время правовых групп и правовых семей романо-германская правовая семья занимает особое место и имеет для развития юридической теории и практики особе значение. Континентальная правовая семья по сей день не утрачивает роли в мире.

В религиозных правовых семьях основными источниками права являлись религиозные нормы, правила поведения, обусловленные верой в сверхъестественное. Формирование таких правовых семей, прежде всего, направлено на поддержание самой веры, особого религиозного порядка в обществе. При этом, признается большая ценность права, однако, само право понимается иначе, чем в ранее рассмотренных системах в значительной степени потому, что присутствовало переплетение права и религии.

Англосаксонская правовая семья характеризуется, прежде всего, тем, что основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела), а ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов.

В процессе развития правовой науки сформировалось достаточное количество различных между собой взглядов на разграничение правовых семей. Однако, в курсовой работе обратим особое внимание на особенности англосаксонской, романо-германской и мусульманской систем как самых основных и наиболее часто выделяемых в юридической литературе.

Цель работы – исследование общей характеристики основных современных правовых семей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить понятие и сущность правовой семьи;

2.Рассмотреть классификацию правовых семей;

3.Охарактеризовать англосаксонскую правовую семью;

4.Исследовать романо-германскую правовую семью;

5.Представить характеристику религиозной правовой семьи.

В первой главе курсовой работы представлены понятие, сущность и классификация правовых семей. Во второй главе охарактеризованы основные правовые семьи.

Теоретической основой курсовой работы являются работы таких авторов, как Алексеев С.С., Ахрамеева О.В., Давид Р., Кулапов В.Л., Марченко М.Н., Молдоев Э.Э., Рассказов Л.П., Рассказов О.Л., Рябчикова Н.Н., Саидов А.Х., Серегин А.В.. Тухватуллина И.И., Цвайгерт К. и др.

1.Понятие, сущность и классификация правовых семей

1.1.Понятие и сущность правовой семьи

В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов. Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем). Национальная правовая система - органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д.[1]

Категория «правовая семья» подразумевает под собой, прежде всего, совокупность национальных правовых систем, объединенных на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования, причем эта общность формируется на основе определенных критериев:

- формально-юридических;

- цивилизационных;

- духовных;

- культурно-исторических;

- социально-политических (формационных).

На основе чего можно провести распределение государств по группам. Однако современное развитие государств отличается таким разнообразием, что «ни один критерий в отдельности не может дать целостной картины «юридической географии» мира»[2].

Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин)[3].

Правовая семья - это совокупность правовых систем, объединенных по каким-либо характеристикам. Обычно общими являются исторический путь развития правовой системы, структура права и его источники[4].

Виды правовых семей:

- романо-германская (континентальная) - основана на рецепции римского права, характерна для Франции, Италии, Испании и пр.;

- англо-саксонская (общего, прецедентного права) - основана на прецедентном праве, характерна для Великобритании, США, Канады, Австралии и пр.;

- латиноамериканская - основана на заимствовании из романо-германской и англо-саксонской прововых семей, характерна для Мексики, Аргентины, Бразилии и пр.;

- скандинавская - не восприняла в полной мере романо-германскую модель, довольно важную роль играет судебная практика, характерна для Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и пр.;

- славянская - характерна для России, основана на национально-культурных, исторических и географических особенностях славянской цивилизации;

- мусульманская - относится к религиозным правовым системам, характерна для Ирана, Ирака, Азербайджана, Узбекистана и пр.;

- обычного права - основана на следовании обычаям, характерна для стран Центральной и Южной Африки;

- дальневосточная - характерна для Японии, основана на национально-культурных особенностях, традициях[5].

Ранее считалось, что понятия «правовая система» и «правовая семья» тождественны. В настоящее время считают, что понятие «правовая семья» шире понятия «правовая система». Правовая система, в свою очередь, это конкретная историческая совокупность законодательства, юридической практики и превалирующей правовой идеологии какого-либо конкретного государства.

1.2.Классификация правовых семей

Существуют различные критерии, по которым проводится классификация правовых систем мира, а также включение их в правовые семьи. Правовые проблемы классификации являются предметом острых дискуссий ученых-правоведов на протяжении долгого времени. Впервые проблему классификации правовых систем рассмотрел Э. Глассон в 1880 году[6].

Существует огромное количество критериев - расовые, географические,
исторические, демографические, экономические, политические, военно-политические, идеологические, религиозные факторы и др.[7], по
которым правовые системы объединяют по «семействам права», «общим правовым системам»[8].

Как справедливо отметил Родьер Р. «классификаций существует почти
столько же, сколько и компаративистов»[9].

А. Эсмейн выделял следующие правовые системы исходя из их
исторического формирования: латинская (романская), германская, англосаксонская, славянская и исламская правовые семьи. При этом он определяет
в качестве оригинальной системы каноническое и римское право. А. Эсмейн писал, что надо «классифицировать законодательства (или обычаи) различных стран, разбив их на ограниченное число семей или групп, каждая из которых представляет собой самостоятельную систему права, а ознакомление с
историей развития, общей структурой и отличительными особенностями каждой из систем станет для нас, по-видимому, первым общим и важным шагом в науку сравнительного права»[10].

Роль и степень использования источников права в качестве критерия классификации правовых систем предложил Г. Леви-Ульман. Он выделяет континентальную, англо-саксонскую правовые системы и право ислама[11].

Единый критерий положен в основу классификации предложенный Мальстремом, который предложил выделить в силу своей уникальности,
западную (евро-американскую) группу правовых семей, в основе которых лежат европейские источники права. К ней он отнес французскую, скандинавскую, германскую и английскую семьи. Кроме того он выделяет особую группу в которую включает социалистические, азиатские (несоциалистические) и африканские правопорядки[12].

С.С. Алексеев выделяет четыре вида правовых семей:

1) романо-германскую;

2) англосаксонскую (общего права);

3) религиозно-общинные юридические системы стран Азии и Африки;

4) заидеологизированные правовые системы при авторитарных политических режимах[13].

Г. Созер-Холл в основу классификации положил расовый и языковой принцип, на основе чего он выделил индоевропейскую, семитскую и монгольскую правовую семью, а также семью нецивилизованных народов[14].

