Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Общая характеристика основных современных правовых семей

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы состоит в том, что мировое сообщество стремится к наиболее выгодному экономическому и правовому сотрудничеству и объединению. В связи с этим важное значение приобретают сравнительно-правовые исследования основных правовых семей.

Рассмотрение той или иной правовой семьи позволяет наиболее четко рассмотреть протекающие в ней процессы. Это необходимо для разрешения конкретных проблем, имеющих существенное влияние на развитие той или иной страны.

Существует множество правовых семей в мире. Все они отличаются друг от друга по определенным критериям, некоторые, наоборот, схожи по различным юридическим средствам воздействия на общественные отношения, их регулирования. Под правовой семьей понимается, как правило, совокупность национальных правовых систем, выделенных на основе общности их всевозможных признаков и черт.

Целью данной работы является изучение основных современных правовых семей. Задачами данной работы являются:

  • исследовать понятие и признаки понятие правовая семья;
  • выявить основные виды классификации правовых семей;
  • анализировать современные правовые семьи мира.

Объектом данной работы характеристика правовых семей.

Предметом данной работы являются особенности становления современных правовых семей.

Теоретическую основу исследования составляют: Е.Ю. Маликов, А.И. Коваленко, Т.А. Гросова, В.И. Шкатулла, И.Н. Кирякова, Марченко М.Н., Матузов Н.И. и Малько А.В., Салохина К.А., Н. А. Крашениннкова Н.А., Рене Давид и др.

Методологическую основу работы составил исторический метод познания. В решении поставленных задач также были использованы общие и частные методы научного познания: анализ, синтез, логический, сравнительно-правовой, диалектический, системно-структурный, конкретно-социологический, статистический и др.

Практическое значение работы заключается в том, что выводы, сделанные в данной работе, могут быть использованы при исследовании проблем совершенствования законодательства Российской Федерации.

Структура работы обусловлена ее тематикой и включает в себя введение, две главы, содержащие 5 подразделов, заключение, библиографический список.

1.Теоретические основы современных правовых семей

1.1 Понятие и признаки правовых семей

Сегодня в мире существует более 250 стран. В качестве средства регулирования жизнедеятельности общества в каждом государстве используется правовая система. Если провести сравнительный анализ действующих законодательств в разных странах, можно обнаружить ряд общих черт.

Правовая система и правовая семья, чем отличаются эти понятия? Правовая система и правовая семья соотносятся как частное и общее. Национальные законодательства можно объединить в несколько групп. Правовые семьи, кратко говоря, - это совокупности внутригосударственных нормативных баз. Национальные законодательства объединяются в группы по ряду критериев. Среди основных можно назвать общность правовых источников, ключевых понятий, исторического пути формирования, внутреннего устройства.

Понятие "правовые семьи" впервые ввел в оборот немецкий ученый Лейбниц[1]. В 1667 г. он выпустил труд на латинском языке о методах преподавания и изучения юриспруденции. В нем Лейбницем была предложена характеристика правовых семей на основании сходства в развитии и единого истока. Несколько ранее ученый выдвигал аналогичную идею по поводу языков. Впоследствии его идеи были развиты. Классификация правовых семей сегодня осуществляется с учетом различных факторов. К ним стоит отнести:

  • глобальные юридические идеи
  • внутреннее строение института
  • традиции
  • специфику происхождения и развития разных систем[2].

Стоит отметить, что у ученых нет единого мнения о том, какие правовые семьи следует считать основными. Первый подход предложил Р. Давид (французский деятель). Он считается первопроходцем в этой сфере. В 60-е годы 20 столетия Давид начал использовать выработанные им сравнительные методы при изучении юридической науки[3].

В результате им были выделены основные правовые семьи и дополнительные. К первым он отнес континентальную, общую и социалистическую.

Дополнительные правовые семьи:

  • Религиозная (исламская).
  • Дальневосточная.
  • Индусская.
  • Обычная[4].

Второй подход был предложен Кетцем и Цвайгертом. Они выделили восемь семей: романскую, германскую, социалистическую, англо-американскую, индусскую, исламскую, дальневосточную, скандинавскую[5].

https://cf.ppt-online.org/files/slide/r/r04vD85qkMd1hQKHJm9cf6NYeTGPzAoRxLWiOZ/slide-12.jpg

Рис.1. Классификация правовых семей согласно подходу Р. Давида

Более подробно классификацию современных правовых семей изучим в следующем параграфе.

1.2 Основные виды современных правовых систем

Как уже было отмечено ранее, правовая семья представляет собой совокупность национальных правовых систем, обладающих определенной общностью характерных признаков и отличительных особенностей, проявляющихся как в порядке их формирования, так и в процессе регулирующего воздействия на общественные отношения.

Существует несколько правовых систем в мире:

1. романо-германская;

2. англо-американская;

3. система религиозного права;

4. система традиционного права;

5. социалистическая правовая система.

Третья точка зрения на классификацию семей была высказана Осакве (американским ученым). Он объединил их в три категории. Всего же он насчитывает 13 семей. Группы были следующие: Западные. Иные незападные.[6]

К первой он отнес: романскую, германскую, английскую, скандинавскую, американскую, социалистическую, российскую семьи. Во вторую группу были включены африканская и юго-восточная. В числе религиозных семей ученый называл мусульманскую, каноническую, еврейскую, индусскую. Еще один подход к разделению предложил Бехроуз. Этот ученый считал, что дополнительных правовых семей нет, а все они являются основными[7].

