Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Общая характеристика основных современных правовых семей (Понятие и структура правовой семьи. Соотношение понятий "правовая семья" и "правовая система" )

Содержание:

Введение

Правовая система представляет собой комплекс правовых явлений, связанных с особенностями развития конкретного общества.

В каждой стране действует свое право – своя национальная (национально-государственная) система позитивного права, имеющая свою специфику и индивидуальные особенности. Вместе с тем эти различные национальные системы права можно объединить в ряд групп (правовых общностей, типов), каждая из которых включает в себя несколько «родственных» (близких по своему генезису и правовым характеристикам) национальных систем права.

Вследствие процессов глобализации права различия между правом различных стран значительно уменьшаются. Сами нормы при этом могут быть бесконечно разнообразны, но способы их систематизации, толкования, применения показывают наличие некоторых типов, группировок правовых систем. Известный французский юрист-компаративист Р. Давид, специалист в области сравнительного права, подобные группы однородных национальных систем позитивного права обозначил как «правовые семьи», «семьи систем права». Это наименование широко используется и в нашей литературе.

Итак, понятие «правовая семья» обозначает группы правовых систем, которые имеют сходные юридические признаки. Подобное сходство является, прежде всего, результатом культурно-исторического развития.

Тема курсовой работы выбрана потому, что право и государство неразрывно взаимосвязаны друг с другом, но каждая страна строит правовую систему, беря во внимание свои индивидуальные особенности исторического развития. Поэтому правовые системы различных государств отличаются друг от друга и имеют свои характерные черты. Это отличие бывает очень значительным. Но также следует заметить, что отдельные страны оказывают на другие государства непосредственное влияние, имеющее как политический, идеологический, так и экономический характер. В результате этого внутри права одного государства сосуществуют различные правовые системы. В работе сделана попытка исследовать проблему о том, что в настоящее время известно пять правовых систем: романо-германская, англо-саксонская, мусульманская, обычное право Африки, право Индии.

Главной целью этой работы является изучение особенностей правовых систем современности, закономерности их становления и развития. В настоящее время эта тема очень актуальна, так как позволяет улучшить правовые системы, обогатить каждую из них. Так как правовые системы отражают социально-экономическое, политическое развитие и уровень культуры народа, то их изучение позволяет восстановить понятие об общественных отношениях, понять механизм общества исходя из прав и обязанностей.

Так же, уже продолжительное время ведутся ожесточённые споры о том, какая правовая система "лучше", какая является наиболее универсальной, будь то англосаксонская, романо-германская или мусульманская система права.

Сторонники каждой из систем приводят веские доводы в пользу своей правовой семьи. Для того чтобы решить вопрос какая же система является наиболее универсальной необходимо тщательно изучить каждую из них, сделать сравнительный анализ и, в конце концов, придти к определённому выводу: какой из правовых систем принадлежит будущее, какая займёт превалирующее положение в наступающем ХХI веке.

Цель данной работы: охарактеризовать основные правовые системы современности.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

1. Понятие и структура правовой семьи. Соотношение понятий "правовая семья" и "правовая система"

Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.

Сам термин правовая семья был введён в научный оборот немецким учёным Готфридом Лейбницем опубликовавшем в 1667 году на латинском языке свой труд Nova Methodus Discendae Docendaeque Iurisprudentiae (новые методы изучения и преподавания юриспруденции). В данном труде содержится § 7 под названием «Theatrum legale als Projekt einerumfassenden Darstellung des Rechts aller Völker, Länder und Zeiten» (Представление права в качестве проекта: всех народов, стран и времён). Именно в данной работе, используя родственно-генетический подход Лейбниц и выдвинул идею о возможном объединении права ряда стран в своеобразные семьи, подчёркивая единый исток и сходство развития[1]. Несколько раньше, Лейбниц выдвинул похожую идею в отношении языков, введя в оборот термин языковая семья (семья языков).

В российской и зарубежной юридической науке при исследовании правовых образований используются понятия «национальная правовая система», «правовая семья» и «правовая» система. Речь идет о внутреннем праве государств, правовая система международного права занимает особое место. В литературе существуют подходы, одинаковые к понятию правовой системы в отдельно взятом государстве (например, в США или Китае, если не говорить о социальной сущности), но неодинаковые по отношению к понятиям правовой семьи, объединяющей определенную группу государств часто на разных континентах (например, англо-саксонская семья), и правовой системы определенного единства иной группы государств (например, в сохранившихся тоталитарно-социалистических государствах разных континентов, в том числе во Вьетнаме и на Кубе). Неодинаковы и классификации правовых систем и правовых семей.[2]

В российских исследованиях прежде всего отмечается, что следует различать понятия «система права» и «правовая система». Считается, что первое понятие характеризует внутреннюю структуру права (правовые акты, нормы, институты, отрасли права и др.), хотя многие исследователи выделяют в нем не только нормативный компонент, но и иные, например, правоприменение. Правовая система в российских исследованиях понимается шире, чем система права, хотя у разных авторов неодинаково (иногда наряду с другими компонентами сюда включают правовую психологию). Нередко такие расширения ведут к смешению понятий права и правовой системы

Основоположники системного анализа иногда использовали понятия правовой системы и правовой семьи как аналогичные (семья — тоже определенная система). По нашему мнению, эти понятия нужно точно различать. Словосочетание «национальная правовая система» относится в научной литературе всех стран к правовым системам определенных государств. Термины «правовая система» и «правовая семья» относятся к группам государств (правовым общностям), разным по сущности и форме или по содержанию и форме.

Правовая система на национальном или групповом (глобальном) уровне — это интегрированное единство пяти основных компонентов правовой действительности:

1) нормотворчества (способы создания правовых норм и их последующей группировки);

2) нормативного компонента (правовые акты, правовые принципы, нормы, институты, публичное и частное право, отрасли права);

3) правоприменения (характер правоприменения, некоторые элементы которого названы выше);

4) правовой идеологии, являющейся частью государственной идеологии, выраженной в нормах конституции и законодательства; с ней можно не соглашаться, она не должна быть обязательной, но в выступлениях против нее насилие применять запрещено);

5) правовой культуры как части культуры, принятой в обществе. Правовая культура включает вопросы, относящиеся к физическим и юридическим лицам, объединениям, организациям, органам, должностным лицам, нормотворчеству, правоприменительному процессу, правовой идеологии.