С данной классификацией согласиться сложно, так как она носит явно расистский характер и оперирует такими понятиями как нецивилизованность, что явно носит дискриминационный характер.

По другому пути решил пойти Дж. Вигмор, который в основу своей
классификации положил исторический аспект и, по сути, увязал правовые
семьи с устоявшимися нациями. Таким образом, он выделил: египетскую,
месопотамскую, иудейскую, китайскую, индусскую, греческую, римскую,
японскую, мусульманскую, кельтскую, славянскую, германскую, морскую,
церковную, романистскую и англиканскую[15]. Такая классификация совпадает
в некоторой части, с предложенной А. Тойнби классификацией существовавших цивилизаций.

Отдавая должное этой классификаций и выделяя ее положительные
моменты, А.Х. Саидов, вместе с тем, не согласился с данной классификацией и предложил свою собственную, которая очень схожа с той, что дал Дж.
Вигмор. Он различает следующие семьи: англо-саксонская, романо-германская, скандинавская, латиноамериканская, социалистическая, мусульманская, индусская, обычная и дальневосточная[16].

Р. Давид положил в основу своей классификаций два критерия: идеологический и юридический. Исходя из этого, он выделял следующие правовые семьи: романо-германская, англосаксонская и социалистическая. Но он называет и иные правовые семьи, свойственные различным странам. «Одни признают большую ценность права, но само право понимают иначе, чем на Западе. Другие отбрасывают саму идею права и считают, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем. Первые - это страны мусульманского, индусского и иудейского права; вторые – это страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара»[17].

Не менее интересны критерии классификации у К. Цвайгерта и Х. Кетца, которые в качестве критерия выдвигают понятие «правовой стиль». Они выделяет восемь правовых семей:

1) романскую;

2) германскую;

3) скандинавскую;

4) англо-американскую;

6) дальневосточную;

7) исламскую;

8) индусскую[18].

Данные классификации не являются исчерпывающими и существует
еще множество критериев для разграничения правовых семей. К примеру,
Дж. Мэрримэн и Д. Кларк используют в качестве критерия правовые традиции[19], В.И. Лафитский основывается на духовно-религиозном аспекте[20],
П. Круз опирается на исторические корни[21] и т.д.

Основываясь на ранее приведенные классификации, А.В. Серегин выделяет четыре основных правовых семьи, сформировавшихся в рамках этнокультурных цивилизаций:

1) англосаксонская;

2) романо-германская;

3) религиозная;

4) дальневосточная[22].

Еще на заре XX в. Г. Леви-Ульман в качестве критерия классификации увидел различную роль правовых источников в правовых системах[23].

Не потерял своей актуальности этот критерий и сегодня. В частности, Ю.А. Тихомиров замечает, что «уместно обратить внимание на общее и особенное в системе источников права, что отражает специфику правовых семей»[24]. Источники права характеризуют правовую систему с формальной стороны.

2.Характеристика основных правовых семей

2.1.Англосаксонская правовая семья

Основы англосаксонской правовой системы были сформированы в Англии. Затем посредством активной колониальной политики были распространены и на другие континенты. В настоящее время данный тип правовых систем существует в Англии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Северной Ирландии и ряде других стран. Примерно одна треть населения живет в правовых рамках, определенных именно англосаксонской правовой системой[25].

Формирование англосаксонской системы права началось еще в XIII в., когда были образованы и действовали так называемые разъездные королевские суды. В своей деятельности они руководствовались в основном обычаями, а также практикой местных судов. В результате судьи вырабатывали общие нормы, принципы и подходы в рассмотрении споров из разных сфер общественной жизни[26].

Таким образом, складывалось так называемое «общее право», которое первоначально было неписаным. Следует отметить то обстоятельство, что английское феодальное право практически не подверглось влиянию римского права.

В дальнейшем решения королевских судов стали использоваться в качестве руководства в принятии решений другими судами по аналогичным делам[27]. Таким образом, судебная практика стала одним из основных источников права.

В XIV в. в Англии наряду с «общим правом» начинает функционировать и так называемое «право справедливости». Оно возникло как апелляционный институт. Недовольные решением своих дел в судах общего права, обращались «за милостью и справедливостью» к королю. Король делегировал свои полномочия лорду-канцлеру, который считался «проводником королевской совести». Он при решении дел применял нормы общего права, римского права или канонического права, руководствуясь «соображениями справедливости». В дальнейшем данный суд также стал использовать свои же судебные прецеденты. В конечном итоге «общее право» и «право справедливости» слились друг с другом и в результате образовалось общее прецедентное право[28].

Следует отметить, что в Англии наряду с судебными прецедентами в качестве источников права использовались и используются и законодательные акты. Так, в начале ХХ в. в Англии стала наблюдаться тенденция расширения роли парламентских статутов (парламентских законов, принимаемых по отдельным сферам общественных отношений). В настоящее время статуты наряду с судебными прецедентами являются основными источниками права.

В Великобритании действует положение, презюмирующее, что акты
парламента со временем не устаревают. В данной стране можно встретить статуты, принятые в XIV-XV вв. и до сих пор используемые в судебной практике[29]. Например, до сих пор вопросы незаконного занятия помещения или чужой земли решаются английскими судами на основании Акта о насильственном вторжении 1429 г. Многие гражданско-правовые отношения Великобритании во многом регулируются парламентским законодательством XIX в. (Закон о векселях 1882 г., Закон о торговом мореходстве 1894 г. и др.). Большое число «древних» статутов можно найти в английском уголовном праве. Несмотря на существенные изменения, внесенные в него актами парламента в 60-70-е гг. XX в., до сих пор ряд преступлений регулируется древнейшими статутами (Глостерский статут 1278 г., определяющий пределы необходимой обороны, Закон об измене 1352 г., Закон о мошенничестве 1671 г.). Древние акты существуют и в конституционном праве
(Билль о правах 1689 г., Акт о престолонаследии 1701 г.). Но многие его источники приняты парламентом главным образом в XX в. (Законы о парламенте 1911 и 1948 гг., Закон о гражданстве 1983 г., Закон о министрах короны 1975 г.)[30].