Всего он выделил 7 видов. К ним он отнес семьи: традиционного, традиционно-эстетического, законодательного, религиозного, прецедентного, постсоветского, смешанного права.

Еще одна точка зрения была высказана французом Леже. Он выделяет две правовые семьи. К первой Леже отнес юридические институты, принадлежащие государствам с продолжительной традицией. Во вторую группу входили системы стран, подчинивших право идеологии либо религии.

Для лучшего понимания различий между категориями, целесообразно взять разделение, предложенное Давидом. Правовые семьи современности основываются на фундаменте, заложенном еще в прошлом столетии. Сегодня выделяют четыре группы.

Первой является романо-германская правовая семья. Ее также называют континентальной. Это обусловлено местом ее возникновения. Романо-германская правовая семья объединяет в себе римские, канонические и местные традиции Швеции, Испании, Франции и других стран.

В первую очередь следует обратить внимание на источники права романо-германской правовой семьи. В качестве основного из них выступает нормативный акт. Его доля в общем составе источников составляет 70 %. Кроме этого используется прецедент[8].

Он применяется случаях противоречивости, неясности закона. Структура правовой семьи включает в себя и обычаи. Однако они используются в практике достаточно редко. В сравнении с другими семьями в романо-германской широко применяется юридическая доктрина. Научные деятели оказывают большую помощь уполномоченным органам при разрешении споров.

Романо-германская правовая система, как и все остальные, имеет ряд отличительных особенностей, являясь самой древней правовой системой запада:

  • содержит великое множество атрибутов римского частного права, например, какие-либо концепции, атрибуты, структуру, лексику и тд.
  • отличительная особенность – доктринальность и логичность;
  • кодификация основных отраслей материального и процессуального права;
  • разделение права на частное и публичное;
  • основным источником права является нормотворческая деятельность;
  • действует система административного контроля над министерства юстиции над судами;
  • наряду с соблюдением принципа верховенства закона действует и принцип этатизма — признание и усиление ведущей роли государства в обществе.

Одной из главных черт данной правовой системы является выдвижение прав и свобод человека на первый план и не значит противопоставление этих прав интересам государства. Развитие основных, главных сфер жизни общества, таких как: экономическая, политическая, социальная и духовная, является устойчивостью и гарантией основных прав человека[9]. Развитие публичного права необходимым образом влияет на жизнь общества, например: разрабатываются основные нормы, институты, методы правового регулирования отношений человека, его поведения в обществе. Частное право регулирует именно те отношения, которые связаны с правами и свободами человека и гражданина.

Особенно важным отличительным признаком романо-германской правовой системы (континентальной) является: кодификация законодательства и деление на отрасли, например, гражданское, конституционное, уголовное, а также имеет место деление на институты, как уже было отмечено ранее[10].

В качестве источников данной правовой системы выделяются, прежде всего, законы. Законы принимаются законодательными органами стран системы, парламентами, а также законы обладают высшей юридической силой. Данные нормативные правовые акты с помощью норм могут запрещать или легализировать обычаи.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/g/g5yHjY8z2iAUDCZRm1VFElBSb67s09IPhWGtvK/slide-3.jpg

Рис.2. Общепринятая классификация правовых семей

Особенности правовой семьи также состоят в логичности и доктринальности внутригосударственных законодательств. Научные деятели вместе с представителями госструктур привлекаются не только к разрешению сложных споров либо дел, по которым нормативные положения отсутствуют, но и к разработке законопроектов. Часто ученые являются инициаторами утверждения того либо иного акта.

Структура семьи формируется отраслями, подотраслями и институтами. При рассмотрении конкретного случая правоприменителю необходимо определить, к какой именно отрасли следует относить спор. В ее составе впоследствии он ищет соответствующую норму. Рассматривая признаки правовой семьи, необходимо отметить четкую систематизацию актов. Сложившиеся ранее отрасли проходят кодификацию, то есть глубокую переработку. В результате формируется органичный документ, именуемый, как правило, кодексом.

Иерархическая зависимость она четко просматривается между актами. Смысл зависимости сводится к следующему. Нормативное положение, утвержденное вышестоящей структурой, имеет преимущество по отношению к акту, принятому нижестоящим органом. В случае противоречия первый отменяет действие последнего. Иерархия присутствует и между правовыми источниками. В частности, законодательные акты обладают преимуществом по отношению ко всем прочим формам (прецеденту, обычаю и пр.). Это обусловливается большой ролью государства в сфере нормативного регулирования.

Не все правовые семьи ставят материальные нормы выше процессуальных. Однако в законодательствах континентальной группы именно такое соотношение[11].

Преимущество материального права над процессуальным означает, что при отсутствии доказательств нельзя отказывать в принятии дела к разбирательству. Но если в ходе рассмотрения позиция заявителя не будет аргументирована, спор будет проигран. Это правило существует также и потому, что в странах, использующих системы этой правовой семьи, реализуется инквизиционный процесс.