В настоящее время в юридической литературе существует разнообразие определений понятия "система права". Так, например, В.И. Гойман, рассматривая систему права, говорит о ней, как о совокупности элементов находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости), организованных определенным способом в целях упорядочения собственных отношений. [3] Р.Х. Макуев подчеркивает, что система права представляет собой исторически обусловленную, объективно сложившуюся внутреннюю структуру права, возникшую при определяющей роли общественных отношений. [4] Однако, не вдаваясь в анализ всех определений, приведу, как мне представляется наиболее удачное определение понятия "система права", предложенное Р.А. Ромашковым: система права - это обусловленное объективными факторами внутреннее строение права, характеризующееся согласованностью, взаимообусловленностью и взаимодействием правовых норм, объединенных по соответствующим основаниям в обособленные группы (правовые общности) [5].

Анализ содержания данного понятия позволяет выделить основные признаки, характеризующие это явление. Во-первых, это четкая иерархия структурных элементов. Во-вторых - целостность и единство элементов. В-третьих - объективно обусловленный характер.

В качестве структурных элементов системы права выступают отдельные нормы, институты, отросли и подотрасли права.

Юридическая норма как элемент системы права выступает в качестве регулятора конкретного вида общественных отношений. Стоит отметить, что юридическая норма является первичным элементом системы права.

Правовой институт - это элемент системы права, представляющий совокупность правовых норм, регулирующих одну группу общественных отношений.[6]

В.И. Гойман выделяет следующие основные признаки, раскрывающие понятия "институт права":

  • однородность фактического содержания, то есть каждый институт предназначен для регулирования относительно обособленной группы отношений;
  • юридическое единство правовых норм, то есть нормы, входящие в правовой институт образуют единый комплекс, что создает особый, присущий данному виду отношений правовой режим регулирования.
  • нормативная обособленность, то есть группировка образующих правовой институт норм в глава, разделах, частях нормативно-правового акта.[7]

Институт права включает такой набор норм (управомачивающих, обязывающих, запрещающих), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений. [8]

По своему содержанию институты права бывают: отраслевые и комплексные (межотраслевые). Отраслевой институт образует норма одной отрасли права (например, институт собственности). В свою очередь отраслевые институты могут быть: просты и сложные. Простой институт включает с себя юридические нормы одной отрасли. Например, институт заключения брака (в семейном праве), институт залога (в гражданском праве), институт необходимой обороны (в уголовном праве).

Сложный институт имеет в своем составе ряд субинститутов. Например, институт ренты в гражданском праве включает в себя такие субинституты, как постоянная рента, пожизненная рента, пожизненное содержание с иждивением. Примером комплексного института является институт собственности, который выступает предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых других отраслей права.

Отрасль права является основным подразделением системы права, его главным элементом, объединяющим взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качество однородную область общественных отношений (например, отрасли уголовного права, конституционного права, гражданско-процессуального права и др.).

Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент - подотрасль права.

Подотрасль права представляет собой комплекс правовых норм, регулирующих обособленную группу общественных отношений и входящий в отрасль права.

Если сравнивать понятия "система права" и "правовая система", то последнее шире по своему объему и включает в себя:

систему права (законодательство);

юридическую практику;

господствующую правовую идеологию.[9]

Ну а сама система права подразделяется на нормы права, институты права, под отрасли и отрасли права. Основным элементом системы права является отрасль права, которая состоит из правовых норм, регулирующих данный, специфический, отличающийся от всех остальных вид общественных отношений. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Это уже отдельный, обособленный комплекс правовых норм, часть отрасли права. Институты права регулируют один отдельный вид общественных отношений. Именно через институты образуется отрасль, а не непосредственно правовыми нормами. Более крупное объединение, входящее в состав отрасли - подотрасль права. Она складывается из родственных институтов, изучающих и регулирующих группы близких отношений определенного вида.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

Государственное (конституционное) право - это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

Административное право - регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно распорядительной деятельности органов государства.

Финансовое право - представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

Земельное право - регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные не имущественные отношения.

Трудовое право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека.

Семейное право - отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения.

Гражданско-процессуальное право - регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

Уголовное право - представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется.

Уголовно-процессуальное право - объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам.[10]

Конечно же, такая структура системы права существовала не всегда и, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии, пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной и эффективной.

Каждое из сегодняшних государств имеет свое право, и более того, право может служить признаком некоторых негосударственные образования. У разных стран оно сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, правилами, верованиями.

То влияние, которое оказывает на жизнь общества отрасль права, не может быть игнорировано, оно многообразно и затрагивает как личную жизнь граждан, так и взаимоотношения государств. Каждое из этих правовых явлений обладает определенными функциональными свойствами. Отсюда возникло, было обосновано и утвердилось понятие "правовая система", охватившее широкий круг правовых явлений, включая нормативные, организационные, социально-культурные аспекты, вместе с многочисленными определениями понятия права, отражающими и раскрывающими его существенные черты.

Понятие "правовая система в широком смысле" требует за всем разнообразием признаков, отличающих национальное законодательство, видеть черты общего (универсального) права. Эти признаки могут иметь содержательный характер (например, институт прав человека), но могут быть формальными, например, сходство структуры законодательства. Ценность понятия "правовой системы" в широком значении заключается в том, что оно дает дополнительные аналитические возможности для комплексного анализа и характеристики права той или иной конкретной страны.[11]

Понятие "правовая система", используемое в широком значении, тесно связано со сравнительным правоведением. Терминология здесь весьма разнообразна. Например, Р. Давид использует термин "семья правовых систем", К. - О. Эберт и М. Рейнстайн - "правовые круги", И. Сабо - "форма правовых систем", С.С. Алексеев - "структурная общность". Наиболее распространен термин "правовая семья"[12]

По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье правовая система - это "вместилище, сосредоточение разнообразных юридических явлений". В.В. Бойцова под категорией правовая система понимает следующее: "категория "правовая система" служит для объединения национального права государств, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об их относительном единстве".[13]

В целом можно сказать, что правовая система - это часть целого, часть права, и если под правом понимается система общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленных и обеспечиваемых государством, то под правовой системой - явление, отражающее собой всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность, систему юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает правовое воздействие на поведение людей. Правовая система общества - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.

2. Классификация правовых систем

Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно судить и о сущности всей правовой системы данного общества, а правовая система - вся "правовая действительность" данного государства.

Каждая страна имеет свою, особенную отвечающую ее интересам правовую систему. В условиях разных по своей форме цивилизаций, разных культурных традиций, формируются разные правовые системы. Хотя у всех этих обществ есть один общий элемент: обязательные для выполнения правила поведения и организация общественных отношений.