Важнейшей особенностью англосаксонской правовой семьи является то, что право государств, входящих в эту семью, по своей природе является «судейским правом», так как его суть определяли да и определяют во многом решения высших судов. Так, в Англии в основу общего права изначально были заложены и остаются там до сих пор решения королевских (вестминстерских) судов, в США решения Верховного суда по вопросам конституционности или неконституционности обычных ("текущих") законов, в Канаде, Австралии и других англоязычных странах - вердикты высших судебных инстанций по аналогичным вопросам[31].

Как мы отметили, в странах англосаксонской правовой семьи важную роль играют и законы, принимаемые парламентом, но они:

А) учитывают существующие судебные решения;

Б) их практическую значимость оценивают в процессе применения права судьи.

Другие особенности англосаксонского права являются как бы производными от природы «судейского права»:

- высокий уровень независимости судебной власти по отношению к другим ветвям государственно власти. Суды в странах англосаксонской правовой семьи и, особенно, в Англии обладают настоящей властью. При этом суды наделяются прерогативой повседневного контроля за рассмотрением «юридических» споров, возникающих между различными субъектами
право отношений. Они имеют также полномочия, связанные с толкованием
законодательных актов и решением вопроса об их конституционности.

Независимости судебных органов в странах англосаксонской правовой семьи способствуют материальные факторы (высокая техническая оснащенность, благоустроенные здания, высокая оплата труда судей и т. п.) и исторически сложившиеся традиции[32];

- низкий уровень нормативных обобщений. Это проявляется, прежде всего, в огромном количестве судебных отчетах (так, в Англии начиная с конца XIII в. и вплоть до первой половины XVI в. систематически собирались и из давались в специальных «Ежегодниках» судебные отчеты. В XVI в. они были заменены частными отчетами, которые, как правило, создавались и публиковались наиболее квалифицированными английскими юристами. Со второй половины XIX в. в Великобритании издаются так называемые «Судебные отчеты», где публикуются решения высших судебных инстанций, выступающие в качестве судебных прецедентов. Наряду с этим публикуются также «Еженедельные судебные отчеты», «Всеанглийские судебные отчеты», «Судебные отчеты по Северной Ирландии» и другие подобные издания[33]), которые трудно систематизировать.

В системе общего права английское законодательство вплоть до начала XIX в., находясь на вторых ролях, представляло собой «постоянно растущее собрание неупорядоченных, плохо согласованных между собой и даже прямо противоречащих одни другим статутов, принимавшихся начиная с XIII в. при самых различных обстоятельствах и нередко продолжавших действовать в совершенно изменившихся исторических условиях»[34];

- низкий уровень нормативных обобщений англосаксонского права предполагает еще одну его особенность – низкий уровень его систематизации. А это, в свою очередь, предполагает еще одну особенность - отсутствие
официального деления права на отдельные отрасли (например, в одном статуте могут содержаться нормы гражданского, уголовного и семейного права). С конца XIX в. начинаются попытки систематизации законодательства. Однако в Великобритании практически не получила распространение важнейшая форма систематизации – кодификация, хотя попытки ее осуществления были.

- повышенное внимание к процессуальным аспектам, поскольку, например, в процессе судопроизводства происходит правообразование (судья, принимая решение по конкретному делу, создает прецедент как источник права для других правоприменителей).

- в отличие от континентального права общее право в процессе своего
возникновения и развития не подвергалось значительному влиянию римского права. Данная особенность предопределяет еще один признак англосаксонского права - отсутствие деления на частное и публичное право. Вместо этого мы находим в английском праве деление на общее право и право справедливости[35].

Важнейшими источниками англосаксонского права являются судебные прецеденты и законы. Прецеденты устанавливаются только высшими судебными инстанциями. В Великобритании - это система высоких судебных
инстанций, объединенных единым Верховным судом Англии и Уэльса. В США на уровне федерации - это Верховный Суд США, а на уровне отдельных штатов - это верховные суды штатов. В Канаде - это Верховный суд Канады и Федеральный суд Канады и т.д.[36]

Судебный прецедент – это судебное решение высших судов, принимаемое большинством голосов его членов на основании прецедентной нормы по конкретному делу, обладающее императивным характером и применяемое в качестве источника права при рассмотрении аналогичных дел[37].

Наряду с судебными прецедентами в странах англосаксонского права важными источниками являются законы. В некоторых государствах (в Великобритании, Канаде) их называют статутами, а в большинстве других - просто законами, под которыми понимается формальный, в письменном виде оформленный акт, исходящий от высшего законодательного органа страны.

В Великобритании, Канаде Австралии - это парламент. В США на федеральном уровне - это конгресс, а на уровне отдельных штатов - легислатуры. Однако отметим, что иногда в понятие закона (в «широком смысле»), наряду со статутами, «включают» и все другие законодательные акты.

В зависимости от юридической силы законы подразделяются на конституционные и обычные, или текущие. К числу конституционных относятся,
прежде всего, конституции, а там, где нет единых текстов конституций (Англия, Канада) - заменяющие их конституционные акты. Так, в Великобритании Конституция складывается с одной стороны из ряда законодательных актов (писаная часть Конституции), а с другой – из обычаев или "конституционных соглашений" (неписаная часть Конституции), в том числе и из таких, которые ни в одном юридическом документе письменно не зафиксированы. К таковым, например, относятся «соглашения» о формировании правительства лидерами партии большинства в Палате общин, о парламентской ответственности министров и др.

Во многих странах англосаксонской правовой семьи конституция выступает в виде единого документа. К таковым, например, относятся США. В ней к числу конституционных актов (помимо конституции) относят так же акты, с помощью которых вносятся изменения или дополнения (поправки) в конституцию.

В федеративных государствах (США, Австралия, Канада) законы подразделяются на федеральные законы, которые действуют на всей территории страны и законы, принимаемые на уровне отдельных субъектов федерации, действующие лишь на территории отдельных субъектов федерации.

В ряде стран англосаксонской семьи (США, Австралии, Канаде) законы
классифицируются также в зависимости от способов их систематизации на
кодифицированные и консолидированные акты[38].