Он предполагает определенную активность суда, возможность его предпринимать меры, направленные на собирание доказательств[12]. В гражданских спорах, безусловно, имеет место и состязательность. Но и в этих процессах суд вполне может проявлять активность.

Следует отметить, что система органов, разрешающих дело, также иерархична. Она предполагает наличие местных, апелляционных и кассационных, а также высших инстанций. Контроль их деятельности осуществляет министерство юстиции.

2.Обзор современных правовых семей

2.1 Общая характеристика романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья имеет наибольшее распространение. Многие исследователи признают, что она характерна для всей континентальной Европы, Латинской Америки, многих стран Азии, большинства государств Африки[13].

К основным признакам, отличающих данную правовую семью от других, относятся прежде всего:

1. становление и развитие на основе римского права;

2. ярко выраженная концептуальность;

3. особая значимость законов в системе источников права;

4. деление права на публичное и частное;

5. кодифицированный характер.

Свое историческое начало романо-германская правовая семья берет в античном Риме, поскольку ее истоки находятся в римском праве. По мнению Новицкого И.Б., термином «римское право» обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации[14].

В переработанном виде оно легло в основу гражданского, государственного и уголовного прав многих феодальных, а затем капиталистических государств. Следует отметить, что данную правовую семью также называют семьей континентального права с целью подчеркнуть принципиальное различие континентального права от общего права (англосаксонского права), возникшего в Англии. Общепринятым считается, что континентальная правовая семья сформировалась в XII-XIII вв., когда происходила рецепция римского права в Европе[15].

Данный тип правовой семьи сложился на основе изучения римского права в европейских (итальянских, французских) университетах, создавших на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских (и неевропейских) стран юридическую науку[16].

В дальнейшем развитии этой правовой семьи наибольших успехов добились германские ученые (отсюда и пошло ее современное название – романо-германская)[17].

Одним из важнейших аспектов рецепции римского права стал юридический аспект. Как отмечает Рассказов Л.П.: «появление романо-германской правовой семьи как таковой связано с Ренессансом, или Возрождением, начало которому было положено в Италии. В период Возрождения идет обращение к наследию античности, в том числе и к римскому праву. Общество начинает понимать необходимость права как истинного регулятора общественных отношений»[18].

Именно в XIII веке перестали смешивать гражданский порядок и право с религией и моралью; за правом вновь была принята его роль и автономия. Первоначально основанием для рецепции стали экономические причины. В экономической сфере развитие ремесел и торговли требовали регулирования со стороны более совершенного права, чем существующие тогда правовые обычаи.

Феодальные нормы, что укоренились в деревнях, не соответствовали принципам самоуправления вольных городов. Всем им требовалась другая система нормативного правового регулирования, которая бы строилась на идеях независимости участников рыночных отношений и формального равенства. Такой системой оказалось римское право. Помимо экономических предпосылок существовали и социально-культурные причины для рецепции Европой римского права.

Развитие культуры, образования, искусства подготовило условия для восприятия римских юридических понятий, взглядов, концепций. Значительное влияние в этом процессе играли университеты, где происходило изучение римских текстов, а затем их адаптация к условиям средних веков. Университетские профессора активно занимались совершенствованием категориального аппарата, юридической доктрины, разработкой проектов кодексов, важнейших законов[19].

Буржуазные революции изменили природу права, отменив средневековые правовые институты, и превратили закон в основной источник континентального права. Закон с тех пор стал рассматриваться в качестве наиболее подходящего инструмента для создания единой национальной правовой системы и обеспечения законности в противовес феодальному гнету. Те же обстоятельства, которые определили роль закона как главного источника континентального права, обусловили и необходимость кодификации права.

Путем кодификации право пронизывалось определенными принципами, приводилось в систему.

В континентальной Европе кодификация также придало праву ясность, значительно облегчило его практическое применение, являясь логическим завершением понимания права. Впоследствии европейские государства перенесли свои правовые системы в колонии в Америке, Азии и Африке. Из этого следует, что формирование континентальной правовой семьи было во многом подчинено общим связям права с политикой и экономикой. Здесь на первый план были выдвинуты правовые нормы и принципы, рассматривающиеся как правила поведения, отвечающих на требования справедливости и морали. И именно возрождение римского права привело к единообразию правовых систем Европы, что мы видим сегодня. Его начало было заложено в период феодализма.

2.2 Англосаксонская правовая семья

Англосаксонская правовая семья является одной из распространенных в мире. В настоящее время англосаксонская правовая семья охватывает такие страны как Великобритания (Англия и Уэльс), Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также ряд других стран[20].

Становление и развитие англосаксонской правовой семьи связано со многими историческими, географическими, экономическими и политическими факторами. Огромное влияние на распространение англосаксонского права оказала колониальная экспансия Британской империи, одновременно сопровождавшийся и экспансией правовой[21].

Правовая экспансия и рецепция является односторонним актом. Однако, если рецепция – это акт добровольного заимствования права, то правовая экспансия – акт навязывания, осуществляемый вопреки воле реципиента.