Необходимость и важность классификации правовых систем имеет две причины: во-первых, разностороннее познание правовой картины мира требует не только ее общего рассмотрения, но и изучения ее по отдельным частям, то есть, правовым системам; во-вторых, это обуславливается сугубо практическими целями -унификацией действующего законодательства и совершенствованием национальных правовых систем1.

Как отечественные, так и зарубежные ученые не пришли к единому мнению по поводу определения конкретных видов критериев классификации.

В основу классификации правовых систем положены различные факторы: исторические, религиозные, технико-юридические, идеологические, культурно-правовые, этнические и другие факторы. Некоторые авторы насчитывают около 200 правовых систем, другие ограничиваются различением трех больших групп среди всех правовых систем: правовой системы западного типа, правовой системы советского типа и религиозной правовой системы. «По отношению к государству и политическим системам правовые системы могут быть подразделены на следующие типы: догосударственные, дополитические системы; политико-государственные системы права; постполитические (политико-государственные) правовые системы».[14]

Некоторые авторы выделяют восемь типов правовых систем: романистические, нордические, социалистические, правовые системы немецкого типа, правовые системы, основанные на обычном праве, основанные на исламских традициях, на индусской традиции, правовые системы Дальнего Востока. Но правовые системы группируются также по правовым семьям.

Одна из самых распространенных – классификация правовых систем (семей), данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, которая включает в себя религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, основанной, прежде всего, на источниках права. Совершенствуя свою классификацию правовых систем, Рене Давид выделил среди них четыре системы: романо-германские правовые системы, англосаксонские правовые системы, социалистические, религиозные и традиционные правовые системы и некоторые другие правовые семьи. Особое внимание при классификации правовых систем уделяется таким критериям, как общность их исторических корней, сходство стиля или модели правового мышления, близость основных правовых институтов и др.[15]

В основу классификации К. Цвайгерт и Г. Котц взяли критерий «правового стиля», который складывается из следующих основных факторов: происхождение и эволюция правовых систем, особенности юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы. На основе этих факторов различаются так называемые «правовые круги» – романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право.

В основе марксистской типологии права лежит критерий общественно-экономической формации – рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право.

Отдельные авторы (А.Х. Саидов) выдвинули идею многофакторной классификации.[16] Многофакторная классификация правовых семей построена на основе трех взаимосвязанных критериев: исторического генезиса правовых систем, системы исторического права и структуры правовой системы. В соответствии с этим выделяют романо-германскую правовую семью, правовую семью общего права, скандинавскую правовую семью, латиноамериканскую, мусульманскую, индусскую, дальневосточную правовую семью и семью обычного права.

В российском правоведении традиционно используются классификации, в основе которых лежат национально-исторические, технико-юридические и конкретно-географические признаки права.

Внутри отдельной правовой семьи возможны дальнейшие классификации. Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского (Италия, Франция, Испания, Португалия, право латино-американских стран, церковно-католическое право), и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия, скандинавские страны). Внутри семьи общего права выделяют правовые системы Англии, США, право англоязычных стран. Славянская правовая семья включает в себя группу российского права и западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария, современная Югославия). Но в наиболее устоявшейся, ставшей уже традиционной классификации, различают правовые семьи общего (англосаксонского) права, романо-германского права, социалистического, мусульманского права, семьи религиозного и традиционного права.

К наиболее старым, "классическим" правовым семьям относятся 1) семья общего права и 2) романо-германская (континентальная), принадлежащие к западной юридической традиции.

Общее (англо-саксонское) право исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии (период его становления - X-XIII века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства, и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридические принципы. Совокупность этих решений, точнее, принципов, на которых они основывались (прецедентов), была обязательной для всех судов и, таким образом, составила систему общего права.

Специфика общего права состоит в:

1) отсутствии кодифицированных отраслей права и 2) наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в структуру английского права входят статутное право (законодательство) и "право справедливости".

Норма общего права носит казуистический (индивидуальный) характер, ибо она есть "модель" конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, ибо они составляют одновременно механизм правообразования и механизм правореализации. При этом важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве, что проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

В настоящее время наряду с общим правом в странах англо-саксонской правовой семьи широкое развитие получило законодательство (статусное право), источником которого являются акты представительных органов, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи. Однако исходные принципы организации правовая система, например, Англии сохраняет с XIII века до сих пор.

На территории Северной Америки английское право было распространено обосновавшимися там переселенцами из Англии. Обычаи и традиции местных индейцев игнорировались как нечто чуждое и нецивилизованное. Однако английское право претерпело в колониях довольно значительные изменения. Это было связано с новыми условиями и в первую очередь с тем, что в Новом Свете отсутствовал феодальный уклад. Потребность в регулировании новых отношений, складывавшихся в колониях, способствовала утверждению идеи о необходимости создания кодифицированного права.

Сравнительно-правовой анализ государственно-правовых институтов, принципов и норм различных стран позволяет выделить общее и особенное в этих странах и свести все многообразие национального регулирования в определенную систему мирового права.

В основе данной семьи права лежит римское право, где в качестве основного источника права выступает писаный закон (нормативно-правовой акт). Данное право формировалось на основе права христианской цивилизации, учитывающего, прежде всего, характер справедливости заключающихся в источниках (формах) права норм. На суд и другие правоприменительные органы возлагается обязанность точной реализации норм права, сформулированных законодателем, что, в конечном счете, обеспечивает единообразие правоприменительной практики. «Закон в романо-германском праве никогда не отожествлялся и не отожествляется с правом, а «законопорядок», т.е. порядок, складывающийся на основе строгого и неуклонного соблюдения требований, содержащихся в законе, никогда не рассматривался как синоним «правопорядка».[17]

Закон в данной правовой семье не является абсолютным и единственным источником права (но в системе источников права занимает доминирующее место), наряду с ним большое значение имеют обычаи, доктрины, судебные решения и др. Судья в данной системе не обязан следовать решению другого суда, за исключением практики высших судебных инстанций. Но суды вправе создавать главным образом прецеденты судебного толкования.

Романо-германская правовая семья (Италия, Франция, Германия, Испания, страны Латинской Америки, значительная часть государств Африки и Востока и др.) сложилась в Европе в средние века, на основе кодификации византийского императора Юстиниана. Рецепция римского права привела в Европе к тому, что правовые системы континентальных стран приобрели определенное сходство. Во всех странах закон является основным источником права, есть писаные конституции, обладающие высшей юридической силой. «Романо-германскую правовую семью отличает ряд особенностей, среди которых следует отметить, прежде всего, принцип верховенства закона, означающий ведущую роль в системе ее источников права писаных конституций. Кроме того, в условиях верховенства закона акты регламентарной (или исполнительной) власти (регламенты, декреты, постановления и т.д.) имеют подзаконный характер».[18]

Законы и подзаконные акты не должны противоречить конституциям, которые разграничивают компетенцию государственных органов и в соответствие с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права. В романо-германской юридической доктрине различают три основных разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы и сводные тексты норм. Законы в соответствии с их отраслевым характером регулируют специальные (отдельные) сферы общественных отношений. Среди источников романо-германского права большое место в правовом регулировании занимают подзаконные акты.