Следует отметить, что в англосаксонской правовой семье под кодификацией понимаются такие акты парламента, которые объединяют на базе общего предмета регулирования как действующие за коны, так и прецеденты. Среди стран общего права кодификация получила наибольшее распространение в США. В Великобритании процесс кодификации не получил распространения, несмотря на то, что идея кодификации возникала неоднократно на разных этапах развития английского права и неоднократно делались шаги в этом направлении (создавались комиссии, проводились обсуждения и т. п.). Одна из причин этого заключается в сложности и "многочисленности" (общее право, право справедливости, статутное право) английского права, а также в наличии огромного количества в нем судебных решений - прецедентов и статутов. Поэтому в Великобритании кодификация традиционно заменяется консолидацией законодательных актов, при которой на основе единого предмета регулирования в одном общем законодательном акте объединяются без изменения текста несколько сходных законодательных актов[39].

Но в Великобритании законы (как и в некоторых других странах общего
права) делятся на публичные и частные. При этом следует иметь в виду, что данные понятия отличаются от понятий публичные и частные в континентальной правовой семье. В Великобритании публичные законы (статуты) содержат в себе правила общего характера, т. е. рассчитанные на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение. Они действуют, как правило, на территории всей страны. В отличие от публичных, частные статуты содержат в себе нормы «частного порядка», касающегося вполне определенного круга юридических или физических лиц. Речь при этом может идти об установлении или отмене различных привилегий лицам, о предоставлении им особых полномочий, об изменении правового статуса отдельных лиц и т.д.[40]

Кроме этого отметим, что в правовой системе Англии "любое правило
поведения, вне зависимости от того, носит оно общий или индивидуальный
характер, подпадает под правовую норму". В английском праве фактически
отсутствует деление на нормативные и индивидуальные акты. Индивидуальные акты рассматриваются как нормативные. В силу этого в английском праве определенное место занимают законы, которые по существу, содержат
индивидуальные положения, но наравне с законами, содержащими правила общего характера считаются нормативными, так же как и огромное количество разнообразных актов исполнительных органов[41].

Итак, статуты (законы) и судебные прецеденты являются важнейшими, и в то же время, конкурирующими источниками. Исторически первенство, конечно же, принадлежит прецеденту. Однако закон с каждым годом играет все большую роль в странах англосаксонской правовой семьи.

В каждой стране англосаксонской правовой семьи имеются свои особенности взаимодействия закона и судебного прецедента. Покажем данные особенности на примере Великобритании. Как мы уже отмечали, в данной стране законы приобрели форму статутов, которые принимаются в установленном порядке Парламентом и должны быть одобрены королем. Парламент пользуется неограниченной свободой усмотрения при принятии статутов. Как правило, статуты принимаются:

- для отмены действующего законодательства;

- для дополнения установленных положений прецедентного права и
пересмотра последствий решений судов;

- для введения новых положений права по тем вопросам, которые ранее не подлежали правовому регулированию.

Следует отметить, что в основе развития права в Великобритании лежит один из важнейших принципов - принцип парламентского верховенства в
законодательной области, обосновавший положение «статут может все»[42].

Смысл принципа «верховенство статута» английского права состоит в том, что он призван утвердить преобладание воли выбранных народом представителей над волей назначенных судей. Данный принцип характерен следующим:

1). Никакой суд не вправе подвергать сомнению законность принятых Парламентом актов;

2). Статут, принятый Парламентом, может прямо отменять статут, принятый им ранее, или это может подразумеваться;

3). Целью принятия статута может быть внесение изменений, или отмена
нормы общего права, или даже пересмотр уже состоявшегося судебного решения[43].

Принцип парламентского верховенства, действующий в Великобритании, следует отличать от принципа верховенства закона, утвердившегося в романо-германской правовой семье.

Отличие это можно проследить по следующим параметрам:

1. В романо-германской семье верховенство закона означает, во-первых, то, что законы должны соответствовать основному закону - конституции; и, во-вторых, то, что все остальные акты должны соответствовать законам. Как мы уже отмечали, в Великобритании вследствие отсутствия в ней писаной конституции законы не могут быть признаны неконституционными. Так как подобное положение может привести к тому, что одни статуты будут противоречить другим, в английском праве установлена презумпция приоритета более позднего закона над более ранним.

Таким образом, в отличие от романо-германской правовой семьи в Великобритании отсутствует иерархическое соподчинение источников во главе с законом.

2. Следующее отличие обусловлено спецификой взаимодействия закона с прецедентом. Теоретически закон наделен значительной юридической силой (положение «закон может все», вытекающее из принципа парламентского верховенства в законодательной области реально существует). Однако на практике дело обстоит иначе. Норма закона инкорпорируется полностью в английское право лишь после того, как она будет неоднократно применена и истолкована судами, и в той форме, а также в той степени, какую установят суды. В связи с этим можно согласиться с утверждением о том, что «право… - это то, каким его сделали суды.

В том же духе можно сказать, что право, созданное судами, стало тем, что от него оставили статуты»[44], так как статуты могут внести изменения в нормы общего права.

Закон может и отменить судебный прецедент. При этом следует иметь в
виду, что не всегда отмене законом прецедента приводит к прекращению действия последнего. На практике встречаются такие «отмененные» прецеденты, которые, тем не менее, продолжают применять судьи[45].

Следует отметить еще одну особенность статутного права в Великобритании.

Статут не устанавливает новых общих принципов. Для права Великобритании остается доминирующим положение о том, что принципы права устанавливаются прецедентным правом, статут же только детализирует их.

2.2.Романо-германская правовая семья

Романо-германская или континентальная правовая система является первой, с которой мы встречаемся в современном мире. Рене Давид также ее относит к правовой семье, наряду с англо-саксонской и социалистической.

Континентальная правовая семья имеет достаточно длительную историю возникновения и связана, прежде всего, с римским правом. Она продолжает традиции римского права, является результатом эволюции, однако мы никак не можем назвать романо-германскую правовую семью копией римского права[46].

Семья романо-германских правовых систем возникла в Европе. Она сложилась в результате усилий европейских университетов, которые выработали и развили, начиная с XII века, на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юридическую науку, приспособленную к условиям современного мира.

Термин «романо-германская» был выбран для того, чтобы отдать должное совместным усилиям, прилагавшимся одновременно университетами латинских и германских стран[47]. Романо-германская правовая семья делится на:

- страны латинские или романские. К ним можно отнести Италию, Испанию, Португалию, Францию;

- страны, входившие в орбиту влияния Германии. К таким странам относятся Германия, Австрия, Швейцария и др.