Следует отметить, что данную правовую семью в академических кругах часто называют семьей общего права. Доказательством в пользу этого является ряд факторов:

1) само англосаксонское право – это исторический этап в становлении англосаконских государств, а также период подготовки становления общего права. Из-за этого употребление термина «англосаксонский» для обозначения английского или американского права кажется архаичными и встречает порицание среди специалистов в области общего права Англии;

2) термин «общее право» отражает полное представление о странах, пользующихся правом, зародившимся в Англии. Необходимо подчеркнуть, что само английское право не является общим правом Соединенного Королевства, так как сфера его применения в строгом смысле применимо только в Англии и Уэльсе[22], но именно изучение английского права важно для формирования представления об общем праве.

В научной литературе обычно выделяют четыре основных периода.

Первый период (до 1066 г.) – англосаксонский, период формирования предпосылок создания общего права.

Второй период (1066-1485 гг.) – период становления и утверждения общего права, который начался с завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем до окончания Войны Алой и Белой розы.

Третий период (1485-1832 гг.) – характеризуется соперничеством и одновременно «сотрудничеством» с правом справедливости.

Четвертый период (1832 – по настоящее время) – существование общего права вместе с статутным правом и их взаимоотношения в политических, правовых и общественных отношениях.

Англосаксонский период (до 1066 г.)[23]. Данный отрезок времени характеризуется многочисленными обычаями и законами варварских германских племен (англов, саксов, ютов), проживавших в то время на территории Англии. Общего права в это время не существовало, вместо этого местные жители пользовались не связанными между собой локальными обычаями. Огромное влияние на формирование общего права оказало принятие Англией христианства в 696 году и постепенным превращением королевской власти в «высший источник правосудия».

Постепенное принятие королевских законов способствовало переходу от родоплеменного строя к феодальному государству. Королевский двор стал центром управления всей страной, возникли предпосылки для создания общего права, однако это не произошло вплоть до нормандского завоевания 1066 года [24].

Становление общего права (1066-1485 гг.)[25]. Считается, что семья общего права начала формироваться после нормандского завоевания Англии в 1066 году, но черты общего права складывались постепенно.

До 1066 года существовали Суд графства (собрание свободных людей) и его подразделение – Суд Сотни, но после завоевания эти суды были заменены на суды феодальной юрисдикции (баронские и манорские суды), которые судили также на основе обычного права сугубо локального характера[26].

Кроме них, существовал Королевский Суд, решавший дела, связанных с нарушениями общественного порядка, а также при невозможности разрешения дела в феодальных судах. Поначалу, круг дел, решавшийся этим органом был ограничен. Суд Королевской скамьи рассматривал дела и вопросы, затрагивающие интересы государства, а делами частных лиц о земельной собственности и недвижимости входили в компетенцию Суда общих тяжб. Суд Казначейства рассматривал дела непосредственно связанных с королевскими налогами и финансами. \

В практике этих судов (в дальнейшем получивших название Вестминстерских по месту своих заседаний) постепенно начало складываться общее право, то есть право, общее для всех подданных короны. Все остальные дела, не входящие в компетенцию королевских судов, могли рассматриваться местными судами общины (как правило, на основе норм общего права); судами феодалов (баронов) и церковными судами (на основе канонического права).

В дальнейшем королевские судьи успешно расширяли свою юрисдикцию. С одной стороны, этому способствовали английские монархи, которые хотели увеличить свою власть в стране посредством усиления судебной власти (за рассмотрение дел казна получала огромный доход).

С другой стороны, частные лица сами часто обращались к королевским судьям, признавая их верховенство, так как именно королевские суды могли обязать ответчика явиться в суд и обязать подданных принять присягу. Это, в свою очередь, позволило несколько изменить систему судопроизводства и привлечь для рассмотрения дел присяжных заседателей, хорошо знавших местные обычаи, что также помогало судьям принимать справедливые решения (с точки зрения устоявшихся локальным норм).

С целью обеспечения единообразия судебной практики королевские суды приходят к выводу, что средством ее обеспечения должен стать «прецедент», то есть решение, вынесенное ранее судом по аналогичному делу. Со временем решения королевских судов стали использоваться в качестве руководства в принятии решений другими судами по аналогичным делам, а судебная практика (прецедент) взяла вверх над правовым обычаем.

Общее право и право справедливости (1485-1831 гг.)[27]. С дальнейшим развитием общее право превращается в правовую систему всей Англии. Но строгий формализм и невозможность в ряде случаев добиться судебной защиты приводят к тому, что большинство людей начинает вновь обращаться за «милостью и справедливостью» к королю (отсюда и возникло название этого права), поскольку он мог выносить решения лично, несмотря на то, что в прошлом передавал часть своих полномочий королевским судам. Вскоре эти решения и стали основанием нового свода судебных решений.

С возрастанием подобных обращений право выдавать эти решения было поручено лорду-канцлеру, который считался «проводником королевской совести».

Датой основания Суда Канцлера считается 1474, когда канцлер впервые получил право самостоятельно осуществлять правосудие от имени короля, однако «… почти все нормы права справедливости были созданы в период между 1529 г. (окончание срока канцлерства Уолси) и 1827 г. (окончание срока канцлерства Илдоуна)»[28].