В романо-германском праве широко используются в правовом регулировании основные принципы права, которые приобретают особое значение в случае пробельности или коллизионности законодательства. Доктрина по-прежнему оказывает весомое влияние на законодательную и правоприменительную деятельность. Обычай может действовать в этой системе лишь в дополнение к закону, т.е. определяющего значения не имеет. В ряде случаев (прежде всего в частном праве) обычаи преобладают над иными источниками права. Необходимо указать «на такую отличительную черту и особенность романо-германского права, как ярко выраженную по сравнению с другими правовыми семьями доктринальность и концептуальность».[19]

Судебная практика также относится к числу вспомогательных источников. В ряде случаев судебное решение, закрепленное на уровне высших судебных инстанций, приобретает фактическое значение прецедента. Но суд не имеет права на правотворчество. В тоже время судебная практика и в этой системе в ряде случаев стала рассматриваться как источник права.[20]

Внутри романо-германской системы есть и существенные различия. Прежде всего, внутри данной семьи выделяют две правовые группы: романскую (Италия, Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Испания, Португалия) и германскую (Германия, Австрия, Швейцария и др.). В отличие от романского права на германское право сильное влияние оказала немецкая правовая наука. Например, во Франции и в настоящее время в основе системы источников права используются кодексы наполеоновского времени. Но в тоже время разрабатываются современные кодексы по отраслевому типу. Хотя они охватывают достаточно узкие сферы правового регулирования (Лесной кодекс, Кодекс сберкасс, Кодекс автомобильных дорог и т.д.) и носят консолидированный характер. В системе романо-германского права преобладает торговое право, хотя во многих странах данной правовой семьи широкое распространение изначально получили гражданские кодексы. Кроме перечисленных отличительных признаков романо-германской правовой семьи указывается также на такую черту этого права, как «относительно самостоятельный характер существования гражданского и коммерческого права, исторически, с момента их возникновения и последующего развития четко проводимое различие между тем и другим».[21]

В последнее время в континентальных странах расширилась сфера подзаконного нормотворчества. Обычаи продолжают использоваться в качестве источника права в частных правовых отношениях и при решении проблем и вопросов конкретного региона. Обычаи по общему правилу являются дополнением к закону. Кроме того, например, во Франции источники права делятся на первичные (государственные нормативные акты) и вторичные (судебные решения). Однако процесс взаимовлияния права вследствие интегративных процессов проявляется в том, что во Франции решения Кассационного Суда, Государственного совета, Конституционного совета начинают оказывать на правовую систему роль, сходную с принципом действия английского прецедента. Судья хотя и не обязан жестко следовать судебной практике, но все же находится под сильным влиянием авторитета предыдущих судебных решений.

В Германии основой действующего права являются кодексы. Но значительная часть изменений в законодательство внесена через специальные законы и наблюдается тенденция к увеличению влияния подзаконных актов. Правительственные и иные подзаконные акты в Германии могут быть изданы только в рамках исполнения законов. В Германии нет консолидированных кодексов нового типа. Правовой обычай распространен в достаточно узкой среде, не охваченной кодификацией. В сфере публичного права Германии проявляется широкое действие конституционных норм. Судебная практика выступает в качестве источника права лишь при утверждении решений нижестоящих судов в высших судебных инстанциях. В сфере действия административного права роль судебной практики еще менее значительна. Решения Конституционного Суда Германии являются источником права наравне с законом. Толкования Конституционным Судом законов обязательны для всех правоприменительных органов. Значение конституционного контроля проявляется в том, что на время проверки законности акта, подлежащего применению, происходит приостановление его действия, а затем решается дело в соответствии с заключением Конституционного Суда.

Характер системы источников права Германии связан с федеративным государственным устройством страны. Каждая земля (субъект Федерации) имеет свое законодательство, но федеральное право по Конституции Германии имеет приоритет над правом земель. С другой стороны земли достаточно самостоятельны и участвуют через верхнюю палату (бундесрат) в федеральном нормотворчестве, а законодательная компетенция Федерации ограничена рамками Конституции (Основного закона). Вопросы, не отнесенные к исключительной или совместной компетенции, остаются в компетенции земель. «Каркасный» характер законодательства Германии проявляется в том, что Федерация может издавать только общие положения – законы-рамки (рамочное законодательство), а право издания специальных (детальных) законов закреплено за землями Германии. Но в случае коллизии законов действует федеральный закон. Общие нормы международного права являются по Основному закону составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законом и непосредственно порождают права и обязанности у субъектов права на территории Федерации. В отличие от Германии во Франции действие норм международного права носит более умеренный характер, где говорится не о прямом применении норм международного права, а о договорах и соглашениях, надлежащим образом ратифицированных.

Обобщая сказанное, можно выделить основные признаки романо-германской правовой семьи. В названных странах доминирует единая, иерархически построенная, система источников писаного права, где главное место занимает законодательство. Основная роль в правотворчестве отводится органам законодательной власти, правоприменительные органы не могут изменять закон и его смысл. Высокий уровень конституционного регулирования дополняется высокой техникой нормативных обобщений, что достигается при помощи кодификации нормативно-правовых актов. Все право делится по отраслевому признаку, а также на частное и публичное право. Правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных источников права.

. Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. Различают так называемые традиционные правовые системы (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки и некоторые другие.

В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения.

Так источниками мусульманского права являются Коран, сунна и иджма. Коран - священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета (с а в), произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установления вполне нормативно-юридического характера. Коран является моральной и религиозно-философской основой мусульманского права. Большинство норм Корана очень обширно и неимперативно: это оставляет огромные возможности для проявления в установленных ими религиозных рамках правовой инициативы1.

Сунна - мусульманское священное предание, рассказывающее о жизни пророка и представляющая собой сборник норм-традиций, связанных с поведением и высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.

Иджма - третий источник мусульманского права - комментарии ислама, составленные его толкователями - докторами мусульманской религии. Она выступает в качестве своеобразного способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы2. Эти комментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается в иджме, поэтому коран и сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.

Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Характерные черты этого права - архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов - продуктов деятельности государства.