Возникновение романо-германской правовой семьи, прежде всего, связано с эпохой возрождения, где новое общество вновь осознало необходимость в праве и начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность общества. Значительную роль в становлении континентальной правовой семьи сыграла французская кодификация. В частности, во многих государствах Европы и за ее пределами общепризнан Кодекс Наполеона 1804 г. (Гражданский кодекс), воздействовавший на процесс утверждения принципов романо-германского права. Заимствование римского права в Германии нашло широкое отражение в таком важном законодательном произведении, как Германское гражданское уложение 1900 г., основой которого послужило немецкое право. Воздействие римского права влияет на структуру Германского гражданского уложения[48].

Идеализация Римского права и его рецепция применительно к особенностям капиталистической Европы гарантировали идеальность и незыблемость правовой нормы. Складывалось мнение, что все юридические конструкции уже созданы. Ничего нового правоприменитель дать не может. Поэтому основным источником признается писаное право, выраженное в абстрактных, типичных юридических нормах, сформулированных в законодательных актах, принятых государством. Высшей юридической силой наделяются конституции, возглавляющие законодательные системы этих стран. Большое значение имеют и кодексы, обеспечивающие комплексное регулирование отношений в целых сферах общественной жизни. Правоприменитель, не обладая правотворческими полномочиями, лишь применяет, конкретизирует юридическую норму относительно конкретной жизненной ситуации[49].

Социальной основой и сферой применения романо-германского права в первоначально в средневековой Европе было в основном городское население, однако уже через несколько веков с изменениями отношений система стала общенациональной или, по-другому, континентально-европейской.
Некоторые исследователи континентального права изучают его как право разумов или университетов, так как именно университетские профессора активно занимались улучшением юридической доктрины, а позже разработкой законов, кодексов и моделей[50]. Именно в университетах получали свое образование судьи, адвокаты и прокуроры, способствовавшие практическому применению римской юридической доктрины.

Отметим также признаки, присущие романо-германской правовой семье:

1. Как уже отмечалось ранее, данная правовая семья глубоко ускорена в римском частном праве и сохранила многие ее атрибуты.

2. Ей присущи доктринальность и логичность, так как она формировалась под влиянием ученых-цивилистов.

3. Склонность к кодификации как к форме упорядоченности права.

4. Романо-германское право, испытывая сильное слияние римского права на его формирование, делит материальное право на частное и публичное, а внутреннее частное право в свою очередь на гражданское и коммерческое.

5. Ей также присущ принцип первичности частного права и вторичности публичного, а также принцип первичности материального и вторичности процессуального права.

6. Законодательство в данной правовой семье высшим источником права является законодательство, а не судебная практика[51].

Рассматриваемая романо-германская правовая семья максимально отвечает требованиям современного цивилизованного общества, так как благодаря концентрирующему правотворчеству складывается согласованная, единая, формализованная юридическая система. Она позволяет наиболее полно применить достижения современной науки, создавать скоординированные комплексы юридических средств высокого уровня нормативного обобщения, плодотворно регулировать постоянно изменяющиеся общественные отношения.

В то же время рост абстрактных нормативно-типичных начал в рамках континентальной правовой семьи влечет к некоторому недоучету, а иногда и противопоставлению с индивидуально-специфическими началами регулируемых ситуаций, что в свою очередь резко сокращает эффективность и социальную справедливость правового воздействия[52]. Нормативный правовой акт стесняет судейскую инициативу в индивидуальных, сложных, неординарных ситуациях. Такой недостаток устраняется за счет использования юридических средств, присущих англосаксонской правовой семье.

На сегодняшний день романо-германская правовая семья присутствует во всем мире. Теперь она вышла далеко за пределы бывшей Римской империи и распространилась не только на другие страны, но и на другие континенты, в частности на всю Латинскую Америку, подавляющую часть Африки, на страны Ближнего Востока, Японию и Индонезию. Эта экспансия частично объясняется колонизацией, а частично теми возможностями, которые для рецепции дала юридическая техника кодификации, которая была общепринята романскими правовыми сиcтемами в XIX веке[53]. Но широкое распространение данной семьи и сама техника кодификации не дают увидеть элементы единства, связывающего эти различные правовые системы, которые на первый взгляд носят сугубо национальный характер и полностью отличны одна от другой.

2.3.Религиозная правовая семья

Религиозная правовая семья объединяет в себе мусульманскую, христианскую, иудейскую и другие конфессии. На данный момент осталось не так много стран с религиозной правовой доктриной, однако такие страны в мире существуют, в основном, к ним относят страны, преимущественно исповедующие ислам. Ярким представителем является мусульманское право, то есть система норм, выраженных в религиозной форме на основе мусульманской религии - ислама и непосредственно правил шариата. Оно охватывает все сферы социальной жизни: семейную, бытовую, межличностную, воспитательную, политическую и другие, а не только те, которые подлежат правовому регулированию[54]. Это учение являлось универсальным по своей сути.

Данная правовая семья возникла в V-VIII в. на территории Аравийского полуострова. Её развитие происходило одновременно с распространением глобального арабского религиозного учения - ислам. На первоначальном этапе правоведение и вера были так тесно переплетены, что не было практически никаких различий между религиозными и правовыми нормами.

Ислам самая тесно соприкасающаяся с государством и правом религия. Данное вероучение возникло как реакция родоплеменной знати на начавшийся в то время процесс разложения родоплеменных отношений, выделения имущественных различий и начала феодальной раздробленности, для того, чтобы удержать в подчинении и консолидировать разрозненные арабские племена[55].

Нормой права в мусульманской правовой системе является правило, адресованное верующим Аллахом, а источниками права - богословские книги: Коран, Сунна, Кияс, Иджма, Фетва.

Однако, следует отметить, что не все нормы мусульманского права связаны с религиозными книгами и имеют божественное происхождения. Существуют также нормы, обусловленные рациональной обоснованностью и способностью развиваться. Такие нормы называются «муамалат», то есть нормы, регулирующие взаимоотношения людей.

В этой связи можно говорить о своеобразном различии и единстве правовых и не правовых норм в исламе. В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама, как религиозной системы, хотя многие его нормы совпадают с религиозными правилами поведения.