Основными инструментами в канцлерском суде для защиты прав подданных стали судебные запреты и приказы ответчикам явиться в суд. Судебные запреты в основном воспрепятствовали совершению несправедливых действий, например, исполнению несправедливых решений королевских судов. Их выполнение гарантировалось санкциями – вплоть до тюремного заключения. Постепенно выдаваемые канцлером решения стали играть роль поправок к общему праву. Естественно, с течением времени, под его юрисдикцию стали попадать все большее количество дел, ранее относившихся к компетенции судов общего права.

Отличало деятельность канцлера еще большая гибкость и меньший формализм, что впоследствии привело к конфликту с королевскими судами. Королевские суды, увидев, что утрачивают власть, серьезно ограничивают деятельность канцлерского суда. Это удалось благодаря тому факту, что решения канцлерского суда не исполнялись напрямую, а только с помощью королевских судов, которые в случае неповиновения ордеру предписывали наложить секвестр на имущество нарушителя или арестовать его. А с наступлением конфликта королевские суды заявили, что «они будут считать действовавшим в условиях законной обороны того, кто воспротивился этим мерам, даже если он убьет чиновника, на которого канцлер возложил исполнение»[29].

Сопротивление судей было учтено, и в итоге был достигнут компромисс: сохранилось равновесие между судами общего права и канцлерским судом. Так, дела, которые лордканцлер успел рассмотреть в рамках своего производства оставались подведомственными ему. А те дела, которые он пересмотреть не успел, продолжали рассматривать королевские суды на основе своих прецедентов. Кроме того, лорд-канцлер также допускал обжалование решений своего суда в Палате лордов, а суды общего права допускали вмешательство канцлера, если основанием для этого являлся прецедент.

Четвертый период (1832 года – по настоящее время). В XIX веке начинается новая череда перемен в английском праве. Отправной правой считается 1832 год[30]. Именно в эти времена происходит усиление демократических идей в быстро меняющемся обществе.

На развитие английского права начинают действовать три аспекта:

1) письменное право, которое становится важной составляющей английского права;

2) изменение процессуальных институтов и судоустройства, которое следует за потребностями нового общества;

3) изменения, которые являются следствием вступления Великобритании в Европейский союз, а затем и выход из него (Brexit).

На современном этапе английское право подверглось значительному влиянию после вступления Великобритании в Европейский союз. С момента вступления Акта о Европейских сообществах 1972 года, в силу Великобритания как полномочный член Европейского союза интегрировало большинство норм европейского права в свое законодательство[31], а Палатой лордов было установлено, что в случае, когда закон противоречит нормативным правовым актам Евросоюза, суды вправе отказаться от его применения [32].

Другим важным дополнением к британскому законодательству стали нормативные правовые акты так называемого конституционного права Евросоюза, а именно Римский договор, учредивший Евратом и ЕЭС, и Маастрихский договор, учредивший Европейский союз. Оба эти акта целиком интегрированы в британское право, что само по себе является явлением неординарным.

Отличительные черты данной правовой семьи заключаются в том что юридическая доктрина в семье недооценивается, поскольку право больше связано с деятельностью судов, чем ученых. Одной из отличительных черт этой группы считается прагматичность. Это значит, что любой спор должен быть разрешен даже в отсутствие соответствующей нормы. Английское право казуистично. Это обусловливается тем, что прецеденты имеют место по конкретным случаям. Принцип, по которому разрешаются однородные дела, формируется после исследования всех доказательств и описания их признаков. Прежде чем его использовать, другой судья сравнивает разбираемый случай с тем, который изложен в прежнем решении. Мнение, что прецедент сковывает инстанции, обманчиво[33]. Судья самостоятельно решает, совпадает ли разбираемый им случай с тем, на основании которого было вынесено решение ранее. Так как полного подобия не бывает никогда, он вполне может отбросить прецедент.

Отличительной чертой англосаксонской системы является то, что в ней нет выраженного логического построения норм. Такая ситуация складывается не только среди прецедентов, но и среди статутов. Дело в том, что формирование законов происходило под влиянием судебной практики, которая системностью не отличалась. В этой семье нет разделения на отрасли. Однако существуют институты. В рамках прецедентного права отсутствует разделение на публичные и частные нормы. Кроме того, между казусами практики нет иерархии. По большому счету прецеденты главенствуют над статутами, не получившими судейского толкования. Это все указывает на то, что государство играет минимальную роль в процедуре правотворчества.

Процессуальные нормы имеют приоритет над материальными. Это обстоятельство является следствием жесткого правила, согласно которому любое дело должно быть разрешено. При отсутствии материальной нормы суд вправе создать ее. Однако если не будет доказательств, даже это не поможет при разрешении дела. Решение суда должно иметь мотивировку и содержать развернутый анализ обстоятельств и доводов. Рассмотрение дел осуществляется по принципу состязательности. Он действует и в гражданском, и в уголовном производстве. Для результатов разбирательства наличие вины не имеет существенного значения. Судья в первую очередь определяет, произошел ли конкретный факт (нанесение вреда, преступление и пр.).

2.3. Религиозные правовые семьи

Религиозная правовая семья. Данная правовая система, как следует из названия, имеет в своей основе религию. В нее входят несколько религиозных групп, таких как мусульманское право, еврейское право и индусское право.