По данным 2017 г. на Земле проживает около 7,7 млрд. человек, из которых 1,7 млрд. — мусульмане. В процентном соотношении получается, что почти каждый четвертый, живущий на планете, является приверженцем ислама. В 42 странах мусульмане составляют большинство населения. В 28 государствах ислам является государственной религией, но мусульмане проживают миллионами, а в отдельных случаях — десятками миллионов в других странах, руководствуются своим правом в личных, а нередко и в некоторых общественных отношениях.

В рамках мусульманской системы права существуют правовые семьи, выделяемые по разным основаниям (сунниты и шииты, живущие в одних и тех же странах), разделенные территориально фундаменталистская («классическая», радикальная) и модернизированная (в «продвинутых» странах) мусульманские правовые семьи. Фундаменталистская, радикалистская семья права, отстаивающая «чистоту ислама», восприятия институтов иных глобальных правовых систем принципиально не допускает, а имеющиеся явления квалифицирует как совпадения. Напротив, юристы «продвинутых» стран (например, ливанский профессор Н. Маррат) считают, что все институты мусульманского права совместимы с европейскими18, что является преувеличением.

Сунниты (большинство) и шииты — два основных направления в исламе. Они живут в одних и тех же странах, но применяют разные толкования некоторых основополагающих положений Корана, особенно по вопросу о власти. У них официальные толки (масхабы), являющиеся одновременно правовыми и религиозными установками, сформулированными путем рациональных толкований Корана и Сунны учеными-исламоведами в VIII-IX вв. У суннитов четыре основных масхаба, названных по именам их создателей (ханифиты, шафииты, маликиты, ханбалиты), у шиитов — три (джафари-ты, исмаилиты, зейдиты), но есть и другие масхабы. Иногда противоречия суннитов и шиитов (считающих себя угнетенной частью уммы — сообщества мусульман) доходят до жестоких и длительных вооруженных столкновений (продолжающаяся гражданская война в Йемене).

В конституциях модернизованных мусульманских стран иногда говорится о «мусульманской религии умеренного толка» (ст. 1 Конституции Марокко (2011 г.). В них, как правило (исключение — Марокко) существуют республика, выборы, парламенты, партии, общественные объединения (все это запрещено в странах правового фундаментализма), существует развитое законодательство (в странах фундаментализма говорится, что все нормы права (кануны) есть в «священных книгах», и нужно только суметь извлечь это из них, а институты мусульманского права считаются несовместимыми с европейскими). В «продвинутых» странах давно упразднены мусульманские суды с членовредительными (талион и т.д.) наказаниями,

Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Оно распространяется практически на всех выходцев из Индии и так же, как мусульманское право, тесно связано с религией - индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался в глубокой древности - почти две тысячи лет назад, однако сохранил свое регулирующее значение до настоящего времени. В этом качестве индуизм выступает элементом государственно-правовых отношений современного, в частности, индийского общества. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии до сих пор наиболее ощутимо - семейных, наследственных отношениях, кастовом статусе человека и т.д.

Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), так и религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне не снижающейся значения традиционных и особенно религиозных норм, и даже в известной мере - их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.

Славянская правовая семья. Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой системы имеет определенную новизну и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.

Особенностью приведенного варианта структуры правовых семей, включающей самостоятельную семью славянского права, является стремление отразить подход уже известных типологий, выделяющих в отдельную рубрику славянскую правовую семью, так и изменения юридической карты современной Европы. Из представленной классификации не выпадает (в отличие от некоторых современных трактовок) нормативный регион и соответственно правовая общность, образуемая странами в основном славянского этнического происхождения, относимыми в свое время к социалистической правовой семье. Конечно, здесь идет речь о государствах бывшего социалистического содружества - СССР, ГДР, Польше, Болгарии,. Венгрии, Чехословакии, Румынии, которые составляли, в частности, по мнению французского компаративиста Р. Давида, особую семью социалистического права.

Основанием для выделения этой правовой общности в качестве отдельной, специфичной правовой семьи были, в свое время, социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях "общественно-экономическая формация", "социальный строй общества", который с помощью права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая) власть названных стран. В традиционной для нашей науки классификации правовых семей на семьи общего, романо-германского (континентального), традиционно-обычного, религиозного и социалистического права использовалось сразу несколько, довольно разнохарактерных критериев - от технико-юридических до социально-экономических и идеологических. Такая классификация соответствовала устоявшимся научным подходам и главное - государственно-правовым реалиям мира. Поэтому она была общепризнанной в советской юридической литературе. В настоящий период данная типология нуждается в определенных уточнениях, вытекающих из новой политической, социально-экономической и духовной ситуации, сложившейся в правовом мире в связи с распадом СССР, европейской социалистической системы, эволюцией общественно-политического строя стран, входивших в зону социалистического права.

3. Основные правовые системы современности

Англосаксонская правовая семья является самой распространенной в мире. Если в романо-германской правовой семье основным источником права является нормативно-правовой акт, в странах англо-американской правовой семьи основным источником права является судебный прецедент (норма, сформулированная судьями), судебное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение. «К источникам английского права помимо судебного прецедента относятся также законы (статуты), доктрина, обычай и разум».[22] Акты правотворчества здесь отличаются сложной структурой и тщательной регламентацией деталей, норма права ассоциируется с конкретным судебным решением. «В отличие от Европейского континента, где толкование нормы права имеет целью выяснение смысла абстрактных правовых формул, английский судья толкует, прежде всего, конкретные термины и т.д.».[23] В настоящее время в английском праве усилилось влияние нормативно-правовых актов.

Общее право (единая система прецедентов) исторически оформилось в Англии (английское право является ядром этой системы) и в настоящее время включает в себя собственно право Англии, англоязычных стран и американское право. Оно основано на праве судей (юридической практики) и на праве справедливости (королевский суд). «Общее право по своей природе и содержанию является «судейским правом». Это означает, что в основу общего права изначально были заложены и остаются там до сих пор решения королевских (вестминстерских) судов – в Англии, решения Верховного Суда по вопросам конституционности или неконституционности обычных («текущих») законов – в США, вердикты высших судебных инстанций по аналогичным вопросам – в Канаде, Австралии и других англоязычных странах».[24]

Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права, норма общего права носит индивидуальный (казуистический) характер, нормы общего (абстрактного) характера имеют вторичное значение. При этом приоритет отдается процессуальным нормам перед материальными нормами права (формы судопроизводства, источники доказательств, механизм правореализации). Общее право «по сравнению с другими правовыми семьями имеет ярко выраженный «казуальный» характер», является системой «доминирования «прецедентного» права и полного или почти полного отсутствия кодифицированного права».[25] Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти (высокий уровень независимости, судейский иммунитет), что, в частности, проявляется в отсутствии прокуратуры и административной юстиции.