Немаловажным фактом является то, что в данной правовой семье имела место рецепция римского права, так как часть Аравийского полуострова была захвачена римлянами и подверглась влиянию романского права[56].

В современных условиях мусульманская правовая система распространена в двух типах государств. В ортодоксальных государствах, где всё право является религиозным, основным источником являются нормы шариата. К таким странам относятся ОАЭ, Саудовская Аравия, Исламская федерация Малайзия и некоторые другие. В государствах, где религиозное право сосуществует со светским, ислам является государственной религией, но в рамках религиозного права рассматриваются такие вопросы как: отправление культа, семейное право, вопросы взаимодействия церкви и государства, тогда как всё остальное относится к компетенции светского права. Однако, в ряде стран, например, в Турции, Алжире, Ираке, Египте и некоторых других, такое разделение полномочий является условным[57].

В мусульманском праве важную роль играют нормы, разработанные богословами-правоведами в процессе толкования при ликвидации пробелов в праве. Следует отметить, что мусульманские юристы (факихи) исходят из того, что в священных источниках имеются ответы на все вопросы и их задача сводится только к тому, чтобы найти эти ответы. Для мусульманских юристов речь могла идти лишь о толковании, а не о создании права, но практически на основе Корана и Сунны им удалось разработать систему весьма детализированного права, состоящего преимущественно из казуальных норм.

Все это привело к появлению различных школ, которые способствовали созданию множества идеологически враждующих друг с другом мусульманских течений. Сторонники данных течений убеждают своих сторонников, что остальные течения ложны[58].

Наиболее многочисленное направление в исламе представляют сунниты (люди сунны), которые во главу угла ставят вопрос о следовании Сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям).

В дальнейшем в сунну стали включать примеры из жизни других праведных халифов (Абу Бакра, Умара, Усмана, Али). Таким образом, сунниты – это те, кто следует путем пророка и его ближайших халифов. У суннитов существуют различные школы (мазхабы), среди которых выделяются четыре
богословско-правовые школы: маликитскую, шафиитскую, ханифитскую и ханбалитскую. Эти школы возникли в VIII–IX вв. Однако они и сегодня не утратили своего влияния. Их основателями были известные правоведы-имамы (Абу Ханифа, Малик бану Анас, Аш-Шафия, Бану Ханбал), по именам которых школы и названы.

Ханифитская школа получила самое большое распространение. Основным методом толкования ханифиты признают кияс – решение правовых
вопросов по аналогии. Кроме того, сторонники этой школы выступают за использование норм обычного права (урф) как одного из источников права. К сторонникам этого течения относятся не менее трети мусульман-суннитов. Данная школа распространена в Индии, Турции, Афганистане, Египте, Пакистане и других государствах[59].

Маликитская школа сторонники которой главными источниками права считали Коран и Сунну. Признается также кияс. Данная школа занимает приоритетные позиции в Кувейте, Марокко, Алжире, Тунисе, Бахрейне.

Шафиитская школа объединяет некоторые принципы ханифитского и маликитского мазхабов. Ее сторонники считают Коран и Сунну единым источником. Сунна и Иджма при этом рассматриваются в качестве дополнения к Корану. Кияс и Урф в качестве самостоятельных источников права не признаются, однако их применение допускается[60].

Шафиизм наиболее распространен в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании. В России часто встречается на Северном Кавказе.

Ханбалитская школа – ее сутью является возврат к порядку, существовавшему при Мухаммаде и первых его последователях. Данное время сторонники школы называют «золотым веком ислама». Все нововведения, с точки зрения данной школы, не подтвержденные Кораном, Сунной или «согласным мнением» (иджмой) первых трех поколений мусульманских юристов, вступают в противоречие с исламом. Особое влияние это течение имеет в Саудовской Аравии.

Второе по значению и числу последователей (после суннизма) направление в исламе – шиизм. На базе шиизма возник ряд самостоятельных школ: исмаилитская, джафаритская, зейдитская и др.

Шиизм как течение возник во второй половине VII в. среди арабских племен, поддерживавших Али ибн Абу Талиба, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Последователи Али (Алиды) отстаивали особое право его потомков на посредничество между Богом и людьми. Центром шиитов был город Куфа. Впоследствии шиизм распространился в Персии (ныне Иран), где с XVI в. стал государственной религией[61].

Важнейшей причиной раскола мусульман на шиитов и суннитов явились политические разногласия, которые после смерти пророка Мухаммада привели к борьбе за власть среди сподвижников пророка. Некоторые из них считали, что более всего достоин звания халифа Али ибн Абу Талиб. Однако первым халифом был избран Абу Бакра Сиддика. Законность халифата Абу Бакра была признана и самим Али ибн Абу Талибом, который присягнул ему. После Абу Бакра Али вместе со всеми мусульманами признал следующих халифов: Омара ибн Хаттаба и Османа ибн Аффана. Однако, как утверждают шиитские источники, делал он это потому, что не имел достаточно сил для завоевания власти.

После смерти халифа Османа большинство мусульман присягнули Али, который стал четвертым халифом (656–661 гг.). Однако у него было много противников. В 661 г. он погиб от рук террориста-смертника. После этого начался длительный период вооруженной борьбы за власть[62].

В итоге бесконечные междуусобицы между сторонниками шиизма и суннизма привели к распаду Арабского халифата. В результате в XVI в. значительная часть территории халифата оказалась под властью Османской империи, в которой большое влияние имели сунниты различных школ. В Османской империи с XIV до начала XX вв. находилось большинство территорий бывшего арабского халифата. В империи функции халифа перешли к султану, ставшему повелителем правоверных. Его власть являлась сакральной. Султан считался тенью Аллаха на Земле.

Следует отметить, что в Османской империи не было закона о престолонаследии. В результате между сыновьями (а их было много, учитывая многоженство и гарем) происходили жестокие династические схватки, приводящие к резне[63].

Следующей крупной исламской империей была Индия Великих Моголов, где большое влияние имела шафиитская школа суннитов. Центром шиитского ислама стало сильное самостоятельное государство Иран. Подчеркнем, что иранское духовенство играет большую роль среди мусульман своего государства, нежели суннитское духовенство в других мусульманских государствах.