По мнению К. Цвайгерта и Х. Кетса, религиозная правовая семья делится исключительно на мусульманское право и индусское право. Отличительными чертами религиозной правовой системы являются:

1. Право основывается на религии;

2. Главный творец права – Бог, а не человек;

3. Не делится на частное и публичное;

4. Законодательство и судебная практика имеют вторичное значение;

5. Основано на идее обязанности, а не прав человека[34].

Данная система права включает в себя некоторые религиозные и традиционные правовые группы. К религиозным относят еврейское право, мусульманское, индусское право; к традиционной правовой группе относят право стран Дальнего востока, стран Африки и Мадагаскара.

Еврейское право

Отличительной чертой еврейского права является то, что существует непререкаемый авторитет всех установлений Талмуда среди еврейского населения, то есть данные установления и предписания никем не могут быть оспорены и не подлежат сомнению. В истории еврейского права некоторые ученые предлагают выделить несколько этапов:

1. Первый этап начинается с Письменного учения Талмуда и включает в себя Библейский период;

2. Второй этап продолжается с периода завершения Талмуда и продолжается по сей день[35].

В начале XX века создается система раввинских судов, которые с течением времени совершенствуют процесс судопроизводства. Еврейское право играет довольно решающую роль в законотворческом процессе Кнессета. Закон, прежде всего, должен учитывать те отношения, которые на данный момент уже существуют, и основываться только на тех нормах, которые закреплены юрисдикционно, а также на еврейском праве. В случае возникновения определенных коллизий, отдается предпочтение именно еврейскому праву .

Мусульманское право

Особенность данного права является то, что его нормы носят глубоко религиозный характер. Мусульманское право сложилось в период с VII по Х век – период развития феодальных отношений в Арабском халифате, поэтому мусульманское право определяется в качестве одной из сторон ислама.

Следует отметить, что мусульманское право определяло во что должны верить или не должны верить мусульмане, как должны поступать в том или ином случае в соответствие с Кораном. Коран является незыблемой основой мусульманского права, главная священная книга мусульман, содержащая в себе различные проповеди и предписания для жизни мусульман.

Содержание Корана состоит из высказываний Аллаха своему пророку Мухаммеду. Аллах является для мусульман происхождением всего на земле, в том числе и права. Как уже было отмечено ранее, Коран является одним из главных источников мусульманского права, но не единственным, поскольку догмы Корана не могут являться нормами права. Поэтому мусульманские судьи, осуществляющие правосудие, не обращаются к Корану, поскольку не могут и не должны толковать его догмы – к определенным книгам, написанными юристами или учеными-богословами, дающими необходимое толкование[36].

Коран содержит в себе предписания, которые регулируют определенные сферы отношений, а также санкции за нарушение конкретной нормы либо поощрение – за выполнение той или иной нормы. Например, универсальной санкцией является грех, то есть боязнь человека быть проклятым Аллахом. В таком случае, это предупреждает совершение непозволителнього поступка или нарушение нормы, предписанной в Коране.

Коран содержит около 80 положений законодательного характера. Существенное значение в характеристике мусульманского права является Сунна, которая представляет собой священное предание, рассказывающее о жизни пророка Мухаммеда, своего рода сборник определенных традиций, служащими образцом поведения для мусульман.

Иджма – еще один неотъемлемый элемент мусульманской правовой системы, представляет собой комментарии ислама, составленные его толкователями. Данные комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах.

Кияс – четвертый источник права, представляющий собой аналогичные комментарии как и в Иджме, но по тем отношениям, которые не охвачены предыдущими источниками права[37].

Индусское право

Следующей разновидностью религиозного права является индусское право. Оно чем-то схоже с мусульманским, поскольку также обязывает верующих следовать предписаниям, догмам, к миропониманию.

Главная идея индуизма – учение о перевоплощении души, происходящее в соответствии с кармой. Одним из источников индусского права служили духовные книги, поскольку они являлись «просветителями» таких понятий, как справедливость, совесть и т.д.

Обычаи каст служили разрешению каких-либо споров, завязавшихся между субъектами. Отдельно выделяют законы Ману (I в. до н.э.), которые в настоящее время играют немало важную роль в правотворчестве. Данные предписания содержат определения о праве, политике, морали, религии.

Например, в IV главе Законов Ману говорится о том, что: «Ради средств к существованию ни в коем случае не стоит вести себя, как обычные люди; надо вести жизнь брахмана – прямую, честную чистую[38]».

В дальнейшем индусское право подверглось влиянию общего права (период колониальной зависимости).

К сожалению, совершенствование путем обновления определенных норм индусского права, унификация правовой системы не могут быть осуществлены вследствие наличия множества традиционно-религиозных норм на всей территории.

Китайское право

В истории Китая наиболее важными философскими идеями являются даосизм, конфуцианство и легизм. Именно вышеназванные идеи положили начало китайскому правопониманию, которое в последующем стало частью правовой культуры. Даосизм определяет, что во Вселенной господствует принцип «пути» (Дао) . Существует нечто такое, что состоит из самого себя, возникло раньше небес и земли. Даосизм характерен тем, что предполагает «недеяние», то есть субъекту, следующему данной философии, предлагается плыть по течению и не применять никакого насилия и не утруждать себя силовыми воздействиями на жизненные проблемы. Однако данная философия выступает против использования норм права и традиций.