Англо-американское право не исключает статутного (законодательного) регулирования (акты представительных органов), причем роль последнего возрастает особенно под влиянием вступления Великобритании в Европейское Сообщество. Под влиянием глобализации права происходит сближение семьи общего права и семьи романо-германского права (возрастает значение писаного права «континентального типа»). Законодательные акты при этом подразделяются на публичные и частные, но в целом для Великобритании не характерно подразделение права на частное и публичное (английское право делится на общее право и право справедливости).

Таким образом, английское право приобрело тройную структуру: общее право – основной источник, право справедливости – дополняющее и корректирующее этот основной источник и статутное право – писаное право парламентского характера. Сохраняют свое регулирующее значение нормы обычаев.

В англо-американской правовой семье различаются группы английского и американского права. В группу английского права входят Англия, северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и бывшие колонии Британской империи. Вторую группу образует право США. Исторически английское право формировалось в ходе деятельности королевских судов, постепенно сложилась практика (сумма решений), которой руководствовались суды в дальнейшем рассмотрении аналогичных дел. Правило прецедента означает, что однажды сформулированное решение суда в последующей юридической практике становилось обязательным и для всех других судей. Постепенно возрастает значение статутного права, поэтому правотворческая роль судей соответственно сдерживается принципом, согласно которому изменения в праве не должны происходить без согласия короля и парламента. Но одновременно с этим устанавливается право судей интерпретировать статуты – право, которое судьи присвоили себе, ссылаясь на то, что, работая в парламенте при обсуждении статутов, они лучше других могут пояснить их содержание. Так прецеденты распространились на дополнительную сферу – толкование законов. В новое и новейшее время возникает практическая необходимость выйти за жесткие рамки прецедента. Так, королевский канцлер брал на себя окончательное право разрешения споров, в связи с чем участники спора обращались к королю (право справедливости). Право справедливости и общее право являются составной частью прецедентного права (в результате судебной реформы). И сегодня в системе общего права важно, чтобы дела в суде, прежде всего, разбирались не судьями-профессионалами, а добросовестными людьми. Правила прецедента делают нормы более гибкими к потребностям юридической практики, но одновременно такое право является слишком казуистичным и менее определенным.

В статутном праве США получили распространение кодексы, хотя они по своей сути являются консолидированными источниками права. Особой формой кодификации США является создание единообразных законов и кодексов. Подготовку таких проектов и кодексов осуществляет Общенациональная комиссия представителей всех штатов. Для того чтобы проект стал законом, он должен быть одобрен легислатурами (законодательными собраниями) штатов. В тоже время в США, как и в Англии по-прежнему велико значение обычного права, особенно в сфере публичного права.

К религиозным правовым системам относятся в основном мусульманское, индусское право, право восточных государств. Это следующие страны: Иран, Ирак, Пакистан, Судан, Индия, Сингапур, Бирма, Малайзия, Египет, Ливан, Афганистан, Саудовская Аравия и др. К семье традиционного права относятся в основном правовые системы ряда стран Тропической Африки и Дальнего Востока, Мадагаскар и др.

Основными источниками мусульманского права являются: Коран (где наряду с религиозными взглядами излагаются установления нормативно-юридического характера), Сунна (мусульманское священное предание, сборник норм-традиций), Иджма (комментарии исламских правоведов, толкователей права), Кияс (суждения по аналогии).

Нормы, содержащиеся в Коране и сунне, в основном и составляют право ислама (шариат), которое в тоже время смешано с нормами религии и морали. В тоже время в исламском праве наблюдается постоянная эволюция юридических источников, связанная, в том числе с заметными заимствованиями европейского юридического опыта. Использование рациональных источников европейского права привело к необходимости приспособления мусульманского права к современным условиям существования права и обусловило появление новых форм права на основе применения правила «иджтихада». Возросла роль мудждахидов (толкователей) в формировании современного мусульманского права. Кияс (суждение по аналогии) сохраняет свое важное значение после Корана и сунны, имеет важное значение в случае пробельности законодательства. Акты глав (правителей) мусульманских государств по отношению к этим источникам имеют подчиненное значение. Характерной чертой этого права является его казуистический характер, хотя этот недостаток постепенно устраняется на основе принятия новейших законов и кодексов (усиливается роль закона как источника права). В отраслях регулирования, связанных с личным статусом, влияние мусульманского права является сильным, в отраслях публичного права сохраняют свое действие лишь отдельные институты мусульманского права, в авторском, изобретательском, компьютерном праве и других влияние мусульманского права отсутствует.[26]

Анализ нормативного содержания мусульманского права показывает, что не все юридические нормы в равной степени основаны на исламе как системе религиозных нормативных предписаний. Наиболее прочно связаны с религией лишь конкретные правила поведения, которые установлены со ссылкой на Коран или Сунну (например, брачно-семейные отношения, вопросы наследования, некоторые уголовно-правовые нормы). Эти нормы по существу являются неизменяемыми. Большая часть мусульманского права основана на правилах логического толкования («иджтихад»). Таким образом, на современном этапе большинство юридических норм имеют к религии косвенное отношение. Наблюдаются и существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования. В последнее время в мусульманском праве наблюдается тенденция «обходить всякого рода приемами и оговорками действующие нормы мусульманского права» (аренда земли заменяется договором товарищества, выдача займа – путем ограниченного толкования круга лиц, на который он распространяется, например, договор страхования можно осуществлять между мусульманином и не мусульманином) и др.[27] В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама как религиозной системы, хотя многие нормы права совпадают с религиозными правилами поведения. Лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции, действует в своем традиционном виде. В других странах происходит постоянное обновление законодательства под влиянием западных правовых моделей. Правовые системы наиболее развитых арабских стран строятся с некоторыми отступлениями по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) – Египет, Сирия, Ливан и англосаксонскому – Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохраняются традиции регулирования некоторых сфер частно-правовых отношений. В настоящее время ни в одной из мусульманских стран религиозное право не является единственным действующим правом, но в тоже время оно не потеряло своих позиций. Исключение составляет Турция, где мусульманское законодательство полностью заменено по западноевропейскому образцу.