Как мы уже отмечали, согласно шиитской теории руководство общиной после смерти пророка должны осуществлять только его потомки, происходящие от имама Али и его сыновей – алиды. Кроме того, к особенностям шиизма следует отнести догмат о двенадцатом «скрытом» имаме (мессии), который должен явиться к людям после конца света. До его появления волю данного имама осуществляют доверенные лица – шиитское духовенство. Оно наделено большими правами (в том числе и правом свободного иджтихада), т. к. выражает волю «скрытого» имама.

Из современных стран, где официальной религией является ислам, выделяется Саудовская Аравия – абсолютная теократическая монархия. Это государство играет значительную роль во всем мире за счет огромных запасов нефти. Кроме того, Саудовская Аравия является родиной ислама, что также ставит ее в особое положение. Отметим, что 99,7 % населения данного государства – мусульмане, из них 96,5 % – сунниты. Шииты являются презираемой кастой, как правило, используются на самых вредных и грязных работах. Об унизительном положении шиитов свидетельствует то, что их
показания в суде во внимание не принимаются[64].

Официальной религиозной доктриной Саудовской Аравии является одно из течений суннизма – ваххабизм. Его основателем был Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб. Суннитско-ваххабитская концепция проповедует отказ от новшеств, возвращение к чистоте раннего ислама времен Мухаммада[65]. Одно из важных мест в ваххабизме занимает положение о «священной войне» (джихаде) против всех неверных, к которым причисляются все, кто не исповедует ваххабизм, даже мусульмане. Действия ваххабитов отличаются в джихаде особым фанатизмом, считается, что смерть за веру приведет «воина за веру» в рай. Судебная система ваххабитского толка отличается жестокостью. Ваххабизм проповедует средневековые наказания: отсечение рук, ног, головы, порку, забрасывание камнями и др. Все это считается исполнением воли Аллаха. Однако следует отметить, что во многом благодаря жестокости наказаний уровень преступности в стране самый низкий в мире.

Интересно отметить, что США рассматривают Саудовскую Аравию как стратегического союзника, несмотря на то, что данное государство не соблюдает элементарных прав человека и не участвует в подписании каких-либо международно-правовых документов в данной сфере[66].

Таким образом, мусульманское право является подсистемой единого комплекса социально-нормативного регулирования, ядро которого составляют религиозные нормы.

Следует отметить, что в современном мире, в эпоху глобализации и интеграции невозможно найти «чистую» правовую семью, что влечет за собой необходимость исследования различных правовых семей, а также их интеграцию, синтезирование уникальной и совершенной во всех отношения глобальной правовой семьи, которая объединила бы в себе культуру разных стран, чтобы наладить межгосударственные отношения, а также для того, чтобы повысить качество права в пределах одного конкретного государства.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Основными правовыми семьями являются: англо-саксонская, романо-германская и религиозная.

Общее (англо-саксонское) право исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве.

Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов, на которых они основывались (прецедентов), была обязательной для всех судов и, таким образом, составила систему общего права.

Однако ошибочно полагать, что существует приоритет «судейских» норм перед статутными и конституционными нормами.

Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в структуру английского права входят статутное право (законодательство) и «право справедливости».

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие: единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; и др.

Религиозные нормы в той или иной степени продолжают оказывать воздействие на общественные отношения во всех государствах современного мира. Особую роль при этом играют мировые религии, к которым относится ислам, сформировавший крупнейшую религиозную правовую систему, функционирующую во многих государствах.

Мусульманская правовая система охватывает страны Ближнего Востока, Африки, Азии (Индонезия, Сомали, Иран, Ирак, Судан, Сирия, Пакистан, Саудовская Аравия, Афганистан и др.), т.е. те государства, где официальной религией является ислам. Данная религия представляет собой морально-идеологическое течение и составляет образ жизни людей, придерживающихся религиозных догм.

В настоящее время сложно найти правовую семью, которая относилась бы по рассмотренным признакам только к одной из изученных семей. Чаще отмечается их интеграция.

Список использованных источников

  1. Алексеев С.С. Теория права. - М., 1995. - С. 276.
  2. Ахрамеева О.В. Этимологический анализ категории «смешанная правовая система» // Фундаментальные основы правового государства и актуальные вопросы реформирования современного законодательства: сб. статей II Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 28-30.
  3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М., 1998. - С. 25.
  4. Кулапов В.Л. Теория государства и права. – Саратов, 2011. - 486 с.
  5. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. - М., 2011. - С. 415.
  6. Молдоев Э.Э., Абакирова А.М. К вопросу о классификации правовых систем мира // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2017. - № 1. - С. 154-156.
  7. Рассказов Л.П. Теория государства и права. - М.:РИОР, ИНФРА-М, 2015. - С. 509-510.
  8. Рассказов Л.П., Рассказов О.Л., Мантул Г.А. Классическое понимание судебного прецедента и отношение к прецедентному праву в Российском государстве // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2012. - № 77. – С. 1189-1200.
  9. Рябчикова Н.Н. Особенности романо-германской правовой семьи (на примере кодифицированных актов Франции и Германии) // История государства и права. - 2013. - № 15. - С. 24-27.
  10. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные системы современности). - М., 2000. - С. 125.
  11. Серегин А.В. Теория юридических конгломераций правовых семей: монография. - Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – 180 с.
  12. Теория государства и права / под ред. А.А. Ветрова. – М., 2016.
  13. Теория государства и права / сост. П.И Подрезов. – М.: Приор, 2017.
  14. Тухватуллина И.И. Роль и место романо-германской правовой системы в правовой жизни современного мира // Человек и закон: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2018. - С. 10-12.
  15. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. В 2-х т. - М., 2000. - Т.1. - С. 107–108.
  1. Теория государства и права / под ред. А.А. Ветрова. – М., 2016. – с. 56.

  2. Ахрамеева О.В. Этимологический анализ категории «смешанная правовая система» // Фундаментальные основы правового государства и актуальные вопросы реформирования современного законодательства: сб. статей II Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 28.

  3. Серегин А.В. Теория юридических конгломераций правовых семей: монография. - Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – с. 10.

  4. Теория государства и права / под ред. А.А. Ветрова. – М., 2016. – с. 56.

  5. Теория государства и права / сост. П.И Подрезов. – М.: Приор, 2017. – с. 67.