Представители конфуцианства предлагают идею, противоположную даосизму, которая гласит необходимость «взять себя в ежовые руковицы»[39], то есть работать над собой, самосовершенствоваться, не поддаваться соблазнам.

Отношение самого Конфуция было довольно определенным: он считал, что право является средством ограничения людей, что в последующем станет причиной преступления закона, так называемым «обходом» юридических норм. Конфуций также отмечал, что конфликты следует решать не путем юридических норм, а с помощью посредничества. Легисты представляют собой группу приверженцев закона, утверждая, что закон должен быть на первом месте при исполнении монархом своих обязанностей и «иметь смысл».

В данном случае, государство трактуется в качестве доминирующего элемента для построения хорошо организованного общества. Легисты смело обращают внимание на то, что философия в то время уже не может считаться основным источником регулирования отношений в обществе.

Важным этапом развития Китая выделяется провозглашение его республикой в 1911, после чего происходит систематизация законодательства, появление кодификаций. Различные кодексы готовились по европейским образцам.

Японское право

Японское право испытывает влияние на себе западного и американского права. Появляются отрасли законодательства. В XVII веке Япония пытается отделиться от всего мира, поскольку начала происходить экспансия европейцев. Однако данное государство испытывало серьезное влияние китайской идеологии, религии, культуры. Придя в Японию, романо-германская модель права была реципирована в конце XIX в.

В течение данного столетия произошли большие изменения в праве японцев: появилось множество кодексов. Хотя, данная модель права не укрепилась надолго – существенное значение впоследствии оказало американское право (1946 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенных исследований можно сделать следующие выводы. В научной литературе до сих пор так и не пришли к единому мнению в вопросе классификации правовых семей, поскольку каждая группа ученых использует различные группы критериев. При этом самой распространенной классификацией правовых семей является классификация, предложенная французским ученым: англосаксонская правовая семья (семья общего права); романо-германская правовая семья; семья социалистических систем права, а также правовые семьи религиозно-традиционного характера. Каждая правовая система уникальна и определена уровнем развития культуры, экономики, политики и т.д.

Романо-германская правовая семья действует на основе закона. При этом существует не мало различий между странами данной правовой семьи, которые касаются конституционного контроля, кодификации, толкования закона. Романо-германская правовая семья реципировала римское право, которому характерно деление на частное и публичное право, что абсолютно не свойственно англо-саксонской правовой семье. Еще одним важным отличием является кодифицированность в странах континентального права. При этом, хотя США и относится к англо-саксонской правовой семье, она имеет ряд признаков романо-германского права.

Различный подход указанные семьи имеют и к пониманию нормы права. Нормой в общем праве является конкретное судебное решение, а в романо-германской семье – общеобязательное правило поведения. Но, несмотря на многочисленные и характерные отличия в современном мире происходит сближение рассматриваемых правовых семей. Так, общее право все чаще стало прибегать к нормам законодательства, а семья континентального права постепенно признает судебный прецедент в качестве источника права.

Некоторые современные учёные выделяют даже единую западную правовую семью, которая включает в себя романо-германскую и англо-саксонскую правовые семьи. Однако, учитывая такое огромное число рассмотренных выше отличий, данную точку зрения можно считать не очень обоснованной. Возможно в будущем, благодаря происходящему уже сейчас их сближению, будет создана такая правовая семья, но в настоящее время о ней говорить не приходиться.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Монографии, учебники и учебные пособия

  1. Васильев Л. С. История Востока : учебник для магистров : в 2 т. Т. II. . - 6-е изд., перераб. и доп. / Л. С. Васильев - М. : Издательство Юрайт. - 2013. - 788 с.
  2. Графский В. Г. Всеобщая история права и государства: учебник для высших учебных заведений. 3-е издание. переработанное и дополненное / В.Г. Графский - М.: Норма. – 2015. – 561 с.
  3. Давид Р. Основные правовые системы современности. Пер. с фр. и вступ. ст. В. А. Туманова. / Р. Давид - М.: Прогресс. - 2014. - 496 с.
  4. Лазарев В. В. Общая теория права и государства. / В. В. Лазарев - М.: Юристъ. - 2014. – 520 с.
  5. Малько А.В. Теория государства и права: учеб. Для средних специальных учебных заведений / А.В. Малько, В.В. Нырков, К.В. Шундиков: - М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. – 432 с.
  6. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник – 5-е издание. / Н. И. Матузов., А. В. Малько - М.: Дело. - 2014. - 527 с.
  7. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. / М. Н. Марченко - М.: ИКД Зерцало-М. - 2014. - 587 с.
  8. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин - М.: Маркет ДС. - 2014. - 634 с.
  9. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части: Учеб.- практ. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. / К. Осакве - М.: Дело. - 2013. - 477 с.
  10. Сальников В. П. Теория права и государства. / В. П. Сальников, В. А. Ромашов - Спб.: Университет. - 2014. – 140 с.
  11. Салохина К. А. Становление и развитие романо-германской правовой семьи. Эл. № ФС77-51038. / К. А. Салохина - М: Издательство ФГБОУ ВПО МГТУ им. Н. Э. Баумана. - 2014. – 10 с.
  12. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). / А. Х. Саидов – М.: Прогресс. – 2014. - 324 с. 33.
  13. Сухарев А. Я. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справ. 3-е изд. перераб. и доп. / А. Я. Сухарев - М.: Норма. - 2013. - 976 с.
  14. Фридмэн Л. Введение в американское право. Пер. с англ. под ред. М. Калантаровой. / Л. Фридмэн - М.: Прогресс. - 2014. - 456 с.
  15. Цвайгерт К. и Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в 59 сфере частного права: В 2-хтт. — Том I. Основы. Пер. с нем. / К. Цвайгерт, Х. Кетц - М.: Междунар. Отношения. - 2014. - 480с.
  16. Энтин Л. М. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник для вузов. – 2-е издание. / Л. М. Этин – М.: Норма. - 2015. – 476 с.
  17. Этин М. Л. Право Европейского Союза. Новый этап эволюции: 2009–2017 годы. / М. Л. Этин – М.: Аксиом. – 2014. - 371 с.