Классификацию современных правовых систем стран Востока можно представить следующим образом: первую группу составляют правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться достаточно широко. Вторую группу составляют правовые системы Пакистана, Судана, Ливии, где сфера действия мусульманского права не всеобъемлюща, но сохраняет свое существенное влияние (например, на уровне конституционного права закрепляются особые положения исламского права). Третью группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Ирака, Сирии, Ливана, Сомали, Мавритании, Афганистана и др. Здесь наряду с признанием действия источников мусульманского права, их фиксации на конституционно-правовом уровне наблюдается некоторая демократизация законодательства. Сфера действия мусульманского права как идеологического фактора значительно шире, чем рамки применения его конкретных нормативных предписаний. В ряде стран взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодательстве (Иран, Пакистан. Ливия).

Широко распространенной системой религиозного права является индусское право (веды, традиции и обычай), оно тесно связано с индуистской религией. Индуизм выступает важным элементом государственно-правовых отношений в Индии, Бирме, Сингапуре. Особое влияние индусского права прослеживалось ранее в семейных и наследственных отношениях, в кастовом статусе человека. Каждая каста имела строго определенную систему прав, свобод и обязанностей. В качестве регулятора поведения в этой правовой системе допускается обычай. Позитивное индусское право является, прежде всего, обычным правом, где в определенной мере преобладает религиозная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются и толкуются обычаи. В случае отсутствия правовой нормы по вопросу, требующему нормативного воздействия, судьи решают дело по справедливости и совести.

Судебные прецеденты, законодательство в индусской правовой системе не являются источниками права в строгом понимании, так как правоприменительным органам предоставлена достаточно широкая сфера усмотрения. В то же время правительство является активным субъектом законотворческого процесса. На основе обычаев в традициях брахманизма были разработаны детальные предписания для всех социальных групп (каст) древнеиндийского общества (дхармасутры и драхмашастры являются внешними формами права). Индия испытала сильное воздействие английского права, поэтому данное право можно называть англо-индусским. В настоящее время система каст на государственном уровне запрещена, но сохранила свое влияние на уровне обычаев. Значительно стало использоваться право прецедента, но оно в целом не стало индийской традицией.

Обобщая признаки семей религиозного и традиционного права, можно сделать выводы. В семье религиозного права источником права является Бог, а не общество или государство. Выражением данного понимания являются другие источники религиозного права. Особое место в системе источников занимают не только тексты религиозного содержания, но и труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие положение первоисточников. Судебная практика не является самостоятельным источником права. Среди признаков семьи традиционного права необходимо выделить преобладающее место в системе источников права обычаев и традиций, которые содержат в себе юридические установления. Нормативно-правовые акты имеют вторичное значение, юридическая доктрина не играет существенной роли в правовом регулировании. Несмотря на определяющее влияние религиозных и традиционных норм в этих странах, главной тенденцией развития семей религиозного и традиционного права на современном этапе является усиление роли нормативно-правового акта как источника права

Заключение

По результатам проведенного в ходе написания данной курсовой работы исследования возможно сделать следующие выводы.

Правовая система – совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации.

Правовая система – это вся «правовая действительность» данного государства, активными элементами которой выступают:

– собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках;

– правовая идеология;

– судебная (юридическая) практика.

Понятие "системы права" не следует отождествлять с понятием "правовая система". Последнее шире по своему объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Понятие правовая система имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Сравнимость правовых систем – необходимое условие их систематизации или объединения (типологии).

В данной работе предпринята попытка рассмотреть основные правовые системы в современном мире.

Для выделения основных правовых семей, наиболее существенными по мнению большинства ученых являются три группы критериев: исторический генезис (то есть возникновение их развития); система институтов права; структура правовых семей. С их учетом выделяют: страны континентальной Европы (а также латинской Америки, некоторые страны Африки и Турции); англосаксонская (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия); семьи религиозно-правовые (ислам, иудаизм); социалистическая (Китай, Вьетнам); семья обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар).

Каждая правовая система уникальна, однако, сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.

Учет различных критериев классификации (в том числе и такого критерия, как уровень правовой развитости) расширяет спектр и обогащает содержание сравнительно-правовых характеристик и оценок изучаемых национальных форм и систем права и в целом углубляет процесс правового познания.

В мире насчитывается около 200 правовых систем. Наиболее известной является классификация правовых систем французского учёного Рене Давида.

В последнее время, в результате развития международного права, торговых и экономических связей между странами наблюдается тенденция к сближению правовых систем различных стран. Так в странах "общего права" все большее значение приобретает кодификация, а в странах континентального права наоборот судебный прецедент. Также не трудно увидеть, что даже принадлежность стран к одной и той же крупной правовой семье, отнюдь не исключает существенных различий между национальными правовыми системами этих стран.