  6. Молдоев Э.Э., Абакирова А.М. К вопросу о классификации правовых систем мира // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2017. - № 1. - С. 154.

  7. Теория государства и права / сост. П.И Подрезов. – М.: Приор, 2017. – с. 67.

  8. Серегин А.В. Теория юридических конгломераций правовых семей: монография. - Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – с. 10.

  9. Теория государства и права / под ред. А.А. Ветрова. – М., 2016. – с. 57.

  10. Теория государства и права / сост. П.И Подрезов. – М.: Приор, 2017. – с. 68.

  11. Серегин А.В. Теория юридических конгломераций правовых семей: монография. - Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – с. 11.

  12. Теория государства и права / под ред. А.А. Ветрова. – М., 2016. – с. 58.

  13. Алексеев С.С. Теория права. - М., 1995. - С. 276.

  14. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. - М., 2011. - С. 410.

  15. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. - М., 2011. - С. 411.

  16. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные системы современности). - М., 2000. - С. 125.

  17. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М., 1998. - С. 25.

  18. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. В 2-х т. - М., 2000. - Т.1. - С. 107.

  19. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. - М., 2011. - С. 411.

  20. Теория государства и права / под ред. А.А. Ветрова. – М., 2016. – с. 61.

  21. Теория государства и права / сост. П.И Подрезов. – М.: Приор, 2017. – с. 70.

  22. Серегин А.В. Теория юридических конгломераций правовых семей: монография. - Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – с. 18.

  23. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. - М., 2011. - С. 413.

  24. Молдоев Э.Э., Абакирова А.М. К вопросу о классификации правовых систем мира // Известия ВУЗов Кыргызстана. - 2017. - № 1. - С. 155.

  25. Рассказов Л.П. Теория государства и права. - М.:РИОР, ИНФРА-М, 2015. - С. 509.

  26. Теория государства и права / под ред. А.А. Ветрова. – М., 2016. – с. 61.

  27. Теория государства и права / сост. П.И Подрезов. – М.: Приор, 2017. – с. 71.

  28. Рассказов Л.П. Теория государства и права. - М.:РИОР, ИНФРА-М, 2015. - С. 510.

  29. Серегин А.В. Теория юридических конгломераций правовых семей: монография. - Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – с.13.

  30. Кулапов В.Л. Теория государства и права. – Саратов, 2011. - с. 105.

  31. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. - М., 2011. - С. 415.

  32. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. - М., 2011. - С. 425.

  33. Теория государства и права / сост. П.И Подрезов. – М.: Приор, 2017. – с. 74.

  34. Теория государства и права / под ред. А.А. Ветрова. – М., 2016. – с. 64.

  35. Кулапов В.Л. Теория государства и права. – Саратов, 2011. - с. 107.

  36. Серегин А.В. Теория юридических конгломераций правовых семей: монография. - Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – с. 15.

  37. Рассказов Л.П., Рассказов О.Л., Мантул Г.А. Классическое понимание судебного прецедента и отношение к прецедентному праву в Российском государстве // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2012. - № 77. – С. 1189.

  38. Теория государства и права / сост. П.И Подрезов. – М.: Приор, 2017. – с. 75.

  39. Кулапов В.Л. Теория государства и права. – Саратов, 2011. - с. 108.

  40. Теория государства и права / под ред. А.А. Ветрова. – М., 2016. – с. 66.

  41. Кулапов В.Л. Теория государства и права. – Саратов, 2011. - с. 108.

  42. Серегин А.В. Теория юридических конгломераций правовых семей: монография. - Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – с. 18.

  43. Кулапов В.Л. Теория государства и права. – Саратов, 2011. - с. 110-.

  44. Рассказов Л.П. Теория государства и права. - М.:РИОР, ИНФРА-М, 2015. - С. 500.

  45. Серегин А.В. Теория юридических конгломераций правовых семей: монография. - Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – с. 22.

  46. Тухватуллина И.И. Роль и место романо-германской правовой системы в правовой жизни современного мира // Человек и закон: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2018. - С. 10.

  47. Рассказов Л.П. Теория государства и права. - М.:РИОР, ИНФРА-М, 2015. - С. 501.

  48. Рябчикова Н.Н. Особенности романо-германской правовой семьи (на примере кодифицированных актов Франции и Германии) // История государства и права. - 2013. - № 15. - С. 24.

  49. Кулапов В.Л. Теория государства и права. – Саратов, 2011. - С. 228.

  50. Тухватуллина И.И. Роль и место романо-германской правовой системы в правовой жизни современного мира // Человек и закон: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2018. - С. 10.

  51. Теория государства и права / под ред. А.А. Ветрова. – М., 2016. – с. 66.

  52. Теория государства и права / сост. П.И Подрезов. – М.: Приор, 2017. – с. 80.

  53. Тухватуллина И.И. Роль и место романо-германской правовой системы в правовой жизни современного мира // Человек и закон: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2018. - С. 12.

  54. Теория государства и права / под ред. А.А. Ветрова. – М., 2016. – с. 80.

  55. Рассказов Л.П. Теория государства и права. - М.:РИОР, ИНФРА-М, 2015. - С. 503.

  56. Серегин А.В. Теория юридических конгломераций правовых семей: монография. - Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – с. 22.

  57. Рассказов Л.П. Теория государства и права. - М.:РИОР, ИНФРА-М, 2015. - С. 503.

  58. Теория государства и права / сост. П.И Подрезов. – М.: Приор, 2017. – с. 83.

  59. Рассказов Л.П. Теория государства и права. - М.:РИОР, ИНФРА-М, 2015. - С. 504.

  60. Там же. - С. 505.

  61. Теория государства и права / под ред. А.А. Ветрова. – М., 2016. – с. 83.

  62. Серегин А.В. Теория юридических конгломераций правовых семей: монография. - Ростов-на-Дону, Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2018. – с. 24.

  63. Рассказов Л.П. Теория государства и права. - М.:РИОР, ИНФРА-М, 2015. - С. 505.

  64. Теория государства и права / сост. П.И Подрезов. – М.: Приор, 2017. – с. 85.

  65. Теория государства и права / под ред. А.А. Ветрова. – М., 2016. – с. 90.

  66. Рассказов Л.П. Теория государства и права. - М.:РИОР, ИНФРА-М, 2015. - С. 508.