Научные статьи

  1. Рахманина Т. Н. Актуальные вопросы кодификации российского законодательства / Т. Н. Рахманина // Журнал российского права. - 2015 г. № 4. - С. 32 - 33.
  2. Тихомиров Ю. А. Прогнозы и риски в правовой сфере / Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. – 2014 г. № 3. - С. 10 – 11.
  3. Салогубова Е. В. Элементы римского права в российском судопроизводстве X—XVIII вв. / Е. В. Сологубова // Древнее право. – 2014 г. № 1 (4). С. 173 – 190.

Электронный ресурс

  1. Англо-саксонская правовая система. Исторические аспекты // URL: https://moluch.ru/archive/113/29150/ (Дата обращения 22.07.2019).
  1. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник – 5-еиздание. М.: Дело. 2014. С.291.

  2. Давид Р. Основные правовые системы современности. Пер. с фр. и вступ. ст. В. А. Туманова.. М.: Прогресс. - 2014. С.39.

  3. Давид Р. Основные правовые системы современности. Пер. с фр. и вступ. ст. В. А. Туманова.. М.: Прогресс. - 2014

  4. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и Особенная части: Учеб.- практ. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело. - 2013. С.110.

  5. Там же

  6. Сальников В. П. Теория права и государства. Спб.: Университет. 2014. С.35

  7. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. М.: ИКД Зерцало-М. 2014. С.239.

  8. Сухарев А. Я. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справ. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Норма. 2013. С.263.

  9. Сухарев А. Я. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справ. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Норма. - 2013. С.265..

  10. Малько А.В. Теория государства и права: учеб. Для средних специальных учебных заведений. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. С.214.

  11. Малько А.В. Теория государства и права: учеб. Для средних специальных учебных заведений. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. С.214.

  12. Там же

  13. Кожевников В.В. Современное английское общее право: новое прочтение. Вестник Омского университета. Серия «Право».2015. №. 4 (45). С.33

  14. Лапшина И.Е. Основные этапы развития английского права. Концепт. 2018. №. 10. С.5.

  15. Там же

  16. Лапшина И.Е. Основные этапы развития английского права. Концепт. 2018. №. 10. С.5.

  17. Там же

  18. Рассказов Л.П. Англосаксонская правовая семья: генезис, основные черты и важнейшие источники. Научный журнал КубГАУ.2015. №. 105. С.13

  19. Рассказов Л.П. Англосаксонская правовая семья: генезис, основные черты и важнейшие источники. Научный журнал КубГАУ.2015. №. 105. С.13

  20. Фридмэн Л. Введение в американское право. Пер. с англ. под ред. М. Калантаровой. М.: Прогресс. 2014. С.70.

  21. Там же

  22. Фридмэн Л. Введение в американское право. Пер. с англ. под ред. М. Калантаровой. М.: Прогресс. 2014. С.71.

  23. Энтин Л. М. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник для вузов. 2-е издание. М.: Норма. 2015. С.89.

  24. Там же

  25. Энтин Л. М. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник для вузов. 2-е издание. М.: Норма. 2015. С.89.

  26. Там же

  27. Англо-саксонская правовая система. Исторические аспекты // URL: https://moluch.ru/archive/113/29150/

  28. Англо-саксонская правовая система. Исторические аспекты // URL: https://moluch.ru/archive/113/29150/

  29. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник 5-е издание. М.: Дело. - 2014. С.33.

  30. Лазарев В. В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ. - 2014. С.36.

  31. Там же

  32. Давид Р. Основные правовые системы современности. Пер. с фр. и вступ. ст. В. А. Туманова. М.: Прогресс. 2014. С.67.

  33. Лазарев В. В. Общая теория права и государства. М.: Юристъ. 2014. С.36.

  34. Цвайгерт К. и Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в 59 сфере частного права: В 2-хтт. М.: Междунар. Отношения. 2014. С.63.

  35. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. М.: ИКД Зерцало-М.2014.С.29.

  36. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. Учебное пособие. М.: ИКД Зерцало-М.2014.С.29.

  37. Там же

  38. Васильев Л. С. История Востока : учебник для магистров : в 2 т. Т. II. . - 6-е изд., перераб. и доп. М. Юрайт. 2013. С.73.

  39. Васильев Л. С. История Востока : учебник для магистров : в 2 т. Т. II. . - 6-е изд., перераб. и доп. М. Юрайт. 2013. С.73.