Список использованных источников

  1. Азарова И.А. Смешанные правовые системы: теоретико-правовой и сравнительно-правовой анализ — Краснодар, 2016.
  2. Алексеев С. С. Право и правовая система /С. С. Алексеев. //Правоведение. -1980. - № 1. - С. 27 - 34
  3. Аннерс Э. История европейского права. М., 2011.
  4. Байниязова З.С. Правовая система и её принципы // Юридическая мысль. – 2011. - № 1. – С. 12-20.
  5. Берандзе М.Р. Некоторые аспекты в вопросе определения, содержания и соотношения терминов "система права" и "правовая система" // Пробелы в российском законодательстве. - М., 2010, № 2. - С. 85-89
  6. Гаврилов В. В. Понятие национальной и международной правовых систем // Журнал российского права. — 2004. — № 11. С. 98-112.
  7. Гаврилов В.В. Развитие концепции правовой системы в отечественной доктрине права: общетеоретический и международно-правовой подходы // Журнал российского права. – 2009. -№ 1. – С. 76-88.
  8. Гойман В.И. Действие права. (Методологический анализ). - М., 1992. - 182 с.
  9. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. — М.: НОРМА, 2003. — С. 667.  (Проверено 6 сентября 2012)
  10. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности = Les grands systemes de droit contemporains / Пер. с фр. В. А. Туманова. — М.: Международные отношения, 1996. — 400 с. 
  11. Егоров А.В. Правовая семья как объект сравнительного правоведения // Правоведение. – 2011. - № 2. – С.155-161.
  12. Искевич И.С., Попов А.Н. Правовая система России и международная правовая система: вопросы и пути взаимодействия // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2016, № 3. - С. 162-165.
  13. Ковлер А.И. Антропология права. - М.: Издательство НОРМА, 2002. — 480 с.
  14. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. — М., 2010. — Т. 1. — С. 200-275.  
  15. Маркова-Мурашова С.А. Смешанные правовые системы — СПб, 2006.
  16. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира. М.: Зерцало, 2016. - 522 с.
  17. Матузов Н. И. Правовая система развитого социалистического общества // Советское государство и право. — 1983. — № 1. — С.18-19.
  18. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государств и права: Учебник. / 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2009. — 512 с.
  19. Муромцев Г.И. Правовые системы и правовые культуры в сравнительно-правовых исследованиях // Вестник Российского университета Дружбы народов. Серия «Юридические науки». 2013. № 4. - С.158-165.
  20. Нерсесянц В. С. Сравнительное правоведение в системе юриспруденции // Государство и право. — М.: Наука, 2001. — № 6. — С. 4-12.
  21. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., Юристъ. — С. 137. — 520 с. 
  22. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности) / Под ред. В.А. Туманова. — М.: Юристъ, 2003. — 448 с.
  23. Синюков В.Н, Российская правовая система. Саратов. 2004.
  24. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. — М.: ИНФРА М-Норма, 1997. — 570 с. 
  25. Теория государства и права / Под ред. ред. В. Я. Кикотя, В. В. Лазарева. 3-е изд. , перераб. И доп. М. : изд. «Форум» : Инфра, 2008. - 624 с.
  26. Тихомиров Ю. А. Правовая система развитого социалистического общества // Советское государство и право. — 1979, — № 7. — С. 33.
  27. Тихомиров Ю. А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал российского права. — 1998. — № 4-5. — С. 6-12.
  28. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. — М.: НОРМА, 1996. — 432 с. 
  29. Трикоз Е.Н. Гибридные правовые системы и их место в смешанном правовом семействе — Вестник Университета. М., 2017.
  30. Цвайгерт К., Кётц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2-х томах. — Пер. с нем. Ю. М. Юмашева. — М.: Международные отношения, 2000. — Т. 1. .
  31. Чжао Л. Правовая система России: проблемы и перспективы развития // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXXV междунар. науч.-практ. конф. № 7(68). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 68-71.
  32. Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-М, 2002. — 432 с. 
  33. Чиркин В.Е. Современные глобальные правовые системы: сближение и антагонизм // Журнал российского права. - М.: Норма, 2015, № 8. - С. 14-24
  34. Шафеев Д.Р. Современная правовая система Российской Федерации // Автореферат дисс. на соискание ученой степени к. юр. н. Казань, 2002. - 25 с.
  35. Юридическая энциклопедия. / Изд. 6-е, доп. и перераб. / Под. ред. М. Ю. Тихомирова. — М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2008. —733 с.
  36. Яцентюк П.Л. Система права и система законодательства: вопросы соотношения // Актуальные проблемы гуманитарной науки и гуманитарного образования. Сборник научных трудов. - С.-Пб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. - С. 229-234.

Приложение 1

Приложение 2

п/п

Понятие

Определение

Англо-саксонское право

система английского частного права, действующая в Англии, США, Австралии, Ирландии, Канаде и других бывших английских колониях. Для англо-саксонского права характерно раздвоение на статутное право и на общее право.

Национальная правовая система

конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства

Общее право

правовая система, сложившаяся в Англии на базе местных обычаев и обобщения практики королевских судов. В общем праве основным источником права признается судебный прецедент.

Правовая культура 

система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определённой общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности

Правовая семья

совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути ее формирования

Правова́я систе́ма 

совокупная связь системы права (в том числе системы законодательства), правовой культуры и правореализации. Правовую систему не следует путать с системой права, которая является лишь частью правовой системы. Понятие правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов

Правовой институт

совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений

Правовой обычай

исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям

Прецедентное право

правовая система, в которой основным источником права признаются решения высших судебных инстанций (судебные прецеденты), имеющие обязательную силу. Такая система предоставляет суду правотворческие функции.

Религиозная правовая система 

это правовая система, где основным источником права выступает священное писание. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).

Рома́но-герма́нская правова́я семья́ 

термин сравнительного правоведения, обозначающий совокупность правовых систем, изначально созданных на основе рецепции римского права и объединенных общностью своих структур, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата

Система права

исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура национального права, определяемая характером регулируемых общественных отношений.

Приложение 3

Карта правовых систем мира

  1. Егоров А.В. Правовая семья как объект сравнительного правоведения // Правоведение. – 2011. - № 2. – С.158.

  2. Берандзе М.Р. Некоторые аспекты в вопросе определения, содержания и соотношения терминов "система права" и "правовая система" // Пробелы в российском законодательстве. - М., 2010, № 2. - С. 87.

  3. Теория государства и права: Учебник / под ред. В. Я. Кикотя, В. В. Лазарева. 3-е изд. , перераб. И доп. М. : изд. «Форум» : Инфра, 2008. - С. 362.

  4. Макуев Р.Х. Теория государства и права: Учебник. М.-Орел, 2005. С. 349.

  5. Ромашков Р.А. Теория государства и права. Учебное пособие / под общ. ред. В.П. Сальникова. М., 2002. С.94.

  6. Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. — М.: Статут, 1999. — С. 47.

  7. Гойман В.И. Действие права. (Методологический анализ). - М., 1992. – С.65.

  8. Теория государства и права: Учебник/под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. М.,2008. С. 364.

  9. Алексеев С. С. Право и правовая система // Правоведение. — 1980. — № 1. С. 31.

  10. Ковлер А.И. Антропология права. - М.: Издательство НОРМА, 2002. – С.65-66.

  11. Тихомиров Ю. А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал российского права. — 1998. — № 4-5. С 8.

  12. Юридическая энциклопедия. / Изд. 6-е, доп. и перераб. / Под. ред. М. Ю. Тихомирова. — М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2008. — С. 453.

  13. Алексеев, С. С. Право и правовая система /С. С. Алексеев. //Правоведение. -1980. - № 1. - С. 27 - 34

  14. Теория государства и права / Отв. ред. В.Д.Перевалов. - М.: Инфра-М, 2009. - С. 324.

  15. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М.: Проспект, 2004. - С. 359.

  16. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). Учебник. М.: Юристъ, 2000.

  17. Там же. – С.509.

  18. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С.Нерсесянца. - М.: Норма, 2004. - С.286.

  19. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.: Проспект, 2004. - С. 369.

  20. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С.Нерсесянца. - М.: Норма, 2004. - С. 287.

  21. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.: Проспект, 2004. - С. 378.

  22. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С.Нерсесянца. - М.: Норма, 2004. - С.290.

  23. Там же. – С.290.

  24. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.: Проспект, 2004. - С.384

  25. Там же. – С.385.

  26. Там же. - С. 306.

  27. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. – М.: Проспект, 2004. - С. 403.